Презентация живопись второй половины 19 века. Русская живопись II половины XIX века. Русская живопись ii половины xix в

У р о к 1. по Окружающему миру

2 класс


Письмо экологов школьникам

Цели: расширять знания о живой и неживой природе; научить распределять объекты в группы по общим признакам; показать значимость вопроса охраны природы.

Оборудование: предметы живой и неживой природы, фотографии, иллюстрации.

Ход урока

I. Организационный момент.

– Мы продолжаем с вами знакомиться с окружающим нас миром. Рассмотрите иллюстрации и расскажите, что нас окружает?

– Природа – это все, что нас окружает и существует независимо от человека. Она делится на живую и неживую природу.

– Назовите изображенные на картинках предметы неживой природы. (Вода, песок, камни, воздух.)

– Перечислите предметы живой природы. (Растения, животные, грибы.)

– Растения и животные – это два мира живой природы, которые тесно связаны друг с другом. С растениями мы встречаемся на каждом шагу. Мир животных тоже многообразен. Черви, паукообразные, насекомые, рыбы, птицы – это все животные.

– А куда мы можем отнести человека? (Человек – часть живой природы. Он относится к миру животных.)

II. Формирование новых знаний.

Звучит в записи песня из репертуара С. Ротару и ансамбля «Непоседы» «Аист на крыше». На доске представлены иллюстрации с изображением аиста.

– Отгадайте, кто это?

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(Аист.)

– К нам вернулись аисты. Рассмотрите рисунок на с. 6–7 учебника. Где вьют гнезда аисты, чем питаются? Почему аисты живут около человека?

– Давайте представим, что произойдет, если высохнет болото. (Исчезнут комары и мошки.)

– Давайте составим цепочку и убедимся, что все в этом мире взаимосвязано. Нарушение какого-нибудь звена влечет за собой нарушение баланса в природе.

– Почему жизнь аистов во многом зависит от мира живой природы и от человека?

– Как люди помогают природе нашего края?

Ф и з к у л ь т м и н у т к а

Мы кидали мяч друг дружке.

Дети становятся парами лицом друг к другу, имитируя броски мяча одного игрока другому.

Мячик прыгал, как лягушка.

Прыгают на месте.

Ускакал он вдруг куда-то.

Делают прыжки вправо, влево.

Не найдут его ребята.

Выполняют приседания, имитируя
поиск мяча.

III. Закрепление изученного.

– Рассмотрите рисунок на с. 6–7 и назовите, что относится к миру живой природы. Что относится к миру неживой природы? Как они взаимосвязаны между собой?

– Сейчас проверим, как вы сможете самостоятельно найти и записать объекты живой и неживой природы.

Р а б о т а в т е т р а д и (с. 2, задания № 1 и 2 самостоятельно).

– А сейчас поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если это предмет живой природы, поднимаете две руки вверх, а если неживой, то сидите смирно.

Камень, дерево, песок, птица, вода, собака, солнце, грибы, лиса, окунь, воздух, ромашка, облака, лягушка, ветер, медведь, дождь, гусеница, снег.

– Все в природе взаимосвязано. А как связаны между собой растения и животные?

– Почему жизнь одних зависит от жизни других?

– Почему нужно помогать животным и птицам?

IV. Итог урока.

– Почему в поселок Мирный вернулись аисты? Чем они питаются? Почему человек должен охранять и оберегать природу?

Информационное письмо к проекту «Письма животным»

Уважаемые педагоги!

В заключение Года экологии и Года заповедной системы России Министерство природных ресурсов и экологии инициировало проведение проекта «Письма животным». Этот проект в регионах курируют особо охраняемые природные территории, в Костромской области – заповедник «Кологривский лес».

В проекте могут принять участие учащиеся 1-5 классов, дошкольники с 6 лет и их родители.

Цель проекта – сформировать бережное отношение к природе и окружающему миру у детей и взрослых.

