Ф. В. Ростопчин, или Национальные особенности государственной службы. Неопределенные местоимения Вопросы и задания для повторения

Ростопчин сидел в одном из парижских театров во время дебюта плохого актера. Публика страшно ему шикала, один Ростопчин аплодировал.

Что это значит? - спросили его, - зачем вы аплодируете?

Боюсь, - отвечал Ростопчин, - что как сгонят его со сцены, то он отправится к нам в учители.


Куракина собиралась за границу.

Как она не вовремя начинает путешествие, - сказал Ростопчин.

Отчего же?

Европа теперь так истощена.


…Планом князя Т. было сделать революцию, как во Франции. Граф Ф. В. Ростопчин вслушался и сказал примечательные сии слова: «Во Франции повара хотели стать принцами, а здесь принцы захотели стать поварами».


Рассказывают, что однажды, находясь с Ростопчиным в многочисленном обществе, где было много князей, император Павел спросил его: «Скажи мне, отчего ты не князь?» После минутного колебания Ростопчин спросил императора, может ли он высказать настоящую причину, и, получивши утвердительный ответ, сказал:

Предок мой, выехавший в Россию, прибыл сюда зимой.

Какое же отношение имеет время года к достоинству, которое ему было пожаловано? - спросил император.

Когда татарский вельможа, - отвечал Ростопчин, - в первый раз являлся ко двору, ему предлагали на выбор или шубу, или княжеское достоинство. Предок мой приехал в жестокую зиму и отдал предпочтение шубе.


Он же рассказывал, что император Павел спросил его однажды:

Ведь Ростопчины татарского происхождения?

Точно так, государь.

Как же вы не князья?

А потому, что предок мой переселился в Россию зимою. Именитым татарам-пришельцам летним цари жаловали княжеское достоинство, а зимним жаловали шубы.


Граф Ростопчин рассказывает, что в царствование императора Павла Обольянинов поручил Сперанскому изготовить проект указа о каких-то землях, которыми завладели калмыки или которые у них отнимали (в точности не помню). Дело в том, что Обольянинов остался недоволен редакцией Сперанского. Он приказал ему взять перо, лист бумаги и писать под диктовку его. Сам начал ходить по комнате и наконец проговорил: «По поводу калмыков и по случаю оныя земли». Тут остановился, продолжал молча ходить по комнате и заключил диктовку следующими словами: «Вот, сударь, как надобно было начать указ. Теперь подите и продолжайте».


Отец декабриста, Иван Борисович Пестель, сибирский генерал-губернатор, безвыездно жил в Петербурге, управляя отсюда сибирским краем. Это обстоятельство служило постоянным поводом для насмешек современников. Однажды Александр I, стоя у окна Зимнего дворца с Пестелем и Ростопчиным, спросил:

Что это там на церкви, на кресте черное?

Я не могу разглядеть, Ваше Величество, - ответил Ростопчин, - это надобно спросить у Ивана Борисовича, у него чудесные глаза: он видит отсюда, что делается в Сибири.


Император Павел очень прогневался однажды на Английское министерство. В первую минуту гнева посылает он за графом Ростопчиным, который заведовал в то время внешними делами. Он приказывает ему изготовить немедленно манифест о войне с Англиею. Ростопчин, пораженный как громом такою неожиданностью, начинает, со свойственной ему откровенностью и смелостью в отношениях к. государю, излагать перед ним всю несвоевременность подобной войны, все невыгоды и бедствия, которым может она подвергнуть Россию. Государь выслушивает возражения, но на них не соглашается и не уступает. Ростопчин умоляет императора по крайней мере несколько обождать, дать обстоятельствам возможность и время принять другой, более благоприятный оборот. Все попытки, все усилия министра напрасны. Павел, отпуская его, приказывает ему поднести на другой день утром манифест к подписанию. С сокрушением и скрепя сердце, Ростопчин вместе с секретарями своими принимается за работу. На другой день отправляется во дворец с докладом. Приехав, спрашивает он у приближенных, в каком духе государь. Не в хорошем, отвечают ему. Входит он в кабинет государя. При дворе хотя тайны по-видимому и хранятся герметически закупоренными, но все же частичками оне выдыхаются, разносятся по воздуху и след свой на нем оставляют. Все приближенные к государю лица, находившиеся в приемной пред кабинетом комнате, ожидали с взволнованным любопытством и трепетом исхода доклада. Он начался. По прочтении некоторых бумаг, государь спрашивает:

А где же манифест?

Здесь, - отвечает Ростопчин (он уложил его на дно портфеля, чтобы дать себе время осмотреться и, как говорят, ощупать почву).

Дошла очередь и до манифеста. Государь очень доволен редакцией. Ростопчин пытается отклонить царскую волю от меры, которую признает пагубною; но красноречие его также безуспешно, как и накануне. Император берет перо и готовится подписать манифест. Тут блеснул луч надежды зоркому и хорошо изучившему государя глазу Ростопчина. Обыкновенно Павел скоро и как-то порывисто подписывал имя свое. Тут он подписывает медленно, как бы рисует каждую букву. Затем говорит Ростопчину:

А тебе очень не нравится эта бумага?

Не умею и выразить, как не нравится.

Что готов ты сделать, чтобы я ее уничтожил?

А все, что будет угодно Вашему Величеству, например, пропеть арию из итальянской оперы (тут он называет арию, особенно любимую государем, из оперы, имя которой не упомню).

Ну так пой! - говорит Павел Петрович.

И Ростопчин затягивает арию с разными фиоритурами и коленцами. Император подтягивает ему. После пения он раздирает манифест и отдает лоскутки Ростопчину. Можно представить себе изумление тех, которые в соседней комнате ожидали с тоскливым нетерпением, чем разразится этот доклад.


Когда Ростопчин уже находился в отставке и жил в Москве весьма уединенно, к нему приехал родственник его Протасов, молодой человек, только что поступивший на службу.

Войдя в кабинет, Протасов застал графа лежащим на диване. На столе горела свеча.

Что делаешь, Александр Павлович? Чем занимаешься? - спросил Ростопчин.

Служу, Ваше Сиятельство. Занимаюсь службою.

Служи, служи, дослуживайся до наших чинов.

Чтобы дослужиться до вашего звания, надобно иметь ваши великие способности, ваш гений! - отвечал Протасов.

Ростопчин встал с дивана, взял со стола свечку, поднес ее к лицу Протасова и сказал:

Я хотел посмотреть, не смеешься ли ты надо мной?

Помилуйте! - возразил Протасов, - смею ли я смеяться над вами?

Вижу, вижу! Так, стало быть, ты и вправду думаешь, что у нас надобно иметь гений, чтобы дослужиться до знатных чинов? Очень жаль, что ты так думаешь! Слушай же, я расскажу тебе, как я вышел в люди и чем дослужился.

Отец мой был хотя и небогатый дворянин, но дал мне хорошее воспитание. По тогдашнему обычаю, для окончания образования я отправился путешествовать в чужие края; я был в то время еще очень молод, но имел уже чин поручика.

В Берлине я пристрастился к картам и раз обыграл одного старого прусского майора. После игры майор отозвал меня в сторону и сказал:

Герр лейтенант! Мне нечем вам платить - у меня нет денег; но я честный человек. Прошу вас пожаловать завтра ко мне на квартиру. Я могу предложить вам некоторые вещи: может быть, они вам понравятся.

Когда я явился к майору, он повел меня в одну комнату, все стены которой были уставлены шкафами. В этих шкафах, за стеклом, находились в маленьком виде всевозможные оружия и воинские одеяния: латы, шлемы, шиты, мундиры, шляпы, каски, кивера и т. д. Одним словом, это было полное собрание оружий и воинских костюмов всех веков и народов, начиная с древности. Тут же красовались и воины, одетые в их современные костюмы.

Посреди комнаты стоял большой круглый стол, где тоже было расставлено войско. Майор тронул пружину, и фигуры начали делать правильные построения и движения.

Вот, - сказал майор, - все, что мне осталось после моего отца, который был страстен к военному ремеслу и всю жизнь собирал этот кабинет редкостей. Возьмите его вместо платы.

После нескольких отговорок я согласился на предложение майора, уложил все это в ящики и отправил в Россию. По возвращении в Петербург, я расставил мои редкости у себя на квартире, и гвардейские офицеры ежедневно приходили любоваться моим собранием.

В одно утро приезжает ко мне адъютант великого князя Павла Петровича и говорит, что великий князь желает видеть мое собрание и для этого приедет ко мне. Я, разумеется, отвечал, что сам привезу все к его величеству. Привез и расставил мои игрушки. Великий князь был в восхищении.

Как вы могли составить такое полное собрание в этом роде! воскликнул он. - Жизни человеческой мало, чтоб это исполнить.

Ваше Высочество! - отвечал я, - усердие к службе все превозмогает. Военная служба моя страсть.

С этого времени я пошел у него за знатока в военном деле.

Наконец великий князь начал предлагать, чтобы я продал ему мою коллекцию. Я отвечал ему, что продать ее не могу, но почту за счастье, если он позволит мне поднести его высочеству. Великий князь принял мой подарок и бросился меня обнимать. С этой минуты я пошел за преданного ему человека.

Так вот чем, любезный друг, - заключил свой рассказ граф Ростопчин, выходят в чины, а не талантом и гением!


Павел сказал однажды графу Ростопчину: «Так как наступают праздники, надобно раздать награды; начнем с андреевского ордена; кому следует его пожаловать?» Граф обратил внимание Павла на графа Андрея Кирилловича Разумовского, посла нашего в Вене. Государь, с первою супругою коего, великою княгинею Наталиею Алексеевною, Разумовский был в связи, изобразив рога на голове, воскликнул: «Разве ты не знаешь?» Ростопчин сделал тот же самый знак рукою и сказал: «Потому-то в особенности и нужно, чтобы об этом не говорили!» .

Граф Федор Васильевич Ростопчин, известный более всего тем, что он, губернаторствуя в Москве в 1812 году, велел вывезти из города весь пожарный инвентарь, вел род от крымского татарина Давыда Рабчака, сын которого, Михаил Ростопча, выехал в Москву около 1432 г.

Взлет карьеры Федора Васильевича пришелся на время царствования Павла I.

Рассказывают, что однажды, находясь с Ростопчиным в многочисленном обществе, где было много князей, император Павел спросил его: «Скажи мне, отчего ты не князь?» После минутного колебания Ростопчин спросил императора, может ли он высказать настоящую причину, и, получивши утвердительный ответ, сказал:
— Предок мой, выехавший в Россию, прибыл сюда зимой.
— Какое же отношение имеет время года к достоинству, которое ему было пожаловано? — спросил император.
— Когда татарский вельможа, — отвечал Ростопчин, — в первый раз являлся ко двору, ему предлагали на выбор или шубу, или княжеское достоинство. Предок мой приехал в жестокую зиму и отдал предпочтение шубе.

Mercure de France, 1802. Т. IX. P.144.


***
Ростопчин сидел в одном из парижских театров во время дебюта плохого актера. Публика страшно ему шикала, один Ростопчин аплодировал.
— Что это значит? — спросили его, — зачем вы аплодируете?
— Боюсь, — отвечал Ростопчин, — что как сгонят его со сцены, то он отправится к нам в учители.

* * *
…Планом князя Т. было сделать революцию, как во Франции. Граф Ф. В. Ростопчин вслушался и сказал примечательные сии слова: «Во Франции повара хотели стать принцами, а здесь принцы захотели стать поварами».

Русский Архив, 1901. Кн. VII, с. 342.

* * *
Император Павел очень прогневался однажды на Английское министерство. В первую минуту гнева посылает он за графом Ростопчиным, который заведовал в то время внешними делами. Он приказывает ему изготовить немедленно манифест о войне с Англиею. Ростопчин, пораженный как громом такою неожиданностью, начинает, со свойственной ему откровенностью и смелостью в отношениях к государю, излагать перед ним всю несвоевременность подобной войны, все невыгоды и бедствия, которым может она подвергнуть Россию. Государь выслушивает возражения, но на них не соглашается и не уступает. Ростопчин умоляет императора по крайней мере несколько обождать, дать обстоятельствам возможность и время принять другой, более благоприятный оборот. Все попытки, все усилия министра напрасны. Павел, отпуская его, приказывает ему поднести на другой день утром манифест к подписанию. С сокрушением и скрепя сердце, Ростопчин вместе с секретарями своими принимается за работу. На другой день отправляется во дворец с докладом. Приехав, спрашивает он у приближенных, в каком духе государь. Не в хорошем, отвечают ему. Входит он в кабинет государя. При дворе хотя тайны по-видимому и хранятся герметически закупоренными, но все же частичками оне выдыхаются, разносятся по воздуху и след свой на нем оставляют. Все приближенные к государю лица, находившиеся в приемной пред кабинетом комнате, ожидали с взволнованным любопытством и трепетом исхода доклада. Он начался. По прочтении некоторых бумаг, государь спрашивает:
— А где же манифест?
— Здесь, — отвечает Ростопчин (он уложил его на дно портфеля, чтобы дать себе время осмотреться и, как говорят, ощупать почву).
Дошла очередь и до манифеста. Государь очень доволен редакцией. Ростопчин пытается отклонить царскую волю от меры которую признает пагубною; но красноречие его также безуспешно, как и накануне. Император берет перо и готовится подписать манифест. Тут блеснул луч надежды зоркому и хорошо изучившему государя глазу Ростопчина. Обыкновенно Павел скоро и как-то порывисто подписывал имя свое. Тут он подписывает медленно, как бы рисует каждую букву. Затем говорит Ростопчину:
— А тебе очень не нравится эта бумага?
— Не умею и выразить, как не нравится.
— Что готов ты сделать, чтобы я ее уничтожил?
— А все, что будет угодно Вашему Величеству, например, пропеть арию из итальянской оперы (тут он называет арию, особенно любимую государем, из оперы, имя которой не упомню).
— Ну так пой! — говорит Павел Петрович.
И Ростопчин затягивает арию с разными фиоритурами и коленцами. Император подтягивает ему. После пения он раздирает манифест и отдает лоскутки Ростопчину. Можно представить себе изумление тех, которые в соседней комнате ожидали с тоскливым нетерпением, чем разразится этот доклад.

Вяземский П. А. Старая записная книжка // Поли. собр. соч. СПб., 1883. Т. VIII, с. 154-156.

* * *
Когда Ростопчин уже находился в отставке и жил в Москве весьма уединенно, к нему приехал родственник его Протасов, молодой человек, только что поступивший на службу.
Войдя в кабинет, Протасов застал графа лежащим на диване. На столе горела свеча.
— Что делаешь, Александр Павлович? Чем занимаешься? — спросил Ростопчин.
— Служу, Ваше Сиятельство. Занимаюсь службою.
— Служи, служи, дослуживайся до наших чинов.
— Чтобы дослужиться до вашего звания, надобно иметь ваши великие способности, ваш гений! — отвечал Протасов.
Ростопчин встал с дивана, взял со стола свечку, поднес ее к лицу Протасова и сказал:
— Я хотел посмотреть, не смеешься ли ты надо мной?
— Помилуйте! — возразил Протасов, — смею ли я смеяться над вами?
— Вижу, вижу! Так, стало быть, ты и вправду думаешь, что у нас надобно иметь гений, чтобы дослужиться до знатных чинов? Очень жаль, что ты так думаешь! Слушай же, я расскажу тебе, как я вышел в люди и чем дослужился.
Отец мой был хотя и небогатый дворянин, но дал мне хорошее воспитание. По тогдашнему обычаю, для окончания образования я отправился путешествовать в чужие края; я был в то время еще очень молод, но имел уже чин поручика.
В Берлине я пристрастился к картам и раз обыграл одного старого прусского майора. После игры майор отозвал меня в сторону и сказал:
— Герр лейтенант! Мне нечем вам платить — у меня нет денег; но я честный человек" Прошу вас пожаловать завтра ко мне на квартиру. Я могу предложить вам некоторые вещи: может быть, они вам понравятся.
Когда я явился к майору, он повел меня в одну комнату, все стены которой были уставлены шкафами. В этих шкафах, за стеклом, находились в маленьком виде всевозможные оружия и воинские одеяния: латы, шлемы, щиты, мундиры, шляпы, каски, кивера и т. д. Одним словом, это было полное собрание оружий и воинских костюмов всех веков и народов, начиная с древности. Тут же красовались и воины, одетые в их современные костюмы.
Посреди комнаты стоял большой круглый стол, где тоже было расставлено войско. Майор тронул пружину, и фигуры начали делать правильные построения и движения.
— Вот, — сказал майор, — все, что мне осталось после моего отца, который был страстен к военному ремеслу и всю жизнь собирал этот кабинет редкостей. Возьмите его вместо платы.
После нескольких отговорок я согласился на предложение майора, уложил все это в ящики и отправил в Россию. По возвращении в Петербург, я расставил мои редкости у себя на квартире, и гвардейские офицеры ежедневно приходили любоваться моим собранием.
В одно утро приезжает ко мне адъютант великого князя Павла Петровича и говорит, что великий князь желает видеть мое собрание и для этого приедет ко мне. Я, разумеется, отвечал, что сам привезу все к его величеству. Привез и расставил мои игрушки. Великий князь был в восхищении.
— Как вы могли составить такое полное собрание в этом роде! — воскликнул он. — Жизни человеческой мало, чтоб это исполнить.
— Ваше Высочество! — отвечал я, — усердие к службе все превозмогает. Военная служба моя страсть.
С этого времени я пошел у него за знатока в военном деле.
Наконец великий князь начал предлагать, чтобы я продал ему мою коллекцию. Я отвечал ему, что продать ее не могу, но почту за счастье, если он позволит мне поднести его высочеству. Великий князь принял мой подарок и бросился меня обнимать. С этой минуты я пошел за преданного ему человека.
— Так вот чем, любезный друг, — заключил свой рассказ граф Ростопчин, — выходят в чины, а не талантом и гением!

Дмитриев М. А. Мелочи из запаса моей памяти. М., 1869, с. 30.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9.

Местоимение.

План занятия :

1. Грамматические разряды местоимений.

2. Склонение местоимений.

3. Стилистическое использование личных местоимений.

4. Возвратные и притяжательные местоимения. Их стилистические особенности.

5. Синонимия определительных местоимений.

6. Синонимия неопределенных мест

Задание 1*. Выберите правильный вариант падежной формы местоимения, укажите падеж, предлог, которые необходимы в литературной речи.

Тоскую по вас / по вам

Переживаю за него / за ним

Приду до вас / к вам

Равняться с нее / на нее

Соскучилась по вам / по вас

Заходи ко мне / до меня

Сделал благодаря ему / благодаря его

Сказал вопреки его / вопреки ему

Ростом с неё / с её

Про себя самое / про себя саму

Грущу о ней / по ней

Требовать с его / с него

Задание 2. Поставьте местоимения, данные в скобках, в необходимой падежной форме.

1. К (он) пришли гости.

2. Отец пришёл за (она) вечером.

3. Дома стояли так близко, что между (они) нельзя было проехать.

4. Окно было большое, и сквозь (оно) проходила много света.

5. Не расспрашивайте его о (ничто).

6. Анна ушла незаметно, с (никто) не попрощавшись.

7. Директору нужно ещё с (кое-кто) поговорить.

8. Я и сама о (кое-что) догадывалась.

9. В этом городе мне к (некого) зайти в гости.

10. Она открыла дверь и увидела (некий) человека в форме лётчика.

11. Разговор шёл о (некая) студентке, не сдавшей зачёт.

Задание 3. Исправьте грамматические ошибки, возникшие при употреблении местоимений.

1. «К какой работе тебя тянет?» – «К никакой». 2. На глазах у кое-кого из присутствующих появились слёзы. 3. Я знаю некого человека, который может тебе помочь. 4. Разговор ихний сводился одному и тому же вопросу. 5. Над кое-чем тебе придётся подумать. 6. Он не обращался к никакому специалисту. 7. Оружия при их не было. 8. Дедушке 70 лет, а бабушка моложе него. 9. Молодёжь ликовала, они встречали своих любимцев.

Задание 4. Объясните ошибки или стилистическую немотивированность в употреблении личных местоимений. Исправьте предложения.

1. Учительница пришла в школу, она у нас совсем еще молодая. 2. Всё у ней было чистое, опрятное. 3. Навстречу нему шла маленькая девочка с собачкой на поводке. 4. Мать Наташи, когда она задержалась в школе, очень переживала. 5. Около его то и дело мелькали машины, везущие на стройку песок и другие строительные материалы. 6. Народ рукоплескал, они приветствовали своего кумира. 7. Работникам вузов, школ, детских садов, им всегда приходилось работать с полной отдачей сил.

Задание 5. В приведенных ниже предложениях укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления притяжательных и возвратных местоимений. Исправьте предложения.

1. Посетитель попросил официанта принести себе кофе. 2. Отца я увидел в своей комнате. 3. Она посоветовала ему больше обращать на себя внимания. 4. Преподаватель попросил студентов оставить у себя наиболее интересные работы. 5. Я предложил своему товарищу зайти к себе домой. 6. Учитель предложил ученику ответить на некоторые вопросы по своему докладу. 7. Застать его я смог у себя на рабочем месте.

Задание 6. На месте пропусков вставьте слова всякий, каждый или любой. Возможны ли варианты? Мотивируйте свой выбор.

1. …гриб, даже съедобный, может стать ядовитым (Ф. В. Федоров). 2. …был сильнее Тани и …обижал ее (Л. Андреев). 3. Теперь сюда может прийти … (газ.). 4. …, кто молод, дайте нам руки, – в наши ряды, друзья! (Л. Ошанин). 5. … отправился в комнату, ему назначенную (А. С. Пушкин). 6. Этак … может петь (А. П. Чехов). 7. И … , кто испытал эту предрассветную холодноватую чистоту воздуха, видел блеск Венеры над далью лесов и почувствовал первую робкую теплоту солнца на своем лице, конечно, этого не забудет (К. Паустовский). 8. Лес или парк – как угодно, – был прорезан тропинками. … из них довольно болтливо говорила о том, кому принадлежат ноги, проложившие ее (А. Грин). 9. – Я хотел бы просить вас, господин капитан, в дальнейшем неукоснительно придерживаться правила и вызывать конвой … раз, когда командующий будет покидать здание штаба (И. Болгарин и Г. Северский). 10. … раз, когда позволяли ему в часы отдыха играть на дворе, первое движение его было – подбегать к забору (А. Погорельский).

Задание 7 . Образуя неопределенные местоимения, к выделенным словам подберите подходящие по смыслу частицы. Возможны ли варианты? Аргументируйте свой выбор .

1. Страстно желая сказать что-… в высшей степени обидное, он шагнул к Дымову (А. П. Чехов). 2. Неизвестно только, придет ли она сама собой или нужно что-… делать для ее приближения (М. Алданов). 3. Ругаться я и сам могу не хуже начальника, но разве можно что-… доказать одной руганью? (А. Ю. Карасик). 4. Яша – не какой-… случайный, а настоящий друг (К. А. Столяров). 5. Я хотел было повернуть обратно, но человек этот, очевидно заметив кого-… с другой стороны насыпи, побежал туда (А. Гайдар). 6. Но зато вряд ли на каком-… судне когда-… испытывали люди такое беспредельное обожание, как мы к нашему капитану (А. Куприн). 7. Ростопчин … хотел было сказать какое-… , подходившее к случаю, народное великорусское словцо, но ничего не мог вспомнить (М. Алданов). 8. Конечно, страшно, нечего и говорить, но ему самому надо ведь как-… выбраться (А. Гайдар). 9. – Я, может быть, буду чем-… полезна (А. Куприн). 10. Если кто-… подходил к ней во время ее материнских чувств, то она рычала, кашляла и кусалась (А. Куприн).

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 10.

Морфологические нормы современного русского языка.

Глагол. Причастие. Деепричастие.

План занятия:

1. Глагол. Общая характеристика.

3. Изобилующие и недостаточные глаголы. Их стилистические особенности.

4. Синонимия личных форм глагола.

5. Синонимия форм наклонений глагола.

6. Синонимия временных форм глагола.

7. Стилистические особенности видовых форм. Глаголы движения.

8. Возвратные и невозвратные глаголы как синонимы.

9. Стилистические особенности причастий и деепричастий.

Практическая часть

Задание 1. На месте многоточий вставьте, выбирая нужную форму, подходящий глагол движения: идти, ехать, плыть, лететь. Объясните свой выбор. Возможно ли синонимическое употребление некоторых глаголов движения с выделенными существительными, обозначающими средства передвижения?

1. Со станции Тихорецкой поезда на Ростов не..., а... в обратную сторону – на Баку (А. Платонов). 2. Лодка... мимо кольматационного участка (К. Паустовский). 3. Машина... на полной скорости (П. Сажин). 4. Обливаясь шипучей водой, проваливаясь в океанские ухабы, китобоец бодро... по намеченному курсу (П. Сажин). 5. Видно было, как... вниз по реке баржи Марка Данилыча (П. Мельников-Печерский). 6. В связи с проведением ремонтных работ, автобусы и троллейбусы будут... по другому маршруту (газ.). 7. А трамвай все... по прямым, затуманившимся рельсам (Г. Белых и Л. Пантелеев). 8. Самолет из Хабаровска до Москвы... приблизительно семь часов (газ.). 9. Навстречу ему ... мотоцикл черного цвета (А. Бек).

Задание 2. Выберите из скобок подходящую форму глагола. Мотивируйте выбор формы. Возможны ли варианты?

1. Утром, когда они (ехали - ездили) к Супсу, эта земля была влажной и оседала под колесами машины (К. Паустовский). 2. Она (шла - ходила) по улицам, похожим на густые аллеи (К. Паустовский). 3. Два раза я пробовал (пристать - приставать) к берегу, и все неудачно (А. Гайдар). 4. Когда экипаж (въехал -въезжал) на двор, господин был встречен трактирным слугою (Н. В. Гоголь). 5. Из Пушечного двора на лодьях и карбасах без конца (везли - возили) все, что там было (Ю. Герман). 6. В прозрачной воде (плыли - плавали) разноцветные рыбки (К. Булычев). 7. [Птицы] (бегали - бежали) вокруг маленькой ослепительной лужицы (А. Грин). 8. По моей руке (ползла - ползала) божья коровка (М. Пришвин).

Задание 3. Заключенные в скобки глаголы преобразуйте в подходящие по контексту деепричастия. Возможны ли варианты? Укажите их стилистические особенности.

1. Как-то, (возвратиться) с объезда работ, Прохор душевно почувствовал себя очень скверно (В. Шишков). 2. Капитан, (отбросить) спичку, повернулся к берегу (А. Новиков-Прибой). 3. (Строить) домик, нарочно сбоку прирубил он две небольшие для своего приезда горенки (П. Мельников-Печерский). 4. Он, (быть) человеком неглупым, понял это сразу (М. Горький). 5. Наконец, (увидеть) прежние знакомые места, вошла и в комнату (Н. В. Гоголь). 6. (Опереться) подбородком на руку, сосед тупо смотрел в одну точку (П. Сажин). 7. (Принести) коньяк, официант сразу же отошел (П. Сажин), 8. (Взбежать) на лестницу, Сергей в темноте треснулся лбом о полупритворенную дверь и со стоном полетел вниз, совершенно (обезуметь) от суеверного страха (Н. Лесков). 9. Она не смела ничего говорить; но, (услышать) о таком страшном для нее решении, она не могла удержаться от слез (Н. В. Гоголь).

Задание 4. Из слов, данных в скобках, выберите формы, соответствующие литературной норме.

1. Он часто (ложит, кладёт) вещи на стол. 2. Я (ощущу, смогу ощутить) это, когда сам испытаю нечто подобное. 3. Я (побежу, смогу победить, одержу победу). 4. Я (убежу, убеждю, смогу убедить, сумею убедить) всех в правильности моего решения. 5. Давай встретимся, когда я (выздоровею, выздоровлю) 6. Участники конференции активно (обсудили, обсуждали) доклады, (делились, поделись) с коллегами опытом и (брали, взяли) на себя новые обязательства. 7. Весь день (сыпет, сыплет) снежная крупа. 8. Меня (мучат, мучают) сомнения. 9. (Едь, ехай, езжай, поезжай) в деревню. 10. Котёнок тихонько (мурлыкает, мурлычет). 11. В комнату (проник, проникнул) лунный свет. 12. Двигатель внезапно (заглох, заглохнул). 13. (Зажгёшь, зажжёшь) спичку и сразу всё увидишь. 14. Зачем он (залазит, залезает) в машину, шофёра еще нет. 15. (Ляжь, ляг) и не (вылезай, вылазь) из кровати.

Задание 5. Какие глаголы могут иметь только форму прошедшего времени ед. ч. ср. р. и форму 3-го л. ед. ч. настоящего времени?

Упражнение 124. Определите смысловые и стилистические различия в употреблении неопределенных местоимений.

1. Ты, которого во Франции почитали богомнекиим (А.С. Пушкин). 2. – Все-таки я вас хоть вчем-нибудь да могу предостеречь (А.С. Пушкин). 3. – Небо не хотело, чтоб менякто-нибудь любил на свете (М.Ю. Лермонтов). 4. Но за чащею лесною мне блеснуличьи-то очи (С.Д. Дружинин). 5. Все то, чего коснется человек, приобретаетнечто человечье (С. Маршак). 6.Некто в сером, именуемый он, говорит о жизни Человека (Л. Андреев). 7. Кто-то зажег факел, и окна дворца затуманились, налились кровью и придвинулись к толпе. Что-то заползало по стенам и уходит на крышу (Л. Андреев). 8. – Я бы вас попросила, чтобы вы мне написали на памятькакие-нибудь стишки в альбом (Н.В. Гоголь). 9. – А уж Тряпичкину, точно, есликто попадет на зубок, – берегись (Н.В. Гоголь). 10. Но они тем не менее узнаваликое-что о происходившем во Франции от учителей (М. Алданов). 11. – Я разумею, не дадите ликакого приказания уездному суду? (Н.В. Гоголь). 12.Кое-кто из товарищей Штааля проявлял свою личность в кутежах (М. Алданов). 13. – Так вот, земеля, похоже, отца твоего найдем. Сказывают,где-то тут Агапов есть (Л.Л. Кокоулин). 14. Пошел поп по базару посмотретькой-какого товару (А.С. Пушкин). 15.Какая-никакая отдача все же будет (газета). 16. – С собой Шмакова возьми и еще выберикакого-нибудь понадежнее (А. Гайдар).

Упражнение 125. Образуя неопределенные местоимения, к выделенным словам подберите подходящие по смыслу частицы. Возможны ли варианты? Аргументируйте свой выбор.

1. Страстно желая сказать что -... в высшей степени обидное, он шагнул к Дымову (А.П. Чехов). 2. Неизвестно только, придет ли она сама собой или нужночто-... делать для ее приближения (М. Алданов). 3. Ругаться я и сам могу не хуже начальника, но разве можночто-... доказать одной руганью? (А.Ю. Карасик). 4. Яша – некакой-... случайный, а настоящий друг (К.А. Столяров). 5. Я хотел было повернуть обратно, но человек этот, очевидно заметив кого-... с другой стороны насыпи, побежал туда (А. Гайдар). 6. Но зато вряд ли накаком-... суднекогда-... испытывали люди такое беспредельное обожание, как мы к нашему капитану (А. Куприн). 7. Ростопчин... хотел было сказатькакое-... , подходившее к случаю, народное великорусское словцо, но ничего не мог вспомнить (М. Алданов). 8. Конечно, страшно, нечего и говорить, но ему самому надо ведькак-... выбраться (А. Гайдар). 9. – Я, может быть, буду чем-... полезна (А. Куприн). 10. Есликто-... подходил к ней во время ее материнских чувств, то она рычала, кашляла и кусалась (А. Куприн). 11. Черезкаких-... пять минут в кухне уже, весело завывая и распространяя малиновое тепло, горела плита (Ф. Абрамов). 12. – Наверное, онгде-... спрятался, от работы отлынивает (М. Салтыков-Щедрин).

Упражнение 126. По словарям русского литературного языка определите стилистическую окраску выделенных местоимений; подберите к ним эквиваленты, отвечающие современным нормам.

1. Но в делах,кои требовали некоторых усилий рассудка, соглашался со всяким (А. Корнилович). 2. – Экой век стал нехристиянской (М.Ю. Лермонтов). 3. Ссим вместе спустилась к нему с перегородки веревочная лестница (А. Корнилович). 4. Охотники дратьтаковые цены... обратились к Сквознику с жалобою (М.М. Стопановский). 5. Не виден в грубости небесный оный пламень (Я.Б. Княжнин). 6. – От французинкиевойной и то уж присылали (Н.А. Лейкин). 7. – Мужскому полу никогда таких привилегий не будет, какихнему, дамскому (А.П. Чехов). 8.Сей учитель понравился Кирилу Петровичу своей приятной наружностию и простым обращением (А.С. Пушкин). 9. – Не корысти ради, а токмо волею пославшеймя жены (И. Ильф и Е. Петров). 10. – У отца-тоейного пять голов [скота] было (Ф. Абрамов). 11. – Ну, Матюша, крепко ты его подкосил!Эдакий дьявол – страсть! (Ф. Абрамов). 12. – Было б мне козьей ножкой...- бормочет фельдшер. – Этакая оказия! (А.П. Чехов).

Упражнения 127. [повторительное]. Сравните приведенные ниже предложения. Какой из вариантов, на ваш взгляд, является наиболее подходящим для научного стиля? Почему? Является ли так называемое авторское "мы" отличительной чертой научного стиля?

1. В этой работе я исследую стилистическую неоднородность лексики ранних рассказов А.П. Чехова.

2. В этой работе мною исследуется стилистическая неоднородность лексики ранних рассказов А.П. Чехова.

3. В этой работе мы исследуем стилистическую неоднородность лексики ранних рассказов А.П. Чехова.

4. В этой работе нами исследуется стилистическая неоднородность лексики ранних рассказов А.П. Чехова.

5. В этой работе исследуется стилистическая неоднородность лексики ранних рассказов А.П. Чехова.

Упражнение 128. [повторительное]. Как известно, в большинстве жанров официально-делового стиля практически отсутствуют личные местоимения 1-го и 2-го лица и соответствующие личные формы глагола, но иногда некоторые из этих форм встречаются. В каких жанрах официально-делового стиля и какие из названных форм употребляются? Какими особенностями официально-делового стиля это объясняется? Ответы проиллюстрируйте примерами.

ГЛАГОЛ

Вопросы и задания для повторения ко всему разделу

2. Охарактеризуйте морфологические признаки и синтаксические функции глагола.

3. Какое место занимает неопределенная форма глагола (инфинитив) в системе глагольных форм? Перечислите грамматические категории глагола, отсутствующие у инфинитива, а также морфологические признаки глагола, которыми инфинитив обладает.

4. Почему по своей семантике инфинитив сближается с именительным падежом имен существительных? Мотивируйте свой ответ.

Личные формы глагола

Вопросы для повторения

Какие глаголы называются: а) недостаточными (дефективными); б) изобилующими? С чем связано отсутствие / изобилие некоторых грамматических форм у таких глаголов? Приведите примеры.

Упражнение 129. Вставьте пропущенные буквы в выделенных глаголах. Мотивируйте свой выбор. При наличии вариантов укажите их стилистическую окраску.

1. – Поймают тебя, изобьют, зачахнешь,опаршив...т все (С. Есенин). 2. – Мой отец вернется ко двору, как тольковыздоров...т (К. Икрамов). 3. – А в дорогеобессил...т, свалится, на горбу потащите? – спросил Синцов (К. Симонов). 4. – Кому неволя опротив...т, кто захочет из нее вырваться, тот себе дорогу найдет (А.Н. Островский).

Упражнение 130. Сравните выделенные глагольные формы. Охарактеризуйте их семантические и стилистические оттенки,

1. Но весна, весна идет, ярко, звонкокаплет с крыш (П.С. Соловьева) – Икапают горькие слезы из глаз на холодный песок (М.Ю. Лермонтов). 2. Где-то в трубе и за печкой ветер ворчливо мурлычет (А.М. Ремизов) – В воздухе тишина; только поскрипывает на берегу кузнечик да где-то робкомурлыкает орличка (А.П. Чехов). 3. На льдинах Зима унеслась, река разлилась, прошумела, сбывает – тихоплескает старой привязанной лодкой (С. Северный) – Ты, волна моя волна! Ты гульлива и вольна; плещешь ты, куда захочешь (А.С. Пушкин). 4.Машите платками, машите (С. Черный) – Ты немахай на меня руками (М. Зощенко). 5. Солнцебрызжет, солнце греет (С. Черный) – От них проходу нет по улицам: понаделают трубок, через забор на прохожих водой брызгают (А.Н. Островский). 6. В поле ветер воет, травку колыхает (А.В. Кольцов) – Над уснувшей нивой дышит легкий ветерок; он ласкает, онколышет полевой цветок (Д.Л. Михаловский). 7.Щиплет мороз щеки и нос (А. Михайлов) – Что, уши мерзнут? – забеспокоился отец. – Щипает их (И.В. Евдокимов). 8. Он хотелпостлать мне на своей кровати (В. Каверин) – Затопить бы печку,постелить постель (С. Есенин). 9. Ты катишь волны голубые иблещешь гордою красой (А.С. Пушкин) – Месяц... сребряный, ясный свет изливает, нежно блистает в чистых водах (Н.М. Карамзин) – Елиблестят в серебре (Я.К. Грот). 10. Взгляните, кружками здесь в кучке стоят, и воду рукамиполощут, мутят (А.С. Шишков) – На речке... бабы сидят, полоскают (Л.Н. Толстой).

Упражнение 131. Слова, заключенные в скобки, поставьте в нужной форме.

1. Овечки кроткие гуляют и(щипать) травку на лугу (Н.М. Карамзин). 2. Теперь наш бог и благодетель(осыпать) благами тебя (Н.М. Карамзин). 3.(Двигаться) сумрак, в глаза мне глядит (И.С. Никитин). 4. Слышно было только, как(плескать) о борта набегающие волны (В. Вахман). 5. С поля буря ворвавшися злая рвет и(метать) и воет в лесу (А. Фет). 6. Жиличка пошла газеты вынимать, а котенок орет,(мяукать) (А. Гайдар). 7. Дождик (хлестать) в стекла, даже в доме темнота (А. Барто). 8.(Стонать) лес дремучий, вторит даль и ширь (А.А. Коринфский). 9. Пусть травы на воде русалки(колыхать) (Д. Минаев). 10. Пускай другие (чтить) приличия законы (Е. Баратынский). 11. Когда на бессонное ложе(рассыпаться) бреда цветы, какая отвага, о боже, какие победы мечты (И. Анненский). 12.(Блестеть) топоришка, что булатный меч (А.А. Коринфский).

Упражнение 132. Охарактеризуйте стилистические функции форм лица выделенных глаголов.

1. Сделайте милость, отдайте мне его поскорее, – говорят вам, что пятидесяти рублей не пожалею (В.Ф. Одоевский). 2. – Выдумываете, барыня! – застыдилась Пелагея. – Такоескажут, что... ей-богу (А.П. Чехов). 3. – Которые тут временные? Слазь ! Кончилось ваше время (В. Маяковский). 4. – Слышите, какизволят ходить, – сказал Тихон, обращая внимание архитектора на звуки шагов князя. – На всю пяткуступают – уж мызнаем (Л.Н. Толстой). 5. Читатель понимает, что мыне употребляли особенных стараний, чтоб сделать убедительною эту критику (Н. Добролюбов). 6. – Тут, бывало, два ворона ране жили. Завсегда, когдаедешь, по сторонам этой сосны сидят (Ф. Абрамов). 7. – Почему большой стрелки нет? – остановила Христина извозчика... – Ничего мыне знаем, – ответил старик извозчик (А.М. Ремизов). 8. – Чё у порога-то уселась? Тоже сирота несчастная! Иди вон к столу, налáжено. – Нет, уж,благодарствуем! У чужой иконыне намолишься, с чужого столане накормишься (В. Астафьев).

Вопросы и задания для повторения

1. Каково значение грамматической категории времени глагола?

3. Что такое абсолютное и относительное время глагола?

Упражнение 133. Объясните временные значения и стилистические особенности употребления форм времени выделенных глаголов. В значении каких времен выступают выделенные глагольные формы: инфинитив, глагольные междометия и др.?

1. Бывало,соберутся накануне праздничного дня добрые люди в гости, в пáсичникову лачужку,усядутся за стол, – и тогда прошу только слушать (Н.В. Гоголь). 2. Я, бывало, в этом месте дрожью дрожу (М. Горький). 3. И царицахохотать, и плечамипожимать, и подмигивать глазами, иприщелкивать перстами, ивертеться подбочась (А.С. Пушкин). 4. – Вот в одной деревне ивыйди мне навстречу мужик (Ф. Абрамов). 5. – А в то время, как дед зачал к смерти готовиться, медведьвозьми да и заявись (Ю. Герман). 6. Тут рыцарьпрыг в седло и бросил повода (И. Крылов). 7. Завтра приезжает вся его юность, его Россия (В. Набоков). 8. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда (пословица). 9. Никто его невидывал, а слышать всякийслыхивал (Н. Некрасов). 10. Чтопосеешь, то и пожнешь (поговорка). 11. И пена плещет на гранит – топрянет, то отхлынет прочь (А. Фет). 12. Он знакподаст: и всехлопочут (А.С. Пушкин). 13. – Допустим,согласился я на ваши условия (Л. Якименко). 14. Да, лет тридцатьбудет назад тому, когда дорога... кипела народом (Н.В. Гоголь). 15. – Пошёл я домой, Марко Данилыч, – сказал Орошин (П.И. Мельников-Печерский). 16. Подкатит ,выйдет перед райкомовскими окнами, в дорогой шубе, важный, насупленный,подымется вверх, не снимая высокой шапки ввалится в кабинет,усядется – величавый и оскорбленный (В. Тендряков).

Упражнение 134. Выделенные глагольные формы замените синонимическими. Сохраняется ли при подобной замене экспрессивность предложений?

1. Старая ворона ходила-ходила возле пёсьего хвоста да ка-ак схватит его клювом, ка-акдернет ! (В. Астафьев). 2. Мы подъедем тихонечко, чемоданы спрячем, а сами залезем под кровать. Вот он приходит. Сел. Задумался. А мымолчим, молчим, да вдруг как завоем ! (А. Гайдар). 3. Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветерподует итронет верхушки берез, то лягушказашелестит в прошлогодней листве, то за стеной колокольни часыпробьют четверть (А.П. Чехов). 4. В зимний вечер, бывало, лучинузажжет ипрядет себе, глаз не смыкая (Н. Некрасов). 5. Андрей кривит рот и хлоп Алешу по голове! (А.П. Чехов). 6. Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться; и надобно ж беде случиться, что около тех мест голодный рыскал Волк. Ягненкавидит он, на добычу стремится (И. Крылов). 7. Легкий ветерок то просыпался, то утихал: подует прямо в лицо и как будторазыграется – все весело зашумит ,закивает и задвижется кругом, грациознозакачаются гибкие концы папоротников – обрадуются ему, но вот уж он опять замер, и все опять стихло (И.С. Тургенев). 8. – Япоехала с вещами, а ты приберешь комнату. Потом запри дверь (А. Гайдар).

Упражнение 135. Приведенные глаголы поставьте в форме единственного числа мужского рода прошедшего времени. Возможны ли варианты? Охарактеризуйте их стилистические варианты.

Блекнуть, ввергнуть, взмокнуть, воскреснуть, вязнуть, гаснуть, гибнуть, глохнуть, дрогнуть, дрыхнуть, засохнуть, иссякнуть, избегнуть, исторгнуть, крепнуть, липнуть, мерзнуть, мокнуть, намокнуть, низвергнуть, ниспровергнуть, опровергнуть, оглохнуть, отторгнуть, подвергнуть, погаснуть, погрязнуть, расторгнуть, стихнуть, стынуть, увязнуть, усохнуть, утихнуть.

Упражнение 136. Укажите, являются ли нормативными для современного русского языка выделенные глагольные формы. Мотивируйте свой ответ.

1. Исчезнули при свете просвещенья поэзии ребяческие сны (Е. Баратынский). 2. - Я, признаюсь, так воспитан, что заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык во рту как в грязьзавязнул (Н.В. Гоголь). 3. Воззвал... безответен...угаснула сила (В. Жуковский). 4. Уж вечер... облаков померкнули края (В. Жуковский). 5. В очах горделивыхпомеркнул огонь (А.С. Пушкин). 6. Женщина сразу жезамолкнула (Л.А. Мей). 7.Погрязнули они в разврате (В. Попугаев). 8. Донским врагов тьмы рассыпáлись, // Пожáрским Рóссы свобождáлись, а Петр повергнул Карла в прах (В. Попугаев). 9. С высóкия нависнутой скалы, что средь сердитых бурь бестрепетно стояла, несчастная повергнулась в валы (Н. Остолопов). 10. Но вот родник его души иссякнул (А.Е. Измайлов). 11.Потухнул недр земных огонь (А. Бенитцкий).


Похожая информация.