Виолончелист борис андрианов личная жизнь. Борис Андрианов: «Я хочу жить и играть в России. В этом году впервые концерты фестиваля пройдут в концертных залах «Зарядья»…

Виолончелист Борис Андрианов. Фото – Анна Чоботова

Виолончелист Борис Андрианов рассказывает, как стал музыкантом «против своей воли», почему выбрал виолончель работы Доменико Монтаньяны и что самое важное в созданных им фестивалях.

Московский график виолончелиста Бориса Андрианова расписан по минутам, побеседовать удалось поздним вечером по дороге в аэропорт «Шереметьево».

Победитель международных конкурсов имени П. И. Чайковского в Москве и Classica Nova имени Д. Д. Шостаковича в Ганновере, конкурса виолончелистов Мстислава Ростроповича в Париже, он не считает себя звездой и говорит, что, когда это ощущение придет, творческий рост остановится. Просто так уж получилось, что хобби совпало с профессией.

После учебы в России он уехал совершенствовать мастерство в Германии, пробовал жить в Америке, но в итоге вернулся в Москву. Здесь оказалось комфортнее и интереснее. Кроме того, стали воплощаться в жизнь новые проекты.

Один из них – международный фестиваль виолончельной музыки Vivacello, который пройдет в этом году уже в девятый раз и откроется в Концертном зале им. Чайковского 13 ноября 2017 года.

В этот вечер за дирижерский пульт симфонического оркестра «Новая Россия» встанет ученик Леонарда Бернстайна и Ильи Мусина Джон Аксельрод, а солировать будут лауреаты многих международных конкурсов Ксавье Филипс и Ласло Фенье, и сам Андрианов.

– У вас много творческих ипостасей…

– Мне кажется, что мое главное качество одно: я музицирую. А все остальное крутится вокруг музицирования. Взять хотя бы наши фестивали. Моя организационная работа здесь самым непосредственным образом переплетается с творчеством.

– Не считали, сколько концертов в год вы даете?

– Может быть, 80 или 100. В месяц, наверное, восемь или десять. Конечно, лучше бы один раз по десять, чем десять раз по одному. Но и так, как сейчас, мне нравится. Пока есть силы, я выступаю с удовольствием.

Концерты ведь не всегда равномерно распределяются. В этом году мое лето совпало с календарным, а буквально с 1 сентября я в круговороте. Вчера прилетел, успел заболеть, позанимался со студентами, а через два часа уже самолет. С вами беседую в машине. И даже не успел повидаться с ребенком… Конечно, бывают минуты затишья, когда можно отдохнуть. А бывает, что неделями ничего не происходит.

Впервые за много лет я не играл на инструменте три недели – ходил в поход в Таджикистан этим летом. И вы знаете, пришел в удивительную физическую форму! Понятно было, что скоро ее потеряю, но хотелось, конечно, чтобы это произошло как можно позже.

– Наверное, при такой загруженности вы вынуждены придерживаться строгого режима?

– В последнее время график довольно напряженный, так что встаю даже раньше будильника на полчаса. Если я в Москве, то завтракаю, провожу время с семьей, занимаюсь со студентами, обедаю. Сам занимаюсь, играю концерт, ужинаю и уезжаю в другой город. Если не в Москве, то встаю, завтракаю, занимаюсь или репетирую. Пробегаю десятку (10 км. – прим. ред. ), обедаю, отдыхаю, играю концерт, а дальше – в зависимости от обстоятельств.

А вообще, день на день не приходится. Вот в конце сентября – начале октября были ну совсем непростые дни: 28 и 29 сентября я играл концерты в Хабаровске, на 2 октября было запланировано выступление в Москве, а 1-го числа мне нужно было играть в Японии. Я вылетел туда 30-го через Сеул из Хабаровска, а возвращался в Москву ночным рейсом с пересадкой через Дубай.

Мне почему-то казалось, что из Хабаровска до Японии очень близко. Выяснилось, что нужный мне город – это 700 км от Токио и прямого рейса нет. Когда я прилетел наконец в Москву, то меня на паспортном контроле спросили, откуда я. Ответил, что из Дубая. И тут из паспорта выпал посадочный талон с надписью: «Сеул – Токио». Таможенница так, кажется, меня и не поняла. А я реально был в пути 2,5 суток.

Хорошо, что спать я научился в любой ситуации. Но после прилета, бывает, стоишь секунд десять перед табло выдачи багажа, чтобы вспомнить, откуда ты только что прилетел… Но такой образ жизни – он классный. Хотя кого-то, наверное, и пугает. Главное, чтобы при этом не было потери качества.

– Как этого не допустить?

– Конечно, в идеале любое выступление – некий эмоциональный пик. Это то, к чему ты готовишься, для чего собираешь энергию. Не важно, давно ты играл эту вещь или недавно, большой концерт или маленький. Процесс всегда один: тебе нужно сэкономить энергию, правильно распределить ее и, не расплескав ничего по дороге, выдать нужный результат в нужный момент. Тогда получается праздник, ты получаешь удовольствие и чувствуешь невероятное счастье.

Конечно, в отличие от композиторов, архитекторов, художников, поэтов и писателей музыкант не является прямым носителем идей. Он, как актер, пропускает чужие мысли через себя, все перемалывает и выдает другим. Поэтому одно и то же сочинение может иметь сотни разных интерпретаций. Казалось бы – играешь те же самые ноты, длительности, оттенки, нюансы, но двух одинаковых исполнений не бывает. Вклад интерпретатора весом не менее вклада композитора.

Во всяком случае, ответственность больше: ты выдаешь публике общепризнанные шедевры, звучащие на сценах мира столетиями. В зале есть люди, которые слышали его десятки раз. Есть те, кто слушает впервые. А ты играл и повторял это сочинение сотни раз. Но все равно нужно выйти и сыграть так, как будто эта музыка рождается прямо перед слушателями. Ты должен проживать заново каждый свой концерт, а это непросто сделать.

Тем более что ситуация выступлений, когда их много, не самая здоровая. Ты все время куда-то приезжаешь, и там везде все разное: новый оркестр, дирижер, фестиваль или проект, где участвуют твои знакомые и друзья. Только порепетировал, сыграл концерт – а тут еще масштабное застолье, которое заканчивается за полночь…

– Занимаетесь много?

– По мере необходимости. Мне трудно себя заставить что-то учить впрок. С годами, с опытом, конечно, все быстрее происходит. Но времени все равно не хватает, приходится использовать буквально каждую свободную минуту.

Вот недавно с прекрасным скрипачом Ильей Грингольцем мы репетировали Двойной концерт Брамса в городе Кондопоге (мы там открывали новый филиал Карельской филармонии). После репетиции сели каждый в свой уголок: он учит концерт Дютийе, я – сонату Кодаи. Бывает такое, что вообще нет никакого времени учить что-то новое.

– А как вы стали музыкантом? Почувствовали призвание или звезды так сошлись?

– Музыкой занимаюсь с детства, но [сначала] не по своей воле. У меня все происходило из-под палки и очень строго. Конечно, для ребенка естественнее бегать, кричать, гонять в футбол, чем часами играть на инструменте. Сначала меня отдали на скрипку, но потом кто-то из педагогов сказал маме, что руки большие и растяжка прекрасная. В итоге – виолончель.

– Насколько я знаю, в этом году число обучающихся на струнных инструментах опять выросло, но толпы желающих попасть в классы виолончели не стоят. Почему?

– Кому охота все время таскать огромный ящик на спине? Покупать два билета – для себя и виолончели, когда летишь на гастроли? В какой-то момент из чисто практических соображений понимаешь, что лучше было пойти учиться на контрабас, например, ведь его не нужно носить с собой.

А вообще в нашей стране есть гораздо более простые и менее тернистые способы заработать деньги и добиться успеха. Кто любит виолончель, тот ее и выбирает. У меня вот недавно крестница пошла учиться играть на виолончели.

– Музыкальный талант у ребенка – он вообще какой? И как с такой хрупкой материей следует обращаться?

– Его можно развивать в плане технической гибкости и музыкальности, но главное – суметь развить, не загубив то, что заложено в ребенке изначально. И здесь дело не только в природе. Вот, например, на одном всероссийском конкурсе, где я сидел в жюри, прекрасно проявили себя музыканты из Якутии, но вряд ли можно сказать, что якуты природно более предрасположены к виолончели, нежели остальные. А просто там есть прекрасный педагог и ее ученики показывают стабильно достойный результат.

К тому же таланты все разные. Бывает, что слушаешь: виолончелист безупречен в технологии, но ему не хватает музыкальности. Или, наоборот, как у меня: нужно много работать, чтобы достичь виртуозности не хуже других.

Или в камерной музыке – кому-то предлагаешь: «Слушай, через две недели надо играть». Прекрасный, с именем, музыкант может ответить: «Ты что, через две недели!.. Я это не играл уже три месяца. Надо вспоминать. А сейчас у меня завал, не успею повторить. Прости. Вот если бы ты сказал за год (!)».

Утрирую, но реально почти так и происходит. Есть и другие ребята. Спрашиваю: «Ты это играл?» «Нет, – отвечает. – Но не волнуйся, все будет нормально». Читает с листа – и через пять минут на сцене все звучит потрясающе. В конечном итоге оба отличные музыканты, но их таланты разные и к ним нужен разный подход, сами понимаете.

– Как куют таланты в столицах, более-менее понятно. А как в регионах? Слава богу, что играют, или все движется, развивается?

– Слава богу, что вообще играют. Хотя есть и счастливые исключения. Мы часто ездим с мастер-классами по России. Вот, например, у нас наладилась связь с Ямало-Ненецким автономным округом. Я иногда даже занимаюсь там со скрипачами. И всегда удивляюсь, как люди, живущие в таких тяжелых условиях, идут учиться играть на не самых простых музыкальных инструментах. Конечно, везде есть одаренные ребята.

Жалко, что дети 7–9 лет играют очень искренно, от души, а вырастая, зажимаются и начинают звучать иначе. Но я не детский педагог, поэтому не скажу, как с этим бороться.

Преподаватели в регионах, как правило, ограничены в ресурсах. На мой взгляд, один из самых действенных способов – водить ребенка на концерты хороших исполнителей, слушать записи, воспитывать в нем слушательскую культуру. А в России полно таких удаленных от центров мест, где люди просто-напросто не имеют возможности не то что услышать музыканта с именем, а даже просто попасть на концерт в своей областной филармонии.

– А по каким принципам работаете со студентами вы?

– Сейчас я не успеваю со всеми заниматься столько, сколько нужно. Обычно делюсь своим опытом, смотрю на произведения со стороны. Я никого не заставляю играть только так, как мне хочется. Всегда говорю: попробуй мое предложение. А если убедишь, что по-другому будет звучать лучше, то пожалуйста.

У многих, к сожалению, проблемы с постановкой рук. Так что мы и разбираем программу, и работаем над аппликатурой, техникой, звуком. Хотя, конечно, мне бы хотелось видеть на занятиях уже сложившиеся личности и заниматься только музыкой, ведь это гораздо интереснее для них и страшно полезно для меня.

– Вы оптимистично смотрите на то, как будет развиваться виолончельное искусство, классическая музыка в целом?

– Мне очень понравилось, как об этом сказал Михаил Плетнев в программе Владимира Познера: «Для того чтобы услышать музыку, надо, чтобы кто-то ее сыграл». Нельзя, чтобы завтра ее никто не услышал. Поэтому мы востребованы. Хотя рынок европейский и российский до сих пор несопоставимы. В России гораздо медленнее все развивается.

– У вас нет ощущения, что музыка превратилась в бизнес?

– Она всегда была бизнесом. Когда продаешь музыканта, чтобы он выступил в России или за рубежом. Когда привлекаешь народ в залы и выпускаешь аудио- или видеодиски. Исполнять музыку – наш хлеб. А мы сами – хлеб агентов.

В чистом виде искусства давно не существует. На самом деле это две разные вещи: заниматься музыкой и делать карьеру. Что необходимо для карьериста? Иметь особый характер, умение продвигать себя, желание ходить и предлагать себя дирижерам. Конечно, если ты гениальный музыкант, то сам везде пробьешься. Но таких единицы.

– А насколько необходим гениальному музыканту выдающийся инструмент? Вы хорошо помните свои виолончели?

– Да, почти на физическом уровне. Сначала была «восьмушка», потом – «четвертинка», «половинка», «три четверти»… Очень хорошо помню инструмент, который мне давала мамина подруга – замечательный виолончельный педагог Наталья Ивановна Гришина. Я занимался на нем летом, ничего не получалось, и однажды я так разозлился, что проломил в нем кулаком дырку. До сих пор неудобно…

Был инструмент, на котором я заканчивал школу. Так до сих пор и не выяснили, русского или немецкого мастера, – эта виолончель лежит у меня дома. У Давида Герингаса я играл на прекрасных виолончелях – австрийской и французской. Наконец, в 2005 г. арендовал инструмент, который сейчас лежит рядом со мной.

Госколлекция предложила мне на выбор две виолончели. Я выбрал эту. Прежде всего, у нее безумно красивый тембр. Кроме того, эту виолончель изготовил великий мастер Доменико Монтаньяна. Но когда я впервые арендовал инструмент в Госколлекции, то этого еще не понимал.

За 12 лет он вырос в цене раз в десять, наверное. Позволить себе купить такую виолончель я, наверное, никогда не смогу, и, может, в какой-то момент нам с ней придется расстаться. Но сейчас это частичка моей души, без которой жить просто невозможно.

А ведь мама думала, что я буду просто заниматься для себя в музыкальной школе. Но однажды в наш дом, по счастливой случайности, пришел скрипач Наум Григорьевич Латинский. Помню, я играл ему Арию Перголези. Он очень растрогался. Отвел сразу же маму в отдельную комнату и сказал ей: «Надо учиться, у вашего ребенка талант!» Это был для меня трагический момент. Возможно, тогда и была пройдена точка невозврата. Позже-то всем стало ясно, что играть на виолончели – главное и единственно возможное для меня занятие. Как-то само собой произошло, что я заболел сценой.

И с фестивалями все вышло почти случайно. Пока учился и жил за границей, посмотрел изнутри, как делают большие мероприятия. В конце 1990-х – начале 2000-х у нас ведь мало что здесь происходило. Тогда я и подумал – а почему бы не попробовать сделать что-то крутое в России? Стало интересно, потихоньку втянулся. Сейчас фестивали занимают довольно много времени, требуют сил, нервов, но на выходе это невероятно приятные эмоции.

– Когда организуете свои фестивали, что вами движет прежде всего?

Что объединяет проекты? Всегда хочется поиграть, привезти хороших музыкантов. Чтобы прозвучали прекрасные сочинения, не всегда часто появляющиеся в афишах. Чтобы исполнители чаще общались между собой и с публикой.

Конечно, пока не всё и не везде идеально отлажено. Банально не хватает денег. Но поскольку мне повезло быть знакомым с людьми состоятельными, которые любят музыку, я иногда обращаюсь к их помощи, когда уже некуда деваться. На фестивалях Vivacello, Vivarte есть замечательные Тамаз и Ивета Манашеровы, без них этих фестивалей попросту не было бы – они берут на себя все организационные усилия и расходы.

Для «Музыкальной экспедиции» нам удалось уговорить руководителей Владимирской, а теперь и Вологодской областей. Они являются нашими спонсорами. Я очень надеюсь, что все пойдет и дальше по регионам. Здорово, что в процессе появляются люди, которые раньше не особо интересовались музыкой. Они приходят на концерты, открывают для себя новый мир, рассказывают другим. Разве это не замечательно?

– Расскажите о предстоящем фестивале Vivacello подробнее.

– У нас в программе пять концертов, и мы постарались каждый из них сделать по-особенному насыщенным и интересным.

Между двумя симфоническими концертами – открытия и закрытия – мы предлагаем слушателям три камерных вечера с музыкантами, которые ранее не были на Vivacello: Энрико Диндо и его прекрасный ансамбль I Solisti Di Pavia – Мстислав Ростропович был его почетным президентом; известный российско-германский коллектив Rastrelli Cello Quartet – и Камерный хор Музыкального училища им. Гнесиных под управлением Петра Савинкова. Одна из наших фишек в этом году – сочинения для хора с виолончелью. Как выяснилось, такой музыки очень много, но она почти не звучит.

Фестиваль этого года мы посвятим нашему учителю Наталии Николаевне Шаховской. Без нее очень плохо и грустно. Мы как-то совсем осиротели. Она всегда была невероятно внимательной, ни одной ноты не пропустит… Невероятной силы, душевности, благородства человек. Наталия Николаевна – наше все. Почему-то думаешь, что такие люди будут жить вечно. А когда они уходят – не знаешь, как быть, жить. Хотя как-то продолжаешь существовать, конечно.

– И последний вопрос. В чем для вас заключается самый неочевидный плюс профессии музыканта?

– Трудно объяснить в двух словах. У каждого из нас есть семья, дети, друзья, любовь, но наступает момент, когда остаешься наедине с собой, и с этим ничего не поделаешь. Кто-то пьет, кто-то играет в казино, впадает в депрессию, рефлексирует, а мы, музыканты, можем сесть и поиграть на своем инструменте.

Казалось бы, это просто хитрым образом сделанный деревянный ящичек – но для меня виолончель и психотерапевт, и духовный отец, и все на свете. Я выплескиваю туда все – и хорошее, и плохое. И к счастью, есть те, кому доставляет удовольствие все это слушать.

Виолончель дома Романовых

Виолончель, на которой играет Борис Андрианов, создана знаменитым итальянским мастером XVIII в. Доменико Монтаньяной. Шедевры этого крупнейшего представителя венецианской школы известны во всем мире. На них играли выдающиеся виолончелисты от Григория Пятигорского до Йо-Йо Ма.

Эту виолончель, исключительную по своей сохранности, подбору дерева и совершенству работы, Монтаньяна изготовил в 1740 г. Инструмент принадлежал брату Александра I и Николая I великому князю Михаилу Павловичу в начале XIX столетия.

После его смерти виолончель находилась в Михайловском дворце до включения в Государственную коллекцию уникальных музыкальных инструментов РФ (Госколлекция) в 1924 г. Собрание передано Всероссийскому музейному объединению музыкальной культуры им. Глинки в 2010 г.

Заслуженному артисту России Борису Андрианову такой потрясающий музыкальный инструмент удалось получить в 2005 г. благодаря помощи директора по развитию бизнеса в компании Ernst & Young Геннадия Алференко и директора компании Astor Capital Group Юрия Войцеховского.

Предыдущий владелец виолончели – народная артистка СССР Наталья Гутман играла на ней до 2002 г., до того, как получила в подарок от Европейского общества Страдивари уникальный инструмент ранней работы Гварнери дель Джезу.

Борис Андрианов

Родился в 1976 г. в Москве. Окончил Среднюю специальную музыкальную школу им. Гнесиных, Московскую консерваторию им. Чайковского и Высшую школу музыки им. Эйслера.

2007 – руководитель музыкально-просветительского проекта «Поколение звезд. Молодые музыканты – регионам России», за который в 2009 г. награжден премией правительства РФ в области культуры.

2008 – арт-директор первого в истории России виолончельного фестиваля Vivacello.

2014 – художественный руководитель фестиваля-путешественника «Музыкальная экспедиция».

2016 – художественный руководитель фестиваля камерной музыки Vivarte.

Vivarte – продолжение традиций

В доме Павла Михайловича Третьякова в Лаврушинском переулке во второй половине XIX в. по инициативе жены мецената Веры Николаевны регулярно проводились дружеские музыкальные собрания. Продолжением этих традиций стали сегодняшние концерты во Врубелевском зале Третьяковской галереи.

Это основная площадка фестиваля Vivarte, концепция которого объединила музыку и изобразительное искусство. Каждую концертную программу сопровождает выставка одной картины из запасников Третьяковки с комментарием к ней ведущих сотрудников галереи.

Эти работы крайне редко демонстрируются широкой публике. Второй фестиваль Vivarte прошел в этом году 28 мая – 4 июня.

Борис Андрианов родился в 1976 году в семье музыкантов. Он закончил Московский музыкальный лицей им. Гнесиных, класс В. М. Бириной, затем учился в Московской Государственной Консерватории, класс народной артистки СССР профессора Н. Н. Шаховской, и продолжил свое образование в Высшей школе музыки им. Ханса Айслера (Германия) в классе знаменитого виолончелиста Давида Герингаса.

В 16 лет он стал лауреатом первого Международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского, а спустя год получил первую и Гран-при на конкурсе в ЮАР. С 1991 года Борис являлся стипендиатом программы «Новые Имена», которую представлял с концертами во многих городах России, а также в Ватикане -резиденции Папы Иоанна Павла II, в Женеве - в представительстве ООН, в Лондоне - в Сент-Джеймском дворце. В мае 1997 года Борис Андрианов совместно с пианистом А. Гориболем стал лауреатом Первого Международного конкурса им. Д.Д. Шостаковича «Classica Nova» (г. Ганновер, Германия). В 1998 году – лауреатом XI Международного конкурса им. П.И. Чайковского, где он завоевал 3 премию и Бронзовую медаль.

В 2003 году Борис Андрианов стал лауреатом 1-го Международного Конкурса имени Исанг Юна (Корея). Борис был участником многих международных фестивалей, в их числе: Шведский Королевский фестиваль, фестиваль им. А.Д. Сахарова в Нижнем Новгороде, Людвигсбургский фестиваль, фестиваль в г.Черво (Италия), знаменитый фестиваль в г. Дубровнике, Давосский фестиваль.

Борис Андрианов имеет обширный концертный репертуар, выступает с симфоническими и камерными оркестрами, в их числе:Оркестр Мариинского театра, Национальный Оркестр Франции, Литовский Камерный Оркестр. Большой Симфонический Оркестр. Оркестр Словенской филармонии. Оркестр Хорватской филармонии, Камерный Оркестр «Загребские солисты», Польский Камерный Оркестр, Берлинский Камерный Оркестр, Боннский Бетховенский Оркестр, Российский Национальный Оркестр, Венский Камерный Оркестр.

Он также играл с известными дирижерами, такими как В.Гергиев, В.Федосеев,П. Коган, М. Горенштейн, В. Дударова, В. Понькин, В. Полянский, Д. Герингас. В 2003 году Борис вместе с Д. Герингасом и Т. Васильевой исполняли тройной концерт К. Пендерецкого с Краковским Камерным Оркестром под управлением автора. Борис Андрианов исполняет много камерной музыки. Его партнерами были такие музыканты как, Юрий Башмет, Менахем Пресслер, Акико Суванаи.

В 2002 году американская фирма DELOS выпустила компакт-диск, в который вошли произведения для виолончели и гитары. в исплонении Борис Андрианова и Дмитрия Илларионова. Эта запись вошла в предварительный список номинантов «Гремми». Борис играл концерты в России (Большой и Малый залы Московской консерватории, зал им. П.И. Чайковского, Петербургской филармонии), в Голландии («Концерт Гебау»), Японии (Tokyo Opera City), Германии (Берлинская филармония), Австрии (Венский Концертхаус) Швейцарии, США, Словакии, Италии, Франции, ЮАР, Корее и других странах. В 1995 году он был назван лауреатом программы «Новые имена», а его имя занесено первым Президентом России Б. Н. Ельциным в «Золотую книгу талантов России «XX век XI веку»».

За несколько дней до сдачи этого номера в печать Борис Андрианов вернулся из Чечни, где, вместе с другими молодыми музыкантами, принял участие в первом в послевоенной республике концерте классической музыки.

- Борис, какой у Вас инструмент?

Сейчас я играю на виолончели Доменико Монтаньяна, который в прошлом году мне удалось получить в Госколлекции. Это один из лучших инструментов, которые там есть, до меня на нем некоторое время играла Наталья Гутман – перед тем, как у нее появился Гварнери дель Джезу.

Я, разумеется, очень счастлив, что получил возможность играть на инструменте такого уровня. Правда, оплата аренды и страховки этой виолончели – удовольствие не из дешевых, поэтому я не могу не поблагодарить Геннадия Петровича Алференко, директора компании «Эрнст энд Янг» на территории СНГ, и Юрия Войцеховского, директора компании «Астор Капитал Групп», которые мне помогли получить такой инструмент.

Это действительно уникальная, фантастическая виолончель – прежде у меня никогда такой не было, и только теперь я понял, какое это большое счастье. О старых итальянских инструментах часто говорят, что они капризные, что к ним нужно долго приноравливаться – отчасти это так и есть.

Но зато, когда ты, наконец, приноровишься, то начинаешь понимать, что то довольно длительное время, которое ты до этого тратил на борьбу с не очень хорошим инструментом, теперь ты можешь потратить на решение каких-то творческих задач, которые до этого, может быть, вообще перед собой не ставил.

Получается, что по-настоящему хороший инструмент – это, как минимум, пятьдесят процентов успеха. Между прочим, на моем сайте в интернете есть фотографии этого Монтоньяна – очень красивый инструмент, помимо всего прочего.

Мне о нем рассказывали, что когда-то он принадлежал брату Александра Первого, который на нем играл, а потом, после его смерти, долго лежал в каком-то дворце в Питере, после чего, в начале двадцатых годов, попал в Госколлекцию. Кстати, когда на него посмотрели некоторые эксперты, они сказали, что, возможно, это не Монтаньяна, а Пьетро Гварнери. Потому что по форме этот инструмент, вообще-то, не очень похож на Монтаньяна. В основном у него все инструменты крупные, а этот помельче.

Дело в том, что Монтаньяна и Гварнери дружили и у них там существовала, якобы, какая-то схема то ли для уклонения от налогов, то ли еще для чего-то… Одним словом, время от времени один наклеивал свой этикет на инструмент, сделанный другим.

— На каких струнах Вы предпочитаете играть?

— Я стараюсь не слишком много думать на эту тему, потому что если углубиться в сравнительный анализ струн, то потом неизбежно займешься передвижением подставки, душки – и до бесконечности, а все это очень отвлекает от дела. Аккорд у меня стоит такой, на котором играют очень многие: «ля» и «ре» - «Larsen», «соль» и «до» - «Thomastik» Spirocore. Я, правда, пробовал нижние струны тоже поставить «Larsen», тем более что недавно вышла их новая модификация.

Раньше у них «соль» и «до» были очень неудачные, а сейчас, наконец-то, появился вариант намного лучше – но все равно «до» мягковата, на мой вкус. В результате, поиграв некоторое время только на ««Larsen», я все равно вернулся к нижним струнам Spirocore. Потому что пока, на мой взгляд, лучше ничего нет.

— А какой подгрифник Вы используете?

— Пластиковый, со встроенными машинками. Не металлический, конечно. Кстати, в Берлине, где я учился, живет совершенно гениальный человек по имени Яша Жидовецкий. Абсолютный гений – он заставляет инструменты звучать. Знаете, есть такие люди: они постучат по инструменту, что-то там подкрутят, подвигают – и инструмент открывается. К тому же, у него есть своя система – как надо сидеть, как держать инструмент… Очень интересно.

— Он скрипичный мастер?

— Вообще-то, делает совершенно фантастические смычки. И, к тому же, он делает еще и шпиль собственной конструкции, с дырками. Шпиль сделан из какого-то легкого металла, и в нем есть дырки. Разница ощущается сразу – достаточно сначала поиграть с обычным шпилем, а потом с этим.

— Что-то, действительно становится лучше, или это все же какая-то «химия»?

— Нет, разница действительно колоссальная. Но у меня было еще и так: один раз я забыл свой шпиль где-то на гастролях, а потом приехал в Москву и нашел свой старый деревянный кривой шпиль. Выяснилось, что эффект от этого деревянного шпиля такой же, как от Яшиного. Теперь я играю и все удивляются – что это за раритет такой? Потому что я играю на старом деревянном кривом шпиле. Его, конечно, надо привести в порядок, потому что сейчас он выглядит не вполне презентабельно. Но зато инструмент, опять-таки, раскрывается.

— Для Вас есть разница – кривой шпиль или прямой?

— Ну, у меня не такой уж и кривой шпиль – не такой, как, например, у Ростроповича. Но в принципе это удобнее, потому что, когда ты играешь на прямом шпиле и немного наклоняешься вперед – у тебя инструмент естественным образом едет немного вверх. А когда шпиль кривой – инструмент во время игры двигается вместе с тобой.

Конечно, угол наклона грифа при игре на кривом шпиле меняется и я, например, обратно на прямой шпиль вряд ли смогу перейти. Кстати, на этом Монтаньяна сначала стоял прямой шпиль, что мне очень мешало. Хотя, вот, Яша говорит, что все это ерунда. Он, вообще, часто говорит про какие-то азы, о которых все мы знаем, но объясняет их так, что все эти известные, но давно забытые вещи начинают восприниматься совершенно иначе.

Вся Берлинская филармония к нему ходит. Виолончелисты ходят заниматься, взрослые мужики… А он такой, знаете… Ну – Яша… «Ну, шо ты пришел, шо тебе надо?»

— Несколько лет назад Вы выступали в Большом зале Московской консерватории в абонементе «Звезды XXI века». Вы чувствуете себя звездой или, во всяком случае, ощущаете какую-то ответственность, связанную с Вашей известностью?

— Такой абонемент – это просто привлекательная афиша, хороший ход, который заманивает людей на концерты – и ничего, кроме этого. К тому же, нельзя забывать, что мы уже в XXI веке, и если раньше «звезды XXI века» – это были как бы завтрашние звезды, то сегодня это уже говорит о какой-то свершившейся «звездности». Что неправильно.

Вообще, «звезда» - это довольно странное и размытое понятие. И, конечно, я себя звездой не считаю. Как только человек начинает ощущать себя звездой, даже если его так называют другие люди, наверное, на этом его творческий рост остановится. А мне еще много чего хотелось бы достичь как в творческом отношении, так и в плане карьеры. Хотя это, как известно, вещи совершенно разные. Есть люди, которые занимаются музыкой, и есть те, кто занимается карьерой.

Бывает, что человек находится на карьерном взлете, а играет при этом, как курица лапой. С другой стороны, есть действительно выдающиеся артисты, но о них, к сожалению, мало кто знает. И это зависит от совокупности целого ряда факторов: характера человека, умения продвигать себя, желания ходить на какие-то концерты и предлагать себя дирижерам, иметь какую-то свою хорошую презентацию…

Так делается карьера – и это тоже довольно большой труд. И бывают люди, которые хорошо умеют все это делать, но при этом не успевают заниматься, собственно, музыкой. Каким-то образом они достигают больших высот, хотя играют по-прежнему неважно.

Я стараюсь, чтобы в моей жизни была некая гармония, чтобы развивалось и то, и то, хотя времени на все, конечно, не хватает.

— У Вас есть собственный агент или менеджер?

— Конечно, было бы замечательно, если бы существовал человек, который бы мог тебе что-то подсказать и что-то для тебя сделать. Но у меня пока нет крупного агентства, которое бы действительно серьезно мной занималось. Хотя в некоторых странах есть люди, которые мне помогают, есть какие-то контакты – но настоящего менеджмента у меня нет. Надеюсь - пока нет.

— Вы много играете соло, но регулярно выступаете и в камерных концертах. Что привлекает Вас в камерной музыке.

— Я обожаю камерное музицирование. Особенно, с такими партнерами, с какими мне выпало счастье играть. Перечислять можно долго: это и Борис Бровцын, и Максим Рысанов, и Екатерина Апекишева, и Алексей Огринчук, и Граф Муржа и многие другие.

Кстати говоря, я очень благодарен фестивалю «Crescendo» за то, что у нас была возможность поиграть вместе. Мы, например, сыграли все три фортепианных квартета Брамса, квартет Шумана, квинтет Шостаковича с присоединившейся к нам Аленой Баевой. Это было огромнейшее удовольствие.

Кроме того, у нас уже сложившийся дуэт с гитаристом Дмитрием Илларионовым. Правда, во многих произведениях, которые мы играем вместе, гитаре отводится, скорее, аккомпанирующая роль, чем Дима не всегда доволен, но он удивительно чуткий партнер, и играть с ним всегда очень приятно.

Среди пианистов могу еще назвать Рэма Урасина, с которым у нас вскоре должен выйти сонатный диск – Шостакович и Рахманинов.

А соло – это совсем другое. Камерная музыка – это как бы «общество с ограниченной ответственностью», там можно больше позволить себе расслабиться и просто ловить кайф. Сольная игра более ответственна, но и в этом тоже есть своя прелесть, ведь если на концерте у тебя все получается именно так, как хотелось – удовольствие получаешь тоже невероятное.

А еще я пришел к тому что хочу играть сольные концерты – совсем сольные.

— Почему?

— Во-первых, есть большое количество замечательной литературы, которую надо сыграть. Бах – это само собой, но есть еще и Соната Кодаи, три сонаты Бриттена, Соната Хиндемита…

Кроме того, недавно я открыл для себя Джованни Соллима. У нас его знают по его пьесе «Violoncelles, vibrez!», но у него есть еще огромное количество сольных произведений для виолончели, которые он сам и играет. Когда я был на виолончельном фестивале в Кронберге, он давал там сольный концерт, в программе которого были только его собственные произведения. И впечатление от этого концерта было сильнее, чем от всего остального, что там было, хотя там кто только не играл.

Конечно, некоторые произведения Соллима играет с микрофоном, в некоторых используется магнитофонная запись – но, так или иначе, это очень интересно. Мне удалось раздобыть ноты его музыки и сейчас я активно их учу.

— У Вас ведь был опыт исполнения подобной музыки, связанный с виолончельным концертом Гульды?

— Да, я играл его даже не один раз. Последний раз, кстати, играл совсем недавно, на открытии в Москве станции метро «Международная» с оркестром Олега Лундстрема. Вообще, последнюю неделю я начал чувствовать себя уличным музыкантом каким-то: то в метро, то в День города на улице перед Консерваторией с Госоркестром…

— Между прочим, насколько я понимаю, по пристрастиям Вы – больше «академический» музыкант, чем шоумен. Однако в последнее время все чаще можно наблюдать за смешением жанров и сближением популярной и академической культур. Как Вы к этому относитесь?

— Это вопрос, который, среди прочего, связан еще и с некоторыми карьерными соображениями, о которых мы уже говорили. Но важно и то, что концертами определенной направленности можно привлечь в концертный зал слушателей, которые иначе бы в этот концертный зал не пришли вообще. Да, это не значит, что эти люди будут продолжать ходить на концерты или захотят как-то расширить свой кругозор.

Да, может быть, то, что все знают о Денисе Мацуеве, замечательном пианисте и моем хорошем друге, но не все знают о Михаиле Плетневе – это плохо. Но ведь Плетнев от этого не стал менее гениальным. И потом, в любом случае, каждый слушатель, приходящий в зал, знает, зачем он приходит – и в соответствии с этим выбирает, кого из артистов ему хотелось бы послушать. Все равно, я думаю, это лучше, чем если те же люди в этот вечер пошли бы слушать попсу.

Вообще, смешение жанров – это не всегда плохо. Например, в последнее время мы ближе познакомились с Валерой Гроховским – он недавно записал фантастический двойной диск. На первом диске он просто играет Баха. А на втором играет того же самого Баха в сопровождении контрабаса и ударных, но ничего не изменив, только добавив какие-то мелизмы и ударения. Получился просто феноменальный Бах. Возможно, мы с ним сделаем что-то похожее и с виолончелью.

Или, например, Йо-Йо Ма – он ведь вообще играет все. И это человек, которого знают абсолютно все – в Америке, во всяком случае. Значит, это востребовано…

— Вы много и с удовольствием рассказываете о музыкантах своего поколения. А есть ли кто-то из музыкантов старше Вас, кого Вы могли бы назвать своим кумиром, на кого Вы равняетесь или равнялись?

— Ну, к тридцати годам, конечно, надо бы уже иметь собственное лицо. Но у кого-то, конечно, всегда стоит поучиться. Например, поучиться у Башмета правой руке. Такой правой руки нет ни у кого, у него самая лучшая смена смычка – и ничего с этим не сделаешь. Мне, кстати, как раз в Кронберге выпало счастье играть с ним квинтет Шостаковича – репетировали ежедневно целую неделю, и это было потрясающе. Там же удалось поиграть с Пресслером из Bozart trio, с одним из тончайших музыкантов, я считаю, и это тоже многое мне дало.

Кроме того, в этом контексте нельзя не сказать о педагогах, с которыми мне невероятно повезло. Я начинал у Веры Михайловны Бириной, которая, наверное, лучший наш детский педагог, хотя она до сих пор, по большому счету, не оценена по достоинству. Вообще, в России до сих пор лучшая детская школа – потому что на Западе вообще к детям другое отношение. Там никто с ними с палкой не сидит, они делают, что хотят. А с палкой иногда посидеть надо бы – чтобы добиться каких-то результатов.

Наталья Николаевна Шаховская – великолепный педагог и удивительный человек, который дал мне очень много во всех смыслах. И к тому, что, еще не закончив консерваторию, я стал учиться у Герингаса, она отнеслась с пониманием, и мы остались в дружеских отношениях. До сих пор, если мне надо что-то поиграть или нужна какая-то консультация - ее дом всегда открыт. Были разные жизненные ситуации, в которых она помогала и советом, и делом.

И, конечно, манера игры Герингаса в той или иной степени мне передалась, потому что он исключительно яркая индивидуальность. До сих пор я иногда, когда занимаюсь, ловлю себя на том, что кое-что делаю, как он.

— Что Вы расцениваете как более важный результат своей игры: эмоциональный посыл или техническое совершенство?

— Если говорить о записях, то иногда, если по настроению дубль получился хороший, то, я думаю, не надо его кромсать для того, чтобы переписать какую-то пару нечистых нот. Все ведь люди, с одной стороны, а с другой - никому не нужна механическая игра. Даже на концерте, когда слушаешь чью-то игру и нет какой-нибудь маленькой лажи – впечатление не то. Конечно, стабильность – это очень важно, и твои лажи не должны переходить каких-то границ, но в определенных пределах это вполне допустимо и даже привносит некий шарм в игру.

— Но, тем не менее, если на концерте происходит нечто непредвиденное, Вы расстраиваетесь?

— Всякое бывает. Но равнодушную игру на концерте слушатель не то, что не простит - просто забудет на следующий день, и все. А это не совсем то впечатление, которое хотелось бы оставлять после своих выступлений.

— Не так давно Вы были студентом, даже школьником, и не знали, что ждет Вас в будущем. Вам повезло, и Вы сумели стать солистом. Однако что Вы скажете тем, кто хочет отдать своих детей в музыкальную школу сегодня? Оглядываясь назад и вспоминая обо всех волнениях и трудностях на пути в профессию, как Вы считаете – оно того стоило?

— Прежде всего, музыканты это люди, у которых хобби совпадает с профессией. И в этом смысле нельзя забывать об удовольствии, которое мы получаем от своей работы, и которое, наверное, не всегда можно сравнить с тем, как относятся к своей работе люди других профессий.

Но, по большому счету это, конечно, огромный труд. Даже в «элитной», скажем так, школе имени Гнесиных, которую я закончил, все не так уж хорошо. Приблизительно восемьдесят процентов моих одноклассников сейчас работают не по профессии. Солистами до сих пор еще пытаются стать считанные единицы.

На Западе иначе – там все в основном готовятся стать артистами оркестра. Даже мой отец, который раньше работал в оркестре Московской филармонии, а сейчас работает в Испании - он состоявшийся оркестрант, в этом нет ничего зазорного, да и сам он очень рад, что работает в оркестре, переиграл столько замечательной музыки и не в самых плохих коллективах. А если ты еще и концертмейстер в западном оркестре – это совсем хорошо, тогда у тебя есть даже сольные концерты, ты человек состоявшийся, человек обеспеченный.

У нас ситуация постепенно меняется к лучшему, конечно, но слишком медленно. Поэтому, если говорить о детях – я бы подумал, прежде, чем отдать их в музыку. В нашей стране есть гораздо более простые и менее тернистые пути заработать деньги и добиться успеха. Музыка у нас нужна гораздо меньше, чем в Европе. Если человек хочет жить у нас в стране, наверное, классической музыкой заниматься рискованно. Хотя, если ребенок проявляет какое-то желание и какие-то выдающиеся способности, тоже грех на корню все это душить.

Я думаю, можно отдать ребенка учиться, а дальше уже ориентироваться по достижениям. Если лет в тринадцать-пятнадцать все это еще происходит против желания, то, наверное, лучше повернуть в какое-то другое русло.

— Из Вашего рассказа трудно понять, где Вы живете? Понятно, что музыкант-солист ведет отчасти бродячий образ жизни, но все же – какую страну Вы считаете своим домом?

— Год назад я закончил обучение в Германии и приехал сюда, потому что я хочу жить и играть в России. Я хочу ездить по нашей стране, и, вообще, комфортно я себя чувствую только здесь. Где бы я ни был на Западе, для меня все города и страны на одно лицо, вся заграница. Для меня есть «там», и есть «здесь».

Когда я только говорил о том, что собираюсь вернуться из Германии сюда, меня, конечно, все отговаривали: что ты делаешь, ты можешь остаться в Германии, жить там, работать спокойно… Я не могу. И мне кажется, что я все-таки прав, потому что здесь ситуация все равно меняется к лучшему, все равно музыкантам начинают платить за концерты какие-то деньги не только в Москве, но и в других городах.

И потом, сколько ребят, музыкантов из моего поколения, остаются здесь и ведут хоть какую-нибудь деятельность? Они ведь все уехали! И приезжают только от случая к случаю. В то же время, у меня есть какие-то задумки организационного порядка, которые вполне можно осуществить в России. Не то, что «кто же, если не мы», но ведь поле для деятельности действительно есть. К сожалению, со мной мало кто соглашается, и есть музыканты, которые на самом деле прекрасно себя чувствуют за границей. А я… Я не смог.

Беседовал Борис Лифановский

Борис Андрианов родился в 1976 году в семье музыкантов. Окончил школу-десятилетку имени Гнесиных, затем учился в Московской консерватории, класс профессора Н.Н. Шаховской и продолжил свое образование в Высшей школе музыки имени Ганса Эйслера, Германия в классе знаменитого виолончелиста Давида Герингаса.

С 1991 года он являлся стипендиатом программы «Новые имена», в рамках которой выступил во многих городах России, а также в Ватикане - резиденции Папы Иоанна Павла II, в Женеве - в представительстве ООН, в Лондоне - в Сент-Джеймском дворце.

В 16 лет он стал лауреатом первого Международного юношеского конкурса им. П.И. Чайковского, а спустя год получил первую и Гран-при на конкурсе в ЮАР.

В мае 1997 года Борис Андрианов совместно с пианистом Алексеем Гориболем стал лауреатом Первого Международного конкурса им. Д.Д. Шостаковича "Classica Nova" (Ганновер, Германия).

На VI Международном конкурсе виолончелистов М. Ростроповича в Париже (1997) Борис Андрианов стал первым представителем России, получившим звание лауреата за всю историю конкурса. Своим участием в 2000 году в Международном конкурсе имени Антонио Янигро в Загребе (Хорватия), где Борис Андрианов был удостоен I премии и получил все специальные призы, виолончелист подтвердил свою высокую репутацию, которая сложилась после XI Международного конкурса им. П.И. Чайковского (1998), где он завоевал III премию и Бронзовую медаль.

В 2003 году Борис Андрианов стал лауреатом I Международного конкурса имени Исанг Юна (Корея). В этом же году альбом Бориса Андрианова, записанный совместно с ведущим российским гитаристом Дмитрием Илларионовым, выпущенный американской фирмой DELOS, вошел в предварительный список номинантов премии "Грэмми".

Борис Андрианов имеет обширный концертный репертуар, выступает с симфоническими и камерными оркестрами, в их числе: оркестр Мариинского театра, Российский национальный оркестр, Академический симфонический оркестр Московской филармонии, Большой симфонический оркестр имени П.И. Чайковского, Государственный камерный оркестр джазовой музыки имени О. Лундстрема, Национальный оркестр Франции, филармонические оркестры Словении и Хорватии, камерные оркестры Берлина, Вены, Загреба, Польши и Литвы, Боннский оркестр имени Бетховена, оркестр Падуи.

Он также играл с такими известными дирижерами, как Валерий Гергиев, Владимир Федосеев, Марк Горенштейн, Павел Коган, Александр Ведерников, Давид Герингас,Роман Кофман и другими. Вместе со знаменитым польским композитором и дирижером Кшиштофом Пендерецким виолончелист неоднократно исполнял его Concerto Grosso для трех виолончелей и оркестра. Борис исполняет много камерной музыки, играя в ансамблях с такими музыкантами, как Юрий Башмет, Менахем Пресслер, Акико Суванаи, Жанин Янсен, Юлиан Рахлин.

Борис Андрианов выступает с концертами в лучших залах России, а также на престижнейших концертных площадках Голландии, Японии, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Словакии, Италии, Франции, ЮАР, Корее, Италии, Индии, Китая и других стран. В сентябре 2006 года он выступал г. Грозный. Это были первые концерты классической музыки в Чеченской Республике с момента начала военных действий.

Он был участником многих международных фестивалей, в их числе: Шведский Королевский фестиваль, Людвигсбургский (Германия), фестивали в Черво (Италия), Дубровнике (Хорватия), Давосе (Швейцария), фестиваль "Crescendo" (Россия). Постоянный участник фестиваля камерной музыки "Возвращение" (Москва).

В сентябре 2007 года диск Бориса Андрианова и пианиста Рэма Урасина был выбран английским журналом Gramophone как лучший камерный диск месяца.

В 2008 году в Москве состоялся первый в истории России виолончельный фестиваль, арт-директором которого является Борис Андрианов.

В марте 2010 прошел второй фестиваль, а осенью 2011 года и третий фестиваль "VIVACELLO", на которых выступили такие выдающиеся музыканты, как Наталия Гутман, Юрий Башмет, Миша Майский, Давид Герингас, Стивен Иссерлис, Александр Рудин, Юлиан Рахлин, Сергей Накаряков и многие другие артисты. За этот проект в 2009 году Борис был награждён премией правительства РФ в области Культуры. В том же году он начал преподавать в Московской консерватории.

Интересен тот факт, что с 2005 года Борис играет на уникальном инструменте работы Доменико Монтаньяна из Государственной Коллекции уникальных музыкальных инструментов. На данном инструменте в свое время играл великий князь Михаил, родной брат императора Александра I.

Родился в 1976 г. в семье музыкантов. Закончил Московский музыкальный лицей им. Гнесиных (класс В. М. Бириной), затем учился в МГК им. П. И. Чайковского (класс народной артистки СССР профессора Н. Н. Шаховской), продолжил свое образование в Высшей школе музыки им. Х. Айслера (Германия) в классе знаменитого виолончелиста Д. Герингаса.

В 16 лет он стал лауреатом I Международного юношеского конкурса им. П. И. Чайковского, а спустя год получил I премию и Гран-при на конкурсе в ЮАР.

С 1991 г. Борис являлся стипендиатом программы "Новые Имена", которую представлял с концертами во многих городах России, а также в Ватикане - резиденции Папы Иоанна Павла II, в Женеве - в представительстве ООН, в Лондоне - в Сент-Джеймском дворце.

В мае 1997 г. Б.Андрианов совместно с пианистом А. Гориболем стал лауреатом I Международного конкурса им. Д. Д. Шостаковича "Classica Nova" (г. Ганновер, Германия). В 1998 г. на XI Международном конкурсе им. П. И. Чайковского виолончелист завоевал III премию и Бронзовую медаль. 2000 г. принес победу в Международном конкурсе им. А. Янигро в Загребе (Хорватия), где Борис Андрианов был удостоен I премии и получил все специальные призы. В 2003 г. виолончелист стал лауреатом I Международного Конкурса им. Исанг Юна (Корея).

Борис Андрианов был участником многих международных фестивалей, в их числе: Шведский Королевский фестиваль, Людвигсбургский фестиваль, фестиваль в г. Черво (Италия), фестиваль в г. Дубровнике (Хорватия), Давосский фестиваль, фестиваль "Crescendo" (Россия). Постоянный участник фестиваля камерной музыки "Возвращение" (г. Москва).

В 2003 г. альбом Бориса Андрианова, записанный совместно с ведущим российским гитаристом Дмитрием Илларионовым, выпущенный американской фирмой DELOS, вошел в предварительный список номинантов премии "Грэмми". В сентябре 2007 г. диск Бориса Андрианова и пианиста Рэма Урасина был выбран английским журналом Gramophone как лучший камерный диск месяца.

Борис Андрианов является идейным вдохновителем и руководителем проекта "Поколение звезд", в рамках которого проводятся концерты молодых талантливых музыкантов в разных городах и регионах России. В конце 2009 г. Борис был награждён премией правительства РФ в области Культуры за этот проект. Также Борис Андрианов является арт-директором первого в истории России виолончельного фестиваля "VIVACELLO", вот уже несколько лет собирающего таких выдающихся музыкантов, как М. Майский, Д. Герингас, Ю. Рахлин и другие. С конца 2009 г. Борис преподает в Московской консерватории.

Борис Андрианов выступает с концертами в лучших залах России, а также на престижнейших концертных площадках Голландии, Японии, Германии, Австрии, Швейцарии, США, Словакии, Италии, Франции, ЮАР, Корее, Италии, Индии, Китая и других стран. Сотрудничает с такими известными дирижерами, как В. Гергиев, В. Федосеев, М. Горенштейн, П. Коган, А. Ведерников, Д. Герингас, Р. Кофман. Вместе со знаменитым польским композитором К. Пендерецким Борис Андрианов неоднократно исполнял его Concerto Grosso для трех виолончелей и оркестра.

Борис много внимания уделяет камерной музыке. Его партнерами были такие артисты как Ю. Башмет, М. Пресслер, А. Суванаи, Ж. Янсен, Ю. Рахлин и другие талантливые музыканты.
С 2005 г. Борис играет на уникальном инструменте работы Доменико Монтаньяна из Государственной Коллекции уникальных музыкальных инструментов.

Прямым текстом:

«Мое сердце отдано красно-белым цветам навсегда. У меня есть друг, с которым мы раньше вместе болели за «Спартак». Но он уехал жить в Англию и теперь болеет за «Арсенал». Я этого понять не могу. Говорю ему: «Как ты можешь? Это же все равно, что предать родную мать!». По-моему, рядом с любимым клубом нужно быть всегда: и в радостные дни, и в трудные. От всей души желаю "Спартаку" успехов.

"Надеюсь, что в этом году возродится прежний "Спартак", и мы выиграем десятое чемпионство в России. Для меня стало огромным и очень приятным сюрпризом то, что родной клуб предоставил мне возможность посещать все его домашние матчи. Мое сердце отдано красно-белым цветам навсегда. У меня есть друг, с которым мы раньше вместе болели за "Спартак". Но он уехал жить в Англию и теперь болеет за "Арсенал". Я этого понять не могу. Говорю ему: "Как ты можешь? Это же все равно, что предать родную мать!" По-моему, рядом с любимым клубом нужно быть всегда: и в радостные дни, и в трудные. От всей души желаю "Спартаку" успехов в этом сезоне.

Чаще ходить на стадион: и сейчас в Лужники, и когда построим наш, спартаковский. Как музыкант, прекрасно знаю, что гораздо приятнее играть при полном зале. Так же и команде - при заполненных трибунах", - приводит слова Андрианова официальный сайт "Спартака".


О праздновании Нового года в одиночестве во дворе детства, рае для детей на «Автозаводской», скучных сетевых ресторанах и X Фестивале виолончельной музыки Vivacello.

Я родился…

В Новогиреево. Но бабушка с дедушкой жили в Большом Кондратьевском переулке, недалеко от метро «Белорусская», туда же вскоре переехали и мы с мамой, так что воспоминаний о Новогиреево у меня осталось мало, а вот Пресненский район - это была моя вотчина. Садовое кольцо - «Маяковская» - площадь Восстания - улица Баррикадная по Красной Пресне до 1905 года - Пресненский Вал, переходящий в Грузинский, до «Белорусской» - и от «Белорусской» по улице Горького… Это была «моя деревня». А в соседнюю «деревню», за пределы этого периметра, я не ходил. Да и времени не было - надо было на виолончели играть…

Мне очень повезло: в Большом Кондратьевском были и мой детский сад, и моя начальная школа, все было рядом с домом бабушки и дедушки. Компактно так. Несколько лет назад я даже специально пошел один в мой бывший двор встречать Новый год - не от плохой жизни, а чтобы проникнуться. Застолье, речь президента - это все как-то отвлекает. А хочется сосредоточиться, подвести итоги, подумать о будущем. Семье я сказал, что иду в гости, а сам в Большой Кондратьевский, в родовое, можно сказать, гнездо. Святые места. Дедушки с бабушкой давно нет, квартиру эту продали еще раньше… Но мы до сих пор время от времени собираемся с моими здешними друзьями и однокашниками - выпускниками 22-й спецшколы.

Сейчас живу…

В районе Университетского проспекта - уже лет шесть. Не знаю, как здесь было раньше, но сейчас мне очень нравится. Прекрасный зеленый район, я тут бегаю. С одной стороны, ты вроде в городе, но при этом можно - пешком, бегом, на велосипеде, как угодно - до самого центра добраться, ни разу не выходя на проспекты. Воробьевы горы, Крымский Вал, парк Горького, Нескучный сад, «Музеон», Бульварное кольцо… такой зеленый пояс. Дворец пионеров - там вообще какой-то Гайд-парк, сплошные овраги. На смотровой площадке и вокруг университета - просто лес. Очень хорошо гулять. Зимой - на лыжах.

Люблю гулять…

По центру сейчас приятно прогуляться. С друзьями встречаюсь в основном в центре. Друзья у меня делятся на две категории: музыканты и немузыканты, но независимо от категории в основном у всех все сосредоточено в районе Никитской и Никитского бульвара. И там много симпатичных заведений. Поэтому, назначив встречу на Никитской, почти наверняка увидишься с кем-то еще, а потом еще, и неизвестно, куда тебя в итоге заведет эта череда встреч.

Нелюбимый район…

Таких, пожалуй, нет. Сейчас везде становится, по-моему, неплохо. Хотя, помню, мне как-то довелось ехать через Гольяново - и было как-то страшновато. Вот там я бы не рискнул гулять. А по молодости лет моя личная жизнь как-то складывалась в основном по зеленой ветке - туда девушек провожал. Речной, Домодедово… Попадались мрачноватые районы, например Царицыно, но сейчас это прекрасный район. Борисовские пруды - и опять же, сейчас там прекрасно. Понастроили разных парков и торговых центров, чтобы люди имели возможность у себя в районе культурно отдохнуть. Недавно мы с друзьями были в каком-то торговом центре на «Автозаводской» - там просто рай для детей! И для взрослых масса придумок, какие-то квесты круглосуточные. Так что идея децентрализации города, на мой взгляд, была, в общем, правильная.

В бары и рестораны хожу…

Что вышеупомянутая Никитская предлагает, туда и ходим. «Маяк», конечно, это навсегда. Раньше ходили еще в ЦДЛ, теперь не ходим. А еще в Кинотеатре повторного фильма была классная атмосфера, такой советский дизайн, но потом какие-то рэкетиры выгнали оттуда владельцев… Сейчас много стало кругом каких-то одинаковых американских сладостей, сетевых заведений - это мне не очень нравится. Еще, говорят, «Рюмочная» на Большой Никитской закрылась - пишут, что на ремонт; но мы протестуем. Требуем ее скорейшего открытия. На Чистых прудах был прекрасный ресторан «Ностальжи» - тоже закрылся…

Новое для меня место, чем-то похожее на Питер, на Чистых: Хохловский переулок, Чистопрудный бульвар, весь этот район прекрасный. «Петрович» и прочие симпатичные заведения… Жалко, когда закрываются хорошие места, которые существовали десятилетиями. Радует, когда новые места открываются, сохраняя традиции. В Москве вообще-то такая культура общепита, что либо не подступиться - так все напыщенно и дико дорого, причем неоправданно, либо сетевые - и ты уже знаешь, чего ждать, и уже неинтересно. Мало мест с выдумкой. Вот в Питере ситуация обратная. Идешь по улице - о! надо сюда зайти, и сюда, и сюда… И дизайн какой-то занятный, и названия прикольные, и атмосфера душевная. А в Москве то опасаешься, что фейсконтроль не пройдешь и тебя выставят вышибалы, то с инструментом не пускают, то настойчиво предлагают сдать вещи в гардероб. Сервис далеко не всегда однозначно хорош, так что ходишь в проверенные места.

Место, в которое все время собираюсь, но никак не могу доехать…

Сегодня вот прибыл на Курский вокзал, подъезжая, посмотрел в очередной раз на Artplay- выглядит очень круто и креативно, как-то очень хочется там погулять. Прошлой зимой наконец добрался в «Сокольники» - до этого меня никак туда не заносило. Теперь вот хочу посмотреть, что происходит с Филевским парком - наверное, тоже много всего интересного.

Главное отличие москвичей от жителей других городов…

Не могу сказать, что я, будучи москвичом, являюсь фанатом здешнего контингента. Мне бы хотелось, чтобы наш город всегда выглядел так, как во время чемпионата мира по футболу. Много радостных, без комплексов, лиц, как это бывает в Лондоне в пятницу и субботу вечером, какой-то прекрасный дух свободы, по-хорошему безбашенной анархии. Хотелось бы, чтобы туристы приезжали и не ходили группами под зонтиком. Очень многие приезжают в Москву на заработки, и это превращает здешнюю жизнь в гонку на выживание. Все говорят про бешеный ритм в Москве, но я его чувствую, только когда я за рулем. А так в основном ты замкнут в своем кругу, а он у меня везде более или менее одинаков.

В Москве лучше, чем в Нью-Йорке, Берлине, Париже или Лондоне…

Москва - очень просторный, широкий город. Имперские проспекты, прекрасная иллюминация. Наверное, столица такой и должна быть. Конечно, все эти сезонные украшения города… ну, в общем, это дело вкуса, кто-то недоволен, кому-то нравится. Но правы те, кто говорит, что, стоит лишь немного отъехать от Москвы, всех этих красот днем с огнем не найти, и что в окраины тоже неплохо бы инвестировать. Москва шикует, что называется, не по карману. Но если не вдаваться в подробности и истоки, то выглядит город в целом красиво. И здесь еще остались какие-то заповедные уголки - хотелось бы, чтобы они такими и остались, а если бы менялись, то бережно и аккуратно.

В Москве изменилось…

Появилось много приятных точек, мест, пешеходных зон, разных интересных пространств. Транспортная система сильные изменения претерпела - ну, это статистики должны потом проанализировать, что и как и насколько это результативно. Пока эти изменения идут - все недовольны, а на выходе - вроде красиво стало. Время, конечно, покажет, но света много, ходить приятно стало, на машине едешь - тоже приятно, и на велосипеде.

Что касается культурной жизни - тоже очень много всего: новые залы, галереи, клубы, везде концерты, выставки… Мне все эти изменения, по большому счету, нравятся.

В этом году международный фестиваль виолончельной музыки Vivacello состоится уже в десятый раз…

Уже сам факт того, что фестиваль проводится в десятый раз, говорит о многом - значит, это кому-то нужно. Это уже достижение. К нам за эти годы приехало много музыкантов, которые до этого никогда не выступали в Москве - или выступали уже очень давно, и московская публика может услышать выдающихся исполнителей и сравнить их с теми, кто уже, скажем так, приелся, как, например, ваш покорный слуга.

В программе этого года особенно важно…

К каждому фестивалю Vivacello пишется специально какое-то новое сочинение, это важный для нас момент: мы таким образом способствуем пополнению виолончельного репертуара. Среди тех, кто уже посвятил фестивалю свои произведения, такие авторы, как Кшиштоф Пендерецкий, Алексей Рыбников, Вангелис, Антони Жирар, Павел Карманов, Александр Розенблат. В этом году ключевое событие - мировая премьера сочинения Гии Канчели, который в свои 83 года нашел силы и время, чтобы написать для нас произведение крупной формы - концерт «Т - S - D» для виолончели с оркестром. Он прозвучит в программе концерта-открытия фестиваля 11 ноября в «Зарядье». А еще мы приглашаем всех московских виолончелистов - порядка ста человек будут задействованы в Фестивальном виолончельном оркестре, выступление которого состоится на том же концерте 11 ноября. Это тоже довольно уникальный, по редкому поводу собирающийся состав, дирижировать этим действом будет Давид Герингас, как и на первом нашем фестивале десять лет назад. Этим мы уж точно надеемся удивить слушателей.

14 ноября у нас будет прекрасный концерт камерной музыки в Концертном зале имени Чайковского. В нем примут участие молодые солисты с мировой известностью, настоящие звезды - замечательные скрипачи Кристоф Барати и Борис Бровцын, альтист Максим Рысанов, виолончелист Данжуло Ишизака, пианист Филипп Копачевский. Этот концерт ни в коем случае нельзя пропускать, а мне он доставит еще и огромное личное удовольствие от того, что я встречусь с ними в жизни и на сцене, поскольку в таком составе мы не играли еще ни разу. Этот концерт мы на следующий день повторим в Петербурге в рамках Культурного форума. Кстати, за пределы Москвы Vivacello выберется впервые.

17 ноября в Мультимедиа Арт Музее выступит немецкий дуэт Deep Strings: изумительный виолончелист Штефан Браун, который играет на этом инструменте в совершенно необычном жанре - импровизация, джаз, фьюжн, рок, электроника и вообще все что угодно, и его жена Анне-Кристин Шварц, она тоже играет на виолончели и поет. Это будет очень красивый концерт. Спешите купить билеты, зал маленький! Так же, как и 21-го числа - малый зал «Зарядья», где в первом отделении будет звучать виолончельная музыка Баха, а во втором мы покажем, как прекрасно она ложится на джаз. Такие опыты музыкантами, в принципе, уже предпринимались, но программа, которую сделал Леонид Винцкевич, уникальна. Недавно мы проехались с этой программой по пяти российским городам в рамках фестиваля «Джазовая провинция», и везде люди подходили с совершенно восторженными отзывами и «в воздух чепчики бросали». В скором времени мы запишем диск с этой музыкой, и это какой-то неоценимый для меня опыт, очень этого жду.

И, наконец, закрытие фестиваля. 23 ноября в Концертном зале Чайковского будут звучать знаменитый Тройной концерт Бетховена и симфоническая поэма «Дон Кихот» Рихарда Штрауса для виолончели, альта, симфонического оркестра - и чтеца. Тут мы пошли на небольшой эксперимент, включив сюда художественное слово: известный актер и мой большой друг Артур Смольянинов будет читать отрывки из книги Сервантеса «Дон Кихот», чего на моей памяти никто еще не делал. А странно - в произведении Штрауса есть конкретные названия вариаций с обозначением того, что происходит в этот момент. Думаю, у нас должно получиться очень здорово.

В этом году впервые концерты фестиваля пройдут в концертных залах «Зарядья»…

Я пока там не был, но отзывы слышу самые хорошие. И выглядит зал, конечно, совершенно бомбически. Жду встречи с этим прекрасным местом.

На какие концерты обязательно нужно попасть…

На все. Вот если бы наш фестиваль проходил, как я мечтаю, три недели, и каждый день в его программе было бы по пять событий - я бы тогда мог выделить какие-то highlights. Но поскольку у нас всего пять вечеров, то мы вкладываем всю душу, чтобы эти вечера были топового уровня. Так что я советую прийти на все наши концерты, тем более что они все очень не похожи друг на друга. Каждый раз это какие-то уникальные сочетания музыкантов и программ, премьеры и редко исполняемые вещи. В любом случае это будет праздник музыки и со всего мира съедутся лучшие виолончелисты, да и не только виолончелисты.