Конспект НОД
Веселые рассказы Н.Носова: «Живая шляпа и «Затейники».
Старшая группа
Программное содержание:
Цель: Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н.Носова.
Задачи:
Образовательные:
- Продолжить знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Носова.
- Формировать умение давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту.
Развивающие:
- Развивать чувство юмора, логическое мышление, творческое воображение.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес и доброе отношение к животным, нравственные качества.
Материалы, инструменты, оборудование :
- Презентация «Николай Николаевич Носов»
- книги Н.Носова
- иллюстрации к произведениям Н.Носова
Методические приемы:
Наглядные: рассматривание иллюстраций, показ презентации.
Словесные: образец педагога, вопросы, речевые упражнения.
Практические: физкультминутка и мимические упражнения.
Ход занятия.
Воспитатель:
Ребята, вы любите веселые рассказы?
Помните какие-нибудь из них? (ответы детей )
Слайд 1
А я очень люблю рассказы детского писателя Николая Носова.
Слайд 2
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года в городе Киеве, в семье эстрадного артиста.
Детство его прошло в небольшом городе под Киевом Ирпень.
Семья Носова была бедной, поэтому будущему писателю пришлось с 14 лет начать работать, он был землекопом, торговцем газет, возчиком бревен, косарем.
Он был разносторонним человеком, увлекался фотографией, химией (организовал на чердаке своего дома химическую лабораторию), шахматами и музыкой.
Работал Н.Н. Носов постановщиком и режиссером мультипликационных, научных и учебных фильмов.
Слайд 3
В 1938 году у Н. Носова родился сын, именно с этого года он начал сочинять для него сказки и рассказы. Эти рассказы стали невероятно популярны.
Слайд 4
В 1938 году Н.Н. Носов напечатал свой первый рассказ «ЗАТЕЙНИКИ» в самом популярном детском журнале «Мурзилка»
Слайд 5
Наибольшую известность и любовь читателей получили его сказочные произведения о незнайке
Ведь незря говорят: «…перед Носовым снимите шляпу: Ведь это сам Незнайкин папа!».
Слайд 6
Ребята, а вы знаете почему детям нравятся веселые рассказы Николая Николаевича Носова? Да, потому что в них рассказывается о таких же, как вы непоседах и фантазерах - словом об обычных мальчиках и девочках.
Физкультминутка .
Воспитатель:
Ребята! Сейчас мы отдохнём, проведём веселую физкультминутку.
Раз - два - три - четыре - пять (руки согнули в локтях, поставили на стол и под счет загибаем пальцы)
Начинаем мы играть! (вращательные движения кулачками)
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили , (опускают голову)
А когда откроем глазки (поднять голову, отвести руки)
Попадём в рассказы, сказки , (поднимают вверх руки)
Сказка даст нам отдохнуть (махи руками)
Отдохнем - и снова в путь! (отпускаем руки)
Слайд 7
Воспитатель:
Молодцы ребята!
Сегодня я прочитаю Вам два рассказа: «Живая шляпа» и «Затейники».
Садитесь поудобнее, рассказ начинается.
Слайд 8-9-10-11-12-13
Чтение рассказа «Живая шляпа».
Воспитатель:
Ребята, вам понравился рассказ «Живая шляпа»? (ответы детей )
- Хорошо,
Слайд 14
- Где лежала шляпа?
На комоде
На диване
- Как зовут котёнка, который сидел на полу возле комода?
- Что делали Вовка и Вадик?
Раскрашивали картинки
Играли с машинками
- Какой предмет «ожил» в комнате Вадика и Вовки?
- Куда побежали ребята прятаться от шляпы?
На кухню
К соседям
- Чем решил треснуть Вадик живую шляпу?
- Что кидали мальчишки в шляпу?
Картошку
- Кто оказался под шляпой?
Мимические упражнения
Воспитатель:
Ребята, вспомните, как Вовка и Вадик испугались и затряслись от страха, когда шляпа побежала (показываем испуг и движение страха ).
Хорошо. А теперь, вспомните, как они обрадовались, когда увидели, что под шляпой котенок Васька (улыбаемся, обнимаем себя).
Молодцы!
Слайд 15
А теперь приготовьтесь слушать рассказ «Затейники».
Слайд 16-17-18-19
Чтение рассказа «Затейники».
Слайд 20
Воспитатель:
Ребята, вам понравился рассказ «Затейники»? (ответы детей )
- Хорошо, тогда ответьте мне на вопросы.
- Какую сказку читали дети?
- «Красная шапочка»
- «Три поросенка»
- «Волк и семеро козлят»
- «Теремок» (ответ - «Три поросенка»)
- Из чего ребята сделали себе игрушечный домик?
- одеяла и стола
- табуреток
- коробок
- занавесок (ответ - одеяло и стола )
- Кто схватил мальчика за ногу?
- серый волк
- Валя
- поросенок (ответ - Валя )
- Кто оказался под одеялом, когда ребята сняли его?
- серый волк
- никто
- мышь (ответ - никто )
Рефлексивный момент:
Воспитатель
- Понравились вам веселые рассказы?
- Кто написал эти рассказы?
Лютоева Анастасия Евгеньевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МАДОУ №1
Населённый пункт:
Боровичи
Наименование материала:
Методическая разработка
Тема:
Творчество Н. Носова. Знакомство с рассказом "Фантазёры".
Дата публикации:
21.03.2016
Раздел:
дошкольное образование
Тема: Творчество Н. Носова. Знакомство с рассказом "Фантазёры".
Цель:
Продолжать знакомить дошкольников с творчеством детского писателя
Н. Носова; подвести детей к пониманию идеи рассказа; формировать умение
давать краткие и развернутые ответы на вопросы по тексту; Обратить внима-
ние детей на некоторые приемы комического (смешные ситуации, преувели-
чения, игру слов и др.). Воспитывать интерес к художественной литературе,
чувство юмора.
Методические приемы:
-игровая мотивация (приход Незнайки);
- рассказ воспитателя о творчестве Н.Носова;
- дидактическая игра
-физкультминутка
-чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»;
-вопросы воспитателя;
-самостоятельная деятельность «Мои фантазии».
Предварительная работа:
Чтение рассказов Н. Носова по выбору воспитателя, рассматривание иллю-
страций к рассказам; чтение стихотворения Б. Заходера «Моя вообразилия»,
рассуждения на тему «Фантазии».
Материалы и оборудование:
Кукла Незнайка; сборник рассказов Н. Носо-
ва; иллюстрации к рассказу; демонстрационная доска; чудесный мешочек;
предметы к рассказам Н. Носова: шляпа, огурец, пистолет, машинка, леденец,
телефон, кастрюля.
Ход непосредственно образовательной деятельности.
Организационный момент.
-
Ребята, а вы любите фантазировать?
-А зачем, как вы думаете, люди фантазируют?
(Стук в дверь).
-
Ребята, послушайте, кто-то стучится. К нам в гости пришёл сказочный герой, кото-
рый очень любит фантазировать, придумывать интересное. А кто он, я думаю, вы
ответите хором, в рифму:
Озорной, смешной мальчишка,
Он художник и поэт.
Он весёлый коротышка,
От него вам всем привет!
Ты сейчас его узнай-ка!
К нам пришёл герой
… (Незнайка)
- Кто придумал Незнайку и всех его друзей? (Н. Н. Носов)
Сейчас я вам расскажу о жизни и творчестве Н.Н.Носова, а вы внимательно
слушайте.
Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н.Н. Носова.
Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В
годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не
сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в
институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего
сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка”
в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто,
доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором
рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценари-
стом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все
полюбили.
-
Ребята, Незнайка знает много рассказов Носова и очень любит их. Он собрал
разные предметы из своих самых любимых рассказов, но случайно перепутал, ка-
кой предмет, из какого рассказа. Поможем ему разобраться?
Д/Игра «Узнай рассказ Н. Носова по предмету»:
Телефон –
«Телефон»,
шляпа –
«Живая шляпа»,
кастрюля и поварешка
– «Мишкина каша»,
Кисть рябины –
«Тук-тук-тук»
, огурец –
«Огурцы»,
песок
– «На горке»,
лопата
– «Огородники»,
штаны с заплаткой
- «Заплатка».
Физкультминутка.
-Сейчас мы отдохнём. Проведём физкультминутку с нашим Незнайкой!
Раз-два-три-четыре-пять
Начинаем мы играть!
Все глаза свои закрыли (закрывают глаза руками)
И головки опустили, (приседают)
А когда откроем глазки (встают)
Попадём в рассказы, сказки, (поднимают вверх руки)
Сказка даст нам отдохнуть.
Отдохнем - и снова в путь!
Нам советует Мальвина:
Будет талия осиной,
Если будем наклоняться
Влево – вправо 10 раз, (наклоны влево – вправо)
Вот Дюймовочки слова:
- Чтоб была спина пряма,
Поднимайтесь на носочки,
Словно тянетесь к цветочкам. (Встают на носочки, руки поднимают вверх)
Раз, два, три, четыре, пять
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)
Красной Шапочки совет:
Если будешь прыгать, бегать,
Проживешь ты много лет.
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Повторите-ка опять:
Раз, два, три, четыре, пять, (повторяют)
Дала нам сказка отдохнуть!
Отдохнули? Снова в путь!
Быстро глазки закрываем, (закрывают глаза руками, приседают)
Снова в садик попадаем! (Встают, поднимают ручки вверх)
-Молодцы, ребятки.
Вот видишь, Незнайка, наши детки тоже знают много рассказов Носова и любят их,
а читал ли ты рассказ «Фантазеры»?
Незнайка: Да я и сам Фантазер хороший! Но рассказа такого не читал, хотелось бы
узнать, что там за фантазеры такие.
Воспитатель: А вы ребятки, хотите узнать? Ну, тогда послушай вместе с Не-
знайкой еще один рассказ Николая Носова «Фантазеры»
Чтение рассказа Н. Носова «Фантазеры»
Вопросы по тексту:
1. Вам понравился этот рассказ Н. Носова?
2.. Как он называется?
3. А почему, как вы думаете, рассказ называется «Фантазеры»?
4. Кого из героев можно смело назвать фантазерами, почему?
5. Разве все мальчики рассказывали выдуманные истории?
6. А чем история Игоря отличалась от историй Мишутки и Стасика?
7. Какую историю он им рассказал?
8.Почему ребята не захотели дружить с Игорем?
9.Как можно отличить ложь от фантазии?
-
Ребята, мы сегодня с вами узнали, какие фантазеры герои нашего рассказа. А да-
вайте мы с Вами тоже станем фантазерами?! Сейчас, я предлагаю вам вытащить
себе фигурку вот из этого фантастического мешочка. Итак, те, у кого в руках тре-
угольники, сейчас идут с Незнайкой фантазировать в центр искусства. А те, у кого
квадратики, фантазировать в центр конструирования.
Итог.
Воспитатель:
Какие же Вы умницы! Настоящие ФАНТАЗЁРЫ!
-
Ну что, Незнайка, понравилось тебе наше путешествие?
Незнайка:Очень понравилось, а вам, ребята?
Воспитатель:А что вам понравилось и запомнилось больше всего?
Незнайка:А мне, ребята, очень понравились истории Мишутки и Стасика! Вот вер-
нусь, сегодня в Солнечный город к своим друзьям, и мы с ними вместе насочиняем
таких историй! Жалко только, что пришла пора прощаться с вами. До свидания, ре-
бята!
БЕСЕДА
Знакомство с творчеством Н. Н Носова
Подготовила: Шаклеина Дарья Александровна
Цель: Познакомит детей с творчеством Н.Н. Носова.
Оборудование: Выставка книг Н.Н.Носова, портрет писателя.
Ход:
Дети стоят в кругу, приветствуют друг друга стихотворением.
Придумано кем – то
Просто и мудро
При встрече здороваться;
- Доброе утро!
- Доброе утро солнцу и птицам!
Доброе утро приветливым лицам!
Каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Воспитатель:
Ребята, давайте улыбнемся друг другу, и пусть хорошее настроение не покидает нас целый день.
-Сегодня у нас не простой день, сегодня день волшебства, а как же волшебство без волшебника? Так вот, сейчас я познакомлю вас с одним из замечательных волшебников, но мне нужна ваша помощь, что бы его увидеть, необходимо сделать следующие, закройте руками глаза и повернитесь вокруг себя.
(дети поворачиваются, воспитатель показывает портрет Н.Н Носова)
Воспитатель:
Ребята, вы знаете кто это?
-Это не просто человек, это волшебный человек и звали его Н.Н Носов. Конечно, на нем нет волшебного наряда, колпака и волшебной палочки, зато у него есть волшебный сундучок.
(Воспитатель показывает сундучок, спрашивает детей что бы там могло быть. Открывает его и показывает книги Н.Н Носова: «Автомобиль», «Дружок», «Мишкина каша», «Телефон», «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Заплатка», «Огурцы»).
-Что это такое?
-Правильно, ребята -это книги, но книги не простые, а волшебные, потому что их написал замечательный человек, детский писатель, фантазер - Николай Николаевич Носов. Его книги с удовольствием читают взрослые и дети уже очень много лет. Николай Николаевич Носов родился 23 ноября в 1908 года под Киевом в селе Ирпень. Он рос послушным мальчиком, был любознательным. В школе хорошо учился. Носов любил много читать, он знал много стихов наизусть. Он мечтал стать писателем. Так как он любил детей, то писал рассказы для детей и о детях. Н.Н.Носов написал много забавных историй о ребятах, придумал целый сказочный город с необыкновенными жителями, которые носят необыкновенные имена. Главным же героем произведений Н.Носова для детей является непоседливый мальчишка –Незнайка.
-Ребята, вы хотите узнать больше о книгах Н.Носова? Тогда мы с вами отправимся в путешествие по произведениям Николая Николаевича Носова. А что бы с ними познакомиться поближе, вам нужно отгадать загадки!
1.«Лежат на грядках
Зелены и гладки»(огурцы).
-Правильно, именно так называется первое произведение Н.Носова, с которым мы познакомимся.
2.«Чтобы я тебя повез,
Мне не нужно есть овес;
Накорми меня бензином,
На копыта дай резины, и
Поднявши вихрем пыль,
Побежит… ». (Автомобиль).
-Правильно, именно так называется рассказ Н.Носова.
3.«Через поле и лесок
Подает он голосок,
Он бежит по проводам
Скажешь здесь, а слышно там». (Телефон)
4.Мама строчит на машинке -
Пришивает мне картинку.
Вместо дырки на штанишках
Симпатичный будет мишка. (Заплатка)
Молодцы ребята, вы прекрасно угадали названия рассказов.
(Воспитатель показывает книги с иллюстрациями Н.Н Носова, знакомит их со
следующими произведениями «Дружок», «На горке», «Фантазеры», «Живая шляпа», «Мишкина каша»).
Ребята, даже по названиям произведений видно, что герои этих произведений -озорные и любознательные непоседы, постоянно попадающие в невероятные комические ситуации.
(знакомство с творчеством Н.Носова)
Цели: познакомить детей с творчеством Н.Носова;
Посредством рассказов «Автомобиль» и «Метро» закрепить правила
поведения на улице;
расширить представления о транспортных средствах;
побуждать детей правильно понимать нравственный смысл
изображенного, мотивированно оценивать поступки героев.
Демонстрационный материал:
портрет Н.Носова; иллюстрации на тему «Транспорт»; книги Н.Носова.
Предварительная работа:
чтение произведений Н.Носова, а также рассказов, стихов разных авторов; загадывание загадок по теме «Транспорт».
Ход занятия.
- Волшебники, как известно, бывают разные: добрые или злые. Николай Николаевич Носов был добрым волшебником, потому что владел таинственным «золотым ключиком» к сердцам миллионов маленьких граждан нашей страны и всей планеты.
(Выставляется портрет писателя.)
Ребята, а как вы думаете, кто такие фантазеры?
А вы любите фантазировать?
Николай Носов тоже любил фантазировать. И один из сборников так и называется «Фантазеры».
Фантазия Носова подарила нам знаменитого Незнайку. Давайте вспомним удивительные приключения Незнайки и его друзей.
Казалось бы, ну и что особенного - веселые человечки, смешные приключения, но нет: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!» Как вы понимаете эти слова?
Каждый литературный герой имеет человеческие качества - положительные или отрицательные, которые одобряются или высмеиваются. Герои произведений Носова восхищают нас силой человеческого разума, стремлением к знаниям, справедливостью. А еще в книгах этого замечательного автора много доброго юмора, что также дает нам положительные эмоции и является хорошим средством воспитания полезных качеств.
Родился Николай Носов в городе Киеве. Его отец исполнял на эстраде песни, а когда их запретили, стал работать плотником, кассиром в сберкассе.
В годы учения в гимназии Носов увлекался музыкой, пением, любительским театром, а также химией, шахматами, радиоделом, электротехникой, фотографией.
Николай Носов не сразу стал писателем. Он хотел стать «знайкой» - знать все обо всем. Переменил много занятий: был газетным торговцем, чернорабочим, землекопом, косарем, возчиком бревен. Во время войны он создавал кинофильмы для Советской Армии. Затем появились его первые рассказы для детей: «Затейники», «Живая шляпа», «Огурцы» и др.
Какие рассказы Н.Носова вам знакомы? О чем в них рассказывается?
Некоторые знакомые Н.Носова шутя говорили, что он шагнул на первую ступеньку, а затем зашагал вверх по высоким ступеням талантливой литературы. И добрался до вершин большого успеха, завоевал любовь читателей всех возрастов. Любили его не только ребята, но и их мамы и папы, бабушки и дедушки.
Николаю Николаевичу Носову приходило очень много писем, в которых читатели просили его рассказать о себе, о своей жизни. Их было так много, что он не мог всем ответить по почте. И тогда он написал повесть о себе, и называется она «Тайна на дне колодца». Из этой повести мы можем узнать о детстве писателя, увидеть, как он рос, чем интересовался в жизни.
- Николай Носов считал, что добро должно повсюду торжествовать, а
зло быть побеждено. Ребята, как вы считаете? Почему?
(Беседа на тему добра и зла, опираясь на ответы детей.)
-
Сегодня мы прочитаем еще два рассказа Н.Носова. Послушайте
внимательно первый из них - «Автомобиль» - подумайте, чему хочет научить
нас писатель.
Чтение и беседа о прочитанном:
Ребята, как бы вы назвали этот рассказ? Почему?
Как вы считаете, герои рассказа поступили правильно, написав письмо?
А почему они решили его написать, какие чувства толкнули их на это?
Как бы вы поступили в такой ситуации?
Но почему, же друзья попали в неприятную ситуацию?
А вы знаете правила безопасного поведения на улице? Давайте вспомним их.
Как вы думаете, это веселая, смешная история или грустная, печальная? Почему?
Рассказ убедил нас в том, что незнание и баловство не приведут к добру.
Есть у Николая Носова еще один замечательный рассказ «Метро». Послушайте, какая забавная история произошла с его героями.
Чтение рассказа и беседа:
Какое название вы бы дали этому рассказу? Почему?
Как называется лестница, которая сама возит?
Какая станция метро ближайшая от вашего дома?
Что вы знаете о правилах поведения в метро?
Как надо было поступить нашим героям?
Теперь, ребята, вы поняли, что не все веселые истории написаны для смеха и веселья, чаще всего в таких рассказах и стихах есть поучительный смысл.
Какие рассказы вам больше всего запомнились?
Чему нас учат рассказы Носова?
В конце занятия воспитатель предлагает детям посмотреть новые книги Н.Носова и выбрать ту из них, которую им хотелось бы прочитать вечером. Если осталось время, можно предложит дошкольникам загадать загадки и прочитать стихи.
Предварительный просмотр:
МАДОУ Детский сад №3 «Светлячок»
г. Москва, г.о Троицк
Конспект занятия
Знакомство с рассказами Н. Носова «Живая шляпа» и «Затейники»
Старшая группа
Подготовила: Чугина Полина Евгеньевна
Образовательная область: речевое развитие
Цель: познакомить детей с новыми произведениями Н. Носова.
Задачи:
Образовательные:
продолжать знакомить детей с творчеством детского писателя Н. Н. Носова;
развивать умение отвечать на вопросы воспитатель по содержанию текста.
Развивающие:
развивать у детей чувство юмора, творческое воображение, логическое мышление.
Воспитательные:
воспитывать доброе отношение к животным.
Предварительная работа: оформление книжного уголка (выставляю книги с его рассказами, портрет Н. Носова).
Методические приемы:
Наглядные:
рассматривание иллюстраций.
Практические: пальчиковая гимнастика, физкультминутка.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята скажите пожалуйста о чем я вам сейчас загадаю загадку.
Что такое подскажите
Там игрушки не стоят.
Книги выстроились в ряд
Ждут читающих ребят.
Дети: отвечают «библиотека»
Воспитатель: как вы догадались?
Дети: Воспитатель: Ответы детей…..
Воспитатель: В нашей группе тоже есть библиотека, а там есть читальный зал, сейчас мы с вами туда пойдем.
Повторить с детьми правила поведения в читальном зале.
Воспитатель: Сейчас мы с вами продолжим знакомиться с творчеством известного вам детского писателя Н. Носова, в его рассказах обычные жизненные ситуации превращаются в смешные, но поучительные истории, воспитывают честность, чувство товарищества, отзывчивость, дружеские взаимоотношения.
А вы ребята дружные?
Ответы детей:…..
Воспитатель: Давайте вспомним пальчиковую гимнастику
«Дружные ребята»
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
Мы с тобой подружимся
Маленькие пальчики.
Один, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять.
Один, два, три, четыре, пять.
Мы закончили считать.
Воспитатель: А сейчас мы с вами познакомимся с рассказом Н. Н. Носова «Живая шляпа»
Вам понравился этот рассказ?
Что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Сюрпризный момент: шляпа которой накрыт котенок и к ней привязана тонкая леска, за которую тянет воспитатель, имитируя «Живую шляпу».
Устали, давайте с вами немного разомнемся.
Физкультминутка:
Игра «Затейники»
Дружным кругом друг за другом
Мы идем за шагом шаг
Стой на месте, ну-ка вместе
Повторяем все вот так
Как живешь?
Как плывешь?
Как бежишь?
Вдаль глядишь?
Ждешь обед?
Машешь в след?
Ночью спишь?
А шалишь?
Давайте сейчас пройдем на наши места в читальном зале и продолжим знакомство с творчеством Н. Носова.
А какой рассказ мы с вами сейчас будем читать, вы попробуйте отгадать.
Задаю наводящий вопрос: «В какую игру мы сейчас с вами играли?»
Ответы детей:……….
Правильно «Затейники»
Мы сейчас с вами познакомимся с этим рассказом.
Вам понравился этот рассказ?
Ответы детей:
На этом знакомство с творчеством Н. Носова закончилось и нам пора возвращаться в детский сад.
Рефлексия: Мы с вами сегодня читали рассказы, какого писателя?
Как они называются?
Вам бы хотелось продолжить знакомство с его рассказами?