Эссе "береги честь смолоду". "береги честь с молоду" - о смысле нравственности в современном мире Обществознание эссе на тему береги честь смолоду

В юном возрасте мало кого называют человеком чести, хотя этим моральным качеством человек наделяется с рождения. До нужного момента честь ребенка оберегают родители. Позже ребенок сам понимает, что он уже самостоятельно сможет себя уберечь и защитить. Личную ценность для социума каждый человек показывает своими поступками.

Честь напрямую связана с чувством достоинства, поэтому людям, у которых эти два качества объединены, легче заработать авторитет и прекрасную репутацию. Очень важно честь беречь смолоду, когда неопытному человеку свойственно ошибаться и учиться, а чувство достоинства как предохранитель - не позволит переступить через себя.

Честь включает в себя такие качества как справедливость, преданность, правдивость, порядочность и благородство. Если у человека хоть одно из этих качеств присутствует, то можно уверенно сказать, что и остальные тоже. Если человеку характерна преданность к своей Родине, то он и уважительно относится к правам своих земляков. Наличие чести – гарантия целостности и высокой нравственности. Человек будет уважать честь других людей, если он наделен этим моральным качеством.

В литературе часто встречаются ситуации, когда герои произведений проходят тернистый путь со сложными и неприятными моментами. Таким образом читатели ждут результата – выйдет ли персонаж из них, не запятнав честь и достоинство. Одним из ярких примеров является герой Петр Гринев из повести А.С. Пушкина «Капитанская дочь», который отстоял свою честь и достоинство в самых сложных ситуациях, остался верным себе, своим принципам и настановлениям отца.

На сегодняшний день значение чести немного другое. Много кто считает, что быть человеком чести это нерентабельно. Чаще всего за честь выдается поддельное благородство, а отсутствие морали скрывается под внешними атрибутами.

Если с раннего детства заручится авторитетом у сверстников и старших людей, то по мере взросления круг окружающих людей будет только увеличиваться. Все будут прислушиваться к советам такого человека. Очень важно не забывать, что честь очень тяжело заслужить и очень легко потерять, стоит только один раз оступится. Ведь не зря говорят «семь раз отмерь, один раз отрежь». Если с раннего возраста не иметь чести, то и к преклонному возрасту добиться ее будет очень сложно, именно поэтому честь нужно беречь смолоду.

Сочинение 2

И так, смысл данной пословицы очень значительный для таких людей как мы. Так как эта пословица содержит огромный жизненный смысл, который возможно пригодиться кому-то в жизни, да и в общем он пригодиться всем. Эту пословицу должен знать каждый человек. Но самое главное не только знать её, но и её стоить понимать. Данная пословица является пословицей поколений человечества. Ведь она передавалась из поколения в поколение. Именно эту пословицу очень часто использовали в качестве донесения и рассуждения во многих произведениях. Данная пословица являлась поводом для размышления русских поэтов. Стоить помнить, что “честь” – это некий повод для таково физического и умственного составляющего как гордость. Это эмоция, которая отражает самооценку, точнее самоуважение человека. Но стоит помнить ещё и о “гордыни”. Гордыня отличается от гордости тем, что когда гордыня взяла на тобой вверх, ты становишься эгоистичным человеком, тем самым ты становишься не приятной личность для окружающих тебя людей.

Я могу привести качественный пример из произведения Пушкина под названием “капитанская дочь”. В произведении был такой герой, которого звали Пётр Гринев. Он был слегка азартным человеком, так как играл в карты и у него были вредные привычки. Например, он часто выпивал. Из-за этого может сложиться такое мнение, что Пётр не порядочный человек. Но это был человек чести. Так как он один раз выиграл в карты, и он не потратил эти большие деньги на себя, свои увлечения. Он их отдал своему товарищу, который нуждался в них. Он защищал честь девушки на таком страшном мероприятий как дуэль. Он остался жив, он истребил своего ненавистника в честном бою. А это как раз ещё одно качество, которое говорит о преданности в любви к человеку, к своей девушке мечты.

