Борис годунов фрагменты н мусоргский презентация. Презентация на тему:"Сатирические песни М.П.Мусоргского". Злоупотребление алкоголем в последнее десятилетие биографии Мусоргского сильно подорвало его здоровье. После обострения, приступа «бело

Модест Петрович Мусоргский 1839 г г 1839 г г


История жизни Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Двое старших умерли один за другим в младенческом возрасте. Вся нежность матери, Юлии Ивановны была отдана двум оставшимся, а особенно ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома. Родился Модест Мусоргский 21 марта 1839 года в селе Карево Торопецкого уезда, в имении своего отца, небогатого помещика Петра Алексеевича. Детство он провел на Псковщине, в глуши, среди лесов и озер. Он был самым младшим, четвертым сыном в семье. Двое старших умерли один за другим в младенческом возрасте. Вся нежность матери, Юлии Ивановны была отдана двум оставшимся, а особенно ему, любимцу, меньшому, Модиньке. Это она первая стала учить его играть на старом пианино, стоявшем в зале их деревянного барского дома. Но будущее Мусоргского было предрешено. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург. Здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище Школу гвардейских подпрапорщиков. Но будущее Мусоргского было предрешено. В десятилетнем возрасте он вместе со старшим братом приехал в Петербург. Здесь ему надлежало поступить в привилегированное военное училище Школу гвардейских подпрапорщиков. По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Обязанности его были необременительны. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого. По окончании Школы Мусоргский был определен в Преображенский гвардейский полк. Модесту было семнадцать лет. Обязанности его были необременительны. Но неожиданно для всех Мусоргский подает в отставку и сворачивает с пути, столь удачно начатого. Незадолго до того один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями. Даргомыжский высоко оценил его незаурядные музыкальные способности и познакомил с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка». Незадолго до того один из товарищей-преображенцев, знакомый с Даргомыжским, привел к нему Мусоргского. Юноша сразу покорил музыканта не только своей игрой на фортепиано, но и свободными импровизациями. Даргомыжский высоко оценил его незаурядные музыкальные способности и познакомил с Балакиревым и Кюи. Так началась для молодого музыканта новая жизнь, в которой главное место заняли Балакирев и кружок «Могучая кучка».


Творческая деятельность Творческая деятельность Мусоргского начиналась бурно. Каждое произведение открывало новые горизонты, даже если и не доводилось до конца. Так остались незавершенными оперы Царь Эдип и Саламбо, где впервые композитор попытался воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сильной властной личности. Творческая деятельность Мусоргского начиналась бурно. Каждое произведение открывало новые горизонты, даже если и не доводилось до конца. Так остались незавершенными оперы Царь Эдип и Саламбо, где впервые композитор попытался воплотить сложнейшее переплетение судеб народа и сильной властной личности. Исключительно важную роль для творчества Мусоргского сыграла незаконченная опера Женитьба (1 акт 1868 г.), в которой он использовал почти неизмененный текст пьесы Н. Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения человеческой речи во всех ее тончайших изгибах. Увлеченный идеей программности, Мусоргский создает, ряд симфонических произведений, среди которых - Ночь на Лысой горе (1867). Исключительно важную роль для творчества Мусоргского сыграла незаконченная опера Женитьба (1 акт 1868 г.), в которой он использовал почти неизмененный текст пьесы Н. Гоголя, поставив перед собой задачу музыкального воспроизведения человеческой речи во всех ее тончайших изгибах. Увлеченный идеей программности, Мусоргский создает, ряд симфонических произведений, среди которых - Ночь на Лысой горе (1867). Но наиболее яркие художественные открытия были осуществлены в 60-е гг. в вокальной музыке. Появились песни, где впервые в музыке предстала галерея народных типов, людей униженных и оскорбленных: Калистрат, Гопак, Светик Савишна, Колыбельная Еремушке, Сиротка, По грибы. Поразительно умение Мусоргского метко и точно воссоздать в музыке живую натуру, воспроизвести ярко характерную речь, придать сюжету сценическую зримость. А главное, песни пронизаны такой силой сострадания к обездоленному человеку, что в каждой из них обыденный факт поднимается до уровня трагического обобщения, до социально-обличительного пафоса. Не случайно песня Семинарист была запрещена цензурой! Но наиболее яркие художественные открытия были осуществлены в 60-е гг. в вокальной музыке. Появились песни, где впервые в музыке предстала галерея народных типов, людей униженных и оскорбленных: Калистрат, Гопак, Светик Савишна, Колыбельная Еремушке, Сиротка, По грибы. Поразительно умение Мусоргского метко и точно воссоздать в музыке живую натуру, воспроизвести ярко характерную речь, придать сюжету сценическую зримость. А главное, песни пронизаны такой силой сострадания к обездоленному человеку, что в каждой из них обыденный факт поднимается до уровня трагического обобщения, до социально-обличительного пафоса. Не случайно песня Семинарист была запрещена цензурой!


Вершиной творчества Мусоргского 60-х гг. стала опера Борис Годунов. Демократически настроенная публика встретила новое произведение Мусоргского с истинным энтузиазмом. Вершиной творчества Мусоргского 60-х гг. стала опера Борис Годунов. Демократически настроенная публика встретила новое произведение Мусоргского с истинным энтузиазмом. Однако дальнейшая судьба оперы складывалась трудно, ибо это произведение самым решительным образом разрушало привычные представления об оперном спектакле. Здесь все было новым: и остросоциальная идея непримиримости интересов народа и царской власти, и глубина раскрытия страстей и характеров, и психологическая сложность образа царя- детоубийцы. Однако дальнейшая судьба оперы складывалась трудно, ибо это произведение самым решительным образом разрушало привычные представления об оперном спектакле. Здесь все было новым: и остросоциальная идея непримиримости интересов народа и царской власти, и глубина раскрытия страстей и характеров, и психологическая сложность образа царя- детоубийцы.


Работа над Хованщиной протекала сложно - Мусоргский обратился к материалу, далеко выходящему за рамки оперного спектакля. В это время Мусоргский тяжело переживал распад Балакиревского кружка, охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. Однако вопреки всему, творческая мощь композитора в этот период поражает силой, богатством художественных идей. Параллельно с трагической Хованщиной с 1875 г. Мусоргский работает над комической оперой Сорочинская ярмарка (по Гоголю). Летом 1874 г. он создает одно из выдающихся произведений фортепианной литературы - цикл Картинки с выставки, посвященный Стасову, которому Мусоргский был бесконечно признателен за участие и поддержку. Работа над Хованщиной протекала сложно - Мусоргский обратился к материалу, далеко выходящему за рамки оперного спектакля. В это время Мусоргский тяжело переживал распад Балакиревского кружка, охлаждение отношений с Кюи и Римским-Корсаковым, отход Балакирева от музыкально-общественной деятельности. Однако вопреки всему, творческая мощь композитора в этот период поражает силой, богатством художественных идей. Параллельно с трагической Хованщиной с 1875 г. Мусоргский работает над комической оперой Сорочинская ярмарка (по Гоголю). Летом 1874 г. он создает одно из выдающихся произведений фортепианной литературы - цикл Картинки с выставки, посвященный Стасову, которому Мусоргский был бесконечно признателен за участие и поддержку.


Идея написать цикл Картинки с выставки возникла под впечатлением посмертной выставки произведений художника В. Гартмана в феврале 1874 г. Он был близким другом Мусоргского, и его внезапная кончина глубоко потрясла композитора. Работа протекала бурно, интенсивно: Звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успевая царапать на бумаге. А параллельно один за другим появляются 3 вокальных цикла: Детская (1872, на собств. стихи), Без солнца (1874) и Песни и пляски смерти (оба на ст. А. Голенищева-Кутузова). Они становятся итогом всего камерно-вокального творчества композитора. Идея написать цикл Картинки с выставки возникла под впечатлением посмертной выставки произведений художника В. Гартмана в феврале 1874 г. Он был близким другом Мусоргского, и его внезапная кончина глубоко потрясла композитора. Работа протекала бурно, интенсивно: Звуки и мысль в воздухе повисли, глотаю и объедаюсь, едва успевая царапать на бумаге. А параллельно один за другим появляются 3 вокальных цикла: Детская (1872, на собств. стихи), Без солнца (1874) и Песни и пляски смерти (оба на ст. А. Голенищева-Кутузова). Они становятся итогом всего камерно-вокального творчества композитора.


Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Мусоргский упрямо твердит, что будет драться до последней капли крови. Незадолго до кончины, летом 1879 г. он совершает вместе с певицей Д. Леоновой большую концертную поездку по югу России и Украины, исполняет музыку Глинки, кучкистов, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, отрывки из своей оперы Сорочинская ярмарка и пишет знаменательные слова: К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовет жизнь... к новым берегам пока безбрежного искусства! Тяжело больной, жестоко страдающий от нужды, одиночества, непризнания, Мусоргский упрямо твердит, что будет драться до последней капли крови. Незадолго до кончины, летом 1879 г. он совершает вместе с певицей Д. Леоновой большую концертную поездку по югу России и Украины, исполняет музыку Глинки, кучкистов, Шуберта, Шопена, Листа, Шумана, отрывки из своей оперы Сорочинская ярмарка и пишет знаменательные слова: К новому музыкальному труду, широкой музыкальной работе зовет жизнь... к новым берегам пока безбрежного искусства!


Судьба распорядилась иначе. Здоровье Мусоргского резко ухудшилось. В феврале 1881 г. случился удар. Мусоргского поместили в Николаевский военно- сухопутный госпиталь, где он скончался, так и не успев завершить Хованщину и Сорочинскую ярмарку. Судьба распорядилась иначе. Здоровье Мусоргского резко ухудшилось. В феврале 1881 г. случился удар. Мусоргского поместили в Николаевский военно- сухопутный госпиталь, где он скончался, так и не успев завершить Хованщину и Сорочинскую ярмарку. Весь архив композитора после его смерти попал к Римскому- Корсакову. Он закончил Хованщину, осуществил новую редакцию Бориса Годунова и добился их постановки на императорской оперной сцене. Сорочинскую ярмарку завершил А. Лядов. Весь архив композитора после его смерти попал к Римскому- Корсакову. Он закончил Хованщину, осуществил новую редакцию Бориса Годунова и добился их постановки на императорской оперной сцене. Сорочинскую ярмарку завершил А. Лядов.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Петровская детская школа искусств». Презентация на тему: «Сатирические песни М.П.Мусоргского» Работу выполнила: учащаяся 5 класса фортепианного отделения Петросян Анна. Руководитель: Миркина Елена Васильевна.

С. Петровское

Тамбовской области.


Немного о творчестве.

М.П.Мусоргский сочинял камерную вокальную музыку на протяжении всей своей жизни.

Им было создано около 70 произведений, разнообразных по содержанию и по форме.

Это и лирика, и яркие реалистические зарисовки из народной жизни-»народные картинки» и музыкальные портреты.

Развивая традиции Даргомыжского, композитор использует жанры монолога-сцены, монолога-рассказа, баллады, драматической песни.

Но особенно ярко проявилось комическое дарование Мусоргского при сочинении сатирических песен.



Калистрат

В мае 1864г. создаётся своеобразная вокальная песня из крестьянской жизни на слова Некрасова «Калистрат». Мусоргский охарактирзовал её как «первую попытку комизма» в своём творчестве. «…вы ещё смеётесь над простаком, но уже ваш смех растворён горечью»-так писал Белинский.

В образах вокальной пьесы сквозит ирония, усмешка, образы светятся терпким народным юмором, смысл трагичен. «Калистратушка» - это песня-притча о безотрадной доле бедняка, рассказанной им самим с комизмом, вызывающим горькую улыбку.


«Ах ты, пьяная тетеря»

В. Никольский

Осенью 1866 года Мусоргский написал песню- сценку «Ах ты, пьяная тетеря!»(из похождений Пахомыча), на собственные слова. Эта песня долгое время оставалась неизвестной и лишь в 1906 году была опубликована Римским-Корсаковым. Впрочем эта песня даже не предназначалась для публикации. Это своего рода «домашняя пародия» . Пьеса посвящена В. Никольскому, известному в свое время историку, педагогу и лингвисту. Тесная дружба Мусоргского и Никольского сыграла важную роль в творчестве композитора. Именно Никольский предложил Мусоргскому писать оперу на сюжет пушкинского «Бориса Годунова», участвовал в разработке плана музыкальной драмы.


Ах ты, пьяная тетеря

Необычайно ярко передана в музыке сценка суматошной речи «женки Пахомыча» , то распекающей, то умоляющей.то урезонивающей. Сам Пахомыч в сценке лицо пассивное. Он топчется на месте, не пытаясь даже оправдаться и выждав удобный момент, сочувственно присоединяется к причитаньям жены, чем совсем выводит ее из себя. Этот не получившийся дуэт бесподобен по комическому показу персонажей сценки.


Семинарист

Через пять дней после комической сценки «из похождений Пахомыча» появился «Семинарист»(27 сентября 1866 г.) «Это я сделал утром, проснувшись в 1966 г., начав только с ритма»,- гласит надпись Мусоргского на экземпляре, подаренным Голенищеву-Кутузову.

Ритм сценки- это импульс образного движения. В ритме найдена «скулящая» интонация наказанного семинариста; из ритма возникает напев-воспоминание семинариста о румяной Стёше, поповской дочке, и о том, как ему «от беса искушенье довелось принять в храме божьем»,

За что он вынужден теперь долбить ненавистные латинские слова.

Сценка проникнута едким сарказмом и грустной иронией. В смешном облике незадачливого семинариста проглядывает грубоватая, но простодушная натура неотёсанного парня.


Озорник

В декабре 1867 г. Мусоргский написал ещё 3 вокальные пьесы «Озорник», «Светская сказочка» («Козёл») на собственные слова; и «По-над Доном сад цветёт» на стихи А.Кольцова.

«Озорник» одна из тех картинок, где комизм поистине трагичен. Мальчишка преследует горбатую старуху, издеваясь над её убожеством.

«Ох, баушка, ох, родная, раскрасавушка, обернись! Востроносая, серебрёная, пучеглазая, поцелуй!...» Старуха бьёт его, он кричит от боли- «ой, не бей!»- и дразнит всё злее и безжалостнее. Он изощряется в озорных выходках, и чем смешнее они, тем трагичнее звучит сцена. Образное развитие музыкальной речи основывается на короткой теме.

Ц. Кюи говорил, что «Озорник» Мусоргского- это мучительное скерцо, полное силы и новизны.

«Озорник» вызывал у слушателей горькую улыбку сострадания.


Если «Озорник» вызывал у слушателей горькую улыбку сострадания, то «Козёл- весёлый смех. Эта пьеса, названая композитором «светской сказочкой», написана в жанре басни, смысл которой раскрывается в забавной аллегории: шла девица прогуляться, повстречался ей козёл- «старый, грязный, бородатый, страшный, злой и весь мохнатый, сущий черт», перепугалась девица и убежала чуть жива. Вот пришла ей замуж, повстречался барышне другой, великосветский Козёл- «Старый и горбатый, лысый, злой и бородатый, сущий черт», но его она совсем не испугалась-»она к мужу приласкалась, уверяя что верна…».

Остроумное сопоставление иронии в характеристиках светской барышни и козла, оригинальное фортепианное сопровождение с невозмутимым юмором, комментирующее смысл сказочки,- всё это обусловило огромный успех басенки про козла.


Стрекотунья белобока.

Это произведение Мусоргский сочинил 26 августа 1867 г. ,когда пребывал в Питере. Это вокальное скерцо, в котором остроумно соединены композитором два небольших стихотворения Пушкина: «Стрекотунья белобока» и «Колокольчики звенят». Музыка искрится простодушным юмором, изобретательностью.

Эта невероятная юмореска возникла, вероятно, экспромтом- в кружке близких друзей Александры и Надежды Опочининых. Им она и посвящена.

«Небывалый колокольчик» резвой сороки-стрекотуньи неожиданно перекликается с колокольцами пляшущей цыганочки-певуньи, «мастерицей ворожить».

В это же время была написана лирическая песенка «По грибы» на слова Л.Мея. Посвящена В. Никольскому.


Летом 1870 года был написан вокальный памфлет- «Раёк». Стасов представляет это произведение так: « Рассказ и прибаутки мужика под балаганами на масленице, показывающего «честным господам чудушко морское в круглое стёклышко своего домика»

«Раёк» начинается весёлым трезвоном раёшника(«я сам» как обозначал Мусоргский.)

Композитор надевает на своих героев музыкальные маски.

«Раёк- народный театр картинок, состоящий из небольшого ящика с двумя увеличительными стёклами впереди. Внутри него переставляются картинки или перематывается с одного катка на другой бумажная полоса с доморощенными изображениями разных городов великих людей и событий. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки и прибаутки к каждому новому сюжету.


Песнь Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе.

Во время концертной поездки Мусоргский успевал заниматься и творчеством.

В 1879 г. сочинил песню, ставшую знаменитой «Песнь Мефистофеля в погребке Ауэрбаха о блохе», на слова Гёте. Это последняя сатирическая песня композитора.


Cлайд 1

Cлайд 2

Модест Петрович Мусоргский - русский композитор, член «Могучей кучки». Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских. В 1849 году, переехав в Петербург, Модест поступил в немецкое училище. Через несколько лет, не закончив училище, ушел Школу гвардейских подпрапорщиков, которую закончил в 1856 году. Юность

Cлайд 3

К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом». Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, развивал в себе музыкальные навыки. Интерес к музыке

Cлайд 4

В музыкальном творчестве Мусоргского нашли оригинальное и яркое выражение русские национальные черты. Эта определяющая особенность его стиля проявила себя многообразно: в умении обращаться с народной песней, в мелодических, гармонических и ритмических особенностях музыки, наконец, в выборе сюжетов, главным образом, из русской жизни. Мусоргский - ненавистник рутины, для него в музыке не существовало авторитетов. На правила музыкальной «грамматики» он обращал мало внимания, усматривая в них не положения науки, а лишь сборник композиторских приёмов прежних эпох. Отсюда постоянное стремление Мусоргского-композитора к новизне во всём. Специальность Мусоргского - музыка вокальная. С одной стороны, он стремился к реализму, с другой стороны, к красочному раскрытию слова. Любовная лирика привлекала его мало. Широко проявляется специфическая стилистика Мусоргского, когда он обращается к русской крестьянской жизни. Богатой колоритностью отмечены песни Мусоргского «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушки» , «Спи-усни, крестьянский сын» , «Гопак» , «Светик Савишна» и «Озорник» и мн. др. В таких песнях и романсах Мусоргский находит правдивое музыкальное выражение для безысходности, которая скрыта под внешним юмором текста песен. Юмор, ирония и сатира вообще хорошо удавались Мусоргскому. Творчество

Cлайд 5

Работу над крупной формой Мусоргский начал с музыки к трагедии Софокла «Эдип», но не окончил её. Следующие большие замыслы - оперы по роману Флобера «Сала мбо» и на сюжет «Женитьбы» Гоголя - также не были реализованы до конца. Музыку из этих набросков Мусоргский использовал в своих позднейших сочинениях. Первые работы

Cлайд 6

Следующий крупный замысел - оперу «Борис Годунов» по трагедии А. С. Пушкина - Мусоргский довёл до конца. Премьера состоялась на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 г. В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. «Борис Годунов» снова увидел свет - в редакции Н. А. Римского-Корсакова « Борис Годунов»

Cлайд 7

В 1872 г. Мусоргский задумал драматическую оперу «Хованщина», одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но не инструментована. Первую сценическую редакцию «Хованщины» в 1883 году выполнил Н. А. Римский-Корсаков. В том же году фирма Бессель и К° издала её партитуру и клавир. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Санкт-Петербурге, в зале Кононова. «Хованщина» Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке», усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие - в пристрастии к алкоголю. Мусоргский умер в военном госпитале, куда был помещён после приступа белой горячки. Последние годы

Композитор Даты жизни Место рождения Оперы Инструмен тальная музыка Вокальна я музыка Мусоргский Модест Петрович (1839– 1881) село Карево Торопецкого уезда Псковской губернии Женитьба, Борис Годунов, Хованщина Сорочинск ая ярмарка Ночь на Лысой горе, Картинки с выставки Песни и пляски смерти, песни и романсы на слова Н. А. Некрасова, на собственны е тексты


Учился в Петропавловской школе, а затем в Школе гвардейских подпрапорщиков вышел в отставку.







В раннем детстве обучался игре на фортепьяно под руководством матери, к тому же времени относятся первые опыты музыкальной импровизации по 1854 занимался у известного пианиста и педагога А.А.Герке учился в Петропавловской школе, а затем в Школе гвардейских подпрапорщиков издается первое сочинение Мусоргского полька «Подпрапорщик» для фортепьяно. По окончании школы произведён в прапорщики Преображенского полка вышел в отставку.


Впоследствии из-за материальных трудностей был вынужден служить чиновником Инженерного управления, лесного департамента и в ревизионной комиссии Государсвенного контроля совершил концертную поездку по югу России с певицей Д. М.Леоновой 1880 был аккомпаниатором в открытой ею школе (курсах) пения знакомство с Д.С.Даргомыжским, М.Д.Балакиревым, В. В. Стасовым. Мусоргский становится постоянным участником Балакиревского кружка «Могучей кучки», провозгласившего своей целью борьбу за национальное искусство. К середине 60-х гг. Мусоргский создал ряд реалистических вокальных сценок из народной жизни (на слова собственные, Н. А. Некрасова, А. Н. Островского и др.) «Светик Савишна», «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке», «Спи, усни, крестьянский сын», «Сиротка», «Семинарист» и др., которые, являясь «этюдами» к операм, запечатлели неповторимые национальные характеры.


186869; 2-я ред создание одного из величайших творений народной музыкальной драмы «Борис Годунов» (по А. С. Пушкину и Н. М. Карамзину,). 70-х гг. Мусоргский работал над народной музыкальной драмой «Хованщина» (на исторический сюжет, предложенный Стасовым, либретто Мусоргского, созданы вокальные циклы на слова А. А. Голенищева-Кутузова «Без солнца» (1874), «Песни и пляски смерти» (187577), а также «Детская» (слова Мусоргского, 1872), романсы на слова А.К.Толстого (1877), фортепьянный цикл «Картинки с выставки» (1874) в деревне Наумове (ныне Куньинского района Псковской области) открыт Музей-усадьба Мусоргского.





Действующие лица: Борис Годунов, царь Фёдор и Ксения, его дети Князь Василий Шуйский Пимен, летописец Григорий Отрепьев, Самозванец (Лжедмитрий) Марина Мнишек, дочь польского воеводы Рангони, тайный иезуит Варлаам и Мисаил, бродячие монахи Юродивый Действие происходит в России и Польше в годах


Оперный план Пролог 1 картина Двор Новодевичьего монастыря 2 картина Площадь в Кремле перед Успенским собором. Сцена венчания на царство I действие 1 картина В келье Чудова монастыря Монолог Пимена 2 картина В корчме на Литовской границе Песня Варлаама II действие Царский терем в Кремле Сцена с курантами


Оперный план III действие 1 картина Сандомирский замок в Польше Ария Марины Мнишек 2 картина В саду у фонтана IV действие 1 картина Площадь перед собором Василия Блаженного Плач Юродивого Хор «Хлеба!…» 2 картина В Грановитой палате Московского кремля Сцена смерти Бориса 3 картина Близ селения Кромы Песня Варлаама и Мисаила Плач Юродивого















Шут и юродивый в средневековой культуре Вопросы для сравненияШутЮродивый Внешний вид Колпак с кисточкой, специальный костюм. Босой, одет в лохмотья, на теле вериги. Особенности мировоззрения Не знает мира без Бога, поэтому это бунтарь против доктрин, но не против Бога, высмеивает пороки отдельных людей и общества в целом Осуждает людей за отступление от христианских заповедей и сам старается жить по нормам христианства, считает, что надо умерщвлять плоть во имя духовного совершенствования Роль в общественной жизни Раскрывают правду о мире и власти, помогают преодолеть страх и неуверенность в завтрашнем дне, пытаются стереть иерархические рамки и вернуться к человеческим отношениям; за порогом официальной культуры пытаются строить мир антикультуры. Отношения с официальной властью Всякая общечеловеческая правда допускалась лишь в rex случаях, когда она представала в безобидной форме, возбуждая смех и не претендуя на какую- нибудь более серьезную роль в жизни Их признавали лишь до известных пределов, демонстративная близость монархов и юродивых восходит к древнейшему культурному архетипу, отождествляющему царя и изгоя-раба, прокажённого