Сроки реализации проекта

Приглашаем педагогов дошкольного образования и педагогов начальных и 5 классов принять участие в проекте. Чтобы упростить ваше участие в проекте, мы предлагаем Вам Методическое пособие (автор – Рыжова Н.А.), разработанное сотрудниками заповедника занятие по подготовке к участию в проекте с приложениями, а также бланки и конверты для писем.

Справки по телефону – 89108052788 (Наталья Валерьевна Панова)

Тем, кто пожелает включиться в проект, предлагаем Краткую инструкцию по реализации проекта.

Краткая инструкция для педагогов по реализации проекта «Письма животным»

1. Знакомство с методическими, информационными и инструктивными материалами.

2. Проведение занятия или серии занятий по подготовке к участию в проекте. Вариант такого занятия прилагается, также можно воспользоваться Методическим пособием Рыжовой Н.А.

3. Написание писем (дети с родителями или педагогами индивидуально или группами пишут письма животным, передают их куратору в образовательном учреждении, который отправляет все написанные письма (не позднее 10 апреля 2018 года) в заповедник «Кологривский лес» (адрес: 157440, Костромская область, г.Кологрив, ул.Некрасова, д.48, ФГБУ «Государственный заповедник «Кологривский лес», отдел по экологическому просвещению). Можно использовать предлагаемые нами бланки для писем и конверты или сделать их самостоятельно.

4. Получение ответов (сотрудники заповедника, волонтёры пишут ответы на письма детей от имени животных и отправляют их в образовательные учреждения).

5. Лучшие письма (30 штук) отправляются в оргкомитет проекта для дальнейшего отбора. Их авторы награждаются на региональном уровне.

6. Оргкомитет отбирает лучшие 50 писем и публикует их во втором издании книги «Письма животным».

Примечание: предлагаемые методические материалы можно использовать на внеурочных занятиях, классных часах, при проведении экологических мероприятий.

Вариант занятия по подготовке детей к участию в проекте «Письма животным»

Цель – подготовить детей к участию в проекте «Письма животным».

Задачи:

1. Расширить знания детей о животном мире.

2. Воспитать любовь к животным и бережное отношение к природе.

3. Дать детям научные представления в области биологии, экологии, географии, но при этом облечь информацию в привлекательную и интересную форму. В игровой форме познакомить детей младшего возраста с особенностями экологии некоторых животных.

4. Познакомить детей с правилами переписки с животными: как изготовить конверты, составить адрес, заполнить анкеты, нарисовать портрет животного и т.д.

Оборудование: карточки с портретами животных, глобус, почтовый ящик, бланки для написания писем, конверты, мультимедиа проектор, компьютер, мешочек с желудями, шишками, ягодами, корой и т.д., анкеты, игра «Где чей дом?»

Ход занятия.

Часть 1. Путешествие по природным зонам. Беседа, работа с глобусом, возможен просмотр эпизодов из документальных фильмов.

Сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся с вами в путешествие для того, чтобы познакомиться с живыми обитателями нашей планеты. Также у нас появилась возможность наладить переписку с животными с помощью «лесной почты».

Ребята, как вы думаете, что я вам принесла? (глобу с). Правильно, а что о нем можно сказать? (это уменьшенная модель Земли ).

Посмотрите какой он разноцветный! А знаете ли вы, что означают разные цвета? (голубой цвет – моря, океаны, желтый – пустыни, зеленый – равнины, леса степи, коричневый – горы, синие веточки — реки).

Нашу планету населяет множество различных видов животных, только на глобусе этого совсем не видно. Поэтому сегодня мы с вами будем путешествовать по разным областям Земли и заселять её, применяя наши знания.

Итак, первой природной зоной, которую мы рассмотрим, будет Арктика. А как еще ее можно назвать? (царство снега и льда ).

Почему здесь такой климат? (Снег
и лед здесь никогда не тают, зима длинная и суровая, сильные морозы. Солнышко светит, но не греет, поэтому не может растопить лед) .

Если в Арктике повсюду снег и лед, кто может здесь жить? (белый медведь, морж, тюлень ). Как эти животные приспособилось к суровому климату Арктики? (у них густой мех и толстый слой подкожного жира).

