Главные достопримечательности эрмитажа. Залы Эрмитажа: описание и фото. История комплекса в XX веке

В самом центре Санкт-Петербурга, в пяти величественных зданиях, созданных в XVIII - XIX веках знаменитыми зодчими, разместился Государственный Эрмитаж.

В переводе с французского, слово Эрмитаж означает место уединения, приют отшельника. Так назвала Екатерина II часть Зимнего дворца, где размещались уникальные художественные сокровища. Датой основания Эрмитажа принято считать 1764г..

7 февраля 1852г. Эрмитаж открылся как публичный музей. Для посещения требовалось получить особое разрешение в конторе при Министерстве императорского двора. Такие разрешения (не более 300-500 в год) выдавались избранному кругу лиц. После 1863г. вход в Эрмитаж стал свободным.

Эрмитаж часто принимает в своих залах выставки из других музеев мира, и отправляет свои шедевры для экспонирования в разные страны.

Государственный Эрмитаж - музей, экскурсия в который может, никогда не закончится. Огромный, не только по своим площадям, но и по количеству экспонатов. Фундаментальное собрание художественных произведений, предметов древности, античных скульптур. Экспозиции составлены по тематическим направлениям и временным периодам. Музей считается одним из посещаемых в мире. Каждый путешественник считает своим долгом побывать в этом месте, прикоснуться к многовековой истории.

Эрмитаж Зимний Дворец

Резиденция российского императора Петра I, располагалась в Зимнем дворце. Сам он находился во дворце не долгое время, и в основном там жила императрица Екатерина II. Она и начала, и основала Эрмитаж.

Началось все с картин, которые подарили российской императрице. Это были полотна голландско - фламандской живописи. Все произведения повесили в отдаленных залах, и наслаждаться живописью могли только приближенные к коронованной особе.

Со временем картин становится больше, и рядом с Зимним дворцом появляется малый Эрмитаж. В 1771 г. начинается грандиозное строительство большого Эрмитажа. На протяжении двух веков здание претерпевало изменения, но никогда не теряло своей актуальности. Николай I, во время своего правления делает Эрмитаж публичным. В этот период появилось здание Малого Эрмитажа. Теперь тут могут побывать гости, не приближенные к императору, музейный комплекс носит название ” Императорский Эрмитаж”. После войны с французами, появились новые полотна с изображением батальных сцен. Государственный Эрмитаж, практически за все годы не останавливал свои экспозиции. Во время блокады, все экспонаты были вывезены, но после войны все благополучно вернулось на место. После войны, залы музея пополнились трофейными предметами.

ЭРМИТАЖ ЧАСЫ РАБОТЫ:

СКОЛЬКО СТОИТ БИЛЕТ В ЭРМИТАЖ:

АДРЕС:

вторник, четверг, суббота, воскресенье:

среда, пятница: 10.30 - 21.00

кассы закрываются за час до закрытия музея

600 рублей - входной билет в Главный музейный комплекс и обособленные объекты

(Главный музейный комплекс, Главный Штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода)

400 рублей - входной билет в Главный музейный комплекс и обособленные объекты

(Главный музейный комплекс, Главный Штаб, Зимний дворец Петра I)

300 рублей - входной билет в один из обособленных объектов Эрмитажа

(Зимний дворец Петра I, Дворец Меншикова, Музей Императорского фарфорового завода, Реставрационно-хранительский центр «Старая Деревня»)

Первый четверг каждого месяца - день бесплатного посещения музея для всех категорий индивидуальных посетителей.

Бесплатно: дети дошкольного и школьного возраста, учащиеся образовательных учреждений, студенты (вне зависимости от гражданства), пенсионеры - граждане России.

Дворцовая площадь, 2 (метро - "Гостиный двор", "Невский проспект", "Канал Грибоедова")

Музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге

Современный Эрмитаж - это огромный музейный комплекс, состоящий из пяти старинных особняков. Все выдержаны в едином эпохальном стиле, экспозиции поражают своим разнообразием. В его залах и запасниках находится более трех миллионов предметов. Осмотреть все коллекции не удавалось ни одному человеку, если пройти все залы от первоначального потребуется 8 лет! Часто, в Эрмитаж, идут посетить определенные экспозиции, на каждого любителя истории найдется свой музейный зал, а те, кто души не чает в живописных полотнах выберут картинные галереи.

Отдел Русской культуры

В Зимнем дворце самая посещаемая коллекция-отдел истории русской культуры. Сам дворец, отделка стен и потолков считаются основой коллекции. Шикарные лестницы, отделка окон и дверей все соответствует Петровской эпохе правления. Картины и предметы быта того периода. В России долгое время все книги и живопись создавались только для православных храмов. В отделе Русской культуры есть огромная экспозиция, в которой выставлены иконы и другие религиозные полотна. Тут представлена и огромная галерея портретов. Каждый художник, начиная со времени создания Эрмитажа, старался написать портрет выдающихся людей своей эпохи.

Восточный отдел

Отдел Востока в Эрмитаже появился в 20 годах прошлого столетия. Экспозиция отдела стремительно росла. Музейный фонд насчитывает 15 000 экспонатов. Это предметы из раскопок Древнего Востока, Османской и Византийской империй. Отдельно выделен сектор Кавказа и Крыма. Места богаты историей и традициями, множество предметов выставлено с раскопок тех мест.

В наши дни, научные сотрудники музея работают в удаленных местах мира, что бы пополнить старые экспозиции или создать новые. Все коллекции пополняются, как только находится предмет, представляющий интерес, как для науки, так и для посетителей Эрмитажа.

В первый раз, рекомендуется прийти в составе экскурсии. Грамотные гиды интересно расскажут о каждом экспонате. Объяснят, как пройти к тому или иному залу. Если планируете самостоятельный поход, возьмите обязательно путеводитель по картам музея.

ГЛАВНЫЙ ШТАБ ЭРМИТАЖА ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ:

КУПИТЬ БИЛЕТ НА ОФИЦИАЛЬНОМ САЙТЕ:

http://www.hermitagemuseum.org

https://www.hermitageshop.ru/tickets

Б олее 3 млн произведений искусства, начиная с каменного века и до нашего столетия. 350 залов – весь маршрут займет ни много, ни мало 20 километров. И 8 лет жизни — именно столько времени уйдет на просмотр каждого представленного экспоната или картины (из расчета — 1 минута на экспонат). Конечно же речь о Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге, который уже несколько лет подряд признан лучшим музеем Европы и России.

Можно как угодно относиться к Екатерине II, но именно она — «немка по рождению, но русская душой» стоит у истоков самого главного музея огромной страны, и сей факт прощает ей абсолютно всё!

Можно сказать, что история Эрмитажа началась совершенно случайно — в 1764 году, когда императрица, в счет долга русской казне приобретает коллекцию из 225 картин, собранную персонально для пылкого коллекционера — прусского короля Фридриха II. Последнему тем самым был нанесен неслыханный по дерзости удар по самолюбию. Не оправившись от поражения в Семилетней войне, прусский монарх оказался «неплатежеспособным» и вся коллекция досталась России.

Этот год вошел в историю Эрмитажа, как год его основания, а день рождения музей празднует 7 декабря — в День святой Екатерины.

В дальнейшем, с свойственным Екатерине II фанатизмом и жадностью к просвещению, она скупает лучшие произведения искусства со всего мира, собирая коллекцию в маленьком дворцовом флигеле - Малом Эрмитаже. Спустя десятилетия разросшаяся коллекция обретает свой новый дом — Императорский Эрмитаж.

Сегодня мы попробуем виртуально прогуляться по самым красивым и роскошным залам Эрмитажа. Интерьеры всех 350 залов мы показать не в силах, но маршруты к самым интересным мы попытаемся проложить в этой статье.

Итак, прогулки по залам Эрмитажа

Зал Древнего Египта

Зал был создан в 1940 г. по проекту главного архитектора Государственного Эрмитажа А.В. Сивкова на месте Главного буфета Зимнего дворца.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Экспозиция, посвященная культуре и искусству Древнего Египта, охватывает период с IV тыс. до н.э. до рубежа н.э. Здесь представлена монументальная скульптура и мелкая пластика, рельефы, саркофаги, предметы быта, произведения художественного ремесла. К шедеврам музея относятся статуя Аменемхета III (XIX в. до н.э.), деревянная статуэтка жреца (конец XV — начало XIV в. до н.э.), бронзовая статуэтка эфиопского царя (VIII в. до н.э.), стела Ипи (первая половина XIV в. до н.э.).

Зал эпохи неолита и ранней бронзы


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это бывшая Готическая гостиная в апартаментах дочерей Николая I (архитектор А. П. Брюллов, 1838-1839). В экспозиции представлены археологические памятники VI-II тыс. до н. э., найденные на территории России, Украины, Молдавии и Средней Азии. Плита с петроглифами, отделенная от скалы близ бывшей деревни Бесов Нос в Карелии, — выдающийся памятник изобразительного искусства неолита. Представляют большой интерес навершие жезла в виде головы лосихи из Шигирского торфяника в Свердловской области, идол из свайного поселения Усвяты IV (Псковская обл.), женские статуэтки, найденные при раскопках поселения Алтын-Депе в Туркмении.

Зал культуры и искусства кочевых племен Алтая VI-V вв. до н.э.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зале представлены предметы, найденные при раскопках курганов VI-V вв. до н.э., расположенных на берегах рек Караколи Урсул в Центральном Алтае. Это множество накладок, деревянных фигурок и барельефов с изображениями лосей, оленей, тигров и грифонов, которые служили украшениями конской сбруи. Особого внимания заслуживает большая круглая деревянная резная бляха, в которую вписаны две фигуры «кружащих» грифонов, которая служила налобным украшением конской сбруи и была найдена при раскопках одного из самых больших курганов на Алтае возле села Туэкта в долине реки Урсул. Совершенная композиция и высокое мастерство исполнения ставят эту бляху в ряд шедевров древнего искусства.

Южная Сибирь и Забайкалье в железном веке и раннем Средневековье


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зале экспонируются памятники тагарской и таштыкской культур – предметы из Минусинской котловины (территория современной Хакасии и юга Красноярского края). Это кинжалы, чеканы, наконечники стрел, произведения прикладного искусства, выполненные в зверином стиле, резные миниатюры. Особый интерес представляют таштыкские погребальные маски. Их помещали на кожаный манекен, куда вкладывался пепел умершего, или использовали непосредственно как погребальные урны. Роспись женских и мужских масок различна: женские маски белые, с красными спиралями и завитками, мужские – красные, с черными поперечными полосами.

Мощевая Балка — археологический памятник на Северокавказском шелковом пути


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В галерее экспонируются уникальные находки из могильника VIII–IX вв., расположенного на высокогорных террасах в ущелье Мощевая Балка (Северный Кавказ). Это – ткани и предметы одежды, изделия из дерева и кожи, редкой для археологических материалов сохранности. Изобилие у местных алано-адыгских племен драгоценных шелков: китайских, согдийских, средиземноморских, византийских — свидетельство пролегания здесь одного из рукавов Шелкового пути.

Зал культуры и искусства «Золотой Орды»


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зале представлены сокровища Волжской Булгарии: украшения из драгоценных металлов, изделия из серебра и золота, вооружение и предметы конского убранства, а также произведения, связанные с шаманскими культами и письменной культурой. Особый интерес представляют «Блюдо с сокольником» и изразец с персидскими стихами.

Портретная галерея дома Романовых


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В галерее, получившей существующую ныне отделку в 1880-е гг., помещены портреты представителей династии Романовых — от основателя Российской империи Петра I (1672-1725) до последнего российского императора Николая II (1868-1918). Начиная со времени правления Елизаветы Петровны (1709-1761) — заказчицы строительства Зимнего дворца, жизнь императорской семьи была неразрывно связана с историей зданий современного Государственного Эрмитажа. При Екатерине II (1729-1796), хозяйке Зимнего дворца с 1762 г., были возведены Малый и Большой Эрмитажи, Эрмитажный театр. Ее внук Николай I (1796-1855) повелел построить императорский музей — Новый Эрмитаж.

Библиотека Николая II


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Библиотека, относившаяся к личным покоям последнего русского императора, была создана в 1894 – 1895 годах архитектором А.Ф. Красовским. В убранстве библиотеки широко использованы мотивы английской готики. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырехлопастными розетками. Книжные шкафы расположены вдоль стен и на хорах, куда ведет лестница. Интерьер, декорированный панно тисненой золоченой кожи, с монументальным камином и высокими окнами в ажурных переплетах, вводит посетителя в атмосферу Средневековья. На столе – скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора Николая II.

