«Кубанская казачья вольница» - Краснодарская филармония имени Г.Ф. Пономаренко. Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков (1937–1961 гг.) Кубанский казачий ансамбль

Обладатель Гран-при Международного фольклорного фестиваля в г. Биллингэм, Великобритания; Лауреат фольклорного фестиваля стран Черноморского бассейна в г. Салоники, Греция

Художественный руководитель Народный артист Российской Федерации, Заслуженный деятель искусств Украины и республики Адыгея, Герой Труда Кубани, профессор

Государственный концертный ансамбль танца и песни «Кубанская казачья вольница» - коллектив, строящий свой репертуар на материале танцевального и песенного богатства казачьей культуры Юга России, Украины и Северного Кавказа.

Его история началась в 1986 году с коллектива «Казачья быль», который представил зрителю развлекательную программу с одноименным названием. Здесь были танцы, песни, народные гулянья, ярмарка и сцены из казачьей жизни. С легкой руки замечательного композитора Григория Пономаренко коллектив стал визитной карточкой Кубани. Одиннадцать песен написал Григорий Федорович для этой программы: веселые и грустные, патриотические и лирические, песни о просторах Кубани, о родном крае, о жизни казаков, о любви, о вечных ценностях.

Совместную работу с таким Мастером, как Григорий Пономаренко, коллектив воспринял не только как большую удачу, но и как огромную ответственность. Репетиции, поиск материала, создание достоверных образов, подбор декораций (на сцене во время действа были прялка, люлька и другие атрибуты казачьего быта), ответственность и полная самоотдача артистов даровали «Казачьей были» уважение и любовь зрителей. С 1990 года этот коллектив продолжил творческую жизнь в Краснодарской филармонии. Он значительно повысил мастерство, расширил репертуар, изменил географию гастрольных поездок, приобрел новую зрительскую аудиторию и стал Государственным концертным ансамблем танца и песни «Кубанская казачья вольница».

Бережно относясь к творческим достижениям прошлых лет, коллектив постоянно работает над пополнением своего репертуара. Во время репетиций ведется не только кропотливая работа с каждым участником коллектива, но и уделяется большое внимание слаженности исполняемого хореографического номера, передаче национальных особенностей танца. Сценическое искусство ансамбля связано с традиционной культурой южно-российского казачества, в неразрывном единстве русского, украинского и кавказского начал. Это проявляется в текстах, музыке, костюмах, пластике — русская удаль и открытость, украинский юмор и лиризм, суровая страсть горцев, казацкий задор и размах сосуществуют не отдельными номерами, а в единой стихии творчества как действующая модель взаимообогащения породнившихся народов. Сегодня этот широко известный коллектив, по праву названный «жемчужиной в мире искусств», органично сочетает в своей работе народную традиционность и современность.

Хореографическая труппа ансамбля с интересом изучает новые танцы, осваивает новые хореографические формы и направления, что позволяет постоянно обновлять репертуар оригинальными композициями.






Коллектив отличают активная жизненная позиция и концертная деятельность. Он - участник мероприятий международного и краевого значения: агропромышленная выставка «Зеленая неделя» в Берлине, международная акция «Поезд Мира и Согласия», ежегодные сезоны работы этнографического комплекса Атамань, казачьи фестивали в России и ближнем зарубежье. Коллектив постоянный участник праздничных мероприятий Кубанской столицы, его хорошо знают в городах и станицах края. Неоднократно артисты выезжали в зарубежные гастрольные туне, выступали на таких знаменитых залах, как Государственный Кремлевский дворец, Центральный концертный зал “Россия” и Концертный зал им.П.И.Чайковского (г. Москва, Россия), Концертный зал им.В.Лисинского (г.Загреб, Хорватия), Дом Ибсена (г.Шиен, Норвегия), «Григхаллен» (г.Берген, Норвегия) , «Фридрихштадтпалас» и концертный зал Международного Конгресс-Центра (г.Берлин, Германия), «Амфитеатр» (г.Зелена Гура, Польша). Главным направлением деятельности ансамбля является концертная работа, но имеется и опыт выступления на юбилеях и презентациях. Ансамбль с удовольствием приезжает в гости к военнослужащим, ветеранам, инвалидам, в детские дома, организует благотворительные концерты. Везде его выступления проходят с неизменным успехом. Чистота исполнения, выучка каждого артиста, высокий уровень профессионализма, преданность традициям народного танца и песни отличающие работу ансамбля, поставили его в ряд лучших коллективов Краснодарского края и России.

Творческая зрелость, требовательность, высокий художественный вкус позволили ансамблю неоднократно становиться лауреатом и дипломантом различных конкурсов, смотров, фестивалей.

Как многонационален танцевальный и песенный репертуар «Кубанской казачьей вольницы», так многонационален и ее дружный артистический коллектив. Все артисты ансамбля — профессионалы, знающие и способные показать историю казачества в музыке, песнях и танцах. Яркий темперамент, великолепные костюмы, невероятно высокий темп исполнения, зрелищные трюки заставляют публику ликовать.

Камертоном духовно-психологического звучания ансамбля является его руководитель — . Замечательный педагог, человек широкой души и в то же время требовательный, он по праву пользуется непререкаемым авторитетом, уважением и любовью коллег и зрителей.

Государственный концертный ансамбль «Кубанская казачья вольница» - сильный, яркий, энергичный коллектив, который пребывает в хорошей форме и работает над новыми программами.

Из истории Кубанского казачьего хора: материалы и очерки Захарченко Виктор Гаврилович

Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков (1937–1961 гг.)

Государственный ансамбль песни и пляски

кубанских казаков (1937–1961 гг.)

