Сценарий играй баян гитара пой. Сценарий внеклассного мероприятия "мой дальний берег детства, где звучит аккордеон". Приглашение к обеду

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1»

Сценарий

музыкальной гостиной

«Играй, мой Баян»

педагог дополнительного образования (баян)

Железногорск

Время: 14.00

Место: репетиционный зал МОУ «Гимназия №1»

Число зрителей: 80 человек

Участники: учащиеся гимназии, учителя, родители, выпускники, гости. Цель:

Сформировать национальное самосознание учащихся, уважение к культуре, традициям своего народа через концертно – исполнительскую деятельность.

Задачи:

Формирование мотивации у учащихся к музыкально - просветительской деятельности;

Реализация творческого потенциала, возможностей и потребностей детей;

Развитие эмоциональной сферы, коммукативных навыков в процессе подготовки творческого вечера;

Воспитание в ребенке духовности, толерантного отношения к музыкальным традициям своего народа и мировой исполнительской культуре посредством игры на баяне.

Форма: концерт – презентация.

Оборудование: музыкальные инструменты, пюпитры, микрофоны, стойки, колонки, усилители, мультимедийная установка.

(Звучит музыка в исполнении В. Гридина. Гости рассаживаются по местам).

Первый чтец

Как услышу звук баяна,
Всколыхнётся в душе вдруг
И заноет в сердце рана,
Предвещая сладость мук.

Отдав дань волшебной лире,
Не отдам приоритет:
Инструмента лучше в мире,
Чем баян, на свете нет.

Этот истинный волшебник
Покоряет все сердца.
Он Бояна есть преемник,
Древнерусского певца.

Второй чтец

Как нет Марьи без Ивана,
Говорит народный сказ,
Так нет свадьбы без баяна -
Без него какой же пляс.

Ширь душевную народа
Он всегда сопровождал,
Не касалась его мода -
Ею он пренебрегал.

Звук баяна, нежный, чистый,
В сердце, как родник, журчит.
Хрип басов, тон бархатистый
Болью радостной звучит.

Третий чтец
Грусть старинных вальсов милых
Лишь баян мог передать.
Не тоскливых и унылых -
Он надежду мог вселять.

Песню русскую в трёхзвучье,
Широту её души
Под баян петь всего лучше,
И другого не ищи.

Душе русской, сердцу милый
В грустный, радостный момент
Он, мой ангел белокрылый,
Баян - русский инструмент.

1.Виктор Темнов «Кнопочки баянные» (без объявления )

Ведущий :

Добрый вечер, дорогие зрители, гости нашего концерта! Сегодняшнюю встречу мы посвящаем любимому русскому инструменту– Баяну и его звучанию! Приготовьте самые теплые пожелания и самые трепетные чувства! Запаситесь терпением! Не стыдитесь выразить доброе отношение друг к другу и выступающим. Не экономьте сил на аплодисменты.

Наш концерт открыл семейный дуэт. В их исполнении прозвучала песня Виктора Темнова «Кнопочки баянные».

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Добрянская детская школа искусств»

«Мы играем на баяне, потому что россияне».

Разработка сценария классного часа для учащихся 1-5 классов отделения народных инструментов детской школы искусств.

подготовила

преподаватель отделения

народных инструментов

1 квалификационной категории,

Микова Зульфия Миннуровна.

г. Добрянка.2013 г.

Цель:

Дать информацию родителям и детям из истории баяна и аккордеона, с помощью презентации показать и рассказать об успехах учащихся класса по результатам участия в конкурсах и концертах.

Задачи:

Закрепить знания, умения, навыки, полученные на уроках в специальном классе баяна и аккордеона.

Дать возможность каждому ученику сыграть на музыкальном инструменте и показать свои успехи.

Здравствуйте, уважаемые родители и дорогие ребята!

Сегодня мы собрались, чтобы ещё раз вспомнить, а первоклассников познакомить с историей возникновения баяна и аккордеона.

Цель нашей встречи: дать каждому ученику выступить и показать свои успехи перед своими родителями и ребятами.

Родина гармони и баяна – город Тула. Здесь в 30-40 годах 19 века появилась гармонь. Позднее, усовершенствованная тульскими мастерами, она завоевала исключительную популярность.

Правда, не все приветствовали распространение гармоники. Многие отзывались о ней не слишком лестно, называли «ужасным орудием пытки». Надо сказать, что и для такого мнения были основания. Инструмент еще некоторое время оставался несовершенным, иногда, с чрезмерно резким звучанием, техника игры не была основательно разработана, как например, для старинных инструментов, и большинство любителей настолько неумело обращались с гармоникой, что музыкантам с изощренным слухом оставалось только затыкать уши.

В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Восхищенный мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку», не пожалев за неё сорока рублей. Привезя домой – в Чулкову слободу на окраине Тулы – драгоценную покупку, Сизов решил попробовать сделать такую же. Изготовить все детали незатейливой игрушки, какой тогда была гармоника, для мастерового не составило особого труда. Так возникла первая тульская гармоника. В Туле нашлись люди, которые сразу же изготовили в начале для себя, а затем и для своих знакомых, подобные инструменты. Спрос на гармоникиу возрастал. Одновременно с увеличением спроса и развитием производства расширяется и распространение тульских гармоник. Их можно было встретить уже и в Нижегородской, Тверской, Ярославской губернии. Инструмент того времени мы видим на картине Венецианова «Девушка с гармоникой», написанной им в Тверской губернии. Появляются первые исполнители на гармониках перед публикой. Но примитивная конструкция не позволяла гармонике стать инструментом для музыкального исполнения, А больше являлась инструментом для массовой забавы. Гармоника становится незаменимой на народных гуляниях и праздниках. Устраивалось что-то вроде народных конкурсов – кто лучше сыграет или споет под её аккомпанемент. В настоящее время на 1 канале телевидения передача «Играй гармонь». Разнообразие исполнения знаменитых частушек определяло мастерство музыканта.

