Примеры проектов по музейным учреждениям. Современный музей как фактор развития. Мы принимаем вызов в социальной сфере

Рассматриваются наиболее существенные проблемы актуализации вещественных и изобразительных историче- ских источников в социальных, в том числе исследовательских, практи- ках, намечаются перспективы развития археографии музейного предме- та как актуального направления, без разработки которого невозможно историческое познание на современном уровне. Обосновывается необ- ходимость расширения эмпирического пространства исторического по- знания, грамотного введения в научный оборот наряду с письменными источниками, исторических источников иных типов — вещественных, изобразительных, хранящихся, главным образом, в музеях. Для специалистов в области гуманитарного знания, истории и исто- рических наук, музееведения.

Копацкая С. А. В кн.: Опыт и перспективы развития туризма в крупных приморских городах: сборник материалов II Международной научно-практической конференции, 6 декабря 2011 года. СПб.: Издательство СПбГУЭФ, 2012. С. 179-184.

Зарубежный опыт развития приморских территорий говорит о том, что культурный потенциал может сыграть роль движущего фактора развития прибрежных регионов. В нашей стране к подобной практике обратились достаточно недавно. Тем не менее, богатое культурной наследие России позволяет сделать прибрежные территории привлекательным объектом для туристов и инвесторов.

Статья посвящена экспозиции двух залов Оружейной палаты Московского Кремля, имевших исключительное значение для формирования представительского пространства России XIX -XX вв. Автор демонстрирует, как выбор и определенное расположение предметов в центральном зале первого здания Оружейной палаты (арх. И.В. Еготов) и Коронном зале современного здания музея (арх. К.А. Тон) стали способом выражения тех или иных государственных идей и властных контекстов.

Margarita Kuleva . Working Papers of Centre for German and European Studies. Centre for German and European Studies, 2014. No. 7.

The paper examines social features and cultural profile of the audience of Manifesta 10, first global scaled art-event ever hold in St. Petersburg and Russia as well. Based on the empirical study of 400 formalized interviews with biennale visitors (July-September 2014), this paper compares the audience of Manifesta 10 with visitors of European art-events, firstly previous edition of Manifesta. Despite the democratization of the field of contemporary art (including the elimination of the financial barrier to access to the exhibition), the research shows that the majority of visitors are people with higher education and income slightly exceeding national average. The significant differences were found also: Russian audience is biased towards younger visitors (more than 70% is younger than 35) and gender misbalanced. The study also shows the differences between the patterns of art-tourism in Russia and Europe: European event attracts larger flows from neighboring regions, in Russia there is a long tail: small groups from many distant locations.

"Кын- портал к красотам Древнего Урала" - это обзор историко-культурного потенциала и туристических маршрутов с. Кын. Кын- древний строгановский горнозаводской центр, где сохранились заводские строения. Это место впечатляет красотой и мощью чусовских скал.

Иваненко А. А. В кн.: ВСЕРОССИЙСКИЙ ФОРУМ РУССКОГО ЯЗЫКА, ПОСВЯЩЕННЫЙ НАСЛЕДИЮ АКАДЕМИКА И.И. СРЕЗНЕВСКОГО Сборник материалов. 2016. Рязанский государственный университет имени С.А. Есенина (Рязань), 2016. С. 91-93.

Проект разработан с целью стимулирования интереса граждан Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) к изучению объектов культурного наследия нашей страны. В ходе реализации проекта были проведены четыре интерактивные экскурсии в научном музее редкой книги Дальневосточного федерального университета (ДВФУ). Слушателями экскурсий стали иностранные студенты ДВФУ.

Т. 193. СПб.: СПбГУКИ, 2012.

В сборник вошли материалы Всероссийской научно-практической конференции «Вторая жизнь музея: возрождение утраченного и воплощение нереализованного», прошедшей в Санкт-Петербургском государственном университете культуры и искусств 12-13 октября 2006 г.

Представленные в сборнике материалы посвящены вопросам создания, реорганизации и возрождения музеев в XIX-XX вв. в России и за рубежом, роли музея в формировании имиджа учреждения и предприятия, разработке и использованию информационных ресурсов в музейной деятельности.

Нигматуллина Г. Р. В кн.: Инновационное управление: от теории к практике Сборник трудов VII ежегодной (II международной) научно-практической конференции факультета менеджмента (3-4 апреля 2012 г.). СПб.: Отдел оперативной полиграфии НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург, 2012. С. 231-234.

В статье рассматриваются основные вопросы совершенствования системы управления в музее, ключевые механизмы разработки стратегии развития и построения системы стратегического планирования

Иванова Ю. В. Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 6: Философия. Культурология. Политология. Право. Международные отношения. 2012. № 2. С. 60-65.

Данная статья посвящена анализу статуса вещи в различных культурах от древности до современности. Выделены пять типов вещей: мифологическая, рукотворная, промышленная, художественная и виртуальная. Анализ данных типов вещей позволяет проследить трансформацию смыслов вещи в различные культурные эпохи. Исследование статуса вещи осуществлено на примере философского и художественного дискурса.

Проект «Школьный музей как ресурс развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта

общего образования»

Описание основной проблемы и обоснование актуальности

её разработки

Современное Российское образование в настоящее время претерпевает значительные изменения, в ходе которых меняется взгляд на подходы и формы обучения. Эти изменения коснулись и нашего учреждения. Школа является площадкой по введению ФГОС не только на уровне начального общего образования, но и основного. Появляется необходимость организации разнообразной внеурочной деятельности, способствующей развитию и воспитанию обучающихся. Мы используем различные ресурсы: спортивный зал, библиотеку, актовый зал, специализированные предметные кабинеты. И школьный музей также не является исключением. Но так как материально-технические условия функционирования музея не отвечают возросшим потребностям в образовании и воспитании личности обучающегося, препятствуют эффективному использованию его содержания и внедрению новых форм обучения на его базе, то использование этого ресурса школы стоит под вопросом. Также необходимо преобразование форм хранения, учета и использования экспозиций музейных фондов.

Музей школы обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы.

Одним из ведущих направлений в деятельности музея - гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Основные материалы расположены в двух залах: «Зал боевой и трудовой славы», «Район и школа в годы Великой Отечественной войны».

В этой работе основными формами стали:

    Работа с ветеранами.

    Поисково-исследовательская работа . Материалы школьного музея часто становятся темой исследовательских работ обучающихся по теме «Великая Отечественная война» , которые ребята защищают на школьных и конференциях.

    Работа клуба «Юный историк». В 2014 году создан детско-юношеский клуб «Юный историк». Разработаны экскурсии по патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Подготовлены экскурсоводы из числа школьников 5-9 классов (10 школьников).

● Издательская работа музея. Клуб «Юный историк» издаёт газету «Поиск». Совет музея проводит конкурсы плакатов и рисунков, презентаций, посвящённые Великой Победе; проводит работу с жителями с ела ; сотрудничает с районной газетой «Сельские вести».

Результаты деятельности школьного музея размещаются на школьном сайте.

● Внешние связи музея . Тесную связь поддерживает школьный музей с музеем города Новокузнецка.

Одним из вариантов решения проблемы является создание в школе виртуального краеведческого музея. Выделение воспитательной функции виртуального школьного музея в качестве ведущей определяется ее значимостью: созданием особой образовательной среды для формирования у обучающихся целостного отношения к культурно-историческому наследию, в котором отражены общечеловеческие ценности, представляющие жизненный мир человека.

Школьный музей, как ресурс для МБОУ «Красулинсая ООШ» действует в инновационном режиме. Наш ресурсный центр будет оказывать помощь педагогам и специалистам образовательных учреждений района, вступающих на путь введения ФГОС , в эффективном планировании и мониторинге своей профессиональной деятельности, постановке ясных и выполнимых задач по организации и повышению эффективности своей работы.

Цель и задачи проекта

Цель проекта : создание условий для развития образовательного потенциала школьного музея путем его модернизации.

Данная цель направлена на весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.

В связи с этим миссия школьного музея Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Красулинская основная общеобразовательная школа» Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области - с оздать наиболее благоприятные условия развития для всех детей. Школа призвана сформировать инструмент адаптации к быстро меняющейся жизни, сохранять личностные качества в весьма непростых обстоятельствах жизни, учить жить в мире с окружающими, выполнять свои обязанности, уважать и любить людей.

Для достижения поставленной цели и реализации миссии школьного музея необходимо решить следующие задачи:

1) обновить систему гражданско-патриотического воспитания с использованием ресурсов школьного музея;

2) развить материально-техническую базу музея путем внедрения новых форм использования экспозиций;

3) повысить доступность использования фондов путем создания виртуального школьного музея для организации занятий внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Критерии и показатели оценки результативности и

эффективности проекта

Оценка эффективности проекта осуществляется на основе обобщенных оценочных показателей, включающих его системный, содержательный и организационный характер воспитательного процесса, использование современных технологий воспитательного воздействия, широту охвата объектов воспитания.

Результаты реализации проекта оцениваются по следующим показателям:

Индикаторы

Методы изучения

Организация работы школьного музея как структурного подразделения школы и одной из форм работы по развитию творческой самодеятельности и общественной активности обучающихся, воспитанию патриотизма.

    Состояние материально-технической базы.

    Оборудование музея необходимой мультимедийной техникой.

    Модернизация традиционных форм работы.

    Доля современных технологий, в том числе информационных, в организации учебного процесса.

    Наличие локальной нормативной базы деятельности школьного музея.

    Эффективно действующая система взаимодействия с различными общественными организациями.

    Повышение профессионализма руководителей школьных музеев (степень участия специалистов школьных музеев в научно-просветительских мероприятиях района, проведение мероприятий на базе своего музея для обмена опытом работы).

    Позитивная динамика в общественном признании образовательного и воспитательного потенциала школьных музеев.

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование учителей, обучающихся и их родителей.

Повышение эффективности усвоения программного материала по истории России и краеведению,

географии, литературе, технологии и ИКТ.

    Высокие результаты обучения обучающихся по краеведению, литературе, географии.

    Повышение ИКТ-компетенций.

    Обеспеченность процесса преподавания истории дидактическими материалами, краеведческой литературой.

    Рост интереса обучающихся к изучению истории своего учреждения, района, города, страны, проявление чувства патриотизма к своей стране.

    Рост числа детей, посещающих школьный музей, использующих фонды музея для подготовки рефератов, творческих работ, заданий по предметам школьной программы.

    Рост количества учителей, использующих возможности музея для проведения уроков по программе школьных предметов, классных часов, других мероприятий воспитательного характера.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы.

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование обучающихся.

Психолого-педагогическая диагностика.

Анкета «Как вы относитесь к учебе по различным предметам

5.Оценивание предметных и метапредметных (познавательных, коммуникативных, регулятивных) результатов обучающихся по ФГОС.

Создание условий для развития разносторонних интересов и способностей школьников, реализации их познавательного интереса.

    Благоприятный эмоционально-психологический климат в коллективе.

    Количество мероприятий, проведенных на базе музея.

    Количество посетителей школьного музея.

    Рост числа победителей и призеров, конкурсов, соревнований, конференций разного уровня, связанных с профилем музея.

    Повышение интеллектуальной, творческой, социальной активности обучающихся.

    Количество проектов, созданных с использованием базы музея.

    Уровень внедрения проектной деятельности и деятельностного подхода в процесс образования и воспитания.

    Наличие публикаций по теме проекта на муниципальном, региональном уровнях.

Анализ итогов учебно-воспитательной работы

Педагогическое наблюдение.

Анкетирование обучающихся.

Психолого-педагогическая диагностика:

методика определения уровня общественной активности обучающихся.

5.Оценивание личностных результатов обучающихся по ФГОС.

Мониторинги, семинары, консультации.

4. Ожидаемые результаты и эффекты реализации проекта

Музей органично вписан в образовательное пространство нашей школы, что позволяет реализовывать системно-деятельностный подход в рамках перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования (далее ФГОС).

В процессе реализации проекта должна произойти интеграция работы школьного музея в учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения и в социум; расширение возможностей школьного музея за счет социального партнерства с музеями других образовательных учреждений, музеями города, советом ветеранов; создание виртуального музея; презентация итоговых материалов проекта в Интернете и СМИ.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

    удовлетворение социального запроса на создание ресурсного центра на базе школьного музея для развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС;

    обновление системы гражданско-патриотического воспитания с использованием ресурсов школьного музея;

    развитие материально-технической базы музея путем внедрения новых форм использования экспозиций;

    повышение доступности использования фондов путем создания виртуального школьного музея для организации занятий внеурочной деятельностью и дополнительным образованием;

    введение педагогами в воспитательные планы материалов фондов музея;

    создание педагогами банка методических разработок и рекомендаций;

    повышение профессиональной компетенции педагогов и специалистов в области развития социализации и воспитания обучающихся в условиях введения ФГОС ;

    осуществление реального междисциплинарного сотрудничества как внутри своего коллектива, так и в других образовательных учреждениях района;

    совершенствование научно-методического потенциала педагогических работников МБОУ «Красулинская ООШ» и учебно-материальной базы школы.

Оформление результатов реализации проекта:

    разработка модели программы гражданско-патриотического воспитания обучающихся на основе деятельности школьного музея;

    методические разработки музейных и краеведческих занятий на разделах экспозиций школьного музея;

    методические разработки по использованию коллекций школьного музея в урочной и во внеурочной деятельности учителей-предметников, работе классных руководителей, педагогов дополнительного образования;

    публикации, включающие в себя деятельность школьного музея, по реализации инновационных приоритетов школьного музея в музейной и краеведческой деятельности;

    разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить тематические виртуальные экскурсии.

В итоге реализации проекта школьный музей в МБОУ «Красулинская основная общеобразовательная школа» Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области станет центром дополнительного образования, центром гражданского и патриотического воспитания, центром изучения истории школы, села Кемеровской области и центром формирования нового типа личности обучающегося.

Сроки и этапы реализации проекта

I этап (2015 г. - 2016 г.) - ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ

Анализ состояния образовательных возможностей школьного музея. Актуализация проекта среди участников образовательного процесса. Определение круга лиц из числа учителей, администрации школы по руководству проектом, распределение ролей, создание временных рабочих групп. Разработка плана работы и программы деятельности музея. Создание плана модернизации школьного музея (музейное оборудование, косметический ремонт помещения музея, программное оборудование).

Проведение обучающих занятий, семинаров, дискуссий, консультаций с педагогами по изучению современной теории и практики музейной педагогики с приглашением сотрудников музея города Новокузнецка.

I I этап (2016 г. - 2017 г.) - ПРАКТИЧЕСКИЙ

Основной задачей на данном этапе является включение ресурса музея в урочную, внеурочную и внешкольную деятельность.

Содержание деятельности практического этапа:

    Проведение косметического ремонта помещений музея

    Монтаж нового музейного оборудования

    Внедрение современных информационных технологий в работу музея

    Создание Internet -версии школьного музея (Создать электронную базу фондов музея, которая обеспечит учёт и сохранность музейной коллекции)

    Развитие способности обучающихся к исследовательской и проектной деятельности с использованием музейных источников (участие в создании социальных и творческих проектов, учебно-исследовательских работ).

    Проведение школьной конференции научно-исследовательских проектов по краеведению и истории Кемеровской области

    Организация презентации школьного интерактивного музея

    Расширение компетенции педагогов, овладение технологией проектной деятельности и музейной педагогики через семинары, конференции, мастер-классы, индивидуальные консультации

    Создание банка данных собственных методических разработок и публикаций

    Расширение и обновление экспозиций, пополнение фонда музея

III этап (2017 г. - 2018 г.) - АНАЛИТИЧЕСКИЙ

Основной задачей этого этапа является анализ результатов деятельности: достижений, недостатков, корректировка дальнейшей работы по заявленной проблематике, оформление продукта проекта, публикации, обмен опытом.

Содержание деятельности заключительного этапа:

Подведение итогов, обмен опытом участников проекта на заседаниях педсовета, методического совета, школьных методических объединений учителей-предметников, рабочих группах.

Проведение конференции «Итоги реализации проекта «Школьный музей как ресурс духовно-нравственного развития, социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта».

Основные риски проекта и пути их минимизации

Основные риски проекта

Пути их минимизации

Смена места работы участников проекта:

  • Руководитель

    Исполнители

Руководство проектом изначально осуществляют два человека.

В течение всего времени реализации проекта действует школьная программа «Я - профессионал» для повышения профессиональных компетенций педагогических работников, т.е. в школе всегда есть резерв кадров, способных осуществлять инновационную деятельность

Низкая мотивация педагогов и специалистов образовательных учреждений района к сотрудничеству с МБОУ «Красулинская ООШ» по теме проекта

Повышать мотивацию к взаимодействию совместно с Управлением образования администрации Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области

Недостаточная компетенция исполнителей проекта в решении каких- либо конкретных вопросов

Сотрудничество с музеями города Новокузнецка

Сотрудничество с методистами ИМЦ «Управление образования администрации Новокузнецкого муниципального района Кемеровской области»

Отсутствие финансовых средств для реализации проекта

Привлечение спонсорской помощи

Возможные способы внедрения проектной разработки в образовательную практику МБОУ «Красулинская ООШ»

Для того, чтобы сформировать новый тип обучающегося, нужны такие методические подходы, которые были бы на обеспечение развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и общественно-значимой деятельности в условиях совместной работы педагогического коллектива школы, семьи и других институтов общества в соответствии с требованиями проекта ФГОС общего образования.

С помощью традиционных и инновационных технологий разработанный проект позволит:

    через использование Internet -ресурсов реализовать возможность найти единомышленников, установить связи с другими музеями, оперативно обмениваться опытом;

    организовывать занятия по группам в музее, историко-краеведческие игры, научно-исследовательские конференции;

    проводить уроки – реконструкции по литературе, истории, краеведению;

    проводить театрализованные экскурсии с использованием экспонатов музея;

    используя электронный формат, делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, а значит, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.

Предложения по распространению и внедрению результатов проекта в массовую практику

Наш опыт предполагается распространять через семинары, мастер- классы, практические встречи по вопросам диагностики, деятельности педагогов, реализующих ФГОС.

Эффективным способом распространения являются публикации по теме проекта на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Обязательным для исполнителей проекта является представление своего положительного опыта на сайтах, виртуальном музее.

Определённые возможности для распространения имеет школьный сайт. Вся информация о реализации проекта, положительных результатах ежемесячно будет выкладываться в разделе «Наша инновационная деятельность».

Исполнители проекта готовы к обсуждению острых вопросов в сети интернет через сетевые сообщества, что тоже является довольно мощным инструментом распространения нашего опыта. Здесь интересна возможность распространения опыта не потому что «послали» на семинар, а личная заинтересованность в вопросах организации работы в урочное и внеурочное время в соответствии с требованиями проекта ФГОС общего образования.

Итак, наш опыт мы готовы распространять следующими способами:

    Семинары, консультации;

    Публикации на профессиональных сайтах и изданиях;

    Размещение информации на школьном сайте и сайте Новокузнецкого муниципального района;

    Через сетевые сообщества, сообщества методических объединений района.

Схема

«Музей как информационно-образовательное пространство школы»

Работа библиотеки

Конкурсы

Классные часы

Встречи выпускников


Встречи в етеранов

Воспитательные мероприятия


Уроки

Юбилеи


Работа детско-юношеского клуба «Юный историк»


Тематические вечера



Уроки мужества

Экскурсии


Внеурочная деятельность (начальная школа,

5-7 классы)


Индивидуальные посещения

Презентации, видеофильмы

Проектно-исследовательская деятельность


Родительские собрания

Дни открытых дверей

Семинары, конференции

Основные мероприятия по реализации проекта

Планируемые мероприятия

Сроки

Ответственные

Укрепление материально-технической базы музея

Косметический ремонт помещения музея

2015-2016

Зав. хозяйством

Покупка оргтехники и мебели для музея

2015-2017

Зав. хозяйством

Организационная работа

Формирование и организация работы Совета музея, клуба «Юный историк»

2015

Разработка плана работы и программы деятельности музея

2015

зам. директора по ВР

Формирование и организация работы актива музея

2015

Руководитель музея, совет музея

Создание электронной книги учета и хранения экспонатов музея

2016-2017

Руководитель музея, совет музея

Организация экскурсоводческой работы

В период реализации проекта

Руководитель музея, зам. директора по ВР

Разработка тематико-экспозиционного плана музея

Март – октябрь 2016

Руководитель музея, совет музея

Организация работы с экспозициями музея

В период реализации

проекта

Руководитель музея

Урочная работа

Организация урочной деятельности по предметам через проведение музейных уроков с использованием экспонатов музея и методического материала

В период реализации

проекта

Руководитель музея, учителя литературы, истории, географии,

классные руководители

Приобретение навыков работы c c овременными программными продуктами: встроенного графического редактора программы MS Word и графического редактора Photoshop

2016-2017

Руководитель музея,

учитель информатики

Использование информационных технологий универсальных (базовых), мультимедиа-технологий, сетевых технологий с целью формирования информационной компетентности обучающихся

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

учитель информатики

Отбор и подготовка документов музея для организации самостоятельной работы с ними обучающихся на уроках

В период реализации

проекта

Проведение музейных уроков с участием ветеранов и участников войн

В период реализации

проекта

Руководитель музея, учителя истории

Внеурочная работа , внеклассная работа

Проведение занятий по плану в рамках внеурочной деятельности 1-4 классы, 5-7 классы

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

совет музея, педагоги ДО

Организация экскурсий в школьный музей

В период реализации

проекта

Совет музея

Проведение школьных лекций, семинаров, НПК. Организация поисковой и исследовательской деятельности

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

совет музея,

зам.директора по ВР

Участие школьников в конкурсах, проектах, конференциях различных уровней

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

совет музея, зам. директора по ВР, УВР

Участие в ежегодной муниципальной НПК

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

совет музея, зам. директора по УВР

Проведение тематических классных часов

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

МО классных руководителей

Организация экскурсий для членов совета музея

В период реализации

проекта

Руководитель музея

Мастер-класс для экскурсоводов (с приглашением работников городского музея)

В период реализации

проекта

Руководитель музея

Разработка и проведение экскурсий в музее по различным экспозициям

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

совет музея,

экскурсоводы

Создание и пополнение методической базы данных музея:

    Фотографии

    Видеофильмы

    Познавательная литература

2017-2018

Руководитель музея,

совет музея

Участие в месячнике военно-патриотического воспитания

В период реализации

проекта

Руководитель музея, совет музея

Сотрудничество, совместные мероприятия с библиотекой школы и села

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

совет музея, библиотекари

Организация работы и проведение заседаний детско-юношеского клуба «Юный историк» при школьном музее

В период реализации

проекта

Руководитель музея, совет музея, руководитель клуба

Связь с общественностью, с ветеранами войны и труда, ветеранами локальных войн, ветеранами педагогического труда

В период реализации

проекта

Руководитель музея, совет музея

Практическая работа. Акция «Тимуровское движение»

В период реализации

проекта

Руководитель музея, совет музея, зам. директора по ВР

Создание буклета о школьном музее

2017

Руководитель музея, совет музея

Создание фонда подлинных экспонатов

2015-2017

Руководитель музея, совет музея

Создание и пополнение электронных баз данных музея

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

совет музея

Создание виртуального музея

2016

Руководитель музея

Создание электронного справочника музея

2016

Руководитель музея

Научно-методическая работа

Участие в работе школьных методических объединений классных руководителей, семинарах классных руководителей по патриотическому воспитанию

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

зам. директора по ВР

Разработка тематики экскурсий в помощь учителям краеведения, истории, классным руководителям

В период реализации

проекта

Руководитель музея,

актив музея, зам. директора по ВР

Методическая работа с педагогическим коллективом

В период реализации

проекта

Координаторская работа с общественными организациями

В период реализации

проекта

Руководитель музея

Организация общешкольных мероприятий, объединяющих усилия обучающихся, учителей и родителей

В период реализации

проекта

Руководитель музея, зам. директора по ВР и УВР

Создание методических разработок музейных и краеведческих занятий на разделах экспозиций школьного музея

Создание методических разработок по использованию коллекций школьного музея в урочной и во внеурочной деятельности учителей-предметников, работе классных руководителей, педагогов дополнительного образования

В период реализации

проекта

Руководитель музея, зав. библиотекой, учителя-предметники, педагоги ДО

Повышение квалификации (курсовая подготовка руководител я музея)

По перспективному плану школы

Руководитель музея, зам. директора по УВР

Районный круглый стол «Оценка эффективности включения ребёнка в систему общего образования»

2017

Фестиваль педагогического мастерства

2018

Руководитель музея, зав. библиотекой, учителя-предметники, зам. директора по УВР и ВР

Районный семинар «Толерантность - единство в многообразии»

2018

Руководитель музея, зав. библиотекой, учителя-предметники, зам. директора по УВР и ВР

Районная научно-практическая конференция «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся на основе деятельности школьного музея»

2018

Руководитель музея, зав. библиотекой, учителя-предметники, зам. директора по УВР и ВР

Возможное финансовое обеспечение проекта, необходимое ресурсное обеспечение реализации инновационного проекта

Для реализации проекта в образовательном учреждении имеются необходимые условия: школа работает в режиме стабильного функционирования и развития, организована творческая группа по разработке инновационного проекта, есть необходимая материально-техническая база.

Главное:

    богатый опыт краеведческой работы и наличие музея;

    положительная мотивация педагогического коллектива в повышении квалификации: 60% педагогов прошли курсовую подготовку по темам «Информационные технологии в образовательном процессе», 95% - «Организация деятельности образовательного учреждения по подготовке к работе по ФГОС (начальное и основное общее образование)»; «Управление образовательным учреждением в условиях реализации ФГОС».

Необходимое ресурсное обеспечение при применении инновационного продукта

    техническое: компьютерное обеспечение пользователей данного инновационного продукта (компьютерное рабочее место учителя, обучающегося, родителей или компьютерный класс);

    информационное: банк ученических работ, созданных в программах Publisher ; Power Point; регистрация на школьном сайте; наличие доступа в сеть Интернет;

    программное: наличие программ, обеспечивающих доступ к скоростному Интернету;

    кадровое: профессиональные педагогические кадры, владеющие компьютерной грамотностью, информационной культурой, необходимые для организации образовательного процесса в телекоммуникационной среде и положенные на новую педагогическую основу, суть которой составляют современные педагогические технологии;

    социальное: совокупный потенциал активных участников образовательного процесса, связанный со становлением социально-инновационного поведения.

Описание форм организации сетевого взаимодействия

«Красулинская ООШ»

с другими образовательными организациями

Предполагаются разнообразные формы взаимодействия :

    организация совместных праздников, проведение уроков в музее и библиотеках, родительские тематические собрания, круглые столы, экскурсии, кружковая работа.

    благодаря Internet -ресурсам появляется возможность найти единомышленников, установить связи музея МБОУ «Красулинская ООШ» с другими музеями, оперативно обмениваться опытом.

    использование электронного формата даст возможность делать выставки и тематические экскурсии более доступными и мобильными, позволит заинтересовать и познакомить с ними широкий круг людей.

    обобщение и распространение опыта педагогов и школы через средства массовой информации.

    создание рабочих материалов проекта.

    проведение районного семинара, мастер-классов для педагогов, руководителей образовательных учреждений Новокузнецкого муниципального района.

    организация встреч с ветеранами, участниками войны, представителями различных предприятий.

    Организация виртуальных экскурсий по музеям.

    Участие в организации и проведении районных конкурсов: школьных экскурсоводов; проектных работ, основанных на музейных экспонатах; конкурс рисунков по патриотической и краеведческой тематике.

Смотрите приложение «Схема «Музей как информационно-образовательное пространство школы».

Контрольная группа участников инновации:

Заместители директора

Учителя-предметники

Обучающиеся

Родители

Руководитель музея

Заведующая библиотекой

Система организации контроля

    Предварительный (входной контроль всех видов ресурсов, проверка готовности к работе...)

    Текущий

    Поэтапный

    Итоговый

    Текущий контроль и оценка результатов.

В ходе решения задач проекта руководство школы должно постоянно осуществлять текущий контроль ее работы, чтобы быть уверенными в том, что используемые методы ведут к поставленной цели. Периодически необходимо проводить статистический анализ для выявления тенденций развития. Раз в год следует оценивать работу по всем основным направлениям текущего планирования, чтобы выяснить следующее:

Выполняются ли поставленные задачи и достигаются ли заявленные цель и задачи проекта, учебного плана школы в целом;

Удовлетворяются ли потребности школьного сообщества;

Существует ли возможность реагировать на изменение потребностей;

Достаточно ли ресурсное обеспечение;

Рентабельны ли эти направления.

15. Указание адреса размещения инновационного проекта в сети Интернет с целью его общественного обсуждения

Инновационный проект МБОУ «Красулинская ООШ» « Школьный музей как ресурс социализации и воспитания обучающихся в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта » размещен на сайте МБОУ «Красулинская ООШ».

Музей Лондона был открыт в 1976 году и за время своего существования стал одним из основных образовательных учреждений, занимающихся историей города от античного времени до современности. Возможно, он и продолжал бы быть обычным государственным музеем, если бы в сентябре 2012 года на место директора не пришла Шерон Амент, предложившая осуществить реорганизацию всем привычного музейного комплекса.

Публикуемый ниже стратегический план развития Museum of London (Музей Лондона) - это описание реальных действий команды музея на ближайшие пять лет. Четкое понимание исходного контекста, осознание всех сложностей осуществления задуманного и желание меняться должны помочь Музею Лондона достичь поставленных целей и своим примером вдохновить на перемены другие государственные учреждения.

НАШЕ ВИДЕНИЕ

Наша страсть к изучению Лондона заразительна и рождается из постоянно меняющейся истории этого великого города. Мы хотим пробудить такое же чувство в каждом лондонце с ранних лет жизни и научить его думать о Лондоне по-новому.

Стратегический план, публикуемый ниже, определяет вектор нашего развития на ближайшие пять лет. Это своеобразная карта наших действий, включающая различные результаты на выходе, но гарантирующая, что Музей Лондона представит своим посетителям только лучшее.

Как и сам Лондон, наши амбиции велики . Непостоянство современного мира требует от нас четкого представления о планах на будущее, способных захватить воображение наших партнеров, сторонников и сообщников, разделяющих нашу смелость и решительный настрой. При постоянной поддержке Администрации Большого Лондона (Greater London Authority), Корпорации лондонского Сити (City of London Corporation) и других государственных организаций, Музей Лондона к 2018 году совершит прыжок вперед в ‘долгое и надежное’ будущее.

НАШИ СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ:

1. Привлечь больше посетителей
2. Стать более узнаваемыми
3. Расширить мышление
4. Вовлечь в музей каждого школьника
5. Крепко встать на ноги

К 2018 ГОДУ МЫ:

    • Будем ежегодно принимать 1,5 миллиона посетителей в наши два музея: Музей Лондона (Museum of London at London Wall) и Музей Доклендс (Museum of London Docklands)
    • Войдем в десятку актуальных ‘проектов’ Лондона - больше людей будут знать кто мы, где мы находимся и какова наша миссия
    • Увеличим число исследований, объектом в которых выступают экспонаты из наших коллекций, и расширим нашу научно-исследовательскую деятельность
    • Приведем в музей свыше 850 тысяч школьников и вдохновим их на исследования
    • Увеличим наш суммарный доход до 100 миллионов фунтов

ОТЛИЧНОЕ МЕСТО ДЛЯ СТАРТА

Мы выстраиваем новый стратегический план развития, основываясь на богатом и успешном опыте работы. В последние годы нам удалось увеличить узнаваемость музея, расширить контент, создать ряд признанных в профессиональной среде учебных программ и в итоге сделать реальный вклад в экономику и социальную среду Лондона.

Планируемый охват:
      • 600 тысяч посетителей в год
      • 5 миллионов в год просмотров Collections Online
      • 17 тысяч друзей в фейсбуке и 29 тысяч фолловеров в твиттере
      • 400 тысяч скачиваний нашего приложения Streetmuseum
Что у нас есть:
      • Всемирно известная коллекция, насчитывающая свыше одного миллиона единиц хранения
      • Galleries of Modern London − самый амбициозный проект музея, открывшийся в 2010 году и обошедшийся в 20,5 миллионов фунтов
      • Лондонский Археологический Архив и Исследовательский Центр (LAARC) − крупнейший в мире и основной ресурс по ранней истории Лондона
      • 90 % всех исследований по ранней истории Лондона проводятся при содействии нашего музея
      • 66 тысяч объектов из коллекции музея доступны благодаря Collections Online
Образовательные ресурсы:
      • Каждый год мы принимаем 10 тысяч дошкольников с родителями или воспитателями и проводим для них специальные занятия
      • Дети школьного возраста составляют высокий процент наших посетителей (15%) и это больше чем в любом другом национальном музее Великобритании
      • Мы сотрудничаем с 80 университетами, ежегодно взаимодействуя с 12 тысячами студентов
      • Наши образовательные онлайн ресурсы ежегодно собирают 1,6 миллионов просмотров
      • Ежегодно мы обрабатываем 6 тысяч запросов и 2 тысячи визитов по вопросам научных исследований, связанных с нашей коллекцией
Вне стен музея:
      • Как основной партнер Художественного Совета Англии, мы пытаемся внести новшества в работу музейного сектора
      • Наша волонтерская программа Volunteer Inclusion Programme помогла 370 бездомным лондонцам развить навыки работы для интеграции в общество
      • Мы делимся нашим опытом по созданию идеальной модели городского музея с приезжающими делегациями из Бразилии, Кореи, Франции и Австралии
      • С 2010 по 2013 год наш коммерческий доход вырос в два раза
      • Используемые нами зеленые крыши, энергоэффективное освещение и сбор дождевой воды снизили наши затраты и степень воздействия на окружающую среду

Развитие наших активов

Наши сотрудники, коллекция, информация, которой мы готовы делиться, и наши здания станут залогом успешного воплощения в жизнь этого стратегического плана. Мы знаем, что при продуманном менеджменте и грамотных инвестициях Музей Лондона сможет использовать по максимуму все свои преимущества.

Наши сотрудники:

Будучи творческими, предприимчивыми и готовыми работать в команде, наши сотрудники и волонтеры привнесут необходимое разнообразие в работу. Они - специалисты, фандрайзеры, кураторы и реставраторы, - представляют наши идеи и готовы воплотить их в жизнь. Учитывая навыки каждого из них и готовность к экспериментам, мы можем определить потенциальные области инноваций: цифровые технологии, коммерческая сфера и научные исследования.

Наши коллекции:

Наши коллекции официально признаны международно значимыми и являются неотъемлемой частью наследия Великобритании. Мы храним более миллиона объектов - от древнеримских ‘бикини’ до плавок молодого олимпийского чемпиона Тома Дейли. Продуманное пополнение нашей коллекции и обеспечение доступа к предметам - важные элементы нашего стратегического плана, поэтому мы готовы принимать достаточно жесткие решения о рационализации и обеспечении коллекции протестированными стандартами хранения.

Наша информация:

Мы знаем, как привнести ценность прошлого в настоящее. Это знание придает смысл нашей коллекции, которая должна стать бесценным сетевым ресурсом для современного мира. Мы хотим продолжать быть центром исследований истории столицы. Инвестируя в информационные технологии, начиная с нашего веб-сайта и заканчивая коммерческими продуктами, такими как продажа билетов и проведение мероприятий, мы повысим эффективность нашей работы и сможем быть уверены, что Музей Лондона останется актуальным и в будущем.

Наши здания:

У нас есть три очень разных здания: Музей Лондона (в здании городской стены), Музей Доклендс и Музей Хакни (Hackney Museum), каждое из которых включает общественные пространства, зеленые зоны, магазины, офисы и многое другое. Наша цель в долгосрочной перспективе - освободить Дом Мортимера Уитлера в Хакни и тем самым сократить количество наших зданий до двух. Снизив эксплуатационные расходы, мы сможем расширить экспозицию в здании городской стены (London Wall) и представить ее по-новому для наших посетителей. Для реализации проектов по улучшению инфраструктуры мы будем проводить фандрайзинг. Это поможет нам компенсировать затраты, которые не обеспечиваются финансированием, поступающим от Корпорации лондонского Сити.

ВЫЗОВ

Мы в полной мере осознаем ограничения, с которыми нам предстоит столкнуться в ближайшие пять лет. Растущее общественное и финансовое давление создает сложные условия для реализации наших амбициозных проектов. Но мы можем успешно достичь планируемых результатов, придерживаясь четкой стратегии, открытой перед широкой общественностью и обращенной к ней.

Мы принимаем вызов в социальной сфере:

В эпоху стремительных перемен в обществе, которое постоянно сталкивается с множеством проблем, мы полны решимости изменить жизнь лондонцев . Мы будем играть ведущую роль в области образования в столице; обеспечим бесплатный вход в наш музей; будем способствовать процессу осознания жителями столицы, что значит быть гражданином, будем рассказывать как развивалась наша нация, и какое влияние она оказала на мир вокруг.

Мы будем способствовать развитию различных навыков у наших посетителей через систему волонтерских программ и проектов. Мы будем оказывать поддержку всем лондонским музеям и архивам, нуждающимся в ней. В конечном счете, мы рассчитываем своей деятельностью укрепить социальную сплоченность, развить творческий потенциал и улучшить экономическую ситуацию не только в Лондоне, но и во всей Великобритании .

Мы принимаем финансовый вызов:

Существуя в финансово ограниченной среде, мы понимаем, что должны вести осмотрительную и оперативную финансовую политику, обеспечивающую бережное и уважительное отношение к деньгам. Мы будем развивать коммерческую составляющую нашей деятельности, активно подходя к сбору средств и привлекая новые источники дохода, в том числе и гранты. Мы обеспечим строгий контроль за расходованием средств и человеческих ресурсов. Мы готовы пойти на серьезные ограничения, чтобы твердо встать на ноги.

Возможности улучшения инфраструктуры:

Как и у большинства музеев, наши здания требуют значительных инвестиций . Сейчас мы хотим изменить фасад London Wall, так как нынешнее его состояние не соответствует богатому внутреннему содержанию музея. Мы хотим создать единый культурный центр с маршрутами пешеходной доступности , объединяющими музей Лондона, район Барбикан и Гилдхоллскую школу музыки и театра.

Мы принимаем вызов в экологической сфере:

До сих пор мы были новаторами в области использования экологических систем в функционировании зданий. Мы стремимся быть образцом в области улучшения состояния окружающей среды в Лондоне. Сейчас наша главная задача — уменьшить потребление энергии .

ПРИВЛЕЧЕНИЕ ПОСЕТИТЕЛЕЙ

Мы хотим, чтобы люди вдохновлялись Лондоном, величайшим городом в мире. Привлечение большего числа посетителей расширит наше влияние как на отдельных лондонцев, так и на общество в целом.

Аудитория:

Во всем, что мы делаем, мы ориентируемся на свою аудиторию. Только такой подход может обеспечить нам увеличение числа посетителей до 1,5 млн. в год к 2018 году. В рамках нашей стратегии привлечения посетителей We Are London мы будем информировать общественность о каждом из аспектов нашей деятельности. Рост посещаемости необходим нам для достижения целей и мы начнем строить нашу деятельность, разделяя всю аудиторию на несколько категорий.

Программная деятельность:

Мы планируем сохранить и увеличить нашу аудиторию, организовывая инновационные выставки и мероприятия, связанные с современным искусством, которые могли бы удивить зрителя . В наших планах построить новое пространство для временных выставок, расширить постоянную экспозицию и разработать различные варианты туров по коллекциям. Сейчас мы работаем над организацией первого показа Чипсайдского клада, выставок о Шерлоке Холмсе (Музей Лондона) и современного искусства Лондона (Музей Доклендс).

Выставочные пространства:

В 2010 году мы открыли ставший популярным зал современного Лондона. Сейчас наше внимание нацелено на трансформацию пространства верхнего этажа, в котором представлена история Лондона от доисторических времен до пожара 1666 года. Его изменение - один из центральных пунктов нашей программы. В римском зале будут представлены результаты последних исследований по истории Лондона Римской эпохи, а в освободившихся в результате реорганизации выставочного пространства залах будет представлена эпоха Шекспировского Лондона и Чипсайдевский клад. Музей Доклендс будет расширен за счет пристройки галереи, с которой теперь будет начинаться знакомство с обновленным музеем.

Опыт посетителя:

Мы хотим, чтобы у наших посетителей оставалось о нас только лучшее впечатление, поэтому наши сотрудники на протяжении всего посещения музея взаимодействуют с гостями. Несмотря на возрастающую аудиторию, мы будем поддерживать высокое качество работы. Мы создадим больше пространств для неформального общения и улучшим опции для самых маленьких наших посетителей.

Цифровые платформы:

Интернет предоставляет музеям возможность охватить новую аудиторию. Наш проект Collections Online уже привлекает на сайт миллионы посетителей, а число скачиваний приложения Streetmuseum постоянно растет. Одной из наших приоритетных задач остается обеспечение онлайн доступа к информации о нашей коллекции. Разработка нового веб-сайта, поддержка доступа к нашим ресурсам с мобильных устройств и дальнейшее развитие наших приложений - основные пункты нашей цифровой стратегии.

Волонтерство:

Мы хотим дать волонтерам возможность получить новые навыки работы, улучшить их карьерные перспективы и понять город, внося реальные изменения в работу музея своей энергией и талантом. При финансовой поддержке Художественного Совета, мы будем воплощать в жизнь новую волонтерскую стратегию, привлекая не только программу LAARC, но и Команду Лондона (волонтерская программа мэра), состоящую из обычных горожан.

СТАТЬ БОЛЕЕ УЗНАВАЕМЫМИ

Мы хотим, чтобы публика знала кто мы, где находимся и чем занимаемся. Будучи единственным музеем о Лондоне, мы хотим создать место, где любой желающий мог бы получить необходимую ему информацию или поучаствовать в обсуждении городской жизни.

Общение:

Как быть услышанным в таком большом городе как Лондон? Мы хотим быть более заметными на оживленном культурном рынке города: появляться в привычных и неожиданных местах, где нас не привыкли видеть. Такая политика потребует значительных инвестиций, но она необходима для нас, если мы хотим расширить нашу аудиторию.

Центр Лондона:

Мы хотим стать центром информации о городе, местом куда обращаются за знаниями. Мы наладим диалог с властями города и будем говорить об актуальных проблемах города. Мы подключим к этому разговору всех людей, которые живут здесь, работают, и тех, кто просто чувствует себя в Лондоне, как дома. Мы хотим исследовать Лондон, его уникальную способность становиться приключением и открытием. Мы будем говорить о том, кто такой лондонец и что значит им быть.

Лицом к окружающим:

Мы физически связаны с Лондоном и хотим, чтобы эта связь стала более заметной. Так как мы связаны с районом Барбикан и школой музыки и драмы, у нас есть возможность организовать культурный центр. В наших планах наладить партнерские отношения с собором Святого Павла и станцией Фаррингдон.

Сотрудничество:

Сотрудничество с Администрацией Большого Лондона, Корпорацией лондонского Сити, Художественным Советом Англии и другими городскими организациями поднимет наш рейтинг в культурном секторе Лондона, ведущего города мира. Наладив партнерские отношения со всеми музеями, мы сможем обмениваться с ними навыками, повышая уровень профессионализма. Это позволит нам в дальнейшем наладить контакты с европейскими музеями, выйдя на международный уровень, и получать финансирование от ЕС.

ГИБКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Мы хотим учиться и учить мыслить широко. То, как мы представляем коллекцию посетителям, то, что в нее входит, все наши исследования и действия должны так или иначе быть связаны с «серьезными» вопросами о Лондоне и его месте в мире.

Значение коллекции:

Новая стратегия наполнения коллекции изменит нашу работу. Так как мы хотим в первую очередь взаимодействовать с современным Лондоном, сильные и слабые стороны в наших коллекциях будут четко определены. Мы будем более обдуманно приобретать лишь те объекты, которые смогут стать ‘звездами’ нашей коллекции в ближайшие годы.

Научные исследования:

Информация, которую мы представляем и обсуждаем, затрагивает почти все стороны жизни Лондона. Мы хотим расширить интеллектуальное влияние, открыв коллекции для всех, кто может помочь нам создать захватывающий насыщенный современный контент. Нам необходимо иметь гораздо большую академическую среду и найти финансирование для исследований. Для этого мы хотим организовать высококвалифицированный Академический комитет, который будет контролировать исследования в музее и привлекать к этой работе большее число студентов из университетов-партнеров наших программ.

Ближайшая цель: стратегическое партнерство с MOLA , крупнейшим археологическим музеем, в рамках которого мы будем искать новые способы наладить связь между людьми и Лондоном через археологию.

ПРИВЛЕЧЬ КАЖДОГО ШКОЛЬНИКА

Наша основная социальная задача - работа с юными лондонцами. Мы ходим, чтобы все дети были очарованы историей и наследием их родного города.

Развитие контактов со школами:

Через школы мы можем взаимодействовать с каждой общиной Лондона. Наши коллекции это реальные вещи, доступные каждому ребенку независимо от его возраста и физических возможностей. При взаимодействии с ними в музее, они приобретают магию, которой нет в школьных аудиториях.

Так как наша основная задача привлечь в музей молодое поколение, мы готовы переосмыслить привычную нам модель взаимодействия с посетителями, привнеся в работу больше игр. Мы хотим, чтобы школьные учителя приводили к нам своих учеников и здесь учили их понимать город и страну. С помощью Администрации Большого Лондона мы будем развивать учебный план Clore, а с Корпорацией лондонского Сити мы будем разрабатывать свою образовательную стратегию.

Программы для привлечения семей:

Мы хотим, чтобы больше семей после школы приходили к нам в музей. Для этого нам надо создать место, где ребенок мог бы чувствовать себя комфортно и его действия находили бы поощрение. В наших планах переоборудовать Mudlarks - пространство для школьников и их родителей в Музее Доклендс, сделав его полезным и для детей до 5 лет.

ПРОЧНО ВСТАТЬ НА НОГИ

Мы стремимся к созданию самоокупаемого музея, но государственное финансирование пока что остается для нас жизненно необходимым. Сейчас наша задача - увеличение дохода музея посредством расширения коммерческой деятельности и грантов, которые позволят осуществить наш стратегический план.

Коммерческий аспект:

Наши финансовые отделы сейчас в первую очередь работают с распределением средств на наиболее важные направления работы, но мы могли бы поступать по-другому. При введении коммерческих составляющих во все направления нашей деятельности, в том числе в торговлю и общественное питание, мы сможем получить новые ресурсы для существования музея и создать новую клиентуру.

Роль посетителей:

Мы даем возможность каждому посетителю внести свой вклад в музей различными способами. Все, что мы предлагаем в наших магазинах, кафе и ресторанах, должно превзойти ожидания наших гостей.

Нам предстоит исследовать их вкусы, их желание и способность поддержать нас. Амбициозные планы касаемо развития розничной торговли, лицензирования и устройства общественного питания выстроены бок о бок с планами по привлечению новых посетителей.

Фандрайзинг:

Решающее значение для реализации потенциала музея имеют спонсоры и мы не сможем привести наш план в действие без их содействия. Их любовь к музею и поддержка наших идей вдохновляют и рождают в нас желание расширяться: привлекать к работе школы, вводить цифровые инновации, устраивать новые выставки, открывать новые выставочные залы. Мы станем более гибкими и наши амбициозные проекты смогут привлечь еще больше средств.

Устойчивость:

Быть более устойчивыми означает находится в меньшей зависимости от других. Работая в соответствии с инициативами Администрации Большого Лондона и Корпорации лондонского Сити, мы стали использовать зеленые крыши и энергоэффективное освещение. Потребление энергии остается на сегодняшний день нашей самой большой проблемой и из-за отрицательного влияния на окружающую среду и из-за больших затрат. Мы хотим использовать любую возможность улучшить наши здания, приняв правильные устойчивые решения.

Наша страсть к изучению Лондона заразительна и рождается из постоянно меняющейся истории этого великого города. Мы хотим пробудить такое же чувство и в каждом лондонце с ранних лет его жизни и научить его думать о Лондоне по-новому.

Музей выражает благодарность лондонцам, Корпорации лондонского Сити и Администрации Большого Лондона за их поддержку.

Перевод: Полина Касьян.

В современном мире все шире распространяется совершенно новый взгляд на то, каким должен быть успешный музей. При определенных обстоятельствах он может не просто стать популярным и посещаемым местом, но и дать толчок развитию территории. Ирина Ивановна ЛАСКИНА , ведущий специалист Центра стратегических разработок «Северо-Запад»

Великие музеи мира, такие как Лувр или Британский музей, традиционно являются местами притяжения публики. Музеи такого уровня — основные достопримечательности своих городов, так как в них собраны по-настоящему великие коллекции. Однако в последние десятилетия мир переживает то, что в прессе принято называть музейным бумом. При этом нередко молодые музеи достойно конкурируют с великими по посещаемости и тому влиянию, которое они оказывают на среду. Только ли благодаря хранящимся в них шедеврам?

К факторам, делающим музеи влиятельными1, относятся архитектурный облик здания, развиваемые формы музейной активности, дополнительные сервисы и т. д. Означает ли это, что той или иной территории достаточно просто скопировать архитектурное решение и методы работы одного из самых востребованных музеев мира, чтобы туда устремились миллионы посетителей, а сама территория попала в рейтинги популярнейших туристических направлений? Конечно же нет. Для того чтобы заинтересовать современную искушенную публику, необходимо предложить такую идею музея, которая будет действительно уникальной как по содержанию, так и по материальному воплощению и сделает музей примером высокого профессионализма и творчества. Уникальность музеев в современном мире становится одним из определяющих факторов успеха.

Новый взгляд на музеи

По мнению генерального директора Государственного Эрмитажа М. Б. Пиотровского, не правы те, кто полагает, что в музее нельзя жить: в современном музее это вполне возможно. Продолжая тему, попробуем разобраться в том, что же представляет собой современный музей как культурно-социальный феномен и один из факторов развития территории, города и целого региона.

На протяжении длительного периода истории музеи в России рассматривались преимущественно как учреждения, нацеленные на накопление, сохранение и изучение культурного наследия, а работа с аудиторией являлась одним из важных, но равнозначных другим видов деятельности. Между тем анализ опыта современных зарубежных музеев свидетельствует о том, что музеи Европы, США и других стран уделяют огромное внимание работе с аудиторией, а именно ее изучению, маркетинговой функции, иным вопросам, связанным с популяризацией своей деятельности и реализуемых инициатив. Для современных российских музейных учреждений вопрос привлечения посетителей также приобретает первостепенное значение. Во многом именно зарубежный музейный опыт и современные тенденции развития в глобальном мире музеев подтолкнули российских коллег заметно активизироваться в этом направлении.

Инновационный подход к пониманию роли музеев и их деятельности распространяется в зарубежных странах начиная с 1990-х годов. Так, музеи теперь создаются как культурно-просветительские центры, выступающие площадкой для диалога широкого круга специалистов: музейных кураторов, дизайнеров, художников, архитекторов, фотографов, ученых и т. д.

Вторая концептуально важная отличительная особенность современных музеев от традиционных заключается в смене приоритетов: теперь ставка делается на развлекательный аспект и работу с массовым посетителем (без привязки к его уровню образования и социальному статусу). Музей в настоящее время приобретает все больше черт аттракциона. Это выражается как в облике зданий, спроектированных под нужды новых музеев, и в особенностях современных экспозиций, так и в многообразных формах музейной активности, а также количестве и качестве сопутствующих услуг. Новые музейные здания (если они не являются памятниками историко-культурного наследия) из вместилища экспозиционных предметов сами превращаются в объекты экспозиции. А дополнительные сервисы, такие как тематическое кафе, кинозал, детская комната, позволяют музеям стать альтернативой иным местам проведения досуга. По мнению директора ГМИИ им. А. С. Пушкина И. А. Антоновой, сейчас важно не пытаться наполнить музеи шедеврами, а искать и развивать новые виды и формы культурной деятельности. По всей видимости, это замечание отражает политику большинства современных музеев России и мира.

Музей и территория

Важным с точки зрения изучения значимости современных музеев представляется знакомство с вариантами их влияния на развитие территории. В связи с этим хотелось бы выделить четыре варианта такого влияния и соответствующих ипостасей музейных учреждений современности.

Первый вариант влияния музея на территорию заключается в самом факте отличия внешнего вида здания музея от общего архитектурного облика этой территории, что не может не влиять на развитие как первого, так и второго. В данном случае речь можно вести о музее как об инородном элементе в среде со сформированным архитектурным стилем. Примерами здесь являются Центр современного искусства им. Ж. Помпиду в Париже (Франция), музей-аквариум Ozeaneum в Штральзунде (Германия).

Вторым вариантом влияния облика здания музея на городскую среду становится его знаковость. Музей начинает ассоциироваться с городом, становится его символом. Здесь музей выполняет функцию визитной карточки территории. В качестве примеров можно назвать Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге, Музей современного искусства С. Гуггенхайма в Бильбао (Испания).

Третьим вариантом влияния музейного учреждения на развитие территории является размещение экспозиций и других служб музея в объектах исторического и культурного наследия. Такими объектами могут быть дворцы и усадьбы, замки и кремли. Часто такие сооружения требуют частичной или полной реставрации, реконструкции в соответствии с музейными нуждами, некоторые из них лежат в руинах. Решение разместить в этих объектах музей становится стимулом к их восстановлению. Очевидно, что музей в этой связи выступает в качестве инструмента воссоздания исторического облика и культурно-исторического наследия места. Примерами таких музеев являются Тракайский замок (Литва), музей Магритта в Брюсселе (Бельгия).

Четвертым вариантом становится размещение музея в неиспользуемых индустриальных зданиях, складских сооружениях, бывших объектах военного назначения (лофтах). Несмотря на определенную моду на такие проекты в последние годы, их подготовка и последующая реализация требуют всесторонней проработки, так как только в этом случае объекты одного назначения могут выполнять полный объем функций учреждений другого назначения. Важной особенностью таких музеев является их способность вдохнуть новую жизнь в устаревшие по каким-либо причинам объекты урбанистической среды, а также включить их в окружающее пространство в обновленном качестве. Музей в данном контексте выступает инструментом сохранения промышленного и военного наследия, хотя сам объект приобретает при этом совершенно новые функции. Примеры: Can Framis Museum в Барселоне (Испания), занимающий два восстановленных фабричных здания, Музей Варшавского восстания (Польша), разместившийся в бывшем трамвайном депо.

Музеи всех типов влияют на восприятие территории ее жителями, а также гражданами своей страны и других государств. Музеи, организованные с учетом современных мировых тенденций, востребованы посетителями, которые видят в них не только достойную, но и интеллектуально нагруженную альтернативу традиционным местам проведения свободного времени. Такие культурные объекты притягивают в регион потоки туристов, положительно влияют на показатели экономического развития в целом. В сочетании с обустройством территории и развитием других элементов городской среды, таких как транспортная и туристическая инфраструктура, объекты деловой, гостиничной и торгово-развлекательной недвижимости, они меняют имидж города, привлекая инвестиции и стимулируя развитие новых форм экономической активности. Таким образом, современные музеи не только влияют на общий уровень культуры, но и становятся одним из факторов урбанистического, экономического, социального роста.

В ожидании новых идей

Очевидно, что реализация крупных музейных проектов, в особенности тех, которые сопровождаются инфраструктурными изменениями среды, невозможна без государственного участия. Такое участие предполагает не только финансирование (или софинансирование) создания и последующего функционирования нового учреждения, но и содействие в решении вопроса прав пользования зданием, объектом, земельным участком в целях размещения нового музея, медийное сопровождение проекта, акцептование его статуса и миссии на различных уровнях государственной власти. Практика показывает, что современный музей способен быть фактором развития столь же мощным, что и сущности совсем другого порядка, например создаваемые инновационные центры, объекты промышленно-технологической инфраструктуры, такие как индустриальные и технопарки и т. д. Таков, например, часто упоминаемый музей Гуггенхайма в Бильбао, превративший некогда важный промышленный центр Страны Басков в популярную туристическую и культурную дестинацию. Примером из российской действительности может быть музейный комплекс «Ясная Поляна» в Тульской области, который является видимым стимулом регионального развития.

Следует признать, что в последние годы в России появляются отдельные примеры удачных частных инициатив в данной сфере, но они все же пока не могут конкурировать по ресурсам и влиянию с государственными учреждениями. В качестве иллюстрации показательны Музей современного искусства «Эрарта» в Санкт-Петербурге, Музей коломенской пастилы в Коломне. Особенность этих музеев заключается в том, что они, будучи учреждениями культурного типа, организованы в значительной степени как бизнесы. Это заставляет их активно действовать и развиваться, предлагая аудитории все более разнообразные продукты и услуги.

Музейный проект, претендующий на звание значимого, кроме разнообразных ресурсов нуждается также в деятельном руководителе, а проще - лидере. Такой лидер сможет привлечь дополнительные средства для финансирования, будь то гранты или спонсорская помощь, не побоится экспериментировать с возможными направлениями развития музея, наладит сотрудничество с отечественными и зарубежными коллегами и партнерами. Одним из таких лидеров является сейчас генеральный директор Музея Мирового океана в Калининграде2 С. Г. Сивкова. Во многом благодаря ее деятельной позиции за последнее десятилетие музей качественно вырос, стал комфортным, видимым в городском и региональном социокультурном пространстве, расширил свое присутствие, включив в состав ряд объектов историко-культурного наследия, бывших ранее в полуразрушенном состоянии. Таковыми являются отреставрированные Королевские и Фридрихсбургские ворота, часть фортификационных укреплений, где разместился выставочный комплекс «Потерна», портовый склад середины XIX века. Музей Мирового океана постоянно меняется, и это, пожалуй, единственно верная стратегия в современном динамичном мире.

В заключение вернемся к уже упомянутой и наиболее важной составляющей успеха музейного проекта. По мнению генерального секретаря Международного бюро выставок Висенте Лоссерталеса, крупные культурные объекты и события влияют на восприятие городов и мест в масштабах мира, поэтому сейчас даже локальные центры пытаются найти свою нишу на культурном рынке. Обнаружить такую нишу можно, достаточно лишь предложить необычную конкурентоспособную идею. И здесь возникает простой вопрос: остались ли в нашей стране идеи для создания по-настоящему успешных, знаковых, глобальных музеев?

Одной из выразительных тенденций современной культуры является идеология проектирования. Проект как дискретная форма организации деятельности, направленной на достижение заранее намеченного результата, сегодня широко востребован. Большую популярность обрело само слово «проект», привлекаемое для обозначения фактически всего.

Проект - распространенное явление современной музейной культуры России. «Проектом» называется и открытие нового музея, музейного здания, масштабная реэкспозиция, и отдельные акции, выставки, показы, и обед в залах музея, и рекламная развеска фотографий экспонатов на улицах города... Значение термина предельно широко и размыто.

В теории проект всегда характеризует наличие четких временных рамок, границ его начала и завершения. На практике у проекта сложные отношение со временем.

Финансовая сторона вопроса играет ключевую роль в современной проектной деятельности. Для проекта важно строгое планирование и учет ресурсов. «Освоение денег» происходит именно в процессе реализации проекта, а не по его завершению. Поэтому музеи заинтересованы в его продолжении и повторении.

В системе художественной культуры музей - учреждение, деятельность которого регулируется и контролируется законодательно. Согласно официальным документам, проект - особая форма организации деятельности, позволяющая учреждениям культуры привлекать альтернативные ресурсы, осуществлять децентрализованные культурные контакты, налаживать партнерство государственных структур и неправительственных организаций. Проект законодательно поддерживается как эффективная современная модель управления в сфере культуры.

Работа над проектами призвана активно дополнить уже существующую систему управления музеями и дать возможность реализовывать в процессе сотрудничества разнообразные творческие идеи.

Причина государственного внимания к проектной деятельности связана с осознанием того, что «в процессе децентрализации некоторые ключевые направления деятельности музеев, ранее поддерживаемые государством, оказались в ситуации кризиса». Государство своевременно не сформировало систему ее внебюджетного финансирования, условий для инвестирования со стороны частного капитала. На проектно-ориентированное управление сегодня возлагаются надежды как на универсальный механизм привлечения необходимых ресурсов в сферу культуры. Предполагается, что оно обеспечит привлечение средств, как со стороны бюджетов разных уровней, так и со стороны частных инвесторов, способствует развитию коммерческой деятельности музеев, обеспечит контроль за расходом средств.

В России уже несколько лет успешно развивается музейное проектирование, идущее по всем основным направлениям. Можно наметить и типологию музейных проектов.

Трансмузейный проект - крупный художественный форум, привлекающий к участию музей или несколько музеев наряду с другими институциями (библиотеки, концертные и выставочные залы, образовательные учреждения, коммерческие структуры и т.п.). Как правило, такого рода проекты посвящены значимым юбилеям, государственным праздникам или «теме года», проводятся под патронажем государственных структур. В трансмузейных проектах, музей выступает одной из многих площадок, по которой «прокатывается» большое государственное дело.

Интермузейный проект - мероприятия, объединяющие ряд музеев и направленные на поддержку именно музейной культуры, адаптацию музея к новым социальным условиям, формированию межмузейного диалога. Некоторые из них так же координируются властями. Это крупнейшие проекты России: организационный (Всероссийский музейный фестиваль «Интермузей») и информационный (портал «Музеи России»). Отечественные события этого ряда: конкурс «Меняющийся музей в меняющемся мире», фестивали «Современное искусство в традиционном музее» и «Детские дни в Петербурге», акция «Ночь музеев». Названные музейные проекты отличаются по масштабу и ресурсам, ориентированы на разные аспекты музейной жизни и безусловно оказывают на нее активное влияние.

Музей как проект. Открытие нового «своего» музея - особо привлекательный и амбициозный проект. Современная российская экономическая ситуация последних лет дает активное развитие таким инициативам. В основе такого нового музеетворчества может лежать личная коллекция, творчество художника или просто желание, «воля к музею» частного лица. Примеров множество, личный музей фактически тенденция современной культуры. Особо показательный проект? прижизненный музей художника. Такой музей становится своеобразным новым жанром пространственных искусств, по сути, замещая потерявших в последнем столетии свою самостоятельность автопортрет или жанр мастерской художника.

Проект в музее. Это основная доля осуществляемых сегодня музейных проектов. Как правило, в рамках внутримузейных проектов идет обновление и расширение традиционных форм музейной работы. Когда к обычным музейным делам добавляются новые технологии, методики и организационные форматы? эта деятельность осмысляется как проект. Также «проект» возникает, когда в пространстве музея экспонируется новое, не привычное для него искусство.

Особое внимание привлекают, конечно, крупные, смелые по замыслу проекты ведущих музеев страны. Самым обсуждаемым стал проект «Эрмитаж 20/21». Фактически он являет собой отдельный тип проекта? «музей в музее» . Сегодня в рамках проекта «Эрмитаж 20/21» показан ряд неоднозначных, спорных, но и очень значимых выставок.

Иерархию музейных проектов завершает «Экспонат как проект» . Экспонат? музейная единица. Когда экспонат становится «проектом», происходит разрыв этой связи. «Экспонат-проект» не стремится к структурному единству с музеем, напротив, он активно нарушает, переиначивает музейное пространство. Итак, последние десять лет в России официально ведется достаточно весомое число проектов социокультурной направленности с участием музеев, для музеев, в музеях. Крупные проектные инициативы за многие годы работы фактически превратились в устойчивые институции, более стабильные и состоятельные, чем сами музеи, поддерживать которые они были призваны.