Первые памятники В.И.Ленину. Самые известные памятники, построенные на народные средства Примечательные факты памятника рабочий и колхозница

Памятники Москвы . В них запечатлена история столицы, важные вехи ее развития, а иногда это просто городская скульптура: серьезная и веселая, классическая и модерновская, больших размеров и совсем маленькая, заставляющая плакать и смеяться. Многообразие невообразимое!

Памятники города Москвы по категориям:

Начиная со средних веков, на Руси исторические события было принято увековечивать не памятниками, а строительством различных культовых сооружений: соборов, церквей, небольших часовен, а также основанием монастырей.

Таким образом, например, появились Новодевичий монастырь (в честь взятия Смоленска в 1514 году), памятник-часовня «Гренадерам - героям Плевны» (в память о русско-турецкой военной кампании 1877-1888 годов), церковь во имя Георгия Победоносца на Поклонной горе (в память о героях Великой Отечественной) и многие другие.

Начиная с эпохи правления Петра Первого приоритет в монументальном искусстве получили триумфальные ворота и арки (первые триумфальные ворота, построенные из дерева, возвели в Москве еще в 1696 году в ознаменование взятия города Азова).

Первые скульптурные памятники в Москве

Первый скульптурный памятник в Москве был воздвигнут в честь освободителей города во времена Смутного времени и событий 1612 года - Минина и Пожарского. Случилось это в 1818 году.

Второй памятник появился много лет спустя - в 1877 году. Это был бюст Михаилу Ломоносову, установленный перед университетским Аудиторным корпусом на улице Моховой.

Третьим в Москве стал памятник поэту Александру Пушкину, который сегодня высится на Пушкинской площади.

Помимо памятников, посвященных отдельным личностям, в Москве начали возводить монументы в память об исторических и военных событиях.

Последним обелиском, установленным до революции 1917 года, стал памятник по случаю 300-летнего юбилея дома Романовых.

Послереволюционные и современные московские памятники

Первым в городе Москве послереволюционным памятником стал памятный знак «Павшим в борьбе за мир и братство народов», установленный на Сенатской башне московского Кремля. Под ним были захоронены участники боев на улицах города в 1917 году (впоследствии место станет правительственным некрополем со стоящим перед ним мавзолеем Ленина).

В годы советской власти в городе появилось много памятников героям войны и труда, событиям войны и революции, международным деятелям коммунистического и освободительного движения.

После распада Советского Союза, на начальном этапе, сложилась тенденция, идентичная первому периоду правления большевиков, уничтожавших памятники царственным особам и их сподвижникам. В начале 90-х годов громили уже коммунистическое культурное наследие.

В последние годы в Москве появилось много памятников, монументов и скульптурных композиций. Одни стали украшением столицы, другие, как, например, церетелевский Петр Первый, вызывают много вопросов.

Особенностью последних лет стало появление в городе малых скульптурных форм, тепло принятых москвичами и гостями столицы.

Самые известные памятники Москвы

В нижеследующем списке мы приведем описание лишь части памятников Москвы, которые наиболее известны и находятся на главных улицах города. О всех остальных вы сможете узнать, зайдя в соответствующие разделы, указанные в начале этой страницы.

Памятник императору Александру II
Памятник Александру Второму был открыт в Москве в июне месяце 2005 года в непосредственной близости от Храма Христа Спасителя. Скульптурную композицию выполнил скульптор А. Рукавишников в соавторстве с архитекторами И. Воскресенским и С. Шаровым. Этот памятник Москвы стал данью прошлому нынешнего поколения россиян …

Памятник Владимиру Высоцкому
Памятник Владимиру Высоцкому - поэту, музыканту и великому актеру - был установлен на Страстном бульваре Москвы в 1995 году и вскоре стал одной из достопримечательностей города Москвы. Памятник Высоцкому выполнил скульптор Г. Распопов …

Памятник пианистке Елене Гнесиной
Памятник в Москве в честь великой пианистки и педагога Елены Гнесиной открыли на Поварской улице в сентябре месяце 2004 года. Установлен он на территории знаменитого на весь мир музыкального училища …

Памятник гренадерам - героям Плевны
Это один из самых старых памятников Москвы, который был установлен на улице Ильинке еще в 1887 году - в дни чествования солдат-победителей, освободивших 10-летие назад болгар от турецкого ига …

Памятник Москвы «Дети - жертвы пороков взрослых»
Этот необычный памятник был открыт в сентябре месяце 2001 года на Болотной площади. Он представляет собой не отдельную скульптуру, а целый ансамбль из 13 изваяний пороков и 2-х детских фигур. Работу выполнил известный скульптор Михаил Шемякин...

Памятник писателю Федору Достоевскому
Памятник Федору Михайловичу Достоевскому установлен в центральной части столицы по улице Воздвиженке, неподалеку от главного входа в Главную Российскую библиотеку …

Памятник маршалу Жукову
Памятник маршалу Георгию Константиновичу Жукову был открыт в Москве в 1995 году накануне для празднования 50-летия Великой Победы 1945 года. Установили его на Манежной площади перед зданием Исторического музея …

Памятник Кириллу и Мефодию
Памятник великим просветителям и создателям славянской письменности Кириллу и Мефодию установлен в Москве на Славянской площади. Каждый год у его подножия отмечаются праздники русского языка и словесности …

Памятник актеру Евгению Леонову
Открытие этого необычного памятника в Москве пришлось на 2001 год. Стоит он на Мосфильмовской улице. Скульптурная композиция Евгения Леонова представлена в образе Доцента из популярного в Советском Союзе фильма «Джентльмены удачи» …

Памятник артисту Юрию Никулину
Памятник Юрию Никулину в Москве открыли в сентябре месяце 2000 года рядом с бывшим местом его работы - Московским цирком на Цветном бульваре. Актер запечатлен в образе Балбеса из фильма «Кавказская пленница», стоящего рядом с известным по этому фильму автомобилем …

Знак «Нулевой километр»
Своеобразный памятник Москвы - знак «Нулевой километр» расположен перед входом на Красную площадь со стороны Манежной. С момента его установки он стал местом паломничества многочисленных туристов, которые загадывают около него свои желания, бросая через плечо монетку …

Памятник Булату Окуджаве
Памятник барду Булату Окуджаве установлен на любимом и воспеваемым им Арбате. Торжественное открытие монумента, обсаженного кленами, состоялось в 2002 году …

Памятник Петру I
Этот огромный по размерам монумент стоит на стрелке Москвы-реки и Водоотводного канала. Памятник выполнил известный московский скульптор Зураб Церетели. Установка столь масштабного памятника сопровождалась большими скандалами …

Памятник хирургу Николаю Пирогову
Памятник Николаю Пирогову - один из старейших в Москве. Установили его на нынешней Большой Пироговской улице еще в 1897 году …

Фонтан-памятник «Принцесса Турандот»
Этот необычный по формату памятник Москвы стоит у стен театра имени Евгения Вахтангова на Старом Арбате. Эта капризная царственная особа стала со временем талисманом местного театра …

Памятник Пушкину и Гончаровой на Арбате
Это не единственный в Москве памятник Наталье Гончаровой и Александру Пушкину (фонтан-ротонда в честь известной пары расположен и на Большой Никитской улице). Разместился он напротив дома-музея великого поэта. На его фоне любят фотографироваться не только влюбленные пары, но и многочисленные туристы …

Памятник генералиссимусу Александру Суворову
Памятник величайшему полководцу Александру Суворову был установлен на площади, названной в его честь, еще в 1982 году по-соседству с нынешним Академическим театром Российской Армии. Скульптурную композицию выполнил скульптор О. Комов …

Памятник книгопечатнику Ивану Федорову
Памятник первопечатнику Ивану Федорову стоит в Театральном проезде с 1909 года. Это место было выбрано не случайно, ведь неподалеку отсюда находилась типография, где и была выпущена в XVI столетии первая книга на русском языке …

Памятник композитору Петру Чайковскому
Памятник композитору Петру Ильичу Чайковскому стоит во дворе Московской консерватории. Установлен он был по случаю празднования в России 100-летия со дня его рождения. Автор композиции - скульптор Вера Мухина …

Россия всегда чтила своих героев. И памятники Москвы яркое тому подтверждение.

Первые памятники Ленину

Монументы вождю мирового пролетариата устанавливались ещё при его жизни, а смерть Ильича положила начало "народной" лениниане, давшей множество интересных и необычных памятников.

27 января 1924 года, в день похорон Ленина, газеты напечатали Постановление II Съезда советов Союза ССР о памятниках вождю. Кроме общих слов о вечной жизни Ильича в умах и сердцах современников и грядущих поколений и героической борьбе трудящихся за победу социализма во всех странах, постановление предписывало Президиуму ЦИК СССР разработать и утвердить проекты памятников Ленину в Москве, Харькове, Тифлисе, Минске, Ленинграде и Ташкенте и установить сроки их сооружения.

Этот документ дал старт официальной монументальной лениниане, разродившейся за последующие 60 с лишним лет тысячами и тысячами каменно-бронзовых Ильичей.

Ногинск, Московская область

Памятник установлен 22 января 1924 года, на следующий день после смерти Ленина.

Первым памятником Ленину принято считать монумент, открытый 22 января перед входом на Глуховскую мануфактуру в подмосковном Богородске (Ногинске) - о его первенстве часто упоминается в краеведческих справочниках, об этом же говорит и установленная рядом табличка.

В ноябре 1923 года делегация рабочих мануфактуры, захватив с собой 18 саженцев вишневых деревьев, отправилась в Горки навестить больного вождя. Вернувшись, рабочие решили соорудить монумент Ленина и поставить рядом с комбинатом. Работу поручили местному мастеру Ф.П.Кузнецову. Через месяц форма для статуи была готова, и отливать ее из железобетона решили на месте, в сквере. Недалеко от проходной была расчищена площадка, на которой из кирпичей, цемента и досок соорудили постамент.

Открыть памятник предполагалось сначала перед новым 1924 годом, а потом 9-го января, в годовщину Кровавого воскресенья. Но закончить работу к этим датам не успели, и открытие было перенесено на воскресенье 22 января. В день открытия пришло известие о кончине Ленина. Чуть позже «Правда» писала, что «намереваясь открыть статую, глуховцы открыли первый памятник Ленину». Возможно, именно эта фраза - абсолютно верная стилистически - стала основой для создания легенды о памятнике в Ногинске. На самом же деле первым был не он…

Еще в 1918 году московский скульптор Г.Д.Алексеев сделал ряд натурных зарисовок Ленина в его кабинете. Он одним из первых среди художников получил разрешение лепить Ильича с натуры и провел в ленинском кабинете несколько сеансов. Итогом стали два бюста - 1919-го и 1923-го годов. О бюсте 1919 года сохранилась запись: «В настоящее время подготовлен скульптором Г.Д.Алексеевым бюст В.И.Ленина. Бюст делался с натуры, размером более натуральной величины. Изготовлен из гипса с имитацией под бронзу».

Но даже эти работы не стали первыми ленинскими скульптурными изображениями. Еще в дни празднования первой годовщины новой власти - 7 ноября 1918 года - в городе Коротояке Воронежской губернии на городской площади был установлен памятник В.И.Ленину, выполненный под руководством учительницы рисования коротоякской школы Анны Ивановны Казарцевой. Вскоре она же изготовила и бюст Карла Маркса.


Коротояк (Воронежская область)

На фото - существующий сегодня памятник. Оригинальный памятник, вероятно, отличался от него по форме и размерам. Фотографий оригинального монумента не найдено.

В эти же дни, в ноябре 1918 года, в «Известиях» был помещен рассказ о посещении Смольного, в котором были такие строки: «Останавливает внимание посетителей поставленный при входе на второй этаж тонкой художественной работы бюст вождя нашей Революции тов. Ленина».

Ленин в этой скульптуре показан молодым, периода 1890-ых годов. Скульптор и точная дата установки этого памятника остались неизвестны. Возможно, этот памятник и стал самым-самым первым.


Орёл (1920 год)

На фото - бюст, созданный по проекту Г.Д.Алексеева, ставшему основным для тиражирования на первом этапе скульптурной ленинианы.

В 1919 году счёт установленным памятникам уже превышает пару десятков - начинается тиражирование бюста, созданного Алексеевым и другими скульпторами. В октябре 1919 года открыты памятники-бюсты Ленину в Тверской губернии: на Почтовой площади (ныне Советской; скульптор Лавров) в Твери и в Осташкове на проспекте Ленина (скульптор Г.Д.Алексеев). 7 ноября 1919 года установлен памятник в Белом (ныне Тверская область) работы того же Алексеева, а 4 июля 1920 года - памятник в Вышнем Волочке . Годом позже открыты памятники в Калязине , во Ржеве и в Орле . Затем аналогичный бюст появился в Уфе, Александрове, Череповце, Меленках .

В 1920 году, в связи с 50-тилетим со дня рождения В.И.Ленина, скульптурный памятник вождю появился в Казани . Он был установлен в сквере, названном именем Ленина, и смонтирован в духе пластических композиций того времени: из бюста и деревянного постамента.

Первый памятник Ленину в Москве появился также при его жизни. Правда, всего лишь в виде стелы. После покушения Фанни Каплан, на месте ранения вождя - на Павловской улице - рабочие поставили деревянный обелиск, а 7 ноября 1922 года заменили его гранитной стелой с надписью «Пусть знают угнетенные всего мира, что на этом месте пуля капиталистической контрреволюции пыталась прервать жизнь и работу вождя мирового пролетариата Владимира Ильича Ленина». Тогда же Моссовет принял решение увековечить Ленина в бронзе, но памятник был поставлен в сквере у завода Михельсона только в 1925 году. Теперь на этом месте возвышается «канонический» монумент, созданный в 1967 году.

Смерть Ленина дала толчок целому движению по сооружению памятников. Несмотря на то, что практически вскоре после смерти - в марте 1924 года - появляется указание Комиссии по увековечиванию памяти В.И.Ленина о недопустимости проникновения в печать неприемлемых ленинских изображений, на первых порах контроль за сооружением памятников практически не ведется. Благодаря этому в 1924-1925 годах появилось множество замечательных «народных» памятников.


Куртатинское ущелье (Северная Осетия)

Памятный камень в честь Ленина, установленный в январе 1924 года.

В январе 1924 года в селе Нижние Такермени Мензелинского уезда деревенская беднота и бывшие фронтовики установили на вершине большой горы белый камень, а гору постановили назвать именем Ленина. 7 ноября 1925 года памятник Ленину открывается в Елабуге . На каменном основании, выложенном разноцветными плитами в форме звезды, установлен высокий бутовый камень, на котором возвышался бюст Ильича работы С.Д.Меркурова. Аналогичный бюст работы того же автора установлен на центральной городской площади в Тетюшах . 1 мая 1924 в д. Страшевичи Новоторжского уезда был открыт памятник-бюст, вырезанный из дерева крестьянином А.Н.Жуковым.

В 1924 году, вскоре после смерти В. И. Ленина, горцы Куртатинского ущелья поставили непритязательный гранитный памятник. «Горцы никому тогда неведомого Куртатинского ущелья, веками прозябавшие в невежестве и нищете и сбросившие наконец тяжкое ярмо со своих плеч, одними из первых в стране почтили память вождя революции» , - рассказывал позже путеводитель по этим местам.


СЛЕВА - Киров, открыт 7 ноября 1924 года.
В ЦЕНТРЕ - Вытегра, открыт в 1924 году.
СПРАВА - Можайск, открыт 7 ноября 1924 года.

27 января 1924 года в Златоусте был сооружен деревянный обелиск пирамидальной формы, установленный у входа в школу 2-ой ступени. Обелиск был обтянут черным крепом и увит хвойными гирляндами. Над овальным портретом Ленина на передней стенке находилась надпись: «Вечная слава вождю Ленину. 1924». Ниже портрета: «В твердой воле живых поколений вечно жив и бессмертен Ленин». Позднее, 7 ноября 1924 года, на городской площади напротив рабочего клуба был установлен новый памятник. Его постамент составляли три блока мрамора, установленные на пятиступенчатом стилобате. На постаменте был установлен чугунный бюст. Здесь памятник простоял до 1926 года, затем его переместили в сквер у здания железнодорожной конторы Позднее бюст был заменен тиражированной статуей Ленина.

Чуть позже рассматриваемого периода, в мае 1926 года, в Златоусте был установлен другой примечательный монумент. Местный горисполком заказал проект памятника в Академии Художеств в Ленинграде, откуда свои варианты памятника прислали архитекторы Ю.В.Щуко, В.М.Тейтель и архитектор-художник В.А.Волошинов, проект которого и был принят. Новый памятник располагался на площади III Интернационала, напротив здания рабочего клуба. Небольшая статуя В.И.Ленина была установлена на постаменте в виде стилизованной наковальни, который опирался на трехступенчатый стилобат, имевший форму пятиконечной звезды. За бронзовой скульптурой поднимался высокий, квадратный в сечении, пилон со срезанным наискось верхом. Пилон (и некоторые другие части памятника) был изготовлен из дерева, раскрашенного под мрамор, хотя по проекту предполагалось изготовить памятник из полированного мрамора. В настоящее время этот памятник по-прежнему находится в саду напротив здания краеведческого музея, однако скульптура установлена на другом постаменте, имеющем простую кубическую форму.


Златоуст

Памятник установлен в 1926 году.


В конце 1960-ых годов в газете «Советская культура» была напечатана заметка о том, что в госархиве Украинской ССР пионеры разыскали фотоснимок, запечатлевший открытие скульптурного бюста Ленина в Житомире 7 ноября 1922 года. Поместив фотографию, газета снабдила ее следующим текстом: «Всмотритесь в этот снимок, читатель. Перед Вами -- первая в нашей стране монументальная скульптура основателя Коммунистической партии и Советского государства».

Житомирский бюст был открыт в честь 5-ой годовщины революции возле Дворца Труда, где находился губернский совет профсоюзов. Бюст был выполнен из бронзы, для получения которой бойцы отряда Н.Щорса отдали гильзы и старое оружие.

Но и на Украине повторилась российская история - монумент, официально провозглашенный первым, таковым не являлся.

Ещё весной 1919 года киевская газета «Бiльшовик» писала: «Будут поставлены 8 бюстов вождей пролетариата: на Софиевской площади – Ленина и Троцкого, на Думской пл. – Карла Маркса, на б.т.н. (бывшей, так называемой) Царской площади – Тараса Шевченка, на Печерске – Свердлова; на Театральной площ.– Карла Либкнехта; на Б. Васильковской ул. - Энгельса, и на Подоле, на Александровской пл. - бюст Розы Люксембург».

Но простояли эти бюсты (ленинский был выполнен скульптором Ф.П.Балавенским, соавтором памятника княгине Ольге) недолго. Взявшие 31 августа город деникинцы и петлюровцы уничтожили все революционное творчество. Позже тот же «Бiльшовик» писал: «...Уничтожены памятники Ленину и Шевченко. Революционные памятники рубили шашками».

В начале 1920-ых годов, после образования УССР, скульптуры и бюсты Владимира Ильича - это можно проследить по сообщениям местной прессы - были установлены в Киеве, Днепропетровске, Чернигове, Сумах.

Тогда же появляется первый памятник в Харькове работы местного автора Кратко. Он состоял из машинных деталей, в силу чего судьба его оказалась весьма короткой и потому печальной. Харьковская газета «Коммунист» писала: «Памятник В.И.Ленину представлял собой сумбурную композицию из зубчаток, болтов и других частей машин. Нет ничего удивительного, что он вызвал возмущение трудящихся, не желавших мириться с извращением образа любимого вождя, и был снят на следующий день после открытия».

Другой прижизненный памятник Ленину на Украине был установлен в 1922 году в Луганске . Бюст создал модельщик паровозостроительного завода И.П.Борунов. Во время войны он был отправлен на переплавку в Италию, где его выкрали и спрятали до конца войны местные партизаны. В 1945 году он был обнаружен в Римской национальной галерее. В 100-летнюю годовщину со дня рождения Ленина было принято решение передать памятник жителям города Кавриаго. В свое время трудящиеся города приняли резолюцию в поддержку «русских советистов» и избрали Ленина почётным мэром Кавриаго.


Кавриаго, Италия

Памятник в центре города. Установлена копия монумента 1922 года, оригинал выставлен в местном музее.


После смерти Ленина количество возводимых монументов возрастет многократно. В 1969 году газеты рассказали об уникальном памятнике, установленном в Кременчуге : «Это было в январе 1924-го… Жители непрерывным потоком, с утра до вечера, шли к Днепру, чтобы посмотреть на памятник В.И.Ленину, который появился на льду возле острова Фантазия. На постаменте, мастерски вырубленном из льдины, четко вырисовывались слова: «Спи спокойно, дорогой Ильич, заветы мы выполним». Этот монумент был создан рабочими-грузчиками Кременчугского речного порта. Достали снимки Ленина в разных возрастах, нашелся и художник-самоучка. Принесли из союза бюст и лозунги. Памятник готов. Но он временен - скоро наступит весна. Грузчики решают увековечить память об Ильиче коллективным вступлением в партию».

В мае 1924 года на территории Одесского судоремонтного завода был установлен памятник, созданный мастером литейного цеха Федотовым. Бюст Ленина помещен на постамент-земной шар, установленный на символические фабричные трубы (на фото слева ).

Во время войны памятник был разрушен и восстановлен вновь лишь в 1970 году, к 100-летию Ленина. Монумент сохранился по сей день, в 2013 году он перенесён к зданию заводоуправления судоверфи Одесского порта.

Памятники "первой волны" скульптурной ленинианы:
СЛЕВА - Нижний Тагил, открыт 7 ноября 1925 года.
СПРАВА ВВЕРХУ - Елабуга, открыт 7 ноября 1925 года.
СПРАВА ВНИЗУ - Сталинград (Волгоград), открыт в 1925 году, уничтожен во время войны.

Первый (или - не исключено, что история повторится в очередной раз - один из первых) памятник Ленину в Белоруссии появился ещё в 1922 году в посёлке Краснополье. Сделан бюст был из дерева и долго не сохранился.

В день смерти Ленина, в январе 1924 года, пограничники Житковичского погранотряда в Гомельской области собрались в красном уголке и, выслушав рассказ командира заставы Ковалева о революционном пути вождя, решили соорудить монумент Ильичу. По разработанному проекту предполагалось установить небольшой бюст на постамент необычной формы -- ступенчатый куб, по всем сторонам которого шли ряды светлых окон. Пограничники считали, что памятник такому человеку как Ленин должен быть радостным, светлым. «Светлые окна -- это свет ленинских идей, которые озаряют трудящимся всего мира путь к новой жизни».

В 1924 году появляются первые памятники и в Минске . Первой стала скульптура для Коммунистического университета в Минске, выполненная А.Граубе. Граубе также создал скульптуру «Ленин на трибуне», которая была установлена в минском клубе имени Маркса.

Проект, созданный студентами Витебского художественного техникума под руководством педагога М.Керзина, задумывался как «монумент целой исторической эпохи, связанной с преобразованием мира после Октября. На сложном многогранном постаменте был установлен шар - символ Земли, - образ, довольно часто использовавшийся в первых памятниках Ленину. На шаре должна была располагаться фигура Ильича, обращающегося с речью к рабочим мира. У основания памятника -- трибуна. Общая высота монумента - 18 метров. Однако, памятник не был создан.


"Ленин на трибуне", почтовая марка Почты СССР

В феврале 1924 года 2 съезд Советов Туркестанской республики (теперь - территория Узбекистана, Туркменистана и Кыргызстана) принял решение воздвигнуть памятники Ленину в шести городах республики.

Впервые о памятнике Ленину на Советском Востоке написала «Туркестанская правда» от 8 июня 1924 года, которая сообщила, что ученики ташкентской школы имени Пржевальского под руководством своих преподавателей сооружают памятник-бюст Ленина. Он был установлен во дворе школы на высокой усеченной пирамиде. Поскольку памятник был изготовлен из недолговечных материалов, долго он не простоял.

Никита Хрущев в ООН (а был ли ботинок?)

Как известно, история развивается по спирали. Это в полной мере относится и к истории Организации Объединенных Наций. За более чем полвека своего существования ООН претерпела немало изменений. Созданная на волне эйфории победы над гитлеровской Германией, Организация ставила перед собой смелые и во многом утопические задачи.

Но время многое расставляет на свои места. И надежды на создание мира без войн, нищеты, голода, бесправия и неравенства сменились стойким противостоянием двух систем.

Об одном из самых ярких эпизодов того времени, знаменитом «ботинке Хрущева» рассказывает Наталия Терехова.

РЕПОРТАЖ:

12 октября 1960 года состоялось самое бурное в истории Организации Объединенных Наций заседание Генеральной Ассамблеи. В этот день делегация Советского Союза, которую возглавлял Никита Сергеевич Хрущев, внесла на рассмотрение проект резолюции о предоставлении независимости колониальным странам и народам.

Никита Сергеевич произнес по своему обыкновению эмоциональную речь, которая изобиловала восклицательными знаками. В своем выступлении Хрущев, не жалея выражений, обличал и клеймил колониализм и колонизаторов.

После Хрущева на трибуну Генеральной Ассамблеи поднялся представитель Филиппин. Он выступал с позиций страны, которая на себе испытала все тяготы колониализма и после долгих лет освободительной борьбы добилась независимости: «По нашему мнению, предложенная Советским Союзом декларация должна была бы охватывать и предусматривать неотъемлемое право на независимость не только народов и территорий, все еще остающихся под управлением западных колониальных держав, но также народов Восточной Европы и других районов, лишенных возможности свободно осуществлять свои гражданские и политические права и, так сказать, проглоченных Советским Союзом».

Слушая синхронный перевод, Хрущев взорвался. Посоветовавшись с Громыко, он решил просить у Председателя слово по порядку ведения заседания. Никита Сергеевич поднял руку, но на него никто не обратил внимания.

О том, что произошло дальше, рассказал в своих воспоминаниях известнейший мидовский переводчик Виктор Суходрев, многократно сопровождавший Никиту Сергеевича в поездках: «Хрущев любил снимать часы с руки и вертеть их. В ООН он стал стучать кулаками по столу в знак протеста против выступления филиппинца. В руке были зажаты часы, которые просто-напросто остановились.

И тогда Хрущев в сердцах снял с ноги ботинок, вернее, открытую плетеную сандалию и начал стучать каблуком по столу».

Это и был тот миг, который вошел в мировую историю как знаменитый «хрущевский ботинок». Ничего подобно зал Генеральной Ассамблеи ООН еще не видел. Сенсация родилась прямо на глазах.

И вот, наконец, главе советской делегации предоставили слово:
«Я протестую против неравноправного отношения к представителям государств, здесь заседающих. Почему этот холуй американского империализма выступает? Он затрагивает вопрос, он не процедурный вопрос затрагивает! И Председатель, который симпатизирует этому колониальному господству, он не останавливает его! Разве это справедливо? Господа! Господин Председатель! Мы живем на земле не милостью божьей и не вашей милостью, а силой и разумом нашего великого народа Советского Союза и всех народов, которые борются за свою независимость.

Нужно сказать, что посредине выступления Хрущева синхронный перевод прервался, поскольку переводчики судорожно подыскивали аналог русскому слову «холуй». Наконец, после затянувшейся паузы было найдено английское слово «jerk», которое имеет широкий диапазон значений - от «дурака» до «подонка». Западным репортерам, освещавшим в те годы события в ООН, пришлось изрядно попотеть, пока они не нашли толковый словарь русского языка и не поняли значения метафоры Хрущева.

Памятник Памятник

1) в широком смысле - объект, являющийся частью культурного наследия страны, народа, человечества. Совокупность памятников истории и культуры составляют движимые (являющиеся или способные быть объектами музейного показа) и недвижимые памятники; по типологическим признакам они делятся на памятники истории, памятники археологии, памятники градостроительства и архитектуры, памятники искусства, а также памятники письменности (документальные памятники). Охрана памятников истории и культуры является задачей общегосударственного значения, представляет собой существенную часть идеологического воспитания.

2) В узком смысле - произведение искусства, созданное для увековечения памяти об определенных событиях и людях. Подобным памятникам свойственна обычно функция активного обществ, воздействия, проявляющаяся не только в их идейной программе, но и в самом характере их постановки и пластической трактовки; памятники, рассчитанные, как правило, на обозрение их большим числом людей, играют важнейшую роль в организации окружающего пространства.

Прототипами памятников были древнейшие погребальные сооружения - мегалиты и курганы, а позже обелиски, пирамиды и т. п. И в последующие эпохи гробницы и надгробия нередко исполняли роль памятников, однако обычно под памятниками подразумевают произведения, в которых над погребальной или культовой функциями преобладает (хотя и не исключает их) мемориальная функция. Основные композиционные типы памятников были созданы в античном искусстве: аллегории, или портретные статуи и скульптурные группы (группа тираноубийц Гармодия и Аристогитона в Афинах, 477 до н. э.), конные статуи (статуя Марка Аврелия, бронза, между 161 и 180, в 1538 установлена на площади Капитолия в Риме), стелы, арки триумфальные и триумфальные колонны (колонна Траяна в Риме, 111-114, архитектор Аполлодор из Дамаска). Античные памятники первоначально помещались на священных участках, а с VI в. до н. э. - в центрах городской жизни (например, на агоре). Памятники Древнего Рима, в особенности триумфальные арки и колонны, стали важными элементами пространственной композиции площадей-форумов. Среди памятников средневековой Европы наиболее характерны кресты, отмечавшие те или иные памятные места, а также (преимущественно на Западе) скульптурные изображения донаторов. Традицией многих стран (в том числе допетровской Руси) было увековечение выдающихся событий возведением культовых построек (Василия Блаженного храм в Москве, сооружённый в память победы над Казанским ханством). В Италии мастера Возрождения, опираясь на древнеримское наследие, возродили традиции чисто светских памятников (конные статуи кондотьеров Гаттамелаты в Падуе, бронза, 1447-53, скульптор Донателло, и Коллеони в Венеции, бронза, 1479-88, открыт в 1496, скульптор Андреа дель Верроккьо). Тенденции к пышной репрезентативности и торжественности, наметившиеся в памятниках эпохи маньеризма, усилились в период барокко и классицизма, когда памятники (преимущественно монархам и полководцам) нередко играли важнейшую роль в городской застройке (памятник Петру I в Петербурге - "Медный всадник", бронза, 1768-78, открыт в 1782, скульптор Э. М. Фальконе), В период ампира вновь воздвигались архитектурные монументы, обычно посвященные военным победам (арка на пл. Звезды, ныне пл. де Голля в Париже, 1806-37, архитектор Ж. Ф. Шальгрен; Александровская колонна в Ленинграде). Со второй половины XVIII в. и особенно в XIX в. сооружались памятники выдающимся общественным деятелям и творческим личностям (И. А. Крылову в Ленинграде, бронза, 1848-55, скульптор П. К. Клодт; И. В. Гёте и Ф. Шиллеру в Веймаре, бронза, 1857, скульптор Э. Ричель; А. С. Пушкину в Москве, бронза, открыт в 1880, скульптор А. М. Опекушин).

Нарастание психологической конкретности образа в скульптуре памятников XIX в. порой сочеталось с утратой монументальности и ансамблевой связи с архитектурой. Вместе с тем в конце XIX - начале XX в. возник ряд гигантских, подавляющих своими масштабами памятников, проникнутых эклектической претенциозностью (памятник Виктору Эммануилу II в Риме, 1885-1911, архитектор Дж. Саккони) или в нарочито огрублённых формах прославляющих имперские амбиции государства (памятник О. Бисмарку в Гамбурге, камень, 1901-06, скульптор X. Ледерер).

В XX в. особую актуальность обрела идея архитектурных и скульптурных мемориальных комплексов, как правило, посвященных памяти жертв Первой и Второй мировых войн. Многие современные памятники отмечены острой экспрессивностью, метафорической насыщенностью образов ("Разрушенный город" в Роттердаме, бронза, 1953, скульптор О. Цадкин; памятник Я. Сибелиусу в Хельсинки, сталь, 1961-67, скульптор Э. Хилтунен); появился новый тип неизобразительного памятника, близкий по духу к архитектуре малых форм (Памятник жертвам Второй мировой войны в Милане, сталь, пластмасса, 1948, коллектив БПР).

Советские памятники, посвященные выдающимся лицам и событиям прошлого и современности, в совокупности образуют образную летопись истории страны, способствуют патриотическому воспитанию народа. Если первые советские памятники (в том числе созданные по ленинскому плану монументальной пропаганды) часто были близки по характеру станковой скульптуре, то для памятников 20-30-х гг. типичны монументальные формы, способствующие более активному включению памятника в городской ансамбль или окружающий ландшафт (памятник В. И. Ленину на Земо-Авчальской ГЭС, бронза, гранит, 1927, скульптор И. Д. Шадр, архитектор С. Е. Чернышёв). Подвигу советского народа в Великой Отечественной войне 1941-45 посвящены наряду с мемориальными сооружениями в Волгограде, Саласпилсе, Хатыни, Бресте и других городах многочисленные портретные монументы и памятники, включающие реальные образцы военной техники. В 60-80-х гг. современные принципы градостроительства, возросшие масштабы городских пространств во многом предопределили укрупнённую, более лаконичную пластику скульптурного памятника. (памятники: К. Марксу в Москве, гранит, открыт в 1961, скульптор Л. Е. Кербель, архитекторы Р. А. Бегунц и др.; В. И. Ленину в Берлине, гранит, открыт в 1970, скульптор Н. В. Томский, архитектор Й. Нетер; В. И. Ленину в Москве, бронза, гранит, открыт в 1985, скульпторы Кербель и др., архитекторы Г. В. Макаревич и др.), а иногда - использование символических неизобразительных форм. Литература: А. Э. Бринкман, Площадь и монумент как проблема художественной формы, пер. с нем., М., 1935; Монументы СССР. (Фотоальбом), М., 1970; Историко-революционные памятники СССР. Краткий справочник, М., 1972; Г. А. Богуславский, Вечным сынам Отчизны. Памятники Великой Отечественной войны, М., 1975; В. С. Турчин, Монументы и города, М., 1982.

(Источник: «Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство "Советская энциклопедия", 1986.)


Синонимы :

Смотреть что такое "Памятник" в других словарях:

    памятник - Памятник, это слово сочетается с последующим существительным (часто именем собственным) в дательном падеже – памятник кому, чему: памятник Пушкину, памятник «Стерегущему». Возможно и памятник в честь чего либо или кого либо: памятник в честь… … Словарь ошибок русского языка

    ПАМЯТНИК, памятника, муж. 1. Архитектурное или скульптурное сооружение в память или в честь какого нибудь лица или события. Памятник Пушкину в Москве. 2. Сооружение на могиле в память умершего. 3. Остаток материальной культуры далекого прошлого.… … Толковый словарь Ушакова

    Памятник Орёл … Википедия

    Мемориал, девташлар, статуя, обелиск, свидетельство, хачкар, прачеди, дольмен, ригведа, надгробие, монумент, артефакт Словарь русских синонимов. памятник 1. монумент, мемориал 2. см. свидетельство … Словарь синонимов

    Памятник - здесь: мемориальное надмогильное сооружение (плита, стела, обелиск, изваяние), на котором могут быть указаны фамилия, имя, отчество захороненного, даты рождения и смерти и могут быть помещены изображения трудовых, боевых и религиозных символов, а … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    На твоей могиле будет плакать! Жарг. крим. Угроза расправы. Хом. 2, 137. Памятник Пищевикову. Разг. Шутл. Устар. Памятник В. И. Ленину во дворе Дома культуры работников пищевой промышленности в Ленинграде, где вождь Октября изображён маленьким и… … Большой словарь русских поговорок

    ПАМЯТНИК, 1) объект, составляющий часть культурного достояния страны, народа, человечества (памятник археологии, истории, искусства, письменности и т.п., обычно охраняемые специальными законами). 2) произведение искусства, созданное для… … Современная энциклопедия

Краудфандинг — это не только проекты на Kickstarter и других подобных сервисах. Если оглянуться вокруг, можно найти массу примеров использования этой финансовой модели. Множество памятников архитектуры и искусства было построено именно на народные деньги. По всему миру регулярно возводятся памятники известным личностям, построенные на средства жителей того или иного города. В нашей стране очень многие храмы также построены на деньги прихожан.

В этой статье мы рассмотрим самые известные и необычные исторические памятники, возвести которые помог краудфандинг.


Статуя Иисуса в Рио-де-Жанейро
Известный на весь мир символ Рио-де-Жанейро — статуя Иисуса — построена на деньги простых бразильцев. Памятник огромен – высота его 38 метров, вес — 1145 тонн, размах рук — 30 метров. Строили монумент почти 9 лет, о сборе денег было объявлено в прессе, также активно агитировала бразильцев скидываться католическая церковь. В результате было собрано 2,2 млн реалов. Однако, статую изготавливали во Франции ввиду невозможности сделать такую сложную конструкцию в Бразилии того времени.

Также большую статую Иисуса — Кришту Рей — построили в Португалии в середине 20 века. И также она была построена на народные средства — в основном, на деньги женщин. Дело в том, что Португалия не участвовала во Второй Мировой войне, и португальские женщины благодарили Бога за то, что их отцы, мужья и сыновья не погибли в сражениях.

Символ свободы и демократии Америки — Статуя Свободы — тоже была построена на народные деньги. «Леди Свобода» стала подарком французских граждан по случаю столетия американской революции. Средства на ее постройку собирали и во Франции, и в Штатах. Изначально сбор средств происходил очень медленно, так что даже всемирно известный Джозеф Пулитцер выступал с призывом помочь строительству.

Еще один известный на весь мир памятник, построенный с помощью коллективного финансирования — Колонна Нельсона на Трафальгарской площади в Лондоне. Однако в этом случае краудфандинг помог собрать лишь £20 485, так что государству пришлось также поучаствовать в этом процессе.

Самый известный из российских храмов — Храм Христа Спасителя — также внес свою лепту в историю коллективного финансирования. Часто при описании этого храма (особенно, когда рассказывают о его разрушении в 1931 году) говорится, что он построен на народные деньги. Однако это верно только отчасти. Храм в том виде, в котором он вошел в историю, строился почти полностью за казенный счет. Но не все знают, что это был второй проект храма. Первая стройка началась еще при Александре I в начале 19 века по проекту художника Карла Магнуса Витберга, и вот именно этот проект собрал значительные народные пожертвования. Кстати, первая стройка планировалась на Воробьевых Горах. Но за 7 лет не завершен был даже нулевой цикл стройки. Проект закрыли в 1825, а новый вариант храма стали строить лишь в 1831 году.

Строительство одного из самых красивых зданий Бухареста — Атенеум, построенный в 1888 году по проекту французского архитектора Альберта Галлерона, — почти полностью осуществилось за счет народных пожертвований. В этом здании находится румынская филармония.

Памятники многим известным людям в России являются народными. Например, памятник Пушкину на Пушкинской площади в Москве. Деньги собирали по инициативе выпускников Царскосельского лицея, за 20 лет было собрано 106 тысяч рублей. Памятник Гоголю на Никитском бульваре в Москве также построен на народные деньги, необходимую сумму — 70 тысяч рублей — собрали за 16 лет. На первый памятник Ломоносову в Архангельске сумму чуть более 50 тысяч рублей собрали быстрее — менее чем за 3 года.

Памятник Гоголю, Москва Памятник Пушкину, Москва

Забавный памятник Чехову был установлен в 2004 году в Томске. Построен он также благодаря коллективному финансированию. Писатель изображен в карикатурном виде, а на постаменте красуется надпись:

Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку».

Этот памятник — своеобразная месть жителей Томска писателю, за то, что последний довольно резко отозвался о городе.

Один из самых известных русских памятников, установленный на народные деньги, безусловно памятник «гражданину Минину и князю Пожарскому», который находится в Москве напротив Собора Василия Блаженного. Изначально памятник предполагалось ставить в Нижнем Новгороде, где и было собрано ополчение, но, учитывая важность подвига Минина и Пожарского для истории всей страны в целом, памятник установили в Москве.

А в Челябинске на деньги медработников открыли памятник древнегреческим богам здоровья — Асклепию и Гигее. Памятник находится на территории 1 городской больницы. Торжественно открыт он был в 2011 году, но по задумке скульпторов он выглядит как древняя статуя, которую нашли и отреставрировали.

Памятник собакам, Токио В Токио у подножия всемирно известной телебашни на народные деньги установлен памятник собакам. Эти ездовые собаки принимали участие в экспедиции на Антарктиду в 1958 году. Из-за экстремальных погодных условий экспедицию не смогли эвакуировать на ледоколе и было принято решение забрать людей на вертолете. 15 собак оставили привязанными с недельным запасом еды на станции, так как планировали вернуться за ними следующим рейсом. Однако этим планам не суждено было сбыться — из-за суровой зимней погоды лететь за собаками не было возможности. Участники экспедиции подверглись большому общественному порицанию на родине, расстроенные жители Токио поставили собакам памятник на собственные деньги. Через год следующая экспедиция в Антарктиду с удивлением обнаружила, что 2 собаки выжили, 6 пропали без вести, а 7 погибло, не сумев освободиться от привязи. 2 выжившим собакам был поставлен еще один памятник. Диснеевский фильм «Белый плен» был снят по мотивам именно этой истории.

Конечно же, на самом деле памятников, музеев, храмов, построенных на народные деньги в разы больше, чем мы рассмотрели в статье, и, безусловно, они будут появляться и в будущем. Мы снова видим, что краудфандинг — явление историческое и привычное для людей по всему миру, и перспективы у народного финансирования просто огромные.