Гринев человек слова. Именно этот человек является примером гордости и даже возможно некого подражания, конечно же, в хорошем смысле. Он прошёл через все свои трудные испытания и все жизненные трудности, он преодолел все это. Он очень честный человек. Так же он является человеком чести. Он ни разу, не когда в своей жизни не пошёл против своей воли. Всегда как он хотел, так и было. Он всегда добивался всего сам, и помогал тем, кто нуждался в помощи.

Честью является некая культура человека. Это те принципы человека, которым он придерживается. Ведь именно честь ведёт человека к формированию личности, тем более в юные годы. Честь – это не плохое качество, не стоит его путать с эгоизмом и другими принципами.

Вы наверняка слышали пословицу “Береги честь с молоду, а платье снову». Что же обозначает это выражение, сохранилась ли его актуальность сегодня? Или понятие о чести кануло в Лету вместе с серебряным веком русской литературы? В статье постараемся в этом разобраться.

Несколько слов о чести

Не обращаясь к словарю, попробуем дать определение слову «честь». Прежде всего, это внутреннее определяемое каждым человеком самим для себя. Под понятие «честь» можно отнести нравственность, совесть, достоинство, доблесть. Кто-то добавит к этому списку благородство, самоотверженность, смелость, правдивость. И это все так, потому что «честь» - понятие всеобъемлющее. Измеримо ли это качество, можно ли воспитать в человеке сознание того, что оно для него важно? Нет, это состояние души, невидимое глазу человеческому и тем не менее существующее наравне с любовью, смелостью или благородством.

Чем хорошо новое платье?

На самом деле большинству людей известна только первая половина выражения - «Береги честь с молоду». Пословица же оканчивается многозначительным высказыванием, что платье нужно беречь снову.

Вспомните новое, только что купленное платье. Оно цело, красиво, сидит идеально. Если носить платье аккуратно, заботиться о нем, постирать-подлатать вовремя, вещь прослужит долго.

Честь - это не платье. Насколько она цела и оберегаема, никому не известно, кроме личности. Так нужно ли заботиться о ней, как о платье?

"Береги честь с молоду!" А зачем?

Стоит ли заботиться о том, чего никому не видно? На людях можно играть в смелость и благородство, но полезны ли эти качества? Современный мир не предполагает заботы о ком-то, кроме себя. От родителей, воспитателей, учителей мы слышим, что мир жесток, и нужно бороться, буквально «идти по головам». О каких же достоинстве и чести может идти речь в данном случае?

Школьники, изучая классические произведения и натыкаясь на фразу «Береги честь с молоду», значение ее не улавливают. «Честь нынче не в чести», - шутит молодежь, готовясь идти в бой с жизнью и соперниками за место под солнцем.

Задумайтесь о главном

У каждого из нас есть голос совести, хотим мы этого или нет. Именно он нашептывает осуждающе нам громче всех, стоит сделать что-то неблагородное. Если это чувство общее для всех, значит, честь не исчезла во времени за ненадобностью. Мир - это не плацдарм для боевых действий, и правило «или ты, или тебя» совершенно не работает. Что работает, так доброта смелость и благородство. Люди мудрые понимают, что чем больше ты даешь, тем больше приобретаешь.

«Береги честь с молоду» - это не красивые слова, а руководство к действию. Ведите себя правильно, но не так, как требует общество, а как подсказывает душа. Пусть жизнь не похожа на прогулку по парку, и иногда кажется логичным и правильным подставить коллегу, предать друга, изменить супругу. Эти соблазны ждут нас на каждом шагу, и пусть никто не узнает никогда об этом поступке, мы сами о нем будем знать. И на душе будет неспокойно и неприятно из-за этого. Береги честь с молоду! Будь честным, отважным, благородным, не изменяй себе - и ты будешь счастлив!

На уроках литературы мы познакомились с повестью А. С. Пушкина «Капитанская дочка», где больше всего внимания уделяется вопросу чести. На примере двух героев произведения: Петра Гринёва и Алексея Швабрина автор показал нам как по-разному могут вести себя люди в одинаковых ситуациях.

Петру Гринёву с самого детства внушали, что он всегда и в любой ситуации должен быть честным и благородным человеком. Гринёв был воспитанным человеком и жил среди нравственных людей с сильными моральными устоями. Отправляя его служить, отец дал приказ: «служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отворачивайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду». Гринёву тогда было всего 17 лет, но ему очень хорошо запомнились слова отца.

Когда Пётр проиграл Зурину сто рублей, несмотря на протесты Савельича, он заставил его вернуть проигранные деньги, так как это было делом чести. Так в произведении мы впервые заметили благородство этого человека.

В Белгородской крепости Гринёву довелось познакомиться с Алексеем Швабриным. У этого человека было хорошее образование, но при этом он был корыстным, злопамятным и неблагородным. Швабрин с презрением говорил о жителях крепости, оговорил Машу только из-за того, что та не ответила ему взаимностью; он постоянно распускал сплетни и никогда не карал себя за это – для него это было обыденным делом. Гринёв же, проявляя свою благородность, сразу же заступился за даму и вызвал Швабрина на дуэль, хотя знал, что дуэли были запрещены. Просто Гринёв ценит честь человека так же, как офицерскую честь.

Когда началась осада крепости, Швабрин понял, что победа будет на стороне Пугачёва, и поэтому незамедлительно перешёл на его сторону. Для Гринёва же было лучше умереть, нежели изменить Родине и нарушить присягу. От повешения Пётр спасся благодаря своей же доброте: в Пугачёве он узнал своего проводника, которому когда-то подарил заячий тулуп; Емельян в свою очередь тоже помнил это проявление добра и помиловал Гринёва. Пугачёв предложил служить ему, но Пётр отказался, объяснив, что уже присягнул служить императрице и нарушить клятву верности не сможет. Гринёв честно признался Пугачёву, что если прикажут, то он будет сражаться и против него. Но, несмотря на это, Пугачёв отпустил Петра.

В конце повести Швабрина казнят за измену Родине, но он успевает донести на Гринёва, что тот был в хороших отношениях с Пугачёвым. Маше удалось добиться справедливости и Петра освободили от пожизненной ссылки. Маша рассказывает императрице всю правду, хотя Пётр из соображений чести решил не говорить на суде о причастности Маши к этому делу, чтобы ей не пришлось снова переживать те ужасы, которые она перенесла в крепости. Гринёв приходит на казнь Пугачёва, выражая тем самым свою благодарность за спасение Маши и их счастье.

В своей повести А. С. Пушкин хотел показать, что честь в обществе не является пустым словом, в него вложено большое значение, и что человек чести намного счастливее и удачливее бесчестного человека.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Береги честь смолоду» читают:

(по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка»)

Повесть «Капитанская дочка» - одно из исторических произведений А. С. Пушкина. Писатель воссоздал историю Пугачевского бунта в форме записок участника событий, офицера екатерининской армии Петра Гринева. Исторические события влияют на судьбу всех героев повести и определяют ее. Важной проблемой повести является проблема чести и долга. Не случайно эпиграфом к произведению служит народная пословица: «Береги платье снову, а честь - смолоду». Она же является основным принципом жизни Гринева-старшего.

Для Андрея Петровича Гринева, который является представителем старого служивого дворянства, понятие чести - это прежде всего честь офицера и дворянина. «Служи верно, кому присягнешь. Слушайся начальников…», - так наставляет отец сына. Под стать Гриневу-отцу и комендант Белогорской крепости Миронов, который отказывается присягнуть Пугачеву: «Ты мне не государь. Ты вор и самозванец». Он понимает, что его повесят, но даже под страхом смерти не нарушает присягу. Иван Кузьмич выполнил свой долг, обороняя до последней минуты крепость и не боясь смерти: «Умирать так умирать: дело служивое». Для Гринева-отца смерть тоже не страшна, а страшна потеря чести: «Не казнь страшна… Но дворянину изменить своей присяге…». Долг офицера он видит в служении Отечеству, а не в дуэлях и прожигании денег в столице, поэтому и отправляет сына Петра служить в Белогорскую крепость.

