Рисунки на тему линия и ее выразительность. Презентация для урока изобразительного искусства "Линия и её выразительные возможности". I. Организационный момент

Человек и природа
Prezentacii.com

Вступление:

Человек и природа неотделимы друг от друга и тесно взаимосвязаны. Для человека, как и для общества в целом, природа является средой жизни и единственным источником необходимых для существования ресурсов. Природа и природные ресурсы - база, на которой живет и развивается человеческое общество, первоисточник удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Без природной среды общество существовать не может.
Человек – часть природы
и как живое существо своей элементарной жизнедеятельностью оказывает ощутимое влияние на природную среду.

Экологический кризис
Экологический кризис – кризис взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. На протяжении тысячелетий человек постоянно увеличивал свои технические возможности, усиливал вмешательство в природу, забывая о необходимости поддержания в ней биологического равновесия.

Особенно резко возросла нагрузка на окружающую среду во второй половине XX в. Во взаимоотношениях между обществом и природой произошел качественный скачок, когда в результате резкого увеличения численности населения, интенсивной индустриализации и урбанизации нашей планеты хозяйственные нагрузки начали повсеместно превышать способность экологических систем к самоочищению и регенерации. Вследствие этого нарушился естественный круговорот веществ в биосфере, под угрозой оказалось здоровье нынешнего и будущего поколения людей.

ИСТОЩЕНИЕ И РАЗРУШЕНИЕ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
По меньшей мере, 94% из примерно полумиллиарда различных видов, которые жили на земле, исчезли или эволюционировали в новые виды. Массовое вымирание в далеком прошлом происходило в результате неизвестных природных причин. Однако с тех пор, как 10 000 лет назад зародилось земледелие, в результате человеческой деятельности скорость исчезновения видов возросла в миллионы раз и предполагается, что такая тенденция сохранится в ближайшие десятилетия.

Основными, связанными с деятельностью человека факторами, которые способны подвергнуть виды угрозе, опасности или исчезновению, являются:

Уничтожение или нарушение мест обитания
Промысловая охота
Контролирование вредителей и хищников для защиты домашнего скота, сельскохозяйственных культур и для охоты
Разведение в качестве домашних животных, декоративных растений, для медицинских исследований и для зоопарков
Загрязнение
Случайная или намеренная интродукция конкурирующих или хищных видов в экосистемы
Рост населения

Бытовые и промышленные отходы являются одним из факторов разрушения природной среды.
Долгие годы деятельность по переработке отходов затруднялась из-за того, что существовало мнение, будто любое дело должно приносить прибыль. Но забывалось то, что переработка, по сравнению с захоронением и сжиганием, - наиболее эффективный способ решения проблемы отходов, так как требует меньше правительственных субсидий. Кроме того, он позволяет экономить энергию и беречь окружающую среду. И поскольку стоимость площадей для захоронения мусора растет из-за ужесточения норм, а печи слишком дороги и опасны для окружающей среды, роль переработки отходов будет неуклонно расти.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ И СПОСОБЫ ОХРАНЫ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ
Для охраны подвергающихся опасности и угрозе вымирания диких видов и для предотвращения опасности, которой могут подвергнуться другие виды, используются три основные стратегии:
Принятие соглашений, законов и создание заповедников
Использование генных банков, зоопарков, исследовательских центров, ботанических садов и аквариумов для сохранения небольшого количества диких животных
Охрана и защита разнообразия уникальных и типичных экосистем во всем мире

В большинстве развитых стран популяции охотничьих животных регулируются законами, которые определяют способ и время спортивной охоты на определенные виды. Менеджмент водоплавающих перелетных птиц может осуществляться посредством:

Охраны существующих мест обитания на лугах и заболоченных участках в районах их летних и зимних гнездований и вдоль путей миграции
Создания новых мест обитания
Регулирования охоты








ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Во многих странах проблема экологии стоит на первом месте сейчас ей начинают уделять все больше внимания, принимаются новые экстренные меры:
усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов;
установить систематический контроль за использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств;
усилить внимание к вопросам по предотвращению
загрязнений и засоления почв, поверхностных и подземных вод;
уделять большое внимание сохранению водоохранных и защитных функций лесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира, предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;
усилить борьбу с производственным и бытовым шумом.

ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КРИЗИСА
Во многих странах проблема экологии стоит на первом месте сейчас ей начинают уделять все больше внимания, принимаются новые экстренные меры:
усилить внимание к вопросам охраны природы и обеспечения рационального использования природных ресурсов;
установить систематический контроль за использованием предприятиями и организациями земель, вод, лесов, недр и других природных богатств;
усилить внимание к вопросам по предотвращению
загрязнений и засоления почв, поверхностных и подземных вод;
уделять большое внимание сохранению водоохранных и защитных функций лесов, сохранению и воспроизводству растительного и животного мира, предотвращению загрязнения атмосферного воздуха;
усилить борьбу с производственным и бытовым шумом.








































Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: показ приёмов формирования социально-экологических знаний и учебных компетентностей обучающихся на основе использования личностно ориентированного подхода с применением инновационных образовательных технологий.

Задачи урока:

  • систематизировать знания по теме;
  • подвести обучающихся к пониманию взаимосвязи человека и природы и необходимости защиты окружающей среды;
  • совершенствовать и систематизировать умения:
  • осмысливать теоретический материал;
  • оперировать имеющимися знаниями;
  • использовать ранее приобретенные знания в новой ситуации;
  • излагать "сквозные" вопросы;
  • развивать экологическое мышление обучающихся;
  • способствовать воспитанию у обучающихся любви и уважения к природе, экологической культуры.

Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений

Вид урока: комбинированный

Материальное обеспечение урока:

  • Обществознание: учебник для 8-9 классов под редакцией Л.Н. Боголюбова - М.: Просвещение, 2008
  • Демонстрационно-компьютерный комплекс, интерактивная доска
  • Аудиовизуальная информация в виде слайдов, видеофрагментов, анимации
  • Выставка технического творчества, рисунков, фотографий

Учебные вопросы:

  • Природа и человек
  • Экологический кризис
  • Пути выхода из кризиса

План-конспект урока

1. Организация начала урока

2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности

Слово преподавателя

Что означает слово "экология"?

Глобус - уменьшенная модель огромной Земли, где мы живём, где живут все люди на свете. Это наш общий большой дом. У нас под ногами один общий пол - земная поверхность. У нас, у всего человечества, одна на всех великанская лампа, она же печка - Солнце. У нас общий водопровод - дождевые и снежные тучи. И вентилятор тоже один на всех - ветер-ветрило.

Наша общая задача - беречь наш общий дом.

Именно об этом мы поговорим сегодня на уроке, тема которого: "Человек и природа". Тема очень широка. Она включает в себя сведения из целого ряда наук: биологии, физики, химии, истории, ОБЖ. Умелое пользование этими знаниями, критическое восприятие разнообразной информации, самостоятельный поиск решений возникших проблем помогут вам выработать собственную жизненную позицию. Давайте вместе поразмышляем о природе и месте в ней человека, обменяемся знаниями и идеями. Ваши ответы на вопросы должны быть предельно лаконичны, но точны и содержательны. Вам потребуется большое напряжение интеллектуальных сил. Главное, чтобы, в конечном счёте, вы нашли для себя ответы (понятно, что неокончательные) на вопрос: "В чём выражается взаимосвязь природы и общества"?

Чтобы подготовиться к итоговому тестированию, на уроке вы будете выполнять разнообразные задания и самостоятельно оценивать себя, а в конце урока мы подведём итоги.

И так, без страха - вперёд! Успехов вам!

3. Систематизация и обобщение знаний и умений

1. Человек и природа.

- Раскройте основные значения понятия "природа".

Какова роль природы в жизни человека и общества?

(Среда обитания, кладовая ресурсов, источник светлых чувств и вдохновения).

Слово преподавателя

Давайте мысленно откроем поэтическую тетрадь и полюбуемся замечательными пейзажами русской природы.

Перед нами лесное царство - "Утро в сосновом бору" - репродукция с картины Ивана Ивановича Шишкина. Художник - пейзажист всю жизнь изучал русский северный лес и находил в нём вдохновение.

Исаака Ильича Левитана вдохновляла волжская природа с её бесконечными просторами, чередованием лесов, полей и рек. Глядя на эту золотую осень, так и хочется сказать словами Ивана Алексеевича Бунина:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной!

Итак, природа - это естественная среда обитания человека, в которой он получает всё необходимое, но человек - это часть природы, вне которой он не может существовать.

Каковы различия в оценке места человека в живой природе?

Какая из двух точек зрения вам представляется наиболее убедительной и почему? Приведите свои доводы.

