Ларошфуко ф максимы. Максимы и моральные размышления. "В то время как люди умные умеют выразить многое в немногих словах, люди ограниченные напротив, обладают способностью много говорить - и ничего не сказать." - Ф. Ларошфуко

ТЕХНОЛОГИЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ХУДЕНКО Е.Д.

Коррекционно-развивающая модель - это обучение детей с умственной отсталостью, ориентированных на развитие компенсаторных механизмов личности ребенка, обеспечивающих ему усвоение знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной социализации.

Теоретическую основу коррекционно-развивающей модели организации обучения детей с умственной отсталостью составляет учение Л.С. Выготского о компенсации дефекта, об общих закономерностях нормального и аномального развития, о единстве биологических и социальных факторов в развитии личности и ее социальной обусловленности. К наиболее общим чертам этого подхода относятся следующие тезисы:


  1. для воспитания (обучения) ребенка с умственной отсталостью важна не сама по себе недостаточность, дефект, изъян, но реакция, возникающая в личности ребенка в процессе развития в ответ на трудность;

  1. процессы компенсаторного развития обладают объективной целеустремленностью, т.е. используют полезные функции в развитии ребенка;

  1. возможность развития и компенсации умственного и сенсомоторного дефекта за счет развития и совершенствования, в первую очередь, высших психических функций;

  1. ведущая, стимулирующая роль обучения в развитии ребенка с умственной отсталостью.
Направляющая и регулирующая роль по отношению к процессу обучения принадлежит дидактическим принципам: наглядности, сознательности, систематичности и пр. Особое значение при организации обучения детей с интеллектуальным отклонением в развитии имеет принцип коррекционной направленности. При его реализации учитель должен проводить уроки таким образом, чтобы в ходе обучения учащиеся не только усваивали учебный материал, но и исправляли свои недостатки.

Принципы в данном контексте - это закономерности, определяющие и организующие обучение и воспитание; это положения, которые определяют отбор содержания, выбор приоритетов, методов и приемов работы учителя и воспитателя, исходя из целей и задач, которые перед ним поставлены.

Технология это процесс моделирования средств, методов и приёмов воздействия на ребенка, в результатах которого происходят определенные преобразования в личности. В варианте «коррекционно-развивающие технологии» – это система специально разработанных занятий, тренингов, игр, упражнений, направленных на нейтрализацию стрессовых состояний личности ребенка и развитие у него адекватной самооценки , освоение им соответствующих возрасту норм коммуникативного поведения и на этой основе решение задач социальной адаптации в жизни.

Планируя учебный процесс, учитель во главу угла ставит, как правило, систему знаний, которую ученики должны отработать, а не личность, которую надо корригировать, используя для этого содержание образования. В ниже приведенной авторской методике коррекционного обучения (Е.Д. Худенко) акцент сделан несколько на иные аспекты учебного процесса, а именно на следующие моменты:

Развитие механизма компенсации ученика с ОВЗ через учебный процесс, который строится особым способом;

Формирование системы знаний, умений и навыков, определенных Программой, в контексте развития активной жизненной позиции у ученика, до профессиональной профориентировки, развития перспективы будущего;

Освоение учеником набором моделей учебного/внеучебного поведения, обеспечивающих ему успешную социализацию, соответствующую определенной возрастной категории.

Предлагая такой подход к обучению, на первый план выдвигаются положительные аспекты личности ученика коррекционной школы, т.к. мы хотим развить его возможности слышать, видеть, думать и т.. Для того, чтобы это происходило необходима система коррекционных упражнений , направленная на мобилизацию потенциальных ресурсов личности ребенка.

Именно об этом и идет речь в данной технологии: как учить корригируя и развивая. Рассматривая коррекцию как процесс исправления каких-либо недостатков личности ребёнка, учителю предлагается освоить технологию разработки специальных коррекционных упражнений стабильно включаемых в урок, будет способствовать возникновению нового пункта развития на обходимом пути, что обеспечит ученику активизацию его личностных ресурсов, на базе которых и будет формироваться механизм компенсации.

Рассмотрим основные принципы, учет которых в планировании уроков обеспечит эффективное решение различного рода задач, продиктованных учебным процессом. Прежде всего уточним некоторые понятия, среди которых «компенсация» наиболее значимо.

Компенсация – это развитие потенциальных возможностей, способностей ребёнка, такого механизма обработки информации, который позволит ему эффективно функционировать в окружающей действительности, обществе; сделает его дефект незаметным (малозаметным) для него самого и других. Компенсация - это результат серьезнейшей и, как правило, многолетней (если дефект имеет органическую природу происхождения) коррекционной работы.

