Литературные и музыкальные жанры. Какие бывают жанры музыки? Жанры русских народных песен

Сразу предупреждаем, что ответить в одной статье на вопрос, какие бывают жанры музыки, очень сложно. За всю историю музыки накопилось такое количество жанров, что их и аршином то не измерить: хорал, романс, кантата, вальс, симфония, балет, опера, прелюдия и т.д.

Не один десяток лет музыковеды «ломают копья», пытаясь классифицировать музыкальные жанры (по характеру содержания, по функциям, например). Но прежде чем остановиться на типологии, внесём ясность в само понятие жанра.

Что такое музыкальный жанр?

Жанр – своего рода модель, с которой соотносится конкретная музыка. У него есть определённые условия исполнения, предназначение, форма и характер содержания. Так, у колыбельной цель – успокоить малыша, поэтому для неё типичны «покачивающиеся» интонации и характерный ритм; в ­– все выразительные средства музыки приспособлены к чёткому шагу.

Какие бывают жанры музыки: классификация

Самая простая классификация жанров – по способу исполнения. Это две большие группы:

  • инструментальные (марш, вальс, этюд, соната, фуга, симфония)
  • вокальные жанры (ария, песня, романс, кантата, опера, мюзикл).

Другая типология жанров связана с обстановкой исполнения. Она принадлежит А. Сохору – учёному, который утверждает, что жанры музыки бывают:

  • обрядовые и культовые (псалмы, месса, реквием) – для них характерны обобщённые образы, господство хорового начала и одинаковые настроения у большинства слушателей;
  • массово-бытовые (разновидности песни, марша и танца: полька, вальс, регтайм, баллада, гимн) – отличаются простой формой и привычными интонациями;
  • концертные жанры (оратория, соната, квартет, симфония) – характерно исполнение в концертном зале, лирический тон как самовысказывание автора;
  • театральные жанры (мюзикл, опера, балет) – требуют действия, сюжета и декораций.

Кроме того, и сам жанр может разбиваться на другие жанры. Так, опера-seria («серьёзная» опера) и опера-buffa (комическая) также являются жанрами. При этом, существует и ещё несколько разновидностей , которые так же образуют новые жанры (лирическая опера, эпическая опера, оперетта и т.д.)

Названия жанров

О том, какие бывают названия у жанров музыки и как они появляются, можно написать целую книгу. Имена могут рассказать об истории жанра: так, именем «крыжачок» танец обязан тем, что танцующие располагались крестом (от белорусского «крыж» – крест). Ноктюрн («ночной» – в переводе с французского) исполнялся ночью на открытом воздухе. Одни имена берут начало от названий инструментов (фанфара, мюзет), другие – от песен (марсельеза, камаринская).

Часто музыка получает имя жанра тогда, когда переносится в другую среду: например, народный танец – в балет. Но бывает и наоборот: композитор берёт тему «Времена года» и пишет произведение, а затем эта тема становится жанром с определённой формой (4 сезона как 4 части) и характером содержания.

Вместо заключения

Рассказывая о том, какие бывают жанры музыки, нельзя не упомянуть часто встречаемую ошибку. Это путаница в понятиях, когда такие как классика, рок, джаз, хип-хоп называют жанрами. Здесь важно помнить о том, что жанр – это схема, на основе которой создаются произведения, а стиль указывает скорее на особенности музыкального языка творения.