Наиболее плодотворной и продолжительной была деятельность Государственного ансамбля песни и пляски кубанских казаков, настоятельная потребность в котором назрела к середине 30–х гг. Первая и вторая пятилетки обеспечили построение материально - технической базы социализма, улучшилось благосостояние населения, повысился образовательный и культурный уровень тружеников города и деревни. Коммунистическая партия и Советское правительство увеличивают ассигнования на культурные нужды, уделяют большое внимание музыкально - эстетическому воспитанию народа.

25 июля 1936 г. постановлением президиума Азово - Черноморского крайисполкома создается Кубанский казачий хор. Из 800 участников - активистов художественной самодеятельности, приехавших на конкурс, комиссия отобрала 40 человек. Молодой коллектив возглавили опытные хормейстеры и знатоки местного фольклора Г. Концевич и Я. Тараненко. В феврале 1937 г. в помещении музыкального училища хор начал работать над концертной программой.

Одной из главных трудностей в творческой работе хора явилось то обстоятельство, что большинство певцов, несмотря на хорошие вокальные данные, не имели даже среднего общего и никакого музыкального образования. Следовательно, наряду с работой над репертуаром необходимо было немедленно приступить к занятиям по музыкальной грамоте и сольфеджио, систематически проводить беседы по общественно - политическим вопросам и по расширению кругозора хористов. Без этого невозможно было ожидать в будущем художественно - полноценной работы, соответствующей задачам и духу времени. Я. Тараненко выбрал наиболее правильный путь, включив в первую программу революционные и кубанские народные песни как наиболее близкие слушателям и исполнителям. Значительным событием для участников молодого хора была творческая встреча с прославленной Украинской заслуженной хоровой капеллой «Думка», руководимой талантливым музыкантом заслуженным артистом УССР Н. Городовенко. Посещение репетиций и концертов капеллы дало возможность начинающему коллективу ближе познакомиться с украинским профессиональным хоровым искусством, в какой?то мере родственным кубанскому.

Дирижер капеллы «Думка» А. Сорока на встрече сказал: «Только у нас, на советской земле… возможен такой пышный расцвет искусства. Мы рады, что в замечательный венок народного искусства нашей Родины вплетен еще один прекрасный цветок - Кубанский казачий хор».

Музыкальная общественность и любители хорового пения с интересом следили за всеми сообщениями в печати о работе Кубанского казачьего хора и с нетерпением ждали его выступлений.

30 июня 1937 г. состоялся первый концерт хора в актовом зале Кубанского сельскохозяйственного института (ныне университет). Газета «Красное знамя» с большой теплотой отметила выступление коллектива. В программу концерта вошли революционные и старинные казачьи песни, «Хор крестьян» из оперы П. Чайковского «Евгений Онегин», хор «От края и до края» из оперы И. Дзержинского «Тихий Дон» и другие произведения. Особенно тепло были приняты слушателями «Слава советским пилотам» А. Гедике, «Анчар» А. Аренского, кубанские народные песни «Ты, Кубань, ты - наша родина» и «Щэдрык - вэдрык» (1937. 2 июля).

Для широкой слушательской аудитории Краснодара были даны концерты 23 и 24 июля в летнем театре в парке имени М. Горького. Коллектив с успехом выдержал экзамен на художественную зрелость, показав в народных песнях казачий колорит, выразительность и картинность, а там, где было необходимо, - мощь и искрометный юмор.

Программа концерта, подготовленная за очень короткий срок (4 месяца), безусловно, имела некоторые недоработки и упущения: почти все второе отделение состояло из народных песен в обработке для хора только Г. Концевича, что наложило определенный отпечаток на все отделение, несмотря на разнохарактерность и хорошее исполнение песен; большинство народных песен - украинского происхождения, тогда как кубанских и, особенно, современных было мало.

С первых же месяцев своего существования Кубанскому казачьему хору повезло на встречи: не успели забыться концерты капеллы «Думка», как в июне 1937 г. в Краснодар приезжает Донской казачий хор, гастролировавший по городам и станицам Кубани.

С 30 июля по 10 августа 1937 г. Кубанский хор выступал перед многотысячной аудиторией тружеников станиц Динской, Пластуновской, Васюринской и Усть - Лабинской. В конце августа коллектив побывал с концертами в городах Анапе, Геленджике, Сочи, Новороссийске, Майкопе, Армавире, Тихорецке и Ростове - на - Дону. После каждого выступления с местными жителями обсуждались программы и концертные костюмы.

В каждом городе и станице местные власти и культурно - просветительные организации стремились, чтобы выступления хора удалось послушать как можно большему числу жителей. Периодическая печать отмечала, что эти концерты являлись своего рода праздником для жителей Кубани.

В январе 1938 г. по решению краевого комитета ВКП(б) численный состав хора был увеличен до 70 человек и его преобразовали в Государственный ансамбль песни и пляски кубанских казаков. Этот вид исполнительства, появившийся в первые годы Советской власти, до наших дней является популярной и оправдавшей себя формой творчества. Как нельзя лучше ее можно было использовать в казачьих коллективах, где песня и танец всегда были неразрывно связаны.

И снова кропотливая работа над обновлением репертуара, над выучиванием произведений со вновь поступившими. А затем почти ежедневные концерты по станицам и городам Кубани. Приходилось только восхищаться тем, как вчерашние пахари, доярки, полеводы радовали своим искусством многие тысячи слушателей.

Большая заслуга в успехе коллектива принадлежала художественному руководителю ансамбля Я. Тараненко. Имея богатейший опыт работы с профессиональными хорами, обладая незаурядными организаторскими и музыкальными данными, он смело и уверенно вел коллектив к художественному совершенству и мастерству. «В каждом движении Тараненко была отражена исполняемая песня, - отмечала газета «Большевик Кубани». - Он не просто дирижировал, а вкладывал в каждый взмах руки душу, если можно так выразиться. Он жил исполняемой песней…» (1938. 27 июля). И молодые певцы, отобранные на конкурсах, попав под начало талантливого руководителя, самозабвенно включались в активный творческий процесс.

