Добро и зло в мертвой царевне. Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки. Вводное слово учителя

Конспект урока по литературе для 5 класса

Добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина

Эпиграф к уроку: Лишь добро одно бессмертно

Зло подолгу не живёт.

Шота Руставели, грузинский поэт

Вводное слово учителя

Сегодня мы продолжаем работу над «Сказкой о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С.Пушкина.

Ребята, на доске карточки. (Полоски бумаги, расположенные вразнобой, на которых написаны слова: ДОБРО, ЗЛО, ДОБРОТА, ВЕРНОСТЬ, ЛЮБОВЬ, КРОТОСТЬ, ЗАВИСТЬ, ЗЛОБА, РЕВНОСТЬ, ЭГОИЗМ, ПРЕДАТЕЛЬСТВО). Распределите их по двум группам: положительные и отрицательные качества человека.

На доске появляется ряд:

Что причиняют людям те, кто обладает положительными качествами? А отрицательными?

Возможные ответы: 1)добро, радость, удовольствие, счастье, тепло, любовь

2) боль, страдание, досаду, обиду, несчастье

О чем мы будем сегодня говорить?

Попытайтесь сформулировать тему урока.

На доске записывается тема урока и эпиграф. (Тема и эпиграф демонстрируются на слайде)

Дети делают запись в тетради.

Ребята, как вы думаете, какие вопросы у нас могут возникнуть в течение урока?

Возможные варианты, предложенные детьми:

1.Как мы можем определить, какой человек – злой или добрый?

2.Кто в сказке совершает добрые, а кто злые поступки?

3.Как поступать с теми, кто делает зло другим?

4.Стоит ли мстить тем, кто причиняет зло людям?

5.А легко ли распознать добро и зло?

6.Что в итоге побеждает: добро или зло?

7.Почему добро часто бывает беззащитным?

Учитель

Ребята многие вопросы, предложенные вами, будут звучать на нашем уроке, и мы постараемся на них вместе ответить.

А что нам необходимо в первую очередь сделать, чтобы найти ответы на эти вопросы?

(Обратиться к тексту сказки, сделать наблюдения по тексту).

Я предлагаю поработать таким образом: поработать над текстом сказки и найти ответы на следующие вопросы: (вопросы демонстрируются на слайде)

1.Как в сказке А.С. Пушкин изображает царевну и царицу?

2.Каков характер царевны и царицы?

3.Какова царевна во взаимоотношениях с другими людьми?

4.Какие люди окружают нас и как нам следует относиться к недобрым людям?

5. Легко ли отличить добро и зло?

6.Чему учит «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»?

Учитель

Мы сегодня рассмотрим два этих понятия - добро и зло.

Я вижу свою задачу в том, чтобы вы не только усвоили эти понятия, но и увидели, как Пушкин показывает добро и зло в «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях».

Я постараюсь помочь вам разобраться в том, что зло и добро – понятия отнюдь не простые и не однозначные.

Как мы можем определить, какой человек - злой или добрый?

Дети отвечают: по поступкам.

Давайте разберемся, каковы поступки главных героинь сказки - царевны и царицы-мачехи, как нам их представляет автор.

Сядьте по группам.

Работа в группах . (Задания группам дается в приложении к конспекту. Вместе с заданиями раздаются и листы для оценок).

Учитель подытоживает, дает оценку работе каждой группы.

Ребята, одна группа сравнивала царевну и царицу, другая – обратила внимание на характер царевны, третья – обратила внимание на характер царицы, 4 группа рассмотрела вопрос о том, какова царевна во взаимоотношениях с другими людьми, а пятая размышляла о том, какие люди окружают нас и как нам следует относиться к недобрым людям.

Вывод: Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.
Изображая кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне красивый человек, если лишён красоты внутренней.
Доброта доверчива, она нуждается в защите, потому что зло жестоко и коварно, но изначально обречено.
Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.

(Дети рассаживаются на свои места. Это делается все быстро, если такая работа проводится часто, а дети знают, какие столы сдвинуть парами, какие не следует трогать, кто в какой группе работает).

Продолжаем нашу работу.

Ребята, а всегда ли легко отличить добро и зло?

Мы подумаем над этим вопросом, а сейчас давайте посмотрим фрагмент из сказки «Царица и зеркальце».

Инсценирование (от слов «На девичник собираясь…» до слов «З невестой молодой…»)

Кто ещё совершает злые поступки?

Давайте разберемся, добро или зло несут такие персонажи сказки, как Зеркальце, Чернавка, богатыри?

Умеет ли Зеркальце лгать? (нет, оно всегда говорит только правду)

Есть ли на нем какая-нибудь вина?

Правдивое Зеркальце направило гнев и зависть царицы на ни в чём не повинную царевну, затем сообщило, что царевна живет в лесу у семи богатырей - и девушка оказалась беззащитной перед силой зла. Безусловно, Зеркало честно, но именно оно косвенно стало причиной смерти царевны.

Таким образом, есть в нем добрые свойства: говорит правду, не лжёт, верно служит своей хозяйке. Но с другой стороны, оно помогает царице, хотя и не ведает о коварстве злой мачехи.

А какова Чернавка?

Есть в ней добрые движения души? (Да, она пожалела царевну, отпустила её)

Она тоже верно служит. Но кому?

Чем продиктовано её верное служение царице((боится наказания и смерти)

Вспомните, что означает её имя? (делает черную, грязную работу, помогает царице в её коварных замыслах)

Опять-таки и здесь мы видим и плохое, и хорошее. Чернавка способна пожалеть («не убила, не связала, отпустила и сказала…»), тоже верно служит своей хозяйке. Но служит обману, злу, коварству. Верность её основана на страхе.

Вспомните, кто обладает настоящей верностью, светлой, лишённой зависти, чёрных замыслов?

Такая верность основана на любви.

Да, это Соколко, который съел отравленное яблоко. Так он рассказал богатырям, чо случилось с царевной.

Конечно, это и Елисей. Он ищет любимую, обращается к силам природы, чтобы те помогли ему отыскать невесту.

Выразительное чтение наизусть отрывка «Монолог Елисея» (от слов «За невестою своей королевич Елисей…» до слов «Вкруг того пустого места; в том гробу твоя невеста».)

Чтение сопровождается показом слайдов с изображением фрагментов «Елисей обращается к Солнцу», «Елисей обращается к Месяцу», «Елисей обращается к ветру».

Давайте немного отвлечемся от темы урока. Откройте учебник на стр. 126. Прочитайте вслух определение – риторическое обращение. Запишите определение в тетрадь.

Найдите риторические обращения в монологе Елисея. Выпишите их.

Сверьте написанное: «Свет наш солнышко!»; «Месяц, месяц, мой дружок, позолоченный рожок!»; «Ветер, ветер! Ты могуч…»

Как Елисей обращается в силам природы? (Ласково, уважительно, с почтением).

Почему только ветер смог подсказать Елисею, где его невеста? (всюду веешь на просторе…»)

Почему царевну смог спасти только королевич Елисей(Елисей означает спаситель).

Любил царевну, был преданным, верным, настойчивым в поисках своей невесты.

Учитель

В сказках у добра много помощников, а зло – одиноко. Мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти свою невесту.

А что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о ней в конце сказки.

Чтение (от слов «Злая мачеха, вскочив,.. до слов «И царица умерла».

И никто не пожалел, что царицы не стало.

Пять раз в сказке царица названа злой. Она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней. Но справедливость восстановлена. Добро торжествует. В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.Истинная ценность человека – это красота внутренняя: кротость, трудолюбие, скромность, искренность, верность.
Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты, однако зло изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть, будут непременно наказаны.

Действительно, нельзя не согласиться с высказыванием грузинского поэта Шота Руставели - прочитать слова эпиграфа.

Но в жизни происходит всё гораздо сложнее, мы не можем разделить людей только на добрых и только на злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Мы ведь совершаем и добрые поступки, и не очень…добрые… Завидуем, обижаем тех, кто рядом с нами, обижаемся …

Подумайте, чему научила вас сказка Пушкина?

Составьте синквейн об этой сказке. Обсудите это по рядам. Дети собираются в группы: 1-ый ряд и 3-ий – у первой парты своего ряда, средний ряд – у последней парты своего ряда. На общем листе записывается синквейн.

1. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»

2………………………………………………………………………………..

3………………………………………………………………………………..

3……………………………………………………………………………....

4……………………………………………………………………………….

5……………………………………………………………………………….

ПРИЛОЖЕНИЕ - ЗАДАНИЯ ПО ГРУППАМ

1 группа .

Найдите лексическое значение слов в словаре добро и зло.

Кто является олицетворением добра и зла в сказке А.С.Пушкина

«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях?

В сказках присутствует всегда добро и зло.

В словаре мы нашли лексическое значение слов:

Добро – это………………………………………………………………………………………………………..........................................

Зло – это………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Олицетворением добра в сказке А. С. Пушкина является …………....………..…………………………………………….

зла-……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Итак, царевна кроткая и ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………..

А царица –…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

2 группа.

Заполните таблицу. Царевна.

Характер

(Царевна у богатырей)

Используйте начало предложения при ответе:

Мы исследовали литературный персонаж - царевну. Пришли к такому выводу: она

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Характером отличалась от всех, потому что была…………………………………………………………………………………….

3 группа.

За что, почему преследует царевну мачеха?

Какие чувства вызывает в злых людях красота, доброта, ум?

Слова для справок: зависть, ненависть, злоба, ревность, желание отомстить

Что случилось с мачехой? Плакал ли кто по ней? Почему?

Надо ли наказывать таких людей?

Используйте начало предложения при ответе:

Царевна - героиня сказки………………………………………………………………………………………………………………………

Мачеха преследовала царевну, потому что……………………………………………………….(прочитать отрывок)

Злые люди завидуют, злятся, испытывают недовольство ……………………….., если с ними рядом живут

добрые, отзывчивые и любимые другими людьми………... люди.

Мы считаем, что злых людей наказывать…. (выбрать вариант ответа)

Да, надо на злобу отвечать злобой.

Нет, надо таких людей понять, поддержать.

Зло само себя накажет

4 группа .

Заполните таблицу.

Какие чувства испытывает царевна?

В доме с отцом и мачехой

Вдалеке от дома, когда живет у семи богатырей

Когда вновь увидела Елисея

Хочет ли она отомстить царице?

Используйте начало предложения при ответе:

Наша группа исследовала, какие чувства испытала царевна.

Царевна испытывает такие чувства:…………………………………………………………………………………………………………….

Поэтому она мстить………………………………………………………………………………………………………………………………………

5 группа.

Вспомните, какие испытания пришлось перетерпеть царевне по вине мачехи?

А теперь ответьте на вопросы:

Какие люди могут нас окружать в жизни?

Каких людей мы хотим видеть вокруг себя?

Какие качества их качества нам симпатичны?

Что нужно, чтобы тебя окружали добрые, верные люди?

Как нам относиться к злым, недобрым людям, если они будут рядом с нами?

Используйте начало предложения при ответе:

В сказке А.С. Пушкина есть добрые и злые герои.

Царица – это……………………………………………………………………………………………………………………………………………

царевна – это………………………………………………………………………………………………………………………………………….

Добрый человек (царевна) по характеру…………………………………………………………………………………………….

по поступкам………………………………………………………………………………………………………

Нам всегда хочется видеть вокруг себя………………………………………………………………………………………………..

Таких людей я встречал…………………………………………………….

Недобрым, злым людям надо (выбрать вариант ответа):

На злобу отвечать злобой.

Таких людей понять, поддержать, чтобы самому не быть похожим на них.

Зло само себя накажет

Урок развития речи

I. Королевич Елисей. Победа добра над злом
Заканчиваем разговор по эпизодам, выразительно читаем каждый отрывок, работаем с лексикой и ритмом сказки.
Эпизод восемнадцатый. «К красну солнцу наконец // Обратился молодец...»
Эпизод девятнадцатый. «Только месяц показался, // Он за ним с мольбой погнался...»
Эпизод двадцатый. «Елисей, не унывая, // К ветру кинулся, взывая...»
Обратим внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число три : столько раз королевич обращается к силам природы.
- Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру?
Обращения Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклорной. В них проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении главного вопроса:

Эпизод двадцать первый. «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой...»
- Найдите эпитеты в этом отрывке. Какое настроение создает автор с их помощью?
- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту?
Строки о королевиче Елисее звучат сказочно-романтической кульминацией: «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой».
То, что хрустальный гроб будет разбит и царевна оживет, становится ясно. Мы ожидаем именно счастливой кульминации и развязки.
- Нравится ли вам иллюстрация Е. Пашкова к этому эпизоду сказки (с. 107 учебника) ? Почему?
- Сравните строки: «И молва трезвонить стала: // Дочка царская пропала!» - со словами: «И трубит уже молва: // Дочка царская жива!» В чем разница настроения и музыкального тона этих строк? В чем причина этой разницы? (12-й вопрос учебника, с. 109.) Какие картины вам представляются, когда вы слышите эти строки?
Первое двустишие звучит неуверенно, второе - уверенно, утверждающе, радостно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово трезвонить начинается теми же буквами, что и слово трубит . В первом случае неуверенность, ощущение надтреснутости создает мягкий звук [р’], сочетание [зв], второе двустишие звучит уверенно ([р] твердый, четко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].
В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности. Во втором двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.
Эпизод двадцать второй. «Лишь ее похоронили, // Свадьбу тотчас учинили...»
Заметим, что злая мачеха сидела «в ту пору без дела».
- Отчего умерла злая царица?
- Какие качества царевны вознаграждаются в сказке?
Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевной. Однако она не поступает подобно своей мачехе.
- Сравните финал сказки Пушкина и немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов».
В немецкой сказке падчерица заставляет злую мачеху на своей свадьбе плясать в раскаленных железных башмаках до тех пор, пока та не умирает. Пушкинская царевна не делает и не может сделать такого. Она остается искренней и светлой в своих словах, обращенных к людям: «Всех я вас люблю сердечно...»
- Какой традиционный элемент русской народной сказки вводит автор в свою сказку?
Ученики находят и читают концовку.
II. Самостоятельная работа по стилистике сказки А. С. Пушкина
Письменно выполняем задание рубрики учебника «Будьте внимательны к слову» (с. 109) . Из предложенных в учебнике выражений выпишем только те, которые могут встретиться лишь в авторской сказке: восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла жертвой злобе .
Трудность могут вызвать фразы: с мольбой погнался, трубит уже молва . Остальные перечисленные в учебнике выражения характерны для народной речи.
Пятиклассники работают самостоятельно, затем зачитывают выписанные выражения, обсуждают правильность выбора.
III. Музыкальность пушкинской сказки
Обратимся к вопросам рубрики учебника «Живопись, музыка, кино, театр» (с. 109-110) . Предложим ученикам 3-й вопрос:
- Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, - грустная или веселая, быстрая или медленная, резкая, четкая или плавная - могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?
Дадим детям возможность высказаться. Строки, посвященные первой царице, могла бы сопровождать медленная, плавная и грустная мелодия. Строки, посвященные царевне, - не очень быстрая и тоже плавная; царице-мачехе - резкая мелодия с перепадами ритма, т. е. то быстрая, то медленная. Богатырям соответствует четкая, веселая, удалая музыка. Елисею - лирическая и в то же время решительная.
- Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?
Подготовленный ученик расскажет, что по сказкам А. С. Пушкина Н. А. Римским-Корсаковым созданы оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Д. Д. Шостакович написал оперу по «Сказке о попе и о работнике его Балде». Б. Кравченко написал детскую комическую оперу «Ай да Балда!». Наиболее известна опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная по одноименной поэме Пушкина.
Фрагменты этих музыкальных произведений использовались режиссерами при создании мультфильмов по пушкинским сказкам.
Хорошо, если у учителя будет возможность дать детям послушать несколько заранее выбранных отрывков из этих произведений.
По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина поставлены художественный фильм и мультфильм. Существуют два диафильма: с рисунками художников Е. Мешкова и Л. Панова. Если кабинет литературы достаточно оснащен, можно посмотреть фрагменты фильма или одного из диафильмов.
IV. Выразительное чтение наизусть отрывков сказки
Оставшееся время слушаем выразительное чтение наизусть тех эпизодов, которые ученики готовили дома.
Домашнее задание
Прочитать поэму «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина. Подготовиться к уроку внеклассного чтения (исходя из замысла учителя).

Тема: Р/р-3. Королевич Елисей. Победа добра над злом. Музыкальность пушкинской сказки .

Разработчик: Тоноян Н.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «ЗСШ».

Предмет: Литература. Авторы УМК: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин.

Класс: 5 класс

Тип урока: урок комбинированного строения

Цель: развивать представления учащихся о добре; воспитывать стремление совершать добрые дела; способствовать воспитанию в детях добрых человеческих взаимоотношений, отзывчивости, милосердия к окружающим; развивать самооценку учащихся; речь, мышление, умение связно выражать свои мысли, развивать коммуникативные умения; формировать специальные читательские навыки, интерес к самостоятельному чтению.

Задачи: Образовательная : продолжить знакомство учащихся с творчеством А. С. Пушкина; продолжить знакомство с понятиями «мораль и нравственность»; совершенствовать речевые навыки; развивать умение вести беседу. Развивающая: создать условие для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать над литературоведческими понятиями. Воспитательная: воспитывать культуру общения; любовь к жизни, веру в торжество добрых начал.

Методы и педагогические технологии: 1) технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В.В. Фирсов), 2) групповые технологии (В.К. Дьяченко),

3) педагогика сотрудничества (К. Д. Ушинский, Н. П. Пирогов, Л. Н. Толстой), 4) объяснительно-иллюстративный метод, 5) проблемный метод.

Планируемые результаты : предметные – создать условия для интерпретации литературной сказки Пушкина; научить выявлять смысл; научить приемам анализа литературного произведения; – метапредметные – создать условия для формирования коммуникативной и культуроведческой компетенций через понимание темы, идеи и проблемы текста, подбор аргументации для подтверждения собственной позиции, выделение причинно-следственных связей в устных и письменных высказываниях; научить самостоятельно организовывать деятельность, работая с разными источниками информации; личностные – формировать духовно-нравственные качества личности на примере характеристики персонажей литературных произведений; воспитывать заложенные автором в литературных произведениях вневременные, непреходящие нравственные ценности; воспитывать доброжелательность в различных коммуникационных ситуациях. Формировать УУД: Личностные: – формирование волевых качеств личности на основе примеров из произведения ; познавательный интерес; – способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: – определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; – планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; – оформлять свои мысли в устной форме; – договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения, общения и следовать им. Познавательные: – ориентироваться в своей системе знаний; – осуществлять анализ объектов; – находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; – преобразовывать информацию из одной формы в другую; – составлять ответы на вопросы.

Ход урока:

    Оргмомент. Мотивация (самоопределение) учебной деятельности.

    Актуализации учебного действия.

Заканчиваем разговор по эпизодам, выразительно читаем каждый отрывок, работаем с лексикой и ритмом сказки.

Эпизод восемнадцатый. «К красну солнцу наконец // Обратился молодец...»

Эпизод девятнадцатый. «Только месяц показался, // Он за ним с мольбой погнался...»

Эпизод двадцатый. «Елисей, не унывая, // К ветру кинулся, взывая...»

Обратим внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число три : столько раз королевич обращается к силам природы.

- Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру?

Обращения Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклорной. В них проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении главного вопроса:

Не видал ли где на свете

Ты царевны молодой?

    Изучение нового материала

    Беседа по вопросам.

Эпизод двадцать первый. «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой...»

- Найдите эпитеты в этом отрывке. Какое настроение создает автор с их помощью?

- Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту?

Строки о королевиче Елисее звучат сказочно-романтической кульминацией: «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой».

То, что хрустальный гроб будет разбит и царевна оживет, становится ясно. Мы ожидаем именно счастливой кульминации и развязки.

- Нравится ли вам иллюстрация Е. Пашкова к этому эпизоду сказки (с. 107 учебника) ? Почему?

- Сравните строки: «И молва трезвонить стала: // Дочка царская пропала!» - со словами: «И трубит уже молва: // Дочка царская жива!» В чем разница настроения и музыкального тона этих строк? В чем причина этой разницы? (12-й вопрос учебника, с. 109.) Какие картины вам представляются, когда вы слышите эти строки?

Первое двустишие звучит неуверенно, второе - уверенно, утверждающе, радостно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово трезвонить начинается теми же буквами, что и слово трубит . В первом случае неуверенность, ощущение надтреснутости создает мягкий звук [р’], сочетание [зв], второе двустишие звучит уверенно ([р] твердый, четко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].

В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности. Во втором двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.

Эпизод двадцать второй. «Лишь ее похоронили, // Свадьбу тотчас учинили...»

Заметим, что злая мачеха сидела «в ту пору без дела».

- Отчего умерла злая царица?

- Какие качества царевны вознаграждаются в сказке?

Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевной. Однако она не поступает подобно своей мачехе.

- Сравните финал сказки Пушкина и немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов».

В немецкой сказке падчерица заставляет злую мачеху на своей свадьбе плясать в раскаленных железных башмаках до тех пор, пока та не умирает. Пушкинская царевна не делает и не может сделать такого. Она остается искренней и светлой в своих словах, обращенных к людям: «Всех я вас люблю сердечно...»

- Какой традиционный элемент русской народной сказки вводит автор в свою сказку?

Ученики находят и читают концовку.

2. Самостоятельная работа по стилистике сказки А. С. Пушкина

А) Письменно выполняем задание рубрики учебника «Будьте внимательны к слову» (с. 109) . Из предложенных в учебнике выражений выпишем только те, которые могут встретиться лишь в авторской сказке: восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла жертвой злобе .

Трудность могут вызвать фразы: с мольбой погнался, трубит уже молва . Остальные перечисленные в учебнике выражения характерны для народной речи.

Пятиклассники работают самостоятельно, затем зачитывают выписанные выражения, обсуждают правильность выбора.

Б) Обратимся к вопросам рубрики учебника «Живопись, музыка, кино, театр» (с. 109-110) . Предложим ученикам 3-й вопрос:

- Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, - грустная или веселая, быстрая или медленная, резкая, четкая или плавная - могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

Дадим детям возможность высказаться. Строки, посвященные первой царице, могла бы сопровождать медленная, плавная и грустная мелодия. Строки, посвященные царевне, - не очень быстрая и тоже плавная; царице-мачехе - резкая мелодия с перепадами ритма, т. е. то быстрая, то медленная. Богатырям соответствует четкая, веселая, удалая музыка. Елисею - лирическая и в то же время решительная.

- Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?

Подготовленный ученик расскажет, что по сказкам А. С. Пушкина Н. А. Римским-Корсаковым созданы оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Д. Д. Шостакович написал оперу по «Сказке о попе и о работнике его Балде». Б. Кравченко написал детскую комическую оперу «Ай да Балда!». Наиболее известна опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная по одноименной поэме Пушкина.

Фрагменты этих музыкальных произведений использовались режиссерами при создании мультфильмов по пушкинским сказкам.

Хорошо, если у учителя будет возможность дать детям послушать несколько заранее выбранных отрывков из этих произведений (используем аудиокнигу).

По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина поставлены художественный фильм и мультфильм. Существуют два диафильма: с рисунками художников Е. Мешкова и Л. Панова. Если кабинет литературы достаточно оснащен, можно посмотреть фрагменты фильма или одного из диафильмов.

    Систематизация и обобщение изученного материала.

    Вывод : Королевич Елисей, пустившись на поиски своей любимой, сумел отыскать ее даже под землей. Много пришлось постранствовать королевичу по свету, пока Ветер не помог ему отыскать пещеру, где в хрустальном гробу спала вечным сном царевна. Любовь и преданность Елисея оказались сильнее смерти: гроб разбился, и царевна ожила. Сила любви победила смерть, и мы верим, что молодые будут счастливы всю жизнь.

И о гроб невесты милой

Он ударился всей силой.

Гроб разбился. Дева вдруг

Ожила. Глядит вокруг

Изумленными глазами,

И, качаясь над цепями,

Привздохнув, произнесла:

«Как же долго я спала!»

И встает она из гроба...

Ах!.. и зарыдали оба.

В руки он ее берет

И на свет из тьмы несет,

И, беседуя приятно,

В путь пускаются обратно,

И трубит уже молва:

Дочка царская жива!

В своей сказке Пушкин не только порадовал читателя верой в силу добра и справедливости, но и заслуженно наказал злую мачеху, чтоб она уже никогда не смогла помешать счастью царевны и королевича Елисея. И царица умерла от тоски и злости.

Злая мачеха, вскочив,

Об пол зеркальце разбив,

В двери прямо побежала

И царевну повстречала.

Тут ее тоска взяла,

И царица умерла.

Злая, завистливая, коварная мачеха-царица получила по заслугам за свои козни. Правильно говорят: «Не рой другому яму - сам в нее попадешь». Ревность и черная злость сгубили гордячку, а вовсе не месть изгнанной ею царевны.

    Пословицы и поговорки

Много пословиц и поговорок сложил народ о добре. Давай познакомимся с некоторыми из них, объясним их смысл.

Злой не верит, что есть добрый.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Доброго чтут, а злого жалуют.

Добрые вести прибавят чести.

Твоя красота в твоей доброте.

· Добрым словом и камень растопишь.

    Правила доброты.

Были ли в твоей жизни случаи, когда ты совершал какое-либо доброе дело. Так что же значит «быть добрым»? Давай составим «Правила доброты и постараемся следовать им в течение всей жизни.

1. Будь приветлив, вежлив.

2. Будь внимателен к людям.

3. Делай добрые дела.

4. Не отвечай злом на зло.

5. Прощай другим их ошибки.

6. Жалей других, а не себя.

7. Относись к людям так, как хотел бы чтобы они относились к тебе.

Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

Если хочешь протянуть руку помощи,

Но не можешь

Пожелай человеку добра в пути,

Добрым словом ты также поможешь.

    Рефлексия учебной деятельности .

Давайте будем жить и следовать нашим правилам доброты, и тогда каждый человек будет необыкновенно красив и привлекателен, потому что доброта украшает человека.

Давайте каждый новый день своей жизни начинать с улыбки и не стесняться улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице и всем прохожим.

Сегодня, вспомнив пушкинскую сказку, мы поговорили о добре и зле. В завершение нашего урока хочется сказать: «Хоть зло сильно – всему вредит, Добро на свете победит!»

Музыкальность пушкинской сказки

    Домашнее задание : подготовить биографические данные о А.А. Погорельском, читать произведение «Черная курица, или Подземные жители».


I. Королевич Елисей. Победа добра над злом

Заканчиваем разговор по эпизодам, выразительно читаем каждый отрывок, работаем с лексикой и ритмом сказки.
Эпизод восемнадцатый. «К красну солнцу наконец // Обратился молодец...»
Эпизод девятнадцатый. «Только месяц показался, // Он за ним с мольбой погнался...»
Эпизод двадцатый. «Елисей, не унывая, // К ветру кинулся, взывая...»

Обратим внимание, как от одной встречи к другой растет волнение Елисея, его стремление найти невесту. Отметим волшебное число три : столько раз королевич обращается к силам природы.

Какими словами обращается Елисей к солнцу, месяцу и ветру?

Обращения Елисея к солнцу, месяцу и ветру приближают пушкинскую сказку к фольклорной. В них проявляется тревога, волнение, надежда и печаль королевича. Эти чувства проявляются в ласковости обращений, в вопросе: «Аль откажешь мне в ответе?», в настойчивом повторении главного вопроса:

Эпизод двадцать первый. «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой...»

Найдите эпитеты в этом отрывке. Какое настроение создает автор с их помощью?

Что помогло королевичу пробудить от волшебного сна свою невесту?

Строки о королевиче Елисее звучат сказочно-романтической кульминацией: «И о гроб невесты милой // Он ударился всей силой».

То, что хрустальный гроб будет разбит и царевна оживет, становится ясно. Мы ожидаем именно счастливой кульминации и развязки.

Нравится ли вам иллюстрация Е. Пашкова к этому эпизоду сказки (с. 107 учебника) ? Почему?

Сравните строки: «И молва трезвонить стала: // Дочка царская пропала!» - со словами: «И трубит уже молва: // Дочка царская жива!» В чем разница настроения и музыкального тона этих строк? В чем причина этой разницы? (12-й вопрос учебника, с. 109.) Какие картины вам представляются, когда вы слышите эти строки?

Первое двустишие звучит неуверенно, второе - уверенно, утверждающе, радостно. Разницу в настроении и музыкальном тоне строк создают звуки, из которых складываются слова. Например, слово трезвонить начинается теми же буквами, что и слово трубит . В первом случае неуверенность, ощущение надтреснутости создает мягкий звук [р’], сочетание [зв], второе двустишие звучит уверенно ([р] твердый, четко слышится звук [у]), его укрепляет слово «уже», в котором тоже звук [у].

В первом двустишии ударение падает на предпоследние слоги строк, и это тоже создает впечатление неуверенности. Во втором двустишии ударение на последних слогах строк, и это помогает утверждению чувства радости.
Эпизод двадцать второй. «Лишь ее похоронили, // Свадьбу тотчас учинили...»

Заметим, что злая мачеха сидела «в ту пору без дела».

Отчего умерла злая царица?

Какие качества царевны вознаграждаются в сказке?

Кротость, доброта и терпение вознаграждаются. Девушка становится королевной. Однако она не поступает подобно своей мачехе.

Сравните финал сказки Пушкина и немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов».

В немецкой сказке падчерица заставляет злую мачеху на своей свадьбе плясать в раскаленных железных башмаках до тех пор, пока та не умирает. Пушкинская царевна не делает и не может сделать такого. Она остается искренней и светлой в своих словах, обращенных к людям: «Всех я вас люблю сердечно...»

Какой традиционный элемент русской народной сказки вводит автор в свою сказку?

Ученики находят и читают концовку.
II. Самостоятельная работа по стилистике сказки А. С. Пушкина

Письменно выполняем задание рубрики учебника «Будьте внимательны к слову» (с. 109) . Из предложенных в учебнике выражений выпишем только те, которые могут встретиться лишь в авторской сказке: восхищенья не снесла, свойство зеркальце имело, в горести душевной, сотворив обряд печальный, вдруг погасла жертвой злобе .

Трудность могут вызвать фразы: с мольбой погнался, трубит уже молва . Остальные перечисленные в учебнике выражения характерны для народной речи.

Пятиклассники работают самостоятельно, затем зачитывают выписанные выражения, обсуждают правильность выбора.
III. Музыкальность пушкинской сказки

Обратимся к вопросам рубрики учебника «Живопись, музыка, кино, театр» (с. 109-110) . Предложим ученикам 3-й вопрос:

Какая музыкальная мелодия, по вашему мнению, - грустная или веселая, быстрая или медленная, резкая, четкая или плавная - могла бы сопровождать стихотворные строки, посвященные первой царице, царевне, богатырям и Елисею, царице-мачехе?

Дадим детям возможность высказаться. Строки, посвященные первой царице, могла бы сопровождать медленная, плавная и грустная мелодия. Строки, посвященные царевне, - не очень быстрая и тоже плавная; царице-мачехе - резкая мелодия с перепадами ритма, т. е. то быстрая, то медленная. Богатырям соответствует четкая, веселая, удалая музыка. Елисею - лирическая и в то же время решительная.

Какие музыкальные произведения, созданные по сказкам Пушкина, вам известны?

Подготовленный ученик расскажет, что по сказкам А. С. Пушкина Н. А. Римским-Корсаковым созданы оперы «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок», Д. Д. Шостакович написал оперу по «Сказке о попе и о работнике его Балде». Б. Кравченко написал детскую комическую оперу «Ай да Балда!». Наиболее известна опера М. И. Глинки «Руслан и Людмила», написанная по одноименной поэме Пушкина.

Фрагменты этих музыкальных произведений использовались режиссерами при создании мультфильмов по пушкинским сказкам.

Хорошо, если у учителя будет возможность дать детям послушать несколько заранее выбранных отрывков из этих произведений.

По «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина поставлены художественный фильм и мультфильм. Существуют два диафильма: с рисунками художников Е. Мешкова и Л. Панова. Если кабинет литературы достаточно оснащен, можно посмотреть фрагменты фильма или одного из диафильмов.
IV. Выразительное чтение наизусть отрывков сказки

Оставшееся время слушаем выразительное чтение наизусть тех эпизодов, которые ученики готовили дома.
Домашнее задание

Урок 34 Сказки А. С. Пушкина. Поэма «Руслан и Людмила» . Урок внеклассного чтения
Нам представляется целесообразным завершить разговор о произведениях Пушкина в 5 классе беседой о поэме «Руслан и Людмила», отрывок из которой школьники уже учили наизусть. Учитель составит план урока внеклассного чтения исходя из уровня подготовки класса и возможностей кабинета литературы. Мы предлагаем несколько возможных видов работы на уроке.
I. Работа с иллюстрациями (по материалу учебника)

Рассмотрите иллюстрации (с. 115-116) . Прочитайте отрывки из сказок, назовите эти сказки. Какие из них вы читали сами, какие вам читали родители?

«Сказка о рыбаке и рыбке».

«Сказка о попе и о работнике его Балде».

«Сказка о золотом петушке».

«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».

Иллюстрации каких художников вам нравятся? Почему?
II. Восстановление деформированного текста

Эта работа даст нам возможность на практике проверить, насколько усвоено понятие рифмы и насколько ученики чувствуют логику текста. Проведем с классом пробную работу, а затем разделим класс на группы, дадим возможность поработать самостоятельно (задания определим в зависимости от уровня подготовки учеников), после чего подведем итоги.

Напишем (напечатаем) на отдельном листке строки из стихотворения (данном случае из поэмы «Руслан и Людмила»), разрежем лист на полоски и дадим задание собрать строки в нужном порядке.


Тексты для работы

1. Слилися речи в шум невнятный;

Жужжит гостей веселый круг;

Но вдруг раздался глас приятный

И звонких гуслей беглый звук;

Все смолкли, слушают Баяна:

И славит сладостный певец

Людмилу-прелесть и Руслана

И Лелем свитый им венец.
2. Все четверо выходят вместе;

Руслан уныньем как убит;

Мысль о потерянной невесте

Его терзает и мертвит.
3. И все мне дико, мрачно стало:

Родная куща, тень дубров,

Веселы игры пастухов -

Ничто тоски не утешало.
4. В то время доблестный Фарлаф,

Все утро сладко продремав,

Укрывшись от лучей полдневных,

У ручейка, наедине,

Для подкрепленья сил душевных

Обедал в мирной тишине.
5. Ты догадался, мой читатель,

С кем бился доблестный Руслан:

То был кровавых битв искатель,

Рогдай, надежда киевлян,

Людмилы мрачный обожатель.
6. Уж утро хладное сияло

На темени полнощных гор;

Но в дивном замке все молчало.

В досаде скрытой Черномор,

Без шапки, в утреннем халате,

Зевал сердито на кровати.
7. Ложится в поле мрак ночной;

От волн поднялся ветер хладный.

Уж поздно! путник молодой!

Укройся в терем наш отрадный.


III. На уроке можно рассмотреть и обсудить рисунки учеников, послушать рассказы о впечатлениях школьников от поэмы, послушать фрагменты оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила», посмотреть фрагменты одноименного фильма-сказки по сценарию А. Птушко при участии С. Болотина (киностудия «Мосфильм», 1971-1972, композитор Т. Хренников).
Проверочная работа

Беседуем по вопросам учебника (с. 117) :

Какие сказки мы называем писательскими (литературными)? Что отличает их от народных? Что сближает литературные сказки с народными? (1-й вопрос.)

Писательскими или литературными называют сказки, у которых есть автор. Создатели литературных сказок часто берут народные сюжеты, вводят в произведение зачины, концовки, повторы, пословицы и поговорки. Литературная сказка отличается от народной тем, что автор наполняет сюжет народной сказки новыми идеями, а иногда и придумывает свой собственный сюжет. Писатель высказывает свое мнение о поступках героев, использует литературные слова и выражения, которые не употребляются в народных сказках.

Какие литературные сказки вы читали? Кто их авторы? (2-й вопрос.)

Если ученики затруднятся вспомнить названия и фамилии авторов, порекомендуем им прочитать такие сказки (список их можно написать заранее на доске, закрыть занавеской и открыть в нужный момент):

П. П. Ершов. «Конек-горбунок».

А. Погорельский . «Черная курица, или Подземные жители», «Мороз Иванович».

С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек».

Л. Н. Толстой. «Сказка об Иване-дураке и его двух братьях: Семене-воине и Тарасе-брюхане, и немой сестре Маланье, и о старом дьяволе и трех чертенятах».

В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница».

Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Аленушкины сказки».

М. Горький. «Про Иванушку-дурачка».

А. Н. Толстой. «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

В. В. Бианки. «Приключения Муравьишки».

Е. А. Пермяк. «Как огонь воду замуж взял».
Домашнее задание

Индивидуальное задание

Подготовить краткое сообщение об Отечественной войне 1812 г., о Бородинской битве.

Михаил Юрьевич Лермонтов

2 часа

Изучение стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» имеет богатую методическую традицию. Как правило, методисты советуют начинать первый урок, посвященный этому произведению, с рассказа о войне 1812 г. Это, с одной стороны, готовит детей к восприятию стихотворения, с другой - обусловливает это восприятие.

Во время «естественного» (самостоятельного) процесса знакомства с произведением человек читает без предварительных замечаний и рассказа о соответствующих событиях: он извлекает информацию о событии из самого текста. Стихотворение «Бородино» сравнительно небольшое по размеру, и его можно прочитать и обсудить в классе. Мы предлагаем такой ход работы над стихотворением, который поможет детям учиться работать непосредственно с текстом произведения, ставить вопросы к нему, для ответов на эти вопросы подключая все имеющиеся знания. Учитель и подготовленные ученики приходят на помощь в нужный момент.

Для организации такой работы необходимо сначала выяснить у учителя истории, что дети уже знают об Отечественной войне 1812 г., посмотреть учебник истории. Если эта тема в 5 классе еще не изучалась, то можно в личной беседе с одним из учеников узнать, что он помнит из курса «История Отечества» в начальной школе об этой войне.

Урок 35 М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения
I. М. Ю. Лермонтов: детство и начало литературной деятельности, интерес к истории России

Учитель принесет в класс портрет М. Ю. Лермонтова, приготовит и в нужный момент покажет ученикам картины, изображающие Бородинское сражение, и карту-схему Отечественной войны 1812 г.

Какие произведения М. Ю. Лермонтова вы читали в начальной школе? Что вы знаете об этом поэте?

Дети вспоминают сказку «Ашик-Кериб», отрывок из стихотворения «Терек», говорят о том, что Лермонтов любил Кавказ.

Знакомство с детскими и юношескими годами поэта может быть организовано двумя способами: с помощью слова учителя или чтения статьи учебника. В нашем учебнике помещена содержательная и краткая статья о жизни Лермонтова (по В. Мануйлову). Ученики прочитают ее, ответят на вопросы (с. 164-165) . Учитель при необходимости дополнит материал статьи.

Можно обратиться к справочным материалам учебника и прочитать короткий очерк «Село Тарханы» (с. 301-303) , рассмотреть фотографии (с. 302) .

Не будем долго останавливаться на биографии Лермонтова: подробное ее изучение у школьников еще впереди, на данном же уроке главное для нас - это тема Бородина.
II. «Бородино». Историческая основа стихотворения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения

После того как ученики настроились и приготовились слушать стихотворение, учитель выразительно читает его. Ученики следят по учебнику.

Выдержав необходимую паузу, учитель проведет небольшую работу по выявлению восприятия этого стихотворения. Несмотря на то что большое количество слов детям незнакомо, стихотворение производит глубокое впечатление на пятиклассников.
Эвристическая беседа

О каком событии рассказывается в этом стихотворении?

Дети говорят о войне 1812 г. и о Бородинском сражении, подключая все имеющиеся знания.

Какое произведение, посвященное Отечественной войне 1812 г., вы уже изучали в 5 классе?

Вспомним басню И. А. Крылова «Волк на псарне».

Кто рассказывает о сражении? Почему именно он начинает свой рассказ?

Старый солдат рассказывает о сражении молодым. Дядя - это распространенное в нашей стране обращение к незнакомому старшему человеку. Можно представить картину, как старый солдат на привале беседует с молодыми солдатами или, вернувшись в родную деревню, рассказывает о битве односельчанам.

Когда происходит разговор: сразу после сражения, через год или через много лет?

Как возможно, чтобы старый солдат рассказывал молодым о битве?

Объясним детям, что срок службы в царской армии составлял 25 лет: человек поступал на службу молодым, а заканчивал ее уже пожилым человеком.

Почему молодые хотят узнать о сражении под Бородином? О каком событии говорится в словах: «...Москва, спаленная пожаром, // Французу отдана»?

С чего начинает свой рассказ старый солдат? О чем он сожалеет?

Как вы понимаете выражение «нынешнее племя»?

О каких событиях говорится в строке: «Мы долго молча отступали...»?

Учитель повесит карту, подготовленный ученик расскажет о первом этапе войны - об отступлении русских армий и о трехдневном кровопролитном сражении под Смоленском.

Что означает фраза: «...ворчали старики...»? Что такое зимние квартиры !

По правилам, принятым в то время в Европе, зимой не воевали: войска располагались на зимних квартирах.

Чем были возмущены «старики»? Что такое штык ?

- «И вот нашли большое поле...» Что это за поле?

По ходу чтения обращаем внимание на сноски, выясняем значение военных терминов.

Подберите синоним к выражению «ушки на макушке».

Что означает фраза: «Забил заряд я в пушку туго...»?

Объясним, что артиллерист, забивающий заряд, должен был выходить за укрепления и поэтому был открыт вражеским выстрелам.

Почему солдат называет противника «брат мусью»? С какой интонацией он говорит о готовности к сражению?

Как вы понимаете следующие слова?

Во время атаки убитые падали, но оставшиеся в живых смыкали строй. Об этом говорит выражение пойдем ломить стеною .

Постоим мы головою означает, что солдаты не будут трусить, не будут отступать и жалеть себя в атаке.

- Какие реальные события лежат в основе слов солдата? Что в этих словах напоминает сказку?

Подготовленный ученик рассказывает, что военные действия на Бородинском поле начались боем за Шевардинский редут (передовое укрепление русской армии) 24 августа (5 сентября по новому стилю). Само сражение произошло 26 августа (7 сентября), т. е. на третий день. В устах старого солдата выражение: «Мы ждали третий день» - звучит со сказочной интонацией. В сказках три - волшебное число и решающие события происходят, как правило, на третий раз.

Чего хотели солдаты? Почему они ждали добраться до картечи ?

- Найдите эпитеты в строках: «И вот на поле грозной сечи // Ночная пала тень». Какое настроение они создают?

Почему ликовал француз ?

Французы были уверены в победе и заранее праздновали ее.

Чем занимались солдаты перед боем? Какое чувство солдат передает нам рассказчик?

Бойцы были полны решимости сражаться, не жалея собственной жизни. Все понимали важность наступающего дня.

Как говорит рассказчик о начале сражения? Обратите внимание на глаголы, передающие движение.

- Как вы понимаете эти слова рассказчика?

Быть хватом значит все уметь, делать хорошо любые дела, быть удалым, смелым человеком. Полковник верно служил царю, выполняя все приказы, и был заботлив по отношению к солдатам, как отец. В словах солдата слышится искренняя, глубокая горечь, когда он вспоминает о гибели полковника.

Булат - сталь, обладающая высокой прочностью и упругостью. Из булата изготовляли холодное оружие исключительной стойкости и остроты. Слова сражен булатом говорят о том, что полковника убила не пуля: он участвовал в сражении вместе с солдатами, подавая пример своей храбростью, и был убит в ближнем бою холодным оружием, возможно шпагой.

- «И молвил он, сверкнув очами...» Какие слова в этой строчке создают торжественное настроение?

Дети отметят слова молвил, очами . Строфу прочитаем торжественно и сдержанно, без ложного пафоса.

Описание сражения (три строфы от слов: «Ну ж был денек!») прочитает один из учеников. Возможные задания:

Найдите эпитеты. Какое впечатление они создают?

С помощью слов каких частей речи передается стремительное движение, звуки боя? Найдите и выпишите эти слова.

Ученики уже встречались с примерами аллитерации (термин не называем) и покажут роль звука [р] в строках: «И ядрам пролетать мешала // Гора кровавых тел».

Подберите синоним к глаголу изведал .

- Как вы понимаете эти строки? Кого объединяет слово наш ?

Бородинское сражение продолжалось с утра до позднего вечера, за день и русские, и французы несколько раз ходили в атаки, которые заканчивались рукопашным боем. Французы узнали, что такое русская храбрость, сила и удаль. Слово наш объединяет в этом тексте самого рассказчика, русских солдат и весь русский народ.

С какими строками стихотворения перекликаются слова сказки «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо»: «Только пошло время за полночь, сыра земля закачалась, воды в реке взволновались, буйные ветры завыли, на дубах орлы закричали...»?

Ученики отметят строки: «Земля тряслась - как наши груди...» С помощью выявления таких деталей можно донести до детей мысль о точности и одновременно фольклорности рассказа о великом событии. Предложим им найти строку в тексте, при чтении которой вспоминается мать сыра земля.

Рассмотрите в учебнике репродукцию фрагмента «Бородинской панорамы» Ф. А. Рубо. Какие строки лермонтовского стихотворения соответствуют тому, что изобразил Рубо?

По некошеному полю скачут всадники и сшибаются в схватке, пушечный дым и дым горящих деревень застилает окрестности, летят ядра и пули, ржут кони. Слева над массой всадников видно знамя.

Читаем предпоследнюю строфу.

К чему были готовы русские воины?

Что означают слова: «Вот затрещали барабаны - // И отступили басурманы»?

В те времена команды подавались с помощью барабанных сигналов. Были разработаны различные сигналы, смысл которых понимали солдаты.

Воин сожалеет о гибели многих русских людей.

После кровопролитного Бородинского сражения русская армия продолжала отступать и оставила Москву. Наполеон занял город. Старый солдат считает, что на то была воля Господа, а иначе русские не отдали бы Москвы.
Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения «Бородино».
Индивидуальное задание

Подготовить рассказ о Бородинском сражении.

Подготовить рассказ о «Бородинской панораме» Ф. А. Рубо и о других произведениях изобразительного искусства, посвященных Бородинской битве. (Можно использовать книгу: 1812 год. Бородинская панорама. - М.: Изобразительное искусство, 1982.)

Урок 36 «Бородино» - отклик на 25-ю годовщину Бородинского сражения. Образ старого солдата - участника сражения. Произведения живописи, посвященные Бородинской битве

Цели:

  • раскрыть нравственный смысл сказки Пушкина, рассмотреть категории добра и зла на примере “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”;
  • продолжить обучение элементам анализа художественного текста, умению сравнивать, обобщать;
  • формирование прочной нравственной позиции, положительных ориентаций на распознавание истинной красоты.

Эпиграф:

Лишь добро одно бессмертно.
Зло подолгу не живет.

Шота Руставели

Методические приемы: беседа, анализ эпизодов, выразительное чтение.

Оборудование: текст “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”, иллюстрации к сказке, слайды, мультипликационный фильм по сказке.

Ход урока

1. Организационный этап.

2. Слово учителя .

Учитель: С какой сказкой А. С. Пушкина мы познакомились на прошедших уроках?

Ученики: Со “Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях”

Учитель: Что мы узнали об этой сказке и ее героях?

(Учащиеся рассказывают о сюжете, главных героях, о противоположных образах царицы и царевны.)

Учитель: Сегодня на уроке мы будем беседовать о героях “Сказки о мертвой царевне и семи богатырях”;

Цель нашей работы – раскрыть значение терминов “добро” и “зло” на примере сказки. Мы будем учиться сравнивать образы героев, анализировать текст.

3. Подготовка к активному и сознательному усвоению нового материала. Проверка индивидуального домашнего задания.

Учитель : Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо было найти в толковом словаре значение этих слов.

(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря)

“Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)

“Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека

Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)

Учитель: Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

Ученик: Да, добро и зло – противоположные понятия.

Учитель: Мне хотелось бы, чтобы вы усвоили не только значения слов, данные в словаре, но и попытались увидеть, как А. С. Пушкин показывает добро и зло в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”.

На первом уроке по этой сказке мы с вами сделали вывод, что она близка к народным (фольклорным) сказкам.

4. Этап проверки знаний.

Учитель: В народных сказках всех героев можно распределить на положительных и отрицательных. Назовите положительных героев народных сказок (они олицетворяют добро) и отрицательных (олицетворяют зло).

Ученик: Добро – Иван-царевич, Царевна-лягушка, Иван - крестьянский сын. Зло – Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Чудище поганое.

Учитель: Можем ли мы так же четко разграничить положительных и отрицательных героев в “Сказке о мертвой царевне и семи богатырях”?

(Учащиеся перечисляют героев сказки и приходят к выводу, что в сказке больше положительных героев, предполагают, что образ Чернавки невозможно отнести ни к положительным, ни к отрицательным)

Учитель: Подумайте, в образах каких героев заметна наиболее яркая характеристика Добра и Зла?

Ученики: Царевны и царицы.

Учитель: Для того, чтобы представить образы Царевны-мачехи и Царицы, мы обратимся ко второй части вашего домашнего задания – устному словесному рисованию портретов Царевны и Царицы.

(Учащиеся представляют словесные портреты Царевны и Царицы)

Учитель: Необходимо было также выписать определения, характеризующие героинь. Посмотрим, что у вас получилось, и сравним с таблицей.

(Учащиеся зачитывают определения и сравнивают с таблицей, представленной в виде слайда)

Учитель: Почему царица решила погубить царевну? В чем суть конфликта между ними?

Ученики: Царица-мачеха считает себя самой красивой, а царевна становится ее соперницей, потому что волшебное зеркало сообщает, что падчерица “милее и белее”, чем она.

Учитель: Какими словами мы можем выразить отношение царицы к царевне?

Ученики: Ненависть, зависть.

Учитель: Обладает ли добрый человек такими чувствами?

Ученики: Нет, эти чувства характерны для злых людей.

Учитель: А как относится царевна к царице, которая ее решила погубить, к Чернавке, которая уводит девушку в темный лес?

Ученики: Она даже к своим врагам относится хорошо, не держит на них зла, не пытается им отомстить

Учитель: И царица, и царевна – внешне красивы. Про какую из героинь мы можем сказать, что она обладает и внутренней, душевной красотой?

Ученики: Царица красивая, но злая, никого не любит. Она весела только с зеркальцем. Значит душа у нее черная. А царевна по-настоящему красива, она всех любит, творит добро, и все ей помогают.

5. Объяснение нового материала. (Беседа, анализ текста)

Учитель: Мы составили словесные портреты героинь, а теперь обратимся к иллюстрациям сказки и сравним образы Царицы и Царевны.

(Показ иллюстраций, комментарии)

К сказке Пушкина созданы не только иллюстрации, но и фильмы.

Сейчас мы посмотрим эпизоды из мультипликационного фильма “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”.

Просмотр эпизодов

1. “Царица и зеркало”(комментарии)

2. “Но царевна молодая

Тихомолком расцветая”(комментарии.)

Ученики: С цветком. Она так же прекрасна, как роза.

Учитель: Как вы считаете, правильно ли представил режиссер образы Царицы и Царевны?

(Учащиеся сравнивают свои представления об образах героинь с представлением режиссера фильма)

А сейчас для того, чтобы доказать, что царица олицетворяет зло, а царевна – добро, обратимся к чтению и анализу эпизодов, в которых видна яркая характеристика образов героинь.

Выразительное чтение. . Анализ эпизодов

Анализ эпизода “Но невеста молодая

До зари в лесу блуждая” (Выразительное чтение)

Учитель: Почему царевна решила, что в тереме “люди добрые живут”?

Ученики: Есть иконы, в горнице чисто, светло.

Учитель: Что сделала героиня в доме?

Ученики: Зажгла свечу, затопила печь.

Учитель: Как это характеризует героиню?

Ученики: Она не только красивая, скромная, но и трудолюбивая.

Учитель: Пушкин рисует образ Царевны в духе народно-сказочной традиции, когда в первую очередь ценится скромность, душевная щедрость, хозяйственность.

Можем ли мы про царицу сказать, что она трудолюбивая?

Ученики: Нет, она всегда сидит без дела, только в зеркало смотрится, любуется своей красотой.

Выразительное чтение и анализ эпизода “Раз царевна молодая”

Учитель: Кто приходит к царевне с целью погубить ее?

Ученики: Царица, переодетая монахиней.

Учитель: На чьей стороне Соколко? Почему?

Ученики: Соколко пытается помочь Царевне, он даже съедает отравленное яблоко, чтобы объяснить богатырям, что произошло с Царевной.

Учитель: Получается, что Зло победило. Царица торжествует, устранив соперницу. Так ли это?

Ученики: Нет! Царевич Елисей, обратившись к помощи Солнца, месяца, ветра спасает свою невесту.

Учитель: В сказках у добра всегда много помощников, а зло – одиноко.

В “Сказке о мертвой царевне” мы видим, что даже явления природы помогают Елисею найти невесту.

Что же происходит со злой царицей-мачехой?

Найдите строки, в которых говорится о последних минутах ее жизни.

Учащиеся зачитывают строки:

“Злая мачеха, вскочив,
Об пол зеркальце разбив,
В двери прямо побежала
И царевну повстречала
Тут ее тоска взяла,
И царица умерла. ”

Учитель : Пять раз в сказке царица названа злой. И она действительно причиняет зло тем, кто рядом с ней.

Но справедливость восстановлена. Добро торжествует.

А сейчас обратите внимание на эпиграф.

Можем ли мы, рассмотрев образы царицы и царевны, согласиться с высказыванием поэта Руставели “Лишь добро одно бессмертно.

Зло подолгу не живет”?

Ученики: Да, ведь Царица умирает, а царевна оживает. Значит добро победило.

6. Закрепление изученного материала.

Учитель: В произведениях литературы отражается жизнь. В сказках мы наблюдаем борьбу добра со злом.

В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

Подумайте, пожалуйста, чему научила вас сказка А. С. Пушкина. Считаете ли вы себя добрыми?

Запишите ответ на этот вопрос.

7. Информация о домашнем задании.

Выберите для чтения наизусть понравившийся отрывок. (Границы отрывка определите самостоятельно).

Выучите его.