Какой из этих театров находится в италии. История итальянской оперы. Оперный театр Джузеппе Верди в Триесте

театр Ла Скала — Teatro alla Scala (МИЛАН)

Жемчужина мировой музыкальной культуры. Трудно представить себе театр с более блестящей историей, чем знаменитая Ла Скала. Более чем за 300 лет существования эти стены видели очень многое, но сумели сохранить, пожалуй, самое важное для театра – неповторимое очарование и таинственность. Концертный сезон в «Ла Скала» длится с декабря по июнь (осенью на его сцене проводятся симфонические концерты). Особой торжественностью отличается открытие сезона. Это всегда 7 декабря – день Св. Амвросия, святого покровителя Милана. Увы, билеты иногда раскупаются за полгода вперед, поэтому заказывайте заранее. Примерная стоимость билета — опера/балет: партер 260/150 ; амфитеатр 80-260/125 ; балкон 40-105/30-80 евро

Амфитеатр — Arena di Verona (ВЕРОНА)

Античный римский амфитеатр известен своими оперными и концертными постановками, проводимыми в нём. Построен в 1 веке до н.э. По величине здание из розового веронского камня уступает лишь римскому Колизею. В античные времена на ней проводились гладиаторские бои, в Средние века - рыцарские турниры. В XVI и XVII вв. зрительские трибуны полностью перестроили, и нынешняя Арена представляет собой грандиозный зрительный зал на 25 тыс. мест, на сцене которого даются феерические оперные представления под открытым небом. Обладает исключительной акустикой здания. В наши дни каждый год в период с июня по август проводится, обычно, четыре различные сценические постановки. В середине июля представления даются почти каждый день. В зимние месяцы опера и балет дают представления в Академической Филармонии.

Примерная стоимость билетов на премьеры в Филармонию: партер опера/балет — 90/60 евро; амфитеатр опера/балет — 70/ 50; ложа бенуара опера/балет — 60/35; балкон опера/балет -55/40. Стоимость билетов на повторные спектакли примерно минус 10 евро. Стоимость билетов в Арену: партер 220 евро, амфитеатр 95, балкон 40. Дети до 4 лет не допускаются.

Сан Карло — Teatro di San Carlo (НЕАПОЛЬ)

Оперный театр в Неаполе был построен по приказу Карла III для замены обветшавшего театра Сан Бартоломео. Открылся в 1737 г. , на то время в театральном зале помещалось до 3300 зрителей, что делало театр самым просторным в мире.

Примерная стоимость билетов на премьеры: партер опера/балет — 170/130 евро; амфитеатр опера/балет — 110/ 100; ложа бенуара опера/балет — 90/50; балкон опера/балет -60/40. Стоимость билетов на повторные спектакли примерно минус 10 евро. .

Театр La Fenice (ВЕНЕЦИЯ)

Сердце музыкальной жизни Венеции. Необычный театр с водным причалом и элегантной набережной. Театр, построенный в 1792 году, пережил два пожара и каждый раз, оправдывая свое название, словно птица Феникс, возрождался из пепла. После последнего ужасающего объятия пламенем, почти полностью уничтожившим театр, новый, восстановленный «Ла Фениче» открыл свои двери для публики 14 декабря 2003 года.

Примерная стоимость билетов на премьеры: партер опера/балет — 190/140 евро; амфитеатр опера/балет — 160/ 100; ложа бенуара опера/балет — 110/90; балкон опера/балет -70/50. Стоимость билетов на повторные спектакли примерно минус 10 евро.

Оперный театр — Teatro dell’Opera di Roma (РИМ)

Один из самых больших оперных театров в Европе, который может вместить до двух тысяч двухсот меломанов. Здесь идут оперные и балетные спектакли в постановках звёзд мировой режиссуры. Именно в Римской опере прошла мировая премьера «Тоски» Пуччини, целого ряда опер Масканьи, среди которых «Сельская честь», «Ирис», «Маски». На его сцене пела Амелита Галли-Курчи – обладательница самого знаменитого колоратурного сопрано начала прошлого века, теноры Беньямино Джильи, Энрико Карузо, Тито Скипа.

Летом оперные спектакли проходят под открытым небом в Термах Каракаллы. Когда-то они слыли восьмым чудом света. Летом 1990-го года на развалинах Терм Каракаллы состоялся легендарный концерт трех теноров — Пласидо Доминго, Хосе Каррераса и Лучано Паваротти.

Примерная стоимость билетов на премьеры: партер опера/балет — 160/90 евро; амфитеатр опера/балет — 130/ 80; ложа бенуара опера/балет — 60/35; балкон опера/балет — 35/30. Стоимость билетов на повторные спектакли примерно минус 20 евро.

Содержание статьи

ИТАЛЬЯНСКИЙ ТЕАТР. Театральное искусство Италии своими истоками восходит к народным обрядам и играм, к карнавалам , культовым песням и пляскам, связанным с природным циклом и сельскими работами. Богаты песнями и драматическим действием были майские игры, проходившие у пылающего костра, символизирующего солнце. С середины 13 в. в Умбрии возникает лауда (lauda), своеобразный вид площадного зрелища, –религиозные хвалебные песнопения, постепенно получившие диалогическую форму. Сюжетами этих представлений становились преимущественно евангельские сцены – благовещение, рождение Христа, деяния Христа... Среди сочинителей лауд выделялся тосканский монах Якопоне да Тоди (1230–1306). Наиболее известное его сочинение Плач Мадонны . Лауды послужили основой для возникновения священных представлений (sacre rappresentazioni), получивших развитие в 14–15 вв. (первоначально также в центральной Италии), – жанра, близкого мистерии , распространенного в странах северной Европы. Содержание священных представлений строилось на сюжетах Ветхого и Нового Заветов, в которые добавлялись сказочные и реалистические мотивы. Представления разыгрывались на подиуме, установленном на городской площади. Сцена строилась по принятому канону – внизу «ад» (раскрытая пасть дракона), вверху «рай», а между ними другие места действия – «Гора», «Пустыня», «Царский дворец» и т.д. Одним из наиболее известных авторов этого жанра был Фео Белькари – Представление об Аврааме и Исааке (1449), Святой Иоанн в пустыне (1470) и др. Сочинял священные представления и правитель Флоренции Лоренцо Медичи .

В 1480 молодой придворный поэт и знаток античности Анджело Полициано (1454–1494) по заказу кардинала Франческо Гонзага написал пасторальную драму на сюжет древнегреческого мифа Сказание об Орфее . Это был первый пример обращения к образам античного мира. С пьесы Полициано, пронизанной светлым, жизнерадостным чувством начинается интерес к мифологическим пьесам и вообще увлечение античностью.

Итальянская литературная драма, с которой начинается история ренессансной западноевропейской драматургии, основывалась в своей эстетике на опыте античной драматургии. Комедии Плавта и Теренция определяли для итальянских драматургов-гуманистов тематику их произведений, состав действующих лиц и композиционное построение. Большое значение имели постановки латинских комедий школярами и студентами, в частности в Риме под руководством Помпонио Лето в 1470-х. Используя традиционные сюжеты, они вносили в свои сочинения новые характеры, современные краски и оценки. Содержанием своих пьес они сделали реальную жизнь, а героями – современного им человека. Первым комедиографом нового времени стал великий поэт позднего итальянского Возрождения Лудовико Ариосто . Его пьесы полны реалистических картин, острых сатирических зарисовок. Он стал основоположником итальянской национальной комедии. От него идет развитие комедии по двум направлениям – чисто развлекательному (Каландрия кардинала Бибиены, 1513) и сатирическому, представленному Пьетро Аретино (Придворные нравы , 1534, Философ , 1546), Джордано Бруно (Подсвечник , 1582) и Никколо Макиавелли , создавшему лучшую комедию эпохи – Мандрагору (1514). Однако в основном драматические сочинения итальянских комедиографов были несовершенны. Все направление неслучайно получило название «Ученой комедии» (commedia erudita).

Одновременно с литературной комедией появляется и трагедия . Крупных удач итальянская трагедия не дала. Пьес этого жанра сочинялось много, они содержали страшные истории, преступные страсти и невероятные жестокости. Их назвали «трагедиями ужасов». Наиболее удачное произведение жанра – Софонисба Дж.Триссино, написанное белым стихом (1515). Опыт Триссино получил дальнейшее развитие далеко за пределами Италии. Определенными достоинствами обладала и трагедия П.Аретино Гораций (1546).

Третьим – самым удачным и живым – жанром итальянской литературной драмы 16 в. стала пастораль, которая быстро получила распространение при дворах Европы (). Жанр приобрел аристократический характер. Место его рождения – Феррара. Знаменитая поэма Дж.Саннадзаро Аркадия (1504), прославлявшая сельскую жизнь и природу как «уголок для отдохновения», положила начало направлению. Самыми знаменитыми произведениями пасторального жанра стали Аминта Торквато Тассо (1573), произведение, полное истинной поэзии и ренессансной простоты, а также Верный пастух Д.-Б.Гуарини (1585), которое отличает усложненность и интриги, и поэтического языка, поэтому его относят к маньеризму.

Отрыв литературной драмы от зрителя не способствовало развитию театра. Сценическое искусство рождалось на площади – в выступлениях средневековых скоморохов (giullari), наследников мимов Древнего Рима, в веселых фарсовых представлениях. Фарс (farsa) формируется окончательно в 15 в. и приобретает все признаки народного представления – действенность, буффонность, житейскую конкретность, сатирическое вольнодумие События реальной жизни, становясь темой фарса, превращались в анекдот. В яркой, гротескной манере фарс высмеивал пороки людей и общества. Фарс оказал большое влияние на развитие европейского театра, а в Италии способствовал созданию особого вида сценического искусства – импровизированной комедии.

Вплоть до середины 16 в. в Италии не было профессионального театра. В Венеции, которая шла впереди в создании всякого рода зрелищ, уже на рубеже 15–16 вв. было несколько любительских театральных содружеств. В них участвовали ремесленники и люди из образованных слоев общества. Постепенно из такой среды начали выделяться группы полупрофессионалов. Наиболее значительный этап на пути рождения профессионального театра связан с актером и драматургом Анджело Беолько по прозвищу Руццанте (1500–1542), чья деятельность подготовила появление комедии дель арте . Его пьесы, Анконитанка , Москета , Диалоги входят в репертуар итальянского театра и в настоящее время.

К 1570 определились основные художественные составляющие нового театра: маски , диалекты, импровизация, буффонада. Утвердилось и его название комедия дель арте, что означало «профессиональный театр». Название «комедия масок» более позднего происхождения. Персонажи этого театра, т.н. постоянные типы (tipi fissi) или маски. Самыми популярными масками были Панталоне, венецианский купец, Доктор, болонский юрист, исполнявшие роли слуг дзанни Бригелла, Арлекин и Пульчинелла , а также Капитан, Тарталья, служанка Серветта и две пары Влюбленных. Каждая маска имела свой традиционный костюм и говорила на своем диалекте, лишь Влюбленные не носили масок и изъяснялись на правильном итальянском языке. Свои пьесы актеры играли по сценарию, импровизируя текст по ходу пьесы. В спектаклях всегда было много лацци и буффонады. Обычно актер комедии дель арте всю жизнь играл лишь свою маску. Наиболее известные труппы – «Джелози» (1568), «Конфиденти» (1574) и «Федели» (1601). Среди исполнителей было много великих актеров – Изабелла Андреини, Франческо Андреини, Доменико Бьянколелли, Никколо Барбьери, Тристано Мартинелли, Фламинио Скала, Тиберио Фьорилли и др. Искусство театра масок пользовалось огромной популярностью не только в Италии, но и за ее пределами, им восхищались как в высших слоях общества, так и простой народ. Комедия масок оказала большое влияние на формирование национальных театров Европы. Упадок комедии дель арте начинается со второй половины 17 в., а к концу 18 в. она прекращает существование.

Развитие трагедии, комедии, пасторали потребовало для их исполнения специального здания. Новый тип закрытого театрального здания со сценой-коробкой, зрительным залом и ярусами был создан в Италии на основе изучения античной архитектуры. Одновременно в итальянском театре 17 в. успешно шли поиски в области оформления сцены (в частности были созданы перспективные декорации), разрабатывалась и совершенствовалась театральная машинерия. И в 12, и в 13 вв. по всей стране строились театры, т.н. итальянские (all"italiana), которые затем распространились по всей Европе ().

Несмотря на экономическую и политическую отсталость, Италия отличалась богатством и разнообразием театральной жизни. К 18 в. Италия обладала лучшим в мире музыкальным театром, в котором различались два вида – серьезная опера и комическая опера (опера буфф). Существовал театр кукольный, повсеместно давались спектакли комедии дель арте. Однако реформа драматического театра назревала давно. В век Просвещения импровизированная комедия уже не отвечала требованиям времени. Нужен был новый, серьезный, литературный театр. Комедия масок в прежнем виде существовать не могла, но ее достижения надо было сохранить и бережно перенести в новый театр. Это сделал Карло Гольдони . Реформу он проводил осторожно. Он начал вводить в свои пьесы, полностью написанные и литературно отделанные тексты отдельных ролей и диалогов, и венецианская публика приняла его новшество с энтузиазмом. Впервые он применил этот метод в комедии Момоло, душа общества (1738). Гольдони создал театр характеров, отказавшись от масок, от сценария и в целом от импровизации. Персонажи его театра утратили свое условное содержание и стали живыми людьми – людьми своей эпохи и своей страны, Италии 18 в. Свою реформу Гольдони осуществлял в жестокой борьбе с противниками. Вторая половина 18 в. вошла в историю Италии как время театральных войн. Против него выступил аббат Кьяри, драматург посредственный и потому неопасный, но главным его оппонентом, равным ему по силе дарования, стал Карло Гоцци . Гоцци встал на защиту театра масок, поставив задачу возродить традицию импровизированной комедии. И на каком-то этапе казалось, что ему это удалось. И хотя Гольдони оставлял в своих комедиях места для импровизаций, а сам Гоцци в итоге записал почти полностью все свои драматические сочинения, их спор был жестоким и бескомпромиссным. Поскольку главный нерв противостояния двух великих венецианцев – в несовместимости их общественных позиций, в разных взглядах на мир и человека.

Гольдони в своих произведениях был выразителем идей третьего сословия, защитником его идеалов и морали. Вся драматургия Гольдони принизана духом разумного эгоизма и практицизма – нравственных ценностей буржуазии. Против пропаганды со сцены подобных взглядов в первую очередь и выступил Гоцци. Он написал десять поэтических сказок для театра, т.н. фьябы (fiaba/сказка). Успех театральных сказок Гоцци был ошеломляющим. А к своему недавнему любимцу Гольдони венецианская публика неожиданно быстро охладела. Измученный борьбой, Гольдони признал поражение и покинул Венецию. Но это ничего не изменило в судьбах итальянской сцены – реформа национального театра к тому времени уже завершилась. И театр Италии шел по этому пути.

С конца 18 в. в Италии начинается эпоха Рисорждименто – борьба за национальную независимость, за политическое объединение страны и буржуазные преобразования, – продолжавшаяся почти столетие. В театре важнейшим жанром становится трагедия. Крупнейшим автором трагедий был Витторио Альфьери . С его именем связано рождение итальянской репертуарной трагедии. Он создал трагедию гражданского содержания практически в одиночку. Страстный патриот, мечтавший об освобождении своей родины, Альфьери выступал против тирании. Все его трагедии проникнуты героическим пафосом борьбы за свободу.

Эпоха Рисорджименто вызвала к жизни новое художественное направление – романтизм . Формально его появление совпало со временем восстановления австрийского господства. Главой и идеологом романтизма был писатель Алессандро Мандзони . Своеобразие театрального романтизма в Италии в его политической и национально-патриотической направленности. Классицизм считался выражением австрийской ориентации, направлением, означавшим не только консерватизм, но и чужеземное иго, а романтизм объединял оппозицию. Почти все творцы итальянского театра и в жизни следовали тем идеалам, которые провозглашали: то были истинные мученики идеи – сражались на баррикадах, сидели в тюрьмах, терпели нужду, подолгу жили в изгнании. Среди них Г.Модена, С.Пеллико, Т.Сальвини, Э.Росси, А.Ристори, П.Феррари и др.

Герой романтизма – личность сильная, борец за справедливость и свободу, причем свободу не столько личную, сколько всеобщую – свободу Родины. Задачей времени было сплотить всех итальянцев в борьбе за общее дело. Поэтому социальные проблемы отходят на второй план и проходят незамеченными. Вопросы собственно формы итальянских романтиков также интересовали значительно меньше. С одной стороны, они отрицали строгие правила классицизма, провозглашая приверженность свободным формам, с другой, в своем творчестве романтики еще были очень зависимы от классицистской эстетики. Главный источник вдохновения драматургов-романтиков – история и мифология; сюжеты трактовались с точки зрения сегодняшнего дня, поэтому спектакли обычно принимали острую политическую окраску. К лучшим трагедиям относятся Кай Гракх В.Монти (1800), Арминия И.Пиндемонте (1804), Аякс У.Фосколо (1811), Граф Карманьолла (1820) и Адельгиз (1822) А.Мандзони , Джованни да Прочида (1830) и Арнольд Брешианский (1843) Д.Б.Николлини, Пия де Толомеи (1836) К.Маренко. Пьесы созданы во многом еще по классицистским образцам, но полны политических аллюзий и тираноборческого пафоса. Наибольший успех выпал на долю трагедии Сильвио Пеллико Франческа да Римини (1815).

Героическая трагедия во второй половине века уступает место мелодраме. Наряду с комедией мелодрама пользовалась большим успехом у зрителя. Первым драматургом стал Паоло Джакометти (1816–1882), автор около 80 сочинений для театра. Лучшие его пьесы: Елизавета, королева английская (1853), Юдифь (1858) и одна из самых репертуарных мелодрам 19 в. Гражданская смерть (1861). Драматургия Джакометти уже полностью освобождается от классицизма, его пьесы свободно сочетают черты комедии и трагедии, в них есть реалистически очерченные характеры, в них есть роли, поэтому театры охотно брали их к постановке. Среди комедиографов выделялся и Паоло Феррари (1822–1889), плодовитый драматург, продолжатель традиций Карло Гольдони. Его пьесы не сходили со сцены до конца века. Лучшая его комедия Гольдони и шестнадцать его новых комедий (1853) продолжает исполняться в Италии.

В 1870-е в победившей и объединенной Италии возникает новое художественное направление веризм . Теоретики веризма, Луиджи Капуана и Джованни Верга, утверждали, что художник должен изображать только факты, показывать жизнь без прикрас, он должен быть беспристрастным и воздерживаться от своих оценок и комментариев. Большинство драматургов весьма строго следовали этим правилам, и, быть может, именно это лишило их творения подлинной жизни. Лучшие произведения принадлежат перу Д.Верги (1840–1922), он чаще других нарушал предписания теории. Две его пьесы Сельская честь (1884) и Волчица (1896) входят в репертуар итальянских театров и в настоящее время. Пьесы сделаны мастерски. По жанру это трагедии из народной жизни. Их отличает мощный драматургический нерв, строгость и сдержанность выразительных средств. В 1889 П.Масканьи написал оперу Сельская честь .

В конце 19 в. появляется драматург, чья известность пересекает границы Италии. Габриеле Д"Аннунцио написал полтора десятка пьес, которые называл трагедиями. Все они были переведены на европейские языки. На рубеже веков Д"Аннунцио был очень популярным драматургом. Его драматургию обычно относят к символизму и неоромантизму, хотя в ней есть и черты неоклассицизма. Веристские мотивы в ней сочетаются с эстетизмом.

В целом, однако, достижения драматургии были более чем скромными; итальянский 19 в. остался в истории театра как век актерский. Высокая трагедия великих творений в драматургии не дала. Но трагическая тема в театре все же прозвучала, была услышана и получила мировое признание. Произошло это в опере (Джузеппе Верди) и в искусстве великих итальянских трагиков. Их появлению предшествовала театральная реформа.

Близкий классицизму тип актера сохранялся в итальянском театре довольно долго: исполнительское искусство оставалось в плену декламационности, риторики, канонических поз и жестов. Реформу сценического искусства, равную по значению реформе Карло Гольдони, совершил в середине века блистательный актер и руководитель театра Густаво Модена (1803–1861). Во многом он опередил свое время. Модена вывел на сцену человека со всеми его особенностями, естественной речью, «без лакировки, без котурнов». Он создал новый стиль актерской игры, главными особенностями которого стали простота и правда. В его театре была объявлена война премьерству, наметилась тенденция отхода от жесткого амплуа, впервые встал вопрос об актерском ансамбле. Влияние Густаво Модены на современников-коллег было огромным.

Аделаида Ристори (1822–1906) ученицей Модены не была, но считала себя близкой его школе. Первая великая трагическая актриса, чье искусство было признано за пределами Италии, она была истинной героиней своего времени, выразив его патриотический революционный пафос. В истории театра она осталась исполнительницей нескольких трагических ролей: Франческа (Франческа да Римини Пеллико), Мирра (Мирра Альфьери), Леди Макбет (Макбет Шекспира), Медея (Медея Легуре), Мария Стюарт (Мария Стюарт Шиллера). Ристори привлекали характеры сильные, цельные, героические, исполненные великих страстей. Актриса называла свою манеру реалистической, предлагая термин «колоритный реализм», имея в виду «итальянскую горячность», «пламенное выражение страстей».

Противоположностью Ристори была Клементина Каццола (1832–1868), романтическая актриса, которая создавала образы тончайшего лиризма и психологической глубины, ей были под силу характеры сложные. Она противостояла Ристори, которая всегда выносила на поверхность основную черту характера персонажа. В итальянском театре Каццола считается предшественницей Э.Дузе . К лучшим ее ролям относятся Пия (Пия де Толомеи Маренко), Маргарита Готье (Дама с камелиями Дюма), Адриена Лекуврер (Адриена Лекуврер Скриба), а также роль Дездемоны (Отелло Шекспира), которую она играла вместе со своим мужем, Т.Сальвини, великим трагиком.

Томмазо Сальвини, ученик Г.Модены и Л.Доменикони, одного из наиболее ярких представителей сценического классицизма. Актера интересует не обычный человек, а герой, чья жизнь отдана высокой цели. Прекрасное он ставил выше приземленной правды. Он высоко поднял образ человека. В его искусстве органично соединились великое и обыденное, героическое и повседневное. Он виртуозно умел управлять вниманием публики. Это был актер могучего темперамента, уравновешенного твердой волей. Образ Отелло (Отелло Шекспира) – высшее создание Сальвини, «монумент, памятник, закон на вечные времена» (Станиславский). Отелло он играл всю жизнь. К лучшим работам актера относятся также главные роли в пьесах Гамлет , Король Лир , Макбет Шекспира, а также роль Коррадо в пьесе Гражданская смерть Джакометти.

Творчество другого гениального трагика – Эрнесто Росси (1827–1896) представляет уже иную ступень в развитии сценического искусства Италии. Он был самым любимым и самым последовательным учеником Г.Модены. В каждом персонаже Росси старался увидеть не идеального героя, а просто человека. Тончайший психологический актер, он с мастерством мог показывать внутренний мир, передавать малейшие нюансы характера персонажа. Трагедии Шекспира – основа репертуара Росси, им он отдал 40 лет свой жизни и играл в них до последнего дня. Это главные роли в пьесах Гамлет , Ромео и Джульетта , Макбет , Король Лир , Кориолан , Ричард III , Юлий Цезарь , Венецианский купец . Играл он также в пьесах Дюма , Джакометти, Гюго, Гольдони, Альфьери, Корнеля, сыграл и в маленьких трагедиях Пушкина, и Ивана Грозного в драме А.К.Толстого. Художник-реалист, мастер перевоплощения, он не принял веризм, хотя сам всем своим искусством подготовил его появление.

Веризм, как художественное явление, с наибольшей полнотой на сцене выразил Эрметте Цаккони (1857–1948). Репертуар Цаккони – это, прежде всего современная пьеса. С огромным успехом он играл в произведениях Ибсена , А.К.Толстого , И.С.Тургенева , Джакометти... Крупнейшей фигурой был и его старший современник Эрметте Новелли (1851–1919), актер широкого диапазона, блистательный комик. Его творческая манера вмещала в себя все: от комедии дель арте до высокой трагедии и натурализма.

Самой крупной трагической актрисой рубежа веков была легендарная Элеонора Дузе. Тончайшая психологическая актриса, чье искусство казалось чем-то большим, чем искусство перевоплощения.

19 в. – время расцвета диалектальной культуры. Наибольшего развития она получает в Сицилии, Неаполе, Пьемонте, Венеции, Милане. Диалектальный театр – детище комедии дель арте, от нее он воспринял многое: импровизационный характер игры по заранее составленному сценарию, любовь к буффонаде, маски. Спектакли исполнялись на местном диалекте. Во второй половине 19 в. диалектальная драматургия только начинала обретать свою литературную основу. Диалектальный театр той поры – это прежде всего театр актерский. Хорошо был известен не только в Италии, но и за ее пределами сицилиец Джованни Грассо (1873–1930), «первобытный трагик», актер стихийного темперамента, гениальный исполнитель кровавых мелодрам. Огромным успехом пользовался северянин Эдоардо Ферравилла (1846–1916), блистательный комический актер, автор и исполнитель своих текстов. Антонио Петито (1822–1876) – самая легендарная фигура неаполитанского театра, гениальный импровизатор, работавший в технике комедии дель арте, непревзойденный исполнитель маски Пульчинеллы. Его ученик и последователь Эдуардо Скарпетта (1853–1925), гениальный актер, «король комиков», создатель своей маски Феличе Шошамокки, известный драматург. Лучшая его комедия – Беднота и знать (1888).

20 век.

Начало 20 в. вошло в историю сценического искусства как время театральной революции. В Италии роль новаторов сцены взяли на себя футуристы. Их цель – создание искусства будущего. Футуристы отрицали академический театр, существовавшие театральные жанры, пытались отказаться от акте ра или свести его роль к марионетке, отказаться также от слова, заменив его пластическими композициями и сценографией. Традиционный театр они считали статичным, полагая, что в век машинной цивилизации главное – движение. Виднейшими деятелями футуризма были Ф.Т.Маринетти (1876–1944) и А.Дж.Брагалья (1890–1961). Их театральные манифесты: Манифест театра-варьете (1913) и Манифест футуристического синтетического театра (1915) до сих пор не потеряли значения. Драматургия футуристов – это в основном произведения Маринетти, называемые синтезами (короткие сценки, исполняемые чаще без слов). Наибольший интерес представляет сценография: в футуристическом театре работали лучшие художники того времени: Дж. Балла , Э.Прамполини (1894–1956), Ф.Деперо (1892–1960). У зрителя театр футуристов успеха не имел: спектакли часто вызывали возмущение и нередко проходили со скандалами. Роль футуристов стала ясна позднее – во второй половине века: именно тогда их идеи получили дальнейшее развитие. Вместе с т.н. «драматургами гротеска» и драматургами «сумеречниками» футуристы подготовили появление крупнейшей фигуры театра 20 в. Л.Пиранделло. Большое значение в 1920–1930 имела деятельность и иностранных режиссеров: это постановки М.Рейнхардта , В.И.Немировича-Данченко , а также русских эмигрантов, постоянно живших в Италии, – актеров и режиссеров Петра Шарова (1886–1969) и Татьяны Павловой (1896–1975), познакомивших итальянцев с русской театральной школой и учением Станиславского.

Луиджи Пиранделло для театра начал писать в 1910. В первых пьесах, посвященных жизни на Сицилии и написанных на сицилийском диалекте, отчетливо ощущается влияние веризма. Главные темы его творчества – иллюзия и реальность, лицо и маска. Он исходит из того, что все в мире относительно, а объективной истины нет.

Среди других значительных актеров той эпохи Руджеро Руджери (1871–1953), Мемо Бенасси (1891–1957), а также сестры Граматика: Ирма (1870–1962) и Эмма (1875–1965). Из драматургов известность приобрел Сем Бенелли (1877–1949), автор репертуарной пьесы Ужин шуток (1909), и Уго Бетти (1892–1953), лучшая пьеса которого Коррупция во дворце правосудия (1949).

Между двумя мировыми войнами значительное место в культуре Италии занимал диалектальный театр (хотя политика фашистского государства была направлена на подавление диалектов). Особенным успехом пользовался неаполитанский театр. С 1932 начинает работать «Юмористический театр братьев Де Филиппо». Однако самая крупная фигура того времени – Раффаэле Вивиани (1888–1950), человек со «страдающим лицом и сверкающими глазами бродяги», создатель своего театра, акте р и драматург. Пьесы Вивиани рассказывают о жизни простых неаполитанцев, в них много музыки и песен. К лучшим его комедиям относятся Улица Толедо ночью (1918), Неаполитанская деревня (1919), Рыбаки (1924), Последний уличный бродяга (1932).

Период Сопротивления и первые годы после второй мировой войны вошли в историю Италии вторым Рисорджименто – так решительны и необратимы были изменения, произошедшие во всех сферах жизни и искусства. После долгих лет общественного застоя все пришло в движение и потребовало перемен. И если в годы фашистской диктатуры театр буквально задыхался от фальши, риторики и помпезности (такова была линия официального искусства), то теперь он, наконец, заговорил человеческим языком и обратился к живому человеку. Искусство послевоенной Италии поразило мир своей искренностью. На экран и на сцену пришла жизнь, как она есть, со всей ее нищетой, борьбой, победами и поражениями и простыми человеческими чувствами. После войны театр развивается в русле неореализма, одного из самых демократических и гуманистических направлений искусства двадцатого века. Диалектальный театр обретает новое дыхание. Неаполитанец Эдуардо Де Филиппо получает национальное признание, и его драматургия быстро завоевывает сцены мира. Свои пьесы он называл «инсценировкой реальной жизни». В его грустных комедиях речь идет о жизни, об отношениях в семье, о нравственности и назначении человека, о проблемах войны и мира.

Профессия режиссера, появившаяся в европейском театре на рубеже столетий, в Италии утверждается лишь во второй половине века. Первым режиссе ром в европейском смысле этого слова стал Лукино Висконти (1906–1976), художник-реалист, тонко чувствующий красоту, убежде нный антифашист и гуманист, работавший и в театре, и в кино. В театре Висконти спектакль понимается как целое, подчине нное единому замыслу, объявляется война премьерству, акте ры учатся работать в ансамбле. Наиболее значительные работы Висконти в драматическом театре: Преступление и наказание Достоевского (1946), Стеклянный зверинец (1946), Трамвай Желание Т.Уильямса (1949), Розалинда, или Как вам это понравится (1948), Троил и Крессида Шекспира, Орест Альфьери (1949), Трактирщица Гольдони (1952), Три сестры (1952), Дядя Ваня (1956), Вишне вый сад (1965) Чехова.

В первые послевоенные годы в Европе началось движение за доступные и понятные народные театры. В Италии оно слилось с борьбой за стационарные театры, получившие название Стабиле (stabile/постоянный). Первым Стабиле стал «Пикколо театро» в Милане, основанный в 1947 П.Грасси и Дж.Стрелером . Художественный театр на службе общества – вот задача, которую ставил перед собой «Пикколо театро». В творчестве Стрелера сошлись несколько линий европейской театральной культуры: национальная традиция комедии дель арте, искусство психологического реализма и эпический театр.

В 1960–1970-х европейский театр переживал подъе м. В итальянский театр пришло новое поколение режиссе ров и акте ров. Молодые люди, наиболее остро ощущая исчерпанность традиционного языка сцены, начали осваивать новое пространство, иначе работать со светом, звуком, искать новые формы взаимоотношений со зрителем. В те годы активно работали Джанкарло Нанни, Альдо Трионфо, Меме Перлини, Габриеле Лавиа, Карло Чекки, Карло Квартуччи, Джулиано Василико, Лео Де Берардинис. Однако наиболее значительные фигуры поколения шестидесятых: Роберто Де Симоне, Лука Ронкони, Кармело Бене, Дарио Фо. Все они немало сделали для обогащения театрального языка, их открытия широко используются в театральной практике.

Дарио Фо является самым ярким представителем политического театра. Фо интересует человек как социальный тип, с яркими, заостре нными, преувеличенными чертами, помеще нный в острую, фарсовую, парадоксальную ситуацию. Он широко пользуется такими прие мами народного театра, как импровизация и буффонада.

Кармело Бене (р. 1937) – признанный глава итальянского авангарда второй половины 20 в. Бене называют великим акте ром. Он сам пишет, ставит и исполняет главные роли в своих произведениях. Его творчество существует в неразрывном единстве автора, акте ра и режиссе ра. Бене является автором множества спектаклей в основном по произведениям мировой литературы и театра: Пиноккио Каллоди (1961), Фауст и Маргарита (1966), Саломея Уайльда (1972), Турецкая богоматерь Бене (1973), Ромео и Джульета (1976), Ричард Ш (1978), Отелло (1979), Манфред Байрона (1979), Макбет (1983), Гамлет (ставился неоднократно) и т.д. Все это оригинальные сочинения Бене, созданные по мотивам известных произведений и очень отдале нно их напоминающих. Бене отказывается от традиционной драматургической формы: в его спектаклях нет событий, построенных по принципу причинно-следственной связи, нет сюжета и диалога в обычном понимании, слово порой заменяется звуком, а образ буквально распадается на части, становится неодушевле нным предметом или исчезает вовсе. Реквием по человеку – так можно было бы определить основное содержание его искусства.

Из более молодых, в настоящее время успешно работающих в итальянском театре, можно назвать режиссе ра Федерико Тьецци (1951), режиссе ра и акте ра Джорджо Барберио Корсетти (1951), режиссера Марио Мартоне (1962), в течение нескольких лет возглавлявшего римский театр «Стабиле», поставившего ряд очень интересных спектаклей, среди которых и имевший огромный успех спектакль Десять заповедей Р.Вивиани (2001).

Во второй половине 20 в. итальянский театр, став режиссерским, не перестал быть и театром больших актеров. В спектаклях самых крупных режиссеров всегда работали и лучшие актеры страны. Это относится и к Эдуардо де Филиппо, и к Джорджо Стрелеру, и Лукино Висконти, а также к режиссерам-шестидесятникам, пришедшим в театр на волне контестации. Ядром труппы Висконти была супружеская пара Рина Морелли и Паоло Стоппа, тонкие психологические актеры, игравшие во всех его спектаклях в драматическом театре. Огромный успех в спектаклях Висконти имел и Витторио Гассман (особенно в спектаклях Орест Альфьери и Троил и Крессида Шекспира). После ухода от Висконти Гассман много играл в классическом репертуаре; наиболее заметными стали его работы в спектаклях Отелло и Макбет Шекспира.

По давней традиции итальянского театра труппа обычно группировалась вокруг одного большого актера (или актрисы), а спектакли обычно ставились в расчете на данные премьера. В таком театральном коллективе первый актер, актер-звезда (называемый в Италии divo или mattatore) бывал нередко окружен весьма слабыми исполнителями.

В течение нескольких десятилетий (вплоть до настоящего времени) на сценах итальянских театров выступают очень популярные актеры Джорджо Альбертацци и Анна Проклемер, исполняющие главные роли в основном в пьесах мирового классического репертуара. Много работали в театре многие очень известные и любимые итальянской публикой актеры разных поколений, среди которых Анна Маньяни, Сальво Рондоне, Джанкарло Тедески, Альберто Лионелло, Луиджи Пройетти, Валерия Морикони, Франко Паренти, чьим именем теперь назван один из театров в Милане. Паренти работал и в «Пикколо театро» с Джорджо Стрелером. В театре Стрелера всегда играли замечательные актеры. Это Тино Буаццелли, знаменитый исполнитель роли Галилея в спектакле Жизнь Галилея Б.Брехта. Тино Карраро, в течение долгих лет игравший главные партии в пьесах Шекспира (Король Лир , Буря ), Брехта, Стриндберга и др. Выдающейся исполнительницей женских ролей в театре режиссера была Валентина Кортезе, среди вершин, творчества которой стала роль Раневской в Вишневом саде (постановка 1974). Среди более молодых выделяется Памелла Виллорези, замечательная исполнительница женских образов в комедиях Карло Гольдони, в пьесах Лессинга, Мариво и др. В последний период творчества режиссера его музой стала актриса Андреа Йонассон, исполнявшая драматические роли в постановках Брехта, Лессинга, Пиранделло и др. Особое место среди актеров «Пикколо театро» занимают два великих исполнителя маски Арлекина – Марчелло Моретти и Ферруччо Солери в легендарном спектакле Арлекин по комедии Гольдони Слуга двух господ .

Лука Ронкони также объединяет вокруг себя группу своих актеров. Это, прежде всего две актрисы старшего поколения Франка Нути и Мариза Фаббри, исполнявшая главные роли в таких спектаклях режиссера как Вакханки Еврипида (1978), Привидения Ибсена, Последние дни человечества Крауса и др., Марианджела Мелато, игравшая в лучших работах режиссера, таких как Неистовый Роланд и Орестея . Много работал с Ронкони и Массимо де Франкович, среди крупных удач которого – роль Лира в спектакле Король Лир , а также молодой Массимо Пополицио, актер широкого диапазона, которому доступны ритмы, как драмы, так и комедии (огромный успех принесло ему исполнение ролей двух братьев в комедии Гольдони Венецианские близнецы ).

Особо необходимо выделить актеров неаполитанской школы. Среди наиболее известных – актеры старшего поколения Сальваторе де Муто, Тото (Антонио де Куртис), Пеппино де Филиппо и Пупелла Маджо, много работавшая в театре Эдуардо де Филиппо. Из более молодых – актеры Мариано Риджилло, Джузеппе Барра, Леопольдо Мастеллоне и др.

Вторая половина 20 в. вошла в историю итальянского театра как время ренессанса искусства сценографии . С лучшими режиссерами страны всегда работали и лучшие художники. Наиболее яркие фигуры – Лучано Дамиани и Эцио Фриджерио; их имена стоят на афишах всех лучших спектаклей Стрелера. А также это – Энрико Джоб, Пьер Луиджи Пицци, Гае Ауленти, Маргерита Палли.

Мария Скорнякова

Мне предстоит путешествие по Италии, и я не могла не задаться вопросом - а что там с оперными театрами? Куда сходить?
Ценные советы дала amoit . Публикую с ее разрешения.

Сезон в разных театрах Италии начинается по-разному.

В Ла Скале никогда не была и в ближайшее время не собираюсь. Объясню почему. Чтобы насладиться спектаклем, не покупайте никогда там билеты в ложи. Ничего не увидите толком и непонятно услышите ли. Билеты и в ложу стоят немалых денег. Хорошо бы в партер. Но там цены просто ненормальные. Афишу их смотрю регулярно и вижу много хороших спектаклей в сезоне (иногда с хорошими режиссерами и дирижерами и певцами). Я пока для себя решила не тратить бешеных денег на поход в этот театр (тем более, что политика нынешнего главного дирижера мне не близка). Так что про этот театр ничего пока советовать не смогу:-)

Несколько лет назад попали почти случайно в Театро Реджо в Парме. Я большая поклонница Верди и там каждый год проходит вердиевский фестиваль. Вот на него собственно и поехали. На Риголетто с Лео Нуччи и Джессикой Пратт. Театр неплохой: очень красивый внутри и с интересной историей и великими режиссерами и певцами за плечами. К сожалению, последние годы, их оперный сезон очень короток (извечные финансовые проблемы): начинается в начале января и ограничивается 3-4 операми. В этом году мое внимание было нацелено только на Симона Боканегру в постановке того же Де Ана. Стоит смотреть афишу и смотреть, что дают в октябре на ежегодный фестиваль Верди и начиная с января, на хоть и короткий, но сезон. Театр широко не известен во всем мире, как Ла Скала или Феличе венецианский, но на мой взгляд, заслуживает внимания. Сам город Парма очень мил и Вы можете не только сходить в театр, но и посмотреть Театр Фарнезе, красивейший собор, дом Артуро Тосканини, национальную галлерею и много другое. Недалеко надохится Буссето и Сант Агата (имение Верди). Но туда можно добраться только на машине.
Очень мне нравится Театро Реджо в Турине. Театр исторический, но пожар в начале 20 века разрушил внутреннюю часть здания. Из исторического остался один фасад. Но внутри театр отремонтировали и теперь это один из лучших европейских залов с великолепной акустикой на 1500 мест. Видно и слышно отлично с любого места зала. Всегда несложно купить билеты и у них один из самых длинных сезонов: 12 опер начиная с сентября и заканчивая маем. Постановок много и часто заслуживающх внимание. Уже упомянутый мною шедевральный Дон Карло. Там же мы слушали Онегина с нашими Ладюком и Виноградовым. Туда же ездили слушать гала Верди в прошлом году с Фриттоли и Альваресом. Вот этот театр я Вам очень рекомендую! Сам Турин великолепен! Вы совместите поездку в театр с посещением одного из красивейших городов Италии (я Турин очень люблю и уверена, что Вы его тоже оцените по достоинству).

Вообще, в Италии очень много оперных театров: В Генуе, В Лукке, во Флоренции, в Модене в Неаполе. Они есть практически в каждом городе, даже самом крохотном.

В Торре дель Лаго ежегодно проходит фестиваль Пуччини. Правда это очень специфически: сцена расположена на озере и сами понимаете есть ньюансы: комары и ветер (если не в ту сторону, звуком наслаждаться будут утки на озере). Фестиваль идет все лето. Возможно, что разок было бы интересно на него попасть. Прямо в шаге хотьбы вилла композитора (очень интересна для посещения!)В Прошлом году там пела Гулегина Сантуццу (не удивляйтесь, что Масканьи.. дают не только оперы Пуччини). Очень я хотела попасть, но не сложилось. Билеты не дешевые, но опять же на хороший состав не жалко.

В Пезаро Россиниевский ежегодный фестиваль. Откровенно говоря я до него пока не добралась, но хотела бы. Опять же буду смотреть состав. Про театральный сезон сказать ничего не могу так как пока там не была. Про Анкону тоже самое.

Римская опера совершенно шикарная! Тоже стоит побывать.

Хорошие исполнители кочуют по театрам вместе с хорошими постановками:-) Обратите внимание на итальянского тенора Франческо Мели. Я его слушала в Эрнани и Бале Маскараде Верди (в римской опере и в театре Пармы соответственно).

Лучше следить за перемещением артистов и туда и ехать:-)

Во Флоренции на Маджо Музикале Фьорентино можно услышать много хорошей музыки и гениальных исполнителей. : в апреле Мацуев будет выступать с Зубином Мета. В позапрошлом году мы там слушали невероятное исполнение Вагнера и Фантастической симфонии Берлиоза Клаудио Аббадо.

Кстати, летом бесконечная череда спектаклей на Арене ди Верона. Пока там не была. Но думаю, Вам это может быть интересно. Там часто поют хорошие исполнители и ставят хорошие режиссеры. Есть своя специфика (под открытым небом), но все же. Это вариант, если хочется хорошей оперы летом:-)
Вот еще забыла Вам сказать про Театро Комунале в Болонье! Там тоже бывают чудесные постановки с замечательным составом.

Репертуарного театра в Италии нет и в театре нет как таковой труппы, за исключением оркестра и главного дирижера театра. Поэтому состав и собственно произведения, надо смотреть в начале сезона на сайте театров. Опять же повторюсь, но хорошие исполнители поют во всех, перечисленных мною театрах. Они поют по всей Италии.
Театров не мало. Их очень много и параллельно Вы можете много чего увидеть. Другое дело, что придется перемещаться по всей стране. Вот это может быть не очень удобно: совершать марш броски из Турина в Рим (например), а потом в Болонью. Я недавно сама составляла себе программу на ближайшее время. Из летнего будет Веселая вдова в Турине, постановка того самого Де Аны! Певцы не самые лучшие, он все же (Алесандро Сафина... может Вы его знаете). Точный каст можете на сайте театра посмотреть. Это все конец июня-начало июля. В Болонье будет Cosi fan tutte. Вот здесь состав поинтереснее: Корчак, Горячева, Альбергини. Мели будет петь в Кармен в Генуе весь май. Анита (та, что Вы слушали в Мете) будет в Кармен в Риме в июне. Сезон пока идет и достаточно активно. Сегодня и 6 апреля в Парме поют Ловцов жемчуга с Корчаком в главной роли.

Представляем вторую часть нашей подборки самых красивых театров Италии.

Вконтакте

Римский Оперный Театр


Первое здание Римского оперного театра, известное как Театр «Костанци», было построено в 1874 году. Главный зал театра был соединён подземным переходом с отелем Квиринале, построенным в 1865 году, именно в то время, когда вследствие объединения Италии происходила интенсивная застройка Рима между центральным вокзалом и площадью Венеции.

В 1926 году театр был выкуплен администрацией Рима. Достройка, расширение и перепланировка были поручены архитектору Марчелло Пьячентини, который полностью изменил его внешний облик, увеличив до четырёх количество ярусов зрительного зала и установив самую большую в мире люстру из муранского хрусталя. Театр получил имя «Королевский оперный театр» и был торжественно открыт 27 февраля 1928 года Нероном ди Арриго Боито.

После второй мировой войны в 1956 году театр вновь стали расширять и перестраивать. Помимо прочего, было решено создать зал для почётных гостей и фойе. Работы завершились в 1960 году. Таким образом, вместимость театра составила 1700 мест.

Премьера «Тоски» Пуччини прошла в театре «Костанци» в 1900 году. Здесь же прошла итальянская премьера его «Девушки с запада» с участием дирижёра Артуро Тосканини в 1911 году, а также «Джанни Скикки» в 1919 году. В 1910 году в театре прошла премьера «Майи» Руджеро Леонкавалло, десятью годами позже здесь состоялась премьера «Ромео и Джульетты» Риккардо Зандонаи.

Пьетро Масканьи был завсегдатаем римской оперы, был её художественным руководителем в 1909-1910 году, в этом же театре прошли такие премьеры композитора, как «Сельская честь» в 1890 году, «Друг Фриц» в 1891 году, «Ирис» в 1898 году с участием Энрико Карузо, и «Жаворонок» в 1917 году.

Помимо премьер, зрителям запомнились такие постановки, как «Женитьба Фигаро» Моцарта (1964 год), «Дон Карло» Джузеппе Верди (1965 год, дирижёр Карло Мария Джулини, режиссёр Лукино Висконти).

Неаполитанский Оперный Театр Сан-Карло


Открытие театра, построенного по приказу Карла III, состоялось в 1737 году оперой «Ахилл на Скиросе» Доменико Сарро по либретто Пьетро Метастазио. Это самый старый оперный театр Европы и один из самых больших в Италии. Его вместимость составляет 2000 зрителей. Вскоре театр становится сердцем неаполитанской оперной школы и центром культуры международного уровня: в 1751 году на его сцене ставят «Милосердие Тито» Глюка, в 1761 году – «Катона в Утике» и «Александра в Индии» И.К. Баха, впоследствии с театром сотрудничали Гендель, Гайдн и молодой Моцарт, впервые посетивший театр как зритель в 1778 году.

«Глаза ослеплены, душа повержена. […] Нет ни одного театра в Европе, способного даже не приблизиться к нему, а лишь составить его бледную тень». (Стендаль, 1817 год).

В XIX веке, когда Неаполь блистал среди европейских столиц и был обязательным этапом «Большого путешествия» детей знатных семейств, началось золотое время Сан-Карло, где тогда дирижировали Россини и Доницетти. Все известные артисты того времени почитали за честь выступить на сцене этого театра. В 1819 году здесь дал два концерта Николо Паганини, а в 1826 году на его сцене состоялась премьера «Бьянки и Фернандо» Винченцо Беллини, написанной специально для Сан-Карло.

Позже его зрители наслаждались операми Пучини, а на рубеже XIX-XX века – музыкой «молодой школы» Масканьи и неаполитанцев по рождению и образованию Леонкавалло, Джордано, Чилеа и Альфано.

Венецианский Гран-театр «Ла Фениче»


Строительство театра началось в 1789 году по проекту архитектора Джаннантонио Сельвы и закончилось в 1792 году. Главный оперный театр Венеции находится в Сестьере ди Сан Марко. Театр появился благодаря семье Веньер, так как предыдущий театр Сан-Бенедетто, один из самых элегантных и престижных в городе, был уничтожен пожаром. Название нового театра («Феникс») символизирует возрождение искусства из пепла. Имя стало вещим, так как впоследствии театр неоднократно горел и восстанавливался. Последнее возрождение состоялось в 2003 году после сильнейшего пожара 1996 года, полностью его уничтожившего.

На восстановление и реконструкцию потребовалось целых семь лет. На его открытии 21 декабря 2003 года увертюрой «Освящение дома» дирижировал Риккардо Мутти, также были исполнены «Симфония псалмов» Стравинского (композитор похоронен на о. святого Михаила в Венеции) и «Те Deum» Антонио Кальдары, видного венецианского композитора XVII-XVIII веков. Церемонию завершило исполнение «Трёх симфонических маршей» Вагнера, композитора, тесно связанного с Венецией.

Невозможно перечислить все премьеры «Ла Фениче». В XIX веке это были оперы Россини, Беллини, Доницетти и Верди. Не меньше и список дирижеров, певцов и режиссёров, поднимавшихся на его сцену. С 1930 года на сцене «Ла Фениче» проходит отделение Современной музыки венецианского Биеннале. В рамках Биеннале впервые были исполнены некоторые произведения Стравинского, Бриттена, Прокофьева, Ноно, Мадерны и Малипьеро.

Туринский королевский театр

Театр был построен по приказу короля Карла-Эммануила III всего за 2 года архитектором Бенедетто Алфьери. Открытие состоялось 26 декабря 1740 года. Он вмещал до 2500 зрителей в просторном партере и пяти ярусах лож и галерей, здесь ставились самые интересные спектакли с роскошными декорациями. С 1997 года театр входит в перечень Всемирного наследия ЮНЕСКО. С театром тесно связаны имена Джакомо Пуччини, доверившего театру «Реджо» премьеру «Манон Леско» и «Богемы», а также Рихард Штраус, дирижировавший «Саломеей» во время её итальянской премьеры в 1906 году.

В ночь на 9 февраля 1936 года театр был уничтожен пожаром. Для его восстановления потребовалось почти 40 лет.

Повторное открытие театра состоялось 10 апреля 1973 года оперой Джузеппе Верди «Сицилийская вечерня» в постановке Марии Каллас и Джузеппе ди Стефано. Театр вновь становится значимым центром культурной жизни Пьемонта и Италии. В 1990 году в театре отпраздновали 250-летие со дня основания, в 1996 году – столетие мировой премьеры «Богемы». В 1998 году отметили 25-летие восстановления театра, а в 2006 – XX зимние олимпийские игры и Олимпиаду культуры. С 2007 года музыкальным руководителем театра является композитор Джанандреа Нозеда.

Театр Петруццелли в Бари


Театр Петруццелли – четвёртый по величине в Италии и самый большой частный театр Европы. Своим появлением в 1903 году он обязан семье Петруццелли, пожелавшей полностью вызолотить его изнутри, а также оборудовать его отоплением и электрическим освещением.

С самого начала на его сцене выступали величайшие музыканты своего времени, включая композитора Пьетро Масканьи, теноров Беньямина Джильи и Марио дель Монако, дирижёров Герберта фон Караяна и Риккардо Мути, певицу Ренату Тебальди и Лучано Паваротти. В восьмидесятых в театре состоялись две громкие премьеры: «Ифигения таврическая» Никколо Пиччинни, ни разу более не исполнявшаяся после парижской премьеры 1779 года, и неаполитанскую версию «Пуритан» Беллини, написанную специально для Марии Малибран и ни разу не исполнявшуюся.

В ночь на 27 октября 1991 года театр был повреждён во время пожара. На восстановление ушло почти 18 лет. Повторное открытие было ознаменовано исполнением Девятой симфонии Бетховена, которой дирижировал Фабио Мастранджело. Оперный сезон открылся в этом же году «Турандот» Пуччини.

Оперный театр Джузеппе Верди в Триесте


Оперный театр «Джузеппе Верди» — один из старейших действующих оперных театров в мире. Начало его постройки было положено в 1798 году по проекту архитектора Джан Антонио Сельвы (он же проектировал венецианский «Ла Фениче»). Строительство завершилось в 1801 году уже под руководством Маттео Пертша. По строению здание напоминает миланскую Ла Скалу. Первой постановкой стала «Женевьева Шотландская» Симона Майра.

Во время оперного сезона 1843-44 года «Набукко» Джузеппе Верди имела ошеломляющий успех у публики. В 1848 году в театре состоялась премьера вердиевских «Корсара», а в 1850 году – «Стиффелио». В честь великого композитора городской совет Триеста решил назвать городской оперный театр его именем.

Театр Массимо в Палермо


Театр Массимо Витторио Эмануэле в Палермо – это самый большой оперный театр Италии и третий по размеру в Европе после парижской Опера и венской государственной оперы. Его площадь составляет 7700 квадратных метров.

Здание построено в неоклассическом стиле на земле церкви Стигматов и монастыря святого Юлиана, снесённых ради постройки театра. Работы начались в 1875 году по проекту архитектора Джованни Баттиста Филиппо Базиле. Открытие состоялось 16 мая 1897 года оперой «Фальстаф» Джузеппе Верди в постановке Леопольда Муньоне.

Любопытный факт: в 1990 году театр стал местом съемок «Крестного отца III» Фрэнсиса Форда Копполы с участием Аль Пачино, Энди Гарсии и Софии Коппола. Здесь снималась сцена, когда Майкл Корлеоне, приехавший в Палермо, присутствует на дебюте дочери в «Сельской чести» Пьетро Масканьи.

В первый оперный сезон театр давал «Аиду» (15 выступлений), затем были поставлены «Лоэнгрин», «Травиата», «Манон Леско». Огромным успехом в те годы пользовалась опера «Король Лахорский» Жюля Массне. Её сыграли 17 раз в одном сезоне.

1906-1919 годы пришлись на расцвет «палермского либерти», ознаменованного локальными премьерами опер Вагнера: «Валькирия», «Зигфрид», «Сумерки богов», «Тристан и Изольда», «Парсифаль». Были поставлены мировые премьеры четырёх опер: «Потерявшиеся в темноте» Стефано Донауди, «Венеция» Риккардо Сторти, «Месяц Марии» Умберто Джордано, «Баронесса Карини» Джузеппе Муле.

Пармский Театр Реджо


Здание театра «Реджо» в Парме начали строить в 1821 году по проекту архитектора Никола Беттоли по инициативе герцогини Марии-Луизы Австрийской, жены Наполеона, поставленной управлять герцогством Пармы и Пьяченцы после Венского конгресса. Герцогиня поддерживала великие традиции итальянской музыки и сочла существующий театр Фарнезе недостойным потребностям города. Открытие нового театра состоялось 16 мая 1829 года оперой «Заира», специально сочинённой ради этого события Винченцо Беллини. Первый оперный сезон продолжился «Моисеем и Фараоном», «Смертью Семирамиды» и «Севильским цирюльником» Джоакино Россини.

С самого момента основания театр «Реджо» стал свидетелем и участником глубоких изменений оперного жанра, ознаменовавших закат эпохи Россини и расцвет Верди, рост интереса к немецкой и французской опере, движение в сторону реализма в творчестве Масканьи, Леонкавалло и Пуччини.

Театр и сегодня считается настоящим хранителем итальянской оперной традиции, не уступающим миланскому Ла Скале и венецианскому Фениче, хотя, конечно, он менее известен в мире.

Если вы планируете путешествие в Италию, обязательно сходите в один из итальянских оперных театров. Ведь Италия является родиной оперы и самые прославленные постановки и лучшие в мире музыкальные спектакли проходят на итальянских сценах. Этот жанр музыкально-драматического искусства изначально предназначался для придворных развлечений, однако позднее стал доступен и для широкой публики. В наши дни поход в оперу – это прекрасный способ провести незабываемый вечер и приобщиться к великому искусству.

О лучше позаботиться заранее. Оперный сезон длится с октября до конца марта, но на некоторых сценах на открытом воздухе спектакли идут и в летний период.

Даже если вы не имеете возможности попасть на оперный спектакль или на балет, архитектура и история театров заслуживают определенного внимания и отдельного визита.

Театр Ла Скала (Teatro alla Scala)

Самый известный оперный театр в мире (и, безусловно, самый знаменитый в ) театр был открыт в 1778 году. На сцене этого театра впервые были представлены публике оперы Пуччини “Мадам Баттерфляй” и “Турандот”. Опера Верди “Набукко” также впервые прозвучала с этой сцены. Во время Второй мировой войны театр был разрушен и затем полностью восстановлен. После последней реставрации театр был открыт в 2004 году .

На сцене театра выступали такие прославленные мастера оперной сцены как Мария Каллас и Лучано Паваротти . И сегодня театр продолжает привлекать лучших оперных исполнителей и оркестры с мировой известностью. Открытие сезона в Ла Скала является одним из самых ожидаемых светских мероприятий в Милане.

Театр Ла Фениче (Teatro La Fenice)

Театр Ла Фениче (Источник: Wikimedia)

La Fenice “Феникс” – один из самых знаменитых театров Европы. Он был открыт в Венеции в 1792 году и дважды был уничтожен пламенем, а затем «восставал из пепла» . После пожара 1996 года и восьмилетней реставрации, благодаря пожертвованиям и поддержке многих знаменитостей, среди которых американский режиссер Вуди Аллен, театр вновь открыл свои двери для зрителей в 2003 году. На сцене впервые прозвучала опера Джузеппе Верди “Травиата” .

Самым важным событием в театре является Новогодний концерт , в котором принимают участие звезды мировой сцены.

Театр Сан Карло (Teatro di San Carlo)

Самый старейший действующий оперный театр Италии был открыт в 1737 году в Неаполе по приказу короля Карла III. На сцене театра были поставлены самые ранние балетные спектакли в Италии. В свое время театром заведовали Джоаккино Россини и Гаэтано Доницетти.

Если вы любите балет, имейте в виду, что в действует одна из ведущих балетных академий в мире.

Театр Массимо (Teatro Massimo)

Расположенный на Сицилии в Палермо Театр Массимо является третьим крупнейшим оперным театром в Европе. Куполообразное здание считается архитектурным шедевром и славится превосходной акустикой . В театре снимались сцены для третьей части «Крестного отца» Фрэнсиса Форда Копполы. Всем любителям кино и архитектуры, поклонникам оперы и классической музыки стоит включить Театр Массимо в список мест для обязательного посещения.

Театр Реджио (Teatro Regio)

Театр Реджио или «Королевский театр» – еще один оперный театр восстановленный после пожара. Построенный в Турине в 1740 году, этот театр принимал много именитых гостей, в том числе Наполеона. В 1973 году Teatro Regio вновь открылся после пожара 1936 года и в наши дни предлагает около десяти постановок в театральный сезон , который длится с октября по июнь.

Арена ди Верона (Arena di Verona)

Арена ди Верона (