Программы концертов составлялись продуманно. Каждое выступление ансамбля имело большое воспитывающее влияние. В газете «Кировец» по этому поводу говорилось, что весь исполняемый репертуар «волнует зрителя и воодушевляет в нем мужество, героизм и решимость к защите прекрасной Родины» (1938. 8 мая).

В осенне - зимний концертный сезон 1938/39 г. прошли гастроли ансамбля по Украине. Здесь также почти в каждой рецензии отмечалось: удачный подбор репертуара, его многоплановость (русские, украинские, белорусские, грузинские, кубанские народные песни, произведения советских композиторов, русская и зарубежная классика), творческая дисциплинированность, чистота интонации, отличный строй, свежесть звучания. Радовали кубанские огневые пляски. А все эти качества в целом гарантировали успех ансамбля у любой слушательской аудитории: в городах, в студенческих, рабочих или сельских клубах.

Подводя итоги гастролей ансамбля по Украине, Краснодарский краевой отдел по делам искусств в приказе от 28 марта 1939 г. отмечал весьма значительные успехи коллектива. Были объявлены благодарности художественному руководителю Я. Тараненко, многим артистам хора и танцевальной группы.

Кроме плановых учебных занятий и концертных выступлений в коллективе осуществлялась большая политико - воспитательная работа: регулярно читались лекции о международном положении и о событиях в нашей стране, коммунисты и комсомольцы изучали историю Коммунистической партии, в любых условиях выпускалась стенная газета «За советскую песню» и т. п. Все это способствовало более осознанному и глубокому изучению произведений. К маю 1939 г. ансамбль имел в своем репертуаре три полные концертные программы, что позволяло на одной концертной площадке давать большее количество концертов, знакомить слушателей с лучшими образцами хоровой музыки и песенно - танцевальным искусством Кубани, демонстрировать довольно широкий диапазон исполнительских возможностей коллектива.

В августе 1939 г. в Москве проводился смотр - отчет ансамблей песни и пляски РСФСР. Кубанцы выступили на концертной эстраде Центрального парка имени М. Горького, в городском парке культуры Подольска Московской области, приняли участие в представлениях на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке. В заключительном концерте смотра, состоявшемся 19 августа в Колонном зале Дома союзов, Ансамблем песни и пляски кубанских казаков были исполнены: «Гимн партии большевиков» А. Александрова, «Проводы казака - кубанца в Красную Армию» Я. Тараненко, украинская народная песня «По бережку», кубанская народная песня «Та туман яром катится» и кубанская пляска «Казачок».

В рецензии на этот концерт выступление кубанцев не осталось незамеченным: «Удачно выступает ансамбль кубанских казаков. С исключительной силой и мастерством исполняет он «Гимн партии большевиков» (музыка Александрова). Прекрасно исполнение кубанских и украинских шуточных песен».

Отмечая высокий художественно - исполнительский уровень хора и танцевальной группы, жюри смотра обратило внимание дирекции ансамбля на то обстоятельство, что коллектив очень много гастролирует за пределами края и мало бывает в Краснодаре, где можно было бы более тщательно поработать над репертуаром и дать артистам возможность отдохнуть.

Осенью 1939 г. Ансамбль песни и пляски кубанских казаков обслуживал жителей западных областей Белоруссии. Эта трудная и ответственная работа коллектива была отмечена Управлением по делам искусств при СНК РСФСР. В приказе от 29 декабря 1939 г. всему коллективу ансамбля объявляется благодарность. Кроме того, начальнику отдела по делам искусств при Краснодарском крайисполкоме предлагается активнее ходатайствовать о выделении постоянного помещения для репетиционной работы ансамбля и об улучшении жилищно - бытовых условий его работников. Особо указывалось на ограничение гастролей коллектива за пределами края (не более 6 месяцев в год).

13 апреля 1940 г. в Управлении по делам искусств при СНК РСФСР состоялось обсуждение деятельности Краснодарского краевого отдела искусств, на котором оценивалась и работа ансамбля кубанских казаков. Начальник краевого отдела искусств И. Никитин сообщил о большом успехе коллектива во время гастролей по Дальнему Востоку.

Характеризуя музыкальную жизнь Краснодарского края, начальник отдела музыкальных учреждений России Л. Христиансен (ныне известный фольклорист, профессор Саратовской консерватории) сказал: «Светлое пятно в музыкальной работе Краснодара - это Кубанский ансамбль.

Для его творчества характерны… теснейшая связь с фольклором, настоящее проникновение в дух народной казачьей песни, умение взять манеру казачьего пения и хорошее репертуарное направление, умение идти впереди. Гимн партии был открыт Кубанским ансамблем. Он очень хорошо его исполняет, лучше, чем Александровский ансамбль… Он сумел понять дух и мощь этого произведения, лучшего исполнения я не слышал». Об этом мы читаем и в одной из рецензий: «Но наибольший успех имела… прекрасная песня «Гимн партии большевиков» Александрова. Могущество, сила и в то же время величайшая гармоничность - вот что отличает и само произведение и его замечательное исполнение».

Ансамбль песни и пляски кубанских казаков очень часто выступал с концертами по краевому радио. 11 августа 1939 г. его выступление транслировалось по всей стране, а 13 августа - для радиослушателей Англии.

В сентябре 1940 г. композиторы Я. Тараненко и Л. Книппер вместе с писателем А. Первенцевым и поэтом Я. Смеляковым закончили работу над хоровой поэмой «Дума о Кочубее». Поэма состояла из десяти хоровых песен: «Ты, Кубань, ты - наша родина», «Кони бьют копытами», «Ой, що ж то за ворон», «Засвистали козаченьки», «Песня о Кочубее» и др. Комиссия одобрила как музыкальную сторону произведения, так и качество его исполнения. Как отмечалось в одном из документов Комитета по делам искусств, включение поэмы в репертуар коллектива способствовало более полному раскрытию исполнительских возможностей ансамбля песни и пляски, а яркий образ героя Гражданской войны И. Кочубея сыграл определенную роль в патриотическом воспитании молодежи.

Газета «Большевик» отмечала: «В музыке «Думы» много свежести, правдивости, простоты и народности. Композитор Я. Тараненко с большим вкусом и чувством стиля отобрал и обработал кубанские народные напевы и создал ряд собственных оригинальных мелодий. Постановка «Думы о Кочубее» - большое событие в жизни ансамбля. Это наиболее вдохновенное и значительное произведение в его репертуаре на родную нам кубанскую тематику» (1940. 26 сент.).

Где бы ни исполнялась «Дума о Кочубее», везде она находила теплый прием и отзвук в сердцах советских людей. На имя Я. Тараненко присылались письма, авторы которых восхищались как самим произведением, так и его исполнением. В 1941 г. у Я. Тараненко возникла мысль написать хоровую поэму о колхозной Кубани. Краевой отдел искусств поддержал это намерение и рекомендовал композитору привлечь к работе писателей и поэтов Кубани. Но планам не суждено было осуществиться. Началась война.

Ансамбль был расформирован. Приказ Комитета по делам искусств о продолжении деятельности коллектива был получен с опозданием. Вновь собрать артистов оказалось уже невозможным, так как мужской состав его был призван в ряды Красной Армии.

Буквально с первых же дней освобождения Краснодара от немецко - фашистских захватчиков здесь началась активная деятельность концертного бюро (с 20 февраля 1943 г.), вокруг которого формируются полупрофессиональные коллективы и концертные бригады. Они вели активную работу по обслуживанию воинов Красной Армии и тружеников тыла, но заметного следа в развитии музыкальной культуры края не оставили.

Весной 1944 г. в условиях продолжавшейся войны с фашизмом возобновил свою работу Ансамбль песни и пляски кубанских казаков. Сам этот факт говорит об огромном внимании партии и правительства к культурному строительству, к музыкально - эстетической работе среди населения.

С середины сентября 1944 г. ансамбль возобновил концертную деятельность. Сложные условия работы, текучесть кадров художественных руководителей (не всегда знакомых со спецификой кубанского хорового пения) тормозили рост мастерства ансамбля и формирование его художественно - исполнительского почерка.

Настоящее возрождение ансамбля началось с приходом на должность художественного руководителя П. Лысоконя, сумевшего построить работу коллектива с учетом лучших традиций, выработанных в Войсковом хоре и ансамбле кубанских казаков (за довоенный период), с учетом целей и задач современности.

П. Лысоконь увеличил состав ансамбля с 34 до 56 исполнителей. Наряду с квалифицированными певцами в хор пришли молодежь и демобилизованные воины. Потребовалось много труда и умения, чтобы ансамбль в кратчайший срок включился в концертную деятельность. В первых же концертах в исполнении обновленного коллектива зазвучали популярные на Кубани песни «Тиха Кубань» в обработке Г. Давидовского, «Ты, Кубань, ты наша Родина» в обработке Е. Волика, «Так - сяк», «Из?за лесу» и «Камыш трищить» в обработке Г. Концевича, «Детина, детинушка», «Ой, да потихохоньку», «Ой, зацвила рожь» в обработке Г. Карнауха и др. Многие годы в репертуаре хора были песни местных композиторов: «Проводы казака в Красную Армию» Я. Тараненко, «Клятва пластуна» Е. Волика, а также произведения «Кубань - река» В. Соловьева - Седого, «Донская казачья» З. Левиной, «Казаки, казаченьки» М. Блантера, «Славься, Отчизна» В. Белого и др. Как видим, основная тематическая направленность концертных программ - пропаганда произведений о Родине, Кубани, казачестве. Содержание большинства произведений пока еще связано с отгремевшей войной.

А уже в конце 1945 - начале 1946 г. в программу включаются сложные сочинения: «Слава Красной Армии» А. Новикова, «Легенда» Н. Леонтовича, кантата «Шевченко» К. Стеценко, «Что смолкнул веселия глас» и «Соловушка» П. Чайковского, «Восход солнца» С. Танеева, «Кантата о Кубани» Г. Плотниченко, «Закувала та сыва зозуля» П. Нищинского и др.

Обширный, разнообразный и довольно сложный репертуар, а также успехи ансамбля в период гастролей позволяют считать, что исполнительский уровень коллектива в течение 1945 г. значительно вырос, и этому, безусловно, способствовала деятельность художественного руководителя П. Лысоконя и его помощников М. Савина и И. Бушуева. Ансамбль превратился в творческий коллектив, способный эмоционально и на высоком художественном уровне пропагандировать лучшие произведения народного и композиторского творчества. Руководители ансамбля большое внимание уделяли записям и обработкам кубанских народных песен.

О довольно высоком профессионально - исполнительском уровне ансамбля в 1946–1947 гг. говорят такие факты: коллектив был приглашен на торжества по случаю празднования 800–летия Москвы и успешно выступил в Колонном зале Дома союзов, в Центральном Доме работников искусств, на концертных эстрадах в парке имени М. Горького, Измайловском парке и в Сокольниках. 5 сентября 1947 г. концерт ансамбля транслировался по первой программе Всесоюзного радио. Получена благодарность от Комитета по делам искусств при СНК СССР за концерт для его сотрудников. В дни празднования 30–летия Октября кубанцы выступали в Большом зале Ленинградской филармонии, в Смольном. По просьбе концертных организаций Латвии ансамбль вторично выехал на гастроли по республике и непосредственно в Ригу.

