Проблема не любви к родине. Проблема любви к родному народу, родине (по Астафьеву). Проблема влияния на человека подлинного искусства

В данной статье мы подобрали актуальные и часто встречающиеся проблемы, касающиеся патриотизма, из текстов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Аргументы, найденные нами в русской литературе, соответствуют всем критериям оценки работ на экзамене. Все эти примеры для удобства вы можете скачать в формате таблицы в конце статьи.

  1. «Умом Россию не понять , аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить» — высказывается о родине Ф. И Тютчев. Хоть поэт и прожил долгое время за границей, он всегда любил и тосковал по укладу русской жизни. Ему нравилась яркость характера, живость ума и непредсказуемость соотечественников, ведь европейцев он считал по характеру слишком размеренными и даже слегка скучными. Автор уверен в том, что для России уготован свой путь, она не погрязнет в «мещанских устремлениях», а будет расти духовно, и именно эта духовность будет выделять ее в ряде других стран.
  2. М. Цветаева имела сложные отношения с родиной, она то вечно хотела вернуться, то чувствовала обиду на родные края. В стихотворении «Тоска по родине…» чувствуется нарастающее напряжение, которое порой переходит на крик. Героиня чувствует бессилие из-за того, что ее некому выслушать. Но восклицания прекращаются, когда Цветаева вдруг вспоминает о главном символе России – рябине. Лишь в конце мы чувствуем, как велика ее любовь, это любовь вопреки всему и несмотря ни на что. Она просто есть.
  3. Сопоставление на стыке истинной и ложной любви мы видим в романе-эпопее Л. Н. Толстого «Война и мир». Сначала Андрей Болконский идет на войну лишь потому, что ему «наскучила светская жизнь», надоела жена, он даже советует Пьеру «не жениться». Его манят титулы и честь, ради которых он готов на большие жертвы. Но тот Андрей, которого мы встречаем на смертном одре, совсем другой. Его изменило Аустерлицкое сражение, на котором его взгляд приковало небо, его красота и красота природы, которую он будто и не видел. На этом фоне Наполеон, заметивший раненного Андрея, показался таким ничтожным, а чины — бесполезными и низкими. В тот момент герой понял, какую ценность сейчас для него имеют жизнь, и родина, и брошенная семья. Он осознал, что истинный патриотизм проявляется не в поиске славы, а в тихом и скромном служении.

Военный патриотизм

  1. Военная лирика близка Русской душе, она рождалась для того, чтобы люди могли не падать духом в самые тяжелые для Родины времена. Поэтому появляется такой народный любимец как «Василий Теркин» , герой одноименной поэмы А.Т. Твардовского. Он является собирательным образом лихого солдата. Его шутки и высказывания приободряют, но порой и наш главный герой теряет душевные силы. Он тоскует по «вечеркам» и «девчонкам», по простым человеческим радостям вроде «кисета табаку», который он где-то потерял. И самое главное, он — смелый, он не пасует даже перед лицом самой смерти. Данное произведение служит читателю, как в военное время, так и в мирное, напоминая о простых ценностях и большой любви к месту, которое мы называем отечеством.
  2. Лирика Константина Симонова заставляет нас полностью погружаться в военные годы, она передает простым человеческим языком самые страшные подробности войны. Например, весьма показательно произведение «Ты помнишь, Алеша?», где мы становимся очевидцами военной разрухи «деревни, деревни, деревни с погостами», молитв и слез людей, которые лишились самого ценного в их жизни. Завершается стихотворение громким и гордым признанием: «Я все-таки рад был, за самую горькую, за русскую землю, где я родился». И мы чувствуем эту гордость вместе с лирическим героем.
  3. Другое стихотворение Константина Симонова — «Убей его!» — говорит об отчаянии любящего сердца, о его мести за попранные святыни. Оно является довольно тяжелым для понимания и восприятия. В нем автор повествует о том, что, если мы хотим видеть мирное небо над собой, если нам «мать дорога», «если ты отца не забыл», то нужно убить. Без жалости. Нужно отомстить за то, что происходит в родном доме. «Так убей же его скорей, сколько раз увидишь его, столько раз его и убей».
  4. Любовь к родной природе

    1. В лирике Есенина природа и родина были неотделимы, оба этих предмета в гармонии составляли его большую любовь. С. А. Есенин говорил: «Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к Родине». В своих произведениях он нередко признается ей в любви. И снится ему «рязанское небо» в стихотворении «Я усталым таким еще не был». В нем автор говорит о своей усталости от жизни, но торопится добавить: «Но и все ж отношусь я с поклоном к тем полям, что когда-то любил». Любовь поэта к России -пронзительная и несравнимая ни с чем песня. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия.
    2. В стихотворении С. Есенина «Гой ты, русь, моя родная» лирическому герою предлагают: «Кинь ты Русь, живи в раю!», — он отвечает: «Не надо рая, дайте родину мою». В этих словах выражается весь трепет отношения русского человека к родине, которая никогда не отличалась легкими условиями жизни и труда. И все же он выбирает свой жребий, не ропщет и не ищет чужого. Также в стихотворении параллельно идут описания отечественной природы: «хаты в ризах, образа»; «побегу по мятой стежке, на приволь зеленых лех». Есенин -самый преданный поклонник своего родного края. Именно о годах, проведенных в деревне, он вспоминает как о самых счастливых и безмятежных. Сельские пейзажи, романтика, уклад жизни — все это горячо любимо автором.
    3. Патриотизм вопреки всему

      1. Многим любителям русской литературы известны строки М. Ю. Лермонтова: «Прощай, немытая Россия …». Некоторые даже толкуют их превратно. Но, на мой взгляд, это всего лишь некий жест, практически граничащий с отчаянием. Негодование, которое бурлило и выплескивалось наружу коротким и легким «прощай!». Пусть он и побежден системой, однако не сломлен духом. В сущности, автор в этом произведении прощается не с самой Россией и не с ее жителями, а с государственным устройством и порядками, которые для Лермонтова неприемлемы. Но мы чувствуем боль, которую причиняет ему расставание. Чувствуем ту злобу, которая горит в сердце истинного патриота, который переживает за свою страну. Это и есть настоящая любовь к родине, характеризующаяся желанием изменить ее к лучшему.
О любви к Родине русский писатель Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Любовь к родной стране начинается с любви к природе». Многие писатели согласны с ним, потому что природа - это и есть частичка Родины, без любви к ней невозможно полюбить Отчизну, то место, где ты родился и вырос, свой город, страну.

В тексте К.Г. Паустовского, известного русского писателя, классика отечественной литературы, поднимается проблема взаимосвязи любви к природе и любви к Родине.

Размышляя над проблемой, автор рассказывает о художнике Берге, который усмехался над словом «Родина» и не понимал его значения. Автор отмечал, что его друзья с тяжёлым укором говорили ему: «Эх, Берг, сухарная душа!» К.Г. Паустовский повествует о том, что Берг не любил природу и не понимал всей её красоты, поэтому ему и не удавались пейзажи. Автор уверен, что если Берг не испытывает чувство любви к природе, то он и не может любить Родину.

К.Г. Паустовский описывает изменения, происшедшие с Бергом, после того как он посетил художника Ярцева и прожил вместе с ним около месяца в лесах. Автор отмечает, что Берг начал любоваться природой, «с любопытством рассматривал цветы и травы» и даже нарисовал свой первый пейзаж. К.Г. Паустовский рассказывает о том, что после этой поездки у Берга появилось, «ясное и радостное чувство Родины», он стал связан со своей страной всем сердцем. Автор указывает на то, что любовь к Отчизне сделала его жизнь более теплой, светлой, прекрасной.

Я согласна с мнением К.Г. Паустовского. Важно, чтобы каждый человек любил Родину, потому что любовь к природе делает жизнь человека более красочной, интересной и любовь к Родине тоже улучшает жизнь, делает её более прекрасной, лёгкой и весёлой. Для того чтобы человек мог насладиться жизнью, ему необходимо ценить, понимать и любить два тесно связанных понятия: «природа» и «Родина», а иначе жизнь станет сухой, неинтересной и бесцельной. Докажу эту мысль, обратившись к роману русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети». В этом произведении рассказывается о нигилисте Базарове, который отрицал природу, он не понимал и не ценил ее, также он относился и к Родине, стране и к месту, где он родился и вырос. Лишь только перед смертью он понял, что природа вечна, ее нельзя победить, он понял, что люди умирают, а она остается, такая величественная, великолепная и непобедимая. Базаров понял, что природу нельзя не любить, ей надо наслаждаться и восхищаться, также как и Родиной.

Еще одним примером является пьеса А.Н. Островского «Гроза». В ней рассказывается о мещанине Кулигине, который очень любил природу, он любил любоваться ей, пел про неё песни. Кулигин так же, как и природу, любил Родину. Он постоянно придумывал всякие изобретения, для того, чтобы людям в родных краях жилось легче и лучше, но, к сожалению, эти идеи не воплощались в реальность. Кулигин воспевал природу, а значит, и Родину, любимые земли, где он родился и прожил всю жизнь.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что если человек полюбит природу, то он обязательно полюбит и Родину, потому что это два тесно связанных между собой понятия.

В . Г. Распутин «Уроки французского» (1973), «Живи и помни» (1974), «Прощание с Матерой» (1976) По мысли В. Распутина, с любви к малой родине начинается формирование сознания человека, проявляется любовь в знании подробностей отечественной истории, в уважительном сбережении в памяти примет своей малой родины, в чувстве ответственности за прошлое, настоящее и будущее своей земли. Писатель справедливо полагает, что высший смысл своей жизни русский человек видит в служении Отечеству. Очень важно каждому чувствовать себя не случайным человеком на Земле, а продолжателем и продолжением своего народа. В повести «Прощание с Матёрой» ярким воплощением народного характера является образ Дарьи, которая з превосходит односельчан силой духа, твердостью характера, независимостью, она выделяется среди матёринских старух «своим строгим и справедливым характером», прежде всего, потому, что сумела сохранить в себе те качества, которые были свойственны её предкам. Эта обращенность героини к опыту прошлого свидетельствует о данном ей драгоценном чувстве рода, ощущении того, что лишь «в малой доле живет сейчас на земле».

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К отчизне холоден душой. Н.А.Некрасов

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, Отчизне посвятим

Души прекрасные порывы. А.С.Пушкин

Если каждый человек на куске земли своей сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша.

А.П.Чехов

Человек является прежде всего сыном своей страны, гражданином своего отечества В.Г.Белинский

Без чувства своей страны – особенно, очень дорогой и милой в каждой мелочи – нет настоящего человеческого характера. К.Г.Паустовский

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать –

В Россию можно только верить. Ф.И.Тютчев

Человек не может без своей родины

Выдающийся русский певец Федор Шаляпин, вынужден­ный уехать из России, все время возил с собой какой-то ящик. Никто не догадывался, что в нем находится. Лишь спустя много лет близкие узнали, что Шаляпин хранил в этом ящике горсть родной земли. Недаром говорится: родная земля и в горсти мила. Очевидно, великому певцу, горячо любившему свою отчизну, необходимо было ощущать близость и тепло родной земли



Лев Толстой в своем романе «Война И мир» раскрывает «военную тайну» - причину. которая помогла России в Отече­ственной войне 1812 года одержать победу над полчищами французских захватчиков. Если в других странах Наполеон сра­жался против армий, то в России ему противостоял весь народ. Люди разных сословий, разных званий, разных национально­стей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могу­чей силой никто не может сладить.

Великий русский писатель И. Тургенев называл себя Антеем, потому что нравственные силы ему давала именно любовь к отчизне.

7.Проблема выбора профессии . Свобода выбора и осмысленное следование своему призванию - одна из новейших привилегий человечества, на выбор влияет множество факторов (мнение родителей и друзей, социальное положение, состояние рынка труда, его величество случай), но последнее слово обычно остается за нами. Дмитрия Харатьяна, например, не помышлявшего об актерской карьере, на кинопробы позвала знакомая девочка. И изо всех претендентов именно Харатьяна режиссер Владимир Меньшов выбрал на главную роль в фильме «Розыгрыш». Вывод Выбор профессии также важен для молодого человека, как и еда, отдых, сон и т.д. Делая шаг в сторону подходящей для себя профессии, молодой человек встаёт на новую ступеньку в своей жизни. От его выбора зависит вся его дальнейшая жизнь. И нет ничего страшного в том, что молодой человек выбрал не подходящую для себя профессию. В жизни можно всё исправить, если постараться. Но если человек с первого раза выбирает профессии, которая ему подходит и поступает в ВУЗ, а потом работает по своей специально, то жизнь человека можно считать успешной.
И главное никогда не падать духом. Из любой ситуации всегда есть выход. Главное верить и знать, что не от успехов в школе зависит, будешь ты успешным или нет, а от самого человека. Поэтому если вы плохо учились в школе, не думайте, что из вас ничего хорошего в жизни не получится. Если вы захотите вы сможете добиться большего, нежели ваши одноклассники, которые учились только на пятёрки.

Русский язык

Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса… Берегите чистоту языка, как святыню!

И.С.Тургенев

С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом… Нет таких звуков, красок, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения. К.Г.Паустовский

8.Проблема человеческого поступка . Красота спасет мир…» - говорил Ф. М. Достоевский, имея в виду внутреннее содержание этого качества, некую гармонию. Отсюда и красивый поступок, по мысли писателя, должен отвечать Божьим заповедям, должен быть добрым.
Кто же из персонажей романа Достоевского поступал действительно красиво?
Главный герой произведения – Родион Раскольников совершил много хороших дел. Он добрый по натуре человек, который тяжело переживает чужую боль и всегда помогает людям. Так Раскольников спасает из огня детей, свои последние деньги отдает Мармеладовым, пытается защитить пьяную девочку от пристающих к ней мужчин, переживает за сестру, Дуню, стремится помешать ее браку с Лужиным, чтобы уберечь от унижения., любит и жалеет мать, старается не беспокоить ее своими проблемами. Но беда Раскольникова в том, что он для выполнения столь глобальных целей выбрал совсем неподходящее средство. В отличие от Раскольникова, истинно красивые поступки совершает Соня. Она жертвует собой ради близких людей, потому что любит их. Да, Соня - блудница, но у нее не было возможности быстро заработать деньги честным путем, а семья умирала от голода. Эта женщина губит себя, но душа ее остается чистой, потому что она верит в Бога и всем старается делать добро, любя и сострадая по-христиански.
Самый красивый поступок Сони – спасение Раскольникова..
Вся жизнь Сони Мармеладовой является самопожертвованием. Силой своей любви она возвышает Раскольникова до себя, помогает ему превозмочь свой грех и воскреснуть. В действиях Сони Мармеладовой выражена вся красота человеческого поступка.

Героям Л.Н. Толстого в высшей степени свойственно ощущение необходимости соответствия своей жизни определённым нравственным критериям, отсутствие разлада между поступками и собственной совестью. Несомненно, это позиция автора, который зачастую намеренно проводит своих героев через сложные жизненные испытания, чтобы они могли осознать свои действия и выработать в своей душе стойкие нравственные принципы. Эти убеждения, выстраданные сердцем, в дальнейшем не позволят героям пойти вопреки тому, что они сознательно вынесли из житейских трудностей. Особенно показательным примером единства мысли и поступка становится Пьер Безухов - один из любимых героев писателя. Находясь в разладе с женой, чувствуя отвращение к той жизни в свете, которую они ведут, переживая после своей дуэли с Долоховым. Пьер невольно задаётся вечными, но такими важными для него вопросами: «Что дурно? Что хорошо? Для чего жить, и что такое я?» И когда один из умнейших масонских деятелей призывает его изменить свою жизнь и очистить себя служением добру, приносить пользу своему ближнему, Пьер искренне поверил «в возможность братства людей, соединённых с целью поддерживать друг друга на пути добродетели». И для достижения этой цели Пьер делает всё. что считает необходимым: жертвует деньги братству, устраивает школы, больницы и приюты, пытается облегчить жизнь крестьянок с малыми детьми. Его поступки всегда в ладу с его совестью, а ощущение правоты даёт ему уверенность, в жизни.

Сочинение по тексту:

Николай Михайлович Карамзин (1766 - 1826) - русский историк, писатель, поэт; создатель «Истории государства Российского» - одно из первых обобщающих трудов по истории России. В своей статье описывает проблему чувства любви к Родине.

Эта проблема очень актуальна в наши дни, так как человек не может представить свою жизнь без Родины, без родной земли, на которой он чувствует себя свободно и хорошо.
Николай Михайлович пишет: «Человек любит место своего рождения и воспитания». Н. М. Карамзин повествует: «Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человека».
Писатель говорит: «С кем мы росли, и живем, к тем и привыкаем».

Я разделяю мнение Николая Михайловича Карамзина. Действительно, любовь к Родине таит в себе нежные воспоминания.

Во-первых, давайте вспомним необыкновенное стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Люблю Отчизну я, но странною любовью!». В этом стихотворении поэт описывает чувства, которые заложены в нем по отношению к родному месту. Он передает нам свои эмоции и воспоминания. И мы замечаем насколько поэт дорожил местом, где он родился.

Во-вторых, у меня есть одна знакомая, которая приехала из-за границы в Россию. Они переехали сюда 9 лет назад. И каждый раз она мне рассказывает о том, как прекрасна ее Родина, и что она значит для нее. Она рассказывает все свои воспоминания, хранящиеся об этом месте!

Таким образом, я хочу сделать вывод. Родина является неотъемлемой частью жизни человека. А любовь к Родине выражается через воспоминания.

Текст Николая Михайловича Карамзина:

(1)Человек любит место своего рождения и воспитания. (2)Сия привязанность есть общая для всех людей и народов, есть дело природы и должна быть названа физической. (3)Родина мила сердцу не местными красотами, не ясным небом, не приятным климатом, а пленительными воспоминаниями, окружающими, так сказать, утро и колыбель человека. (4)В свете нет ничего милее жизни; она есть первое счастье, а начало всякого благополучия имеет для нашего воображения какую-то особенную прелесть. (5)Так друзья освящают в памяти первый день дружбы своей. (6)Лапландец, рожденный почти в гробе природы, на краю мира, несмотря ни на что, любит хладный мрак земли своей. (7)Переселите его в счастливую Италию: он взором и сердцем будет обращаться к северу, подобно магниту; яркое сияние солнца не произведёт таких сладких чувств в его душе, как день сумрачный, как свист бури, как падение снега: они напоминают ему Отечество!
(8)Недаром житель Швейцарии, удалённый от снежных гор своих, сохнет и впадает в меланхолию, а возвращаясь в дикий Унтервальден, в суровый Гларис, оживает. (9)Всякое растение имеет более силы в своем климате: закон природы и для человека не изменяется.
(10)Не говорю, чтобы естественные красоты и выгоды Отчизны не имели никакого влияния на общую любовь к ней: некоторые земли, обогащённые природою, могут быть тем милее своим жителям; говорю только, что сии красоты и выгоды не бывают главным основанием физической привязанности людей к отечеству, ибо она не была бы тогда общею.
(11)С кем мы росли и живём, к тем и привыкаем. (12)Душа их сообразуется с нашею, делается некоторым её зеркалом, служит предметом или средством наших нравственных удовольствий и обращается в предмет склонности для сердца. (13)Эта любовь к согражданам, или к людям, с которыми мы росли, воспитывались и живём, есть вторая, или моральная, любовь к Отечеству, столь же общая, как и первая, местная или физическая, но действующая в некоторых летах сильнее, ибо время утверждает привычку.
(14) Надобно видеть двух единоземцев, которые в чужой земле находят друг друга: с каким удовольствием они обнимаются и спешат изливать душу в искренних разговорах! (15)Они видятся в первый раз, но уже знакомы и дружны, утверждая личную связь свою какими-нибудь общими связями Отечества! (16)Им кажется, что они, говоря даже иностранным языком, лучше разумеют друг друга, нежели прочих, ибо в характере единоземцев есть всегда некоторое сходство. (17) Жители одного государства образуют всегда, так сказать, электрическую цепь, передающую им одно впечатление посредством самых отдаленных колец или звеньев.

(По Н.М. Карамзину*)


1) Л.Н Толстого "Война и мир".

Автор раскрывает проблему истинного патриотизма через образ Пьера Безухова, который желает разделить судьбу страны, выразить свою любовь к ней. Так он и формирует на свои средства полк. Сам же остаётся в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. Пьер не военный, однако, и он, собираясь всеми душевными силами, начинает действовать.

2) Борис Васильев "В списках не значился".

Главный герой, Николай Плужников, несмотря на отсутствие официального вступления в обязанности, самоотверженно защищает Брестскую крепость. Герой проходит жестокую школу возмужания и духовного роста, проходит через страх и отчаяние, становясь героем своего Отечества.

3) Л.Н.Толстой "Война и мир"

Мужики Карп и Влас не только отказываются продавать сено французам, но и сжигают всё, что осталось от населения и может пригодиться врагу.

Они берут в руки оружие и уходят в партизаны.

4) М.Ю Лермонтов "Родина"

Лирический герой рассуждает о своей любви к Отчизне, восхищаясь её реками, морями и очарованием русских деревень. Герой признаётся:"...я люблю-за что, не знаю сам..." Можно предположить, что его связь с Родиной-это результат духовного родства с ней, близость к жизни простого русского человека.

5) С.Есенин "Гой ты, Русь моя родная"

Здесь мы видим образ лирического героя, влюблённого в природу своей Родины. Именно в ней он находит свою отраду, именно она помогает ему проникнуться глубокой и чистой любовью к родным краям.

6) А.С.Пушкин "Капитанская дочка"

Пётр Гринёв проявляет себя смелым, отважным юношей, который горячо любит свою Родину. Он рискует всем, отказываясь присягнуть Пугачёву, он истинный патриот!