А ведь это гармонных дел мастер Николай Иванович Белобородов в 1870 году создал двухрядную гармонь, которая явилась прообразом последующих, более усовершенствованных инструментов, в частности баяна, (аккордеона). И зачастили к мастеру иноземные гости с предложением продать секрет изготовления инструмента. На что мастер отвечал: «На русской земле он родился и пусть служит России». И пошла, с тех пор гармонь гулять по российским просторам! До сих пор радует и удивляет нас красотой и душевностью звучания. Петь на Руси умели всегда. Самозабвенно, голосисто, с припевками да прибаутками. Пели в одиночку, хором.

У нас же сложилась традиция называть аккордеоном только инструмент с фортепианной клавиатурой для правой руки. В мировой практике аккордеонами называют также наши баяны. Только аккордеоны с клавишами, как у фортепиано, а баяны – кнопочные. Вот любопытнейшая деталь: такой инструмент был сделан впервые не на Западе, как считают многие, а в городе Ельце. Елецкая гармошка так и называлась - рояльная, потому что ее правая клавиатура была похожа на клавиши рояля с таким же чередованием белых и черных клавиш. Оказывается, русская гармошка пришла к нам издалека, а аккордеон впервые родился в России.

В 1891 году баварец Мирвальд улучшил конструкцию гармоники. Правые клавиши стали располагаться в три ряда, как у современного инструмента. Левая же клавиатура гармоники Мирвальда по-прежнему состояла из одних мажорных аккордов. Затем баварец использовал опыт русских мастеров-изобретателей ливенской гармоники, и создал инструмент, на котором одной клавишей при движении меха в одну сторону извлекался одинаковый звук.

Левую клавиатуру усовершенствовали итальянцы, расположив клавиши в три ряда по двенадцать в каждом. В первом ряду находились басы, во втором ряду – мажорные аккорды, в третьем – минорные аккорды.

Правда, современную свою форму инструмент с фортепианной клавиатурой обрел намного позже и не у нас.

Но постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие, находил своих выдающихся исполнителей. Голоса противников мало – помалу стихали и вовсе умолкли, когда появился баян.

В 1905 году Яков Федорович Орланский - Титаренко, поделился с гармонным мастером Петром Егоровичем Стерлиговым идеей нового инструмента. Идея вдохновила мастера, и в 1907 году был построен инструмент, имевший для правой руки более четырёх октавы, а для левой руки – набор басов и аккордов для всех без исключения тональностей. В честь легендарного древне - русского певца сказителя его назвали – Баяном. Лавры изобретателя баяна в равной степени принадлежат и музыканту и мастеру. Вдвоём они создали инструмент с самого начала настолько совершенный, что в принципе он не изменился до сих пор. Но готовые аккорды тормозили рост исполнительского мастерства баянистов, так как обедняли и в некоторой степени искажали оригинальные сочинения, написанные для других инструментов. Стремление избавить инструмент от этого недостатка привело к созданию нового баяна, у которого левая клавиатура имеет тот же принцип, что и правая, то есть каждая клавиша соответствует определенному звуку.

В 2012 году баяну исполнилось 105 лет! Вы помните, в прошлом году классный час «Его величество –баян!» был посвящён этой дате.

Программа классного концерта

«Мы играем на баяне, потому что россияне»

Гармонь (баян) – неказистая штука,

Меха да ремень поясной,

Но мир удивительных звуков

Таится под планкой резной.

    М.Красев «Ёлочка» исп. уч.1 класса Труханов Миша.

    Аз.Иванов «Полька» исп.уч.2 класса Кашипов Миша.

    Дет.песенка «Василёк» исп.уч.1 класа Лимонов Ярослав.

    Русская народная песня «Как под горкой» исп.Уч.1 кл.Фархутдинов М.

    С.Бредис «Раз и, два и» полька » исп.уч.2 класса Фархутдинов Илья.

Я для песни задушевной

Взял лесов зелёный шёпот,

А у Волги в жар полдневный

Тёмных струй подслушал ропот;

Взял у осени ненастье,

У весны – благоуханье;

У народа взял я счастье

И безмерное страданье.

(Спиридон Дрожжин).

Идут концертные номера учащихся.

    Аз.Иванов «Как под яблонькой» р.н.п. » исп.уч.2 кл Стариков Костя.

    Н.Корецкий «Кучерява Катерина» » р.н.п. » исп.уч.2 кл Мусихин Илья.

    И.Кравченко «Не летай соловей» у.н.п исп.уч.3кл.Фархутдинов Тимоф.

    Стоянов «Крыжачок» б.н.т.исп.уч.3кл. Вахламов Миша.

    Р.Н.П. «Полосонька» исп.уч.4кл. Орлов Семён.

    В.Лаком «Качуча» исп.нар.танец исп.уч.4кл.Леонтьев Данил.

Баянист играет песни

Песни родины моей

Ах, на свете нет чудесней

Песни русской, веселей.

Идут концертные номера учащихся.

    В.Басурманов «Русская частушка» исп.уч.2кл. Кабанов Марат (О.Х.П)

    А.Аверкин «Милая мама» исп.уч.5кл.Меркушев Илья. (О.Э.О.)

    С.Бредис «Грустный мотив» исп.уч.5кл Антипьв Данил (О.Х.П)

    Д.Самойлов «Перевоз Дуня держала» р.н.п. исп. дуэт баянистов Леонтьев Данил и Орлов Семён.

    Р.Гречухина «Как у наших у ворот» р.н.п. исп. дуэт баянистов Вахламов Михаил и Фархутдинов Тимофей.

Я - ваша попутчица.

В пути без меня

Ничего не получится.

