Трагическая судьба романтика в произведениях шуберта рассказ. Общая характеристика творчества шуберта. по дисциплине «История зарубежной музыки»

Романтизм как новое художественное направление, пришедшее на смену классицизму, формируется в литературе на рубеже 18-19 вв., а в музыке и в живописи – в начале 19 в. Для воплощения романтического мироощущения музыка оказалась наиболее органичным, «подходящим» видом искусства, в чем ее можно сравнить только с лирической поэзией. Поэтому в музыке романтизм развивается на протяжении всего 19 столетия, он представлен наибольшим (по сравнению с другими стилями) количеством гениальных композиторских имен и выдающихся музыкальных произведений, до сих пор заполняющих концертные афиши.

Романтическое видение мира рождается в результате разочарования в идеалах Просвещения (с его верой в человеческий Разум, с помощью которого можно познать себя и мир и изменить жизнь к лучшему). Кризису просветительских идей способствовали кровавые события Великой французской революции (1789-93 гг.) и наполеоновских войн и наступивший затем период политической реакции. Однако разочарование не подразумевает пассивности, ибо утрата одних идеалов влечет за собой поиски других. Поэтому романтическая эпоха является периодом интенсивных духовных поисков, которые, в частности, отражаются в искусстве.

В условиях реакции (запрет публичных выступлений, цензура в печати) жизнь людей нередко оказывалась ограниченной тесным кругом дружеского общения. Но именно в таких кружках, объединявших молодых людей, увлеченных поэзией и музыкой, рождались первые шедевры романтического искусства.

Просветительскому культу Разума романтизм противопоставил культ Чувства. Служение общественным идеалам сменилось вниманием к внутренней жизни личности . Внутренний мир человека, мир субъективных переживаний во всем их богатстве и изменчивости, «таинственно-глубокие процессы нашей душевной жизни» (выражение П. И. Чайковского) – главное открытие эпохи романтизма. Творчество романтиков не просто субъективно, часто оно автобиографично . Соответственно, ведущая сфера содержания произведений романтического искусства – лирика.



Концентрация на лирической образности повлекла за собой изменение в системе музыкальных жанров и форм . Композиторы-романтики использовали все жанры классической эпохи (оперы, симфонии, сонаты), но ведущими жанрами их творчества становятся песня и фортепианная пьеса , т. е. на смену крупным циклическим (многочастным) формам приходят миниатюры. Именно миниатюры могли фиксировать изменчивые настроения, ускользающие душевные движения сразу, мгновенно, непосредственно в момент их возникновения. (Для того, чтобы написать симфонию, нужно много времени – настроение много раз изменится). Песни и фортепианные пьесы романтики нередко объединяли в циклы, где отдельные образы и чувства представали в их развитии и взаимосвязи. Соответственно, как по самостоятельным вокальным или фортепианным миниатюрам, так и по циклам миниатюр мы можем судить об особенностях мироощущения композиторов-романтиков. Каковы же они?

Конечно, в силу субъективного, даже исповедального характера творчества, каждый из композиторов выражал в музыке свою индивидуальность. Однако не менее ярко воплощены в их произведениях общие настроения, поскольку каждый из них был не только индивидуальностью, но и «сыном своего века» (выражение фр. писателя Альфреда де Мюссе).

Родоначальником романтизма в музыке является Франц Шуберт (1787-1828). Показательно, что историю нового стиля отсчитывают с момента создания двух его песен «Маргарита за прялкой» и «Лесной царь» (обе на стихи Гете). Они были написаны, соответственно, в 1814 и 1815 гг. в возрасте 17 и 18 лет. Хотя это всего лишь песни, их значение в истории музыки не меньше, чем значение, например, симфоний Бетховена. Всего у Шуберта более 600 песен – почему же именно с этих двух начинается история романтизма? Благодаря поэзии Гете, Шуберт здесь впервые фиксирует музыкальными средствами одно из важнейших душевных состояний романтической личности – sehnsucht (зейнзут) – романтическое томление. Романтическое томление подразумевает неудовлетворенность настоящим и тоску, томление, страстное стремление к чему-то «иному» - прекрасному, но, как правило, недостижимому (тоска в разлуке с любимым в «Маргарите за прялкой»), Романтическое томление - чувство острое, мучительное: для романтика лучше увидеть «иное» и умереть, чем жить и не знать о нем вовсе (смерть ребенка, которому пригрезились прекрасные владения Лесного царя).

Также в творчестве Шуберта, в его вокальных циклах «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь» на стихи Вильгельма Мюллера (1823 и 1827 гг.) была впервые в музыке сформулирована и выражена музыкальными средствами основная идея романтического искусства. Это так называемая романтическая антитеза – противопоставление Идеального и Реального, крушение Мечты при столкновении с Действительностью. Простыми, но сильными средствами запечатлена эта идея в центральной песне цикла «Зимний путь» - «Весенний сон». Прекрасная светлая мелодия (герою снится весна, цветочный луг, возлюбленная) прерывается резкими диссонирующими аккордами (крик петуха разрушает сон, реальность – это зима, вьюга за окном, одиночество).

Юный герой вокального цикла «Прекрасная мельничиха» вступает на жизненный путь, полный радостных надежд. Его ожидают любовь, счастье – и горькое разочарование, крушение надежд, смерть. Соответственно, песни первой половины цикла – мажорные, бодрые, в народном духе. Песни второй половины – минорные, запечатляющие нюансы скорбного чувства то в стилистике строгих баховских звучаниях, то языком лирического романса. Герой вокального цикла «Зимний путь» пережил трагедию разлуки с любимой и остался жить, но все прекрасное у него – только в воспоминаниях о прошлом. Его настоящее - скитания, в которые его гонит желание уйти от душевной боли. Его будущее – одиночество и мечта о смерти как об избавлении. (Шуберт сам называл эти песни «ужасными»).

И состояние романтического томления, и романтическая антитеза идеального и реального после Шуберта найдут музыкальное воплощение едва ли не у каждого композитора периода зрелого романтизма (30-40-е гг. 19 в.)