АДАЖИО - 1) медленный темп; 2) название произведения или части циклического сочинения в темпе адажио; 3) медленный сольный или дуэтный танец в классическом балете.
АККОМПАНЕМЕНТ - музыкальное сопровождение солиста, ансамбля, оркестра или хора.
АККОРД - сочетание нескольких (не менее 3) звуков различной высоты, воспринимаемое как звуковое единство; звуки в аккорде располагаются по терциям.
АКЦЕНТ - более сильное, ударное извлечение какого-либо одного звука по сравнению с другими.
АЛЛЕГРО - 1) темп, соответствующий очень скорому шагу; 2) название пьесы или части сонатного цикла в темпе аллегро.
АЛЛЕГРЕТТО - 1) темп, более медленный, чем аллегро, но более быстрый, чем модерато; 2) название пьесы или части произведения в темпе аллегретто.
АЛЬТЕРАЦИЯ - повышение и понижение ступени ладового звукоряда без изменения ее названия. Знаки альтерации - диез, бемоль, дубль-диез, дубль-бемоль; знак ее отмены - бекар.
АНДАНТЕ - 1) умеренный темп, соответствующий спокойному шагу; 2) название произведения и части сонатного цикла в темпе анданте.
АНДАНТИНО - 1) темп, более оживленный, чем анданте; 2) название произведения или части сонатного цикла в темпе андантино.
АНСАМБЛЬ - группа исполнителей, выступающая как единый художественный коллектив.
АРАНЖИРОВКА - обработка музыкального произведения для исполнения на другом инструменте или другим составом инструментов, голосов.
АРПЕДЖИО - исполнение звуков последовательно, обычно начиная с нижнего тона.
БАС - 1) самый низкий мужской голос; 2) музыкальные инструменты низкого регистра (туба, контрабас); 3) нижний звук аккорда.
БЕЛЬКАНТО - вокальный стиль, возникший в Италии в XVII веке, отличающийся красотой и легкостью звучания, совершенством кантилены, виртуозностью колоратуры.
ВАРИАЦИИ - музыкальное произведение, в котором тема несколько раз излагается с изменениями в фактуре, тональности, мелодии и др.
ВИРТУОЗ - исполнитель, в совершенстве владеющий голосом или искусством игры на музыкальном инструменте.
ВОКАЛИЗ - музыкальное произведение для пения без слов на гласный звук; обычно упражнение для развития вокальной техники. Известны вокализы для концертного исполнения.
ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА - произведения для одного, нескольких или многих голосов (с инструментальным сопровождением или без него), за немногими исключениями связанные с поэтическим текстом.
ВЫСОТА ЗВУКА - качество звука, определяемое человеком субъективно и связанное в основном с его частотой.
ГАММА - последование всех звуков лада, расположенных от основного тона в восходящем или нисходящем порядке, имеет объем октавы, может быть продолжена в соседние октавы.
ГАРМОНИЯ - выразительные средства музыки, основанные на объединении тонов в созвучия, на связи созвучий в их последовательном движении. Строится по законам лада в многоголосной музыке. Элементы гармонии - каденции и модуляции. Учение о гармонии - один из основных разделов теории музыки.
ГОЛОС - совокупность разных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых связок.
ДИАПАЗОН - звуковой объем (интервал между самым низким и самым высоким звуками) певческого голоса, музыкального инструмента.
ДИНАМИКА - различия степени силы звучания, громкости и их изменения.
ДИРИЖИРОВАНИЕ - управление музыкально-исполнительским коллективом при разучивании и публичном исполнении музыкального сочинения. Осуществляется дирижером (капельмейстером, хормейстером) с помощью специальных жестов и мимики.
ДИСКАНТ - 1) форма средневекового двухголосного пения; 2) высокий детский (мальчиковый) голос, а также исполняемая им партия в хоре или вокальном ансамбле.
ДИССОНАНС - неслитное, напряженное одновременное звучание различных тонов.
ДЛИТЕЛЬНОСТЬ - время, занимаемое звуком или паузой.
ДОМИНАНТА - одна из тональных функций в мажоре и миноре, обладающая интенсивным тяготением к тонике.
ДУХОВЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - группа инструментов, источник звука которых - колебания столба воздуха в канале ствола (трубки).
ЖАНР - исторически сложившееся подразделение, тип произведения в единстве его формы и содержания. Различаются по способу исполнения (вокальные, вокально-инструментальные, сольные), назначению (прикладные и др.), содержанию (лирический, эпический, драматический), месту и условиям исполнения (театральный, концертный, камерный, киномузыка и др.).
ЗАПЕВ - вступительная часть хоровой песни или былины.
ЗВУК - характеризуется определенной высотой и громкостью.
ИМИТАЦИЯ - в многоголосных музыкальных произведениях точное или видоизмененное повторение в каком-либо голосе мелодии, перед этим прозвучавшей в другом голосе.
ИМПРОВИЗАЦИЯ - сочинение музыки во время ее исполнения, без подготовки.
ИНСТРУМЕНТАЛЬНАЯ МУЗЫКА - предназначается для исполнения на инструментах: сольная, ансамблевая, оркестровая.
ИНСТРУМЕНТОВКА - изложение музыки в виде партитуры для камерного ансамбля или оркестра.
ИНТЕРВАЛ - соотношение двух звуков по высоте. Бывает мелодическим (звуки берутся поочередно) и гармоническим (звуки берутся одновременно).
ИНТРОДУКЦИЯ - 1) краткое вступление к первой части или финалу циклического инструментального музыкального произведения; 2) род краткой увертюры к опере или балету, вступление к отдельному акту оперы; 3) хор или вокальный ансамбль, следующий за увертюрой и открывающий действие оперы.
КАДЕНЦИЯ - 1) гармонический или мелодический оборот, завершающий музыкальное построение и сообщающий ему большую или меньшую законченность; 2) виртуозный сольный эпизод в инструментальном концерте.
КАМЕРНАЯ МУЗЫКА - инструментальная или вокальная музыка для небольшого состава исполнителей.
КАМЕРТОН - специальный прибор, издающий звук определенной частоты. Этот звук служит эталоном при настройке музыкальных инструментов и в пении.
КЛАВИР - 1) общее наименование струнных клавишных инструментов в XVII-XVIII вв.; 2) сокращение слова клавираусцуг - переложение партитуры оперы, оратории и др. для пения с фортепиано, а также для одного фортепиано.
КОЛОРАТУРА - быстрые, технически трудные, виртуозные пассажи в пении.
КОМПОЗИЦИЯ - 1) построение произведения; 2) название произведения; 3) сочинение музыки; 4) учебный предмет в музыкальных учебных заведениях.
КОНСОНАНС - слитное, согласованное одновременное звучание различных тонов, один из важнейших элементов гармонии.
КОНТРАЛЬТО - низкий женский голос.
КУЛЬМИНАЦИЯ - момент наивысшего напряжения в музыкальном построении, разделе музыкального произведения, целом произведении.
ЛАД - важнейшая эстетическая категория музыки: система звуковысотных связей, объединенных центральным звуком (созвучием), взаимосвязь звуков.
ЛЕЙТМОТИВ - музыкальный оборот, повторяющийся в произведении в качестве характеристики или условного обозначения персонажа, предмета, явления, идеи, эмоции.
ЛИБРЕТТО - литературный текст, который берется за основу создания какого-либо музыкального произведения.
МЕЛОДИЯ - одноголосно выраженная музыкальная мысль, основной элемент музыки; ряд звуков,организованных ладово-интонационно и ритмически, образующих определенную структуру.
МЕТР - порядок чередования сильных и слабых долей, система организации ритма.
МЕТРОНОМ - инструмент, помогающий определить правильный темп исполнения.
МЕЦЦО-СОПРАНО - женский голос, средний между сопрано и контральто.
МНОГОГОЛОСИЕ - склад музыки, основанный на одновременном сочетании нескольких голосов.
МОДЕРАТО - умеренный темп, средний между андантино и аллегретто.
МОДУЛЯЦИЯ - переход в новую тональность.
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА - 1) комплекс выразительных средств, воплощающих в музыкальном произведении определенное идейно-художественное содержание.
НОТНОЕ ПИСЬМО - система графических знаков для записи музыки, а также сама ее запись. В современном нотном письме используются: 5-линейный нотный стан, ноты (знаки, обозначающие звуки), ключ (определяет высоту нот) и др.
ОБЕРТОНЫ - призвуки (частичные тоны), звучат выше или слабее основного тона, слитно с ним. Наличие и сила каждого из них определяют тембр звука.
ОРКЕСТРОВКА - переложение музыкального произведения для оркестра.
ОРНАМЕНТИКА - способы украшения вокальных и инструментальных мелодий. Небольшие мелодические украшения называются мелизмами.
ОСТИНАТО - многократное повторение мелодической ритмической фигуры.
ПАРТИТУРА - нотная запись многоголосного музыкального произведения, в которой одна над другой даны в определенном порядке партии всех голосов.
ПАРТИЯ - составная часть многоголосного произведения, предназначенная для исполнения одним голосом или на определенном музыкальном инструменте, а также группой однородных голосов и инструментов.
ПАССАЖ - последование звуков в быстром движении, часто трудное для исполнения.
ПАУЗА - перерыв в звучании одного, нескольких или всех голосов в музыкальном произведении; знак в нотном письме, обозначающий этот перерыв.
ПИЦЦИКАТО - прием звукоизвлечения на смычковых инструментах (щипком), дает отрывистый звук, более тихий, чем при игре смычком.
ПЛЕКТР (медиатор) - приспособление для звукоизвлечения на струнных, главным образом щипковых, музыкальных инструментах.
ПОДГОЛОСОК - в народной песне голос, сопровождающий основной, звучащий одновременно с ним.
ПРЕЛЮДИЯ - небольшая пьеса, а также вступительная часть музыкального произведения.
ПРОГРАММНАЯ МУЗЫКА - музыкальные произведения, которые композитор снабдил словесной программой, конкретизирующей восприятие.
РЕПРИЗА - повторение мотива музыкального произведения, а также нотный знак повторения.
РИТМ - чередование различных по длительности и силе звуков.
СИМФОНИЗМ - раскрытие художественного замысла с помощью последовательного я целеустремленного музыкального развития, включающего противоборство и преобразование тем и тематических элементов.
СИМФОНИЧЕСКАЯ МУЗЫКА - музыкальные произведения, предназначенные для исполнения симфоническим оркестром (крупные, монументальные произведения, небольшие пьесы).
СКЕРЦО - 1) в XV1-XVII вв. обозначение вокально-инструментальных произведений на шутливые тексты, а также инструментальных пьес; 2) часть сюиты; 3) часть сонатно-сим фонического цикла; 4) с XIX в. самостоятельное инструментальное произведение, близкое каприччо.
СЛУХ МУЗЫКАЛЬНЫЙ - способность человека воспринимать отдельные качества музыкальных звуков, ощущать функциональные связи между ними.
СОЛЬФЕДЖИО - вокальные упражнения для развития слуха и навыков чтения нот.
СОПРАНО - 1) самый высокий певческий голос (главным образом женский или детский) с развитым голосовым регистром; 2) верхняя партия в хоре; 3) высокие по регистру разновидности инструментов.
СТРУННЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - по способу звукоизвлечения делятся на смычковые, щипковые, ударные, ударно-клавишные, щипково-клавишные.
ТАКТ - специфическая форма и единица музыкального метра.
ТЕМА - построение, составляющее основу музыкального произведения или его разделов.
ТЕМБР - окраска звука, свойственная голосу или музыкальному инструменту.
ТЕМП - скорость следования метрических счетных единиц. Для точного измерения служит метроном.
ТЕМПЕРАЦИЯ - выравнивание интервальных соотношений между ступенями звуковой системы.
ТОНИКА - основная ступень лада.
ТРАНСКРИПЦИЯ - переложение или свободная, часто виртуозная, обработка музыкального произведения.
ТРЕЛЬ - переливчатый звук, рождающийся от быстрого повторения двух соседних тонов.
УВЕРТЮРА - оркестровая пьеса, исполняемая перед театральным представлением.
УДАРНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ - инструменты с кожаной мембраной или изготовленные из материала, который сам способен звучать.
УНИСОН - одновременное звучание нескольких музыкальных звуков одинаковой высоты.
ФАКТУРА - конкретный звуковой облик произведения.
ФАЛЬЦЕТ - один из регистров мужского певческого голоса.
ФЕРМАТА - остановка темпа, как правило, в конце музыкального произведения или между его разделами; выражается в увеличении длительности звука или паузы.
ФИНАЛ - заключительная часть циклического музыкального произведения.
ХОРАЛ - религиозное песнопение на латинском языке или родных языках.
ХРОМАТИЗМ - полутоновая интервальная система двух видов (древнегреческий и новый европейский).
ШТРИХИ - способы извлечения звука на смычковых инструментах, придающие звучанию различный характер и окраску.
ЭКСПОЗИЦИЯ - 1) начальный раздел сонатной формы, в котором излагаются основные темы произведения; 2) первая часть фуги.
ЭСТРАДА - вид музыкального исполнительского искусства