Со мною друзья,

Вам всегда интересно.

Узнали, кто Я?

Ну, конечно же, (Песня).

Идут концертные номера учащихся.

    В.Бухвостов «Незабудка» и А.Спадавеккиа «Добрый жук» из кинофильма «Золушка» исп.дуэт аккордеонистов Стариков Костя и Фархутдинов Илья.

    В заключении нашего концерта хочу поздравить вас всех с наступающими рождественскими и новогодними праздниками пожелать прежде всего, здоровья, счатья, благополучия, взаимопонимания, успехов: родителям в работе, а ученикам в учебе.

    П.Пьерппонт «Звенящие колокольчики» исп. ансамбль баянистов Леонтьев Данил, Фархутдинов Тимофей, Орлов Семён, Вахламов Михаил им помогут Стариков Костя и Фархутдинов Илья на ударных инструментах.

В заключении нашей встречи предлагаю: вам уважаемые родители и дорогие ребята отгадать загадки. Отгадавшему приз!

Загадки.

Морщинистый Тит

Всю деревню – веселит. (Гармонь)

Ящик на коленях пляшет, то поет,

То горько плачет. (Гармонь)

У него рубашка в складку,

Любит он плясать в присядку,

Он и пляшет, и поет -

Если в руки попадет,

Сорок пуговиц на нем

С перламутровым огнем

Весельчак, а не буян

Чернозубый, белозубый

То он ласковый, то грубый.

То в сторонке он молчит

А играть на нем начнешь

То растянешь, то сожмешь. (Аккордеон)

Белых пуговиц с полста

На его рубашке,

Но душа его всегда

В песне на распашку.

В руки ты его берешь,

То растянешь, то сожмешь.

Ты его уже узнал?

Этот инструмент - (Баян).

От гармони он родился,

С пианино подружился

Он и на баян похож

Как его ты назовешь? (Аккордеон)

Молодежь из разных стран

Лихо пляшет под (Баян).

Льется музыка рекой,

Вьется нотною строкой.

Снова звуков половодье

Захлестнуло нас вокруг

До свиданья, до свиданья,

До свиданья милый друг!

Использованная литература.

1. Газарян С.С. «В мире музыкальных инструментов», издательство «Просвещение», Москва.,1989 год. 2. Мирек А.М. «Из истории аккордеона и баяна», издательство «Советский композитор», М., 1967г.

Сценарий концерта, посвященного

Всероссийскому дню баяна, аккордеона и гармоники

Подготовила преподаватель Никульшина Юлия Викторовна

Программа концерта:

1.И.Цветков «Интермеццо» - исполняет оркестр баянистов и аккордеонистов

руководитель Михеев С.А.

2. Терем-квартет «Импровизация в стиле кантри», Е.Дербенко «Кубанская залихватская»

Исполняет ансамбль преподавателей

руководитель Никульшина Ю. В.

4. Д.Самойлов «Кадриль-шутка»- исполняет трио: Шинкарев Илья, Урманов Даниил,

Кузнеченко Ставр

преподаватель Довгопол Ж. Я.

5.Е.Дербенко «Киндер-сюрприз»-исполняет Малафаев Николай

преподаватель Мирошниченко О.М.

6.Е.Дербенко «Аты-баты, шли солдаты»-исполняет ансамбль «Классная компания»

руководитель Довгопол Ж.Я.

7. «Словацкая полька»-исполняют Звягольская Екатерина, Соболева Ирина

преподаватель Науменко Т.В.

8. Казачья песня «Снежочки»-исполняют: Глущенко Михаил, Глущенко Сергей,

Глущенко Александр Викторович

9.И.Альбенис «Астурия»-исполняет Золотых Даниил

преподаватель Винокурова Л.П.

10.В.Семенов «Сюита № 2» Фанфары. Марш. Серенада. Кукушечка. Гармоника

преподаватель Винокурова Л.П.

11.С.Власов «Босса-нова»-исполняет Щетинин Сергей

преподаватель Винокурова Л.П.

12.Е.Дербенко «Коллаж», П.Фроссини «Карусель»-исполняет шоу-дуэт «Виртуозы»

14.А.Островский «Солнечный круг»-исполняют: учащиеся ОНИ ДШИ №1

им. Г.В.Свиридова, студенты КМК им. Г.В.Свиридова, шоу-дуэт «Виртуозы»

Ход концерта:

Супер закрыт

Приветственные фанфары

Супер открывается

1.И.Цветков «Интермеццо» исп. оркестр баянистов и аккордеонистов

ДШИ №1 им. Г.В.Свиридова.

рук. Михеев С. А.

Ведущая.

Добрый день! Мы рады приветствовать Вас в этом уютном зале. Наш праздничный концерт, посвященный Всероссийскому дню баяна, аккордеона и гармоники открыл оркестр баянистов и аккордеонистов «Детской школы искусств №1 им. Г.В.Свиридова» под управлением Михеева Сергея Александровича.

Этого праздника нет в официальном календаре. Его придумал в 2009 году известный российский баянист Фридрих Робертович Липс. Его инициатива - ежегодно, в третью субботу марта, проводить День баяна, аккордеона и гармоники вызвала к жизни уникальное фестивальное движение. Уже пятый год подряд в этот мартовский день во многих городах России звучат переливчатые голоса любимых народных инструментов.

Таким образом, третья суббота марта стала знаковой для всех, кто причастен к искусству игры на народных инструментах – исполнителей-профессионалов, педагогов и любителей. В 2010 году ярким событием стал «Первый красноярский фестиваль баяна, аккордеона и гармоники». В 2011 году эту дату решили отметить в Кемерово, где прошел первый фестиваль «Виват, баян!». В 2013 году в концертном зале Воронежской областной филармонии состоялся концерт с участием Лауреатов всероссийских и международных конкурсов баянистов и аккордеонистов, студентов и выпускников учебных заведений города Воронежа. В 2014 году такие же концерты прошли в Белгороде, Нижнем Новгороде и Курске. С 2009 года, каждую третью субботу марта, в концертном зале РАМ им. Гнесиных, в рамках празднования Дня баяна, аккордеона и гармоники собираются и показывают свое мастерство лучшие исполнители на этих инструментах со всего мира.

