Сознание и самосознание (3) - Доклад. Сознание и самосознание

Осознание человеком мира не сводится к отображению лишь внешних объектов. Фокус сознания может быть направлен и на самого субъекта, на его собственную деятельность, его внутренний мир. Такое осознание человеком самого себя получило в психологии статус особого феномена - самосознания.

Самосознание представляет собой сложный психический процесс, сущность которого состоит в восприятии личностью многочисленных образов самой себя в различных ситуациях деятельности и поведения, во всех формах взаимодействия с другими людьми и в соединении этих образов в единое целостное образование-представление, а затем в понятие своего собственного "Я" как субъекта, отличающаяся от других субъектов.

В отличие от сознания самосознание ориентировано на осмысление человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своей позиции в обществе Если сознание является знанием о другом, то самосознание - знанием человека о самом себе. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания.

Самосознание связано со способностью к рефлексии, к взгляду на себя как бы "сбоку". Как объект самопознания личность - это человек, каким он ощущает, наблюдает, чувствует себя, каким он известен себе и каким оно воспринимается, мыслится, с ее точки зрения, другими. Благодаря самосознанию человек осознает себя как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Она становится явной не только для других, но и для себя.

Самосознание не является чем-то аморфным, она имеет свою собственную структуру. С одной стороны, в ней можно выделить систему психических процессов, связанных с самопознанием, переживанием собственного отношения к себе и регулированием собственного поведения. С другой стороны, можно говорить о системе относительно устойчивых образований личности, которые возникают как продукты этих процессов. Так, через самопознание человек приходит к определенному знанию о самом себе. Эти знания входят в содержание самосознания как его сердцевина. Сначала они выступают в виде отдельных ситуативных, нередко случайных образов себя, возникающих в конкретных условиях общения и деятельности. Далее эти образы интегрируются в более или менее целостное и адекватное понятие о собственном "Я".

Однако любой объект познания, а человек в этом качестве и подавно, не является исчерпывающим. Поэтому самопознание, как и всякая другая форма познания не приводит к конечному, абсолютно завершенному знанию. Относительность знаний о себе обусловлена постоянными изменениями во времени реальных условий жизнедеятельности и самого человека. Часто прослеживается расхождение между реальными изменениями человека и тем, что отражено им в образе самого себя, когда новое в психическом развитии еще не стало содержанием его знания. Недостаточно ясно осознавая то новое в себе, что появилось, человек как бы с опозданием его "открывает" и к тому времени пользуется старыми знаниями о себе, старыми оценками, хотя они на самом деле уже не соответствуют содержанию нового психологического образования и объективном его проявления.

Самопознание всегда страстное. Отражая реальное бытие личности, делает это не зеркально. Это еще одна причина того, почему представления человека о самом себе не всегда адекватное. Например, мотивы, которые человек выдвигает, обосновывая перед другими людьми и перед собой свое поведение (даже и тогда, когда он стремится правильно осознать свои побуждения и субъективно вполне искренен), далеко не всегда отражают эти побуждения, реально предопределяют ее действия.

Переживание различных эмоций, сопровождающих процессы самопознания, формируют у человека отношение к себе. Знание о себе, соединенное с определенным отношением к себе, составляет самооценку личности.

В современной психологической науке различают несколько видов самооценки. Они отражают особенности объектов оценивания, их сложность, а также некоторые качественные и количественные характеристики самой оценки. В зависимости от того, что подлежит оцениванию - отдельные стороны личности, конкретные свойства, которые проявляются только в некоторых особых видах деятельности, или личность в целом, - различают два вида самооценки: глобальную, под которой понимают общую недиференційовану самооценку личности, и частичная, которая относится к разным уровням познания свойств личности. Еще одним основанием для выделения видов самооценки является такая ее характеристика, как адекватность. Согласно степени адекватности обычно различают два вида самооценки: адекватную и неадекватную. В свою очередь неадекватная самооценка по отношению к эталону, с которым она сравнивается, может быть завышенной или заниженной.

Самооценки человека формируются под воздействием различных факторов. Это и сравнение образа реального "Я" с образом идеального "Я", то есть с представлением о том, каким человек хотел бы быть. Это и присвоения человеком тех оценок и стандартов, которые она получает от других людей, в первую очередь от своего ближайшего окружения. И, наконец, это успешность действий человека - как реальная, так и мнимая. Независимо от того, лежат ли в основе самооценки собственные суждения человека о себе или интерпретации суждений других людей, индивидуальные идеалы или культурно заданные стандарты, всегда носит субъективный характер.

Содержание знаний человека о себе и отношение к себе с начальных этапов формирования имеют свой "выход" через процесс саморегулирования и самоорганизации личностью своего поведения. Этот процесс характеризуется специфической активностью, направленной на соотнесение поведения личности с требованиями ситуации, ожиданиями других людей, на актуализацию психологических резервов соответственно особенностям ситуации общения, межличностного взаимодействия. Обязательной чертой саморегулирования является постоянное внутреннее оценивание протекания акта поведения, которое соотносится с прямым или предполагаемым оцениванием Его другими людьми.

Функцию корректировки действий или вербальных компонентов поведения в саморегулировании выполняет механизм самоконтроля, что составляет внутренний отчет личности о соотнесенность мотива, цели действия и его хода. Механизм самоконтроля проявляется в готовности перевести действие в другое русло, внести в нее дополнительные элементы. Это как бы общение внутри самой личности - между личностью в действии и личностью, что планирует действие с определенной целью.

Розрізнюючи сознание и самосознание, стоит заметить, что, несмотря на специфику проявлений, разделить их можно только в абстракции, поскольку в реальной жизнедеятельности человека они внутренне едины В процессе сознания самосознание присутствует в форме осознавания отнесенности акта сознания именно к своему "Я", а процессы самосознания могут осуществляться только на основе сознания. Человек не только осознает воздействие объектов реального мира и своими переживаниями проявляет отношение к ним, а, выделив себя из этого мира и противопоставляя себя ему, осознает себя как своеобразную личность и определенным образом относится к себе.

Сознание и самосознание

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Сознание и самосознание
Рубрика (тематическая категория) Культура

Сознание предполагает выделœение субъектом самого себя в качестве носителя определœенной активной позиции по отношению к миру. Это выделœение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей и составляет то, что называют самосознанием . Самосознание может проявляться на различных уровнях и в разных формах. Первая из его форм должна быть названа самочувствием . Это - элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир вещей и людей. Уже простейший акт восприятия внешнего мира предполагает определœенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел, а также изменения, происходящие в его телœе, в отличие от того, что совершается во внешнем мире. Следующий, более высокий уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, какой-либо культуре или социальной группе. И, наконец, самый высокий уровень развития этого процесса - возникновение сознания ʼʼяʼʼ как совершенно особого образования, похожего на ʼʼяʼʼ других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого, могущего совершать свободные поступки и нести за них ответственность.

При этом самосознание - не только разнообразные формы и уровни самопознания. Это также всœегда самооценка и самоконтроль. Самосознание предполагает сопоставление себя с определœенным, принятым данным человеком идеалом ʼʼяʼʼ, вынесение некоторой самооценки и - как следствие - возникновение чувства удовлетворения или неудовлетворения собой.

Деятельность сознания и самосознания находятся в неразрывной связи, хотя это и невсœегда четко осознается. Основным свойством сознания является интенциональность, ᴛ.ᴇ. направленность на предметы. Самосознание в данном случае оказывается как бы ʼʼнеявнымʼʼ. Оно активизируется в то время, когда деятельность с внешнего мира переключается на феномены самого сознания. Эта деятельность носит название рефлексии . Важно отметить, что рефлексия, как правило, не просто осознание того, что есть в человеке, а всœегда одновременно и переделка самого человека, попытка выхода за границы того уровня развития личности, который был достигнут.

Итак, под самосознанием обычно принято понимать познание и оценка человеком самого себя как мыслящего, действующего и чувствующего субъекта. Но понятие самосознания шире самопознания. На это обращал особое внимание С.Л.Франк. Заостряя свою мысль, он подчеркивал, что ʼʼсамосознание не есть ни самопознание , ни познание своей душевной жизни ʼʼ. Ведь мы говорим, к примеру, о появлении самосознания у ребенка не тогда, когда он занят познанием своих состояний души, или своего ʼʼяʼʼ, а когда мы подметили непосредственное присутствие в его сознании момента ʼʼяʼʼ, ᴛ.ᴇ. когда в нем мир его личности как особого единства отделяется от предметного мира. Стало быть, самосознание - это прежде всœего наша ʼʼсамостьʼʼ, наше ʼʼяʼʼ. Выразить его своеобразие довольно трудно, ибо оно не есть чистое, абсолютное единство, абстрактная, бессодержательная точка центра душевной жизни; оно сложно, изменчиво и имеет определœенное содержание. Это как бы ʼʼядроʼʼ душевной жизни, центральная часть ее пламени. Это - место, откуда ведется управление душевной жизнью, место, где сосредоточена направляющая энергия сознания.

Проблема самосознания тесно связана с установлением идентичности, ибо человек - это существо, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ спрашивает себя, существует ли он на самом делœе и что он такое есть. Для этих целœей служит идентификация как познавательная операция, выявляющая его индивидуальную самость. Значит, личностная идентичность - это не тождественность разных людей: личность должна быть идентифицирована только с самой собой. По этой причине идентичность, по сути дела, не что иное, как проблема границ человеческого Я.

В классической философии утверждалось, что только тождественное сознание делает человека для себя одним и тем же, только тождественное сознание является гарантом тождества личности. ʼʼПоскольку сознание всœегда сопутствует мышлению, - писал Дж.Локк, - и определяет в каждом его Я, то именно в сознании и состоит тождество личности, ᴛ.ᴇ. тождество разумного существа. И насколько это сознание должна быть направлено назад, к какому-нибудь прошлому действию или мысли, настолько простирается тождество этой личностиʼʼ. И когда тождество самосознания нарушается, мы вправе говорить о двух личностях. ʼʼВ случае если для одного и того же человека, - указывал З.Фрейд, - возможно в различное время иметь отдельные, не сообщающиеся друг с другом сознания, то нет сомнения, что один и тот же человек в разное время может образовывать разные личностиʼʼ.

При этом последующий опыт психоанализа и постмодернизма поставил под сомнение традиционное представление о личности, которая равна себе самой, о наличии центра, который ʼʼдержитʼʼ эту идентичность, о критериях обнаружения такого центра. Это новое понимание тождественности Я связано с представлением о диалогической природе сознания. Дело в том, что сам факт моего сознания предполагает выход за его собственные пределы, отношение к сознанию ʼʼсо стороныʼʼ. Как указывал М.М.Бахтин, существование индивидуального Я предполагает ситуацию ʼʼвненаходимостиʼʼ. Разрабатывая метафизику персонологии, Э.Левинас писал: ʼʼПодлинная жизнь личности совершается как бы в точке несовпадения человека с самим собой, в точке выхода за пределы всœего, что он есть как внешнее бытие...ʼʼ. В итоге делается вывод, что унитарная, единая, целостная личность является своего рода идеализацией.

Постмодернисты еще более радикализируют эту позицию. Ж.Деррида вообще ставит под сомнение понятие самотождественности, ᴛ.ᴇ. идентичности. По его мнению, идентифицировать можно только различное, в связи с этим идентичность есть функция дифференциации. Близок к его точке зрения и Ж.Лакан. В целом же постмодернизм понимает личность как множественную, всœегда находящуюся в движении и становлении, а не как строго фиксированную, унитарную и устойчивую.

Фрагментарность личности и внутренняя расколотость ее сознания рассматриваются Ж.Делœезом и Ф.Гваттари как естественный аналог ʼʼразорванностиʼʼ общества. И поскольку граница между нормой и безумием весьма условна, то всякая ʼʼнормальностьʼʼ как вид социального компромисса должна быть отвергнута. По этой причине шизофрения как высшая форма безумия принято понимать французскими философами в качестве главного освободительного начала и главной революционной силы общества.

Все это говорит о том, что феномен самосознания оказывается весьма сложным и многообразным, находящимся в непростых отношениях с сознанием и душевной жизнью вообще.

Сознание и самосознание - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сознание и самосознание" 2017, 2018.

  • - YI.3. Сознание и самосознание человека

    В человеке совмещаются такие противоположные начала как тело (биологическое начало) и «душа» (духовное, психическое начало). Как уже отмечалось выше, человек – выходец из животного мира, существо, подчиняющееся биологическим закономерностям. Вместе с тем, он владеет... .


  • - СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

    План. Лекция 2. Проблема признака в дифференциальной психологии. Психологические типы. Основных векторов развития эмоциональной сферы. 1. количественные и качественные изменения, изменение функций эмоций развитие способности к... .


  • - СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

    (продолжение) Мышление– социально обусловленный, неразрывно связанный с речью психический процесс поисков и открытия существенно нового, процесс опосредованного и обобщенного отражения действительности в ходе ее анализа и синтеза. (А.В. Петровский). Классификация... .


  • - Сознание и самосознание

    у Эриха Фромма в книге «Кредо» есть такие слова: «Человек - продукт есте­ственной эволюции, он - часть природы, но, наделенный разумом и самосо­знанием, он превосходит ее». Принадлежность человека ко всему живому пре­имущественно выражена через бессознательное, о котором... .

    Сознание (структура):память,эмоции,воля,внимание,интелект,мышление. РОЛЬ СОЗНАНИЯ В МЫСЛИТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ- РУКОВОДЯЩАЯ И ОЦЕНИВАЮЩАЯ, ЭКСПЕРТНАЯ. Если сознание - эксперт, значит, оно мыслит, анализирует, но иначе, чем тот участок мозга, работу которого оно оценивает. Можно... .


  • Структура сознания. Основные характеристики сознания. Развитие сознания в онтогенезе. Понятие самосознания. Развитие самосознания и «Я-концепция».
    Сознание и самосознание

    Сознание - высшая, свойственная человеку форма обоб­щенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

    Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В созна­ние человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

    Выделяют следующие свойства сознания:


    • построение отношений,

    • познание

    • переживание.
    Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира , а основной функцией эмоции - формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям . В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания , образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

    Сознание развивается у человека только в социальных кон­тактах и возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко):

    1. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:


    • биодинамические свойства движений, опыт действий;

    • чувственные образы.
    2. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

    • значение - содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения - понятия;

    • смысл - субъективное понимание и отношение к ситуации, информации.

    Основные характеристики сознания:


    1. Активность – избирательность психического отражения, дифференциация психических образов по степени значимости для субъекта.

    2. Интенциональность – направленность сознания на объект, предмет, образ.

    3. Рефлексивность – способность к критическому самонаблюдению за своим состоянием.

    4. Мотивационно – ценностный характер сознания.

    Сознание

    Бессознательное

    Актуальное сознание

    Рефлексивное сознание


    Самосознание

    Самосознание – высший вид сознания, возникший как результат развития самосознания (С. Л. Рубинштейн) Эпицентром сознания является сознание собственного «Я» (самосознание).

    Самосознание - это осознание индивидом своей физиче­ской, интеллектуальной, личностной специфики, националь­ной и профессиональной принадлежности, места в системе общественных отношений.

    Образ «Я», или самосознание (представление о себе), не воз­никает у человека сразу, а складывается постепенно, на протяже­нии его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по B.C. Мерлину):

    1. Сознание отличия себя от остального мира.

    2. Сознание «Я» как активного начала субъекта деятельно­сти.

    3. Сознание своих психических свойств, эмоциональные самооценки.

    4. Социально-нравственная самооценка, самоуважение, ко­торое формируется на основе накопленного опыта общения и деятельности.

    В структуре самосознания можно выделить:

    1. Осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»).

    2. Осознание своих реальных и желаемых качеств («Реаль­ное Я» и «Идеальное Я»).

    3. Познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»).

    4. Эмоциональное, чувственное представление о себе.

    Кроме самопознания (интеллектуальный аспект познания се­бя), самоотношения (эмоциональное отношение к самому себе), самооценки (оценку самого себя) самосознание включает в себя:

    * отношение к другим людям;

    * ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).


    Отношение к другим людям, осознание этого отношения включают в себя:

    1. Эгоцентрический уровень отношений: отношение к себе как самоценности влияет на отношение к другим людям («Ес­ли мне помогают, то - хорошие люди»).

    2. Группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит к моей группе, он - хороший»).

    3. Просоциальный уровень («Другой человек - это само­ценность, уважай и прими другого человека таким, каков он есть. Поступай с другим так, как бы ты хотел, чтобы поступи­ли с тобой»).

    4. Эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек находится в определенном соотнесении с духовным миром, с Богом. Милосердие, совесть, духовность - главное в отношении к другому человеку»).
    Структура сознания человека:

    Структура сознания - это единство элементов целого и их связей. Для структурного анализа сознания поэтому необходимо выявить все его элементы, их взаимообусловленность между собой и связь с целым, которым и является сознание.

    Все формы психического отражения являются частями целого, которое входит в структуру сознания человека. Значит, три категории психических явлений (психические процессы, состояния и свойства личности) также входят в структуру индивидуального сознания. Этот факт и обуславливает общие качества сознания, которые называют его динамичностью и константностью , взаимодействие которых и определяет диалектику сознания личности.

    Константность сознания - это относительная его неизменчивость, устойчивость и, главное, преемственность, определенная памятью. Как правило, «мое сознание» сегодня - это во многом то же сознание, что и вчера. Константность сознания обусловливается психическими состояниями и особенно свойствами личности. Динамичность же сознания - это его изменяемость, развиваемость, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состояниях и в изменении свойств личности.

    Следует, однако, отметить, что каждый акт сознания как целостный, константный и ограниченный в течение этого длительного и динамичного потока сознания всегда содержит в себе три компонента: познание, переживание и отношение . Каждый из этих элементов в различных актах сознания может играть определенную роль. Однако сущность сознания в том и заключается, что все эти три момента всегда сплавлены в любом психическом акте в их неразрывном единстве . Так, познание - это процесс приобретения в ходе общественно-практической деятельности истинных знаний об объективном мире. Познание есть отражение человеком природы. Элементарной формой познания является ощущение , высшей - творческое мышление .

    Знания - это целостная и систематизированная совокупность понятий, усвоенных человеком. Психологически в основе знаний лежат мышление и память . Но знания человека включают в себя и первосигнальные ощущения, свойственные и животным. Последние лежат в основе процесса узнавания, свойственного и человеку, хотя и приобретающего у него более сложную форму и тесную связь с усвоением.

    Отметим, что усвоение - это психическое явление, в структуру которого входят понимание, запоминание и возможность активного использования определенных сведений, включаемых в систему понятий. Переживание - это одна из форм, один из компонентов сознания, не содержащий образа отражаемого или мыслей о нем, а отражающий реальный мир в форме удовольствия или неудовольствия (сострадания), напряжения или разрешения, возбуждения или успокоения. Эти три пары переживаний обычно рассматривают как простейшие эмоции, которые входят в более сложные эмоции и чувства.

    Отношение - (последний) компонент акта сознания; в нем проявляется активность последнего и его обратная связь с отражаемым миром. Сознание - это не только отражение, но и отношение человека к окружающему; при этом отражение и отношение не внеположны. Само отражение включает отношение к отражаемым явлениям. Теснее всего отношения связаны с эмоциями и чувствами; наиболее отчетливо они проявляются в волевых актах.

    Сознательные, личностные отношения представляют высшую форму психических отношений и начинаются с противопоставления «Я» и не-«Я», то есть с появления сознания и личности. Для человека личностные и психические отражения совпадают, поскольку субъективный компонент человеческой психики - это и есть сознание, а личность - человек как носитель сознания. Поскольку сознание может быть разной степени ясности и различного уровня, постольку по этим же критериям многообразны и личностные отношения.

    Появляясь на свет как индивид, человек становится личностью, и этот процесс имеет исторический характер. Процесс усвоения личностью социального опыта осуществляется через посредство внутреннего мира личности, в котором выражается отношение человека к тому, что он делает и что совершается с ним. Активность личности проявляется в характерных для нее мотивах поведения, установках, отношениях, способах действия, то есть в многообразной деятельности , направленной на преобразование объективной реальности. Она находит выражение в жизненной позиции, которую человек занимает. Все внешние воздействия на человека в свою очередь оказываются преломленными социально обусловленной системой или совокупностью внутренних условий деятельности, которые в целом образуют то, что мы называем личностью. Личностные отношения - это отражение тех объективных отношений, в которых предметы и явления реального мира находятся в определенной связи с данной личностью - субъектом познания.

    Основной путь исследования межличностных отношений внутри группы - это углубленное изучение различных социальных фактов, а также конкретных поступков и действий людей, входящих в состав данной группы. Задача изучения межличностных отношений возникает при работе с каждым коллективом, в том числе и коллективом работников юридического труда, где повседневно совершаются «социальные факты» (явления взаимопомощи, дружбы и т.д.). В каждой группе, коллективе существуют личности с отчетливо выраженными личностными отношениями; нередко ряд личностей выявляют более или менее одинаковые отношения. Они-то и определяют отношения группы в целом. Правильное понимание и использование личностных и межличностных отношений важно как для психологической теории, так и для юридической деятельности.

    Уровень ясности сознания - еще одна сторона структуры сознания. Одним из низших уровней ясности сознания является спутанное сознание . Отметим, что его каждый может наблюдать у себя и других лиц в просоночном состоянии, в период перехода от сна к бодрствованию.. Во время обморока сознание совсем отсутствует. Высшим уровнем сознания является самосознание.

    Самосознание - это осознание человеком своего «Я», роли в обществе и активное их регулирование. Высшей формой самосознания является коллективизм как самосознание личности, осознавшей себя членом коллектива. Иногда личность связывают не с сознанием в целом, а только с самосознанием. Такая точка зрения сужает понятие личности. Однако чем выше и яснее самосознание личности, тем больше ее ценность для общества.

    Такова структура сознания, которая определяет и ряд его общих качеств: активность, константность, целостность, преемственность и ясность.

    Сознание всегда проявляется в деятельности, и его структура в каждый определенный отрезок времени соответствует психологической структуре деятельности, совершаемой человеком в этот отрезок времени. Однако эти структуры только соответствуют друг другу, но не тождественны, как едины, но не равнозначны сознание и деятельность.
    Структура самосознания:


    1. осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»);

    2. осознание своих реальных и желаемых качеств («реальное Я» и «идеальное Я»);

    3. познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

    4. эмоциональное, чувственное представление о себе.

    Самосознание включает в себя

    Самопознание – интеллектуальный аспект познания себя

    Самоотношение – эмоциональное отношение к самому себе



    • отражательная;

    • регулятивно – оценочная

    • рефлексивная

    • порождающая (творчески - креативная)

    основные функции сознания

    Сознание

    рождается в
    отражает бытие

    творит бытие

    Развитие самосознания на различных этапах развития ребенка


    Возрастной период

    Ведущий тип деятельности

    Особенности самосознания

    1-3 года

    раннее детство



    Предметная деятельность

    Становление элементарного самосознания «Я – сам».

    Начало развития способности к саморегуляции.



    3-6 лет

    дошкольное

    детство


    Игровая деятельность

    Самоутверждение (3-4 непослушание, упрямство «Я – сам смогу», «Я – сам знаю»,

    развитие автономии, освоение норм поведения взрослых, 5-6 гармонизация отношений

    со взрослыми); складывается самооценка, самокритичность;

    осознание себя во времени.



    6-11

    младший школьный

    возраст


    Учебная деятельность

    Развитие рефлексии (умения осознавать то, что делает и аргументировать,

    обосновывать свою деятельность); развитие саморегуляции, произвольности

    поведения; формирование внутреннего плана действий; становление самооценки


    11-14

    подростковый

    возраст


    Общение со сверстниками

    Формирование самосознания своего «Я – идентичности» (чувство взрослости,

    самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности)



    14-18

    ранняя юность



    Учебно –

    профессиональная деятельность



    Становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я»,

    формирование мировоззрения, социальная ориентация личности, поиск смысла жизни.


    Согласно взглядам А. Н. Леонтьева, для развития детской психики характерны семь качественно различающихся периодов.


    1. Период новорожденного (до 2 мес) характеризуется простейшими ориентировочными реакциями, формированием процессов ощущений (как первых признаков восприятия) и «реакцией оживления» (улыбка) в ответ на приближение говорящего человека..

    2. Период раннего младенчества (2-6 мес) : развитие предметного восприятия, оперирование игрушками, развитие простых двигательных актов руками.

    3. Период позднего младенчества (6-12 мес ): первоначальные навыки совместных действий со взрослыми (через предметы, игрушки), осмысленные реакции на некоторые слова, признаки речи, подражание взрослым.

    4. Ранний предшкольный период (1~3 года): появление основных функций мышления через манипу-лятивные игры с предметами, формирование отношений к внешнему миру, попытки самостоятельных действий («Я сам»).

    5. Дошкольный период (3~7 лет): несоответствие между возможностями и желаниями преодолевается через сюжетные, насыщенные содержанием ролевые игры, формирование воображения. Активное усвоение норм и правил поведения, начало формирования характерологических черт личности.

    6. Период младшего школьного возраста (7-12 лет): интенсивное развитие всех познавательных психических процессов (мышления, памяти и др.) и свойств личности. Важнейшие факторы развития -школьный коллектив, общие цели и задачи ведущей деятельности (учебы). Более глубокое осознание половой дифференциации.

    7. Подростковый и ранний юношеский период (13¬18 лет): устремленность к самореализации, ориеитация на будущую жизнь, стереотипы полового поведения, определенность психологического портрета личности.

    8. В последующие годы психика не представляет собой нечто застывшее и неизменное. Эти годы сегодня называют акмеологическим периодом развития психики человека. Это период наивысшего развития личностных и профессионально-деловых характеристик человека. По мнению Б. Г. Ананьева (1907-1972), онтогенез взрослого человека включает две характерные фазы:
    - от юности до начала среднего возраста (примерно 35 лет) наблюдается качественный рост ряда психических функций (внимания, памяти, общего интеллекта), а затем начинается медленный спад;

    От «раннего» среднего возраста и примерно до 60 лет наибольшее развитие получают лишь те характеристики индивида, которые мотивированы его профессиональной деятельностью, значимыми занятиями и увлечениями.


    Поздние периоды жизни человека также имеют различные условные классификации (пожилые люди, старческий возраст, долгожители). Здесь наблюдается общее снижение возможностей психических функций. Вместе с тем эти процессы глубоко индивидуальны. На скорость их протекания оказывают влияние степень активности индивида, его творческая устремленность, структура мотивов и целей.

    Понятие Я-концепции

    Я-концепция - это обобщенное представление о самом себе, система установок относительно собственной личности.

    В психологии под самосознанием, или "Я", понимается либо процесс накопления представлений о себя, либо результат этого процесса.

    В первом случае исследователя интересуют динамические аспекты самосознания: появление и формирование самосознания, его развитие на протяжении жизни человека, появление и развитие самосознания человека и истории человечества и т.д.

    Во втором случае рассматриваются в большей степени: форма этого опыта, его структура и организация, его функции в жизнедеятельности человека .

    В вопросе классификации различных сторон самосознания, или "Я"-феномена, важными являются два критерия: Самосознание личности отражает позиции человека в различных социальных группах :


    • "Я" как представитель определенной профессиональной группы;

    • "Я" как член семьи;

    • "Я" как член определенных общественных организаций и т.д.
    Существенным критерием классификации "Я"-феномена является точка зрения, с которой осуществляется анализ и оценка себя. Временная точка зрения на себя: "прошлое Я" - каким я был раньше; "настоящее Я" - какой я сейчас; "будущее Я" - каким я вижу себя в будущем.

    С точки зрения различных ценностей: каким я хотел бы быть сам - личные ценности;

    каким меня хотели бы видеть друзья - ценности рефферентной группы. Принятие точки зрения других из своего социального окружения - мое представление, например, о том, как меня оценивают мои коллеги по работе ("рефлексивное Я") и т.д.

    Все эти различные аспекты "Я"-феномена интегрированы в личности в единое целое, в некоторую систему, состоящую из различных, иногда даже противоречивых элементов.


    Различают следующие функции самосознания в жизнедеятельности человека:

    1. "Я" является той точкой, той перспективой, из которой человек воспринимает и постигает мир. Причем всякое индивидуальное знание и опыт имеют субъективную окраску в том смысле, что человек соотносит это знание с собственной личностью, с собственным "Я", т.е. это мое знание, мой опыт.

    2. Самосознание, "Я", выполняет регулирующую роль в жизнедеятельности человека. Поведение человека, в отличие от поведения животного, обусловлено не только ситуацией, но и тем, как человек себя воспринимает и оценивает.

    Психическим механизмом формирования самосознания является рефлексия, т.е. способность человека мысленно выходить из субъективной точки зрения и подходить к себе с точки зрения других людей. Накапливая опыт восприятия себя с различных точек зрения, в различных ситуациях и интегрируя его, человек формирует свое самосознание.

    Самосознание личности представляет собой сложное психическое образование. Эта сложность обусловлена: многообразием тех ситуаций, в которые попадает человек и в которых формируется его самосознание (профессиональные, бытовые ситуации и т.п.); многогранностью самого объекта самосознания, т.е. тех сторон, уровней и граней личности, которые становятся опытом самосознания (внешность, характер, профессиональные способности, манера поведения и т.п.).

    Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Профессиональная Я-концепция личности может быть реальной и идеальной.

    Понятие "реальная" отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь - представление личности о себе, о том, "какой я есть". Идеальная же Я-концепция (идеальное "Я") - это представление личности о себе в соответствии с желаниями ("каким бы я хотел быть").

    Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать: в большинстве случаев они обязательно различаются. Расхождение между реальной и идеальной Я-концепцией может приводить к различным как к негативным, так и к позитивным следствиям. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным "Я" может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной профессиональной Я-концепции является источником профессионального самосовершенствования личности и стремления к ее развитию. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией (Пряжников Н.С., 1996).

    Контролируемая самостоятельная работа

    Е.В.Маликова

    Cамосознание личности и ее поведение

    основы психологии и педагогики

    Гродно 2007 г.
    Введение в модуль

    Сознание и самосознание

    Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

    Функция сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. В сознание человека включено определенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

    Выделяют следующие свойства сознания: построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием. Сознание развивается у человека только в социальных контактах. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе труда. И первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения.

    Выделяют два слоя сознания (В. П. Зинченко).

    I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

    1) биодинамические свойства движений, опыт действий;

    2) чувственные образы.

    II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

    1) значение;

    Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это могут быть операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия. Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания. На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в той или иной ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т.е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания). Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всех этих мирах. Эпицентром сознания является сознание собственного "Я". Сознание: 1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.


    Функции сознания:

    1. отражательная,

    2. порождающая (творчески-креативная),

    3. регулятивно-оценочная,

    4. рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания. В качестве объекта рефлексии могут выступать: 1. отражение мира, 2. мышление о нем, 3. способы регуляции человеком своего поведения, 4. сами процессы рефлексии, 5. свое личное сознание.

    Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя, поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое. Выраженное в слове значение содержит: 1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие. Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

    В социальной психологии выделяют три сферы, в которых осуществляется становление, формирование личности: деятельность, общение, самосознание.

    В ходе социализации расширяются и углубляются связи человека с людьми, группами, обществом в целом, происходит становление в человеке образа его Я, его самосознания.

    Формирование последнего становится венцом развития сознания. В реэультате человек не только может отражать внешний мир, но, выделив себя в нем, познавать и свой внутренний, переживать его и определенным образом относиться к себе. Мерилом этого отношения являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делает его более многогранным. Сознательное поведение - это не столько проявлен того, каков человек на самом деле, сколько следствие представлений о самом себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

    Образ Я, или самосознание (представление о себе), не возникает сразу, а складывается постепенно на протяжении жизни индивида под воздействием многочисленных социальных влияний и включает четыре компонента (по В. С. Мерлину):

    1. сознание отличия себя от остального мира;

    2. сознание Я как активного начала субъекта деятельности;

    3. сознание своих психических свойств, эмоциональную самооценку;

    4. социально-нравственную самооценку, самоуважение, которое формируется на
    основе накопленного опыта общения и деятельности.

    Осознание себя в качестве устойчивого объекта предполагает внутреннюю це­лостность, постоянство личности, которая независимо от меняющихся ситуаций способна при этом оставаться сама собой. Ощущение человеком своей единствен­ности поддерживается непрерывностью его переживаний во времени: он помнит о прошлом, переживает настоящее, имеет надежды на будущее. Непрерывность таких переживаний и дает человеку возможность интегрировать себя в единое целое.

    Главная функция самосознания - сделать доступными для человека мотивы и результаты его поступков и позволить понять, каков он есть на самом деле, оценить себя. Если оценка окажется неудовлетворительной, то человек может ли­бо заняться самосовершенствованием, саморазвитием, либо, включив защитные механизмы, вытеснить эти неприятные сведения, избегая травмирующего влия­ния внутреннего конфликта.

    Только благодаря осознанию своей индивидуальности возникает особая функ­ция - защитная.

    С самосознанием связана особая значимость того, что важно стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях. Для подобной самоактуализации (быть собой и даже лучше) необходимо: полностью погрузиться во что-либо без остатка, преодолев желание защититься и свою застенчивость, и переживать погружение, не прибегая к самокритике. Также необходимо делать выбор, принимать решения и брать на себя ответственность, прислушиваться к себе самому, дать возможность проявиться своей индивидуальности; непрерывно развивать, спои умственные способности, реализовать свои возможности полностью и каждый данный момент.

    Критерии самосознания таковы:

    I) выделение себя из среды, осознание себя как субъекта, автономного от физической, социальной среды;

    2) осознание своей активности: «Я управляю собой»;

    3) осознание себя «через другого» («То, что я вижу в других, это, может быть, и мое качество»);

    4) моральная оценка себя, наличие рефлексии: осознание своего внутреннего опыта.

    Формирование Я-концепции начинается с раннего детства.

    Я концепция играет важнейшую роль в формировании целостной личности. Представления человека о самом себе даже в детском возрасте и тем более во взрослом периоде жизни должны быть согласованными, не противоречащими друг другу, иначе личность распадется на отдельные фрагменты и человек будет страдать от смешения ролей. Я-концепция включает в себя как реальное, так и идеальное Я – наши представления о том, каковы мы на самом деле и какими бы нам хотелось и следовало быть. Человек, воспринимающий эти два Я как не слишком далеко отстоящие друг от друга, скорее приобретет зрелость и окажется приспособленным к жизни, чем тот, который ставит свое реальное Я намного ниже идеального.

    Если какая-то информация идет вразрез с нашими представлениями о себе, скорее всего, не пропустим ее через наш «фильтр». Когда поведение человека согласуется с его образом Я, он часто может обойтись и без одобрения со стороны окружающих: он доволен собой и ему не надо других наград. Это означает, что Я-концепция может выполнять функцию самопоощрения. Но порой она выступает как обвинение человека. Люди, считающие себя неудачниками, могут подсознательно подрывать свои усилия, направленные на исправление ситуации, чтобы сохранить свой привычный образ. Резкая его перемена - даже в лучшую сторону может восприниматься человеком весьма болезненно, так как ему придется вновь вести борьбу за свою идентичность.

    При анализе динамической структуры самосознания используют два понятия: текущее Я и личностное Я. Первое обозначает конкретные формы осознания себя и настоящем, т. е. непосредственные процессы деятельности самосознания. Второе - это устойчивая структурная схема самоотношения, ядро синтеза «текущих Я». В каждом акте самосознания одновременно выражены элементы самопозна­ния и самопереживания.

    Так как отражаются все процессы сознания, человек может не только осознавать, оценивать и регулировать собственную психическую деятельность, но и со знавать себя сознающим, самооценивающим. В структуре самосознания можно выделить:

    1) осознание близких и отдаленных целей, мотивов своего Я («Я как действующий субъект»);

    2) осознание своих реальных и желаемых качеств (реальное Я и идеальное Я);
    3) познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»);

    4) эмоциональное, чувственное представление о себе.

    Таким образом, самосознание включает в себя:

    Самопознание (интеллектуальный аспект познания себя);

    Самоотношение (эмоциональное отношение к самому себе).

    Наиболее известная в современной науке модель структуры самосознания предложена К.Г.Юнгом и основана на противопоставлении осознаваемых и неосозиаваемых элементов человеческой психики. Он выделяет два ее уровня. Первый - субъект всей человеческой психики - «самость», которая персонифицирует как сознательные, так и бессознательные процессы и поэтому есть как бы тотальная личность. Второй уровень - форма проявления самости на поверхности сознания, осознаваемый субъект, сознательное Я.

    Когда человек думает «Я знаю себя», «Я чувствую, что устал», «Я ненавижу се то в этом случае он является одновременно и субъектом, и объектом. Несмотря на идентичность Я-субъекта и Я-объекта, все же необходимо их различии. Первую сторону личности принято называть Я, а вторую - самостью. Различи, между ними относительно. Я является наблюдающим началом, самость - наблюдаемым. У современного человека первое наблюдает за самостью и чувствами, как если бы те были чем-то отличным от него. Однако может быть и наоборот: Я отслеживает свою склонностью наблюдать, и в этом случае оно становится самостью.

    Психологи рассматривают последнюю как направленность всей личности на осуществление максимума потенциальных возможностей индивида.

    Мерилом для самоотношения человека являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление о себе, делая его более многогранным. Сознательное поведение - не столько проявление того, каков че­ловек на самом деле, сколько результат его представлений о себе, сложившихся на основе общения с ним окружающих.

    Для самосознания наиболее значимо стать самим собой (сформировать себя как личность), остаться самим собой (невзирая на мешающие воздействия) и уметь поддерживать себя в трудных состояниях.

    В структуре самосознания можно выделить 4 уровня:

    1) непосредственно-чувственный уровень: самоощущение, самопереживание психосоматических процессов и собственных желаний, переживаний, состояний
    психики, в результате чего достигается простейшая самоидентификация лич­ности;

    2) целостно-образный, личностный уровень: осознание себя как деятельного субъекта; он проявляется как самопереживание, самоактуализация, отрицательная
    и положительная идентификация и поддержание идентичности Я;

    3) рефлексивный, интеллектуально-аналитический уровень: осознание личностью
    содержания собственных мыслительных процессов, в результате возможно самонаблюдение, самоосмысление, самоанализ, саморефлексия;

    4) целенаправленно-деятельный уровень: своеобразный синтез трех указанных
    уровней, выполнение регулятивно-поведенческих и мотивационных функций
    благодаря многочисленным формам самоконтроля, самоорганизации, саморе­гламентации, самовоспитания, самоусовершенствования, самооценки, самокри­тики, самопознания, самовыражения.

    В целом можно выделить три пласта сознания человека:

    1) отношение к себе;

    2) отношение к другим людям;

    3) ожидание отношения других людей к себе (атрибутивная проекция).

    Отношение к другим людям и осознание его бывают различными:

    1. Эгоцентрический уровень отношений (отношение к себе как к самоценности влияет на отношение к другим людям («Если мне помогают, то - хорошие люди»)).

    2. Группоцентрический уровень отношений («Если другой человек принадлежит
    к моей группе, он - хороший»).

    3. Просоциальный уровень («Другой человек - это самоценность, уважай и принимай его таким, каков он есть», «Поступай с другими так, как ты бы хотел, чтобы
    поступили с тобой»).

    4. Эстохолический уровень - уровень исходов («Каждый человек определенным образом соотнесен с духовным миром, с Богом», «Милосердие, совесть, духов­ность - главное в отношении к другому человеку»).

    Нарушения самосознания

    При всех психических заболеваниях самосознание поражается раньше, чем предметное сознание. Существуют специфические его нарушения:

    *деперсонализация, когда происходит утрата своего Я, все происходящее с их
    in их и кой люди воспринимают как бы со стороны, как что-то внешнее или чужое;

    *расщепление ядра личности: оно как бы раздваивается, больные жалуются на
    постоянное присутствие двух чуждых начал, конфликтующих между собой, каждое из которых обладает памятью, индивидуальностью, утверждает собственную жизненную целостность, но не признает саму мысль о возможном су­ществовании другого;

    *нарушение телесной идентификации, когда люди жалуются, что части своего
    тела воспринимают как отдельное от себя;

    *крайние формы нарушения самосознания (дереализация), когда утрачивается
    чувство реальности не только своего бытия, но появляются сомнения в под-
    чинности существования всего окружающего мира.

    Сознание - это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека, в целенаправленном и обобщенном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов. Сознание мгновенно связывает между собой то, что человек услышал, увидел, и то, что он почувствовал, подумал, пережил.

    Ядро сознания:

    Ощущения;

    Восприятия;

    Представления;

    Понятия;

    Мышление.

    Компоненты структуры сознания - чувства и эмоции.

    Сознание выступает как результат познания, а способом его существования является знание. Знание - это проверенный практикой результат познания действительности, ее правильное отражение в мышлении человека.

    Сознательность - нравственно-психологическая характеристика действий личности, которая основывается на оценке и сознании себя, своих возможностей, намерений и целей.

    Самосознание - это осознание человеком своих действий, мыслей, чувств, интересов, мотивов поведения, своего положения в обществе.

    Согласно Канту, самосознание согласуется с осознанием внешнего мира: «сознание моего собственного наличного бытия есть одновременно непосредственное осознание бытия других вещей, находящихся вне меня».

    Человек осознает себя:

    Через созданную им материальную и духовную культуру;

    Ощущения своего собственного тела, движений, действий;

    Общение и взаимодействие с другими людьми. Формирование самосознания заключается:

    В непосредственном общении людей друг с другом;

    В их оценочных отношениях;

    В формулировании требований общества, предъявляемых к отдельному человеку;

    В осознании самих правил взаимоотношений. Человек осознает себя не только посредством других людей, но и через созданную им духовную и материальную культуру.

    Познавая себя, человек никогда не остается таким же, каким он был прежде. Самосознание появилось в ответ на зов общественных условий жизни, которые с самого начала требовали от каждого человека умения оценивать свои слова, поступки и мысли с позиции определенных социальных норм. Жизнь своими строгими уроками научила человека осуществлять саморегулирование и самоконтроль. Регулируя свои действия и предусматривая их результаты, самосознающий человек берет на себя полную ответственность за них.

    Самосознание тесно связано с феноменом рефлексии, как бы расширяя его смысловое поле.



    Рефлексия - размышление человека о самом себе, когда он вглядывается в сокровенные глубины своей внутренней духовной жизни.

    Во время рефлексии человек осознает:

    Что происходит в его душе;

    Что происходит в его внутреннем духовном мире. Рефлексия принадлежит природе человека, его социальной наполненности через механизмы коммуникации: рефлексия не может зародиться в недрах обособленной личности, вне коммуникации, вне приобщения к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

    Уровни рефлексии могут быть весьма разнообразными - от обычного самосознания до глубоких раздумий над смыслом своей жизни, ее нравственным содержанием. Осмысливая собственные духовные процессы, человек нередко критически оценивает негативные стороны своего духовного мира.

    Сознание можно с некоторой степенью условности поделить на 3 части: разум, чувства и волю.

    Разум – главная часть сознания. По определению, человек есть существо разумное. Разум – есть условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Разум может иметь форму фантазий, воображения и логики. Разум обеспечивает взаимопонимание людей, необходимое для их общения и совместной деятельности.

    Чувства – это условие и следствие избирательного отношения человека к миру. Все, что есть в мире вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. Это обусловлено тем, что что-то человеку полезно, что-то вредно, а что-то безразлично, что-то в мире прекрасно, что-то безобразно. В результате у человека формируется богатый эмоциональный мир, потому что все что в мире происходит имеет разную степень значимости и различный характер значимости для человека. Эмоции и чувства выражают оценочное отношение к миру. Богатство чувств и эмоций проявляется в лексике языка. Есть несколько сотен слов, содержанием которых являются чувства и эмоции. Бедность индивидуального словаря человека говорит и о его эмоциональной бедности его сознания, а следовательно, и личности.



    Воля – часть сознания, которая обеспечивает достижение заранее поставленных целей за счет мобилизации сил, необходимых для их достижения. Человек в отличии от животного способен заглядывать в будущее и сознательно за счет воли формировать нужные для него варианты будущего. Силы воли нужны для концентрации внимания на тех или иных мыслях, чувствах, действиях, предметах внешнего мира. Воля нужна и для противостояния неблагоприятным воздействиям, для обеспечения психической устойчивости. Безволие делает человека подверженным неблагоприятным влияниям и неспособным достигать целей из-за неумения делать выбор и концентрироваться на заданном направлении.

    Сознание и подсознание. Психика человека включает в свой состав кроме сознания еще подсознание. Подсознание это закрытая для самого человека часть его психики. Подсознание, в отличие от сознания, работает непрерывно, даже когда человек спит. Сон – это отключение только сознания. Подсознание содержит в себе все то, что человек имел в своем сознании: в разуме, в чувствах, воле. Содержание сознания переходит в подсознание. В состоянии гипноза можно открыть «комнату» подсознания и помочь человеку заново воспроизвести любой эпизод (любую картинку) его жизни, которая запечатлилась в сознании.

    Самосознание - это процесс, когда «Я» обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире, когда «Я» задает себе вопрос, могут ли знания, содержащиеся в опыте «Я», иметь свободу существовать вне «Я» (Г. Гегель). В сознании как самосознании человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам. Сознание как направленность «Я» только на внешний мир определяет свое отношение к миру так: Я знаю, Я вижу, Я чувствую, Я мыслю и т.д. Но, когда «Я» говорит «Я знаю», оно еще не обладает самосознанием.

    Выйти на уровень самосознания - значит мгновенно совместить свое знание о внешнем предмете и свое же знание об этом знании. И тогда формула самосознания может быть выражена так: «Я знаю, что Я знаю», «Я мыслю, что Я мыслю» и т.д. Чтобы войти в состояние сознания как самосознания, недостаточно просто мыслить, просто чувствовать, воспринимать, переживать: необходимо как-то «высветить» то состояние внутреннего мира, которое есть «мысль», «чувство», «восприятие», обратить на него внимание.

    Итак, проблема сознания, включая в себя представление о его структуре, тесно связана с вопросом о самосознании. Так, С.Л. Франк в книге «Душа человека» разграничивал сознаниена предметное сознание, сознание как переживание и самосознание.

    Считается, что если предметное сознание ориентировано на осмысление окружающего человека мира, то при самосознании субъект делает объектом самого себя. Объектом анализа при этом становятся собственные представления, мысли, чувства, переживания, волевые импульсы, интересы, цели, поведение, действия, положение в коллективе, семье, обществе и т. п. Самосознание не только познание себя, но и известное отношение к себе, к своим качествам и состояниям, возможностям, физическим и духовным силам, то естьсамооценка . Человек как личность - самооценивающее существо. Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни. Верная самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед собой осуществимые цели, строго оценивать течение своей мысли и ее результаты, подвергать тщательной проверке выдвигаемые догадки, вдумчиво взвешивать все доводы «за» и «против», отказываться от неоправдавшихся гипотез и версий. Верная самооценка поддерживает достоинство человека и дает ему нравственное удовлетворение. Адекватное или неадекватное отношение к себе ведет либо к гармоничности духа, обеспечивающей разумную уверенность в себе, либо к постоянному конфликту, порой доводящему человека до невротического состояния.