Понятие профессионального становления. Особенности направленности профессиональной деятельности в кризисе середины жизни

Нередко у молодых людей, выпускников школ, бытует мне­ние,что приобщение к профессии выступает всего лишь как «передача-прием» профессиональных знаний, умений и навы­ков. Однако в действительности дело обстоит далеко не так про­сто.Профессиональное становление представляет собой доста­точно сложный, длительный, весьма подвижный, многоплано­вый и подчас противоречивый процесс, в котором отчетливо выделяются четыре стадии. (по Т.В. Кудрявцеву.).

3.1. Стадии профессионального становления:

Первая стадия профессионального становления личности связана с зарождением и формированием профессиональных на­мерений под влиянием общего развития личности и первона­чальной ориентировки в различных сферах трудовой деятельнос­ти, в мире труда имире профессий.

Психологическим критерием успешности прохождения этой стадии является соответствующий общественным потребностям (как бы мы теперь сказали - требованиям рынка труда) и потреб­ностям самой личности выбор профессии или специальности.

Вторая стадия - это период профессионального обучения и воспитания, то есть целенаправленной подготовки по избранной профессиональной деятельности и овладения всеми тонкостями профессионального мастерства.

Психологическим критерием успешного прохождения этой ста­дииявляется профессиональное самоопределение личности, то есть формирование отношения к себе как к субъекту избранной деятельности и профессиональной направленности, в которой достаточно четко отражаются установки на развитие профессио­нально значимых качеств (иногда их называют профессионально важными качествами - ПВК.). -

Третьи стадия - активное вхождение в профессиональную среду, отражающее переход учащегося к новому типу деятельнос­ти - к профессиональному труду в разных его формах в услови­ях реального производства, выполнение служебных обязанностей и т. п.

Психологическим критерием успешного прохождения данной стадии служит активное овладение профессией в условиях реального трудового процесса и производственных отношении, на­хождение себя в системе трудовых коллективов.

Четвертая стадия предполагает полную или частичную реа­лизацию профессиональных устремлений и возможностей лич­ности в самостоятельном труде.

Психологический критерий успешного прохождения этой ста­дии - степень овладения операциональной стороной професси­ональной деятельности, уровень сформированности профессио­нально значимых качеств личности, отношения к труду, мера мастерства и творчества.

3.2. Кризисы профессионального становления

Приэтом выяснилось, что практически на всем протяжении процесса профессионального становления и развития переход от одной стадии к другой часто может сопровождаться возник­новением у человека тех или иных трудностей и противоречий, а нередко и кризисных ситуаций. Существенным при этом яв­ляется то, что смена одних стадий процесса профессионального становления другими не всегда бывает жестко привязана к определенному возрастному этапу, биографическому периоду. Она отражает психологический возраст профессионально-личност­ного становления, развития и зрелости человека. Например, один учащийся, будучи, скажем, только в пятом или седьмом классе, может под влиянием родителей или в результате взаи­модействия с представителями увлекшей его профессии, чтения специальной литературы, самообучения или саморазвития ока­заться на второй стадии процесса профессионального становле­ния. Другой же, даже окончив профессиональное учебное заве­дение, может не удовлетворять психологическим критериям первой стадии.

Сходные проблемы и кризисы могут, как оказалось, возникать и часто реально возникают не только при переходе от одной ста­дии процесса профессионального становления к другой, но и внутри отдельных стадий этого процесса. Как показывают наблю­дения, анализ опыта организации профессиональной подготовки, в практике учебно-воспитательной работы профессиональных учебных заведений разных типов нередки случаи, когда уже к концу первого, а особенно часто на втором или третьем (в зависи­мости от типа учебного заведения) году обучения, у учащегося может измениться отношение к процессу овладения профессией. Это так называемый отрицательный синдром 2-го - 3-го года профподготовки. Они разочаровываются в своем профессиональ­ном выборе, а иногда даже задумываются о смене учебного заве­дения и перемене специальности. При этом существенно то, что все это может иметь место при неплохих в целом показателях (учебных оценках) успешности обучения и выполнения заданий во время прохождения практики. Это означает, что дело здесь не в способностях. В психологическом плане в подобных случаям складывается своего рода парадоксальная ситуация: учащийся, объективно находясь в стенах профессионального учебного заве­дения, то есть на второй стадии процесса профессионального ста­новления, субъективно, т.е. психологически,вновь оказывается на пороге лишьпервой стадии этого процесса, а может быть даже лишь на подступах к ней. Говоря иначе, в процессе профессио­нального становления возможно и обратное, регрессивное движе­ние. Возможность появления таких ситуаций обратного движения в процессе профессионального становления и развития личности требует к ним особенно пристального внимания со стороны педа­гогов, школьных психологов и самих учащихся. Знание индивиду­альной динамики и хода процесса профессионального становле­ния и развития каждого конкретного учащегося, осознание каж­дым из них своих собственных личностных особенностей являет­ся непременным психологическим условием своевременного оказания психологической помощи в преодолении возникающих здесь проблем и затруднений.

3.3. Методы работы в переломные периоды профессионального выбора

Совершенно ясно, что для оказания такой помощи недоста­точно ограничиться лишь внешней наблюдаемой стороной этих явлений. Здесь важно знать более глубокие психологические причины, а не только их следствия, и воздействовать именно на эти причины. В чем же суть этих причин и средств их учета и устранения.

При объяснении этих ситуаций очень часто апеллируют к ин­тересам учащихся, к их роли в процессе профессионального ста­новления. Изменение отношения к процессу профессионализа­ции по избранной специальности, разочарование в ней, появле­ние чувства неудовлетворенности в этих случаях пытаются найти вснижении или угасании интереса к процессу профессиональ­ного обучения, к избранной профессии, к самому профессио­нальному учебному заведению, выбор которых первоначально был сделан, казалось бы, вполне самостоятельно и осознанно. Проблема интереса, как и проблема способностей, несомненно относится к числу тех психологических проблем, которые явля­ются важнейшими для практической педагогики и психологии.

Поиск ответа на этот вопрос часто приводит к выводу о том, что изменение фиксируемого практическими пси­хологами отношения учащихся к процессу овладения профес­сией оказывается связанным с тем, что либо получаемая про­фессия, либо процесс овладения ею, либо сама реальная жизнь в профессиональном учебном заведении открывается учащимся какими-то новыми сторонами, к восприятиюкоторых и взаи­модействию с которыми они не были готовы. В их психологи­ческой и практической подготовке к поиску и выбору профессиональной карьеры, овладению профессиональным мастерст­вом, в их мотивационной сфере, на которой базируется вся тру­довая и профессиональная направленность личности, имеются серьезные изъяны и дефекты. В результате происходит измене­ние, переосмысление тех оснований, причин, мотивов и целей, по которым, .и ради достижения и удовлетворения которых, учащиеся выбирали профессию, поступали в профессиональное учебное заведение.Такого рода переосмысления и представляют собой трансформацию смысловых опор и смысловых отношений учащихся к процессу профессионализации, которые и нередко реально приводят к перестройке всей смысловой сферы личности, и драматически проявляют себя в распаде будущего профессионального «Я», в утрате смысла бытия, о чувстве потери себя.

№ п/п Название стадии Основные психологические новообразования стадии
Аморфная оптация (0 – 12 лет) Профессионально ориентированные интересы и склонности
Оптация (12 – 16 лет) Профессиональные намерения, выбор пути профессионального образования и профессиональной подготовки, учебно-профессиональное самоопределение
Профессиональная подготовка (16 – 23 года) Профессиональная подготовленность, профессиональное самоопределение, готовность к самостоятельному труду
Профессиональная адаптация (18 – 25 лет) Освоение новой социальной роли, опыта самостоятельного выполнения профессиональной деятельности, профессионально важные качества
Первичная профессионализация Профессиональная позиция, интегративные профессионально значимые констелляции (ключевые квалификации), индивидуальный стиль деятельности, квалифицированный труд
Вторичная профессионализация Профессиональный менталитет, идентификация с профессиональным сообществом, ключевая компетенция, профессиональная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвалифицированная профессиональная деятельность
Профессиональное мастерство Творческая профессиональная деятельность, подвижные интегративные психологические новообразования, самопроектирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального развития

Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания веду­щей деятельности, освоение либо присвоение но­вой социальной роли, профессионального поведе­ния и, конечно, перестройку личности. Все эти из­менения не могут не вызывать психической напря­женности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессиональ­ного становления личности.

Мы рассмотрели логику профессионального становления в рамках одной профессии, однако, по данным Министерства труда Российской Федера­ции, до 50 % работников меняют в течение трудовой жизни профиль своих профессий, т. е. последовательность стадий нарушается. В условиях воз­растающей безработицы человек вынужден повто­рять отдельные стадии вследствие вновь возникаю­щих проблем профессионального самоопределе­нии, профессиональной переподготовки, адапта­ции к новой профессии и новому профессиональ­ному сообществу.

В связи с этим возникает необходимость создания новых технологий профессионального развития и ста­новления личности, ориентированных на постоянно изменяющийся рынок труда, развивающих профес­сиональную мобильность и повышающих конкурентоспособность специалистов.

О взаимодействии индивидного, личностного и профессионального развития человека

Характеристика человека как индивида определя­ется его биологическими особенностями: наследст­венностью, особенностями организма, состоянием здоровья, физической и психической энергетикой. Индивидные особенности влияют на темп и уровень развития человека и как личности, и как профессио­нала. К ведущим личностным характеристикам чело­века относятся его отношения, мотивы, интеллект, эмоционально-волевая сфера. Они косвенно, опо­средованно влияют на индивидное развитие и в основном обусловливают профессиональное станов­ление. Уровень профессиональных достижений че­ловека определяется и индивидными особенностя­ми, и личностными характеристиками.

Реальные сценарии жизни человека отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотно­шения темпов различных видов развития А.А.Бодалев выделяет следующие сценарии развития взросло­го человека:

1. Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотношение характеризует слабовыраженное развитие человека как личности и как работника. Отсутствуют ин­тересы, склонности и способности к какой-либо дея­тельности, профессиональная подготовленность не выражена, уровень трудоспособности низок.

2. Личностное развитие человека идет более ин­тенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, в привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.

3.Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погружен­ность в работу - особенности так называемых трудо­голиков.

4. Относительное соответствие темпов индивид­ного, личностного и профессионального развития, которое представляет собой оптимальное соотноше­ние, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя.

На индивидное развитие решающее влияние ока­зывают биологические факторы, на личностное - психические особенности и ведущая деятельность, на профессиональное - социально-экономические факторы и ведущая (профессиональная) деятель­ность. Все три вида развития взаимосвязаны, и если учесть, что развитие идет неравномерно, то у каждого человека складывается своя уникальная траектория развития. Большое влияние на индивидуальные сце­нарии профессионального становления оказывает содержание профессиональной деятельности. Про­фессиональные достижения, удовлетворяя потреб­ности в самоутверждении, ведут к перестройке про­фессионального самосознания, оказывают влияние на систему мотивов, отношений и ценностных ори­ентаций и в конечном счете инициируют перестрой­ку всей структуры личности. В отдельных случаях хо­рошее физическое развитие становится условием и побудителем высокой профессиональной активности и основой успешного личностного роста.

Обобщая вышеизложенные рассуждения, можно констатировать, что индивидное, личностное и профессиональное развитие человека в индивидуальной жизни взаимодействуют и порождают широкий спектp сценариев профессиональной жизни. Вер­шинные достижения человека располагаются на разных стадиях профессионального становления личности. В самом общем виде детерминация индивидного, личностного и профессионального становления личности представлена на рис. 2.

Рис. 2. Становление личности

Глава 3

Возрастные особенности становления личности

Дошкольное детство

Дошкольное детство включает следующие стадии становления: новорожденность (до 2 месяцев), младенчество (до 1 года), раннее детство (до 3 лет) и дошкольный возраст (до 7 лет).

Младенчество (до 1 года)

Ведущей деятельностью ребенка в этом возрасте является эмоционально-телесное общение со взрослым (матерью). Наблюдения психологов показывают, что для полноценного психического развития ребенка необходим его эмоционально-телесный контакт со взрослым. Дефицит общения отрицательно сказыва­ется на эмоциональном и интеллектуальном разви­тии младенца. В этом возрасте в процессе общения со взрослыми происходит развитие восприятия и становление моторики ребенка. На основе восприятия и действий развиваются простейшие формы нагляд­но-действенного мышления. К концу первого года жизни ребенок начинает активно овладевать речью, уже произносит 10-20 слов. Завершается этот этап становления кризисом, отражающим переломный момент в развитии ребенка и выражающимся во всплеске самостоятельности, появлении аффектив­ных реакций. Аффективные вспышки возникают, когда взрослые начинают ограничивать активность ребенка, не понимают его и не выполняют то, что он хочет. Острые эмоциональные реакции проявляются в том, что ребенок становится капризным: пронзительно кричит, падает на пол, кидает игрушки и т. п.

Раннее детство (1-3 года)

Кризис первого года символизирует переход к новому этапу становления - раннему детству. Ребенок вступает в новую эпоху жизни - активного освоения окружающего пространства и предметного мира. Происходит интенсивное развитие речи. Помимо речи развиваются психические функции: восприятие, память, мышление, внимание.

В раннем детстве ведущей деятельностью становитсяI предметно-манипулятивная. Ребенок учится пользоваться окружающими бытовыми предметами, манипулирует игрушками. Все это способствует раз­витию сенсорно-моторной сферы, что положительно сказывается на формировании в дальнейшем трудо­вых умений и навыков. Предметно-манипулятивная деятельность обогащает психику и тем самым благо­приятствует развитию наглядно-действенного мыш­ления, «сенсомоторного интеллекта» {Ж. Пиаже).

В общении с близкими взрослыми преобладают мотивы сотрудничества, побуждающие к совмест­ным действиям при освоении окружающих бытовых предметов и модульных элементов игрушек. Эмоцио­нальное общение сохраняет свое важное значение.

Развитие эмоционально-потребностной сферы тесно связано с зарождающимся в это время самосо­знанием. Вначале ребенок начинает узнавать себя в зеркале, на фотографии, затем он начинает называть себя по имени, и, наконец, к трем годам он делает ве­личайшее открытие в своей жизни - осознание свое­го «Я». Открытие «Я» приводит к появлению первич­ной самооценки («я хороший», «я молодец»).

Дошкольный возраст (3-7 лет)

Возникновение самооценки означает начало но­вого этапа становления ребенка и приводит к кризису трех лет - одному из наиболее трудных моментов в его жизни. Это разрушение уже сложившихся отно­шений ребенка со взрослыми, возрастание его само­стоятельности. Кризис выражается в появлении не­гативизма, упрямства, строптивости, протеста - бун­та, деспотизма, ревности и т. п. Все эти виды протеста свидетельствуют о том, что у ребенка изменяется от­ношение ко взрослым и самому себе.

Социальная ситуация развития ребенка после трех лет характеризуется новыми социальными отно­шениями. Это связано с повышением значимости общения со сверстниками, поступлением в детский сад. На смену предметно-манипулятивиой деятель­ности приходит игра. В совместной деятельности со взрослыми ребенок овладел действиями с разными предметами и теперь может пользоваться ими само­стоятельно. Постепенно он переходит к разным ви­дам игр: образно-ролевым, сюжетно-ролевым, играм по правилам. В играх воспроизводятся роли и отно­шения взрослых, имитируется предметная деятель­ность.

Способность к символическому замещению в про­цессе игры реальных предметов неоформленными: палочками, брусками, железками, стеклышками и др. - развивает образное воображение детей, подго­тавливая их к освоению знаковых функций реального (предметного) мира. Следует заметить, что широкое распространение в настоящее время игрушек, являю­щихся точными копиями реальных вещей (самолеты, машины, кухни, куклы), сдерживает развитие чрезвы­чайно важной для этого возраста психической функ­ции - воображения.

Игры дошкольников преимущественно ролевые. В процессе сюжетно-ролевых игр осваиваются широ­ко распространенные социально-профессиональные роли: продавца, врача, воспитателя, летчика, солдата, шофера и др., что способствует формированию первоначального представления о мире профессий. Избирательное отношение к профессиональным ролям кладет начало профессиональному самоопределению. Играя эти роли, ребенок овладевает также трудовыми умениями и усваивает профессионально ориентированные отношения. Можно констатировать, что в процессе сюжетно-ролевой игры возникает первоначальное избирательное отношение к профессиям, которое в дальнейшем будет влиять на профессиональный выбор. Потенциальные возможности дошкольного детства в профессиональной социализации велики и требуют специального исследова­ния. Анализ психобиографий педагогических работни­ков показывает, что игры в дошкольном детстве во многом определили их профессиональный выбор.

Игра способствует усвоению норм и правил поведе­ния, что развивает произвольность психических про­цессов, помогает обучению, полноценному общению детей друг с другом. Основной линией психического развития является переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, что соответствует «репрезентативному интеллекту» (мышлению в пред­ставлениях), согласно терминологии Ж. Пиаже.

Для этого периода характерна половая идентифи­кация: ребенок осознает себя как девочку или маль­чика. Большое значение в обогащении его самосо­знания принадлежит играм, которые приобретают профессионально-ролевой характер.

В дошкольном детстве ребенок переживает не­сколько возрастных кризисов: кризисы новорож­денности, первого года, трех лет и семи лет. Для про­фессионального становления личности важным яв­ляется кризис трех лет, означающий переход от пред-метно-манипулятивной деятельности к игре, от опе­рационально-предметной сферы к смыслообразующим отношениям.

Кризис семи лет означает переход к нормативным учебным действиям со знаками и свидетельствует о готовности к обучению в школе. Таким образом, до­школьное детство завершается при возникновении у детей психологической готовности к школьному обу­чению. Психологическая готовность определяется достаточно высоким уровнем развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольно­сти психических процессов.

Обобщенная характеристика становления лично­сти в дошкольном детстве приведена в табл. 12.

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35–40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды, или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

Поскольку на выбор профессионального труда, становление спе­циалиста влияют социально-экономические факторы, то правомерно в качестве основания членения профессионального развития человека избрать социальную ситуацию, которая детерминирует отношение личности к профессии и профессиональным общностям.

Следующим основанием дифференциации профессионального становления выступает ведущая деятельность. Ее освоение, совершенствование способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности. Очевидно, что деятельность, осуществляемая на репродуктивном уровне, предъявляет иные требования к личности, чем частично поисковая и творческая. Психологическая организация личности молодого специалиста, осваивающего профессиональную деятельность, вне всякого сомнения, отличается от психологической организации личности профессионала. Следует иметь в виду, что психологические механизмы реализации конкретной деятельности на репродуктивном и творческом уровнях настолько различны, что их можно отнести к разным типам деятельности, т.е. переход с одного уровня выполнения деятельности на другой, более высокий, сопровождается перестройкой личности.

Таким образом, в качестве оснований для выделения стадий профессионального становления личности оправданно взять социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности.

    Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0–12 лет). Это стадия аморфной оптации .

    Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии . Этот период в становлении личности получил название оптации . Особенность социальной ситуации развития заключается в том, что юноши и девушки находятся на завершающем этапе детства – перед началом самостоятельной жизни. Ведущей деятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

    Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность – профессионально-познавательная, ориентированная на получение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведе­ния, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

    После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации . Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная. Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер.

Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию – освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.

5. По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию новой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностносообразными технологиями выполне­ния . Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.

6. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации , на котором происходит становление профессионала.

На этой стадии профессиональная активность постепенно стаби­лизируется, уровень ее проявления индивидуализируется и зависит от психологических особенностей личности. Но в це­лом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уро­вень профессиональной активности.

7. И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию – профессионального мастерства и становления профессионалов. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность личности, продуктивный уровень выполнения профессиональной деятельности. Переход на стадию мастерства изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной деятельности, резко повышает уровень профессиональной активности личности. Профессиональная активность проявляется в поиске новых, более эффективных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, попытках преодолеть, сломать традиционно сложившиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постижение вершин профессионализма (акме) – свидетельство того, что личность состоялась.

Таким образом, в целостном процессе профессионального ста­новления личности выделяется семь стадий (табл. 11).

Переход от одной стадии профессионального становления к дру­гой означает смену социальной ситуации развития, изменение содер­жания ведущей деятельности, освоение либо присвоение новой соци­альной роли, профессионального поведения и, конечно, перестройку личности. Все эти изменения не могут не вызывать психической напряженности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессионального становления личности.

Профессиональное становление охватывает дли­тельный период жизни человека (35-40 лет). В тече­ние этого времени меняются жизненные и профессио­нальные планы, происходит смена социальной ситу­ации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности. Поэтому возникает необходимость разде­ления данного процесса на периоды, или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

Поскольку на выбор профессионального труда, становление специалиста влияют социально-эконо­мические факторы, то правомерно в качестве основа­ния членения профессионального развития человека избрать социальную ситуацию, которая детермини­рует отношение личности к профессии и профессио­нальным общностям.

Следующим основанием дифференциации про­фессионального становления выступает ведущая де­ятельность. Ее освоение, совершенствование спосо­бов выполнения приводят к кардинальной пере­стройке личности. Очевидно, что деятельность, осу­ществляемая на репродуктивном уровне, предъяв­ляет иные требования к личности, чем частично по­исковая и творческая. Психологическая организа­ция личности молодого специалиста, осваивающего профессиональную деятельность, вне всякого со­мнения, отличается от психологической организа­ции личности профессионала. Следует иметь в виду, что психологические механизмы реализации конк­ретной деятельности на репродуктивном и творче­ском уровнях настолько различны, что их можно от­нести к разным типам деятельности, т. е. переход с одного уровня выполнения деятельности на другой, более высокий, сопровождается перестройкой лич­ности.

Таким образом, в качестве оснований для выделе­ния стадий профессионального становления лично­сти оправданно взять социальную ситуацию и уро­вень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности.

    Началом данного процесса является зарожде­ние профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предме­тов (0-12 лет). Это стадия аморфной оптации.

    Затем следует формирование профессиональ­ных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором про­фессии. Этот период в становлении личности полу­чил название оптации. Особенность социальной си­туации развития заключается в том, что юноши и де­вушки находятся на завершающем этапе детства - перед началом самостоятельной жизни. Ведущей де­ятельностью становится учебно-профессиональная. В ее рамках складываются познавательные и про­фессиональные интересы, формируются жизнен­ные планы. Профессиональная активность лично­сти направлена на поиск своего места в мире про­фессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

    Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведе­ние (профессиональное училище, техникум, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой соци­альной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социаль­ной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность - профес­сионально-познавательная, ориентированная на полу­чение конкретной профессии. Длительность стадии профессиональной подготовки зависит от типа учебного заведения, а в случае поступления на работу сразу после окончания школы ее продолжительность может быть значительно сокращена (до одного-двух месяцев).

4. После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситу- ация коренным образом меняется: новая система отно- шений в разновозрастном производственном коллек- тиве, иная социальная роль, новые социально-эконо- мические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональ- ная. Однако уровень ее выполнения, как правило, но- сит нормативно-репродуктивный характер.

Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социаль­но-профессиональную адаптацию - освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и само­стоятельное выполнение профессионального труда.

5. По мере освоения профессии личность все боль- ше погружается в профессиональную среду. Реализа- ция деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника спосо- бами. Стабилизация профессиональной деятельно- сти приводит к формированию новой системы отно- шений личности к окружающей действительности и к самой себе. Эти изменения ведут к образованию но- вой социальной ситуации, а сама профессиональная деятельность характеризуется индивидуальными личностно-сообразными технологиями выполнения. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.

6. Дальнейшее повышение квалификации, инди- видуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приво- дят к переходу личности на второй уровень профессио- нализации, на котором происходит становление про- фессионала.

На этой стадии профессиональная активность постепенно стабилизируется, уровень ее проявле­ния индивидуализируется и зависит от психологи­ческих особенностей личности. Но в целом каждому работнику присущ свой устойчивый и оптимальный уровень профессиональной активности.

7. И лишь часть работников, обладающих творче- скими потенциями, развитой потребностью в само- осуществлении и самореализации, переходит на сле- дующую стадию - профессионального мастерства и становления профессионалов. Для нее характерны высокая творческая и социальная активность лично- сти, продуктивный уровень выполнения профессио- нальной деятельности. Переход на стадию мастерст- ва изменяет социальную ситуацию, кардинально меняет характер выполнения профессиональной де- ятельности, резко повышает уровень профессиональ- ной активности личности. Профессиональная актив- ность проявляется в поиске новых, более эффектив- ных способов выполнения деятельности, изменении устоявшихся взаимоотношений с коллективом, по- пытках преодолеть, сломать традиционно сложив- шиеся методы управления, в неудовлетворенности собой, стремлении выйти за пределы себя. Постиже- ние вершин профессионализма (акме) - свидетель- ство того, что личность состоялась.

Таким образом, в целостном процессе профессио­нального становления личности выделяется семь ста­дий (табл. 11).

Переход от одной стадии профессионального становления к другой означает смену социальной ситуации развития, изменение содержания веду­щей деятельности, освоение либо присвоение но­вой социальной роли, профессионального поведе­ния и, конечно, перестройку личности. Все эти из­менения не могут не вызывать психической напря­женности личности. Переход от одной стадии к другой порождает субъективные и объективные трудности, межличностные и внутриличностные конфликты. Можно утверждать, что смена стадий инициирует нормативные кризисы профессиональ­ного становления личности.

п/п

Название ста­дии

Основные психологические новообразования стадии

Вторичная профессио­нализация

Профессиональный менталитет, иденти­фикация с профессиональным сообщест­вом, ключевая компетенция, профессио­нальная мобильность, корпоративность, гибкий стиль деятельности, высококвали­фицированная профессиональная деятель­ность

Профессио­нальное мас­терство

Творческая профессиональная деятель­ность, подвижные интегративные психо­логические новообразования, самопроек­тирование своей деятельности и карьеры, вершина (акме) профессионального раз­вития

Мы рассмотрели логику профессионального становления в рамках одной профессии, однако, по данным Министерства труда Российской Федера­ции, до 50 % работников меняют в течение трудо­вой жизни профиль своих профессий 1 , т. е. после­довательность стадий нарушается. В условиях воз­растающей безработицы человек вынужден повто­рять отдельные стадии вследствие вновь возникаю­щих проблем профессионального самоопределе­ния, профессиональной переподготовки, адапта­ции к новой профессии и новому профессиональ­ному сообществу.

1 См.: Забродин Ю. М. Профессиональное становление: от профобразования - к профессиональной карьере // Профес­сиональное самоопределение учащихся, их трудоустройство и социальная защита. - Омск, 1993. - С. 37.

В связи с этим возникает необходимость создания новых технологий профессионального развития и ста­новления личности, ориентированных на постоянно изменяющийся рынок труда, развивающих профес­сиональную мобильность и повышающих конкурен­тоспособность специалистов.

4. Заказ № 3729.

1 См.: Бодалев А. А. Вершина в развитии человека: характеристи­ки и условия достижения. - М., 1998. - С. 24-30.

О взаимодействии индивидного, личностного и профессионального развития человека

Характеристика человека как индивида определя­ется его биологическими особенностями: наследст­венностью, особенностями организма, состоянием здоровья, физической и психической энергетикой. Индивидные особенности влияют на темп и уровень развития человека и как личности, и как профессио­нала. К ведущим личностным характеристикам чело­века относятся его отношения, мотивы, интеллект, эмоционально-волевая сфера. Они косвенно, опо­средованно влияют на индивидное развитие и в основном обусловливают профессиональное станов­ление. Уровень профессиональных достижений че­ловека определяется и индивидными особенностя­ми, и личностными характеристиками.

Реальные сценарии жизни человека отличаются большим разнообразием. В зависимости от соотно­шения темпов различных видов развития А. А. Бода-лев выделяет следующие сценарии развития взросло­го человека:

    Индивидное развитие значительно опережает личностное и профессиональное. Такое соотноше­ние характеризует слабовыраженное развитие чело­века как личности и как работника. Отсутствуют ин­тересы, склонности и способности к какой-либо дея­тельности, профессиональная подготовленность не выражена, уровень трудоспособности низок.

    Личностное развитие человека идет более ин­тенсивно, чем индивидное и профессиональное. Это проявляется в бережном отношении к окружающей среде, людям, предметам материальной и духовной культуры, в привязанности к семье и др. Физическое здоровье, профессиональные достижения находятся на втором плане.

    Профессиональное развитие доминирует над двумя другими «ипостасями» человека. Приоритет профессиональных ценностей, тотальная погружен­ность в работу - особенности так называемых трудо­голиков.

4. Относительное соответствие темпов индивид­ного, личностного и профессионального развития, которое представляет собой оптимальное соотноше­ние, обусловливающее реализацию, «выполнение» человеком себя 1 .

На индивидное развитие решающее влияние ока­зывают биологические факторы, на личностное -психические особенности и ведущая деятельность, на профессиональное - социально-экономические факторы и ведущая (профессиональная) деятель­ность. Все три вида развития взаимосвязаны, и если учесть, что развитие идет неравномерно, то у каждого человека складывается своя уникальная траектория развития. Большое влияние на индивидуальные сце­нарии профессионального становления оказывает содержание профессиональной деятельности. Про­фессиональные достижения, удовлетворяя потреб­ности в самоутверждении, ведут к перестройке про­фессионального самосознания, оказывают влияние на систему мотивов, отношений и ценностных ори­ентации и в конечном счете инициируют перестрой­ку всей структуры личности. В отдельных случаях хо­рошее физическое развитие становится условием и побудителем высокой профессиональной активно­сти и основой успешного личностного роста.

Обобщая вышеизложенные рассуждения, можно констатировать, что индивидное, личностное и про­фессиональное развитие человека в индивидуальной жизни взаимодействуют и порождают широкий спектр сценариев профессиональной жизни. Вер­шинные достижения человека располагаются на раз­ных стадиях профессионального становления лично-

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

Методический доклад

на тему: «Стадии п р офессионально го становления специалиста »

Профессиональное становление охватывает длительный период жизни человека (35 -- 40 лет). В течение этого времени меняются жизненные и профессиональные планы, происходит смена социальной ситуации, ведущей деятельности, перестройка структуры личности.

Поэтому возникает необходимость разделения данного процесса на периоды или стадии. В связи с этим встает вопрос о критериях выделения стадий в непрерывном процессе профессионального становления.

Т. В. Кудрявцев (1981), один из первых отечественных психологов, глубоко исследовавших проблему профессионального становления личности, в качестве критериев выделения стадий избрал отношение личности к профессии и уровень выполнения деятельности. Он выделил четыре стадии:

1) возникновение и формирование профессиональных намерений;

2) профессиональное обучение и подготовку к профессиональной деятельности;

3) вхождение в профессию, активное ее освоение и нахождение себя в производственном коллективе;

4) полную реализацию личности в профессиональном труде.

В более поздней периодизации жизненного пути профессионала Е.А. Климов предлагает более подробную группировку фаз:

оптация -- период выбора профессии в учебно-профессиональном заведении;

адаптация -- вхождение в профессию и привыкание к ней;

фаза интернала -- приобретение профессионального опыта;

мастерство -- квалифицированное выполнение трудовой деятельности;

наставничество -- передача профессионалом своего опыта.

Следующим основанием дифференциации профессионального становления выступает ведущая деятельность. Ее освоение, совершенствование способов выполнения приводят к кардинальной перестройке личности.

Очевидно, что деятельность, осуществляемая на репродуктивном уровне, предъявляет иные требования к личности, чем частично поисковая и творческая. Психологическая организация личности молодого специалиста, осваивающего профессиональную деятельность, вне всякого сомнения, отличается от психологической организации личности профессионала.

Таким образом, в качестве оснований для выделения стадий профессионального становления личности оправданно взять социальную ситуацию и уровень реализации ведущей деятельности. Рассмотрим влияние этих двух факторов на профессиональное становление личности.

1. Началом данного процесса является зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей у детей под влиянием родственников, учителей, сюжетно-ролевых игр и учебных предметов (0-12 лет).

2. Затем следует формирование профессиональных намерений, которое завершается осознанным, желанным, а иногда и вынужденным выбором профессии. Этот период в становлении личности получил название оптации. В ее рамках складываются познавательные и профессиональные интересы, формируются жизненные планы. Профессиональная активность личности направлена на поиск своего места в мире профессий и отчетливо проявляется в решении вопроса о выборе профессии.

3. Следующая стадия становления начинается с поступления в профессиональное учебное заведение (колледж, вуз). Социальная ситуация характеризуется новой социальной ролью личности (учащийся, студент), новыми взаимоотношениями в коллективе, большей социальной независимостью, политическим и гражданским совершеннолетием. Ведущая деятельность -- профессионально-познавательная, ориентированная на получение, конкретной профессии.

4. После окончания учебного заведения наступает стадия профессиональной адаптации. Социальная ситуация коренным образом меняется: новая система отношений в разновозрастном производственном коллективе, иная социальная роль, новые социально-экономические условия и профессиональные отношения. Ведущей деятельностью становится профессиональная.

Однако уровень ее выполнения, как правило, носит нормативно-репродуктивный характер. Профессиональная активность личности на этой стадии резко возрастает. Она направлена на социально-профессиональную адаптацию -- освоение системы взаимоотношений в коллективе, новой социальной роли, приобретение профессионального опыта и самостоятельное выполнение профессионального труда.

5. По мере освоения профессии личность все больше погружается в профессиональную среду. Реализация деятельности осуществляется относительно устойчивыми и оптимальными для работника способами. Стабилизация профессиональной деятельности приводит к формированию новой системы отношений личности к окружающей действительности и к самой себе. Наступает стадия первичной профессионализации и становления специалиста.

6. Дальнейшее повышение квалификации, индивидуализация технологий выполнения деятельности, выработка собственной профессиональной позиции, высокое качество и производительность труда приводят к переходу личности на второй уровень профессионализации, на котором происходит становление профессионала.

7. И лишь часть работников, обладающих творческими потенциями, развитой потребностью в самоосуществлении и самореализации, переходит на следующую стадию -- профессионального мастерства и становления акме-профессионалов. Постижение вершин профессионализма (акме) -- свидетельство того, что личность состоялась.

В виду моей профессиональной деятельности как педагога, меня больше всего интересует вторая стадия профессионального становления - профессиональное обучение и подготовка к профессиональной деятельности. Именно в стенах нашего учебного заведения осуществляется реализация данной стадии.

Одним из важнейших аспектов профессионального развития личности, а также ее самореализации является сознательное планирование карьеры. В отечественной психологии до недавнего времени понятие «карьера» практически не использовалось. Чаще употреблялись такие термины, как профессиональный жизненный путь, профессиональная деятельность, профессиональное самоопределение.

Критериями удавшейся карьеры являются удовлетворенность жизненной ситуацией (субъективный критерий) и социальный успех (объективный критерий). То есть объективная, внешняя сторона карьеры - это последовательность занимаемых индивидом профессиональных позиций, а субъективная, внутренняя сторона - это то, как человек воспринимает свою карьеру, каков образ его профессиональной жизни и собственной роли в ней.

Важнейшей детерминантой профессионального пути человека является его представление о своей личности - так называемая профессиональная «Я-концепция», которую каждый человек воплощает в серию карьерных решений. Профессиональные предпочтения и тип карьеры - это попытка ответить на вопрос «кто я?». При этом очень часто человек реализует свои карьерные ориентации неосознанно.

Для любого человека характерны определенная личностная концепция, таланты, побуждения, мотивы и ценности, которыми он не сможет поступиться, осуществляя выбор карьеры.

Являясь преподавателем основных юридических дисциплин я часто слышу от своих студентов одни и те же вопросы: «А как вы думаете, кто из нашей группы будет работать по профессии?», «А из меня получится адвокат (следователь, прокурор…)?» и поэтом я решила определить уровень профессиональной мотивации будущих юристов и попытаться определить их готовность к профессиональной деятельности именно в области юриспруденции.

Для этого в рамках классного часа в курируемой мной группе 15П-1 я провела анкетирование, используя методику изучения мотивации профессиональной карьеры Шейна, которая представляет собой опросник, направленный на диагностику ценностной составляющей профессиональной деятельности.

Опросник включает в себя 41 утверждение, степень своего согласия с каждым из которых респондент должен оценить по 10-балльной шкале: с 1 по 21 пункты включительно от «совершенно неважно» до «исключительно важно» , с 22 по 41 пункты от «совершенно не согласен» до «полностью согласен» . Пункты группируются в 8 шкал, представляющих собой 8 невзаимоисключающих карьерных ценностных ориентаций (тех самых «якорей карьеры»).

Интерпретация

Подсчёт значений шкал . Для вычисления балла по шкале необходимо вычислить среднее арифметическое всех входящих в состав шкалы пунктов (сумма значений, разделённая на количество пунктов).

Удобным является регистрация ответов на специальном бланке , в этом случае подсчёт баллов упрощается:

1-й столбец (кроме вопроса 41) -- профессиональная компетентность (пункты 1, 9, 17, 25, 33)

2-й столбец -- менеджмент (пункты 2, 10, 18, 26, 34)

3-й столбец -- автономия (пункты 3, 11, 19, 27, 35)

4-й столбец -- вопросы 4, 12, 36 -- стабильность места работы

Вопросы 20, 28 и вопрос 41 -- стабильность места жительства

5-й столбец -- служение (пункты 5, 13, 21, 29, 37)

6-й столбец -- вызов (пункты 6, 14, 22, 30, 38)

7-й столбец -- интеграция стилей жизни (пункты 7, 15, 23, 31, 39)

8-й столбец -- предпринимательство (пункты 8, 16, 24, 32, 40)

Описание шкал

социальный профессиональный карьера мотивация

1. Профессиональная компетентность. Эта ориентация связана с наличием способностей и талантов в определенной области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т. д.). Человек с такой ориентацией хочет быть мастером своего дела, он бывает особенно счастлив, когда достигает успеха в профессиональной сфере, но быстро теряет интерес к работе, которая не позволяет развивать свои способности.

Одновременно такой человек ищет признания своих талантов, что должно выражаться в статусе, соответствующем его мастерству. Он готов управлять другими в пределах своей компетентности, но управление не представляет для него особого интереса. Обычно это самая многочисленная группа в большинстве организаций, обеспечивающая принятие компетентных решений. Адвокат, начальник юр отдела, следователь.

2. Менеджмент. В данном случае первостепенное значение имеют ориентация личности на интеграцию усилий других людей, полнота ответственности за конечный результат и соединение различных функций организации. С возрастом и опытом работы эта карьерная ориентация проявляется сильнее.

Такая работа требует навыков межличностного и группового общения, эмоциональной уравновешенности, чтобы нести бремя ответственности и власти. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой сможет управлять различными сторонами деятельности. Судебный исполнитель, нотариус, адвокат, судья.

3. Автономия (независимость). Первичная забота личности с такой ориентацией - освобождение от организационных правил, предписаний и ограничений. Ярко выражена потребность все делать по-своему: самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации (рабочее место, время, форменная одежда). Конечно, каждый человек в некоторой степени нуждается в автономии, однако если такая ориентация выражена сильно, то личность готова отказаться от продвижения по службе или от других возможностей ради сохранения своей независимости. Такой человек может работать в организации, которая обеспечивает достаточную степень свободы, но не будет чувствовать серьезных обязательств или преданности организации и будет отвергать любые попытки ограничить его автономию. Частные юридические консультации.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Различают два типа стабильности - стабильность места работы и стабильность места жительства. Стабильность места работы подразумевает поиск работы в такой организации, которая обеспечивает определенный срок службы, имеет хорошую репутацию (не увольняет рабочих), заботится о своих работниках после увольнения и платит большие пенсии, выглядит более надежной в своей отрасли.

Человек с такой ориентацией - его часто называют «человеком организации» - ответственность за управление карьерой перекладывает на нанимателя. Он будет совершать какие угодно географические передвижения, если того потребует компания. Человек второго типа, ориентированный на стабильность места жительства, связывает себя с географическим регионом, «пуская корни» в определенном месте, вкладывая сбережения в свой дом, и меняет работу или организацию только тогда, когда это предотвращает его «срывание с места».

Люди, ориентированные на стабильность, могут быть талантливыми и занимать высокие должности в организации, но, предпочитая стабильную работу и жизнь, они откажутся от повышения, если оно грозит риском и временными неудобствами, даже в случае широко открывающихся возможностей роста. Гос служба, правоохранительная служба, юр отдел банков.

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации являются «работа с людьми», «служение человечеству», «помощь людям», «желание сделать мир лучше» и т. д. Человек с такой ориентацией имеет возможность продолжать работать в этом направлении, даже если ему придется сменить место работы. Он не будет работать в организации, которая враждебна его целям и ценностям, и откажется от продвижения или перевода на другую работу, если это не позволит ему реализовать главные ценности жизни. Люди с такой карьерной ориентацией чаще всего работают в области охраны окружающей среды, проверки качества продукции и товаров, защиты прав потребителей и т. п. Прокуратура (в том числе природоохранная), суды, адвокатура, общество защиты прав потребителей и т . п.

6. Вызов. Основные ценности при карьерной ориентации этого типа - конкуренция, победа над другими, преодоление препятствий, решение трудных задач. Человек ориентирован на то, чтобы «бросать вызов». Социальная ситуация чаще всего рассматривается с позиции «выигрыша - проигрыша».

Процесс борьбы и победа более важны для человека, чем конкретная область деятельности или квалификация. Например, торговый агент может рассматривать каждый контракт с покупателем как игру, которую надо выиграть. Новизна, разнообразие и вызов имеют для людей с такой ориентацией очень большую ценность, и, если все идет слишком просто, им становится скучно. Юриск о нсульт, адвокат, страховые организации.

7. Интеграция стилей жизни. Человек ориентирован на интеграцию различных сторон образа жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья или только карьера, или только саморазвитие. Он стремится к тому, чтобы все это было сбалансировано. Такой человек больше ценит свою жизнь в целом - где живет, как совершенствуется, чем конкретную работу, карьеру или организацию. Нотариус

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, он хочет преодолевать препятствия, готов к риску. Он не желает работать на других, а хочет иметь свою марку, свое дело, свое финансовое богатство. Причем это не всегда творческий человек, для него главное - создать дело, концепцию или организацию, построить ее так, чтобы это было продолжением его самого, вложить туда душу. Предприниматель будет продолжать свое дело, даже если сначала он будет терпеть неудачи и ему придется серьезно рисковать.

Методика может быть использована в консультировании относительно выбора профессии, профориентации, а также для оценки мотивации к профессиональной деятельности при индивидуальном консультировании и при работе с коллективами на предприятиях. В моем случае она использовалась как элемент профориентации.

После обработки анкет на каждого студента была составлена вышеуказанная диаграмма, которая показывает какой именно «якорь карьеры» доминирует у того или иного студента, показывая его профессиональную мотивацию.

И в последней диаграмме, исходя из уровня профессиональной мотивации, показаны сферы, в которых смогут реализовать себя студенты данной группы, пройдя все стадии профессионального становления.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Фазы и стадии профессионального развития и деформации. Деструктивные изменения личности в процессе выполнения деятельности. Психологические особенности кризисов жизненного и профессионального становления, факторы влияния. Система мотивации персонала.

    презентация , добавлен 07.08.2015

    Классификация личности с точки зрения профессионализма по Е. Климову. Довузовская, начальная, послевузовская стадии профессионализма по К. Левитану. Концепция уровней профессионального становления личности профессионала В. Сластёнина, Т. Кудрявцева.

    презентация , добавлен 22.08.2015

    Основные элементы организации и концепция ее жизненного цикла. Акционерное общество и виды его деятельности. Оценка сотрудников, условия эффективности управленческих решений. Критерии оценки программы профессионального развития, его основных целей.

    контрольная работа , добавлен 23.07.2010

    Цели деловой карьеры - поступательного продвижения личности, связанного с ростом профессиональных навыков, статуса, социальной роли и размера вознаграждения. Типы карьерного пути. Ошибки при построении горизонтальной карьеры, ее планирование и реализация.

    контрольная работа , добавлен 27.01.2015

    Сущность понятия "культура организации". Классификации лидеров в психологии. Роль лидера в организации. Основные концепции, ассоциируемые с культурой. Уровни организационной культуры организации в модели Э. Шейна. Сущность теории мотивации Э. Шейна.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Жизненный цикл работника в системе управления персоналом. Характеристика, конкурентоспособность и модели жизненного цикла товара "рабочая сила". Изучение понятия и типов деловой карьеры. Этапы карьеры и важные потребности человека. Планирование карьеры.

    реферат , добавлен 09.02.2013

    Сущность внутриорганизационной карьеры, методы планирования и основные стадии ее развития. Характеристика прогрессивных, трендовых и флуктуационных параметров профессионального роста. Содержание системы "двойной лестницы карьеры", механизм ее продвижения.

    контрольная работа , добавлен 20.09.2010

    Критерии оценки лидера-профессионала. Роль, задача, ответственность и источник силы лидера. Делегирование полномочий. Принципы оказания влияния на людей. Анализ преимуществ и недостатков авторитарного, демократического и либерального стилей лидерства.

    презентация , добавлен 29.02.2016

    Характеристика понятия карьеры, процесса профессионального роста человека, его влияния, авторитета и статуса в среде, выраженного в его продвижении по ступеням иерархии. Эмпирическое исследование представлений о личностных факторах успешной карьеры.

    курсовая работа , добавлен 22.02.2012

    Фазы развития профессионала. Оценка приспособленности разных типов личности к профессиональным средам. Описание модели партнерства по планированию карьеры. Этапы самопродвижения на рынке труда. Технология поиска работы по выбранной специальности.