Наша школа решила поддержать фестивальное движение и уже второй год подряд в Курске проводится концерт, посвященный Всероссийскому дню баяна, аккордеона и гармоники.

На сцене ансамбль преподавателей «Детской школы искусств №1 им. Г.В.Свиридова»

2.Терем-квартет «Импровизация в стиле кантри»

3.Е.Дербенко «Кубанская залихватская»

рук. Никульшина Ю. В.

Ведущая.

В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Восхищенный мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку», не пожалев за неё сорока рублей. Привезя домой драгоценную покупку, Сизов решил попробовать сделать такую же. Так возникла первая тульская гармоника. В Туле нашлись люди, которые сразу же изготовили вначале для себя, а затем и для своих знакомых, подобные инструменты. Спрос на гармоники возрастал. Одновременно с увеличением спроса и развитием производства расширяется и распространение тульских гармоник. Их можно встретить уже и в Нижегородской, Тверской, Ярославской губернии. Инструмент того времени мы можем увидеть на картине Венецианова «Девушка с гармоникой», написанной им в Тверской губернии. Появляются первые исполнители на гармониках перед публикой. Гармоника становится незаменимой на народных гуляниях и праздниках.

4. Д.Самойлов "Кадриль-шутка" исп. трио: Шинкарев Илья,

Урманов Даниил,

Кузнеченко Ставр

преп. Довгопол Ж. Я.

Ведущая.

Баян, аккордеон и гармоника всегда были любимы и популярны в России... Сегодня мы хотим рассказать о некоторых исполнителях на этих замечательных инструментах живущих в нашем городе.

Заслуженный артист Российской Федерации Юрий Ткачёв. Не одно поколение исполнителей знает этого замечательного человека. Талантливый музыкант, педагог, руководитель ансамбля «Русская мозаика».

С 1988 работает артистом Курской государственной филармонии, выступает в качестве солиста – инструменталиста и концертмейстера. Юрий Николаевич владеет несколькими разновидностями гармоники, что использует в концертных программах ансамбля. С 1988 преподает в Курском музыкальном колледже им. Г. В. Свиридова. С 1994 начал свою деятельность в качестве художественного руководителя ансамбля «Русская Мозаика». В 2005 Юрию Николаевичу Ткачёву было присвоено почётное звание «Заслуженный артист РФ».

5. Е.Дербенко "Киндер-сюрприз" исп. Малафаев Николай

преп. Мирошниченко О. М.

6. Е.Дербенко "Аты-баты, шли солдаты" исп. ансамбль "Классная компания"

преп. Довгопол Ж.Я.

Ведущая.

Для исполнителей на баяне, аккордеоне и гармони проводится множество конкурсов и фестивалей. В Курске стало доброй традицией проводить конкурс – фестиваль им. Виктора Федоровича Гридина. Нашего земляка, выдающегося виртуоза-исполнителя и композитора. Сочинения и обработки народных мелодий, сделанные Гридиным входят в репертуар многих прославленных музыкантов мира.

Постоянными участниками фестиваля являются наши курские баянисты–виртуозы Сергей Сидоров и Алексей Клевцов.

Солист Курской государственной филармонии, солист оркестра народных инструментов им. В.Ф.Гридина Сергей Сидоров хорошо известен ценителям народного искусства не только в Курске и Курской области, но и за её пределами. Лауреат Всероссийских и Международных конкурсов, замечательный музыкант – исполнитель, концертмейстер, Сергей, неизменный участник праздничных мероприятий на концертных площадках города и области.

Концертмейстер Курского колледжа культуры, артист оркестра народных инструментов им. В.Ф.Гридина Курской государственной филармонии, Лауреат международных конкурсов Алексей Клевцов так же хорошо известен в кругу профессиональных музыкантов города и области. Талантливый аккомпаниатор и аранжировщик, Алексей, постоянный участник городских, областных, всероссийских и международных конкурсов.

В декабре 2013 года музыканты создали дуэт «Концертина». Коллектив существует чуть более года, но он уже полюбился курской публике. Его выступления проходят с неизменным успехом. Репертуар ансамбля постоянно пополняется. В исполнении дуэта можно услышать классические произведения, обработки народной музыки, пьесы современных композиторов.

7. «Словацкая полька» исп. дуэт Звягольская Екатерина,

Соболева Ирина

преп. Науменко Т.В.

Ведущая.

В 2013 году в Курск приехал лауреат Международных конкурсов, выпускник Орловского института искусств гармонист Дмитрий Шилов. Он начинает работать преподавателем в Курском музыкальном колледже по классу гармони и становится солистом Курской государственной филармонии. Дмитрий сразу же полюбился курской публике. Его выступления отличаются необычайной виртуозностью, артистизмом, несут в себе большой эмоциональный заряд. Репертуар музыканта постоянно пополняется новыми произведениями современных композиторов и пьесами самого Дмитрия.

8. Казачья песня "Снежочки" исп. семья Глущенко: Михаил, Сергей и

Александр Викторович

Ведущая.

В нашем сегодняшнем концерте принимают участие студенты Курского музыкального колледжа им. Г.В.Свиридова. Все они обучаются у замечательного педагога – Винокуровой Любови Павловны.

За время своей педагогической работы Любовь Павловна воспитала не одно поколение талантливых музыкантов. Многие её выпускники стали преподавателями в школах искусств, артистами оркестров народных инструментов в разных городах нашей Родины, сольными исполнителями.

9.И.Альбенис «Астурия» исполняет Золотых Даниил

преп. Винокурова Л.П.

10.В.Семенов Сюита №2 Фанфары. Марш.

исп. студент I курса КМК им. Г.В.Свиридова Куренков Иван

преп. Винокурова Л.П.

11.С.Власов «Босса-нова» исп. студент IV курса КМК им. Г.В.Свиридова

Лауреат областных, всероссийских

и международных конкурсов

Щетинин Сергей

преп. Винокурова Л.П.

Фильм о шоу-дуэте «Виртуозы»

Ведущая.

На сцене гости нашего праздника – Лауреат всероссийских и международных конкурсов, шоу – дуэт «Виртуозы» в составе Владимира Киреева и Владислава Евдокимова. Встречаем…

13. Е.Дербенко «Коллаж»

14.Фроссини «Карусель»

Дети читают стихи:

Дядя Вова, дядя Влад Мы хотим как «Виртуозы»

Здорово играете Быстро пальцами играть

Но у нас один вопрос: Ну, пожалуйста, возьмите.

-«В группу принимаете?» Вместе будем выступать!

«Виртуозы»:

Ну конечно, приходите

Инструмент с собой берите

И сыграем, и споём

Вместе с вами зал зажжем!

14. А.Островский «Солнечный круг» исп.: учащиеся ОНИ ДШИ №1

им. Г.В.Свиридова, студенты КМК

им. Г.В.Свиридова, шоу-дуэт «Виртуозы»

Ведущая.

Наш праздник – это один из шагов для привлечения внимания к баяну, аккордеону и гармони. Инструменты заслужили этот день исторически, ведь они сопровождали жизнь человека и в счастливых событиях, и в минуты отдыха, и во время ратных дел.

Только через возрождение интереса и внимания к музыкальному искусству, через расширение круга любителей баяна, аккордеона и гармони возможно восстановление былого уважения к этим инструментам в нашей жизни. Празднование Всероссийского дня баяна, аккордеона и гармони - большой шаг в этом деле. И то, что с каждым годом ширится круг участников и зрителей концерта, тому надежное подтверждение!

Наш концерт окончен. Спасибо за внимание.

Сценарий утверждён 15.03.2015г.

Заместитель директора

по учебно-воспитательной работе

МБОУ ДОД ДШИ №1им. Г.В.Свиридова

г. Курска Курской области

муниципальное автономное учреждение дополнительного образования городского округа «Город Калининград»

«Детская школа искусств имени Ф. Шопена»

Сценарий концерта

«Аккордеон - как волшебство,

все звуки собраны в него!»

(для учащихся ДШИ и ДМШ от 6 до 16 лет)

подготовила

преподаватель по классу аккордеона

Мосиенко Тамара Ивановна

Калининград 2017

Сценарий концерта

«Аккордеон - как волшебство, все звуки собраны в него!»

класса преподавателя Мосиенко Т.И.

Ведущий - Здравствуйте дорогие друзья! Здравствуйте уважаемые коллеги, родители, ребята!

На свете существует много музыкальных инструментов, старинных и благородных, современных и модных, но нами выбран аккордеон, и это не случайно. Аккордеон - это красота, мобильность и актуальность, а также великолепные исполнительские возможности.

Кажется, что музыка звучит даже в самом названии инструмента "Аккордеон" . Оно певучее и яркое, горделивое и величественное, но в то же время простое и дружелюбное, ведь слово "аккорд", от которого происходит название инструмента, обозначает "согласие".

Аккордеон – очень интересный инструмент. Правой клавиатурой похож на клавиатуру фортепиано, левой клавиатурой напоминает баян, а по техническому устройству аккордеон относится к гармонике. Есть на инструменте переключатели – это регистры. С помощью их мы можем изобразить на аккордеоне: скрипку, гобой, фагот, баян и даже орган.

Кажется, аккордеон существовал всегда. Без него не обходится ни один праздник, ни большой концерт.

Звучит синьор аккордеон,
Далекий брат органа он.
Он носит клавиши и кнопки,
И нрав его совсем не робкий.

То свои складки раздвигает,
То снова быстро их сдвигает.
И мириады звуков новых
Пространство наполняют снова.

Певучи звуки, громогласны,
Они торжественны, прекрасны.
То скрипки, то виолончели,
То слышатся в них флейты трели.

Прекрасен в мастерстве своем,
Звучит оркестр целый в нем.
Аккордеон - как волшебство,
Все звуки собраны в него.

А ведь современный аккордеон появился сравнительно недавно в 1907г. И считается самым молодым музыкальным инструментом. Многие народности считают его своим национальным инструментом – это и поляки, венгры, румыны, крымские татары, немцы, французы, чехи, фины. На нем очень ярко и выразительно звучат народные мелодии, песни и танцы.

1. Е. Дербенко Праздничный вальс

К. Брюн «Парижское танго»

Ведущий - Аккордеон еще называют олицетворением победы. Его завезли из Европы в Советский Союз как один из трофеев. Во времена Великой отечественной войны командование Красной армии награждало солдат и младших офицеров трофейными немецкими инструментами.

Аккордеон звучал и в окопах перед сражением, и у костра после боя, в землянках. На передовую приезжали фронтовые агитбригады и всегда с ними был аккордеон . Об этом у Евгения Винокура – блестящего поэта военных лет, есть прекрасные стихи:

Весь золото-кофейный

лиловый по краям

аккордеон трофейный

попал однажды к нам.

Ремни нежны и узки

Весь в перламутре он,

Как плакал он «по-русски»

Чужой аккордеон.

Музыка на войне помогала выстоять, не сломиться советским солдатам и одержать победу. Хотя потери велики. И мы свято чтим память тех солдат, чьей кровью завоевана Великая Победа!