Малая столовая


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Малая столовая Зимнего дворца была отделана в 1894-1895 гг. по проекту архитектора А. Ф. Красовского. Столовая входила в апартаменты семьи императора Николая II. Декор интерьера создан под влиянием стиля рококо. В лепных рамах с рокайльными мотивами — шпалеры, вытканные в XVIII в. на Петербургской шпалерной мануфактуре. На каминной полке — мемориальная доска, которая сообщает, что в ночь с 25 на 26 октября 1917 г. в этой комнате были арестованы министры Временного правительства. В убранство зала включены предметы декоративно-прикладного искусства XVIII-XIX вв.: английская люстра, французские часы, русское стекло.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Малахитовый зал (А. П. Брюллов, 1839) служил парадной гостиной императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Уникальный малахитовый декор зала, а также предметы обстановки созданы в технике «русской мозаики». Большая малахитовая ваза и мебель, выполненная по рисункам О.Р. де Монферрана, входили в убранство Яшмовой приемной, погибшей во время пожара 1837 г. Стену зала украшает аллегорическое изображение Ночи, Дня и Поэзии (А. Виги). В гостиной с июня по октябрь 1917 г. проходили заседания Временного правительства. Экспозиция представляет изделия декоративно-прикладного искусства ХIХ в.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Концертный зал, замыкающий Невскую анфиладу Зимнего дворца, был создан архитектором В. П. Стасовым после пожара 1837 г. Классическая архитектурная композиция зала, выполненного в строгой белой гамме, подчинена членениям и ритмам соседнего – Николаевского, самого большого зала дворца. Расположенные попарно колонны с коринфскими капителями поддерживают карниз, над которым помещены статуи античных муз и богини Флоры. Серебряная гробница Св. Александра Невского была создана по заказу императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге. В 1922 г. она была передана в Государственный Эрмитаж из Александро-Невской лавры.

Фельдмаршальский зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Зал открывает Большую парадную анфиладу Зимнего дворца. Интерьер восстановлен после пожара 1837 г. В. П. Стасовым близко к первоначальному проекту О. Р. де Монферрана (1833-1834). Входы в зал акцентированы порталами. В декоре люстр, выполненных из золоченой бронзы, и гризайльных росписях зала использованы изображения трофеев и лавровых венков. В простенках между пилястрами помещены парадные портреты русских фельдмаршалов, чем объясняется название зала. В зале представлены произведения западноевропейской и русской скульптуры, а также изделия Императорского фарфорового завода первой половины XIX в.

Петровский (Малый тронный) зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Петровский (Малый тронный) зал был создан в 1833 г. О. Монферраном и восстановлен после пожара 1837 г. В.П. Стасовым. Зал посвящен памяти Петра I – в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы «P»), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленной как триумфальная арка, находится картина «Петр I с аллегорической фигурой Славы». В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны (П. Скотти и Б. Медичи). Трон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые серебром панно из лионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.

Военная галерея 1812 года


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Военная галерея Зимнего дворца была создана по проекту К. И. Росси в 1826 г. в честь победы России над наполеоновской Францией. На ее стенах помещены 332 портрета генералов — участников войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. Картины созданы английским художником Джорджем Доу при участии А. В. Полякова и В. А. Голике. Почетное место занимают парадные портреты государей-союзников: российского императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III (художник Ф. Крюгер) и императора Австрии Франца I (П. Крафт). Портреты четырех фельдмаршалов находятся по сторонам дверей, ведущих в Георгиевский и Гербовый залы.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Георгиевский (Большой тронный) зал Зимнего дворца был создан в начале 1840-х гг. В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Дж. Кваренги. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом помещен барельеф «Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона». Большой императорский трон был исполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне (Н. Клаузен, 1731-1732). Великолепен наборный паркет, созданный из 16 пород дерева. Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

Зал искусства Франции XVIII века


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Этот зал входил в анфиладу созданных А. Брюлловым после пожара 1837 г. пяти Залов военных картин, прославляющих победы русских войск в период до Отечественной войны 1812 г. Экспозиция посвящена искусству Франции 1730-1760-х гг. и представляет творчество выдающихся мастеров эпохи рококо. Это полотна самого яркого художника рококо Ф. Буше: «Отдых на пути в Египет», «Пастушеская сцена», «Пейзаж в окрестностях Бовэ», а также картины Н. Ланкре, Ш. Ванлоо, Ж.-Б. Патера. Скульптура представлена работами Э. М. Фальконе, среди которых знаменитый «Амур», и произведениями Г. Кусту Старшего, Ж.-Б. Пигаля, О. Пажу.

Зал искусства Великобритании


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В бывшем Малом кабинете Первой запасной половины (арх. А.П. Брюллов, 1840-е) продолжается выставка искусства Великобритании. Здесь представлены картины одного из ведущих мастеров XVIII в. Джошуа Рейнолдса «Младенец Геракл, удушающий змей», «Воздержанность Сципиона Африканского» и «Амур развязывает пояс Венеры». Авторские копии портретов членов королевской семьи Англии (художники Натаниэл Данс и Бенджамин Уэст) предназначались для интерьеров Чесменского дворца. Для этого же комплекса Екатериной II был заказан уникальный «Сервиз с зеленой лягушкой» (фирма Веджвуд). В витринах представлены изделия фирмы Веджвуд из базальтовой и яшмовой масс.

Александровский зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Александровский зал Зимнего дворца создан А.П. Брюлловым после пожара 1837 года. Архитектурное решение зала, посвященного памяти императора Александра I и Отечественной войне 1812 года, построено на сочетании стилевых вариаций готики и классицизма. Расположенные во фризе 24 медальона с аллегорическими изображениями наиболее значительных событий Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813 – 1814 годах воспроизводят в увеличенном виде медали скульптора Ф.П. Толстого. В люнете торцевой стены помещен медальон с барельефным изображением Александра I в образе древнеславянского божества Родомысла. В зале расположена экспозиция европейского художественного серебра XVI – XIX веков. Представлены изделия Германии, Франции, Португалии, Дании, Швеции, Польши, Литвы.

Золотая гостиная. Апартаменты императрицы Марии Александровны


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А. П. Брюлловым в 1838-1841 гг. Потолок зала украшает золоченый лепной орнамент. Первоначально стены, облицованные белым стюком, были декорированы растительным золоченым узором. В 1840-е гг. облик интерьера был обновлен по рисункам А. И. Штакеншнейдера. Убранство интерьера дополняют мраморный камин с яшмовыми колоннами, украшенный барельефом и мозаичной картиной (Э. Модерни), вызолоченные двери и великолепный паркет.

Малиновый кабинет. Апартаменты императрицы Марии Александровны


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Интерьер Малинового кабинета в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги Александра II, был создан архитектором А.И. Штакеншнейдером. Стены затянуты штофом малинового цвета. В отделку интерьера включены медальоны с нотами и музыкальными инструментами, атрибуты искусств в лепнине и росписях. В зале экспонируются предметы прикладного искусства, мейсенский фарфор, посуда и фигурки по модели И.И. Кендлера. В Малиновом кабинете хранится резной золоченый рояль XIX века с росписью Э.К. Липгарта.

Павильонный зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Павильонный зал Малого Эрмитажа был создан в середине XIX в. А.И. Штакеншнейдером. Зодчий соединил в решении интерьера архитектурные мотивы античности, Ренессанса и Востока. Особую эффектность интерьеру придают сочетание светлого мрамора с позолотой лепного декора и нарядный блеск хрустальных люстр. Зал украшают четыре мраморных фонтана – вариации «Фонтана слез» Бахчисарайского дворца в Крыму. В южной части зала в пол вмонтирована мозаика – копия пола, найденного при раскопках древнеримских терм. В зале экспонируются часы «Павлин» (Дж. Кокс, 1770-е), приобретенные Екатериной II, и коллекция произведений из мозаики.

Фойе Эрмитажного театра


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

В зрительный зал из Большого Эрмитажа ведет переходная галерея, отделка которой выполнена архитектором Л. Бенуа в 1903 г. в стиле французского рококо. Пышные растительные гирлянды, завитки и рокайли с позолотой обрамляют картины, проемы и стенные панно. На потолке живописные вставки – копии с картин итальянского мастера XVII в. Луки Джордано: Суд Париса, Триумф Галатеи и Похищение Европы, над дверью – Пейзаж с руинами французского художника XVIII в. Гюбера Робера, на стенах – портретная живопись XVIII-XIX вв. Из высоких оконных проемов открываются неповторимые виды на Неву и Зимнюю канавку.

Зал Юпитера. Искусство Рима I — IV вв.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Лео фон Кленце предполагал разместить в этом зале скульптуру нового времени. Поэтому в его декор включены медальоны с профилями выдающихся скульпторов: Микеланджело, Кановы, Мартоса и др.

Современное название залу дала огромная статуя Юпитера (кон. I в.), которая происходит из загородной виллы римского императора Домициана. В экспозиции искусства Древнего Рима I-IV вв. заслуживают особого внимания скульптурные портреты и мраморные саркофаги. Шедеврами собрания являются «Портрет римлянки» (так называемая «Сириянка»), а также портреты императоров Люция Вера, Бальбина и Филиппа Араба.

Лоджии Рафаэля


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Прообразом Лоджий, сооруженных по заказу императрицы Екатерины II в 1780-х гг. архитектором Дж. Кваренги, послужила прославленная галерея Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Копии фресок были выполнены в технике темперы группой художников под руководством К. Унтербергера. На сводах галереи помещен цикл картин на библейские сюжеты — так называемая «Библия Рафаэля». Стены украшает орнамент-гротеск, мотивы которого возникли в живописи Рафаэля под влиянием росписей в «гротах» — руинах «Золотого дома» (дворца древнеримского императора Нерона, I в.).

Галерея истории древней живописи. Экспозиция: Европейская скульптура XIX в.


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Интерьер, задуманный Лео фон Кленце как преддверие картинной галереи Императорского музея, призван напомнить историю античного искусства. Стены декорированы 80 картинами на сюжеты из древнегреческих мифов и литературных источников. Художник Г. Хильтеншпергер выполнил их восковыми красками на латунных досках в подражание античной технике энкаустики. На сводах помещены барельефные портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых и автор проекта Нового Эрмитажа — Лео фон Кленце. В галерее экспонируются произведения выдающегося скульптора эпохи классицизма Антонио Кановы (1757-1822) и его последователей.

Рыцарский зал


© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Это один из больших парадных интерьеров императорского музея Новый Эрмитаж. Первоначально зал, украшенный росписями в стиле историзм, предназначался для выставки монет. В зале находится часть богатейшей коллекции оружия Эрмитажа, насчитывающей около 15 тысяч предметов. Экспозиция западноевропейского художественного оружия XV-XVII вв. представляет широкий диапазон предметов турнирного, парадного и охотничьего вооружения, а также рыцарские доспехи, холодное и огнестрельное оружие. В их числе изделия знаменитых мастеров, работавших в лучших оружейных мастерских Европы.

Как было сказано в самом начале, в Эрмитаже 350 залов. Каждый из них по-своему уникален, и ни одна статья или книга не передаст и толики того, что можно увидеть воочию. Дорога к главному музею страны открыта для каждого вне возрастов и национальностей. Эрмитаж ждет вас!

> Со стоимостью посещения и условием приобретения билетов можно ознакомиться на официальном сайте

> Выражаем особую благодарность О. Ю. Лаптевой и С. Б. Адаксиной за предоставленную возможность опубликовать материалы Музея.

© Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Обладает свыше 3-х миллионов экспонатов, начиная с каменного века и по наше время, которые представлены в 350-ти залах общей протяженностью в 20 километров.

Прогулка по его залам станет заманчивым и захватывающим путешествием длиною в 8 лет жизни, если каждому экспонату посвящать хотя бы 1 минуту времени, как подсчитали эксперты. Но игра стоит свеч.

Музейный комплекс Эрмитажа занимает на Дворцовой набережной 5 зданий: Зимний дворец, Эрмитаж - Большой, Малый, Новый, и Эрмитажный Театр. В них знакомятся с древним и античным миром, восточной и европейской культурой, с историей отечественного искусства, нумизматикой, оружием, интерьерами императорских покоев и галерей, предметами старины, быта и прочими уникальнейшими раритетами прошлого.

В музейных залах Дворца Меншикова, который располагается на Университетской набережной, представлена культура России 1-ой трети 18 столетия. В левом крыле Главного штаба выставлены произведения мастеров 19-20 веков, включая импрессионистов и постимпрессионистов.

Фельдмаршальский зал

Парадную анфиладу Зимнего открывает торжественный зал. Золоченые бронзовые люстры и превосходные гризайльные росписи содержат изображения лавровых венков и трофеев, подчеркивающих доблесть отечественного воинства. На стенах - портреты выдающихся фельдмаршалов. Здесь можно увидеть также русский фарфор начала 19 века.

Петровский (Малый тронный) зал

Зал был спроектирован Монферраном в 1833 году в честь Петра Первого. В отделке присутствуют вензеля 1-го императора России, двуглавые орлы и корона. В центральной нише в виде триумфальной арки - портрет Петра Великого с богиней Славой. Полотна на стенах изображают героизм государя в битвах Северной войны. Зал декорирован панно из серебра и лионского бархата.

Гербовый зал

На входе встречают скульптуры древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых щитки с гербами российских губерний, которые видны также на позолоченных бронзовых люстрах. Центральную часть занимает - чаша из авантюрина. Каждый элемент интерьера привносит в общий ансамбль свою ценность и значение, а все вместе создают картину величия и торжественности.

Военная галерея 1812 года

Галерея была открыта в честь победы над французами. Ее создали по проекту Карла Ивановича Росси. Стены украшают портреты 332 генералов - участников и героев Великой Отечественной войны 1812 года. На почетном месте портреты - Александра Первого и монархов - союзников Фридриха – Вильгельма Третьего и Франца Первого.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Зал Зимнего дворца, где проходили официальные церемонии и приемы, был создан Стасовым, сохранившим композиционное решение архитектора Кваренги. Колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом можно увидеть барельеф "Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона". Императорский трон был выполнен по заказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне. Наборный паркет выполнен из 16 ценных пород дерева.

Александровский зал

Зал Зимнего дворца посвящен памяти императора – реформатора Александра Первого, медальон с изображением которого можно увидеть в люнете торцевой стены. Во фризе имеется двадцать четыре изображений выдающихся сражений 1812 года. Также здесь выставлены изделия европейского серебра 16-19 веков.

Белый зал

Зал создавался к свадьбе государя Александра Второго. Интерьер особенно роскошно оформлен декоративной пластикой. Пространство наполняют скульптуры древнеримских богов.

Золотая гостиная

Зал, спроектированный Брюлловым, принадлежал императрице Марии Александровны, жене государя Александра Второго. После его трагической смерти в этом помещении члены Государственного Совета во главе с новым самодержцем Александром Третьим утверждали Конституцию. Все в убранстве соответствует названию - золоченый лепной орнамент на потолке, вызолоченные двери, позолоченные растительные узоры на стенах. Колонны из яшмы придают парадность, а камин из мрамора - великолепие и уют.

Малахитовая гостиная

Помещение предназначалось для супруги Николая Первого - Александры Фёдоровны и служило в качестве одного из ее личных покоев. Искусное оформление малахитом всего пространства поражает всякое воображение.

Малая столовая

Интерьер обустроен Красовским в стиле рококо. Стены украшены шпалерами 18 столетия и тут же предметы начала 20-го: английская музыкальная люстра, французские часы и стеклянные изделия отечественного производства. Здесь ночью при взятии Зимнего дворца большевики арестовали членов Временного правительства, о чем напоминает мемориальная доска.

Галерея портретов Романовых

В зале имеются изображения всех членов царской семьи от Петра Первого до Николая Второго. Зимний дворец, занятый ныне Эрмитажем, был построен при Елизавете Петровне, с тех времен государи со своими родными постоянно проживали во дворце. Стены его залов украшали императорскими изображениями.

Библиотека Николая Второго

Кабинет принадлежал последнему императору, о чем говорит фарфоровый портрет на столе хозяина. Помещение оформил в 1895 году архитектор Александр Федорович Красовский. В убранстве прослеживаются мотивы английской готики. Потолок, мебель, книжные шкафы выполнены из орехового дерева. Интерьер украшает панно тисненой золоченой кожи. Все вместе взятое, плюс камин и высокие окна в ажурных переплетах погружают в атмосферу средневековой эпохи.

Концертный зал

Зал замыкает Невскую анфиладу Зимнего дворца. Его создавал архитектор Стасов. Здесь располагаются статуи античных муз и богини Флоры. Главным экспонатом выступает гробница Святого Александра Невского, выполненная в серебре местными мастерами по заказу Елизаветы Петровны, переданная в 1922 году в Эрмитаж из Александро-Невской лавры.

Древнеегипетская культура

На 1-ом этаже Зимнего дворца на месте бывшего Буфета в 1940 году главный архитектор Эрмитажа Александр Владимирович Сивков обустроил зал культуры Древнего Египта. Здесь выставлены предметы быта египтян, саркофаги, монументальные скульптуры, примеры мелкой пластики, статуэтки, художественные произведения ремесленников. Самыми яркими произведениями являются статуи - Аменемхета III, царицы династии Птолемеев - Клеопатры VII, стела Ипи и многие другие.

Зал неолита и раннего бронзового века

Переоборудованная гостиная в покоях дочерей Николая Первого оформлена архитектором Александром Павловичем Брюлловым. В зале разместились памятники археологии 6-2 тысячелетий до нашей эры, привезенные из Украины, Молдавии, Казахстана, многих уголков России. Есть уникальные находки – плита с петроглифами из Карелии, рукоять жезла в форме лосиной головы из Свердловской области, изображение идола из Псковской области, статуэтки из курганов Туркмении.

Культура кочевых племен Алтая VI-V веков до н. э.

Многочисленные артефакты, найденные при раскопках у реки Караколи Урсул, представлены накладками и деревянными изображениями животных, служившими украшением сбруи. Особо искусно вырезана большая деревянная бляха с двумя летящими грифонами. Она служила украшением на голове лошади. Этот экспонат признан одним из выдающихся художественных произведений древности.

Зал раннего Средневековья в Сибири и Забайкалье

Культура тагаров и таштыков представлена предметами быта, оружием и другими произведениями древности, найденными археологами в Минусинской котловине в Хакасии. Особый интерес представляют погребальные маски, которые надевали на манекены с пеплом умерших. Женские маски – белые в красных завитках, мужские – красные с поперечными черными полосами.

Мощевая Балка

Экспонаты из памятника археологии Мощевая Балка на Северном Кавказе свидетельствуют о пролегании в этих местах рукава древнего Шелкового пути, откуда были привезены находки, экспонирующиеся в зале. Экспозицию украшают хорошо сохранившиеся у местных алано-адыгских племен образцы тканей, драгоценных китайских, согдийских, средиземноморских шелков, предметов одежды, изделий из дерева и кожи.

Культура Золотой Орды

В заде экспонируются сокровища Волжской Булгарии – золотые и серебряные украшения, оружие и конское убранство. Интересны произведения, связанные с шаманскими культами и письменной культурой, изразец с персидскими стихами, а также “Блюдо с сокольником”.

Зал искусства Франции

Зал искусства Франции XVI века (картины художника Людовика XIII Симона Вуэ, Эсташа Лесюера и Лорана де Ла Гира. В зале искусства Франции XVII века экспонируются полотна великого французского художника-классициста Никола Пуссена, самые лучшие 11 картин. В экспозиции зала искусства Франции XVIII века представлены лучшие произведения французской школы этого времени - 8 работ Антуана Ватто. Зал прикладного искусства Франции XVII-XVIII веков представляет произведения мастеров, работавших в стиле неоклассицизм.

Зал искусства Великобритании

Здесь представлены картины одного из ведущих мастеров XVIII века - Джошуа Рейнолдса, также авторские копии портретов членов королевской семьи Англии. Сюда Екатерина II заказала “Сервиз с зеленой лягушкой”. В витринах представлены изделия из базальта и яшмы фирмы Веджвуд.

Залы Большого Эрмитажа

Первый этаж здания занимают административные помещения, дирекция Государственного Эрмитажа. На 2-ом этаже представлены работы мастеров эпохи Возрождения. Здесь размещаются залы итальянского искусства.

Зал Юпитера представляет искусство Рима I - IV веков. В его декоре можно увидеть медальоны с профилями Микеланджело, Кановы, Мартоса и других великих скульпторов. Особый интерес вызывают тут скульптурные портреты и мраморные саркофаги. Имя залу дала статуя Юпитера из загородной виллы римского императора Домициана. Шедеврами собрания являются портреты императоров Люция Вера, Бальбина и Филиппа Араба.

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII –XV веков Большого Эрмитажа открывает экспозицию произведений начала зарождения новой культуры - эпохи Предвозрождения. Здесь изделия из флорентийской мастерской скульпторов-керамистов семейства Делла Роббиа.

Тут можно посетить Зал Тициана, предназначавшийся для приема знатных гостей императорского двора, тут представлены полотна позднего периода творчества мастера.

Зал искусства Италии XVI века представляет работы венецианских живописцев 16 века: Якопа Пальма Старшего, Лоренцо Лотто, Джованни Баттиста Чима де Конельяно. Зал Леонардо да Винчи представляет 2 шедевра художника- "Мадонну Бенуа" и "Мадонну Литта". Лоджии Рафаэля – прообраз галереи Ватиканского дворца в Риме, расписанная по эскизам Рафаэля. Своды галереи оформлены картинами мастера на библейские сюжеты. Стены украшает орнамент-гротеск.

Рыцарский зал

Один из больших парадных интерьеров Нового Эрмитажа. Зал предназначался для выставки монет. Здесь размещена коллекция оружия - около 15 тысяч предметов - экспозиция западноевропейского оружия: турнирного, парадного, охотничьего, холодного и огнестрельного. Тут же представлены рыцарские доспехи.

Галерея истории древней живописи

В экспозиции зала представлена европейская скульптура XIX века. Стены украшают картины художника Хильтеншпергера на сюжеты из древнегреческих мифов, выполненные восковыми красками на латунных досках в подражание античной технике. В галерее экспонируются произведения выдающегося скульптора Антонио Кановы и его последователей. На сводах портреты знаменитых мастеров европейского искусства, среди которых и автор проекта Нового Эрмитажа - Лео фон Кленце.

Павильонный зал Малого Эрмитажа

Помещение устроено в 19 веке Андреем Ивановичем Штакеншнейдером, который соединил мотивы античности, Ренессанса и Востока. Из него открывается вид на висячий сад Екатерины. Зал украшают бахчисарайские мраморные фонтаны, расположенные симметрично друг против друга. Также славятся здешние мозаичные произведения и изящные столы, инкрустированные полудрагоценными камнями.

Но самым примечательным экспонатом являются знаменитые часы "Павлин". Дивной красоты павлин создал востребованный в то время английский мастер Джеймс Кокс. Эту “павлинную” прелесть приобрел князь Григорий Потемкин в подарок Екатерине Великой. Часы доставили в Петербург в разобранном виде. На месте композицию собрал Иван Кулибин.

В Эрмитаже каждый зал по-своему уникален, всё - словами не опишешь. Разумеется, можно узнать на любом ресурсе поподробнее об интересующем зале. Но лучше 1 раз посмотреть его, чем 100 раз про него прочитать. Эрмитаж открывает свои покои и гостеприимно принимает всех!

Знаменитый музей Эрмитаж в Санкт-Петербурге по праву считается одним самых значительных художественных и исторических музеев всего мира. Комплекс из пяти величественных зданий, в которых располагаются многочисленные экспонаты, является одним из уникальнейших памятников архитектуры России.

В наши дни обширная коллекция музейного комплекса насчитывает более трех миллионов разнообразных произведений искусства, с экспонатов древнейших времен и до шедевров современности.

Уникальность Эрмитажа

Государственный музей Эрмитаж интересен не только огромным количеством экспонатов, по и своим расположением. До революции он был императорским, поэтому здесь сохранены уникальные интерьеры той эпохи, великолепные мраморные лестницы, позолоченная мебель и хрустальные люстры.

У посетителей появляется возможность полностью погрузиться в атмосферу того времени, по достоинству оценить красоту и роскошь окружающей обстановки.

История создания

Временем основания Эрмитажа считают 1764 год, когда по приказу Екатерины II в нескольких залах Зимнего дворца, бывшего в то время одной из императорских резиденций, была основана выставка картин. Эти 225 полотен были приняты императрицей у немецкого купца Гоцковского в счет оплаты долга Российской империи. Затея имела успех. Потому императрица продолжила собирать экспонаты.

По ее приказам скупались скульптуры и полотна известных живописцев, была приобретена интереснейшая коллекция резного камня. Вскоре оказалось, что нескольких залов для собранных шедевров уже не хватало. Приняли решение о постройке отдельного здания. Оно было возведено в 1764-1767 годах и впоследствии стало называться Малый Эрмитаж.

В 1775-м на побережье Невы архитектором Юрием Фельтеном было сооружено роскошно отделанное строение, названное Большим Эрмитажем.

В 1783-1787 годах на месте прежней личной резиденции императора Петра I архитектором был построен Эрмитажный театр.

Формирование экспозиций Эрмитажа

В начале своего существования коллекция музея пополнялась за счет покупок коллекций живописи, принадлежащих европейским аристократическим семействам. Затем начали приобретать и отдельные произведения гениальных мастеров. Например, императором Александром I было куплено полотно «Лютнист» кисти Караваджо.

Уже к концу XVIII века в коллекциях Эрмитажа хранились картины Рембрандта, Рафаэля, Джорджоне, Рубенса и многих других знаменитых художников. Специально для экспозиций Эрмитажа за рубежом скупались разнообразные произведения искусства. Это скульптуры, изделия из золота и серебра, книги, монеты и многое другое.

Некоторые шедевры заказывались мастерам специально для пополнения коллекции Эрмитажа. В начале XIX века в музее также начали выставлять также интереснейшие археологические находки.

Уже к середине XIX века для хранения и демонстрации все увеличивающегося количества экспонатов было построено здание Нового Эрмитажа. Музейный комплекс приобрел свой окончательный вид.

Залы музея

Схема залов Эрмитажа насчитывает около 350 различных помещений, в которых и расположена богатейшая коллекция шедевров музея. Сами интерьеры помещений зачастую также являются произведениями искусства, как, например, величественная галерея Лоджии Рафаэля, возведенная по заказу Екатерины.

Она представляет собой точную копию Ватиканского оригинала. Вся галерея, включая и потолок, украшена аналогами полотен Рафаэля, которые были выполнены группой художников под руководством X. Унтербергера.

Не менее примечательны античные залы Эрмитажа, внутреннее пространство которых полностью соответствует представленным коллекциям. Часто интерьер залов расписан греческими и египетскими мотивами и многочисленными колоннами. Здесь собраны предметы многих местностей и эпох. Например, огромная, покрытая надписями плита с площади древней Пальмиры (пальмирское письмо) или реалистичные античные скульптуры.

Греческие залы Эрмитажа поражают обилием подлинных античных статуй, ваз, амфор, светильников.

Примечательна знаменитая скульптура "Венера Таврическая", которая была куплена Петром Великим у папы Климента XI.

Как расположены экспозиции

Гостям, впервые посещающим величественный музейный комплекс, довольно непросто разобраться в сложных пересечения галерей и переходов. Подробная Эрмитажа с номерами помещений расположена у входа в музей. Такую же бесплатно можно получить у кассиров при покупке билетов или можно воспользоваться очень удобным и подробным онлайн-путеводителем по музею.

Все помещения музейного комплекса пронумерованы, чтобы в них было проще ориентироваться. Но многие особо примечательные залы имеют свои названия.

Названия залов Эрмитажа могут отражать и сущность коллекций, представленных в них. В частности, Зал Древнего Египта или Зал Леонардо да Винчи.

Иногда название помещения музея может возникнуть из-за его внешних особенностей или деталей интерьера. Например, таким образом получил свое название Белый зал, построенный А. П. Брюлловым в честь свадьбы будущего императора Александра II в 1841 году. Его интерьер был выполнен в белых тонах и украшен статуями древнеримских божеств и многочисленными колоннами.

Часто названия залов Эрмитажа давались, чтобы увековечить память значительных людей или событий. Так, например, Петровский зал был назван в честь основателя города, Петра Великого. Его еще называют Малым тронным.

Шедевры живописи

В одной небольшой статье нереально даже просто перечислить все полотна великих живописцев, представленные в экспозициях Эрмитажа.

Из самых примечательных, можно увидеть две работы кисти знаменитого живописца эпохи Возрождения - Леонардо да Винчи. Это «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». Всего в мире известно 14 подлинных полотен его авторства, и две из них находятся в Эрмитаже в Санкт-Петербурге!

В музее также можно познакомится с внушительной коллекцией живописи средневековых испанских мастеров. Безусловно, одной из жемчужин этой экспозиции Эрмитажа является полотно кисти Диего Веласкеса "Завтрак". Данное полотно придворного живописца испанского короля Филиппа VI удивляет своим оптическим визуальным обманом: кажется, что на картине изображены четыре человека, а на самом деле завтракают лишь три персонажа.

На схеме залов Эрмитажа можно увидеть такие названия, как Зал Рембрандта или «Лавки» Снейдерса. Отдельно представлена богатейшая коллекция полотен Нидерландских живописцев XVI-XVII веков.

Работы импрессионистов и постимпрессионистов находятся на третьем этаже Зимнего дворца. Здесь можно восхищаться полотнами Моне, Ренуара, Пикассо и многих других гениальных мастеров живописи.

Кладовые Эрмитажа

На схеме залов Эрмитажа можно увидеть такие названия, как Галерея драгоценностей №1 и №2. Они называются Золотой и Бриллиантовой. Говорящие наименования! Разумеется, в них можно осмотреть ценные предметы искусства из драгоценных камней и золота.

Посещение этих галерей не входит в стоимость входного билета. Их нужно оплачивать отдельно. Посещение возможно только с экскурсией по расписанию. Фото- и видеосъемка там запрещены, но впечатления от увиденной красоты творений древних мастеров хватит надолго.