Ответы обучающихся.

Свои аргументы привели обе стороны. От того, какую позицию выберет каждый из вас, будет зависеть ваше отношение к природе, к самому себе, другим людям, обществу в целом.

А теперь, давайте проверим, как вы усвоили эту часть темы.

Проверь себя

I. Какие природные ресурсы спрятаны за этими загадками?

1. Неказист с виду клад, а народ ему род. Из земли поднимается, за все работы принимается. (Нефть)

2. По трубе течёт, пироги печет. (Газ)

3. Голубой платок, алый клубок по платку катиться, людям улыбается. (Солнце)

4. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (Река)

Работа на интерактивной доске и в тетрадях:

1. Взаимосвязь природы и общества характеризуется:

а) подчиненностью природы обществу;

б) взаимной независимостью природы и общества;

в) взаимным влиянием природы и общества;

г) полным подчинением общества природы.

2. Взаимосвязь природы и общества не может характеризоваться:

а) взаимным влиянием природы и общества;

б) неразрывной связью общества с природой;

в) отрицательным влиянием общества на экологическую обстановку;

г) возможностью автономного развития общества и природы.

3. Какое высказывание верно?

А. Природа и общество неразрывно взаимосвязаны

Б. Природа и общество развиваются независимо друг от друга

1) верно только А;

2) верно только Б;

3) верно А и Б;

4) оба высказывания неверны.

2. Экологический кризис

Слово преподавателя

Мы выяснили, что человек - это часть природы, существо высшее, наделён разумом, живёт по своим законам. Однако он не всегда совершает разумные поступки по отношению к природе. Именно такое отношение сегодня привело мир к роковой черте - экологическому кризису.

Что такое экологический кризис?

Назовите главную причину и последствия экологического кризиса.

В чём проявляется деградация биосферы?

"Экологическая тревога" (слайды комментируют обучающиеся)

Уничтожение растительности

Пожары. Нет на свете более страшного убийцы и разрушителя, чем огонь. Погасить лесной пожар очень трудно, если не пойдёт дождь. Небывалые пожары вспыхнули в этом году. В борьбе со стихией участвовали более 200 тысяч человек. Число жертв удалось свести к минимуму, но материальный ущерб огромен: выгорело 0,2% ООПТ, а на восстановление популяций погибших животных и растений понадобится 15 лет.

В Твери недавно открылся торгово-развлекательный центр "Рубин". Он разместился на площади 55 тысяч квадратных метров. Для постройки центра была вырублена красивая аллея, избавляющая район от пыли и запаха бензина, летящий с вечно перегруженного автотранспортом проспекта Калинина.

Браконьерство

Красная книга - это книга особенная, в ней перечислены животные и растения, которые могут исчезнуть. Цвет книги как красный сигнал светофора предупреждает: "Осторожно! Может случиться беда!" И это действительно так. Если мы не защитим растения и животных, попавших в Красную книгу, они погибнут. Гибель их будет на нашей совести. За последние 200 лет полностью уничтожено, стёрто с лица Земли 200 видов животных. По одному в год! Амурских тигров у нас 450-500 особей. Шкура тигра и органы используются в китайской и индийской медицине. Туша тигра стоит 50 тысяч долларов. В ноябре этого года в Санкт-Петербурге проходил тигриный саммит, в котором участвовали главы правительств 13 стран. Собрали 380 тыс. долларов для спасения хищников.

Нефтяные загрязнения

Во многих местах берега сейчас загрязнены и отравлены нефтью из танкеров, нефтепроводов. Любое живое существо, попадая в нефтяное пятно, погибает (рыбы и животные, которые их едят). Нефть губит и морских птиц, разрушая водонепроницаемый слой на перьях. 6% нефтяных загрязнений происходят от людей, которые выливают нефтепродукты в канавы, например, после того, как поменяли масло в своих автомобилях. В апреле 2010 г. произошёл взрыв на нефтяной платформе в Мексиканском заливе, бурением на ней занималась швейцарская организация. Платформа затонула. С глубины 1500 м из скважины 3,5 месяца била нефть. После взрыва образовалось огромное нефтяное пятно. Это первая подобная катастрофа в истории человечества. Под угрозой биологические ресурсы залива. Страдают животные и птицы.

Парниковый эффект

Углекислый газ, находящийся вокруг Земли, сохраняет тепло так же, как стекло в парнике. Это явление называют парниковым эффектом. Тепло от Солнца проходит через углекислый газ, соприкасается с землёй, но не может подняться обратно. Так как люди сжигают топливо, то появившийся при сгорании углекислый газ выделяется в воздух и остаётся там. Если углекислого газа станет действительно много, то парниковый эффект увеличится, и Земля потеплеет. Это называется глобальным потеплением. Сегодня учёные прогнозируют дальнейшее потепление на 1,5-4,5 градусов, т. е. глобальное потепление наступит через 50-60 лет. Чтобы этого не произошло, учёные предлагают засеять все свободные земли зерновыми (рожь, овёс, пшеница). Они будут отражать солнечные лучи, и температура понизится на 3-4 градуса.

Слово преподавателя

Действительно, прав был А.И.Герцен, русский революционер, писатель и философ, когда говорил, что природа не может перечить человеку, если человек не перечит её законам.

А теперь, проверьте себя (работа на интерактивной доске и в тетрадях).

Из приведенного перечня выделите, что относится к (А) причинам, а что (Б) к последствиям экологического кризиса:

а) ухудшение среды обитания человека;

б) грубые механические приёмы земледелия;

в) нерациональное использование природных ресурсов;

г) исчезновение многих видов животных и растений;

е) увеличение промышленных отходов;

ж) жизненный принцип "После нас - хоть потоп";

з) рост числа наследственных заболеваний.

3. Пути выхода из кризиса

Что необходимо делать для преодоления экологического кризиса?

Взвод разделён на 3 группы:

1) производственники и учёные;

2) политики и правоведы;

3) деятели культуры.

Каждая группа предлагает свои пути выхода из экологического кризиса.

Первые в истории нашей страны природоохранные мероприятия провёл Пётр I. Он запретил рубить лес вблизи рек.

На Руси испокон веков были заповедные рощи, культовые места, просто заказники для князей, царей, знати для охоты.

В XX веке сельские сходы сибирских крестьян нередко объявляли леса священными угодьями, где запрещалась всякая хозяйственная деятельность. Такая торжественная церемония проводилась при огромном стечении народа, с участием священнослужителей, и называлась "заповеданием". Так произошло слово "заповедник". Первый российский заповедник Баргузинский, создан в 1916 г.был на озере Байкал. Сейчас в России 104 заповедника. Здесь полностью запрещена деятельность человека, охота, туризм. В Тверской области в Андреапольском районе создан Центрально-Лесной заповедник, расположенный на водоразделе Волги и Западной Двины (леса смешанные и еловые, болота).

Заказников в России 68. В них запрещена промысловая охота и рыболовство. В Тверской области заказники есть в Осташковском районе, например исток Волги.

В России 41 национальный парк. В них ограничена хозяйственная деятельность, допускаются туристы. Первый в мире парк - Йеллоустонский был организован в США в 1872 г. С тех пор по всему миру были открыты тысячи "мест для наслаждения" - именно так назывались национальные парки до начала XX века.

Госкомплекс "Завидово" указом Президента РФ приравнен к национальным паркам и является резиденцией президента "Русь".

- Какие ООПТ находятся в районе, где ты живёшь?

Что изучает экологическое право?

Перечислите ваши экологические права и обязанности.

Сейчас необходимо развивать экологический туризм, принцип которого "Не оставь следа!"

Летом этого года волонтёры (17 добровольцев) - люди разных профессий и возрастов из Воронежа, Москвы, Чехии, Испании и Голландии очистили от мусора заповедник "Дивногорье" в Воронежской области. Проблема интернациональна, но на Западе ведётся экологическая пропаганда, поэтому там ситуация лучше, чем в России.

Итак, какие же пути выхода из кризиса мы наметили?(схема)

Пути выхода из кризиса

- Какие из этих мер вам представляются первоочередными ?

А теперь проверь себя.

В октябре 2010г. в Венгрии произошла крупнейшая техногенная катастрофа на заводе алюминиевой компании "Мал". Три населённых пункта накрыл ядовитый красный шлам,

в химическом составе которого экологи насчитали 38 элементов периодической системы Менделеева, многие из которых являются ядовитыми для человека и природы (кадмий, мышьяк, никель, ртуть, сурьма). Это угрожает уничтожить экосистему Дуная.

Кто понесёт ответственность, и какую в данном случае?