2. Андрей Яковлевич Эшпай «Москвичи»

Словацкая полька

Ведущий - Проходит время – трофейные немецкие аккордеоны изнашиваются, т. к. меха рвутся (они были картонными), а новые отечественные инструменты были дороже (стоили 3-4 зарплаты). Поэтому, аккордеон остается в основном в городе, а в маленькие села и деревни возвращаются веселая гармонь, баян, балалайка.

Наступают 50-60 года – в мире проходят различные международные конкурсы. Наши музыканты – аккордеонисты стали брать самые высокие олимпы на всех конкурсах. И эта традиция продолжается и по сей день. Аккордеон становится ярким концертным инструментом.

На нем можно исполнять не только народную музыку, но и серьезные полифонические произведения. Небезынтересно отметить тот факт, что инструмент – аккордеон приглашают на концерты органной музыки и церковную службу. На аккордеоне хорошо звучат как прелюдии, так и менуэты, фуги, жиги, токкаты, полонезы.

    В.А. Моцарт Менуэт

«Фокстрот» муз. неизвестного автора

Ведущий - "Трудно ли научиться играть на аккордеоне? Ведь у него так много кнопок, клавиш, различных рычажков и приспособлений". В этом вопросе часто чувствуется и восхищение и сомнение. А между тем так много кнопок и клавиш инструменту нужно как раз для того, чтобы на нем было легче играть. Действительно, нажатием одной кнопки на левой клавиатуре извлекается не один звук, а целый аккорд, что делает более легким исполнение простых мелодий песен и танцев. Поэтому начинающий аккордеонист принимает участие в концертах наравне с более опытными исполнителями.

А сейчас выступят учащиеся младших классов:

    Д.п. Барашечки, «Частушка»

    Филиппенко «Цыплятки», Д.п. «Елочка»

    Р.н.п. «Полянка», Качурбина «Мишка с куклой танцуют полечку», р.н.п. «Светит месяц»

Ведущий - В наше время интерес к аккордеону очень вырос. Появляется много современных молодых композиторов, которые пишут эстрадные произведения.

Аккордеон! Ах, как ты грациозен,

Красою звука ты пленил,

Мне четверть века ты уж мил,

И одному тебе пишу в стихах

И в прозе….

Твой мелодичный… перелив

Звучит всегда во мне, даже во сне…

О, мой красавец! Ты так мощно сложен!

Что руки тянутся к клавишам твоим

Чтоб утонуть в силе и слабости твоих звуков глубин…

О, сколько одухотворенья даришь ты…

И хочется взлететь, не чувствуя земли! (Нельзина О.Г.)

    Доренский «Рыжий ковбой», Р.н.п. «Ты, канава»

Ведущий - «Играет нам аккордеон свою мелодию в тиши, и музыки волшебный тон звучаньем нас заворожил».

8. Б.н.п. «Жили у бабуси два весёлых гуся» обр.М. Товпеко

Л. Феррари Вальс «Домино»

Ведущий - Можно удивляться тому, что аккордеону всего 185 лет, ведь принципиальных открытий в изобретении этого инструмента нет - и звучащий металлический язычок, и мехи известны людям с глубокой древности, а объединить все в единое целое смогли лишь в XIX столетии. Немеций мастер Фридрих Бушман изобрел ручную гармонику, когда ему потребовалось упростить свой труд по настройке органов в 1822 году.

Другой венский органный мастер Кирилл Демиан усовершенствовал ее и дал ей имя - аккордеон. Еще в год своего рождения (1829) аккордеон стал известным и любимым инструментом, как и положено новорожденному.

И у нас в России этот диковинный инструмент полюбили сразу, но дальнейшая судьба его протекала не так легко и гладко, как может показаться на первый взгляд.

Аккордеон пытались вытеснить и даже запретить, приговаривая его тем самым к забвению, усмотрев в нем иностранные корни. Однако, аккордеон Демиана, имевший 5 кнопок на правой клавиатуре и 5 готовых аккордов на левой, больше походил на баян, чем на аккордеон, с традиционной фортепианной клавиатурой для правой руки. А такой инструмент был впервые сделан не на Западе, как считают, многие, а у нас в России, в городе Ельце. Елецкая гармоника так и называлась - Елецкая рояльная.

Правда, современную форму инструмент с фортепианной клавиатурой приобрел позже и не у нас - к 20 годам XX столетия. Аккордеон имеет красивое и мощное звучание, дарит слушателям много удовольствия.

    Юбер Жиро "Под небом Парижа"

Под небом Парижа прекрасная песня,

Летает так нежно, на город глядя.

Из сердца мальчишки взлетела та песня,

Что в небе летит не спеша.

В небе Парижа, у Нотр – Дама

Аккордеон эту песню поёт.

Нередко случается всякая драма,

Но песня к добру всех ведёт.

Под небом Парижа прекрасную песню

Вдруг гимном своим назовут

Порадует гимн благой своей вестью,

И люди его пропоют. (А. Корнилов)

    Э. Жиро «Под небом Парижа»

Родригес Танго «Кумпарсита»

Ведущий - В последние годы обновился неизмеримо расширился аккордеонистов. Ими исполняются не только многочисленные переложения классических произведений, но и оригинальные сочинения А.Холминова, Н.Чайкина, К.Мяскова, К.Пино, Г.Болла.

Немецкий аккордеонист и композитор Альберт Фоссен написал много пьес для аккордеона эстрадного плана, среди них известная пьеса "Карусель", "Летящие листья" - требующие от исполнителя известной виртуозности.

Финский аккордеонист Унто Ютила сочинял музыку для детей, делал обработки народных мелодий. Сюита "Картинки детства", "Французский визит" - яркие примеры его творчества.

Говоря о сольном исполнительстве на аккордеоне, многие любители музыки сразу называют имя - блестящего исполнителя и прекрасного араржировщика.