О знаменитом известно практически всем, но ничем не уступает по мастерству и выразительности коллекция сибирского золота, сформированная еще Петром Великим. Она состоит из предметов, собранных на территории Западной Сибири в начале XVIII века. Эту подборку экспонатов по праву можно назвать самой ранней археологической коллекцией России.

Некоторые произведения древних ювелиров датируют еще седьмым веком до нашей эры. Оттого и потрясает мастерство и точность исполнения шедевров.

Для ценителей красоты и блеска натуральных камней познавательным станет посещение Бриллиантовой кладовой. В ней расположены драгоценности российских самодержцев. Это табакерки и шкатулки всех форм и размеров, часы и веера, украшенные россыпью бриллиантов.

Также можно увидеть уникальные творения работы - уменьшенные в десять раз копии императорской короны, скипетра и державы.

При всем желании невозможно за один день даже мельком осмотреть все экспозиции, залы и галереи музейного комплекса. Поэтому лучше заранее определиться с наиболее предпочтительными коллекциями и продумать свой маршрут. В этом может помочь более чем подробный и понятный интерактивный путеводитель по Эрмитажу.

Нужно учитывать, что максимальной популярностью у гостей музея пользуются парадные залы, коллекции полотен Рембрандта и Леонардо да Винчи. Их целесообразней посетить во второй половине дня, когда количество туристов существенно уменьшится.

А начать осмотр лучше с первого этажа Зимнего дворца, где расположены залы, посвященные искусству древних веков. В утренние часы там обычно пустынно.

Хотя у каждого свои интересы, а потому невозможно проложить маршрут, одинаково познавательный для всех.

Посещение музея с детьми

Если планируется посещение музея с малышами, лучше сделать эту экскурсию недолгой, чтобы не "перенасытить" ребенка впечатлениями.

Несмотря на основательность и солидность галерей музейного комплекса, найдутся в Эрмитаже залы для детей, которые непременно заинтересуют малышей. Мальчику обязательно понравится посещение Рыцарского зала, где представлена богатейшая коллекция средневековых рыцарских доспехов и оружия. В экспозиции есть даже комплект детских доспехов, который точно придется по душе маленькому рыцарю.

А девочку обязательно впечатлят и удивят красивые интерьеры парадных залов, изображения детей и животных на картинах, а также уникальный Висячий сад.

И, конечно, детям будет интересно посетить Зал Древнего Египта, увидеть настоящую мумию и много интереснейших статуй с головами животных.

Экскурсии по Эрмитажу

Музейный комплекс просто огромен, поэтому ориентироваться по нему, несмотря на наличие схемы залов Эрмитажа, довольно проблематично. Поэтому рекомендуется воспользоваться услугами гида.

Экскурсии проводятся работниками музея, которые досконально знают историю каждого произведения искусства и множество интересных фактов про них.

Традиционная экскурсия по Эрмитажу обзорная. Длится она примерно четыре часа. Она включает в себя осмотр всех самых известных экспонатов музея. Ее можно расширить, если запланировать посещение Галерей драгоценностей или дворца Меньшикова.

Проводятся также тематические экскурсии для родителей с детьми (не младше шести лет), в процессе которых в увлекательной и понятной форме малыши знакомятся с мировыми шедеврами.

Пушистые хранители Эрмитажа

Одним из интересных фактов функционирования музея является то, что уже 240 лет от возможной порчи грызунами его коллекции охраняют кошки. Еще императрица Екатерина повелела для охраны шедевров музея завезти в Эрмитаж крупных кошек, которые умели хорошо охотиться на мышей.

Эта традиция существует по сей день - на территории музея "работают" примерно шестьдесят кошек. Существует даже специальный праздник, посвященный котам-охранникам, 28 марта работники музея его отмечают.

Для просмотра этой карты необходим Javascript

Государственный Музей Эрмитаж , расположенный на в , вдоль набережной Невы, является одним из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев, ежегодно принимая сотни тысяч гостей из разных стран. Этот уникальный музейный комплекс включает в себя несколько зданий, в том числе и знаменитый Зимний дворец. Всего, тут размещается около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, самые древние из которых датируются каменным веком. Величайшие шедевры минувших эпох, доставленные сюда с разных точек планеты, ежедневно доставляют массу удовольствия ценителям прекрасного, с интересом рассматривающих картины, скульптуры и другие музейные исторические ценности.

История возникновения Эрмитажа берёт своё начало в 1764 году, когда императрица Екатерина II открыла собственное частное собрание произведений искусства на основе картин, переданных ей из Берлина в качестве погашения контрибуции после Семилетней войны. С течением времени коллекция увеличивалась, размещаясь в уединённых апартаментах дворца, впоследствии названного Эрмитажем. Для широкой публики музей открылся в 1852 году и уже тогда его посещаемость превышала 50 тысяч человек в год. В XIX столетии сюда регулярно стали поступать произведения русских живописцев, а важными источниками пополнения фондов являлись закупки у отечественных коллекционеров и подарки от истинных любителей прекрасного.

Сегодня Эрмитаж может похвастать значительным количеством картин, относящихся к мировым шедеврам, включая работы Леонардо да Винчи, Корреджо, Рембрандта, Дюрера, Пьерро делла Франчески, Дуччи, Джотто и других гениальных мастеров. Многие уникальные картины были безвозвратно потеряны в конце 20-х – начале 30-х годов прошлого века, когда советское правительство посчитало необходимым устроить распродажу культурного наследия с целью получения иностранной валюты для проведения в стране процесса индустриализации. Помимо мировой живописи, в музейных залах выставлены коллекции нумизматики и античных древностей, включая греческие золотые изделия и ткани, деревянные саркофаги, памятники и скульптуры. Большое внимание уделяется эпохе средневековья, в том числе холодному и огнестрельному оружию, рыцарским доспехам, макетам исторических сооружений.

Всего, в музейный комплекс включено 5 зданий: Зимний дворец, Малый, Большой и Новый Эрмитажи, а также Эрмитажный театр, созданный по проекту архитектора Кваренги. Главный вход располагается со стороны Дворцовой площади. Летом и в выходные дни, количество посетителей резко увеличивается, поэтому чтобы не стоять в очереди за билетами, лучше подходить к самому открытию. Гражданам России при себе рекомендуется иметь паспорт, дабы не оплачивать билет по одному тарифу с иностранцами. Фото и видеосъёмка производятся за дополнительную плату.