Герой сказки Антуана де Сент-Экзюпери "Маленький принц" придерживался следующего строгого правила: "Встал поутру, умылся, привёл себя в порядок - и сразу же приведи в порядок свою планету".

Как ты можешь выполнить это правило в повседневной жизни?

СВУ - это наш дом и тоже экологическая система. Чтобы в этом доме жилось хорошо, надо его обустроить по законам экологии. Как? Поделитесь результатами своих наблюдений за загрязнением своего учебного класса, спальни, роты (таблица: вид загрязнения, источник загрязнения, способ его предотвращения). В роли эксперта суворовец.

Жизнь подтверждает правило: отношение человека к природе характеризует и его отношение к самому себе, другим людям, обществу в целом.

4. Подведение итогов

Итак, мы обменялись своими знаниями и идеями. Давайте подведём итоги.

Какой главный вывод мы можем сделать из всего сказанного?

По существу только один. Мир - единый, целостный. Он устроен сложно, но вместе с тем разумно, красиво, гармонично. Наша земля, которую люди издавна называют матушкой, требует бережного, внимательного отношения к себе. Как хорошо учили мудрецы в Древнем Китае: "Не выдавливай мир из его формы!". Живая природа для всех должна быть неприкосновенной. Наблюдайте, фотографируйте, слушайте, любуйтесь!

Не стреляйте в белых лебедей:

Не стреляйте в белых лебедей.
Опустите ружья, господа.
И у птиц судьба, как у людей.
Их полёт - счастливая звезда.

Не губите маленьких птенцов.
И не разоряйте их гнезда.
Пожалейте матерей, отцов.
Смерть для всех - несчастье и беда.

Всем на свете доброта нужна.
И любовь жестокости сильней
Будьте чуть добрее, жизнь одна.
Не стреляйте в белых лебедей:
(Бриклин А.А.)

Задание на самоподготовку

Обратить внимание, на пробелы, которые вы обнаружили в ходе самопроверки.

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

Изучение проблемы переработки и использования отходов. 1.Концепция безотходного производства. 2.Переработка и использование отходов. 3.Масштабы «производства» отходов в России. 4.Экологическое состояние Курской области. 5.Предложения по реализации системы утилизации отходов в России.

4 слайд

Описание слайда:

Практическое использование отходов сельского хозяйства. 1.Что такое биогаз? 2.Факторы, влияющие на производство биогаза. 3.Установки для получения биогаза. 4.Практические советы. 5.Замечательное сообщество. 6.Как построить биореактор? 7.Использование биогаза 8.Экономическая эффективность 9.Техника безопасности.

5 слайд

Описание слайда:

Значение природы в жизни и деятельности человека Природа в широком понимании - Вселенная, а в узком - совокупность неорганического и органического мира на Земле. Для общества природа имеет огромное социальное, производственное, экономическое, научное, оздоровительное и эстетическое значение. Природа величественна во всех ее проявлениях.

6 слайд

Описание слайда:

Вся история естествознания - это постепенное раскрытие законов природы, возникновение все новых и новых отраслей науки (молекулярной биологии, биофизики, биогеоценологии, бионики, кибернетики и др.). Изучение эталонов целостной природы дает возможность правильно оценить роль человека как преобразователя природы и решить вопросы о самых целесообразных и продуктивных биологических системах. Научно-познавательное значение природы состоит в том, что она является источником всех научных знаний, развития разных отраслей науки.

7 слайд

Описание слайда:

Природа - источник здоровья, радости, духовного богатства. На здоровье человека целебно влияет чистый воздух, вода, купание в море, экскурсии в природу. Для здоровья полезно отдыхать в сосновом лесу, в парках, где воздух насыщен озоном, фитонцидами. Чистая, незагрязненная природа широко используется человеком с лечебной целью.

8 слайд

Описание слайда:

Взаимодействие общества и природы Человек - продукт природы. Он непрерывно взаимодействует с ней. Это взаимодействие представляет собой основу истории человеческого общества и его борьбу за жизнь и деятельность. Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой благотворно влияет на человека, делает его добрее, пробуждает в нем самые лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Замечательный советский педагог В. Н. Сухомлинский ставил в основу воспитания детей их непосредственное знакомство с окружающей природой. Эстетическое значение природы огромно. Природа издавна была для человека источником эстетического наслаждения, вызывала положительные эмоции, вдохновляла поэтов, писателей, художников и композиторов. Без общения с природой невозможно развивать у человека чувство прекрасного. Охране красот природы уделяется особое внимание. Сохранение неповторимой красоты природы – почетная обязанность каждого человека.

9 слайд

Описание слайда:

В природе различают три формы эволюции Эволюция природы и общества неорганическую биологическую социальную

10 слайд

Описание слайда:

Неорганическая эволюция Установлено, что неорганическая эволюция различных небесных тел протекает очень медленно и ее трудно наблюдать и изучать. Однако астрономы изучают эво­люцию космических тел, вещества, эволюцию звезд, образование новых галактик в космическом пространстве.

11 слайд

Описание слайда:

Биологическая эволюция Биологическая эволюция проходит значительно быстрее с нарастающими темпами развития. Научные доказательства свидетельствуют, что самые примитивные живые существа появились на планете (в Мировом океане) около 3 млрд. лет назад (это очень короткий срок в масштабах астрономического времени). Около 1 млрд. лет потребовалось для превращения одноклеточных впервые многоклеточные организмы. Позже, в кембрийском периоде (около 600 млн. лет назад) развилась многообразная морская флора и фауна. Затем, начиная с ордовика и силура (400 млн. лет назад), развиваются позвоночные животные. В мезозой­ской эре появились первые птицы и млекопитающие, интенсивно бурное развитие. которых произошло в кайнозое (70 млн. лет назад). Человек же существует на Земле только 3,5-4 млн. лет.

12 слайд

Описание слайда:

Социальная эволюция Социальная эволюция проходит еще быстрее. Человеческое общество развивается с такой скоростью, что органический мир кажется как бы стоящим на месте, и природа не может приспособиться к быстрым темпам воздействия на нее человека. Диалектика взаимодействия общества и природы заключается в том, что человечество, будучи составной частью природы, вместе с тем противостоит природе как преобразующая ее сила. Ведущей стороной во взаимо­действии общества и природы становится человеческое общество, которое всесторонне преобразует природу в общественной практике.

13 слайд

Описание слайда:

Однако вначале человек находился почти в полной зависимости от природы, ее климата и наличия в окружающей среде съедобных растений и животных, на ко­торых он охотился. Человек часто погибал во время охоты на крупных хищников, он страдал и умирал от различных болезней. Поэтому ему приходилось вести суровую борьбу за свое существование против неблагоприятных факторов среды.

14 слайд

Описание слайда:

С развитием общества человек приспосабливается к неблагоприятным климатическим условиям. При помощи сельхозмашин, различных удобрений человек возделывает нужные ему съедобные растения, а животноводство давно стало хозяйственно важнее первобытной охоты на животных и обеспечивает человека мясомолочными и другими продуктами питания и веществами. Продолжительность жизни человека увеличилась благодаря оптимальным условиям жизнедеятельности, достижениям медицины и др. Однако и сейчас человек как живой организм остался почти неизменным. Так, как и первобытный человек, он нуждается в чистом воздухе и воде, в съедобной пище, необходимой калорийности, в определенных климатических условиях и т. д. Таким образом, человек за многие годы изменился не как живое существо - продукт биологической эволюции, а как член общества, развивающегося по своим законам.

15 слайд

Описание слайда:

Понятие охраны природы Впервые высказывание ученых о влиянии человека на природу появилось два столетия назад. Так, Ж. Руссо (1712-1778) писал, что человек своей деятельностью во многих случаях наносит вред окружающей природной среде. В разные периоды понятие «охрана природы» имело различное содержание. Впервые этот термин получил большое распространение после первого международного съезда по охране природы в 1913 г.

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

По мере развития современного производства с его масштабностью и темпами роста все большую актуальность приобретают проблемы разработки и внедрения мало- и безотходных технологий. Скорейшее их решение в ряде стран рассматривается как стратегическое направление рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды. «Безотходная технология представляет собой такой метод производства продукции (процесс, предприятие, территориально-производственный комплекс - ТПК), при котором все сырье и энергия используются наиболее рационально и комплексно в цикле: сырьевые ресурсы - производство - потребление - вторичные ресурсы, и любые воздействия на окружающую среду не нарушают ее нормального функционирования». Эта формулировка не должна восприниматься абсолютно. Представить себе абсолютно безотходное производство просто невозможно, такого и в природе нет. Однако отходы не должны нарушать нормальное функционирование природных систем. Другими словами, мы должны выработать критерии такого ненарушенного состояния природы. Создание безотходных производств относится к весьма сложному и длительному процессу, промежуточным этапом которого является малоотходное производство. Под малоотходным производством следует понимать такое производство (процесс, предприятие, объединение, ТПК), результаты которого при воздействии их на окружающую среду не превышают уровня, допустимого санитарно-гигиеническими нормами, т. е. ПДК. При этом по техническим, экономическим, организационным или другим причинам часть сырья и материалов может переходить в отходы и направляться на длительное хранение или захоронение. Концепция безотходного производства

18 слайд

Описание слайда:

В соответствии с действующим в России законодательством предприятия, нарушающие санитарные и экологические нормы, не имеют права на существование и должны быть реконструированы или закрыты, т. е. все современные предприятия должны быть малоотходными и безотходными. Однако возникает вопрос, какая допустимая часть сырья и материалов при малоотходном производстве может направляться на длительное хранение или захоронение? В этой связи в ряде отраслей промышленности России уже имеются количественные показатели оценки безотходности. Так, в цветной металлургии широко используется коэффициент комплексности, определяемые долей полезных веществ (в %), извлекаемых из перерабатываемого сырья по отношению ко всему его количеству. В ряде случаев он уже превышает 80% Безотходная технология - это идеальная модель производства, которая в большинстве случаев в настоящее время реализуется не в полной мере, а лишь частично (отсюда становится ясными термин «малоотходная технология»). Однако уже сейчас имеются примеры полностью безотходных производств. Так, в течение многих лет Волховский и Пикалевский глиноземные заводы перерабатывают нефелин на глинозем, соду, поташ и цемент по практически безотходным технологическим схемам. Причем эксплуатационные затраты на производство глинозема, соды, поташа и цемента, получаемых из нефелинового сырья, на 10-15% ниже затрат при получении этих продуктов другими промышленными способами. При создании безотходных производств приходится решать ряд сложнейших организационных, технических, технологических, экономических, психологических и других задач. Вместе с тем для разработки и внедрения безотходных производств можно выделить ряд взаимосвязанных принципов.

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Отходы производства - это остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, химических соединений, образовавшиеся при производстве продукции или выполнении работ (услуг) и утратившие полностью или частично исходные потребительские свойства. Отходы потребления - изделия и материалы, утратившие свои потребительские свойства в результате физического или морального износа. Отходы производства и потребления являются вторичными материальными ресурсами (BMP), которые в настоящее время могут вторично использоваться в народном хозяйстве. Отходы бывают токсичные и опасные. Токсичные и опасные отходы - содержащие или загрязненные материалами такого рода, в таких количествах или в таких концентрациях, что они представляют потенциальную опасность для здоровья человека или окружающей среды. В Российской Федерации ежегодно образуется около 7 млрд. т отходов, при этом вторично используются только 2 млрд. т, т. е. около 28%. Из общего объема используемых отходов около 80% - вскрышные породы и отходы обогащения - направляется для закладки выработанного пространства шахт и карьеров; 2% - находят применение в качестве топлива и минеральных удобрений, и лишь 18% (360 млн. т) используются в качестве вторичного сырья, из них 200 млн. т в стройиндустрии. На территории страны в отвалах и хранилищах накоплено около 80 млрд. т твердых отходов, при этом изымаются из хозяйственного оборота сотни тысяч гектаров земель; сконцентрированные в отвалах, свалках отходы являются источниками загрязнения поверхностных и подземных вод, атмосферного воздуха, почв и растений. Переработка и использование отходов

21 слайд

Описание слайда:

Масштабы «производства» отходов в России По оценкам ФГУ НИЦПУРО, ежегодно в стране образуется: - отходов промышленного производства - более 3 млрд тонн; - ТБО - более 40 млн тонн; - осадков сточных вод промышленных предприятий и коммунального сектора (влажностью 95–96%) - 80–100 млн тонн;- свиного навоза и птичьего помета (влажностью 95–97%) - сотни млн тонн; - строительных отходов, включая отходы от сноса зданий и замусоренный грунт, - десятки млн тонн. В России наблюдается устойчивый количественный рост отходов, и никаких принципиальных изменений этой тенденции в обозримом будущем не предвидится. Это очевидным образом связано с ростом объема промышленного производства и уровня конечного потребления. При этом отходы потребления будут расти быстрее, чем отходы производства, из-за опережающего роста продукции конечного потребления - в первую очередь бытовой, компьютерной и радиоэлектронной техники, предметов домашнего обихода, одежды, автомобилей и т. д.

22 слайд

Описание слайда:

Экологическое состояние Курской области. Курская область - один из развитых регионов Центрального Черноземья. Наша область - это один из красивейших по своей природе и богатых полезными ископаемыми уголков России. В недрах области залегают колоссальные запасы железных руд. Незаменимым даром природы являются чернозёмные почвы. В них «вековечное богатство России» - отмечал В.В. Докучаев.

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Целью экономического развития Курской области является, прежде всего, стабилизация деятельности во всех сферах экономики, увеличение объемов выпускаемой продукции, рациональное использование ресурсов. Но в любых экономических условиях качество окружающей среды является одним из важнейших факторов экологической безопасности Курской области. Курская область по состоянию окружающей среды на фоне других областей Центрального Федерального округа выглядит достаточно благополучной. По рейтингам общественной организации «Зеленый патруль» в 2010-2011 годах Курская область стабильно входит в десятку экологически приемлемых регионов России не только с позиции состояния окружающей среды, а также из-за факторов ответственности властей, бизнеса и активной позиции граждан. По итогам 2011 г. Курская область занимает 7 место среди 83 субъектов РФ.

26 слайд

Описание слайда:

Одной из важнейших экологических проблем области и всей России является проблема сохранения нашего главного природного ресурса - чернозема. Происходит ухудшение, а в районе КМА и разрушение, почвенного пок­рова в результате развития эрозии, нарушения технологии обработки почв, добычи полезных ископаемых. Применение большого количества ядохимикатов и минеральных удобре­ний, вынос с полей или сжигание почти всех органических остатков способствуют загрязнению почв, падению гумуса. Доза содержания ядохимикатов в почве часто превышают норму в несколько раз.

27 слайд

28 слайд

Описание слайда:

В последнее время наблюдается постепенное снижение количества размещаемых на полигонах ТБО промышленных отходов и устойчивый рост образования твердых бытовых отходов коммунального хозяйства. Официальная статистика не обеспечивает полный учет такого вида отходов. Объемы вывозимых на свалки твердых бытовых отходов в ряде случаев определяются по емкости кузова мусоровозов. По усредненным данным на территории области ежегодно образуется около 2 млн. куб. м твердых бытовых отходов. В России забыта перерабатывающая промышленность, не организована система сбора вторичных ресурсов, не оборудованы в населенных пунктах места для сбора вторичных ресурсов (металл), не везде налажена система вывоза образующихся отходов, слабый контроль над их образованием. Это влечет за собой ухудшение состояния окружающей среды, негативное воздействие на здоровье человека.

29 слайд

Описание слайда:

Очевидно, что ни одна технология сама по себе проблемы ТБО не решит. Эффективность технологий можно рассматривать лишь в общей цепочке жизненного цикла предметы потребления – отходы. Проекты МСЗ, на борьбу с которыми общественные экологические организации потратили много сил, в нынешней экономической ситуации еще долго могут так и оставаться проектами. Сбор и переработку отходов производства и потребления на территории Курской области осуществляют более 30 предприятий. Наиболее крупными из них являются ООО «Резипол» и ЗАО «Торгвторсервис».

30 слайд

Описание слайда:

ООО «Резипол» основано в 2005 году и является специализированным предприятием, занимающимся сбором и переработкой изношенных автопокрышек и отходов РТИ. В основе организации производства лежит идея оздоровления экологии региона. Производительность предприятия 6000 тонн по входящему сырью, с ежемесячным выпуском резиновой крошки около 400 тонн. Компания «Резипол» постоянно занимается непрерывной модернизацией и совершенствованием новых технологий. Одним из направлений деятельности предприятия является производство уникальных для страны высококачественных резиновых напольных покрытий рулонного типа на основе резиновой крошки. Проектная мощность предприятия составляет 930 000 квадратных метров в год. В настоящее время эксплуатируется линия европейского производства по выпуску напольных покрытий из резиновой крошки. Это позволило перейти на более высокий уровень производства и качества получаемой продукции.

31 слайд

Описание слайда:

Полигоны еще длительное время останутся в России основным способом удаления (переработки) ТБО. Основная задача – обустройство существующих полигонов, продление их жизни, уменьшение их вредного воздействия. Лишь в крупных и крупнейших городах эффективно строительство МСЗ (или мусороперерабатывающих заводов с предварительной сортировкой ТБО). Реальна эксплуатация небольших МСЗ для сжигания специфических отходов, больничных, например. Это предполагает диверсификацию, как технологий переработки отходов, так и их сбора и транспортировки. В разных частях города могут и должны применяться свои способы удаления ТБО. Это связано с типом застройки, уровнем доходов населения, другими социально-экономическими факторами.

32 слайд

Описание слайда:

Наши реки и озера, луга и пастбища, заповедные степи и дубравы - неоценимое природное богатство. Всё, чем живёт человек, берётся у природы. Природа,- не только природные ресурсы и условия развития хозяйства, но и красота, источник радости и вдохновения, творчества и здо­ровья. Располагаясь в пределах лесостепной зоны, Курская область издавна имела благоприятные условия для произрастания как лесной, так и степной растительности. В настоящее время большая часть области распахана и занята посевами сельскохозяйственных культур. Естественная растительность покрывает около 23% территории, в том числе леса и кустарники - около 10%, травянис­тые и болотные сообщества - 13%.

33 слайд

Описание слайда:

На территории области есть растения, которые в прошлом были широко распространены, а в настоящее время сохранились в отдельных местах в небольшом количестве и отнесены к охраняемым растениям Курской области. К ним относятся растения, произрастающие только в нашей области и на Среднерусской возвышенности: волчник боровой, дендрантема Завадского, проломник Козо-Полянского, а также растения, которые используются человеком в разных целях: лекарственные (валериана русская, золото­тысячник красивый), красиво цветущие (кувшинка белая, гвоздика пышная) или же растения на крайней границе своего распространения (северные виды: брусника, клюква, ель обыкновенная; южные виды: пион тонколистный, каштан татарский, ковыль украинский).

34 слайд

Описание слайда:

В настоящее время на территории области около 200 видов флоры являются редкими, более 60 видов - охраняемыми. Из них занесены в Красную книгу СССР (1974 г.) следующие виды: башмачок настоящий, волчник боровой, шиверия подольская, пион тонколистый, прострел луговой, ятрышник шлемоносный, пыльцеголовник длиннолистый, проломник Козо - Полянского. Некоторые виды исчезают в результате усиленного сбора лекарственных растений. Наша область обладает значительными запасами и разнообразием лекарственных растений и задача заключается в том, чтобы эти запасы использовались рационально.

35 слайд

Описание слайда:

Предложения по реорганизации системы утилизации отходов в России Чтобы стимулировать в нашей стране процесс сбора и переработки отходов и создать для этого более благоприятные условия, представляется целесообразным принять следующие меры. 1. Ввести законодательное положение, согласно которому хозяйственное использование отходов в качестве ВМР становится специально выделенным объектом государственного регулирования, наделив при этом одно из федеральных министерств или ведомств полномочиями по осуществлению государственной политики в этой области. 2. Ввести систему всеобщей ответственности за организацию сбора и переработки отходов, возложив эту ответственность на хозяйствующих субъектов как собственников отходов производства, физических лиц как собственников образующихся у них бытовых отходов, органы муниципального управления как на субъектов хозяйственной деятельности, организующих сбор, вывоз, переработку и захоронение отходов.

36 слайд

Описание слайда:

ЧТО ТАКОЕ БИОГАЗ? В последнее время все большее внимание привлекают нетрадиционные, с технической точки зрения, источники энергии: солнечное излучение, морские приливы и волны и многое другое. Некоторые из них, например, ветер, находили широкое применение и в прошлом, а сегодня переживают второе рождение. Одним из «забытых» видов сырья является и биогаз, использовавшийся еще в Древнем Китае и вновь «открытый» в наше время. Что же такое биогаз? Этим термином обозначают газообразный продукт, получаемый в результате анаэробной, то есть происходящей без доступа воздуха, ферментации (перепревания) органических веществ самого разного происхождения. В любом крестьянском хозяйстве в течение года собирается значительное количество навоза, ботвы растений, различных отходов. Обычно после разложения их используют как органическое удобрение. Однако мало кто знает, какое количество биогаза и тепла выделяется при ферментации. А ведь эта энергия тоже может сослужить хорошую службу сельским жителям. Биогаз - смесь газов. Его основные компоненты: метан (СН4) - 55-70% и углекислый газ (СО2) - 28-43%, а также в очень малых количествах другие газы, например - сероводород (H2S). В среднем 1 кг органического вещества, биологически разложимого на 70%, производит 0,18 кг метана, 0,32 кг углекислого газа, 0,2 кг воды и 0,3 кг неразложимого остатка.

37 слайд

Описание слайда:

38 слайд

Описание слайда:

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОИЗВОДСТВО БИОГАЗА Поскольку разложение органических отходов происходит за счет деятельности определенных типов бактерий, существенное влияние на него оказывает окружающая среда. Так, количество вырабатываемого газа в значительной степени зависит от температуры: чем теплее, тем выше скорость и степень ферментации органического сырья. Именно поэтому, вероятно, первые установки для получения биогаза появились в странах с теплым климатом. Однако применение надежной теплоизоляции, а иногда и подогретой воды позволяет освоить строительство генераторов биогаза в районах, где температура зимой опускается до - 20°. Существуют определенные требования и к сырью: оно должно быть подходящим для развития бактерий, содержать биологически разлагающееся органическое вещество и в большом количестве воду (90-94%). Желательно, чтобы среда была нейтральной и без веществ, мешающих действию бактерий: например, мыла, стиральных порошков, антибиотиков. Для получения биогаза можно использовать растительные и хозяйственные отходы, навоз, сточные воды и т. п. В процессе ферментации жидкость в резервуаре имеет тенденцию к разделению на три фракции. Верхняя - корка, образованная из крупных частиц, увлекаемых поднимающимися пузырьками газа, через некоторое время может стать достаточно твердой и будет мешать выделению биогаза. В средней части ферментатора скапливается жидкость, а нижняя, грязеобразная фракция выпадает в осадок. Бактерии наиболее активны в средней зоне. Поэтому содержимое резервуара необходимо периодически перемешивать - хотя бы один раз в сутки, а желательно - до шести раз.

39 слайд

Описание слайда:

40 слайд

Описание слайда:

УСТАНОВКИ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ БИОГАЗА Ферментатор находится в яме диаметром около 4 м и глубиной 2 м (объем примерно 25 м3), выложенной изнутри кровельным железом, сваренным дважды: сначала электрической сваркой, а затем, для надежности, газовой. Для антикоррозионной защиты внутренняя поверхность резервуара покрыта смолой. Снаружи верхней кромки ферментатора сделана кольцевая канавка из бетона глубиной примерно 1 м, выполняющая функцию гидрозатвора; в этой канавке, заполненной водой, скользит вертикальная часть колокола, закрывающего резервуар. Колокол высотой около 2,5 м - из листовой двухмиллиметровой стали. В верхней его части и собирается газ. Ферментатор загружается примерно 12 м3 свежего навоза, поверх которого выливается коровья моча (без добавления соды). Генератор начинает работать через 7 дней после наполнения. Еще одна установка отличается любопытной конструктивной деталью: рядом с ферментатором уложены присоединенные к нему с помощью Т - образного шланга три большие тракторные камеры, соединенные и между собой. В ночное время, когда биогаз не используется и накапливается под колоколом, возникает опасность, что последний из-за избыточного давления опрокинется. Резиновый резервуар служит дополнительной емкостью. Ферментатора размером 2x2x1,5 м вполне достаточно для работы двух горелок, а при увеличении полезного объема установки до 1 м3 можно получить количество биогаза, достаточное и для обогрева жилища. Особенность этого варианта установки - устройство колокола Ø138 см и высотой 150 см из прорезиненного полотна, применяемого для изготовления надувных лодок. Ферментатор представляет собой металлический резервуар Ø140x300 см и имеет объем 4,7 м3. Колокол вводится в находящийся в ферментаторе навоз на глубину не менее 30 см для обеспечения гидравлического заслона выходу биогаза в атмосферу. В верхней части разбухающего резервуара предусмотрен кран, соединенный со шлангом; по нему газ поступает к газовой плите с тремя конфорками и колонке для нагрева воды. Чтобы обеспечить оптимальные условия для работы ферментатора, навоз смешивается с горячей водой. Наилучшие результаты установка показала при влажности сырья 90% и температуре 30-35°.

41 слайд

Описание слайда:

Разбухающий резервуар из тракторных камер Для обогрева ферментатора используется и эффект теплицы. Над емкостью сооружается металлический каркас, который покрывают полиэтиленовой пленкой: при неблагоприятных погодных условиях она сохраняет тепло и позволяет заметно ускорить процесс разложения сырья. Биогаз можно использовать и в государственных или кооперативных хозяйствах. Вот одна из установок. Она имеет два ферментатора емкостью по 200 м3, закрытых каркасом с полиэтиленовой пленкой. Зимой навоз обогревается горячей водой. Производительность установки составляет 300-480 м3 газа в день. Такого количества вполне хватает для обеспечения всех потребностей местного агропромышленного комплекса.

42 слайд

Описание слайда:

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ Как уже отмечалось, решающую роль в развитии процесса ферментации играет температура: нагрев сырья с 15° до 20° может вдвое увеличить производство энергоносителя. Поэтому часть генераторов имеет специальную систему подогрева сырья, однако большинство установок не оборудовано ею; они используют лишь тепло, выделяемое в процессе самого разложения органических веществ. Одним из важнейших условий нормальной работы ферментатора является наличие надежной теплоизоляции. Кроме того, необходимо свести к минимуму потери тепла при очистка и наполнении бункера ферментатора. Использование в качестве сырья смеси разных органических веществ дает больше биогаза, чем при загрузке ферментатора одним из компонентов. Влажность сырья рекомендуется немного уменьшать зимой (до 88-90%) и повышать летом (92 - 94%). Вода, которую используют для разбавления, должна быть теплой (желательно 35-40°). Сырье подается порциями, по крайней мере, один раз в сутки. После первой загрузки ферментатора нередко сначала вырабатывается биогаз, который содержит более 60% углекислого газа и поэтому не горит. Этот газ удаляют в атмосферу, и через 1-3 дня установка начнет функционировать нормально. Современный свинокомплекс, где счет поголовья идет на десятки тысяч, производит огромные количества навоза. Навоз всегда считался ценным удобрением. Но это, так сказать, классический навоз, по преимуществу конский или коровий, да еще щедро сдобренный соломой из подстилки.

43 слайд

Описание слайда:

На современной свиноферме навоз совсем другой. Подстилки там и в помине нет - навоз смывают водой, количество стоков от этого увеличивается во много раз, а концентрация сухих веществ - тех, в которых и заключена удобрительная ценность навоза,- уменьшается до нескольких процентов. Все это гигантское количество жижи приходится где-то хранить - хотя бы от осени до весны, в период, когда удобрения не вносят. Выдерживать навоз нужно еще и для того, чтобы обезвредить всегда присутствующих в нем патогенных микробов, яйца гельминтов и семена сорняков, которые после внесения в почву немедленно, пойдут в рост. В итоге, например, в совхозе, где свиней 20 тысяч с небольшим, пришлось запроектировать навозохранилища объемом 80 тысяч кубометров - даже при трехэтажной высоте они заняли бы целый гектар, а стоили бы почти столько же, сколько сам свинокомплекс. К тому же очень трудно предотвратить просачивание такого жидкого навоза в землю, в подземные воды, в реки. Да и атмосферу он загрязняет зловонием... Обезвреживание навозных стоков, особенно со свинокомплексов, превратилось в серьезную проблему в масштабе всей страны.

44 слайд

Описание слайда:

45 слайд

Описание слайда:

ЗАМЕЧАТЕЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО Один микробиологический способ обезвреживания навоза, да и любых других органических остатков, известен давно - это компостирование. Отходы складывают в кучи, где они под действием микроорганизмов-аэробов понемногу разлагаются. При этом куча разогревается примерно до 60°С и происходит естественная пастеризация - погибает большинство патогенных микробов и яиц гельминтов, а семена сорняков теряют всхожесть. Но качество удобрения при этом страдает: пропадает до 40 % содержащегося в нем азота и немало фосфора. Пропадает и энергия, потому что впустую рассеивается тепло, выделяющееся из недр кучи, - а в навозе, между прочим, заключена почти половина всей энергии, поступающей на ферму с кормами. Отходы же от свиноферм для компостирования просто не годятся: слишком они жидкие. Но возможен и другой путь переработки органического вещества - сбраживание без доступа воздуха, или анаэробная ферментация. Одна корова производит в сутки до 500 литров метана; из общей продукции метана на Земле почти четверть - 100-200 млн. тонн в год! - имеет такое "животное" происхождение. Примерно такое сообщество микроорганизмов и приспособили для решения задачи - переработки отходов свиноферм. По сравнению с аэробным разложением при компостировании анаэробы работают медленнее, но зато гораздо экономнее, без лишних энергетических потерь. Конечный продукт их деятельности - биогаз, в котором 60-70 % метана,- есть не что иное, как концентрат энергии: каждый кубометр его, сгорая, выделяет столько же тепла, сколько килограмм каменного угля, и в два с лишним раза больше, чем килограмм дров.

46 слайд

Описание слайда:

Во всех прочих отношениях анаэробная ферментация ничуть не хуже компостирования. А самое важное - что таким способом прекрасно перерабатывается жидкий навоз со свинофермы: пройдя через биореактор, эта зловонная жижа превращается в прекрасное удобрение. Два реактора, объемом по 75 кубометров каждый, перерабатывают все отходы с фермы на 2500 свиней, давая остро необходимое всякому хозяйству высококачественное удобрение и по 300-500 кубометров газа в сутки. Дело не в биогазе. Главное - то, что это единственная технология переработки и обеззараживания отходов свиноводства, которая себя окупает. Не газом окупает, а экологическим благополучием: иначе пришлось бы строить и навозохранилища, И очистные сооружения, тратить большие деньги и очень много энергии. Кроме того, совхоз получает хорошее удобрение: в нем нет, как в свежем навозе, семян сорняков, способных прорасти, а значит, меньше надо расходовать гербицидов. Опять-таки, экологическая выгода. Биогаз же - как бесплатное приложение. Именно поэтому не так просто подсчитать экономическую эффективность подобных разработок. Обычно считают как раз по биогазу: затраты такие-то, газа получено столько-то, соответствующее количество солярки стоит столько-то. Получается, в общем, тоже выгодно, но сроки окупаемости не рекордные.

47 слайд

Описание слайда:

48 слайд

Описание слайда:

КАК ПОСТРОИТЬ БИОРЕАКТОР Биогазовая установка может быть создана в любом хозяйстве из местных, доступных материалов силами специалистов самого хозяйства. Ферментация навоза идет в анаэробных (бескислородных) условиях при температуре 30- 55 ° С (оптимально 40 °С). Длительность ферментации, обеспечивающая обеззараживание навоза, не менее 12 суток. Для анаэробной ферментации можно использовать как обычный, так и жидкий, бесподстилочный навоз, который легко подается в биореактор насосом. При ферментации в навозе полностью сохраняются азот и фосфор. Масса навоза практически не изменяется, если не считать испаряемой воды, которая переходит в биогаз. Органическое вещество навоза разлагается на 30-40 %; деструкции подвергаются в основном легко разлагаемые соединения - жир, протеин, углеводы, а основные гумусообразующие компоненты - целлюлоза и лигнин - сохраняются полностью. Благодаря выделению метана и углекислого газа оптимизируется соотношение C/N. Доля аммиачного азота увеличивается. Реакция получаемого органического удобрения - щелочная (рН 7,2-7,8), что делает такое удобрение особенно ценным для кислых почв. По сравнению с удобрением, получаемым из навоза обычным способом, урожайность увеличивается на 10-15 %. Получаемый биогаз плотностью 1,2 кг/м3 (0,93 плотности воздуха) имеет следующий состав (%): метан - 65, углекислый газ - 34, сопутствующие газы - до 1 (в том числе сероводород - до 0,1). Содержание метана может меняться в зависимости от состава субстрата и технологии в пределах 55-75 %. Содержание воды в биогазе при 40 °С - 50 г/м3; при охлаждении биогаза она конденсируется, и необходимо принять меры к удалению конденсата (осушка газа, прокладка труб с нужным уклоном и пр.). Энергоемкость получаемого газа - 23 мДж/м3, или 5500 ккал/м3.

49 слайд

Описание слайда:

50 слайд

Описание слайда:

Основное оборудование биогазовой установки - герметически закрытая емкость с теплообменником (теплоноситель - вода, нагретая до 50-60 °С), устройства для ввода и вывода навоза и для отвода газа. Так как на каждой ферме свои особенности удаления навоза, использования подстилочного материала, теплоснабжения, создать один типовой биореактор невозможно. Конструкция установки во многом определяется местными условиями, наличием материалов. Для небольшой установки наиболее простое решение - использовать высвободившиеся топливные цистерны. Схема биореактора на базе стандартной топливной цистерны объемом 50 м3 показана на рисунке. Внутренние перегородки могут быть из металла или кирпича; их основная функция - направлять поток навоза и удлинить путь его внутри реактора, образуя систему сообщающихся сосудов. На схеме перегородки показаны условно; их число и размещение зависят от свойств навоза - от текучести, количества подстилки. Биореактор из железобетона требует меньше металла, но более трудоемок в изготовлении. Чтобы определить объем биореактора, нужно исходить из количества навоза, которое зависит как от численности и массы животных, так и от способа его удаления: при смыве бесподстилочного навоза общее количество стоков увеличивается во много раз, что нежелательно, так как требует увеличения затрат энергии на подогрев. Если суточное количество стоков известно, нужный объем реактора можно определить, умножив это количество на 12 (поскольку 12 суток - минимальный срок выдержки навоза) и увеличив полученную величину на 10 % (так как реактор следует заполнять субстратом на 90 %). Ориентировочная суточная производительность биореактора при загрузке навоза с содержанием сухого вещества 4-8 % - два объема газа на объем реактора: биореактор объемом 50 м3 будет давать в сутки 100 м3биогаза.

51 слайд

Описание слайда:

Как правило, переработка бесподстилочного навоза от 10 голов крупного рогатого скота позволяет получить в сутки около 20 м3 биогаза, от 10 свиней - 1-3 м3, от 10 овец - 1-1,2 м3, от 10 кроликов - 0,4-0,6 м3. Тонна соломы дает 300 м3 биогаза, тонна коммунально-бытовых отходов - 130 м3. (Потребность в газе односемейного дома, включая отопление и горячее водоснабжение, составляет в среднем 10 м3 в сутки, но может сильно колебаться в зависимости от качества теплоизоляции дома.) Подогревать субстрат до 40° С можно различными способами. Удобнее всего использовать для этого газовые водонагревательные аппараты АГВ-80 или АГВ-120, снабженные автоматикой для поддержания температуры теплоносителя. При питании аппарата получаемым биогазом (вместо природного газа) следует его отрегулировать, уменьшив подачу воздуха. Можно также использовать для подогрева субстрата ночную электроэнергию. Аккумулятором тепла в этом случае служит сам биореактор. Для уменьшения потерь тепла биореактор необходимо тщательно теплоизолировать. Здесь возможны разные варианты: в частности, можно устроить вокруг него легкий каркас, заполненный стекловатой, нанести на реактор слой пенополиуриетана и пр. Давление газа, получаемого в биореакторе (100-300 мм вод. ст.), достаточно для его подачи на расстояние до нескольких сотен метров без газодувок или компрессоров. При запуске биореактора необходимо заполнить его на 90 % объема субстратом и продержать не менее 12 суток, после чего можно подавать в реактор новые порции субстрата, извлекая соответствующие количества ферментированного продукта.

52 слайд

Описание слайда:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БИОГАЗА Тепло, получаемое при сжигании биогаза, может быть использовано, кроме подогрева воды (отопление, горячее водоснабжение) и приготовления пищи, для отопления теплиц, а в летний период, когда биогаз в избытке, для сушки сена и других кормов или, при питании биогазом абсорбционного холодильника, для охлаждения сельскохозяйственной продукции, например молока. Можно также применять биогаз для выработки электроэнергии, но это менее выгодно. Если несколько мелких ферм или индивидуальных хозяйств расположены поблизости друг от друга, целесообразно организовать централизованную переработку отходов и получаемый биогаз подавать на фермы или в хозяйства по трубопроводам. Есть еще одно направление использования биогаза - утилизация углекислого газа, содержащегося в нем в количестве около 34 %. Извлекая углекислый газ путем отмывки (в отличие от метана он растворяется в воде), можно подавать его в теплицы, где он служит "воздушным удобрением", увеличивая продуктивность растений.

55 слайд

Описание слайда:

Литература 1. «Экология, здоровье и природопользование в России». В.Ф.Протасов, А.В.Молчанов М. Финансы и статистика 1995г 2. «Природа и человек». Ю.В.Новиков М. Просвещение 1991г 3. «Охрана природы». П.И.Капинос, Н.А.Панасенко К. Высшая школа 1989г. 4. «Природа и цивилизация». Р.К.Баландин, Л.Г.Бондарев М. Мысль 1988г. 5. «Металлургия без отходов». К.М.Гордон М. Московский рабочий 1986г. 6. «Экология и контроль природной среды». Ю.А.Израэль Л. Гидрометиоиздат 1984г. 7. «Безотходные технологические схемы химических производств». М.И.Киевский, В.И.Евстратов К. Техника 1987г







Она может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение на бумаге, или быть линией - росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений. Она может очерчивать контур, как упругая проволока, выявляя изображение на бумаге, или быть линией - росчерком, оставляющим на бумаге свободный след впечатлений.


В природе линии встречаются очень редко, в каком-то смысле их и вовсе нет. В природе линии встречаются очень редко, в каком-то смысле их и вовсе нет. В то же время мы их видим. В то же время мы их видим. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет. Линией мы обозначаем контур предмета, его край, но в жизни этой черты нет.





Выразительность линии Только писать буквы мы стремимся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии. Только писать буквы мы стремимся аккуратно, правильно, а в изображении подход другой: здесь на первый план выходит интерес к выразительности линии.








ЗАДАНИЕ 1 Напишите на белом, без линеек, листе бумаги крупно несколько раз слово «Здравствуй!» Напишите на белом, без линеек, листе бумаги крупно несколько раз слово «Здравствуй!» Известно, что по почерку многое можно сказать о характере и настроении человека. Известно, что по почерку многое можно сказать о характере и настроении человека.














При написании одного и того же слова смысл его не менялся, а характер приветствия, интонация высказывания, выразившись в почерке, получались разными. При написании одного и того же слова смысл его не менялся, а характер приветствия, интонация высказывания, выразившись в почерке, получались разными. Здесь мы уже оказываемся в пространстве изобразительного искусства. Здесь мы уже оказываемся в пространстве изобразительного искусства.




ЗАДАНИЕ 2 При этом не рисуйте никаких предметов, ничего конкретного. При этом не рисуйте никаких предметов, ничего конкретного. Рисуйте только линии, росчерки, штрихи, и рисуйте быстро, не задумываясь. Рисуйте только линии, росчерки, штрихи, и рисуйте быстро, не задумываясь.










ЗАДАНИЕ 4 Абсолютно точно, как в природе, нарисовать все листочки и веточки здесь не требуется, ведь при ветре вам некогда их разглядывать Абсолютно точно, как в природе, нарисовать все листочки и веточки здесь не требуется, ведь при ветре вам некогда их разглядывать







В этих заданиях мы не только изменяли характер линии для выражения настроения линии то сгущались, то разрежались, как звуки в музыке, то обходили пустое место, делая паузу. В этих заданиях мы не только изменяли характер линии для выражения настроения линии то сгущались, то разрежались, как звуки в музыке, то обходили пустое место, делая паузу.






Тема урока: Линия и ее выразительные возможности

Класс: 6

Предмет : Изобразительное искусство

Цель урока: познакомить с выразительными свойствами линии, видами и характером линии.

Задачи урока :

Личностные : - активизировать познавательную деятельность и развивать творческий потенциал обучающихся;

Создавать условия для раскрытия интеллектуальных и духовных возможностей детей;

Продолжать формировать способность к художественно-образному познанию мира, умению применять

полученные знания в своей собственной художественно-творческой деятельности;

Метапредметные : -развивать навыки самостоятельной художественно-творческой деятельности;

Совершенствовать умения обучающихся анализировать, сравнивать, обобщать информацию, планировать, контролировать и оценивать результаты своей учебной, художественно-творческой деятельности

Формировать коммуникативные компетенции.

Предметные: - сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике;

Развивать умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях, умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности.

Оснащение урока: Зрительный ряд: Линейные рисунки художников: А Рембрандт, В.Серова, А.Дюрера и др.

Музыкальный ряд: Чайковский "Времена года”, "Сентиментальный вальс”, Шопен "Ноктюрны”.

Литературные произведения :, В.Рождественский. « Деревья»

Компьютер, мультимедийный проектор, экран. альбом, карандаш, резинка, цветные карандаши

Тип урока : урок открытия новых знаний

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Методический комментарий

Организационный момент

Цель: Создать условия для эмоционального настроя учащихся.

Приветствие учителя. учащиеся

настраиваются на работу.

Здравствуйте, ребята!

Регулятивные действия:

Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия .

Этап мотивации и актуализации знаний

Цель: Создание условия внешней и внутренней психологической готовности к уроку с помощью высказываний художников о роли линии в изобразительном искусстве.

Художник Анри Матисс говорил: «Путь к конечной цели идёт не через нагромождение деталей, а через отбор их. В рисунке, например, художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью» (эпиграф записан на доске). Слайд№1

Как вы понимаете смысл данных слов?

Определение темы и постановка цели урока

Цель: Создание позитивной мотивации работы на уроке и подведению учащихся к определению темы урока

«Открытие» обучающимися нового знания

Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня на уроке?

Что вам предстоит узнать о линии?

Действительно, сегодня мы будем говорить о линии.

Тема нашего урока - «Линия и её выразительные возможности». Слайд№2

На сегодняшнем уроке вы узнаете –

Выразительные свойства линии, виды и характер линии.

Привлечение учащихся к процессу постановки целей и задач урока помогает формировать регулятивные УУД.

Изучение нового учебного материала.

Цель:Сформировать понятие о линии как основном средстве выразительности в графике.

Для графики

Вид изобразительного искусства, где отражение действительности решается с помощью рисунка. Основными средствами выражения замысла являются линия, штрих, пятно)

Набросок, зарисовка, эскиз

Рисунок начинается с линии. Линия является началом всех начал в рисунке

Первая линия проведена быстро у нее тонкий летящий хвостик, она очень ровная - рука на скорости не успевает дрогнуть.

Вторая линия светлее остальных. Это значит, что сила нажима на нее была меньше.

А третья - самая медленная, с нажимом. Это видно и по неровности линии.

Длинные короткие, прямые, кривые, волнистые

Отрывистые, тонкие, толстые.

Линия может быть уверенной, лихой, смелой или строгой, обстоятельной, мягкой, жёсткой, нежной, грубой

Линия – это средство создания образа;

Чтобы образ был выразительнее

Для какого вида изобразительного искусства линия является основным выразительным средством?

Что такое графика?

Слайд№3

Какие виды рисунка вы знаете? Слайд№4

Рисунок структурная основа любого изображения в изобразительном искусстве. Рисунок – это средство познания и изучения действительности.

А знаете ли вы, с чего начинается любой рисунок?

Линия сама по себе может рассказать внимательному зрителю о многом. О характере, настроении, состоянии человека, который ее нарисовал.

Каждая линия - отпечаток нашей личности! Ведь даже по нашему почерку графолог может достоверно описать любого из нас. Так же и любая другая линия.

Я провела три линии одним карандашом с разной скоростью и силой нажима. Слайд№5

Определите, какая медленная, какая быстрая, какая проведена легко, а какая - с нажимом?

Какие линии знаете вы?

Какими могут быть линии по начертанию

Слайд№6

Как вы думаете,может быть у линии характер?

Какой характер может быть у линии?

Предлагаю вам наделить линию теми же чертами характера, что и у человека. Придумайте лирические эпитеты, чтобы обозначить её характер.(работа с презентацией) Слайд№7

Линия может звучать как струна: случайно задетая, выразительно звучащая или надрывно кричащая.

Что мы обозначаем линией?

Зачем художнику столько разных линий?

Для чего он их использует?

Интерес к выразительности линии рождает её характер. Характер линии выражает эмоции, чувства художника.

Используемый метод – беседа, позволяет формировать коммуникативное учебное действие: умение выражать свои мысли, при этом слышать других

Проблемные вопросы формируют умение вступать в диалог, высказывать свою точку зрения

Критериями достижения целей и задач данного являются активное участие в обсуждении темы, полные развернутые ответы учащихся, умение оценить ответы товарищей, самостоятельность мышления, аргументированность.

Рассматривание иллюстраций (зрительный ряд)

Цель: Создать условия для развития умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику, способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в разных эмоциональных состояниях.

Рассматривание изображений.

предполагаемые ответы учащихся: нежная, загадочная, задумчивая, добрая молодая женщина.

Мы хорошо видим различия в стиле их рисунка, темперамент автора и характер.

Магия творческого акта – явления линии – безукоризненно передана в работах многих художников.

Посмотрите несколько графических листов разных художников!

Это Рембрандт. Какая динамичная линия! Какое множество штрихов! Уверенно и быстро они "лепят" объемную форму. Слайд№8

Это портрет матери работы Альбрехта Дюрера. Он прославился своими гравюрами. Не правда ли, очень спокойная, отточенная линия? Работа гравера и требует усидчивости - линию, нанесенную резцом на металл, не исправишь. Здесь нужно быть уверенным в каждом движении! Слайд№9

Еще один портрет. Это Николай Фешин, великолепный живописец, портретист начала 20 века. Его линия какая-то невесомая, утонченная, очень романтичная. Слайд№10

И еще один художник, которого не могу обойти своим вниманием. Потому что линия у него просто виртуозная! Динамичная, одним движением формирующая силуэт и образ.Это рисунки Валентина Серова. Слайд№11

Посмотрите внимательно на картину.

«Женщина с распущенными волосами» А.Матисс. Слайд№12

Какие впечатления у вас от этого женского образа?

Сам А.Матисс сказал: «Я не могу ничего прибавить к этой линии, ни отнять от неё».

Сравните картины: чем они похожи. отличается?

Слайд№13

Думаю теперь вы иначе взглянете не только на графические работы художников, но и на те рисунки, которые делаете сами, которые видите у своих близких.

Метод погружения в работы художников помогает сформировать зрительные образы

Интерактивные технологии применяю для определения глубины знаний материала.

Динамическая пауза

Нарисовать в воздухе руками линии различного характера. Показать, какими линиями можно нарисовать добро, зло. Представить себя тонкой берёзкой; могучим дубом; плакучей ивой над рекой; деревом со сломанной веткой.

Смена видов деятельности нужна для снятия утомляемости, улучшения осанки, профилактики искривления позвоночника

Закрепление изученного материала.

Творческая работа учащихся

Цель: Выявить художественные средства в поэзии и изобразительном искусстве.

Творческая работа учащихся

Цель: Организация самостоятельной работы учащихся

Учащиеся слушают, анализируют, сравнивают, определяют:

имеют ли свой характер деревья

Ветки дуба – толстые, корявые, березы – тонкие, гибкие, нежные, боярышника – колючие, жесткие, ивы – гибкие, плавные, длинные и т.д.

Учащимся даётся исследовательское задание.

Вы знаете, что у человека бывает злой и добрый характер, нежный и жесткий. Слушая стихотворение Роберта Рождественского (под чтение стихотворения идет показ слайдов с фотографиями различных деревьев и произведения художников), определите:

имеют ли свой характер разные деревья

какими художественными средствами изображает это поэт. Слайд№14-21

А как вы считаете, бывает ли характер у веток? Рассмотрите ветки, сравните.

Практическая работа: -

Любым удобным графическим материалом изобразите линиями различного характера добро и зло. Чтобы легче было справиться с заданием, передадим эти качества через образ дерева.

Выставка работ

Учащиеся показывают получившиеся работы. Выбирают понравившиеся работы, объясняют свой выбор.

Какой характер вы постарались передать в своём рисунке?

Какие трудности возникли при выполнении задания?

Умение формулировать свои мысли, участвовать в дискуссии).

Рефлексивный анализ

деятельности

Цель:

Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Ответы учеников были созвучны с поставленной целью урока и его задачами.

Думаю, что сегодня на уроке было трудно, но и интересно, вы узнали новое. Предлагаю оценить свою работу на уроке, закончив предложенные мною фразы.

Закончить фразу:

Я знаю…

Я понимаю…

Для меня было открытием…

У меня получилось…

Мне понравилось…

Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

Смыслообразование , т.е. ученик задаётся вопросом: что дал урок? Н равственно – этическая ориентация , в том числе и оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающего личностный социальный выбор .

10.

Итог урока.

Цель:

Сопоставить полученный результат с прогнозируемым.

Осуществить самооценку творческой деятельности.

Определение домашнего задания

Сегодня вы узнали, что главное выразительное средство рисунка – линия. Сплетаясь в разнообразные формы, линия бывает изысканной и кружевной, колючей и злой, нежной и бархатной.

Вернёмся к эпиграфу: «В рисунке художник должен из всех возможных линий выбрать самую выразительную, самую насыщенную жизнью».

Как теперь вы понимаете смысл слов художника

Анри Матисс? Слайд№22

Домашнее задание : Предлагаю ученикам выбрать для себя домашнее задание из трех предложенных вариантов:

    Выполнить рисунок домашнего животного

(выполнение данного задания соответствует отметке «3»).

    Создать серию рисунков домашних животных (выполнение данного задания соответствует отметке «4»).

    Ребятам, имеющим дома выход в сеть Интернет, предлагаю создать презентацию о художниках- графиках (выполнение данного задания соответствует отметке«5»).

Всем учащимся: подготовить графические материалы