Возникновение профессионального театра на руси презентация. Театр и музыка древней руси. Выполнила: учитель начальных классов

«Музыка Древней Руси» – это презентация, которая, уверена, окажется полезным наглядным пособием для урока мировой художественной культуры или истории при изучении темы «Художественная культура Древней Руси» Я постаралась снабдить презентацию не только иллюстративным материалом, но и аудио примерами к каждому описанию. К сожалению, аудио примеры можно услышать только в программе PowerPoint.

Музыка Древней Руси

В презентации рассказывается об истоках русского музыкального искусства, о различных видах и жанрах музыки от древности до 17 столетия, о музыкальных инструментах, звучавших в будни и праздники, в горе и радости. Презентация «Музыка Древней Руси» , по моему замыслу, должна стать своеобразной мини-энциклопедией, созданной специально для урока мировой художественной культуры.

«Музыка – это накрепко запечатанный флакон с волшебными духами, неизменно сохраняющий аромат своего, и только своего, времени».

Антон Гопко

В презентации три основных раздела. Первый − познакомит с истоками древнерусского музыкального искусства , корни которого уводят в далёкие времена ещё до формирования древнерусского государства, во времена формирования славянских племён.

Возникновение и развитие музыки Древней Руси связано с верованиями славян, с обрядами и ритуалами, посвящёнными языческим божествам и предкам. Эти обряды сопровождались пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Профессиональными музыкантами на Руси были скоморохи. Скоморохи были настоящими артистами: музыкантами, жонглёрами, акробатами, дрессировщиками. К сожалению, православная церковь запрещала деятельность скоморохов, называя их представления дьявольскими игрищами, подвергая их гонениям и даже казням.

Второй раздел расскажет о древнерусских музыкальных инструментах: гуслях, гудках, рожках, свирелях и других. Слайд с изображением музыкального инструмента включает и аудио-файл, который продемонстрирует звучание этого инструмента.

Отдельный раздел посвящён церковной музыке, её основным видам и жанрам. Здесь также есть музыкальные примеры. Специальный значок на слайде является триггером, «включающим» звук. Но, к сожалению, сработает триггер только при просмотре презентации в программе PowerPoint.

Хочется верить, что труд мой, в который вложила душу, принесёт пользу.

С древнерусским искусством помогут познакомиться ещё несколько презентаций, которые вы найдёте на моём сайте:

Cлайд 1

От хоровода до балагана Муниципальное общеобразовательное учреждение СОШ № 8 п. Североморск – 3 Мурманской области

Cлайд 2

Cлайд 3

В старину на Руси популярным народным игрищем был хоровод. Он отражал самые разные жизненные явления. Были хороводы любовные, военные, семейные, трудовые... Нам известны три разновидности хоровода:

Cлайд 4

В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое начало. Такие игрища обычно начинались под “наборные” песни, а заканчивались под “разборные”, причем песни отличались четким ритмом. Впоследствии, с изменением структуры родовой общины, видоизменялись и хороводные игрища. Появились солисты-запевалы (корифеи) и лицедеи (актеры). Лицедеев было обычно не более трех. В то время, когда хор пел песню, они разыгрывали ее содержание. Существует мнение, что именно эти лицедеи и стали родоначальниками первых скоморохов.

Cлайд 5

Русская пляска - неотъемлемая часть народных игрищ и празднеств. Она всегда была связана с песней. Именно это сочетание являлось одним из главных выразительных средств народного театра. С древних времен русская народная пляска была основана на удальстве соревнующихся партнеров, с одной стороны, и слитности, плавности движений - с другой.

