Почему Брейгель Старший нарисовал "динозавров"? «Обнаженный автопортрет с палитрой», Рихард Герстль

Дата создания: 1666 год.
Тип: картина маслом.
Жанр: историческая картина.
Местонахождение: Институт искусств Миннеаполиса, США.

Синопсис

Эта картина – одна из последних крупных работ Рембрандта. Печальное полотно иллюстрирует мучительную смерть Лукреции, приведшая к восстанию и дальнейшему становлению Римской республики, и демонстрирует мастерство работы автора со светотенью, придающей трехмерной реалистичности главной героине. Такая манера создавать освещение, безусловно, позаимствована у Караваджо и его последователей.

Эмоциональной силы картине придают выразительные глаза и выражение лица добродетели Лукреции. Психологически напряженное «Самоубийство Лукреции » полностью оправдывает статус Рембрандта, как одного из лучших голландских реалистов.

История картины

Трагедия Лукреции – примерной жены Луция Тарквиния Коллатина началась, когда женщина вступила в контакт с сыном Тарквиния Гордого, жестокого этрусского царя Рима. Секст Тарквиний, угрожая оружием и расправой над семьей Лукреции обесчестил несчастную, так как та, испугалась смерти близких, скандалов и позора сделав все, что хотел сын царя. Но затем, она рассказывает о произошедшем своему мужу и отцу, после чего, получив их клятву мести, Лукреция заколола себя до смерти. Согласно книге истории Ливии в Риме, после самоубийства женщины, была свергнута монархия.

Самоубийство Лукреции

Для того, чтобы сфокусировать внимание зрителя исключительно на психологических аспектах, Рембрандт лишает композицию любых отвлекающих деталей и факторов. Кроме того, в отличие от большинства картин на эту тему, в которых Лукреция изображена обнаженно, что придавало эротический подтекст к работам, Рембрандт «одевает» героиню в богатые дворянские одежды. Мрачное настроение и пущей выразительности драматичному положению придает темный и глубокий фон. Чтобы успокоить себя, Лукреция хватается за шнур занавеса – символического изображения конца ее жизни.В момент, захваченный в картине, героиня уже пронзила себя и вытащила кинжал, кровь начинает просачиваться через ее платье. Линия, продлевающая кинжал, цепи, веревки и складки одежды пересекаются в месте смертельной раны. Ее темные глаза наполнены печалью, а бледное лицо свидетельствует о приближающейся смерти. Поза Лукреции и ее выражение лица поразительно напоминает работу «Давид с головой Голиафа », авторства Караваджо. Не исключено, что Рембранд видел оригинал или копию этой работы, что вдохновило его на создание столь мрачного полотна.

Уже не первый год по интернету ходит байка о динозаврах на картине нидерландского художника эпохи Возрождения Питера Брейгеля Старшего (1525-1569 г.). Картина называется "Самоубийство Саула", посвященная драматическому событию истории древних евреев - гибели первого царя Израиля в битве с филистимлянами (Х в. до н. э.) и написанная в 1562 (или в 1564) году.

Брейгель Старший. Самоубиство Саула.

На картине мы видим поток победителей-филистимлян, убегающие остатки еврейской армии и самого Саула, бросившегося на меч.


Вот собственно сам царь Саул на картине, получавшей название по его имени.

Но сей драматический момент наших разоблачителей истории и адептов дешевых сенсаций не интересует. Их внимание привлек следующий фрагмент, где изображены чудные животные, похожие на динозавров, точнее на динозавров группы зауроподов.


"Динозавры" Брейгеля.

Сие удивительное открытие сделали на сайте "Крамола", что горячо поддержал великий чтец ковров и камней Чудинов. Интересно почитать его "доказательства"

"Сразу скажу, почему это не верблюды. 1. Верблюд чуть крупнее лошади, а на картине мы видим 4 всадников на лошадях, и лошади в несколько раз мельче динозавров. Размеры динозавров на картине сравнимы с размерами слона. У верблюда ноги длиннее по сравнению с туловищем. Шея верблюда тянется от туловища вниз и вперед, а не сразу вверх. Шея верблюда намного короче и толще по отношению к ее длине. У верблюда голова чаще всего ниже горба и всегда ниже всадника. А на картине головы динозавров вдвое выше спины от земли. Судя по фотографиям в гугле, верблюды зелеными не бывают. Бывают белые, коричневые и желтые. Можете проверить. А самый левый динозавр на картине совсем зеленый (хотя, возможно, просто выгорела краска с течением времени). Сложно представить, что художник не выделил этот момент ни на одном из трех животных. Ни на одном из трех животных не прорисованы горбы. А ведь это главное отличие верблюдов от всех стальных животных, в том числе, динозавров ."

Ответим: Лошади на картине какие-то мелкие. Всадники неестественно большие по сравнению с лошадьми. Всадник на динозавре не меньше двух метров роста получается имеет. Понятно, что мы наблюдаем нарушение пропорций. Детали фрагмента картины крайне мелкие, иногда набросаны несколькими мазками. Это объяснимо: это задний план картины, который никто внимательно рассматривать не будет. Брейгель не был Левшой, чтобы мельчайшие детали прорисовывать. Ему это было не нужно. Для художника важен был драматический эффект между умирающим царем и его бегущей армией вдали. Тут даже цвет "динозавров" не важен. Важно то впечатление которое видит зритель от растворяющихся вдали разрозненных солдат и всадников Саула и надвигающейся стальной реки вражеских солдат. То есть мы имеем дело с художественным приемом.

Не следует так же забывать, что в те времена прорисовку второстепенных деталей: заднего фона, деталей драпировки, архитектуры художники поручали своим ученикам и подмастерьям, чтобы не тратить лишнее время маловажные детали картины и быстрее начать работу над следующим заказом. Таким образом, "динозавры" могут принадлежать руке не очень умелого подмастерья, а сам мастер может не иметь никакого отношения к заднему фону картины.

Но вернемся к "динозаврам" Нас хотят уверить, что это именно динозавры. Почему? Похожи. Если сравнивать с мультяшными динозавриками, то действительно похожи.


Динозавры для детей младшего возраста.

Но вот если сравнивать с настоящими зауроподами, то "динозавры" Брейгеля на зауроподов не похожи. Нас хотят уверить, что динозавры жили в XVI в. и картина Брейгеля является доказательством. Но зауроподы были довольно крупными животными от 9 до 36 м в длину. А на картине мы видим мелких (по сравнению с зауроподами) животных не более двух метров в длину. И самое главное - у "динозавров" Брейгеля нет знаменитого длинного хвоста зауроподов, который составлял не менее половины длины тела вымерших животных. Если бы Брейгель на самом деле видел живых динозавров, то вряд ли бы он не заметил такого характерного признака зауроподов. Отсутствие хвоста у динозавров явно противоречит версии разоблачителей истории.


Сравните рост человека с различными зауроподами.

Но обратимся к самой картине. Действие происходит в Иудее. Ясно, что Брейгель никогда не был в Палестине и рисовал полагаясь на свою богатую фантазию.


Гора Гильбоа, где произошло сражение царя Саула с филистимлянами.

Никого сходства с реальным места сражения на картине нет. Так же мы видим воинов в доспехах позднего средневековья, которых в эпоху бронзового века и быть не могло. Как не было и самой кавалерии. Она появится только триста лет спустя, до этого были только боевые колесницы, которые неоднократно упоминаются в Библии. На заднем плане мы видим высокую скалу с вполне европейским замком, которого во времена Саула быть не могло. Итак, на картине фантастично абсолютно всё. И это естественно, потому что картина Брейгеля не историческая реконструкция. Художник отобразил события далекого прошлого в соответствии окружающих его реалий позднего средневековья. Точно так же как в животных наши современники вдруг увидели динозавров.

Но если это динозавры, то докажите мне что это динозавры, а не что-то иное. Единственный аргумент - это похоже на динозавров. Но быть похожим еще не значит быть этим на самом деле. Если бы динозавры существовали на самом деле во времена Брейгеля, то такие замечательные животные не остались бы без внимания. Про них бы писали, их бы рисовали. От динозавров остались масса вещественных доказательств в виде костей, черепов и изделий из кожи. Но ничего этого нет, кроме смазанных изображений Брейгеля. Как объяснят отсутствия костей динозавров любители дешевых сенсаций? Думаю, пойдет в ход самый убойный аргумент: всё уничтожили кабинетные ученые, чтобы зарплату не терять, что само по себе смешно.

Но что же изобразил Брейгель на картине? Для этого нужно погрузиться в европейскую культурную традицию средневековья, чьим наследником был Брейгель. В средневековой Европе были популярны зоологические сборники - бестиарии, которые вели свое происхождение от античных сочинений по зоологии. Кроме реально существующих животных там описывались животные фантастические, вроде василиска и мантикоры. Был в бестиариях и верблюд - весьма экзотическое для Европы животное. Мало кто из европейцев его видел, поэтому рисовали верблюда или с чужих слов, или полагаясь на античные рисунки.


Сравните это средневековое изображение верблюда с "динозаврами" Брейгеля. Фактически один в один. И даже изгиб шеи совпадает. Шея конечно у верблюдов Брейгеля длиновата, но сам художник верблюдов в глаза не видел. Он рисовал их по имеющимся у него образцам средневековой книжной миниатюры. Да и сам стиль Брейгеля не до конца порвал со средневековыми канонами.


Вот другое средневековое изображение верблюда, уже двугорбого. Обратите внимание на длинную шею, как и у "динозавров" Брейгеля.

Итак, Брейгель нарисовал верблюдов. Палестина находилась на востоке, а верблюд - животное восточное. Вот Брейгель и нарисовал их для восточного колорита. Но он же не виноват, что он никогда в жизни не видел живого верблюда. Он нарисовал их так как представлял. Вот и получились "динозавры".

Не ищите дешевых сенсаций, а думайте и рассуждайте, если конечно вы на это способны.

33, 5 × 55 см

Музей истории искусств , Вена К:Картины 1562 года

Самоубийство Саула - картина Питера Брейгеля (Старшего) написанная в 1562 году. Встречается описание картины, как «Самоубийство Саула, или Сражение на горе Гелвуйской» или «Поражение Саула». В основу картины лег библейский сюжет из Ветхого завета о самоубийстве первого израильского царя - Саула (1Цар. 31:4). «Самоубийство Саула», вместе с еще тринадцатью полотнами, были собраны императором Рудольфом II и эрцгерцогом Леопольд Вильгельмом , перевезены в Вену, где сейчас хранятся в Музее искусств.

История создания

Картина «Самоубийство Саула», предположительно, была написана в Антверпене, поскольку Питер Брейгель (Старший) проживал в этом городе с 1556 года, пока не переехал с семьей в Брюссель в 1563 году. Вместе с «Вавилонской башней » и «Падением Икара », «Самоубийство Саула» являлось частью серии картин библейских сюжетов, в которых порицалась гордыня. Как и большинство его современников, художник изображает древних филистимлян в образе средневековых воинов с оружием, несоответствующим эпохе древнего Израиля. Изображая неисчислимое количество солдат, Питер Брейгель (Старший) придает драматизм ситуации и подчеркивает безысходность для царя Саула. Поэтому, именно войско филистимлян занимает доминирующее положение в сюжете картины, а царю Саулу и его оруженосцу отведена лишь малая часть пространства в левом нижнем. Подражая картине Альберта Альтдорфера «Битва Александра при Иссе» (1529), автор использует ту же манеру передачи события видом сверху, изображая еще намного выше. Большое внимание было отведено передачи самых мелких деталей, таких, как части доспехов и сооружения на заднем плане.

Сюжет картины

Саул был первым царем израильского народа и полководцем израильского войска. Он был избран Богом на царствование и помазан пророком Самуилом . Во время своего правления во всем слушался воли Бога и вел череду войн с моавами , аммонами , идумейянами и филистимлянами . Постепенно, рассорившись с пророком Самуилом и отходя от заповедей Бога, Саул лишается священного покровительства и впадает в помрачение рассудка. Во время решающей битвы у горы Гелвуйской он призывает о помощи у Бога, но последний отвергает его и израильские воины претерпевают разгромное поражение. Саул, будучи раненым стрелами, обращается к своему оруженосцу с просьбой прикончить его, чтобы не попасть в плен к филистимлянам. Однако, его просьбе не была выполнена и царь совершает самоубийство, проткнув себя мечом.

Напишите отзыв о статье "Самоубийство Саула (картина)"

Примечания

Отрывок, характеризующий Самоубийство Саула (картина)

Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда то испытывал к Бонапарте. То обстоятельство, что Сперанский был сын священника, которого можно было глупым людям, как это и делали многие, пошло презирать в качестве кутейника и поповича, заставляло князя Андрея особенно бережно обходиться с своим чувством к Сперанскому, и бессознательно усиливать его в самом себе.
В тот первый вечер, который Болконский провел у него, разговорившись о комиссии составления законов, Сперанский с иронией рассказывал князю Андрею о том, что комиссия законов существует 150 лет, стоит миллионы и ничего не сделала, что Розенкампф наклеил ярлычки на все статьи сравнительного законодательства. – И вот и всё, за что государство заплатило миллионы! – сказал он.
– Мы хотим дать новую судебную власть Сенату, а у нас нет законов. Поэтому то таким людям, как вы, князь, грех не служить теперь.
Князь Андрей сказал, что для этого нужно юридическое образование, которого он не имеет.
– Да его никто не имеет, так что же вы хотите? Это circulus viciosus, [заколдованный круг,] из которого надо выйти усилием.

Через неделю князь Андрей был членом комиссии составления воинского устава, и, чего он никак не ожидал, начальником отделения комиссии составления вагонов. По просьбе Сперанского он взял первую часть составляемого гражданского уложения и, с помощью Code Napoleon и Justiniani, [Кодекса Наполеона и Юстиниана,] работал над составлением отдела: Права лиц.

Года два тому назад, в 1808 году, вернувшись в Петербург из своей поездки по имениям, Пьер невольно стал во главе петербургского масонства. Он устроивал столовые и надгробные ложи, вербовал новых членов, заботился о соединении различных лож и о приобретении подлинных актов. Он давал свои деньги на устройство храмин и пополнял, на сколько мог, сборы милостыни, на которые большинство членов были скупы и неаккуратны. Он почти один на свои средства поддерживал дом бедных, устроенный орденом в Петербурге. Жизнь его между тем шла по прежнему, с теми же увлечениями и распущенностью. Он любил хорошо пообедать и выпить, и, хотя и считал это безнравственным и унизительным, не мог воздержаться от увеселений холостых обществ, в которых он участвовал.
В чаду своих занятий и увлечений Пьер однако, по прошествии года, начал чувствовать, как та почва масонства, на которой он стоял, тем более уходила из под его ног, чем тверже он старался стать на ней. Вместе с тем он чувствовал, что чем глубже уходила под его ногами почва, на которой он стоял, тем невольнее он был связан с ней. Когда он приступил к масонству, он испытывал чувство человека, доверчиво становящего ногу на ровную поверхность болота. Поставив ногу, он провалился. Чтобы вполне увериться в твердости почвы, на которой он стоял, он поставил другую ногу и провалился еще больше, завяз и уже невольно ходил по колено в болоте.
Иосифа Алексеевича не было в Петербурге. (Он в последнее время отстранился от дел петербургских лож и безвыездно жил в Москве.) Все братья, члены лож, были Пьеру знакомые в жизни люди и ему трудно было видеть в них только братьев по каменьщичеству, а не князя Б., не Ивана Васильевича Д., которых он знал в жизни большею частию как слабых и ничтожных людей. Из под масонских фартуков и знаков он видел на них мундиры и кресты, которых они добивались в жизни. Часто, собирая милостыню и сочтя 20–30 рублей, записанных на приход, и большею частию в долг с десяти членов, из которых половина были так же богаты, как и он, Пьер вспоминал масонскую клятву о том, что каждый брат обещает отдать всё свое имущество для ближнего; и в душе его поднимались сомнения, на которых он старался не останавливаться.
Всех братьев, которых он знал, он подразделял на четыре разряда. К первому разряду он причислял братьев, не принимающих деятельного участия ни в делах лож, ни в делах человеческих, но занятых исключительно таинствами науки ордена, занятых вопросами о тройственном наименовании Бога, или о трех началах вещей, сере, меркурии и соли, или о значении квадрата и всех фигур храма Соломонова. Пьер уважал этот разряд братьев масонов, к которому принадлежали преимущественно старые братья, и сам Иосиф Алексеевич, по мнению Пьера, но не разделял их интересов. Сердце его не лежало к мистической стороне масонства.

На картине «Зебра и парашют» в небе несложно заметить парашютиста, который висит по куполом будто мёртвый. После отъезда из Парижа в Англию в августе 1930 года, Вуд встретил свою мать в Солсбери, чтобы показать ей свои новые произведения, в том числе и эту картину. Из-за постоянного употребления опия у Вуда развилась паранойя, и в отчаянной попытке избежать его воображаемого преследователя Вуд бросился под поезд в день приезда.

2. «Обнаженная на пляже», Джон Уильям Годвард

Картины «Созерцание» и «Nu Sur La Plage» («Обнаженная на пляже») были завершены за несколько месяцев до смерти художника. «Nu Sur La Plage» особенно необычна, поскольку в ней Годвард отклонился от своего обычного стиля изображения женщин в красивой одежде и написал обнажённую натуру. В декабре 1922 года Годвард покончил жизнь самоубийством, написав в предсмертной записке, что этот мир недостаточно велик для него и Пикассо.

3. «Концерт», Николя де Сталь

Николя де Сталь в течение относительно короткой карьеры создал тысячи картин и рисунков. Только за последние пять месяцев своей жизни он написал 147 картин, последняя из которых («Blue Nude Lying») была завершена в 1955 г. В марте того же года он покончил жизнь самоубийством, спрыгнув с высокого здания в Антибе, и оставив картину «Le Concert» недописанной. Незадолго до своей смерти Николя писал: «Я не в силах завершить мои картины».

4. «Смерть Джеймса Дина», Джон Минтон

За день до самоубийства Минтон в гостях у художника Раскина Спира сказал, что умирающий персонаж на его картине напоминает ему голливудского актера Джеймса Дина, погибшего за два года до этого в автомобильной аварии. Спир считает, что Джеймс Дин олицетворял для Минтона страдания молодого поколения. На самом же деле, настоящая личность умирающего человека на картине так и осталась загадкой.

5. «Без названия»/«Черное на сером», Марк Ротко

Репутация этого художника-абстракциониста во многом сложилась благодаря его знаменитым изображениям ярких цветных прямоугольников. Ближе к концу жизни Ротко, его картины стали не такими яркими и насыщенными, а последней работой стала картина без названия, написанная черным и серым цветом. После развода со своей женой художник страдал от тяжелой депрессии и вскоре совершил самоубийство, перерезав вены в своей нью-йоркской студии в 1970 году.

6. «Несчастная семья», Констанция Майер

Констанция Майер покончила с собой во время работы именно над этой картиной. Работа была закончена Пьером-Полем Прюдоном, её сожителем. Они нередко писали картины вместе, поэтому зачастую трудно сказать, где заканчивается творчество одного художника и начинается творчество другого. Пара прожила вместе много лет, но Прюдон отказался жениться на Констанции. Это привело к депрессии женщины, и она перерезала себе горло бритвой.

7. «Поездка со смертью», Жан-Мишель Баския

Жан-Мишель Баския начинал свою карьеру в подростковом возрасте в качестве художника граффити в Манхэттене, а живописью начал заниматься гораздо позже. Его работа быстро обрела широкое признание своей глубиной и композицией, и Баския стал широко известен в мире искусства. К сожалению, художник подсел на героин и умер от передозировки в возрасте всего 27 лет.

8. «Обнаженный автопортрет с палитрой», Рихард Герстль

Рихард Герстль создал свою лучшую работу во время интрижки с Матильдой, женой известного композитора Арнольда Шенберга. Герстль нарисовал обнаженных себя и Матильду. Однако Матильда в конце концов бросила его «ради детей». Обезумев от горя, Герстль покончил с собой в возрасте всего 25 лет, ударив себя ножом в грудь и повесившись в своей студии. Его последней работой стал «Автопортрет с палитрой», завершенный в сентябре 1908 года.

9. «Агония», Аршил Горки

В течение двух лет до смерти Горки пережил много печальных событий. В 1946 году в его мастерской случился пожар, во время которого многие из его лучших работ сгорели дотла. Через несколько недель после этого Горки диагностировали рак. Вскоре после этого художник обнаружил, что жена изменяет ему. Пара развелась, а двое детей остались с Агнес. В 1948 году полоса невезения Горки завершилась тем, что он сломал шею в автомобильной аварии, после чего его руки были парализованы. Не имея возможности писать, он покончил жизнь самоубийством через месяц в своей студии.

10. «Сад Добиньи», Винсент Ван Гог

Картина «Пшеничное поле с воронами» часто ошибочно считается последним произведением Винсента ван Гога. Анализ писем художника показывает, что «Пшеничное поле с воронами» было закончено за две недели до его самоубийства в июле 1890 года, что означает, что фактической последней картиной Ван Гога является «Сад Добиньи». Утром 27 июля 1890 года Ван Гог отправился на пленэр, но время прогулки выстрелил себе в грудь и спустя 2 дня скончался в больнице в возрасте 37 лет.

«Самоубийство Саула во время битвы на горе Гелвуе» - это художественный шедевр нидерландского живописца Питера Брейгеля, написана им в 1562 году. Сюжет основан на Ветхом завете книги Царств.

Царь Израиля Саул чтобы не позориться поражением в бою с филистимлянами (1004 г. до н. э.), решил этот вопрос несколько странным путем – на горе Гелвуй он упал на меч.

Решение художника относительно композиции картины было несколько необычным. На переднем плане он изобразил «альпийский пейзаж », «лес копий» армий, и только вдалеке можно разглядеть еле заметный силуэт царя Саула. Некоторые источники склоняются к тому, что такому необычному решению Брейгеля способствовало его желание в завулированой форме изобразить ту беду, которое пришла на его родину: вторжение французских войск на территорию его страны в 1557 году и карательную экспедицию 1559 года.

Однако существуют и такие мнения, что в своих задумках Бейгель решил найти новое отношения в самом жанре данного пейзажа . Сегодня картина хранится в салоне венского Музея истории искусства , а раньше - это была частная собственность императора Рудольфа II.



Самоубийство Саула.
Фрагмент-правая часть.