Знакомство с творчеством Н. Носова и чтение рассказа «Живая шляпа» с детьми подготовительной группы. О пользе смеха

Алина Зубкова
Знакомство с творчеством Н. Носова и чтение рассказа «Живая шляпа» с детьми подготовительной группы

Цели: формировать интерес детей к творчеству Н. Носова; расширять представления детей об особенностях произведения, его отличиях от других жанров художественной литературы; учить детей понимать юмор в произведении; развивать умение обобщать и сравнивать, правильно выстраивать выводы; продолжать воспитывать нравственные качества личности ребенка.

Задачи:

Прививать любовь к художественной литературе;

Развивать речевую деятельность на основе пересказа произведения;

Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением;

Обогащать активный словарь посредством знакомства детей с рассказом;

Закреплять умения отвечать на вопросы, используя элементы объяснительной речи;

Продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова;

Планируемые результаты: выражает положительные эмоции (удивление, радость, интерес) при прочтении рассказа Н. Носова «Живая шляпа»; умеет поддерживать беседу, выражает свою точку зрения.

Материалы и оборудование: Иллюстрации с изображением портрета Н. Н. Носова, иллюстрации к рассказу; цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Ребята сегодня я хочу познакомить вас с творчеством талантливого детского писателя Николая Николаевича Носова

Вы уже хорошо знаете, что такое сказка, стихотворение, умеете их различать. А сегодня на занятии я прочту вам рассказ. Давайте вспомним, чем отличатся рассказ от других жанров. В рассказе говорится о том, что случилось в жизни или могло случиться. В рассказе нет чудес и сказочных выражений. Послушайте рассказ Н. Носова «Живая шляпа».

Чтение рассказа Н. Носова, после чего начинается беседа по вопросам:

2. Работа по теме.

После чтения воспитателем рассказа проводится беседа.

На самом ли деле шляпа из рассказа Носова была живая?

Где происходило главное действие рассказа?

Кто является главным героем рассказа? Почему?

Почему мальчики решили, что шляпа живая?

Какие чувства испытывали мальчики при виде «живой» шляпы?

Вспомните, как испугались мальчики.

Как узнали мальчики секрет шляпы?

Куда попал Владик картошкой?

Почему Володя собрался уходить?

Из-за чего он остановился?

Какое оружие мальчики выбрали для борьбы со шляпой?

Кому из ребят пришла в голову мысль бросаться картошкой? Почему?

Как вы можете оценить поведение мальчиков. Какие они?

Объясните, почему Вадик ласкает и обнимает кота Ваську.

Как же мальчики относятся к животным?

Какими мы их видим в конце рассказа?

Какая история получилась? Смешная или печальная?

А как бы вы поступили на месте мальчиков?

Рассказ называется «Живая шляпа». Как, по-другому можно назвать этот рассказ?

2. Физминутка

"Жил на свете умный кот"

3. Знакомство с новыми пословицами.

Сейчас я прочту вам пословицы, а вы объясните мне их смысл:

1. Кто смел, тот и съел.

2. У страха глаза велики.

3. Велика голова, да мозгу мало.

4. Волос дыбом стал. На нем лица нет (с испугу, страху) .

5. На всякую беду страха не напасешься.

6. Со страху дух захватило. Ровно камень на сердце налег.

7. Трусливому зайке и пенёк волк.

8. У страха глаза, что плошки, а не видят ни крошки.

4. Игра «Скажи по-другому». Сейчас я буду называть вам слова, а вы постараетесь быстро придумать противоположные им по смыслу и назвать, например:

Умный / глупый

Добрый /….

Трусливый /….

Потолок /….

Бедный /….

Кричать /….

Идти /….

Закат /….

5. Изобразительная деятельность.

Мы прочитали рассказ Н. Н. Носова «Живая шляпа». А теперь давайте попробуем изобразить героя этого рассказа кота Ваську.

Дети рисуют.

Мне кажется, что Ваське очень понравилось как вы его нарисовали, он доволен и вам благодарен.

6. Рефлексия.

Чем мы сегодня с вами занимались?

Вы поняли, что важно видеть смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самостоятельно о каком-либо забавном случае.

Какие чувства вы испытывали, когда мы с вами читали этот рассказ?

Публикации по теме:

Знакомство с творчеством Ф. И. Тютчева и В. Д. Динабургского детей старшей группы МБДОУ – Детский сад №2 пгт. Суземка Брянской области «Знакомство с творчеством Ф. И. Тютчева и В. Д. Динабургского детей.

Конспект досуговой деятельности в подготовительной группе. Знакомство с творчеством П. И. Чайковского Цель мероприятия: Познакомить детей с творчеством великого русского композитора Петра Ильича Чайковского. Ход мероприятия: Ведущий: Здравствуйте.

Конспект интегрированного занятия «Знакомство с рассказом Н. Носова «Живая шляпа» в старшей группа по программе «Детство» Творчество Н. Н. Носова включено в программу детского сада для ознакомления детей с художественной литературой со старшей группы, поскольку.

Конспект непрерывно образовательной деятельности «Разбор рассказа Н. Н. Носова «Живая шляпа» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Светлячок» р. п. Базарный Карабулак Саратовской области».

Конспект НОД с детьми старшей группы по ознакомлению с художественной литературой «Знакомство с рассказом Н. Носова «На горке» Цель: знакомство детей с рассказом "На горке" Н. Носова. Задачи: 1. мотивировать детей на восприятие и понимание текста; 2. учить давать характеристику.

Конспект ОД по развитию речи детей Пересказ художественного произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа» Пересказ художественного произведения Н. Н. Носова «Живая шляпа» с использованием сюжетных картинок старший дошкольный возраст. Цель: Развитие.

Конспект занятия

по развитию речи в подготовительной группе

на тему: «Весёлые рассказы Н. Носова»

1.Образовательные задачи:

Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя Н. Носова, и его произведения (рассказ «Фантазеры»);

Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту рассказа «Фантазеры»;

Совершенствовать навыки построения рассуждений, сочинять небольшие фантастические истории.

2. Воспитательные задачи:

Воспитывать интерес к произведениям художественной литературы.

3. Развивающие задачи:

Развивать чувство юмора, творческое изображение.

Методические приемы:

  1. Игровая мотивация (приход Незнайки);
  2. Игровое упражнение: «Узнай рассказ по картинке»;
  3. Игровое упражнение: «Какие рассказы Н.Носова?»
  4. Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»;
  5. Беседа по рассказу;
  6. Физкультминутка «Фантастическая»;
  7. Анализ занятия;
  8. Домашнее задание «Мои фантазии».

Предварительная работа : знакомство с биографией Н.Н.Носова , чтение рассказов Н. Носова «Огурцы», «Живая шляпа», «Саша», «Три охотника», «Карасик», рассматривание и рисование иллюстраций к рассказам; чтение стихотворения Б. Заходера «Моя вообразилия», рассуждения на тему: «Фантазии».

Материалы и оборудование: Презентация «Н.Н.Носов», кукла Незнайка, сборники рассказов Н. Носова, портрет Н.Носова, мячик, музыка Гладкова «Песня Незнайки»

Ход занятия

Слайд 1

Воспитатель: Ребята у нас сегодня необычное занятие, как вы думаете почему?

Дети: Потому что пришли гости.

Воспитатель: Ребята, а вы любите фантазировать?

Дети: Да, любим.

Воспитатель: А зачем, как вы думаете, люди фантазируют?

Дети: Чтобы развеселить другого человека. Чтобы сделать ему приятно.

Стук в дверь.

Слайд 2

Воспитатель: Ребята, кто-то стучится. К нам в гости пришёл сказочный герой, который очень любит фантазировать, придумывать, сочинять. А кто он, я думаю, вы ответите хором, в рифму:

Озорной, смешной мальчишка,

Он художник и поэт.

Он весёлый коротышка,

От него вам всем привет!

Ты сейчас его узнай-ка!

К нам пришёл герой… (Незнайка)

Слайд 3

Воспитатель: Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Н. Носов)

Воспитатель выставляет портрет писателя.

Воспитатель: Ребята, а кто из вас может рассказать о Н. Носове.

Дети вспоминают биографию писателя:

Дети:

Слайд 4

Воспитатель:

  • Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, семье эстрадного артиста.
  • Детство его прошло в небольшом городе Ирпень.
  • В детстве, Николая Носова мама и папа ласково называли его Кока. Мама – Варвара Петровна, а папа – Николай Петрович. У Николая был старший брат.
  • В 1938 году у Носова родился сын и именно с этого года Николай Николаевич начал сочинять для него сказки и рассказы.
  • Он был очень разносторонним человеком, увлекался фотографией, химией, шахматами и музыкой.
  • Работал Н.Н. Носов постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Слайд 5

Семья Николая Николаевича Носова

Мама - Варвара Петровна

Папа - Николай Петрович

Сам Кока Носов

Носов со старшим братом

Николай со своим сыном Петром

Николай со своим внуком Игорем

Слайд 6

Вывод: Николая Носова называли «веселым писателем». Он умеет рассказывать весело, шутливо даже о серьезных и важных делах.

Носов – детских книг творец

Ну, какой он молодец!

Сколько книг смешных, чудесных

Написать он нам успел.

Доброту, и смех, и юмор,

Показать всем нам хотел.

Воспитатель: Давайте еще раз посмотрим на эти рассказы. Перед вами выставка книг, среди них есть и книги Носова. Назовите их.

Воспитатель: Ребята, Незнайка знает много рассказов Носова и очень любит их. Он собрал разные предметы из своих самых любимых рассказов, но случайно перепутал, какой предмет, из какого рассказа. Поможем ему разобраться?

Дети: Поможем

Слайд 7

Игровое упражнение «Узнай рассказ Н.Носова по картинке»

Огурец – «Огурцы»,

Шляпа – «Живая шляпа»,

Аквариум - «Карасик»

Пистолет - «Саша»

Книга «Три поросенка» - «Затейники»

Картинка медведь гонится за охотником - «Три охотника»

Воспитатель: Молодцы, ребята, помогли разобраться Незнайке. Видишь, Незнайка, наши ребята тоже знают много рассказов Носова и любят их.

Физкультминутка .

Воспитатель: Сейчас мы отдохнём. Проведём фантастическую физкультминутку.

Раз-два-три-четыре-пять

Начинаем мы играть!

Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)

И головки опустили, (приседают)

А когда откроем глазки (встают)

Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)

Сказка даст нам отдохнуть.

Отдохнем - и снова в путь!

Нам советует Мальвина:

Будет талия осиной,

Если будем наклоняться

Влево – вправо, (наклоны влево – вправо)

Вот Дюймовочки слова:

Чтоб была спина пряма,

Поднимайтесь на носочки,

Словно тянетесь к цветочкам. (Встают на носочки, руки поднимают вверх)

Раз, два, три, четыре, пять

Повторите-ка опять:

Красной Шапочки совет:

Если будешь прыгать, бегать,

Проживешь ты много лет.

Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)

Повторите-ка опять:

Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)

Дала нам сказка отдохнуть!

Отдохнули? Снова в путь!

Быстро глазки закрываем, (закрывают глаза руками, приседают)

Снова в садик попадаем! (Встают, поднимают ручки вверх)

Воспитатель: Незнайка читал ли ты рассказ «Фантазеры»?

Незнайка: Да я и сам Фантазер хороший! Но рассказа такого не читал, хотелось бы узнать, что там за фантазеры такие.

Слайд 8

Воспитатель: Ну а сейчас послушай вместе с ребятами еще один рассказ Николая Носова «Фантазеры»

Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»

Слайд 9

Вопросы по тексту:

  • Вам понравился этот рассказ Н.Носова? (Да)
  • Назовите главных героев этого рассказа? (Мишутка, Стасик, Игорь, Ира)
  • Кто такие «Фантазеры»? (Фантазер-человек, который любит мечтать, выдумывать)
  • Кого из героев можно смело назвать фантазерами, почему? (Мишутку и Стасика, они любят придумывать)
  • Как можно назвать Игоря? Почему? (Вруном, врун-лгун, который говорит неправду с выгодой для себя)
  • А чем история Игоря отличалась от истории Мишутки и Стасика?
  • Какую историю он им рассказал? (Как обманул маму, сказав, что все варенье съела Ира)
  • Почему ребята не захотели дружить с Игорем? (Потому, что из-за него пострадала Ира)
  • Чему учит нас рассказ фантазеры? (Рассказ учит нас не сваливать свою вину на других. Отвечать за свои поступки)

Слайд 10

Игровое упражнение: «Какие рассказы Н.Носова»

Веселые

Интересные

Задорные

Поучительные

Смешные

Умные

Хорошие

Воспитатель: Ну что, Незнайка, понравилось тебе наше путешествие?

Незнайка: Очень понравилось, а вам, ребята?

Воспитатель: А что вам понравилось и запомнилось больше всего?

Дети: Игра, фантастическая физкультминутка.

Незнайка: А мне, ребята, очень понравились истории Мишутки и Стасика! Вот вернусь, сегодня в Солнечный город к своим друзьям, и мы с ними вместе насочиняем таких историй! Жалко только, что пришла пора прощаться с вами. До свидания, ребята!

Дети: До свидания, Незнайка!

Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами узнали, кто такие фантазеры - герои нашего рассказа. И предлагаю сегодня вечером вам тоже пофантазировать с мамами и папами, придумать свои рассказы, а завтра рассказать их друг другу в детском саду.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБДОУ «Детский сад №5 «Золотая рыбка» Николай Николаевич Носов Разработала: воспитатель Пуговкина Светлана Алексеевна

Загадка Озорной, смешной мальчишка, Он художник и поэт. Он веселый коротышка, От него вам всем привет! Ты сейчас его узнай-ка! К нам пришел герой….

Н.Н.Носов и его произведения

Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, семье эстрадного артиста. Детство его прошло в небольшом городе Ирпень. В детстве, Николая Носова мама и папа ласково называли его Кока. Мама – Варвара Петровна, а папа – Николай Петрович. У Николая был старший брат. В 1938 году у Носова родился сын и именно с этого года Николай Николаевич начал сочинять для него сказки и рассказы. Он был очень разносторонним человеком, увлекался фотографией, химией, шахматами и музыкой. Работал Н.Н. Носов постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов.

Семья Николая Носова

Носов – детских книг творец Ну, какой он молодец! Сколько книг смешных, чудесных Написать он нам успел. Доброту, и смех, и юмор, Показать всем нам хотел.

Игровое упражнение «Узнай рассказ Н.Носова по картинке»

Вам понравился этот рассказ Н.Носова? Назовите главных героев этого рассказа? Кто такие «Фантазеры»? Кого из героев можно смело назвать фантазерами, почему? Как можно назвать Игоря? Почему? А чем история Игоря отличалась от истории Мишутки и Стасика? Какую историю он им рассказал? Почему ребята не захотели дружить с Игорем? Чему учит нас рассказ фантазеры?


БЕСЕДА

Знакомство с творчеством Н. Н Носова

Подготовила: Шаклеина Дарья Александровна

Цель: Познакомит детей с творчеством Н.Н. Носова.

Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя.

Ход:
Дети стоят в кругу, приветствуют друг друга стихотворением.

Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться;
- Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро приветливым лицам!
Каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

Воспитатель:

Ребята, давайте улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
-Сегодня у нас не простой день, сегодня день волшебства, а как же волшебство без волшебника? Так вот, сейчас я познакомлю вас с одним из замечательных волшебников, но мне нужна ваша помощь, что бы его увидеть, необходимо сделать следующие, закройте руками глаза и повернитесь вокруг себя.

(дети поворачиваются, воспитатель показывает портрет Н.Н Носова)


Воспитатель:

Ребята, вы знаете кто это?
-Это не просто человек, это волшебный человек и звали его Н.Н Носов. Конечно, на нем нет волшебного наряда, колпака и волшебной палочки, зато у него есть волшебный сундучок.
(Воспитатель показывает сундучок, спрашивает детей что бы там могло быть. Открывает его и показывает книги Н.Н Носова: «Автомобиль», «Дружок», «Мишкина каша», «Телефон», «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы»).


-Что это такое?
-Правильно, ребята -это книги, но книги не простые, а волшебные, потому что их написал замечательный человек, детский писатель, фантазер - Николай Николаевич Носов. Его книги с удовольствием читают взрослые и дети уже очень много лет. Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в 1908 года под Киевом в селе Ирпень. Он рос послушным мальчиком, был любознательным. В школе хорошо учился. Носов любил много читать, он знал много стихов наизусть. Он мечтал стать писателем. Так как он любил детей, то писал рассказы для детей и о детях. Н.Н.Носов написал много забавных историй о ребятах, придумал целый сказочный город с необыкновенными жителями, которые носят необыкновенные имена. Главным же героем произведений Н.Носова для детей является непоседливый мальчишка –Незнайка.
-Ребята, вы хотите узнать больше о книгах Н.Носова? Тогда мы с вами отправимся в путешествие по произведениям Николая Николаевича Носова. А что бы с ними познакомиться поближе, вам нужно отгадать загадки!


1.«Лежат на грядках
Зелены и гладки»(огурцы).


-Правильно, именно так называется первое произведение Н.Носова, с которым мы познакомимся.

2.«Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес;
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины, и
Поднявши вихрем пыль,
Побежит… ». (Автомобиль).


-Правильно, именно так называется рассказ Н.Носова.


3.«Через поле и лесок
Подает он голосок,
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там». (Телефон)

4.Мама строчит на машинке -
Пришивает мне картинку.
Вместо дырки на штанишках
Симпатичный будет мишка. (Заплатка)

Молодцы ребята, вы прекрасно угадали названия рассказов.
(Воспитатель показывает книги с иллюстрациями Н.Н Носова, знакомит их со следующими произведениями «Дружок», «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Мишкина каша»).

Ребята, даже по названиям произведений видно, что герои этих произведений -озорные и любознательные непоседы, постоянно попадающие в невероятные комические ситуации.

(знакомство с творчеством Н.Носова)

Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;

Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила

поведения на улице;

расширить представления о транспортных средствах;

побуждать детей правильно понимать нравственный смысл

изображенного, мотивированно оценивать поступки героев.

Демонстрационный материал:

портрет Н.Носова; иллюстрации на тему «Транспорт»; книги Н.Носова.

Предварительная работа:

чтение произведений Н.Носова, а также рассказов, стихов разных авторов; загадывание загадок по теме «Транспорт».

Ход занятия.

- Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые. Николай Николаевич Носов был добрым волшебником, потому что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты.

(Выставляется портрет писателя.)

Ребята, а как вы думаете, кто такие фантазеры?

А вы любите фантазировать?

Николай Носов тоже любил фантазировать. И один из сборников так и называется «Фантазеры».

Фантазия Носова подарила нам знаменитого Незнайку. Давайте вспомним удивительные приключения Незнайки и его друзей.

Казалось бы, ну и что особенного - веселые человечки, смешные приключения, но нет: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Как вы понимаете эти слова?

Каждый литературный герой имеет человеческие качества - положительные или отрицательные, которые одобряются или высмеиваются. Герои произведений Носова восхищают нас силой человеческого разума, стремлением к знаниям, справедливостью. А еще в книгах этого замечательного автора много доброго юмора, что также дает нам положительные эмоции и является хорошим средством воспитания полезных качеств.

Родился Николай Носов в городе Киеве. Его отец исполнял на эстраде песни, а когда их запретили, стал работать плотником, кассиром в сберкассе.

В годы учения в гимназии Носов увлекался музыкой, пением, любительским театром, а также химией, шахматами, радиоделом, электротехникой, фотографией.

Николай Носов не сразу стал писателем. Он хотел стать «знайкой» - знать все обо всем. Переменил много занятий: был газетным торговцем, чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Во время войны он создавал кинофильмы для Советской Армии. Затем появились его первые рассказы для детей: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы» и др.

Какие рассказы Н.Носова вам знакомы? О чем в них рассказывается?

Некоторые знакомые Н.Носова шутя говорили, что он шагнул на первую ступеньку, а затем зашагал вверх по высоким ступеням талантливой литературы. И добрался до вершин большого успеха, завоевал любовь читателей всех возрастов. Любили его не только ребята, но и их мамы и папы, бабушки и дедушки.

Николаю Николаевичу Носову приходило очень много писем, в которых читатели просили его рассказать о себе, о своей жизни. Их было так много, что он не мог всем ответить по почте. И тогда он написал повесть о себе, и называется она «Тайна на дне колодца». Из этой повести мы можем узнать о детстве писателя, увидеть, как он рос, чем интересовался в жизни.

- Николай Носов считал, что добро должно повсюду торжествовать, а
зло быть побеждено. Ребята, как вы считаете? Почему?

(Беседа на тему добра и зла, опираясь на ответы детей.)

- Сегодня мы прочитаем еще два рассказа Н.Носова. Послушайте
внимательно первый из них - «Автомобиль» - подумайте, чему хочет научить
нас писатель.

Чтение и беседа о прочитанном:

Ребята, как бы вы назвали этот рассказ? Почему?

Как вы считаете, герои рассказа поступили правильно, написав письмо?

А почему они решили его написать, какие чувства толкнули их на это?

Как бы вы поступили в такой ситуации?

Но почему, же друзья попали в неприятную ситуацию?

А вы знаете правила безопасного поведения на улице? Давайте вспомним их.

Как вы думаете, это веселая, смешная история или грустная, печальная? Почему?

Рассказ убедил нас в том, что незнание и баловство не приведут к добру.

Есть у Николая Носова еще один замечательный рассказ «Метро». Послушайте, какая забавная история произошла с его героями.

Чтение рассказа и беседа:

Какое название вы бы дали этому рассказу? Почему?

Как называется лестница, которая сама возит?

Какая станция метро ближайшая от вашего дома?

Что вы знаете о правилах поведения в метро?

Как надо было поступить нашим героям?

Теперь, ребята, вы поняли, что не все веселые истории написаны для смеха и веселья, чаще всего в таких рассказах и стихах есть поучительный смысл.

Какие рассказы вам больше всего запомнились?

Чему нас учат рассказы Носова?

В конце занятия воспитатель предлагает детям посмотреть новые книги Н.Носова и выбрать ту из них, которую им хотелось бы прочитать вечером. Если осталось время, можно предложит дошкольникам загадать загадки и прочитать стихи.