Великие британские композиторы. Англия и оперная сцена Английские композиторы классики

В 1904 году немецкий критик Оскар Адольф Германн Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назвав ее (и книгу, и саму страну) «Страной без музыки» (Das Land Ohne Musik). Возможно, он был прав. После смерти Генделя в 1759 году Британия вносила ничтожно малый вклад в развитие классической музыки. Правда, Шмитц не совсем вовремя выступил со своим осуждением: XX век стал свидетелем возрождения британской музыки, что проявилось в формировании нового национального стиля. Эта эпоха также подарила миру четырех великих британских композиторов.

Эдуард Элгар

Он нигде официально не учился искусству композиции, но сумел из скромного вустерского дирижера и капельмейстера Вустерской психиатрической лечебницы стать первым за двести лет британским композитором, достигшим международного признания. Проведя детство в магазинчике отца на главной улице Вустершира в окружении партитур, музыкальных инструментов и учебников по музыке, юный Элгар самостоятельно изучил музыкальную теорию. В тёплые летние дни он стал забирать с собой рукописи за город, для изучения (ещё с пяти лет он пристрастился к езде на велосипеде). Таким образом для него было положено начало прочной взаимосвязи между музыкой и природой. Позднее он скажет: «Музыка, она в воздухе, музыка вокруг нас, мир переполнен ей, и можно просто брать столько, сколько потребуется.» В возрасте 22 лет он принял должность капельмейстера в Вустерской психиатрической больнице для бедных в Павике, в трёх милях к юго-западу от Вустера, прогрессивном учреждении, где верили в целебную силу музыки. Славу ему принесло его первое крупное оркестровое произведение «Вариации на загадочную тему» (Enigma Variations, 1899 г.) - загадочную потому, что каждая из четырнадцати вариаций писалась на своеобразную тему, которой еще никто не слышал. Величие Элгара (или его английская самобытность, как говорят некоторые) лежит в использовании смелых мелодических тем, передающих настроение ностальгической меланхолии. Его лучшим сочинением называют ораторию «Сновидение Геронтиуса» (The Dream of Gerontius, 1900) , а его Первый марш из цикла «Торжественные и церемониальные марши» (Pomp and Circumstance March No. 1, 1901), также известный как «Край надежды и славы», неизменно вызывает бурный восторг у слушателей на ежегодных «променадных концертах».

Elgar - The Dream of Gerontius

Густав Холст

Швед, родившийся в Англии, Холст был исключительно незаурядным композитором. Мастер оркестровки, в своем творчестве он опирался на столь разные традиции, как английские народные песни и мадригалы, индуистский мистицизм и авангардизм Стравинского и Шёнберга. Он также увлекался астрологией, и ее изучение вдохновило Холста на создание его самого известного (хотя и не самого лучшего) произведения - семичастной симфонической сюиты (The Planets, 1914-1916).

Густав Холст. "Планеты. Венера"


Ральф Воан-Уильямс

Ральф Воан-Уильямс считается самым английским из британских композиторов. Он отвергал иностранные влияния, насыщая свою музыку настроением и ритмами национального фольклора и творчества английских композиторов XVI века. Воан Уильямс ― один из крупнейших композиторов первой половины XX века, сыгравший важную роль в возрождении интереса к британской академической музыке. Его наследие весьма обширно: шесть опер, три балета, девять симфоний, кантаты и оратории, сочинения для фортепиано, органа и камерных ансамблей, обработки народных песен и многие другие произведения. В своём творчестве он вдохновлялся традициями английских мастеров XVI―XVII веков (возродил жанр английской маски) и народной музыкой. Произведения Уильямса отмечены масштабностью замысла, мелодизмом, мастерским голосоведением и оригинальной оркестровкой. Воан Уильямс является одним из основоположников новой английской композиторской школы — так называемого «английского музыкального ренессанса». Воан-Уильямс известен прежде всего как автор «Морской симфонии» (A Sea Symphony, 1910), «Лондонской симфонии» (A London Symphony, 1913) и восхитительного романса для скрипки с оркестром « (The Lark Ascending, 1914).

Воан-Уильямс. "Лондонская симфония"

Бенджамин Бриттен

Бриттен был и остается по сей день последним великим британским композитором. Его мастерство и изобретательность, особенно как композитора, пишущего для вокала, принесли ему международное признание, сравнимое со славой Элгара. В числе его лучших произведений опера «Питер Граймс» (Peter Grimes, 1945), оркестровое произведение «Путеводитель по оркестру для молодежи» (The Young Person"s Guide to the Orchestra, 1946) и крупное оркестрово-хоровое сочинение «Военный реквием» (War Requiem, 1961) на стихи Уилфреда Оуэна. Одна из главных тем творчества Бриттена - протест против насилия, войны, утверждение ценности хрупкого и незащищенного человеческого мира - получила высшее выражение в «Военном реквиеме» (1961). О том, что привело его к Военному реквиему, Бриттен рассказывал так: «Я много думал о своих друзьях, погибших в двух мировых войнах. Я не стану утверждать, что это сочинение написано в героических тонах. В нем много сожаления по поводу ужасного прошлого. Но именно поэтому Реквием обращен к будущему. Видя примеры ужасного прошлого, мы должны предотвратить такие катастрофы, какими являются войны». Бриттен не был большим поклонником «английской традиционности», характерной для композиторов предыдущего поколения, хотя аранжировал народные песни для своего партнера - тенора Питера Пирса. Ни в ранние годы, ни на более поздних этапах своей творческой эволюции Бриттен не ставил перед собой задач первооткрывателя новых технических приемов композиции или теоретических обоснований своего индивидуального стиля. В отличие от многих своих сверстников, Бриттен никогда не увлекался погоней за «самым новым», равно как и не старался найти поддержки в устоявшихся приемах композиции, унаследованных от мастеров предшествующих поколений. Он руководствуется, прежде всего, свободным полетом воображения, фантазии, реалистической целесообразностью, а не принадлежностью к одной из многочисленных «школ» нашего века. Бриттен ценил творческую искренность больше, чем схоластическую догму, в какие бы ультрасовременные наряды ее ни облекали. Он позволял всем ветрам эпохи проникать в свою творческую лабораторию, проникать, но не распоряжаться в ней.


Бриттен. «Путеводитель по оркестру для молодежи»


С тех пор как Бриттен был погребен в Олдборо (Суффолк) в 1976 году, британская классическая музыка изо всех сил старается сохранить свою славную репутацию. Джон Тавернер, прямой потомок композитора XVI века Джона Тавернера, и Питер Максвелл Дэвис создают произведения, которые благосклонно принимает критика, но ничего по-настоящему выдающегося пока не появилось. Классическая музыка занимает определенную нишу в британской культуре, но, пожалуй, не такую большую, как хотелось бы ее поклонникам. Она звучит в телевизионной рекламе и на различных спортивных мероприятиях, и простые британцы вполне могут посмотреть по телевизору заключительный вечер «променадных концертов» (если нет ничего более интересного), но на самом деле классическую музыку слушает очень небольшая часть нации, главным образом представители среднего класса. Респектабельная музыка для респектабельных людей.

Использованы материалы с сайта: london.ru/velikobritaniya/muzika-v-velik obritanii

Понятие «композитор» впервые появилось еще в 16 веке в Италии, и с тех пор его используют для обозначения человека, занимающего сочинительством музыки.

Композиторы 19 века

В 19 веке венскую музыкальную школу представлял такой выдающийся композитор как Франц Петер Шуберт. Он продолжил традиции романтизма и оказал влияние на целое поколение композиторов. Шуберт создал более 600 немецких романсов, возведя этот жанр на новый уровень.


Франц Петер Шуберт

Другой австриец, Иоганн Штраус, стал знаменит благодаря своим опереттам и легким музыкальным формам танцевального характера. Именно он сделал вальс самым популярным танцем в Вене, где до сих пор устраиваются балы. Кроме того, в его наследии - польки, кадрили, балеты и оперетты.


Иоганн Штраус

Ярким представителем модернизма в музыке конца 19 века был немец Рихард Вагнер. Его оперы не утратили актуальности и популярности по сей день.


Джузеппе Верди

Противопоставить Вагнеру можно величественную фигуру итальянского композитора Джузеппе Верди, который оставался верен оперным традициям и придал итальянской опере новое дыхание.


Петр Ильич Чайковский

Среди русских композиторов 19 века выделяется имя Петра Ильича Чайковского. Ему характерен уникальный стиль, сочетающий европейские симфонические традиции с русским наследием Глинки.

Композиторы 20 века


Сергей Васильевич Рахманинов

Одним из самых ярких композиторов конца 19-го - начала 20-го веков по праву считается Сергей Васильевич Рахманинов. Его музыкальный стиль основывался на традициях романтизма и существовал параллельно с авангардными течениями. Именно за индивидуальность и отсутствие аналогов его творчество было высоко оценено критиками во всем мире.


Игорь Федорович Стравинский

Второй известнейший композитор 20 века - Игорь Федорович Стравинский. Русский по происхождению, он эмигрировал во Францию, а потом США, где и проявил свой талант в полную силу. Стравинский - новатор, не боящийся экспериментировать с ритмами и стилями. В его творчестве прослеживается влияние русских традиций, элементы различных авангардных течений и неповторимый индивидуальный почерк, за что его называют «Пикассо в музыке».

В 1904 году немецкий критик Оскар Адольф Германн Шмитц опубликовал книгу о Великобритании, назвав ее (и книгу, и саму страну) «Страной без музыки» (Das Land Ohne Musik). Возможно, он был прав. После смерти Генделя в 1759 году Британия вносила ничтожно малый вклад в развитие классической музыки. Правда, Шмитц не совсем вовремя выступил со своим осуждением: XX век стал свидетелем возрождения британской музыки, что проявилось в формировании нового национального стиля. Эта эпоха также подарила миру четырех великих британских композиторов.

Эдуард Элгар

Он нигде официально не учился искусству композиции, но сумел из скромного вустерского дирижера и капельмейстера Вустерской психиатрической лечебницы стать первым за двести лет британским композитором, достигшим международного признания. Славу ему принесло его первое крупное оркестровое произведение «Вариации на загадочную тему» (Enigma Variations, 1899 г.) - загадочную потому, что каждая из четырнадцати вариаций писалась на своеобразную тему, которой еще никто не слышал. Величие Элгара (или его английская самобытность, как говорят некоторые) лежит в использовании смелых мелодических тем, передающих настроение ностальгической меланхолии. Его лучшим сочинением называют ораторию «Сновидение Геронтиуса» (The Dream ofGerontius, 1900), а его Первый марш из цикла «Торжественные и церемониальные марши» (Pomp and Circumstance March No. 1, 1901), также известный как «Край надежды и славы», неизменно вызывает бурный восторг у слушателей на ежегодных «променадных концертах».

Густав Холст

Швед, родившийся в Англии, Холст был исключительно незаурядным композитором. Мастер оркестровки, в своем творчестве он опирался на столь разные традиции, как английские народные песни и мадригалы, индуистский мистицизм и авангардизм Стравинского и Шёнберга. Он также увлекался астрологией, и ее изучение вдохновило Холста на создание его самого известного (хотя и не самого лучшего) произведения - семичастной симфонической сюиты «Планеты» (The Planets, 1914-1916).

Ральф Воан-Уильямс

Ральф Воан-Уильямс считается самым английским из британских композиторов. Он отвергал иностранные влияния, насыщая свою музыку настроением и ритмами национального фольклора и творчества английских композиторов XVI века. Его богатые грустные мелодии вызывают в воображении картины сельского быта. Стравинский даже заметил, что слушать его «Пасторальную симфонию» (Pastoral Symphony, 1921) - это все равно что «долго смотреть на корову», и он, надо признать, выразился еще мягко в сравнении с композитором Элизабет Лаченс, назвавшей «Пасторальную симфонию» «музыкой для коров». Воан-Уильямс известен прежде всего как автор «Морской симфонии» (A Sea Symphony, 1910), «Лондонской симфонии» (A London Symphony, 1913) и восхитительного романса для скрипки с оркестром «Взлетающий жаворонок» (The Lark Ascending, 1914).

Бенджамин Бриттен

Бриттен был и остается по сей день последним великим британским композитором. Его мастерство и изобретательность, особенно как композитора, пишущего для вокала, принесли ему международное признание, сравнимое со славой Элгара. В числе его лучших произведений опера «Питер Граймс» (Peter Grimes, 1945), оркестровое произведение «Путеводитель по оркестру для молодежи» (The Young Person"s Guide to the Orchestra, 1946) и крупное оркестрово-хоровое сочинение «Военный реквием» (War Requiem, 1961) на стихи Уилфреда Оуэна. Бриттен не был большим поклонником «английской традиционности», характерной для композиторов предыдущего поколения, хотя аранжировал народные песни для своего партнера - тенора Питера Пирса. Еще при жизни Бриттен был известен как гомосексуалист и пацифист, хотя мало кто знал о его увлечении, пусть и невинном, тринадцатилетними мальчиками.

Английские композиторы, как и многие другие, подарили нам нечто чудесное - музыку. Конечно, многие композиторы, кроме английских, сделали это, но сейчас речь пойдет именно об английских. Их музыка имеет некий шарм, а каждый композитор - свой особый подход к произведениям.

Начало развития музыки в Англии

До IV века Англия, с точки зрения искусствоведов, считалась одной из самых «наименее музыкальных» стран. Опираясь на этот факт, можно сказать, что и произведения английских композиторов классической музыки, да и в прочем любой другой, не казались ценителям прекрасного чем-то стоящим внимания и почтения. Но даже несмотря на мнение скептиков и искусствоведов, Англия имела и имеет великих и талантливых композиторов, имена которых известны каждому, а мелодии и произведения ценятся не только в самой стране, а и за ее пределами.

Первая известность композиторов тех времен

Известные английские композиторы стали появляться и прославляться где-то в X-XV веках. Конечно, музыка там появилась намного раньше, но произведения не были очень известными, а имена композиторов не дошли до наших дней, так же, как и их произведения. Английские композиторы классической музыки впервые появились и стали немного известными в XI веке. Первые произведения появились почти в тот же период, что и европейские. Английские композиторы классической музыки доносили в своих произведениях рассказы о кельтских или же просто военных походах. В произведениях был описан быт обычных, или не совсем, людей, проживающих или имеющих какую-либо связь с кельтскими островами и племенами.

После принятия христианства, в конце VI века, английские композиторы классической музыки стали активно развивать свои умения в сфере музыки, используя для этого церковную тематику, а немного позже, в начале и середине VII века, - бытовую и государственную. Таким образом, становится понятно, что английская музыка была посвящена религии и различным военным заслугам страны.

Популярность английских классических композиторов в наше время

Как видно, композиторы музыки были не слишком популярны в пятом и седьмом веках, а насколько подобных композиторов предпочитают сейчас? Конечно, в наше время не уделяют должного внимания подобной музыке и зачастую случают самые свежие музыкальные новинки вместо произведений великих композиторов. Но музыку известных английских композиторов можно услышать и в наше время - в оперных театрах или же просто найдя прекрасное музыкальное явление в интернете. Сегодня вы ознакомитесь с несколькими наиболее известными композиторами, чьи произведения известны во многих странах и на многих континентах. Музыка английских композиторов, конечно, имеет распространение в самой Англии и за ее рубежом, но не имеет такого большого количества почитателей, как тогда.

Кто такой Эдвард Бенджамин Бриттен?

Бенджамин Бриттен - британский композитор классической английской музыки, рожденный в ХХ веке. Родился Бенджамин в 1913 году в Лоустофте. Бенджамин является не только композитором, но и прекрасным музыкантом, а именно дирижером и профессиональным пианистом. Также он опробовал множество музыкальных направлений как композитор, в его репертуаре присутствовали вокальные и фортепианные пьесы, а еще оперные представления. Кстати, именно третий репертуар стал одним из его самых основных. Как и любой другой известный композитор, Эдвард Бенджамин Бриттен имеет за спиной множество различных шедевров оперной музыки и пьес.

Пьесы Бенджамина Бриттена и его популярность

Самая известная пьеса, которую ставят в театрах и в наше время, - «Ноев ковчег». Судя по названию, да и по сюжету пьесы тоже, легко понять, что само название подтверждает факт того, что множество произведений, написанных до ХХ века и в его начале, зачастую имели религиозную тематику. Говоря о Бенджамине, невозможно не упомянуть его значительность среди композиторов середины ХХ века. Он был наиболее известным композитором ХХ века, можно даже сказать, что именно он вознес значимость и красоту английских музыкальных шедевров «к небесам». После смерти Эдварда долгое время Англия «не видела» подобных талантов.

Кто такой Густав Холст?

Густав Холст - один из известнейших английских композиторов девятнадцатого и двадцатого веков. Густав был рожден в 1830 году и по сей день он сохранил свою популярность, а его творения до сих пор славятся любителями прекрасного. Симфонии и мелодии Густава Холста сейчас - совсем не редкость, их очень легко добыть в наше время: в интернете есть множество произведений в электронном виде, а приобрести диск со сборником произведений великого мастера - проще простого.

Пьесы и произведения Густава Холста, их роль в культурных заведениях

Вы скажете: «Он был великим и талантливым, а популярен ли он и популярны ли его творения сейчас?» На ваш вопрос нельзя дать однозначный ответ, ведь, как и любой музыкант, а особенно известный английский композитор тех времен, он не остался любимцем публики, а его произведениям люди предпочли музыкальные новинки. И каким бы известным и любимым публикой ни был Густав, в наше время мало кто вспомнит его имя. Но его нельзя не внести в наш список, ведь когда-то его пример был идеалом для начинающих английских композиторов, мечтающих о мировой славе и известности.

В заключение хочется сказать, что хоть английские классические композиторы и их музыка сейчас не пользуются успехом и такой великолепный жанр, как классика, сейчас почти никто не предпочитает, у жанров, произведений и их авторов все же остаются почитатели, число которых неимоверно сильно радует начинающих и не только классических композиторов. И помните: классика - вечная и неизменная, ведь какой она оставалась множество веков, является таковой и сейчас.

Введение

Судьба музыки Англии оказалась сложной и парадоксальной. С XV века вплоть до конца XVII, в пору становления и расцвета английской классической музыкальной традиции, ее развитие было непрерывным. Процесс этот протекал интенсивно благодаря опоре на фольклор, определившейся раньше, чем в других композиторских школах, а также благодаря формированию и сохранению своеобразных, национально самобытных жанров (антем, маска, semi-опера). Старинная английская музыка дала европейскому искусству важные импульсы, среди которых - полифония, вариационно-фигурационные принципы развития, оркестровая сюита. При этом она оригинально преломляла идущие извне стимулы.

В XVII веке свершаются события, которые наносят мощные удары по английской музыкальной культуре. Это, во-первых, утвердившийся в ходе революции 1640-1660 годов пуританизм с его фанатичным стремлением отменить прежние духовные ценности и издревле бытующие типы и формы светской культуры, а во-вторых, реставрация монархии (1660), резко изменившая общекультурную ориентацию страны, усилившая внешнее влияние (из Франции).

Как ни удивительно, параллельно с очевидными симптомами кризиса возникают явления, свидетельствующие о высшем подъеме музыкального искусства. В трудное для английской музыки время явился Генри Пёрселл (1659-1695), произведения которого ознаменовали расцвет национальной композиторской школы, хотя и не оказали прямого воздействия на творчество следующих поколений. Георг Фридрих Гендель (1685-1759), работая в Англии, своими ораториями утвердил главенство хоровой традиции в спектре жанров английской музыки, чем непосредственно и воздействовал на ее дальнейшее развитие. В тот же самый период «Опера нищего» Гея и Пепуша (1728), пародийный характер которой свидетельствовал о наступлении эпохи культурного перелома, стала родоначальницей множества образцов так называемой балладной оперы.

Она явилась одной из вершин театрального искусства Англии и одновременно свидетельством низвержения искусства музыкального, - точнее сказать, перемещения его «культуротворящей энергии» (А. Швейцер) - из сферы профессиональной в любительскую.

Музыкальная традиция складывается из множества факторов - таких, как композиторское творчество, исполнительство, уклад музыкальной жизни. Регулируемые идеологическими, эстетическими, общехудожественными установками, эти факторы не всегда действуют в согласованном единстве, нередко в определенных исторических условиях их взаимодействие нарушается. Подтверждением тому может служить столетний период примерно с середины XVIII до середины XIX века в Англии.

Музыка Англии

Высокий уровень исполнительства, широкое распространение и глубокая укорененность в быту различных форм музицирования - инструментального, вокально-ансамблевого и хорового создали тогда благоприятную почву для яркой, большого размаха концертной жизни Лондона, что и привлекало в столицу империи континентальных музыкантов: Шопена, Берлиоза, Чайковского, Глазунова… Свежий ветер современности несли с собой и немецкие музыканты, дорога которым на Британские острова была широко открыта со времен воцарения Ганноверской династии (с 1714 по 1901 год), - вспомним, например, о еженедельных концертах Баха - Абеля и о концертах Гайдна - Заломона. Таким образом, Англия участвовала в интенсивном процессе формирования предклассической и классической симфонии, однако собственно творческого вклада в него не внесла. Вообще, в тот период ветвь национального творчества в жанрах оперы и симфонии, актуальных на континенте, была неразвитой, в других жанрах (например, в оратории) русло иногда становилось мелким. Именно эта эпоха дала Англии ныне никого не убеждающее название «страны без музыки».

Парадоксально, что «эпоха молчания» пришлась на так называемую викторианскую эру - период правления королевы Виктории (с 1837 по 1901 год). Государство находилось в зените своей силы и славы. Мощная колониальная держава, «мастерская мира», давала своей нации уверенное самоощущение и убежденность в том, что «ей до конца дней суждено занимать первое место в мире» (Дж. Олдридж). Викторианская эра - время расцвета всех областей культуры Англии: ее прозы и поэзии, драмы и театра, живописи и архитектуры, наконец эстетики - и время заметного упадка в сфере композиторского творчества.

Вместе с тем именно с середины XIX века, когда кризис национальной композиторской школы был уже очевидным, стали накапливаться импульсы подъема, который обозначился в середине XIX века и отчетливо проявился на рубеже XIX и XX веков.

Ширилось и разрасталось хоровое движение, любительское и профессиональное. Хоровая традиция осознавалась как подлинно национальная. Ей присягали английские мастера: Хьюберт Пэрри (1848-1918), Эдвард Элгар (1857-1934), Фридерик Дилиус (1862-1934), Густав Холст (1874-1934), Ральф Воан-Уильямс (1872-1958).

Параллельно развивалось фольклорное движение, ведущей фигурой которого был Сесил Дж. Шарп (1859-1924). Оно включало научное направление (полевой сбор, теоретическое осмысление) и практическое (внедрение в школу и быт). Этому сопутствовали критическая переоценка развлекательно-салонного усвоения фольклорных жанров и проникновение народного материала в композиторское творчество. Все эти стороны фольклорного движения взаимодействовали - дополняя друг друга, а порой конфликтно противопоставляясь одно другому.

До середины XIX в., как ни странно это покажется на первый взгляд, собственно английские песни редко попадали в сборники - значительно реже, нежели песни Шотландии, Уэльса и, особенно, Ирландии. Не без иронии Ральф Воан Уильямс писал во вступительном очерке к книге крупнейшего фольклориста страны Сесила Шарпа «Английская народная песня»: «Из авторитетных источников мы до сих пор знали, что народная музыка была «либо плохой, либо ирландской»»

Движение за возрождение старинной музыки - Пёрселла, Баха, английских мадригалистов и верджинелистов - способствовало пробуждению глубокого интереса исполнителей, изготовителей музыкальных инструментов и ученых (таков А. Долметч с семьей), а также композиторов к

«золотому веку» английской профессиональной школы. Наследие XV-XVII столетий, оживленное исполнительской практикой, возвышенное критической мыслью, представало одухотворяющей силой национального самобытного мастерства.

Перечисленные тенденции, сначала малозаметные, постепенно набирали мощь и, устремившись навстречу друг другу, к концу XIX века взорвали почву. Их объединение обозначило начало нового музыкального возрождения Англии. После длительного перерыва эта страна не отдельными творческими личностями, но национальной школой вошла в европейскую музыкальную культуру. К этому времени на континенте заговорили об английских композиторах; Брамс предсказывал английской музыке интересное будущее, Р. Штраус поддерживал ее в лице Э. Элгара. Интенсивность ее эволюции на рубеже XIX и XX веков была велика.

Традиция австро-немецкого романтизма с давних пор нашла в Англии благодатную почву. Это исторически обусловленное влияние, подкрепленное системой музыкального образования и практикой совершенствования молодых композиторов в городах Германии, сказывалось в стилистике (прежде всего, у Пэрри, Стэндфорда, Элгара). Английские музыканты понимали, что утверждение национальной самобытности предполагало освобождение от столь властного воздействия. Однако, в отличие от деклараций, в творчестве процесс этот проходил медленно и сложно, поскольку сами ведущие жанры - в том числе такие концептуальные, как симфония или симфоническая поэма, - предполагали опору на плодотворный опыт австро-немецкой школы. Соответственно, мера немецкого влияния и степень его преодоления служили критерием национального своеобразия и значимости творчества композитора. Показательны, например, такие оценки одного из английских критиков: «В то время как музыка Пэрри и Стэнфорда говорила по-немецки с английским и ирландским акцентом… музыка Элгара говорила по-английски с немецким акцентом».

На рубеже веков в Великобритании, как и по всей Европе, ощущалось стремление создать музыкальный язык, который соответствовал бы современной эстетике. «Новое слово» пришло из Франции. Возникший в среде английских музыкантов интерес к Востоку побудил их отнестись с вниманием к достижениям французского импрессионизма. Это особенно проявилось в творчестве Сирила Скотта (1879-1970), Гренвилла Бантока (1868-1946) и Густава Холста. Правда, у Скотта и Бантока мир восточных образов и настроений не затрагивает основ композиторского мышления. Их образ Востока - условный, и в его воплощении нетрудно обнаружить много традиционных черт.

Иного уровня достигло претворение этой тематики в творчестве Холста, тяготевшего к индийской культуре. Он стремился найти более глубинный, духовный контакт западной и восточной культур, что в целом характерно для искусства XX века. И осуществлял он это стремление по-своему, не согласуясь с тем, что делал его старший современник Дебюсси. Вместе с тем открытия импрессионизма, связанные с новым представлением о музыкальном пространстве, тембре, динамике, с новым отношением к звуку, вошли в палитру средств выразительности, которыми пользовались композиторы Англии - родины «пейзажа и марины» (Ш. Нодье).

При всех индивидуальных стилистических различиях, английских композиторов в тот период связало стремление укрепить народно-национальные основы их музыки. Открытие крестьянского фольклора и творчества мастеров староанглийской школы как двух взаимосвязанных источников принадлежит Г. Холсту и Р. Воану-Уильямсу. Обращение к наследию «золотого века» английского искусства было единственно возможным путем возрождения национальной традиции. Фольклор и старые мастера, установление связей с современной европейской музыкальной культурой - взаимодействие этих тенденций в искусстве Холста и Воана-Уильямса принесло английской музыке XX века долгожданное обновление. Важной опорой в утверждении национальных идеалов служили темы, сюжеты и образы английской прозы, поэзии, драматургии. Для музыкантов современное звучание приобретают сельские баллады Роберта Бёрнса и богоборческие поэмы Джона Мильтона, пасторальные элегии Роберта Херрика и насыщенные страстной напряженностью стихи Джона Донна; был заново открыт Уильям Блейк. Все более глубокое постижение национальной культуры стало важнейшим фактором становления и расцвета английской композиторской школы XX века, формирования эстетического идеала композиторов.

Первыми крупнейшими представителями нового английского музыкального возрождения явились Хуберт Пэрри (1848-1918) и Чарлз Станфорд (1852-1924). Композиторы, ученые, исполнители, заторы и педагоги, они, подобно основоположникам многих национальных школ, были выдающимися деятелями, чей многогранный труд был самоотверженно направлен на создание новой национальной композиторской школы, способной возродить традицию славного прошлого английской музыки. Их собственная социальная и творческая активность служили высоким примером для современников и для английских композиторов следующих, младших поколений.

Становление новой английской композиторской школы разворачивалось в период длительного правления (1837-1901) королевы Виктории. В эту эпоху полнокровно развивались различные области английской культуры. Особенно богатой и"плодотворной была большая национальная литературная традиция. Если Пэрри и Станфорд деятельностью своей тесно связаны с, условно говоря, проторенессансным периодом рассматриваемой эпохи, то имя Элгара открывает собственно творческий период нового возрождения.

Подобно своим современницам, английская композиторская школа столкнулась, прежде всего, с проблемами европейского музыкального романтизма во всем их объеме. И естественно, что искусство Вагнера стало их средоточием. Властное воздействие вагнеровской музыки в Англии можно сравнить лишь с его же влиянием тогда во Франции или же с влиянием Генделя в Англии XVIII в.

Уже на рубеже веков английские композиторы делали настойчивые попытки выйти из-под влияния немецких классико-романтических традиций, пустивших на английской почве столь глубокие корни. Вспомним, что Пэрри хотел создать - в противовес мендельсоновской - национальную разновидность философской оратории. Крупным достижением стала трилогия малых кантат Элгара «Дух Англии» (1917).

Первым истинным композитором, которого дала Англия со времен Пёрселла, называют Эдварда Элгара (1857-1934). Был очень тесно связан с английской провинциальной музыкальной культурой. На начальных этапах своей творческой жизни он обслуживал как композитор и аранжировщик оркестр родного Вустера, еще писал для музыкантов Бирмингема, работал для местных хоровых обществ. Его ранние хоровые песни и кантаты находятся в русле великой английской хоровой традиции, подошедшей в 80-90-е гг. XIX в. - то есть именно тогда, когда Элгар создал ранние хоровые сочинения, - к кульминационной фазе. Оратория Элгара «Сон Геронтия» (1900), принесшая славу английской музыке на континенте, явилась столь значительным завоеванием композитора, что вытеснила, по общему признанию, «Илию» Мендельсона й стала второй после «Мессий» Генделя любимой ораторией английской публики.

Значение Элгара для истории английской музыки определяется прежде всего двумя сочинениями: ораторией «Сон Геронтия» (1900, на ст. Дж. Ньюмена) и симфоническими «Вариациями на загадочную тему» («Энигма» - вариации {Enigma (лат.) - загадка.}, 1899), которые стали вершинами английского музыкального романтизма. Оратория «Сон Геронтия» подводит итог не только длительного развития кантатно-ораториальных жанров в творчестве самого Элгара (4 оратории, 4 кантаты, 2 оды), но во многом и всего предшествовавшего пути английской хоровой музыки. Отразилась в оратории и другая важнейшая черта национального Возрождения - интерес к фольклору. Не случайно, прослушав «Сон Геронтия», Р. Штраус провозгласил тост «за процветание и успех первого английского прогрессиста Эдварда Элгара, мастера молодой прогрессивной школы английских композиторов». В отличие от оратории «Энигма» - вариации заложили первый камень в основание национального симфонизма, который до Элгара был наиболее уязвимой областью английской музыкальной культуры. ««Энигма «-вариации свидетельствуют, что в лице Элгара страна обрела оркестрового композитора первой величины», - писал один из английских исследователей. «Загадка» вариаций состоит в том, что в них зашифрованы имена друзей композитора, скрыта от глаз и музыкальная тема цикла. (Все это напоминает «Сфинксы» из «Карнавала» Р. Шумана.) Элгару принадлежит и первая английская симфония (1908).

Творчество Элгара принадлежит к числу выдающихся явлений музыкального романтизма. Синтезируя национальные и западноевропейские, преимущественно австро-немецкие влияния, оно несет в себе черты лирико-психологического и эпического направлений. Композитор широко применяет систему лейтмотивов, в этом явственно ощущается воздействие Р. Вагнера и Р. Штрауса.

Утверждение новых позиций английской музыки пришлось на время перелома в духовной жизни Великобритании. То были годы великих испытаний и перемен. Первая мировая война заставила многих художников этой страны, считавшей себя оплотом незыблемости в Европе, чутко реагировать на небывалые по масштабам противоречия окружающей действительности. В послевоенной английской музыке господствует тенденция центробежная потребность взглянуть на мир широкоохватным взглядом. Молодое поколение решительно вошло в соприкосновение с новаторскими поисками европейских мастеров - Стравинского, Шёнберга. У истоков «Фасада» Уильяма Уолтона (1902-1983) - композиционные идеи, почерпнутые из «Лунного Пьеро» Шёнберга, но в основе стилистики сочинения лежит антиромантизм, провозглашенный Стравинским и французской «Шестеркой». Констант Лэмберт (1905-1951) удивил соотечественников, с первых же шагов на своем творческом пути начав работать в жанре балета, традиции которого прервались в Англии еще во второй половине XVIII века; на самом же деле вполне закономерно, что композитора привлек этот жанр, ставший в Европе к 20-м годам XX века символом современных художественных исканий. Балет Лэмберта «Ромео и Джульетта» (1925) явился своеобразным откликом на «Пульчинеллу» Стравинского. В то же время другим своим сочинением - Элегическим блюзом для малого оркестра (1927) - Лэмберт откликнулся на поразивший евро­пейцев джаз. С творческой позицией Эйслера и рабочим движением связал свою деятельность Алан Буш (1900-1995), он не только воспринял соответствующие социально-политические и философские идеи, но также выработал свою композиторскую технику, опираясь на плодотворно преломленный Эйслером опыт Нововенской школы.

В первой половине 30-х годов смена композиторских поколений, наметившаяся в предыдущее десятилетие, окончательно определилась. В 1934 году Англия потеряла трех крупнейших мастеров - Элгара, Дилиуса, Холста. Из них лишь Холст активно работал до последних дней. Элгар после десятилетия молчания только в начале 30-х годов ожил для творчества. Тогда же пораженный тяжелой болезнью и слепотой Дилиус, живший во Франции, был вдохновлен неожиданным успехом своей музыки на родине, в Лондоне, где в 1929 году прошел его авторский фестиваль, и в приливе сил диктовал свои последние произведения.

К концу 30-х годов поколение молодых входит в пору творческой зрелости. Время экспериментов осталось позади, определяются основные интересы, творчество устремляется в русло устоявшихся традиций, появляются мастерство и взыскательность по отношению к своим замыслам. Так, Уильям Уолтон пишет монументальную библейскую ораторию («Пир Валтасара», 1931) и вслед за ней - крупные оркестровые работы (Первая симфония, 1934; Скрипичный концерт, 1939). Майкл Типпет (р. 1905) отвергает свои ранние опусы; новые работы в камерном жанре (Первая фортепианная соната, 1937) и концертные оркестровые сочинения (Концерт для двойного струнного оркестра, 1939; Фантазия на тему Генделя для фортепиано с оркестром, 1941) он объявляет началом своего творческого пути, первой кульминацией которого стала оратория «Дитя нашего времени» (1941). Над крупномасштабными композициями работают в те годы Лэмберт (маска «Последняя воля и завещание лета» для солиста, хора и оркестра, 1936), Беркли (Первая симфония, 1940), Буш (Первая симфония, 1940).

Среди многих ярких и своеобразных художественных индивидуальностей, которыми богата английская композиторская школа XX века, выделяется Бенджамин Бриттен. Именно ему суждено было найти в своем творчестве гармоничное взаимодействие разнонаправленных (а для предшествующего поколения английских композиторов едва ли не взаимоисключающих) тенденций - воплощения идей современности и претворения самобытности национального искусства.

бриттен музицирование ансамблевый вокальный