Методика проппа. Собственные сказки по методу проппа. Собственные сказки по методу Проппа

ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ТЕМА: « Карты Проппа, как средство обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию»

Подготовила и провела: воспитатель Кащеева Л.П.

г. Железногорск, 201

« Карты Проппа, как средство развития познавательного интереса детей дошкольного возраста »

Слайд 1.

Введение в действие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования влечет за собой необходимость поиска новых подходов к планированию и организации работы с детьми.

Исходя из этого для формирования познавательного интереса и активизации связной речи дошкольников, наряду с традиционными подходами я стала использовать инновационные.

Мое внимание привлекли « Карты Проппа», как средство, пробуждающее в детях познавательную активность, так как они относятся к инновационной технологии наглядного моделирования.

Слайд 2.

А также, способствуют обучению творческому рассказыванию, сочинению сказок, как следствие развитию познавательного интереса и интеллекта дошкольников.

Использование в работе «Карт Проппа» стимулирует развитие психических процессов, позволяет детям удержать в памяти большое количество информации, активизирует связную речь, развивает не только монологическую и диалогическую речь, но и поддерживает детскую познавательную инициативу. Ребенок может выступать в качестве презентатора собственной сказки, а также может развернуть сюжетно-ролевую игру «Репортер» , когда несколько детей презентуют свои сказки.

Слайд 3.

Автор и создатель «Карт Проппа» - известный русский и советский учёный, филолог, фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп занимался изучением русских народных сказок. Пропп получил мировое признание, став основоположником сравнительно-типологического метода в фольклористике и одним из основоположников современной теории текста.

Слайд 4.

Проанализировав большинство сказок, Пропп пришел к выводу, что во всех сказках повторяется логическая цепочка сюжетосложения и поэтому он придумал схематичное изображение каждой сюжетной линии, разделив тем самым, сказку на набор, состоящий из 28 карт, 20 из которых являются основными, главными.

Одна карта – это определенное событие сказки. Карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. Из событий, как из пазлов конструктора складывается весь сюжет сказки.

Для того, чтобы детям было легче освоить карты Проппа, работа делится на несколько этапов.

Слайд 5.

На первом этапе (средний возраст) целесообразно познакомить детей с жанром литературного произведения - сказкой. Затем выявляем ее отличие от других жанров и знакомим со структурой сказки (зачин, основная часть, концовка).

На втором этапе (средний возраст) играли в подготовительные игры, которые помогли освоить карты.

«Волшебные имена» - перечисляем с детьми всех волшебных героев и стараемся понять, почему их так зовут. Почему Золушку назвали Золушкой, а Кащея Бессмертного именно Кащеем Бессмертным.

«Кто на свете всех злее (милее, умнее) ?» - выявление злых и коварных сказочных героев, описание их облика, характера, образа жизни. Также можно анализировать и положительных героев.

« Хороший - плохой?» - в этой игре мы проводим сравнительный анализ положительных и отрицательных качеств любого героя. Например, Емеля, его отрицательные качества - он ленивый, положительные - добрый и отзывчивый.

«Волшебные или чудесные вещи» - в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого - либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.

«Что в дороге пригодится?» - вспоминаем с детьми различные волшебные вещи из разных сказок, как русских народных, так и зарубежных («Скатерть-самобранка», «Волшебное кольцо», «Клубочек», «Волшебная палочка»).

«Любимый сказочный герой»,«Чудеса в решете»,«Что общего?»,

«Волшебные имена»,«Образ-рисунок»(перекодирование в образа в рисунки).

(демонстрация видео «Игры»)

На третьем этапе (старшая группа) познакомила детей с обозначениями карт Проппа (читали сказку и сопровождали ее выкладыванием карт). Для начала я использовала 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.

Слайд 6.

Сейчас на примере сказки « Кот, петух и лиса» я продемонстрирую Вам работу с картами Проппа. Дети, слушая сказку выбирают соответствующую сюжету карточку и выкладывают ее. Например,

(Рассказывает и показывает символику на экране).

В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя петушок оставался дом стеречь.

Собирается кот на охоту и говорит петушку:

Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесёт, съест и косточек не оставит.

(демонстрация видео)

На четвертом этапе (старшая группа) я предлагаю пересказать детям сказку, опираясь на карты Проппа.

(демонстрация видео)

На пятом этапе (подготовительная группа). Можно сочинить сказку опираясь, на схематические изображения, с помощью кубика мы выберем карточки участвующие в игре. Обозначение на кубике от 1 до 4, еще две грани кубика представлены в виде смайлика. Смайлик обозначает возможностьвыбора любой клетки по желанию ребенка.

(демонстрация видео)

(демонстрация фильма)

Слайд 7.

Сказки собственного сочинения послужили основой для создания « Сборника творческих сказок» воспитанников, где они выступают не только в качестве авторов сказок, но и в качестве художников - иллюстраторов, оформителей, декораторов.

Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в развитии познавательного интереса дошкольников, так как стимулируют развитие внимания, восприятия, фантазии, творческого воображения, волевых качеств, обогащают эмоциональную сферу, активизируют связную речь, обогащают словарь, способствуют повышению поисковой активности.

Слайд 8. Спасибо за внимание!

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Задание педагогам: сейчас я Вам предлагаю сочинить сказку экспромтом, с помощью карт Проппа. Количество карт 9.

Одна карта – это один ход, который переходит от подгруппы к подгруппе. Таким образом каждая подгруппа трижды примет участие в сочинении сказки. В итоге у нас получится коллективное творчество.

Для передачи хода будет использоваться волшебный клубочек.

Итак, начинаем!

Ведущий – педагог в это время записывает сказку на диктофон .

Право получает первая группа подгруппа.

1 подгруппа

Жили-были. Создаем сказочное пространство. (Каждая сказка начинается с вводных слов «давным-давно», «жили-были» , « в тридесятом царстве»).

2 подгруппа

Особое обязательство («умер отец» , «солнце исчезло с небосклона» , «дожди перестали лить, и наступила засуха»).

3 подгруппа

Запрет (« не открывай оконца» , «не отлучайся со двора» , « не пей водицы»).

1 подгруппа

Нарушение запрета (персонажи сказок и в оконце выглядывают, и со двора отлучаются, и из лужи водицу пьют; при этом в сказке появляется новое лицо – антагонист, вредитель).

2 подгруппа

Герой покидает дом (при этом герой может либо отправляться, отсылаться из дома, скажем, с благословения родителей разыскивать сестренку, либо изгоняться, например, отец увозит изгнанную мачехой дочь в лес, либо уходит из дома, прекратившись в козлика после того, как запрет нарушен).

3 подгруппа

Враг начинает действовать (змей похищает царевну, колдунья отправляет яблоко).

1 подгруппа

Появление друга-помощника (серый волк, кот в сапогах).

2 подгруппа

Одержание победы (разрушение злых чар, физическое уничтожение антагониста – змея, Кощея Бессмертного, победа в состязании).

3 подгруппа

Счастливый конец (пир на весь мир, свадьба, пол царства в придачу).

После сочинения сказки ведущие – педагог включат диктофон. Педагоги слушают, что получилось.

При работе с детьми Вы тоже можете использовать запись на диктофон. Записанные на диктофон сказки собственного сочинения могут явиться основой для следующего проекта «Электронная книга» , где дети выступают не только в качестве авторов сказок, но и в качестве художников-иллюстраторов, оформителей, декораторов.

В данной таблице представлены возможные варианты по тому или иному свойству, но то электронный вариант. В реальности таблица представляет собой панно со множеством прозрачных кармашков. Можно добавлять изображения своих волшебных предметов, материалов, действий, звуков, запахов, выбранных вместе на кубике от 1 до 4, еще две грани кубика представлены в виде смайлика. Смайлик обозначает возможность выбора любой клетки по желанию ребенка. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия, придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. А сейчас давайте попробуем сочинить сказку сами.


Наталья Диппель

При обучении детей творческому рассказыванию , сочинению сказок используются карты Проппа . Так как В. Я. Пропп был фольклорист , то он рекомендовал работать с волшебными народными сказками. Прежде, чем приступить к сочинению сказок по картам , следует организовать подготовительные игры, в процессе которых, ребята познакомятся, и освоят все сказочные функции. В этом и помогут карты Проппа , своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символиически изображены на этих картах .

Вот такие игры я предлагаю вашему вниманию. Сделаны они в рамках конкурсного задания к педсовету воспитателями нашего детского сада.

НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ МЫ ЗНАКОМИМ ДЕТЕЙ СО ЗНАЧЕНИЕМ КАРТ

Игра называется "Примени символ к сказке"

На этом игровом поле расположены основные карты Проппа , бросая кубик, ребенок "ходит" по игровому полю, и остановившись возле какого-либо симвоолического изображения, называет его. Например "Победа", он вспоминает, в какой сказке есть такой сюжет и объясняет, почему эта карта подходит к этой скаке. Можно работать, как по одной, так и по нескольким сказках, но их содержание дети хорошо должны знать.

Такие кубики необходимы, чтобы сделать ход и просчитать, на сколько ходов надо двигаться вперед


на столе могут лежать картинки-фрагменты из сказок , которые ребенок выбирает в соответствии с символом


Так как наглядная опора на первых порах должна быть обязательной, какие карточки необходимо иметь для подсказки


Такие игры помогают анализировать сказку, развивать доказательную речь


дети самостоятельно к символу подбирают сказки


анализировать сказку через символическую аналогию интересно.


пригодится и сказкокуб


и куб эмоций

А это те основные 20 сказочных функций, по которым и работают со сказочным сюжетом1. запрет или предписание

2. нарушение

3. вредительство

4. отъезд героя

6. встреча с дарителем

7. волшебные дары

8. появление героя

9. сверхъестественные силы

10. борьба

11. победа

12. возвращение домой

13. прибытие

14. ложный герой

15. трудные испытания

16. ликвидация беды

17. узнавание героя

18. изобличение ложного героя

19. наказание ложного героя

20. свадьба

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЗНАКОМСТВА С КАРТАМИ ПРОППА .

Изготовление карт . Карты , используемые в начале работы, в младшем и среднем возрасте они должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции, смысл которой был бы понятен детям, или каждое изображение надо оговаривать.

Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация : соотнести с определенной функцией.

Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт ) .

Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.

Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт ) .

Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт , постепенно добавляя по 3 - 4 карты ).

Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).

А вот, как вы это обозначите ту или иную функцию и каким символом, совсем не важно, главное, чтобы ребенок понимал, что если "запрет" обозначается перечеркнутый круг или замок на двери или как в знаках дорожного движения - въезд запрещен, то это надо запомнить. Или знак "даритель, волшебный дар"- можно волшебной палочкой обозначить, можно, как коробка с подарком, это, как решит воспитатель.

На втором этапе, в организованном обучении на занятии , читаем сказку вслух с установкой на пересказ,затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.

РЕЗУЛЬТАТ :

– умение определять жанр произведения;

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание

– выстраивать схему содержания,

опираясь на карты Проппа ;

– уверенно манипулировать картами ;

– чувствовать красоту и образность

Знаменитый советский фольклорист Владимир Яковлевич Пропп в своей книге «Морфология сказки» «расчленил» народные сказки на функции. «Сказка, — отмечает В. Я. Пропп, — нередко приписывает одинаковые действия различным персонажам. Это дает нам возможность изучать сказку по функциям действующих лиц. Под функцией понимается поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его зависимости от хода действия».
Проанализировав структуру сказок, В. Я. Пропп сформулировал следующие три принципа:
. постоянными, устойчивыми элементами сказки яв-ляются функции действующих лиц, независимо от того, кем и как они выполняются;
. число функций, известных волшебной сказке, ограничено;
. последовательность функций всегда одинакова. Согласно системе Проппа, этих функций — тридцать одна, с учетом того, что внутри они варьируются и видоизменяются:
1) отлучка кого-либо из членов семьи;
2) запрет, обращенный к герою;
3) нарушение запрета;
4) выведывание;
5) выдача;
6) подвох;
7) невольное пособничество;
8) вредительство (или недостача);
9) посредничество;
10) начинающееся противодействие;
11) отъезд героя из дома;
12) испытание героя дарителем;
13) реакция героя на действия будущего дарителя;
14) получение волшебного средства;
15) перемещение героя к месту нахождения предмета поисков;
16) вступление героя и антагониста в борьбу;
17) получение героем метки, отметины;
18) поражение антагониста;
19) ликвидация беды или недостачи;
20) возвращение героя;
21) преследование героя;
22) избавление героя от преследования;
23) прибытие неузнанного героя в родной дом или в другую страну;
24) необоснованные притязания ложного героя;
25) трудная задача для героя;
26) решение задачи;
27) идентификация героя;
28) изобличение ложного героя или антагониста;
29) получение героем нового облика;
30) наказание врага;
31) вступление героя в брак.
«Разумеется, не во всех сказках наличествуют все эти функциональные элементы; строгая последовательность функций может и нарушаться, возможны перескоки, до-бавления, синтез, однако это не противоречит основному ходу развития действия. Сказка может начинаться с первой функции, с седьмой или с двенадцатой...».
По идее Проппа, структура сказки перекликается со структурой детского опыта, неизбежно включающего в себя и выполнение задания, и поединки, и трудные испытания, и разочарования.
Предпринятая Л. Е. Туминой попытка проанализировать структуру детских сказок, опираясь на теорию Проппа, показала, что часто употребляемыми функциями действующих лиц в сказках детей являются те, которыми, собственно, и создается движение сказки.
1) отлучка кого-либо из членов семьи, рассматриваю-щаяся как подготовительная часть;
2) вредительство или недостача, выступающие завязкой;
3) ликвидация беды или недостачи — кульминационный момент сказки;
4) возвращение героя — развязка.
Некоторые функции действующих лиц (17, 24, 27—30) в сказках детей отсутствуют.
Более подробно об использовании карт и их варианты смотрите у JI. Е. Туминой. Дж. Родари упоминает в своей книге еще одну игру с картами — «Выложим карты на стол», которая также может использоваться на занятиях. Мы чаще используем следующие карты:
1) появление героя;
2) предписание или запрет;
3) нарушение запрета;
4) вредительство;
5) отъезд героя;
6) трудные испытания;
7) встреча с дарителем;
8) задача;
9) волшебные дары;
10) сверхъестественные свойства противника;
11) борьба;
12) ликвидация беды;
13) ложный герой;
14) возвращение;
15) прибытие домой;
16) изобличение ложного героя;
17) узнавание героя;
18) наказание противника;
19) свадьба.
Рисунки на картах должны точно отражать функцию, однако лучше не использовать сцены из известных сказок, чтобы не было «привязки». Достаточно обсудить с детьми каждую функцию.

Из книги "Основы куклотерапии"
Л. Г. Гребенщикова

гульшат сагитова
Карты Проппа (из опыта работы)

Уважаемые коллеги!

Свой мастер класс мне хотелось бы начать со слов Д. Родари «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить, критически воспринимать окружающее»

Проблема речевого развития детей дошкольного возраста на сегодняшний день очень актуальна, т. к. процент дошкольников с различными речевыми нарушениями остается стабильно высоким.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Плохо говорящие дети, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми,нерешительными; затрудняется их общение с другими людьми (взрослыми и сверстниками,

снижается познавательная активность. Это происходит потому, что ребенок с различными речевыми проблемами становиться «сложным» собеседником; ему трудно быть понятым другими. Поэтому всякая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отрицательно отражаются на его деятельности и поведении, а значит, и на формировании личности в целом.

Работая в старшей группе , я сталкивалась с тем, что многим детям пересказ доступен только с помощью наводящих вопросов, а при составлении рассказов по картинкам чаще отмечается склонность к перечислению отдельных предметов или действий, с трудом прослеживается сюжетная линия. Для большинства детей непосильна задача выложить последовательность из четырех сюжетных картинок и составить по ним рассказ, пересказать знакомую сказку.

К сожалению, современные родители редко рассказывают сказки детям. Гораздо проще включить аудиодиск, посадить чадо смотреть телевизор или играть в компьютерную игру. Это экономит время и силы родителей. В результате - многие современные дети практически не знакомы со сказкой, не знают даже «Репку» , «Колобка» , не слышали про «Теремок» , «Рукавичку» и «Красную Шапочку» .

Педагоги, работающие с детьми старшего дошкольного возраста, часто затрудняются в выборе приемов, методов и форм работы по развитию детского словотворчества. Для составления творческого рассказа с детьми дошкольного возраста целесообразнее всего использовать модели. Поэтому с этой целью мною была разработана методика обучения детей пересказу русских народных сказок с помощью карт Проппа .

Многим, кто интересуется сказками, известно имя Владимира Проппа . Профессор Пропп занимался изучением русских народных сказок. Результаты его исследований опубликованы в книге «Морфология сказки» . Изучая сюжет сказок, и взаимоотношение героев сказки фольклорист, Владимир Яковлевич Пропп , выделил 31 постоянную функцию. В своей работе «Грамматика Фантазии» Дж. Родари сократил их количество до 20. Последовательность их может варьироваться и не в каждой сказке они могут содержаться в полном объеме. Сказочных ситуаций или функций 20 :

Нарушение запрета

Вредительство

Отъезд героя

Встреча с дарителем

Волшебные дары или волшебное средство

Появление героя

Вредитель или антигерой

Возвращение домой

Прибытие домой

Ложный герой

Трудные испытания

Ликвидация беды

Узнавание героя

Изобличение ложного героя

Наказание ложного героя

Свадьба или счастливый конец.

Также ученый выделил семь типов действующих лиц по их функциям : вредитель (антагонист, даритель, чудесный помощник, похищенный герой (искомый предмет, отправитель, герой, ложный герой. Со всеми этими персонажами старший дошкольник встречается в сказке, поэтому знает их особенности.

Карты , которые придумал Владимир Яковлевич Пропп это своеобразные схемы, по которым дети узнают те события и эпизоды сказки, которые символически изображены на этих картах . Дети создают из них различные комбинации, согласно сюжету сказки.

Представленные в схемах функции являются обобщенными действиями, понятиями. Используются для глубокого анализа сказочных повествований, восприятия традиционных способов построения сказки и организации сюжета в ней, тем самым способствуют развитию творческого, креативного мышления.

Результаты последних психолого-педагогических исследований показали, что дошкольнику полезнее предлагать не только иллюстрацию, но также необходимо показывать различные направления : абстрактные, комичные, схематичные, реалистические и т. д. Весь этот материал оказывает значительную помощь в развитии словесного творчества детей, т. к. наглядность и четкость их исполнения позволяет удерживать в памяти большое количество информации и гибче моделировать сюжет. Это позволяет в дальнейшем автору сказки при сочинении собственного повествования абстрагироваться от конкретного поступка, героя, ситуации.

Рассмотрим карты Проппа на примере сказки «Гуси-лебеди» (запрет, нарушение запрета, отъезд героя, задача, волшебные дары, сверхъестественные свойства антигероя, борьба, победа, возвращение домой, наказание ложного героя, счастливый конец).

Работу с картами Проппа можно построить следующим образом :

На первом этапе знакомлю детей с жанром литературного произведения - сказкой; выявляем ее отличие от других жанров и вычленяем структуру сказки - ее композицию.

Присказка. Зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир. Ее цель - подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать (За далекими полями, за глубокими морями; В некотором царстве, в небесном государстве жили-были).

Повествование – насыщена событиями и так называемыми сказочными формулами : речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей (Сделался такой молодец - ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать; Избушка, избушка встань к лесу задом, а ко мне - передом и т. д.).

Концовка, как и присказка, ограничивает сказку от реальной жизни и возвращает к реальной действительности : (Устроили пир на весь мир, и я там был мед сладкий пил, по усам текло, а в рот не попало; Вот вам сказка, а мне бубликов связка).

На втором этапе проводятся «подготовительные игры» .

«Чудеса в решете» - выявление различных чудес, как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.

«Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную смысловую нагрузку.

«Что в дороге пригодится» – основные волшебные средства сказки (скатерть-самобранка, аленький цветочек) .

«Узнай героя» – выявление позитивных и негативных черт характера героев.

«Что общего» – сравнительный анализ сказок с точки зрения сходства и различий между ними.

«Четвертый лишний» – определение лишнего предмета.

«Решение сказочных задач» .

«Бюро находок» – найден золотой инкубатор для золотых яиц; утеряна трехворотниковая кольчуга и т. д.

«Сказочный словарь» – придумайте новое небывалое слово и по возможности объясните его или нарисуйте : сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка.

На третьем этапе – непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки. Читаем сказку и «выкладываем» ее по функциям или сопровождаем картами Проппа (схематическими изображениями) . По мере накопления опыта можно предложить задания или игры :

Выставить карты по ходу сюжета

Найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

Найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

Определить отсутствие знакомой карты

Отделить лишнюю карту

На четвертом этапе предлагается пересказать сказку, опираясь на карты Проппа . Для этого нужно выделить узловые моменты сказки, выстраиваются схемы по сюжету сказки и пробуем рассказать по картам Проппа .

На пятом этапе происходит сочинение собственных сказок - предлагается набор из 5-6 карт , заранее оговаривается кто будет главным героем, кто или что будет мешать герою, какие волшебные средства будут у героя, какой будет зачин и концовка, какие сказочные слова будут в сказке.

Карты Проппа оказывают неоценимую помощь в сенсорном развитии детей, так как их воздействие распространяется на все органы чувств, включая тактильные анализаторы. Ребенок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Карты Проппа позволяют стимулировать и развивать связную речь, обогащают речь детей, позволяют изучить огромное количество сказок, что способствует успешному обучению в школе.

Результат работы с картами Проппа :

– умение определять жанр произведения;

– запоминать последовательность событий;

– выделять основное содержание сказки;

– выстраивать схему содержания, опираясь на карты Проппа ;

– уверенно манипулировать картами .

Методика работы с картами Владимира Яковлевича Проппа известна давно. Но свою актуальность она не потеряла и в настоящее время. Задачи, которые решаются при помощи данной методики полностью соответствуют положениям и требованиям ФГОС ДО:

— формируется умение продумывать замысел, следовать ему в сочинении, выбирать тему, интересный сюжет, героев;

— карты развивают внимание, восприятие, фантазию, воображение, обогащают эмоциональную сферу, активизируют устную связную речь;

— карты развивают активность личности, не оставляя ребенка равнодушным к сказочному сюжету.

Фольклорист Владимир Яковлевич Пропп подробно изучал сказки народов мира, анализировал сотни сюжетов и выделил 31 постоянную функцию , без которых не обходится ни одно сказочное произведение. Не обязательно, что они все вместе будут присутствовать в сказке, иногда нарушается их последовательность, но идея, содержание сказки при этом не страдают.

Дж. Родари сократил число этих функций до 20 :

  1. запрет или предписание; 2. нарушение; 3. вредительство; 4. отъезд героя; 5. задача; 6. встреча с дарителем; 7. волшебные дары; 8. появление героя; 9. сверхъестественные свойства антигероя; 10. борьба; 11. победа; 12. возвращение домой; 13. прибытие домой; 14. ложный герой; 15. трудные испытания; 16. ликвидация беды; 17. узнавание героя; 18. изобличение ложного героя; 19. наказание ложного героя; 20. Свадьба или счастливый конец.

Вот некоторые примеры: запрет выступает в роли сильнейшего мотива и заставляет спорить с существующим авторитетом. В сказке «Крошечка — Хаврошечка» корова говорит: «Не ешь моего мяса, косточки мои собери, в платочек завяжи, в саду их рассади, каждое утро водой поливай». В данном случае Хаврошечка не нарушила запрет. А в «Гуси-лебеди» — родители запретили выходить из дома. Аленушка не послушалась. Происходит нарушение правил . Вредительство совершает недоброжелатель главного героя (гуси-лебеди). Жар-птица ворует золотые яблоки («Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и сером волке».

Кстати, все детективы (фильмы и книги) можно разложить по данным функциям достаточно легко.

Методика

Перечисленные 20 функций необходимо нарисовать и изготовить в виде карт. На каждой карте придумывается любое символическое изображение. Не забывайте, что знакомство со сказочными функциями предполагает накопление большого набора сказочных образов , персонажей, знание многих сказок и секреты построения волшебных сказок (структуру).

Присказка. Зачин (Приглашение в сказку).

Уже сама присказка настраивает слушателей на особый лад, переносит их в сказочный мир. Присказки звучат знаменательно, многообещающе. Роль присказки сходна с ролью былинного запева и большей частью не связана с сюжетом сказки. Цель — подготовить аудиторию к слушанию сказки, заинтересовать. Воспитатель может начать так:

  1. Вы хотите сказочку? Сказочка — это вязочка, сплетена она из лунного света, перевязана солнечным лучом, а обвита облачным поясом.
  2. За далекими полями, за глубокими морями, за высокими горами, средь лазоревых полян, в некотором царстве, небесном государстве жили-были…
  3. В некотором царстве, в некотором государстве…или в тридевятом царстве, тридесятом государстве…

Концовка

Концовка, как и присказка, ограничивает (отделяет) сказку от реальной жизни и возвращает слушателей к реальной действительности. Варианты концовок:

  1. Устроили пир на весь мир, я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попадало.
  2. Вот вам сказка, а мне бубликов связка.
  3. Тут и сказке конец, а кто слушал — молодец.

Присказка и концовка составляют обрамление, в которое сказочник включает повествование .

Сказка обычно насыщена традиционными, так называемыми, сказочными формулами: речевыми клише, ритмическими присловьями, которые характеризуют разные действия и описания персонажей, постоянными эпитетами и т.д.:

  1. Царь начал пиры пировать, гостей созывать.
  2. Избушка, избушка! Стань по-старому, как мать поставила — к лесу задом, ко мне передом.
  3. Сделался такой молодец — ни вздумать, ни взгадать, ни пером описать.
  4. Конь бежит, земля дрожит, из ушей пламя пышет.
  5. Меч-кладенец, Василиса-прекрасная, скатерть-самобранка и т.д.

Необходимо объяснить детям, что сказка начинается с какого-то необычайного события, где главную роль играет волшебное существо. Рано или поздно герой сказки сталкивается со злыми силами или с большими трудностями, препятствиями, затем преодолевает их. Трудные задания герой, как правило, выполняет при помощи волшебных предметов или существ.

Когда у детей будет в запасе знание многих волшебных сказок, можно провести несколько тематических занятий или игр-заданий, викторин на тему: «Сказочные герои (героини)», Сказочные чудовища», «Волшебные помощники», «Волшебные превращения». «Путешествие по тридевятому царству (определяется место действия в сказках)», «Сказочная цифра 3 (прием троекратных повторений)», «В гостях у сестер-присказок, братьев-зачинов, подружек-концовок» желательно с использованием произведений живописи, музыки как дополнительных средств воздействия на ребенка.

Подготовительные игры-задания , которые можно включить в образовательную деятельность:

Чудеса в решете. В процессе этой игры выявляют происходящие в сказках различные чудеса: как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство. Уточняют волшебные слова, предметы и их действие.

— Кто на свете злее всех (добрее всех)? Выявление злых и коварных героев (добрых), описание их облика, характера, образа жизни, привычек, жилища. Затем анализируют, может ли существовать сказка без таких героев, какова их роль в развитии сюжете. Для кого эти персонажи являются добрыми, для кого злыми и почему (наверное для Кощея Баба-Яга очень даже добрая женщина и верный друг).

Заветные слова . В процессе этой игры ребята делают попытку вычленить самые действенные, значимые слова (волшебные, приговоры).

— Что в дороге пригодиться ? На основе анализа волшебных сказочных предметов, которые помогают преодолеть врага (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек и т.д.), придумывают новые предметы-помощники. Волшебным может стать самый заурядный предмет (ручка, ботинок), а может быть он начнет выполнять не свойственные ему функции — котелок как гнездо, сумка, зеркало.

— Что общего. Игра предполагает сравнительный анализ различных сюжетов с точки зрения сходства и различия («Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа метелица»)

Работу по сочинению сказок можно разделить на два этапа:

1 этап — непосредственное ознакомление с функциями волшебной сказки.

Начать занятие можно так: «На лесной полянке в небольшой резной избушке живут сказочные действия. Живут они очень дружно, помогают друг дружке сказки сочинять. Давайте-ка познакомимся с ними»

Педагог может взять не все 20, а наиболее часто встречающиеся в сказках. Например: герой покидает дом, запрет, нарушение запрета, трудная задача, волшебное средство, помощь, герой спасается от преследования, борьба, враг побежден, счастливый конец.

Читаете сказку, затем «раскладываете» ее по функциям. Позднее дети сами находят обозначенную функцию словесно, выкладывают карточки с функциями.

По мере накопления опыта работы с картами и с функциями детям можно предложить задания:

  • найти знакомые «волшебные карты» в новой, только что прочитанной сказке;
  • самостоятельно определить отсутствие знакомой карты;
  • выставить карты в том порядке, в котором они заданы сюжетом новой сказки;
  • найти ошибку в расположении карт по сюжету новой сказки.

На материале сказочных текстов провести упражнения на формирование образности речи. Они делают процесс восприятия более глубоким, заостряют внимание на языковом материале, заставляют задумываться о значении используемых в тексте слов и выражений.

Например, Баба Яга — скажи по-другому . Или: Как говорили раньше ? (Конь златогривый, меч булатный, утро вечера мудренее и т.д.). Похвали Бабу Ягу .

На 2 этапе проводится обучение сочинению собственных сказок при помощи «волшебных карт».

Детям предлагается набор из 5-6 карт. Они могут придумывать вдвоем, втроем (так проще справиться со сложным заданием). Сочиняя группами, ребенок может заметить неточность в рассказе товарища (речевые, логические ошибки), самому быть внимательным при сочинении.

Например, задание — сочинить сказку «Про елочку». Предложено 5 карт — отлучка, запрет, нарушение запрета, волшебное средство, счастливый конец. Можно дать карты по порядку, а можно предложить самим подумать, как их расположить.

Или — придумать сказку о Бабе-Яге и Кощее. Условие : они добрые и помогают людям. Какая волшебная карта будет главной («помощь»), какие карты могли бы сделать сказку более интересной, полной приключений и неожиданностей (запрет, нарушение запрета, трудная задача, счастливый конец)?

С детьми оговариваются следующие положения:

  • кто будет главным героем;
  • кто будет мешать герою;
  • кто будет помогать решать ему трудную задачу (волшебные помощники, другие герои);
  • придумать название к сказке;
  • какие зачины и концовки будут использованы;
  • придумывание сказочных слов и выражений;
  • присутствие главных и второстепенных героев, встречи, поступки героев, их нравственные характеристики.

Количество игровых приемов и ситуаций зависит от вашей фантазии. Можно предложить игровые приемы :

у знакомой сказки пропадают карты. Например, «Никита Кожемяка» — пропали «герой вступает в борьбу», «враг побежден». Дети должны проанализировать последствия отсутствия определенных функций по сюжету;

— или предлагаете карту «Трудная задача» и задаете вопрос : «Какая карта может быть следующей? Почему?»

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлении, то пишите в