Какая культура древней индии. Традиции и обычаи индии. Государственно-политическое устройство страны

КУЛЬТУРА ИНДИИ

Предыстория: культура Хараппы и культура "Ригведы". Государство: теория и практика политической жизни. Повседневная жизнь: касты, семья и нравы. Религия: индуизм, джайнизм, буддизм и ислам. Философские традиции индийской культуры и научные знания. Искусство Индии, его истоки и специфика. Вклад Индии в мировую культуру.

Индийская культура занимает одно из почетных мест в истории мировой культуры. Она отмечена грандиозными достижениями на протяжении более чем трехтысячелетнего развития. Наряду с долговечностью, ей присуще творческое восприятие достоинств иноземных культур, не в ущерб своим собственным фундаментальным ценностям. Преемственность индийской культуры в значительной степени основывается на социальных институтах и на широком распространении общепринятого свода религиозных ценностей среди различных классов и общин южно-азиатского субконтинента. Кроме того, индийская культура складывалась на основе аграрной структуры общества, что и определило ее долговечность.

Первые центры культуры в Индии существовали уже в III и II тысячелетиях до н.э. - это Хараппа (ныне в западном Пакистане) и Мохенд-жо-Даро около р. Инд. Эта индийская культура, самым ярким компонентом которой была Хараппа, выросла на основе местных традиций Севера, городские центры индийской культуры поддерживали тесные контакты с Месопотамией, Центральной и Средней Азией, областями Юга Индии. Высокого уровня развития достигли ремесла, изобразительное искусство (памятники его и сегодня нас поражают своей изысканностью), появилась письменность, до сих пор не расшифрованная.

Наиболее яркая особенность этой культуры - ее чрезвычайный консерватизм. В Мохенджо-Даро было раскопано девять слоев построек. По мере того, как уровень земли поднимался из-за периодических наводнений, новые дома возводились почти точно на месте прежних. На протяжении, по крайней мере, тысячелетий расположение улиц города оставалось неизменным, наиболее впечатляющим достижением индской культуры является совершенная система водопровода и канализации, каковой не имела ни одна другая древняя культура, даже римская.

Письменность индских городов совершенно не изменялась на протяжении всей их истории. Несомненно, что индская культура поддерживала связь с Двуречьем, однако она не проявила склонность заимствовать технические достижения более развитой культуры. Ученые (А. Бэшем и др.) предполагают, что за время существования этой цивилизации форма правления в ней не менялась. Этот беспримерный консерватизм предполагает, по выражению С. Пиггота, скорее "неизменные традиции храма", чем "светское непостоянство двора". Действительно, культура Хараппы по своему характеру была, очевидно, подобна культурам Древнего Египта и Двуречья.

В целом эта культура не отличалась особенными художественными достижениями. Несомненно, она обладала литературой, религиозными эпическими поэмами, наподобие шумерских и вавилонских, но они навсегда для нас утрачены. Архитектура носила строго утилитарный характер, нигде при раскопках не найдено следов монументальной скульптуры и живописи. Однако высокого совершенства достигло искусство в области малых форм - гравюры на печатях, статуэтки. Насколько можно судить о религии доарийской эпохи по дошедшим до нас отрывочным сведениям, некоторые ее черты предвосхитили отдельные особенности позднейшего индуизма: аскетическая практика (йогическая поза Прото-Шивы) и сопряженный с ней круг представлений, практика изображений богов в "человеческом образе".

Во II тысячелетии до н.э. в Индию пришли племена индоариев, жрецы которых создали великое собрание гимнов - "Ригведу", теоретически до сих пор почитающуюся самым священным из многочисленных текстов индуизма. В эпоху, когда создавались древнейшие из веди-ческих гимнов, арии достигли уже преддверия цивилизации. Их военная техника находилась на более высоком уровне, чем у народов Ближнего Востока, их жреческие школы довели племенной ритуал до степени искусства, их поэтическое творчество принимало сложные формы и подчинялось строгим канонам, но. с другой стороны, арии не создали городской культуры. Это был народ воинственных скотоводов, организованных скорее в племена, чем в царства. Их культура была родственна той, которая описывается в "Беовульфе", в ранних исландских сагах, в староирландском прозаическом эпосе; она несколько уступала культуре греков, отразившейся в "Илиаде". На протяжении эпохи "Ригведы" выкристаллизовались и в определенной мере сохранились до наших дней четыре сословия - жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), зависимые, слуги (шудры). Их санскритское наименование "варна" (неточно переводимое "каста", а буквально означающее "цвет") указывает на то, что произошли в результате контакта развитой сословной культуры с людьми чуждой культуры, имевшими кожу другого цвета (темного).

Арии были буйным народом. Они соблюдали лишь немногие из табу поздней Индии и были весьма привержены к хмельным напиткам. Они очень любили музыку, играли на флейте, лютне и арфе под аккомпанемент цимбал и барабанов. У них была гептотоническая гамма, сходная с нашей мажорной, которая, как полагают, появилась в Шумере и впоследствии получила распространение среди индоевропейских народов. Арии увлекались азартными играми. В гимнах встречаются также напоминания о пении и танцах и об искусстве танцовщиц, возможно, профессиональном. Племенами правили вожди, которые носили титул "раджа" - слово, родственное латинскому "гех" ("король"). Раджа был абсолютным монархом, так как правление племенем осуществлял частично внутренний совет немногих старейшин и более широкое собрание всех глав семей. Арии рассматривали царя прежде всего как военного вождя, он не считался божественным лицом и не исполнял религиозных функций. Царь-жрец, характерный для некоторых других культур, не имел параллели в древней Индии. В целом можно сказать, что и индская культура и культура эпохи "Ригведы" внесли свой вклад в формирование уникального характера индийской культуры.

Для понимания культуры Индии, особенно в древности, необходимо знать ту политическую систему, замечательную и в своей силе, и в своей слабости, которая была создана в эпоху Будды (вторая половина 1 тысячелетия до н.э.). Речь идет об империи Маурьев. Она имела высокоразвитую систему государственной администрации, управлявшей всей экономической жизнью империи, и весьма совершенную организацию секретной службы, сфера деятельности которой охватывала все сословия, начиная с высших министров и кончая городскими бедняками. Расцвета держава Маурьев достигла при царе Ашоке (середина III в. до н.э.). Важнейшим источником информации об этом времени являются многочисленные надписи Ашоки (так называемые эдикты), высеченные на камне по приказу царя. Эдикты Ашоки посвящены изложению благочестия государя и содержат наставления ко всем подданным подражать в этом своему владыке.

Эдикты эти частично напоминают указы ранних Ахеменидов, но по содержанию сильно отличаются, например, от больших надписей Дария 1, прославляющих царя, перечисляющих все его победы и подвластные ему народы и племена. Надписи Ашоки - официальные государственные эдикты и указания чиновникам и подданным. В них много личного и их первоначальный текст составлял, очевидно, сам император.

Из надписей явствует, что через восемь лет после восшествия на престол царь нравственно и духовно стал совершенно иным человеком и проводил новую политику.

Реформа в политике Ашоки, социально-нормативной формой которой служат его эдикты, имела особое значения для ускорения экономического развития отстававших прежде районов страны (главным образом Центральной и Южной Индии). Можно выделить три черты политики Маурьев. Прежде всего они стремились ограничить привилегии старинной аристократии, сосредоточить в своих руках финансовое управление и увеличить доходы государственной казны, сурово подавляя всяческое недовольство.

Другой отличительной чертой политики Маурьев (и многих других царей крупных древнеиндийских государств) было покровительство нетрадиционным религиям, главным образом буддизму. В своих надписях Ашока призывает население почитать не только наследственных жрецов-брахманов, но и бродячих проповедников новых учений. Сами эдикты являются проповедями, сложившимися под влиянием буддизма. Отсутствие экономического единства страны и рыхлость ее политического устройства (в отдельных местностях продолжали править местные династии или олигархии) способствовали особой роли религиозной идеологии - религиозная политика Ашоки составляет основное содержание его эдиктов.

Общеиндийский правитель настойчиво провозглашал и свое стремление к завоеванию всего мира "праведностью". С этой целью он рассылал во все страны специальные миссии, которые должны были проповедовать истинность учения Будды и рассказывать о благочестии Ашоки (их успех проявился в цивилизующей роли буддизма во многих странах Азии). Ашока, видимо, полагал, что, подавая пример праведного правления, сможет убедить соседей в достоинствах своей новой политики и таким путем добиться морального главенства над всем цивилизованным миром. Он никоим образом не отказывался от своих имперских устремлений, но видоизменил их в соответствии с этикой буддизма. Таким образом, основным содержанием реформ Ашоки было человеколюбие во внутреннем управлении и отказ от агрессивных войн.

Во внутренних делах новая политика сказалась в общем смягчении сурового правосудия. В надписях Ашоки говорится о "дхарме" как "праведности", но в правовой литературе она означает установленную божеством норму благочестивого поведения, варьирующуюся согласно сословию и касте. Дошедшие до нас сочинения признают наравне с дхармой другие основы закона: договор, обычай и царский указ. Возлагаемая на царя обязанность охраны подданных относилась, прежде всего, к охране дхармы, и, как ее хранитель, царь считался ее воплощением. Начиная с Ашоки. цари время от времени принимали титул дхар-мараджи, который является также эпитетом Ямы, бога смерти и усопших. Как Яма, так и царь поддерживали дхарму, "священный закон", карая злодеев и вознаграждая праведных. Ашока заявлял, что все подданные - его дети, энергично поддерживал учение об ахимсе (непричинение вреда людям и животным), которое тогда быстро распространилось среди верующих всех сект. Он отменил судебные пытки, однако при всем своем гуманизме сохранил смертную казнь - она была отменена при позднейших индийских царях.

Миролюбивая политика Ашоки вскоре была забыта, цари снова обратились к завоевательным походам, которые древние авантюристы в области политической мысли объявляли нормальной деятельностью государства, и в целом история Индии после маурийского периода - это история междоусобной борьбы местных династий за господство; политическое единство Индии (но отнюдь не культурное!) было утеряно почти на две тысячи лет.

Индийскую культуру нельзя понять и без учета такого чисто индийского феномена, как сословно-кастовая система. Ведь индийское общество состоит из ряда каст, каждая из которых регламентирована четко сформулированными нормами социального поведения и межкастовых взаимоотношений. Скорее всего, первоначально касты были географически локализованы и связаны друг с другом иерархическими отношениями сословной системы. В древнеиндийском обществе выделялись четыре сословия - варны, каждое из которых состояло из нескольких каст. Отношения между сословиями и кастами в эпоху позднего индуизма определялись правилами эндогамии (считался законным только брак в пределах единой группы), сотрапезничества (пищу можно было принимать от членов той же или высшей группы и есть в присутствии таких же) и предписанного рода занятий (каждый человек обязан был добывать средства к существованию, как это принято для членов его группы, и не имел права заниматься ничем иным).

Каста - это результат тысячелетнего взаимодействия и развития расовых и других групп в единой системе культуры. В индийском обществе сформировалась очень сложная специальная структура, которая складывалась отчасти на основе преобразования племенных связей, отчасти же из профессиональных сообществ и которая разрасталась в силу приобщения новых этнических групп и возникновения новых профессий. В средние века эта система приобрела известную жесткость и каждая ее социальная группа стала кастой в современном смысле слова.

Лишь в последние 50 лет кастовая система обнаружила действительные признаки распада, тому причиной множество нововведений, не осуществимых для общества, разделенного непроницаемыми перегородками, распространение образования на западный манер, рост национального самосознания и усиленная деятельность правительства и национальных лидеров. Этот процесс еще далек от завершения, и пройдет много лет, прежде чем сотрутся последние черты кастовых предрассудков; но несомненно, что старый национальный порядок индуистской Индии канет в лету.

Заслуживает внимания и индийская семья, которая была и остается до сих пор большой семьей, т.е. братья, дядья, двоюродные братья и племянники тесно связаны друг с другом. Они живут все вместе под одной крышей или в соседних жилищах и часто сообща владеют недвижимым имуществом рода. Подобно европейской и семитской семье, индийская семья представляет собой патриархальную и паралинейную структуру.

Сплочению семьи в единое целое способствовал ритуал повиновения, ему следуют в Индии и по сей день, хотя он восходит к временам Вед. В настоящее время система большой семьи уже становится тягостной для молодого поколения, но когда-то она давала членам семьи чувство социальной уверенности. В случае беды можно было рассчитывать на помощь сородичей, и беспутный кузен либо праздный и никчемный дядюшка, проживающий в уголке семейного дома в сравнительном благополучии, хотя он ничего или почти ничего не прибавляет к семейному бюджету, были в древней Индии столь же характерными явлениями, как и в современной. В семье обычно баловали маленького ребенка, ему во всем потакали и позволяли такие вольности, которые до недавнего времени были недоступны европейским детям. В поэзии дети неизменно упоминаются в ласковых тонах, как избалованные любимчики родителей.

Когда ребенок становился молодым человеком, то после религиозного обучения он вступал в брак, так как женитьба и продолжение рода, если только он не принял обета безбрачия, считались его прямой обязанностью. Вступление в брак преследует три основные цели: исполнение религиозного долга путем домашних жертвоприношений, деторождение, которое обеспечивало счастливую потустороннюю жизнь отцу и его предкам, а также продолжение рода и сексуальное наслаждение. После завершения сложной брачной церемонии домохозяин мог посвятить себя трем жизненным целям: дхарма или обретение религиозных добродетелей путем неукоснительного следования предписаниям "священного закона"; обретение богатства частным путем и получение наслаждений.

Самым высоким из всех законных наслаждений считается половое. Вся индуистская литература, и религиозная, и светская, изобилует намеками сексуального смысла, половой символикой и откровенными эротическими описаниями. В средние века сам процесс космического творения изображался как брачный союз бога и богини, и фигуры тесно обнявшихся пар высекались на стенах храмов. Некоторые религиозные секты даже ввели в свой культ, как его неотъемлемую часть, ритуальное половое сношение, считавшееся средством спасения.

В Древней Индии существовал особый разряд женщин, которые не были связаны правилами и ограничениями, регламентировавшими поведение представительниц высших каст. Это были гетеры. Несомненно, многие бедные и дешевые проститутки кончали свои дни в нищете, либо, в лучшем случае, становились служанками или работницами. Однако более характерной является описанная в литературе фигура куртизанки - красивой, образованной, богатой, занимающей высокое положение и пользующейся не меньшей известностью и почетом, чем знаменитые Аспазия и Фрина в классической Греции. Существовала и храмовая проституция, при храмах содержались сотни проституток.

Удовольствия древнего индийца были неразрывно связаны с развлечениями различного рода. Он, как и его потомки в наши дни, был обычно человеком общительным, находившим удовольствие в беседе с друзьями, и добросердечным. Священные книги, настойчиво подчеркивавшие необходимость гостеприимства, способствовали укреплению общественных связей в ту эпоху и санкционировали их своим авторитетом.

Образованный человек мог писать стихи, участвовать в литературных собраниях в загородных садах или рощах, ради разнообразия сочетавшихся с петушиными боями и купанием, мог быть также художником. Развлечения древнеиндийского горожанина ни в коей мере не ограничивались творческими или интеллектуальными занятиями. Многочисленные праздники, в которых принимали участие как богатые, так и бедные, следовали один за другим на протяжении индуистского года и сопровождались разными увеселениями и процессиями. Наиболее широко отмечался праздник в честь Камы - бога любви. Были широко распространены азартные игры - во все времена и среди всех слоев населения, за исключением наиболее благочестивых людей. Одна из таких игр к первым векам нашей эры превратилась в шахматы. В Древней Индии были и профессионалы, занимавшиеся развлечением людей. Одни из них посвятили себя высоким искусствам - драме, музыке и танцам, другие бродили по городам и деревням и увеселяли простой люд. Мы читаем о музыкантах, сказителях, акробатах, жонглерах, фокусниках и заклинателях змей, которые были в то время не менее популярны, чем сейчас.

Характерной чертой культуры Индии является то, что в ней мы встречаемся со множеством взаимодействующих между собой религий. Среди них следует выделить следующие основные: брахманизм с его позднейшими формами - индуизм и джайнизм, буддизм и ислам. Именно брахманизм внес существенный вклад в разделение общества на касты, именно он акцентировал внимание на переселении душ. Потом в брахманизме выдвинулась неортодоксальная религия - джайнизм, сыгравшая немалую роль в истории Индии и ее культуры; исходя из мировоззренческого фундамента брахманизма, джайнизм, подобно зороастризму, сделал явственный акцент на этику, на социально-нравственные формы поведения человека.

Оптимизм индуизма символизирует троица: Брахма, Вишну, Шива, представляющие собой космические силы творения, сохранения и уничтожения. Брахма как творец изображается с цветком лотоса в четырех руках, обычно вместе со своей женой Сарасвати, богиней искусства. Вишну - это порядок и гармония природы, его представляют спящим на змее вечности, его жена Шри - богиня любви. Вишну появляется во многих воплощениях: одно из них - Рама, герой одноименного эпоса, другое - Кришна, обычно является ребенком или юношей. Шива, известный под именем великого бога, его изображают в виде йога или аскета, погруженного в медитацию. С его шеи свисает гирлянда черепов, в руке он держит трезубец, Ганг течет у его ног. Его жена Парвати часто имеет страшный вид: ее честь требует жертв. Многорукость танцующего Шивы символизирует силы Вселенной, танец выражает ее пульсацию.

Следует подчеркнуть, что само определение индуизма является весьма сложной задачей, решить которую не могут опытнейшие ученые. К этой религии необходимо подходить как к конгломерату ценностей и верований, объединенных в рамках специального порядка, имеющего специфическую структуру. Истоки индуизма находятся всего лишь в нескольких таких древнеиндийских текстах, как "Упанишады", "Бхага-вад-Гита" и "Веданта Сутра". Однако основополагающие идеи этих сочинений нашли выражение в многочисленных философских школах, сектантских учениях, религиозных обрядах и народных культах, принадлежащих различным социальным слоям. Многообразие духовных подсистем указывает на то, что объединяющий принцип индуизма лежит скорее в социальной структуре, чем в приверженности религиозной доктрине, различные формы верований, составляющие в совокупности религиозное мировоззрение индуизма, является принадлежностью той или иной касты - основной единицы индуистского общества.

Буддизм, как и джайнизм, был реакцией небрахманских слоев древнеиндийского общества на брахманизм. Основы его учения изложены и бенаресской проповеди Будды, суть их такова: жизнь есть страдание. Рождение и старение, болезнь и смерть, разлука с любимым и союз с нелюбимым, не достигнутая цель и неудовлетворенное желание - все это страдание. Оно происходит от жажды бытия, наслаждений, созидания, власти, вечной жизни и т.п. Уничтожить эту ненасытную жажду, отказаться от желаний, отрешиться от земной суетности - вот путь к уничтожению страданий. Именно за этим путем лежит полное освобождение - нирвана. Исстрадавшимся людям не могло не импонировать учение о том, что наша жизнь - страдание (аналогичный тезис, как известно, в немалой степени обеспечил успех и раннему христианству), и что все страдания проистекают от страстей. Желание умерить свои страсти, быть добрым и благожелательным - и это перед каждым (а не только перед посвященными брахманами, как в брахманизме) открывает путь к истине, а в итоге и к нирване. Понятно, почему буддизм стал наиболее влиятельным и популярным в Древней Индии.

И, наконец, коснемся ислама, который в конце 1 тысячелетия н.э. заявил о себе "на северо-западе Индостана, представ перед индуизмом в виде живого вероучения воинственных племен Западной и Центральной Азии. Он качественно отличался от всех религиозных предыдущих мировоззрений, весьма успешно ассимилированных ранее индуизмом благодаря его гибкой структуре. Прежде всего, мусульманские племена владели более мощной военной технологией и более сильной политической системой по сравнению с индусами. А самое главное - и их вероучение опиралось, хотя бы теоретически, на концепцию "сплоченного братства", которая объединяла всех принявших эту религию узами поклонения единодержавному богу. Это было, вероятно, первое в истории индуизма столкновение с религиозным верованием, опирающимся на понятие целостной общины, объединенной преданностью единственному и всемогущему богу. И неудивительно, что общество Индии не смогло включить мусульманские общины в свой гибкий социальный и духовный организм. Однако самое важное состоит в том, что обращенные в ислам жили бок о бок с индусами и переняли у них мифы, образы традиционных богов, религиозные обряды. Масса ярких.примеров этому имеется в литературе среднего и позднего средневековья, посвященной религиозным воззрениям народов субконтинента.

Представляет интерес и многообразие философских воззрений. Уже в древнейшем индийском эпосе "Махабхарата" говорится о существовании множества мудрецов, чьи философские воззрения противоречат друг другу, поэтому ни одно из них не может быть принято за единственно верное. Индийский мыслитель V в. н.э. Маллавади рассматривал все философские концепции как спицы в колесе, которые сходятся у его оси, исходя из того, что истина многообразна. Ранние Упанишады, свидетельствующие о существовании различных течений индийской мысли, позволяют обнаружить зачатки тех тенденций, которые затем оформились в виде самостоятельных учений. В истории культуры Индии значительное место принадлежит наиболее радикальной из древних материалистических систем - локаяте. Она отрицает душу в концепции Атмана (духовное начало) и воспринимает тело человека как Я, т.е. только тело, одаренное разумом, предоставляет собой Я. По той причине, что разум наблюдается только там, где есть тело и нигде не наблюдается без тела, локаята считает его простым атрибутом последнего. Картина мира локаяты демонстрирует ее материалистический характер: Вселенная вечна, и ее законы регулируют изменения, которые совершаются в вещах, состоящих из элементов; все возникает из элементов, в процессе взаимодействия которых зарождается и сознание. Учение о материальности мира и всех протекающих в нем процессов оказало большое влияние на развитие древнеиндийской мысли.

Философские системы Древней Индии, признававшие авторитет Вед или, по крайней мере, не выступавшие против него открыто, рассматривались как одинаково действенные пути для достижения спасения, хотя они и различались между собой. Традиционно они подразделялись на три группы, по две школы в каждой, дополнявших друг друга: санкхья и йога, ньяя и вайшешика, миманса и веданта. Санкхья была связана с ортодоксальной религиозной традицией лишь формально, представляя собой совершенно самостоятельное и оригинальное течение. Хотя в целом она представляется как дуалистическая система, главный вклад ее в историю индийской философии состоит в глубоком и всестороннем развитии учения о материальной природе мира и происхождении всей совокупности веществ и существ из саморазвивающейся материи ("теория эволюции"). К санкхье тесно примыкает йога, получившая огромную известность в связи с теми конкретными правилами психофизической тренировки, которые она предлагала для достижения "освобождения" от оков материального мира. В "Йога-сутра", раннем сочинении этой школы, Патанджали намечены только общие принципы системы. Позднее были разработаны положения так называемой восьмичленной йоги, разумеется, технические моменты - только начальная ступень всей этой системы, цель ее - в достижении "высшего состояния" т.е. в преодолении собственного "Я" (самадхи). По своим теоретическим построениям йога очень близка санкхье, но в ее учении введен Ишвара (высшее божество). Ее последователи чтили личное божество, что сближало их с ортодоксальными индуистами.

Философские системы ньяя и вайшешика зародились в самом начале нашей эры, они тесно связаны между собой. Их роднит тенденция к рационалистическому объяснению явлений природы, хотя первая акцентировала внимание на проблемах гносеологии, выражая особый интерес к инструменту познания - логике (в дальнейшем слово "ньяя" стало означать "логика"), а вторая - на учении о бытии и составляющих его сущностей. Обе школы никогда не полемизировали друг с другом. Ньяя приняла метафизику вайшешиков, ибо считала ее закономерным следствием собственной теории познания, воззрения вайшешиков в какой-то мере продолжали традиции натурфилософии Упанишад; вместе с тем их атомизм - это продолжение общей идеи материальности, причем их учения, как и доктрины локаяты или сан-кхьи, связаны с достижениями в различных областях древнеиндийской науки - химии, астрономии и естествознании. Оно и само благотворно повлияло на дальнейшее развитие отдельных научных дисциплин.

Традиционный список шести философских систем всегда завершается системами миманса и веданта, которые были настолько тесно связанными, что веданту иногда называли утрата-мимансой ("высшей" мимансой). В Упанишадах (VIII-VI вв. до н.э.) философия подразделялась на изучение и понимание: своего Я, трансцендентного знания и высшей духовной реальности (Брахмана). Средством постижения служит миманса - размышление, исследование. В ранних ведических текстах говорится, что постулирование Брахмана уже есть миманса. В одной из древнейших Упанишад говорится, что знатоки Вед сообща рассуждали, задаваясь вопросами: что такое Я? Что такое Брахман? В другой Упанишаде содержится исследование природы и степеней блаженства и вывод, что высшее блаженство есть соприкосновение с высшей духовной реальностью. Непосредственно к Упанишадам восходит и Веданта, кардинальный принцип которой выражается в следующих тезисах: мир никак не является произведением от материальных сил; единственная реальность - Брахман, а "сущее" во всех своих формах исходит из него. Своим острием веданта направлена против локаяты и санкхьи.

Индию можно назвать важнейшим центром культурных ценностей человеческой цивилизации. Традиции и обычаи множества народов, как исконно населявших страну, так и приходивших извне, переплетаясь причудливым образом в течение нескольких тысячелетий, создали удивительнейший культурный пласт.

Танец

Индийские танцы делятся на классические и народные. Классические танцы, как правило, духовны по содержанию. Хотя народные также являются духовными и религиозными по смыслу, однако их главной движущей силой становится праздничное настроение.

Некоторые из всемирно известных танцевальных форм, которые возникли и развивались в Индии, это Бхаратнатьям из Тамилнада, Катхакали и Мохиниаттам из Кералы, Одисси Орисса, Катхак из Уттар-Прадеша, Кучипуди из Андхра-Прадеша и Манипури из Манипура. Все эти танцевальные стили используют в основном одни и те же «мудры» (знаки руками) как общий язык выражения и первоначально исполнялись в храмах.

Бхаратанатям — одна из старейших танцевальных форм Индии, родом из штата Тамилнад на юге. Этот стиль был взращен в храмах и на протяжении столетий находился под патронажем королевских династий Южной Индии.

Танец традиционно исполняли девадаси — сообщество храмовых танцовщиц, передавших знание из поколения в поколение. Подобно гейшам Японии, девадаси обучались музыке, танцам, литературе и искусству любви. Девадаси были женщинами, посвятившими свою жизнь служению храмовому божеству, поскольку танцоры, музыканты и их выступления были неотъемлемой частью сложного храмового и придворного ритуалов.

Однако в период колонизации Индии произошли изменения. Викторианские ценности англичан одержали верх, и девадаси потеряли высочайшее покровительство, поскольку были неприемлемы в «приличном обществе». В результате, в конце XIX века девадаси рассматривались как проститутки и приобрели дурную славу, что едва не стало причиной утери Бхаратанатьям.

Только в 1930-е годы возрождение интереса к культурному наследию Индии побудило образованную элиту вновь открыть красоту традиционного танца. Сегодня в крупных университетах Индии доступны курсы, охватывающие практику и теорию Бхаратнатьям. Рукмини Деви основал школу под названием Калакшетра, где преподается этот танцевальный стиль.

Катхак — классический танец Северной Индии. Главная особенность этого стиля — рассказ историй языком телодвижений. Танцовщица представляет всех персонажей с помощью репертуара жестов, мимики и изящных движений. Катхак, как и другие индийские традиционные танцы Одисси и Бхаратнатьям, опирается на Нати Шастру, древний трактат о танце. Истории, которые первоначально исполнялись в Катхаке, были основаны на индуистской мифологии.

В эпоху Моголов стиль претерпел радикальную трансформацию. Моголы, позаимствовав некоторые элементы и особенности индийского танца и музыки, в свою очередь, оказали глубокое влияние на танцевальную стилистику. Сегодня Катхак является результатом слияния индуистской и мусульманской культур. Считается, что у Катхака есть связи с фламенко и цыганскими традициями Испании, а также с различными народными танцами Северной Индии.

Дословный перевод слова «Катхакали» — «сюжетная игра». Катхакали можно обобщить как театральную форму, представляющую собой сочетание танца, музыки, перкуссии, актерского мастерства и живописи. Эта форма танцевальной драмы возникла в 17 веке в штате Керала. В стране, которая может похвастаться тысячелетними традициями и культурой, Катхакали насчитывающий всего 300 лет, является относительно молодой формой танца.

Яркой особенностью Катхакали является использование тщательно разработанного макияжа для лица, красочных костюмов и головных уборов. Он сочетает в себе танец с диалогом, танцоры комбинируют потрясающие костюмы и макияж, с аккомпанементом барабанов и вокалистов, чтобы создавать различные настроения и эмоции.

Отличие Катхакали от театральной постановки в том, что актеры не говорят. Текст драмы в виде стихов и песен читается и исполняется вокалистами. Эти песни объясняются и интерпретируются в деталях актерами с помощью абхинайи, состоящей из кодифицированных жестов, выражений лица и движений тела. Благодаря систематическим тренировкам актер получает полный контроль над мышцами лица, что позволяет ему выражать основные бхавы (эмоции любви, смеха, печали, гнева, энергии, героизма, спокойствия, страха и удивления).

Макияж также является методом категоризации символов. Например, зеленый макияж представляет героев или божественных персонажей, таких как Кришна или Арджуна; красный представляет зло, а белый — символ благочестия.

Другие классические танцевальные стили (Мохиниаттам, Кучипуди, Одисси, Манипури) тоже имеют свои особенности в технике, манере, костюме и макияже.

Музыка

Древние мудрецы рассматривали пение как форму духовной практики, приближающую человека к Богу. На протяжении многих лет индийская классическая музыка превратилась в сложнейшую музыкальную систему, отличающуюся от западной, в основе которой лежит полифония — резонанс нескольких музыкальных нот.

Напротив, индийская классическая музыка по существу монофоническая. В западной классической музыке исполнитель строго соблюдает письменную композицию. В индийской принято импровизировать подобно тому, как делает джазовый музыкант на Западе. Индийская классическая музыка в основном мелодична, а не гармонична. Мелодия обычно основана на раге, а ритм называется тала, что буквально означает «хлопок».

Рага это серия из пяти или более музыкальных нот. Раги должны вызывать различные настроения у слушателя – например, в хиндустанской музыке некоторые раги относятся к разным сезонам или временам дня. Муссонные раги, принадлежащие к группе Малхара, в основном выполняются во время дождей, в то время как утренние раги, такие как Бибхас и Бхайрави, или ночные раги, такие как Кедар, Малкаун или Наика Канхра, выполняются в определенное время дня.

Индийскую классическую музыку часто путают с классикой Хиндустани. На самом деле она может быть разделена на два течения — Хиндустани и Карнатик, обычно имеющие разные раги.

В то время как рага формирует основную мелодическую структуру, исполнитель музыки Хиндустани или Карнатик делает композицию на основе раги, которую он выполняет. Общими формами композиции в Хиндустани являются друпад, хаял и тумри. Некоторые из других форм включают дхамар, тарана, триват, чаити, каджари и таппа.

Общие формы композиций, используемых в Карнатик, включают в себя гефам, свараджати, варнам, таану варнам, пада варнам, пададжати варнам, кеэртана, крити, падам, джавали, тиллану и вирутам.

В средневековой Индии, во время правления Моголов, мощные волны движения Бхакти (преданности) прокатились по всей стране. Существенной особенностью этого движения было использование преданных песен, называемых бхаджанами, чтобы приблизиться к Богу и достичь мистических состояний интенсивного экстаза. Другим родственным словом является киртан – музыкальное воспевание ведических мантр. Религиозные песни втакже называются киртанами.

В отличие от сложных ритуалов ведической эпохи, поклонение в традиции Бхакти в основном состояло из песен на общих региональных языках Индии. Это позволило массам приблизиться к Богу по-своему, без посредника в роли священника, или знания древних языков, таких как санскрит.

Архитектура

Архитектура начала стремительно развиваться с появлением буддизма в Индии. Именно в этот период появилось большое количество великолепных зданий. Значительные памятники буддийского искусства и архитектуры — Великая Ступа в Санчи и скальные пещеры в Аджанте.

С созданием индуистских королевств в Южной Индии началось процветание южноиндийской школы архитектуры. Самыми известными достижениями правителей Паллавы были скальные храмы Махабалипурама и храмы Канчипурам. Правители Чола, Хойясала и Виджаянагар также внесли значительный вклад в архитектуру. Храмы в Танджавуре, Белуре и Халебиде свидетельстовали об архитектурном превосходстве южноиндийских правителей.

На севере был разработан новый стиль архитектуры — Нагара. В центральной Индии правители Чандела построили великолепный храмовый комплекс в Кхаджурахо. С приходом мусульманских властителей в стране появился еще один стиль — индо-исламский, не бывший ни строго исламским, ни строго индуистским. Архитектуру средневекового периода можно разделить на две основные категории — Имперский стиль и Моголовская архитектура.

Индо-сарацинский стиль возник в результате колонизации страны. Он сочетал в себе особенности индуистских, исламских и западных элементов. Колониальная архитектура проявилась через институциональные, гражданские и утилитарные здания, такие как почтовые отделения, железнодорожные станции, дома отдыха и правительственные здания.

Живопись

Древнее искусство живописи это живая традиция, существующая в Индии и поныне. Народная живопись может быть разделена на два типа: выполненные в ритуальных случаях, посвященных божеству, и повествовательные темы из древнеиндийских эпосов. Огромный стилистический диапазон проявляется среди традиций и видов народной живописи — от простых незамысловатых контуров до кропотливого, миниатюрного изображения деталей геометризированных фигурных абстракций.

Картины Мадхубани штата Бихар, Паты Ориссы и Нирмала Андхра-Прадеша – вот всего лишь несколько образцов обширной галереи индийской народной живописи, для которой индуистские эпосы являются основным источником вдохновения.

Ранголи одна из самых красивых форм живописи Индии. Термин состоит из двух слов: «rang» — «цвет» и «aavalli», что означает цветные лианы или «гирлянда цветов». Ранголи — это искусство изготовления рисунков или узоров на стенах или на полу дома, с помощью тонко измельченного белого и цветного порошка. Многочисленные домохозяйства страны используют Ранголи для украшения двора своего дома.

Индия – страна с богатой историей, а существующие в настоящее время традиции берут сове начало еще с древнейших времен. Археологические раскопки датируются 3 тысячелетием до нашей эры и уже тогда племена, жившие на территории этой страны, занимались земледелием, именно индусы первыми начали выращивать рис, сахарный тростник и хлопчатник.
Индия – азиатская страна, поэтому быт и культура имеет общие черты с соседними странами, такими как Пакистан, Иран и Афганистан.
Племена, населявшие Индию, состояли из местного населения дасов и пришлых индоевропейцев ариев (индоиранцев), последние пришли на смену хараппской цивилизации (названную так в честь города Харапп, где найдено большинство предметов их быта).
Началом культурного наследия Индии считается хараппская культура, существовавшая во 2 тысячелетии до нашей эры. Именно хараппское население начало возводить городские поселения, об этом свидетельствуют развалины, обнаруженные в Мохенджо-Даро, уже в то время строения были двух этажными, имелась система сточных каналов, примитивные трубопроводы. Одновременно развитие получила и обработка драгоценных камней, из них делались украшения и предметы быта. Развивалась письменность. Жители хараппской цивилизации были религиозными людьми и обожествляли животных, для поклонения они возводили алтари, а божественных животных изображали на различных предметах быта и статуэтках. Именно эта цивилизация при изображении предавала животным человеческие черты лица.
Исчезновение хараппской цивилизации происходило постепенно, хотя причины до сих пор остаются загадкой, на ее смену пришли арийские племена.
Арийские племена повлияли на развитие культуры Индии, так арийцами было создано социальное деление, искусство танца, вид одежды (сари и др.) и религия, сохранившиеся в наши дни. Общество делилось на «варны» – группа людей, выполняющая определенную функцию. Каждая варна имела свою профессию, а ее представители занимали определенное положение в обществе, соответствующее их варне. Принадлежность к варне наследовалась, а браки заключались между равными по положению людьми. Брахманы считались высшей варной, чтили духовные традиции, проводили религиозные обряды. Кшатрии были военные аристократы. Вайшьи занимались ремеслом и торговлей. Самой низшей варной были шудры, они занимались ремеслом и земледелием, но не обладали правами вайший. Отличались варны и в цвете одежды: брахманы носили белые цвета, кшатрии – красные, вайшьи – желтые, шудры – черные. Первые три варны считались малочисленными, высшими слоями населения, а шудры это основное население страны. Кстати язык, на котором сегодня общаются индусы «хинди», имеет арийские корни. Аналогом нашей Библии, в Индии в 1 тыс. до нашей эры были «Веды», писания состояли из четырех сборников «самхит», в каждом сборнике были гимны, тексты поклонения богам, заговоры, заклинания и даже танцевальные движения для обрядов. Читать «самхит» могли только мужчины первых трех варн. Самой древней «самхит» была «Ригведа» в ней упоминалось о более 3 тысячах божеств. Поклонялись арийцы трем сферам (земле, воздуху и небу), соответственно боги разделялись на эти три группы. Важнейшими богами были боги воздуха, т.е. то пространство что соединяет землю и небо. Вообще ведийское мировоззрение было основано, на том, что и люди и боги подчинены единой вселенской силе, все взаимосвязано в этом мире животные, люди и боги. Именно в ведийской культуре обожествление природы – пантеизм, проявляется особенно ярко, богов-животных изображали на зданиях, в храмах, изготавливали статуи, тогда появились многорукие и многоногие божества, а развитие искусства делало их изображения особенно красочным. На рубеже бронзового века возникают разногласия между варнами, борьба между брахманами и кшатриями приводит к созданию нового верования - «Брахманизм», а после уже у каждой варны появляются свои божества (кроме шудр). Превосходство одних богов над другими вызывало бурю недовольства, появлялись атеистически настроенные люди, считавшие, что мир богов не должен возвышаться над человеческим миром, а познать истину может любой человек не зависимо от принадлежности к той или иной варне. Последователями такого мировоззрения назывались шраманы. Сторонниками антибрахманистического направления были буддисты, джайнисты и др.
Будда означает просветленный, именно так и зародилась эта религия. Однажды сыну царя из рода Гаутамы Сиддхартхе предсказали, что он станет монахом, если увидит больного, старого и мертвого человека. Когда это произошло Сиддхартха, бросив все блага царской жизни, отправился странствовать по миру, к 40 годам к нему снизошло просветление, и он стал «буддой». Идея буддизма была в следующем, для того чтобы достичь нирваны (невозмутимости, душевного спокойствия) необходимо пройти все испытания выпавшие на твою долю и остаться честным, чистым духовно, человеком. Во времена правления императора Ашоки, по всей Индии строились буддистские храмы, изначально памятники Будде изображались в виде колеса, затем животного и только потом в облике человека сидящего в позе лотоса. Буддизм приобрел большое количество последователей за пределами Индии, благодаря мирному отношению к местным культам, а основная теория буддизма заключалась, в том, что надо меньше грешить.
Параллельно с буддизмом в 7-6 веках до нашей эры зарождается индуизм. Можно сказать, что в индуизм вошли многие религиозные течения, существующие в Индии, но его основу все-таки составил брахманизм. В настоящий момент индуизм основная религия в стране. В Индуизме люди продолжают покланяться животным (корове, обезьяне, слону), и это отразилось на употребляемых продуктах. Так, пища в Индии вегетарианская, хоть и существуют мясные блюда, но блюда из говядины встречаются крайне редко, так как убийство рогатого скота в некоторых Индийских штатах преступление.
В Индии много праздников, посвященных различным божествам, а так как богов много, количество праздников больше чем дней в году.
Резюмируя выше сказанное, нужно отметить, что культура Индии развивалась постепенно, так как склонна к адаптации и переосмыслению, но в тоже время, с трепетом, хранит традиции, идущие из глубины веков.

Культура Индии- это смешение обычаев, традиций пришедших из разных исторических эпох. Современная Индия обладает большим разнообразием как культурным, так и религиозным, которое отлично в разных районах страны. Тем не менее, эта страна сохранила удивительную национальную самобытность.

Религия в Индии

Индия – место зарождения нескольких религий, которые впоследствии распространились по всему миру. К ним относятся индуизм, буддизм, джайнизм и сикхизм. В настоящее время индуизм и буддизм входят в четверку самых многочисленных религий мира. Кроме это значительная часть населения Индии исповедует ислам (около 13% населения), есть и христиане. Нужно отметить, что религия играет важную роль в жизни жителей Индии.

Священная корова

Коровы в Индии – это священные животные и кормление коровы приравнивается к поклонению. Это происходит потому, что в индуизме корова это символ богини Ахимсы, это богиня – мать, приносящая богатство и счастье.

По настоящее время тема забоя коров на мясо очень спорна в Индии. В одних штатах приняты законы, охраняющие коров, в других – производство и потребление говядины разрешено и зависит от личного желания каждого.

Языки Индии

В Индии, как многонациональной стране, используется несколько языков. Самым распространенным является хинди, кроме этого в ходу бенгальский язык, телугу, маратхи, тамильский язык и урду. Множество слов заимствовано из санскрита. Одним из главных классических языков Индии является тамильский язык. Большинство языков, применяемых в этой стране, древние и их появление в этой местности уходит далеко в историю.

Танцы народов Индии

Искусство танца в Индии одно из самых древних. До наших дней дошли два трактата о танце «Наука танца» и «Отражение жеста», возраст которых около двух тысяч лет.

Танцы народов Индии очень традиционны и имеют устойчивые формы исполнения. Существует восемь классических форм танца, которые официально признаны Национальной академией, кроме того в регионах так же существуют свои устойчивые формы танца.

Музыка в Индии

Неотъемлемой частью культуры Индии является музыка. Здесь существует древняя система подразделения музыкальных инструментов по источнику вибрации на струны, кимвалы (тарелки), мембраны, духовые.

Старейшим дошедшим до нас образцом индийской музыки являются мелодии Сама-веды и Шрауты. Эти произведения оказали большое влияние когда развивалась в дальнейшем музыка Индии.
В наше время индийская музыка представляет собой смешение различных вариантов религиозной, народной и эстрадной музыки, что придает ей неповторимый колорит.

Изобразительное искусство Индии

Самым ранним примером индийской живописи принято считать наскальные рисунки первобытного периода. Индуистская, буддистская и джайнистская живопись — это наиболее ранние примеры средневековой живописи в Индии. Одним из наиболее известных классических художников средневековья является Раджа Рави Варма.

Современная живопись представляет собой сочетание всемирной классики с индийской, и по праву завоевывает мировое признание. Атул Додья, Босэ Кришнамачнахри, Дэваджьети Рей и Шибу Натесан – современные индийские художники, известные во всем мире.

Скульптура и архитектура в Индии

Первые скульптуры относятся к Инской цивилизации и представляют собой каменные и бронзовые фигуры. Позднее стали развиваться индуистская, буддистская и джайнистская скульптуры. Стали появляться сложные и очень красивые бронзовые орнаменты, и даже огромные храмы, высеченные целиком из большой горы.

Архитектура в Индии очень сложна и многообразна, как и скульптура уходит корнями к индской цивилизации. Ей характерна великолепная планировка городов и домов. Яркими примерами классической архитектуры являются буддистские храмы и архитектурные комплексы.

Система Васту-шастра (индийский аналог Фен-шуй) оказывающая сильное влияние на планирование городов и архитектуру, направлена на гармонизацию потока энергии.

С приходом ислама на территории Индии появились прекрасные религиозные архитектурные объекты, часто символизирующие саму Индию. Это Тадж-Махал, Фатехпур-Сикри, Гол-Гумбаз, Кутб-Минар и многие другие.

Современная архитектура в Индии космополитна, города Индии создаются очень компактно при высокой плотности населения. Но это не исключает создания настоящих шедевров архитектуры и в наше время. Ярким примером тому, может служить храм Лотоса.

Йога в Индии

Одно из самых популярных в мире в настоящее время направлений в физической культуре – йога – произошло в Индии и насчитывает несколько веков. Не стоит сводить ее назначение только к гимнастическим упражнениям. Предназначение йоги – это достижение баланса в организме, уме и установлении связи духа и тела. Практика йоги является неотъемлемой частью культуры Индии.

Телевидение и кинематограф Индии

История телевидения в Индии начинается в 1959 году, когда в Дели началась трансляция телевизионных передач. С середины 70-х годов появляется сетка вещания на единственном канале Дурдаршан, который принадлежал правительству. В 1982 году телевидение в Индии стало цветным. В это же время все больше людей стало приобретать телевизоры.
В 1991 году появилось кабельное телевидение, и количество каналов стало расти.
На сегодняшний день существуют тысячи телеканалов, а само телевидение является огромной индустрией.

Популярная индийская киностудия в городе Мумбаи, неофициально называющаяся Болливуд, является самым крупным в мире создателем фильмов. По количеству выпущенных фильмов и количеству проданных билетов Индия опережает знаменитый Голливуд. Индийские фильмы выходят в прокат по всему миру и имеют свой неповторимый стиль и очарование.

Приветствие в Индии

Сложенные в приветствии ладони рук на уровне груди – индийское приветствие «Намасте» – во всем мире ассоциируется с Индией. И действительно это общепринятое в индии приветствие. В переводе это слово означает «Я вам кланяюсь» (буквально — «Благочестие (набожность) во мне кланяется благочестию (набожности) в тебе» или «Божественность во мне приветствует божественность в тебе») и выражает глубокое уважение к тому, к кому оно обращено. В различных районах страны так же могут применяться и другие приветственные слова, но «Намасте» остается самым распространенным. При прощании же просто соединяют ладони, ничего не произнося.

Праздники Индии

Индия с ее культурным и религиозным разнообразием имеет множество праздников, по количеству превосходящее число дней в году. Повсеместно и с размахом отмечаются четыре национальных праздника. Это День независимости индии, День рождения Ганди, День республики и Первое мая. Кроме этих праздников многие штаты индии празднуют свои праздники, в зависимости от преобладающей религии и традиций. Очень популярны такие праздники как Дивали, Ганеша-чатуртхи, Холи, Наваратри, Дурга-пуджа и ряд других. Некоторые праздники празднуют одновременно представители нескольких религий.

Так как ислам является второй по численности последователей религией в Индии, исламские праздники строго соблюдаются и официально объявлены выходными днями. К ним относятся Ураза-байрам (Аид Эль-фитр), Курбан-байрам (Аид Эль–адха), Маулид ан-Наби (День рождения Пророка с.а.с.), а в некоторых штатах объявлены выходными днями и другие значимые для мусульман даты, например, такие как Ночь Предопределения.

Кроме этого в Индии отмечаются и Рождество и Великая пятница, так как в этой стране проживает несколько миллионов христиан.

Знаменитые индийские ярмарки так же можно отнести к праздникам настолько они ярки и красивы.

Индийская кухня

Индийская кухня с ее специями, ингредиентами, техникой приготовления и преподношения блюд разнообразна, многогранна и сложна, так же как и сама Индия. Вегетарианские блюда и мясные, соусы и салаты, специи и пряности, десерты и выпечка все это представлено в неповторимом исполнении в Индийской кухне.

Интересный факт: использование сахара и приготовление десерта уходят далеко в историю, так в древности была изобретена технология получения кристаллов сахара, которые на местном диалекте назывались кханда, в последствие от этого слова произошло английское слово кенди (конфета).

Индийская кухня славится использованием большого количества разнообразных специй и трав при приготовлении пищи. Значительная часть традиционной кухни вегетарианская, хотя есть и рецепты блюд из мяса птиц, рыбы, мяса.

Следует отметить, что индийская кухня очень популярна во всем мире, хотя конечно в ресторанах за пределами Индии сложно найти то разнообразие блюд, которое поражает в индийских ресторанах в пределах страны.

Одежда в Индии

Традиционная индийская одежда очень разнообразна и меняется от региона к региону. Сильное влияние на одежду оказывают и культура, и география, и климат, и род занятий. Очень популярно в индии драпировка куском ткани и более привычная для нас сшитая одежда. Примером драпированной одежды у женщин является сари, у мужчин – дхоти и лунги. Популярным видом сшитой одежды у женщин является салвар-камиз (шаровары) с дупаттой (длинный шарф), перекинутый через плечо. У мужчин это брюки и рубашки европейского стиля.

Согласно индийскому этикету запрещено появляться в общественных местах в прозрачной, обтягивающей и слишком обтягивающей одежде, с большими оголенными участками тела.

Основным материалом для индийской одежды служит хлопок, что обусловлено жарким климатом.

Традиционно для индийских женщин присутствие большого количества украшений и достаточно яркого макияжа.

Бинди (точка в центре лба) носящий определенный смысл знак, в последнее время приобретает роль скорее модного аксессуара. Синдур (оранжево-красный порошок, нанесенный на прямой пробор волос) так же очень традиционный элемент образа замужней индийской женщины. Но отметим, что представительницы других религий синдур не носят.

Культура Индии многообразна и самобытна. Тысячелетнее переплетение культур, религий и верований, Сплавило Общество в неповторимый конгломерат идей и культурных ценностей, не имеющих себе аналогов. Постоянное стремление индийского общества слиться в единое целое с вселенной стать частью общего мироздания, Сильно отличает этот народ от всех прочих. Причём это стремление пронизывает все общество. От самого последнего нищего до президента. Все население страны прекрасно умеет ценить и понимать музыку, разбирается в танцах, Только у них язык тела доведён до искусства разговорной речи.

Наблюдая за индийскими танцовщицами можно поразиться совершенству их движений и плавному переходу тела из одного положения в другое. Создаётся впечатление, что они не двигаются, а перетекают из одного положения в другое. Ещё одной очень важной особенностью этого народа является то, что они прекрасно ценят любовь и чувственные наслаждения. Физические отношения между мужчиной и женщиной никогда не были греховными в этой культуре. Более того весь индийский эпос пронизан пониманием богов, людской красоты и чувственности, индийские боги всячески поощряли плотское и духовное единение людей. По своей сути индийский народ является неким суперэтгосом. Поскольку вобрал в себя за тысячелетнюю историю много народов и народностей. Здесь есть и местные дравиды и пришлые арии. В более поздние времена множество захватчиков и поработителей приходило на эту землю. Всех их впитала в себя древняя культура. Взяв от каждого какое-то умение, навык или верование. С годами из этого сплава получилось очень прочное и неповторимое сообщество.

Трудно ли преодолеть изменение часового пояса, при перелете в Индию, подробнее: .

Культура древней Индии до сих пор будоражит умы многих учёных. Которые никак не могут объяснить некоторые моменты истории древнего государства. Такие культурные памятники Индии как Махабхарата, Веды. Приносят современным учёным большую пищу для размышления. В этих древних культурных памятниках описываются войны, происходившие на земле многие тысячи лет назад. Описание технологий в этих книгах повергает современных учёных в недоумение. Многие события мы даже негожим представить себе. Причём эти тексты изобилуют техническими описаниями. Современные инженеры и техники не в состоянии разобраться в этом. Так как, принципы действия, многих аппаратов, основывались не только на механике, но и на каких-то духовных принципах присущих вселенной.

Религия Индии

Восемьдесят процентов населения исповедует индуизм. На континенте его исповедует абсолютное большинство народов. Данная религия отличается от остальных тем, что в ней присутствует очень большое количество божеств. Разобраться во всех хитросплетениях этого пантеона непосвященному человеку бывает очень трудно. Вся иерархическая система богов в Индии сильно напоминает кастовую систему этого общества. Главным отличием от других религий есть вера в то, что постоянное перерождение души. В новых ипостасях, в конце концов, приведёт душу к просветлению. Следующая группа по численности это мусульмане они обосновались здесь с приходом в эти края моголов. Ислам на территории Индии также претерпел изменения под воздействием древней культуры и несколько отличается от верований ортодоксальных мусульманских стран.

Архитектура и литература

Оставленное древними цивилизациями культурное наследие в виде множества письменных источников, таких как Веды и Махабхарата. Служит предметом тщательного изучения многих искусствоведов и историков. Эти памятники письменности древности позволяют современным людям понять многое в отношениях и образе жизни древних народов населявших этот континент за много тысячелетий до нашей цивилизации. Благодаря этим трудам стало известно о первых кастовых различиях, принятых между людьми уже в те далёкие времена. Отдельной строкой можно отметить особенности архитектуры Индии. Все кто хоть раз видел величественные постройки древних индийских храмов и городов, отмечают величие и фундаментальность построек. Ведь храмы эти простояли не одно тысячелетие. Причём некоторые из них ещё пятьсот шестьсот лет назад были полностью поглощены джунглями. Однако сохранились и не перестают нас удивлять, изяществом архитектурных решений и воздушной красотой отделки. Барельефные композиции некоторых храмов сильно напоминают кружевное плетение, а не работу мастеров каменотёсов. Поражает качество исполнения этих скульптур. Все это делалось во времена полного отсутствия механических средств обработки.

Положение женщин Индии в культуре выглядит достаточно спорным. С одной стороны всячески превозносится роль женщины, как матери и прародительницы всего сущего. В Махабхарате описывается образ идеальной женщины. В этих древних манускриптах всячески превозносится её роль как хранительницы очага и культурных ценностей каждой семьи. С другой стороны в Индии женщину никто не спрашивает о том за кого она хочет выйти замуж. До сих пор в некоторых провинциях вдова после смерти мужа обязана войти вместе с ним в погребальный костёр. Женщину могут выставить в виде залога при получении кредита. Очень высоко ценится женское целомудрие и верность, При этом в древние времена были известны проститутки, пользующиеся очень большим влиянием в обществе. Никто не может представить себе Индию без танца. Никакой танец не может быть без женщины. очень сложное искусство ему обучаются с самого раннего детства, и он скорее напоминает беседу, чем простые движения. Профессиональные танцовщицы пользуются большим уважением во всех слоях общества. Их труд ценится и достаточно хорошо оплачивается. Не одно празднество не обходится без участия профессиональных танцовщиц. Праздников же в Индии много.

Как живут бедные люди в этой прекрасной стране, подробнее: .

Философия Индии

Отдельное место в индийской культуре занимают различные духовно философские направления. Такие как йога и аюрведа. Большое количество всевозможных философских школ, разбросанных по всей территории современной Индии, даёт представление о том, какое значение придают этому люди. Многое из этих философских направлений прочно пустило корни в Европе и Америки. Людей прельщает в этих школах то, что при должном отношении к своему телу неминуемо улучшиться и укрепится дух. Даже если не получится достигнуть духовного просветления, то здоровья будет намного больше. Постоянно занимаясь этими практиками можно значительно увеличить свою продолжительность жизни.

Чем славится индийская культура, видео: