Русская культура. Вводный урок обществознания на тему: «Духовные ценности российского народа Русские ценности как основа русской культуры

Система ценностей 1) устойчивая совокупность отношений человека или социальной группы к материальным и духовным объектам окружающего мира, значимость которых определяется не только их свойствами самими по себе, но и их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей; 2) система нравственных принципов и норм, идеалов и установок.


Ценности отражают связь между субъектом, познающим и преобразующим мир, и объектом, на который направлено воздействие субъекта. Ценности объективны по своему содержанию, но включают в себя субъективную интерпретацию, оценку в свете интересов общества, группы, личности. Различают: общечеловеческие, групповые, индивидуальные, а также материальные и духовные ценности.


1. Ценности русской культуры Важнейшую роль в формировании русской культуры сыграла русская крестьянская община. Поэтому ценности русской культуры в большей степени являются ценностями русской общины. Среди них древнейшей и важнейшей является сама община, "мир" как основа и предпосылка существования любого индивида. Ради "мира" человек должен был быть готов пожертвовать всем, в том числе и своей жизнью. Это было связано с тем, что большую часть своей истории Россия прожила в условиях осажденного военного лагеря, когда только подчинение интересов отдельного человека интересам всей общины позволяло русскому народу сохранить этническую самостоятельность и независимость.


Таким образом, по своей природе русский народ - народ- коллективист. В нашей культуре интересы коллектива всегда стояли выше интересов личности, поэтому так легко подавляются в ней личные планы, цели и интересы. Но в ответ русский человек рассчитывает на поддержку со стороны "мира", когда ему придется столкнуться с житейскими невзгодами (своеобразная круговая порука). Иными словами, в русской культуре преобладают ценностно-рациональные, а не целерациональные (как на Западе). Русский народ в силу своей исторической природы - коллективист, который может существовать только вместе с социумом. Поэтому, чтобы стать личностью, русский человек должен стать соборной личностью.


Для жизни в коллективе, в общине очень важно, чтобы там все было организовано по принципу справедливости, поэтому справедливость - еще одна ценность русской культуры. Изначально она понималась, как социальное равенство людей и была основана на экономическом равенстве (мужчин) по отношению к земле. Члены общины имели право на свою, равную со всеми, долю земли и всех ее богатств, которыми владел "мир". Такая справедливость и была Правдой, ради которой жили и к которой стремились русские люди.


Труд сам по себе также никогда не был главной ценностью на Руси (в отличие от Америки и других протестантских стран). Поэтому труд в системе русских ценностей занимает подчиненное место. Отсюда и возникла знаменитая пословица "Работа - не волк, в лес не убежит". Став богатым, нельзя было заслужить уважение со стороны общины. Но его можно было получить, совершив подвиг, принеся жертву во имя "мира". Только так можно было обрести славу. Так выявляется еще одна ценность русской культуры - терпение и страдание во имя "мира" (но ни в коем случае не личное геройство). То есть цель совершаемого подвига ни в коем случае не могла быть личной, она всегда должна была лежать вне человека.


Широко известна русская пословица о том, что "Бог терпел, да и нам велел". Не случайно первыми канонизированными русскими святыми стали Борис и Глеб, которые приняли мученическую смерть, но не стали сопротивляться своему брату, захотевшему их убить. Смерть за Родину, гибель "за друга своя" также приносила герою бессмертную славу. Таким образом, терпение всегда было связано со спасением души и никак не с желанием достичь лучшего удела. Терпение и страдание - важнейшие принципиальные ценности для русского человека наряду с последовательным воздержанием, самоограничением, постоянным жертвованием собой в пользу другого. В этом причина долготерпения, свойственного русскому человеку. Он может вытерпеть очень многое (тем более, материальные трудности), если он знает, зачем это нужно.


Ценности русской культуры постоянно указывают на устремленность ее к некоему высшему, трансцендентному смыслу. И нет ничего более волнующего для русского человека, чем поиски этого смысла. Ради этого поиска можно было оставить дом, семью, стать отшельником или юродивым (и те, и другие были весьма почитаемы на Руси). Но ценности являются противоречивыми (как и отмеченные черты русского национального характера). Поэтому русский человек одновременно мог быть храбрецом на поле боя и трусом в гражданской жизни, мог быть лично предан государю и одновременно грабить царскую казну (как Меньшиков), оставить свой дом и пойти воевать, чтобы освободить балканских славян. Высокий патриотизм и милосердие проявлялись как жертвенность или благодеяние (оно вполне могло стать медвежьей услугой). Очевидно, именно противоречивость национального характера и духовных ценностей русского народа позволила иностранцам говорить о "загадочной русской душе", а самим русским утверждать, что "умом Россию не понять".


Николай Онуфриевич Лосский в своей работе «Характер русского народа» отмечает в качестве фундаментальных качеств русского человека свободолюбие, могучую силу воли, доброту и талантливость. В качестве ценности свободолюбие вырабатывалось русской культурой в обстановке постоянной внешней опасности. Татаро-монгольское иго, польско-шведская интервенция в начале XVII в., нашествие Наполеона и т.д., грозили потерей независимости русскому народу. Мужественная борьба с интервентами воспитывала у населения страны патриотизм и свободолюбие. Свободолюбие в русском народе развивалось и под влиянием внутренних факторов. «Бедный крестьянин! На него обрушиваются всевозможные несправедливости, - писал А.И. Герцен. - Император преследует его рекрутскими наборами. Помещик крадет у него труд, чиновник - последний рубль». Крепостное право и самодержавие не превратили русского крестьянина в раба. Казачество возникло как результат бегства смелых, предприимчивых людей, ищущих свободы от помещика и государства. Вольнолюбивые русские люди освоили суровые земли Сибири и Севера России.