Первопроходцем сольного исполнительства на аккордеоне является . А между тем Ю.Шахнов не учился игре на аккордеоне, он был пианистом, а освоить аккордеон его заставил случай. В музыкальную команду Крондштата, где служил матросом Ю.Шахнов, привезли новенький аккордеон, и попросили Юрия что-нибудь сыграть. Услышав в ответ, что он даже видит аккордеон впервые, получил приказ взять, освоить и показать. Вот и стал пианист Юрий Шахнов аккордеонистом. Другой музыкант, всемирно известный скрипач Яша Хейфиц очень хорошо играл на аккордеоне, он не был для него мимолетным увлечением, аккордеон являлся для него источником наслаждения и вдохновения.

Юрий Дранга стал стал первым советским лауреатом на международном конкурсе аккордеонистов в городе Клингентале. Клингенталь - небольшой город в Германии, он замечателен тем, что треть населения города занята в музыкальной промышленности.

Ценнейшее качество аккордеона - управляемость звуком при помощи меха. Его глубокий, густой, "дышащий" звук может передать всю гамму чувств - от глубокой печали, до безудержного веселья. Поэтому аккордеон тонко чувствует стихию народного музицирования.

Аккордеон может менять свой голос подражая голосам других инструментов. За это его называют многотембровым.

Характерное аккордеонное звучание, серебристое, приятно вибрирующее, может смениться могучим голосом, который поет и рокочет, как орган или целый оркестр.

    Е. Дербенко «Ночной экспресс»

Ведущий - Сегодня аккордеон продолжает свое развитие, продолжает свою историю, сопровождаемую любовью не только тысяч музыкантов, но и многочисленной массы слушателей.

Все чаще мы на телеэкранах видим прекрасных исполнителей-аккордеонистов. Это и известные всем Ян Табачник, Евгений Завадский, Анатолий Беляев, Валерий Ковтун, братья Завальные, Баян «Микс», Валерий Дранга. А сколько много современных молодых исполнителей – это и Александр Поцелуев, Юрий Шишкин, Виталий Адвахов – они занимают все вершины музыкальных конкурсов.

    Фоссен «Карусель»

Ведущий - На этом заканчивается наш концерт. Приходите, дорогие гости, к нам ещё. Будем рады дарить вам своё мастерство. Спасибо вам за ваши аплодисменты и поддержку.

Интернет-источники

    Стихи про аккордеон - http://kidsclever.ru/content/stihi-pro-akkordeon

    Стихи про музыкальные инструменты.

Сценарий праздничного концерта "Играй, мой, баян!".

Звучит музыка.

Ведущий: Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня мы собрались с вами в этом светлом и уютном зале, чтобы поговорить о двух замечательных инструментах.

Каждый музыкальный инструмент имеет свой голос, свою яркую тембровую “индивидуальность”, то есть свою особую окраску звучания. В самом деле, можно ли перепутать звучание скрипки и фортепиано, флейты и органа? Конечно, нет.

Однако в многообразном мире музыкальных инструментов есть такой, который как бы вобрал в свою звуковую палитру “голоса” многих инструментов. Он единственный из многочисленных музыкальных “собратьев” образно и с любовью назван людьми “душой русского народа”. Как вы думаете, о каком инструменте идёт речь?

Да! Это баян – национальный русский народный инструмент.
Давайте с ним мы и познакомимся.

- Куклин «Поезд»,

- Сэндли «Маленький мальчик»

Родина гармони и баяна – город Тула. Здесь в 30-40 годах 19 века появилась гармонь. Позднее, усовершенствованная тульскими мастерами, она завоевала исключительную популярность.

Правда, не все приветствовали распространение гармоники. Многие отзывались о ней не слишком лестно, называли «ужасным орудием пытки». Надо сказать, что и для такого мнения были основания. Большинство любителей настолько неумело обращались с гармоникой, что музыкантам с изощренным слухом оставалось только затыкать уши.

В один из июльских дней 1830 года Тульский оружейник Иван Сизов, будучи на нижегородской ярмарке, услышал звуки невиданного инструмента (это была гармоника). Восхищенный мастер сторговал у заморского купца «Диковинную штуку», не пожалев за неё сорока рублей. Привезя домой – в Чулкову слободу на окраине Тулы – драгоценную покупку, Сизов решил попробовать сделать такую же. Изготовить все детали незатейливой игрушки, какой тогда была гармоника, для мастерового не составило особого труда. Так возникла первая тульская гармоника.

В Туле нашлись люди, которые сразу же изготовили в начале для себя, а затем и для своих знакомых, подобные инструменты. Спрос на гармонику возрастал. Появляются первые исполнители на гармониках перед публикой. Но примитивная конструкция не позволяла гармонике стать инструментом для музыкального исполнения, А больше являлась инструментом для массовой забавы. Гармоника становится незаменимой на народных гуляниях и праздниках.

А ведь это гармонных дел мастер Николай Иванович Белобородов в 1870 году создал двухрядную гармонь, которая явилась прообразом последующих, более усовершенствованных инструментов, в частности баяна, (аккордеона). И зачастили к мастеру иноземные гости с предложением продать секрет изготовления инструмента. На что мастер отвечал: «На русской земле он родился и пусть служит России». И пошла, с тех пор гармонь гулять по российским просторам! До сих пор радует и удивляет нас красотой и душевностью звучания.

От гармони он родился,

С пианино подружился.

Он и на баян похож,

Как его ты назовешь? (Аккордеон)

У нас сложилась традиция называть аккордеоном только инструмент с фортепианной клавиатурой для правой руки. Вот любопытнейшая деталь: такой инструмент был сделан впервые не на Западе, как считают многие, а в городе Ельце. Елецкая гармошка так и называлась - рояльная, потому что ее правая клавиатура была похожа на клавиши рояля. Оказывается, русская гармошка пришла к нам издалека, а аккордеон впервые родился в России.

Правда, современную свою форму инструмент с фортепианной клавиатурой обрел намного позже и не у нас. Но постепенно инструмент улучшался, обретал благозвучие, находил своих выдающихся исполнителей.

Голоса противников мало – помалу стихали и вовсе умолкли, когда появился баян. В 1905 году Яков Федорович Орланский - Титаренко, поделился с гармонным мастером Петром Егоровичем Стерлиговым идеей нового инструмента. Идея вдохновила мастера, и в 1907 году был построен инструмент. В честь легендарного древне - русского певца сказителя его назвали – Баяном. На Руси Баяном называли рассказчика (от слова баять – говорить). С той поры оно навсегда закрепилось за инструментом, стало ему родным.

Лавры изобретателя баяна в равной степени принадлежат и музыканту и мастеру. Вдвоём они создали инструмент с самого начала настолько совершенный, что в принципе он не изменился до сих пор. В 2017 году баяну исполнится 110 лет!

Гармонь (баян) – неказистая штука,

Меха да ремень поясной,

Но мир удивительных звуков

Таится под планкой резной.

Разные судьбы бывают у музыкальных инструментов! Мы не можем определить возраст гитары даже с точностью до столетия, а тут сразу можем назвать год рождения и имя мастера, создавшего замечательный инструмент аккордеон – это Фридрих Бушман.

Отец Фридриха был музыкантом и музыкальным мастером. Поэтому не удивительно, что Фридрих и сам лет с восьми начал играть на некоторых инструментах, а в одиннадцать уже гастролировал вместе с отцом и помогал ему в музыкальной мастерской.

В 1822 году Фридрих жил в Берлине и работал настройщиком органов и фортепиано. Чтобы облегчить себе настройку органных труб, он сконструировал специальное приспособление – маленькую коробочку, в которую был вделан металлический язычок. Чуть позже Фридрих понял, что изобретенную им конструкцию можно превратить в самостоятельный музыкальный инструмент. В ту пору Фридриху было всего семнадцать лет... поэтому в итоге получилось у него нечто вроде детской игрушки.

Одна из детских игрушек попала в руки венскому органному мастеру Кириллу Демиану. Он усовершенствовал ее и 6 мая 1829 года подал заявку на инструмент, названный им аккордеоном. И вскоре, еще в год своего появления на свет, аккордеон Демиана стал известным инструментом.

Задушевность, певучесть, широта дыхания инструмента стали своего рода идеалом русской национальной культуры. Благодаря портативности, простому расположению клавиш, многотембровости и другим музыкальным и техническим качествам, аккордеон стал одним из любимых и распространённых в быту инструментов

В 30-е годы прошлого столетия искусство игры на баяне и аккордеоне становится на путь профессионального развития. Своё мастерство музыканты-исполнители вынесли на профессиональную сцену, концерты, конкурсы, фестивали – всё это способствует выявлению талантливой артистической молодёжи, служит пропагандой инструментального народного искусства.

Баянист играет песни

Песни родины моей

Ах, на свете нет чудесней

Песни русской, веселей.

Кнопочки, кнопочки,
Слушать не устану я.
Вся Россия любит вас –
Кнопочки баянные!

Современное баянное исполнительское искусство находится в расцвете. Высок его авторитет и за рубежом. На самых престижных международных конкурсах и фестивалях российские музыканты занимают передовые позиции. Имена советских и российских исполнителей известны в музыкальном мире своим вдохновенным, неувядаемым исполнительским искусством. Всему миру известна российская школа баяна: наши баянисты, аккордеонисты, в том числе и дети, - победители Международных конкурсов.

12. Прибыл о

Несомненно, баян и аккордеон с любовью названы людьми - “душой русского народа”. Они пользуются большим интересом и признанием у любителей русской музыки, а по своей популярности не знают “конкурентов” среди других народных инструментов. Красота, многообразие звучания – вот что так привлекает в баяне и аккордеоне исполнителей и слушателей.

Вот на этом самом месте

Выступлениям конец.

Как поэт сказал однажды

«А кто слушал – молодец!»

Мы желаем вам, ребята,

Вечно с музыкой дружить!

Всем спасибо за внимание.

Концерт окончен. До свидания!

Звучит музыка.

Программа концерта "Играй, мой, баян". .

1. На сцене - оркестр русских народных инструментов обучающихся

- Куклин «Поезд»,

- Сэндли «Маленький мальчик»

2. Огиньский. Полонез «Прощание с Родиной», исп. Савенкова София

3. Обработка Ризоля «Карело-финская полька», исп. Ансамбль баянистов Кузьминов Юрий и Жигальцов Владислав

4. Палмер – Хагес. Полька «Эмилия», исп. Кондратьев Олег

5. В. Власов «Настроение», исп. Печерский Сергей

6. сл. Аверкина, муз. В. Назимова «Моет косу в реке ива», исп. Зададонова Марина, концертмейстер – Барановский Е. А.

7. Брукс «Однажды», исп. Барабашов Александр и Манаенко Никита.

8. Корчевой «Маленький виртуоз», исп. Жигальцов Влад .

9. «Либертанго», исп. Лиманский Жан

10. РНП «Как пойду на улицу», исп. Милен Лиза, концертмейстер – Барановский Е. А.

11. РНП «Не одна во поле дороженька», исп. Вокальный ансамбль «Задоринки», концертмейстер – Барановский Е. А.

12. Прибыл о в «Соната №4», исп. Чеглаков Даниил.

13. Оркестр русских народных инструментов преподавателей

- Молчанов «Вальс» из к/ф «А зори здесь тихие»

- Барыбин «Семеновна», солистка Марина Углова

- Деревягин «Парафраз» на тему РНП «Калинка»