Лев соловьев монахи. Русская жанровая живопись: подборка картин. «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию. Картина, ставшая частью фольклора, действительно существует. Вот только Илья Репин никакого отношения к ней не имеет.
Картину, которую народная молва приписывает Репину, создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Называется полотно «Монахи. Не туда заехали». Написана картина была в 1870-х, и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей.

«Монахи.Не туда заехали.»Л.Соловьёв

В 1930-х годах картина висела на музейной выставке рядом с полотнами Ильи Репина, а посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. А потом ещё и присвоили этакое «народное» название – «Приплыли».

В основе сюжета картины Соловьева – сцена купания. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Несколько женщин на картине, прекрасных в своей наготе, заходят в воду. Центральные фигуры картины – оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение.

Центральные фигуры картины

Молодой инок застыл с вёслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается – «Дескать, приплыли!» Художник удивительным образом сумел передать эмоции и изумление на лицах участником этой встречи.

Лев Соловьёв – художник из Воронежа – широкому кругу поклонников живописи мало знаком. По дошедшим о нём сведениям был он человеком скромным, трудолюбивым, философского склада. Любил писать бытовые сцены из жизни простых людей и пейзажи.

Лев Соловьёв и его картина «Сапожники»

До нашего времени работ этого художника дошло совсем немного: несколько этюдов в Русском музее, две картины в галерее г. Острогожска и жанровая картина «Сапожники» в Третьяковке.

Слышали ли вы когда-нибудь о том, что существует картина Репина «Приплыли»? Возможно, ведь великий художник творил много жанровых полотен. Если есть картина «Не ждали», то почему бы не быть живописному произведению под похожим «сюжетным» названием? Чтобы создать подобное полотно, надо обладать авантюрным складом характера и недюжинным чувством юмора. Впрочем, те, кто внимательно разглядывал шедевры мастера, не станут спорить с тем, что открывает нам многогранный и увлекательный мир буквально каждая картина Репина.

«Приплыли». Описание живописного шедевра

Вдоль лугов за деревней вьется небольшая речка, над нею стелется туман. Вдалеке проступают купола белостенной церквушки, пасутся кони. На ближнем плане картины кипит жизнь. У берега в воде плещутся обнаженные женщины самого разного возраста, одни блаженно нежатся в теплых струях, другие деловито моются. На покатом берегу брошена одежда, ведра с коромыслом, раздевается девушка, спиной к ней снимает одежду старушка. Между ними, глядя на воду, судачат о чем-то две кумушки. Двое ребятишек в исподнем задорно глядят на нас.

И вдруг из плотного тумана в самый центр сцены в стиле «ню» вплывает лодка с монахами. Крестьянки отшатываются, чернецы оторопело застывают с веслами, и только толстый батюшка посреди лодки, кажется, вовсе не смущен: он стоит, заложив руки за спину, и прячет в лукавую улыбку. Кульминационное мгновение написано автором великолепно: шок, неожиданность, изумление и вместе с тем готовый прорваться смех от случившегося казуса. Ну чем это не Репин? «Приплыли!» - улыбаемся мы, забавляясь комическим эффектом ситуации. Только принадлежит эта картина совсем не Илье Ефимовичу. Откуда же заблуждение о том, что это картина Репина?

«Приплыли» или «Не туда заехали»?

Холст с вышеописанным сюжетом, выставленный в музее города Сумы на Украине, принадлежит кисти Льва Григорьевича Соловьева. Российский художник, не получивший профессионального образования (был вольным слушателем Академии художеств), писал талантливые полотна и иконы. Будучи родом из крестьян, живописец охотно иллюстрировал произведения Некрасова.

Картину под названием «Монахи. Не туда заехали» Соловьев создал в 70-е годы 19 столетия. На экспозиции рядом с ней красовались полотна Репина. Путаница в общественном сознании возникла, возможно, потому, что есть некое сходство в осмыслении сюжетной коллизии, в отношении к героям и в изобразительной манере двух художников. Вот и появилась передаваемая из уст в уста легенда под названием «Картина Репина «Приплыли!». Это выражение стало уже фразеологизмом.

Еще один миф

Но коллективный разум не успокаивается и продолжает искать в творениях знаменитого живописца произведение, которое можно обозначить этим названием. И вот уже некоторые «знатоки» сообщают, что картина Репина «Приплыли» - это созданное Ильей Ефимовичем в 1894 году полотно «Босяки. Бесприютные». Оно выставлено в Одесском художественном музее.

О чем мечтают босяки?

На первом плане перед нами предстают два бездомных человека. Тот, что постарше, горестно задумался, зябко прячет руки в длиннополом черном кафтане. Рядом с его согбенной фигуркой лежит, барственно облокотившись на руку, молодой «оборванец» в грязной обтрепанной одежде. Яркую лазурь блестящей на солнце воды перечеркивает по диагонали каменный обшарпанный бордюр. Со слепяще чистым водным простором и белым парусом в центре соперничают убогие темные очертания бродяг. Одновременно романтика пейзажа чем-то перекликается с безмятежным выражением лица молодого босяка, который, кажется, находит свое счастье в бродяжничестве. Контраст, в котором есть, однако, и некая параллель, - вот что таит в себе эта картина Репина. Приплыли ли эти двое на случайной барке и расположились тут же, на причале, или ждут проходящей баржи, чтобы отправиться в другие места? Мы вместе с героями попадаем в остановившуюся минуту ожидания и размышляем о превратностях бытия.

«Водные» полотна Ильи Репина

Мастер создал не одно произведение, в котором события разыгрываются на берегу, и о котором можно было бы сказать: "Это картина Репина "Приплыли". Фото репродукций полотен великого художника легко найти во многих печатных изданиях. Конечно, известные всем «Бурлаки на Волге» в эту категорию не входят, а вот, например, «Конец Черноморской Вольницы» (полотно создано в 1900-е годы) вполне соответствует этому наименованию.

Сюжет картины можно считать продолжением темы, которой посвящен созданный в те же годы холст «Казаки на Черном море». Там изображены запорожцы, попавшие в бурю после атаки турецкого берега. Смятение, героика, драматический накал присутствуют на холсте. А полотно «Конец Черноморской Вольницы» показывает пленных казаков, сидящих на берегу штормового моря и обреченно поникших под злыми взорами и ружьями турецких стражников.


Выражение «картина Репина «Приплыли» стало настоящей идиомой, которой характеризуют патовую ситуацию. Картина, ставшая частью фольклора, действительно существует. Вот только Илья Репин никакого отношения к ней не имеет.

Картину, которую народная молва приписывает Репину, создал художник Соловьев Лев Григорьевич (1839-1919). Называется полотно «Монахи. Не туда заехали». Написана картина была в 1870-х, и до 1938 года поступила в Сумской художественный музей.


В 1930-х годах картина висела на музейной выставке рядом с полотнами Ильи Репина, а посетители решили, что и это полотно принадлежит великому мастеру. А потом ещё и присвоили этакое «народное» название – «Приплыли».

В основе сюжета картины Соловьева – сцена купания. Кто-то ещё раздевается на берегу, кто-то уже в воде. Несколько женщин на картине, прекрасных в своей наготе, заходят в воду. Центральные фигуры картины – оторопевшие от неожиданной встречи монахи, лодку которых принесло к купальщицам коварное течение.


Молодой инок застыл с вёслами в руках, не зная, как ему реагировать. Пожилой же пастырь улыбается – «Дескать, приплыли!» Художник удивительным образом сумел передать эмоции и изумление на лицах участником этой встречи.

Лев Соловьёв – художник из Воронежа – широкому кругу поклонников живописи мало знаком. По дошедшим о нём сведениям был он человеком скромным, трудолюбивым, философского склада. Любил писать бытовые сцены из жизни простых людей и пейзажи.


До нашего времени работ этого художника дошло совсем немного: несколько этюдов в Русском музее, две картины в галерее г. Острогожска и жанровая картина «Сапожники» в Третьяковке.

Соловьев Л. Г. "Монахи. Не туда заехали"

"Одно неловкое движение и ты отец". Этой гениальной фразой Жванецкого можно было бы охарактеризовать ту метаморфозу, приключившуюся вот с этой картиной.

Это полотно дало ход в истории другому устойчивому выражению, известному как "Картина Репина "Приплыли" . Так мы говорим, когда попадаем в ситуацию конфуза, когда всем нам и смешно и стыдно, когда вдруг за поворотом судьбы мы видим совсем не то, что предполагали.

Вот тогда мы и говорим, грустно вздыхая «Ну вот, картина Репина «Приплыли!».

На самом деле это полотно вовсе не работа великого художника Ильи Репина. От него здесь лишь то, что когда-то эта картина презентовалась на одной выставке с работами Репина.

Было это в далеких 30-х годах прошлого века. В украинском городе Сумы в местном художественном музее проходила выставка работ Репина, а рядом с одной из работ расположили вот эту картину художника Соловьева. Называлась она «Монахи. Не туда заехали».

Соловьев Л. Г. "Сапожники"

Скромный человек и прекрасный художник, он всю жизнь рисовал людей самого простого сословия. И если бы не этот исторический курьез с его картиной "Монахи. Не туда заехали", то никто бы о нем сегодня и не знал.

Сама работа была написана в 1870-годах. На картине изображены монахи в лодке, видимо, случайно приплывшие по реке к месту купания женщин.

Видно, что на речке туман, по-крайней мере утро, туман видимо сходит, околица деревни, бабы моются с детишками. Трудно понять, куда направлялись монахи, но когда туман рассеялся, они поняли, что их лодку прибило явно не туда.

Забавно то, что заблудшие священники вовсе не отводят взоров от дьявольского искушения, от вида обнаженных девиц, смотрят во все глаза, как бы стараясь запомнить все до мельчайших деталей.

Соловьев Л. Г. "Монахи. Не туда заехали", фрагмент

И лишь двое озорных ребятишек понимают всю комичность ситуации, и смотрят нам, зрителю прямо в глаза, хитро и озорно улыбаясь. Такое ощущение, что пацаны поймали и нас в том, что мы вовсе не по монашески разглядываем моющихся баб.

Соловьев Л. Г. "Монахи. Не туда заехали", фрагмент

Вот-вот загогочут: "Ну что, попались!"

Таким образом, Репин стал как бы "отцом" работы, к которой он не имеет никакого отношения. Народная молва приписала ему отцовство, ошибочно посчитав ее за репинскую.

Для этого достаточно было повисеть картине Соловьева рядом с Репиным.

Ну вот и приплыли...

Картина Репина "Приплыли" - наверное, слышали это выражение. На самом деле у Репина нет такой картины. Есть картина Льва Соловьева "Монахи. Не туда заехали" (1870-е гг), действительно очень смешная. Монахи на лодке по ошибке приплыли по реке на пляж к голым купальщицам. Течение несет их прямо к ним, монахи и голые бабы застыли в полном изумлении, глядя друг на друга.

Лев Соловьев. "Монахи. Не туда заехали". 1870 е гг.

Лев Соловьев - воронежский художник 19-начала 20 в, не особо известный. Если бы не именитый мастер, которому приписали его работу, вряд ли бы шедевр с монахами был оценен по достоинству. Прославил Репин Соловьева, сам того не желая.

Похожая история была с картиной "Опять двойка", помните такую в школьных учебниках? Нарисовал её в 1952 г. Федор Решетников, крупный мастер соцреализма. А также автор разных подобстрастных картин про Сталина ("Великая клятва" и проч.). Картина "Опять двойка" хороша, конечно, но вот её "оригинал" 19 века:

Дмитрий Жуков. "Провалился". 1895 г.

Сюжет почти тот же: расстроенная мать, преданный пёс, двойка. Только вот грустно всё тут. Мать - видимо, вдова, небогатая, подрабатывает шитьем. Отец смотрит на сына с портрета на стене... Дмитрий Жуков - тоже не очень известный художник 19 в.. И если б не Решетников, вряд ли б кто оценил всю гениальность сюжета с гимназистом-двоечником.

Вообще русская жанровая живопись ДО 1917 г., т.е. до эпохи тотальной цензуры - один сплошной шедевр. Так живописать жизнь и быт собственного народа, с таким юмором и меткостью - это уметь надо. Ниже - небольшая подборка картин старых мастеров.

Николай Неврев. "Купец-кутила".1867 г.
Шикарная картина. Забухал мужик, сигара, цепь золотая от часов, шампанского взял...

Владимир Маковский. "В швейцарской". 1893 г.
Насмотрелся дед за свою жизнь на таких кутил...

Василий Бакшеев. "За обедом. Неудачники". 1901 г.
Бедность, не повезло им (с отцом).

Фирс Журавлев. "Кредитор описывает имущество вдовы". 1862 г.
Кредитор смотрит свысока: "Допрыгались!". Хотя "прыгал"-то покойный.

Ниже - польская картина, ну не мог удержаться. Украина же кругом, бандеровцы:)

Каспер Желеховский. "Неумолимый кредитор. Сцена из галицийской жизни". 1890 г.
Другое название этой картины - "Экспроприация". Одолжил западенец у еврея, галицийская жесть.

Владимир Маковский. "Утомленный...Ею". 1899 г.
Девушка - украинка, судя по наряду. Чем она его утомила?

Александр Красносельский. "Покинутая". 1867 г.
На заднем плане, чуть слева от покинутой, из тумана виднеется верстовой столб, я правильно понимаю?

Николай Ярошенко. "Выгнали". 1883 г.
Прислуга, работала по дому, забеременела.

Молодые служанки, учителя в доме, старый сюжет, вполне интернациональный.

Феликс Шлезингер (Германия). "Поцелуй". 1910 г.

Николай Касаткин. "Кто?". 1897 г.
Родила! А муж на войне был. Процесс установления отцовства в разгаре.

В избе погром, конечно. Но мужик правильно ставит вопрос. Это вам не Гейропа какая-то.

Джон Генри Фредерик Бэкон (Англия). "Соперники". 1904 г.

Слева - Цискаридзе, вылитый.

Николай Пимоненко. "Соперницы". 1909 г.
Там соперники, тут - соперницы. Парень меркантильный, похоже. Выбрал ту, что с коровой.

Василий Пукирев. Прием приданого по росписи . 1873 г.
Картина про широту русской души. Прежде чем жениться - не забудьте пересчитать наволочки.

Хотя, конечно, корова и сундуки в женщине не главное. Главное - чтоб экономная была.

Сергей Грибков. "В лавке". 1882 г.
Молодая хозяйка, босая, симпатичная, грустно смотрит на драгоценности в лавке у еврея. Задумалась. Купила жратву - домой неси, не останавливайся!

Бережливость и аскетизм - это прекрасно для жены. А еще желательно, чтоб охраняла домашний очаг.

Ну а если вы жених с прицепом, чтоб вот такого тоже не было:

Фирс Журавлев. "Мачеха". 1874 г.

Ну а если без прицепа - надо цеплять!

Кирилл Лемах."Новое знакомство". 1886 г.
Братья и сестры пришли знакомится с мелким. Очередным. Я насчитал пятерых (не считая новорожденного).

А теперь о грустном. Родить - полдела, особенно в России 19 века.

Николай Ярошенко. "Похороны первенца". 1893 г.

Это 1893 г. Средняя продолжительность жизни в Российском империи - 32 года. До 40% детей умирало, не дожив до трех лет.

Владимир Маковский. "За лекарством". 1884 г.
Ад русских больниц. Отец с сыном. Лекарство нужно ребенку, у которого перевязана рука.

Виктор Васнецов. "Взятие Карса". 1878 г.
Зато Карс наш! По случаю взятия Карса у турок трактир №31 украшают имперкой и неким сине-желто-красным флагом (княжества Молдавии и Валахии, видимо).

Армянский (ныне турецкий) город Карс, Молдавия, Валахия... Империя! И её братушки. Великий художник Константин Савицкий про эту войну сильную картину написал:

Константин Савицкий. "Проводы на войну".1878 г.

Призывники выписаны хорошо:

Завсегдатаи трактира №31 помянут их, если что.

Дети (если есть) вырастут как-нибудь.

Георгий Белащенко. "Первая папироса". Конец 19 в .

В школу пойдут.

Николай Богданов-Бельский. "У дверей школы". 1897 г.

А там и светлое будущее подоспеет. И живопись начнется совсем другая.

Самуил Адливанкин."Девушка и красноармеец". 1920 г.

PS. Кому интересно, милости прошу в другие залы моей галереи русской (советской) живописи:)