Актуальность проекта редакции музыкального журнала. Требования к материалам, предоставляемым для публикации в журнале «Музыкальный руководитель. В мире загадок

Консультация для родителей детского сада

Развитие восприятия цвета детьми раннего возраста.

Воспитатель МБДОУ детский сад №1 с. Селихово Конаковского района Тверской области. Толпегина Галина Алексеевна.
Цвет является значимым свойством окружающего нас мира, но его нельзя выделить практическим путем, в ходе действия с предметами, как, например, форму или величину. К тому же цвет невсегда напрямую влияет на сущность предметов, их функцию. Тем не менее, цвет – это свойство, которое первым обращает на себя внимание, позволяет выделить объект среди других и запомнить его.
Цвет - это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь.
Сначала дети оперируют ограниченной палитрой, которая расширяется, по мере того, как они взрослеют. Путь знакомства детей с цветом - это путь непосредственного восприятия цвета в связи с окружающим миром, в единстве с обозначающим его словом.
Различать цвета детям значительно легче, чем их называть и даже чем отбирать цвета названные взрослыми. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями.
Позже цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета или явления. Цвет, его оттенки, его сочетания приобретают для ребенка такое же сигнальное значение, какое они имеют и для взрослого. Он будет узнавать морковку, потому что она красная, огурчик – потому что он зеленый.
Знакомство малыша с цветом надо начинать с четырех основных цветов: красного, желтого, зеленого и синего. Только после того, как ребенок научиться, без труда узнавать, и различать эти цвета, а так же называть их можно знакомить его с белым, черным, оранжевым и фиолетовым цветами.
В процессе знакомства ребенка с цветом можно выделить следующие этапы:
1. Различение цветов по принципу «такой – не такой». На этом этапе малыш сравнивает предметы по цвету, прикладывая их друг к другу.
2. Зрительное соотнесение цветов – восприятие цвета на расстояние, выбор цвета по образцу.
3. Закрепление представлений о цвете в слове. На этом этапе малыш различает цвет по названию, не прикладывая предметы друг к другу и не сравнивая их с образцом цвета, а так же называет основные цвета.
Обучение необходимо начать с возраста двух лет. Не стоит начинать рано – ребенок все равно ничего не поймет. Тем более что именно в возрасте двух лет ребенок уже различает цвета, просто не умеет их называть. Задача родителей – научить малыша называть цвета своими названиями и соотносить их между собой.
Во время прогулке обращайте внимание на травку, солнышко, листочки на деревьях, цветочки на клумбе, на цвет проезжающих машин. Говорите малышу не только о названии того или иного предмета, но и о его цвете. Не забывайте о том, что повторять названия необходимо несколько раз, потому что с первого раза ребенок не сможет запомнить названия цветов.
Рассматривая с ребенком иллюстрации книг, просите малыша называть цвет тех или иных предметов, изображенных на картинке. Во время рисования обращайте внимание не только на цвет фломастеров, но попросите малыша подобрать и колпачки.
Очень важной частью работы по развитию восприятия цвета являются игры и игрушки. В развитии восприятия цвета детей раннего возраста помогают настольно – печатные, словесные игры, а так же игры, которые легко можно изготовить своими руками. С некоторыми из этих игр хочу познакомить Вас. Эти игры учат ребенка различать предметы по цвету.

Дидактическая игра «Петушок».
Цель : учить детей соотносить предметы по цвету с образцом, закреплять основные цвета; развивать наблюдательность, внимательность. Развивать речь, мелкую моторику. Называть основные цвета (белый, черный, красный, синей, зеленый, желтый, дополнительные цвета (оранжевый, фиолетовый) и оттенки (розовый, голубой).
Материал: Яркий, красочный рисунок петуха. Использованы следующие цвета: синий, зеленый, желтый, красный, белый, оранжевый. Карточки с кармашками и квадратами разного цвета (соответствующие цвету петушка) + несколько квадратиков не соответствующие цвету перышек у петушка.
Ход игры. Игра проводиться индивидуально. Предлагаю малышам рассмотреть петушка и вспомнить потешку ««Петушок, петушок золотой гребешок»:
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка,
Что ты рано встаешь,
Голосисто поешь,
Деткам спать не даешь?
Какой у нас красивый петушок, а перышки у него разного цвета. Рассматриваем перышки и называем, какого они цвета. Затем показываю детям карточки с кармашками и объясняю, что в большом кармашке лежат квадратики, они разного цвета (называем их). Эти квадратики такого же цвета, как перышки у петушка, но там есть и другого цвета. Давайте, разложим их по маленьким кармашкам, и посмотрим, какие цвета у на остались. Называем их.

Дидактическая игра «Заплатки».
Цель: Учить подбирать предметы, ориентируясь на цвет, по показу и по словесному обозначению. Закреплять знание у детей цвета и формы. Развивать воображение, память, образное мышление.
Пособия . Лесные звери – игрушки.
Геометрические фигурки (заплатки) и заготовки одежды, вырезанные из бумаги.
Ход игры. Рассказываю детям, что наши лесные звери зайчики и белочки очень любят бегать, прыгать в лесу и их одежда порвалась. Они очень расстроились и просят вас починить их брючки, юбочки, рубашки, платья. Показываю детям заготовки одежды с дырочками. Рассматриваем форму этих дырочек (квадрат, круг, треугольник, овал), цвет.
Предлагаю детям «починить» одежду, подобрав подходящие заплатки по форме и по форме и цвету


Дидактическая игра «Козлятки».
Цель: закреплять знания цветов (красный, желтый, синий, зеленый); совершенствовать навыки в подборе предмета по заданному признаку (форма, цвет).
Пособия. Бумажный макет избушки; рамки-вкладыши: домики с изображением козлят и дверки к ним (разной формы и разного цвета)
Ход игры. Приглашаю детей к макету избушки. Спрашиваю: «Как вы думаете, кто живет в этом домике?» (из окошечек домика на малышей смотрят козлятки). Слушаю ответы малышей и подвожу итог. «Конечно, в этом домике живут козлятки. А кто выглядывает из-за дерева? Волк. Предлагаю детям спрятать наших козлят в домиках, чтобы волк не смог их отыскать. Подберите, дети, двери такой же формы и такого же цвета, как ваши домики.

Прошёл дождик: кап-кап-кап. Выглянуло солнышко. Зверята надели курточки и вышли на лужок.

Расскажи, какого цвета курточка у Мышки, Мишки, Ёжика.

Посмотрели зверята на небо, а там… Вот так чудо, чудеса! Бежит по небу дорожка — она и красная, и жёлтая, и синяя, и зелёная… Это… (радуга) .

Радуга-дуга, не давай дождя,

давай солнышка-колоколнышка!

Скажи радуге: «Здравствуй!»

(Поговорите с ребёнком о цветах радуги, о том, что дорожки на ней располагаются всегда в определённом порядке («Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»).

Игры на знакомство с цветом

Упражнения визуально знакомят с основными и дополнительными цветами.

Материал: Две красные, две синие, две жёлтые таблички (из цветного картона, крашеного дерева, катушки цветных ниток).



Взрослый выкладывает таблички в произвольном порядке и говорит ребёнку:

— Я хочу найти здесь одинаковые цвета.

Затем берёт любую табличку и подбирает к ней пару. Таблички кладутся рядом. Под них выкладывается вторая пара и т. д. Таблички перемешиваются, и ребёнок подбирает пары самостоятельно.

Игра 1. На одном столе лежит красная, синяя, жёлтая таблички. Пары к ним на значительном расстоянии. Взрослый показывает любую табличку (не от­давая в руки) и просит ребёнка принести такую же.

Игра 2. Все таблички лежат на столе, и ребёнка просят отнести табличку и поло­жить её рядом с предметом такого же цвета. (Ребёнок должен отыскать в комнате предмет такого же цвета и сравнить с табличкой).

Упражнение 7

Материал: Пары табличек основных цветов плюс дополнительные (зелё­ный, фиолетовый, чёрный и т.д.). Желательно, чтобы все пары находились в коробке с крышкой.

Таблички основных цветов, уже знакомых ребёнку, лежат на столе в произ­вольном порядке. Взрослый предлагает подобрать пары. Когда малыш заканчи­вает работу, взрослый показывает, что у него есть ещё таблички с дополнитель­ными цветами, просит ребёнка выбрать и выложить на стол три понравившихся цвета. Остальные таблички дополнительных цветов убираются. Все таблички пе­ремешивают. Ребёнку предлагают выложить пары.

Упражнение 8

Материал: Серии табличек основных и дополнительных цветов с оттен­ками от самого тёмного до самого светлого (желательно 8 оттенков).

Взрослый говорит:

Посмотри, как я выложу эти таблички…

и молча выклады­вает ряд слева направо от самого тёмного до самого светлого оттенка одного цвета. Затем перемешивает таблички и предлагает ребёнку выложить так же. По такому принципу работаем с остальными оттенками.



К.Сумнительный «Домашняя школа Мотессори»

Купить в Лабиринт.ru

Купить в Ozon.ru

Самое главное в деле ознакомления малышей с миром цвета, форм и размера предметов - это двигаться от простого к сложному . Постепенно, не спеша, осваивая новые знания, закреплять их в повседневной игровой деятельности вместе с ребёнком.

Цвет
На втором году жизни ребёнок должен освоить четыре основных цвета - красный, синий, жёлтый и зелёный. Никаких знаний об ахроматических (черный, серый и белый) или составных (оранжевый, розовый, голубой, сиреневый, лимонный, изумрудный и т.д.) цветах ребёнку давать нельзя, эти сложные для малышей знания приведут к результату, который не обрадует Вас через год или два. Итог такого обучения - в возрасте 4 лет дошкольник не может среди 6 карандашей найти красный или синий, а к основным цветам всего навсего добавили чёрный, коричневый и оранжевый.

Итак, начинаем знакомство с красного цвета. Играя в кубики (или другие предметы четырёх основных цветов), берём в свою руку красный кубик и просим ребёнка: "дай такой-же", когда ребёнок, поначалу несколько раз ошибаясь, всё же даёт Вам красный кубик, - Вы безмерно радуетесь, хлопаете в ладоши, хвалите малыша (умница, умник, молодец), поддерживаете (своей эмоциональной реакцией). У ребёнка - понимание его успешности и дальнейшее стремление к достижению успеха. Далее в течение нескольких дней или недель закрепляете эти знания.

Когда Вы видите, что ребёнок уже не ошибается и всё время даёт Вам красный предмет - Вы говорите малышу: "Правильно, такой же красный, как помидор" - то есть Вы уже на данном этапе сообщили ребёнку не только название цвета, но и закрепили его за определённым предметом (иначе говоря "опредметили"), который ребёнок может взять в руки, попробовать или съесть. Далее Вы ещё несколько недель закрепляете полученные знания.

Когда красный цвет Вы закрепили (ребёнок, не ошибаясь, на Вашу просьбу протягивает красный предмет) - можно переходить к освоению синего цвета. Алгоритм тот же, что и с красным цветом. Когда ребёнок освоил и синий цвет, просим его отсортировать предметы в разные коробки по цветам. Далее также можно осваивать жёлтый и зелёный цвета, соблюдая алгоритм обучения "от простого к сложному".

Форма
Малышам второго года жизни мы даём знания о объёмных формах (ребёнок может взять в руку, потрогать, ощутить и понять) - кубик, кирпичик, шарик (мячик), крыша (треугольник-призма), столбик (цилиндр). Плоскостные понятия форм (квадрат, треугольник, круг, прямоугольники др.) стараемся не использовать, играя с малышом.

Размер
Большой и маленький - с этого мы начинаем знакомить малыша с размером. Очень важно интонационно выделять, называя размер предмета: "маленький" (тоненьким, тихим голоском), а "большой" (громким, звучным голосом). Также контраст между этими размерами должен быть значительным: собака - мышка, качели - мяч, мама - малыш и т.д.

Успехов Вам и Вашим малышам!

В изобразительном искусстве цвет служит правдивым воспроизведением реальных предметов в реальной среде. Глаз человека обладает способностью различать 7 основных цветов и 150 цветовых оттенков (тонов). Выделяют основные цвета или чистые (красный, синий, желтый) и составные (все остальные, образованные от соединения основных цветов).

Цветовой круг обычно разделяют на две части – теплую и холодную. Теплые цвета близки по цвету солнцу – это красный, оранжевый, желтый. Холодные цвета – синий, фиолетовый, голубой. Эти цвета ассоциируются в представлении человека со льдом, лунным светом. А зеленый цвет занимает промежуточное положение. Он может быть как теплым, так и холодным в зависимости от преобладания в нем желтого или синего. Например, зелень травяная ближе к теплым цветам, а изумрудный – к холодным.

С давних времен люди придавали цвету особое значение. Они по – разному воспринимали и ощущали цвета. Можно предположить, что древние люди не видели всех тех цветов, которые видим мы. Полагают, что сначала люди научились видеть более яркие цвета – красный и желтый, а затем уже синий и зеленый.

Известно, что палитра древнегреческих живописцев состояла всего из четырех цветов: красной, охры, черной и белой.

Постепенно палитра становилась богаче, но художники еще долго продолжали путать синий и зеленый цвета, а лиловую и фиолетовую краски стали различать еще позднее. Но это только предположения.

Можно сказать, что восприятие мира было более живописным на Севере, где большая влажность воздуха дает мягкие переходы цветовых тонов. Поэтому художники были вынуждены более внимательно вглядываться в богатую игру оттенков цвета неба, земли, моря, далей. Это постепенно привело к рождению колористической живописи в Венеции, Париже, Амстердаме, Лондоне. Важным было и то, что художники вышли писать картины на открытый воздух (пленэр). Это развило их восприятие цвета.

Таким образом, развитию цветового восприятия у людей помогает сама природа.

Действие цвета обусловлено непосредственным влиянием на организм человека и ассоциациями, которые вызывают цвета. Единой системы символического значения цветов никогда не существовало, но за века сложились определенные цветовые символы, понятные всем. Рассмотрим символическое значение отдельных цветов.

Красный цвет – это огонь, тепло, солнце, цвет нашей крови, а значит, цвет жизни. Огонь с древних времен играл важную роль в жизни человека.

Но вместе с тем красный – цвет опасности. Красный сигнал светофора предупреждает нас о том, что надо остановиться. Большинство цветовых сигналов вокруг нас именно красного цвета.



Красный цвет выражает торжественность, означает уважение, почет, его еще называют королевским цветом. Так для дорогих гостей выстилают красные ковровые дорожки в знак особого уважения; короли предпочитали носить мантии красного цвета; персидские цари носили красную одежду, расшитую золотыми птицами.

В Китае красный – символ птицы Феникс, обладающей способностью сжигать себя и вновь возрождаться из пепла.

В Японии, где существует культ Солнца, красный – цвет солнца, приносит урожай, благополучие. Японцы верят, что красный цвет охраняет от беды, злых сил, болезней, несчастий. На государственном флаге Японии изображен красный диск солнца.

На Руси красный цвет считался самым красивым (“красна девица”, “красный угол в избе”, “не красна изба углами, а красна пирогами”, красный сарафан, красная рубаха). Красный цвет в русской народной культуре был оберегом. Одежда шилась красными нитками.

Красный цвет символизирует и любовь. Красные розы дарят в знак любви, а на открытках рисуют красное сердце.

Оранжевый цвет – тоже цвет солнца. Очень жизнерадостный цвет, приносящий успех и удачу. Все боги Солнца были одеты в золотые одежды, разъезжали в золотых колесницах. Солнечные блики перекликаются с золотом, оранжевыми и желтыми цветами.

В природе не так много оранжевого цвета.

Желтый цвет имеет много значений и оттенков. С желтым цветом ассоциируется солнечный свет, он дает ощущение истины, творческого подъема и вдохновения.

Но в культуре разных народов существует поверье, что желтый цвет означает измену, трусость, страх.

Зеленый цвет – цвет самой природы, цвет жизни, цвет бессмертия. Это мир зеленых растений, символ обновления, возрождения, юности, молодости, надежды.



Голубой и синий – цвет неба и воды, общения и эмоциональности. Это легкость, воздушность, чистота, прохлада. Синий символизирует вечность, устойчивость, тайну и истину.

Фиолетовый – цвет философов и поэтов, познание истины. Красивый чистый фиолетовый цвет связан с интеллектуальными способностями человека.

Белый цвет – символ чистоты, невинности, нежности.

Черный цвет – символ траура, печаль и символ торжественности и строгости.

У разных народов одному и тому же цвету могли придавать разное символическое значение.

Итак, восприятие цвета у людей индивидуально. Оно зависит от пола, возраста, настроения, жизненного опыта и многих других причин.

Особенности детского восприятия заключаются в том, что зрительный аппарат ребенка еще недостаточно сформирован и оценки психического, физиологического и эстетического порядка выступают на равных и тесно связаны с нравственными. Ребенок, осваивая окружающий мир, культуру, в том числе и цветовую культуру, должен овладеть определенными эталонами цвета, то есть научиться видеть мир во всем многообразии цвета и систематизировать то, что видит, и то, с чем он действует.

О влиянии цвета, его воздействии на эмоциональную сферу свидетельствует реакция детей дошкольного возраста на объекты разных цветов. Характерно, что в солнечные ясные дни дети до одного года охотнее следят за перемещением предметов, окрашенных в зеленые и синие цвета, а в пасмурные дни их внимание привлекают предметы, окрашенные в желтые, оранжевые цвета.

У детей 2– 3 лет еще одинаковое отношение к различным цветам. Ребенок этого возраста с удовольствием покрывает поверхность листа бумаги любым цветом. Но уже к четырем годам дети воспринимают цвет как средство украшения. Как установила В.С. Мухина, дети этого возраста выражают цветом свое отношение к красивому и некрасивому. Красивое изображается яркими и чистыми цветами, причем преимущественно желтыми, оранжевыми, красными красками. А не красивое окрашивается темным цветом.

Наблюдается и другая тенденция: ребенок стремится изображать предметы в соответствии с их действительным цветом. При этом цвет определенных предметов дети воспринимают в качестве их обязательного признака и окрашивают их, как правило, стандартно, без учета освещенности и индивидуальных различий. Это объясняется тем, что, рисуя, дети часто пользуются не собственными зрительными представлениями о цвете предмета, а усвоенными от взрослых. Поэтому в большинстве случаев детские работы заполнены цветовыми штампами: синее небо, желтое солнце, зеленая трава.

По мнению Н.П. Сакулиной, недостаточность использования цветов в рисунках нельзя мотивировать неполнотой цветового восприятия, якобы свойственной детям. При соответствующей педагогической работе у детей 5- 6 лет развивается тонкое цветовое восприятие.

В практике детских садов овладение цветом организуется через решение двух взаимосвязанных задач:

1. Формирование чувства цвета как неотъемлемой части сенсорного воспитания.

2. Овладение детьми эталонной системой свойств и признаков предметов непосредственно в изобразительной деятельности.

К концу пребывания в детском саду ребенок должен овладеть представлениями о разновидности хроматических цветов и их оттенков, а также усвоить принципы выбора цветовой гаммы для создания образа.

Дети учатся различать цветовые характеристики и усваивают их названия непосредственно в процессе обследования конкретных объектов и воспроизведении их в рисунке.

Особую сложность представляет процесс ознакомления детей с принципами выбора цветовой гаммы для создания конкретного образа. Ребенок, как известно, не столько видит цвет, сколько знает о нем, и соответственно этому знанию, раскрашивает те или иные предметы. Потому что на первых этапах овладения представлениями о цвете в качестве наглядных примеров ему предлагают конкретные объекты, содержащие в себе ярко выраженные эталонные признаки.

Формирование у детей представлений о цвете целесообразно осуществлять параллельно с обучением способам и приемам рисования.

Рассмотрим, как происходит знакомство с цветом в каждой возрастной группе детского сада.

Первая младшая группа.

Для детей младшего дошкольного возраста необходимо выбирать такой изобразительный материал, который не требует от них больших умений и в тоже время позволяет им решать цветовые задачи. Это могут быть цветные карандаши. Набор должен быть небольшим, до шести карандашей. Детей знакомят с основными цветами (красный, синий, желтый), зеленым цветом и ахроматическими цветами (черный, белый). Или предложить для рисования гуашевые краски, т.к. гуашь дает яркое сочное цветовое пятно.

При ознакомлении младших дошкольников с цветом можно использовать дидактические игрушки, в которых ярко выражен цвет: интенсивной окраски шары, кольца, башенки, пирамидки, матрешки, мячи, флажки и др.

Игра – ведущий вид деятельности, в котором дети 2 – 3 лет получают знания о цвете. Это игры – поручения:

“Найди такой же шар”,

“Составь башенку из колец желтого цвета”,

“Разноцветное лото”,

“Выбери шар такого цвета, какого цвета воротца и прокати его”,

“У кого такого цвета платье?”…

Главная задача при проведении таких игр – сосредоточить внимание детей на цвете, научить их различать и правильно называть основные цвета.

Необходимо чаще произносить названия красок, не надеясь, что ребенок сам перенесет на цвет слова, его обозначающий. Это может не произойти, т.к. в этом возрасте цвет еще тесно связан с конкретным предметом.

Вторая младшая группа.

Дети второй младшей группы (3 – 4 года) уже различают оттенки – розовый, голубой, серый и правильно соотносят их с основным цветом. Но дети последовательно овладевают точным названием оттенка. Часто дети применяют свои названия: оттенки слабой интенсивности они называют “немножко красный”, “мало синий”, насыщенность света выражают словами: “совсем – совсем зеленый”, “очень – очень красный” и т.д.

Дидактические игры, которые можно использовать в работе с детьми:

“Подбери по цвету”,

“Нарисуй ниточки к воздушным шарам”,

“Дорисуй”,

“Радуга – дуга” и др.

Средняя группа.

Основное знакомство с цветом происходит на пятом году жизни. С 4 до 5 лет дети усваивают названия цветов с указанием светлоты, знакомятся с расположением цветов в спектре, учатся самостоятельно получать оттенки цветов (светлый и темный).

Для углубления представлений детей о цвете вводится новый технический прием – смешивание красок на палитре. Добавляя в основной цвет белила, дети получают светлые оттенки (розовый, голубой, светло – зеленый и т.д.), а добавляя немножко черного, получают темные оттенки (темно – зеленый, темно – синий, темно – красный).

Дидактические игры:

“Назови по порядку”,

“Хоровод”,

“Цветное лото”,

“Разноцветная вода”,

“Собери букет”,

“Цветной волчок” и др.

В этом возрасте красочность детских работ противоречива: она выражает отношение ребенка к миру и служит условным обозначением окраски предметов.

Для ознакомления с цветом в средней группе широко используются народные промыслы России. Например, изделия Гжели знакомят детей с синим, голубым цветами и их оттенками; изделия Хохломы – с гаммой теплых цветов (желтый, красный, оранжевый). Ярко и красочно знакомит с цветом дымковская игрушка. И на занятиях по декоративному рисованию, аппликации они с удовольствием выполняют росписи по мотивам народных, выдерживая характерную для них цветовую гамму.

Старший дошкольный возраст.

В старшем дошкольном возрасте дети узнают все цвета радуги, их оттенки, смешивают краски для получения оттенков, используют тональные сочетания одного и того же цвета. Дети знают гамму теплых и холодных цветов. В этом возрасте детей подводят к восприятию цвета как средства передачи настроения.

Для решения этих задач используются игры:

“Подбери себе соседа”,

“Пирамидка” (составление ряда по светлоте),

“Разноцветная вода”,

Волшебные краски” (получение оттенков),

Чайный сервиз” и “В гостях у солнышка” (группировка цветов спектра на теплые и холодные).

Но знакомство с цветовой гаммой может проходить не только в играх и на занятиях по изобразительной деятельности. Значительную роль играет окружение ребенка - обстановка и оформление детского сада. Цветовая среда должна быть динамичной, меняющейся в зависимости от сезона (букет цветов, эстампы, композиции из осенних листьев). Ярко золотисто – багряные букеты из осенних листьев дают многообразие зрительного восприятия цветовых оттенков.

Природа также знакомит детей с цветом. Ученые установили, что летом в средней полосе природа дает 123 оттенка зеленого цвета. Но, привлекая внимание детей к богатству и разнообразию цвета в природе, обогащая их впечатления, воспитатель не должен превращать природу в дидактическое средство, вырывая из нее лишь цвет. Всегда нужно, даже маленьким детям, показывать цвет не изолированно от предмета, явления, образа, а в целом жизненном впечатлении, достаточно полном и живом. Было бы не верно рассматривать бабочку с детьми только ради ее цвета. Желтый цвет бабочки живет, играет, горит, когда дети ее видят, летающей среди зелени. Зеленый полосатый арбуз хорошо смотрится среди листьев или рядом с желтой спелой тыквой. Если на дворе зима, можно заметить, что снег в зависимости от света, то голубой, то сиреневый, то матовый, то искрящийся, переливающийся.

На прогулке воспитатель обращает внимание детей на изменяющийся цвет неба, воды в разное время дня, при разном освещении, разном природном окружении. Помогает этому и показ произведений изобразительного искусства. Они служат не только украшением интерьера, их рассматривают, проводят по ним беседы. При этом внимание детей направляется на:

2. Средства выразительности – линия, цвет, композиция…

Иллюстрации известных детских художников В. Лебедева, Ю. Васнецова, Е. Рачева, В. Конашевича и других отличаются красочностью, полны жизненных наблюдений. Дети 5-7 лет могут понять фантастичность иллюстраций к сказке П. Бажова “Серебряное копытце” художника М. Успенского, которая достигается цветовыми сочетаниями – синий – “сказочный” цвет.

Таким образом, дети приобретают “цветовую зоркость”, потребность в цветовых впечатлениях, в передаче их в изобразительной деятельности. Цвет обогащает эстетические чувства и потребности детей, создает радостный настрой жизни.

.

Конспект занятия

по развитию зрительного восприятия детей

Тип: Формирование сенсорных эталонов

Тема: «Знакомство с голубым цветом»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с голубым цветом:

Учить отличать предметы голубого цвета от предметов белого, синего и фиолетового цвета;

Учить узнавать голубой цвет на предметах, имеющих постоянный признак цветности;

2. Учить локализовать предметы голубого цвета из множества предметов других цветов:

Развивать ритмическую последовательность в чередовании голубых, синих, белых цветов.

3. Учить зрительно выделять и располагать в ряд 5 предметов по уменьшению.

4. Учить зрительно выделять и располагать в ряд 5 предметов по светлоте цвета.

5. Обогащать активную речь детей за счет слов: голубой цвет, синий, белый, одежда.

6. Активизировать зрительные функции: прослеживающие, глазодвигательную, цветоощущение, центральное и периферическое зрение.

7. Повторять узнавание и называние фигур: прямоугольник, круг, квадрат, овал, треугольник.

8. Учить подбирать нужный цветовой эталон как признак предмета.

9. Продолжать развивать зрительное внимание детей.

10. Развивать память детей.

11. Развивать воображение.

Оборудование:

Кукла и игрушки: Мальвина, попугай, дельфин;

Цветные ленты (белые, синие, фиолетовые, голубые);

Цветное изображение попугая;

Карточки с изображением дельфинов из палочек Кюизенера;

Палочки Кюизенера;

На каждого ребенка 5 овальных «камешков» разных по размеру и оттенкам синего цвета;

Образец бус трех размеров (большой, средний, маленький) и цветов (голубой, синий, белый)

Бусы на каждого ребенка для выполнения по образцу;

Прозрачные сумочки;

Картинка (крупная) для развития зрительного внимания: изображение цветков различного цвета, но обязательно пять голубых цветков, которые «разбросаны» по всей картине;

Карточки с контурными изображениями (колокольчик, лягушка, божья коровка, слон, ежик, попугайчик волнистый, дельфин);

Фишки голубого цвета;

Мешочек голубого цвета с подарком для детей.

Ход занятия:

Ребята, я слышу чьи-то шаги. (Появляется Мальвина)

Мальвина: Здравствуйте, ребята.

Ребята, узнали кто к нам пришел? (ответы детей) Как вы догадались? (ответы детей).

Да, это Мальвина из сказки про Буратино и золотой ключик.

А теперь послушайте стихотворение про любимый цвет Мальвины и постарайтесь запомнить это стихотворение и тот цвет, о котором вы услышите.

Голубой – любимый цвет Мальвины,

Попугая подарил ей Буратино.

Перья на волосы похожи:

Голубые тоже.

Кого подарил Буратино? Какого цвета? (ответы детей). Верно, вот фотография попугайчика (На доску выставляется цветное изображение волнистого попугайчика)

Мальвина: Я к вам не с пустыми руками пришла, а картинку принесла.

Ребята, что на картинке? (ответы детей). Дело в том, что Мальвина собирается идти на праздник. Помогите выбрать ей одежду голубого цвета и наложите фишки.

- …(имя ребенка) что ты выбрал?

Мальвине необходимо украшение к платью. Какое украшение мы можем ей собрать? (ответы детей - бусы)

Какого цвета бусы? Какой формы? Какие по размеру? Какая бусинка будет первая?

Вот, Мальвина, посмотри, какие бусы тебе сделали дети. (дети подходят с выполненным заданием)

Ребята, а из каких цветов вы составляли бусы? (ответы детей)

Молодцы, все запомнили голубой цвет.

Ребятки, а теперь давайте подойдем к окошку и покажем Мальвине паучков на стекле, а затем поищем глазками что-нибудь голубого цвета за окошком. Так повторим несколько раз. (Проводится зрительная гимнастика: на стекле на уровне глаз детей прикреплен черный кружок небольшого диаметра. Дети смотрят на черный круг, расположенный вблизи, и вдали ищут взором голубые объекты. Так проводится несколько раз поочередно.)

Ребята, а у Мальвины случилась беда. Попугай вылетел в случайно открытую форточку и потерялся. Может быть, он к нам залетел в кабинет? Поищите глазами. Куда сел попугай?(ответы детей)

Попугай играл у Мальвины с лентами для волос. Мальвина просит вас разложить все ленты по цвету в сумочки, потому что они все перемешаны. А она ох как не любит беспорядок. (Детям раздаются четыре прозрачных сумочки, на которых наклеены определенные цвета-ориентиры). Подними сумочку с голубыми (фиолетовыми, белыми, синими) лентами. Какого цвета ленты в этой сумочке? И т.д.

Молодцы, ребята, Мальвина очень довольна вами и говорит, что теперь полный порядок с лентами. А она это очень ценит.

Ребятки, вы очень понравились Мальвине, и она хочет познакомить вас с другом, который живет в море, а доберемся мы туда по дорожкам. Выберите себе дорожку. Какого цвета дорожка? К какой фигуре она приведет? (ответы детей)

Вот мы и добрались до моря. Узнали кто это? А какого цвета дельфин? (ответы детей). Верно Он насобирал на морском дне камешки. Какой формы камешки? У вас у всех овальные камешки. А чем отличаются? (размером, разного оттенка)

Давайте научим дельфина как можно с камешками поиграть? Можно их выложить по порядку от большого к маленькому. Покажите дельфину. А еще как можно их выложить?

(от самого темного к самому светлому)

Дельфину очень понравились эти игры, он предлагает вам отдохнуть (снять очки, закрыть глаза ладошками) и послушать, как он играет со своими друзьями (включается аудиозапись звуков дельфинов).

Открывайте глаза, одевайте очки. Вот и друзья приплыли. Попробуем выложить их из палочек. Какого цвета понадобятся палочки? (ответы детей) Хвост из каких палочек? А плавник? Какого цвета самая длинная палочка?

Молодцы. Может, кто-то из вас помнит стих про голубой цвет и расскажет дельфину? (Ответы детей. При необходимости вспоминаем вместе с детьми.)

Пора прощаться и возвращаться обратно. Проходите по дорожкам и садитесь за столы.

Мальвина вырастила в саду летом цветы и принесла вам показать. Найдите цветы только голубого цвета и хлопните в ладоши столько же раз, сколько вы нашли цветов с голубыми лепесточками. (На подставках выставляются картинки. Задание на развитие зрительного внимания.)

- Ребята, за то, что вы такие старательные, любознательные, Мальвина хочет подарить вам маленькие сюрпризы. Но для этого нужно расколдовать картинки: найти только те, которые имеют голубой цвет. Их нужно будет накрыть фишками. (Дети работают за столами. Им раздаются карточки на которых даны контурные изображения.)

- Молодцы, все верно справились с заданием.

Послушай, Мальвина, дети назовут то, что бывает голубого цвета. (ответы детей)

Мы с Мальвиной очень рады за вас. Но наши глазки, наверное, немного устали, потому что пришлось им немало потрудиться. Давайте мы сейчас крепко зажмурим глаза, а затем откроем. (Проводится зрительная гимнастика)

Вот и подарок от Мальвины.