Конспект урока по литературе на тему "А. Пушкина «Капитанская дочка». Герои романа. Гринев и его роль в произведении, формирование его характера и взглядов". А. С. Пушкин "Капитанская дочка". Становление личности Петра Гринева Нравственные качества гринев

В любом литературном произведении так или иначе, в том или ином виде ставятся вечные вопросы. Что считать нормой нравственности? Где грань, отделяющая нравственность от безнравственности? Отличаются ли они вообще? И почти в любом произведении речь, как правило, идет об идеалах нравственности.

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, вынести разлуку с самыми дорогими людьми, с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле.

В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям. Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели часто обращались в своих произведениях к проблеме чести. Тема поиска нравственных идеалов, понятие "человек чести" затронуты А.С. Пушкиным в повести "Капитанская дочка".

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой нравственности. Пушкин устами Савельича знакомит

Читателей с нравственными установками рода Гриневых: "Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…" Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно. А перед отъездом на службу Гринев получает от отца завет: "Береги платье снову, а честь - смолоду". Эта народная пословица также является эпиграфом к произведению. Вся дальнейшая история Гринева представляет собой выполнение, несмотря на все трудности и ошибки, этого отцовского завета.

Но если для Гринева-отца честь - это прежде всего честь дворянина и офицера, то Гринев-сын, не отказываясь от такого понимания, смог расширить понятие чести до его человеческого и гражданского значения. В нем как бы соединились доброе, любящее сердце матери с честностью, прямотой, смелостью - качествами, которые присущи его отцу.

Первый раз Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, несмотря на то, что Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх. Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Эти качества проявились в щедром подарке неизвестному ему "мужичку", который указал дорогу во время бурана и который потом сыграл решающую роль во всей его дальнейшей судьбе. Испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Своим поведением здесь Петр Андреевич доказал верность заветам отца, не изменил тому, что считал своим долгом и своей честью.

Полной противоположностью честному и прямому Гриневу является его соперник Алексей Иванович Швабрин. Он человек корыстный и неблагодарный.

Ради своих личных целей Швабрин готов совершить любой бесчестный поступок. Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин наносит Гриневу предательский удар на дуэли и вдобавок пишет лживый донос на него Гриневуотцу. На сторону Пугачева Швабрин переходит не по идейным убеждениям: он рассчитывает сохранить свою жизнь, надеется в случае успеха Пугачева сделать карьеру, а главное, хочет, расправившись со своим соперником, насильно жениться на девушке, которая его не любит.

Честность и порядочность занимает особое место и в характеристиках героев. Поразительно, как честны друг перед другом Маша и Гринев. Для них естественно понимать, спасать, жалеть друг друга. Взаимная преданность помогает им преодолеть жизненные трудности и обрести счастье.

Во время бунта особенно ярко проявились высокие нравственные качества одних героев и низость других. Например, капитан Миронов и его жена предпочли умереть, чем сдаться на милость восставших. Так же поступил и Гринев, не желая присягнуть Пугачеву, но был помилован.

Мне кажется, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести. Кроме того, Гринев и Маша благодаря ему навеки обрели друг друга.

Интересен и финал повести: Гринева арестовывают по доносу за связь с мятежным атаманом. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, то его бы наверняка оправдали. Справедливость восторжествовала в самый последний момент: Маша обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, которая оказывается императрицей. Гринев спасен.

К сожалению, сейчас очень мало таких людей, как Петр Гринев: честных, добрых и бескорыстных. Современное общество почти утратило эти качества. А так хочется, чтобы пословица "береги честь смолоду" имела для каждого значение талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные препятствия.

Образ Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка"

«Капитанская дочка» - повесть, которая не только воссоздаёт историческую действительность, но и является произведением с глубоким нравственным смыслом. Главный герой – Пётр Гринёв, молодой офицер, которого направили служить в Белогорскую крепость. Оказавшись в крепости, он становится свидетелем событий, которые изменили не только его жизнь, но и его представления о многих идеалах.

Во время пребывания Гринева в крепости, в губернии начинается крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Белогорская крепость взята мятежниками, и в этот момент перед героями повести встаёт трудноразрешимая проблема: изменить присяге и присоединиться к бунтарям или добровольно идти на смерть. Гринёв предпочёл умереть, но случай всё же спас его от верной гибели. Пугачёв оказался тем самым мужиком, которому герой когда-то подарил свой заячий тулупчик.

Гринёв не стал присягать на верность Пугачёву: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Пугачёв отпустил Петра, но с условием, что тот не будет служить против него. Гринев прекрасно понимал, что находился в полной власти этого человека, однако природная честность, ответственность за собственные поступки заставили молодого человека сказать правду: «Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя – пойду, делать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь повиновения от своих. На что будет похоже, если я от службы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня – спасибо; казнишь – Бог тебе судья; а я сказал тебе правду».

Искренность и прямота Гринёва поразила бунтовщика. И ему ничего не оставалось, как отпустить юношу.

Удивительно, как в такой сложной ситуации Гриневу удаётся сохранить в себе человеческое начало, в отличие от Швабрина и ему подобных. Я думаю, восстание в данном случае стало тем явлением действительности, которое в большей мере помогло разглядеть истинное лицо каждого из героев. Нравственные ценности, внутренние убеждения самого Гринёва помогли ему стать настоящим человеком. Тогда как Швабрин запятнал честь офицера и стал прислужником бунтовщиков.

Неслучайно эпиграфом к «Капитанской дочке» Пушкин выбрал пословицу: «Береги честь смолоду». Мысли и поступки главного героя полностью ей соответствовали.

Образ Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка" (2 вариант)

Повесть А.С. Пушкина "Капитанская дочка" уникальна и интересна тем, что в ней переплелись судьбы героев с разными характерами. Фактически, это историческая повесть, описывающая бунт того времени. Но с другой стороны, в повести прослеживаются нотки чистой, искренней, легкой и светлой любви. Это чуство вспыхивает ярким огнем и продолжает гореть на протяжении всего повествования, согревая душу читателя.
Нам знаком Петр Гринев? Знаком. Это главный герой повести. Пожалуй, Пушкин вложил в создание образа все самое честное, благородное, доброе и правильное. "Построил" характер и личность Гринева его отец, Гринев Андрей Петрович. Андрей Петрович бывший военный. По характеру напоминает сына. Такой же честный, добрый, открытый и искренний. Военная служба отца Петра закончилась быстро, потому что он не хотел быть от кого-либо зависимым и "выпрашивать" чины, как это делали многие. В сыне он воспитал самые благородные качества, присущие человеку.
Вскоре Пете исполнилось семнадцать лет. Отец забеспокоился о будущей жизни сына и стал выбирать ему достойное место для службы. Сам Петр бредил о Петербурге, представлял там службу яркой и интересный. Но вопреки мечтаниям Пети, Андрей Петрович выбрал ему службу под Оренбургом, где Петр и встретил свою будущую любовь. Собрав вещи, Петр уехал, запомнив слова отца: "Береги платье снову, а честь смолоду". Так и понес он смысл этого наставления через всю жизнь.
В Оренбурге во внимание читателя добавляются новые герои. Это комендант, смелый и правильный мужчина, верный императрице Екатерине II. Его жена, Василиса Егоровна, роковая и мудрая женщина. Дочь коменданта, Маша Миронова, скромная и застенчивая девушка. Злой Швабрин, ровесник Петра, личность темная, подлая и циничная.
Благородство дворянина и характер отца проявляются в Гриневе все больше и больше. Особенно меня впечатлила сыгрнанная дуэль между Швабриным и Петром. Швабрин публично оскорблял и наговаривал на Машу, но Гринев, как истинный дворянин, отстоял честь девушки. Итог дуэли - Петр ранен, а Швабрин победитель, но какой! Несчастный трус, нанесший удар со спины. Этот факт указывает на трусость, подлось и бесчувственность этого человека.
Мне очень понравилась эта повесть. Особенно ярко здесь выражена личность Петра Гринева. Он не обладает богатырской силой и изворотливым умом. Но он искренен, открыт, наивен. Именно поэтому он вызывает у читателя симпатию. Он не умеет притворятся, лицемерить, даже желая сохранить себе жизнь. В этом и проявляется истинное благородство, крепость характера.

Петр Гринёв – благородный дворянин

В основу повести «Капитанская дочка» легли реальные события: крестьянская война 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачёва. Но это произведение нельзя в полном смысле назвать историческим. Факты здесь художественно переработаны автором.
Несмотря на это, Пушкин объективно описывает причины и размах пугачёвского восстания. Он видит сопутствующий ему взрыв жестокости как со стороны восставших (казнь офицеров, убийство Василисы Егоровны), так и со стороны царских войск (пытка башкирца, виселицы на плотах).
Самое же ценное в повести – нравственные проблемы. Герои попадают в сложные ситуации, где необходимо сделать выбор в свою пользу или ради блага других людей, проявить жестокость или милосердие.
Главный герой повести – Пётр Гринёв – дворянин, офицер. От его лица ведётся повествование. В начале произведения Пётр Гринев кратко рассказывает о своём происхождении и воспитании. Образ жизни Петруши мало чем отличался от жизни других детей дворянского происхождения в 18 веке. В те времена традиционным было определять мальчика на военную службу ещё до рождения. Гринёв был записан в Семёновский полк сержантом.
Сначала он воспитывался стремянным Савельичем. Затем к мальчику был приставлен француз месье Бопре, который должен был обучать Петрушу языкам и разным наукам. Сам Гринёв с иронией отзывается о своём отрочестве: «Жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками».
На семнадцатом году Пётр должен был отправиться на военную службу: «Мысль о службе сливалась с мыслью о свободе, об удовольствиях петербургской жизни». Возможно, юноша и познал бы всю прелесть столичной жизни, стал балагуром, кутилой и дамским угодником, как офицер Зурин. Но служба в Белогорской крепости свела Гринёва с разными людьми: честными и подлыми, сильными духом и трусливыми, открытыми и малодушными. Здесь он возмужал, нашёл истинную любовь, друзей, но и врагов.
В разных ситуациях Пётр поступает с неизменным достоинством, всегда защищает свою честь. Он добр, великодушен, несколько вспыльчив, горяч, так как ещё очень молод. Например, по дороге в крепость кибитка Гринёва попала в буран. Ямщик потерял дорогу. К счастью, случайно встреченный мужичок согласился проводить заблудившихся путников на постоялый двор. Пётр из благодарности к проводнику подарил ему со своего плеча заячий тулуп и полтину на водку. Гринёву совсем неважно, какого звания перед ним человек. За добро нужно платить добром.
В Белогорской крепости Гринёва, казалось бы, ждала скучная, тихая служба: голая степь вокруг, совсем нет молодых офицеров, кроме Швабрина, одни старики и инвалиды. Но первое впечатление оказалось обманчивым. Пётр сразу был радушно принят в семье коменданта Миронова. Здесь он встретил Марью Ивановну, дочь Ивана Игнатьича и Василисы Егоровны, к которой с первого взгляда стал питать тёплые чувства.
Некоторое время Гринёв был в приятельских отношениях со Швабриным. Но тот оказался завистливым, самолюбивым, подлым и хитрым. Гринёв сразу разгадал его низменную натуру.
Зато Пётр сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой. С Машей Гринёв повёл себя благородно. Он искренне полюбил девушку, тут же предложил ей руку и сердце, несмотря на то, что она была бесприданницей.
По ходу романа Гринёв и Пугачёв оказываются во враждебных лагерях, но доброта Гринёва, подарившего своему вожатому заячий тулупчик, не проходит бесследно, вызывая ответное чувство у Пугачёва. Мы видим не двух врагов, а двух людей, искренне желающих помочь друг другу. Неслучайно за мгновение до казни Пугачёв видит во враждебной толпе вокруг эшафота Гринёва, взгляд которого по-человечески согревает последние минуты жизни вождя крестьянской войны.
Добро и милосердие оказываются выше ненависти, и для Пушкина это единственный путь решения возникших в обществе проблем. Гринёву удалось сохранить человечность, честь и верность себе в условиях бунта. Герой одинаково не принимает стихию «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», и голый формализм казённо-демократического мира, особенно отчётливо проявившегося в сцене военного суда.
Оказавшись в критической ситуации, Гринёв стремительно меняется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от принесения присяги Пугачёву. С другой стороны, во время суда, рискуя жизнью, он не называет имя Маши, чтобы та не была подвергнута унизительному допросу.
Отстаивая своё право на счастье, Гринёв совершает безоглядный, смелый, отчаянный поступок. Поездка в «мятежную слободу» была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачёвцами, но и ставил на карту свою карьеру, благополучие, честь.
В «Капитанской дочке» великолепно изображены различные стороны жизни 18 века (помещичий быт, жизнь далёкой крепости, образы старика Гринёва, Савельича, капитана Миронова, Пугачёва и его «енералов»), воссоздан и исторический колорит эпохи. Многопланово изображены характеры героев, особенно Петра Гринёва. На дорогу жизни этот дворянский недоросль выходит ещё неопытным юнцом, но жизненные испытания делают его личностью, закрепляя то, что он вынес из родительского дома: верность долгу, честь, доброту и благородство.

Буденновская средняя школа

Тема урока: А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Герои романа. Гринев и его роль в произведении, формирование его характера и взглядов

Разработала:

учитель русского языка и литературы

Мифодовская Анна Александровна

с. Буденное, 2016

Тема урока: А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Герои романа. Гринев и его роль в произведении, формирование его характера и взглядов.

Тип урока: комбинированный

Цель урока: анализ романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

Задачи:

1) Образовательные: раскрыть нравственную красоту Маши Мироновой – капитанской дочки; проследить жизненный путь Петра Гринева, формирование его характера; написание сравнительной характеристики двух литературных героев на примере образов Гринева и Швабрина; учить работать с текстом произведения.

2) Развивающие: продолжить развитие речеведческих навыков учащихся; развивать аналитическое мышление, творческие способности учащихся, умение находить общее и различное, делать необходимые выводы.

3) Воспитательные: воспитывать у учащихся любовь к русской литературе через анализ повести.

Методы: просмотр мультфильма, беседа, рассказ, сравнительная характеристика

Оборудование: мультфильм, текст повести, доска

Ход урока:

1. Организационный момент

2. Вступительное слово учителя

3. Просмотр мультфильма по повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка»

4. Проверка домашнего задания (беседа с учащимися на тему: «Маша Миронова, ее душевная стойкость и нравственная красота»)

5. Беседа с учащимися по вопросам о характеристике Петра Гринева

1. Кто были родители Гринева?

Отец – помещик Симбирской губернии, отставной премьер-майор. Мать – дочь бедного дворянина.

2. Какое воспитание получил Петруша Гринев?

Гринев получил типичное для провинциального дворянина того времени домашнее воспитание. Сначала его воспитывал и обучал стремянной Савельич. К 12 годам Петруша выучился грамоте и “мог здраво судить о свойствах борзого кобеля”. Потом к нему был приглашен учитель-француз Бопре. У себя на родине Бопре был парикмахером. Здесь же он должен был обучать Гринева “по-французски, по-немецки и всем наукам”. Но француз от своего ученика научился кое-как болтать по-русски, а затем каждый из них стал заниматься своим делом. На этом и закончилось воспитание Гринева.

3. Каких взглядов на военную службу придерживался его отец?

Отец Гринева видел в военной службе дворянина не средство для достижения карьеры, чинов и наград, а серьезную общественную обязанность, государственный долг. Сына своего он отправляет не в гвардию, где тот мог бы благодаря родственным связям быстро получать чины без заслуг. Отец Гринева полагал, что в армии его сын лучше сумеет подготовиться к исполнению воинского долга.

4. Как Гринев относится к своим родителям?

Гринев в своих отношениях к отцу и матери проявляет искреннее чувство любви, послушания и верность своим родителям. При отправлении сына на службу отец завещал ему служить верно и не гнаться за лаской начальников и помнить пословицу: “Береги платье снову, а честь смолоду”. Петр Гринев честно выполнял эти заветы. В самых тяжелых жизненных испытаниях он оставался верным своей присяге, честным и неподкупным воином.

5. Какие черты характера Гринева раскрываются в его отношениях к Савельичу и крепостным крестьянам?

Это отношение противоречиво. 1) Воспитанный в барской среде, Гринев видит в крепостных крестьянах рабов, обязанных служить помещикам. 2) Гринев – гуманный и простой человек. Его отношения с Савельичем носят почти семейный характер. Барина и слугу связывает чувство взаимной привязанности. Гринев видит в Савельиче близкого человека. Пытается выручить Савельича в Бердской слободе.

6. В чем проявляются и на что направлены мужество Гринева, его вреность долгу, чести?

Гринев – честный и мужественный человек. Эти стороны характера Гринева обнаруживаются при всех наиболее тяжелых для него жизненных испытаниях: и в дуэли со Швабриным, и в попытке выручить Савельича, когда тот попадает в руки пугачевцев. Верность своему долгу, мужество этого человека раскрываются перед читателями с наибольшей полнотой в сцене суда и казни защитников Белогорской крепости.

Но когда Гринев решает вопросы общественно-политические, его мужество и честность направлены на защиту дворянских интересов и дворцового царствования Екатерины II. Гринев – типичный представитель своего класса.

7. Какие черты характера обнаруживает Гринев в своих отношениях к Марье Ивановне.

Лучшие качества Гринева проявляются в его отношении к любимой девушке. Он любит Марью Ивановну глубоко, честно, искренне. Его любовь нельзя сравнить с низменным, животным чувством Швабрина, который прибегает к клевете, к низким доносам, к насилию ради достижения своей цели. Любовь Гринева – чиста, бескорыстна, самоотверженна, ради Марьи Ивановны он рискует жизнью. На допросе он упорно не называет имя девушки, ради которой встречался с Пугачевым. Он думает только об интересах Марьи Ивановны.

8. Как относится Гринев к Пугачеву и его товарищам?

Гринев в Пугачеве видит талантливого полководца, отважного, умного и великодушного человека, который избегает ненужной жестокости, стремится быть справедливым, защищать бедных и сирот. Однако в данном случае Гринев остается в плену дворянских взглядов, привитых ему окружающей средой. Он считает Пугачева честолюбивым человеком, который стал во главе восстания в надежде захватить царский престол. Гринев не видел того, что Пугачев был вождем народного восстания, боролся за интересы крестьян против дворян. В сообщниках Пугачева Гринев видит только людей жестоких, проникнутых ненавистью к дворянам.

9. Как смотрит Гринев на современный ему государственный строй и как объясняет крестьянское восстание?

Гринев не разбирается в характере тех событий, невольным участником которых он сделался. Существующий самодержавно-крепостнический строй он принимает как норму общественно-политической жизни. Причину восстания он видит в строгих мерах, которые принимались начальством по отношению к яицким казакам. Он не понимает, что основной смысл крестьянского восстания был в стихийной стремительности к освобождению от помещичье-крепостнического гнета.

10. Что в Гриневе вызывает наши симпатии и чем он далек от нас?

Гринев вызывает наши симпатии своей честностью, верностью воинскому долгу, мужеством. Нам нравятся его гуманное (человечное) отношение к Савельичу, его простота и искренность. Мы восхищаемся его чистотой и глубокой любовью, которая не останавливается перед самопожертвованием.

Гринев далек от нас непониманием больших общественно-революционных событий, невольным участником которых он был.

Гринев чужд нам своим некритическим отношением к существующему государственному строю и главе его – Екатерине II.

Не прав Гринев и в оценке крестьянского восстания: он не замечает в нем элементов организованности, смысла и особой формы гуманности. Чужды нам и те цели, при достижении которых Гринев обнаруживает высокие моральные качества.

Гринев

Главным героем семейно-бытовой части романа является Петр Андреевич Гринев. Сын помещика, Гринев получил домашнее воспитание по обычаю того времени–сначала под руководством дядьки Савельича, потом – француза Бопре, по профессии парикмахера. Отец Гринева, властный до самодурства, но честный, чуждый искательства перед высшими чинами, хотел видеть в своем сыне настоящего дворянина, как он это понимал. Смотревший на военную службу как на долг дворянина, старик Гринев отправляет сына не в гвардию, а в армию, чтобы он “потянул лямку”, стал дисциплинированным солдатом. Прощаясь с Петром, старик дал ему наставление, в котором выразил свое понимание службы: “Служи верно, кому присягнешь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся, от службы не отговаривайся, и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду”.

Петр Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. На предложение Пугачева поступить к нему на службу Гринев после минутного колебания отвечает решительным отказом. “Голова моя в твоей власти,– сказал он Пугачеву: – отпустишь меня – спасибо; казнишь – бог тебе судья”. Прямота и искренность Гринева понравились Пугачеву и расположили к нему великодушного вождя восставшего народа.

Однако не всегда долг побеждал в душе Гринева. Его поведение в Оренбурге определяется не долгом офицера, а чувством любви к Маше Мироновой. Нарушив военную дисциплину, он самовольно отправляется в Белогорскую крепость спасать любимую девушку. И только освободив ее, притом при помощи Пугачева, он снова возвращается в армию, вступив в отряд Зурина.

Петр Гринев разделяет дворянскую точку зрения на крестьянское восстание. Он видит в нем “бунт бессмысленный и беспощадный”, а в Пугачеве – разбойника. В сцене, когда он требует денег у Савельича для уплаты проигрыша Зурину, он ведет себя кк помещик-крепостник.

Но по своей натуре Гринев человек мягкий и добрый. Он справедлив и признается самому себе в своем легкомыслии. Чувствуя себя виноватым перед Савельичем, он просит у него прощения, дает слово впредь слушаться своего дядьки. Гринев любит Савельича. С риском для своей жизни он пытается выручить Савельича, когда тот попал в руки пугачевцев Бердской слободы. Гринев доверчив и плохо разбирается в людях такого типа, как Швабрин. Искреннюю и глубокую любовь питает Гринев к Маше. Его тянет к простой и хорошей семье Мироновых.

Несмотря на дворянское предубеждение против Пугачева, он видит в нем умного, отважного, великодушного человека, защитника бедных и сирот. “Зачем не сказать истины? – пишет Гринев в своих записках. – В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал... спасти ему голову...”

Образ Гринева дан в развитии. Черты его характера развиваются и постепенно раскрываются перед читателем. Его поведение в каждом случае психологически мотивировано. Из изображенных в романе представителей дворянства он единственное положительное лицо, хотя и остается по своим взглядам и убеждениям сыном своего времени и своего класса.

6. Сравнительная характеристика двух литературных героев. Гринев и Швабрин.

Подготовительная работа. Слово учителя.

Ребята, вам будет необходимо составить сравнительную характеристику двух литературных героев. Сейчас мы с вами проведем беседу и подготовимся к анализу, а потом вы самостоятельно сравните двух героев романа. (Начинают в классе, заканчивают дома)

1. Давайте вспомним известных вам литературных героев из прочитанных книг и коротко обозначим самое главное, на чем строилось их сравнение между собой.

Учащиеся называют царицу и молодую царевну в “Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях” А.С. Пушкина (внутренняя и внешняя красота людей); Жилина и Костылина в Кавказском пленнике А.С. Пушкина (стремление к свободе и смирение с жизненными обстоятельствами); Соню и Марусю из повести В.Г. Короленко “В дурном обществе” (два образа жизни в связи с различием социальных условий); Остапа и Андрия в повести Н.В. Гоголя “Тарас Бульба” (почему один из братьев умирает героем, а другой становится подлым предателем и изменником).

2. Какой материал был необходим нам для сравнения:

а) внешняя красота и внутренняя сила (портрет);
б) умение бороться с невыносимыми условиями жизни (характер);
в) условия жизни (социальное положение);
г) патриотизм и ложная любовь к Родине.

3. Что такое характеристика литературного героя?

Изображение основных черт характера, условий воспитания, среды, портрет, авторское отношение к герою.

4. Что является важным для написания характеристики персонажа?

Ведущая, основная, главная черта, которая отличает или выделает его в произведении.

Сравнительный анализ по героям повести «Капитанская дочка» проводится по плану (запись на доске)

Гринев и Швабрин. Какие они разные!

    Значение этих образов в романе А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

    Что общего между ними:

а) офицера из дворян; б) оба любят Машу; в) оба молоды; г) служат в Белогорской крепости.

    Различия между ними:

а) воспитание; б) отношение к окружающим; в) отношение к капитанской дочке; г) отношение к воинскому долгу.

    Как А.С. Пушкин относится к своим героям?

    Какие чувства вызывают у нас Гринев и Швабрин.

Примерный ответ

Большой материал для сравнения двух людей дает роман А.С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Среди героев этого произведения резко противоположное место занимают два человека: Петр Андреевич Гринев и Алексей Иванович Швабрин.

Что объединяет их и что делает совершенно непохожими друг на друга?

Образы Гринева и Швабрина имеют немалое значение для решения многих вопросов, поставленных автором в своем произведении: взаимоотношения помещиков и крестьянства, обязанности дворянина перед народом, человеческое счастье, любовь, истинное благородство.

Гринев и Швабрин – офицеры из дворян.

Встретив в Белогорской крепости Машу Миронову, капитанскую дочку, полюбили ее.

На этом сходство между ними заканчивается.

Гринев получил воспитание в условиях провинциальной дворянской семьи, Швабрин жил в столичных условиях, получил светское воспитание и образование.

Большое влияние на формирование характера Гринева оказал Савельич, которому присущи многие привлекательные черты, характерные для простого русского человека: верность долгу, прямота, способность к глубокой привязанности и самопожертвованию.

Швабрин умен, образован, красноречив, остроумен, находчив. Но в отличие от Гринева он глубоко равнодушен к народу, ко всему, что не касается его личных интересов. Раньше он служил в гвардии и за дуэль сослан в Белогорскую крепость.

Все это определяет и различное отношение Гринева и Швабрина к окружающим.

Если по своей натуре Гринев человек мягкий и добрый, справедливый и доверчивый, плохо разбирающийся в таких людях, как Швабрин, то Швабрин – злобный, презрительный, лживый и лицемерный человек, насмешливо относящийся к людям, к тому же еще и мстительный.

Оскорбленный отказом Маши выйти за него замуж, Швабрин мстит клеветой, пишет анонимный донос старику Гриневу на его сына. Швабрин бесчеловечен по отношению к женщине, способен к насилию и издевательствам.

Совсем иначе относится к Маше Гринев. Он глубоко искренен и по-настоящему любит капитанскую дочку. Способен ради нее на героические поступки.

Эти черты Гринева воспитаны в нем с детства. Отец отправляет сына не в гвардию, в армию и дает ему наставление, в котором выражает свое понимание службы: “Береги платье снову, а честь смолоду”.

По-разному герои понимают чувство долга.

Гринев стремится выполнить заветы отца. Во время обороны Белогорской крепости он ведет себя как храбрый офицер, честно выполняющий свой долг. Прямота и искренность Гринева понравились Пугачеву и расположили к нему великодушного вождя восставшего народа.

Чувство долга и чести полностью отсутствуют у Швабрина. Уже после первого известия о восстании у Швабрина зарождаются мысли об измене, которую он и осуществляет, когда Пугачев взял крепость. Швабрин перешел на сторону Пугачева не по высоким идейным побуждениям, а с целью расправы с Гриневым и овладения Машей.

Морально опустошенный человек, Швабрин вызывает у Пушкина резко отрицательное к себе отношение.

Гринев симпатичен нам своей честностью, верностью воинскому долгу, мужеством, нам нравится его искренность и простота, этим близок он и А.С. Пушкину.

Такими разными показаны в романе “Капитанская дочка” Петр Андреевич Гринев и Алексей Иванович Швабрин.

7. Итог урока (выставление оценок)

8. Домашнее задание (дописать сравнительную характеристику)

В повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкин затрагивает весьма важную для него и его соотечественников проблему дворянской чести. Показывая постепенное становление личности Петра Гринева, главного героя произведения, автор вырисовывает русский национальный характер, которому свойственны такие качества, как доброта, благородство, честность, верность данному слову и государю. Только пройдя через сложные жизненные испытания, молодой дворянин становится таким, каким мы видим его в финале.

Жизнь в отчем доме

Текст повести представляет собой мемуары, написанные от лица главного героя, что придает описываемым событиям большую достоверность: никто не может рассказать о человеке лучше, чем он сам.

Петруша получил традиционное для дворянских детей воспитание. К нему был приставлен добрый дядька Савельич, сопровождавший юношу и после его отъезда на службу. Учил его француз-парикмахер Бопре, который не мог дать основательного образования. Мальчик жил недорослем, беззаботно и не задумываясь о будущем.

Еще до рождения отец записал сына в Но когда Петр Гринев достиг возраста шестнадцати лет, он решил отправить его не в Петербург, а в Оренбург, под надзор старого знакомого. Так была предрешена дальнейшая судьба молодого дворянина.

Вступление в самостоятельную жизнь

Главное напутствие, которое дал отец, провожая сына: «Береги … честь смолоду». Этому принципу Петр будет следовать всю жизнь. А пока он больше похож на избалованного барчонка. Впервые напивается и проигрывает малознакомому Зурину сто рублей, затем требует от Савельича непременно отдать долг. Настаивает на срочном отъезде в куда его определили в Оренбурге, и попадает в сильный буран. Но уже сейчас начинается становление личности Петра Гринева. Он мучается, осознавая свою вину перед верным дядькой, и просит у него прощения - способность признавать свои ошибки. Одаривает вожатого, который помог им выбраться из бурана, тулупчиком - благодарность за оказанную помощь.

Испытание любовью

В Белогорской крепости жизнь сводит Петра Гринева со славным семейством и малодушным Швабриным. Поступки последнего в большей мере оттеняют благородные черты главного героя. Оба влюбляются в Машу Миронову, но если Швабрин опускается до низости, получив отказ, Гринев готов ценой собственной жизни защищать честь любимой девушки. Так происходит в случае с дуэлью, когда герой вызывает на поединок более опытного соперника, оскорбительно высказывавшегося в адрес Маши. А еще в момент, когда в крепость входят пугачевцы.

Швабрин не только переходит на их сторону, но и обманом держит беззащитную девушку взаперти, а затем объявляет, что она дочь казненного коменданта. Совсем другой в сложившейся ситуации является характеристика Петра Гринева. Ему предстоит сделать сложный выбор между долгом офицера, обязывавшим его отправиться в часть, и желанием защитить любимую. Пока герой уверен, что Маше ничто не грозит, он едет в Оренбург, но по первому же ее зову, не получив поддержки и понимания со стороны командования, возвращается в крепость. Промолчит герой и на суде, когда обвинение в измене по доносу того же Швабрина может стоить ему жизни. Ведь рассказать, с какой целью он ездил в крепость к Пугачеву, означало вовлечь в неприятную историю дочь коменданта. И только встреча Маши с императрицей поможет восстановить справедливость и оправдать героя.

Таким образом, очередным этапом, когда происходит становление личности Петра Гринева, является его любовь, искренняя и бескорыстная. Она превратила вчерашнего озорника в способного взять на себя ответственность за другого человека.

Знакомство с Пугачевым

Во время захвата Белогорской крепости Гринев проявляет твердость характера, верность присяге и императрице, мужество. Конечно, определенную роль в том, что его не казнили вместе с остальными, сыграл заячий тулупчик, подаренный Петром вожатому еще по дороге в крепость. Но молодой офицер отказался целовать руку самозванцу и присягать ему на верность. Именно эта нравственная стойкость и готовность принять смерть за свои убеждения определили отношение Пугачева к Гриневу. А еще способность всегда говорить правду, искренность во всем и ощущение полной внутренней свободы. Такой может быть характеристика Петра Гринева в главах, где описываются его встречи с самозванцем. Действительно, далеко не каждого последний приглашал за свой стол, отпускал на все четыре стороны после отказа перейти к нему на службу, давал благословение на брак с дочерью коменданта военной крепости.

Образ Петра Гринева в повести «Капитанская дочка»: выводы

Таким образом, в ходе описываемых событий характер главного героя претерпевает изменения. И немаловажными в этом процессе являются несколько моментов. Во-первых, разумное решение отца, отправившего сына не в Петербург, где его ожидали праздная жизнь и увеселения, а в глухую крепость, на самом деле ставшую местом, где он и лямку потянул, и пороху понюхал. Во-вторых, сама эпоха и важное историческое событие - восстание под руководством Пугачева. Только в сложных жизненных ситуациях, как правило, проявляются истинные человека. В данном случае беззаботный мальчишка превратился в настоящего мужчину.

Определяя идейный замысел А. Пушкина, можно отметить, что постепенное становление личности Петра Гринева должно было выявить в герое те черты, которыми должен обладать каждый русский дворянин. И главные из них - «два прекрасных качества»: доброта и благородство. Именно их Петр Гринев хотел бы видеть в своих потомках. Это пожелание автора мемуаров, завершавшее черновой вариант повести, было исключено при последней редакции «Капитанской дочки».

1 вариант

Петр Андреевич Гринев (Петруша) – главный герой повести. От его лица ведется повествование (в форме «записок для памяти потомства») о событиях во время крестьянского бунта под предводительством Пугачева.
Волею судьбы Г. оказался между двумя враждующими лагерями: правительственных войск и восставших казаков. В критических условиях он сумел сохранить верность офицерской присяге и остаться честным, достойным, благородным человеком, самостоятельно распоряжающимся своей судьбой.
Г. – сын отставного военного, простого, но честного человека, ставящего честь превыше всего. Воспитывает героя крепостной Савельич.
В 16 лет Г. отправляется служить. Он, по просьбе отца, который хочет, чтобы сын «понюхал пороху», попадает в глухую Белогорскую крепость. По дороге туда Г. с Савельичем попадают в буран, из которого их выводит какой-то мужик. В благодарность Г. дарит ему свой заячий тулуп и полтину на водку.
В крепости Г. влюбляется в дочь коменданта Машу Миронову и дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным. Тот ранит Г. После дуэли герой просит у родителей благословения на брак с бесприданницей Машей, но получает отказ.
В это время крепость захватывает Пугачев. Он случайно узнает Савельича и выпускает Г. из осажденной крепости. Уже будучи в Оренбурге, Г. узнает, что Маша находится в руках у Швабрина. Он отправляется в логово Пугачева ей на помощь. Самозванец тронут рассказом о беспомощной девушке и отпускает ее с Г., благословляя молодых. По дороге герои попадают в засаду правительственных войск. Г. отправляет Машу в отцовское имение. Сам же он остается в отряде, где его арестовывают по доносу Швабрина, обвиняющего Г. в измене. Но любящая Маша спасает героя. Он присутствует при казни Пугачева, который узнает его в толпе и в последний момент кивает ему. Достойно пройдя через все жизненные испытания, в конце жизни Г. составляет биографические записки для юношества, которые попадают в руки к издателю и печатаются.

2 вариант
Петр Гринев - главный герой рассказа. Ему 17 лет он русский дворянин, только что поступивший на военную службу. Одно из основных качеств Гринева – искренность. Он искренен с героями романа и с читателями. Рассказывая и своей жизни, он не стремился приукрасить ее. На кануне дуэли со Швабриным, он взволнован и не скрывает этого: «Признаюсь, я не имел того хладнокровия, которым хвалятся почти всегда те, которые находились в моем положении». Также прямо и просто говорит он и своем состоянии перед беседой с Пугачевым в день захвата им Белогорской крепости: «Читатель легко может себе представить, что я не был совершенно хладнокровен». Гринев не скрывает и отрицательных поступков (случай в трактире, во время бурана, в разговоре с Оренбургским генералом). Грубые ошибки искупаются его раскаянием (случай с Савельчем).
Дума Гринева еще не очерствела на военной службе, некоторые он сохранил до конца жизни. Он содрогнулся при виде изуродованного башкира, захваченного при распространении Пугачевских листовок. Сильное впечатление производит на него пение Пугачевцев: «Невозможно рассказать, какое действие произвела на меня эта простая песня о виселице, распеваемая людьми, обреченными виселицею. Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, - все потрясало меня каким-то поэтическим ужасом».
Гринев не был трусом. Он без колебания принимает вызов на дуэль. Он один из немногих выступает на защиту Белогорской крепости, когда, не смотря на команду коменданта, «оробелый гарнизон не двигается с места». Он возвращается за отставшим Савельичем.
Эти поступки также характеризуют Гринева, как человека, способного любить. Гринев не злопамятен, он искренне мирится с Швабриным. Ему не свойственно злорадство. Уезжая из Белогорской крепости, с освобожденной по приказу Пугачева Машей, он видит Швабрина и отворачивается, не желая «торжествовать над униженным врагом».
Отличительная черта Гринева – привычка платить добром за добро умением быть благодарным. Отдает Пугачеву свой тулуп, благодарит за спасение Маши.
3 вариант

ГРИНЕВ - герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» (1836), от имени которого ведется повествование. Образ Г. - продолжение темы рядового человека, «ничтожного героя», начатой в 1830 г. «Домиком в Коломне» и «Повестями Белкина». Сын симбирского помещика, много лет безвыездно живущего в своем имении, и бедной дворянки, Петр Андреевич Г. рос и воспитывался в обстановке провинциально-поместного быта, проникнутого простонародным духом. Окрашенные иронией картины его детства, образования, воспитания стоят порой на грани карикатуры и несколько напоминают знаменитую комедию Фонвизина. Да и сам герой признается, что «рос недорослем». В то же время в повести очевидна связь между «простонародностью» «старинных людей», верных лучшим национальным традициям, и крепостью их нравственных устоев - такими их качествами, как добросердечие, искренность, совестливость, родственно-благожелательное отношение друг к другу, наконец, безраздельная верность долгу.

Существенно также, что отец героя, Андрей Петрович, этот опальный аристократ, служивший в свое время при графе Минихе и, видимо, принужденный выйти в отставку после переворота 1762 г., - деталь, имевшая для Пушкина родственно-личный смысл. (Ср. в «Моей родословной», 1830: «Мой дед, когда мятеж поднялся // Средь петергофского двора, // Как Миних, верен оставался // Паденью третьего Петра».) Судьба Г.-старшего, «дворянина во мещанстве», типична, по мысли Пушкина, для времени, когда старинное дворянство утрачивает свою значимость, беднеет, превращаясь в «род третьего состояния» и тем самым - в потенциально мятежную силу.

Лучшие черты Г., обусловленные происхождением и воспитанием, его безошибочное нравственное чутье ярко проявляются в минуты испытаний, решающих поворотов судьбы и помогают ему с честью выходить из самых трудных ситуаций. Герою хватает благородства просить прощения у крепостного - преданного дядьки Савельича, он сразу же сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой, твердо решив жениться на ней, он быстро разглядел низменную натуру Швабрина. В порыве благодарности он без раздумий дарит заячий тулупчик встречному «вожатому», а главное - умеет разглядеть в грозном бунтовщике Пугачеве незаурядную личность, отдать должное его справедливости и великодушию. Наконец, ему удается сохранить человечность, честь и верность себе в условиях жестокой и бесчеловечной междуусобной борьбы. Для Г. равно неприемлемы стихия «русского бунта, бессмысленного и беспощадного», и формализм, бездушная холодность официального, казенно-бюрократического мира, особенно отчетливо проявившиеся в сценах военного совета и суда.

Более того, оказавшись в критической ситуации, Г. стремительно изменяется, вырастает духовно и нравственно. Вчерашний дворянский недоросль, он предпочитает смерть малейшему отступлению от велений долга и чести, отказывается от присяги Пугачеву и любых компромиссов с ним. С другой стороны, во время суда, снова рискуя жизнью, он не считает возможным назвать имя Маши Мироновой, справедливо опасаясь, что она будет подвергнута унизительному допросу. Отстаивая свое право на счастье, Г. совершает безоглядно-смелый, отчаянный поступок. Ведь предпринятая им самовольная поездка в «мятежную слободу» была опасна вдвойне: он не только рисковал быть схваченным пугачевцами, но ставил на карту карьеру, благополучие, доброе имя, честь. Акция Г., вынужденная безответственностью и пассивностью командования, равнодушием к судьбе дочери героически погибшего капитана Миронова, представляла прямой вызов официальным кругам, дерзкое нарушение принятых норм.

Подобное сочетание гордой независимости, неподкупной верности долгу, чести и способности совершать безумные, своевольные поступки Пушкин особенно ценил в старинном русском дворянстве, в частности в своих предках. В этом смысле «ничтожный герой» пушкинских произведений 1830-х гг. не только противостоит прежнему, романтическому герою, но и является его прямым продолжением.

4 вариант

Петр Гринев, потомственный офицер российской армии, как было принято во времена Пушкина, написал мемуары о своей молодости, которая совпала по времени с народным бунтом под предводительством Емельяна Пугачева. Судьба свела молодого Петрушу, только еще добирающегося к месту службы, со странным человеком, которого они с дядькой Савельичем после окрестили вожатым. Этот человек встретился им в степи во время внезапно разгулявшейся метели и помог найти дорогу к постоялому двору. За то, что он не дал им замерзнуть в степи, Петруша, заметив, что этот непонятный человек с "огненными глазами" слишком легко одет, пожаловал ему тулупчик с барского плеча. В ответ он услышал, что свой этот, похожий на беглого каторжника человек, заложил у целовальника.

Гринев не представлял тогда, что познакомился с самозванцем и лжеимператором, хотя обратил внимание на то, что тот вел какие-то таинственные разговоры с хозяином постоялого двора, больше похожего на разбойничий притон. Уже находясь на службе в Белогорской крепости он услышал о приближении самозванца с армией взбунтовавшихся мужиков к соседним крепостям, и о том, что навстречу ему открываются двери этих крепостей. Но сам Гринев, воодушевленный боевым настроем коменданта крепости капитана Миронова, без боя сдаваться не собирался. Силы противников оказались неравными, Пугачев с войском вошел в крепость, и тут Гринев узнал в нем вожатого. Он приготовился разделить судьбу капитана Миронова и его супруги, которых казнили первыми, но Пугачев его тоже узнал и велел отпустить. В отличие от офицера Швабрина, Гринев не стал присягать Пугачеву. В этом сила его характера, ведь ему только восемнадцать лет и в сражениях он ни разу не был, но предпочитает лучше умереть, чем нарушить присягу. Так учил его отец. Пугачев, судя по всему, оценил это свойство характера молодого офицера, потому что не просто отпустил его из осажденной крепости, но и помог ему, когда Петр Гринев вернулся туда добровольно, чтобы выручить из плена Швабрина осиротевшую дочку капитана Миронова, Марью Ивановну. Он гневно поговорил со Швабриным и, даже узнав, что Гринев вернулся за дочкой коменданта, то есть дочерью своего казненного врага, не отменил своего решения отпустить ее с Гриневым и выдал соответствующие бумаги.

В отношении Пугачева к Гриневу сквозит уважение. На мой взгляд, это уважение к сильной личности, к бесстрашию и благородству. Среди окружающих Пугачева людей мало таких, как Гринев. Больше таких, как Швабрин. Пугачев - человек безусловно не глупый, не мог этого не понимать. Он ценит искренность, правдивость и верность чести. Он не притворяется перед Гриневым, он говорит открыто, что самозванец и сравнивает себя с Гришкой Отрепьевым. Он не настаивает на том, чтобы Гринев оставался с ним, зная характер Гринева, он даже не допускает мысли, что это возможно.

Еще ярче раскрывается характер Гринева в тот момент, когда его арестовывают за его хорошие отношения с Пугачевым, обвинив в измене отечеству. Он не оправдывается, не прикрывается именем Марьи Ивановны, которую спасал, он принимает свою участь молча, понимая, что объяснить свои внезапно возникшие отношения с Пугачевым своему начальству ему будет трудно. Он сам-то не вполне понимал, почему такое в его жизни происходит и предпочел не унижаться, а положиться на судьбу.

Таким образом, на страницах повести Пушкина "Капитанская дочка" мы наблюдаем характер Петра Гринева в развитии. От безусого юнца, умеющего лишь мечтать о службе в гвардии да лазить по девичьим, до зрелого, отважного мужчины, самостоятельно принимающего решения, как ему поступать в тех или иных непростых ситуациях, которые щедро преподносит ему жизнь. Этот возмужавший Петруша способен взять на себя ответственность за судьбу Маши Мироновой, способен психологически точно простроить свои отношения с Пугачевым, сохранить свою и Машину жизни, не поступившись честью и достоинством.