В духе русской культуры широка и крайность в выражении эмоционального состояния. А.К.Толстой прекрасно выразил эту особенность национального характера: «Коль любить, так без рассудку, Коль грозить, так не на шутку, Коль ругнуть, так сгоряча, Коль рубнуть, так уж сплеча! Коли спорить, так уж смело, Коль карать, так уж за дело, Коль простить, так всей душой, Коли пир, так пир горой!» «К числу первичных, основных свойств русского народа принадлежит выдающаяся доброта его, - пишет Н.О.Лосский. - Она поддерживается и углубляется исканием абсолютного добра и связанной с нею религиозностью народа».




Православие в истории России сыграло исключительно большую роль. Оно сплачивало русских людей в борьбе с татаро- монгольским игом. Защита «святой Руси» от «поганых» была делом чести и славы. Православие отличается большой терпимостью к другим верам. Такая веротерпимость православия зиждется на идее соборности.


В русской философии идея соборности разрабатывалась А.С.ХОМЯКОВЫМ, И.В.Киреевским, Ю.Ф.Самариным, К.С. Аксаковым и многими другими мыслителями. Соборность предполагает нравственную общность коллектива, подчиненную интересам церкви, религии. Только такая нравственная общность может служить основой, опорой индивидуальных действий. Самарин Ю.Ф. понимает соборность как отказ личности от своего полновластия и ее сознательное подчинение религиозной общине, вере в индивидуальное отношение Бога к каждому отдельному человеку. Такая вера не разъединяет, а соединяет людей, направляет их в сторону общей нравственно-практической жизни.


Народность предполагает любовь к своему народу, единство духовное и практически-политическое с ним. В русской культуре народность гармонически сочетается с патриотизмом и национализмом. Характеризуя соотношение народности и национализма в русской культуре, И.А.Ильин писал: «Творческий человек творит всегда от лица своего народа и обращается прежде всего и больше всего к своему народу. Народность есть как бы климат души и почва духа, а национализм есть верная естественная тяга к своему климату и к своей почве».


2. Традиционные ценности русской общины в современных условиях Фундаментальные ценности русской культуры, лежащие в основе русского национального характера, устойчиво существуют на протяжении веков, передаваясь из поколения в поколение. Этот механизм, связанный с сохранением и передачей следующим поколениям культурной традиции и культурного наследия, - залог успешного существования любого этноса и его культуры. Но под влиянием новых направлений мирового развития, исторических обстоятельств, социальных процессов и культурных достижений происходят значительные изменения как в национальном характере русских, так и в системе их ценностей. Перемены в современной России связаны именно с формированием рыночной экономики.


Сегодня уже всем стало ясно, что в неизменном виде традиционные русские ценности сохраняться и действовать не могут. Они начинают меняться в соответствии с теми изменениями, которые постепенно происходят в России. Неслучайно многие специалисты сравнивают современную ситуацию в стране с эпохой первоначального накопления капитала. И "новые русские" чертами своего характера и стилем поведения так напоминают кулаков-"мироедов" XIX века, причем, отношение к ним со стороны основной массы народа такое же.


Значительная часть населения страны до сих переживает глубокий психологический шок, связанный с крушением прежней системы ценностей (ценностей общины) и необходимостью адаптации к новым экономическим и политическим реалиям. Важнейшая из них - это проходящая модернизация России, по сути, становящаяся заурядной вестернизацией. А она предусматривает не только формирование соответствующих рыночному обществу экономических, социальных и политических институтов, но и воспитание личности нового типа, которая должна обладать следующими чертами: психологическая приспособляемость к изменениям и восприятию нового; рациональность мышления и вера в эффективность науки и медицины; способность к выбору – принятию самостоятельных решений относительно собственной судьбы; индивидуализм; стремление к самоутверждению; честолюбие, проявляющееся как в отношении к самому себе, так и к своим детям; высокая ценность образования.


Вывод: Любая культура уникальна и проходит свой собственный путь развития. Каждая национальная культура – это способ самовыражения народа. Именно в ней проявляются особенности национального характера, миропонимания, или как сейчас модно говорить, менталитета.

Не оставляет никаких сомнений, что стремление к бескорыстной помощи окружающим является главной чертой русского характера и богатством русского народа. Удивительным образом, именно бескорыстная деятельность на благо окружающих является одним из самых эффективных методов духовного развития. То, что индусы называют карма-йогой, а японцы - культурой бусидо, является естественным стремлением русского человека. Сам того не осознавая, русский человек будет совершать очень быстрый духовный прогресс, если последует велению своего сердца. Именно стремление к бескорыстному служению обществу привлекало советских граждан в идеологии строительства коммунизма, поскольку оно отвечало естественным устремлениям человеческой души. Единственным недостатком коммунистической системы было то, что на место Бога была поставлена партия, которая провозглашала целью всех светлых устремлений не духовное самосовершенствование, а установление диктатуры пролетариата во всем мире ради счастья и мира во всем мире.

После развала СССР на русский народ обрушилась массированная атака всех СМИ с целью навязывания ложной системы ценностей. Пресса активно стала очернять все, что было до перестройки, внушая чувство стыда даже за благородные порывы души. Русских уже убедили, что они зря наивно верили партии и искренне старались построить светлое будущее. Единственное, в чем пока не удается убедить русских – это в том, что жить нужно только для себя и сделать целью всей своей жизни приобретение как можно большего количества товаров. После перестройки Россия «застряла между небом и землей».

Оставив осмеянный кодекс строителя коммунизма, русские люди в то же время не могут полностью перенять низкие ценности западной культуры, чувствуя, что они могут привести к полному уничтожению человечества. В настоящее время ведущие университеты Израиля и других стран работают над созданием особой идеологической платформы специально для русского народа, не знающего, куда податься.

Многонациональная изначально, Россия – очень своеобразное явление. Во все времена Россия была настолько открытой как на Восток, так и на Запад, что (об этом говорили многие русские мыслители) стала своего рода мостом между Востоком и Западом. На протяжении всей своей истории Россия не раз проявляла способность к глубочайшему пониманию и Запада, и Востока, что дало основание Достоевскому заявить о русской «всечеловечности». В новой и новейшей истории не было писателей, которые с такой легкостью вошли бы в душу всех народов мира, как это сделали Толстой, Достоевский и Гоголь, которых воспринимают равно как своих и на Западе, и на Востоке.

Значительные идеологические изменения произошли в 1917 г., когда иностранные (точнее – мигрантские) организаторы октябрьского переворота стали рассматривать Россию как «горючий материал» для разжигания пожара мировой революции. Тогда и произошла подмена русского слова «всечеловечность» словом латинского происхождения – «интернационализм». Если в идее всечеловечности выражалось, прежде всего, стремление подняться на духовную высоту, то идея интернационализма привела, например, к вторжению в Афганистан, которое было своего рода продолжением «дела» мировой революции, хотя его называли «выполнением интернационального долга».

Говоря о русской всечеловечности, или русской национальной идее, следует особо учитывать, что Россия на протяжении тысячелетий была духовной многонациональной страной, и ей всегда были чужды идеи замкнуться только на русском национальном бытии, поскольку носителей чисто русской, или восточнославянской «крови» в России очень мало. Восточные славяне настолько перемешаны с финноугорскими, многочисленными тюркскими и другими племенами, что нацисты были правы, когда говорили, что в России немного «арийских элементов».

О характере русского народа многое говорит и его самоназвание. В русском языке для обозначения всех остальных народов используются имена существительные: немец, итальянец, француз и т.д., и только «русский» является именем прилагательным, что указывает на тот факт, что русские – это объединяющее начало для многих народов, испокон веков живущих на территории России. Известно, что во время войны, перейдя границу и оказавшись в Европе, любой представитель нашей армии на вопрос: «кто он?» отвечал, что он – русский, и это в высшей степени закономерно. Слово «русские» – это, скорее, определение, а не предмет. Можно сказать, что русский – это определение состояния души.

Россия находится между Востоком и Западом. С одной стороны – древняя мудрость, а с другой – прогрессивные технологии и материальное развитие. Многие разумные люди уверены, что Россия сможет быстро восстановить свою былую славу, если в своем развитии будет ориентироваться на высокие духовные ценности культур Востока и одновременно использовать материальные достижения современного западного общества.


Призвание

«Тот, кто отдает себя, тот себя находит».

Древняя мудрость

«Делая добро, будь благодарен за это».

Лев Толстой

Важной составляющей психического здоровья и духовного раз­вития является следование своему призванию. Наиболее подробно важность творческой самореализации раскрывается в Ведах, называющих призвание человека его дхармой . Санскритское слово дхарма одновременно указывает на качества человека и его долг перед обществом. Слово дхарма также означает «религия». В древней ведической традиции следование своему призванию рассматривалось как священный долг каждого человека.

Каждый из нас наделен неповторимой комбинацией опыта, таланта и устремлений, вследствие чего мы испытываем врожденную склонность к определенной деятельности, выполнение которой будет приносить нам наибольшую радость. Этой радостью наделяет нас Бог, направляющий действия каждого изнутри. Если мы испытываем внутреннюю радость – значит, мы на верном пути и продолжаем свое духовное развитие. Опустошение, разочарование и угрызения совести указывают на ошибочность наших действий.

Творец естественным и совершенным образом приводит к процветанию то общество, члены которого занимаются деятельностью, соответствующей наклонностям их характера. Общество, в котором люди не следуют своему призванию, напоминает оркестр, в котором каждый играет сам по себе. Все живые существа, как части единого целого, связаны друг с другом незримыми нитями. Правильные действия приводят человека к просветлению и достижению гармонии в обществе.

Дипак Чопра, автор книги «Семь духовных законов успеха», рассказывает, как с четырехлетнего возраста он говорил своим детям, чтобы они не сосредотачивали свое внимание на получении хороших отметок в школе и не беспокоились о карьере: если у них не будет денег, он сможет их содержать. «Главное, – говорил он, – это понять, какие неповторимые таланты сокрыты в каждом из вас и как вы можете задействовать их в служении человечеству». В результате его дети учились лучше всех и уже в колледже стали финансово независимыми. Все это произошло потому, что они сосредоточились на сегодняшнем дне и на том, что они пришли в этот мир для того, чтобы отдавать всего себя окружающим. Валентина Толкунова дала интересное и точное определение успеха: «Успех человека зависит от количества его добрых дел!». Поэтому постарайтесь жить так, чтобы хотя бы три раза в день услышать от других слово «Спасибо!».


Сети азарта

Наиболее серьезным препятствием на пути творческой самореализации является пропаганда потребительского отношения к жизни, в результате чего люди начинают думать не о том, как раскрыть свои способности и таланты в служении обществу, а о том, как больше заработать. Психологи называют демоническим такой тип личности, который характеризуется ярко выраженным стремлением к материальным приобретениям, не отдавая ничего взамен. Голливудские фильмы, азартные игры и игровые автоматы навязывают именно этот тип психики, внушая мысль, что можно разбогатеть, не принося никакой пользы окружающим.

Это влияние на сознание человека настолько сильно, что увлечение азартными играми уже перешло в категорию медицинских проблем. Всемирная Организация Здравоохранения классифицирует зависимость от азартных игр как игровую наркоманию, называемую так же лудоманией (от латинского «лудус» – игра), гемблингом и игроманией. При игромании так же, как и при наркомании, развивается зависимость, которая характеризуется наличием синдрома отмены. Это означает, что у человека, оторванного от игры, развиваются головные боли, бессонница, пониженное настроение, раздражительность.

Наркотическую зависимость развивают самые разнообразные азартные игры: карточные игры, шулерство, рулетка, казино, игра в наперстки, «лохотрон», компьютерные, электронные и видеоигры, ставки на спортивных состязаниях, скачках, игры на аппаратах, лотерея, зависимость от электронных игрушек и т.д. Согласно оценкам специалистов, сегодня можно говорить о гемблинг-эпидемии в России: этим заболеванием страдают около 3% населения (преимущественно, подростки, вследствие неустойчивости их психики).

Согласно утверждениям специалистов – наркологов и психотерапевтов, излечить человека от игромании практически невозможно: он опять возвращается к ней после лечения.

Причины развития игромании не отличаются от причин развития наркотической зависимости. В их основах – социальные, психологические и духовные факторы. Формированию игровой зависимости в значительной степени способствуют окружение человека и социум, в котором он находится, взгляды и интересы друзей, а так же – культура, прививаемая с экранов телевизоров: «Счастье – это деньги! Счастье близко, стоит только зайти в казино или игровой бар!»

Зависимостью называют болезненную привязанность, ради которой человек готов пожертвовать социальными отношениями: учебой, работой, семьей, дружбой и любовью. Развитие сетей казино, игровых автоматов, пропаганда азартных игр являются, по своей сути, распространением демонической культуры и направлены на разрушение общества.

А что такое ценности? Это те духовные и материальные явления мира, которые больше всего важны для людей.

Духовные ценности — одобряемые или разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т.д.

Есть ценности, важные во все времена и для всех народов. Их можно назвать общечеловеческими. Общечеловеческие ценности представляют собой на-бор самых общих требований к поведению человека, принадлежащего к любой культуре. К таким ценностям относятся:

    истина,

    свобода,

    справедливость,

    красота,

    добро,

    любовь,

    польза,

    сохранение жизни человека,

    признание прав и свобод гражданина,

    решительное осуждение всех форм человеконенавистничества,

    защита окружающей среды,

    утверждение ненасилия как основы жизни человеческого общества.

    Человек хочет, чтобы его любили, и ощущает внутреннюю потребность любить других. Поэтому осознание того, что есть сострадание, доброта и любовь, чувство долга, свобода и справедливость, в конечном счете руководит его поступками. Также и с народами. Если народ хочет, чтобы уважали его историю, духовные ценности, нравственное достоинство, он должен сам знать и ценить свою историю, беречь свои духовные ценности.

    Ценности создаются самими людьми в ходе истории. Народы отстаивают и борются за них.

    Каковы же духовные ценности российского народа?

    Каждый год 9 мая российский народ отмечает День Победы — праздник, который люди заслужили, заплатив за него миллионами жизней своих отцов, матерей и дедов. Они принесли нам свободу, дали возможность гордиться своей Родиной и считаться великой нацией.

    Все или подавляющее большинство войн, вооруженных конфликтов, революций в истории человечества происходило во имя духовных ценностей. Социальные революции — ради справедливости и равенства, освободительные войны — ради свободы и т.д. Даже межличностные конфликты вспыхивают из-за того, что кто-то посчитал себя оскорбленным.

    Но иногда происходит конфликт ценностей. Одни ценности могут вступать в конфликт с другими, хотя те и другие одинаково признаются в качестве неотъемлемых норм поведения. Например, религиозные и патриотические: верующему человеку, свято соблюдающему норму «не убий», предлагают идти на фронт и убивать врагов.

    Российская Федерация — многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих более чем на 230 языках и диалектах. Именно многообразие языков и культур является духовным богатством России. У каждого из народов, населяющих Россию, неповторимые уникальные обычаи, традиции и ценности, уходящие корнями вглубь веков.

    Религиозные ценности выражают духовно-нравственные ценности народа, закладывают основы общественной морали. Религия учит добродетельному образу жизни, человечности, братству, духовности, жизни в соответствии с требованиями совести и нравственных законов. Особое место в духовно-нравственном развитии страны принадлежит православию как наиболее распространенной в нашей стране религии.

    Следует помнить, что все религии едины в главном: из века в век они учат людей честности, порядочности, уважению к окружающим, взаимопониманию и трудолюбию.

    Самое большое влияние на человека оказывает семья.

    Таким образом, духовные ценности российского народа — семья, честный труд, взаимопомощь, религиозная вера, национальные традиции, любовь к Родине, к своей истории, к своему народу, патриотизм, готовность бороться со злом, приходят на помощь слабым и обездоленным. Это вечные ценности российского общества, которые вели на труд и на подвиг лучших сынов России — Александра Невского, Дмитрия Донского, Сергия Радонежского, Петра Великого, Михаила Ломоносова, Александра Суворова, Дмитрия Менделеева, Георгия Жукова, Юрия Гагарина и многих-многих других.

    Иными словами, у каждого народа есть духовные ценности — нравственная основа общественной жизни, залог его исторических успехов и экономических достижений. Есть они и у российского народа. В них входят две категории ценностей — общечеловеческие, те, что приняты мировым сообществом, и исторически унаследованные, отражающие национальный характер народа.

Открытый урок по обществознанию на тему:

Подготовила и провела: Назаева М. Л.

учитель обществознания

МБОУ «СОШ с. Беркат - Юрт

Грозненского муниципального района» ЧР

Грозный - 2016 год

Урок обществознания в 6 классе

Тема урока: «Духовные ценности российского народа»

Цели урока:

Образовательная: обобщить знания учащихся по данной теме; определить значение духовных ценностей для развития человека.

Развивающая: формировать умения излагать свою точку зрения с аргументацией, развивать творческие способности;

Воспитательная: формирование осознанного нравственного поведения; формирование культуры общения, толерантность, как основа межнациональных отношений.

Тип урока: изучение нового материала (этический практикум).

Использованные технологии: исследовательская, информационная, личностно - ориентированная, педагогика сотрудничества.

Оборудование: 1) учебник под редакцией А. И. Кравченко, Е. А. Певцова «Обществознание 6 класс»; 2) мультимедийная презентация; 3) раздаточный материал - пословицы разных народов «о добре и зле», контур человека на листе формата А4, цветные ручки и карандаши, лепестки ромашки большого формата, магниты.

Время: 40 минут, включая самоанализ.

Ход урока:

Организационный момент.

Приветствие (создание благоприятного эмоционального фона).

Здравствуйте, ребята! Посмотрите на эти весенние солнечные лучи, которые прокрадываются к нам сквозь деревья, высокие крыши домов, лишь для того, чтобы подарить нам тепло!!!

Давайте улыбнемся им в ответ и начнем наш урок с теплых пожеланий друг другу!

Проверка готовности к уроку.

Формирование мотива и цели урока.

Понятие добра и зла, чести и справедливости волновали людей во все времена. Великие мудрецы искали ответы на вопросы: каким должен быть человек, каких жизненных правил ему следует придерживаться, как мир относится к человеку?

Притча «Мир - большое зеркало»

Однажды ученик спросил дервиша:
- Учитель, враждебен ли мир для человека? Или он несет человеку благо?
- Я расскажу тебе притчу о том, как относится мир к человеку, - сказал Учитель.

«Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Зеркала были необыкновенно ясные, и посетитель не сразу понимал, что перед ним зеркало, - настолько точно они отражали предметы. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: «Кто ты?» - и услышишь в ответ с разных сторон: «Кто ты? Кто ты? Кто ты?»

Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила ее со всех сторон, сверху и снизу. Собака на всякий случай оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым. Перепугавшись не на шутку, собака отчаянно залаяла. Эхо повторило ее лай. Собака лаяла все громче. Эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, кусая воздух, ее отражения тоже носились вокруг, щелкая зубами.

Утром слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении миллионов отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла, сражаясь со своими собственными изображениями».

Теперь ты видишь, - закончил учитель, - мир не приносит ни добра, ни зла сам по себе. Он безразличен к человеку. Все происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств, желаний, поступков. Мир - это большое зеркало.

Значит, благодаря людям это зеркало отражает добро, любовь, взаимопомощь, участие, честность, справедливость, ответственность. - задумался ученик.

Мир именно таков, каким мы его делаем! - ответил Учитель»

Вопросы к классу: - Как вы поняли смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к теме нашего урока? Предположите, о чем мы сегодня будем говорить? На какие важные вопросы нам предстоит ответить?

(Ответы детей)

Молодцы! Давайте об этом помнить. Ведь очень многое зависит от человека в его отношениях с другими людьми и окружающим миром!

3. Изучение нового материала .

Общечеловеческие ценности.

Ребята, на ваших столах есть листочки. Напишите на них то, что вам больше всего дорого на этом свете. Это может быть название вещи, имя человека, качество человека, животные все, что угодно. То, без чего вы не представляете свою жизнь.

Написали?

А если бы вас сейчас попросили кинуть бумажку на пол, пройтись по ней грязной обувью, сделать из нее комочек, или еще хуже - порвать…

Вы смогли бы это сделать?

Что бы вы почувствовали? И почему? (Потому что мы этим дорожим, для нас все это свято)

Двумя словами, как бы вы назвали все то, что вы сейчас перечислили? (Духовные ценности)

Как и у каждого из нас у всего народа, в совокупности, есть свои ценности. Российская Федерация - многонациональная страна, в которой проживают представители более 180 народов, исповедующих разные религии и говорящих на свыше 230 языках. Значит есть у российского народа духовные ценности разных категорий - общечеловеческие, те, что приняты мировым сообществом, и исторически унаследованные, отражающие национальный характер народа. В связи с этим мы не можем не поговорить о толерантности.

Проект «Очеловечить человечка»

Ребята, на ваших столах находятся контур человека из бумаги и цветные карандаши. Работая в группах, ваша задача состоит в том, чтобы не просто дать имя и одеть человечка, но и наделить его определенными человеческими ценностями, наделить его душой. И самое главное - помните, какой бы нации не был ваш человечек, прежде всего он россиянин.

(В течение пяти минут каждая группа представляет свою работу)

Итак, ваши человечки абсолютно разные. Они относятся к разным национальностям, как мы видим по именам. (Мухаммад, Никита, Джон) Несмотря на это, все они наделены добрыми, хорошими качествами, они умеют дружить, помогать друг другу, сопереживать, делиться счастьем, любить. В этом и заключается главная ценность российского народа - дружить нациями. Толерантность - вот фундамент нашей великой державы!

(Дети делятся друг с другом своими впечатлениями)

Молодцы!!! Давайте чуть-чуть отдохнем!

Физкультминутка (Сопровождается мультимедийной презентацией «Мишка косолапый»)

Первичное закрепление.

Ребята, согласитесь, не достаточно знать о толерантности, о духовных ценностях… Ими надо дорожить! В богатой русской литературе есть большое количество пословиц и поговорок о самых важных ценностях нашей жизни. Давайте вспомним о них. Приведите примеры…

(Дети приводят примеры пословиц и поговорок о дружбе, любви, верности Родине и т.д.)

Работая в парах, вам надо определить и рассказать о какой важной для человека ценности жизни говорится в предложенной вам пословице.

(У каждой пары учеников лежит карточка с пословицей. Далее дети по очереди, организуя совместную работу с напарником, рассказывают о пословице, которая им попалась.)

О какой жизненно важной ценности говориться в ваших пословицах? - Достаточно ли человеку для жизни обладать материальными благами - Почему? - Без чего наша жизнь теряет смысл? - Вы славно поработали, молодцы! - Давайте поблагодарим друг друга, ведь это тоже одно из важнейших качеств, характеризующих нас, как людей, чтящих ценности жизни!

5. Подведение итогов. Рефлексия.

(Продолжая работу в парах)

Ромашка - цветок нашего детства. А что мы знаем о ромашке? Какие ромашки растут в нашем саду?

Давайте поможем ромашке распустить свои прекрасные лепестки в нашем классе. Как мы ее назовем? (Дети предлагают варианты, опираясь на тему урока) Молодцы!

А теперь нам надо собрать ромашку! На лепестках нарисуйте или напишите о той ценности российского народа, с которой вы познакомились на сегодняшнем уроке . (Закончив работу, дети с помощью магнитов собирают лепестки ромашки на доске)

6. Оценивание.

Духовно-нравственные ценности, сложившиеся в процессе культурного развития России (согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года)

  • человеколюбие
  • справедливость
  • честь
  • совесть
  • личное достоинство
  • вера в добро
  • стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми

Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря (Москва)

Протоиерей Александр Ильяшенко

Мне кажется, идея документа хорошая и правильная, но его нужно бы еще доработать. Например, в Стратегии встречаются штампы, идущие с советских времен. Так, говорится о воспитании личности, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Но современное общество – величина не постоянная, изменчивая и какое время оно просуществует именно в таком виде – неизвестно: условия нашей жизни меняются достаточно быстро.

Получается, мы ориентируем личность на короткий исторический промежуток, на нечто быстро меняющееся, преходящее? Или все-таки даем ей традиционные ценности, которые по-настоящему значимы и в прошлом, и в настоящем и в будущем? Противоречие выходит.

В документе перечислены традиционные ценности, и слова вроде бы названы правильные, но некоторые можно понимать в самом широком смысле и порой, к сожалению, совсем не так, как их понимали создатели документа. Под них можно подогнать любую точку зрения, даже ту, что противоречит замыслу авторов.

К примеру, что значит «нравственный долг перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством»? Вот, скажем, генерал Власов считал, что он именно исполняет свой нравственный долг перед самим собой и перед своим Отечеством, при этом присягая лично Гитлеру.

Стратегия рассчитана на десять лет. Это тоже, кстати, мне кажется странным. Как можно Стратегию нравственного воспитания принимать только на десять лет? Что, через десять лет она должна смениться? Ведь стратегия по своей сути – вещь медленно меняющаяся. Стратегические задачи не должны быть сиюминутными. А сфера нравственного воспитания должна ориентироваться на действительно традиционные ценности, которые были справедливы сотни лет назад.

Кстати, из документа выпало такое понятие, как патриотизм. Это не только личный долг перед семьей и Отечеством, а нечто более конкретное и более широкое одновременно. У наших предков было замечательное обобщение, императив – служить своему Отечеству верой и правдой. Слова «вера и правда» уже не имеют двойного звучания, их нельзя толковать произвольно.

Речь в документе идет о нравственном воспитании детей. Важно задаться вопросом – кого мы хотим получить из этих детей через годы? Если верных сынов своей Родины, готовых служить ей всем, чем они обладают, то это – важная установка.

В одну фразу невозможно вложить глубокую и обширную мысль, но необходимо подбирать формулировки, которые появились действительно благодаря национальному опыту и мудрости народа, и которые трудно истолковать как-то иначе. Это требует очень большого труда — интеллектуального, исследовательского, исторического и так далее. Поэтому, повторяю, я бы предложил над документом еще серьезно поработать.

Нужно искать формулировки, которые будут приняты всеми, всем нашим народом. Он должен почувствовать, что все, звучащее в документе исходит из его давних-давних традиций и соответствует его внутренним ценностям. Тогда не надо будет писать стратегию на десять лет, на пятнадцать, на двадцать: она будет естественной для народа, глубокой и, следовательно, постоянной.

Ценности, которые помешают брать взятки

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве.

Я считаю, что в документе – прекрасный список традиционных ценностей. Для нас, христиан, ценности рождаются из нашей веры и ее питаются.

Но если государство будет воспитывать в гражданах уважение к ним и учить этим ценностям теми способами, какие у него есть, прежде всего, конечно, через школу, то я только за. Поскольку нам очень не хватает всего этого в нашей жизни.

Могу сказать из собственной практики: я пятнадцать лет, с 1992 года, в общеобразовательных школах вел предмет, который сегодня называется основы православной культуры. Так вот, дети с жадностью слушают слова о любой добродетели, о чести, о совести. Как сухая земля влагу они впитывают рассказы о благородных поступках тех, кто жил на нашей земле раньше. Все вот это формирует человека.

Причем, если человек стремится к добру, а в семье ему все эти вещи не объясняют, не говорят о тех базовых нравственных принципах, о которых идет речь в документе, то слышанное в школе поможет вести себя иначе, чем родители.

Важно преодолеть сложившуюся ситуацию, в которой школа давно устранилась от воспитания, оставив только преподавание. Школа, конечно, должна воспитывать. И в школе, и в институте обязательно должен быть кодекс поведения, разграничение допустимых и не допустимых вещей.

Помню, когда я поступил в семинарию в 1988 году. Наш поток был первым, когда набрали сразу четыре класса, до этого набирали один или два. И вот как-то я разговаривал со студентом академии и услышал от него: «Нам с вами стало тяжело. Когда в свое время пришли учиться мы, общая атмосфера переваривала нас, мы учились, как можно себя вести, как нельзя. Вас так много, часто ведете себя неправильно и не чувствуете, как это диссонирует с нашими традициями». Но все-таки потом эти самые традиции победили и нас.

Так что, повторяю, учебное заведение должно воспитывать человека. Это можно делать на основе преподавания литературы, отечественной истории. Хотя бывает так, что и преподаватели негуманитарных предметов – математики, физики, химии — тоже становятся нравственными идеалами для детей – по тому как он себя ведет и его поведение соответствует кодексу, который декларируется в школе. Такой преподаватель навсегда может остаться старшим другом, учителем жизни для взрослеющего ребенка.

Сейчас мы столкнулись с тем, что базовыми ценностями нашего общества, к сожалению, становятся потребление, нажива, развлечения, расслабление и прочие вещи, которые разрушают страну и душу человека. Этому, конечно, надо противостоять.

Если список ценностей, перечисленных в документе, будет работать в нашем обществе, нам всем намного легче будет жить. В документе говорится о долге перед Отечеством, перед ближними. Я бы расширил это понятие и ввел туда принцип служения, потому что в России этот принцип, особенно для государевых людей – единственный принцип, который может заставить человека внутренне противостоять искушению брать взятки или использовать свое служебное положение как личный ресурс.

Список ценностей – только в контексте Стратегии

Протоиерей Максим Первозванский, главный редактор журнала «Наследник»

Документ, на мой взгляд, построен очень интересно с той точки зрения, что часть, где вроде бы отдельно выделены ценности, позволяет прикрыться от слишком радикальных либералов: «Мы же ничего особенного не сказали»… То есть в самом списке никаких конкретных традиционных ценностей нет – перечислены размытые общие понятия из серии «за все хорошее против всего плохого». Если бы все выглядело так, что Россия готова воспитывать и защищать вот такие традиционные ценности, то тогда это был бы, скорее, провал, чем достижение.

Но этот список нельзя рассматривать вне контекста стратегии в целом.

Этот документ однозначно показывает озабоченность нашего руководства тем, что в стране совсем нет идеологии. И это плохо в условиях очевидной военной опасности, в которой находится наше государство, Военной – в смысле однозначно идущей «холодной войны». Обычно опорой государства являются люди, которым, по выражению Стругацких, хочется странного. Они не ограничиваются едой, садиком, домиком, собачкой, парой детей, а ищут более глубоких и серьезных смыслов. Такие люди становятся необходимыми стране Матросовами, панфиловцами, Павличенко. Именно такие люди являются собирающим, цементирующим ядром. Чтобы такие люди появились, они должны быть готовы не на словах, а всей жизнью воспринять некие идеи. Но где взять идеи, если в условиях того общества, в котором мы живем, нет идеологии. Проблема в том, что мы действительно живем в светском государстве и Конституции у нас прописано отсутствие государственной идеологии.

Поэтому мы и имеем , которая хотела уехать в ИГИЛ.

Думаю, что государство это хорошо понимает и поэтому в концепции воспитания оставлены специальные лакуны. Это открытый документ, и в этом его важное значение. С одной стороны он носит максимально широкий характер, с другой – говорит о воспитании как о первоочередной задаче. В девяностые годы прошлого века слово воспитание вообще было изъято, в «нулевые» — стало разрешено, допущено вторым планом. Этим документом воспитание возвращается в жизнь общества как важнейшая ее составляющая.

«Ценности» в отрыве от христианской этики превращаются в абстрактные понятия

Игумен Агафангел (Белых) настоятель Архиерейского подворья Свято-Николаевского собора в г. Валуйки (Валуйская и Алексеевская епархия), сотрудник Синодального миссионерского отдела, руководитель миссионерского стана «Спасский», в п. Тикси, республика Саха.

Игумен Агафангел (Белых)

Понятно желание правительства Российской Федерации в очередной раз как-то укрепить, сплотить народ нашей страны, учитывая «актуальные потребности современного российского общества и государства», опираясь на традиционные и духовные ценности. Жаль, что, при этом, в «Распоряжении № 996-р» исповедуется не христианский, а вполне языческий подход к вопросу, характерный для Римской империи, например, признающей всех богов и все религии, лишь бы их адепты покланялись императору и служили к укреплению государства. Именно поэтому, кстати, было гонимо христианство, — так как христиане не могли признать божественность императора.

Да, и человеколюбие, и братство, и честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и прочая, и прочая, — очень хорошо. Но, сами по себе, в отрыве от христианской этики, они превращаются в абстрактные понятия. Что значит абстрактная «вера в добро» или, кто является источником «совести и нравственного долга» в человеке?

В христианской аксиологии на первом месте стоит Бог и следование его заповедям, а на втором месте находится человек, потому что через наше отношение к Богу строится и наше отношение к ближнему. Здесь человеколюбие не цель, а средство. Совесть и воля — дар Божий, а верующий в «добро» знает Имя Того, Кто есть Источник всякого блага.

В любом случае, то, что планируется говорить с детьми о нравственности и человеколюбии, неплохо. Но нельзя лицемерно утверждать при этом, что мы опираемся на «систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России», ни слова не говоря о христианстве, ставшем важнейшим образующим фактором для всего того, что мы можем назвать российской культурой. Похоже, что опять, у Церкви пытаются взять, то что нужно и полезно государству, оставляя за бортом саму Церковь Христову.

Мы могли бы не стесняться своих христианских корней

Священник Филипп Ильяшенко, заместитель декана Исторического факультета ПСТГУ.

Когда мы произносим слово «стратегия», мы понимаем, что речь идет не о чем-то сиюминутном, что есть оперативное, не о чем-то завтрашнем, что есть тактическое, а о стратегическом, то есть о том, что определяет будущее. Стратегия определяет будущее. Не беру на себя ответственность говорить о том, какова должна быть стратегия развития воспитания в нашей стране сегодня, но выскажу некоторое размышление по поводу того материала, который нам представлен как документ, определяющий стратегию, то есть наше будущее.

Этот документ уже на первой странице в разделе «Общие положения» приводит ту основу, на которой должна выстраиваться система воспитания. Это четыре строчки текста, две с половиной из которых посвящены перечислению названных в стратегии «духовно-нравственных ценностей, которые сложились в процессе культурного развития России». Мне кажется, что само по себе это перечисление отражает не новое для человеческого мировоззрения отношение к традиционным духовно-нравственным ценностям, как ценностям общегуманистическим, как ценностям, которые существуют сами по себе относительно человека.

Но нужно быть, наверное, малообразованным, совсем исторически безграмотным человеком, «Иваном, не помнящим родства», чтобы отрицать, что все до настоящего момента известные духовно-нравственные ценности, традиционные ценности – это ценности, связанные с христианством, то есть с Христом. Когда мы видим перечень того, что составляет духовно-нравственные ценности, на которые будет опираться стратегия развития воспитания в России в ближайшие 10 лет, то мы должны сказать, что в этом перечне трудно увидеть Христа, трудно увидеть ту основу, на которой только и может вырастать любая, декларированная в этом списке ценность, и, соответственно, может строиться какое-то воспитание.

Мы живем в уникальное время, когда в известном смысле маски сброшены. Мы можем уже не носить ужасающую своим лицемерием и просто демагогией и ложью личину коммунистической идеологии советского периода, отравившую и разрушившую то великое государство, при всей жестокости его создания и тяготах его существования – великое государство, которым был Союз Советских Социалистических Республик. Мы можем сейчас назвать вещи своими именами. Сегодня мы можем говорить о том, что фашизм есть фашизм, и не надо рассказывать про уютный концлагерь, пытаясь оправдать нацизм. И не нужно нам говорить о великом Сталине, пытаясь оправдать сталинизм как таковой, и ложь коммунизма, ложь большевистского ленинского государства в целом.

Мы можем теперь прямо говорить следом за одним замечательным русским правителем о том, что «у России нет союзников, кроме армии и флота». Более того, сейчас с некоторым облегчением можно говорить, что теперь эти союзники у России все-таки есть. Еще пять лет назад можно было сомневаться, есть ли, живы ли эти союзники – армия и флот, – или уже отошли в иной мир, и больше их нет. Сейчас, мне кажется, можно говорить о том, что они есть.

Наконец, действительно можно сейчас констатировать, что эта большая дружба, эти объятия и рукопожатия, которыми цивилизованный мир приветствовал, как нам казалось, нашу свободу, на самом деле были приветствием разрушения великого государства и геополитического, экономического, военного соперника. Мы можем не делать вид, что их ценности – это наше всё, и наша цель – ценности, которыми живет западный мир. Мы можем называть извращение извращением, однополое сожительство не семьей, а богопротивным и противоестественным человеку состоянием. Мы можем называть семьей союз мужчины и женщины, любящих друг друга, свои отношения определивших соответствующими гражданскими актами, и иногда свидетельством перед религиозным последованием.

Мы можем говорить о том, что сейчас проявили свое отношение к нашей стране и к нашему народу его настоящие друзья, друзья ложные и скрытые враги. Не для того чтобы заниматься охотой на ведьм, не для того чтобы возбуждать агрессию и истерию, которой наполнена наша жизнь в последнее время, совсем не для этого. Мы живем в реальном мире, и мы принадлежим не по своим заслугам, а по заслугам предков к великому народу, и мы имеем долг, оставленный нам святым равноапостольным князем Владимиром, святым апостолом Андреем Первозванным, другими апостолами и просветителями Руси, хранить и свидетельствовать то сокровище, которое было проповедано и передано нам более тысячи лет назад.

Сейчас мы могли бы не стесняться своего русского происхождения или своих христианских корней и об этом говорить рельефнее. Я совсем не политик и не берусь мною глубоко уважаемых политиков чему-то учить, потому что это их, как говорят, хлеб, их профессия, их долг. Но я, как обыватель этой страны, хотел бы, чтобы то, на чем моя страна стоит, то, из чего она выросла, и то, без чего, как показала история XX века, выжить не может, не вызывало какого-то стеснения к объявлению сколько-нибудь публичному, тем более в документах, которые определяют будущее нашей страны. И только в этом смысле, думаю, что этот документ нуждается в каком-то осмыслении и развитии.

Нужно ли заниматься будущим нашей страны? Конечно, нужно, потому что наше будущее создается сегодня. От чего оно зависит? Совершенно верный посыл – будущее зависит от детей и молодежи, какими мы их воспитаем, таким и будет наше будущее. В этом смысле, этот документ в наше время назрел. Сама по себе необходимость этого документа отражает кризис нашего сегодняшнего состояния и мировоззрения. Этот документ необходим. Именно кризисность сегодняшнего положения, состояния, мне кажется, позволяет говорить без обиняков то, что мы по тем или иным политическим и иным соображениям постеснялись бы сказать еще 10-15 лет назад.

Подговили Оксана Головко, Тамара Амелина