Костромские достопримечательности. Село Красное-на-Волге. Музей скани. Село Красное-на-Волге история (Костромская область) Поселок городского типа красное на волге

Фотографии

Добавить фотографию

Описание места

В 30 км к юго-востоку от Костромы располагается бывшее село, а ныне посёлок городского типа Красное-на-Волге, повсеместно именуемое просто Красным. Ювелирный промысел в здешних краях известен с IX века (ещё до славянской колонизации). В XIX веке этим промыслом занимались в округе не только в селе Красном, но и в полусотне сёл и деревень по обе стороны от Волги. Красносельские изделия из скани (тончайшее витое серебро-паутина) со вставками из различных камней широко распространены на российском рынке, так же, как и отдельные камушки-брелоки, поделки из них и иные украшения с применением драгоценных металлов.

Красное-на-Волге лежит на левом берегу реки Волги, в 35 километрах к юго-востоку от Костромы. Посёлок входит в Перечень исторических городов России. Планировка Красного радиально-кольцевая, аналогичная столичной - центром служит Красная площадь, от которой лучами расходятся улицы: Советская, Ленина, Луначарского и К. Либкнехта. Все достопримечательности можно объединить в один простой маршрут.

Местная легенда гласит, что название населённого пункта происходит от кровавой битвы с иноземными войсками. После заключения мира женщины «подолом слезы вытирали». По другой версии поселок получил имя благодаря красоте продукции местных народных промыслов, которыми издревле славился. Местные жители зовутся красносёлами.

В нынешнее время Красное - уютный зелёный населённый пункт, явно старинный с виду: помимо пятиэтажек здесь полным-полно частных деревянных домиков, а также больших каменных особняков, бесспорно представляющих собой памятники архитектуры. Последние наиболее интересны и необычны. В советское время Красное входило в Золотое Кольцо, но не из-за своей ювелирной направленности, а из-за редкой архитектурной достопримечательности - Богоявленской шатровой церкви 1592 г., стоящей аккурат в центре посёлка, на Красной площади. До 1930-х гг. рядом с ней стоял пятиглавый белоснежный собор, позже взорванный. Сейчас на этом месте нет ничего напоминающего о его существовании - лишь разбит небольшой сквер.

В субботу утром мы проснулись на воде и из окна у нас было видно такое:

Это отель "Островский причал" (ул.1-го Мая 14), который сделан в бывшем дебаркадере речного порта. Сон на воде - это отдеьное удовольствие. Знаю, что шаманы часто используют его как лекарство. Важно только, что бы течение входило со стороны головы и выходило бы через ноги. Тогда оно уносит с собой внутренний мусор. Если же спать наоборот, что вода собирает весь этот внутренний мусор, но не может вывести из тела и тот остается на уровне головы, которая с утра поэтому болит.)

В самом отеле никакая шумоизоляция, поэтому слышно, как чихают в соседнем номере и как горничные гремят швабрами по утру, но, разумеется все это ничто по сравнению со сном на воде и утренней медитацией, не вставая с постели.

У каждого номера на первом этаже есть балкончик. И с него вот такие вот виды. Наверное и рыбу можно ловить летом.

Насладившись вполне видами из номера, мы отправились в село Красное на Волге - центр ювелирного ремесла. По пути рассматривали Кострому. Город из окна машины увиделся приветливым. Вот, например, с такими домиками. В Кострому я бы еще вернулась.

Село Красное на Волге находится в 35 км от Костромы. И известно как центр ювелирного промысла. На сегодня в селе насчитывается 570 зарегистрированных ювелирных предприятий из 750 по региону. И есть собственная палата, которая ставит пробы на драгметалы.

И что бы разобраться что к чему в этом селе, мы сначала отправились в местный музей (ул.Советская д49а) и заказали экскурсию (350 рублей). Группа музея в контакте: (довольно информативная), сайт музея .

На фото собственно здание музея. Если будете располагать временем, обогните здание с левой стороны (если стоять к нему лицом) и найдите небольшую кирпичную пристройку. Там проводят мастер-классы по скани для детей и взрослых (200- 300 рублей за час)

Итак, музей, Красное село с 9 века было известно как центр ювелирных кустарей, которые творили ювелирку в основном для простонародья. Например такие вот крестики вывозились на ярмарку целыми обозами (по словам нашего экскурсовода).

Или вот такие серьги и брелОки, изначальное назначение которых было.. заменять часы на цепочке, если у человека не хватало на последние средств. (а так вроде что-то тяжеленькое лежало в часовом нагрудном кармане).

Это наш экскурсовод рядом с ремесленным столом, который по её словам был и есть в каждой избе в селе Красное на Волге.

Или такая вот техника "литья по натуральному объекту", что позволяет передать все натуральные "трещинки" объекта. А сам Объект потом изымается из полученной формы.

В советские времена ювелирный завод выпускал значки и брошки. И все равно по-ювелирному.)

А вот такую брошку - ландыш даже я помню. Ностальгия.

В следующем зале музея была представлена техника скань, собственно которой и знаменит местный завод. Это техника скрученной проволоки - медной - серебряной или посеребреной. Изделия от наперстка до огромных вымпелов. В советские времена были в каждом доме. Например такие вазочки.

Или такие ежики.

Ну меня, конечно, больше всего волновали украшения.

Вот такой вот комплект тоже интересный.

А вот это эскизы украшений. Когда я стану большой и займусь ювелирным искусством, я обязательно сделаю вот такие вот серьги - справа сверху - по эскизу Ф.П.Бирбаума.

А вот этот вот комплект не про скань. Он из кости. Но мне созвучен.

В последнем зале была выставка работ студентов КУХОМа - единственного в России училища по обработке металлов. Это их сайт . Здание КУХОМа находится прямо напротив музея и в выставочном зале училища, похоже, тоже проходят интересные выставки (судя по сайту). Среди экспонатов, например вот такая вот декоративная ваза, созданная в качестве дипломной работы.


В следующий раз нужно будет обязательно заглянуть на выставку в это училище. Ну а среди студенческих работ в музее были не только украшения, но и вот такая изумительно декорированная одежда. Уверена, что её можно купить после выставки. И, почему-то мне кажется, что цена будет адекватной. Потому что цены в селе Красное изумляют своей адекватностью.

Еще в музее, который занимает дореволюционное здание, в котором до этого, кстати, располагались классы этого ювелирного училища, так вот в музее есть вот такая вот уникальная чугунная лестница. Которая похожа сама на ювелирное изделие.

Поблагодарив экскурсовода за рассказ и распросив её про то, куда пойти в селе за украшениями, мы за ними и пошли. На самом деле тайных адресов нет. Практически все магазины от основных производителей расположены на центральной улице (Советской), где стоит и сам музей. Так что далеко ходить не нужно - все рядом. Вот это, например, огромный магазин от Красносельского ювелирного завода. Находится справа от музея, если стоять ко входу в музей лицом.

В селе ТРИ ювелирных завода и более 600 ювелирных мастерских. Вот список основных предприятий с адресами и телефонами. Думаю, что некоторые из них не работают с розницей, а только с оптом. Поэтому есть смысл заранее это выяснить. Я бы посетила следующие магазины:
1) магазин "Алмаз Холдинг" в здании завода, рядом с музеем (Советская 49)
2) Магазин "Красноград" (ул.Советская д52). Напротив здания завода и музея. Это магазин сборный - где есть представители многих местных компаний. Да, цены дороже, чем в фирменных магазинах при заводах, но незначительно.
3) магазин при фабрике Sokolov (бывший "Диамант"). Их постройки будут справа при въезде в село (пр-т Ювелиров, 37). их сайт.
4) магазин Т.Д. Красносельский ювелир (будет слева при въезде в село) ул. Советсткая д.86 их сайт.

Еще, я бы с удовольствием нашла бы выход на местных ювелиров, которые делают авторские украшения. Видела некоторые работы на выставке в музее. Очень достойные. Но вот где найти этих мастеров?

Список магазинов совершенно не претендует на полный. Более того - скорее наоборот - отражает лишь небольшую часть. Поэтому буду рада, если в комментариях поделитесь своим опытом посещения села Красное на Волге или выходом на ювелиров. То, что мы в это село еще вернемся - не вызывает сомнений. Мой прозорливый супруг Виталий, пронаблюдав, как я "опьяненная" брожу по этим магазинам, как по пещере Али-Бабы сказал "Теперь я точно знаю, что подарить тебе на следующий день рождения: поездку в село Красное с некоторой суммой денег".)

Ну и про деньги. Все правда. Цены изумляющие. В первом же магазине я даже уточнила у продавца, как читать ценник, потому что в моей голове не укладывалось, как, например, серебряные серьги с довольно крупной вставкой из фионитов, граната, искусственного топаза или изумруда могут стоить... 400 - 600 рублей, а какое-нибудь серебряное колечко без вставок - 150... Теперь представьте, как я захмелела, понимая, что имея всего лишь 1-2 тысячи рублей в кармане я могу купить себе практически любое украшение.

Да, ассортимент довольно однообразный - напоминает те самые "обозы с крестиками и образками", что везлись на ярмарку. Но и среди всего этого разнообразия можно отыскать что-то интересное.

И да, есть, разумеется отдел с бриллиантами и золотом - платиной, но так как я не знаю на них московских цен, то мне не с чем и сравнивать. Но подозреваю, что и они ниже Московских раза в два - три, как и цены на серебро.

Со мной в результате уехали такие вот серебряные серьги с топазами компании Sokolov за 1800 рублей (что было на порядок дороже аналогичных серег других компаний, но мне приглянулись эти.) И кольцо к ним в комплект, тоже с топазом, но другого производителя за 400 рублей.

Одним словом, насладившись по самые крышечки доступным прекрасным, мы наконец покинули это славное село, отправившись к не менее прекрасному - Большой Воде реки Волги. И тут мы наконец поняли истинное значение названия села КРАСНОЕ на Волге. Смотрите сами: Раз:

Смотрите сами: два. (Это я пытаюсь практически "испить шеломом Дону Волгу")

Смотрите сами: три.

Ну а к месту мы выехали изумительному - к паромной переправе, которая действует летом. Летом в село Красное можно приехать без заезда к Кострому и экономя 30 километров.

Ну а солнце меж тем начало клониться и мы повернули колеса свои во обратную дорогу. Мы вновь проехали по селу Красное, мимо храма Богоявления Господня XVII век. Внутрь мы не попали (был закрыт).

И вскоре были уже снова в Костроме (всего 35 км) у ворот Ипатиевского монастыря, который был нашей следующей точкой на этот день. Однако, как я уже упоминала, официальные туристические места в этой поездке нас не принимали. Потому как мы приехали в 15:30, а монастырь был открыт до 16:00, Платить около 1000 рублей за билеты на вход на 30 минут нам показалось неразумным, поэтому мы счастливо выдохнули (ибо были уже наполнены впечатлениями и размышлениями на этот день), зашли в местый магазинчик, купив "льняных полотенец" на сувениры (Кострома - знаменита своими льняными фабриками).

и отправились ужинать уже в знакомое нам "Гастрономическое кафе" в Торговых рядах (В селе Красное еды мы не нашли, только злато-серебно, и потому были голодны). По пути к кафе мы размышляли, а где же в этом городе Кремль. В какой-то момент поняли, что Кремля нет, а есть необозримые по объему Торговые ряды. Ну и правда - город ведь купцов - какой тут Кремль.

Обрадовались этому открытию, вкусно поужинали и направились в Ярославль, в гостиницу "Модерн". Наконец отдыхать в преддверии следующего дня и дороги домой.

А продолжение следует.
Начало рассказа об этом путешествии можно прочитать здесь.

Поедете в Красное?

А что там?

А почему бы и нет. Всё на месте не сидеть…

Вот с такой мотивацией отправились мы в село Красное-на-Волге. Ничего о нём не знали. Думали, поглядим на пыльный маленький сельский музей при школе или доме культуры. Поэтому то, что мы увидели там, изумило, ошеломило, потрясло. Но обо всём по порядку.

Красное-на-Волге - посёлок в Костромской области, райцентр. В нём около восьми тысяч жителей. Но село это имеет богатую историю. Оно гораздо старше первого документального упоминания о нём. Археологические изыскания и исследования культурного слоя говорят о том, что люди жили здесь ещё до Х века. Местность на берегу Волги была слишком хороша, чтобы долго пустовать.

Название села связывают с событиями прошлого: по преданию, здесь произошла битва с врагами, в которой пролилось столько крови, что Волга текла кровавая и земля стала красной. Согласно другой версии, места здесь были "красны", "красивы". По третьей версии, посёлок получил имя благодаря красоте продукции местных народных промыслов, которыми издревле славился.

Красное-на-Волге всегда было большим и зажиточным. Первое упоминание о нём в документах относится к 1569 году, когда оно принадлежало Годуновым. В 1592 году в селе появился Храм Богоявления, построенный Дмитрием Ивановичем Годуновым по благословению первого российского патриарха Иова. В начале XVII века к Богоявленской церкви были пристроены два придела, а в конце того же столетия возведена колокольня. Храм стоит до сих пор и является уникальным памятником шатровой каменной архитектуры XVI века.

Из более поздних документов известно, что Красное было взято в опричнину, а потом Екатерина II в 1762 году на основании указа Сената передала село своей фрейлине: «… бывшей при дворе нашем фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату её родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову жалуем мы в Костромском уезде село Красное с 325 душами». В дальнейшем село снова перешло в казну, а в начале XIX века Красное с окрестными деревнями было подарено отцу поэта Петра Андреевича Вяземского за заслуги перед Отечеством. В августе 1827 года случился страшный пожар, выгорело всё село, в том числе и усадьба Вяземских. Пётр Андреевич выдал всем пострадавшим от пожара большое денежное пособие, благодаря которому село возродилось вновь. Однако усадьбу свою поэт восстанавливать не стал.

В 1864 году рядом с Богоявленской церковью был возведён Петропавловский храм.

Вместе они составили прекрасный ансамбль в центре села. Его обнесли оградой, перед ней установили памятник императору Александру II.

Теперь всё это можно увидеть только на старых фотографиях. Летом 1919 года в Красном вспыхнуло восстание. Карательный отряд Ярославской ГубЧК под командованием Френкеля жестоко расправился с местными жителями: было расстреляно без разбору около 400 человек. Среди жертв - священнослужители местных церквей. Петропавловская церковь и памятник царю были взорваны, Богоявленский храм приспособлен под складское помещение, даже старое кладбище разорено.

В 1950—1960 годах под руководством архитектора И. Ш. Шевелёва в Богоявленской церкви провели ремонтно-реставрационные работы, и храму вернули первоначальный облик, который он имел к концу XVII века. А в 1990 году храм вернули РПЦ. Это самая главная архитектурная достопримечательность поселка.

Сегодня село Красное встречает нас красными маками,

внимательными взглядами местной «братвы»,

и осторожным обнюхиванием.

Да ещё как-то подозрительно из-за ёлок подсматривает Владимир Ильич.

В центре села живописный зелёный пруд.

В нём местные мальчишки ловят рыбу.

Что ловят?

Вот таких рыбок. И клёв хороший.

А потом село раскрывается перед нами с другой стороны. В здании за спиной мальчика раньше располагалась пробирная палата - организация, осуществляющая клеймение ювелирной продукции и государственный контроль за соответствием изделий из драгоценных металлов указанным на них пробам.

Верхне-Волжской государственной инспекции пробирного надзора более 120 лет. Она является лидером в России не только по объёмам, но и по качеству выполняемых услуг. Сейчас она занимает это здание.

И то, что крупнейшая пробирная палата расположена в этом селе, - отнюдь не случайность. Красное - лидер России по количеству ювелиров. На территории городского поселения расположено 10 крупных предприятий (заводы «Диамант», «Красносельское ювелирное производство», «Яшма», «Платина», «Аквамарин», «Росса», «Бижеръ», «Серебро России», «Золотые узоры», «РОСТ»), средних - 5, малых -8, зарегистрировано 98 индивидуальных предпринимателей. Есть в Красном-на-Волге и Красносельское училище художественной обработки металлов.

Как случилось, что обычное волжское село стало центром ювелирного дела? Драгоценные металлы или камни здесь не добывают, все сырьё привозное. Возможно, связано это с тем, что земля в этих местах неплодородная, климат нетёплый. Чтобы прокормить семью, нужно было искать другой, не сельскохозяйственный заработок. Археологические изыскания позволяют говорить о том, что в Х веке здесь уже плавили медь и серебро, изготавливали украшения.

Об этом мы узнаём в музее ювелирного и народно-прикладного искусства.

История местного крестьянского быта открывает выставку. Наряду с традиционными вещами, которые можно увидеть в краеведческих музеях всей страны (прялки, утюги, полотенца,

бочки, упряжь),

каждая семья Красного имела и нечто особенное, чего в других местах не увидишь. Вот такое устройство, например.

Это волочильный станок. Использовался он для изготовления проволоки. Работали на нём примерно так:

Этот станок тоже использовался для протяжки проволоки.

А такое приспособление - для изготовления штампованных ювелирных изделий.

Есть в музее и набор ручных инструментов, с помощью которых производили ювелирные украшения.

Домашнюю утварь, мелкие металлические предметы, а также различные украшения изготавливали прямо в домах, где жили. Старые фотографии сохранили повседневный труд ювелиров Красного: семья за работой.

Из века в век от отца к сыну передавались традиции и секреты работы с металлом.

Кто-то занимался самостоятельно ювелирным делом, кто-то нанимался в подмастерья. В середине XIX века в поселке Красном и его окрестностях ювелирным производством занимались 2000 кустарей. Появились и скупщики, и крупные мастерские. В селе перерабатывалось около 2, 5 тысяч пудов серебра в год, что для того времени было весьма масштабным.

К концу XIX века продукция красносельских ювелирных мастеров встречалась на всех крупных ярмарках России. Основной ассортимент был ориентирован на небогатых покупателей — недорогие медные и серебряные украшения, крестики, штампованные образки, мелкая серебряная посуда.

С приходом Советской власти в 1919 году было решено создать артель для производства различных ювелирных изделий для нужд страны. Но немногие сельчане обрадовались такому обороту дела. Занимаясь ювелирным делом, народ жил богато и не желал расставаться со своим добром. Артель была создана в апреле месяце, а в июле того же года село взбунтовалось, не желая принимать порядки новой власти. В истории эти события остались как "Красносельский мятеж".

Но восстание подавили, а производственное объединение " Красносельская трудовая производственная артель металлических изделий" (более известное её название "Красный кустарь") начала работать. В 30-е годы артель стала промколхозом. Местные жители, помимо своего основного ювелирного производства, занимались сельским хозяйством. А в годы Великой Отечественной войны многие мастера ушли на фронт, а само предприятие стало выпускать металлические изделия для нужд фронта.

В конце 50-х годов артель была переименована в "Красносельский ювелир". А в 1960 году организована "Красносельская ювелирная фабрика", куда влились другие артели ("Металлист", " Красный ювелир" и "Промкомбинат"). В 1973 году фабрика получила название "Красносельская ювелирная фабрика", которая впоследствии стала головным предприятием производственного объединения "Ювелирпром".

С восьмидесятых годов ХХ века ювелиры России получили возможность официально работать с драгоценными металлами. В Красном открылось множество частных ювелирных мастерских, выпускающих разнообразную продукцию из золота и серебра.

Вся история Красного-на-Волге нашла отражение в экспозициях музея. Так же, как и развитие разных видов обработки металлов.

Один из древнейших видов - чеканка.

С помощью таких инструментов - чеканов - изготовлялись оклады для икон, а иногда и сами иконы.

Наряду с чеканкой использовались литье и штамповка.

Иногда в одном изделии использовали разные техники обработки металла. Особенно хорошо это заметно на переплётах книг.

Настоящие произведения искусства!

Кроме культовых атрибутов, с древних времен изготовляли из серебра посуду (братины, чарки, солонки) и инструменты, декоративные фигурки и ювелирные украшения.

Использовали для декорирования эмаль,

а иногда и камни.

Литые фигурки меня просто заворожили.

Но широкую славу красносельским мастерам принесла скань, проволочные кружева.

Слово «скань» восходит к древнерусскому глаголу «съкати» - «сучить», «свивать в одну нить несколько прядей». Наряду с этим словом используется и «филигрань» (итал. filigrana, из лат. filum «нить» + granum «зерно»). Обозначают они одно — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой проволоки, гладкой или свитой. Материалами для изделий служат сплавы золота, серебра, платины, а также медь, латунь, мельхиор, нейзильбер.

Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют, сортируют по толщине. Потом либо скручивают (в виде верёвочки, шнурка, косички, ёлочки, дорожки, глади и т. д.), либо оставляют гладкой, прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях - «вальцах».

Детали выгибаются (согласно эскизу) крупные - пальцами, а мелкие - инструментами. Формы деталей самые разные: завиток, спираль, квадратики, колечки, змейки, огурчики, зубчики... Гладкую и кручёную проволоку сочетают, добиваясь определенного эффекта.

Сканные узоры бывают ажурными и накладными. Ажурные сначала наклеивают на эскиз, а потом на нём паяют. Накладные приклеивают к фону (металлической пластинке), а потом припаивают.

Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют.

Нередко филигрань сочетают с эмалью (в том числе финифтью), гравировкой, чеканкой. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики, создающие игру светотени) и камнями, хрусталём, перламутром.

Когда смотришь на эти вазочки, солонки, шкатулки, портсигары, подстаканники, миниатюрные скульптуры, понимаешь, сколько труда и любви вложено в каждое изделие.

Мы восхищались каждым.

Изделия, выполненные в технике филиграни или с элементами филиграни, очень часто (в целях облагораживания их внешнего вида) серебрят или золотят. Выглядит потрясающе.

Вот этот чайный столик легко может уместиться на ладони. А чашечки-ложечки вообще малюсенькие.

Возможно, для этой семьи он будет в самый раз.

Но, наверное, как и для многих, для меня слово «ювелир» связано в первую очередь с женскими украшениями. В музее их множество. И все разные. Невольно замечтаешься, как это будет выглядеть на тебе.

Каждый ювелир - художник. Перед тем как создать вещь, мастер рисует ее, прорабатывает все детали на бумаге. Поэтому не удивительно, что часть экспозиции музея занимает живопись красносельских художников.

Так выглядит «Пятидесятый псалом».

А так путь к вершинам мудрости.

У каждого предприятия в Красном-на-Волге есть свой магазин. В один из них мы отправляемся после экскурсии.

Он не самый большой, есть и побольше. Но мне и одного магазинчика было много. Потому как в таких ювелирных магазинах я еще не бывала. Если представить обычный супермаркет («Магнит» или «Пятёрочку»), все прилавки, витрины, холодильники которого заставлены образцами (неповторяющимися) ювелирных изделий из золота, серебра и платины, то это будет похоже на то место, где мы оказались.

Голова закружилась от драгоценного блеска. Сюда надо приходить, четко представляя, что ты хочешь приобрести. Я не знала. Вообще не была готова к тому, что окажусь в таком месте. Поэтому металась по магазину, прикидывая, что можно купить себе и в подарок родным, да ещё и не переплатить. До тех пор, пока не увидела ионизаторы.

Это серебряное изделие на цепочке, которое опускаешь в стакан с водой на некоторое время, и ионы серебра проникают в воду. Вода становится полезной для человека. Кроме того, серебро убивает бактерии. По крайней мере, так говорил продавец-консультант. Мне показалось это хорошим выбором для подарка. На каждый ионизатор давался сертификат. В общем, мы приобрели для себя и в подарок такое изделие (время показало, что это был не самый лучший выбор).

Пока ожидали нашу группу, побродили ещё по посёлку. Вглядываясь в лица прохожих, подумалось: вот они какие, ювелиры. Ничем от нас не отличаются. Ходят в магазины, возделывают огородики, гуляют по этим улицам. Это совсем не похоже на «ортодоксальный» образ ювелира, созданного в нашем киноискусстве.

Вот такое интересное место есть в Костромской области. Теперь я точно знаю, куда надо ехать, если захочется приобрести что-нибудь потрясающее.

Из Костромы мы решили съездить в село Красное-на-Волге (~35км). Мы предполагали забежать там в местный музей скани и посмотреть на церковь Богоявления. Представляли себе небольшое сельцо, музей в деревянной избушке, не более того. Встретило нас село красочным транспарантом: «Добро пожаловать! Отмечаем 800 лет нашему красносельскому ювелирному промыслу». Оказалось, что село очень богатое и крепкое, благодаря местным ювелирным заводам: одному государственному и нескольким коммерческим. Магазинчики, где продают разнообразные золотые ювелирные украшения, есть от каждого предприятия.


Вот, к примеру, госзавод и при нём магазин «Карат», с интерьером шикарным даже по московским меркам; завод «Аквамарин» и одноимённый магазинчик в кирпичном особнячке; завод «Платина» и магазин от него; завод «Диамант» и магазин и т.д. Но об этом после. Богатое село, здесь и пристань есть, летом сюда плавают теплоходики из Костромы.

Музей скани или Музей ювелирного искусства красносельских мастеров располагается в одном из краснокирпичных корпусов ювелирного госзавода и работал по укороченному графику до 15 часов. Поэтому мы поспешили туда. Экспозиции находятся в нескольких залах и мы обходим все, любуясь дивными украшениями из скани. Какие же мастера их делали! Все Герои соцтруда, а ведь раньше такие звания давали не просто так. Что не изделие, то просто сказка - душа в них вложена. Посмотрели на крошечный сервизик на таком же малюсеньком столике, где чашечка размером с божью коровку…

Фото из Музея Скани отlat

Скань - это проволочные кружева.
По-древнерусски слова «скручивать, скатывать» звучали как «скать».
Сначала проволоку отжигают до красного каления, потом отбеливают в серной кислоте, распрямляют, сортируют по толщине. Проволоку долее либо скручивают, либо оставляют гладкой, а потом прокатывают (чуть сплющивают) в специальных приспособлениях «вальцах».
Обязателен эскиз будущего изделия в натуральную величину. Рисунок из проволоки называется - сканные узоры (мозаика), и выполняется подетально. Детали выгибаются согласно по эскизу. Крупные - пальцами, а мелкие - инструментами. Формы деталей самые разные: завиток, спираль, квадратики, колечки, косички, змейки, огурчики, зубчики и пр. Гладкую и крученую проволоку сочетают, добиваясь определенного эффекта.
Сканные узоры бывают ажурными и накладными. Ажурные сначала наклеивают на эскиз, а потом на нем паяют. Накладные приклеивают к фону (металлической пластинке), а потом припаивают.
Почти готовое изделие опускают в серный раствор для потемнения металла, потом полируют.

Фото от bor1

В последнем зале Музея оказалась выставка картин. Сначала я лично, как-то даже не хотела переключаться со скани на какие-то провинциальные пейзажи, а потом, присмотревшись, не могла оторваться. Художница - молодая местная женщина, к сожалению, не запомнили фамилию. Сюжеты деревенские, но настолько светлые, солнечные и позитивные, что если бы позволяли материальные возможности, купила бы не задумываясь, сразу картин пять.
Вот, к примеру: вечер, речка, тоненькая девочка сидит на мостике и из пригоршни умывается. Или натюрморт: в саду на столике на самом солнцепёке стоит в вазе охапка ромашек и васильков. Написано так солнечно, что буквально чувствуешь июньскую жару и слышишь, как жужжат пчелы.
Еще вот: деревянный деревенский домик, пышный куст цветущего шиповника под резным окошком и малышня гоняет мячик. Очень легкие картины.
Бабушки-дежурные с гордостью нам сообщили, что «Ленка, художница наша, краснОсельская. Усе люди хОдят и усем нравится, усе вОсхищаются» . Они же нам сказали, что небольшие ее картины можно купить в фойе. Мы выскочили туда, но, к сожалению, там продавались такие не совсем удачные этюды от 3 т.р., а лучшие ее работы были, бесспорно, на выставке.

Потом подъехали к церкви Богоявления . Она тоже была закрыта, но место, где она находится, действительно, как написано в путеводителе, удивительно спокойное, благодатное. Мы почувствовали.

* А дальше мы подъезжали, останавливались и заходили в ювелирные магазинчики. Если у вас есть желание озолотиться, то без покупки не уедете. Мне понравились серебряные ложечки в магазине от госзавода. Их там большой выбор, цены в районе 600 рублей. Говорят, если малышей кормить с серебряной ложечки, то не будут болеть ангиной. На крестины тоже дарят ложечки. Изделий из скани не было вообще, только видели сувенирных коняшку и яичко. Ничего особенного, (а какие были в музее!), и неподъёмно дорого. Конечно, на вкус и цвет товарищей нет, но я поняла, что у каждого завода свой стиль украшений. У государственного наиболее традиционные, а лично мне больше всего понравились изделия в «Диаманте» - это красный кирпичный особнячок прямо на въезде в село. Модные типа.
Вообще мы искали крестик для моей второй половины. Просмотрели их преогромное количество, но так ничего и не выбрали, хотя видели очень красивые. Половина моя все время говорила «Нет. Не буду, не хочу, не нравица» . Ну что поделаешь!
** После приезда из Костромы как-то случайно посмотрели фильм о «криминальном костромском золоте». Мне поплохело. Получается, что я пропиарила ювелирные точки очень мутного происхождения. Поэтому доверять надо всё-таки классическим золотым изделиям государственного завода «Карат». Не зря муж отворачивался от прилавков, не зря!

По дороге из Красного решили сделать остановку в селе Поддубном , в нашем путеводителе было написано, что там надо обязательно посмотреть старинный храм Николы Угодника . Что мы и сделали.

Остановились, подошли, но церковь была закрыта. Стоим расстроенные, вдруг мимо топает женщина с продуктовыми сумками.
Остановилась, улыбается и спрашивает окая: «Здравствуйте. ЧегО-тО хОтите?».
Мы говорим: «Да вот хотели в храм попасть, а он закрыт».
Она интересуется: «А вы храм хОтите пОсмОтреть, или свечки пОставить?»
Мы отвечаем: «Вот хотели бы и то, и то сделать»
Женщина говорит: «Так я сейчас сбегаю, ОткрОю вам. Ключик у меня».
Она забежала в соседнюю избу, принесла ключи и открыла нам церковь. По дороге рассказывает, что сельские люди вот собирали долго денежку, и, наконец, накопили нужную сумму, и батюшка, Слава Тебе Господи, провел тёпло в центральную часть храма.

Вошли, любуемся росписями. Мы заметили, что основным фоновым цветом костромских храмов является сочно-синий или темной-голубой, как цветки льна. Ведь, предположили мы, в Костроме выращивают лён, а у него именно такие сине-голубые цветочки. Чтобы поставить свечки, женщина подвела нас к двум древним иконам в серебряных окладах - Николая Чудотворца и Параскевы Пятницы. Огоньки наших свечек осветили их темные лики. И так мне по сердцу пришлась Параскева , не знаю как сказать словами. Вот на душу легла. Добрая.

* Уже дома прочитала, что оказывается в стародавние времена славяне поклонялись богине, защитнице женщин - Мокоши. Она помогала собирать урожай, правильно вести хозяйство, шить и прясть, готовить еду, управляться с мужем и детьми. После принятия православия Мокошь стали называть Параскевой Пятницей и праздновали день в её честь - 27 октября. Вот как!

Село Красное, очевидно, гораздо старше первого документального упоминания о нем (1569 год). Местность на берегу Волги была слишком хороша, чтобы долго пустовать, не зря же ее назвали «красной», то есть «красивой» (к советскому новоязу топоним села отношения не имеет). Кроме того, здесь сходились важные торговые пути, неподалеку, всего в тридцати пяти верстах, уже
в XII веке была основана Кострома, так что жители Красного имели существенные экономические выгоды от расположения села. Как утверждают краеведы, с древнейших времен здесь находилась пристань, где останавливались купеческие струги.

На протяжении некоторого времени село принадлежало представителям фамилии Воронцовых-Вельяминовых, потомкам полулегендарного мурзы Чета, приехавшего из Орды, крестившегося и поступившего на службу к московскому великому князю. В 1567 году Костромской уезд взяли в опричнину, а старых вотчинников выселили, предоставив им, впрочем, некую компенсацию. Первый документ, где упомянуто Красное, как раз и свидетельствует об этой компенсации, полученной Иваном Воронцовым-Вельяминовым за изъятое у него село Красное:

«Се аз Иван Дмитриевич сын Воронцов дал в дом Троицы сельцо Наместково в Бежецком верху, а меня Ивана пожаловал царь и великий князь тем сельцом Наместковым с деревнями вместо моей вотчины села Красного с деревнями, что взял государь у меня то село Красное в Костромском уезде».

С тех пор Красное числилось дворцовым селом, пока не перешло в руки Годуновых, стремительно возвысившихся при Иване Грозном и его сыне Федоре, и, таким образом, вернулось к потомкам уже упомянутого нами Чета: Годуновы, как и Вельяминовы, вели свое происхождение от него.

В XVII веке Красное, недолго побыв в руках Годуновых, вновь стало дворцовым. В 1648 году по цареву указу дьяк И. Языков с подьячим Г. Богдановым производили отмежевание его земель от соседних угодий (принадлежавших, по большей части, Ипатьевскому монастырю), о чем в переписных книгах сохранилась соответствующая запись:

«Лето 7157 по государеву указу и грамоте из Приказа Большого дворца за приписью дьяка Ивана Федорова, Ивана Семеновича Языкова, да подьячего Григория Богданова государева дворцового села Красное в деревни да в вотчину Ипатьевского монастыря села Нефедова, села Ивановского, да села Прискоково в деревни ездили и те деревни государева дворцового села Красного от вотчин Ипатьевского монастыря отмежевывали, а на межевании были дворяне: Павел Карцев, Илья Бедарев, Андрей Бутаков, да крестьяне князя Василия Волконского, Андрея Головина. Да к той же подписи села Красного Богоявленский поп Григорий вместо крестьян руку приложил».

Участь дворцовых крестьян сравнительно с крепостной долей была, несомненно, счастливей. Но вскоре красноселам пришлось «примерить» на себя и помещичье ярмо. Екатерина II, пришедшая к власти на остриях дворянских шпаг, после воцарения щедро раздавала верным людям казенные имения. 30 ноября 1762 года она легкой рукой пожаловала «село Красное с 325 душами» «бывшей при дворе нашей фрейлине Прасковье Бутаковой, которая ныне в замужестве лейб-гвардии Конного полка за поручиком бароном Сергеем Строгановым, да брату ее родному того же полка отставному ротмистру Петру Бутакову».

Помимо Красного, П. Г. Бутаков и его сестра получили также Рыбную слободу Переславля-Залесского да в том же Переславском уезде село Еськово — всего более 1000 душ мужского пола. Но толком побыть богатой помещицей Прасковье Григорьевне не пришлось: в 1763 году она умерла, и ее часть перешла к брату Петру. Тот также скончался бездетным, и по смерти его все богатейшее наследство сосредоточилось в руках его вдовы Авдотьи Николаевны. Впрочем, по тогдашним законам ей причиталась лишь одна четвертая часть имения мужа. Остальное, за неотысканием наследников, переходило в категорию «выморочного» и должно было возвратиться в казну.

А дальше начался длительный «передел собственности». С одной стороны, сыскался дальний родственник Бутакова, служивший к моменту его смерти в Селенгинском уезде. С другой — крестьяне Рыбной слободы и Красного подали на высочайшее имя прошение, в котором выражали желание вернуться в Дворцовое ведомство, указывая на свои давние привилегии и обязанности по отношению ко двору.

Но дальний родственник не собирался так просто отказываться от блестящих перспектив и тоже подал прошение на высочайшее имя. Екатерина II переслала его в Сенат для рассмотрения, и тот вынес почти соломоново решение: признать Н. Д. Бутакова состоящим в родстве с П. Г. Бутаковым и, следовательно, его единственным законным наследником, вопрос же об участи крестьян Красного и Рыбной слободы оставить на монаршее усмотрение. Екатерина в подробности дела, кажется, не входила и начертала на поданных ей бумагах: «Понеже Сенат находит, что оное имение надлежит по праву Николаю Бутакову, то и отдать ему».

Тут уж всхлопоталась и Авдотья Николаевна Бутакова, оскорбившаяся тем, что пожалованные ее покойному мужу имения перейдут безвестному дальнему родственнику. Сенат вынужден был пересмотреть решение и в итоге постановил: Николаю Бутакову отдать наследственные бутаковские деревни в Костромской и Буйской округах, имущества оставить вдове, а остальное возвратить в Дворцовое ведомство. Так красненские крестьяне на некоторое время избавились от помещиков, а Николай Бутаков получил вместо чаемой тысячи душ всего семьдесят семь.

Уже вскоре, однако, вновь начался процесс закрепощения жителей Красного. В 1797 году Павел I пожаловал бывшему секретарю матушки А. В. Храповицкому 600 душ в Костромском уезде, в том числе 17 душ в интересующем нас селе. А несколько позже Красное было подарено А. И. Вяземскому за заслуги перед Отечеством и перешло по наследству к его сыну Петру.

Петр Андреевич в Красном не жил, но часто бывал здесь. А в 1827 году, когда в селе случился большой пожар, выделил серьезные суммы для помощи погорельцам. Неизвестно, сколь сильно пострадала тогда Богоявленская церковь и потребовался ли ей ремонт, но вот барский дом сгорел, и Вяземский решил его не восстанавливать.


По всей видимости, тогда же сгорели и деревянные храмы. Какие из них восстанавливались, какие нет, мы не знаем. К началу XX века, во всяком случае, в селе существовал ансамбль из двух храмов — холодного Богоявленского и теплого Петропавловского, построенного в характерном «тоновском» стиле в 1860-е годы на деньги прихожан. Еще была кладбищенская церковь. Приход в селе считался один, клир составляли два священника, диакон и псаломщик.

«Красносельский мятеж»

Трагическую страницу в историю Красного и Богоявленской церкви вписал июль 1919 года. В советской историографии событие, о котором пойдет речь, именовалось «красносельским мятежом». Рассказывалось о том, как в продолжение шестичасового боя отряд ярославской ГубЧК, возглавляемый тов. А. Ф. Френкелем, мужественно сражался с контрреволюционерами и восстановил революционный порядок.

На деле все обстояло несколько по-иному. Действительно, в Красном — несмотря на его как бы «коммунистическое» название — были чрезвычайно сильны «старорежимные» настроения. Народ, занимаясь ювелирным ремеслом, жил богато, приходу большевиков не сочувствовал, идти служить в Красную армию не желал. И восстание действительно имело место, благо в селе и его окрестностях прятались сотни дезертиров (многие с оружием). Однако первыми жертвами карательного отряда Френкеля стали не они, а двое глухонемых, возвращавшихся из леса с ягодами. Их зарубили прямо на дороге. Следом каратели убили красноармейца, находившегося в отпуске по ранению и показавшего документ об этом. Вообще, судя по всему, они плохо понимали русскую речь. Видимо, это был один из так называемых интернациональных отрядов. Красненские старожилы, пережившие те страшные дни, называли впоследствии своих мучителей то латышами, то чехами.

События приняли еще более кровавый оборот, когда в соседней деревне Даниловское один из ее жителей убил члена отряда, сотрудника ярославской ЧК А. Щербакова. В заключении следственной комиссии ЯргубЧК последовавшая «операция» была освещена так: «Весь контрреволюционный элемент и кулачество с. Красного за убийство т. Щербакова в тот же день беспощадно расстреляно». По-человечески говоря, произошло вот что: схватили около четырехсот человек (не разбирая, конечно, на «элементы»), разбросали по подвалам лавок и, вызывая пофамильно, расстреляли на глазах всего народа. Известно при этом, что каратели заставляли принимать участие в расстреле местных коммунистов — такая вот «нечаевская» практика.