Петр Гринев - представитель уже другого поколения, поэтому и понятие о чести у него несколько другое. Он расширяет это понятие до общечеловеческого и гражданского значения. Петр вступает в бой за честь Маши Мироновой; дерется на дуэли, зная, что они запрещены. Он ставит человеческую честь выше офицерской. Гринев признает героические качества вождя восстания, но это не значит, что он может нарушить присягу: «Я природный дворянин, я присягал государыне императрице: тебе служить не могу». Он пойдет против Пугачева: долг офицера повелевает сражаться против самозванца, вора и убийцы. Чувство долга стоит выше личных интересов, выше его чувств: «…долг чести требовал моего присутствия в войске императрицы».

Совсем другой человек Швабрин. Алексей Иванович Швабрин - бывший гвардейский офицер, переведенный служить в Белогорскую крепость за дуэль. Он изменяет присяге и переходит на службу к Пугачеву, хотя глубоко презирает и народ, и самого вождя. Для него не существует понятий «честь», «долг», «присяга»; ему важно спасти жизнь любым способом. Швабрин изменяет долгу офицера. Да и за Машей Мироновой он скорее всего ухаживал из-за скуки гарнизонной жизни. Отвергнутый, он полон жажды мести и всеми способами старается очернить Машу.

Гринев, общаясь с Пугачевым, понимает, что перед ним не просто бунтовщик, а человек со своими принципами, с чувством долга и чести. «Долг платежом красен», - говорит Пугачев. Оценив доброту и смелость Гринева, самозванец не может повесить его. «Казнить так казнить, жаловать так жаловать». Он не видит в Гриневе врага. Впоследствии Пугачев поможет Петру и накажет Швабрина.

Для нас, как и для А. С. Пушкина, восстание под предводительством Пугачева - история. Но извечным остается выбор: честь или бесчестие, долг или безответственность.


Сочинение БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ по произведению А.С. Пушкина Капитанская дочка.

Перед вами сочинение на тему «Береги честь смолоду». Это сочинение-рассуждение по произведению «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина. В сочинении исследуется характер Гринева.

Вам также могут быть полезны эти страницы:

А сейчас – к делу.

Сочинение БЕРЕГИ ЧЕСТЬ СМОЛОДУ

Поверьте мне, я чист душою., Н. Рубцов

Я считаю, что честь занимает первое место в ряду нравственных символов. Можно пережить распад экономики, можно смириться, хотя очень трудно, с распадом государства, можно, наконец, перетерпеть даже расставание с самыми дорогими людьми и с Родиной, но с разложением нравственности никогда не смирится ни один народ на земле. В человеческом обществе всегда относились с презрением к бесчестным людям.

Потеря чести - это падение моральных устоев, за которым следует неотвратимое наказание: исчезают с карты земли целые государства, пропадают в черной дыре истории народы, погибают отдельные личности.

Русские писатели всегда обращались в своих произведениях к проблеме чести. Можно сказать, что эта проблема была и есть одна из центральных в русской литературе.

Понятие чести воспитывается в человеке с детства. На примере повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» хорошо видно, как это происходит в жизни и к каким приводит результатам.

Главный герой повести Петр Андреевич Гринев с детства воспитывался в обстановке высокой житейской нравственности. Ему было с кого брать пример. Пушкин устами Савельича на первых страницах повести знакомит читателей с нравственными установками рода Гриневых: «Кажется, ни батюшка, ни дедушка пьяницами не бывали; о матушке и говорить нечего…» Такими словами воспитывает старый слуга своего подопечного Петра Гринева, который впервые напился и вел себя неприглядно.

Первый раз Петр Гринев поступил по чести, вернув карточный долг, хотя в той ситуации Савельич пытался его уговорить уклониться от расчета. Но благородство взяло верх.

Человек чести, по-моему, всегда добр и бескорыстен в общении с другими. Например, Петр Гринев, несмотря на недовольство Савельича, отблагодарил бродягу за услугу, подарив ему заячий тулуп. Его поступок в будущем спас им обоим жизни. Этот эпизод как бы говорит, что человека, живущего по чести, сама судьба хранит. Но, конечно, дело не в судьбе, а просто на земле больше людей, которые помнят добро, нежели зло, - значит, у человека благородного больше шансов на житейское счастье.

Нравственные испытания ожидали Гринева и в крепости, где он служил. Офицер Швабрин препятствует любви Гринева к Маше Мироновой, плетет интриги. В конце концов дело доходит до поединка. Швабрин - полная противоположность Гринева. Он человек корыстный и неблагородный. Это проявляется во всем. Даже во время поединка он не погнушался воспользоваться для нанесения удара бесчестной ситуацией. Судьба в будущем также предъявит ему счет за его жизненную позицию, но совсем иной, нежели Гриневу. Швабрин примкнет к Пугачеву, и его осудят как предавшего присягу офицера. На примере Швабрина автор хочет показать, что внешняя культура мало влияет на становление характера человека. Ведь Швабрин был образованнее Гринева. Читал французские романы, стихи. Был умным собеседником. Он даже пристрастил Гринева к чтению. Видимо, решающее значение имеет то, в какой семье воспитывался человек.

Во время пугачевского бунта особенно ярко проявились нравственные качества одних героев повести и низость чувств других. Мы узнали, что капитан Миронов и его жена предпочли смерть, но не сдались на милость восставших. Так же поступил и Петр Гринев, но был помилован Пугачевым. Мне кажется, автор дал понять читателю, что Пугачев проявил великодушие в отношении молодого офицера не только из чувства благодарности за старую услугу. Он в равной степени, как мне показалось, оценил в Гриневе человека чести Сам предводитель народного восстания ставил перед собой благородные цели, поэтому не был чужд понятиям чести. Более того, Гринев и Маша благодаря Пугачеву навеки обрели друг друга.

Швабрин и здесь оказался бессилен в осуществлении своих корыстных планов. Пугачев не только не поддержал Швабрина, но и явно дал ему понять, что тот бесчестен и поэтому Гриневу не конкурент.

Нравственность Гринева оказала влияние даже на самого Пугачева. Атаман рассказал офицеру сказку, услышанную им от старой калмычки, в которой речь шла о том, что лучше один раз напиться свежей крови, чем триста лет питаться падалью. Конечно, сказочный орел и ворон спорили в данный момент, решая чисто человеческую проблему. Пугачев явно отдавал предпочтение орлу, питающемуся кровью. Но Гринев смело ответил атаману: «Затейлива… Но жить убийством и разбоем значит, по мне, клевать мертвечину» . Пугачев после такого ответа Гринева погрузился в глубокие размышления. Стало быть, в глубине души Пугачев имел благородные корни.

Интересен финал повести. Казалось бы, связь с мятежным атаманом станет для Гринева роковой. Его действительно арестовывают по доносу. Ему грозит смертная казнь, но Гринев решает из соображений чести не называть имени своей возлюбленной. Если бы он рассказал всю правду о Маше, ради спасения которой он, собственно, и очутился в такой ситуации, то его бы наверняка оправдали. Но в самый последний момент справедливость восторжествовала. Маша сама обращается с просьбой о помиловании Гринева к даме, приближенной к императрице. Дама верит бедной девушке на слово. Этот факт говорит о том, что в обществе, где большинство людей живут по чести, справедливости всегда легче восторжествовать. Дама оказывается самой императрицей, и судьба возлюбленного Маши решается в лучшую сторону.

Гринев до конце остался человеком чести. Он присутствовал на казни Пугачева, которому был обязан своим счастьем. Пугачев узнал его и кивнул головой с эшафота.

Итак, пословица «береги честь смолоду» имеет значение жизненного талисмана, помогающего преодолевать суровые жизненные испытания.

Надеюсь, вам понравилось это сочинение-рассуждение «Береги честь смолоду» по творчеству А.С. Пушкина.