Мироощущение, основанное на признании неосуществимости Мечты, в целом трагично. Однако романтики создали множество светлых образов, потому что идеал, недостижимый в реальной жизни, они стремились воплотить в своей музыке. Сфера идеального включала в себя три основные составляющие – Любовь, созерцание Природы и занятия Искусством. Именно они отрывали человека от повседневности, возвышали его над реальностью.

Каждый из композиторов-романтиков наполнил характерные романтические образы своим пониманием, сообразуясь с опытом своих субъективных переживаний. Это обусловило оригинальность их творчества, неповторимость каждого произведения, что так ценилось в эпоху культа Индивидуальности.

Так, в творчестве Роберта Шумана (1810-1856) нашли выражение два автобиографических мотива: 1) Любовь к пианистке Кларе Вик, 2) борьба с ограниченностью обывательских музыкальных вкусов за Искусство свободных форм и искренних чувств. Обладавший литературной одаренностью, Шуман писал Кларе любовные письма и, параллельно, их музыкальный аналог - фортепианные пьесы «Новелетты». Свои взгляды на искусство Шуман выражал в созданной им «Новой музыкальной газете», описывая собрания наполовину вымышленного кружка музыкантов-единомышленников – «Давидсбюнд» («Братство Давида» - библейского царя, бывшего также поэтом и музыкантом). Члены этого кружка (давидсбюндлеры) стали также героями его музыкальных произведений. Их портреты, сценки с их участием (например, борьба против музыкальных обывателей - филистеров) становятся сюжетами оригинальных циклов фортепианных пьес. Шуман давал им необычные названия («Танцы давидсбюндлеров», «Карнавал», «Фантастические пьесы»), чтобы пробудить фантазию слушателей, способствовать развитию их творческого воображения.

Свои необычные образы Шуман воплощал по-новому – тонкими, точными штрихами. Прихотливые ритмы, внезапные смены гармоний, порывистые мелодии, свободные формы соответствовали образу нового романтического героя – остро чувствующего и открыто выражающего свои чувства.

В творчестве Фредерика Шопена (1810-1849) Мечты об Идеале оказались тесно связаны с трагедией его родины – Польши. После подавления Польского восстания Шопен в возрасте 20 лет оказался в эмиграции в Париже, где и прожил всю оставшуюся жизнь. Шопен был утонченным лириком, что проявилось в его фортепианных ноктюрнах (ноктюрн – ночная песнь), отличающихся выразительностью и красотой мелодий. Но наряду с богатой гаммой лирических чувств он воплотил образы героического прошлого своей Родины, ее драматическое настоящее и мечты о ее прекрасном будущем в фортепианных пьесах, основанных на народных польских танцах – полонезе и мазурке.

Новаторство Шопена заключалось в привнесение в музыку национальной характерности, с соответствующим обогащением музыкального языка. Подобно тому, как романтики оценили индивидуальность Личности, они смогли оценить и своеобразие национальных культуры. Эта идея была подхвачена Листом (Венгрия), Григом (Норвегия), Сметаной и Дворжаком (Чехия). Русская музыка во всем ее своеобразии также выходит на европейскую арену в 19 веке.

Лирика – ведущая, но не единственная характерная сфера содержания романтического искусства. Еще одно открытие романтиков – фантастика. Увлечение фантастической образностью было одним из проявлений кризиса Просветительского мировоззрения. Если романтическая лирика погружала во внутренний мир, то фантастика объясняла мир внешний. В отличие от просветителей, которым казалось, что мир познаваем, и все в нем можно понять и объяснить, романтикам мир кажется непознаваемым, полным неразрешимых тайн, управляемым мистическими роковыми силами, которые в любой момент могут вторгнуться в жизнь человека.

Музыка уже в 20-е гг. открывает для себя мир и светлой, и мрачной, демонической фантастики. Соответственно, были найдены выразительные средства для их воплощения. Родоначальником светлой фантастики является Феликс Мендельсон (1809-1847). В 1826 г. он написал симфоническую увертюру «Сон в летнюю ночь» по Шекспиру. Она открывается легкой, «эльфовой» темой с кружащимся, легким движением разделенных на 4 партии скрипок.

В 1821 г. Карл Мария Вебер (1786-1826) написал оперу «Волшебный стрелок», быстро и надолго ставшую популярной по всей Европе. В ней соединились Лирика (любовь главных героев Макса и Агаты), национальная характерность (действие происходит в немецкой охотничьей деревне, где звучат народные песни и танцы) и мрачная Фантастика. Центральный эпизод оперы – Сцена в Волчьей долине, куда в полночь отправляется Макс, чтобы получить поддержку дьявола (в облике Черного охотника) в борьбе за свою возлюбленную. В этой сцене сосредоточены все самые главные музыкальные находки, которые до сих пор используются (например, в киномузыке) для создания демонических образов. Это тремоло струнных в низком регистре, тихие удары литавр, звучание низких деревянных духовых («зловещий» тембр низкого кларнета), диссонирующие, напряженные аккорды.

Романтизм явился своеобразной реакцией на Просвещение с его культом разума. Его возникновение было обусловлено разными причинами. Важнейшая из них – разочарование в итогах Великой французской революции, не оправдавшей возлагавшихся на нее надежд.

Для романтического мировоззрения характерен резкий конфликт между реальной действительностью и мечтой. Действительность низка и бездуховна, она пронизана духом мещанства, филистерства идостойна только отрицания. Мечта – это нечто прекрасное, совершенное, но недостижимое и непостижимое разумом.

Прозе жизни романтизм противопоставил прекрасное царство духа, «жизнь сердца». Романтики верили в то, что чувства составляют более глубокий пласт души, чем разум. По словам Вагнера, «художник обращается к чувству, а не к разуму». А Шуман говорил: «разум заблуждается, чувства – никогда». Не случайно идеальным видом искусства была объявлена музыка, которая в силу своей специфики наиболее полно выражает движения души. Именно музыка в эпоху романтизма заняла ведущее место в системе искусств.