Принцип развития динамичности восприятия предполагает построение обучения (уроков) таким образом, чтобы оно осуществлялось на достаточно высоком уровне трудности. Речь идёт не об усложнении программы, но о разработке таких заданий, при выполнении которых у школьника возникают какие-то препятствия, преодоление которых и будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей («Закон психической запруды»), а в нашем случае - развитие механизма компенсации различных психических функций в процессе обработки этой информации. На основе постоянного активного включения межанализаторных связей развивается эффективно реагирующая система обработки информации, поступающая к ребёнку. Задача педагога заключается в том, чтобы давать задания, которые постоянно упражняли бы эту межфункциональную систему обработки информации и тем самым способствовали бы динамичности восприятия. Динамичность восприятия – это одно из основных свойств данного процесса. Еще есть «осмысленность» и «константность». Эти три характеристики и составляют суть процесса восприятия.

Динамичность – это способность воспринимать постоянно увеличивающийся объем информации. Эта способность связана с тем, что больший объем информации заставляет наши мозги «крутиться, работать с большей скоростью». Более быстрая скорость обеспечивает восприятие большего объема информации. Однообразная форма и объем информации не стимулирует обходных путей развития! А ведь мы так и приучены работать: строгая дозировка текста, словарных слов, однообразное построение уроков и пр.

Существует динамика заданий, предполагающая активную работу различных комбинаций анализаторов (зрительный, слуховой).Разнообразие заданий будет побуждать ребёнка к активному учебному поведению, что и заставит работать как отдельные психические функции, так и связи между ними. При таком подходе внимание учащихся фиксируется не на запоминании порядка описания какого – то предмета, а на раскрытии способов обработки информации. Ребёнок развивает своё восприятие, думает о том, как проанализировать объект, ищет в голове уже имеющуюся информацию и т.п., и таким образом – постоянно упражняет свои психические функции, побуждая их к активной самостоятельной работе.

Этот принцип заключается в том, чтобы организовать учебный процесс по степени нарастающей сложности.

Принцип продуктивной обработки информации вытекает из предыдущего. Он заключается в следующем: учитель должен организовать обучение таким образом, чтобы у учащихся развивался навык переноса способов обработки информации и тем самым развивался механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения. Речь идёт о том, чтобы в ходе обучения выработать у ребёнка способность самостоятельного адекватного реагирования. Поясним этот тезис.

Например, на уроке математики учитель объясняет технологию решения задачи в 2 действия, используя для этого образец на доске. Учащиеся анализируют условие, разбирают план решения задачи, проговаривают это решение, анализируют ответ, полученный при решении, а затем … … все вместе записывают это в тетради и на доске.

Мы предлагаем вместо этой записи дать каждому свой образец задачи, чтобы каждый попробовал сам перенести уже данный ему способ обработки информации. Только представьте себе, как Вас будут слушать ученики, зная, что потом они должны будут самостоятельно это делать.

В практике работы специальных учреждений не всегда удавалось достичь желаемого результата. Дело в том, что наши ученики не привыкли к такой степени ответственности; они привыкли, что им всё “разжуют, положат на тарелочку и предложат проглотить, а если не глотается, то – ещё раз повторим и объясним”, и т.д.

Л.С. Выготский писал, что “недоразвитие высших психических функций связано с культурным недоразвитием умственно отсталого ребёнка, с выпадением его из культурного окружения, из питания среды” 1 . Он также отмечал, что “наиболее воспитуемыми оказываются высшие психические функции по сравнению с элементарными” 2 .

Речь идет о том, что если обучение ориентировано на развитие высших психических функций ребёнка, то мы можем рассчитывать на максимальное использование всех резервов, возможностей организма ребёнка в компенсации его дефекта.

Однако здесь важно учитывать ещё один тезис Л.С. Выготского о том, что аффект (стимул), побуждающий ребёнка на преодоление трудностей не должен размагничивать его, заставлять бежать от заданий, а, напротив, - активизировать, побуждать его к деятельности. В таком случае мы будем иметь обходный путь развития проблемного ребёнка, индивидуальный и своеобразный для каждого ученика. Отсюда вытекает следующий принцип.

Принцип мотивации к учению заключается в том, что задания, упражнения и пр. должны быть интересны ученику. Вся организация обучения должна быть ориентирована на добровольное включение ученика в деятельность. Надо, чтобы он хотел это сделать; чтобы у него был интерес; чтобы задания были творческими, проблемными, но соответствующие возможностям ребёнка.

Однотипные инструкции “Откройте учебник на странице…, “Слушайте меня внимательно. Я объясню всем…”, “Приготовьтесь к письму…” постоянно употребляемые учителем, не побуждают учащихся к заинтересованной работе. Они, конечно, включаются в учебный процесс, но это включение носит механический характер и не затрагивает глубинных процессов психического развития ребёнка. А нам необходимо, чтобы в ходе выполнения заданий активно работали психические функции ученика и тем самым развивались межфункциональные отношения, на которых и базируется обходной путь развития ребёнка с интеллектуальным недоразвитием.

Повысить мотивацию к учению можно с помощью разработки новых, интересных заданий; продуманности и отточенности инструкций учителя; повышения дидактической значимости оценки (она у нас потеряла свою дидактическую роль); создания условий обучения, при которых происходит раскрытие возможностей ученика и он убеждается в своих способностях и т.п.

Мы много говорим о мотивации, но посмотрите любой урок и вы увидите однообразие методов и приемов; однотипность структуры уроков (комбинированный урок – как основная форма обучения); “разжёванность” учебной информации до такой степени, что у учеников просто пропадает желание что-то делать; выставление оценок учителем зачастую носит формальный характер – просто в ходе урока надо оценивать учащихся, вот учитель это и делает и т.п.

Мотивация к учению складывается у ребёнка из многих факторов : личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующая его оценка, социальная значимость его учебного поведения и т.п.

Если учитель действительно хочет, чтобы ученикам было интересно с ним, то он этого добивается! Причём нельзя сказать, что это требует от него каких-то специальных усилий. Достаточно просто, при планировании урока, включения какого-то метода или приема поставить вопрос: “А интересно это будет моим ученикам?” В приведенной ниже таблице обобщается всё сказанное выше.

Принципы коррекционно-развивающего обучения




Принципы

Методы реализации в уроке

Динамичность восприятия

- задания по степени нарастающей трудности (развитие речи: слово-словосочетание -фраза-предложение-текст).

Включение в урок заданий, предполагающих различный доминантный анализатор: дети слушают и отвечают (беседа), слушают и смотрят (рассказ учителя), читают и думают (С.Р. с учебником), пишут, играют. Только при таком подходе реализуется охранительный режим обучения.

Разнообразные типы структур уроков, обеспечивающих смену видов деятельности учащихся.


Продуктивной обработки информации

- задания, предполагающие самостоятельную обработку информации;

Дозированная поэтапная помощь педагога;

Перенос учеником только что показанного способа обработки информации на своё индивидуальное задание.

Акцент надо делать на сохранные функции, а не на нарушенные функции, надо вытащить компенса-торный механизм.



Развития и коррекции высших психических функций

- включение в урок специальных упражнений по коррекции высших психических функций;

Задания с опорой на несколько анализаторов.



Мотивации к учению – создание мотивационной обстановки на уроке, обеспечивающей эффективность работы класса, ученика.

- правильный и исчерпывающий инструктаж;

Включение в урок материалов сегодняшней жизни;

Создание условий для зарабатывания, а не получения оценки;

Худенко Иван Никифорович (1918 - 1974), Россия (СССР). Отечественный экономист-реформатор в области сельского хозяйства. Эксперимент был успешен, но сам реформатор был осуждён властями по экономическим статьям и умер в тюремной больнице…

"Техника начнет работать тогда, когда начнет работать хозяйственный механизм, а хозяйственный механизм будет работать, если он нацелен на человека." И. Н. Худенко.

«Напомню о целиноградском экономисте Худенко. Уже второй год отец (Н.С.Хрущёв - Прим. И.Л. Викентьева) внимательно следил за его деятельностью. К концу 1962 года обозначились первые результаты. Худенко в предоставленных в его полное распоряжение экспериментальных совхозах свел отношения с государством к очень простой схеме: они отчитывались конечным продуктом, сдавали на элеватор оговоренное на несколько лет вперед неизменное количество зерна, и всё. Другими словами, государству они платили налог натурой, а оставшуюся прибыль употребляли на зарплату, развитие хозяйства и иные нужды. Всё просто и прозрачно, и очень похоже на идеи Либермана и Белкина. В совхозные дела государство пообещало не вмешиваться и не вмешивалось, свои внутренние проблемы они решали сами.

Худенко сократил совхозную администрацию до минимума, из начальства оставил директора, экономиста и в помощь им ещё пару человек. Всю власть передал в работавшие на полях звенья. Они решали, как и когда сеять, сколько и каких машин для того им требуется. Но самое главное, Худенко позволил им самим составлять штатное расписание, самим выбирать: делить им фонд зарплаты между множеством работающих с прохладцей или заплатить как следует тем, кто трудится с полной отдачей, а от лодырей избавиться. Уже в первый год эксперимента в совхозе «Илийском», одном из трёх, отданных Худенко на откуп, сбор зерна увеличился в 2,3 раза, а число работавших в полеводстве сократилось с 863 до 85 человек. И это несмотря на неблагоприятную погоду - производительность труда выросла по сравнению с соседними совхозами в 6 раз, прибыль на одного работающего - в 7 раз, а заработок увеличился в 3-4 раза. Соответственно в 4 раза снизилась себестоимость зерна. Если в среднем по Казахстану один центнер зерна обходился в 6 рублей 38 копеек, то Худенко тратил на центнер за 1 рубль 66 копеек.

Прибыль на один центнер зерна в среднем на вновь распаханных в 1954 годах землях составила 206 рублей, что позволило уже за первые четыре года окупить все расходы на освоение целины. Но эта прибыль, которой отец так гордился, не шла ни в какое сравнение с прибылью в худенковских совхозах. Она, в пересчёте на центнер пшеницы, подскочила в восемь раз, до 1 тысячи 577 рублей, а зарплата его работников увеличилась с 88 рублей в месяц до 360 рублей. Столько в те годы получал директор среднего по размерам завода. «Чудеса, да и только», - восхитился отец, когда его помощник Шевченко доложил ему об итогах второго года в отпущенных на «свободу» совхозах».

Хрущёв С.Н., Никита Хрущёв: Реформатор, М., «Время», 2010 г., с. 813-814.

Символична судьба в СССР «…Ивана Никифоровича Худенко. Крупный финансовый работник Совета Министров СССР в ранге замминистра, Худенко в 1960 г. добровольно взялся провести экономический эксперимент в совхозах Казахстана. Предложения Худенко были очень просты: он предлагал систему полного хозрасчёта и хозяйственной самостоятельности, а главное - реальную систему материального стимулирования. Оплачивались достигнутые результаты, а не затраченные усилия.

Эксперимент имел фантастический успех. Занятость людей и машин в совхозах сокращалась в 10- 12 раз, себестоимость зерна - в 4 раза. Прибыль на одного работающего возрастала в 7 раз, а зарплата - в 4 раза. С цифрами в руках Худенко доказал, что повсеместное введение его системы в сельском хозяйстве страны позволит в 4 раза увеличить объём производства - при том, что заняты в сельском хозяйстве будут пять миллионов человек вместо нынешних тридцати миллионов.Об эксперименте Худенко восторженно писали газеты, снимали фильмы, однако никто не спешил применять его систему в масштабах страны. Более того, в 1970 г. его совхоз «Акчи» был закрыт по распоряжению сверху.

Совхоз закрыли в разгар сезона, не заплатив рабочим денег и не вернув сделанных ими капиталовложений. Худенко и его рабочие продолжали борьбу легальными средствами, обращаясь в суды. Перипетии этой борьбы отражали борьбу внутри советского руководства. Решения судов несколько раз отменялись и принимались новые. Некоторые органы прессы продолжали писать о ценности эксперимента.

И наконец, в августе 1973 г. Худенко и его заместитель были осуждены за «хищение государственной собственности» - к шести и четырём годам. Даже после приговора продолжались протесты крупных хозяйственных работников страны по этому делу. 12 ноября 1974 года Худенко умер в тюремной больнице. И это далеко не единичный случай уголовного подавления новых экономических тенденций».

Буковский В. К., И возвращается ветер... М., «Захаров», 2007 г., с.176-177.

Казахские документалисты сняли о Н.И. Худенко и его достижениях фильм «Человек на земле». В 1964 году новый первый секретарь ЦК КПСС Л.И. Брежнев посмотрел его и завершил все споры так: «Это дело преждевременное»…

Отметим как состоявшийся факт, что подобное работает при коллективных социалистических методах хозяйствования, но не работает при капиталистических, где "человек человеку волк". Метод Худенко - это попытка реанимировать в с/x практиковавшийся в СССР до Хрущева Метод повышения эффективности экономики с его основным принципом: от каждого по способностям, каждому по труду, т.е. когда все нужны, нет лишних, но оплата труда разная, по принесенной пользе.