В отчете ансамбля за 1947–1948 гг. указывалось, что «впервые за 10 лет существования коллектив был признан всей общественностью как крепкая художественная единица и по распоряжению начальника Комитета по делам искусств при Совете Министров РСФСР… ансамбль должен выехать на первомайские торжества в Москву».

Руководству и артистам коллектива было предельно ясным направление их деятельности: средствами музыкального искусства способствовать воспитанию советских людей в духе беззаветной преданности идеям Коммунистической партии, вдохновлять трудящихся на самоотверженный труд по восстановлению разрушенного войной народного хозяйства страны.

Нельзя не упомянуть, что значительной помехой, оказавшей отрицательное влияние на качество работы ансамбля, был «бригадный» метод концертных выступлений. Суть его заключалась в том, что коллектив для концертов делился на два мини - ансамбля.

Если учесть, что за весь послевоенный период хоровая группа редко когда состояла из более чем 30 певцов и что даже в полном ее составе с большим трудом удавалось добиться слитного, компактного звучания, то станет ясным, насколько усложнялась эта работа с группами в 12–15 человек. Во время выступлений полухоров ярче ощущалась неуравновешенность партий, труднее было достичь динамического и тембрового ансамбля, произведения звучали бледно и неубедительно. Глубокое понимание художественных задач, стоявших перед коллективом, помогло руководству ансамбля доказать несостоятельность этого «метода» концертной деятельности и отвергнуть его.

В октябре 1949 г. П. Лысоконь оставил работу в ансамбле. Должность художественного руководителя в течение трех лет исполняли (в разное время) хормейстеры И. Бушуев и Е. Лукин.

В 1952 г. ансамбль возглавил талантливый музыкант заслуженный артист Таджикской ССР П. Мирошниченко. Уроженец Приморско - Ахтарска, до Московской консерватории окончивший музыкальную школу и музыкальный техникум в Краснодаре, П. Мирошниченко отлично знал особенности народно - песенного творчества Кубани. Это помогло ему, несмотря на приход в ансамбль молодых певцов, относительно быстро восстановить художественный уровень коллектива.

Начиная с лета 1952 г. ансамбль продолжил гастрольные поездки по стране, маршруты которых были проложены в предшествующие годы. В ходе гастролей постепенно обновляется и усложняется репертуар. Хоровая группа успешно справляется с такими произведениями, как хоровая сюита «Родная Кубань» А. Мосолова, «На старом кургане» Вик. Калинникова, «Песня о партии» Б. Александрова, хор из оперы Э. Направника «Нижегородцы» и др.

Самыми значительными выступлениями этого периода были концерты в Ленинграде (Центральный парк имени С. М. Кирова, Летний театр, Измайловский сад), на родине Н. Римского - Корсакова в Тихвине и в Москве (парк имени А. А. Жданова, ВДНХ, Центральный парк культуры и отдыха имени М. Горького), в которых ансамбль широко познакомил москвичей и ленинградцев с песенно - танцевальным искусством Кубани.

В марте 1955 г. П. Мирошниченко по состоянию здоровья перешел на преподавательскую работу в Краснодарское музыкальное училище. Художественное руководство было поручено В. Малышеву, работавшему в должности хормейстера ансамбля с декабря 1953 г.

В период работы В. Малышева (1955–1961 гг.) происходит радикальная перестройка структуры ансамбля. В начале 1956 г. хоровая группа была укомплектована только мужскими голосами. В. Малышев сумел в короткий срок отобрать и выучить с хором наиболее популярные, самобытные и художественно ценные произведения, написанные или обработанные специально для мужского состава. В первую программу вошли «Песня о партии» Б. Александрова, «Походная песня», «У поли могила» и «Песня кочубеевцев» И. Дзержинского, «Жди солдата» Б. Мокроусова, «Едут новоселы» Е. Родыгина, кубанские народные песни «Ты, Кубань, ты наша родина», «Едет казак из дальнего края», «Солнце село за горою дальней», «Ой, на горке, на горе крутой» в обработке П. Мирошниченко и др. Многие песни, взятые в репертуар ансамбля, очень динамичны в исполнении, и, слушая их, представляешь движущиеся конные полки то в походе, то в боевой атаке. «Удмуртская правда» о концертах кубанцев писала: «Молодость, жизнерадостность, темперамент и большое мастерство - все это создает коллективу заслуженный успех» (1956. 24 июля. С. 3).

Художественный руководитель к тому же творчески подошел к репертуару, стремясь показать каждую песню не в статичном исполнении, а как маленькую сценку. Известные всем революционные песни «Смело, товарищи, в ногу», «Смело мы в бой пойдем», «Варшавянка», будучи театрализованы, как бы приблизили слушателей к далеким годам борьбы с самодержавием и иностранной интервенцией. В одной из рецензий на концерт ансамбля описывается исполнение песни «Смело, товарищи, в ногу»: «До слуха зрителя одновременно доносится далекий запев песни квартетом… и четкие, ритмичные, многошумные шаги, впечатление которых производит музыка и хор. И вот песня, кажется, приближается, нарастает и звучит с огромной силой, на сцене всплывает красное знамя «За власть Советов».

С большим мастерством коллектив исполняет «Ноченьку» из оперы А. Рубинштейна «Демон», «Закувала та сыва зозуля» П. Нищинского, «Песню Еремки» из оперы А. Серова «Вражья сила» и др.

Вдумчивая и кропотливая работа всего коллектива способствовала тому, что ансамбль и в новом составе пользовался популярностью. Его выступления приносили людям радость и эстетическое удовлетворение. И даже в городах Прибалтийских республик, где многие самодеятельные коллективы поют на уровне профессиональных, концерты ансамбля кубанских казаков превращались в музыкальный праздник.

В январе 1960 г. в соответствии с приказом Министерства культуры РСФСР коллектив расформировывается, а в марте этого же года на базе краевого театра народного творчества создается межколхозный ансамбль. С мая 1960 г. возобновились, и довольно удачно, выступления коллектива в новом качестве: хор теперь состоял из мужских и женских голосов, а музыкальное сопровождение осуществлял оркестр народных инструментов. Межколхозный ансамбль песни и танца в течение короткого времени провел большую работу, а во время его пребывания в Москве был снят телевизионный фильм - концерт. В конце года коллектив передается в распоряжение и на бюджет «Крайколхозстроя», а с февраля 1961 г. снова расформировывается, и теперь уже окончательно.

Злоключения Кубанского ансамбля явились в определенной мере результатом бытовавших в конце 50 - начале 60–х годов вульгарно - социологических взглядов на роль профессионального и самодеятельного искусства. В этот период в России было сокращено десять профессиональных коллективов, а огромная деятельность по эстетическому воспитанию и пропаганде музыкально - хорового наследия была возложена в основном на любительские хоры. При этом не учитывалось, что задачи, стоящие перед профессиональным и самодеятельным искусством, различны, а ликвидация профессиональных музыкальных коллективов нанесет ущерб и развитию художественной самодеятельности.

Из книги Кухня дьявола автора Моримура Сэйити

Вальпургиевы пляски в "отряде 731" Зеленые волны травы молодой Словно море, равнина бескрайняя. И тот сон, что приснился о доме родном, Отозвался в сердце печально. О "деревня Того"! Ты отчизной второй Стала нам, дорогой и милой. Только нет здесь гор с прохладой лесной, Не

Из книги Песня серебряных горнов автора Сорокин Ю

ПЕСНИ ЮНОСТИ, ПЕСНИ БОРЬБЫ Он узнал эту землю - теплую, припавшую к морской синеве. Узнал горы, деревья. И на миг ощутил радостное, удивительное чувство - время стремительно покатилось назад. Годы рассеялись, и всё, что было вокруг, было давним, было юностью. Он никогда не

Из книги Сибирь и каторга. Часть первая автора Максимов Сергей Васильевич

ТЮРЕМНЫЕ ПЕСНИ Сорок восемь тюремных сибирских и русских песен (старинных и новых) с вариантами и объяснениями. - Творцы песен; Ванька Каин. - Разбойник Гусев. - Малороссийский разбойник Кармелюк. - Песня о правеже. - Местные сибирские пииты. - Ученая песня. - Песня

Из книги Падение царского режима. Том 7 автора Щеголев Павел Елисеевич

Казаков, М. И. КАЗАКОВ, Матвей Ив. (1858), ген.-майор, командир Петр. жанд. дивизиона, Орлов.-Бахтин. воен. гимн. и Елизаветградск. кав. юнк. уч., корнетом с 1878 в 9 улан. Бугск. полку, 1888 переведен в отд. корп. жанд. адъют. Полтавск. губ. жанд. упр., 1892 нач. Тамб. и 1894 Моск. отд. Моск. жанд. пол.

Из книги Абиссинцы [Потомки царя Соломона (litres)] автора Бакстон Дэвид

Поэзия и песни В области стиха, как светского, так и религиозного, исследователи нашли свидетельство более мощных и оригинальных форм эстетического выражения. Например, некоторые гимны XIV столетия представляют темы Страстей Господних и истории христианских мучеников,

Из книги Кухня дьявола автора Моримура Сэйити

Вальпургиевы пляски в «отряде 731» Зеленые волны травы молодой Словно море, равнина бескрайняя. И тот сон, что приснился о доме родном, Отозвался в сердце печально. О «деревня Того»! Ты отчизной второй Стала нам, дорогой и милой. Только нет здесь гор с прохладой лесной, Не

Из книги Повседневная жизнь горцев Северного Кавказа в XIX веке автора Казиев Шапи Магомедович

Из книги Компьютерра PDA N143 (29.10.2011-04.11.2011) автора Журнал «Компьютерра»

Из книги Три цвета знамени. Генералы и комиссары. 1914–1921 автора Иконников-Галицкий Анджей

Ансамбль казачьей песни «Казачья душа»

Художественный руководитель народная артистка России, заслуженная артистка Украины Татьяна Бочтарёва

Ансамбль «Казачья душа» был создан в 1997 году как творческое подразделение ГБНТУК КК «Кубанский казачий хор»

Творческий путь Татьяны Бочтаревой, певицы из народа, настоящей кубанской казачки, с 1971 года связан с Государственным академическим Кубанским казачьим хором, а песня «Ой, мий милый варэнычкив хочэ» в ее исполнении стала визитной карточкой прославленного коллектива.

В составе ансамбля также выходцы из Кубанского казачьего хора: народный артист России Геннадий Черкасов, заслуженная артистка Кубани Любовь Кинзерская, Лилия Горохова и другие музыканты.

Ансамбль казачьей песни выступает в сопровождении инструментального квинтета, в составе которого баян, домра, контрабас, клавишные и ударные инструменты.

Сильная воля, искрометный юмор, нежно любящая душа – вот черты характера кубанских казаков, которые воплощает в своих сценических образах ансамбль «Казачья душа». Народные песни, высокое профессиональное мастерство создают необыкновенно теплую, душевную атмосферу, единение артистов и зрителей. После каждого концерта ансамбля в душах слушателей еще долго теплится живой трепетный огонек любви к родной земле, к родной культуре.

Ансамбль «Казачья душа» нашел признание не только в Краснодарском крае. С радостью встречают талантливых кубанских артистов зрители Москвы, Сибири, Украины, Белоруссии и Дальнего Зарубежья.

Репертуар ансамбля многообразен и состоит из нескольких программ.

1. «Кубань моя – родимый край» (исторические, строевые песни кубанских казаков)

2. «Хай вам будэ щастя доля» (шуточные и игровые, застольные казачьи песни)

3. «Я – кубанская казачка» (песни кубанских авторов)

4. «Яблоневый вечер»

5. «Там, у вишнэвому садочку»

6. «Ой, да на Кубани зори ясны»

7. «Этот праздник со слезами на глазах» (песни времен Великой Отечественной войны)

В репертуаре ансамбля кроме фольклора – камерная, классическая и современная авторская музыка.

Контактные телефоны для проведения гастролей, торжественных мероприятий, презентаций, корпоративных встреч.

Государственный академический Кубанский казачий хор - старейший и крупнейший национальный казачий коллектив России. Единственный в России профессиональный коллектив народного творчества, имеющий непрерывную преемственную историю с начала XIX века. Интересно отметить, что следующий по хронологии старейший народный коллектив - Академический русский народный хор имени Пятницкого - показал свой первый концерт в год столетия Кубанского казачьего хора.
Уровень мастерства ККХ признан во всем мире, что подтверждается многочисленными приглашениями на зарубежные и российские гастроли, переполненными залами и отзывами прессы.

Кубанский казачий хор в определенном аспекте является историческим памятником, в формах культуры и искусства запечатлевшим военное и культурное освоение Кубани, историю Кубанского казачьего войска, историю классической светской и духовной культуры г.Екатеринодара, трагические события Гражданской войны и 30-х годов, историю советской эстетики «большого стиля» национального искусства. Хор репрезентирует как историю отдельных личностей и повседневность певческой и музыкальной культуры Кубани, так и историческую героику и большую драму казачества в целом, неотъемлемых от истории России.

История:

14 октября 1811 года была заложена основа профессиональной музыкальной деятельности на Кубани, начался славный творческий путь Черноморского Войскового певческого хора. У его истоков стояли духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Россинский и регент Григорий Гречинский.
В 1861 г. хор переименовывается из Черноморского в Кубанский Войсковой певческий хор и с этого времени, кроме участия в церковных богослужениях, дает светские концерты по области, исполняя наряду с духовными, классические произведения и народные песни.

В 1911 г. прошли торжества по случаю 100-летия Кубанского Войскового певческого хора.

Летом 1921 г. решением властей деятельность коллектива была прекращена, и лишь в 1936 г. Постановлением Президиума Азово-Черноморского крайисполкома был создан Кубанский казачий хор, который возглавили Григорий Концевич и Яков Тараненко, долгое время бывшие регентами Кубанского Войскового певческого хора. Однако в 1937 г. Г.Концевич был необоснованно репрессирован и расстрелян.


В 1939 г., в связи с включением в состав хора танцевальной группы, коллектив был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков, который в 1961 г. по инициативе Н. С. Хрущева был расформирован вместе с другими государственными народными хорами и ансамблями СССР.

Воссоздание Кубанского казачьего хора в жанре и структуре Государственных русских народных хоров произошло в 1968 г под руководством Сергея Чернобая. В 1971 году Кубанский казачий хор впервые становится дипломантом международного фольклорного фестиваля в Болгарии, что положило начало многочисленным почетным званиям, завоеванным позднее на различных международных и всероссийских фестивалях и конкурсах.

В 1974 г. художественным руководителем Государственного Кубанского казачьего хора стал композитор Виктор Гаврилович Захарченко, которому за более чем 30 лет своей творческой деятельности на Кубани удалось всесторонне реализовать свои художественные, научные и просветительские устремления. В 1975 г. хор стал лауреатом I Всероссийского смотра-конкурса государственных народных хоров в Москве, повторив этот успех в 1984 на втором аналогичном конкурсе. Под его руководством хор вынес на сцену подлинный песенный фольклор кубанского казачества, в народных песнях, обрядах, картинах казачьего быта предстали индивидуальные народные характеры, появились раскованность и импровизация, возник правдивый фольклорный хоровой театр.


В октябре 1988 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР хор награжден орденом Дружбы народов, в 1990-м он становится лауреатом Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко, а в 1993-м коллективу присвоено почетное звание "академический".

В августе 1995 г. Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных богослужениях в храмах.

В октябре 1996 года выходит Постановление главы администрации Краснодарского края "О признании правопреемства (исторического) Государственного академического Кубанского казачьего хора от Войскового хора Кубанского казачьего войска".

В настоящее время кроме активной гастрольно-концертной деятельности в Кубанском казачьем хоре проводится систематическая работа по записи, научному изучению и сценическому освоению традиционного песенного и танцевального фольклора Кубанского казачества.

Захарченко-фольклористом собраны разрозненные и почти исчезнувшие из поля зрения музыкальной науки и художественного творчества 14 сборников песен кубанского казачества А.Д. Бигдая, переизданные им в своей творческой редакции, с позиций современной фольклористики. По существу, сделаны первые, но самые трудные и важные шаги на пути создания антологии песенного фольклора Кубани.


Виктором Захарченко разработана и воплощена в жизнь концепция созданного в 1990 году Центра народной культуры Кубани, позже переименованного в Государственное научно-творческое учреждение (ГНТУ) "Кубанский казачий хор", в котором в настоящее время работает 506 чел., в т. ч. в Государственном Кубанском казачьем хоре 120 чел. Это единственное пока в стране учреждение культуры, которое столь планомерно, всеохватно и перспективно занимается возрождением традиционной народной культуры. С 1998 года на базе ГНТУ значительно активизируется проведение многочисленных фестивалей, международных научных конференций и чтений, издание исследований по истории и культуре казачества, выпуск компакт-дисков, аудио и видеокассет, ведется напряженная концертная и музыкально-просветительская деятельность в России и за рубежом.

Оценкой многогранной деятельности художественного руководителя Кубанского казачьего хора стало присвоение ему высоких званий: заслуженный деятель искусств России (1977), народный артист России (1984) и Украины (1994), заслуженный деятель искусств Республики Адыгея (1993), лауреат Государственной премии России (1991) и Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (1999), академик Российской Гуманитарной академии и Петровской академии (Санкт-Петербург), действительный член (академик), Международной академии информатизации, являющейся ассоциированным членом ООН (1993). В. Г. Захарченко также награжден орденами "Знак Почета" (1981), Трудового Красного Знамени (1987), Дружбы народов (1998) и "За заслуги перед Отечеством IV степени" (2004).


Всей своей деятельностью Государственный академический Кубанский казачий хор способствует возрождению и развитию богатого культурного наследия наших предков, духовному и патриотическому воспитанию населения.


Состав:

Общий состав коллектива - 157 человек; административный персонал - 16 , технический персонал - 24, хор - 62, балет - 37, оркестр -18.
Учредители
Департамент культуры Краснодарского края.

Достижения
Искусство Кубанского казачьего хора отмечено многочисленными высокими наградами и блестящими победами в России и за рубежом. Хор является дважды лауреатом Всероссийских конкурсов государственных русских народных хоров, лауреатом Государственной премии Украины им. Шевченко, лауреатом многих международных фольклорных фестивалей. Заслуги хора в 1988 году были отмечены орденом Дружбы народов, а в 1993 году - присвоением звания "академический".

Представляя русскую культуру в мире, хор, по словам зарубежной прессы, выступает в одном ряду с такими коллективами, как Государственный симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии и Большой театр.

Руководство
Художественный руководитель и главный дирижер Кубанского казачьего хора - народный артист России и Украины, лауреат Государственной премии России, лауреат Международной премии Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, доктор искусствоведения, профессор, композитор Виктор Захарченко.

Директор хора — Арефьев Анатолий Евгеньевич
Главный — хормейстером Иван Албанов
Главный — балетмейстером Валентин Захаров
Балетмейстер — Елена Николаевна Арефьева
Репетитор по балету — Леонид Игоревич Терещенко
Руководитель оркестра — заслуженный артист Украины Борис Качур

Перспективы
В 2011 году коллектив готовится отметить свое двухсотлетие всероссийским турне с новой программой.


Основные даты:

14 октября 1811 года — начало творческой деятельности Черноморского Войскового певческого хора. У истоков организации хора стояли: духовный просветитель Кубани протоиерей Кирилл Российский и регент Григорий Гречинский. Заложена основа профессиональной музыкальной деятельности на Кубани.

С 1861 года Черноморский хор переименовывается в Кубанский Войсковой певческий хор. С этого времени хор кроме участия в церковных богослужениях постоянно дает светские концерты по области, в которых кроме духовных произведений исполнялись кубанские народные песни и классические произведения.

В сентябре 1911 года прошли торжества по случаю 100 — летия Кубанского Войскового певческого и музыкантского (духового, а затем симфонического) хора, т. е. оркестра.

Лето 1921 года — прекращение деятельности Кубанского Войскового певческого и музыкантского хоров.

1925-1932 — время активной гастрольной деятельности Кубанского мужского вокального квартета — единственного профессионального коллектива на Кубани, основу репертуара которого составляли народные песни из репертуара Кубанского Войскового певческого хора. Руководителем мужского квартета был Александр Афанасьевич Авдеев.

1929 год — был репрессирован и расстрелян первый запевала гимна кубанских казаков "Ты Кубань, ты — наша Родина" и руководитель Кубанского мужского квартета Александр Афанасьевич Авдеев.

25 июля 1936 года — Постановлением Президиума Азово - Черноморского крайисполкома был создан Кубанский казачий хор, который возглавили Григорий Митрофанович Концевич (художественный руководитель) и Яков Михайлович Тараненко (дирижер), оба они долгое время являлись регентами Кубанского Войскового певческого хора.

1937 год — был репрессирован и 12 декабря расстрелян выдающийся музыкальный деятель Кубани, художественный руководитель Кубанского казачьего хора Григорий Митрофанович Концевич.

1939 год — в связи с включением в состав хора танцевальной группы Кубанский казачий хор был переименован в Ансамбль песни и пляски кубанских казаков.

1961 год — вместе с другими десятью Государственными ансамблями Советского Союза по инициативе Н. С. Хрущева был расформирован и Ансамбль песни и пляски кубанских казаков.

1968 год — возрождение Кубанского казачьего хора под руководством Сергея Алексеевича Черновая, коллектив был создан в жанре и структуре Государственных русских народных хоров.

1971 год — Кубанский казачий хор впервые становится дипломантом международного фольклорного фестиваля в Болгарии.

14 октября 1974 г. — художественное руководство Кубанского казачьего хора возглавил Виктор Гаврилович Захарченко.

Декабрь 1975 года — Кубанский казачий хор занял первое место и получил звание лауреата первого Всероссийского смотра - конкурса Государственных русских народных хоров в Москве.

Лето 1980 — хор становится дипломантом Международного фольклорного фестиваля во Франции.

Декабрь 1984 года — хор вновь занял первое место и получил звание лауреата второго Всероссийского конкурса Государственных русских народных хоров в Москве.

Октябрь 1988 года — Указом Президиума Верховного Совета СССР хор награжден орденом Дружбы народов.

Март 1990 года — Кубанский казачий хор становится лауреатом Государственной премии Украины им. Т. Г. Шевченко.

1993 год — коллективу присвоено почетное звание "Академический".

Август 1995 года — Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II во время пребывания в Краснодаре благословил Кубанский казачий хор петь на праздничных богослужениях в храме.

Октябрь 1996 года — Постановление главы администрации Краснодарского края "О признании правопреемства (исторического) Государственного академического Кубанского казачьего хора от Войскового хора Кубанского казачьего войска".

2006 год — Юбилейный год Кубанского казачьего хора - 195 лет