Оперная звезда из южной кореи. Отчего плачет известная оперная дива суми чо Суми чо личная жизнь

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СИМФОНИЧЕСКИЙ ОРКЕСТР РТ ПРИНЯЛ УЧАСТИЕ В ФЕСТИВАЛЕ “ОПЕРА АПРИОРИ”

Выступление в Москве стало последним концертом в 48 сезоне. Фестиваль “Опера априори” проходит в Москве на сцене Большого зала консерватории, в его рамках были даны пять концертов с уникальными программами.

Это уже второй опыт совместной работы Суми Чо с оркестром Татарстана. В прошлом году она принимала участие в “Рахлинских сезонах”, которые проходят в Казани, и третий – с маэстро Сладковским, который дирижировал еще и московским ее концертом.

“Маэстро Караян называл ее голос ангельским. Голос Суми Чо, ее манера держаться на сцене, ее непосредственность на меня как на дирижера производят сильное впечатление. Каждая встреча с этой певицей доставляет мне огромную радость человеческого общения и музицирования”, – рассказал Александр Сладковский.

В программу “Голос сердца” вошли произведения Вивальди, Генделя, Сен-Санса, Бернстайна, Доницетти, Оффенбаха, Штрауса, Легара, Верди, Россини. Концерт продолжался более двух часов. Певица сполна компенсировала свой не очень удачный предыдущий московский концерт, когда она вышла на сцену простуженной. В этом году Суми Чо была в отличной форме и с легкостью преодолевала все сложные моменты программы. Публика была в восторге. Государственый симфонический оркестр Татарстана во главе со своим руководителем Александром Сладковским выступлением в Москве окончательно закрепил за собой статус одного из лучших коллективов страны. В этом году это уже третий концерт ГСО РТ на самой престижной сцене страны. Музыкантов долго не отпускали со сцены. На бис снова прозвучал полюбившийся публике “Стан Тамерлана”.

В завершение концерта Суми Чо вручила образовательные гранты молодым российским музыкантам. “Я счастлива, что я встретила в жизни блестящих педагогов. Это очень важно и ценно – иметь возможность заниматься у профессионалов и мастеров, поэтому я стараюсь участвовать в программах поддержки молодежи”, – отметила певица.

Выступление в Москве для оркестра стало последним в этом концертном сезоне. Музыканты уходят в отпуск, а в августе они приступят к репетициям фестиваля “Казанская осень”, который пройдет этом году с участием “Королевы барокко” Симоны Кермес, – сообщили в пресс-службе оркестра.

Суми Чо

Суми Чо (Jo Sumi) – корейская оперная певица, колоратурное сопрано. Самая известная оперная певица родом из Юго-восточной Азии.

Суми Чо (Jo Sumi) – корейская оперная певица, колоратурное сопраноСуми Чо родилась 22 ноября 1962 года в Сеуле, Южная Корея. Настоящее имя Суджон Чо (Jo Sugyeong). Её мать была певицей и пианистом-любителем, но не смогла получить профессионального музыкального образования в связи в политической ситуацией в Корее в 1950-х. Она была преисполнена решимости дать дочери хорошее музыкальное образование. Суми Чо начала занятия на фортепиано в 4 года и вокальное обучение с 6-летнего возраста, еще в детстве ей иногда приходилось проводить до восьми часов на занятиях музыкой.

В 1976 году Суми Чо поступила в сеульскую школу искусств (частная академия) “Сан Хва”, которую закончила в 1980 году с дипломами по специальностям вокал и фортепиано. В 1981-1983 годах продолжила своё музыкальное образование в Сеульском национальном университете. Во время учебы в университете состоялся первый профессиональный дебют Суми Чо, она выступила в нескольких концертах, организованных корейским телевидением, и исполнила партию Сюзанны в “Свадьбе Фигаро” в Сеульской опере. В 1983 году Чо решила оставить Сеульский университет и переехала в Италию для изучения музыки в старейшем музыкальном учебном заведении – Национальной академии Святой Чечилии в Риме, закончила её с отличием. Среди её итальянских учителей были Карло Бергонци и Джанелла Борелли. Во время учебы в академии Чо можно было часто услышать в концертах в разных итальянских городах, а также на радио и телевидении. Именно в это время Чо решила использовать имя “Суми” как свой сценический псевдоним, чтобы быть более понятной европейской аудитории. В 1985 году она закончила академию со специализацией по фортепиано и вокалу.

После академии она брала вокальные уроки у Элизабет Шварцкопф и выиграла несколько вокальных конкурсов в Сеуле, Неаполе, Барселоне, Претории и самый важный в 1986 году, международный конкурс в Вероне, в котором могли участвовать только победители других значимых муждународных конкурсов, так сказать, лучшие из лучших молодых певцов. Европейский оперный дебют Суми Чо состоялся в 1986 году в роли Джильды в “Риголетто”, в театре имени Джузеппе Верди в Триесте. Это выступление привлекло внимание Герберта фон Караяна, который пригласил её на роль пажа Оскара в опере “Бал-маскарад” с участием Пласидо Доминго, постановка которой прошла на Зальцбургском фестивале в 1987 году.
Следующие годы Суми Чо неуклонно шла к оперному Олимпу, постоянно расширяя географию своих выступлений и изменяя репертуар от небольших ролей до главных. В 1988 году Суми Чо дебютировала в Ла-Скала и в Баварской государственной опере, в 1989 – в Венской государственной опере и Метрополитен-опере, в 1990 – в Чикагской лирик опере и Ковент-Гардене. Суми Чо стала одной из самых востребованных сопрано современности и остаётся в этом статусе до сегодняшнего дня. Зрители любят её за светлый, теплый, гибкий голос, а также за оптимизм и светлый юмор на сцене и в жизни. Она легка и свободна на сцене, придавая каждому своему выступлению тонкие восточные узоры.

Суми Чо побывала во всех странах мира, где любят оперу, в том числе и несколько раз в России, последнее посещение было в 2008 году, когда они в дуэте с Дмитрием Хворостовским в рамках гастрольного турне объехали несколько стран. У неё плотный рабочий график, включающий оперные постановки, концертные программы, работу со звукозаписывающими компаниями. Дискография Суми Чо в настоящее время имеет более 50 записей, в том числе десять сольных альбомов и диски в стиле кроссовер. Наиболее известны два её альбома – в 1992 году она удостоена премии “Грэмми” в номинации “Лучшая оперная запись” за оперу Р.Вагнера “Женщина без тени” с Хильдегард Беренс, Жозе ван Дам, Джулией Варади, Пласидо Доминго, дирижёр Георг Шолти, и альбом с оперой “Бал-маскарад” Дж.Верди, получивший приз от Немецкого Граммофона.

Sumi Jo sings ‘Ave Maria’ by Caccini

Знаменитая оперная певица Суми Чо (Корея) рассказала о том, когда она споет по-русски.

Суми Чо приехала в Красноярск на IV международный музыкальный фестиваль стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Петь она будет 1 июля, вчера посетила джазовый концерт американцев, а сегодня в преддверии концерта встретилась с журналистами.

Я всегда хотела посетить вашу страну, потому что Хворостовский всегда с теплотой рассказывал мне о России. И теперь часто приезжаю. Кстати, Хворостовский был очень рад, когда узнал, что я в Красноярске, и грустен от того, что не сможет принять участие в этом концерте. Программа нынешнего концерта специфическая: приключенческое путешествие сквозь музыку. Прозвучит музыка Италии, Германии, Франции... И конечно, я очень рада поработать с Марком Кадиным и его Красноярским симфоническим оркестром.

Сидящий рядом Кадин кидает комплимент в ответ:

Мы рады визиту Суми Чо. Ранее она не была в Красноярске.


Суми Чо немедленно вспоминает... футбол, и говорит, что Корея и Россия недавно встретились на чемпионате мира по футболу. Сыграли 1:1. И это довольно символично.

Нельзя не спросить Суми Чо о ее отношении к партитуре. Русские певицы и дирижеры обычно с величайшим пиететом относятся к партитуре, считают неприемлемым изменить хоть самую малость из пометок и указаний автора, уж не говоря об импровизации. Суми Чо же с легкостью добавляет в свои партии любые выдуманные ею фиоритуры. Ответ на вопрос она формулирует серьезно и вдумчиво.

Я уважаю композиторов, отношусь к ним с огромным уважением. К сожалению, большинство тех, кого я пою, уже умерли - им невозможно позвонить, пообщаться. Я беру ноты, беру слова и у меня происходит духовная встреча с каждым из композиторов. Я ценю свободу и право музыканта чувствовать музыку и исполнять ее так, как чувствуешь. Это нетривиальная работа - мне нужно много времени на то, чтобы прочувствовать и понять, как я буду исполнять каждое из произведений. Аутентичность я тоже уважаю, но мне всегда хотелось бы привнести в исполнение что-то свое...


Традиционный вопрос о российской публике приводит Суми Чо в веселое настроение.

Я только что выступила в Москве, и я чувствую радость, когда я пою для русской публики. Ваша публика эмоциональна, я мгновенно считываю ее реакцию, ее чувства в глазах у зрителей. Это очень значимая для меня аудитория.

Суми Чо рано начала заниматься музыкой, между тем, многие всерьез полагают, что петь оперу стоит начинать не иначе, как после совершеннолетия.

Быть музыкантом - тяжелый труд. Я все время путешествую, все время вдали от семьи, постоянно репетирую! Когда мне было четыре года, я училась играть на фортепиано, и меня запирали в комнате на 8 часов, чтобы я занималась без помех. И я была готова к отдаче с юных лет. В карьере певицы есть и преимущества - путешествия бизнес-классом, ношу красивые платья... (смеется) . И все-таки мне хочется просыпаться в своей кровати, быть больше дома, проводить больше времени со своими собаками. Но я понимаю, что это моя судьба - быть профессиональной певицей. И я уже 28 лет на сцене. Я провожу мастер-классы с молодыми музыкантами, и очень хотела бы, когда еще раз окажусь в Красноярске, встретиться с вашими молодыми музыкантами, и рассказать им о профессии то, что знаю сама.

Суми Чо выпустила тьму дисков с записями поп-музыки, кроссовера, саундтреков... Что нетипично, прямо скажем, для оперной певицы в зениты славы.

Для меня, как музыканта, музыка не делится на классическую и неклассическую. Она делится на хорошую и не очень. Я записала с Хворостовским музыку Игоря Крутого. Я люблю диско, джаз, фолк-музыку, Beatles, Eagls, Earth, Wind&Fire... Многое. Мне нравится музыка, от которой я получаю эмоции! Когда-то мне нужно послушать Моцарта, а когда-то - музыку 80-х, например. Выбирайте ту музыку, которая вам сейчас по душе. Другое дело, что классическую музыку надо учить слушать, и это большая задача и проблема во всем мире, для этого нужно молодежи объяснять, что классическая музыка - не такая уж сложная штука, как все думают.

В начале карьеры Суми Чо признавалась, что нередко сталкивалась с проявлениями национализма в Европе по отношению к азиатам.

Да, нам, азиатским артистам, сложнее пробиться в Европе. Но мы вынуждены туда ехать. В Корее много талантливых оперных певцов, но публика предпочитает слушать традиционную музыку, или вместо концертов ходить в караоке. У нас дисциплинированные певцы, они привыкли долго и тяжело работать с самого детства. Чтобы стать хорошим профессиональным музыкантом - нужна дисциплина, практика, забота о своем теле и душе. Музыканты сильны на сцене, но ранимы в жизни.

Нельзя было не спросить Суми Чо о широко известном скандальном эпизоде, когда в самом начале карьеры она отказала Герберту фон Караяну (давшему ей, по сути, путевку в жизнь) в записи партии Нормы. И певица рассказала подробности той давней истории.

Я знаю свой голос очень хорошо. Как известно, сопрано делятся на драматические, лирические, колоратурные и т. д. Так вот, у меня light soprano. Караян просил меня петь Норму, написанную не для моего голоса. Это просто не моя тесситура! Более того, опасно браться за такие эксперименты в 26 лет, когда голос еще не окреп окончательно. Да, я отказалась. Голос - инструмент деликатный, и сказав нет, я защитила свой голос. А идея у него была такая. Караян предложил мне записать Норму как есть, а потом изменить звучание моего голоса техническим образом, через студийную обработку. Мне показалось это неправильным.

У Суми Чо прекрасное чувство юмора. Это можно оценить в ответе на вопрос, какие партии она любит петь.

Я люблю партии, где в конце умирают. Лючия, Джильда и так далее.

И на прощание Суми Чо рассказала, когда же она наконец-то споет что-нибудь на русском языке - хоть русскую классику, хоть романс.

В Москве ко мне на концерт пришел ваш министр культуры, и потом подошел ко мне, и почти даже с претензией обратился - что же я ничего не спела на русском? Я пообещала ему, что спою. И серьезно отношусь к своим обещаниям! Как только появится свободное время, я возьмусь за изучение русского языка. Без знания русского языка для меня петь русские партии невозможно, я не чувствую их так, как мне необходимо. Но я обещаю, что выучу и спою!

Впрочем, из окружения певицы уже просочилась информация, что на концерте в Красноярске Суми Чо споет русское - «Вокализ» Рахманинова. Потому что - без слов.

Летнее межсезонье, и, казалось бы, музыкальная жизнь взяла календарный таймаут. Но вдруг на столичных афишах «вспыхнуло» имя феноменальной певицы, в родной Южной Корее считающейся национальным достоянием, чей голос великий дирижер Герберт фон Караян называл ангельским. Концерт посвящен 25-летию установления дипломатических отношений между Российской Федерацией и Республикой Корея. Суми Чо выйдет на сцену БЗК вместе с оркестром Московского академического музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко под управлением Феликса Коробова. В программе вечера фрагменты из итальянских и французских опер и, конечно, корейская музыка.

- Вы не первый раз приезжаете в Москву. Чем для вас интересен наш город?

– Вы поражаете публику не только виртуозным пением, но и удивительными нарядами...

– О, да, я известна тем, что люблю одеваться, подавать себя не только через музыку. Я хочу быть привлекательной на сцене, я флиртую со своими слушателями, а для этого я должна быть очень-очень хорошенькой и сладкой. Я наслаждаюсь, когда я могу на сцене играть своей хрупкостью и в то же время представлять сильные качества своего характера. Именно в концертах я могу полностью раскрыться, избежав притворства и бессмысленного насилия над собой в угоду режиссерскому тщеславию, как нередко случается в спектаклях.

– Часто бывает трудно найти контакт с коллегами?

– В принципе я легко лажу и с дирижерами, и с певцами. Но мне не нравится, когда уже после первой репетиции я сижу и плачу, недоумевая, зачем я сюда приехала. А иногда бывает и такое. Притом что я такой человек, с кем легко подружиться. И, между прочим, я была бы прекрасной женой, потому что очень люблю готовить. Вообще я за сценой совсем другая - тихая и спокойная. Думаю, мне все-таки удалось сбалансировать карьеру и личную жизнь. На данный момент у меня все прекрасно, могу, не лукавя, назвать себя счастливой, хотя я и осознанно приняла решение, что из-за своей профессии, что построена на бесконечных гастролях, я не имею права иметь детей. Но, мне кажется, всем людям, каким бы делом они ни занимались, надо учиться создавать вокруг себя положительную ауру.

– У вас когда-нибудь были трудности из-за того, что вы кореянка?

– Конечно. Большинство проблем и препятствий на моем пути возникало именно по этой причине. Оперные певицы с азиатской внешностью во всем мире, и особенно в Италии, до сих пор нечто диковинное, экзотическое. Многие американские, да и европейские режиссеры отказывались работать со мной, будучи уверены в том, что я не смогу понять их концепцию спектакля, образ мысли и культуру. Я стараюсь реально смотреть на вещи и не расстраиваться, когда происходит нечто-то подобное. Хотя, естественно, обидно оказаться отвергнутой из-за разреза глаз.

– Что значит быть современной примадонной?

– К сожалению, современные оперные дивы утратили таинственность, которая раньше была обязательной составляющей образа примадонны. Ныне певцы должны в буквальном смысле продавать свое имя, постоянно рекламировать себя, чтобы люди покупали их альбомы, билеты на спектакли или концерты. Чувствовать себя товаром, конечно, мягко говоря, малоприятно. Я не певчая птичка и не музыкальный автомат. С другой стороны, почти все дивы прошлого 24 часа в сутки носили маску «недосягаемых» и были фатально одиноки в реальной жизни. Я не хочу для себя такой судьбы и стараюсь быть открытым и оптимистичным человеком.

– Роман был и остается моим другом, ему нравится мой голос. Это был отличный опыт. Но пока, я не вижу себя в кино. Я актриса только в тот момент, когда у меня есть возможность петь. Если я не могу петь – это огромное горе для меня. В такие моменты мне кажется, что лучше было бы тут же умереть. Мой голос – это моя жизнь. Я люблю с ним экспериментировать, петь разный репертуар – от Моцарта и барокко до crossover. Поэтому мне было очень любопытно поработать и с таким современным русским композитором, как Игорь Крутой. Он написал очень хорошую, лирическую музыку для меня и моих друзей Лары Фабиан и Дмитрия Хворостовского, которому сегодня я всем сердцем .

СПРАВКА

Суми Чо, чье настоящее имя Чо Су-Кён, сценическое выбрала со смыслом. Су - значит совершенство, Ми - красота, Чо - святость. Она уроженка Сеула, училась в академии Santa Cecilia в Риме, где и живет уже много лет. Итальянским педагогам удалось с ювелирной точностью огранить голос юной корейской студентки. И уже через год после выпуска она пела на Зальцбургском фестивале в знаменитом «Бале-маскараде» Верди под управлением Герберта фон Караяна - последней оперной постановке великого маэстро. Следом перед корейской «статуэткой» с хрустальным сопрано пали и остальные бастионы - от Парижской оперы и La Scala до Covent Garden и Metropolitan. Суми Чо - обладательница премии Grammy (1993), находится в ряду самых знаменитых певиц мира.

Чо Су-Гён (Jo Su-gyeong) родилась 22 ноября 1962 год в Сеуле (Seoul). Ее мать пела и играла на фортепиано на любительском уровне. Она, увы, не смогла продолжить собственное профессиональное музыкальное образование из-за политической ситуации в Корее (Korea) в середине прошлого века. Решив обеспечить свою дочь возможностями, которых у нее никогда не было, она записала девочку на уроки игры на фортепиано уже в 4 года, а к 6 годам Чо Суми занялась и вокалом. В детстве Чо часто занималась музыкой по 8 часов в день.

В 1976 Чо поступила в престижную Школу искусств Сонхва (Sun Hwa Arts School) и окончила ее в 1980 с дипломами по классу вокала и фортепиано. С 1981 по 1983 она училась в Сеульском национальном университете (Seoul National University), и тогда же состоялся ее первый профессиональный сольный концерт. Кроме того, Чо принимала участие в нескольких концертах, транслировавшихся "Korean Broadcasting System", и дебютировала на оперной сцене, спев Сюзанну (Susanna) в "Свадьбе Фигаро" (Le nozze di Figaro) в Сеульской опере (Seoul Opera).

В 1983 Чо оставила Сеульский университет и отправилась в Рим (Rome), учиться в Национальной академии Санта-Чечилия (Accademia Nazionale di Santa Cecilia), у таких мастеров, как Карло Бергонци (Carlo Bergonzi) и Джанелла Борелли (Giannella Borelli). В этот период она часто выступала с концертами в итальянских городах и на радио и телевидении и решила использовать Суми вместо Су-Гён в качестве сценического псевдонима, чтобы европейцам было легче воспринимать ее имя. Чо окончила академию в 1985 с двумя специализациями, в области вокала и фортепиано.

Она окончила академию, но не перестала учиться - на сей раз ее наставницей стала немецкое сопрано Элизабет Шварцкопф (Elisabeth Schwarzkopf). Чо стала победительницей ряда международных конкурсов в Сеуле, Неаполе (Naples), Энне (Enna), Барселоне (Barcelona) и Претории (Pretoria). В августе 1986 жюри единогласно присудило ей первую премию на Международном конкурсе Карло Альберто Капелли (Carlo Alberto Cappelli International Competition) в Вероне (Verona), одном из самых престижных конкурсов в мире, принять участие в котором могут только победители других крупных вокальных состязаний.

В 1986 состоялся европейский дебют Чо – она спела Джильду (Gilda) в Триесте (Trieste), и это выступление привлекло внимание Герберта фон Караяна (Herbert von Karajan), предложившего ей роль Оскара (Oscar) в "Бале-маскараде" (Un ballo in maschera) на одной сцене с Пласидо Доминго (Plácido Domingo). Постановку должны были представить вниманию публики на Зальцбургском фестивале (Salzburg Festival) в 1989 году, но Караян умер во время репетиций, и дирижерскую палочку подхватил Георг Шолти (Georg Solti). Впрочем, карьера южнокорейской певицы и без того пошла в гору.

В 1988 она дебютировала в Ла Скала (La Scala) с партией Фетиды (Thetis) в редкой опере "Фаэтон" (Fetont) Никколо Йомелли (Niccolò Jommelli), дебютировала в Баварской государственной опере (Bavarian State Opera) и спела Барбарину (Barbarina) в "Свадьбе Фигаро" на Зальцбургском фестивале. В следующем году состоялся ее дебют в Венской государственной опере (Vienna State Opera) и в Метрополитен-Опера (Metropolitan Opera), где Чо вернулась к партии Джильды в "Риголетто" (Rigoletto). В следующие 15 лет она множество раз пела Джильду на сцене этого нью-йоркского театра.

Приглашения следовали одно за другим: Лирическая опера Чикаго (Chicago Lyric Opera), Ковент-Гарден (Covent Garden), Опера Лос-Анджелеса (Los Angeles Opera), Вашингтонская опера (Washington Opera), Парижская национальная опера (Opéra National de Paris), Театр Колон (Teatro Colón), Австралийская опера (Opera Australia), Немецкая опера в Берлине (Deutsche Oper Berlin) – это лишь малая часть театров, в которых она выступала. У певицы огромный и разнообразный репертуар, от моцартовской Царицы ночи (Queen of the Night) до Лючии ди Ламмермур (Lucia di Lammermoor), от Виолетты (Violetta) до Олимпии (Olympia) в "Сказках Гофмана" (The Tales of Hoffmann). Кроме того, она ведет плотную концертную деятельность в сопровождении ведущих мировых оркестров.


Современная оперная дива с азиатской внешностью, которая любит создавать вокруг себя положительную ауру.

Талантливейшая выпускница одного из самых старейших музыкальных учреждений в мире. Уроженка Сеула, корейская девушка Суми, вручила свой высокий пленяющий тон голоса на огранку и придание ему совершенной формы римской академии Santa Cecilia. Через год после выпуска ее хрустальное сопрано звучало на Зальцбургском фестивале. Знаменитый "Бал-маскарад" Верди под управлением великого Герберта фон Караяна – это ли не уникальная возможность начать свой путь оперной примы?

Затем Парижская опера, La Scala, Covent Garden, Metropolitan… и мировая известность.

В родной Южной Корее Суми Йо встречают огромными гонорарами и государственными наградами, присвоив примадонне звездный статус "национального достояния".

Не желая примерять на себе маску недосягаемости, фатального одиночества и таинственности, присущих оперным певцам в прошлом, тоненькая кореянка Суми по жизни открытый и оптимистичный человек. Она флиртует со своими слушателями на сцене, эпатирует публику удивительными нарядами и предпочитает свободу концерта притворству и насилию над собой в угоду некоторым оперным режиссерам. При этом легко находит слад с дирижерами и коллегами-певцами, не взирая на то, что из-за разреза ее глаз она часто наталкивалась на предвзятое к себе отношение.

Она любит эксперименты: разнообразить свой репертуар от барокко до crossover. Ее сопрано можно услышать в фильме Романа Полански "Девятые врата", но сниматься в кино Суми не желает, полностью реализуя себя на сцене.

Россия, конечно же, запомнит слияние сопрано Суми Йо и баритона Дмитрия Хворостовского в Государственном Кремлевском Дворце.