Музыкальных жанров и направлений великое множество. Если начать перечислять жанры музыки - список будет просто бесконечным, поскольку на границах разных стилей из года в год появляются десятки новых музыкальных течений. Это связано с развитием музыкальных технологий, новыми наработками в сфере звукоизвлечения, саунд-продюсирования, но в первую очередь - с потребностью людей в неповторимом звучании, с жаждой новых эмоций и ощущений. Как бы то ни было, существует четыре широких музыкальных направления, которые так или иначе породили все остальные стили. Между ними также нет четких границ, и всё же производство музыкального продукта, содержание песен и структура аранжировок заметно отличаются. Так какие бывают жанры вокальной музыки, по крайней мере, основные?

Pop

Поп-музыка - это не только направление, но и целая массовая культура. Песня - это единственная форма, которая приемлема для поп-жанра.

Ключевые моменты в создании pop-композиции - это наличие максимально простой и запоминающейся мелодии, построение по принципу куплет-припев, а в звучании на первый план выносится ритм и человеческий голос. Цель, с которой создается поп-музыка, - сугубо развлекательная. Исполнителю в стиле поп не обойтись без шоу-балета, постановочных номеров и, конечно, дорогостоящих видеоклипов.

Поп-музыка - коммерческий продукт, поэтому она постоянно меняется по звучанию в зависимости от стиля, находящегося на пике популярности. Например, когда в США в фаворе был джаз, то популярными становились исполнители вроде Фрэнка Синатры. А во Франции в чести всегда был шансон, поэтому Мирей Матье, Патрисия Каас - это своеобразные французские поп-иконы. Когда наблюдалась волна популярности рок-музыки, поп-исполнители широко использовали в своих композициях гитарные рифы (Michael Jackson), потом была эпоха смешения поп и диско (Madonna, Abba), поп и хип-хопа (Beastie Boys) и т. д.

Современные мировые звезды (Madonna, Britney Spears, Beyonce, Lady Gaga) подхватили волну ритм-энд-блюза и развивают её в своем творчестве.

Rock

Пальма первенства в рок-музыке отдается электрогитаре, а изюминкой песни как правило становится экспрессивное соло гитариста. Ритм-секция - утяжеленная, а музыкальный рисунок зачастую усложнен. Приветствуется не только мощный вокал, но и владение техникой расщепления, скриминга, гроула и всевозможных рыков.

Рок - это сфера экспериментов, выражения собственных мыслей, порою - революционных суждений. Проблематика текстов достаточно широкая: социальное, политическое и религиозное устройство общества, личные проблемы и переживания. Сложно представить рок-исполнителя без собственной группы, поскольку выступления осуществляются только вживую.

Самые распространенные рок-жанры музыки - список и примеры:

  • рок-н-ролл (Элвис Пресли, The Beatles);
  • инструментальный рок (Джо Сатриани, Фрэнк Заппа);
  • хард-рок (Led Zeppelin, Deep Purple);
  • глэм-рок (Aerosmith, Queen);
  • панк-рóк (Sex Pistols, Green Day);
  • ме́тал (Iron Maiden, Korn, Deftones);
  • (Nirvana, Red Hot Chili Peppers, 3 Doors Down) и т. д.

Jazz

Описывая современные жанры музыки, список стоило бы начать именно с джаза, поскольку он оказал огромное влияние на развитие и других направлений, в том числе pop и rock. Джаз - музыка, в основу которой легли африканские мотивы, привезенные в Соединенные Штаты из Западной Африки темнокожими рабами. За столетие своего существования направление существенно трансформировалось, но что неизменно, так это страсть к импровизации, свободный ритм и широкое использование Легендами джаза считаются: Ella Fitzgerald, Louis Armstrong, Дюк Эллингтон и др.

Electronic

XXI век - эра электроники, а электронное направление в музыке сегодня занимает одну из лидирующих позиций. Здесь ставки делаются не на живые инструменты, а на электронные синтезаторы и компьютерные эмуляторы звука.

Вот самые популярные и востребованные электронные жанры музыки, список которых даст вам общее представление:

  • ха́ус (David Guetta, Benny Benassi);
  • техно (Adam Beyer, Juan Atkins);
  • дабстеп (Skrillex, Skream);
  • транс (Paul van Dyk, Armin van Buuren) и т. д.

Музыкантам неинтересно придерживаться рамок стиля, так что соотношение исполнителей и стилей всегда достаточно условное. Жанры музыки, список которых не исчерпывается вышеперечисленными направлениями, в последнее время имеют тенденцию терять свои характерные особенности: исполнители смешивают музыкальные жанры, в музыке всегда есть место удивительным открытиям и уникальным находкам, а слушателю интересно каждый раз знакомиться с очередными музыкальными новинками.

Составитель:

Соломонова Н.А.

В музыковедческой литературе к разработке таких понятий, как стиль и жанр, ученые обращаются реже, чем, например, в литературоведении, на что неоднократно указывали многие исследователи. Именно это обстоятельство побудило нас обратиться к написанию данного конспекта.

Понятие стиля отражает диалектическую взаимосвязь содержания и формы произведения, общность исторических условий, мировоззрений художников, их творческого метода.

Понятие «стиль» возникло на этапе завершения эпохи Возрождения, в конце ХVI века, и включает оно в себя многие аспекты:

Индивидуальные особенности творчества того или иного композитора;

общие особенности письма группы композиторов (стиль школы);

особенности творчества композиторов одной страны (национальный стиль);

особенности произведений, входящих в какую-либо жанровую группу - стиль жанра (это понятие ввел А.Н.Сохор в работе «Эстетическая природа жанра в музыке»).

Широко применяется понятие «стиль» по отношению к исполнительскому аппарату (например, вокальный стиль Мусоргского, фортепианный стиль Шопена, оркестровый стиль Вагнера и т.д.). Музыканты, дирижеры также вносят свою неповторимую трактовку в стиль исполняемого произведения, и особо одаренных и ярких исполнителей мы также можем узнать по их неповторимой интерпретации, по характеру звучания произведения. Это такие великие музыканты, как Рихтер, Гилельс, Софроницкий, Ойстрах, Коган, Хейфец, дирижеры Мравинский, Светланов, Клемперер, Никиш, Кароян и др.

Среди наиболее известных исследований, посвященных проблемам музыкального стиля, в этом ключе следует назвать следующие работы: «Бетховен и три его стиля» А.Н.Серова, «Черты стиля Шостаковича» (сборник статей), «Стиль симфоний Прокофьева» М.Е.Тараканова, «К проблеме стиля И.Брамса» Е.М.Царевой, или «Художественные принципы музыкальных стилей» С.С.Скребкова, «Классический стиль в музыке ХУ111- начала Х1Хвеков; Самосознание эпохи и музыкальная практика» Л. В.Кириллиной, «Исследования о Шопене» Л.А.Мазеля, где он справедливо отмечает, что анализ конкретного произведения невозможен без учета общих исторически сложившихся закономерностей данного стиля, и раскрытие содержания произведения невозможно без ясного представления о выразительном значении тех или иных формальных приемов в этом стиле. Исчерпывающий анализ музыкального произведения, претендующий на научную безупречность, по мнению ученого, должен иметь предпосылкой глубокое и всестороннее знакомство с данным стилем, его историческим происхождением и значением, его содержанием и формальными приемами.



Ученые предлагают ряд дефиниций.

Музыкальный стиль – это возникающая на определенной социально-исторической почве система художественного мышления, идейно-художественных концепций, образов и средств их воплощения. (Л.А.Мазель)

Музыкальный стиль - термин в искусствоведении, характеризующий систему средств выразительности, которая служит воплощению того или иного идейно-образного содержания.(Е.М.Царева)

Стиль – свойство (характер) или основные черты, по которым можно отличить сочинения одного композитора от другого или произведение одного исторического периода … от другого (Б.В.Асафьев)

Стиль - это особенное свойство, или лучше сказать, качество музыкальных явлений. Им обладает произведение или его исполнение, редакция, звукорежиссерское решение или даже описание произведения, но лишь тогда, когда в том, другом, третьем и т.д. непосредственно ощущается, воспринимается стоящая за музыкой индивидуальность композитора, исполнителя, интерпретатора.

Музыкальный стиль – это отличительное качество музыкальных творений, входящих в ту или иную конкретную генетическую общность (наследие композитора, школы, направления, эпохи, народа и т.д.), которое позволяет непосредственно ощущать, узнавать, определять их генезис и проявляется в совокупности всех без исключения свойств воспринимаемой музыки, объединенных в целостную систему вокруг комплекса отличительных характерных признаков. (Е.В.Назайкинский).

По мнению ученого, наиболее яркие в стилевом отношении средства и особенности музыки являются отличительными и могут быть отнесены к характерным признакам стиля.

И н д и в и д у а л ь н ы й с т и л ь творчества композитора, как правило, наиболее притягателен для исследователей. «Стиль в музыке, как и в других видах искусства, есть проявление характера творческой личности, создающей музыку или интерпретирующей ее» (Е.В.Назайкинский). Ученые обращают серьезное внимание на эволюцию композиторского стиля. В частности, выше было указано на привлекшие внимание Серова три стиля Бетховена. Исследователи тщательно изучают ранний, зрелый и поздний стиль Скрябина и т. д.

«Эффект стилевой определенности» (Е.Назайкинский) обеспечивают наиболее яркие в стилевом отношении средства и особенности музыки, которые являются отличительными и могут быть отнесены к характерным признакам стиля. По ним слушатели узнают стилевую принадлежность того или иного произведения, почерк композитора, исполнительскую манеру того или иного интерпретатора. Например, характерный для Грига ладогармонический оборот – переход вводного тона не в тонику, а в пятую ступень лада (Концерт для фортепиано с оскестром – вступительные аккорды, знаменитая «Песня Сольвейг» из сюиты «Пер Гюнт», или также часто используемый композитором нисходящий ход к пятой ступени через шестую повышенную ступень (Лирические пьесы, «Вальс» ля-минор), или знаменитая «рахманиновская гармония» - аккорд, образованный в миноре четвертой, шестой, седьмой повышенной и третьей ступенями с разрешением в тонику в мелодическом положении терции (начальные фразы его знаменитого романса «О, не грусти!» - примеров очень много, их можно продолжать бесконечно.

Весьма важной особенностью стиля является фиксация и выражение определенного с о д е р ж а н и я, на что указывали Е.В.Назайкинский, М.К.Михайлов, Л.П.Казанцева, А.Ю.Кудряшов.

Специфика н а ц и о н а л ь н о г о с т и л я прослеживается прежле всего в том, как соотносятся фольклорные истоки и профессиональное композиторское творчество в рамках национального стиля. Как справедливо отмечает Е.В.Назайкинский, - и фольклорный материал, и принципы народной музыки, и конкретные ее элементы могут служить источником своеобразия общего национального стиля. Мера и сам характер осознания принадлежности к той или иной нации, как и отражения этого в творчестве, в значительной степени зависят от взаимодействия родной культуры с инонациональными культурами и их элементами, от того, с какими иными нациями и культурами человек соприкасается. Даже самый сильный, яркий индивидуальный стиль в процессе своего становления и развития опосредуется стилями школы, эпохи, культуры, народа. Вспоминаются замечательные слова В. Г. Белинского, - «если процесс развития культуры одного народа проходит через заимствования у другого – он, тем не менее, происходит н а ц и о н а л ь н о, иначе нет прогресса».

Анализ музыкального языка того или иного произведения – особенностей мелодики, гармонии, ритма, формы, фактуры является предпосылкой для характеристики стиля.

В музыковедческой литературе сложилось множество теорий, описывающих отдельные исторические этапы формирования различных стилей – барокко, рококо, классицизма, романтизма, импрессионизма, экспрессионизма и т. д. Содержание этих исследований выявляет ведущие, основополагающие принципы, которые объединяют в рамках одной исторической эпохи музыкальные произведения, созданные в разных странах, разных национальных школах и т.д. , что дает представление о эстетике определенного исторического этапа, музыкальном языке и самой эпохе в целом. В своей известной книге «Хроника моей жизни» И.Ф.Стравинский писал: «всякая доктрина требует для своего воплощения особого способа выражения, а следовательно, особой техники; нельзя же ведь себе представить в искусстве технику, которая бы не вытекала из определенной эстетической системы».

Для каждого стиля характерны свои особые черты. Так, для б а р о к к о свойственны монументальность форм, в том числе и крупномасштабные циклические формы, многоплановые контрасты, сопоставление полифонического и гомофонного принципов музыкального письма. Барочная сюита танцев, как отмечал А.Ю.Кудряшов, обобщенно представляла движение одновременно в двух ипостасях – в качестве воплощения четырех главных человеческих темпераментов и в качестве этапов течения человеческой мысли (меланхолическая аллеманда – «тезис», холерическая куранта - «развитие тезиса», флегматическая сарабанда – «анти-тезис», сангвинистическая жига – «опровержение тезиса». Поражать слушателя, зрителя, удивлять его, очаровывать стало целью искусства ХУ11 века.

Как отмечала О.Захарова, большую роль стало играть публичное выступление солистов, их выделение на первые, видные публике места, в то время, как хор и инструментальный ансамбль, находившиеся раньше непосредственно перед глазами слушателей, перемещаются на задний план.

В эпоху барокко получает бурное развитие оперный жанр, и как справедливо отмечает В.Мартынов, опера стала способом существования музыки, ее субстанцией… И когда барочные композиторы пишут мессы и мотеты, то их мессы и мотеты представляют собой те же оперы, или оперные фрагменты, с той лишь разницей, что в основе их лежат сакральные канонические тексты, которые и становятся объектом «музыкального представления».

Стержень музыки барокко – а ф ф е к т, понимаемый в ту эпоху как выражение чувства, содержащего в себе идею вечности. «Цель музыки – доставлять нам наслаждение и возбуждать в нас разнообразные аффекты» , - писал Р.Декарт в своем трактате «Компендиум музыки». Классификация аффектов была сделана А.Кирхером – любовь, печаль, отвага, восторг, умеренность, гнев, величие, святость, затем – И.Вальтером - любовь, страдание, радость, гнев, сострадание, страх, бодрость, изумление.

Композиторы эпохи барокко большое внимание уделяли интонационному произнесению слова по законам р и т о р и к и. По Ю.Лотману, «для риторики барочного текста характерно столкновение в пределах целого участков, отмеченных разной мерой семиотичности. В столкновении языков один из них неизменно выступает как «естественный» (не язык), а другой в качестве подчеркнуто искусственного».

Приведем наиболее известные в искусстве барокко музыкально-риторические фигуры:

восходящее движение мелодии (как символ вознесения, воскресения);

нисходящее движение мелодии (как символ греховности или перехода в «нижний мир»);

кругообразное движение мелодии (как символ «адских вихрей» (Данте), или, напротив, божественного просветления);

гаммообразное восходящее или нисходящее движение мелодии в быстром темпе (как символ воодушевления, с одной стороны, или гнева – с другой);

движение мелодии по узким хроматическим интервалам (как символ ужаса, зла);

ход мелодии на широкий хроматический, увеличенный или уменьшенный интервал, или пауза во всех голосах (как символ смерти).

Для стиля р о к о к о характерен мир хрупких, грациозных или скерцозных образов галантного, салонного характера, а музыкальный язык изобилует дробностью мелодического рисунка, мелизмами, прозрачностью фактуры. Композиторы стремятся воплощать не устоявшиеся настроения, а их развитие, не спокойно изливающийся аффект, а чувство с резкими сменами напряжения и разрядок. Для них привычной становится речевая ясность выражения музыкальной мысли. Незыблемые, статичные образы уступают место изменчивости, покой – движению.

К л а с с и ц и з м – по словам академика Д.Лихачева, - один из возможных «больших стилей эпохи». В эстетическом аспекте классического стиля важно подчеркнуть тщательно выверенный баланс чувственно-непосредственного, рационально-логического и идейно-возвышенного, заложенный в произведении, классическое самосознание художника, преодолевающего «власть темных жизненных сил» и обращенное « свету, чувственной красоте» (Э.Курт), а потому созвучного классическим же образцам искусства прошлого, в первую очередь – античного, активизация интереса к которому является одним из показательных признаков формирования любого классицизма (А.Ю.Кудряшов). Особое значение в эпоху классицизма имеет становление четырехчастного сонатно-симфонического цикла. Как полагает М.Г.Арановский, он определяет семантику четырех главных ипостасей человеческой личности: Человек деятельный, Человек мыслящий, Человек играющий, Человек общественный. Четырехчастная структура выступает, как пишет Н.Жирмунская, в качестве универсальной модели мира – пространственной и временной, синтезирует макрокосм – вселенную – и микрокосм – человека. «Различные преломления этой модели объединяются эмблематическими и символическими связями, иногда переведенными на язык привычных мифологических образов и сюжетов: стихии символически отражают времена года, суток, периоды человеческий жизни, страны света (например: зима – ночь – старость - север – земля и т.п.)»

Появляется целая группа семантических фигур с масонским значением, которые выявила Е.Чигарева в творчестве Моцарта «Ме л о д и я: подъем на большую сексту – надежда, любовь, радость; задержания, пары слигованных нот – узы братства; группето – масонская радость; ритмика: пунктирный ритм,… акцентированные аккорды стаккато, сменяемые паузой – смелость и решительность; г а р м о н и я: параллельные терции, сексты и секстаккорды, - единство, любовь и гармония; «модальные» аккорды (побочные ступени – VI и др.) – торжественные и религиозные чувства; хроматизмы, уменьшенные септаккорды, диссонансы – мрак, суеверие, хло и раздор».

Центральный содержательный комплекс художественного мира Бетховена - красота и уравновешенность формы, строго организованный поток музыкально-риторического красноречия, высокая этическая идея, большая роль противоположностей – как на уровне музыкального синтаксиса, так и на уровне формы.

Р о м а н т и з м – стиль, господствующий в ХIХ столетии. Один из исследователей музыкального романтизма, Ю.Габай выявляет три способа истолкования романтизма Х1Х века: в противоположность классическому обозначает христианское искусство; во-вторых, связывается с романской языковой традицией, именно – старофранцузским стихотворным романом, в третьих, определяет подлинно поэтическое одушевление, то, что делает великую поэзию всегда живой (в последнем случае романтики, всматриваясь в историю как в зеркало своих идеалов, находили их и у Шекспира, и у Сервантеса, и у Данте, и у Гомера, и у Кальдерона).

В музыкальном языке исследователи отмечают возрастание экспрессивной и красочной роли гармонии, синтетический тип мелодики, использование свободных форм, стремление к сквозному развитию, новые типы фортепианной и оркестровой фактуры. Мысль Новалиса о романтической прозе, в высшей степени меняющейся, чудесной, с особенными оборотами, быстрыми скачками – можно экстраполировать и на музыку. Важнейшим способом музыкального выражения всеобщей для романтизма идеи становления и изменения становится повышенная распевность, песенность, кантиленность, присутствующая у Шуберта, Шопена, Брамса, Вагнера и др.

Программность как феномен музыкального мышления

романтической эпохи, влечет за собой и особые средства музыкальной выразительности. Следует иметь в виду сложные взаимоотношения программной и непрограммной музыки, так как, по признанию Шопена, «нет настоящей музыки без скрытого смысла». А Прелюдии Шопена – по высказываниям его учеников – это исповедь их творца. Соната си-бемоль минор с известным «похоронным маршем» по словам Шумана «не музыка, а нечто с присутствием ужасающего духа», по словам А.Рубинштейна – «ночное веяние ветра над гробами на кладбище»…

В музыке ХХ века мы наблюдаем особое многообразие техник музыкальной композиции: свободная атональность, звуковысотно недифференцированная сонористика, тембро-шумовые эффекты, алеаторика, а также двенадцатитоновая система, неомодальность, серийность, сериальность. Разомкнутость отдельных составляющих музыки ХХ века являются отличительной чертой современной культуры в целом, о чем справедливо говорил французский культуролог А.Моль: «современная культура мозаична, … является сложенной из многих соприкасающихся, но не образующих конструкций фрагментов, где нет точек отсчета, нет ни одного подлинно общего понятия, но зато много понятий, обладающих большой весомостью».

В музыке разрушается распевно-кантиленный тематизм, происходит раскрепощение и других средств музыкальной выразительности (Стравинский, Барток, Дебюсси, Шенберг, Мессиан,Веберн и др.) появляются и необычные исполнительские особенности, шокирующие современников, как, например, в пьесе Г.Кауэлла «Гармонические приключения» - использование кластеров (аккордов, состоящих из секунд), приемы извлечения на фортепиано кулаком, ладонью или всем предплечьем…

В музыке появляются новые модернистские тенденции, идущие от живописи и др. искусств. Так, у истоков такого явления, как б р ю и т и з м, или искусство шумов (от франц. слова брюит – шум) находился итальянский живописец Луиджи Руссоло, который в своем манифесте «Искусство шумов» писал, что «музыкальное искусство ищет амальгаму самых диссонирующих, самых странных и самых резких звуков… мы будем забавляться, оркеструя идеально скрипящие на блоках двери магазинов, гул толпы, различные шумы железнодорожных станций, кузниц, прядилен, типографий, электрических мастерских и подземных железных дорог… не следует забывать абсолютно новые шумы современной войны… , превратить их в музыку и регулировать гармонически и ритмически»

Еще одно модернистическое течение – д а д а и з м. Модернистическая сущность дадаизма прослеживается в высказываниях художника Г.Гросса: «Дадаизм был прорывом, который мы совершили, горланя, издеваясь и хохоча, чтобы вырваться из того замкнутого, чванного и чрезмерно ценимого нами круга, который парил над классами и был чужд чувству ответственности и участию в повседневной жизни. Деятельное участие в работе берлинского клуба «Дада» принимал композитор и художник, выходец из России Ефим Голышев, один из поборников двенадцатитоного метода композиции ХХ века. Среди его музыкально-сценических произведений – «Дадаистический танец с масками», «Задыхающийся маневр», «Каучук» для двух литавр, десяти трещеток, десяти дам и одного почтальона. Появляются урбанисчтические сочинения Онеггера («Пасифик-231»), Прокофьва (балет «Стальной скок»), Мосолова (Симфонический эпизод «Завод. Музыка машин» из балета «Сталь»), Вареза («Ионизация» для сорока одного ударного инструмента и двух сирен) – далее эти тенденции преломились в направлениях послевоенного музыкального авангарда. Это конкретная и электронная музыка, ансамблевый хэппенинг и инструментальный театр, сонористика, мультимедиа-процессы (произведения П.Шеффера, К.Штокхаузена, М.Кагеля, С.Слонимского, А.Шнитке, С.Губайдуллиной, Дж. Кейджа и др.)

В конце Х1Х века сложились предпосылки для появления н е о к л а с -с и ц и з м а, который, по словам Л.Рабена, явился самой универсальной из новых систем музыки ХХ века.

Появляются и полистилистические тенденции в музыке. П о л и с т и –

л и с т и к а – сознательное соединение в одном произведении различных стилевых черт. «Под опрелелением полистилистики подразумевается намеренное соединение в одном произведении различных стилистических явлений, стилистическая разнородность, возникающая в результате применения ряда технических приемов (один из частных случаев – коллаж)» - (Музыкальная энциклопедия, т.З, с.338). Один из интересных случаев использования вертикальной полистилистики находим в «Серенаде» для пяти инструментов А.Шнитке: в цифре партитуры 17 одновременно звучат мотив Скрипичного концерта Чайковского а начало главной партии его же Первого фортепианного концерта, а цифре 19 соединяются лейтмотив Шемаханской царицы из «Золотого петушка» Римского-Корсакова, вступительные аккорды Патетической сонаты Бетховена и пассажи из Чаконы Баха для скрипки соло.

Музыкальные жанры – это роды и виды музыкальных произведений, исторически сложившиеся в связи с определенными функциями музыки, ее жизненным предназначением, условиями его исполнения и восприятия. Весьма объемную дефиницию дает Е.Назайкинский: «ж а н р ы – это исторически сложившиеся относительно устойчивые типы, классы, роды и виды музыкальных произведений, разграничиваемые по ряду критериев, основными из которых являются: а) конкретное жизненное предназначение (общественная, бытовая, художественная функция), б) условия и средства исполнения, в) характер содержания и формы его воплощения. Жанр – это многосоставная, совокупная генетическая (можно даже сказать генная) структура, своеобразная матрица, по которой создается то или иное художественное целое. Если слово стиль отсылает нас к источнику, к тому, кто породил творение, то слово жанр – к тому, по какой генетической схеме формировалось, рождалось, создавалось произведение. Жанр – это целостный типовой проект, модель, матрица, канон, с которым соотносится конкретная музыка».

В работах Т.В.Поповой в основе классификации жанров даны два критерия: условия бытования музыки и особенности исполнения. В.А.Цуккерман выделяет три основные жанровые группы: лирические жанры, повествовательные и эпические жанры и моторные жанры, связанные с движением. А.Н.Сохор в качестве основного критерия берет условия бытования, обстановку исполнения. Ученый выделяет четыре основные группы жанров: культовые или обрядовые жанры, массово-бытовые жанры, концертные жанры, театральные жанры. Систематизация жанров, сделанная О.В.Соколовым, основана на связи музыки с другими искусствами или внемузыкальными компонентами, а также ее функция. Это – чистая музыка, взаимодействующая музыка, прикладная музыка, прикладная взаимодействующая музыка.

Т.В.Попова систематизирует основные жанры классической музыки следующим образом:

Вокальные жанры (песня, гимн, хор, речитатив, романс, баллада, ария, ариэтта, ариозо, каватина, вокализ, ансамбль);

Танцевальная музыка. Старинная танцевальная сюита;

Жанры инструментальной музыки (прелюдия, инвенция, этюд, токката, экспромт, музыкальный момент, ноктюрн, баркарола, серенада, скерцо, ююмореска, каприччио, рапсодия, баллада, новелетта);

Симфоническая и камерная музыка;

Сонатно-симфонические циклы, Концерт, Симфоническая сюита Х1Х – ХХ веков;

Одночастные (не циклические) жанры Х1Х-ХХ века (увертюра, фантазия, симфоническая поэма, симфоническая картина, одночастная соната;

Музыкально-драматические произведения. Опера и балет

Кантата, оратория, реквием.

Литература

Основная

1. Бонфельд М. Ш. Анализ музыкальных произведений. Структура тональной музыки:

в 2 ч. М.: Владос, 2003.

2. Бонфельд М. Ш. Введение в музыкознание. М.: Владос, 2001.

3. Березовчук Л. Музыкальный жанр как система функций: Психологические и и семиотические аспекты //Аспекты теоретического музыкознания. Проблемы музыкознания. Вып2. Л., 1989. С.95-122.

4. Гусев В.Эстетика фольклора. Л.,1967.

5. Казанцева Л. П. Основы теории музыкального содержания: учеб. пособие для студентов музыкальных вузов. Астрахань, 2001.

6. Казанцева Л. П. Полистилистика в музыке: лекция по курсу «Анализ музыкальных произведений». Казань, 1991.

7. Коловский О. П. Анализ вокальных произведений: учеб. пособие для студентов музыкальных вузов / О. П. Коловский [и др.]. Л.: Музыка, 1988.

8. Конен В.Д. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке ХХ века. М., 1994.

9. Мазель Л., Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений: учеб. пособие. М.: Музыка, 1967.

10. Музыкально-энциклопедический словарь. М., 1998.

11. Назайкинский Е. В. Стили и жанры в музыке: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Владос, 2003.

12. Попова Т.В. Музыкальные жанры и формы. 2-е изд. М., 1954.

13. Ройтерштейн М. Основы музыкального анализа: учеб. М.: Владос, 2001.

14. Ручьевская Е. А. Классическая музыкальная форма. СПб.: Композитор, 1998.

15. Соколов А. С. Введение в музыкальную композицию ХХ века: учеб. пособие для вузов. М.: Владос, 2004.

16. Соколов О.В. К проблеме типологии музыкальных жанров //Проблемы музыки ХХ века. Горький, 1977.

17. Тюлин Ю. Н. Музыкальная форма: учеб. пособие / Ю. Н. Тюлин [и др.]. Л.: Музыка, 1974.

18. Холопова В. Н. Формы музыкальных произведений. СПб.: Лань, 2001.

Дополнительная

1. Александрова Л. В. Порядок и симметрия в музыкальном искусстве: логико-исторический аспект. Новосибирск, 1996.

2. Григорьева Г. В. Анализ музыкальных произведений. Рондо в музыке ХХ века. М.: Музыка, 1995.

4. Казанцева Л. П. Анализ музыкального содержания: метод. пособие. Астрахань, 2002.

5. Крапивина И. В. Проблемы формообразования в музыкальном минимализме. Новосибирск, 2003.

6. Кудряшов А.Ю. Теория музыкального содержания. М., 2006.

7. Мазель Л. Свободные формы Ф. Шопена. М.: Музыка, 1972.

8. Музыкальная энциклопедия. М., 1974–1979. Т. 1–6

9. Овсянкина Г. П. Фортепианный цикл в отечественной музыке второй половины ХХ века: школа Д. Д. Шостаковича. СПб.: Композитор, 2003.

10. Цуккерман В. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма: учеб. для студ. музыковедч. отд. муз. вузов. М.: Музыка, 1987.

Музыка родилась в глубокой древности как один из способов художественного выражения чувств человека. Ее развитие всегда было тесно связано с потребностями человеческого общества. Вначале музыка была бедна и маловыразительна, но за много веков своего существования она стала одним из сложнейших, выразительнейших искусств, обладающих исключительной силой воздействия на человека.

Классическая музыка богата разнообразными видами произведений, каждый из которых имеет свои отличительные черты, свое содержание, свое назначение. Такие виды музыкальных произведений, как песня, танец, увертюра, симфония и другие, называются жанрам и.

Музыкальные жанры образуют две большие группы, различаемые по способу исполнения: вокальную и. инструментальную.

Вокальная музыка тесно связана с поэтическим текстом, со словом. Ее жанры - песня, романс, хор, оперная ария - самые доступные для всех слушателей и популярные произведения. Они исполняются певцами с сопровождением инструментов, а песни и хоры нередко и без аккомпанемента.

Народная песня - древнейший по происхождению вид музыкального искусства. Задолго до того, как стала развиваться профессиональная музыка, в народных песнях сложились яркие музыкально-поэтические образы, правдиво и художественно убедительно отразившие жизнь людей. Это проявляется и в характере самих напевов, в ярком своеобразии мелодического склада. Именно поэтому великие композиторы ценили народные песни как источник развития национального музыкального искусства. «Создаем не мы, создает народ, - говорил М. И. Глинка, основоположник русской оперной и симфонической музыки, - а мы только аранжируем» (обрабатываем).

Существенная черта всякой песни - многократное повторение напева с разными словами. При этом основная мелодия песни сохраняется в том же виде, но каждый раз несколько изменившийся поэтический текст придает ей новые выразительные оттенки.

Даже самый простой аккомпанемент - инструментальное сопровождение - усиливает эмоциональную выразительность песенной мелодии, сообщает ее звучанию особую полноту и красочность, «дорисовывает» средствами инструментальной музыки те образы поэтического текста, которые не удается передать в напеве. Так, фортепьянное сопровождение в известных романсах Глинки «Ночной зефир» и «Уснули голубые» воспроизводит движение мерно катящихся волн, а в его песне «Жаворонок» - птичье щебетание. В аккомпанементе баллады Франца Шуберта «Лесной царь» слышится бешеная скачка коня.

В творчестве композиторов XIX в. наряду с песней излюбленным вокальным жанром стал романс. Это небольшое произведение для голоса с инструментальным сопровождением.

Обычно романсы значительно сложнее песен. Мелодии романсов бывают не только широкого песенного склада, но также и напевно-декламационного («Я не сержусь» Роберта Шумана). В романсах можно встретить и контрастное сопоставление музыкальных образов («Ночной зефир» М. И. Глинки и А. С. Даргомыжского, «Спящая княжна» А. П. Бородина), и напряженное драматическое развитие («Я помню чудное мгновенье» Глинки на стихи Пушкина).

Некоторые жанры вокальной музыки предназначены для группы исполнителей: дуэт (двое певцов), трио (трое), квартет (четверо), квинтет (пятеро) и т. д., а кроме того - хор (большой певческий коллектив). Хоровые жанры могут быть самостоятельными или входить в состав более крупного музыкально-драматического произведения: оперы, оратории, кантаты. Таковы хоровые композиции великих немецких композиторов Георга Фридриха Генделя и Иоганна Себастьяна Баха, хоры в героических операх Кристофа Глюка, в величественных эпических и героико-драматических операх русских композиторов М. И. Глинки, А. Н. Серова, А. П. Бородина, М. П. Мусоргского, Н. А. Римского-Корсакова, С. И. Танеева. В знаменитом хоровом финале Девятой симфонии Людвига ван Бетховена, прославляющем свободу (на слова оды «К радости» Фридриха Шиллера), воспроизведена картина величественного празднества миллионных народных масс («Обнимитесь, миллионы»).

Прекрасные хоры созданы советскими композиторами Д. Д. Шостаковичем, М. В. Ковалем, А. А. Давиденко. Хор Давиденко «На десятой версте от столицы» посвящен жертвам расстрела 9 января 1905 г.; другой его хор, проникнутый большим подъемом, - «Улица волнуется» - изображает ликование народа, свергнувшего самодержавие в 1917 г.

Оратория - крупное произведение для хора, певцов-солистов и симфонического оркестра. Она напоминает оперу, но исполняется в концертах без декораций, костюмов и сценического действия (оратория «На страже мира» советского композитора С. С. Прокофьева).

Кантата более проста по содержанию и по размерам меньше оратории. Существуют кантаты лирические, торжественные, приветственные, поздравительные, создаваемые в честь какой-то юбилейной даты или общественного события (например, «Кантата на открытие политехнической выставки» Чайковского). Советские композиторы тоже обращаются к этому жанру, создают кантаты на современные и исторические темы («Над Родиной нашей солнце сияет» Шостаковича, «Александр Невский» Прокофьева).

Самый богатый и сложный жанр вокальной музыки - опера. В ней слиты в единое целое поэзия и драматическое действие, вокальная и инструментальная музыка, мимика, жестикуляция, танцы, живопись, световые эффекты. Но все это подчинено в опере музыкальному началу.

Роль обычной разговорной речи в большинстве опер выполняет пение или речь нараспев - речитатив. В таких оперных жанрах, как оперетта, музыкальная комедия и комическая опера, пение чередуется с обычной разговорной речью («Белая акация» И. О. Дунаевского, «Аршин мал алан» Узеира Гаджибекова, «Сказки Гофмана» Жака Оффенбаха).

Оперное действие раскрывается прежде всего в вокальных сценах: арии, каватине, песне, музыкальных ансамблях и хорах. В сольных ариях, сопровождаемых могучим звучанием симфонического оркестра, воспроизводятся тончайшие оттенки душевных переживаний героев или их портретные характеристики (например, ария Руслана в опере «Руслан и Людмила» Глинки, арии Игоря и Кончака в «Князе Игоре» Бородина). Драматические столкновения интересов отдельных действующих лиц раскрываются в ансамблях - дуэтах, терцетах, квартетах (дуэт Ярославны и Галицкого в опере «Князь Игорь» Бородина).

В русских классических операх мы встречаем чудесные образцы музыкальных ансамблей: драматичный дуэт Наташи и князя (из первого действия оперы «Русалка» Даргомыжского), задушевное трио «Не томи, родимый» (из оперы «Иван Сусанин» Глинки). Могучие хоры в операх Глинки, Мусоргского, Бородина правдиво воссоздают образы народных масс.

Немалое значение в операх имеют инструментальные эпизоды: марши, танцы, а иногда и целые музыкальные картины, помещаемые обычно между действиями. Например, в опере Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» дается симфоническое изображение битвы древнерусской рати с татаро-монгольскими полчищами («Сеча при Керженце»). Почти каждая опера начинается с увертюры - симфонического пролога, в общих чертах раскрывающего содержание драматического действия оперы.

Инструментальная музыка сложилась на основе вокальной. Она выросла из песни и танца. Одна из старейших форм инструментальной музыки, связанных с народным творчеством,- тема с вариациями.

Такая пьеса построена на развитии и видоизменении основной музыкальной мысли - темы. При этом изменяются (варьируются) отдельные мелодические обороты, попевки, ритм и характер сопровождения. Вспомним фортепьянные вариации на тему русской песни «Выйду ль я на реченьку» русского музыканта XVIII в. И. Е. Хандошкина (см. ст. «Гусская музыка XVIII в.»). В симфонической фантазии Глинки «Камаринская» варьируется сперва величавая плавная свадебная песня «Из-за гор, гор высоких», затем быстрый плясовой напев «Камаринской».

Другая старейшая музыкальная форма - сюита, чередование разнообразных танцев и пьес. В старинной танцевальной сюите XVII в. сменяли друг друга противоположные по своему характеру, темпу и ритму танцы: умеренно-медленный (немецкая аллеманда), быстрый (французская куранта), весьма медленный, торжественный (испанская сарабанда) и стремительно-быстрый (жига, известная в ряде стран). В XVIII в. между сарабандой и жигой вставляли веселые танцы: гавот, буррэ, менуэт и другие. Некоторые композиторы (например, Бах) нередко открывали сюиту вступительной пьесой, не имевшей формы танца: прелюдией, увертюрой.

Последовательный ряд музыкальных произведений, объединенных в единое целое, называют циклом. Вспомним песенные циклы Шуберта «Любовь мельника» и «Зимний путь», вокальный цикл Шумана «Любовь поэта» на слова Генриха Гейне. Многие инструментальные жанры представляют собой циклы: это вариация, сюита, инструментальная серенада, симфония, соната, концерт.

Первоначально словом соната (от итальянского «звучать») обозначали всякую инструментальную пьесу. Лишь к концу XVII в. в творчестве итальянского скрипача Корелли сложился своеобразный жанр сонаты из 4-6 частей, ставший одним из наиболее популярных. Классические образцы сонаты из двух или трех частей в XVIII в. создали композиторы Карл Филипп Эммануил Бах (сын И. С. Баха), Иосиф Гайдн, Вольфганг Амадей Моцарт, И.Е.Хандошкин. У них соната состояла из нескольких частей, различных по музыкальным образам. Энергичную, стремительно развертывающуюся первую часть, построенную обычно на контрастном сопоставлении двух музыкальных тем, сменяла вторая часть - медленная, певучая лирическая пьеса. Завершалась соната финалом - музыкой в быстром темпе, но по характеру иной, чем первая часть. Иногда медленная часть заменялась танцевальной пьесой - менуэтом. Немецкий композитор Бетховен писал многие свои сонаты в четырех частях, помещая между медленной частью и финалом пьесу оживленного характера - менуэт или скерцо (от итальянского «шутка»).

Пьесы для солирующих инструментов (соната, вариации, сюита, прелюдия, экспромт, ноктюрн) вместе с разнообразными инструментальными ансамблями (трио, квартеты) составляют область камерной музыки (буквально - «домашней»), рассчитанной на исполнение перед сравнительно небольшим кругом слушателей. В камерном ансамбле партии всех инструментов одинаково важны и требуют от композитора особенно тщательной отделки.

Симфоническая музыка - одно из ярчайших явлений мировой музыкальной культуры. Лучшие произведения для симфонического оркестра отличаются глубиной и полнотой отражения действительности, грандиозностью масштабов и вместе с тем - простотой и доступностью музыкального языка, который подчас приобретает выразительность и красочность зрительных образов. Замечательные симфонические произведения композиторов Гайдна, Моцарта, Бетховена, Листа, Глинки, Балакирева, Бородина, Римского-Корсакова, Чайковского и других создавались для массовой демократической аудитории больших концертных залов.

Главные жанры симфонической музыки - это увертюры (например, увертюра Бетховена к трагедии «Эгмонт» Гёте), симфонические фантазии («Франческа да Римини» Чайковского), симфонические поэмы («Тамара» Балакирева), симфонические сюиты («Шехеразада» Римского-Корсакова) и симфонии.

Симфония, подобно сонате, состоит из нескольких ярко контрастных частей, обычно из четырех. Их можно сравнить с отдельными актами драматической пьесы или главами романа. В неисчерпаемо разнообразных сочетаниях музыкальных образов и в контрастном чередовании их движений - быстрого, медленного, легкого танцевального и снова стремительно-быстрого - композиторы воссоздают различные стороны действительности.

Композиторы-симфонисты отображают в своей музыке энергичную, деятельную натуру человека, его борьбу с жизненными невзгодами и препятствиями, его светлые чувства, мечту о счастье и грустные воспоминания, пленительную красоту природы, а наряду с этим - могучее освободительное движение масс, сцены народного быта и народных празднеств.

Инструментальный концерт по своей форме напоминает симфонию и сонату. Это очень сложное сочинение для солирующего инструмента (фортепьяно, скрипки, кларнета и др.) с оркестровым сопровождением. Солист и оркестр словно состязаются друг с другом: оркестр то замолкает, завороженный страстностью чувства и изяществом звуковых узоров в партии солирующего инструмента, то перебивает его, споря с ним, или мощно подхватывает его тему.

Концерты сочиняли многие выдающиеся композиторы XVII и XVIII вв. (Корелли, Вивальди, Гендель, Бах, Гайдн). Однако создателем классического концерта был великий композитор Моцарт. Замечательные концерты для различных инструментов (чаще всего для фортепьяно или скрипки) писали Бетховен, Мендельсон, Шуман, Дворжак, Григ, Чайковский, Глазунов, Рахманинов, советские композиторы А. Хачатурян, Д. Кабалевский.

Многовековая история музыки рассказывает нам, как на протяжении столетий зарождались и развивались разнообразные музыкальные формы и жанры. Иные из них существовали сравнительно недолго, другие выдержали испытание временем. Например, в странах социалистического лагеря отмирают жанры церковной музыки. Зато композиторы этих стран создают такие новые жанры, как пионерские и комсомольские песни, песни-марши борцов за мир.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .