Фамилии из война и мир. Характеристики главных героев произведения Война и мир, Толстой. Их образы и описание. Центральные фигуры романа «Война и мир»

Джеймс Нортон в образе Андрея Болконского

Джеймс Нортон живёт и работает в Лондоне, снимается, играет театре, на его счету уже более двадцати фильмов, однако относительно известны из них только два: «Гонка» и «Белль». Так что роль Андрея Болконского стала для молодого актёра настоящим прорывом, после которого у Нортона появились все шансы стать не только успешным, но ещё и популярным артистом. По мнению нашего театрального режиссёра Льва Додина, с которым Нортон познакомился в Петербурге, во время съёмок «Войны и мира», для исполнения роли Андрея, возраст у Нортона был самый подходящий (30 лет на момент съемок), однако, еще необходимо понять и принять всю глубину своего персонажа. Стоит отдать актёру должное, старался и понять, и принять изо всех сил. По его мнению – Болконский, эдакий синтез всех его предыдущих немногочисленных ролей. Для Нортона его персонаж воплощение активности и бесконечного поиска. Что ж, поспорить с этим трудно, Болконский, в общем-то, не слишком удачливый в семейной жизни, разочарованный в собственном окружении, лакомый кусочек для любого актёра, это практически как Гамлет. По ощущениям самого актёра, «Война и мир» - история о любви, ведь во главе угла здесь отношения Андрея и Наташи. Только с ней, считает Нортон, Андрей, сильный, смелый и стремительный, делается мягким и беззащитным, чем беззастенчиво пользуется главная героиня. В одном из интервью Джеймс Нортон поделился своими впечатлениями от работы с русской классикой: актёр считает, что война в романе Толстого большого значения не имеет, куда интереснее наблюдать за развитием внутрисемейных отношений. В то же время Нортон убеждён: «Война и мир» - это не мыльная опера.

Что до умения вписаться в суровую российскую реальность, то с этой задачей Нортон справился неплохо, вот только «английского» веснусчатого лица не скроешь, впрочем, как писал в прошлом веке один русский театральный критик: «актёр старался вовсю».

Лили Джеймс (Наташа Ростова)

Лили Джеймс в образе Наташи Ростовой

Лили Джеймс мы узнали благодаря вышедшему в 2015-м году фильму «Золушка», а вот у себя на родине, в Великобритании Лили считается популярной актрисой. Снимается она в основном в сериалах BBC, так что приглашение на роль Наташи Ростовой не стало для неё неожиданностью. Вот, правда, роман 25-летняя (на тот момент) Лили не читала, кто такая Наташа Ростова - не знала и вообще плохо представляла себе, как жила Россия того времени. Произведение Толстого Джеймс постигала в спринтерском темпе – во время съёмок очередного сериала. В одном из многочисленных интервью Лили призналась, что читала роман Толстого прямо на съёмочной площадке и как только звучала команда «Мотор!», актрисе приходилось прятать книгу под стол. Роман произвёл на актрису огромное впечатление, правда, в основном не своей глубиной, а размерами. Стоит признать, что Лили Джеймс осталась на просторах «Войны и мира» эдакой Золушкой, трогательной, маленькой и очень милой. И это, надо сказать, не худший вариант.

По мнению Лили, Наташа Ростова один из самых романтичных персонажей за всю историю мировой литературы. Она влюбляется, разочаровывается и снова влюбляется, с одной лишь целью – стать счастливой. Для Лили Джеймс роль Наташи стала настоящим откровением, по признанию актрисы, она почерпнула из образа Наташи много полезного для реальной жизни, например, самой Лили никогда не хватало той смелости и раскованности, которая присутствует в её героини. Но больше всего Лили впечатлили костюмы. Актриса утверждает, что таких красивых нарядов она ещё не встречала и даже завидует русским женщинам прошлого, которые имели возможность облачаться в подобную роскошь ежедневно.

Пол Дано (Пьер Безухов)

Пол Дано в образе Пьера Безухова

Дано куда удачливее своих коллег, к моменту начала работы над экранизацией «Войны и мира», Дано снялся в более чем тридцати фильмах и, надо заметить, не в самых последних ролях. К тому же, Пол был номинирован на престижные американские кинопремии «Золотой глобус» и BAFTA.

По мнению Пола, название романа «Война и мир» как нельзя более точно отображают душевное состояние Пьера Безухова. Пол дано считает: вся проблема его персонажа заключается в том, что у него слишком большая потребность творить добро и слишком маленькие возможности для её реализации. Именно такой диссонанс, которым так мучим Пьер, гонит его постоянно в дальние странствия. Он, так же, как и его друг, Андрей Болконский, ищет что-то, чему не способен найти объяснения, а в итоге находит искомое в Наташе Ростовой. Брак с девушкой меняет его в лучшую сторону, теперь слабость ему не по карману. Что же до отношений с Элен, то это ещё один момент слабости Пьера – получив внушительное наследство, он полагает, что может позволить себе всё что угодно, к примеру - жениться на самой красивой женщине Петербурга. Лишь со временем к незадачливому мужу придёт осознание – она вовсе не та, кого он искал.

Про съёмки Пол вспоминает с теплотой, утверждая, что совместное проживание в Литве, где проходила работа над фильмом, напомнило ему детство и поездки в летний лагерь, где можно не только завести друзей, но и подзаработать, принимая участие в фильме.

На самом деле, Пьер один из тех персонажей, которые действительно получились, вопрос лишь в том, какое отношение английский Безухов имеет к Льву Толстому? Порой складывается ощущение, что чудесный, добрый, вечно улыбающийся человек случайно попал в «Войну и мир» из какого-нибудь рассказа Чарльза Диккенса.

Таппенс Мидлтон (Элен Курагина)

Таппенс Мидлтон в роли Элен Курагиной

Мало того, что Таппенс носит говорящую фамилию Мидлтон, так ещё и очень хороша собой. Правда, на этом очевидные достоинства актрисы, исполнившей роль первой жены Пьера Безухова, заканчиваются. Ничего общего с роковой красавицей у Таппенс нет, увы, Ирине Скобцевой (актриса, сыгравшая Элен в советской картине Бондарчука-старшего) она проигрывает по всем фронтам, разве что постельных сцен у неё в разы больше. Да и к тому же, разгадать Элен Курагину англичанам так и не удалось. В их понимании, эта нимфоманка и заядлая «тусовщица» так и осталась женщиной лёгкого поведения, никакой рефлексии.

Таппенс Миддлтон актриса в родной Англии довольно популярная, наибольшую известность ей принесли фильмы «Чат», «Чистая кожа», «Долгое падение» и «Транс», а так же сериалы, в которых Мидлтон снимается часто и с удовольствием.

Каллум Тёрнер (Анатоль Курагин)

Каллум Тернер в роли Анатоля Курагина

Согласно роману Толстого, Анатоль Курагин страшно хорош собой, относится к любимцам женщин и главное – ни в чём себе не отказывает. В исполнении молодого британского актёра Каллума Тёрнера, чья популярность, несмотря на юный возраст уже осталась в прошлом, Анатоль получился не слишком красивым, зато не в меру развратным. Кстати, сам Тёрнер в жизни гораздо проще своего персонажа, в профессии ему не слишком везёт: снимается он от случая к случаю, но, похоже, это актёра не слишком огорчает – судя по всему, популярность обрушится на него после «Войны и мира». По крайней мере, уже заявлено, что Каллум сыграет в продолжении «Фантастических тварей» (поклонники Гарри Поттера в курсе, что это за кино) брата главного героя.

Кстати, помимо нескольких работ в кино, Каллум успел себя попробовать ещё и в качестве режиссёра, за ним числится лента «Splinter» 2013-го года.

Том Бёрк (Фёдор Долохов)

Том Бёрк в роли Фёдора Долохова

В английской экранизации Долохов занял чуть ли не лидирующие позиции, хотя, как мы помним, в романе он к первым рядам и близко не стоял. Внимание публики красавчик Федя в исполнении Тома Бёрка перетягивает на себя ещё в первой серии, когда страстно и «по-взрослому» целует Наташу Ростову. В произведении Толстого эта сцена отсутствует, но стоит только взглянуть в глаза обворожительного Бёрка, и мы уже готовы простить авторам сериала все погрешности. Том, можно сказать, один из самых востребованных актёров BBC, в их сериалах он появляется так часто, что на любые другие роли у него просто не остаётся времени. Кстати, в «Войне и мире», герой Тома, трогательно обозначенный загадочным русским именем «Fedya», получился эдаким демоном соблазнения и попробовал свои силы не только с Наташей, но и с Элен (хотя, судя по задумке режиссёра, с Элен попробовали все).

Сам актёр проникся к своему персонажу симпатией, и, пожалуй, разобрался в нём лучше, чем другие звезды в своих героях. Бёрк уверен – Долохов, вовсе не проходная фигура, на нём держится чуть ли не всё произведение (уж сериал-то точно), он – подобно Онегину, байронический герой в суровых российских реалиях. Общество представляется ему смертельно скучным, и чтобы существовать в нём Долохов обучается искусству потребления.

Джиллиан Андерсон (Анна Павловна)

Джиллиан Андерсон в роли Анны Павловны

По сравнению с прочими участниками сериала, Джиллиан Андерсон настоящая звезда. На её счету большое количество фильмов, наиболее известный из которых «Секретные материалы», всевозможные награды и кинопремии, а главное – всенародное признание. В сериале «Война и мир» Андерсон исполнила роль первой сплетницы и сводницы Петербурга Анна Павловны Шерер. Похоже, представление о светской даме того времени у англичан довольно условное, но тем не менее, благодаря своему таланту и несомненно популярности, Джиллиан Андерсон внезапно стала одной из главных героинь, хотя в романе Анна Шерер всегда оставалась даже не на вторых ролях.

По словам Джиллиан, о романе Толстого она слышала много негативных отзывов, в основном благодаря его внушительным размерам, и потому была немало удивлена, обнаружив, что произведение русского классика интересное и захватывающее, даже невзирая на то, что растянуто аж на четыре тома. Кстати, Андерсон, одна из немногих, осиливших весь роман целиком – многие актёры довольствовались только прочтением сценария. Впрочем, теперь в этой оплошности никто из них не признаётся.

Джесси Бакли (Княжна Марья)

Джесси Бакли в роли Княжны Марьи

Как мы помним, по роману Толстого, княжна Марья, сестра Андрея Болконского была девушкой некрасивой и потому жила без особой надежды когда-нибудь выйти замуж. Собственно, похоже, это единственная проблема, которую углядели в судьбе Марьи создатели сериала. Джесси Бакли действительно сложно назвать красавицей, зато обаяния ей точно не занимать. По версии Тома Харпера – княжна Марья жертва домашнего тирана, собственного отца. Казалось бы, сложно сделать картину, описанную Толстым ещё более безысходной, однако у режиссёра это получилось.

Джесси Бакли - ирландская певица и актриса, практически не снимается в кино, отдавая предпочтение театру и музыке.

Джек Лоуден (Николай Ростов)

Джек Лоуден в роли Николая Ростова

Всё, что мы, как правило, помним о Николае Ростове со школьных времён, так это то, что старший брат Наташи ушёл добровольцем на фронт и был влюблён в свою кузину. Примерно то же считает опорными пунктами в работе над своим персонажем и молодой актёр Джек Лоуден. Плюс ко всему Лоуден, для которого сериалы давно уже стали любимым жанром, уверен: вся сила Николя в том, что он много прочёл, а значит – неплохо разбирается в жизни.

В своем романе Толстой изобразил целый ряд героев. Автором не зря представлена подробная характеристика персонажей. "Война и мир" - роман, в котором составляющие целые дворянские роды, являют читателю отражение людей, живших во времена войны с Наполеоном. В "Войне и мире" мы видим русский дух, черты исторические события, характерные для периода конца 18 - начала 19 века. Величие русской души показывается на фоне этих событий.

Если составить список персонажей ("Война и мир"), получится всего около 550-600 героев. Однако они не все одинаково важны для повествования. "Война и мир" - роман, героев которого можно поделить на три основные группы: главные, второстепенные персонажи и просто упомянутые в тексте. Имеются среди них как вымышленные, так и исторические личности, а также герои, которые имеют прототипы среди окружения писателя. В этой статье будут представлены основные персонажи. "Война и мир" - произведение, в котором подробно описана семья Ростовых. Поэтому начнем с нее.

Илья Андреевич Ростов

Это граф, у которого было четверо детей: Петя, Николай, Вера и Наташа. Илья Андреевич - весьма щедрый и добронравный человек, который любил жизнь. В итоге его непомерная щедрость привела к расточительности. Ростов - любящий отец и муж. Он хороший организатор приемов и балов. Но жизнь на широкую ногу, а также бескорыстная помощь раненым солдатам и выезд из Москвы русских нанесли по его состоянию роковые удары. Совесть все время мучила Илью Андреевича из-за приближающейся нищеты его родных, однако он не мог ничего поделать с собой. После гибели Пети, младшего сына, граф оказался сломлен, но оживился, готовя свадьбу Пьера Безухова и Наташи. Граф Ростов умирает через несколько месяцев после того, как поженились эти персонажи. "Война и мир" (Толстой) - произведение, в котором прототипом этого героя является Илья Андреевич, дед Толстого.

Наталья Ростова (жена Ильи Андреевича)

Эта 45-летняя женщина, жена Ростова и мать четверых детей, имела некоторые восточные Окружающими расценивалось средоточие степенности и медлительности в ней как солидность, а также высокая значимость ее для семьи. Однако истинная причина этих манер кроется в слабом и изнуренном физическом состоянии из-за родов и сил, отданных на воспитание детей. Наталья очень любит семью, детей, поэтому ее чуть не свело с ума известие о гибели Пети. Графиня Ростова, как и Илья Андреевич, любила роскошь и требовала от всех выполнения своих приказаний. В ней можно найти черты бабушки Толстого - Пелагеи Николаевны.

Николай Ростов

Этот герой - сын Ильи Андреевича. Он является любящим сыном и братом, почитает семью, но в то же время преданно служит в армии, что является весьма важной и значимой чертой в его характеристике. Он часто видел даже в своих однополчанах вторую семью. Хоть Николай и был влюблен долгое время в Соню, свою кузину, все же женится в конце романа на Марье Болконской. Николай Ростов - очень энергичный человек, с "открытым и курчавыми волосами. Его любовь к русскому императору и патриотизм не иссякали никогда. Пройдя через тяготы войны, Николай становится храбрым и отважным гусаром. Он выходит в отставку после смерти Ильи Андреевича для того, чтобы поправить денежное положение семьи, оплатить долги и стать наконец-то хорошим мужем для своей супруги. Толстому этот герой представляется как прототип его собственного отца. Как вы уже, вероятно, заметили, наличием прототипов у многих героев характеризуется система персонажей. "Война и мир" - произведение, в котором нравы дворянства представлены через черты семьи Толстого, который был графом.

Наташа Ростова

Это дочь Ростовых. Очень эмоциональная и энергичная девушка, которая считалась некрасивой, однако привлекательной и живой. Наташа не очень умна, но при этом интуитивна, так как могла хорошо "угадывать людей", их черты характера и настроение. Эта героиня весьма порывиста, склонна к самопожертвованию. Она красиво танцует и поет, что было в то время важной характеристикой девушки, принадлежащей к светскому обществу. Лев Толстой неоднократно подчеркивает основное качество Наташи - близость к русскому народу. Она впитала в себя нации и русскую культуру. Наташа живет в атмосфере любви, счастья и добра, однако через некоторое время девушка сталкивается с суровой реальностью. Удары судьбы, а также сердечные переживания делают эту героиню взрослой и в итоге дарят ей настоящую любовь к мужу, Пьеру Безухову. История перерождения души Наташи заслуживает особого уважения. Она начала посещать церковь после того, как стала жертвой лживого обольстителя. Наташа - это собирательный образ, прототипом которого выступила невестка Толстого, Татьяна Андреевна Кузьминская, а также сестра ее (жена автора) - Софья Андреевна.

Вера Ростова

Эта героиня - дочь Ростовых ("Война и мир"). Портреты персонажей, созданные автором, отличаются многообразием характеров. Вера, например, славилась своим строгим нравом, а также неуместными, хотя и справедливыми замечаниями, которые она делала в обществе. Мать ее, неизвестно почему, не очень любила, и это остро ощущала Вера, часто идя поэтому наперекор всем. Эта девушка стала впоследствии женой Бориса Друбецкого. Прототип героини - Льва Николаевича (Елизавета Берс).

Петр Ростов

Сын Ростовых, совсем еще мальчик. Петя, подросший, порывался юношей идти на войну, и родители его удержать никак не могли. Он вырвался из-под их опеки и определился в полк Денисова. В первом же бою погибает Петя, не успев еще повоевать. Очень подкосила семью гибель любимого сына.

Соня

Этой героиней мы заканчиваем описание персонажей ("Война и мир"), относящихся к семейству Ростовых. Соня, славная миниатюрная девушка, приходилась родной племянницей Илье Андреевичу и прожила всю жизнь под его крышей. Любовь к Николаю стала роковой для нее, так как ей не удалось выйти за него замуж. Наталья Ростова, старая графиня, была против этого брака, поскольку возлюбленные были кузенами. Соня поступила благородно, отказав Долохову и решившись любить всю жизнь лишь Николая, освобождая его при этом от обещания, данного ей. Она проводит всю оставшуюся жизнь на попечении Николая Ростова, при старой графине.

Прототип этой героини - Татьяна Александровна Ергольская, троюродная тетя писателя.

Не только Ростовы в произведении - главные персонажи. "Война и мир" - роман, в котором большую роль играет также семья Болконских.

Николай Андреевич Болконский

Это отец Андрея Болконского, генерал-аншеф в прошлом, в настоящем же - князь, заслуживший прозвище в русском светском обществе "прусский король". Он социально деятелен, строг как отец, педантичен, является мудрым хозяином имения. Внешне это худощавый старик с густыми бровями, которые нависали над умными и проницательными глазами, в напудренном белом паричке. Николай Андреевич не любит проявлять своих чувств даже к любимой дочери и сыну. Он изводит Марью постоянными придирками. Князь Николай, сидя в своем имении, следит за событиями, происходящими в стране, и лишь перед смертью теряет представление о масштабности войны русских с Наполеоном. Николай Сергеевич Волконский, дед писателя, был прототипом этого князя.

Андрей Болконский

Это сын Николая Андреевича. Он честолюбив, как и отец, в проявлении чувств сдержан, однако очень любит свою сестру и отца. Андрей женат на Лизе, "маленькой княгине". Он сделал успешную военную карьеру. Андрей много философствует о смысле жизни, состоянии его духа. Он находится в постоянных поисках. В Наташе Ростовой после смерти жены он нашел надежду для себя, так как увидел настоящую, а не фальшивую, как в светском обществе, девушку, поэтому и влюбился в нее. Сделав этой героине предложение, он был вынужден отправиться лечиться за границу, что стало испытанием их чувств. Свадьба в итоге сорвалась. Андрей отправился на войну с Наполеоном, где был тяжело ранен, в результате чего скончался. До конца его дней Наташа ухаживала преданно за ним.

