В чём смысл жизни Мцыри? (Сочинение по поэме М.Лермонтова "Мцыри"). Что значит "жить" для Мцыри? (по одноименной поэме М.Ю. Лермонтова) Что значит для мцыри жить кратко

Что означает для человека жить? В первую очередь - испытывать ощущение счастья, наполненности своего существования, наслаждаться своим бытием в мире. И сложно допустить, чтобы для главного героя одноименной поэмы Лермонтова Мцыри счастье могло значить нечто другое. По словам самого Лермонтова, свобода является важнейшей ценностью в жизни любого человека.

Жажда обрести волю вопреки всему

На вопрос о том, что для Мцыри значит жить, можно ответить однозначно - быть свободным. Для героя именно воля является первоочередной ценностью. Интересно, что ничто в жизни героя никак не способствовало пробуждению в нем жажды свободы. Ведь основной ценностью в стенах монастыря является смирение, набожность, а слишком свободолюбивый человек, скорее всего, попросту грешен. Однако Мцыри, помимо заветов монастырской жизни, не забывает и о заветах своей страны.

Кавказ - символ свободы

Действие поэмы разворачивается на просторах гор Кавказа, которые для самого Лермонтова всегда символизировали свободу. Среди дикой и одновременно прекрасной природы, которая способна навеять романтические переживания, среди привыкших к полной свободе горцев можно ощутить себя действительно свободным. Кавказ стал символом свободы в произведении поэта, выражая одну из важнейших ценностей ее главного героя - Мцыри. Он является настоящим ребенком гор, и никакая жизнь в монастыре не может этого изменить.

Хотя его забрали из дома совсем в раннем возрасте, он помнит свою семью, красавиц-сестер, а также грозное оружие отца. Память, пробудившаяся в герое, зовет его на свободу. Он полностью оказывается охваченным этой страстью. Что для Мцыри значит жить, если не быть свободным? Вопрос этот можно назвать риторическим. В своем произведении великий русский поэт показывает силу духа человека, обладая которой, можно преодолеть любые трудности на пути к своей мечте.

Монастырская «тюрьма» для героя

Жизнь героя в пределах монастыря нельзя назвать сложной или тяжелой. Монахи по-своему заботятся о своем послушнике, желая ему только добра. Однако то, что они расценивают в качестве добра, оказывается для Мцыри настоящей тюрьмой. Они не понимают, что для Мцыри значит жить. Настоящее бытие находится там, за пределами душного монастыря. Те, кто всю свою жизнь провели в его пределах, не могут понять всей ценности свободы для главного героя. Для него нет ничего выше, чем воля. Даже любовь впоследствии оказывается отодвинутой на второй план.

Истинная ценность

И поэтому Мцыри убегает из монастыря в ненастную, грозовую ночь. Монахи боятся этой грозы, однако главного героя она только радует. Что значило жить в представлении Мцыри, показано в его желаниях: он хочет стать единым целым с бушующей стихией, помериться силами со страшным зверем, испытать на себе жар палящего солнца.

Из всех этих эпизодов и складывается жизнь героя на свободе. Она яркая и насыщенная, ее никак нельзя сравнить с унылым заточением в стенах монастыря. Поэт в своем произведении ставит вопрос: что лучше - долгие годы жизни в спокойствии, но в заточении, или же полная свобода, длящаяся всего лишь несколько дней?

Что для Мцыри значило жить? Краткий ответ

На этот вопрос романтический герой дает вполне однозначный ответ: выше ценности, чем свобода, нет и не было. Он очень презрительно отзывается о жизни в монастыре - Мцыри готов променять две жизни на одну, «полную тревог». Но на воле ему суждено прожить всего лишь три дня. И это время является достойным того, чтобы посвятить ему целую поэму.

Отвечая на вопрос о том, что для Мцыри значит жить, каждый школьник может задуматься над собственными ценностями. Может ли быть счастлив человек, которого заставили жить не своей жизнью? Который вынужден жить согласно навязанным извне ценностям? Если даже он привыкает к этому существованию, счастливым оно быть никак не может.

Мцыри провел всю свою жизнь в неволе. И мечтает он только об одном - обрести полную свободу, не быть связанным ничем. Он хочет ощутить аромат этой свободы, вдохнуть его полной грудью. Также главный герой мечтает о том, чтобы вернуться на родную землю, еще раз увидеть тех людей, которые дороги ему. И именно это желание толкает его на то, чтобы покинуть душный монастырь.

Борьба с барсом как символ противостояния

На пути Мцыри встречаются и преграды. В частности одной из самых серьезных трудностей, с которыми ему пришлось столкнуться, был бой с диким барсом. Животное являлось олицетворением его прошлой жизни. Оно символизировало неволю, и борьба с ним была испытанием для Мцыри. Достоин ли он новой жизни? Стоит ли он того, чтобы его мечта о лучшей жизни стала реальностью? И Мцыри бьется со страшным зверем голыми руками. Этим Лермонтов показывает, на что может быть способен человек, который борется за свою высшую ценность. На кону этой битвы стоит свобода главного героя. Бой с барсом во всей широте показывает, что для Мцыри значило жить. Он не хочет довольствоваться той размеренной и предсказуемой жизнью, которая уготована для него. И ради этого желания он готов поставить на кон собственное существование.

В сочинении «Что для Мцыри значит жить» школьник может подчеркнуть: настоящая жизнь - это свобода, возможность делать то, чего желает сердце, быть там, где хочется. Главный герой осознает ценность этих вещей, находясь в заточении. Ради возможности хотя бы немного побыть в родных краях Мцыри готов идти на смерть и сражаться со страшным барсом. Эта история должна научить каждого тому, что необходимо ценить имеющееся. Ведь сейчас каждый человек обладает свободой, волен делать все, что захочет. Настоящая жизнь - это свобода.

М. Ю. Лермонтов исповедывался в своих произведениях, рассказывая об изгнанниках, он косвенно писал о себе.

Эпиграф к поэме "Мцыри" ("Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю"), по-моему, означает, что главный герой за всю свою жизнь очень мало жил по-настоящему, то есть так, как представлял он себе жизнь.

Я считаю, что Мцыри под словом "жизнь" понимал, прежде всего, свободу, тревоги, простор, борьбу, постоянное пребывание на грани между жизнью и смертью, правильной и неверной дорогой, между молнией и лучом солнца, между мечтой и реальностью, юностью и вечностью. Но всего этого он испытал настолько мало

("Я мало жил и жил в плену. Таких две жизни за одну, но только полную тревог, я променял бы, если б мог..."), что и могила его "не страшит".

Очень затрагивают воспоминания Мцыри о безмятежном детстве, о семье, играх, рассказах о древних временах. Ясно, что родина по-своему дорога для героя. Но, вдумавшись, понимаешь, что, рано или поздно, он всё равно отказался бы от своего "мирного дома" ради познания ответов на свои вопросы ("...узнать, прекрасна ли земля, узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы...")

Обретя, наконец, свою трёхдневную свободу, Мцыри наслаждается природой, грозой, с которой ведёт долгожданную игривую борьбу, наслаждается животными, которых видит и которых не боится ("...порой в ущелии шакал кричал и плакал, как дитя, и, гладкой чешуёй блестя, змея скользила меж камней, но страх не сжал души моей: я сам, как зверь был чужд людей и полз, и прятался как змей.")

Мцыри наслаждается мгновеньями, проведёнными в наблюдении за молодой грузинкой, сном, в котором вновь видел её ("...и странной, сладкою тоской опять моя заныла грудь...")

Не совсем понятно мне поведение героя в бою с барсом. Первым, что я отметила в нём - это жестокость, жажда крови, борьбы, жажда победы. Но зверь не был изначально настроен на бой ("Сырую кость он грыз и весело визжал; то взор кровавый устремлял, мотая ласково хвостом, на полный месяц...", "Врага почуял он и вой протяжный, жалобный как стон, раздался вдруг..."). Тем более, Мцыри убивал барса ради самоутверждения, уверенности в том, что "мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов".

Вернувшись в знакомый аул, Мцыри чувствует бессилие, горечь позора жалости монахов ("...и вашей жалости позор...") Всё сильнее ощущая сердцем эту горечь, Мцыри умирает, его "томит предсмертный бред", и, забываясь, он чувствует свободу, покой, любовь и заботу к себе, чувствует то, чего так не хватало ему в жизни. Умирая, герой повести ещё раз подчёркивает, что ему сейчас, как никогда, дорого внимание родных, свобода, уют родного, "мирного дома". Но Мцыри не винит в своей кончине никого. Он просто засыпает ("И с этой мыслью я усну, и никого не прокляну!..").

– Ты жил, старик!
Тебе есть в мире что забыть,
Ты жил, – я также мог бы жить!

С этими пламенными словами обращается в начале своей исповеди Мцыри к слушающему его монаху. В его речи – и горький упрек тому, кто, пусть и бессознательно, лишил его лучшей части жизни, и тяжелое осознание собственной утраты. Слова эти говорятся на смертном ложе, и никогда уже не придется герою вкусить настоящей жизни. Но что значит жить для Мцыри?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим для начала на композицию поэмы «Мцыри». Поэма разделена автором на две неравные части. Одна, занимающая по объему всего страницу, повествует о жизни Мцыри в монастыре, остальные же строки поэмы полностью посвящены побегу Мцыри из монастыря. Этим композиционным приемом Лермонтов подчеркивает важную мысль: жизнь Мцыри в монастыре жизнью вовсе и не являлась, это было простое физическое существование. Об этом времени нечего писать, потому что оно однообразно и скучно. Мцыри и сам понимает, что не живет, а просто медленно идет к смерти. В монастыре все «отвыкли от желаний», сюда не проникают не только человеческие чувства, но даже и простой луч солнца. «Умру рабом и сиротой» – вот какая судьба ждет Мцыри в монастыре, и понимая это, он решается бежать.

Настоящая жизнь Мцыри прекратилась в тот момент, когда его, еще совсем маленьким мальчиком, увезли из родного аула, и затем снова продолжилась – на три дня побега. Три дня воли, которым посвящена целая поэма! Жить свободным, в соответствии со своими мечтами и желаниями (а Мцыри стремится попасть домой, на родину), дышать вольным воздухом – вот что значит жить для героя Мцыри и для его автора.

Настоящая жизнь всегда сопряжена с риском и требует постоянной борьбы за нее, – этот мотив начинает звучать в поэме с момента выхода Мцыри за монастырские стены. Мцыри совершает побег в грозовую ночь, когда все монахи, напуганные грозой, «ниц лежат при алтаре» и забывают о своем воспитаннике. Герой не боится грозы, напротив, она восхищает его своей необузданной мощью, пробуждает в нем давно забытое чувство жизни. Вот как он сам говорит об этом:

– Я убежал. О, я как брат
Обняться с бурей был бы рад!
Глазами тучи я следил,
Рукою молнию ловил…

И в этих строках звучит нескрываемое восхищение открывшейся перед ним красотой и силой природы.

Риск пробуждает в Мцыри осознание его молодости и силы, бесполезно прозябавшей в монастыре. Спуститься вниз, к грозно бурлящему потоку, цепляясь за ветки и камни – это для юноши лишь приятное упражнение. Настоящий подвиг, битва с барсом, ждет его впереди. Для Лермонтова был очень важен именно этот эпизод поэмы. Вдохновение для него поэт черпал в старинных грузинских песнях о поединке юноши с тигром. Позднее критики обвиняли поэта в нарушении достоверности: барсы на Кавказе не водятся, и встретиться со зверем Мцыри просто не мог. Но Лермонтов идет на нарушение природной достоверности ради сохранения художественной правды. В столкновении двух полностью свободных, прекрасных сознаний природы читателю открывается лик истинной жизни на Кавказе, жизни вольной, веселой и не подчиняющейся никаким законам. Обратим внимание на то, как описывается зверь в поэме:

«… Сырую кость
Он грыз и весело визжал;
То взор кровавый устремлял,
Мотая ласково хвостом,
На полный месяц, – и на нем
Шерсть отливалась серебром».

«Весело», «ласково» – ни малейшего страха или недовольства не звучит в словах Мцыри, он восхищен своим противником и признает в нем равного себе. Он радуется предстоящей битве, в которой сможет показать свою смелость, доказать, что у себя на родине он бы был «не из последних удальцов». Свобода и взаимоуважение не только к человеку, но и к природе – именно такой и должна быть настоящая жизнь. И насколько же она отличается от жизни монастырской, где человека именуют «рабом божьим!».

Неудивительно после всего этого, что Мцыри, вновь возвращенный в монастырь, не может жить. Теперь он отчетливо понимает разницу между жизнью тут и жизнью на воле, и смерть его – это своеобразный протест.

Меня могила не страшит:
Там, говорят, страданье спит
В холодной вечной тишине;
Но с жизнью жаль расстаться мне.
Я молод, молод…

Сколько отчаяния и безумной жажды жизни, молодой, еще нерастраченной жизни в этих словах! Но не всякая жизнь ценна, иная жизнь хуже смерти, – об этом говорит нам Лермонтов.

Мцыри умирает, устремив свой взгляд на Кавказские горы, на свою далекую родину. Там, в ауле, где пели его сестры и точил оружие отец, где по вечерам собирались у своих домов старики, там осталась его непрожитая жизнь, его настоящая судьба. После смерти он будет освобожден из плена, и душа его полетит туда, куда так стремилась. Возможно, именно тогда начнется его настоящая жизнь, – такую надежду, отчетливо звучащую в последних строках поэмы, Лермонтов оставляет читателю.

Тест по произведению

Мцыри был вывезен из родного горного поселения русским офицером. Мальчик заболел в дороге, и офицер оставил его в монастыре. Мальчика там вылечили и вырастили. Он жил с монахами. Они думали, что он тоже станет монахом. Но Мцыри вырос и понял, что не может жить в монастыре. Для него жизнь там была слишком спокойной и скучной. Он попытался сбежать, но вернулся. Он рассказывает монаху перед смертью о том, что хотел вернуться к себе домой. Для него жить - это быть свободным от монастыря. Он хочет жить в своей семье, биться с врагами, встречаться с девушкой, жить в горах, дышать горным воздухом. Он родился воином, он хочет вести жизнь воина и сражаться с врагами. Монастырь не мог дать ему всего этого. Он говорит старцу о том, что тот пришел в монастырь взрослым человеком, который уже в полной мере познал мирскую жизнь. Мцыри же почти не помнит мирской жизни. Он не знает, что такое драки, первая любовь, первый враг, первый бой. Он хочет узнать это все. Без этого для него нет жизни.

Фильченкова Наталья

Для написания сочинения ученица использовала дополнительный материал. В сочинении много цитат из текста, по пунктам плана сделаны собственные выводы.Образ Мцыри раскрыт полностью.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Сочинение

В чём смысл жизни Мцыри?

(по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»)

План

I . В чём смысл поэмы «Мцыри»?

II. В чём смысл жизни Мцыри?

1).Жизнь Мцыри в монастыре.

А). Какие взгляды монаха Мцыри отвергает?

Б). К чему стремился Мцыри?

В). Почему он называл монастырь тюрьмой?

2).Жизнь Мцыри на воле.

А).Общение с природой.

Б).Воспоминания Мцыри об отцовском доме.

В). Что значит жить для Мцыри?

Г). Встреча с прекрасной грузинкой.

Д). Борьба за жизнь.

Е). В чём трагедия Мцыри?

Ж). Раскаялся ли Мцыри перед смертью в своих

Стремлениях и поступках?

III. Заключение.

1).В.Г.Белинский о Мцыри.

2).Моё отношение к Мцыри.

Поэма М.Ю Лермонтова «Мцыри» направлена против религиозной морали и монашеской неволи. Смысл поэмы в том, чтобы прославить волю, мужество, борьбу, самоотверженность, словом, все те качества, которые присущи герою.

Главный герой поэмы – юноша, проживший свои детские годы в неволе. Зовут его Мцыри. На исповеди он спорит с монахом и говорит ему:

Пускай теперь прекрасный свет

Тебе постыл: ты слаб, ты сед,

И от желаний ты отвык.

Что за нужда? Ты жил, старик!

Из этих строчек мы видим, насколько велика любовь Мцыри к жизни. Но далее следует:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Можно сделать вывод: все стремления Мцыри были направлены к одной светлой мечте – к свободе, к той прекрасной мечте, ради которой он отдал жизнь. Он спрашивает у старика:

…ты меня от смерти спас –

Зачем? Угрюм и одинок

Грозой оторванный листок,

Я вырос в сумрачных стенах

Душой – дитя, судьбой – монах.

Мцыри уверяет старого монаха, что никакими силами нельзя подчинить волю и чувства свободолюбивого горца. Никак нельзя заставить его отречься от мира, который влечёт его к себе своими чудными загадками природы. Жизнь раба для маленького кавказца – всё равно что тюрьма. Он не мог смириться с жестоким пленом, разлукой с родиной, и поэтому им руководила страсть по родной земле, но он никогда не помышлял о мести людям, разлучившим его с родной Грузией. Мечтая о родине, он был одинок среди людей, а это самое страшное для человека, тем более для ребёнка.

И вот, когда Мцыри убегает из монастыря и остаётся наедине с природой, ему кажется, что он понимает голоса птиц, угадывает думы тёмных скал, слышит спор между грудою камней и горным потоком, словом, понимает природу, её чувства. Не найдя единомышленников среди людей, он общается с природой. И ему кажется, что она его понимает. Описывая природу, поэт хочет, чтобы читатель представил себе живописные картины Кавказа.

Кругом меня цвёл божий сад;

Растений радужных наряд

Хранил следы небесных слёз,

И кудри виноградных лоз

Вились, красуясь меж дерев

Прозрачной зеленью листов.

Наблюдая прекрасные пейзажи, Мцыри услышал неведомый голос, который говорил ему, что в этих краях находится его родной дом. И постепенно перед ним всё яснее проходили картины детских лет. Он представлял то отца в одежде боевой, то юных сестёр, склонившихся над его колыбелью, то живые картины родного аула. И чем подробнее он представлял себе всё это, тем сильнее нарастало его желание вернуться домой.

Жить для Мцыри – это значит быть свободным и независимым. Он признаётся, что его жизнь без этих трёх дней была бы мрачнее бессильной старости монаха.

Скажи мне, что средь этих стен

Могли бы дать вы мне взамен

Той дружбы краткой, но живой,

Меж бурным сердцем и грозой?

Мцыри счастлив, потому что он мог познать счастливые минуты соединения с природой. Мцыри очарован красотой прекрасной грузинки. От всех этих неизведанных чувств он теряет сознание. Очнувшись, юноша видит, как девушка удаляется от ручья, и сравнивает её со стройным тополем. И ещё больше ему захотелось в ту неведомую страну.

В борьбе с барсом Мцыри проявляет мужество и самоотверженность. Ведь он боролся не только за свою жизнь, но и за свою свободу, то есть, за свою мечту. Он открывает в себе такие качества, как находчивость, смекалку, необыкновенную силу горца, доставшуюся ему по наследству. Он уверен в том, что, если бы не рука судьбы, он «мог бы быть в краю отцов не из последних удальцов».

Победив барса, забыв о боли, он идёт навстречу мечте. Но… опять потрясение. Юноша понимает, что потерял направление и вернулся к монастырю. Неужели ради этого он боролся с барсом, ради этого бродил по колючим зарослям? Неужели после того, когда его мечта была почти исполнена, он должен вернуться в монастырь? Когда он услышал звон колоколов, ему показалось, что этот звон выходит у него из груди, как будто кто-то железом ударяет ему в сердце. И тогда герой понял страшную правду: ему на родину не вернуться никогда. Что может быть страшнее этой мысли для Мцыри?

Юноша сравнивает себя с темничным цветком, который пересадили в соседство роз, где он и умер от дневного света. Но даже перед смертью Мцыри просит похоронить его в саду на том месте, откуда виден Кавказ. Мы видим, что в своих мечтах и стремлениях молодой горец не раскаялся и верен своей мечте. Пройдя такой трудный и непосильный путь, Мцыри не хочет изменить свои взгляды. В этом и есть трагедия свободолюбивого юноши: прожив настоящей жизнью три дня на свободе, он снова попадает в монастырь и …умирает, так как не может жить в неволе после того, как глотнул воздуха свободы.

В.Г.Белинский, рецензируя поэму «Мцыри», отозвался так о её герое: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Во всём, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью…»

Меня Мцыри привлёк своим мужеством, смелостью, упорством. В самые трудные моменты своей жизни он не покоряется судьбе и идёт навстречу мечте.