Как изменять предмет охраны. Методика определения историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, с точки зрения истории Методика выявления предмета охраны

Распоряжение Комитета по культурному наследию г. Москвы от 2 августа 2010 г. N 9
"Об утверждении методических указаний в области государственной охраны объектов культурного наследия"

В целях научно-методического обеспечения государственной охраны объектов культурного наследия, выработки единых стандартов по составу, полноте, форме предоставления исследовательских и проектных материалов:

1. Утвердить следующие методические указания:

- "Методические указания по проведению комплексных историко-культурных исследований";

- "Методические указания по определению предмета охраны для объектов, предложенных к включению в реестр объектов культурного наследия, выявленных объектов культурного наследия и объектов культурного наследия федерального и регионального значения (памятников истории и культуры)";

- "Методика формирования границ территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры)";

- "Методические указания по проведению визуально-ландшафтного анализа условий восприятия объектов культурного наследия в их исторической и природной среде";

- "Методические указания по проектированию зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия";

- "Методика выполнения историко-культурных исследований с определением территорий объектов культурного наследия (произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства), зон их охраны, предметов охраны и режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия (произведений ландшафтной архитектуры и садово-паркового искусства)".

2. В срок до 15.08.2010 заместителю председателя Емельянову А.А. обеспечить представление "Методических указаний" для согласования в Росохранкультуру.

3. В срок до 30.08.2010 заместителю председателя Емельянову А.А. обеспечить размещение текста "Методических указаний" на официальном сайте Москомнаследия (www.mkn.com.mos.ru) и опубликование текста "Методических указаний" в правовой базе "Koнcультaнт плюc".

4. Структурным подразделениям Москомнаследия, осуществляющим рассмотрение, утверждение и согласование исследовательских и проектных материалов руководствоваться методическими указаниями, являющимися приложением к настоящему распоряжению.

5. При размещении Москомнаследием государственного заказа на разработку исследовательских и проектных материалов в договоре и технических требованиях к разработке таких материалов указывать обязательное их соответствие методическим указаниям, являющимися приложением к настоящему распоряжению.

6. Контроль за выполнением настоящего распоряжения возложить на первого заместителя председателя Савину И.А., заместителя председателя Емельянова А.А., и.о. заместителя председателя Сафронова В.М., заместителя председателя Филяева А.Е. в соответствии с закрепленными за ними полномочиями.

Общий контроль за выполнением настоящего распоряжения оставляю за собой.

Приказ Минкультуры России от 13.01.2016 N 28 Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации

ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРЕДМЕТА ОХРАНЫ ОБЪЕКТА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ,

ВКЛЮЧЕННОГО В ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕЕСТР ОБЪЕКТОВ

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКОВ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СООТВЕТСТВИИ СО СТАТЬЕЙ 64

КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ (ПАМЯТНИКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ)

НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"


Судебная практика и законодательство - Приказ Минкультуры России от 13.01.2016 N 28 Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации


Согласно пункту 15 Приказа орган государственной власти, утвердивший предмет охраны объекта культурного наследия, направляет копию указанного акта в орган государственной власти, прекративший осуществление полномочий по государственной охране указанного объекта, в целях отмены ранее принятого акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия.


Методика определения историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, с точки зрения истории.

Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 01.01.2001 г. (далее – федеральный закон) в научный оборот в области охраны объектов культурного наследия введено понятие «предмет охраны».

Этот термин, предложенный специалистами из г. Санкт-Петербурга, был заложен в закон как «описание особенностей объекта, послуживших основанием для включения его в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ и подлежащих обязательному сохранению».

На практике это означает, что частью процедуры постановки объекта под государственную охрану является определение и анализ историко-культурной ценности объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, выявление его предмета охраны и, затем, проведение государственной историко-культурной экспертизы по результатам анализа. Одобренные экспертизой позиции предмета охраны объекта являются характеристикой объекта культурного наследия и включаются в реестр, указываются в учетных документах по объекту культурного наследия.

В связи с этим определение историко-культурной ценности объекта и его предмета охраны становится важным этапом в деле постановки под государственную охрану объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия. Процедура определения нуждается в разработке методики, по которой должны осуществляться анализ и оценка подобных объектов, причем - с нескольких позиций. Необходимо определить ценность объекта с точки зрения архитектуры, градостроительства, монументального и монументально-декоративного искусства, археологии и истории.


Каждое направление требует особой методики, которая учитывала бы специфику данного вида историко-культурной деятельности. Особое место здесь занимает история, где оценка объекта , обладающего признаками объекта культурного наследия, особенно сложна.

Сложность состоит в определении и в сравнении значимости лиц и событий, с которыми связан объект, для истории поселения (населенного пункта, страны (народа), мира), в уточнении значимости самого объекта в жизни той или иной персоналии, или событии, а также - в анализе типологической сохранности объекта, т. е. выявлении аналогичных объектов и уточнения степени их сохранности. Сохранность объекта вычисляется с точки зрения единственности или распространенности подобных объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия или объектов, уже состоящих под государственной охраной.

В связи с тем, что термин «предмет охраны» ранее не был сформулирован и в настоящее время только входит в научный оборот, то и подход к методике определения историко-культурной ценности объекта и его предмета охраны является новым.

Вместе с тем, следует отметить, что формулировкой понятия «предмет охраны» занимались специалисты из Санкт-Петербурга, заложившие некоторые позиции, которые должны учитываться в системе историко-культурной оценки объекта для определения его предмета охраны.

Однако, полностью система еще не разрабатывалась, тогда как необходимость методических разработок в данной области является насущной проблемой и важной необходимостью в деле охраны объектов культурного наследия.

Специалистами НИМЦ ГУОП г. Москвы был разработан один из вариантов методики определения историко-культурной ценности объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, с точки зрения истории, который мы предлагаем для обсуждения и апробировании на практике.

Для осуществления историко-культурной оценки объекта и определения «предмета охраны» объекта как памятника истории, необходимо учесть ряд позиций, характеризующих историко-культурный облик объекта.

Для определения данных позиций, необходимо, опираясь на различные источники, создать перечень исторических сведений (фактов, связанных с лицами и событиями), связанных с объектом.

Историко-культурная значимость объекта, связанного с персоналиями (лицами), зависит от полученных коэффициента значимости персоналии, коэффициента значения объекта в жизни данной персоналии и результатов определения типологической сохранности объекта. Анализ этих характеристик определяет историко-культурную ценность объекта и персоналии, с ним связанной.

Рассматривая историко-культурную ценность объекта с точки зрения связанных с ним событий, необходимо учесть значение этих событий в истории поселения, а также роль объекта по отношению к данному событию и типологическую сохранность объекта, связанного с данным событием. В процессе анализа предложенных характеристик может быть сформирована историко-культурная ценность события в истории поселения и ценность объекта, связанного с данным событием.

Далее, учитывая историко-культурную ценность объекта по отношению к персоналии или ценность объекта, связанного с историко-значимым событием, формируются историко-культурная ценность этого объекта и его предмет охраны. Процесс определения предмета охраны, т. е. подлинных элементов объекта и его особенностей, относящихся к установленному историко-значимому событию или персоналии, осуществляется путем соотношения имеющихся исторических данных (из архивных и библиографических источников) с современной ситуацией по объекту.

Предложенная методика призвана определять историко-культурную ценность и предмет охраны объекта культурного наследия в наиболее сложном в методическом отношении ракурсе – с точки зрения истории.

Вместе с тем, сотрудниками НИМЦ ГУОП г. Москвы разрабатываются методики определения историко-культурной ценности и «предмета охраны» объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия, с точки зрения архитектуры, археологии, градостроительства, а так же ценности в художественном отношении (как объекта монументального и монументально-декоративного искусства).

1.Предмет охраны должен полно описывать все содержащиеся в объекте наследия аспекты его культурной ценности, зафиксированные в статье 3 ФЗ-73, в том числе - всю сумму композиционно-пространственных, видовых, планировочных, ландшафтных и иных особенностей, определяющих целостность, своеобразие, историческую значимость объекта наследия.

2.Определение предмета охраны базируется на установлении подлинности и культурной ценности исторических элементов объекта культурного наследия.

3.Дополнительное включение в предмет охраны (равно как и исключение из предмета охраны) любого элемента объекта культурного наследия может и, при необходимости, должно влечь за собой корректировку ранее принятой атрибуции (название, авторство, датировка, локализация), а также типологии, категории охраны.

4.В предмет охраны могут входить элементы поздних наслоений и реставрационных дополнений, не имеющих самостоятельной ценности, если их произвольное изменение может нанести вред объекту культурного наследия.

5.Техническое состояние объекта культурного наследия (его отдельных элементов)

не может влиять на определение предмета охраны.

6.Предмет охраны объекта культурного наследия, обладающего мемориальной значимостью, должен включать подлинные материальные особенности объекта недвижимости, непосредственно связанные с историческим событием.

7.Предмет охраны объекта культурного наследия – ансамбля или достопримечательного места должен включать в себя предметы охраны всех входящих в


него отдельных памятников (за исключением интерьеров зданий и сооружений), а также характеристики, присущие ансамблю или достопримечательному месту как комплексному объекту культурного наследия.

8.На территории ансамбля или достопримечательного места могут находиться здания (сооружения) и элементы планировки, не являющиеся сами по себе охраняемым объектом наследия. Могут быть признаны предметом охраны их отдельные характеристики или качества, участвующие в формировании ценной пространственной структуры ансамбля или достопримечательного места (высотные габариты, протяженность зданий, ритмика застройки и др.)

9.Предмет охраны определяется (фиксируется) на дату проведения экспертизы.

10. Предмет охраны корректируется и дополняется по результатам проведенной историко-культурной экспертизы, на основании документов и сведений, выявленных в процессе исследования объекта культурного наследия, и после завершения реставрационных работ.

11.Изменение (уточнение) предмета охраны объекта культурного наследия производимое по факту завершения реставрационных работ, может касаться включения дополнительно выявленных особенностей, а также обоснованного исключения из предмета охраны поздних дополнений, в том числе реставрационных.

Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со

Название документа:
Номер документа: 28
Вид документа: Приказ Минкультуры России
Принявший орган: Минкультуры России
Статус: Действующий
Опубликован:
Дата принятия: 13 января 2016
Дата начала действия: 13 августа 2016

Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 ...

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"


В соответствии с пунктом 2 статьи 20.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 26, ст.2519; 2003, N 9, ст.805; 2004, N 35, ст.3607; 2005, N 23, ст.2203; 2006, N 1, ст.10; N 52 (ч.1), ст.5498; 2007, N 1 (ч.1), ст.21; N 27, ст.3213; N 43, ст.5084; N 46, ст.5554; 2008, N 20, ст.2251; N 29 (ч.1), ст.3418; N 30 (ч.2), ст.3616; 2009, N 51, ст.6150; 2010, N 43, ст.5450; N 49, ст.6424; N 51 (ч.3), ст.6810; 2011, N 30 (ч.1), ст.4563; N 45, ст.6331; N 47, ст.6606; N 49 (ч.1), ст.7015, ст.7026; 2012, N 31, ст.4322; N 47, ст.6390; N 50 (ч.5), ст.6960; 2013, N 17, ст.2030; N 19, ст.2331; N 30 (ч.1), ст.4078; 2014, N 43, ст.5799; N 49 (ч.6), ст.6928; 2015, N 10, ст.1420; N 29 (ч.1), ст.4359),

приказываю:

1. Утвердить Порядок определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" , согласно приложению к настоящему приказу.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на статс-секретаря - заместителя Министра Г.У.Пирумова.

Министр
В.Р.Мединский

Зарегистрировано
в Министерстве юстиции
Российской Федерации
2 августа 2016 года,
регистрационный N 43060

Приложение. Порядок определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 ...

Приложение
к приказу
Министерства культуры
Российской Федерации
от 13 января 2016 года N 28

Порядок определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

1. Настоящий Порядок регламентирует процедуру определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Реестр) в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 73-ФЗ), подлежащих обязательному сохранению, органом государственной власти уполномоченным в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (далее - орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия).

2. Разработка проектной документации по определению предмета охраны объекта культурного наследия (далее - проект предмета охраны объекта культурного наследия) может осуществляться физическими или юридическими лицами самостоятельно, в соответствии с государственными программами, а также по заказам физических и юридических лиц за счет средств заказчика, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ .

3. Разработка проекта предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется на основании историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических, натурных и иных исследований (далее - историко-культурные исследования).

4. Материалы по обоснованию проекта предмета охраны объекта культурного наследия формируются по результатам проведенных историко-культурных исследований, заключений государственных историко-культурных экспертиз, иных документов и материалов, позволяющих определить предмет охраны объекта культурного наследия (аннотированной иконографии, историко-архитектурных опорных планов, графических материалов, исторических справок, материалов, содержащих информацию о ценности объекта с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры).

5. Проект предмета охраны объекта культурного наследия оформляется в текстовой форме и может включать сведения в графической форме и фотографические изображения предмета охраны.

6. При разработке проекта предмета охраны объекта культурного наследия необходимо учитывать следующие особенности:

6.1. Предмет охраны ансамбля формируется с учетом градостроительных, ландшафтных, объемно-пространственных, планировочных, архитектурно-стилистических, функциональных характеристик элементов, и не является совокупностью предметов охраны каждого отдельного памятника, входящего в состав ансамбля.

6.2. Предметом охраны объекта культурного наследия может являться его историческое использование, функционально связанное с осуществлением жилой, торговой, промышленной и иной деятельности, подлежащее обязательному сохранению.

6.3. Предмет охраны объекта культурного наследия, обладающего мемориальной ценностью, должен включать характеристики, параметры и материальные элементы, непосредственно связанные с мемориальным периодом.

6.4. В предмет охраны объекта культурного наследия подлежат включению архитектурные элементы и детали объекта, в отношении которых произведена реставрация (воссоздание).

6.5. Техническое состояние объекта культурного наследия (его отдельных элементов), правовые, технические и иные (конфессионально-этнические, идеологические, политические, природные) условия его содержания и эксплуатации не влияют на состав предмета охраны объекта культурного наследия.

7. Разработанный проект предмета охраны объекта культурного наследия представляется в 2 экземплярах на рассмотрение в соответствующий орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия указанного объекта, с копиями Материалов.

8. Орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, рассматривает представленные документы, указанные в пункте 7 настоящего Порядка, и в течение 30 рабочих дней со дня их получения принимает акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия, в соответствии с Федеральным законом N 73-ФЗ .

При поступлении документов, не соответствующих положениям Порядка, орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, возвращает поступившие документы с мотивированным обоснованием причин возврата.

9. Акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия содержит текстовое описание проекта предмета охраны объекта культурного наследия, а также может включать сведения в графической форме и фотографические изображения.

10. Орган государственной власти, осуществляющий полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, утвердивший предмет охраны объекта культурного наследия, выполняет в соответствии с правилами организации документооборота учет и хранение материалов и иных документов, связанных с установлением предмета охраны.

11. Сведения о предмете охраны объекта культурного наследия вносятся в Реестр в соответствии с приказом Министерства культуры Российской Федерации от 3 октября 2011 года N 954 "Об утверждении Положения о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 19.12.2011, регистрационный N 22670), с изменениями, внесенными приказами Минкультуры России от 03.06.2014 N 966 (зарегистрирован в Минюсте России 21.07.2014, регистрационный N 33178) и от 05.08.2015 N 2150 (зарегистрирован в Минюсте России 09.10.2015, регистрационный N 39250).

12. При исключении объекта культурного наследия из Реестра, акт об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия подлежит отмене органом государственной власти, осуществляющим полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.

13. Изменение утвержденного предмета охраны объекта культурного наследия осуществляется органом государственной власти, осуществляющим полномочия в сфере государственной охраны объектов культурного наследия на основании документов или результатов историко-культурных исследований, отсутствовавших при подготовке проекта предмета охраны объекта культурного наследия и дающих основания для изменения предмета охраны объекта культурного наследия.

14. Изменение предмета охраны объекта культурного наследия, утвержденного органом государственной власти, прекратившего осуществление полномочий в сфере государственной охраны объектов культурного наследия, осуществляется соответствующим уполномоченным органом государственной власти в указанной сфере.

15. Орган государственной власти, утвердивший предмет охраны объекта культурного наследия, направляет копию указанного акта в орган государственной власти, прекратившего осуществление полномочий по государственной охране указанного объекта, в целях отмены ранее принятого акта об утверждении предмета охраны объекта культурного наследия.



Электронный текст документа
подготовлен АО "Кодекс" и сверен по:
Официальный интернет-портал
правовой информации
www.pravo.gov.ru, 02.08.2016,
N 0001201608020014

Об утверждении Порядка определения предмета охраны объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии со статьей 64 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"

Название документа:
Номер документа: 28
Вид документа: Приказ Минкультуры России
Принявший орган: Минкультуры России
Статус: Действующий
Опубликован: Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 02.08.2016, N 0001201608020014

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 35, 29.08.2016

Дата принятия: 13 января 2016
Дата начала действия: 13 августа 2016