Марья Болконская

Это сестра Андрея, дочь князя Николая. Она очень кроткая, некрасивая, однако добра душой и к тому же очень богата. Ее преданность религии многим служит примером кротости и добронравия. Марья любит незабвенно своего отца, часто донимающего ее своими укорами и насмешками. Эта девушка любит также своего брата. Она приняла не сразу Наташу как будущую невестку, так как она ей казалась чересчур легкомысленной для Андрея. Марья после всех невзгод выходит замуж за Николая Ростова.

Ее прототипом является Мария Николаевна Волконская, мать Толстого.

Пьер Безухов (Петр Кириллович)

Главные персонажи романа "Война и мир" были бы перечислены не полностью, если не упомянуть Пьера Безухова. Этот герой играет в произведении одну из важнейших ролей. Он пережил много боли и душевных травм, обладает благородным и добрым нравом. Очень любит Пьера сам Лев Николаевич. Безухов, как друг Андрея Болконского, весьма отзывчив и предан. Несмотря на интриги, плетущиеся у него под носом, Пьер не утратил к людям доверия, не озлобился. Женившись на Наташе, он обрел наконец счастье и благодать, которых ему не хватало с первой женой, Элен. В конце произведения заметно его стремление изменить в России политические устои, даже можно угадать издалека декабристские настроения Пьера.

Таковы основные персонажи. "Война и мир" - роман, в котором большая роль отводится таким историческим лицам, как Кутузов и Наполеон, а также некоторым другим главнокомандующим. Представлены и другие социальные группы, кроме дворянства (купечество, мещане, крестьянство, армия). Список персонажей ("Война и мир") весьма внушительный. Однако наша задача - рассмотреть лишь главных героев.

Один из главных героев романа. Пьер незаконнорождённый сын богатого и влиятельного графа Безухова, от которого титул и наследство он получил только после его смерти. Молодой граф до 20 лет жил за границей, где получил блестящее образование. Приехав в Санкт-Петербург, он почти сразу стал одним из самых богатых молодых людей, и очень растерялся, потому что не был готов к такой большой ответственности и не умел управлять имениями и распоряжаться крепостными.

Одна из главных героинь романа, когда мы с ней встречаемся ей всего 13 лет. Она была дочерью не очень богатого графа, поэтому считалось, что она должна найти себе богатого жениха, хотя родители прежде всего заботились о её счастье.

Один из главных героев произведения. Он был сыном князя Николая Болконского, их семья принадлежала к очень богатому, знатному и уважаемому роду. Андрей получил прекрасное образование и воспитание. Болконский обладал такими качествами, как гордость, смелость, порядочность и честность.

Дочь князя Василия, светская дама, типичная представительница светских салонов своего времени. Элен очень красива, но её красота только внешняя. На всех приёмах и балах она выглядела ослепительно, и все ею восхищались, но узнав поближе понимали, что её внутренний мир очень пустой. Она была как красивая кукла, предназначение которой вести однообразную весёлую жизнь.

Сын князя Василия, офицер, дамский угодник. Анатоль всегда попадает в какие - то неприятные истории, из которых его всегда вытаскивает отец. Его любимым занятием считается игра в карты и кутёж со своим другом Долоховым. Анатоль глуп и не разговорчив, но сам всегда уверен в своей уникальности.

Сын графа Ильи Ильича Ростова, офицер, человек чести. В начале романа Николай бросает университет и поступает служить в Павлоградский гусарский полк. Он отличался отвагой и смелостью, хотя в Шенграбенском сражении он не имея представления о войне, слишком храбро бросается в атаку, поэтому увидев перед собой француза, кидает в него оружие и бросается бежать, вследствие чего получает ранение в руку.

Князь, влиятельный в обществе человек, занимающий важные придворные посты. Он известен своим покровительством и снисходительностью, при разговоре со всеми был внимательным и почтительным. Князь Василий для достижения своих целей ни перед чем не останавливался, хотя никому не желал зла, просто чтобы осуществить свои планы пользовался обстоятельствами и своими связями.

Дочь старого князя Николая Болконского и сестра Андрея. С детства она жила в имении своего отца, где у неё не было подруг, кроме своей компаньонки мадемуазель Бурье. Марья считала себя некрасивой, но её огромные выразительные глаза придавали ей немного привлекательности.

Князь Николай Андреевич Болконский был отставным генералом, сосланным в деревню Лысые горы. Князь жил в имении постоянно вместе со своей дочерью Марьей. Он любил порядок, пунктуальность, никогда не тратил своё время на пустяки и поэтому воспитывал детей по своим суровым принципам.

Фёдора Долохова впервые мы встречаем в компании Анатоля Курагина и нескольких молодых офицеров, к которым вскоре присоединяется Пьер Безухов. Все играют в карты, пьют вино и развлекаются: от скуки Долохов на спор пьёт бутылку рома сидя на окне третьего этажа и спустив ноги наружу. Фёдор верит в свои силы, не любит проигрывать и очень любит рисковать, поэтому выигрывает спор.

Племянница графа Ростова, которая с детства жила и воспитывалась в их семье. Соня была очень тихой, порядочной и сдержанной, внешне она была красивой, но её внутреннюю красоту рассмотреть невозможно, так как у неё не было жизнелюбия и непосредственности, как у Наташи.

Сын князя Василия, светский человек, проживающий в Петербурге. Если его брат Анатоль и сестра Элен блистали в обществе и были очень красивы, то Ипполит был полная противоположность. Всегда нелепо одевался, и это его абсолютно не смущало. Его лицо всегда выражало идиотизм и брезгливость.

Анна Павловна Шерер первая героиня которую мы встречаем на страницах романа "Война и мир".­ Анна Шерер - хозяйка самого модного великосветского салона в Петербурге, фрейлина и приближённая императрицы Марии Фёдоровны. В её салоне часто обсуждаются политические новости страны, а посещать этот салон считается хорошим тоном.

Михаил Илларионович Кутузов в романе "Война и мир" представлен не только как главнокомандующий русской армией, но и как персонаж связанный обыкновенными отношениями с другими героями романа. Впервые мы встречаемся с Кутузовым на смотре под Браунау, где он кажется рассеянным, но показывает свои знания и уделяет всем солдатам огромное внимание.

В романе "Война и мир" Наполеон Бонапарт является отрицательным героем, так как приносит в Россию лишения и горечь войны. Наполеон исторический персонаж, французский император, герой войны 1812 года, хотя он и не стал победителем.

Тихон Щербатый - обыкновенный русский мужик, который пристал к отряду Денисова, чтобы сражаться за Родину. Своё прозвище он получил за то что у него не хватало одного переднего зуба, и сам он выглядел немного страшновато. В отряде Тихон был незаменим, так как был самым ловким и мог с лёгкостью справиться с самой грязной и сложной работой.

В романе Толстой показал нам много разных образов, с разными характерами и взглядами на жизнь. Капитан Тушин противоречивый персонаж, который сыграл большую роль в войне 1812 года, хотя был очень труслив. Увидев капитана впервые никто не мог подумать, что он может совершить хоть какой-нибудь подвиг.

В романе Платон Каратаев считается эпизодическим персонажем, но его появление имеет большое значение. Скромный солдат Апшеронского полка показывает нам единство простого народа, тягу к жизни и умение выживать в трудных условиях. У Платона было умение привязываться к людям, без остатка отдаваться общему делу.

Василий Курагин

Князь, отец Элен, Анатоля и Ипполита. Это очень известный и достаточно влиятельный в обществе человек, занимает важный придворный пост. Отношение ко всем окружающим у князя В. снисходительное и покровительственное. Автор показывает своего героя «в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках, при звездах, с светлым выражением плоского лица», с «надушенной и сияющей лысиной». Но, когда он улыбался, в его улыбке было «что-то неожиданно грубое и неприятное». Специально князь В. никому не желает зла. Он просто пользуется людьми и обстоятельствами для осуществления своих планов. В. всегда стремится сблизиться с людьми, которые богаче и выше его по положению. Герой считает себя образцовым отцом, он делает все возможное, чтобы устроить будущее своих детей. Он пытается женить своего сына Анатоля на богатой княжне Марье Болконской. После смерти старого князя Безухова и получения Пьером огромного наследства, В. примечает богатого жениха и хитростью выдает за него свою дочь Элен. Князь В. большой интриган, умеющий жить в обществе и заводить знакомства с нужными людьми.

Анатоль Курагин

Сын князя Василия, брат Элен и Ипполита. Сам князь Василий смотрит на своего сына как на «беспокойного дурака», которого постоянно нужно выручать из различных неприятностей. А. очень красив, щеголь, наглец. Он откровенно глуп, не находчив, но популярен в обществе, потому что «у него была и драгоценная для света способность спокойствия и ничем не изменяемая уверенность». А. друг Долохова, постоянно участвует в его кутежах, смотрит на жизнь как на постоянный поток удовольствий и наслаждений. Его не волнуют другие люди, он эгоистичен. К женщинам А. относится с презрением, чувствуя свое превосходство. Он привык всем нравиться, не испытывая ничего серьезного в ответ. А. увлекся Наташей Ростовой и попытался увезти ее. После этого происшествия, герой был вынужден бежать из Москвы и скрываться от князя Андрея, который желал вызвать на дуэль соблазнителя своей невесты.

Курагина Элен

Дочь князя Василия, а затем жена Пьера Безухова. Блестящая петербургская красавица с «неизменяющейся улыбкой», белыми полными плечами, глянцевитыми волосами и прекрасным станом. В ней не было заметно кокетства, как будто ей совестно было «за свою несомненно и слишком сильно и победительно действующую красоту». Э. невозмутима, предоставляя всем право любоваться собою, отчего на ней чувствуется как бы лоск от множества чужих взглядов. Она умеет быть молчаливо-достойна в свете, производя впечатление тактичной и умной женщины, что в соединении с красотой обеспе- чивает ей постоянный успех. Выйдя замуж за Пьера Безухова, героиня обнаруживает перед своим мужем не только ограниченность ума, грубость мысли и вульгарность, но и циничную развращенность. После разрыва с Пьером и получения от него по доверенности большой части состояния, она живет то в Петербурге, то за границей, то возвращается к мужу. Несмотря на семейный разрыв, постоянную смену любовников, в числе которых Долохов и Друбецкой, Э. продолжает оставаться одной из самых известных и обласканных петербургским светом дам. В свете она делает очень большие успехи; живя одна, она становится хозяйкой дипломатического и политического салона, приобретает репутацию умной женщин

Анна Павловна Шерер

Фрейлина, приближенная императрицы Марии Федоровны. Ш. - хозяйка модного в Петербурге салона, описание вечера в котором и открывает роман. А.П. 40 лет, она искусственна, как и весь высший свет. Ее отношение к какому-либо человеку или событию полностью зависит от последних политических, придворных или светских соображений. Она дружна с князем Василием. Ш. «преисполнена оживления и порыва», «быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением». В 1812 году ее салон демонстрирует ложный патриотизм, едя щи и штрафуя за французскую речь.

Борис Друбецкой

Сын княгини Анны Михайловны Друбецкой. С детства воспитывался и долго жил в доме Ростовых, которым приходился родственником. Б. и Наташа были влюблены друг в друга. Внешне это «высокий белокурый юноша с правильными тонкими чертами спокойного и красивого лица». Б. с юности мечтает о карьере военного, позволяет матери унижаться перед вышестоящими, если это поможет ему. Так, князь Василий находит ему место в гвардии. Б. собирается сделать блестящую карьеру, заводит много полезных знакомств. Спустя время становится любовником Элен. Б. удается быть в нужном месте в нужное время, и его карьера и положение утверждаются особенно прочно. В 1809 году вновь встречает Наташу и увлекается ею, даже думает на ней жениться. Но это помешало бы его карьере. Поэтому Б. начинает искать себе богатую невесту. В конце концов он женится на Жюли Карагиной.

Граф Ростов


Ростов Илья Андрееви - граф, отец Наташи, Николая, Веры и Пети. Очень добродушный, щедрый человек, любящий жизнь и не очень умеющий рассчитывать свои средства. Р. способен лучше всех сделать прием, бал, он радушный хозяин и примерный семьянин. Граф привык жить на широкую ногу, и тогда, когда средства уже не позволяют этого, постепенно разоряет свою семью, от чего сильно мучается. При выезде из Москвы именно Р. начинает отдавать подводы для раненых. Так он наносит один из последних ударов по бюджету семьи. Гибель сына Пети окончательно сломила графа, он оживает лишь тогда, когда готовит свадьбу для Наташи и Пьера.

Графиня Ростова

Жена графа Ростова, «женщина с восточным типом худого лица, лет сорока пяти, видимо изнуренная детьми… Медлительность ее движений и говора, происходившая от слабости сил, придавала ей значительный вид, внушающий уважение». Р. создает в своей семье атмосферу любви и доброты, очень заботится о судьбах своих детей. Известие у смерти младшего и любимого сына Пети едва не сводит ее с ума. Она привыкла к роскоши и выполнению малейших капризов, и требует этого после смерти своего мужа.

Наташа Ростова


Дочь графа и графини Ростовых. Она «черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая...». Отличительные черты Н. - эмоциональность и чуткость. Она не очень умна, но у нее есть поразительная способность угадывать людей. Она способна на благородные поступки, может забыть о своих интересах ради других людей. Так, она призывает свою семью вывозить на подводах раненых, оставив имущество. Н. со всей отдачей выхаживает мать после гибели Пети. У Н. очень красивый голос, она очень музыкальна. Своим пением она способна пробуждать лучшее в человеке. Толстой отмечает близость Н. к простому народу. Это одно из ее лучших качеств. Н. живет в атмосфере влюбленности и счастья. Перемены в ее жизни происходят после встречи с князем Андреем. Н. становится его невестой, но позже увлекается Анатолем Курагиным. Спустя время, Н. понимает всю силу своей вины перед князем, перед его смертью он прощает ее, она остается с ним до его кончины. Настоящую любовь Н. испытывает к Пьеру, они прекрасно понимают друг друга, им очень хорошо вместе. Она становится его женой и полностью отдается роли жены и матери.

Николай Ростов

Сын графа Ростова. «Невысокий курчавый молодой человек с открытым выражением лица». Герой отличается «стремительностью и восторженностью», он весел, открыт, доброжелателен и эмоционален. Н. участвует в военных кампаниях и Отечественной войне 1812 года. В Шенграбенском сражении Н. идет в атаку сначала очень храбро, но потом ранен в руку. Это ранение вызывает у него панику, он думает о том, как может умереть он, «кого так любят все». Это событие несколько принижает образ героя. После Н. становится храбрым офицером, настоящим гусаром, сохраняющим верность долгу. У Н. был долгий роман с Соней, и он собирался сделать благородный поступок, женившись на бесприданнице вопреки воле матери. Но получает от Сони письмо, в котором она говорит, что отпускает его. После смерти отца, Н. берет на себя заботы о семье, уйдя в отставку. Они с Марьей Болконской влюбляются друг в друга и женятся.

Петя Ростов

Младший сын Ростовых. В начале романа мы видим П. еще маленьким мальчиком. Он типичный представитель своей семьи, добрый, веселый, музыкальный. Желает подражать старшему брату и пойти в жизни по военной линии. В 1812 году полон патриотических порывов и уходит в армию. Во время войны юноша случайно попадает с поручением в отряд Денисова, где и остается, желая принимать участие в настоящем деле. Он случайно гибнет, накануне проявляя в отношении к товарищам все свои лучшие качества. Его смерть - величайшая трагедия для его семьи.

Пьер Безухов

Незаконный сын богатого и известного в обществе графа Безухова. Он появляется практически перед самой смертью отца и становится наследником всего состояния. П. очень отличается от людей, принадлежащих к высшему обществу даже внешне. Это «массивный, толстый молодой человек с стриженою головой, в очках» с «наблюдательным и естественным» взглядом. Он воспитывался за границей, получил там хорошее образование. П. умен, имеет склонность к философским рассуждениям, у него очень добрый и мягкий нрав, он совершенно непрактичен. Его очень любит Андрей Болконский, считает его своим другом и единственным «живым человеком» среди всего высшего света.
В погоне за деньгами, П. опутывает семья Курагиных и, пользуясь наивностью П., вынуждают его жениться на Элен. Он с ней несчастлив, понимает, что это страшная женщина и разрывает с ней отношения.
В начале романа мы видим, что П. считает Наполеона своим кумиром. После он страшно разочаровывается в нем и даже желает убить. П. свойственны поиски смысла жизни. Именно так он увлекается масонством, но, увидев их фальшь, уходит оттуда. П. пытается переустроить жизнь своих крестьян, но у него это не получается из-за его доверчивости и непрактичности. П. участвует в войне, не совсем еще понимая, что это такое. Оставшись в горящей Москве, чтобы убить Наполеона, П. попадает в плен. Он переживает большие нравственные муки во время казни пленных. Там же П. встречается с выразителем «мысли народной» Платоном Каратаевым. Благодаря этой встрече, П. выучился видеть «вечное и бесконечное во всем». Пьер любит Наташу Ростову, но та замужем за его другом. После смерти Андрея Болконского и возрождения Наташи к жизни, лучшие герои Толстого женятся. В эпилоге мы видим П. счастливым мужем и отцом. В споре с Николаем Ростовым П. высказывает свои убеждения, и мы понимаем, что перед нами будущий декабрист.


Соня

Она «тоненькая, миниатюрненькая брюнетка с мягким, оттененным длинными ресницами взглядом, густой черной косой, два раза обвивавшею ее голову, и желтоватым оттенком кожи на лице и в особенности на обнаженных худощавых, но грациозных руках и шее. Плавностью движений, мягкостью и гибкостью маленьких членов и несколько хитрою и сдержанною манерой она напоминает красивого, но еще не сформировавшегося котенка, который будет прелестною кошечкой».
С. - племянница старого графа Ростова, воспитывается в этом доме. С детства героиня влюблена в Николая Ростова, очень дружна с Наташей. С. сдержанна, молчалива, рассудительна, способна жертвовать собой. Чувство к Николаю настолько сильно, что она хочет «любить всегда, а он пусть будет свободен». Из-за этого она отказывает Долохову, который хотел жениться на ней. С. и Николай связаны словом, он обещал взять ее в жены. Но старая графиня Ростова против этой свадьбы, он упрекает С… Та, не желая платить неблагодарностью, отказывается от женитьбы, освобождая Николая от данного обещания. После смерти старого графа живет вместе с графиней на попечении Николая.


Долохов

«Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В середине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что-то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и все вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица». Этот герой небогат, но умеет поставить себя так, что все вокруг уважают и побаиваются его. Он любит развлекаться, причем достаточно странным и порой жестоким способом. За один случай издевательства над квартальным, Д. был разжалован в солдаты. Но во время военных действий вновь обрел свой чин офицера. Это умный, храбрый и хладнокровный человек. Он не боится смерти, слывет злым человеком, скрывает свою нежную любовь к матери. На самом деле Д. не желает знать никого, кроме тех, кого действительно любит. Он разделяет людей на вредных и полезных, видит вокруг себя в основном вредных и готов от них избавиться, если они вдруг встанут на его дороге. Д. был любовником Элен, он провоцирует Пьера на дуэль, нечестно обыгрывает в карты Николая Ростова, помогает Анатолю устроить побег с Наташей.

Николай Болконский


Князь, генерал-аншеф, был отставлен от службы при Павле I и сослан в деревню. Он отец Андрея Болконского и княжны Марьи. Это очень педантичный, сухой, деятельный человек, не выносящий праздности, глупости, суеверия. В его доме все расписано по часам, он все время должен быть при деле. Старый князь не ни малейших изменений порядка и графика.
Н.А. невысок ростом, «в напудренном паричке… с маленькими сухими ручками и седыми висячими бровями, иногда, как он насупливался, застилавшими блеск умных и точно молодых блестящих глаз». Князь очень сдержан в проявлении чувств. Свою дочь он постоянно изводит придирками, хотя на самом деле очень ее любит. Н.А. гордый, умный человек, постоянно заботится о сохранении фамильной чести и достоинства. В своем сыне он воспитал чувство гордости, честности, долга, патриотизма. Несмотря на уход от общественной жизни, князь постоянно интересуется политическими и военными событиями, происходящими в России. Лишь перед смертью он теряет представление о масштабе трагедии, случившейся с родиной.


Андрей Болконский


Сын князя Болконского, родной брат княжны Марьи. В начале романа мы видим Б. как умного, гордого, но достаточно надменного человека. Он презирает людей высшего света, несчастлив в браке и не уважает свою хорошенькую жену. Б. очень сдержан, хорошо образован, у него сильная воля. Этот герой переживает большие духовные перемены. Сначала мы видим, что его кумиром является Наполеон, которого он считает великим человеком. Б. попадает на войну, отправляется в действующую армию. Там он сражается наравне со всеми солдатами, проявляет большую храбрость, хладнокровие, рассудительность. Участвует в Шенграбенском сражении. Б. был тяжело ранен в Аустерлицком сражении. Этот момент крайне важен, потому что именно тогда началось духовное перерождение героя. Лежа недвижим и видя над собой спокойное и вечное небо Аустерлица, Б. понимает всю мелочность и глупость всего происходящего на войне. Он осознал, что на самом деле в жизни должны быть совсем иные ценности, чем те, что у него были до сих пор. Все подвиги, слава не имеют значения. Есть лишь это огромное и вечное небо. В этом же эпизоде Б. видит Наполеона и понимает все ничтожество этого человека. Б. возвращается домой, где все его считали погибшим. Его жена умирает при родах, но ребенок выживает. Герой потрясен смертью жены и чувствует свою вину перед ней. Он решает больше не служить, поселяется в Богучарове, занимается хозяйством, воспитанием сына, читает много книг. Во время поездки в Петербург Б. во второй раз встречается с Наташей Ростовой. В нем пробуждается глубокое чувство, герои решают пожениться. Отец Б. не соглашается с выбором сына, они откладывают свадьбу на год, герой уезжает за границу. После измены невесты он возвращается в армию под руководство Кутузова. Во время Бородинского сражения смертельно ранен. Случайно он покидает Москву в обозе Ростовых. Перед смертью он прощает Наташу и понимает истинный смысл любви.

Лиза Болконская


Жена князя Андрея. Она любимица всего света, привлекательная молодая женщина, которую все называют «маленькой княгиней». «Ее хорошенькая, с чуть черневшимися усиками верхняя губка была коротка по зубам, но тем милее она открывалась и тем еще милее вытягивалась иногда и опускалась на нижнюю. Как это всегда бывает у вполне привлекательных женщин, недостаток ее - короткость губы и полуоткрытый рот - казались ее особенною, собственно ее красотой. Всем было весело смотреть на эту полную здоровья и живости, хорошенькую будущую мать, так легко переносившую свое положение». Л. была всеобщей любимицей благодаря своей всегдашней оживленности и любезности светской женщины, она не мыслила свою жизнь без высшего света. Но князь Андрей не любил свою жену и чувствовал себя несчастливым в браке. Л. не понимает своего мужа, его стремлений и идеалов. После отъезда Андрея на войну, Л. живет в Лысых горах у старого князя Болконского, к которому испытывает страх и неприязнь. Л. предчувствует свою скорую смерть и действительно умирает во время родов.

Княжна Марья

Д очь старого князя Болконского и сестра Андрея Болконского. М. некрасива, болезненна, но все ее лицо преображают прекрасные глаза: "… глаза княжны, большие, глубокие и лучистые (как будто лучи теплого света иногда снопами выходили из них), были так хороши, что очень часто, несмотря на некрасивость всего лица, глаза эти делались привлекательнее красоты". Княжна М. отличается большой религиозностью. Она часто принимает у себя всевозможных богомольцев, странников. У нее нет близких друзей, она живет под гнетом отца, которого любит, но невероятно боится. Старый князь Болконский отличался скверным характером, М. была абсолютно забита им и совсем не верила в свое личное счастье. Всю свою любовь она отдает отцу, брату Андрею и его сыну, пытаясь заменить маленькому Николеньке умершую мать. Жизнь М. меняется после встречи с Николаем Ростовым. Именно он увидел все богатство и красоту ее души. Они женятся, М. становится преданной женой, полностью разделяя все взгляды своего мужа.

Кутузов


Реальное историческое лицо, главнокомандующий русской армией. Для Толстого он идеал исторического деятеля и идеал человека. «Он все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает и ничего вредного не позволит. Он понимает, что есть что-то сильнее и значительнее его воли, - это неизбежный ход событий, и он умеет видеть их, умеет понимать их значение и, ввиду этого значения, умеет отрекаться от участия в этих событиях, от своей личной воли, направленной на другое». К. знал, что «решают участь сражения не распоряжения главнокомандующего, не место, на котором стоят войска, не количество пушек и убитых людей, а та неуловимая сила, называемая духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти». К. сливается с народом, он всегда скромен и прост. Его поведение естественно, автор постоянно подчеркивает его грузность, старческую слабость. К. - выразитель народной мудрости в романе. Сила его в том, что он понимает и хорошо знает то, что волнует народ, и действует сообразно этому. К. умирает тогда, когда исполнил свой долг. Враг вытеснен за границы России, больше этому народному герою нечего делать.

Роман-эпопея «Война и мир» — произведение грандиозное по своему замыслу, идее, масштабу изображенных событий. В нем действует огромное количество персонажей, причем наряду с реальными историческими лицами здесь сосуществуют вымышленные, которые тем не менее кажутся нам ничуть не менее реальными. Их психологическая достоверность такова, что часто возникали попытки в этих героях, созданных творческим воображением писателя методом реалистической типизации, найти черты реально существовавших людей — прототипов героев романа "Война и мир"..

В произведениях писателей-реалистов действительно не редко встречаются персонажи, у которых есть такие прототипы. Рассмотрим в статье вопрос о том, возможно ли найти их у отдельных персонажей романа «Война и мир».

Прототипы героев вряд ли существовали. Сам Толстой не раз высказывался по поводу этого вопроса резко негативно. Но тем не менее его персонажи были настолько типичны и жизненны, столь необыкновенна была степень достоверности их изображения, что и современники писателя, да и читатели более позднего времени, продолжали задаваться вопросом: неужели таких людей никогда не было на свете и писатель их просто выдумал. Вот почему Толстому пришлось объясниться по этому поводу в отдельной статье — «Несколько слов по поводу книги «Война и мир». Здесь он еще раз подчеркивал, что не следует искать прототипы героев романа "Война и мир". Именно эта четко выраженная писательская позиция позволяет нам достаточно верно оценить тех «претендентов» на их роль, о которых нам известно.

Исследователи творчества Толстого установили, что в обрисовке персонажей романа писатель шел исходя из своеобразных «анкетных» сведений: он определял их по деловым способностям, по характеру любовных отношений, по художественным вкусам и т.д. При этом герои брались не изолированно, а распределялись по семействам: Ростовы, Болконские, Курагины. Затем в процессе создания романа характеры героев становились более определенными, иногда достаточно серьезно изменяясь и уточняясь. По при этом писатель придерживался принципа исторической и психологической достоверности каждого из нарисованных им характеров.

Этим во многом объясняется выбор фамилий главных персонажей. Толстой сознательно использовал традиционные, привычные для дворянской среды той эпохи фамилии, лишь слегка видоизменяя их: так появились, например, фамилии Друбецкой по аналогии с Трубецкой, Болконский — Волконский и т.д. Все это наталкивало читателей-современников писателя на проведение определенных параллелей. Так одна дама из семейства князей Волконских обратилась к писателю с вопросом о князе Андрее как о возможном родственнике. Это вызвало справедливое возражение писателя, которое для нас очень важно для понимания того, были ли у героев романа "Война и мир" прототипы.

И все же попытки связать героев Толстого с определенными лицами продолжались и дальше. Иногда в них можно заметить следы действительно существовавшего у Толстого замысла, от которого он впоследствии по тем или иным причинам отказался. Так произошло с изображением аристократки, хозяйки модного Петербургского салона фрейлины Анны Павловны Шерер . Ее салон в романе — это яркое выражение антинациональной сущности аристократии и высшего света, а сама Анна Павловна — воплощение чопорности, лживости, фальшивой любезности, характерной для этой среды. Но по первоначальному замыслу этот персонаж должен был играть совсем иную роль, героиня, которая именовалась фрейлина Аннета Д., казалась вполне милой и симпатичной дамой. Вполне вероятно, что в этом начальном варианте Толстой представлял себе реальное лицо — свою тетку фрейлину Александру Андреевну Толстую , дружбой с которой он гордился. Вот как пишет он о предполагаемой героине романа в плане работы: «Она была умна, насмешлива и чувствительна и, ежели не была положительно правдива, то отличалась от толпы ей подобных своей правдивостью». Начальный вариант романа во многом сохраняет черты прототипа в этой героине. Этот образ претерпел в окончательной редакции романа поистине кардинальные изменения, став своей полной противоположностью.

Конечно, можно найти и другие примеры, не связанные со столь резкой переменой. Всем памятен образ Денисова, сама фамилия которого явно призвана вызвать ассоциацию с Денисом Давыдовым , участником Отечественной войны 1812 года, гусаром, который, как и герой романа, сражался в партизанском отряде. Здесь сходство между персонажем и прототипом достаточно очевидно, хотя, разумеется, и в этом случае речь не может идти о простом копировании. Также показателен образ Марьи Дмитриевны Ахросимовой, прототипом которой считается известная в Москве влиятельная и богатая знатная дама, которая жила на Поварской, — Офросимова : созвучие фамилий здесь совершенно очевидно. Кстати, сходный образ есть и в комедии Грибоедова «Горе от ума» — это грозная московская барыня Хлестова, которую побаивается даже Фамусов.

Ряд подобных примеров можно было бы продолжать и дальше, но, пожалуй, самой интересной с точки зрения проблемы прототипов является история, связанная с образом самой любимой и дорогой Толстому героини — Наташи Ростовой. По одной из версий ее прототипом могла быть девушка, близкая семье Толстых, — Татьяна Берс , в замужестве Кузьминская . Она впоследствии написала книгу воспоминаний «Моя жизнь дома и в Ясной Поляне», в которой утверждала, что с нее Толстой писал Наташу, соответственно, прототипом графини Ростовой она считала свою маму и т.д. Существует несколько свидетельств писателя, которые дают основания рассматривать такую версию как возможную. Но все же они не дают основания говорить о том, что судьба Т.А. Кузьминской и ее характер точно соответствовали жизни его героини. Возможно, речь шла лишь о портретном сходстве. Тем более, как установили исследователи творчества писателя, работа Толстого над этим образом шла совершенно другим путем.

Известно, что вначале эта героиня появляется в набросках незаконченного романа «Декабристы», в котором предполагалось рассказать о возвращении из ссылки старого декабриста Петра с женой Наташей. Оба они, естественно, уже совсем немолодые люди. Так что, работая над образом Наташи Ростовой из «Войны и мира», Толстой отталкивался от заключительной фазы развития характера героини: жены декабриста, последовавшей за мужем в Сибирь и разделившей все тяготы, выпавшие на его долю. Вряд ли можно предположить, что для такой Наташи прототипом могла послужить совсем еще молоденькая девушка, хотя это не исключает того, что писатель внимательно следил за жизнью своей знакомой Татьяны. Скорее, можно говорить об обратном влиянии. Возможно, после появления романа Толстого Кузьминская смогла иначе оценить себя, свою молодость, лучше разобраться в своей жизни. Впрочем, такое же значение многие образы из романа Толстого могли иметь и для других людей, причем не только его современников.

Именно в этом и состоит суть писательского творчества — находить в жизни отдельные факты, на основе которых создаются типы людей, близкие и понятные многим. И чем совершеннее художественное творение, тем глубже может быть эта связь. Не случайно так часто пытаются найти прототипов именно вершинных произведений литературы, будь то «Война и мир», «Анна Каренина», «Евгений Онегин», «Отцы и дети» или «Братья Карамазовы». Но конечно же никто из героев этих классических произведений русской литературы не может быть полностью сведен к их возможным прототипам, хотя выявление их и дает возможность лучше разобраться в творческой лаборатории писателя.