Если в литературе и живописи романтическое направление в основном завершает свое развитие к середине XIX столетия, то жизнь музыкального романтизма в Европе гораздо продолжительнее. Музыкальный романтизм как направление сложился в начале XIX века и развивался в тесной связи с различными течениями в литературе, живописи и театре. Начальный этап музыкального романтизма представлен творчеством Ф. Шуберта, Э. Т. А. Гофмана, Н. Паганини; последующий этап (1830-50-е гг.) – творчеством Ф. Шопена, Р. Шумана, Ф. Мендельсона, Ф. Листа, Р. Вагнера, Дж. Верди. Поздний этап романтизма простирается до конца XIX века.

В качестве основной проблемы романтической музыки выдвигается проблема личности, причем в новом освещении – в ее конфликте с окружающим миром. Романтический герой всегда одинок. Тема одиночества – едва ли не самая популярная во всем романтическом искусстве. Очень часто с ней связана мысль о творческой личности: человек одинок, когда он является именно незаурядной, одаренной личностью. Артист, поэт, музыкант – излюбленные герои в произведениях романтиков («Любовь поэта» Шумана).

Внимание к чувствам приводит к смене жанров – господствующее положение приобретает лирика, в которой преобладают образы любви .

С темой «лирической исповеди» очень часто переплетается тема природы . Резонируя с душевным состоянием человека, она обычно окрашивается чувством дисгармонии. С образами природы тесно связано развитие жанрового и лирико-эпического симфонизма (одно из первых сочинений – «большая» симфония C-dur Шуберта).

Настоящим открытием композиторов-романтиков стала тема фантастики . Музыка впервые научилась воплощать сказочно-фантастические образы чисто музыкальными средствами. Композиторы-романтики научились передавать фантастический мир как нечто совершенно специфическое (при помощи необычных оркестровых и гармонических красок). В высшей степени характерен для музыкального романтизма интерес к народному творчеству . Подобно поэтам-романтикам, которые за счет фольклора обогащали и обновляли литературный язык, музыканты широко обращались к национальному фольклору – народным песням, балладам, эпосу (Ф. Шуберт, Р. Шуман, Ф. Шопен, И. Брамс, Б. Сметана, Э. Григ и др.). Воплощая образы национальной литературы, истории, родной природы, они опирались на интонации и ритмы национального фольклора, возрождали старинные диатонические лады. Под влиянием фольклора содержание европейской музыки ярко преобразилось.

«Смерть похоронила здесь богатое сокровище, но еще более прекрасные надежды», - эта эпитафия поэта Грильпарцера высечена на скромном памятнике Францу Шуберту на венском кладбище.

Действительно, до обидного малый срок жизни был отпущен судьбой уникальному в своей гениальной одаренности музыканту - всего тридцать один год. Но интенсивность его творчества была поистине поразительной. «Я сочиняю каждое утро; когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую», - признавался композитор. Он словно торопится, предчувствуя, как мало времени в его распоряжении, он даже ночью не расстается с очками, чтобы, проснувшись от очередной озарившей его музыкальной идеи, тут же записать ее. Свою первую симфонию Шуберт пишет в 16 лет, а затем две - в 18, две - в 19 лет... Гениальная си-минорная симфония, получившая название «Неоконченной», написана им в 25 лет! Для кого-то еще молодость, начало пути, а для него - вершина творческой зрелости. Песни - жанр, в котором композитору в наибольшей степени удалось сказать свое, новое слово, слово композитора-романтика, - рождались порой до десятка в день, а всего их у Шуберта свыше 600!

Именно песня, с ее чисто шубертовской чистотой, проникновенной задушевностью, возвышенной простотой, определила своеобразие его творчества в целом, проникла и напитала мир его фортепианных пьес, камерных ансамблей, симфоний и произведений других жанров.

Родился Ф. Шуберт в 1797 г. в предместье Вены - Лихтенталь. Его отец, школьный учитель, был родом из крестьянской семьи, в которой очень любили музыку и постоянно устраивали музыкальные вечера. В них принимал участие и маленький Франц, исполняя партию альта в струнных квартетах. Природа одарила Франца прекрасным голосом, поэтому, когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, его поместили в конвикт - школу подготовки церковных певчих.

Учась в конвикте, играя в ученическом оркестре, а иногда и исполняя обязанности дирижера, Шуберт много и с большим увлечением сочинял и сам. Его выдающиеся способности обращают на себя внимание знаменитого придворного композитора Сальери, с которым Шуберт занимался в течение года.

Желание отца Шуберта сделать из сына своего преемника потерпело неудачу. Прослужив три года помощником учителя начальных классов, молодой музыкант бросил это поприще, скромный, но надежный заработок и всецело посвятил себя творчеству. Полная материальная неустроенность, нужда и лишения - ничто не могло остановить его.

Вокруг Шуберта формируется кружок одаренных молодых людей, художников, поэтов, музыкантов, горячо интересующихся искусством, политикой. Иногда эти встречи полностью посвящались музыке Шуберта и потому получили название «шубертиад».

Однако широкого общественного резонанса музыка Шуберта при его жизни не получала, в то время как блестящая и развлекательная музыка И. Штрауса, Ланнера имела огромный успех, ни одна опера Шуберта не была принята к постановке, ни одна из его симфоний не была исполнена оркестром.

И все же в Вене узнали и полюбили музыку Шуберта. Большую роль в этом сыграл выдающийся певец Иоганн Михаэль Фогль, который прекрасно исполнял песни Шуберта под аккомпанемент самого композитора. Трижды совершили они концертные поездки по городам Австрии, и их выступлениям неизменно сопутствовал большой интерес слушателей.

В 1828 г. незадолго до смерти Шуберта состоялся единственный при его жизни концерт, в программу которого вошли произведения различных жанров. Концерт был организован стараниями друзей Шуберта и имел огромный успех, который окрылил композитора, наполнил его радужными надеждами. Но этим прекрасным надеждам не суждено было сбыться.

Произведения Ф.Шуберта:

Песни, симфонии;

«Ave Maria»;

«Серенада»;

«Бурный поток»;

Песни на стихи Гейне из «Книги песен»;

«Двойник»;

Симфония си минор («Неоконченная»).

Вокальные циклы: «Прекрасная мельничиха», «Зимний путь»

Пожалуй, нет другого композитора, заслуженно получившего титул великого, гениального и создавшего при этом произведения почти исключительно для одного инструмента - для фортепиано. Соединив в лице Фредерика Шопена дар композитора и пианиста-исполнителя, судьба словно предназначила ему раскрыть душу этого инструмента, его неисчерпаемые выразительные возможности, вызвать к жизни новые, неведомые прежде, истинно романтические жанры фортепианной музыки: баллады, ноктюрны, скерцо, экспромты.

Питая свое творчество из истоков народной польской музыки, Шопен возвышает простые незатейливые народные танцы (мазурки, полонезы) до масштаба романтических поэм, насыщает их драматизмом, высокой трагедийностью.

Творчество Шопена - это гениальное, совершенное воплощение в музыке драматической судьбы его родины - Польши, ее трагической борьбы за свою независимость, и трагедии собственной, личной жизни, прожитой в разлуке с родиной, с родными и близкими.

Фридерик Шопен родился в 1810 г. недалеко от Варшавы, в местечке Желязова Воля, где отец его служил домашним учителем в имении графа Скарбека. Мальчик рос в окружении музыки: отец играл на скрипке и флейте, мать хорошо пела и играла на фортепиано.

Музыкальные способности Фридерика проявились очень рано. Первое выступление маленького пианиста состоялось в Варшаве, когда ему исполнилось семь лет. В это же время было издано одно из первых его сочинений - полонез для фортепиано соль минор. Исполнительский талант мальчика развивался настолько быстро, что к двенадцати годам Шопен не уступал лучшим польским пианистам.

Окончив лицей, Шопен поступил в Высшую школу музыки. Его занятиями руководил известный педагог и композитор Иосиф Эльснер. Сохранилась его краткая характеристика, данная юному музыканты: «Изумительные способности. Музыкальный гений».

В 1830 г. двадцатилетний музыкант отправляется в зарубежную концертную поездку. Однако временное расставание с родиной обернулось разлукой на всю жизнь. Разгром польского восстания и последовавшие за этим преследования и репрессии отрезали Шопену путь к возвращению. Свое горе, гнев, возмущение он излил в музыке. Так родилось одно из величайших его творений - этюд до минор, получивший название «Революционного».

С 1831 г. и до конца своей жизни Шопен прожил в Париже. Но Франция не стала второй родиной композитора. И в своих привязанностях, и в своем творчестве Шопен оставался поляком.

Умирая, Шопен завещал родине свое сердце. Это завещание было выполнено его близкими. Но замурованное в костеле с. Креста в Варшаве сердце Шопена, вечно живое, трепетное и гордое, бьется в его музыке, в его Прелюдиях, Этюдах, Вальсах, Концертах.

Произведения Ф. Шопена:

Мазурки, полонезы;

Сочинения № 24, № 2, № 53;

Ноктюрны, фантазии, экспромты;

Этюд № 12 «Революционный»;


ШУБЕРТ (Schubert) Франц (31.01. 1797 - 19.11.1828), – знаменитый австрийский композитор и пианист. Основоположник музыкального ро-мантизма. В песенных циклах Шу-берт воплотил духовный мир совре-менника – "молодого человека XIX в." Написал ок. 600 песен (на слова Ф. Шиллера, И.В. Гете, Г. Гейне и др.), в том числе из циклов «Прекрасная мельничиха» (1823), «Зимний путь» (1827, оба на слова В. Мюллера); 9 симфоний (в т. ч. «Неоконченная», 1822), квартеты, трио, фортепианный квинтет «Форель» (1819); фортепианные сонаты (св. 20), экспромты, фантазии, вальсы, лендлеры и др. Писал также произведения для гитары.

Имеется множество обработок произведений Шуберта для гитары (А. Диабелли, И.К. Мертца и других).

О Франце Шуберте и его творчестве

Валерий Агабабов

Музыкантам и любителям музыки будет интересно узнать, что Франц Шуберт, не имея в течение ряда лет дома рояля, пользовался при сочинении своих произведений главным образом гитарой. Его знаменитая "Серенада" имела в руко-писи пометку "для гитары". И если мы повнимательней вслушаемся в напевную и простую по своей искренности музыку Ф. Шуберта, то с удивлением заметим, что многое написанное им в песенном и танцевальном жанре, носит ярко выраженный "гитарный" характер.

Франц Шуберт (1797-1828) – великий австрийский компози-тор. Родился в семье школьного учителя. Воспитывался в венском конвинте, где обучался генерал-басу у В. Ружички, контрапункту и композиции у А. Сальери.

С 1814 по 1818 работал помощником учителя в школе своего отца. Вокруг Шуберта сложился кружок друзей-поклонников его творчества (в их числе поэты Ф. Шобер и И. Майрхофер, художники М. Швинд и Л. Купильвизер, певец И. М. Фогль, ставший пропагандистом его песен). Эти дружеские встречи с Шубертом вошли в историю под названием "Шубертиад". Как учитель музыки дочерей графа И. Эстергази, Шуберт побывал в Венгрии, вместе с Фоглем ездил в Верхнюю Австрию и Зальцбург. В 1828 году, за несколько месяцев до смерти Шуберта, состоялся его авторский концерт, прошед-ший с большим успехом.

Важнейшее место в наследии Ф. Шуберта занимают песни для голоса с фортепиано (около 600 песен). Один из круп-нейших мелодистов, Шуберт реформировал жанр песни, наделив его глубоким содержанием. Шуберт создал новый тип песни сквозного развития, а также первые высоко-художественные образцы вокального цикла ("Прекрасная мельничиха", "Зимний путь"). Перу Шуберта принадлежат оперы, зингшпили, мессы, кантаты, оратории, квартеты для мужских и женских голосов (в мужских хорах и ор. 11 и 16 он использовал гитару в качестве сопровождающего инстру-мента).

В инструментальной музыке Шуберта, основанной на традициях композиторов венской классической школы, большое значение приобрел тематизм песенного типа. Им создано 9 симфоний, 8 увертюр. Вершинными образцами романтическою симфонизма являются лирико-драмати-ческая "Неоконченная" симфония и величественная героико-эпическая "Большая" симфония.

Фортепианная музыка – важная область творчества Шуберта. Испытав влияние Бетховена, Шуберт заложил традицию свободной романтической трактовки жанра фортепианной сонаты (23). Фантазия "Скиталец" предвос-хищает "поэмные" формы романтиков (Ф. Лист). Экспромты (11) и музыкальные моменты (6) Шуберта – первые романтические миниатюры, близкие сочинениям Ф. Шопена и Р. Шумана. Фортепианные менуэты, вальсы, "немецкие танцы", лендлеры, экоссезы и др. отразили стремление композитора к поэтизации танцевальных жанров. Шубертом написано более 400 танцев.

Творчество Ф. Шуберта тесно связано с австрийским народным искусством, с бытовой музыкой Вены, хотя он редко использовал в своих сочинениях подлинные народ-ные темы.

Ф. Шуберт – первый крупный представитель музыкального романтизма, выразивший, по словам академика Б. В. Асафьева, "радости и скорби жизни" так, "как их чувствуют и хотели бы передать большинство людей".

Журнал "Гитаристъ", №1, 2004

У композиторов две жизни: одна обрывается с их смертью; другая продолжа­ется после смерти автора в его созданиях и, быть может, не угаснет никогда, хранимая последующими поколениями, благодарными творцу за ту радость, которую приносят людям плоды его труда. Подчас жизнь этих созданий и начинается лишь после смерти создателя, как это ни горько. Именно так складывалась судьба Шуберта и его про­изведений. Большинство его лучших сочинений, особенно крупных жанров, не было услышано автором. Многое из его музыки могло бы исчезнуть бесследно, если бы не энергичные поиски и огромный труд некоторых горячих ценителей Шуберта. И вот, когда перестало биться горячее сердце большо­го музыканта, его лучшие произведения начали «рождать­ся заново», сами заговорили о композиторе, покоряя слу­шателей своей красотой, глубоким содержанием и мастер­ством. Его музыка начала постепенно звучать везде, где только ценят подлинное искусство.

Шуберт создал огромное количество произведений всех без исключения существовавших в его время жанров – от вокальных и фортепианных миниатюр до симфоний. В каждой области, кроме театральной музыки, он сказал неповторимое и новое слово, оставил живущие поныне за­мечательные произведения. При их изобилии поражает необычайное разнообразие мелодики, ритма, гармо­нии.



Особенно велико песенное богатство Шуберта. Песни его ценны и дороги нам не только как самостоятельные художественные произведения. Они помогли композитору найти свой музыкальный язык в других жанрах. Связь с песнями заключалась не только в общих интонациях и ритмах, но и в особенностях изложения, развития тем, выразительности и красочности гармонических средств. Шуберт открыл дорогу многим новым музыкальным жанрам – экспромтам, музыкальным моментам, песенным циклам, лирико-драматической симфонии. Но в каком бы жанре ни писал Шуберт – в традици­онных или созданных им, – везде он выступает как ком­позитор новой эпохи, эпохи романтизма, хотя его творче­ство прочно опирается на классическое музыкальное ис­кусство. Многие черты нового романтического стиля нашли за­ тем развитие в творчестве Шумана, Шопена, Листа, рус­ских композиторов второй половины X IX века. Музыка Шуберта дорога нам не только как велико­лепный художественный памятник. Она глубоко волнует слушателей. Брызжет ли она весельем, погружает ли в глубокие размышления, или вызывает страдание - она близка, понятна каждому, так ярко и правдиво раскрыва­ет она человеческие чувства и мысли, высказанные вели­ким в своей безграничной простоте Шубертом .

Австрийский композитор Франц Шуберт прожил всего только тридцать лет, но успел написать свыше тысячи музыкальных произведений. Его талант был поистине изумителен, мелодический дар неистощим, но лишь немногие из современников Шуберта смогли оценить его творения.
Чудесная шубертовская музыка завоевала широчайшую известность, когда композитора уже не было на свете, когда прошла его короткая жизнь, полная нужды и лишений.

Творения Шуберта прославили его имя в истории мирового музыкального искусства. Он написал более 600 песен, многочисленные произведения для фортепьяно (в том числе двадцать одну сонату), квартеты и трио, симфонии и увертюры, оперы и зингшпили (комические оперы в народном духе), музыку к драме «Розамунда» и т. д.

Еще при жизни Шуберта заслуженной славой в кругу друзей пользовались его песни. В этом жанре его великими предшественниками были Моцарт и Бетховен, чьи песни полны неувядаемой прелести. Но именно Шуберт наполнил песню удивительным поэтическим чувством и мелодическим обаянием. Шуберт придал песне новое значение, расширил круг образов и настроений, нашел яркий и выразительный музыкальный язык, близкий каждому слушателю.

Как драматическая повесть звучит баллада, «Лесной царь». Задушевной лирикой проникнуты «Розочка» и «Серенада» («Песнь моя летит с мольбою»), глубокое раздумье ощущается «Скитальце».

Шуберт написал два знаменитых песенных цикла – «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», где отдельные песни – это звенья большого повествования. История странствий любви молодого мельника раскрывается в таких известных песнях цикла, как «В путь» («В движеньи мельник жизнь ведет»), «Куда», «Колыбельная ручья» и других.

Песенный цикл «Зимний путь» принадлежит к последним произведениям Шуберта; в нем преобладают печальные и мрачные настроения. Заключительная песня «Шарманщик» написана просто и искренне. Ее грустная мелодия рассказывает о переживаниях бедного и одинокого человека.

Шуберт был одним из создателей жанра лирической фортепьянной миниатюры. Его грациозные лендлеры – старинные немецкие вальсы, – мелодичные и жизнерадостные, иногда подернуты легкой дымкой лирической грез. Широко известны чудесные фортепьянные экспромты и музыкальные мгновения Шуберта.

Песня была очень дорога сердцу композитора, и он часто вводил ее образы и мелодии в личные камерные и симфонические произведения. Красота певучей песенной мелодии наполняет его фортепьянные сонаты. В фантазии «Скиталец» (для фортепьяно) вторая часть – это вариация на тему одноименной песни.

Жизнерадостностью дышит музыка знаменитого «Фореллен-квинтета», в одной из частей которого композитор варьирует мелодию «Форель». А драматически-напряженная «Смерть и девушка» разрабатывается в струнном квартете ре минор. Замечательны по красоте и богатству мелодии два фортепьянных трио Шуберта. Везде и всюду в музыке великого австрийского композитора свободно льется песенная мелодия.

Среди симфоний Шуберта выделяются две – до мажор и си минор («Неоконченная»), найденные лишь после смерти композитора (в 1838 и 1865 гг.). Они прочно вошли в мировой концертный репертуар. Симфония до мажор полна величия и силы. Когда слушаешь ее, перед глазами возникают картины борьбы могучих сил, победное могучее шествие народных масс.

Романтически взволнованная музыка «Неоконченной» симфонии – это рассказ о пережитом, о разочарованиях и надеждах. В симфониях Шуберта богатство содержания сочетается с простотой и доступностью музыкальных образов. И не случайно «Неоконченную» симфонию можно услышать в исполнении любительских, самодеятельных оркестров. Шуберт умел говорить в музыке о большом и важном, о пережитом и прочувствованном с простотой, искренностью и задушевностью. Это сделало его искусство вечно юным, любимым и близким всем людям .

Творческая жизнь Шуберта исчисляется всего семнадцатью годами. Тем не менее перечислить все написанное им еще труднее, чем перечислить произведения Моцарта, творческий путь которого был более продолжительным. Так же, как Моцарт, Шуберт не обошел ни одной области музыкального искусства. Кое-что из его наследия (преимущественно оперные и духовные произведения) само время отодвинуло в сторону. Зато в песне или симфонии, в фортепианной миниатюре или камерном ансамбле нашли выражение лучшие стороны шубертовского гения, чудесная непосредственность и пылкость романтического воображения, лирическая теплота и искания мыслящего человека XIX века.

В этих сферах музыкального творчества новаторство Шуберта проявилось с наибольшей смелостью и размахом. Он родоначальник лирической инструментальной миниатюры, романтической симфонии – лирико-драматической и эпической. Шуберт в корне изменяет образное содержание в крупных формах камерной музыки: в фортепианных сонатах, струнных квартетах. Наконец, истинное детище Шуберта – песня, создание которой просто неотделимо от самого его имени.

Демократизмом австрийской народной музыки, музыки Вены овеяно творчество Гайдна и Моцарта, ее влияние испытывал и Бетховен, но Шуберт - дитя этой культуры. За приверженность к ней ему приходилось даже выслушивать упреки от друзей. Шуберт говорит языком жанрово-бытовой музыки, мыслит ее образами; из них вырастают произведения высоких форм искусства самого разнохарактерного плана. В широком обобщении песенных лирических интонаций, вызревавших в музыкальном обиходе бюргерства, в демократической среде города и его предместий – народность шубертовского творчества. На песенно-танцевальной основе развертывается лирико-драматическая «Неоконченная» симфония. Претворение жанрового материала можно ощутить и в эпическом полотне «Большой» симфонии C-dur и в интимной лирической миниатюре или инструментальном ансамбле.

Стихия песенности пропитала все сферы его творчества. Песенная мелодия составляет тематическую основу шубертовских инструментальных сочинений. Например, в фортепианной фантазии на тему песни «Скиталец», в фортепианном квинтете «Форель», где мелодия одноименной песни служит темой для вариаций финала, в квартете d-moll, куда введена песня «Смерть и девушка». Но и в других произведениях, не связанных с темами определенных песен, – в сонатах, в симфониях – песенный склад тематизма определяет особенности структуры, приемы развития материала.

Естественно поэтому, что хотя уже начало композиторского пути Шуберта было отмечено необычайным размахом творческих замыслов, побуждавших к пробам во всех областях музыкального искусства, прежде всего он нашел себя в песне. Именно в ней, опережая все остальное, заблистали чудесной игрой грани его лирического дарования.

Асафьев в своем труде «О симфонической и каменой музыке» писал о произведениях Шуберта следующее:

«Плавная и задушевная, чистая как горный поток, несущийся с далеких вершин, она увлекает людей за собой в музыкально проявленном движении, растворяя в нем все темное и злобное и вызывая в нас светлое чувство жизни» . В песне – вся его творческая сущность. Именно шубертовская песня является своеобразной границей, отделяющей музыку романтизма от музыки классицизма. Место песни в творчестве Шуберта равнозначно положению фуги у Баха или сонаты у Бетховена. По словам Б. В. Асафьева, Шуберт совершил в области песни то же, что Бетховен – в области симфонии. Бетховен обобщил героические идеи своей эпохи; Шуберт же был певцом «простых естественных помыслов и глубокой человечности». Через мир лирических чувств, отраженных в песне, он высказывает свое отношение к жизни, людям, окружающей действительности.

Диапазон лирической тематики в его творчестве исключительно широк. Тема любви со всем богатством ее поэтических оттенков, то радостных, то горестных, переплетается с пронизывающей все романтическое искусство темой скитальчества, странничества, одиночества, с темой природы. Природа в творчестве Шуберта – не просто фон, на котором развертывается некое повествование или происходят какие-либо события: она «очеловечивается», и излучение человеческих эмоций в зависимости от их характера окрашивает образы природы, придает им то или иное настроение и соответствующий колорит.

Так возникли контрасты мрака и света, частые переходы от отчаяния к надежде, от тоски – к простодушному веселью, от образов напряженно-драматических – к светлым, созерцательным. Почти одновременно работал Шуберт над лирико-трагической «Неоконченной» симфонией и радостно-юными песнями «Прекрасной мельничихи». Еще разительнее соседство «ужасных песен» «Зимнего пути» с изящной непринужденностью последних фортепианных экспромтов .

Сказал: «Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут!».

Эта цитата из бессмертного произведения «Мастер и Маргарита» характеризует жизнь австрийского композитора Франца Шуберта, знакомого большинству по песне «Аве Мария» («Третья песня Эллен»).

При жизни он не стремился к славе. Хоть произведения австрийца и раздавались из всех салонов Вены, Шуберт жил крайне скудно. Как-то раз сочинитель вывесил свой сюртук на балконе с вывернутыми наизнанку карманами. Этот жест был адресован кредиторам и означал, что взять с Шуберта больше нечего. Познав сладость славы лишь мимолетно, Франц умер в 31-летнем возрасте. Но спустя столетия этот музыкальный гений стал признанным не только у себя на родине, но и во всем мире: творческое наследие Шуберта необъятно, он сочинил около тысячи произведений: песен, вальсов, сонат, серенад и прочих композиций.

Детство и юношество

Франц Петер Шуберт родился в Австрии, неподалеку от живописного города Вены. Одаренный мальчик рос в обычной небогатой семье: его отец – школьный учитель Франц Теодор – происходил из крестьянского рода, а мать – повариха Элизабет (урожденная Фиц) – была дочерью ремонтника из Силезии. Помимо Франца супруги воспитывали еще четверых ребятишек (из 14 родившихся детей 9 умерли в младенческом возрасте).


Неудивительно, что будущий маэстро рано проявил любовь к нотам, ведь в его доме постоянно «лилась» музыка: Шуберт-старший обожал по-любительски играть на скрипке и виолончели, а брат Франца увлекался фортепиано и клавиром. Франц-младший был окружен восхитительным миром мелодий, так как радушное семейство Шубертов часто принимало гостей, устраивая музыкальные вечера.


Заметив талант своего сына, который в семилетнем возрасте музицировал на клавишах без изучения нот, родители определили Франца в церковно-приходскую школу Лихтенталя, где мальчик пытался освоить игру на органе, а М. Хольцер обучал юного Шуберта вокальному искусству, которое он освоил на славу.

Когда будущему композитору исполнилось 11 лет, он был принят хористом в придворную капеллу, находившуюся в Вене, а также зачислен в школу с пансионом Конвикт, где и обзавелся лучшими друзьями. В учебном заведении Шуберт ревностно постигал музыкальные азы, однако математика и латинский язык давались мальчику худо.


Стоит сказать, что в таланте юного австрийца не сомневался никто. Венцель Ружичка, преподававший Францу басовый голос многоголосного музыкального сочинения, как-то заявил:

«Его учить мне нечему! Он все уже знает от Господа Бога».

А в 1808 году на радость родителям Шуберт был принят в императорский хор. Когда мальчику исполнилось 13 лет, он самостоятельно написал свое первое серьезное музыкальное сочинение, а уже через 2 года с юношей стал заниматься признанный композитор Антонио Сальери, который даже не брал с молодого Франца денежного вознаграждения.

Музыка

Когда звонкий мальчишеский голос Шуберта стал ломаться, молодой композитор по понятной причине был вынужден покинуть Конвикт. Отец Франца мечтал, чтобы тот поступил в учительскую семинарию и пошел по его стопам. Шуберт не смог противостоять воле своего родителя, поэтому после окончания учебы стал работать в школе, где преподавал азбуку младшим классам.


Однако человеку, чья жизнь заключалась в страсти к музыке, благородный учительский труд был не по душе. Поэтому между уроками, которые вызывали у Франца одно лишь презрение, он садился за стол и сочинял произведения, а также изучал труды , и Глюка.

В 1814 году он написал оперу «Увеселительный замок сатаны» и мессу фа мажор. А уже к 20 годам Шуберт стал автором по крайней мере пяти симфоний, семи сонат и трехсот песен. Музыка не оставляла мысли Шуберта ни на минуту: талантливый сочинитель просыпался даже посреди ночи, чтобы успеть записать мелодию, звучавшую во сне.


В свободное от работы время австриец устраивал музыкальные вечера: в доме Шуберта, который не отходил от фортепиано и часто импровизировал, появлялись знакомые и близкие друзья.

Весной 1816 года Франц пробовал устроиться на должность руководителя хоровой капеллы, однако его планам не суждено было исполниться. Вскоре Шуберт благодаря приятелям познакомился со знаменитым австрийским баритоном Иоганном Фогалем.

Именно этот исполнитель романсов помог Шуберту утвердиться в жизни: он исполнял песни под аккомпанемент Франца в музыкальных салонах Вены.

Но нельзя сказать, что австриец владел клавишным инструментом так же виртуозно, как, например, Бетховен. Он не всегда производил на слушающую публику должное впечатление, поэтому на выступлениях внимание зрителей доставалось Фогалю.


Франц Шуберт сочиняет музыку на природе

В 1817 году Франц становится автором музыки к песне «Форель» на слова своего однофамильца Кристиана Шуберта. Также композитор прославился благодаря музыке к известной балладе немецкого писателя «Лесной царь», а зимой 1818 года произведение Франца «Erlafsee» было опубликовано издательством, хотя до известности Шуберта редакции постоянно находили предлог для отказа молодому исполнителю.

Стоит отметить, что в годы пика популярности Франц обзавелся выгодными знакомствами. Так, его товарищи (писатель Бауэрнфельд, композитор Хюттенбреннер, художник Швинд и другие приятели) помогали музыканту деньгами.

Когда Шуберт окончательно убедился в своем призвании, в 1818 году он оставил работу в школе. Но его отцу не понравилось спонтанное решение сына, поэтому он лишил свое уже взрослое чадо материальной помощи. Из-за этого Францу приходилось просить ночлега у друзей.

Фортуна в жизни композитора была весьма переменчива. Опера «Альфонсо и Эстрелла» на сочинение Шобера, которую Франц считал своей удачей, была отклонена. В связи с этим материальное положение Шуберта ухудшилось. Также в 1822 году композитор заразился болезнью, которая подорвала его здоровье. В середине лета Франц переехал в Желиз, где поселился в имении графа Иоганна Эстерхази. Там Шуберт преподавал уроки музыки его детям.

В 1823-м Шуберт становится почетным членом Штирийского и Линцского музыкальных союзов. В том же году музыкант сочиняет песенный цикл «Прекрасная мельничиха» на слова поэта-романтика Вильгельма Мюллера. В этих песнях рассказывается о юноше, который отправился на поиски счастья.

Но счастье молодого человека заключалось в любви: когда он увидел дочь мельника, в его сердце устремилась стрела Купидона. Но возлюбленная обратила внимание на его соперника, молодого охотника, поэтому радостное и возвышенное чувство путешественника вскоре переросло в отчаянное горе.

После грандиозного успеха «Прекрасной мельничихи» зимой и осенью 1827 года Шуберт работает над другим циклом под названием «Зимний путь». Музыка, написанная на слова Мюллера, отличается пессимизмом. Сам Франц называл свое детище «венком жутких песен». Примечательно, что столь мрачные композиции о неразделенной любви Шуберт написал незадолго до собственной смерти.


Биография Франца указывает на то, что порой ему приходилось жить на ветхих чердаках, где он со светом горящей лучины сочинял великие произведения на клочках засаленной бумаги. Композитор был крайне беден, но существовать на денежную помощь друзей он не хотел.

«Что будет со мной... – писал Шуберт, – мне, пожалуй, придется на старости, как гетевскому арфисту, ходить из двери в дверь и просить подаяния на хлеб».

Но Франц не мог и предположить, что старости у него не будет. Когда музыкант был на грани отчаяния, богиня судьбы вновь улыбнулась ему: в 1828 году Шуберта избрали членом Венского общества друзей музыки, и 26 марта композитор впервые дал авторский концерт. Выступление было триумфальным, а зал разрывался от громких аплодисментов. В этот день Франц в первый и последний раз в своей жизни узнал, что такое настоящий успех.

Личная жизнь

В жизни великий композитор был весьма робок и застенчив. Поэтому многие из окружения сочинителя наживались на его доверчивости. Материальное положение Франца стало камнем преткновения на пути к счастью, потому что его возлюбленная выбрала богатого жениха.

Любовь Шуберта звали Терезой Горб. С этой особой Франц познакомился, находясь в церковном хоре. Стоит отметить, что русоволосая девушка не слыла красавицей, а, наоборот, имела обыкновенную внешность: ее бледное лицо «украшали» следы от оспы, а на веках «красовались» редкие и белые ресницы.


Но не внешность привлекала Шуберта в выборе дамы сердца. Он был польщен тем, что Тереза с трепетом и вдохновением слушала музыку, и в эти моменты ее лицо приобретало румяный вид, а в глазах светилось счастье.

Но, поскольку девушка воспитывалась без отца, ее мать настояла, чтобы та между любовью и деньгами выбрала последнее. Поэтому Горб вышла замуж за состоятельного кондитера.


Остальные сведения о личной жизни Шуберта весьма скудны. По слухам, композитор в 1822 году был заражен сифилисом – в то время неизлечимой болезнью. Исходя из этого, можно предположить, что Франц не брезговал посещать публичные дома.

Смерть

Осенью 1828 года Франца Шуберта мучила двухнедельная лихорадка, вызванная инфекционным заболеванием кишечника – брюшным тифом. 19 ноября в возрасте 32-х неполных лет великий композитор скончался.


Австрийца (согласно последнему желанию) похоронили на Верингском кладбище рядом с могилой его кумира – Бетховена.

  • На средства, вырученные с триумфального концерта, который состоялся в 1828 году, Франц Шуберт приобрел рояль.
  • Осенью 1822 года композитор написал «Симфонию № 8», которая вошла в историю как «Неоконченная симфония». Дело в том, что сначала Франц создавал это произведение в виде наброска, а потом в партитуре. Но по непонятной причине Шуберт так и не закончил работу над детищем. По слухам, остальные части рукописи были утеряны и хранились у друзей австрийца.
  • Некоторые ошибочно приписывают Шуберту авторство названия пьесы-экспромта. Но словосочетание «Музыкальный момент» придумал издатель Лейдесдорф.
  • Шуберт обожал Гете. Музыкант мечтал познакомиться поближе с этим знаменитым писателем, однако его мечте не суждено было исполниться.
  • Большую до-мажорную симфонию Шуберта нашли через 10 лет после его смерти.
  • В честь пьесы Франца «Розамунда» был назван астероид, который открыли в 1904 году.
  • После кончины композитора осталась масса неизданных рукописей. Долгое время люди не знали того, что было сочинено Шубертом.

Дискография

Песни (всего более 600)

  • Цикл «Прекрасная мельничиха» (1823)
  • Цикл «Зимний путь» (1827)
  • Сборник «Лебединая песнь» (1827-1828, посмертный)
  • Около 70 песен на тексты Гёте
  • Около 50 песен на тексты Шиллера

Симфонии

  • Первая D-dur (1813)
  • Вторая B-dur (1815)
  • Третья D-dur (1815)
  • Четвертая c-moll «Трагическая» (1816)
  • Пятая B-dur (1816)
  • Шестая C-dur (1818)

Квартеты (всего 22)

  • Квартет B-dur op. 168 (1814)
  • Квартет g-moll (1815)
  • Квартет a-moll op. 29 (1824)
  • Квартет d-moll (1824-1826)
  • Квартет G-dur op. 161 (1826)