Экранный характер современной культуры. Экранная культура – продукт информационного общества Экранная культура

Многие считают, что именно "экранной культуре" принадлежит будущее. Но необходимо отметить, что, если эта культура получит распространение в обществе, то она станет "массовой". Это подтверждает тот факт, что ее существование в ХХТ в. неизбежно и прогнозируемо. Даже в нашей стране "массовая культура" нашла отражение не только в беллетристике и продукции ТВ, но и в дизайне собственного жилья, выборе одежды, бытовой техники, марки автомобиля, даже породы домашней собаки.

Элементы экранной культуры можно обнаружить в незапамятные времена,

на заре человечества, когда первобытный дикарь, помещая руку или какой-то предмет в пространство между источником света (входом в пещеру, костром) и стеной пещеры, получал на ней, как на экране неподвижное или движущееся изображение. На протяжении тысячелетий элементы экранной культуры присутствовали в театре теней. Но подлинный расцвет экранной культуры проявился в конце XIX в., когда в 1895 г. во Франции братья Люмьер изобрели кинопроектор и создали "никель ольдеоны" - первые кинематографы.

Таким образом, экранная культура - это культура, основным носителем текстов которой является не письменность, как прежде, а экран, монитор. И в этом смысле,экранная культура - логический, закономерный этап развития книжной, письменной культуры, поскольку экранная (компьютерная) страница - это ожившая, озвученная книжная страница.

Экранная культура

основана на системе экранных изображений и экранной речи. Они объединяют действие, устную речь, анимационное моделирование, письменные тексты и многие другие элементы. Вполне естественно, что содержание экранной культуры включает в себя самые разнообразные формы, связанные с кино, телевидением и компьютерами.

Современный компьютер

отличается от других средств передачи информации тем, что он способен представить данные различными способами – в виде звука, изображения, текста, таблиц и т.д. Компьютер осуществляет интерактивное взаимодействие с пользователем, который выступает как активный субъект. Вполне естественно, что в этом случаекомпьютер может в большей мере, чем какие-то другие средства массовой информации удовлетворить индивидуальные запросы зрителя . В частности, компьютер может выполнить все функции по демонстрации выбранного пользователем по Интернету кинофильма. В этом случае экран компьютера превращается в киноэкран.

Все большее применение находит особый вид компьютерной технологии, получившей название мультимедия, который объединяет в себе как традиционную статистическую визуальную информацию (текст, графику), так и представление культурных артефактов в динамическом виде (речь, музыку, видео фрагменты, анимацию и т.п.).

Пользователь одновременно становится и читателем, и слушателем, и зрителем,

что усиливает эмоциональное воздействие на человека.

Мультимедийные средства активно включаются в индустрию развлечений, в практику работы информационных учреждений, музеев, библиотек. Мультимедийные программы используются в процессе обучения. Подобная программа по обучению иностранному языку дает возможность сопровождения написанных на дисплее слов правильным произношением. При этом компьютер, выступая в роли учителя, может воспроизводить текст и его сопровождение голосом столько раз, сколько нужно для запоминания.

Развитие и функционирование телевидения все органичнее связывается с миром компьютеров. Все идет к тому времени, когда компьютер заменит кинокамеру и телевизор.

Компьютерная культура диалектически включает в себя все положительные моменты предшествующих ступеней развития экранной культуры. Однако, в отличие от кино и телевидения, компьютер дает возможность намного, в пределах всемирной Сети, увеличить степень свободы выбора информации, обеспечивает глобальное интеробщение и в максимальной степени учитывает индивидуальные запросы пользователя. Развитие “электронной почты” позволяет пользователю входить в непосредственный контакт с интересующими его людьми, участвовать в телеконференциях.

Экранная культура в процессе своего развития все более приспосабливается к удовлетворению запросов потребителей этой культуры, к учету их интересов. Свобода выбора представления тех или иных феноменов культуры по мере развития экранной культуры возрастает.

Экранная культура - это новая информационная среда, новая культура информационного общества, где основной ценностью являются не материальные товары, а духовные факторы, информация и знание. Именно поэтому эта новая среда обитания человека называется информационным обществом. В этом обществе экранная культура функционирует на общем фоне информационной культуры.

группа АЙЫЛГЫ,
журнал "Сакральные силы".

«Отличие массовой культуры от элитарной» - Вехи формирования массовой культуры. Элита. Рождении трагедии. Англия. Исторические условия. Философия прагматизма. Век страха. Признаки массовой культуры. Искусство. Фундамент современной массовой культуры. Структура. Массовая культура. Человеческое сознание. Элитарная культура. Классификация теорий элит.

«Типология культуры» - Явление, противоположное природе. Философские подходы к пониманию культуры. Культура, соединяющая черты востока и запада. Элитарная культура. Элементы и структура культуры. Отстранение, уход человека от мира. Маргинальные культуры. Культура. Восточный и западный типы культуры. Материальная культура.

«Виды культуры» - Массовая культура – совершенно новый феномен культуры. Молодёжь отличает стремление к неформальному общению. План. Характерные черты массовой культуры. Экранная культура. Понятие. Понятие «субкультура» прочно вошло в лексикон современной культуры. Понятие «субкультура». Основные значения понятия «культура».

«Технологическая культура» - Технологическая культура. Организация рабочего места. Информационная культура. Проектная культура. Экологическая культура. Культура предпринимательства. Культура дизайна. Компоненты технологической культуры. Технологическая дисциплина. Техника безопасности. Экологическая культура аналогична возврату человека к единству с природой.

«Организационная культура» - В целом, в учебной деятельности человека наличествуют все типы организационной культуры. ПРИМЕЧАНИЯ 1. Обиняком по отношению к типам организационной культуры располагаются: . Дидактические теории и методические системы в логике исторических типов организационной культуры. Информационная система – поскольку информационное обучение может реализовываться в любой методической системе – от репродуктивного до проективного.

«Элитарная культура» - Сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Особенности продукции массовой культуры. Часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. «Апофеоз абстракции». Разновидности культуры. Элитарная культура.

Всего в теме 9 презентаций

Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура – продукт информационного общества. Культура – это мир, который создал человек для комфортного существования. Этот мир постоянно меняется, приспосабливаясь к новым социальным запросам. КУЛЬТУРА = ТРАДИЦИИ + НОВАТОРСТВО Духовная культура – это важная составляющая человеческой деятельности, связанная с уровнем образования, мышления, социальной среды, качеством жизни, личности и общества с целом. К духовной культуре личности относят знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Духовная культура личности включает в себя уровень воспитанности личности, освоенные ею знания о себе и о мире. Духовная культура играет важную роль в жизни общества, являясь средством сбора, хранения и передачи накопленного человеческого опыта. Культура служит одной из важнейших характеристик жизнедеятельности как отдельной личности, так и конкретного общества в целом. Народной культурой называют культуру широких народных масс. Особенность этого вида культуры заключается в том, что она формируется с момента образования определенного национального государства. Ее основой можно назвать самодеятельное творчество нации и опыт масс. Зачастую это традиции и обычаи. Элитарная формируется в высших слоях классового общества. Это происходит с момента закрепления их высокого положения в обществе. К элитарной культуре относят конкретный стиль жизни, сферу услуг и профессиональное искусство. Элитарная культура отсоединяется от народной культуры, и формирует свои традиции и ценности. Массовая культура стала возможной с конца 19 века. Это обусловлено тем, что появилась возможность получения образования для широких масс и распространения элементов элитарной культуры. Культурный уровень широких масс стал подниматься. Таким образом, массовая культура образована на стыке народной и элитарной культур. Экранная культура является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Таким образом, экранная культура представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком которых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.

О понятии экранная культура стало уместно говорить после изобретения кинопроектора и развития киноискусства. С развитием кино и телеискусства, а также компьютерных технологий и интернета экранная культура из простого понятия сформировалась в сложное явление. Сегодня экранная культура – это социокультурное явление, включающее в себя кино, телевидение, радио, видео, все виды аудиовизуальных произведений, персональные компьютеры, интернет, 3D-эффекты, анимацию, гаджеты, видеоигры, видео инсталляции. Экран и, следовательно, экранная культура, прочно вошли в жизнь каждого человека, практически вытеснив из сферы первоочередных интересов книгу, театр и элитарные виды искусства. Следует отметить, что залы драматических, оперных театров не опустели и издание книг не снизилось. Более того, потребительский спрос на литературу высок, в том числе и в искусстве кинематографа, поскольку произведение литературы было и остается основой фильма. В данном контексте можно возразить тем, кто утверждает, что экранная культура пришла на смену книжной или письменной. Напротив, экранная культура следующий этап развития книжной и письменной культур, она их дополнение в сфере суггестивных возможностей и гедонистических, когнитивных, коммуникативных и идентификационных функций.

Экранная культура – это ожившая литература, пост литература, одна из форм интерпретации художественного текста. Один художественный текст, произведение литературы может стать основой следующего произведения – оперы, драматического спектакля, балета, фильма и т.д. Однако истинным произведением искусства оно становится благодаря творцу. Текст, видоизмененный взглядом, мыслью, идеей и режиссерской сверхзадачей творца становится произведением искусства другого жанра. Талант и мастерство художника, его собственное авторское видение, чувство прекрасного (эстетика), идейность, сверхзадача, традиции и новаторство являются главными показателями подлинности произведения искусства.

Зачастую аудиовизуальное произведение меняет представление зрителя о героях, их поступках и, в целом, о том или ином литературном тексте, сложившемся после прочтения книги. Многие персонажи ассоциируются в подсознании зрителей с сыгравшими их актерами. Так аудиовизуальное произведение как вид экранной культуры создает киноленту видения места действия, времени действия, целой эпохи или поколения, моды и образа жизни людей того или иного периода, традиций и всей жизни народа, формируя зрительское восприятие литературы и вкусовые предпочтения личности. Несмотря на многократную экранизацию мировым кинематографом одного и того же произведения, очень часто всего один фильм или образ сохранялись в памяти у нескольких поколений зрителей в качестве эталона или модели великого героя или героини. К примеру, роман «Анна Каренина» Л.Н. Толстого, начиная с 1910 года по 2012 год, был экранизирован 22 раза, из них 9 экранизаций в немом кино. Образы Анны Карениной и Алексея Вронского из знаменитого романа Л.Толстого на долгие годы в памяти советских зрителей сохранились в интерпретации Татьяны Самойловой и Василия Ланового («Анна Каренина», реж. А.Зархи, 1967 г.). В классическом голливудском кинофильме «Анна Каренина» (1935 г.) режиссера Клэренса Брауна Анну сыграла Грета Гарбо, Вронского – Фредрик Марч. За роль в этом фильме Грета Гарбо получила New York Film Critics Circle Award в 1935 году в номинации «Главная женская роль». Фильм был признан Лучшим иностранным фильмом на Венецианском фестивале . В дальнейшем Анну Каренину сыграли такие знаменитые актрисы, как Вивьен Ли (Великобритания, реж. Жюльен Дювивье, 1948 г.); Жаклин Биссет (ТВ, США, реж. Саймон Лэнгтон, 1985 г.); Софи Марсо (США, реж. Бернард Роуз, 1997 г.); балерина Майя Плисецкая в фильме-балете Маргариты Плихиной (СССР, 1974 г.). Вронского сыграли Джон Гилберт (США, реж. Эдмунд Гулдинг, 1927 г.); Шон Коннери (ТВ, Великобритания, реж. Рудольф Картье, 1961 г.); Шон Бин (США, реж. Бернард Роуз, 1997 г.) и многие другие .

Следует отметить, в актерской биографии знаменитой актрисы Грета Гарбо роль Анны считается одной из лучших. Она сыграла главную героиню романа два раза. Первый раз – в 1927 году в голливудском немом кино кинорежиссера Эдмунда Гулдинга. Финал данной экранизации отличается от авторского своим счастливым концом, когда Каренин умирает, и Анна с Вронским воссоединяются. Фильм не был принят критиками, поскольку даже в европейской версии произведение Л.Н. Толстого узнается с трудом. При этом исполнение Греты Гарбо было принято зрителями и критиками единогласно. Спустя восемь лет актриса повторила свой успех второй раз, сыграв Анну Каренину в звуковой экранизации Л.Толстого. Данная постановка 1935 года включена в список лучших фильмов мирового кинематографа.

Таким образом, из многочисленных экранизаций зритель принял и запомнил всего несколько версий и образов. Остальные версии в сознании творцов и потребителей воспринимаются сравнительно, через призму наиболее удачных экранизаций. Связано это с тем, что в подсознании уже сформированы образы до тончайших деталей – тембра голоса, взгляда, жестов и т.п.

Тем не менее, каждая экранизация претендует на переоценку и переосмысление, как самого произведения, так и ранних версий и образов, потому что при просмотре фильма, снятого на основе известного произведения литературы, зритель мысленно в своем воображении, виртуально погружается в мир предлагаемых обстоятельств автора фильма. Режиссер фильма предлагает свое видение сюжета, истории, своих героев и порой свой финал, отличный от книжного финала. Фильм влияет на восприятие уже известной истории и героев, несмотря на то, что первичные и вторичные впечатления были сформированы в других интерпретациях, в других жанрах. В данном контексте от удачной постановки авторов и исполнителей зависит зрительское восприятие. Таким образом, экранная культура способна создавать и разрушать, влиять и направлять, манипулировать и «очищать» (катарсис). З.Фрейд считал, что художественные образы вызываются глубокими бессознательными побуждениями их создателя. По мнению Фрейда, глубокому впечатлению от художественного произведения соответствует «приманка» или «заманивающее наслаждение» со стороны художественной формы или ее техники . Поэтому на создателе аудиовизуального произведения, на творцах огромная ответственность за созданное экранное произведение и его суггестивные последствия в будущем. Поскольку зритель проживает каждое событие и поступки, запечатлевает их в своей памяти, которые могут стать лейтмотивом жизни и моделью поведения.

В современных условиях цифровых технологий и возможностей погружения в виртуальную среду при помощи различных видео, свето-, звуко эффектов, 3Dформата, позволяет экранной культуре быть наиболее действенной, эффективной и популярной у зрителя. Именно благодаря факторам доступности, эффекта «присутствия» и эффекта «соучастника» событий, экранное искусство доминирует среди всех видов искусств и, как следствие, экранная культура является модератором вкуса и интересов личности.

Однако данная тенденция, сложившаяся за последние годы не позволяет нам утверждать, что литература вытеснена из сферы интересов современного человека. Напротив, появилась электронная книга, которая сделала еще более доступной и интересной печатный вид. На рубеже веков бурное развитие приобрели аудиокниги. CD-диски с аудиопроизведениями литературы, как новые формы книг, также являются сегодня частью экранной культуры.

Таким образом, развитие видеотехнологий в течение ХХ века способствовали рождению нового типа культуры – экранной. Развитие цифровых технологий и видеоформата, видеоизображения на рубеже ХХ-ХХI веков позволили говорить об экранной культуре, как о сложном социо-культурном явлении. Экранная культура уникальна по своей структуре, потому что это гармоничное соединение возможностей техники, искусства и личности творца. Экранная культура сегодня – это ультра современные технологии, цифровые форматы, возможности творчества и коммуникации. Однако аудиовизуальное произведение, созданное с использованием последних технических изобретений, становится частью экранной культуры только при наличии творца и потребителя. В каждом виде искусства, в каждом жанре присутствует творец и потребитель, то есть объект и субъект творчества. Более того, произведение искусства не может состояться без творца и потребителя.

В современной экранной культуре наблюдается тенденция сужения грани между творцом и потребителем, они сливаются в единое целое. Это связано рядом причин: во-первых, аудиовизуальное произведение сегодня является виртуальной реальностью и эффект «присутствия» и «соучастия» максимальны; во-вторых, при современных технических возможностях каждый может стать автором собственного фильма и, поместив его в интернет сетях, собрать круг своих зрителей и фанатов. Так, в современной экранной культуре наблюдается тенденция разделения объектно-субъектных отношений, то есть, исчезает четкая грань между творцом и потребителем. Более того, многие современные творцы оказались в психологической зависимости от технических возможностей, используемых экранной культурой, что приводит к чрезмерному увлечению компьютерным моделированием. Техническая часть некоторых современных фильмов доминирует над художественностью. Красиво воссозданному на компьютере кадру зачастую не хватает идейности, души, жизненности, правдоподобности.

Компьютерные технологии упростили создание экранного произведения и доступ к его потреблению. Так экранная культура стала восприниматься активной частью потребителей аудиовизуальной продукции, как некий гаджет или игра.

Следует отметить положительные и отрицательные стороны новых технологий в создании аудиовизуальных произведений.

Внедрение новых технологий и возможности их использования в интернете каждым человеком создает с одной стороны, основу для самореализации и творчества, с другой – иллюзию я-идентификации профессионального творца, автора высокохудожественного произведения.

Доступность видеокамер высокого качества и возможности создания в домашних условиях авторских фильмов (видео и звуковой монтаж, цветокоррекция и т.п.) действительно создали новую среду любительских фильмов и перспективы для развития любительского творчества и перехода его в профессиональное.

Таким образом, перед творцами и потребителями экранной культуры в ХХI веке стоит новая задача – сохранения профессиональной грамотности и соблюдения этических норм в обращении с аудиовизуальными произведениями. Положительной стороной размыва грани между творцом и потребителем является открытие новых возможностей в творческой самореализации, в глобальной коммуникации и просвещении. Из отрицательных сторон следует назвать деформацию я-представления личности. Видеоролик или фото коллаж, созданные самостоятельно в домашних условиях и собравшие в You Tubе тысячные просмотры и «лайки» формируют у его автора ложное представление о себе, повышают самооценку и понижают критическое восприятие.

Несомненно, развитие техники развивает творческие возможности личности, открывает для нее новые пространства, новый виртуальный мир непосредственно перед экраном компьютера, но, к сожалению, не всегда развивает общую культуру, так как создает иллюзию “все возможности”, “все доступности”, вездесущности и даже вседозволенности, отвергая базовые ценности. Пожалуй, в этом экранная культура уступает книжной, театральной или другой традиционной культуре, насчитывающей многовековую историю. Это, надо полагать, еще одна задача будущего перед экранной культурой, которой предстоит заняться поиском новых форм для решения всех поставленных перед ней задач.

Учитывая сложившиеся положительные и отрицательные тенденции в создании и восприятии аудиовизуальных произведений, на современном этапе экранная культура, несомненно, нуждается в новой теории и практике выявления, определения, анализа и способов самоидентификации творца и потребителя.

      Понятие экранной культуры

Отчетливой тенденцией последних десятилетий стало интенсивное развитие и широкое проникновение информационно-коммуникационных технологий во все сферы жизни общества, включая культуру и искусство. Одним из результатов этого процесса явилось формирование большой области аудиовизуального искусства, основанного на экранном воспроизведении действительности, к которому относятся кино, телевидение, видеоарт, компьютерная графика и т.д.

Экранная культура, является показателем социокультурного прогресса в истории мирового сообщества. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, ее распространение средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека. Возникают опасности, которые таятся в манипулятивной мощи Экранной культуры, угроза способности человека к абстрактному мышлению.

Экранная культура системно и синхронно объединяет: звук и изображение, интонации и движения, форму и цвет. Поэтому ее воздействие на чувственную сторону человека, близко к непосредственно переживаемой реальности.

Система «экранная культура» включает три основных элемента - кинокультуру , телекультуру и компьютерную культуру взаимосвязанные друг с другом.

Одной из первых форм Экранной культуры был кинематограф. За столетие существования кино был накоплен чрезвычайно важный эстетический опыт, а многие фильмы разных стран являются неотъемлемой составляющей современной культуры.

Однако с появлением телевидения кино постепенно стало утрачивать свои позиции. Все меньше зрителей становилось у кино и все больше у телевидения. Телеэкран охватил несравненно большую аудиторию, хотя был рассчитан на иной характер просмотра - индивидуальный. «Развитие идеи тиражируемости за счет усиления личного начала в механизме восприятия вело к исчезновению элемента сакральности художественного текста. Визуальный текст начал вписываться в повседневную бытовую реальность» .

Так сейчас телевидение превратилось в единственно доступное средство приобщения к культуре. В процессе его создания и функционирования телевиденья все в большей степени участвует компьютерная культура. Все элементы системы экранной культуры объединяет экранная форма передачи информации в такой степени, что порой трудно провести грань между ними. Это стало характерными чертами экранной культуры.

Телевидение - это повседневность. Оно неустанно воспроизводит для огромной аудитории новую “массовую культуру”, несет в себе информацию обо всем и для всех.

Нельзя забывать про негативные стороны, которые оказывают на человека телевидение. Оно недостаточно вбирает в себя положительный эстетический опыт, накопленный за многие годы кинематографом. Агрессия, насилие, запугивание, национализм постоянно транслируются с телеэкрана, Современный человек, испытывающий постоянные стрессы и психологическое давление в своей общественной и семейной жизни, находится, таким образом, и под влиянием информационного стресса, который исходит от телевидения.

Итак, телевидение способно оперативно и массово транслировать информацию. Постоянная аудитория телепередач, легко ориентируется в этом культурном пространстве благодаря наличию устойчивых рубрик; телевизионное время так же будучи упорядоченным облегчает зрителям поиск нужной информации.

Очевидно, что при всех эстетических недостатках телевидения его традиционное противопоставление кино как искусству постепенно преодолевается.

К процессу взаимодействия различных элементов экранной культуры постепенно внедряется и компьютерная культура, которая все чаще начинает соприкасаться с кино и телеискусством.

Что в нашей жизни представляют компьютеры? Если внимательно приглядеться, то можно понять что компьютер занимает одно из самых главных мест в жизни человека.

В настоящее время каждый человек знает, что такое компьютер и Интернет, для чего они нужны и как ими пользоваться. Компьютер прочно вошел в нашу жизнь и люди уже не представляют возможным свое существование без него. Дети не только играют в развивающие игры на компьютере, но и используют его для учебы и нахождения полезной интересующей информации.

Компьтеры коснулись всех отраслей промышленности, затронули сферу образования и активно применяются в медицине. Современные компьютерные технологии в искусстве используется в театральном творчестве, литературе, творческой работе художников и скульпторов, артистов и композиторов.

«В настоящее время существует целое направление в музыкальном творчестве, именуемое компьютерной музыкой или электронной музыкой. Компьютеры очень широко применяются в создании музыкальных произведений. Музыкальные синтезаторы воспроизводят инструменты оркестра и обогащают звуковую гамму. В ряде случаев компьютеры использовались для сочинения музыки, состоящей из обычных музыкальных тонов, воспроизводимых синтезатором под управлением программы. Компьютерная музыка синтезирует новые звуки и позволяет существенно упростить оркестровку мелодии» .

Невозможно уже представить существование без компьютерной машины. Но у технического прогресса есть и обратная сторона медали.

«Безусловно, снабжая людей информацией, давая возможность ее актуализировать, получать информацию в режиме реального времени, быстро ее обрабатывать - все эти обстоятельства делают компьютер незаменимым помощником в деятельности человека» . Уже сейчас многие не могут себе представить свою деятельность - научную, экономическую, финансовую и иную без этого надежного помощника. Но нельзя пройти мимо того обстоятельства, что компьютер, в свою очередь, оказывает существенное влияние и на человека, его общение, мышление, язык.

Совершенствование экранных технических средств, с одной стороны, увеличивает свободу выбора личностью тех или иных культурных ценностей а, с другой, - как бы сужает сферу межличностных человеческих общений. При просмотре кинофильма в кинотеатре происходит общение между зрителями в масштабах зрительного зала. Телевидение сужает сферу общения, как правило, до размеров семейной группы. Компьютер вообще оставляет пользователя наедине с дисплеем.

Вполне естественно, что технический прогресс оказывает большое влияние на изменение мышления людей, воздействует на их поведение, потребности и способы их удовлетворения, на весь образ жизни человека в целом.

Можно говорить об измененном типе мышления как результате отражения процесса компьютеризации общества.

В компьютерной культуре превалирует образное восприятие мира, человек мыслить по-новому.

«Однако процесс формирования умения «мыслить по-новому» весьма противоречив и не всегда имеет позитивную окраску. Огромное число компьютерных сайтов, которые имеют у пользователя определенный авторитет, выдает весьма противоречивую информацию об одних и тех же событиях. Это способствует формированию мнения о том, что истин множество. Отсюда возникает внутренняя разобщенность, раздробленность мнений у людей, что может привести к различным конфликтам. С другой стороны, если все каналы вещания говорят одно и то же, создается своеобразный культ информации, однонаправленность мнений. В этом случае общественное сознание наполняется набором штампов и стандартов» .

Если изменение общения под влиянием техники компьютерной культуры вызывает определенные изменения мыслительной деятельности людей, формирует новый стиль этого мышления, то изменения характера и содержания мышления оказывает существенное влияние на язык, который неотъемлемо связан с мышлением.

Большое влияние на эволюцию языка оказывает компьютерная культура. Это привело к тому, что в русском языке, особенно в молодежной среде, сложился своеобразный жаргон. Появляются новые слова, новые выражения, словарный состав языка обогащается. Но в то же время сам язык становится беднее, люди стали проще, примитивнее разговаривать друг с другом, выражать свои мысли часто в шаблонной, форме, перегружать речь искаженными иностранными словами. Возникло такое понятие, как «леность мысли».

Функционирование компьютерной культуры сопровождается экзуцией (от лат. exutio - исключение, истребление) . «Экзуция заключается в отмирании ранее сформированных, но впоследствии ставших ненужными навыков, умений, видов и форм деятельности. Межличностные общения заменяются анонимными. Приобретенные навыки общения при помощи компьютера переносятся в социальную реальность, упрощая и обедняя непосредственное межличностное общение» . Соответственно этому, живой, многозначный, эмоциональный язык межличностных общений сменяется эмоционально блеклым, сухим, рациональным языком.

И так, если проанализировать плюсы и минусы экранной культуры, то можно сказать что соединив в себе и технику, и искусство, визуальная культура определяет главный вектор развития общества. Именно она наиболее чутко реагирует на всевозможные технические новшества, а, став сильнейшим механизмом воздействия на человека, является одним из главных идеологических орудий современного общества.

3.2 Мир Интернета

Одной из главных составляющих становления современного информационного общества является развитие компьютерной сети. «Интернет прошел путь от притягательной, загадочной и недоступной экзотики до рабочего инструмента, рассчитанного на определенные задачи. Впрочем, это относится и к любым другим значимым изобретениям, как в области информационных технологий, так и к изобретениям в других областях техники» .

Значение слова «Интернет» в электронный словарях трактуется так: Интернет (Internet) - слово, слагаемое из двух английских слов: inter - между, среди, et - сеть, паутина, это всемирная информационная система или объединение сетей, непрерывно связанных между собой так, что любой компьютер в сети может мгновенно связаться с любым другим .

Одной из заметных черт современности является формирующаяся новая субкультура пользователей Интернет и иными компьютерными и информационными технологиями. Социологи условно называют ее «компьютерно-информационной культурой». Повседневные коммуникации в Интернете и компьютерные игры часто именуют кибермиром. Средой и носителем таких коммуникаций является сетевое сообщество, т.е. объединенное виртуальными связями сообщество людей, общающихся через Интернет и погруженных в виртуальное пространство компьютерных игр.

Интернет предоставляет не только огромное количество всевозможной информации, но и возможность общения в реальном времени, используя специальные программы, которые сжимают пространство и время, гарантируют полную анонимность и в то же время сопричастность в общении, дают возможность быть и действовать в так называемой виртуальной реальности.

Сегодня словари в узком смысле дают определение виртуальной реальности, как иллюзорная реальность трехмерного мира, создаваемого с помощью компьютерных технологий, позволяющая человеку взаимодействовать с представленными в нем объектами (включая изменение их формы, местоположения и т.п.), и в котором доминируют логико-языковые структуры.

«Главное достижение сетевого сообщества на этом этапе развития есть переход Интернет из технической области в область социальную, экономическую и даже политическую. Цель Сети сегодня – создание единства свободных личностей, способного противостоять давлению общественных формаций стадного типа, построенных на принципах принуждения и давления» .

Вихрь Интернета смел возрастные, расовые, территориальные и любые другие преграды.

Но вместе с тем, Интернет оказывает большое влияние на психологию, нравственный мир и эстетику человека.

Общение через Сеть освобождает от всяких ограничений, которые накладывает общество.

«Интернет давно отождествляется с мировым мозгом. Глава корпорации Майкрософт недавно назвал Интернет «нервной системой человечества»» .

У человека, который начинает воспринимать мир через Интернет, возникает новая картина мира. В этой ситуации изменяется даже традиционное представление о знаковых системах, теряется возможность разграничивать информацию, определять, где правда, а где ложь. Происходят изменения в языке как основе коммуникации, а это, в свою очередь, порождает глобальные трансформации в обществе.

Многочисленные достоинства и преимущества Интернет по отношению к экранной культуре можно сформулировать так: Интернет является универсальным средством передачи культурных ценностей, объединяя достоинства почты, телефона, телеграфа и телевидения и, в то же время, имеет целый ряд преимуществ перед ними. Интернет - самое большое хранилище артефактов культуры, всемирная библиотека, музей, архив, информационное агентство, равнодоступное всем категория пользователей без учета пола, возраста, вероисповедания. Глобальная сеть - это уникальная возможность самореализации личности в общении, поиск единомышленников - по интересам, переписке, поиску партнеров и единомышленников по профессии, хобби или досугу.

Таким образом, компьютерная коммуникация приобретает все большую важность в формировании будущей культуры. Интернет становится эффективным средством функционирования экранной культуры, он входит в нашу жизнь, проделывая путь, по которому в свое время прошли радио и телевидение, став затем для многих обыденной и повседневной необходимостью.

Экранная культура представляет собой развивающуюся систему таких взаимосвязанных элементов, как кино-, теле- и компьютерная культуры, системообразующим признаком которых является представление информации в аудиовизуальном и динамичном виде.

Экранная, компьютерная и интернет культуры, являясь составными элементами информационной культуры, имеют специфику своего развития и функционирования.

Тем самым можно сделать вывод, что, технический прогресс остановить невозможно, и, хотим мы того или нет, информационная грамотность становится составляющей общей грамотности, свидетельством образованности, цивилизованности человека. Требуется только дозировать виртуальное общение и следить, чтобы оно не заменило реальное. Не ограничивать свой досуг компьютерными играми и обменом мнений на форумах, а как можно больше общаться с живыми людьми. Эти простые меры помогут насладиться возможностями информационного прогресса и уберегут от неприятностей, которые может наносить человеку все перечисленные в главе величайшие изобретения человечества.

Заключение

Таким образом, в данной курсовой работе поставленные задачи и цели были выполнены и проанализированы.

    Человечество живет в мире, наполненном и даже перенасыщенном информацией. Она необходима для принятия политических и экономических решений, лежит в основе процессов обучения и образования, в основе любой творческой деятельности. Раньше о человека требовались усилия в поиске информации, а теперь ставится другая задача - сортировка информации. Это требует другого взгляда на мир, другого опыта и навыков. Наше поколения стало свидетелем информационной революции. Как только у каждого человекак появился индивидуальный прибор для дешевого обмена большим количеством информации, все изменилось. На данном этапе повышение информационной культуры является одним из ключевых моментов развития технологического прогресса общества.

Современная информационная культура - это совокупность системных сведений об:

а) основных методах представления и добывания знаний;

б) умениях и навыках применять их на практике.

Эти пункты реализуются с использованием современных информационных технологий (прежде всего, компьютера и Интернета) для решения и постановки содержательных задач.

    Под современной информационной культурой понимается, прежде всего, область культуры, связанная с функционированием информатизации в обществе и формированием информационных качеств личности. Это определенный уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве и способствовать информационному взаимодействию. Движущей силой развития общества стало производство информационного продукта. Но все это не означает, что внедрение современной информационной культуры в общество проходит гладко, без преодоления определенных трудностей и противоречий. Одним из таких трудностей, встретившихся обществом на пути овладения информационной культурой, является информационное неравенство, инфобарьеры.

В итоге, современная информационная культура – это умение соблюдать должное равновесие между формализуемой и не формализуемой составляющими человеческого знания. Отсутствие информационной культуры может послужить причиной нарушения и даже разрушения подобного равновесия, что, в конечном счете, чревато деформациями как индивидуального так общественного сознания.

    Экранная культура тесно связана с научно-техническим прогрессом, создавшим мощные технические экранные артефакты. Экранная культура является результатом взаимодействия человека с этими экранными средствами отображения информации - кино-, телевизионной и компьютерной техникой. Она представляет собой такую форму культуры, материальным носителем текстов которой является экран.

Без телевизора, видеомагнитофона, компьютера и других электронных технических средств современная экранная культура просто немыслима. Ныне наблюдается определенная тенденция перехода приоритета в функционировании экранной культуры от кино к телевизору и далее - к компьютеру. Безусловно, главным техническим средством функционирования экранной культуры ныне выступает телевиденье, но все большую значимость приобретает компьютер, особенно с развитием игровой культуры и сети Интернет.

Экранная культура является показателем социокультурного прогресса. Она обеспечивает принципиально новый способ коммуникации и трансляции информации, социокультурного опыта, социально значимых норм и стандартов. В целом распространение экранной культуры средствами кино, телевидения, компьютера привело к изменению картины мира, видения человека.

Безусловно, картина будущего зависит от того, как человек видит и оценивает настоящее. У оптимистов эта картина будет одной, у пессимистов - другой. Оценивая сегодняшнее общество в аспекте его информатизации, можно уловить основные черты будущего информационного общества. Главным общественным богатством этого общества будет научно-теоретическое знание в форме информации. В этом обществе будет производиться и функционировать вся необходимая информационная техника, которая окажет существенное воздействие на все сферы жизнедеятельности людей. Массовое производство уйдет в прошлое и заменится производством, способным удовлетворить быстро изменяющиеся индивидуальные запросы личности. Творческий труд придет на смену рутинному. Качественно изменится социальная структура общества, на которую огромное воздействие окажет не только изменение профессиональной сетки, но и процессы формирования сетевого общества и глобализации. В ряде этих изменений существенное место займет сфера культуры - трансформация традиционных культур, развитие информационной культуры, совершенствование экранной и компьютерной культур.

Человечеству еще предстоит понять всю важность информационного технического прогресса, осознать, что мир необратимо изменился, и перестроиться соответствующим образом. И чем раньше каждый человек осознает всю глубину и необратимость происшедшего, тем будет лучше.

Список литературы: