Психологические особенности личности людей с нарушением зрения. Как помочь незрячему человеку

Зрение как система восприятия включает в себя две составляющие: во‑первых, собственно органы зрения — глаза, нервные волокна, определенные участки мозга, а во-вторых, процессы расшифровки поступающих в мозг сигналов. И если матчасть этой системы изучена досконально, то как работает декодирование — об этом можно лишь строить гипотезы. Акт видения вполне сопоставим с электрохимической активностью определенных участков нашего мозга, но где, как и в каком внутреннем пространстве человека расположен экран повседневного сериала — этого ученые до сих пор не знают.

Такая двойная организация процесса видения нами окружающего мира сформировала два основных подхода к глазным нарушениям — офтальмологический и психоневрологический. Своего рода спор физиков и лириков в изучении зрительной системы человека.

Офтальмологический подход рассматривает зрение, прежде всего, как оптическую и электрохимическую систему, то есть весьма сложную, но все-таки машину. Соответственно, если в механизме что-то происходит не так, как должно, это подразумевает поломку одной из деталей, нарушение транспортировки технических жидкостей, ненадлежащую эксплуатацию или вообще — изначальный брак при сборке. Другими словами, три кита традиционной офтальмологии: травма, наследственность и длительное напряжение зрения в условиях, сложных для функционирования глаз.

Психологи и неврологи, напротив, допускают, что на наше видение могут влиять психологические травмы и стрессовые состояния. С одной стороны, стресс и нагрузки на психику сказываются непосредственно на органике. Например, пытаясь находиться в рамках, принятых при социальных контактах, мы силой воли« удерживаем лицо», но эмоции все равно найдут выход. В результате повышения артериального или внутричерепного давления поднимется и давление сосудов глазного дна, или долгое время будут перенапряжены мышцы, фокусирующие хрусталик, и т. д. Такие состояния близки к классическим психосоматозам — не удивительно, что к «золотой семерке» психосоматических заболеваний сейчас добавили мигрень, с ее характерными глазными болями, непереносимостью света и иногда аурой(частичной или полной кратковременной потерей зрения). С другой стороны, деструктивная психическая нагрузка может и не нарушить работу органов восприятия, но вполне способна вызвать искажение или блокирование интерпретации зрительной информации.

Глаза б мои не смотрели!

Как система восприятия и переработки информационного потока, зрение не только воспринимает увиденное, но и — при необходимости — вытесняет его. Отказ в доступе к осознанию травмирующей, опасной информации можно сравнить с предохранителями в электронике. При экстремально высоком психологическом напряжении зрение способно просто отключаться — «не желаю видеть», «не могу видеть». В результате организм реализует императив буквально — мы действительно перестаем что-то замечать.


Случаи возникновения слепоты или проблем со зрением из-за психического напряжения или шока известны с глубокой древности.
У Геродота есть описание психогенной слепоты, поразившей афинского воина во время Марафонского сражения: «Афинский воин, Эпицелий, сын Куфагора, храбро сражался на поле брани, когда вдруг утратил зрение. Оба его глаза перестали видеть, хотя он не был поражен ни мечом, ни копьем, ни камнем, выпущенным из пращи. С этого момента и до конца своей жизни он оставался слепым». Высокий эмоциональный накал и внезапное осознание неминуемой гибели заставило психику Эпицелия блокировать зрительную информацию.

Самые распространенные психогенные нарушения зрения — это частичная или полная слепота, туннельное зрение, одно- или двустороннее снижение его остроты, раздвоение и растроение объектов. Природа расстройств, приводящая к подобным результатам, самая разная. Чаще виной всему бессознательное воспроизведение симптомов в попытке решить социальный конфликт. Например, резко теряется или критически ухудшается зрение в строго определенных ситуациях.


При этом« больной» получает и некую выгоду. Первичная заключается в том, что удается избежать разрушающего конфликта межу тем, что человек видит, и базовыми установками его внутренней реальности. Вторичная состоит в приобретении бонусов в межличностных отношениях и социальной жизни. Это и манипуляции близкими людьми, и возможность реализовать определенные поведенческие схемы — например, «отпустить весла», — и шанс получить заботу и постоянное внимание от родственников. Причем симптомы не связаны с какими-либо изменениями в органах: могут внезапно возникать, устойчиво держаться и так же неожиданно пропадать. Недоверчивым наблюдателям это дает повод подозревать больного в симуляции.

В зависимости от психологической школы, процесс трактуется по‑разному, но общая база опирается на классический психоанализ. Например, психогенная слепота указывает на прямое нежелание видеть проблему, близорукость — на отказ от попыток спрогнозировать будущее, дальнозоркость — на неприятие того, что под руками, рутины, ближнего окружения.

Зачастую соматические расстройства поддерживаются лингвистически: многие устойчивые фразеологизмы как бы иллюстрируют происходящее или задают направление реакции на травмирующее событие — «видеть это не хочу», «глаза бы мои тебя не видели», «не показывайся мне на глаза», «потемнело в глазах», «как сквозь туман», «в глазах черно», «дальше носа не видит». Хотя нельзя утверждать, что вытесненные в бессознательное импульсы буквально используют языковые штампы, чтобы проявиться в виде функциональных нарушений.

Использовать очки, глазные капли и хирургическое вмешательство для излечения проблем со зрением как защитной реакции психики — по меньшей мере наивно. Если пациент выбирает такой путь защиты или манифестации непроявленных психических процессов, попытка медикаментозно свести эти знаки на нет только усугубит ситуацию — следующие соматические сигналы могут быть еще изощреннее и жестче. Намного эффективнее в этом случае — психотерапевтические методы в сочетании с седативными средствами и антидепрессантами, а это уже вопрос к специалистам.

ТЕКСТ: Денис Грачев

Нередко травма глаз приводит к частичной или полной потере зрения, а иногда – даже самого глазного яблока.
Это ставит самого пострадавшего и окружающих людей в новые условия. Внезапность потери зрения в трудоспособном возрасте только усиливает сложности адаптации.
На человека и его близких обрушивается целый комплекс переживаний:
  • страх перед будущим, связанный с изменением трудоспособности, семейного и социального положения
  • обида на судьбу, обвинение себя и окружающих в сложившейся ситуации
  • депрессия, раздражение, отчаянье
  • снижение самооценки
  • необходимость отказаться от ряда привычек и ценностей
По данным психологов, человека, потерявшего зрение, пугает не сам факт слепоты, а необходимость жить и взаимодействовать с «миром зрячих». Сложность при общении, искажение потребностей и интересов, несоответствие своей прежней социальной роли порождает чувство собственной неполноценности. Жизнь неожиданно делится на «до» и «после». Многие подсознательно изолируются от окружающих, отказываясь принять новые обстоятельства, предпочитая жить в прошлом и, таким образом, оставляя себя без будущего.

Типы защитных реакций

  • замкнутость, уход во внутренний мир
  • отказ от права выбора, ответственности
  • инфантилизм, принятие позиции зависимости от окружающих
  • упрямство, агрессия, отрицание любой помощи
  • равнодушие к себе и/или окружающим людям и событиям
  • эгоизм, манипуляция окружающими людьми


Не меньшему испытанию подвергаются близкие пострадавшего, которых мучают те же вопросы, страхи и переживания. Два самых распространенных и в корне неправильных типа реакции на потерю зрения близким человеком:
  • избыточная опека, жалость
  • избегание, отсутствие внимания, отказ от признания факта потери зрения
Основные причины этих диаметрально противоположных реакций схожи: незнание психологии и возможностей людей с низким зрением и слепых, подсознательное, необоснованное чувство вины за сохранность своего зрения, представления о потерявших зрение как о несчастных, не приспособленных к жизни, неполноценных людях.
Требуется большой такт и мужество, чтобы справиться со случившимся, продолжать жить и развиваться дальше. От отношения к травме во многом зависит процесс психологической адаптации и возможность реабилитации в психологическом, биологическом и социальном плане.

Психологическая помощь

Профессиональная психологическая помощь необходима в равной мере как пострадавшему, так и его близким.
Профессиональная психологическая помощь необходима в равной мере как пострадавшему, так и его близким.
Важно:
  • Принять факт частичной или полной потери зрения
  • Осознать последствия, адекватно оценить свои возможности
  • Активно искать социально значимые сферы деятельности, позволяющие наиболее полно проявить способности пострадавшего (искусство, преподавание, организационная деятельность, сфера обслуживания и т.д.)
  • Сформировать у пострадавшего и окружающих положительную мотивацию и установки
  • Обсуждать свои страхи, переживания, ожидания и планы на будущее


Только взаимная поддержка, своевременная профессиональная психологическая и медицинская помощь, а также желание идти вперед, сохраняя повышая качество жизни – главное богатство, которое у нас есть, – позволят вам и вашим близким преодолеть последствия травмы.

Куда можно обратиться?

ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО СЛЕПЫХ – защита прав и интересов инвалидов по зрению, помощь в трудоустройстве.
ЦЕНТР ГЛАЗНОГО ПРОТЕЗИРОВАНИЯ – возможность изготовления и индивидуального подбора протезов с максимальным косметическим эффектом.
ЦЕНТР УПРАВЛЕНИЯ СТРЕССОМ «ЗЕРКАЛЬНАЯ СПИРАЛЬ» – Изменение эмоционального реагирования, психологическая поддержка.

Внезапно возникающая слепота или даже значительное снижение зрения, нарушающее привычную жизнедеятельность, являются для человека одним из самых тяжелых психических потрясений. Как мы уже указывали, орган зрения является одним из основных, генеральных анализаторов, обеспечивающих всю визуальную информацию о внешнем мире и возможность соответствующей адаптации в окружающей среде. На определенный отрезок времени, пока не наступит компенсация, внезапно ослепший человек становится беспомощным, что нередко приводит к острым психотическим реакциям, в ряде случаев затягивающимся на длительное время.

R. Sussmann , врач-психиатр, указывал, что офтальмология является близкой «сестринской» дисциплиной по отношению к психиатрии. Мы полностью разделяем эту точку зрения и убеждены, что в структуре крупного офтальмологического отделения должна быть предусмотрена ставка врача-психиатра, а в штате офтальмологического института - группа врачей-психиатров, которые бы не только изучали особенности нервно-психических нарушений при различных офтальмологических заболеваниях, но и занимались разработкой лечебно-профилактических мероприятий для этого контингента больных.

Следует отметить , что как при той или иной патологии со стороны офтальмологической сферы развиваются тяжелые нервно-психические нарушения, так и различные расстройства функции этой сферы типа амблиопии, амавроза, птоза, блефароспазма и др. возникают при многих заболеваниях психогенной природы (неврозы, реактивные состояния, декомпенсации, психопатии).
Kalxthoff , обследовав около 7000 больных с психогенной амблиопией, отмечал, что у детей моложе 15 лет указанная патология встречается в 5 раз чаще, чем у взрослых.

Несомненно, что у лиц , внезапно ослепших в зрелом возрасте, органическая симптоматика, обусловленная основным заболеванием, приведшим к слепоте, усложняется функциональными психогенными нарушениями и самим фактом снижения или потери зрения. Здесь немалую роль в оформлении патологических расстройств играет структура личности заболевшего. Так, L. Cholden считает, что психическая реакция на слепоту тесно связана с особенностями структуры личности до возникновения слепоты. Чем больше обнаруживалась зависимость человека от окружающих до потери зрения, тем выраженнее и острее у него реакция на слепоту.

L. Cholden , G. Adams, I. Pearlmen указывают, что, помимо невротических реакций на потерю зрения, нередко у ослепших развивается тревожная депрессия, иногда с упорными суицидальными мыслями и действиями. Потеря зрения, по мнению F. Deutsch, приводит к эмоциональному конфликту и развитию тревоги.

Как мы указывали в предыдущих статьях на нашем сайте, у слепорожденных отмечается определенное своеобразие психических функций: восприятий, представлений, памяти, эмоционально-волевых реакций. У этих лиц развитие и формирование психики происходят в условиях зрительной депривации - выключения зрения, приводящего к нарушению адаптационно-приспособительной функции организма. Адаптация у слепорожденных наступает медленно, постепенно, по мере роста ребенка и расширения объема его жизненно-социальных функций.

У лиц, ослепших в зрелом возрасте , процесс формирования психики практически уже завершился, сложилась определенная личностная структура; кроме того, до потери зрения они уже были в той или иной степени адаптированы в окружающей обстановке. Поэтому потеря зрения для них - не исходное состояние, как это имеет место у слепорожденных или ослепших в раннем детстве, а полный крах всех жизненных планов и надежд.

Как известно, «пластичность » адаптационно-компенсаторных функций в зрелом возрасте значительно ниже, чем в детском, и приспособление при утраченной функции происходит медленнее. Внезапно возникшая слепота в зрелом возрасте - не очень распространенное, но все же и не такое редкое явление. В то же время о клинических проявлениях и динамике невротических реакций у этих больных и особенностях их адаптации из литературных источников известно довольно мало, причем имеющиеся сведения разрозненны и противоречивы.

Начиная с 1970 г. нами (совместно с А. И. Семеновым) изучались психопатологические нарушения у лиц , внезапно ослепших в зрелом возрасте (до 45 лет). В условиях офтальмологического стационара и амбулатор-но были обследованы 133 человека, преимущественно мужчины (75%). Основным методом исследования явился клинико-динамический с использованием экспериментально-психологических методик (ассоциативно-словесный эксперимент, антонимический ряд, заучивание 10 слов и Др.). Одновременно проводилось неврологическое и электроэнцефалографическое обследование.

Из числа подвергшихся изучению были исключены лица с психическими заболеваниями , органическим поражением головного мозга с психическими нарушениями, а также с выраженными психопатическими чертами.

Причиной слепоты в основном были травматическое поражение глаз , химический ожог и отслойка длительность слепоты колебалась от 2 до 5 лет. Боле 60% больных потеряли зрение в возрасте до 35 лет. Дл обследования отбирались лица не старше 45 лет с то целью, чтобы исключить возможность влияния на кли ническую картину проявлений церебрального атероскле роза.
У 30% обследованных наблюдалось остаточное зрение в виде светоощущения.

В профессионально-социальном плане до потери зрения больные распределялись следующим образом: рабочие и крестьяне - 64%, служащие и учащиеся - 36% и 56% обследованных состояли в браке.
А. И. Семенов выделяет три этапа невротической реакции, возникшей в ответ на слепоту: первый этап - острый реактивный; второй - переходный, длящийся до 3 лет, во время которого наступает либо практическая адаптация к слепоте, либо постепенно нарастают патохарактерологические, преимущественно невротические, изменения в структуре личности; третий этап характеризуется формированием стойких патохарактерологических черт (психопатизация личности).

Люди с одним глазом не могут смотреть 3D-фильмы, поскольку их зрительный анализатор не в состоянии воспринимать красочные эффекты. Они с трудом играют в футбол, волейбол и другие игры, в которых необходимо правильно оценивать дистанцию к мячу или другим предметам.

Мы расскажем, какие еще неудобства испытывает одноглазый человек и реально ли их преодолеть. Также выясним, можно ли лицам с одним глазом управлять автомобилем и получить водительские права.

Повязка на глаз, темные очки или протез?

Как жить с одним глазом? Этим вопросом задаются люди, которые потеряли глазное яблоко из-за травмы или болезни. Естественно, они сильно комплексуют и всячески стараются скрыть дефект от окружающих с помощью темных очков или повязки на глаз. Однако подобная «маскировка» далеко не идеальна и имеет массу недостатков.

Повязка на глаз привлекает излишнее внимание окружающих, заставляя человека стесняться. Справедливо будет заметить, что пугающие повязки хорошо смотрятся на пиратах из исторических фильмов, но отнюдь не на людях в повседневной жизни. Что касается затемненных очков – они не всегда уместны и в зимнее время вызывают недоумение прохожих. Да и в помещении они смотрятся довольно странно. Следовательно, оба эти метода подходят далеко не всем и не всегда.

Благодаря развитию науки и современных технологий сегодня существует отличный способ скрыть отсутствие глаза. Сделать это можно и помощью протеза, который внешне практически не отличается от глазного яблока. Имплант помещается в специально сформированную полость и находится там определенное время. Разные виды протезов подлежат плановой замене раз в несколько лет.

Виды глазных протезов:

  • Стеклянные. Довольно легкие, имеют гладкую поверхность и хорошо смачиваются слезной жидкостью. Требуют бережного отношения и аккуратного использования. Менять такие протезы необходимо раз в год.
  • Пластиковые. Намного прочнее и безопасней в использовании, чем стеклянные. Они устойчивы к воздействиям внешней среды, благодаря чему пациенты с одним глазом могут носить их гораздо дольше. Срок эксплуатации таких протезов – два года.
  • Стандартные. Изготавливаются в массовом порядке. Имеют разную форму, размер, цвет и т. д. Отметим, что для правого и левого глаза существуют разные виды протезов. Каждому человеку стараются подобрать наиболее подходящий имплант.
  • Индивидуальные. Делаются на заказ, с учетом всех индивидуальных характеристик и желаний человека. Имплантация такого протеза позволяет добиться наиболее качественного косметического эффекта.

Мужчинам и женщинам, которые потеряли глазное яблоко, не стоит отчаиваться. Многие люди живут без глаза долгие годы и при этом ведут полноценный образ жизни. Неприглядный дефект скрывается с помощью протеза, а к монокулярному зрению постепенно можно приспособиться.

Можно ли управлять автомобилем и получить права?

Можно ли людям с одним глазом получить права и водить машину? Да, но только при соблюдении определенных условий. Давайте разберемся, можно ли управлять автомобилем человеку с анофтальмией (недоразвитое или полностью отсутствующее глазное яблоко) и что в этом случае необходимо для получения водительских прав.

Согласно законодательству Российской Федерации (статья 23 Федерального закона №196 «О безопасности дорожного движения»), каждый водитель должен проходить обязательные медицинские осмотры. Если во время обследования у него выявляют болезни, мешающие ездить за рулем, он не сможет получить права.

Человек не имеет права управления транспортным средством категории В, имея остроту зрения ниже 0,6 на одном и менее 0,2 на втором глазу. Отметим, что зрение проверяют с коррекцией, то есть в очках или контактных линзах. Это значит, что даже больной с высокой степенью близорукости может садиться за руль, предварительно подобрав себе средство коррекции.

По закону людям с одним глазом можно водить машину, оснащенную парктроником – акустической парковочной системой. Поскольку у лиц с анофтальмией нарушено бинокулярное зрение, АПС необходима им для избежания аварий.

Адаптация к монокулярному зрению

Люди, которые слепы на один глаз с рождения, никогда не смогут иметь нормальное бинокулярное зрение. Дело в том, что их мозг попросту не способен обеспечить глубину восприятия мира. Таким больным не с чем сравнивать свое зрение, поэтому они считают его вполне удовлетворительным.

А вот у людей с одним глазом, потерявших второй в течение жизни, со временем зрение может частично восстановиться. Оно никогда не будет таким, как прежде, однако улучшиться может. Как правило, для этого необходимо 1–2 года. Со временем человек привыкает к своему состоянию и учится выполнять повседневную работу. По окончании периода адаптации ему даже можно ездить с одним глазом за рулем.

Особенности жизни с одним глазом

Людям, которые недавно потеряли глаз, приходится заново учиться двигаться и ориентироваться в пространстве. На первых порах жизнь с одним глазом может показаться им чересчур сложной и непривычной, однако со временем это пройдет. Главное – не переживать и не отчаиваться.

Советы, которые помогут людям с одним глазом быстрее адаптироваться к новому состоянию:

  • Препятствия со стороны отсутствующего глаза. У людей с анофтальмией сужено поле зрения, из-за чего они могут не замечать предметы, которые расположены сбоку от них. Поэтому в незнакомом месте или новом помещении им необходимо внимательно оглядываться, чтобы не наткнуться на препятствие.
  • Захват предметов. Чтобы взять любую вещь со стола, открыть дверь или без промаха пожать протянутую руку, необходимо двигаться очень медленно. Поворачивая голову, можно лучше оценить расстояние до объекта и его расположение в пространстве.
  • Ходьба по лестнице. Спускаясь по ступенькам, человеку с одним глазом нужно внимательно следить за перилами – это поможет избежать лишнего шага вниз и болезненного толчка. На улице лестницу можно заменить, понаблюдав за тенями от предметов.
  • Оценка расстояния к объектам. Пребывая на улице, расстояние можно определять с помощью зрительных нюансов. Для этого нужно внимательно рассматривать деревья, светофоры, тротуары. Величина того или иного предмета дает понятие о том, насколько далеко он расположен.

В медицине анофтальмией называют отсутствие глазного яблока. Это состояние возникает после хирургического удаления травмированного или больного глаза. Люди с анофтальмией теряют бинокулярное зрение, из-за чего им становится крайне трудно ориентироваться в пространстве.

После потери глаза жизнь не заканчивается. Дефект можно скрыть с помощью протеза, а к монокулярному зрению вполне реально приспособиться. Люди, потерявшие глазное яблоко, могут вести нормальный образ жизни, заниматься спортом и даже водить автомобиль. Все, что для этого нужно, – желание и упорство.

Полезное видео об искусственном глазе

Маргарита Мельникова

Кому тяжелей: незрячим с рождения или поздно ослепшим людям?

Несколько лет назад в больничной палате одного из офтальмологических центров я услышала такой диалог.
«Тебе хорошо, ты всегда была слепой, ты просто не знаешь, что такое зрение, а вот я только недавно ослепла!», — говорила женщина лет пятидесяти, потерявшая зрение в результате сахарного диабета.
«Да уж, ничего хорошего, Вы вот почти всю сознательную жизнь свою имели счастье видеть этот мир, а я — нет!», — отвечала девушка лет двадцати.

«Ну и что! Да лучше бы я вообще никогда не видела, я бы привыкла, приспособилась, а так… и работы лишилась, и муж ушёл, и глупеть я стала прямо на глазах!», — возразила женщина.
«О, а я в детстве из-за слепоты была лишена общения, не бегала во дворе, не смотрела мультики с другими ребятами, не ходила в цирк», — отвечала девушка.

Долго спорили собеседницы тогда, каждая пыталась доказать свою правоту, хотя, понятно, что обе они по-своему правы и одновременно обе не правы. Кому тяжелей, кто находится в более «выигрышной» ситуации — человек слепорождённый или потерявший зрение в сознательном возрасте?

Дабы не томить читателя напрасными надеждами на единственно верный ответ, сразу скажу, что ни о каком «выигрышном» положении, ни о каком понятии «лучше», «хуже» не может идти речь. Обеим собеседницам из приведённого диалога тяжело, но в обеих случаях есть и, как это ни жестоко звучит, преимущества.

1. Когда человек теряет зрение в сознательном возрасте, для него это серьёзная психологическая травма, причём, чем позже это происходит (я не говорю о глубокой старости), тем травма тяжелей. Особенно трудно пережить потерю в молодости и зрелости. Допустим, человек учится или работает, занимает определённое социальное положение в обществе и вдруг… удар! Слепота! А может быть и не удар, а постепенное ухудшение зрения. В последнем случае потерю перенести немного легче, человек понимает, привыкает, адаптируется к новым условиям. Чаще всего от человека, потерявшего зрение, отворачиваются некоторые люди, ранее считавшиеся друзьями, его увольняют с работы, порой от него отказываются даже близкие люди (супруг (а), реже — родители). Ослепший оказывается как бы в социальном вакууме да и в информационном тоже.

2. У человека, потерявшего зрение, сохраняются важные «зрительные рефлексы»: он легче может научиться ходить с тростью, так как приблизительно, а то и точно помнит план местности, в которой живёт; сохранна зрительная картина мира (города, района, объектов).

3. Поздно ослепшему человеку гораздо тяжелей вновь найти работу по его квалификации. Такие люди чаще всего устраиваются на УПП (спецпредприятия), на работу, не требующую специальных знаний (изготовление выключателей, коробок, мебели). Посудите сами, как будет чувствовать себя, например, инженер, вынужденный, оставшись «без глаз», собирать выключатели?

4. Разумеется, у такого человека, если он не достиг определённого возраста, остаётся возможность получить образование, которое даст ему возможность найти работу более высокооплачиваемую и высококвалифицированную. (Мои рассуждения ни в коей мере не свидетельствуют о неуважении к людям, трудящимся на УПП).

По отношению к человеку, рождённому незрячим, будет верно всё вышесказанное, только, конечно, с противоположным знаком.

1. Такой человек просто не знает, не представляет себе, что значит «видеть». Я не имею в виду неосведомлённость, дремучесть, я говорю о зрении, как о чувстве, о способности. Так вот, человек не может адаптироваться к отсутствию того, чего у него никогда не было. Но здесь есть другая проблема. Слепорождённый должен адаптироваться к «зрячей» среде, особенно после длительного пребывания в спец-интернате для слепых и слабовидящих детей.

2. Выпускник подобного интерната уже сразу выбирает для себя такую профессию, где он мог бы рассчитывать на успешность, на компетентность при отсутствии зрения. Работу он тоже будет искать для себя соответствующую.

3. Слепорождённому или потерявшему зрение в раннем детстве гораздо сложней освоить «зрячее» поведение и «зрячую» модель мира: маршруты на местности, представление о фигуре, числе, букве, пространстве. Опять же, я никак не имею в виду тупость и ограниченность этих людей, а говорю лишь о преодолимых трудностях.

4. Почти у всех людей, родившихся без зрения, хорошо развиты компенсаторные механизмы: обострённый слух, обоняние, чувствительность кожи на лице, тактильная чувствительность. К сожалению, у поздно ослепших указанные способности и механизмы развиты крайне слабо или не развиваются вообще.

Итак, прочтя приведённые здесь доводы, вы более отчётливо поймёте, а может быть и разделите мою точку зрения: и у людей незрячих с рождения, и у тех, кто его потерял позднее, есть свои тяготы и трудности, с которыми нужно справляться.

Обновлено 22.09.2008
Статья размещена на сайте 14.09.2008

    моя дочь слепнет из за диабета на левом глазу витрэктомия год назад операция сейчас кровоизлияние на правом глазу я не говорю о психологической поддержке специалистов даже больничный не дали но дело не только в моем случае ослепший остается сам с собой и с родителями где искать помощь реабилитацию куда обратиться в первую очередь не для лечения а именно для социальной адаптации

    • вера Бадак, в первую очередь надо обратиться в регеональное отделение Общества слепых. Там подскажут куда обратиться. Можете написать мне в личку. Чем смогу, тем помогу.

      Оценка статьи: 3

      Ну знаете ли! Набросились тут на человека. Так случилось, что мне приходилось общаться с одним человеком, который родился слепым, и с другим, которая потеряла глаз уже будучи взрослой. Тяжело обоим, но тем, кто потерял зрение в возрасте все же сложнее. Потому что психологически с этим трудно примириться и приспособиться.

      Оценка статьи: 5

      • Катерина Богданова, дело не в накинулись на человека, просто автор данной статьи тему взял действительно серьезную, а раскрыть данную тему по-серьезному не смог.

        Оценка статьи: 1

        • Ув. Катерина, ВЫ абсолютно правы. Давайте попробуем раскрыть данную тему вместе.
          1. Отношение слепого к самому себе, к своему функциональному нарушению (дефекту зрения): а) поздноослепший
          б) незрячий с рождения
          а) Поздноослепший, это человек, привыкший пользоваться зрением, как основным источником информации о состоянии окружающего мира, об его безопасности, об его красотах. Через зрение мы получаем огромный объем сведений, информирующих нас, обучающих, радующих, развлекающих, ободряющих, успокаивающий, возбуждающих (например, мужчин видящих красивые ножки) и т.д. И вдруг человек лишается этого. Не видит, что его окружает – а это ведь действительно страшно: Не может себя полностью обслужить – как это противно, мерзко. Можно получить ещё травму – как будто мало несчастий? Не способен делать повседневные дела - кому я такой нужен? Нельзя заняться любимым делом (помочь ближним) – как безумно долго течет время! и ….. (Сами добавьте.)
          Как Вы думаете, что самое страшное в старости. Болезни? Маленькая пенсия? Невнимание детей? Магнитные бури? …… Знаете, нет! –я сам пенсионер. Самое страшное в старости это чувствовать, что ТЫ ни кому не нужен.
          Примерно так же начинает себя воспринимать поздноослепший человек, после того как утихнет физическая боль, немного успокоится душа. И он, в общем-то, прав. Действительно, он становится иждивенцем, которого надо обслуживать, кормить, выгуливать, а он ещё при этом будет капризничать, выпендриваться, качать свои права. А если человек ещё в полном расцвете сил? Что тогда? - заживо гнить, спиваться …. Но, как известно, человек – homo sapiens (человек разумный) и, следовательно, если конкретный человек является таковым, то он может и должен найти выход из случившегося. А вот помочь ему в этом могут и должны другие люди (близкие и специалисты). Правда результат этой помощи зависит от того, что представляет собой конкретный индивид: оптимиста или пессимист, боец он или иждивенец. Серьезно влияет на результат помощи, это его нравственные ценности, кто окружает поздноослепшего, в каких условия он реабилитируется, живет.
          б) Незрячий с детства – человек, у которого, по тем или иным причинам в дородовом или в послеродовом периоде возникли серьезные нарушения зрительного тракта, не устраненные в первый год жизни (слепорожденный), или который потерял зрение в раннем детстве (первые три года).
          Отношение человека (незрячего с детства) к себе, к своему дефекту в первую очередь определяется тем, в каких условиях он воспитывался – стал он homo sapiens или ….. Очень легко вбить в голову ребенку, что он несчастный, не на что не способный и т.д. Если это будет сделано в дошкольном возрасте (особенно в первые три года жизни), то на таком человеке можно поставить крест, кроме попрошайничества Вы от него ничего, ни когда не увидите. Попрошайничество – это не обязательно сидеть у паперти.
          Если же ребенку создать все необходимые и достаточные условия для развития, то уже в школьные годы можно будет видеть, что слепота – серьезнейшее нарушение деятельности центральной нервной системы, может быть сведена до физического дефекта, не мешающего человеку полноценно жить, как homo sapiens. Да его жизнь будет сопряжена с огромным количеством ограничений, но у кого из живущих на земле нет тех или иных ограничений и не известно какие из них страшнее. Все зависит от того, как к ним относиться и как уметь (учиться) их преодолевать.

          Таким образом, можно резюмировать - отношение слепого человека к самому себе, к слепоте, в первую очередь, определяется психологическим статусом самого индивида, т.е. тем в каких условиях он воспитывался в детстве, а не тем когда он стал незрячим. Я не говорю о людях, которые становятся слепыми в пожилом возрасте, хотя и в этом случае работает та же закономерность, но многое зависит от того, сколько осталось жизненных сил.

          Оценка статьи: 3

          • Вячеслав Озеров, из Ваших комментариев можно сделать готовую статью на ту же тему. Предпочтительнее именно это - раскрыть тему, в которой Вы компетентны, отдельным текстом, а в комментарии дать ссылку.

            • Вячеслав Озеров, полностью с вами согласна, я бы ещё добавила различные методы реабилитации человека как рождения так и в зрелом возрасте ослепшего. Существуют различные системы реабилитации, я спонтанно не назову, но, например, видела как слепых деток учат жить в окружающем мире. Их учат "видеть" пальцами. Они также используют выражения "я вижу", но при этом ощупывают предмет и стараются дать ему характеристику. Вот если бы автор как-то рассмотрел различия в методиках реабилитации для слепых с рождения и потерявших зрение в более позднем возрасте - то статья была бы на отлично, она имела бы практическую ценность и помогла бы многим людям.

              Оценка статьи: 1

              • 2. Ув. Екатерина, попробую продолжить. Я не буду касаться вопросов выведения поздноослепшего человека из посттравматического шока. Это вопросы психолога, часто на грани психиатрии. При этом давайте помнить, что развитие медицины, науки и техники дает поздноослепшим людям надежду вернуть зрение. Надежду не безосновательную, т.к. у поздноослепших, в отличие от слепых с детства, функция мозга – зрение (видение), формирующаяся у человека в детстве, в большинстве случаев остается сохранной. Слепота у взрослого человека, в подавляющем числе случаев, вызвана нарушением процесса передачи информации о волнах оптического диапазона через глаза в зрительную кору мозга (глаз – зрительный нерв - ….). Надежда, которую лелеет поздноослепший человек, часто мешает ему стремиться учиться жить без зрения.
                У ослепших с детства, эта функция не сформирована, поэтому надежда видеть, у них равна нулю. Если мозг своевременно не сформировал какую-либо функцию, то это уже на всю оставшуюся жизнь, как бы ни было обидно. В данном случае надежда умирает не последней. Сказанное касается не только зрения.
                Было бы неплохо, чтобы Маргарита, как психолог, рассказала о том, как люди, постоянно общающиеся с недавно ослепшим человеком, должны вести себя, в чем помогать ему, а в чем нет.
                Теперь о методах, приемах реабилитации слепых:
                а) для поздноослепших Вы найдете на сайте Центра медико-социальной реабилитации для инвалидов по зрению http://bli.narod.ru/index.htm. Могу только добавить (на основе своих наблюдений) важнейшими являются освоение пространственной ориентировки, бытовая ориентировка, обучение чтению и письму выпукло-точечным шрифтом Луи Брайля. Все остальное является вторичным, базирующемся на перечисленном. Освоение всяких технических устройств, облегчающих жизнь можно (да и нужно) только после того, как слепой сумеет самостоятельно ходить из пункта А в пункт Б (без помощи зрячего поводыря), когда сумеет приготовить себе еду, обстирать и обиходить себя без помощи родственников, когда сумеет написать записку, которую сможет прочитать, только тот, кому она адресована. После того, как слепой станет уверенным в том что, чтобы не случилось, он сумеет найти выход из положения, незрячий может осваивать любую технику, позволяющую облегчить ему познание и управление окружающей средой. Честь ему, хвала его мужеству и безмерное наше уважение. А выдающихся слепых, начиная с Гомера, в истории человечества много.
                Что должны делать близкие люди:
                -первое: не ныть и не жалеть его и себя. Настраивать слепого на активную социальную реабилитацию, а не на пестование надежды на исцеление. Хорошо если это произойдет, а если нет, или может быть станет возможным лет через N. То эти N лет, скорее всего, превратятся в кошмар для всех. И ещё, надо не забывать, что сегодняшняя медицина за деньгу может пообещать что угодно, а вот выполнить …..
                -второе: не пытаться делать за слепого то, что он может (хочет) делать сам; продолжать говорить с ним на привычным языке зрячих; научиться комментировать о всем происходящем, что слепому из-за отсутствия зрения не доступно (о картинке на экране телевизора, о дожде за окном и т.д.); научится поддерживать такой порядок в доме, чтобы все лежало (стояло, висело) на одном и том же месте, известном слепому.
                - третье: поверить, что если слепой человек нашел в себе силы продолжать активно жить и без зрения, то вам повезло, и Вы скоро будете гордиться им и собой.
                б) для незрячих с детства сегодня можно найти много литературы. Предложу мою книгу: «Беседы с родителями незрячих детей» М. АРКТИ, 2007 г. Она есть в продаже, сокращенный текст можно найти в Internet. Могу прислать электронную версию. В ней есть список литературы по реабилитации незрячих детей.
                Могу только добавить, что в своем отношении к незрячему ребенку надо помнить:
                - что, к нему надо относиться как к обычному ребенку, имеющему свои особенности развития;
                - при его воспитании, не надо ничего изобретать (в т.ч. какие либо суперсовременные технические средства, методики, программы, проекты «защищающие» (в кавычках) ребенка от окружающего мира), а воспользоваться наработками тифлопедагогики и опытом других родителей;
                - не забывать, что каждый день, месяц, год мозг ребенка знакомится с окружающим миром и развивается в определенной последовательности и если, что-то упущено, то уже не наверстать, и так же, если мозг ещё не готов решать поставленную задачу, то ребенок её не решит.
                - жалость к ребенку и к себе, есть основа гиперопеки - самой большой преграде на пути подготовки незрячего ребенка к самостоятельной жизни в обществе зрячих;
                - и последнее, медицина, чаще всего бессильна в попытках устранения глубоких нарушений зрения, возникающих у ребенка при рождении (развивающихся в первый год жизни). А вот безопасность (для мозга) этих попыток вызывает сомнение. Будьте осторожны.

                Оценка статьи: 3

                Понимаете, около 6 лет моя работа связана с инвалидами в том числе и по зрению...Если начинать с самого начала, то само название статьи не корректно. Но если уж, автор попытался ответить на этот вопрос, то ему надо было раскрыть все-таки эту тему и рассмотреть данный вопрос в контектсте социальной реабилитации людей с подобными проблемами. Начиная читать данную статью, я полагала, что найду какую-то полезную информацию на эту тему. Но все что я узнала из этой статьи - это то, что и тем и тем людям тяжело жить с таким недугом.
                Вывод который сделан в конце статьи - это на уровне детского сада.

                Оценка статьи: 1

                • Ну и Вы поймите, что статья не для специалистов, как и все статьи на нашем сайте, а для тех, кто, возможно, и не задумывался над такими проблемами. И информация - из первых рук, кстати.

                  • Понятно, конечно. Но уж больно тема серьезная.

                    Оценка статьи: 1

                    • Вообще то тема, поднятая в статье очень важна, но Екатерина Чижова права, статья не корректна и даже кое в чем ошибочна. Так заявление в «п.4 Почти у всех людей, родившихся без зрения, хорошо развиты компенсаторные механизмы: обострённый слух, обоняние, чувствительность кожи на лице, тактильная чувствительность. К сожалению, у поздно ослепших указанные способности и механизмы развиты крайне слабо или не развиваются вообще». – не соответствует действительности. Физиологические исследования тифлопедагогов России второй половины прошлого века показали, что тактильная чувствительность у зрячих не хуже, а в ряде случаев и лучше чем, у незрячих. Физиологическая острота слуха, обоняния, кожной чувствительности так же не зависит от наличия или отсутствия зрения. Но при зрительной депривации происходит перестройка взаимодействия сохранных чувств с центральной нервной системой. Мозг, как бы начинает внимательнее относиться к информации от слуха, осязания, обоняния и их разрешающая способность возрастает. Но для повышения этой разрешающей способности необходимы тренировки и ещё раз тренировки восприятия мозгом сигналов от оставшихся органов чувств. В этом и заключается отличие тифлопедагогического подхода в образовании от обычной педагогики. В обычной педагогики для формирования образа объекта иногда достаточно посмотреть на сам объект. А в тифлопедагогике этот объект надо обслушать, ощупать, обнюхать, облизать ….и вот тогда он, может быть, сформируется в образ.
                      Одним из таких важнейших методов тренировки, является освоение чтения и письма с помощью выпукло-точечного шрифта, изобретенного Луи Брайлем. Принесут пользу эти тренировки или нет, зависит от того, в каких условиях будет обучаться слепой, при чем не так важно когда он ослеп: в детстве или потом. Если обучение будет направлено: на развитие его самостоятельности, на умение преодолевать трудности, на развитие желания жить в среде зрячих, то оно будет успешным. Если же на оберегание его от всяких напастей, на облегчение ему жизни (в т.ч. путем подмены обычной деятельности техническими средствами), на гиперопеке, то оно будет безуспешным. Имею целый ряд живых примеров и того и другого. А последствия от второго о…. как ужасны.
                      В отношении поздноослепшых есть очень важный фактор – это сложнейшая психокоррекционная работа по выведению из постравмматического шока, для ослепших с детства такая работа также может понадобиться в подростковом возрасте, но в гораздо меньшей степени.

                      Оценка статьи: 3

                      Статья не о чем. На мой взгляд вывод: "...и у людей незрячих с рождения, и у тех, кто его потерял позднее, есть свои тяготы и трудности, с которыми нужно справляться ." Это очивидно.

                      Оценка статьи: 1

                      • Помимо вывода, Екатерина, в статье рассказывается о том, какие именно тяготы и трудности у тех и других незрячих. Это важно для тех, с кем рядом живут такие люди, это знание дает возможность понять и помочь. А интересно, чего же ожидали лично Вы, открывая статью с таким названием? В чем Вам должна была помочь и не помогла статья?

                        • Екатерине!