А чем они питаются? (Белый медведь – рыбой, тюленями. На снегу он совсем незаметен: шуба белая и снег белый, лишь нос черный. Когда он охотится на тюленей, прикрывает нос лапой. Медведю не страшны ни мороз, ни ледяная вода – у него густой мех и толстый
слой подкожного жира. Белый медведь хороший пловец, может плавать даже под водой).

Кто расскажет о том, чем питается морж? (Морж – сильное животное , у него есть клыки, которыми он раскалывает лед и находит пищу: рачков, моллюсков, клыки его защищают от врагов, он не боится холода, у него толстый слой подкожного жира ).

Мы с вами вспомнили о тех животных, которые обитают в Арктике, а сейчас я предлагаю дополнить пейзаж Арктики. Нужно найти изображения тех животных, которые живут в Арктике (выходят дети и работают у глобуса – прикрепляют к нему картинки с изображениями животных).

Вот какая получилась Арктика – царство снега и льда, где всегда суровая и холодная зима.

Следующая природная зона пустыня. Какой здесь климат? (жаркий климат, продолжительное лето, песчаные барханы, главная трудность – недостаток воды)

Значит ли это, что в пустыне никто не живет? А каких животных мы можем там встретить? (верблюд, варан, ящерицы, змеи, тушканчик, скорпион, черепаха) . Как они приспособились к данному климату? (могут долгое время обходиться без еды и воды)

Кто хочет рассказать о животных пустыни? (Верблюд – житель пустыни, его называют кораблем пустыни. В горбах у него жир, который помогает ему долго обходиться без еды и воды, после долгих переходов оба горба свисают набок, как пустые мешки. Но вот верблюд наестся и напьется – горбы снова расправились. В копытах у него есть подушечки, которые позволяют верблюду не обжигаться в песке и не проваливаться в песок);(варан – ящерица, а прозвали его пустынным крокодилом : поймает ящерицу — съест, поймает черепаху — проглотит, а вот тушканчика поймать не может, потому что тот очень быстро скачет). Почти все животные пустыни имеют коричневый окрас. Как вы думаете, почему? (Это делает их незаметными для врагов)

Следующая природная зона – тропический лес. Какой здесь климат? (влажный, каждый день дожди, жарко)

Каких животных можно здесь встретить? (слон, обезьяна, ленивец, гиппопотам, крокодил, тигр, носорог )

Расскажите о самом большом животном. (Слоны - удивительные животные . Они очень любят воду, любят «принимать душ» поливая себя с помощью своего хобота. Хобот у слона это длинный нос, благодаря которому он дышит, нюхает, пьет, захватывает еду, и даже издает звуки. Также у слонов очень мощные бивни, которые растут всю его жизнь. Слоны обычно держатся стадами. Они хорошо плавают и бегают. Слоны питаются корнями деревьев, травой, фруктами.)

Многие обитатели тропиков имеют пятнистую или полосатую окраску, как вам кажется, почему? (Полосатая либо пятнистая окраска многих обитателей помогает животным скрываться в пронизанном кое-где солнечными лучами полумраке тропического леса)

Часть 2. Составление анкеты животного и его адрес.

А теперь давайте отправимся в наш лес. В Костромской области есть тайга, смешанные, мелколиственные леса. Какое значение для человека и животных имеет лес? (дом для растений и животных , для человека источник древесины, ягод, грибов, лекарственных растений, место отдыха )

Какие животные обитают в Костромских лесах? (медведь, лиса, волк, куница, кабан, волк, лось, белка, заяц и др.)

Давайте вместе расскажем об одном из лесных животных и составим для него своеобразную анкету.

Место обитания

Профессия животного

Особые приметы

Одежда

Враги

Возможные варианты

Пользуясь этой анкетой, очень просто составить адрес животного и написать ему письмо. Вот, например, звери в заповеднике «Кологривский лес» очень ждут ваших писем и готовы вам ответить и рассказать о своей жизни.

Давайте попробуем составить адрес животного. В графе Куда нужно указать природную зону или название заповедника, где живёт животное, затем конкретное место, где оно обитает. Например, Заповедник «Кологривский лес», нора на р.Сеха.

Чтобы более точно определять адрес животного, давайте поиграем в игру «Где чей дом?» (См. Приложение к занятию)

В графе Кому нужно указать название – «фамилию» и «имя» животного. Имя – это название рода, а фамилия – название вида. Например: Европейской норке, Бурому медведю, Обыкновенной лисице, Белоспинному дятлу, Травяной лягушке и т.д.

Письмо с неправильным адресом будет долго искать получателя. Ответ в этом случае придет не скоро, а может быть, почтальон вообще не сможет его доставить. Для того чтобы письмо выглядело как настоящее (особенно, если вы хотите получить от животного ответ), нужно указать на конверте свой домашний адрес, адрес школы или детского сада. (Адрес школы можно написать под руководством педагога)

У нас заготовлены конверты (конверты также можно сделать самим на уроках рисования или технологии ), вы сами нарисуете на месте для марок портреты любимых животных, напишете адрес. А затем уже сочините тексты писем. В письмах можно рассказать животному то, что вы о нём уже знаете, и спросить о том, что вы хотите узнать, можно составить меню для животного и также вложить его в конверт. Также вы можете, оценив свои возможности, пригласить животное в гости (если сможете создать для него подходящие, как в природе, условия) или отказать ему в приеме (по причине отсутствия условий). Помните, что животным, которые живут в нашей местности, письма дойдут гораздо быстрее, а значит, вскоре вы получите ответы на них.

Чтобы более точно составить меню, давайте поиграем в игру «Угадай, что в мешочке». (Волшебный мешочек используется для определения предметов на ощупь (например, желудей, ягод, шишек, коры, листьев – пищи животных). Задача детей: определить предметы на ощупь, назвать их и рассказать, кто питается данным кормом.)

Теперь вы готовы к написанию писем животным и давайте приступим к их созданию.

Часть 3. Оформление адресов. Создание портретов. Написание писем.

(Письмо может быть индивидуальным или групповым, его можно написать в классе под руководством педагогов или дома с помощью родителей. Письма необходимо собрать и отправить одной посылкой от школы или детского сада не позднее 10 апреля по адресу 157 440, Костромская область, г.Кологрив, ул.Некрасова, д.48, ФГБУ «Государственный заповедник «Кологривский лес», отдел по экологическому просвещению. Справки по телефону 89108052788)

Кому_______________________________________
Куда_______________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

Индекс места назначения

Приложение к занятию_Игра_Где чей дом.

Бланк для письма

Приложение к занятию_ Игра_Где чей дом

Слайд 1

Русское искусство второй половины XIX века

Слайд 2

Вторая половина XIX века - время могучего расцвета всего русского искусства. Резкое обострение социальных противоречий приводит в начале 60-годов к большому общественному подъёму. Поражение России в Крымской войне (1853-1856) показало её отсталость, доказало, что крепостное право тормозит развитие страны. Против самодержавия поднялись лучшие представители дворянской интеллигенции и разночинцы. Революционные идеи 60-х годов нашли своё отражение в литературе, в живописи, в музыке. Передовые деятели русской культуры вели борьбу за простоту и доступность искусства, в произведениях стремились правдиво отразить жизнь обездоленного народа.

Слайд 3

Изобразительное искусство второй половины XIX века
С 50-х годов XIX века основным направлением русского изобразительного искусства становится реализм, а главной темой – изображение жизни простого народа. Утверждение нового направления проходило в упорной борьбе с приверженцами академической школы живописи. Они утверждали, что искусство должно быть выше жизни, в нем нет места русской природе и социально-бытовым темам. Однако академики были вынуждены пойти на уступки. В 1862 году все жанры изобразительного искусства были уравнены в правах, это значило, что оценивались только художественные достоинства картины, независимо от тематики.

Слайд 4

Этого оказалось мало. Уже в следующем году группа из четырнадцати выпускников отказалась писать дипломные работы на заданные темы. Они демонстративно ушли из Академии и объединились в «Артель художников», возглавил ее И. Н. Крамской. Артель стала своеобразным противовесом Академии художеств, однако распалось уже через семь лет. Ее место заняло новое объединение – «Товарищество передвижных художественных выставок», организованное в 1870 году. Главными идеологами и учредителями товарищества стали И. Н. Крамской, Г. Г. Мясоедов, К. А. Савицкий, И. М. Прянишников, В. Г. Перов. В уставе общества говорилось, что художники не должны материально ни от кого зависеть, будут сами устраивать выставки и вывозить их в разные города.

Слайд 5

Главной темой картин передвижников стала жизнь простых людей, крестьян, рабочих. Но если А. Г. Венецианов в свое время изображал красоту и благородство крестьян, то передвижники делали акцент на их угнетенное положение и нужду. Картины некоторых передвижников изображают реальные сцены из повседневной жизни крестьян. Здесь и ссора богача с бедняком на сельском сходе (С. А. Коровин «На миру»), и спокойная торжественность крестьянского труда (Г. Г. Мясоедов «Косцы»). Картины В. Г. Перова критикуют бездуховность служителей церкви и невежество народа («Сельский крестный ход на Пасхе»), а некоторые проникнуты искренним трагизмом («Тройка», «Проводы покойника», «Последний кабак у заставы»).

Слайд 6

С. А. Коровин «На миру»

Слайд 7

Г.Г. Мясоедов «Косцы»

Слайд 8

В. Г. Перов «Тройка»

Слайд 9

В картине И. Н. Крамского «Христос в пустыне» отразилась проблема нравственного выбора, которая неизменно возникает перед каждым, кто берет на себя ответственность за судьбы мира. В 60-70-х годах 19 века такая проблема стояла перед представителями русской интеллигенции. Но не только жизнь народа интересовала передвижников. Были среди них и замечательные портретисты (И. Н. Крамской, В. А. Серов), пейзажисты (А. И. Куинджи, И. И. Шишкин, А. К. Саврасов, И. И. Левитан).

Слайд 10

Не все художники второй половины 19 века открыто выступали против академической школы. И. Е. Репин, В. И. Суриков, В. А. Серов благополучно закончили Академию художеств, взяв из нее все лучшее. В творчестве И. Е. Репина представлена народная («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии»), революционная («Отказ от исповеди», «Арест пропагандиста»), историческая («Запорожцы, сочиняющие письмо турецкому султану») темы. В. И. Суриков прославился историческими картинами («Утро стрелецкой казни», «Боярыня Морозова»). В. А. Серову особенно удавались портреты («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем»).

Слайд 11

И. Е. Репин «Бурлаки на Волге»

Слайд 12

И. Е. Репин «Отказ от исповеди»

Слайд 13

В. И. Суриков «Утро стрелецкой казни»

Слайд 14

В. А. Серов «Девочка с персиками»

Слайд 15

В последних десятилетиях XIX века русские художники стали больше внимания уделять технике исполнения рисунка, стилизации, сочетанию красок – всему тому, что уже в скором времени станет основными чертами авангардизма с его поисками новых форм художественной выразительности. В 19 веке русская живопись прошла длинный и сложный путь развития от классицизма до первых признаков модерна. К концу века академизм полностью изжил себя как направление, уступив место новым направлениям в живописи. Кроме того, искусство стало ближе к народу благодаря деятельности передвижников, а в 90-х годах XIX века были открыты первые общественные музеи: Третьяковская галерея в Москве и Русский музей в Петербурге.

Слайд 16

Русская музыка второй половины XIX века
Вторая половина XIX века - время могучего расцвета русской музыки, как и всего русского искусства. Камерная и симфоническая музыка вышла за пределы аристократических салонов, где она ранее звучала, и стала достоянием более широкого круга слушателей. Большое значение в этом сыграла организация в 1859 году в Петербурге и год спустя в Москве Русского музыкального общества (РМО). Много сил и энергии отдал организации РМО замечательный русский пианист Антон Григорьевич Рубинштейн. Русское музыкальное общество ставило своей целью «сделать хорошую музыку доступной большим массам публики». В концертах, которые устраивало РМО, получили возможность выступать русские артисты.

Слайд 17

Открытие консерваторий в Петербурге и Москве уже через несколько лет принесло свои плоды. Первые же выпуски дали русскому искусству замечательных музыкантов, ставших гордостью и славой России. Среди них был и Чайковский, окончивший Петербургскую консерваторию в 1865 году.
В 1862 году в Петербурге была открыта первая русская консерватория. Её директором стал А.Г.Рубинштейн. А в 1866 году состоялось открытие Московской консерватории, которую возглавил брат Антона Григорьевича - Николай Григорьевич Рубинштейн, также высокообразованный музыкант, прекрасный пианист, дирижер и хороший педагог. Долгие годы он руководил Московской консерваторией, был другом Чайковского и других передовых музыкантов, артистов и писателей Москвы.

Слайд 18

Учебным заведением массово-просветительного характера была Бесплатная музыкальная школа, открытая в 1862 году по инициативе Милия Алексеевича Балакирева. Целью её было дать рядовому любителю музыки основные музыкально-теоретические сведения и навыки хорового пения, а также игры на оркестровых инструментах. Таким образом, в 60-е годы в России впервые возникают учебные музыкальные заведения с различной направленностью.

Слайд 19

В музыкальном творчестве 60-х годов ведущее место заняли Чайковский и группа композиторов, вошедших в состав балакиревского кружка. Речь идет о «Новой русской школе», или, как её назвал однажды в своей статье Стасов, «Могучей кучке»: «… сколько поэзии, чувства, таланта и уменья есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов», - писал он по поводу одного из концертов под управлением Балакирева.

Слайд 20

В «Могучую кучку», кроме Балакирева, вошли Кюи, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков. Балакирев стремился направить деятельность молодых композиторов по пути национального развития русской музыки, помогая им практически овладеть основами композиторской техники. Сам отличный пианист и композитор, он пользовался огромным авторитетом у своих молодых друзей. Римский-Корсаков так писал о нём впоследствии в своей книге «Летопись моей музыкальной жизни»:
«Его слушались беспрекословно, ибо обаяние его личности было страшно велико. Молодой, с чудесными подвижными, огненными глазами… говорящий решительно, авторитетно и прямо; каждую минуту готовый к прекрасной импровизации за фортепиано, помнящий каждый известный ему такт, запоминающий мгновенно играемые ему сочинения, он должен был производить это обаяние, как никто другой. Ценя малейший признак таланта в другом, он не мог, однако, чувствовать своей высоты над ним, и этот другой тоже чувствовал его превосходство над собою. Влияние его на окружающих было безгранично…».

Слайд 21

Знакомясь с историей и бытом русского народа, композиторы «Могучей кучки» (кроме Кюи) с большой любовью бережно собирали и изучали русские народные песни. Народная песня получила в их произведениях широкое и многостороннее претворение. В своем музыкальном творчестве композиторы «Могучей кучки» стремились опираться на мелодический склад русской и отчасти украинской песни. Подобно Глинке они горячо увлекались и музыкой восточных народов, в особенности Кавказа и Средней Азии. Живо интересовался народной песней и Чайковский. Но в отличие от композиторов балакиревского кружка, он чаще обращался к современной ему городской народной песне, к характерным интонациям бытового романса. Развитие русской музыки протекало в 60-е и 70-е годы в неустанной борьбе с консервативными критиками и бюрократами-чиновниками, отдававшими предпочтение иностранным исполнителям-гастролёрам и модным операм зарубежных авторов, что учиняло непреодолимые препятствия постановкам русских опер. По словам Чайковского, русскому искусству «не оставалось для приюта ни места, ни времени».

Слайд 22

Велико значение русского искусства второй половины XIX века. Несмотря на препятствия, преследования, оно помогало народу бороться за свободу, за осуществление светлых идеалов. Во всех областях искусства было создано множество замечательных произведений. Русское искусство того времени открыло новые пути для дальнейшего развития народно-национального художественного творчества.

Слайд 23

Спасибо за внимание
Работу подготовила Маслова Александра