Война и мир карточный долг. Интегрированный спаренный урок по русскому языку и литературе «Анализ эпизода «Проигрыш Ростова в карты» - сочинение -рассуждение в формате ЕГЭ. Столько было обещано тому, кто вспомнит лошадиную фамилию

Тот, кто собирается писать о Толстом, словно предупрежден самим автором и в то же время направлен. Как «словами» сказать о «Войне и мире»? А ведь критике приходится делать именно это, — она должна передать смысл литературного произведения «другими словами». Но смысл в романе рождается из сцепления образов, эпизодов, картин, мотивов, деталей. Это тот «лабиринт сцеплений», в котором, как говорит Толстой, и заключается сущность искусства; дело критики — «руководить читателя» в этом лабиринте, найти путеводную нить, которая бы повела по миру романа, открывала нам этот мир. Но прежде надо в него войти.

Мы раскрываем «Войну и мир» и смотрим знакомый текст. Может быть, минуя предварительные «общие слова», попытаться прямо через текст войти в мир сцеплений романа Толстого? Может быть, та или эта страница, тот или другой эпизод вернее и непосредственнее введут нас в книгу, во внутреннюю связь ее, чем предварительные общие рассуждения?

Вот на раскрытой нами странице — одна из «мирных», «семейных» картин, так памятных всем, кто знает «Войну и мир». Николай Ростов возвращается домой после крупного проигрыша Долохову. Он обещал заплатить...

завтра, дал честное слово и с ужасом сознает невозможность его сдержать.

Николаю в его состоянии странно видеть обычный мирный уют: «У них все то же. Они ничего не знают! Куда мне деваться?» Наташа собирается петь, это непонятно и раздражает его: чему она может радоваться, пулю в лоб, а не петь. Словно не два часа, а целая вечность прошла с тех пор, как Николай с Наташей и всеми своими был вместе в театре, до того как поехал к Долохову. Тогда он был, как обычно, в своей атмосфере, среди близких людей, теперь он от них отделен случившейся с ним бедой и сквозь эту беду воспринимает привычную обстановку. Как на каждом шагу у Толстого, нас в этой сцене поражает та достоверность, с которой передано психологическое состояние, знакомое любому из нас: когда сильное переживание, большая радость или большое несчастье, создает дистанцию между нами и окружающими вещами и заставляет их видеть по-новому.

Но психологическая верность — не самоцель для художника. Не ради нее одной написаны эти страницы; поражая нас и завладевая нашим вниманием, она ведет нас вместе с Николаем Ростовым к открытию. Николай слышит голос сестры, и вдруг что-то неожиданное совершается с ним: «Вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа... Эх, жизнь наша дурацкая! — думал Николай. — Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все это вздор... а вот оно — настоящее...»

Требования чести — все для Ростова, они в общем и целом определяют всю его жизнь, но в эту минуту, слыша Наташу, он остро чувствует их условность, они кажутся вздором: задрожала терция, и тронулось что-то лучшее в душе Ростова. «И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. Все вздор! Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...»

Николай, только что бывший самым несчастным человеком, переживает минуту самого полного счастья. «Давно уже Ростов не испытывал такого наслаждения от музыки, как в этот день» — и это несмотря на подавленное состояние; а впрочем, верно ли, что «несмотря»? Не потому ли как раз, что утрачено равновесие, поколеблен привычный строй отношения к жизни, его обычная норма? Толстой в «Войне и мире», как правило, представляет события и картины в восприятии кого-либо из персонажей, пользуясь его «субъективной призмой». Так и здесь: пение Наташи мы «слышим» вместе с Николаем Ростовым. И не потому ли в такой убедительности и силе нам предстает значительность и важность настоящего — могущество музыки, обаяние молодого голоса, в котором «незнание своих сил» и «не обработанная еще бархатность», — что впечатления эти преломлены в потрясенном сознании Николая? Для него в катастрофическом ви́дении, в эти мгновения посетившем его, ценности жизни встали в иное соотношение, чем всегда. В Николае есть музыкальность и поэтичность, и эти «ростовские» качества обычно в нем хорошо совмещаются,уживаются мирно с безусловной приверженностью «дворянской чести» и всем вообще правилам поведения, принятым в его социальном кругу. Он человек крепко регламентированный, и его музыкальность нисколько не подрывает в нем тех основ, на которых стоит его жизнь. «Все понимает и чувствует понемногу», — сказано о Николае в первоначальных набросках характеристик героев под рубрикой «Поэти[ческое]» .

Но сейчас он не чувствует «понемногу». Переживание музыки в эту минуту — не приятное удовольствие, а экстаз, в котором смешались восторг и отчаянье. Ростову является музыка в той ее силе, которую знал и чувствовал, как немногие, сам Толстой. Музыка дает наслаждение, но за это хочет от человека чего-то, требует жизненного решения, развивая для этого в нем энергию сверх обычного.

Своим несчастьем Николай расторможен для восприятия этой музыки. Патриархальная гармония нарушена в нем, он в разладе с обычным Ростовым , с тем, что для него является смыслом жизни. Важность и обязательность кастовых регламентаций вдруг исчезает в потоке нахлынувшего и поднявшего его над самим собой отчаянно-счастливого: «Эх, жизнь наша дурацкая!» То, что было всегда безусловно, ощущается относительным и незначащим, зато настоящее безусловное отпадает от разных мнимостей. Настоящее открывается через разлад, через кризис .

Очень для Николая драматична эта минута острой и яркой радости: она на фоне перевернувшего его потрясения, она и вышла из этого потрясения, ее бы не было без него.

«Все это вздор... а вот оно — настоящее...» Память ставит рядом другой эпизод, другие страницы книги — размышления Пьера Безухова, когда он направляется к Бородинскому полю с намерением участвовать в сражении. Пьер испытывает при этом «приятное чувство сознания того, что все то, что составляет счастье людей, удобства жизни, богатство, даже самая жизнь, есть вздор, который приятно откинуть в сравнении с чем-то... С чем, Пьер не мог себе дать отчета, да и не старался уяснить себе...».

Случайность ли то сходство выражений, в которых Николай и Пьер уясняют себе свое состояние? Ситуации, в которых находятся тот и другой, кажется, несоизмеримы по значимости: бытовой эпизод и момент решающего напряжения сил всего народа в грозный 1812 год.

Но несоизмеримости этой на самом деле нет для Толстого. Для него предметы и эпизоды в романе не распределяются по степени значительности в зависимости от того, изображают ли они домашний быт или историческое событие. В «Войне и мире» Толстой как раз развенчал историю, отделенную от простого быта людей, и всю вообще искусственную иерархию исторической и частной жизни как явлений высшего и низшего ранга. У Толстого, опровергающего привычку расценивать вещи по рангам, привитую людям официальным обществом, принципиально соизмеримы и равноценны в своей значительности сцены семейные и исторические, и само разделение это еще очень внешнее, хотя оно и напрашивается.

«Жизнь между тем, настоящая жизнь людей с своими существенными интересами здоровья, болезни, труда, отдыха, с своими интересами мысли, науки, поэзии, музыки, любви, дружбы, ненависти, страстей шла, как и всегда, независимо и вне политической близости или вражды с Наполеоном Бонапарте, и вне всех возможных преобразований».

Существует, по Толстому, единая жизнь людей, ее простое и общее содержание, коренная для нее ситуация, которая может раскрыться так же глубоко в событии бытовом и семейном, как и в событии, которое называется историческим. Эпизоды «Войны и мира» связаны между собой прежде всего не единством действия, в котором участвуют одни и те же герои, как в обычном романе; эти связи имеют вторичный характер и сами определяются другой, более скрытой, внутренней связью. С точки зрения поэтики романа, действие в «Войне и мире» очень несосредоточенно и несобранно. Оно расходится в разные стороны, развивается параллельными линиями; связь внутренняя, составляющая «основу сцепления», заключается в ситуации, основной ситуации человеческой жизни, которую вскрывает Толстой в самых разных ее проявлениях и событиях.

Эта глубинная ситуация проступает и в состоянии Николая, когда он в потрясении слышит голос сестры, и в состоянии Пьера накануне Бородина. Поэтому сходство самих выражений в их внутренней речи — совсем не случайное совпадение.

Пьер с самого начала войны 1812 года полон предчувствия надвигающейся грозной и вместе спасительной катастрофы. Он с нетерпением ищет ее признаков и всеми силами души призывает эту страшную грозовую тучу, которая должна «созреть, разразиться и вывести его из того заколдованного, ничтожного мира московских привычек, в которых он чувствовал себя плененным, и привести его к великому подвигу и великому счастию». Пьер, влачащий жизнь «отставного, добродушно доживающего свой век в Москве камергера», вовлеченный в нее в момент духовного тупика «силой обстановки, общества, породы», — Пьер жаждет катастрофы как изменения всей этой жизни, в которой он пришел к безнадежной потерянности. Надвигающееся страшное событие должно разрубить тот жизненный узел, в котором запуталось его личное существование. Ужас и ожидание счастья соединяются для Пьера в предчувствии освобождения: оно должно не прийти, но разразиться .

Свобода, соединенная с катастрофой, великим кризисом, — такова ситуация «Войны и мира». И для того чтобы эту ситуацию выразить, Толстому стал нужен 1812 год. Но не чисто исторический интерес привел писателя к полувековой давности событию: Толстому необходимо было понять и выразить свою современность, свою в высшей степени катастрофическую и кризисную эпоху, которую открыли 60-е годы, когда был написан роман.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сергеевская средняя общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района Воронежской области

План-конспект интегрированного урока по русскому языку и

литературе на тему

«Анализ эпизода «Николай Ростов после проигрыша в карты Долохову» из романа Л.Н. Толстого «Вона и мир» – сочинение-рассуждение по данному отрывку в формате ЕГЭ»

Аудитория: обучающиеся 10 класса

Урок разработала Беднякова И.А.,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории.

Адрес школы:

Воронежская область,

Подгоренский район,

с. Сергеевка, ул. Есенина, 34

2013 г.

Цель урока:

    Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ;

    Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;

    Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста; комментарий; определение позиции автора по отношению к данной проблеме; приведение аргументов; заключение.

    Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).

Задачи урока:

Научить и научиться:

- определять тему и проблематику текста и формулировать их;

Выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;

Комментировать поставленную проблему;

Излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.

Писать заключение.

Материалы и оборудование:

компьютер, мультимедийная установка, видеофрагмент из фильма С. Бондарчука «Война и мир», видеокамера; раздаточный материал (тексты отрывка из романа «Война и мир», листы оценивания.

Ход урока

1. Вступление, целеполагание .

Цель сегодняшнего урока

продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ на основе предложенного текста.

Результатом урока станет сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по прочитанному тексту - отрывку из романа

Л. Толстого «Война и мир»

2. Просмотр видеофрагмента «Николай Ростов после проигрыша в карты Долохову».
Определение проблем по ходу просмотра. Учащиеся на листах записывают проблемы.

3. Самостоятельное прочтение текста и выявление проблем (работа карандашом):

1)Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было нетрудно, но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.

2)Дома еще не спали. 3)Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. 4)Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей…

5)Наташа собиралась петь.6) Денисов восторженными глазами смотрел на нее.

7)Николай стал ходить взад и вперед по комнате.

8)«И вот охота заставлять ее петь! 9)Что она может петь? 10)И ничего тут нет веселого», - думал Николай.

11)Соня взяла первый аккорд прелюдии.

12)«Боже мой, я бесчестный, я погибший человек. 13)Пулю в лоб - одно, что остается, а не петь, - подумал он. - Уйти? но куда же? 14)Все равно, пускай поют!»

15)Николай мрачно, продолжая ходить по комнате, взглядывал на Денисова и девочек, избегая их взглядов.

16)Наташа в эту зиму в первый раз начала серьезно петь и в особенности оттого, что Денисов восторгался ее пением. 17)Она пела теперь не по-детски, уж не было в ее пении этой комической, ребяческой старательности, которая была в ней прежде, но она пела еще не хорошо, как говорили все знатоки-судьи, которые ее слушали. 18)«Не обработан, но прекрасный голос, надо обработать», - говорили все. 19)Но говорили это обыкновенно уже гораздо после того, как замолкал ее голос. 20)В то же время, когда звучал этот необработанный голос с неправильными придыханиями и с усилиями переходов, даже знатоки-судьи ничего не говорили и только наслаждались этим необработанным голосом, и только желали еще раз услыхать его. 21)В голосе ее была та девственность, нетронутость, то незнание своих сил и та необработанная еще бархатность, которые так соединялись с недостатками искусства пения, что, казалось, нельзя было ничего изменить в этом голосе, не испортив его.

22)«Что ж это такое? - подумал Николай, услыхав ее голос и широко раскрывая глаза. - Что с ней сделалось? Как она поет нынче?» - подумал он. 23)И вдруг весь мир для него сосредоточился в ожидании следующей ноты, следующей фразы, и все в мире сделалось разделенным на три темпа: «Oh mio crudele affetto... Раз, два, три... раз, два... три... раз... Oh mio crudele affetto... Раз, два три... раз. Эх, жизнь наша дурацкая! - думал Николай. - Все это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь, - все это вздор... а вот оно - настоящее... Ну, Наташа, ну, голубчик! ну, матушка!.. Как она этот si возьмет... Взяла? Слава Богу. - И он, сам не замечая того, что он поет, чтобы усилить этот si, взял втору в терцию высокой ноты. - Боже мой! как хорошо! Неужели это я взял? как счастливо!» - подумал он.

24)О, как задрожала эта терция и как тронулось что-то лучшее, что было в душе Ростова. 25)И это что-то было независимо от всего в мире и выше всего в мире. 26)Какие тут проигрыши, и Долоховы, и честное слово!.. 27)Все вздор!28) Можно зарезать, украсть и все-таки быть счастливым...

4. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения. Фронтальная работа.

1) Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?

О состоянии Николая Ростова после проигрыша в карты.

2) Назовите основные проблемы, поднятые в тексте.

Проблемы:

Тяжести вины от содеянного;

Совести;

Раскаяния;

Легкомыслия и малодушия;

Исцеляющей атмосферы в семье;

Истинных и ложных ценностей;

Спасения души посредством приобщения к прекрасному;

Роль музыки в жизни человека;

Влияние искусства на жизнь человека;

Любовь, доброта, понимание – главные семейные ценности;

Что может спасти человека от рокового шага;

Неотвратимость расплаты за легкомыслие;

Мужской чести;

Слова чести для мужчины.

4. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:

    Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную или частную).

    Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.

    Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).

    Написать вывод.

5. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?

6. Работа над сочинением в группах.

Выберите проблему и напишите сочинение-рассуждение.

Проблемы не должны повторяться.

Дополнительное задание:

1 группа сформулирует проблему в виде повествовательного предложения.

2 группа – в виде вопросительного.

3 группа – использует для вступления фигуру - именительный темы.

4 группа – в виде ряда вопросительных предложений.

7. Публичное выступление учащихся от рабочих групп с представлением готового сочинения.

8. Оценивание сочинения:

- учитель проверяет сочинение красной пастой и выставляет на экран с помощью видеокамеры и мультимедийного проектора;

- учащиеся из других групп выставляют баллы в специальные листы в соответствии с критериями К1-К12.

9. Подведение итогов урока.

1. Заключительное слово учителя.

2. Выставление оценок учащимся.

3. Рефлексия.

10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на нераскрытую в ходе урока проблему по прочитанному тексту.

Что ж не играешь? - сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру.

Со мной денег нет, - сказал Ростов.

Ростов поставил 5 рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, т. е. выиграл десять карт сряду у Ростова.

Господа, - сказал он, прометав несколько времени, - прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах.

Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить.

Поверить можно, но боюсь спутаться; прошу класть деньги на карты, - отвечал Долохов. - Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, - прибавил он Ростову.

Игра продолжалась: лакей, не переставая, разносил шампанское.

Все карты Ростова бились, и на него было написано до 800-т рублей. Он надписал было над одной картой 800-т рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей.

Оставь, - сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, - скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Или ты меня боишься? - повторил он.

Ростов повиновался, оставил написанные 800 и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком 800, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова, и с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшего колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В Воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну 2 000 рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая, и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много, и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось 1 200 рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш 1 600 рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его, шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме, с такою силою, ясностью и прелестью представились ему, как будто всё это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде на право, чем на лево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще неиспытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он всё-таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из-под рубашки, положили колоду карт, и взялись за подаваемый стакан и трубку.

Так ты не боишься со мной играть? - повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать:

Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее.

Ну, мечи же! - сказал Ростов.

Ох, московские тетушки! - сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты.

Ааах! - чуть не крикнул Ростов, поднимая обе руки к волосам. Семерка, которая была нужна ему, уже лежала вверху, первой картой в колоде. Он проиграл больше того, что мог заплатить.

Однако ты не зарывайся, - сказал Долохов, мельком взглянув на Ростова, и продолжая метать.

Через полтора часа времени большинство игроков уже шутя смотрели на свою собственную игру.

Вся игра сосредоточилась на одном Ростове. Вместо тысячи шестисот рублей за ним была записана длинная колонна цифр, которую он считал до десятой тысячи, но которая теперь, как он смутно предполагал, возвысилась уже до пятнадцати тысяч. В сущности запись уже превышала двадцать тысяч рублей. Долохов уже не слушал и не рассказывал историй; он следил за каждым движением рук Ростова и бегло оглядывал изредка свою запись за ним. Он решил продолжать игру до тех пор, пока запись эта не возрастет до сорока трех тысяч. Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони. Ростов, опершись головою на обе руки, сидел перед исписанным, залитым вином, заваленным картами столом. Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из-под рубашки, эти руки, которые он любил и ненавидел, держали его в своей власти.

«Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отыграться невозможно!.. И как бы весело было дома… Валет на пе… это не может быть!.. И зачем же он это делает со мной?…» думал и вспоминал Ростов. Иногда он ставил большую карту; но Долохов отказывался бить её, и сам назначал куш. Николай покорялся ему, и то молился Богу, как он молился на поле сражения на Амштетенском мосту; то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку из кучи изогнутых карт под столом, та спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш, то за помощью оглядывался на других играющих, то вглядывался в холодное теперь лицо Долохова, и старался проникнуть, что в нем делалось.

«Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой. Я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я всё так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты, и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось, и что такое совершилось? Я здоров, силен и всё тот же, и всё на том же месте. Нет, это не может быть! Верно всё это ничем не кончится».

Он был красен, весь в поту, несмотря на то, что в комнате не было жарко. И лицо его было страшно и жалко, особенно по бессильному желанию казаться спокойным.

Запись дошла до рокового числа сорока трех тысяч. Ростов приготовил карту, которая должна была итти углом от трех тысяч рублей, только что данных ему, когда Долохов, стукнув колодой, отложил ее и, взяв мел, начал быстро своим четким, крепким почерком, ломая мелок, подводить итог записи Ростова.

Ужинать, ужинать пора! Вот и цыгане! - Действительно с своим цыганским акцентом уж входили с холода и говорили что-то какие-то черные мужчины и женщины. Николай понимал, что всё было кончено; но он равнодушным голосом сказал:

Что же, не будешь еще? А у меня славная карточка приготовлена. - Как будто более всего его интересовало веселье самой игры.

«Всё кончено, я пропал! думал он. Теперь пуля в лоб - одно остается», и вместе с тем он сказал веселым голосом:

Ну, еще одну карточку.

Хорошо, - отвечал Долохов, окончив итог, - хорошо! 21 рубль идет, - сказал он, указывая на цифру 21, рознившую ровный счет 43 тысяч, и взяв колоду, приготовился метать. Ростов покорно отогнул угол и вместо приготовленных 6.000, старательно написал 21.

Это мне всё равно, - сказал он, - мне только интересно знать, убьешь ты, или дашь мне эту десятку.

Долохов серьезно стал метать. О, как ненавидел Ростов в эту минуту эти руки, красноватые с короткими пальцами и с волосами, видневшимися из-под рубашки, имевшие его в своей власти… Десятка была дана.

За вами 43 тысячи, граф, - сказал Долохов и потягиваясь встал из-за стола. - А устаешь однако так долго сидеть, - сказал он.

Да, и я тоже устал, - сказал Ростов.

Долохов, как будто напоминая ему, что ему неприлично было шутить, перебил его: Когда прикажете получить деньги, граф?

Ростов вспыхнув, вызвал Долохова в другую комнату.

Я не могу вдруг заплатить всё, ты возьмешь вексель, - сказал он.

Послушай, Ростов, - сказал Долохов, ясно улыбаясь и глядя в глаза Николаю, - ты знаешь поговорку: «Счастлив в любви, несчастлив в картах». Кузина твоя влюблена в тебя. Я знаю.

«О! это ужасно чувствовать себя так во власти этого человека», - думал Ростов. Ростов понимал, какой удар он нанесет отцу, матери объявлением этого проигрыша; он понимал, какое бы было счастье избавиться от всего этого, и понимал, что Долохов знает, что может избавить его от этого стыда и горя, и теперь хочет еще играть с ним, как кошка с мышью.

Твоя кузина… - хотел сказать Долохов; но Николай перебил его.

Моя кузина тут ни при чем, и о ней говорить нечего! - крикнул он с бешенством.

Так когда получить? - спросил Долохов.

Завтра, - сказал Ростов, и вышел из комнаты.

Сказать «завтра» и выдержать тон приличия было не трудно; но приехать одному домой, увидать сестер, брата, мать, отца, признаваться и просить денег, на которые не имеешь права после данного честного слова, было ужасно.

Дома еще не спали. Молодежь дома Ростовых, воротившись из театра, поужинав, сидела у клавикорд. Как только Николай вошел в залу, его охватила та любовная, поэтическая атмосфера, которая царствовала в эту зиму в их доме и которая теперь, после предложения Долохова и бала Иогеля, казалось, еще более сгустилась, как воздух перед грозой, над Соней и Наташей. Соня и Наташа в голубых платьях, в которых они были в театре, хорошенькие и знающие это, счастливые, улыбаясь, стояли у клавикорд. Вера с Шиншиным играла в шахматы в гостиной. Старая графиня, ожидая сына и мужа, раскладывала пасьянс с старушкой-дворянкой, жившей у них в доме. Денисов с блестящими глазами и взъерошенными волосами сидел, откинув ножку назад, у клавикорд, и хлопая по ним своими коротенькими пальцами, брал аккорды, и закатывая глаза, своим маленьким, хриплым, но верным голосом, пел сочиненное им стихотворение «Волшебница», к которому он пытался найти музыку.

Волшебница, скажи, какая сила

Влечет меня к покинутым струнам;

Какой огонь ты в сердце заронила,

Какой восторг разлился по перстам!

Прекрасно! отлично! - кричала Наташа. - Еще другой куплет, - говорила она, не замечая Николая.

«У них всё то же» - подумал Николай, заглядывая в гостиную, где он увидал Веру и мать с старушкой.

Два дня после этого Ростов не видал Долохова у своих и не заставал его дома; на третий день он получил от него записку. «Так как я в доме у вас бывать более не намерен по известным тебе причинам и еду в армию, то нынче вечером я даю моим приятелям прощальную пирушку — приезжай в Английскую гостиницу». Ростов в десятом часу, из театра, где он был вместе с своими и Денисовым, приехал в назначенный день в Английскую гостиницу. Его тотчас же провели в лучшее помещение гостиницы, занятое на эту ночь Долоховым. Человек двадцать толпилось около стола, перед которым между двумя свечами сидел Долохов. На столе лежало золото и ассигнации, и Долохов метал банк. После предложения и отказа Сони Николай еще не видался с ним и испытывал замешательство при мысли о том, как они свидятся. Светлый холодный взгляд Долохова встретил Ростова еще у двери, как будто он давно ждал его. — Давно не видались, — сказал он, — спасибо, что приехал. Вот только домечу, и явится Илюшка с хором. — Я к тебе заезжал, — сказал Ростов, краснея. Долохов не отвечал ему. — Можешь поставить, — сказал он. Ростов вспомнил в эту минуту странный разговор, который он имел раз с Долоховым. «Играть на счастие могут только дураки», — сказал тогда Долохов. — Или ты боишься со мной играть? — сказал теперь Долохов, как будто угадав мысль Ростова, и улыбнулся. Из-за улыбки его Ростов увидал в нем то настроение духа, которое было у него во время обеда в клубе и вообще в те времена, когда, как бы соскучившись ежедневною жизнью, Долохов чувствовал необходимость каким-нибудь странным, большею частью жестоким, поступком выходить из нее. Ростову стало неловко; он искал и не находил в уме своем шутки, которая ответила бы на слова Долохова. Но, прежде чем он успел это сделать, Долохов, глядя прямо в лицо Ростову, медленно и с расстановкой, так, что все могли слышать, сказал ему: — А помнишь, мы говорили с тобой про игру... дурак, кто на счастье хочет играть; играть надо наверное, а я хочу попробовать. «Попробовать на счастье играть или наверное?» — подумал Ростов. — Да и лучше не играй, — прибавил он и, треснув разорванной колодой, сказал: — Банк, господа! Подвинув вперед деньги, Долохов приготовился метать. Ростов сел подле него и сначала не играл. Долохов взглядывал на него. — Что ж не играешь? — сказал Долохов. И странно, Николай почувствовал необходимость взять карту, поставить на нее незначительный куш и начать игру. — Со мною денег нет, — сказал Ростов. — Поверю! Ростов поставил пять рублей на карту и проиграл, поставил еще и опять проиграл. Долохов убил, то есть выиграл десять карт сряду у Ростова. — Господа, — сказал он, прометав несколько времени, — прошу класть деньги на карты, а то я могу спутаться в счетах. Один из игроков сказал, что, он надеется, ему можно поверить. — Поверить можно, но боюсь спутаться; прощу класть деньги на карты, — отвечал Долохов. — Ты не стесняйся, мы с тобой сочтемся, — прибавил он Ростову. Игра продолжалась; лакей не переставая разносил шампанское. Все карты Ростова бились, и на него было написано до восьмисот рублей. Он надписал было над одной картой восемьсот рублей, но в то время, как ему подавали шампанское, он раздумал и написал опять обыкновенный куш, двадцать рублей. — Оставь, — сказал Долохов, хотя он, казалось, и не смотрел на Ростова, — скорее отыграешься. Другим даю, а тебе бью. Иль ты меня боишься? — повторил он. Ростов повиновался, оставил написанные восемьсот и поставил семерку червей с оторванным уголком, которую он поднял с земли. Он хорошо ее после помнил. Он поставил семерку червей, надписав над ней отломанным мелком восемьсот, круглыми, прямыми цифрами; выпил поданный стакан согревшегося шампанского, улыбнулся на слова Долохова и, с замиранием сердца ожидая семерки, стал смотреть на руки Долохова, державшие колоду. Выигрыш или проигрыш этой семерки червей означал многое для Ростова. В воскресенье на прошлой неделе граф Илья Андреич дал своему сыну две тысячи рублей, и он, никогда не любивший говорить о денежных затруднениях, сказал ему, что деньги эти были последние до мая и что потому он просил сына быть на этот раз поэкономнее. Николай сказал, что ему и это слишком много и что он дает честное слово не брать больше денег до весны. Теперь из этих денег оставалось тысяча двести рублей. Стало быть, семерка червей означала не только проигрыш тысячи шестисот рублей, но и необходимость изменения данному слову. Он с замиранием сердца смотрел на руки Долохова и думал: «Ну, скорей, дай мне эту карту, и я беру фуражку, уезжаю домой ужинать с Денисовым, Наташей и Соней, и уж верно никогда в руках моих не будет карты». В эту минуту домашняя жизнь его — шуточки с Петей, разговоры с Соней, дуэты с Наташей, пикет с отцом и даже спокойная постель в Поварском доме — с такой силою, ясностью и прелестью представилась ему, как будто все это было давно прошедшее, потерянное и неоцененное счастье. Он не мог допустить, чтобы глупая случайность, заставив семерку лечь прежде направо, чем налево, могла бы лишить его всего этого вновь понятого, вновь освещенного счастья и повергнуть его в пучину еще не испытанного и неопределенного несчастия. Это не могло быть, но он все-таки ожидал с замиранием движения рук Долохова. Ширококостые, красноватые руки эти с волосами, видневшимися из-под рубашки, положили колоду карт и взялись за подаваемый стакан и трубку. — Так ты не боишься со мной играть? — повторил Долохов, и, как будто для того, чтобы рассказать веселую историю, он положил карты, опрокинулся на спинку стула и медлительно с улыбкой стал рассказывать: — Да, господа, мне говорили, что в Москве распущен слух, будто я шулер, поэтому советую вам быть со мной осторожнее. — Ну, мечи же! — сказал Ростов. — Ох, московские тетушки! — сказал Долохов и с улыбкой взялся за карты. — Ааах! — чуть не крикнул Ростов, поднимая обе руки к волосам. Семерка, которая была нужна ему, уже лежала вверху, первою картой в колоде. Он проиграл больше того, что мог заплатить. — Однако ты не зарывайся, — сказал Долохов, мельком взглянув на Ростова и продолжая метать.

Том II

Часть первая

Приезд Николая Ростова с Денисовым в Москву в от-пуск. Он берет с собой Денисова, который ехал в отпуск в Во-ронеж. Нетерпение Николая по мере приближения к Москве и к дому. Встреча с родными и Соней. Николай не успева-ет добежать до гостиной, как все начинают его обнимать, це-ловать, кричать, плакать. Соня, которой теперь было уже 16 лет, смотрела на Николая, не спуская глаз и затаив ды-хание. Встреча Ростовыми Денисова. Его встретили так же, как и Николая, те же счастливые лица обернулись к нему. Наташа даже поцеловала друга брата. Денисова отправили в отдельную комнату, а Ростовы в диванной окружили Нико-лая и стали расспрашивать обо всем. Разговор Николая с На-ташей на другое утро. Их разговор пошел о Соне. Наташа го-ворит, что Соня любит его, а его оставляет свободным. Нико-лай осознает, что Соня красива, он может на ней жениться, но кругом еще столько соблазнов, неизведанного! Николай в свою очередь спрашивает Наташу о Борисе, но та говорит, что никогда не пойдет ни за кого замуж, а станет танцовщи-цей. Соня и Николай встречаются, говоря друг другу «вы», но глаза говорят «ты». Графиня опасается любви Николая к Соне, которая может поломать ему карьеру.

Времяпрепровождение Николая Ростова в Москве. Он был одним из лучших женихов Москвы. Он ездит к дамам, дирижирует мазурку на бале у Архаровых. О Соне он вспоми-нает как о ребячестве, от которого он был теперь далек. За-боты старого графа Ильи Андреевича Ростова по устройству обеда в честь Багратиона в Английском клубе. Он был в нем со дня основания клуба старшиной. Разговор старого графа с сыном и Анной Михайловной о Пьере. Она рассказывает, что Пьер теперь очень несчастлив: Элен изменяет ему с Долохо-вым. Описание настроения в Москве по получении известия об Аустерлицком сражении. Сначала все пришли в недоумение, ведь Москва привыкла к победам. Но потом нашли причины такого поражения, которые состояли в измене австрийцев, плохом продовольствии, неспособности Кутузова и молодо-сти государя, который по наивности поверил плохим людям. Но русские солдаты были героями, особенно Багратион. При-чины выбора Багратиона героем Москвы. Он не имел связей в Москве и был никому не знаком. В его лице отдавали честь простому русскому солдату, кроме того, таким образом вы-сказывалось нерасположение и неодобрение Кутузову. Все говорили о подвигах русских солдат, о Берге, который, ранен-ный в правую руку, взял шпагу в левую. Про князя Андрея говорили только те, кто его знал, что он рано умер и оставил беременную жену.

Английский клуб перед обедом в честь Багратиона. Члены клуба и гости. Денисов, Ростов и Несвицкий. Тол-ки в кружках стариков. Растопчин рассказывал о том, как русские были смяты бежавшими австрийцами. Валуев рас-сказывает, что Уваров был прислан из Петербурга, чтобы узнать мнение москвичей об Аустерлице. Приезд и встре-ча Багратиона. Багратион был в узком мундире с русскими и иностранными орденами. Старый Ростов преподносит Ба-гратиону на серебряном блюде стихи, написанные в честь героя. Чтение стихов, сочиненных в честь героя. Начинает-ся ужин, в продолжение которого постоянно пьют за здоро-вье государя, Багратиона и других лиц.

Мрачное настроение Пьера Безухова во время обеда и мысли по поводу измены жены. Пьер сидит на обеде на-против Ростова и Долохова. Пьер думает о тех слухах, ко-торые дошли до него о связи Элен с Долоховым. Веселое оживление Николая Ростова во время обеда. Ростов подза-доривает Пьера, чтобы тот пил за здоровье императора. До-лохов предлагает тост за красивых женщин и их любовни-ков, за жениных мужей. Столкновение Пьера с Долоховым и вызов на дуэль. Ростов соглашается быть секундантом До-лохова. Разговор Долохова о тайне дуэли. Долохов говорит, что нужно идти на дуэль с твердым намерением убить про-тивника, и тогда все будет хорошо. Настроение Пьера. За время бессонной ночи Пьер был полностью уверен в винов-ности своей жены и невиновности Долохова, которому сей-час незачем было беречь честь чужого для него человека, то есть Пьера. Безрезультатные попытки секунданта Пьера — Несвицкого и секунданта Долохова — Денисова примирить противников.

Дуэль. Противники имели право, не доходя до барьера, стрелять кто когда захочет. Выстрел Пьера и ранение До-лохова. Пьер держит пистолет в вытянутой правой руке, а левую отставил при этом назад. Делает выстрел и от не-привычного и неожиданного сильного звука вздрагивает. Долохов ранен в левый бок. Долохов, теряя силы, не хочет закончить на этом дуэль и стреляет, но мимо. Ростов и Де-нисов везут Долохова к матери. Долохов всю дорогу повто-ряет, что убил мать, она не перенесет того, что ее сын ранен. Он просит Ростова поехать вперед и подготовить мать. Ро-стов с удивлением узнает, «что Долохов, этот буян, бретер-Долохов, жил в Москве со старушкой матерью и горбатой сестрой и был самый нежный сын и брат».

Настроение Пьера после дуэли. Его мысли о своей же-нитьбе и отношениях с женой. Он думает о том, что убил любовника жены и как он мог до такого докатиться. Он обвиняет себя также в том, что женился на Элен, не любя. Он вспоминает, что Элен никогда не хотела от него иметь детей. В итоге Пьер приходит к выводу, что никогда не лю-бил Элен, потому что она развратная женщина, но он всегда боялся сам себе признаться в этом. Решение уехать в Пе-тербург. Пьер больше не мог оставаться с Элен под одной крышей, не мог представить, как он будет теперь с ней гово-рить. Приход к Пьеру Элен и объяснения по поводу дуэли.

Она спрашивает Пьера, что тот хотел доказать этой нелепой дуэлью. Он услышал, что Долохов — любовник Элен, и по-верил. Но на это нет оснований. Пьер, по ее мнению, дока-зал только, что он дурак, а об этом и так все знали. Взрыв гнева Пьера и его разрыв с женой. В Пьере взыграла кровь его отца, он с криком «Вон!» выгоняет Элен. Она вовремя выбегает из комнаты, иначе неизвестно, что бы Пьер мог с ней сделать. Через неделю Пьер оставляет Элен доверен-ность на управление большей частью своего имения, и один уезжает в Петербург.

Получение в Лысых Горах известия об Аустерлицком сражении и смерти князя Андрея. Но тело Болконского не было найдено, а потому у родных оставалась надежда, что он был поднят местными жителями. Войдя к отцу в при-вычный час, княжна Марья застает его в непривычном для него настроении и понимает, что произошло что-то страш-ное. Старый князь сообщает о смерти князя Андрея княжне Марье. Она, вспоминая брата таким, каким видела его в по-следний раз, думает о том, верил ли он в последние минуты своей жизни в Бога, в вечной ли обители покоя он теперь. Старый князь негодует по поводу этой войны, на которой убили его сына и русскую славу. Он говорит княжне Ма-рье, чтобы та подготовила Лизу к известию. Она несколь-ко раз старается подготовить Лизу, но всякий раз начинает плакать. В итоге она решает ничего не говорить маленькой княгине о смерти Андрея до тех пор, пока та не родит. Ста-рый князь посылает чиновника в Австрию разыскать след сына. Князь с каждым днем становится все слабее и слабее, хотя старается вести прежний образ жизни. Марья молится за брата как за живого и каждую минуту ждет его возвра-щения.

Начало родов маленькой княгини. Настроение княж-ны Марьи. Она очень нервничает из-за Лизы, старается молиться, но понимает, что молитва не помогает. Приход к ней няни Прасковьи Савишны. Настроение старого кня-зя и обитателей лысогорского дома. Все в доме молчало, не было слышно смеха, все притаилось в ожидании того, что должно было свершиться с маленькой княжной. Старо-му князю, до сих пор не отошедшему от горя, ничего не сообщали. Раздается голос, что кто-то едет по проспекту, наверное, доктор, за которым посылали. Неожиданный приезд князя Андрея в Лысые Горы. Встреча его с княж-ной Марьей. Сначала княжна Марья не может поверить, что приехал брат, это слишком необыкновенно. Но потом показываются из темноты фигура и лицо Андрея. Это был он, «но бледный и худой и с измененным, странно смяг-ченным, но тревожным выражением лица». Княжна Ма-рья потеряла от радости дар речи. Князь Андрей обнимает сестру.

Князь Андрей на половине жены. Он останавливает-ся около кровати княгини, лицо которой как бы говорило: «Я никому не сделала зла, за что же я страдаю?» Приезд князя Андрея не имел никакого отношения к ее страдани-ям. Настроение князя Андрея. Рождение сына и смерть ма-ленькой княгини. Когда заплакал ребенок, князь Андрей сначала думает, зачем принесли к Лизе ребенка? И толь-ко потом понимает, что это его ребенок родился. Он плачет, как ребенок. Он заходит в комнату маленькой княгини, та лежит мертвая на том же месте, где он видел некоторое время назад. Встреча князя Андрея с отцом. Старый князь старческими руками обнимает сына и рыдает. Отпевание княгини. На отпевании лицо княгини как будто говорило: «Ах, что вы со мной сделали?» И князь Андрей чувствует какую-то вину, которую ему не поправить и не забыть. Кре-щение маленького князя Николая. Князь Андрей не при-нимает участия в крещении, так как боится утопить малы-ша. Крестным отцом становится старый князь Болконский.

Служба Николая Ростова адъютантом при московском генерал-губернаторе. Сближение Николая с Долоховым во время его выздоровления после дуэли. Суждение матери До-лохова о сыне и Долохова о себе. Мать говорит, что Доло-хов слишком чист и благороден душой для нынешнего раз-вращенного времени. Это высокая, небесная душа, которую немногие понимают. Сам Долохов говорит, что его считают злым, ну и пусть, ему нет до этого никакого дела. Он никого не хочет знать, кроме тех, кого он любит, а за них он жизнь отдаст. Он ищет женщину, которая будет обладать небесной чистотой и преданностью, но такую пока не встречал. Но на-деется встретить такое существо, которое возродит его и воз-высит. Атмосфера любви в доме Ростовых. В их доме собира-ется много молодежи, которая находится в том возрасте, ког-да больше ничего и не интересует. Среди молодежи был и До-лохов, от которого все были без ума, кроме Наташи, которая считала, что Долохов был злым и в дуэли с Пьером был не прав. Долохов влюбляется в Соню. Соня знала об этом и вся-кий раз краснела при Долохове. Ростову это не совсем по душе, и он реже бывает дома. Разговоры о новой войне с На-полеоном. Николай Ростов вновь собирается на войну.

Обед Ростовых на третий день Рождества 1806 г. Осо-бенная напряженность любовной атмосферы в доме. Ростов, приехавший домой после очередной гулянки, замечает напряженность, которая царит между Соней, Долоховым и Наташей. Наташа сообщает Николаю о предложении Долохова Соне и об ее отказе. Поначалу у Ростова что-то оборвалось в груди, он даже обозлился на Соню. Но Ната-ша говорит, что Соня отказала, сказав, что любит другого. Но Наташа понимает, что Николай никогда не женится на Соне. Разговор Николая с Соней о предложении Долохова. Николай говорит Соне, что любит ее, как никого другого, но не так, чтобы что-либо ей обещать, а потому советует по-думать над предложением Долохова. Соня отвечает, что лю-бит Николая как брата и всегда будет его любить, а больше ей ничего и не надо.

Бал «подростков» у Иогеля. На этих балах многие хо-рошенькие девушки нашли женихов и вышли замуж, а потому бал у Иогеля имел успех. Особенное оживление Ната-ши и Сони на этом балу. Соня была горда предложением, сделанным ей Долоховым, и своим отказом. Наташа была влюблена во всех, находящихся на этом балу. Денисов и На-таша танцуют мазурку. Денисов всегда великолепно танце-вал мазурку, Наташа, сама того не понимая, отдалась вся танцу. К концу танца все были восхищены умением Дени-сова и грацией Наташи.

Долохов несколько дней не появляется у Ростовых, но потом присылает Николаю записку, что устраивает про-щальную пирушку по случаю своего отъезда в армию. Про-щальная пирушка Долохова перед отъездом в армию. Встре-ча Николая Ростова и Долохова после отказа Сони. Доло-хов встречает Николая холодным взглядом. Долохов мечет банк. Он предлагает Ростову поставить деньги. Ростов ви-дит, что Долохов находится в том же состоянии, что было у него перед дуэлью с Пьером, и тогда, когда как бы соску-чившись от жизни, Долохову требовалось каким-нибудь жестоким поступком избавиться от этой скуки. Николай са-дится за карточный стол. Начало его проигрыша Долохову. Сначала Николай ставит 5 рублей, затем все больше и боль-ше. Он ставит те деньги, которые ему дал отец с просьбой не тратить много, так у них уже почти нет денег.

Глава XIV Материал с сайта

Сосредоточение игры на одном Ростове. Проигрыш Ро-стова растет, но он загадывает, что будет играть до тех пор, пока не проиграет 43 тысячи — число, полученное от сложе-ния его годов с годами Сони. Мысли Николая Ростова о сво-ем проигрыше. Он думает, что ведь Долохов понимает, что значит для Ростова этот проигрыш. Когда же началось это несчастье с ним? Ростов в этот момент ненавидел «красно-ватые, с короткими пальцами и с волосами руки» Долохова, которые имели над Николаем столько власти сейчас. Окон-чание игры — Николай проиграл Долохову сорок три ты-сячи рублей. Разговор Ростова с Долоховым об уплате дол-га. Долохов говорит Николаю, что причиной всему является Соня. Но Николай не дает ему закончить мысль, говорит, что отдаст завтра же долг и уходит.

Николай думает о том, как будет ужасно смотреть всем в глаза дома и просить денег. Приезд Николая домой. Моло-дежь дома Ростовых у клавикордов. Денисов поет сочинен-ное им стихотворение «Волшебница». Все в доме счастливы. Домашние замечают мрачное настроение Николая. Пение Наташи и мысли Николая под ее пение. Сначала Ростов ду-мает о том, как они все могут веселиться. И как не скучно и не совестно. Наташа начинала петь теперь не по-детски. И Николай замечает это. Он полностью попадает под влия-ние этого волшебного голоса и, сам не заметив, подхваты-вает песню и начинает петь вместе с Наташей. Теперь в его голове совсем другие мысли, он внезапно понимает, что есть на свете что-то, что выше проигрышей, долгов, карт, — есть что-то настоящее. А остальное всё вздор!

Объяснение Николая Ростова с отцом по поводу его про-игрыша. Николай говорит развязным тоном, за который сам себя ненавидит, что проиграл 43 тысячи. Но с кем этого не бывает! Граф, вероятно обиженный тоном сына, ничего не говоря, поворачивается, чтобы уйти. Ростов не выдержива-ет и со слезами кидается отцу на шею. Объяснение Наташи со старой графиней по поводу предложения, сделанного ей Денисовым. Графиня ошарашена предложением и говорит, чтобы Наташа сказала Денисову, что он дурак. Наташа гово-рит, что не хочет за него замуж, ей его жалко. Отказ графини Денисову и его отъезд в армию. Она объясняет Денисову, что Наташа еще слишком молода и что, ежели он действитель-но хочет на ней жениться, следовало бы сначала поговорить с ней, ее матерью. Жизнь Николая до отъезда в армию. Он проводит все время теперь дома. Соня старается показать Николаю, что его проигрыш — это подвиг, за который она еще больше его любит. Но Николай считает, что теперь он недостоин Сони. В конце ноября он уезжает, чтобы догнать свой полк, который находится в Польше.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • отъезд денисова и николая ростова в армию том 2 часть 1
  • объяснение Николая Ростова с отцом. Когда тот проиграл в карты
  • Краткое содержание романа «Война и мир» Л. Н. Толстого (Том II, часть первая)
  • проигрыш николая ростова долохову анализ
  • бал «подростков» у иогеля сочинение