Cлайд 6

Русская пляска родилась из языческих обрядов. После XI века, с появлением профессиональных актеров-скоморохов, изменился и характер пляски. Скоморохи владели развитой техникой танца; возникли разновидности скоморохов-плясунов. Были скоморохи-плясуны, которые не только плясали, но и разыгрывали при помощи танца пантомимные представления, носившие чаще всего импровизированный характер. Появились танцовщицы-плясицы, обычно ими были жены скоморохов. Русская пляска

Cлайд 7

Танец занимал большое место в самых разных формах театра. Он был частью не только игрищ и празднеств, но и представлений кукольного спектакля Петрушки, часто заполнял паузу между актами школьной драмы. Многие традиции русской пляски дожили до наших дней.

Cлайд 8

Поводыри с медведями упоминаются в источниках с XVI века, хотя не исключено, что появились они гораздо раньше. Почтительное отношение к этому зверю зародилось еще в языческие времена. Медведь - прародитель. Он - символ здоровья, плодородия, благополучия, он сильнее нечистой силы.

Cлайд 9

У скоморохов медведь считался кормильцем семьи, ее полноправным членом. Таких артистов называли по имени-отчеству: Михайло Потапычем или Матреной Ивановной. В своих представлениях поводыри обычно изображали жизнь простого народа, интермедии были на самые разнообразные бытовые темы. Хозяин спрашивал, например: "А как, Миша, малые дети ходят горох воровать?" - или: "А как бабы на барскую работу не спеша бредут?" - и зверь все это показывал. В конце выступления медведь исполнял несколько заученных движений, а хозяин их комментировал.

Cлайд 10

"Медвежья комедия" в XIX веке состояла из трех основных частей: сначала пляска медведя с "козой" (козу обычно изображал мальчик, который надевал на голову мешок; сквозь мешок сверху протыкалась палка с козлиной головой и рогами; к голове был приделан деревянный язык, от хлопанья которого происходил страшный шум), далее шло выступление зверя под прибаутки поводыря, а потом борьба его с "козой" или хозяином. Первые описания таких комедий относятся еще к XVIII веку. Промысел этот существовал долго, вплоть до 30-х годов прошлого столетия.

Cлайд 11

С давних времен во многих странах Европы на рождество было принято устанавливать посреди церкви ясли с фигурками Богородицы, младенца, пастуха, осла и быка. Постепенно обычай этот перерос в некое театральное действо, которое рассказывало с помощью кукол известные евангельские легенды о рождении Иисуса Христа, поклонении ему волхвов и о жестоком царе Ироде. Рождественское представление было хорошо распространено в католических странах, в частности в Польше, откуда перешло на Украину, в Белоруссию, а затем, в несколько измененном виде, в Виликороссию.

Cлайд 12

Когда рождественский обычай вышел за пределы католического храма, он приобрел название вертеп (старослав. и древнерус. - пещера). Это был кукольный театр. Представьте себе ящик, разделенный внутри на два этажа. Сверху ящик заканчивался крышей, открытая сторона его была обращена к публике. На крыше - колокольня. На ней за стеклом ставили свечу, которая горела во время представления, придавая действию волшебный, таинственный характер. Кукол для вертепного театра делали из дерева или из тряпок и прикрепляли к стержню. Нижнюю часть стержня держал кукловод, поэтому куклы двигались и даже поворачивались. Сам кукловод был скрыт за ящиком. На верхнем этаже вертепа разыгрывались библейские сюжеты, на нижнем - житейские: бытовые, комедийные, порой социальные. И набор кукол для нижнего этажа был обычным: мужики, бабы, черт, цыган, жандарм, причем простой мужик всегда оказывался хитрее и умнее жандарма. Именно из вертепного театра родился потом театр Петрушки, столь популярный в народе.

Cлайд 13

Всяк спляшет, да не как скоморох”, - говорит русская пословица. Действительно, разыгрывать игрища могли многие, но быть скоморохом-профессионалом не каждый. Любимым в народе среди скоморохов-профессионалов был актер кукольного театра, а наиболее популярной - комедия о Петрушке. Петрушка - любимый герой и скоморохов, дававших представление, и зрителей. Это удалой смельчак и задира, в любой ситуации сохранявший чувство юмора и оптимизм. Он всегда обманывал богачей и представителей власти и как выразитель протеста пользовался поддержкой зрителей.

Cлайд 14

В таком театральном представлении одновременно действовали два героя (по числу рук кукловода): Петрушка и лекарь, Петрушка и городовой. Сюжеты были самыми обычными: Петрушка женится или покупает лошадь и т. д. Он всегда участвовал в конфликтной ситуации, при этом расправы Петрушки были достаточно жестокими, но публика никогда не осуждала его за это. В конце спектакля Петрушку часто настигала “небесная кара”. Наиболее популярным кукольный театр Петрушки был в XVII веке.

Cлайд 15

С конца XVIII века на ярмарке часто можно было увидеть ярко одетого человека, который нес разукрашенный ящик (раёк) и громко кричал: “Покалякать здесь со мной подходи, народ честной, и парни и девицы, и молодцы и молодицы, и купцы и купчихи, и дьяки и дьячихи, и крысы приказные и гуляки праздные. Покажу вам всякие картинки: и господ и мужиков в овчинке, а вы прибаутки да разные шутки со вниманием слушайте, яблоки кушайте, орехи грызите, картинки смотрите да карманы свои берегите. Облапошат”. Раёк

Cлайд 16

Раек пришел к нам из Европы и восходит к большим панорамам. Историк искусства Д. Ровинский в книге “Русские народные картинки” описывает его так: “Раек - это небольшой, аршинный во все стороны ящик с двумя увеличительными стеклами впереди. Внутри его перематывается с одного катка на другой длинная полоса с доморощенными изображениями разных городов, великих людей и событий. Зрители, “по копейке с рыла”, глядят в стекла. Раёшник передвигает картинки и рассказывает присказки к каждому новому нумеру, часто очень замысловатые”.

Cлайд 17

Раек пользовался большой популярностью в народе. В нем можно было увидеть и панораму Константинополя и смерть Наполеона, церковь св. Петра в Риме и Адама с семейством, богатырей, карликов и уродов. Причем раешник не просто показывал картинки, а комментировал изображенные на них события, нередко при этом критикуя власть и существующий порядок, словом, затрагивая самые животрепещущие проблемы. Как ярмарочное развлечение раек существовал до конца XIX века.

Cлайд 18

Ни одна ярмарка в XVIII веке не обходилась без балагана. Театральные балаганы становятся любимыми зрелищами той эпохи. Строили их прямо на площади, и по тому, как оформлен балаган, можно было сразу понять, богат или беден его содержатель. Обычно их строили из досок, крышу делали из холста или полотна.

Cлайд 19

Внутри были сцена и занавес. Простые зрители размещались на скамейках и во время представления ели различные сладости, пышки, а то и щи. Позже в балаганах появился настоящий зрительный зал с партером, ложами, оркестровой ямой. Снаружи балаганы украшали гирляндами, вывесками, а когда появилось газовое освещение, то и газовыми лампочками. Труппа обычно состояла из профессиональных и бродячих актеров. Они давали в день до пяти представлений. В театральном балагане можно было увидеть арлекинаду, фокусы, интермедии. Здесь выступали певцы, танцовщицы и просто “диковинные” люди. Популярным был человек, выпивающий огненную жидкость, или “африканский людоед”, поедающий голубей. Людоедом обычно был артист, вымазанный смолой, а голубем - чучело с мешком клюквы. Естественно, что ярмарку с театральным балаганом простые люди всегда ждали с нетерпением.

Cлайд 20

Существовали также цирковые балаганы, их актеры были “мастерами на все руки”. Ю. Дмитриев в книге “Цирк в России” цитирует сообщение о приезде из Голландии комедиантов, которые “по веревке ходя, танцуют, на воздухе прыгают, на лестнице, ни за что не держась, в скрипку играют, а лестницею ходя, пляшут, безмерно высоко скачут и другие удивительные вещи делают”. На протяжении долгих лет своего существования балаганы видоизменялись, к концу XIX века они практически навсегда исчезли из истории русского театра.

Cлайд 21

1672 г. – начались представления придворной труппы царя Алексея Михайловича Артамон Матвеев приказывает «учинить комедию», «а для того действа устроить хоромину» 17 октября в селе Преображенском состоялся первый спектакль

Cлайд 22

1702 г. – первый русский общедоступный театр на Красной площади Становятся популярными праздничные шествия, фейерверки, маскарады, ассамблеи

Cлайд 23

Так выглядел театр в Ярославле в 1909 году. В 1911 году ему было присвоено имя Фёдора Волкова

История возникновения русского театра

Введение

История русского театра делится на несколько основных этапов. Начальный, игрищный этап зарождается в родовом обществе и заканчивается к XVII веку, когда вместе с новым периодом русской истории начинается и новый, более зрелый этап в развитии театра, завершаемый учреждением постоянного государственного профессионального театра в 1756 году.

Термины “театр”, “драма” вошли в русский словарь лишь в XVIII веке. В конце XVII века бытовал термин “комедия”, а на всем протяжении века –“потеха” (Потешный чулан, Потешная палата). В народных же массах термину “театр” предшествовал термин “позорище”, термину “драма” – “игрище”, “игра”. В русском средневековье были распространены синомичные им определения – “бесовские”, или “сатанические”, скоморошные игры. Потехами называли и всевозможные диковинки, привозившиеся иностранцами в XVI – XVII веках, и фейерверки. Потехами называли и воинские занятия молодого царя Петра I. Термину “игрище” близок термин “игра” (“игры скоморошеские”, “пировальные игры”). В этом смысле “игрой”, “игрищем” называли и свадьбу, и ряженье. Совершенно иное значение имеет “игра” в отношении музыкальных инструментов: игра в бубны, в сопели и т. д. Термины “игрище” и “игра” в применении к устной драме сохранились в народе вплоть до XIX – XX веков.

Народное творчество

Русский театр зародился в глубокой древности. Его истоки уходят в народное творчество – обряды, праздники, связанные с трудовой деятельностью. Со временем обряды потеряли свое магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра – драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища превратились в народные драмы; они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

В процессе своего развития игрища дифференцировались, распадались на родственные и в то же время все более отдалявшиеся друг от друга разновидности – на драмы, обряды, игры. Их сближало только то, что все они отражали действительность и пользовались сходными приемами выразительности – диалогом, песней, пляской, музыкой, маскированием, ряженьем, лицедейством.

Игрища прививали вкус к драматическому творчеству.

Игрища первоначально были прямым отражением родовой общинной организации: имели хороводный, хорический характер. В хороводных игрищах было органически слито хоровое и драматическое творчество. Обильно включаемые в игрища песни и диалоги помогали характеристике игрищных образов. Игрищный характер имели также массовые поминки, они были приурочены к весне и назывались “русалиями”. В XV веке содержание понятия “русалии” определялось так: бесы в образе человеческом. А московский “Азбуковник” 1694 года уже определяет русалии как “игры скоморошеские”.

Театральное искусство народов нашей Родины берет свое начало в обрядах и играх, ритуальных действиях. При феодализме театральное искусство культивировалось, с одной стороны “народными массами”, а с другой – феодальной знатью, соответственно дифференцировались и скоморохи.

В 957 году великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. На фресках Киево-Софийского собора последней трети XI века изображены ипподромные представления. В 1068 году впервые упоминаются в летописях скоморохи.

Киевской Руси были известны театры трех родов: придворный, церковный, народный.

Скоморошество

Старейшим “театром” были игрища народных лицедеев – скоморохов. Скоморошество – явление сложное. Скоморохов считали своего рода волхвами, но это ошибочно, ибо скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот вносили мирское, светское содержание.

Скоморошить, т. е. петь, плясать, балагурить, разыгрывать сценки, играть на музыкальных инструментах и лицедействовать, т. е. изображать какие-то лица или существа, мог всякий. Но скоморохом-умельцем становился и назывался только тот, чье искусство выделялось над уровнем искусства масс своей художественностью.

Параллельно с народным театром развивалось профессиональное театральное искусство, носителями которого в Древней Руси были скоморохи. Со скоморошескими игрищами связано появление на Руси кукольного театра. Первые летописные сведения о скоморохах совпадают по времени с появлением на стенах Киево-Софийского собора фресок, изображавших скоморошьи представления. Монах-летописец называет скоморохов служителями дьяволов, а художник, расписывавший стены собора, счел возможным включить их изображение в церковные украшения наряду с иконами. Скоморохи были связаны с массами, и одним из видов их искусства был “глум”, т. е. сатира. Скоморохов именуют “глумцами”, т. е. насмешниками. Глум, издевка, сатира и в дальнейшем будут прочно связаны со скоморохами.

Мирское искусство скоморохов было враждебно церкви и клерикальной идеологии. О ненависти, которую питали церковники к искусству скоморохов, свидетельствуют записи летописцев (“Повесть временных лет”). Церковные поучения XI-XII веков объявляют грехом и ряженья, к которым прибегают скоморохи. Особенно сильному преследованию скоморохи подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство. Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

В Древней Руси были известны ремесла, связанные с искусством: иконописцы, ювелиры, резчики по дереву и кости, книжные писцы. Скоморохи принадлежали к их числу, являясь “хитрецами”, “мастерами” пения, музыки, пляски, поэзии, драмы. Но они расценивались лишь как забавники, потешники. Их искусство идеологически было связано с народными массами, с ремесленным людом, обычно настроенным оппозиционно к правящим массам. Это делало их мастерство не просто бесполезным, но, с точки зрения феодалов и духовенства, идеологически вредным и опасным. Представители христианской церкви ставили скоморохов рядом с волхвами и ворожеями. В обрядах и играх нет еще деления на исполнителей и зрителей; в них отсутствуют развитые сюжеты, перевоплощение в образ. Они появляются в народной драме, пронизанной острыми социальными мотивами. С народной драмой связано появление площадных театров устной традиции. Актеры этих народных театров (скоморохи) высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, сочувственно показывали простых людей. Представления народного театра строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, церковные номера; исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию.

Характер выступления скоморохов первоначально не требовал объединения их в большие группы. Для исполнения сказок, былин, песен, игры на инструменте достаточно было только одного исполнителя. Скоморохи оставляют родные места и бродят по русской земле в поисках заработка, переселяются из деревень в города, где обслуживают уже не только сельское, но и посадское население, а порой и княжеские дворы.

Скоморохи привлекались и к народным придворным представлениям, которые умножились под влиянием знакомства с Византией и ее придворным бытом. Когда же при Московском дворе устраивали Потешный чулан (1571 г.) и Потешную палату (1613 г.), скоморохи оказывались там в положении придворных шутов.

Представления скоморохов объединили разные виды искусств: и собственно драматические, и церковные и “эстрадные”.

Христианская церковь противопоставила народным игрищам и искусству скоморохов искусство обрядовое, насыщенное религиозно-мистическими элементами.

Представления скоморохов не переросли в профессиональный театр. Для рождения театральных трупп не было условий – ведь власти преследовали скоморохов. Церковь также преследовала скоморохов, обращаясь за содействием к светской власти. Против скоморохов были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века, Уставная грамота начала XVI века. Церковь настойчиво ставила скоморохов в один ряд с носителями языческого мировоззрения (волхвами, колдунами). И все же продолжали жить скоморошеские представления, народный театр развивался.

В то же время церковь принимала все меры к утверждению своего влияния. Это нашло выражение в развитии литургической драмы. Одни литургические драмы пришли к нам вместе с христианством, другие – в XV веке вместе с вновь принятым торжественным уставом “великой церкви” (“Шествие на осмети”, “Умовение ног”).

Несмотря на использование театрально-зрелищных форм, русская церковь не создавала своего театра.

В XVII веке Симеон Полоцкий (1629-1680) пытался на базе литургической драмы создать художественную литературную драму, эта попытка оказалась единичной и бесплодной.

Театры XVII века

В XVII веке сложились первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Кукольная комедия о Петрушке (его звали вначале Ванька-Рататуй) рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете. По-настоящему театр появился в XVII веке – придворный и школьный театр.

Придворный театр

Возникновение придворного театра было вызвано интересом придворной знати к западной культуре. Этот театр появился в Москве при царе Алексее Михайловиче. Первое представление пьесы “Артаксерксово действо” (история библейской Эсфири) состоялось 17 октября 1672 года. Вначале придворный театр не имел своего помещения, декорации и костюмы переносились с места на место. Первые спектакли ставил пастер Грегори из Немецкой слободы, актерами тоже были иноземцы. Позже стали в принудительном порядке привлекать и обучать русских “отроков”. Жалованье им платили нерегулярно, но не скупились на декорации и костюмы. Спектакли отличались большой пышностью, иногда сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. После смерти царя Алексея Михайловича придворный театр был закрыт, и представления возобновились только при Петре I.

Школьный театр

Кроме придворного, в России в XVII веке сложился и школьный театр при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева. Пьесы писались преподавателями, и силами учащихся ставились исторические трагедии, аллегорические драмы, близкие европейским мираклям, интермедии – сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя. Интермедии школьного театра заложили основу комедийного жанра в национальной драматургии. У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Появление придворного школьного театров расширило сферу духовной жизни русского общества.

Театр начала XVIII века

По велению Петра I в 1702 году был создан Публичный театр, рассчитанный на массовую публику. Специально для него не Красной площади в Москве было выстроено здание – “Комедиальная храмина”. Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста. В репертуаре были иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, а театр прекратил свое существование в 1706 году, так как прекратились субсидии Петра I.

Заключение

Новую страницу в истории сценического искусства народов нашей Родины открывали крепостной и любительские театры. В крепостных труппах, существовавших с конца XVIII века, ставились водевили, комические оперы, балеты. На основе крепостных театров в ряде городов возникли частные антрепризы. Благотворное влияние на формирование профессионального театра народов нашей Родины оказало русское театральное искусство. В труппы первых профессиональных театров входили талантливые любители – представители демократической интеллигенции.

Театр в России в XVIII веке приобрел огромную популярность, стал достоянием широких масс, еще одной общедоступной сферой духовной деятельности людей.

ЛИТЕРАТУРА Существенную роль в развитии христианской культуры Древней Руси играла рукописная книга. Вместе с христианством Древняя Русь приняла существующую систему жанров церковной письменности, разработанную в Византии. В первую очередь это были библейские книги Ветхого Завета, в состав которых входили: «Закон», «Пророки», «Писания», также гимнография и «слова», связанные с толкованиями «Писания» и церковные молитвы и песнопения.




Исторические жанры опирались на фольклор, но вырабатывали книжные формы повествования. Они не допускали художественного вымысла; чаще всёго входят в состав летописей. Летопись один из первых оригинальных жанров русской литературы. Это исторические повествования о современных событиях, которые располагаются по годам. Для летописца важна не продолжительность правлений, а последовательность событий. Начало летописной статьи традиционно: «В лето,..», затем указывается год от сотворения мира и излагаются события этого года. Жанр летописи включает в себя разные жанры, например житийное повествование о Борисе и Глебе, военную повесть. Разнообразие тем, событий, жанров помогает летописцу рассказать об истории Руси. исторические жанры летопись, повесть, предание, сказание


«Повесть временных лет» самое значительное произведение русской литературы, составил ее монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Летописец не раз произносит проповедь призыв к любви, миру согласию. Эта летопись определяет место славян, место русского народа среди народов мира, рисует происхождение славянской письменности, образование Русского государства, рассказывает о войнах, победах и поражениях, о праздниках, традициях и обрядах, обращается к народным сказкам и легендам. Узнает читатель и о деловых договорах Руси с Константинополем.


Религиозно-дидактические жанры поучения, жития, торжественные слова, хождения часто создавались по поводу конкретного события, выполняли важную воспитательную роль. жанр поучений служил важным средством пропаганды нового религиозного вероучения. Например, «Поучения Феодосия Печерского». «Поучение» Владимира Мономаха, написанное им незадолго до смерти (около 1117 г.), летописцы рассматривали как завещание детям. Центральная идея «Поучения» строго соблюдать государственные интересы, а не личные.


Автор жития (агиограф) стремился создать образ идеального церковного героя. Обычно житие святого начиналось с краткого упоминания о его родителях (святой родится «от благоверную родителю и благочестиву»); затем речь шла о детстве святого, его поведении. Он отличался скромностью, послушанием, любил книги, чуждался игр со сверстниками, был проникнут благочестием. В дальнейшем начинается его подвижническая жизнь в монастыре или пустынном уединении. Он обладает способностью творить чудеса, вступать в общение с небесными силами. Кончина его мирная и тихая; тело его после смерти издает благоухание. В XIXII вв. в отдельных списках на Руси были известны переводные жития Николая Чудотворца, Антония Великого, Иоанна Златоуста, Алексея, человека Божия, и др. жанр жития – рассказы о подвигах святых. Жития зависели от типов святости: мученик, исповедник, преподобный, столпник, юродивый.


Образцом древнерусского оригинального княжеского жития является «Сказание о Борисе и Глебе». Автор сказания (анонимный), сохраняя историческую конкретность, подробно излагает факты злодейского убийства Бориса и Глеба. Однако композиционная схема жития несколько меняется показан лишь один эпизод жизни героев злодейское убийство. Борис и Глеб изображаются идеальными христианскими героями-мучениками..


Жанр хождений В XI в. начинается хождение русских людей на христианский Восток, к святым местам. Для тех, кто не мог совершать паломничество в Палестину, некоей компенсацией становятся книги описания путёшествий-хождений. В XII в. появляется «Хождение игумена Даниила в святую землю», где подробно описываются святые места. Его интересуют природа, характер зданий Иерусалима, река Иордан и т, д. Много в хождении легенд, которые Даниил слышал во время своего путешествия либо почерпнул из книг.


Особенности древнерусской литературы 1.Рукописный характер. 2. Анонимность как следствие религиозно христианского отношения к человеку: В обществе не существовало понятия авторское право. Переписчики книг часто редактировали текст, вносили свои эпизоды, изменяли идейную направленность переписываемого текста, характер его стиля. Так появлялись новые редакции памятников. 3. Историзм. Героями древнерусской литературы являются преимущественно исторические личности. В ней практически отсутствует вымысел. Исторические события объясняются с религиозной точки зрения. Герои князья, правители Государства. 4.Темы красота и величие Русской земли; моральная красота русского человека. 5.Художественный метод: символизм, историзм, ритуальность, дидактизм ведущие принципы художественного метода, две стороны: строгая фотографичность и идеальное изображение действительности.


МУЗЫКА В эпоху Киевской Руси продолжается развитие обрядовых песен, трудовых, шуточно-сатирических, колыбельных, сформировался героический эпос. Эпическое народное творчество сохранилось в былинах, или старинах. Былина является произведением синтетического словесно- музыкального жанра.




Важнейшим явлением в музыкальной культуре этого времени было рождение знаменного пения как первой формы письменно фиксируемого в крюковой записи профессионального музыкального искусства. Знаменный распев, основной вид русских церковных напевов. Название происходит от старославянского слова «знамя». Знаменами, или крюками, назывались безлинейные знаки, применявшиеся для записи напевов. крюками


Голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки." title="В Древней Руси не было нот, знаки, например > голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки." class="link_thumb"> 14 В Древней Руси не было нот, знаки, например > голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки. голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки."> голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки."> голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки." title="В Древней Руси не было нот, знаки, например > голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки."> title="В Древней Руси не было нот, знаки, например > голубчик, / палка, V крюк и другие, ставились непосредственно в текстах богослужебных книг. С увеличением количества знаков создавались певческие азбуки.">



Творчество древнерусских распевщиков было близко к иконописи. Сначала работал гимнограф. Он расчленял текст, сообразуя напев подобна (образец, модель для песнопений) с текстом песнопения так, чтобы число фрагментов текста соответствовало количеству музыкальных строк напева подобна. Затем как клише накладывал музыкальную формулу на новые тексты, тонко варьируя детали мелодии там, где это необходимо. Особый музыкант-знаменщик «знаменовал» чистый лист бумаги будущей музыкальной рукописи, подписывал в определенной последовательности миниатюры, тексты песнопений, инициалы, музыкальные знаки знамена под текстом и, наконец, киноварные пометы под знаменами. Работа гимнографа в эпоху средневековья ценилась очень высоко, большинство из них даже были причислены к лику святых: Роман Сладкопевец, Иоанн Златоуст, Андрей Крйтский, Иоанн Дамаскин и др.




Древнерусская церковная музыка выражала идею единомыслия и единения, поэтому была преимущественно монодической, т. е. одноголосной унисоном, монодией. Канонической особенностью русской православной музыки является также принцип а сареlа (без сопровождения), так как лишь человеческий голос признавался единственным совершенным музыкальным инструментом, поскольку лишь голосом можно воплотить слово в музыкальных звуках, создать осмысленную мелодию. Столповой распев


К древнейшим жанрам гимнографии относятся: -псалмы, связанные с именем библейского царя Давида, псалмы очень разнообразны: одни звучат как хоровая декламация, напоминая чтение нараспев, другие как широкая, распевная лирическая песня. - тропарь (греч. «обращаю», «памятник победы», «трофей»). Характерная особенность текстов тропарей, помимо их краткости, частое использование сравнений, аллегорий. И в основном их содержание связано с прославлением празднуемых событий христианской церкви, воспеванием подвигов мучеников и подвижников. - кондак (греч. «краткий») краткое песнопение, многострофное произведение, где все строфы строились по одному образцу и исполнялись на один и тот же напев, варьировавшийся от строфы к строфе. -стихиры (греч. «многостишие»), часто отличались большой протяжностью и мелодическим богатством. - канон (греч. «норма», «правило») большая хоровая композиция, состоящая из девяти отделов, каждый из которых включал несколько песнопений. Если кондак это поэтическая проповедь, поучение, то канон торжественный хвалебный гимн. Важнейшими принципами организации древнерусского певческого искусства являются цикличность и ансамблевость.
Следует отметить особую роль Новгорода, который внес новое в церковную музыку. Именно здесь развилась и окрепла замечательная традиция колокольного звона. Переход от «била» к колоколу определенной, акустически выгодной конструкции, явился большим завоеванием в тембровой выразительности музыкального искусства. Вслед за Новгородом искусство колокольного звона развилось в Пскове. КОЛОКОЛЬНЫЕ ЗВОНЫ




Репертуар скоморохов включал шуточные песни, драматические сценки, социальную сатиру «глумы», исполняемые в масках и «скоморошьем платье» под аккомпанемент домры, волынки, бубна. Выступая на улицах, площадях, С. непосредственно общались со зрителями, вовлекали их в свою игру. Главный герой представления весёлый и разбитной мужик себе на уме, нередко пользовавшийся личиной комической простоватости.


Возникнув не позже середины 11 в. (изображение на фресках Софийского собора в Киеве, 1037), скоморошество достигло расцвета в 1517 вв., а в 18 в. постепенно угасло, передав некоторые традиции своего искусства балагану. Нередко подвергались гонениям со стороны церкви и гражданской власти. В 1648 и 1657 были изданы указы о запрещении скоморошества.