Савва иванович мамонтов биография. Савва Мамонтов – биография крупнейшего промышленника России Савва мамонтов биография личная

Детство и юность

Родился 3 октября 1841 года в купеческой семье Ивана Фёдоровича Мамонтова и Марии Тихоновны Лахтиной, был четвёртым ребёнком. В 1849 году И. Ф. Мамонтов переехал в Москву . Семья Мамонтовых жила богато: арендовала роскошный особняк, устраивала приёмы, балы. Образ жизни Мамонтовых был нетипичен для капиталистов тех времён, связей и знакомств в Москве у И. Ф. Мамонтова не было.

В 1852 году умерла мать Саввы Мамонтова, Мария Тихоновна. Семья Мамонтовых переехала в более простой, но и более просторный дом. Савва вместе со своим братом был отдан в гимназию и проучился там год без особых успехов. В августе 1854 года Савва вместе с двоюродными братьями был зачислен в , учащиеся которого получали как инженерные, так и военные знания. Савва демонстрировал хорошее поведение, однако имел черту увлекаться интересными ему предметами, игнорируя другие: так, быстро выучив немецкий язык и имея по нему отличные баллы, он получал двойки и тройки по латыни. Успехами в образовании он не отличался, чем вызывал беспокойство своего отца.

Предпринимательская деятельность

И. Ф. Мамонтов занялся строительством железных дорог. Летом 1863 года была запущена Московско-Троицкая железная дорога . Иван Фёдорович был избран членом правления этой дороги. Савва же всё больше увлекался театром, вошёл в театральный кружок. Отец Саввы с тревогой относился к праздным увлечениям сына. Сам Савва всё хуже учился в университете .

Видя это, Иван Фёдорович Мамонтов решил отправить Савву по делам Закаспийского товарищества (он был его сооснователем) в Баку . Осенью 1863 года Савва Мамонтов стал руководить центральным Московским отделением товарищества.

В 1864 году Савва посетил Италию, где начал брать уроки пения. Там же он познакомился с дочерью московского купца Григория Григорьевича Сапожникова - Елизаветой, впоследствии ставшей его женой (свадьба в 1865 году в Киреево). Семья Сапожниковых занимала высокое положение в обществе, и согласие на брак было подтверждением прочности позиций Мамонтовых. Елизавете было около 17 лет, она не отличалась особой красотой, но любила читать, пела, много занималась музыкой. Молодая семья поселилась в доме на Садовой-Спасской улице , купленном отцом Саввы Мамонтова. Этот особняк неоднократно перестраивался.

И. Ф. Мамонтов был крупным акционером и директором общества Московско-Ярославской железной дороги , возглавляемого Ф. В. Чижовым (1811-1877). Ранее Чижов был профессором математики Санкт-Петербургского университета. Он был знаком со многими писателями и художниками и сыграл в жизни Саввы большую роль.

В 1869 году умер Иван Фёдорович Мамонтов. Чижов втягивал Савву в самостоятельную предпринимательскую деятельность, и в 1872 году по его рекомендации Савва занял пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. Савва Мамонтов избирается гласным Городской думы и действительным членом Общества любителей коммерческих знаний, становится признанным членом московского купечества.

Савва и его жена Елизавета Григорьевна решили приобрести свой дом за городом (Киреево было унаследовано старшим братом). Узнав, что продаётся усадьба писателя С. Т. Аксакова , супруги осмотрели дом в Абрамцево (1870). Несмотря на его плохое состояние, из-за живописной местности вокруг и архитектуры дома Мамонтовы приобрели усадьбу (за 15 тысяч рублей, на имя жены). Мамонтовы неоднократно перестраивали дом и благоустраивали усадьбу.

Мамонтову всё ещё была тяжела предпринимательская деятельность, особенно после очередного посещения Италии. Однако после избрания директором железной дороги бросить дело он уже не мог - увлёкся.

В 1876 году государство назначило конкурс на проведение Донецкой каменноугольной железной дороги. Соискатели обязаны были предоставить проект и смету. Савва Мамонтов выиграл торги. В 1882 году строительство Донецкой каменноугольной железной дороги полностью завершилось, после чего она была выкуплена государством.

В начале 1890-х годов правление Московско-Ярославской железной дороги (ныне Северная железная дорога) приняло решение продлить дорогу до Архангельска , что соответствовало увеличению протяжённости дороги почти в два раза. Савва Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности.

Мамонтов был чужд государственных наград, однако министр финансов С. Ю. Витте добивался для него и престижных званий и даже ордена Владимира 4-й степени.

Меценатская деятельность

Савва Мамонтов активно поддерживал различные виды творческой деятельности, заводил новые знакомства с художниками, помогал организациям культуры, устраивались домашние спектакли, даже организовал на сцене театра Солодовникова частную оперную труппу (1885; частные труппы были разрешены с 1882). В 1870-1890 годах имение Абрамцево стало центром художественной жизни России. Здесь подолгу жили и работали русские художники (И. Е. Репин , М. М. Антокольский , В. М. Васнецов , В. А. Серов , М. А. Врубель , М. В. Нестеров , В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова , К. А. Коровин) и музыканты (Ф. И. Шаляпин и другие). Многим художникам Мамонтов оказывал существенную поддержку, в том числе и финансовую, но не занимался коллекционерской деятельностью.

Культурная деятельность Мамонтова была многим неприятна, даже родственникам, уж не говоря о директорах железной дороги, инженерах. Однако Мамонтов вкладывал в театр огромные деньги, его не останавливали неудачи.

Неудача

В 1890-х годах Савва решает создать объединение промышленных и транспортных предприятий. Были куплены и арендованы несколько заводов, однако они нуждались в модернизации и требовали огромных капиталовложений. Уследить за их использованием было очень трудно, и часть средств просто разворовывалась.

Средств становилось всё меньше. В августе 1898 года Мамонтов продал 1650 акций Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги Международному банку и получил специальную ссуду под залог акций и векселей, принадлежащих ему и его родственникам. Это был очень рискованный шаг, который закончился полным крахом Саввы Мамонтова. Савва переводил деньги для объединения и реконструкции заводов со счетов других предприятий, что было уже нарушением закона.

Мамонтов надеялся покрыть расходы путём получения государственной концессии на постройку магистрали Петербург-Вятка , у него были и другие планы прокладки дорог, поддерживаемые С. Ю. Витте . В июне 1899 года Савва не смог расплатиться с Международным банком и другими кредиторами. Министерство финансов назначило ревизию. По некоторым источникам, ревизия была плодом интриг директора Международного банка А. Ю. Ротштейна и министра юстиции Н. В. Муравьёва . В любом случае государство было заинтересовано в получении дороги.

Прокурор Московского окружного суда А. А. Лопухин писал: «То самое министерство финансов, которое в лице его главы, С. Ю. Витте, только что выступило в качестве инициатора в вопросе о предоставлении названному обществу выгодной концессии (на строительство дороги Петербург-Вятка - примечание), выступило в лице того же С. Ю. Витте с требованием об отобрании у него этой самой концессии и о принятии мер, которые были сознательно направлены к финансовой гибели и железнодорожного общества, и крупных его акционеров». Несомненно, С. Ю. Витте, до некоторого момента находившийся в дружеских отношениях с Мамонтовым, резко поменял свою позицию.

Савва ещё мог распродать имущество и погасить задолженности, но дело было доведено до суда: сам Мамонтов был арестован и посажен в Таганскую тюрьму , его имущество описано. В газетах циркулировали слухи об огромных хищениях средств. Несмотря на все усилия друзей Мамонтова и положительное мнение рабочих, Савва несколько месяцев просидел в тюрьме. Обстоятельства дела позволяют сказать, что освобождению Саввы Мамонтова сознательно препятствовали. Н. В. Муравьёв целенаправленно искал сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смог.

В тюрьме Савва лепил скульптуры охранников по памяти. Известный адвокат Ф. Н. Плевако защищал в суде Савву Мамонтова, свидетели говорили о нём только хорошее, а следствие установило, что Савва не присваивал денег. Присяжными Мамонтов был оправдан, зал суда был наполнен незатихающими аплодисментами.

Имущество Саввы Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной, часть акций досталась другим предпринимателям, в том числе и родственникам Витте.

Все долги были погашены. Однако Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни Савва сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей - творцов.

15 октября 1841 года родился Савва Мамонтов. Неудачливый бизнесмен, великий меценат, основатель театров и опер, растратчик и арестант Таганской тюрьмы - Мамонтов прожил яркую жизнь. Его вклад в развитие русского искусства трудно переоценить.

Не тяжело в ученье

Среди современной молодёжи школьного и институтского возраста бытует поветрие: во время плохой успеваемости вспоминать Эйнштейна, который не ахти как учился. Это, конечно, служит отличным моральным оправданием за плохую учебу, но как-то непатриотично. Мы поможем мятежным двоечникам. В России был Савва Мамонтов. Отправляясь на пересдачу можно себя успокаивать мыслью: "А Мамонтов тоже плохо учился".

Савва Мамонтов, сын богатого промышленника хорошо учился только по тем предметам, которые ему нравились. В доме Мамонтовых, когда Савве было ещё только 15 лет, собирались амнистированные декабристы. Рос мятежный и мечтательный мальчик. Он начал увлекаться театром, да так, что его Отец, Иван Фёдорович, стал опасаться за судьбу сына, но увлечению этому не мешал. Мать Саввы умерла, когда будущему миллионеру было только 11 лет. Латынь в гимназии за Савву сдал другой ученик, а Савва поступил на Юридический факультет Московского университета, продолжая при этом увлеченно любить искусство и театр. В душе Мамонтова с детства будут бороться поэт и юрист.

Железная дорога

Для середины XIX века железные дороги были самой прибыльной и инновационной вещью. "Железнодородный бум" можно сравнить с появлением и развитием Интернета. Это было и "НАНО" и "НУНО" тогдашней России. Железная дорога могла стать для её строителя сокровищницей Креза, а могла - навыйным камнем. С Мамонтовым случился второй вариант.

К золотой жиле "Железных дорог", которую для Саввы открыл отец, сын сначала даже не хотел и подходить. Он вообще не особо рвался в семейный бизнес, предпочитая заниматься театром и ездить в Италию, чтобы брать уроки пения. Однако, благодаря протекции директора общества Московско-Ярославской железной дороги, Савва входит в дело, но первое время никак не может увлечься. Надо понимать, что Мамонтов с детства учил только те предметы, которые любил сам. Пришлось Мамонтову полюбить и железные дороги. Этот тот случай, когда любовь доводит до трагедии.

Нестандартно подошел Савва Мамонтов к именам своих детей. Их звали: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Как можно понять, по первым буквам имен отчетливо считается САВВА. В переводе с древнееврейского "Савва" означает старик, мудрец. Кстати, сын Саввы, Сергей, был в отца: создал театр миниатюр, был драматургом и поэтом.

Абрамцево

В 1870 году, то есть на 29 год жизни Саввы, он с женой Елизаветой Григорьевной приехал осматривать дом в Абрамцево. Дом был так себе, но местность вокруг убедила Савву взять именно его. Очевидно, что это было "место силы" и Савва это почувствовал фибрами своей поэтической души. Интуиция не подвела: через несколько лет Абрамцево стало творческой лабораторией, где подолгу жили и творили И. Е. Репин, М. М. Антокольский, В. М. Васнецов, В. А. Серов, М. А. Врубель, М. В. Нестеров, В. Д. Поленов и Е. Д. Поленова, К. А. Коровин. Из певцов часто гостил Шаляпин. Знаменитая "Девочка с персиками" - дочь Саввы Вера. Она станет женой обер-прокурора Святейшего Синода Александра Самарина, но рано умрет от туберкулеза. В память о жене Самарин построит церковь, а после освобождения из тюрьмы будет жить в том же Абрамцево.

Фёдор Шаляпин сыграл в жизни Мамонтова важную роль. Именно благодаря Мамонтову Шаляпин "поднялся". Русская частная опера, организованная Мамонтовым, породила немало талантов, но Фёдор Шаляпин также сыграл и неоднозначную роль в жизни Саввы. Мамонтов заплатил огромную неустойку за переход Шаляпина в его труппу, но был слишком ревностным учителем для свободолюбивого Фёдора. В итоге Шаляпин вернулся в Большой.

Когда Мамонтов отбывал тюремный срок за растрату "железнодорожных" денег на нужды искусства, Шаляпин его так и не навестил. Коровин навещал Мамонтова в доме сына, куда Савву перевели под домашний арест. Савва Иванович грустно сказал художнику: «А Феденьке Шаляпину я написал, но он что-то меня не навестил». Серов по этому поводу сказал Коровину лаконично: «Мало сердца». Перед смертью Мамонтов завещает, чтобы Шаляпина не пустили на его похороны (на похороны Мамонтова, конечно).

Позже в своей автобиографии Шаляпин напишет: «Савве Ивановичу я обязан своей славой. Ему я буду признателен всю мою жизнь...». Вот и пойми этих художников после этого...

Скромный учитель

К театралам: "Почему при упоминании актерских методик всегда упоминается Станиславский и никогда - Мамонтов? ". Маленький Савва в детстве посещал драмкружок вместе с другом детства, также выходцем из купеческого сословия Костей Алексеевым, который впоследствии взял себе звучный псевдоним - Станиславский. Мамонтов выступал в роли Кудряша в «Грозе», а роль Дикого исполнял сам автор – Александр Николаевич Островский.

Через много лет Станиславский назовёт Мамонтова своим учителем. Мамонтова можно считать основателем целой театральной и оперной школы. Его имя стало нарицательным в контексте благотворительности и меценатства, но Савва Мамонтов был не лукавым инвестором, который наживается на искусстве. Инвестором он был слабым, его тяга к прекрасному в ущерб бизнесу погубила режиссера, мечтателя и большого умницу Савву.

Богатых людей в России было не два и не десять. Большинство из них множат капиталы, прозябают на заграничных курортах, меняют жён и любовниц, отдают детей в престижные ВУЗы... Отец Мамонтова, возможно, устроил сына в университет по "блату", и работу Савва получил по протекции, но разительно отличается жизненная модель поведения этого человека от поведения большинства "мажоров" и нувориш. Мамонтов жил какой-то безумной мечтой о приоритете прекрасного над бытовым. Кто ещё из богатеев купит старый дом, превратит его в рай для художников, будет отчислять огромные суммы на благотворительность, отсидит за это в тюрьме... Мамонтов после всех перипетий и предательств (кроме Шаляпина, его предал сам Витте) сдаст, начнет быстро стареть. Он окажется в тени, одинокий и нищий. Человек, который поднял русское искусство ценой собственной жизни.

Род Мамонтовых ведёт своё начало от Ивана Мамонтова, о котором известно лишь то, что он родился в 1730 году. В 1760 у него родился сын Фёдор Иванович, которому жители Звенигорода поставили памятник в благодарность за помощь, которую он оказал им в 1812 году. Одна из внучек родоначальника семьи Мамонтовых А.Н.Боткина пишет, что его сыновья, Иван и Николай Фёдоровичи приехали в Москву богатыми людьми. Николай Фёдорович купил дом на Разгуляе. К этому времени у него была большая семья. Между 1829 и 1840 годами родилось шесть сыновей. В 1843 и 1844 годах – две дочери, Зинаида и Вера, которых все очень любили и называли «Зина-Вера», соединяя их в одно, так они были дружны и неразлучны между собой (на Зине женится В.И. Якунчиков, на Вере – П.М. Третьяков). Все дети Ивана и Николая Фёдоровичей были хорошо образованы и разнообразно одарены. Их отцы были в дружеских отношениях с Кокоревым и Погодиным; с декабристами Ентальцевым, Тизенгаузеном, Муравьёвым и Пущиным. Встречи с ними благотворно влияли на молодёжь. Так, например, через Погодина им открывался весь литературный и учёный мир Москвы. Но особенно Иван Фёдорович Мамонтов был дружен с декабристом И.И. Пущиным, который, как известно, был другом А.С. Пушкина. Савва Иванович, один из сыновей Ивана Фёдоровича Мамонтова, говорил, что эти встречи детства навсегда остались в памяти, воспринял он их и помнил так же хорошо, как и внушённую отцом мысль: главная обязанность человека - труд. «Всякий гражданин должен трудиться... для пользы своей семьи, общественной и отечественной, а иначе сложится человек в тунеядца... Первый труд юноши - учиться по направлению родителей или старших в семействе…»

Достойный преемник отца.

В доме у Ивана Фёдоровича был воспитатель-немец, в результате сын хозяина, Савва, стал лучше объясняться на немецком, чем на русском. Это не понравилось отцу. Он хотел видеть своих детей истинно русскими. Окончив гимназию, Савва поступил в Московский университет на юридический факультет и подружился со студентом естественного факультета Петром Антоновичем Спиро. Они вместе играли в любительских спектаклях Московского Секретерьевского драматического общества. Другом Саввы с самого детства был К.А. Алексеев-Станиславский. Театральные занятия Саввы огорчали отца, из всех детей только Савву он считал способным продолжить его дело - строительство железных дорог. Через некоторое время у Саввы появилась возможность показать отцу, что станет достойным преемником его дел, что готов и умеет добросовестно трудиться. Отец отправил его по делам факторий, разбросанных на юге страны и за её пределами, вменив в обязанность вникнуть во все детали их работы. Баку показался Савве местом ссылки. Отец пишет сыну, что такая жизнь не принесёт ему вреда, но укажет на практике, как нелегко добывать то количество денег своими трудами, которое нужно для жизни в довольстве. «...Обдумай это..., будь терпелив и твёрд, пробивай себе дорогу собственными заботами о себе... Надо трудиться..., как трудится каждый добрый гражданин, не надеясь на чужие силы...»

Савве назначают жалование и отправляют в Персию. Все испытания отца он выдержал с честью. Вернувшись в Москву, Савва Иванович тяжело заболел. По совету врачей он едет в Италию, здесь он встречает своих московских друзей Сапожниковых Веру Владимировну и Елизавету Григорьевну, которая через год 28 апреля 1866 года станет его женой и единомышленницей. Молодые супруги поселились в своём доме на Садовой, где и родились их дети: Сергей, Андрей, Всеволод, Вера, Александра. Всеволод в своих воспоминаниях напишет об отце: «... всем, что он делал, тайно руководило искусство…»

Ещё при жизни отца Савва Иванович выполнял много поручений по делам акционерного железнодорожного общества. После смерти отца (1869), он стал вести все его дела.

Музей народного искусства.

Как бы ни велика была занятость Саввы Ивановича в акционерном железнодорожном обществе, внимание к искусству и время, отданное ему, с годами росли. Среди его знакомых в конце 60-тых годов появляются художники. Первым вошёл в его дом на Садовой И.А. Астафьев, который был близок с В.Г. Белинским. Затем - Н.В. Неврев и В.А. Гартман. В 1870 году Савва Иванович купил Абрамцево, в котором возводит ряд построек в русском стиле: керамическую мастерскую по проекту Гартмана (1872), «Терем» (архитектор И.П. Ропет, 1873), церковь (по проекту В.М. Васнецова, 1881-82). Жена Саввы Ивановича Елизавета Григорьевна открывает школу для крестьянских детей и столярно-резническую мастерскую. Выпускники мастерской получали в подарок инструменты для организации своего дела. Один из них: Ворсонков основал своё производство в селе Кудрине и работал по заказам абрамцевсой мастерской, это и стало основой будущего промысла - абрамцевско-кудринская резьба по дереву. Елизавета Григорьевна организовывала экспедиции в города и деревни за произведениями искусства народных художников. В 80-х годах в Абрамцеве был создан музей народного искусства. В доме Мамонтовых была хорошая библиотека. Когда кто-нибудь из художников начинал работать над историческим полотном, Елизавета Григорьевна подбирала всевозможную документацию, материалы и литературу о событиях тех лет. Часто художники работали, а она читала им русскую классику и западноевропейскую литературу. Одухотворённость атмосферы, царящей в доме Мамонтовых, развивала в них чувство прекрасного, во многих из них просыпался поэт.

Лучшие дня

Во всех абрамцевских делах Елизавете Григорьевне долгое время помогала художница Елена Дмитриевна Поленова, которая работала и в столярной мастерской Абрамцева. Предметы быта, украшенные резьбой, созданные по её рисункам, стали входить в жизнь людей. Все таланты Елены Дмитриевны ярко проявились именно в Московском художественном кружке. Она создавала иллюстрации к русским сказкам; работала над театральными костюмами для постановок, которые осуществлял кружок. С любовью писала интерьеры дома на Садовой, забывая о сне и отдыхе, придумывала, кроила и шила костюмы для спектаклей, которые ставили на сцене этого дома.

В своих воспоминаниях «Абрамцево» Наталья Васильевна, жена художника Поленова, урождённая Якунчикова, пишет: «Направление старших не могло не отразиться на молодом поколении, на детях Мамонтовых и на их товарищах. Под влиянием Абрамцева воспитывались художественно будущие деятели на разных поприщах искусства, оттуда вышли Андрей и Сергей Мамонтовы, их друг детства Серов, Мария Васильевна Якунчикова-Вебер и Мария Фёдоровна Якунчикова, урождённая Мамонтова, племянница Саввы Ивановича…» Племянницей она приходилась и своей свекрови Зинаиде Николаевне Якунчиковой и Вере Николаевне Третьяковой. Мария Федоровна во время сильного голода 1881 года организовала столовые в Тамбовской губернии; раздавала женщинам работы и скупала старинные местные вышивки. Дело впоследствии расширилось «и стало известно в Европе. Это было сделано по образцу Абрамцевского кустарного дела» Мария Фёдоровна стала преемницей в начатом Елизаветой Григорьевной деле художественного направления кустарных работ крестьян. В 1908 году Мария Федоровна Якунчикова взяла на себя управление Абрамцевской столярной мастерской и кустарным складом в Москве. Отмечу, что купцы Якунчиковы довольно скоро оставили торгово-промышленную деятельность и ушли в дворянство. Их род известен с первой четверти 19 века, почетное место в рядах московского купечества они заняли благодаря Василию Ивановичу Якунчикову, о котором Кокорев пишет: «Юноша восприял /в Англии/ только то, что пригодно для России, и возвратился домой, нисколько не утратив русских чувств и русского направления. …Вы, продолжающий свое коммерческое поприще с достоинством и честью для родины… Вы шли стопой благоразумной осмотрительности…» В.И. Якунчиков женился на Зинаиде Николаевне Мамонтовой. Их дочь Наталья Васильевна познакомилась со своим будущим мужем художником В.Д. Поленовым в доме Мамонтовых. А её сестра Мария Васильевна, по мужу Вебер, сама была художницей.

Талант скульптора.

Савва Иванович принимал деятельное участие во всех семейных начинаниях и немало вложил в них своей души. Он был талантлив во всём. «Его… интересовала керамика, и он завёл гончарную мастерскую, где наряду с другими художниками сам лепил…» Скульптурой Савва Иванович занялся в 1873 году. Специалисты высоко оценили и этот его талант. Он вылепил по фотографиям бюст отца. Затем лепит с натуры бюсты дворника, кучера. Ему позируют Н.В. Неврев, Г.Н. Федотова. Он создаёт бюст композитора Булахова. По памяти Савва Иванович создаёт бюст В.А. Гартмана, который скоропостижно скончался в 1873 году, и этот бюст отвозит в Рим, чтобы перевести его в мрамор. Работа понравилась всем, кто был знаком с покойным.

Савва Иванович имел особый дар намного раньше, чем другие, уловить в человеке талант. Широко, открыто шел он навстречу творчеству, искреннему порыву его, мастерству, живой деятельной мысли, оказывал помощь, не ожидая просьб. В жизни Московского художественного кружка роль Мамонтова не ограничивалась умением понимать искусство, умением ценить талантливого человека, хлебосольством и радушием хозяина дома. В общении с художниками раскрылись и другие таланты Саввы Ивановича, дар режиссёра, художественного руководителя театра. Мамонтовы регулярно устраивали любительские спектакли, послужившие основой Московской частной русской оперы. Савва Иванович писал прекрасные стихи и пьесы. «…Многие пьесы ставились на домашней сцене с успехом», - вспоминал В.М. Васнецов. Всё окружение Саввы Ивановича: его жена и дети, «братья Саввы Ивановича, и их семьи, племянницы, племянники – все жили искусством, сценой, пением в этом веющей художеством атмосфере и все оказывались под волшебным жезлом дяди Саввы прекрасными, чуть не гениальными артистами…»

Помощь молодым художникам.

Выезжая на лечение в Италию, Мамонтовы познакомились со многими выпускниками Петербургской Академии художеств, которые завершали своё образование за границей, после чего молодым художникам предстояло определить место для жизни и работы. В то время многие русские художники оставались за границей на всю жизнь. Мамонтов пригласил своих новых друзей поселиться у него в Москве. Возвратившись в Москву, Савва Иванович стал перестраивать свой дом, готовясь к приезду друзей-художников. Всю жизнь он будет совершенствовать свой дом, чтобы создать наилучшие условия для их жизни и творчества. Он создаст в нём кабинет, который со временем превратится в театр, мастерскую для своих талантливых современников. В течение двух лет он нечасто, неназойливо повторяет им свои приглашения. В.Д. Поленов пишет (1875), что мысль о переезде в Москву в минуты упадка придаёт ему бодрости продолжать работать. В 1877 году В.Д. Поленов и И.Е. Репин приезжают в Москву, где они нашли радушный приём и широкие возможности для творчества. М.М. Антокольский писал перед их переездом в Москву: «Моё горячее желание, чтобы...именно в Москве сосредоточилось русское искусство, иначе всякая отдельная сила, как бы она ни была сильна сама по себе, должна заглохнуть…» В Москве образовался художественный кружок, о котором они все мечтали в Италии. Москва сразу дала художникам материал для работы, вдохновила их. Так, В.Д. Поленов в первые же месяцы своей жизни в Москве написал картину «Московский дворик», которую с выставки купил П.М. Третьяков. И.С. Тургеневу тоже понравилось это полотно, и он едет к Поленову в мастерскую и просит выполнить для себя повторение.

Художник Валентин Серов познал в семье Саввы Ивановича и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых радость беззаботного детства, а повзрослев, полную удовлетворённость своим трудом. Здесь вместе с ним взрослела Веруша Мамонтова - дочь Саввы Ивановича, знаменитая «Девочка с персиками».

Замечательный художник В.М.Васнецов в самом начале творческого пути нуждался как в материальной поддержке, так и в личном, духовном общении. С Саввой Ивановичем его познакомил Репин в 1878 году. О их первой встрече Васнецов вспоминал: «…Он поразил меня и привлёк даже своей наружностью: большие сильные… волевые глаза, вся фигура… складная, энергичная, богатырская…, обращение прямое, открытое – знакомишься с ним…, а кажется, что уже давно был с ним знаком…»

Мамонтов постоянно давал Васнецову заказы: рисунки для школы, которая была выстроена и открыта Мамонтовым в Абрамцеве, картины для неё же, многое для Абрамцевской церкви. «Мои там работы: …образ «Богоматери»…, «Преподобный Сергий» и несколько других малых образов. Своей рукой я расписал клиросы, …пришлось набирать мозаику пола с рабочими…» Васнецов многие годы ощущал к себе внимание, отношение чистого, неравнодушного сердца. Он хранил и любил перечитывать написанные ему Саввой Ивановичем строки: «Если ты бодр, здоров и весел, это всё, что нужно, и за успехом в работе дело не станет. Если ты станешь... предаваться какой-то непонятной мировой скорби (сколько доброго семени сгорало на этой негодной почве), то напиши мне, я изругаю тебя... Знай, что ты прочно сидишь в сердцах людей, выразивших тебе свою дружбу неподдельно и искренно. А ведь это сознание - хорошее подспорье в жизни. Сколько людей на свете идут тропой злобы только потому, что окружающие равнодушны к ним…» Спустя годы Васнецов напишет о Мамонтове, что его роль во многих «областях общественной жизни значительна, как личности одарённой, творческой… Кто знал его или только раз встретился с ним, тот его уже не забудет… Он …привлекал к себе… особенной чуткостью и отзывчивостью ко всем тем чаяниям и мечтам, чем жив и живёт художник… С ним было легко работать…»

Сохранил благодарность к С.И. Мамонтову ученик Саврасова и Поленова - художник Константин Коровин. Успехом у публики он ещё не пользовался, когда Савва Иванович угадал его скрытые таланты и пригласил к себе после окончания училища, предложив писать декорации и рисунки костюмов. Коровин нашёл в доме Мамонтовых родственную любовь и заботу.

Давно признан художник М.А. Врубель. Но этого не было при его жизни. «Жилось тяжко – нужда, никакой работы… Озлобленная ругань, и ненависть, и проклятия сыпались на бедную голову Михаила Александровича… /Он/ ещё больше убеждался в своём непризнании и ещё больше почувствовал себя сиротой этой жизни…» Только очень небольшой круг людей признавал и понимал его творчество. Это был легко ранимый человек, неповторимый поэт фантазии, живописи и рисунка. В дом Мамонтовых его ввёл Серов, чтобы облегчить его жизнь, и не ошибся. «Мы с Врубелем, - пишет Серов в письме в начале 90-х годов, - ...находимся всецело у Саввы Ивановича, то есть днюем и ночуем... /Хозяева/ чрезвычайно милы с нами, ...и ласковы с Врубелем…» В доме Мамонтовых Врубель обрёл душевное равновесие, уверенность. Здесь в большом кабинете Саввы Ивановича, мгновенно подчинившись общему творческому настроению, Врубель написал «Демона». Вот строки из его письма: «Обстановка моей работы превосходная - в великолепном кабинете Саввы Ивановича Мамонтова…». «Я занят, - писал он сестре в конце 90-х годов, - ...постройкой (по моему проекту) пристройки к дому Мамонтовых в Москве с роскошным фасадом, в римско-византийском вкусе... Скульптура вся собственноручная…»

В жизни Московского художественного кружка в разной степени принимали участие В.И.Суриков, М.В.Нестеров, Аполинарий Васнецов, И.И.Левитана, Сергей Малютин, Сергей Коровин, Н.В.Неврев, А.А.Киселёв, В.А.Симов, П.А.Спиро, И.Е.Бондаренко, Н.Н.Ге, мастер-кирамист Петр Ваулин. Все участники Московского художественного кружка работали очень много, труд составлял смысл и счастье жизни. Благодаря кругу друзей, собиравшихся под крышей дома Мамонтовых, художником-пейзажистом и собирателем живописи древнерусских художников стал Илья Семёнович Остроухов.

Московская частая русская опера.

9 января 1885 года в Москве, в Камергерском переулке, в помещении бывшего театра Леознова Савва Иванович открыл театр под названием Московская частая русская опера, которая стала началом великого преобразования сцены. Московская частная русская опера, работавшая в 1885-1888, 1896-1905 под разными названиями, прочно вошла в историю нашей культуры, она пропагандировала произведения русских композиторов, объединяла крупнейших деятелей различных областей русского искусства. Московская частная русская опера дала миру Ф.И. Шаляпина. На её подмостках начался расцвет творчества и многих других гениальных артистов. Дирижёрами здесь работали М.М. Ипполитов-Иванов, ещё молодой, но уже имевший опыт работы в Тифлисской опере, и С.В. Рахманинов, которого пригласили сюда сразу после окончания консерватории. Спектакли, поставленные на сцене Московской частной русской оперы, оставили о театре добрую память, сделали его драгоценным камнем в короне, венчающей искусство Москвы.

Театрально-декоративное искусство в России, по существу, начинается с Московской частой русской оперы, с привлечения к работе в ней крупнейших художников того времени, таких как братья Васнецовы, В. Поленов, И. Левитан, К. Коровин, М. Врубель, С. Малютин, В. Серов, А. Головин, которые принимали живое участие в театре потому, что поняли величие и значение стремлений Мамонтова и поддержали «аккорд цельный, прямой, чистый», «мажор звенящий и захватывающий», создание в театре произведений искусства высокого, одухотворённого. В Московской частой русской опере роль художника была поднята на небывалую до того в театрах высоту.

В любом артисте Московской частой русской оперы Савва Иванович, прежде всего, видел человека и делал всё возможное, чтобы способствовать не только развитию певца-актёра, но и его личности. «Нам молодым артистам приятно было работать и учиться под его руководством: человек неутомимой энергии и исключительной работоспособности. Он был сам примером», - писал М.Д. Малинин, о приходе которого на сцену С.И. Мамонтов писал: «...нам бог послал такого роскошного баритона…»5 В этом театре начинали свой творческий путь А.В. Секар-Рожанский, Н.В. Салина, Т.С. Любатович, Е.Я. Цветкова, В.Н. Петрова-Званцева, жена художника М.А. Врубеля - Н.И. Забела-Врубель и Ф.И. Шаляпин, которого на первых же репетициях поразили сердечные отношения между актёрами.

Первым спектаклем была «Русалка» А.С. Даргомыжского. Первое представление Московской частой русской оперы критика приняла плохо. Потребовалось немало мужества, чтобы устоять. Савва Иванович был далёк от мысли о мгновенной победе. Он не искал славы для себя, он не хотел, чтобы его имя появлялось в афише. Официально директором театра числился Кротков, затем Винтер. Савва Иванович хотел славы русской музыке, русскому искусству, потому что «ни в одной цивилизованной стране Европы отечественная музыка не находится в таком загоне, как у нас в России». Не «я», но совершаемое дело важно, поэтому не смогли остановить его в этом стремлении плохие рецензии. Молодой состав труппы театра, набранной Саввой Ивановичем, поверил в него, в своего неофициального руководителя. Успех и признание современников пришли. Как правило, билеты в Частную русскую оперу были значительно дешевле, чем в остальные театры, тем самым Мамонтов дал возможность небогатым людям познакомиться с отличными образцами оперного искусства.

На сцене Московской частной русской оперы впервые были поставлены оперы таких замечательных русских композиторов, как Кюи, Римский-Корсаков, Мусоргский, Глинка, Даргомыжский, Бородин, произведения которых не принимала дирекция Императорских театров. И современники высоко оценили, что Мамонтов с особенной любовью относится к постановке опер отечественных композиторов. Многих художников, актёров, композиторов Савва Иванович поддерживал и материально. Например, В.С. Калинников был тяжело болен и сильно нуждался. Когда Мамонтову о нём рассказали, то он немедленно познакомился с Калинниковым и перевёз его в Ялту, создал там все необходимые условия для жизни и творчества этого гениального композитора.

Арест Саввы Ивановича.

Савва Иванович хотел, чтобы у его театра было своё помещение. Врубель создал проект, но этот проект остался на бумаге. 11 сентября 1899 года Савву Ивановича арестовали по обвинению в незаконном использовании денег Акционерного железнодорожного общества.

Дом на Садовой, по существу музей московской художественной культуры, почти два года стоял опечататанный вместе со всеми находящимися в нём произведениями искусства. В 1903 состоялась распродажа. Часть вещей стараниями И. Остроухова и В. Серова ушла в Третьяковскую галерею, другая - в далёкие, неизвестные путешествия.

Полгода Савва Иванович провёл в тюрьме и тяжёло заболел, и тогда камеру заменили домашним арестом. Оставшиеся годы жизни, почти двадцать лет, он прожил в Москве в небольшом доме у Бутырской заставы. По его просьбе из Абрамцева была привезена гончарная мастерская, и он с удовольствием стал заниматься гончарным делом. Пустырь, примыкавший к дому, Савва Иванович со временем превратил в розарий.

Друзья не покинули Савву Ивановича. В самый тяжёлый период его жизни М.М. Антокольский написал ему: «Твой дом, как и сердце Твоё, был открыт для всех нас. И мы тянулись туда, как растение к теплу. Не Твое богатство манило нас к Тебе... а то, что в Твоем доме мы… чувствовали себя объединенными, отогретыми, бодрыми духом. В Твоем доме Васнецов работал свою превосходную картину «Каменный век», в Твоем доме Поленов закончил свою лучшую картину «Грешница». В Твоем доме часто работал Репин, вырос Серов, развивались Врубель, Коровин и другие. В Твоем доме жил... Мстислав Викторович Прахов, имевший в свое время такое благотворное влияние на нас, молодежь. В Твоем доме и я подолгу живал и работал. Когда я был утомлен, с уставшею душою, я находил в Твоем доме душевный покой... Я хочу, чтобы горячие мои слова слышали все... Я хочу сказать Тебе спасибо за себя, за нас и за дорогое всем нам искусство…»

«Новым Абрамцевым» называли дом Мамонтова у Бутырской заставы. Сюда, как и в прежний дом на Садовую, приходили старые и новые, молодые друзья-единомышленники Мамонтова: Матвеев, Уткин, Сарьян, Кузнецов, Дягилев. Жизнь Саввы Ивановича и его окружение в доме у Бутырской заставы - это отдельная большая тема художественной жизни Москвы. Это - время общественного признания С.И. Мамонтова. Он избирается почётным членом Московского литературно-художественного кружка и членом художественного совета Строгановского училища, которое подхватило дело художественной промышленности, начатое друзьями дома на Садовой.

Следствием и судом была установлена невиновность Саввы Ивановича Мамонтова в предъявленном ему обвинении. «Вся эта «Мамонтовская панама», как тогда говорили, была одним из эпизодов борьбы казённого и частного железнодорожного хозяйства… В Москве все общественные симпатии были на стороне Саввы Ивановича, и его считали жертвой. Оправдательный приговор был встречен аплодисментами, но всё-таки это дело разорило этого выдающегося человека…»

После снятия обвинения Савва Иванович пытается вновь поступить на государственную службу, твёрдо уверенный, что сумеет справиться с любой задачей и вернуть свой деловой авторитет. Однако все многолетние попытки Мамонтова оказались напрасными, ведь он уже немолод. Савва Иванович не сдаётся и продолжает оставаться моральной опорой своим друзьям, навещает и обадривает тяжело больного Врубеля. В 1908 году Савва Иванович пишет: «...Вперёд! Упрекать кого-нибудь лично? Нет... Жизнь - это борьба... Всякий человек есть кузнец своего счастья. Создавай и выковывай его сам, а не клянчь его у других…»

Дирекция Императорских театров в 1908 году пригласила С.И. Мамонтова занять место главного режиссера Большого театра. Савва Иванович отказался. «…При чиновничьем руководстве императорскими театрами, - писал он, - я не буду располагать необходимой свободой в режиссерской деятельности, не смогу проявить в достаточной степени творческую инициативу…»

Критики того времени писали, что «...не только русская опера, но и русское искусство вообще обязаны Савве Ивановичу Мамонтову... Созданная его талантом и неутомимой энергией Частная опера положила начало новой эры в русском музыкальном искусстве... Инициатор этого славного дела познакомил общество с композициями новой русской музыки, дал целую плеяду талантливых артистов-исполнителей, пропагандирующих и в России и за границей величайшие образцы русского музыкально-драматического искусства…»

В последние годы жизни Савва Иванович «занялся керамикой… Здесь с ним работали… Врубель, Серов, Коровин, Головин, Апполинарий Васнецов и другие. Сам Савва Иванович не был в тесном специальнлм смысле художник, певец, или актёр, а была в нём какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. …Особый талант возбуждать творчество других…»

Умер Савва Иванович Мамонтов в марте 1918 года в возрасте 77 лет. Похороны были очень скромные, из-за происходящей в стране неразберихи друзей рядом не оказалось, кто-то оказался на чужбине, кто-то был тяжко болен. Случайный прохожий, узнав, что хоронят знаменитого Савву Мамонтова, горестно вздохнул: «Такого человека похоронить, как следует, не могут…»

«...Всё в своей жизни делал сам...», - этой весомой фразой сказано о Савве Ивановиче Мамонтове главное. Ему мы обязаны постройкой Ярославской и Донецкой железных дорог. От Саввы Ивановича Мамонтова осталась майолика в Абрамцеве, дом на Садовой, Ярославский вокзал в Москве, а в залах Третьяковской галереи работы тех, чей талант наиболее полно раскрылся благодаря его всесторонней поддержке. Документы об этом выдающемся российском промышленнике и меценате хранятся в Абрамцеве, в железнодорожном музее села Талицы и Московском архиве.

Родился в Ялуторовске Тобольской губернии. Четвертый сын купца Ивана Федоровича Мамонтова и Марии Тихоновны, урожденной Лахтиной. Состоял в родстве со многими известными купеческими семьями России: Алексеевыми, Сапожниковыми, Третьяковыми, Якунчиковыми и т.д.

Детство провел в различных российских городах, где торговал его отец. Образование получил во 2-й московской гимназии, затем с 1854 года в Петербургском институте корпуса гражданских инженеров. Но в 1857 году Мамонтов покинул институт и продолжил обучение во 2-й московской гимназии. А с 1860 года на юридическом факультете Московского университета.

С 1862 года по желанию отца вел дела семьи в Баку. Несколько лет прожил в Италии, занимаясь пением и изучая историю искусств.

Составил огромный капитал на железнодорожном строительстве. Мамонтову принадлежит заслуга постройки дорог Ярославль-Архангельск и Донецкой каменноугольной железной дороги. Главный акционер общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов.

С 1865 года женат на Елизавете Григорьевне Сапожниковой. Имел пятерых детей. Дочерей: Александру; Веру – замужем за Александром Дмитриевичем Самариным. И сыновей: Сергея – писателя; Андрея – художника; Всеволода. Из первых букв имен детей Мамонтова составляется его имя «Савва».

В 1894 году по приглашению министра С.Ю. Витте принял участие в экспедиции вокруг Кольского полуострова, результатом которой явилось получение концессии на продление железной дороги от Вологды до Архангельска.

В своем имении Абрамцево организовал художественный кружок и предоставлял художникам все условия для творчества. В усадьбе подолгу работали такие художники как В.А. Серов, В.М. Васнецов, К.А. Коровин, М.А. Врубель и многие другие. Художники прозвали Мамонтова «московским Лоренцо Медичи». В.М. Васнецов писал: «В нем была какая-то электрическая струя, зажигающая энергию окружающих. Бог дал ему особый дар возбуждать творчество других».

Савва Иванович занимался скульптурой, увлекался театром. В 1885 году основал на свои средства Московскую частную русскую оперу. Собрал уникальную коллекцию произведений русских художников. Финансировал журнал «Мир искусства», материально поддерживал строительство в Москве Музея изящных искусств.

В 1899 году Мамонтов разорился. Его обвинили в растрате денег Ярославской железной дороги, он был арестован и заключен в Таганскую тюрьму, где провел полгода. Современники отмечали выдержку Мамонтова в это тяжелое время. В тюрьме он занимался своим любимым делом – скульптурой. Савва Иванович был оправдан, но после суда все его имущество было распродано для погашения долгов.

С 1900 года жил на окраине Москвы у созданного им гончарного завода «Абрамцево», занимаясь керамикой. Умер там же. Погребен в Абрамцево у Спасской церкви.

Савва Мамонтов – наследник известного семейства, меценат и поклонник искусства. Фамилия выходца из купеческого сословия известна потомкам спустя годы благодаря его благотворительной деятельности и реализованным проектам.

Детство и юность

Савва Иванович Мамонтов родился в 1841 году в Ялуторовске, в Сибири. В 8 лет вместе с семьей мальчик переехал в Москву. Мамонтовы жили в съемном доме на Мещанской улице и ни в чем себе не отказывали благодаря доходу, который приносила деятельность главы семейства. Отец, купец 1 гильдии, на тот момент заведовал губернским откупным хозяйством. Мать обустраивала быт и воспитывала наследников. Савва был 3-м сыном из 7 детей, включая 2 погибших сестер.

В отличие от большинства купцов Мамонтов-старший поощрял интерес к искусству, поэтому дети имели представление о театре, музыке и литературе. Взрослые в семье придерживались аристократических манер, что серьезно повлияло на мировоззрение Саввы. Мальчик занимался с гувернером, совершенствовал свои познания об этикете и изучал иностранные языки.

Первым заведением, где он получал образование, стала городская гимназия. Затем Савву отправили в Институт корпуса гражданских инженеров в Санкт-Петербурге. В то время в России развивалось железнодорожное дело, а на сына имелись виды.


Спустя 2 года Савва вернулся в Москву. Отец устроил его в столичный университет изучать юриспруденцию, в 1862 году отправил в Баку, погружая в профессиональную деятельность. Савва занимался торговыми процессами Закаспийского товарищества.

Спустя пару месяцев молодой человек стал заведующим в центральном московском филиале компании, а в 1864 уехал в Италию. Мамонтовы видели перспективы в поставках шелка, поэтому Савва предпринял поездку в Ломбардию.


В Милане он посетил «Ла Скала» и познакомился с оперным театром. Оказавшись под впечатлением, Мамонтов начал брать уроки вокала. Дало о себе знать давнее увлечение театром. Савва посещал все премьеры и был знаком с представителями интеллигенции обеих столиц.

Оказалось, что молодой человек обладает неплохим голосом. Его пригласили к участию в постановках «Норма» и «Лукреция Борджиа» в партии баса. Отец, узнав об этом, приказал вернуться в Москву. Никто из детей не интересовался предпринимательской деятельностью, поэтому на Савву возлагались большие надежды.

Карьера

В 1869 году Мамонтов-старший скончался и семейным делом стал управлять сын. Наследник сохранил состояние отца и увеличил его. В 1872 году он стал директором Общества Московско-Ярославской железной дороги, главным акционером которой являлся родитель. В распоряжении Саввы была торговая контора по поставке строительных материалов.


Понимая ответственность за дело семьи, он усердно работал. В 1875 году Мамонтов предложил проект для тендера по созданию Донецкой каменноугольной железной дороги. Несмотря на завышенную стоимость работ, предприниматель победил в конкурсе и создал общество акционеров «Донецкая дорога».

Строительство шло быстро и ладно: появлялись новые вокзалы, организовывались развязки, возрождались станции, в столкновениях с непонятливыми крестьянами менялись трассы. Протяженность дороги составила 479 верст. Она стала самой разветвленной железнодорожной сеткой в мире. Вдохновленный успехом, Мамонтов планировал строительство морского порта в Мариуполе.


Легкой удачей столь крупное предприятие не могло закончиться. Свою роль сыграла договоренность с , министром финансов. Государство выкупило Донецкую железную дорогу, а Витте предложил Мамонтову вложиться в убыточное предприятие в виде Невского механического завода. На модернизацию фабрики пришлось взять займ, который оказался больше допускаемого законом.

Мамонтов рассчитывал вернуть долг за счет прибыли от строительства Петербургско-Вятской железной дороги. Концессия по проекту была обещана, голосование прошло успешно, но министр юстиции Николай Муравьев уличил Витте в корыстных происках. У Мамонтова отобрали концессию, а дела стали проверять аудиторы.


В 1899 году предпринимателя посадили в тюрьму за присвоение 10 млн рублей. Акции Саввы резко подешевели. После суда его признали невиновным, но состояние успело раствориться, репутация была разгромлена, а заслуги забыты. Разбитый Мамонтов не пытался поправить дела. Он замкнулся в себе и свободное время проводил в мастерской по изготовлению майолики.

Благотворительность и меценатство

Коммерческая деятельность вдохновляла Мамонтова. Он видел перспективы в строительстве железной дороги через тундру, предвкушал возможности освоения земель. Чтобы презентовать проект императору и Сергею Витте, в 1894 году на Нижегородской выставке Савва открыл павильон, посвященный богатству русского Севера. В организации выставки участвовали художники и . К реализации идей Мамонтов подходил с особым размахом.


Поклонник оперы, драматического театра и живописи, он мечтал объединить эти направления искусства. Собранная Саввой частная оперная труппа состояла из талантливых вокалистов, актеров и художников. Мамонтову удалось создать уникальный проект, несмотря на критику общественности и знатоков.

Он финансировал постановки, отвергнутые государственными театрами. Композиции , Модеста Мусоргского и звучали со сцены его театра. Партии исполняли , Татьяна Любатович и другие талантливые солисты. Декорации создавали , .


Опера Мамонтова находилась в театре купца Солодовникова, но планировался ее переезд на специально отстроенную сцену в гостинице «Метрополь». Проект не был завершен из-за банкротства мецената, а в 1904 году опера закрылась.

Савва Мамонтов поддерживал теплые отношения с членами кружка «Мир искусства». По просьбе его представителей предприниматель финансировал выпуск одноименного журнала. Со свойственным размахом он наполнил издание работами приятелей, а основатели журнала поговаривали о неразборчивости покровителя. Вскоре Мамонтов перестал инвестировать в журнал. С 1899 года совместно с Саввой Морозовым он издавал газету «Народ», но проект оказался бесперспективным и не привлек публику. Савва также содействовал выпуску газеты «Россия».


Архитектура интересовала предпринимателя не меньше. Он лелеял идею комплексной застройки и арендовал с партнерами на 25 лет квартал в Москве, чтобы создать комплекс с собственной инфраструктурой. Петербургское страховое общество участвовало в финансировании, но разорение не позволило довести план до реализации. На деньги Мамонтова построили гостиницу «Метрополь» и реконструировали Ярославский вокзал. Савва видел массу возможностей в объединении в градостроительных проектах искусства и практичности.

Купленное у Сергея Аксакова поместье Абрамцево управленец увеличил и обогатил. Здесь появились школа, церковь, больница, сад и оранжерея, а также мост с плотиной. Литературно-художественный кружок из гостей усадьбы был известен широкой публике. В него входили художники, литераторы, скульпторы, архитекторы и музыканты.


В Абрамцево собирались яркие и талантливые представители культурной жизни страны. Природой усадьбы вдохновлялись, создавая здесь новые произведения. Портрет Веры Мамонтовой «Девочка с персиками» стал символом этого места.

После краха Саввы все имущество - акции, дома, предприятия и коллекции предметов искусства - арестовали и распродали. Дом в Абрамцево остался в семье, как собственность супруги.

Личная жизнь

Супругой Саввы Мамонтова стала Елизавета Сапожникова. Их знакомство состоялось во время первой поездки предпринимателя в Италию. Дочь успешного торговца шелком оказалась идеальной партией, понравилась родителям Саввы и ему самому. Вскоре состоялась свадьба. Жена родила Мамонтову 5 детей. Первые буквы их имен вместе составляли имя отца. Сергей, Андрей, Всеволод, Вера и Александра – так звали наследников мецената.


Елизавета была душой усадьбы. Женщина любила супруга, но многочисленные проекты Мамонтова давались ей непросто. Праздничные застолья, невероятные постановки и костюмированные катания по реке были затратны, хотя жена разделяла увлечения Саввы. Благотворительность была ей по душе. С годами Елизавета все больше внимания уделяла вероисповеданию и с негодованием стала относиться к забавам мужа. В семье появились размолвки.

Личную жизнь Мамонтова обсуждали завсегдатаи Абрамцево и завистники. Ходили слухи о связи благотворителя с актрисой Татьяной Люботович. Сплетни доносились до семьи Мамонтова, и родные были шокированы их появлением. Елизавета Мамонтова стала затворницей в Абрамцево, а Савва потерял былую лихость и хорошее настроение.


Он часто ссорился с друзьями и близкими. Возможно, эти перипетии повлияли на дальнейшее развитие событий. Биографы утверждают, что предприниматель стал рассеяннее. Не отличаясь расчетливостью, он пропускал рискованные моменты в сделках, и это стало причиной банкротства.

Смерть

Последние годы жизни Савва Мамонтов провел в доме дочери. Жена не согласилась примириться с ним, но дети поддерживали общение. Внуки стали отрадой для бывшего предпринимателя. Он умер в 1918 году. Причиной смерти послужила пневмония. Забытый всеми покровитель был похоронен в Абрамцево. Эпоха революций сделала его смерть незаметной, а могила мецената так и не была увенчана памятником.


Биография благотворителя насыщенна событиями и совпадениями, поворотами судьбы и интересными фактами. О его жизни и деятельности сняты документальные фильмы «Савва Иванович Мамонтов», «Савва Мамонтов. Взгляд с Ялуторовской колокольни» и мини-сериал «Савва». Писатель Владислав Бахревский описал все коллизии и перипетии жизни Саввы Мамонтова в одноименной книге.