Аренский рафаэль. А.С.Аренский -одноактная опера «Рафаэль. Дуэт Рафаэля и Форнарины

Митькова Анастасия Дмитриевна,студентка Казанской государственной консерватории им. Н.Г.Жиганова[email protected]

Опера А.С.Аренского «Рафаэль» в контексте русского искусства рубежа XIXXX веков

Аннотация. Опера А.С.Аренского «Рафаэль» была создана на заказ кпервому Всероссийскому СъездуХудожников и Любителей Художеств. В статье выявляются основные стилевые направления русского искусстварубежа XIXXX векови их тенденции,оказавшие влияние на создание оперы. Содержание оперы «Рафаэль» рассматривается вконтексте влияния идей символизма и эстетизма. Ключевые слова: Аренский, опера, символизм, эстетизм, Мир искусства.

Антон Степанович Аренский один из талантливейших русских композиторов конца XIX века. Его популярность при жизни была необыкновенной. Чайковский отзывался об Аренском: «Аренский удивительно умен в музыке, както все тонко и верно обдумывает! Это очень интересная музыкальная личность!». Композиторский талант А. Аренского помимо Чайковского отмечалиС. Танеев, Г. Конюс, Г. Ларош, Б. Асафьев. Аренскийбыл известен публике также как пианист,признание получила и дирижёрская деятельность музыканта. В спискеучеников Аренского профессора Московской консерватории по классу композиции

такие известныеименакакС. Рахманинов,А. Скрябин, Г. Конюс, Р. Глиэр, К. Игумнов, А. Гольденвейзер.

Но,словно повинуясь словам его собственного учителя, Н.А.РимскогоКорсакова«забыт он будет скоро», в начале XXвека имя композитора,некогда окруженное пристальным вниманием современников, стало действительно забываться. Интимная, тонкая лирика Аренскогоне отвечала духу нового предреволюционноговремени. При советской властиинтерес к его творчеству также не был возобновленв силу его «внеидеологичности». Творческое наследие Аренскогопостигла нелегкаясудьба:его музыка осталась непонятой и недооцененной.Между тем, сфера музыкального дарования А.С.Аренского, более известного публике как автора «песни Певца за сценой» и «Фантазии на темы Рябинина»,была более многогранна: композиторомнаписаны 2 симфонии, симфоническая фантазия «Маргарита Готье» идругиеоркестровые произведения. Его балет «Ночь в Египте» (1900)былпоставленвовремя«Русских антреприз»ДягилевавПариже (1908). Наибольший успех композитор нашел в камернолирических формах высказывания, а востребованнымив наше времяоказались его романсы, фортепианные сочинения и камерныеансамбли. Жанр оперы привлекал Аренского на протяжении практически всего творческого пути. Начав свои композиторские искания с большой четырехактной оперы «Сон на Волге» (нач. 1880х–1888), Аренский с неугасающиминтересом продолжал работать в этом жанре. В год премьеры постановки «Сна на Волге» (1890), вдохновленный успехом своей первой оперы, Аренский началработунад трехактной оперой «Наль и Дамаянти»(1903). Номноголетняя работанад нейпрервалась созданиемодноактной оперы «Рафаэль»(1894). Опера «Рафаэль» была написана на заказ к первому Всероссийскому СъездуХудожников и Любителей Художеств, проходившемув Москве24 апреля 1894г.В статье «Первый художественный съезд в Москве» Г.Конюс отмечает, что «среди явлений, ознаменовавших первый съезд художниковв истекшем апреле, в сфере музыкального искусства особенное внимание обращает на себя специально по случаю съезда написанное и двукратно на устроенном в залах Московского дворянского собрания художественном празднике исполнявшееся новое сочинение А.С.Аренского».

ЭтотСъездстал важным событием в истории русской живописи. Внешним поводом для него стала передача городу картинной галереи Павлаи СергеяТретьяковых. В ведущем художественном журнале того времени «Артист» было отмечено, что«этагалерея является как бы сводом художественных задач,поставленных кразрешению русскойживописью в течение того исторического периода, который только что, на наших глазах пережит русским обществом». Надо отметить, что русская культура конца XIX –начала XX веков –сложный и противоречивый период в развитии русского искусства. Это связано с бурным процессом поиска новых путей развития культуры, и, как следствие, многообразиемнаправлений и школ. Вискусстве рубежа XIXXXвв. одним из ведущих мировосприятий в культуре становится символизм.Русский символизм возник на рубеже 80 –90х г.г. XIX столетия как ведущее идейно –художественное и религиозно –философское течение. Он вобрал в себя все достижения культуры рубежа XIXXXвв, а потому во многом определил крупнейшие философские, художественные и также косвенно научные и социально –политические достижения эпохи Серебряного века, включая художественный авангард, русскую религиозную философию. Апофеозом русского символизма стала идея синтеза искусства, философии, жизни, создание «целостного стиля». Само представление об искусстве расширяется до человеческой деятельности вообще. Символизм при этом во многом опирался на положение Ф.Достоевского: «Красота спасетмир». Оно же было взято Вл. Соловьевым как метафизическое основание егофилософии всеединства, которая сталафундаментом русского символизма.Русский символизм можно рассматривать скорее как некий нескончаемый творческий процесс, который самоценен своей активной стороной, чем неким конкретным результатом. Отсюда на первый план выходитсампроцесс художественного творчества. Ориентация на творческую личность и явление теургии,как реализации божественного начала в человеке,привели к некому культу личности (перекличка с эпохой Возрождения). Личность художникапоэта понимается как личность «носителя внутреннего слова, органа мировой души, ознаменователя сокровенной связи сущего, тайновидца и тайнотворца жизни». Он является своеобразным «трансформатором» и «транслятором» музыки небесных космических сфер, которая доступна ему и не доступна простым смертным. Именно художник с помощью поэзии, музыки, живописи доводит эту «зашифрованную информацию» до простых смертных через творческие откровения, каковыми и выступаютстихотворение, симфония, картина и т.д.Творческий процесс, творчествостановится явлением синонимичным понятию прекрасного. Здесь находит свое воплощение идея о том, что предназначениеискусства созиданиепрекрасного, возвышенного, противостоящего проблемамреальнойжизни, а не отражениеокружающей действительности, ее отрицательныхсторон и острых социальных проблем, как это было ранее. В конце XIXвека в сознании русских живописцев происходит изменение отношения к роли живописи. В противовес реалистическим идеямпередвижниковна рубеже XIX XXвеков было созданохудожественное объединение «Мир искусства». Художники этого объединения старались противопоставить тревожной реальности исконные духовные и художественные ценности,считали приоритетным эстетическое начало в искусстве, отводя искусству роль своего рода преобразователя жизни.Программа «Мира искусства» содержала многие принципиальные положения, которые вытекали из концепций эстетизма и символизма. Главным стержнем новой программы стала проблема художественного индивидуализма, автономии мира искусства, свободного от социальных и политических проблем, а эстетика красотыутвердиласькак вечная важнейшая тема художественного творчества. В эпоху, когда один эстетический идеал себя исчерпал (передвижники), а другой еще не сформирован («Мир искусства»), обостряется мировоззрение эстетизма. Он утверждает преимущественную ценностькрасотыв жизни иискусстве, превалирование прекраснойформынад содержанием. В философииэстетизма рафинированное мышление приводит ккульту или религии красоты. Еще одна характерная черта философии эстетизма: поскольку все формы, независимо от их эстетическойценности, обретают высший, религиозныйсмысл, то важнее становятся не содержание и форма, а личность созерцателя, ценителя,знатока.

В широком смысле эстетизм это признание красоты абсолютнойвысшей ценностью, а наслажденияею -смысломжизни; это культ прекрасного в искусстве и жизни. Основу этой эстетической концепциисоставляет утверждение независимости красоты и ее основного вместилища -искусства от морали, политики, религии, других форм духовной деятельности.Вместе с тем, врусском искусстве на протяжении всей его истории преобладало не чисто художественное, а нравственное, этическое начало, правдоискательство, которое, по словам академика Д.С.Лихачева, является стержнем всей русской культуры. Такое понимание сути искусства справедливо для всех русских художников от А.Рублева до М.Врубеля. Оно проявилось и в иконописи религиозных подвижников -древнерусских живописцев,и в полотнах демократически настроенных передвижников второй половины XIX в., и в живописи художников начала XX в.Период конца XIX –началаXX века в развитии русской культуры стремится синтезировать все достижения культуры: искусство, философия, религия –все взаимосвязано.A. Блок называл такуюцелостность художественнойсреды «синтетической культурой», считая, что в России «живопись, музыка, проза, поэзия, философия, религия, общественность неразлучимы и вместе они образуют единый мощный поток, который несет на себе драгоценную ношу национальной культуры».Следуя этимзакономерностям,новые тенденциив живописи на рубеже XIXXX веков не могли не оказать существенное эстетическое влияние на музыкальное искусство. Значительные изменения в музыкальном искусстве выразились в новыхтенденциях отношения к искусству, его роли в жизни. Композиторы 6070х годов следовали принципу,который соответствовал идеалам «натуральной школы» в литературе и передвижничества в живописи.Этотпринцип «музыкальной правды» на рубеже XIX –XX веков уступил место эстетическому подходу, тяготению к философским концепциям, воплощаемым в музыке, усилениюпсихологизации героев,обновлению жанров и форм. Так в музыкальном искусстве 80х –первой половины 90х годов появляется новая тенденция –утверждение прекрасного вопреки страданиямигнету окружающей действительности. Необходимость в эстетически прекрасном началемногообразно проявляется в музыке 8090х гг.: у Чайковского –как гимническое утверждение любви и правды, победы света над мраком (балет «Спящая красавица», опера «Иоланта»);у Глазунова как лирикоэпическое и гимническое утверждение прекрасного в жизни(в Четвертой симфонии). У РимскогоКорсакова эта тенденция воплотилась в образах солнечного прославления природы и искусства народа (симфонические сюиты «Шехеразада»(1888) и «Испанское каприччио» (1887), оперы «Ночь перед Рождеством»(18941995) и «Садко» (1897)). Для мировоззрения этого композитора характерно тяготение к эстетике чистого созерцания, к любованию красотой и отточенным совершенством формы. Эти тенденции отчётливо проявились еще в 1880х годахвоперах «Снегурочка»(1881), «Млада» (1892), позднее в опере «Царская невеста» (1899), «Сказка о цареСалтане»(18991900) «Сказание о невидимом граде Китеже и девеФевронии» (19031907).

В этом же контексте появляется и опера А.С.Аренского«Рафаэль», гдеэстетически прекрасное началосвязывается с духовнойистиной, а поклонение всеобъемлющей силе красотыразрешает нравственный конфликт. Сюжетом, который соответствовалзадаче воплотить новые художественные веяния, стал сюжет из жизни итальянского художника эпохи Возрождения Рафаэля Санти. Так, впервые в истории русскойоперы произошлообращение к личности художника, творца. Единственной оперой на сюжет с участием художника на конец XIXвекабыла комическая опера «Бенвенуто Челлини» (1838)Гектора Берлиоза (Либретто Л. де Вайи и О. Барбье по автобиографии флорентийскогоскульптора БенвенутоЧеллини). Премьера этой ранней оперы Берлиоза окончилась провалом. Лишь спустя много лет, в 1852 опера была с успехом поставлена в Веймарев новой редакции Листа.В основу сюжета лег эпизодоб авантюрных приключениях Челлини. В конце оперы возникает тема созидания когда в финале перед восхищенными зрителями предстает произведение искусства

статуяПерсея и звучит ария-гимн творчеству «Seulpourlutter, seulavecmoncourage» .Но, возможно,изза принадлежности к комическому жанру,тема творца и искусства в этой опере отходит на второй план, неявляясь носителем философскоэстетического содержания.В опере Аренского эстетически прекрасное начало нашло воплощениев образеФорнарины –музыхудожника. Отсюда влюбленность в идеальную красоту. Этавлюбленностьстановится толчком к творчеству, приравнивается к художественному вдохновенью.Так, действием, воплощающим высокую любовь, становится сам творческий процесс. Возвышенность чувств главныхгероев подчеркивается сравнением сземной страстью –вторгающейся в центральный эпизод оперы (любовный дуэт)«Песнейпевца за сценой».

Таким образом, центральной идей оперы стала философская идея о синтезелюбви и искусствав миропонимании творца;об искусстве и творчестве, как высшей форме выражения существованияхудожника.Здесь находит свое воплощение идея о предназначении искусства не в отражении окружающей действительности, ее отрицательныхсторон, острых социальных проблем, а в созидании прекрасного, возвышенного, противостоящего проблемам реальнойжизни.Следуя этой идее, вопере можно выделить две лейттемы:тему искусстваи темулюбви.Темаискусствавпервые появляется в первом разделе ариозо Рафаэля в исполнении скрипки соло:

Тема искусства такжезвучит в трио Рафаэля, Форнарины и кардинала Бибиены,изавершает оперу, сливаясь с темой любви.Вторая лейттема

Тема любви. Впервые она появляется всцене дуэта Рафаэля и Форнарины. Это «настоящий перл музыкальной красоты, восторгался Г.Конюс. В нем бездна любовной нежности, опоэтизированной мечтательности, доведенной до высшей степени интенсивности, до экстаза».

Далее она звучит в момент, когда кардинал Бибиена отдергивает занавеску с лика Мадонны. Она же является основнойтемой, на которойпостроенфинальный хороперы, воспевающийнебесную красоту. По мере развития действия,тема приобретает более широкое значение. Начинаясь как тема любви,она приобретает более емкое содержание, становясь темойтворчества, когда чувствахудожника к музе перерождаются во влюбленность в идеальный образец красоты, а процесс творчествастановится ее воспеванием.Такое развитие семантики темы указывает на тесную связь этих двух понятий в мироощущенииХудожника. Развязка действия происходит в момент, когда кардинал Бибиена сдергивает покрывало с работы Рафаэляи пораженный увиденным хор поет хвалу небесной красоте Мадонны. Основой мелодии финального хора становится тема любвитворчества, звучащая сначала в оркестре, а затем в хоре.Поддерживаемаяtutti оркестра, она приобретает гимническое звучание.Эта же тема завершаетоперу. В оркестровом заключении в звучание лейттемы любвитворчества вплетается, как ее завершение,тема искусства в утверждающем, величественномтембре трубы:

Таким образом, в творчестве А.С. Аренского нашли свое воплощениенаиболее яркие художественноэстетические идеи конца XIX века. А.С.Аренский создал оперу, в которой нашли свое выражение идея о предназначении искусства в созидании прекрасного, возвышенногоиидея об искусстве и творчестве, как высшихформахвыражения существованияхудожника.

Так, одноактная опера А.С.Аренского «Рафаэль» воплотилав концентрированном виде новые эстетические веяния в искусстве рубежа XIXXX веков, которые будут развиты уже в XX веке.

В апреле 1894 года в Москве должно было состояться событие, немаловажное для русского искусства: первый Всероссийский съезд художников. К этому съезду Аренскому, в то время уже достаточно известному композитору, автору оперы «Сон на Волге», двух симфоний, фортепианного концерта и камерных сочинений, была заказана опера. Сюжетом, подходящим к случаю, была избрана одна из легенд, связанных с именем великого художника эпохи Возрождения Рафаэля, — о его любви к юной натурщице Маргарите, прозванной Форнариной (булочницей). Либретто написал некий А. А. Крюков, о котором не сохранилось никаких сведений. В то время в Москве жили два довольно известных человека с такой фамилией и инициалами: второстепенный поэт и журналист, работавший в одной из московских газет. Вероятно, один из них и был автором, но даты их жизни неизвестны.
Конечно, образ Рафаэля в либретто оказался весьма далеким от подлинного образа гениального мастера, однако это не помешало композитору с увлечением работать. «Рафаэль» был создан им очень быстро — всего за пять недель. Этому способствовало соответствие жанра одноактной оперы дарованию композитора, лирика по преимуществу, предпочитавшего малые формы. Своей опере Аренский дал подзаголовок «Музыкальные сцены из эпохи Возрождения». Первоначально партия Рафаэля предназначалась для меццо-сопрано, но позднее была поручена тенору.
Опера впервые была исполнена 24 и 25 апреля 1894 года на сцене зала Московского благородного собрания силами учащихся Московской консерватории перед участниками съезда, которые восприняли ее очень доброжелательно. Присутствовавший на премьере Танеев, один из самых авторитетных музыкантов России, был настолько тронут, что не мог сдержать слез. Пресса также была положительной. Первая театральная постановка «Рафаэля» была осуществлена в петербургском Мариинском театре. Премьера состоялась 13 декабря 1895 года.
Особенностью оперы «Рафаэль» является то, что она была написана для исполнения на итальянском языке, хотя в практику вошел и равноправный русскоязычный вариант.


Действие происходит во Флоренции начала XVI века.
В мастерской Рафаэля ученики прощаются с мастером, спеша присоединиться к карнавальному веселью. Оставшись один, он размышляет о своей судьбе(покровительствующий ему кардинал Бибиена предлагает жениться на его племяннице, однако Рафаэль любит другую — скромную девушку-крестьянку Маргарита, прозванную Форнариной (булочницей),которая позирует ему для образа Мадонны.)
Появляется Форнарина. Охваченный вдохновением, художник берется за кисть. С улицы доносятся звуки веселящейся толпы. Кто-то запевает песню, воспевающую любовь. Прервав работу, Рафаэль возвращается мыслями к Форнарине — не модели, а любимой женщине, и обнимает ее. Неожиданно появляется кардинал. Он обвиняет художника в оскорблении невесты, в попрании святыни: ведь он отождествил грешную Форнарину с Мадонной...
Художник смело возражает: кардинал не может убить его любовь! В страшном гневе кардинал сзывает народ, чтобы показать «раба греха».
Мастерскую заполняют веселящиеся горожане и склоняются перед прекрасной картиной, прославляя гений ее творца.
Опера завершается гимном, прославляющим искусство.




«Рафаэль» отличается ясным, компактным строением, предельным лаконизмом, экономностью выразительных средств. Музыка оперы изысканна, исполнена лиризма и отличается поэтичностью, мечтательной и ясной мелодикой, лирические сцены оттеняются удачно решенными жанровыми.
Популярнейшая «Песнь Певца за сценой» основана на подлинной итальянской народной мелодии, заимствованной композитором из сборника «Весь Неаполь».

Основа оперы - мелодичные лирические номера, однако поскольку действие оперы развертывается на фоне средневекового карнавала, в ней есть хоровые сцены и отголоски типично итальянских мотивов. В применяемых композитором оркестровых и вокальных музыкальных приемах наблюдается выраженная преемственность с сочинениями Чайковского. Опера «Рафаэль» была удостоена высокой оценки Танеева, который считал ее способной одинаково восхитить как специалистов-музыкантов, так и публику, трогательной «до слез».

Судьба небольшой (менее 40 минут звучания) оперы «Рафаэль» сложилась наилучшим образом, отдельные исполнения оперы в случаются вплоть до наших дней (преимущественно в концертах или в студенческих постановках).


Антон Аренский
РАФАЭЛЬ

одноактная опера
Премьера 1894 г.
Либретто: А. Крюков, М. Чайковский

Действующие лица
Рафаэль (тенор) В. Калужский
Форнарина, натурщица Рафаэля (сопрано) З. Долуханова
Кардинал Бибиена (бас) А. Королев
Народный певец (тенор) В. Кравцов
Хор и оркестр Всесоюзного радио, дирижер В. Смирнов
1956 г.

Действие происходит в начале XVI века в Риме.
Мастерская Рафаэля в Риме. Художник работает в окружении учеников, а затем отпускает их по домам, ведь сегодня - первый день карнавала.
Однако сам Рафаэль не спешит принять участие в празднестве: его мысли заняты девушкой, которую он недавно встретил у одного из городских фонтанов. Девушка так поразила его своей красотой, что он, поглощенный до сих пор лишь великим искусством живописи, понял, что влюблен. К несчастью, именно теперь, когда Форнарина (так зовут красавицу) ответила на чувства Рафаэля, став его возлюбленной, покровитель художника, всесильный кардинал Бибиена, заявил о решении женить его на своей племяннице.
Появляется Форнарина. Они так счастливы вдвоем - натурщица и художник, пишущий с нее свое новое творение, - что едва замечают и доносящиеся с улицы голоса, призывающие "маэстро Рафаэля" присоединиться ко всеобщему веселью, и проникновенную песнь о всепобеждающей любви, которую на соседней площади исполняет под гитару бродячий певец.
Неожиданно в мастерской показывается кардинал Бибиена. Он оскорблен тем, что застал художника, которого уже считает членом своей семьи, наедине с незнакомой красавицей и упрекает его в том, что тот растрачивает свой талант на суетные радости жизни. Рафаэль открыто заявляет о глубокой любви к Форнарине, а она - о своем искреннем чувстве к художнику, однако кардинал остается непреклонным: такая любовь кажется ему порочной и недостойной рафаэлевского гения. Рассерженный Бибиена призывает жителей города в мастерскую, чтобы, как он заявляет, сорвать с Рафаэля "маску злого лицемерья", поведав всем о греховности знаменитого художника. Однако, откинув занавес с только что завершенного полотна, он не может сдержать восторженного возгласа и в благоговении отступает перед изображенной на холсте неземной красотой.
Все, включая кардинала, славят Рафаэля и его искусство. (Взято вот отсюда: http://culture.natm.ru/tree4.html?id=7638)

Из оперы самый хрестоматийный кусочек - Песня певца за сценой "Страстью и негою сердце трепещет".

"...Второе название произведения - «Музыкальные сцены из эпохи Возрождения». Премьера состоялась в 1894 году и была осуществлена силами студентов Московской консерватории.Поводом для написания произведения был Всероссийский съезд художников, для которого Аренский и создал оперу. Рафаэль - художник эпохи Возрождения - стал её героем. События оперы вымышлены, эпизод из жизни Рафаэля выдуман. Опера ставится крайне редко, но известен отзыв о ней С. Танеева (он был на премьере): «До слёз был тронут музыкой... музыка «Рафаэля» идеальна». В концертном репертуаре сохранила свое место «Песня певца за сценой» - типичная итальянская канцона, удивительно красивая и пластичная...."

MP3
320 kb/ps
83.6 Мб
http://narod.ru/disk/8510921000/Arenskiy_Raffaello_Smirnov.rar.html

====================================

Антон Аренский
БАХЧИСАРАЙСКИЙ ФОНТАН
музыка к поэме (фрагмент?)

Зарема - Ирина Архипова
Хор и оркестр Большого Театра
Дирижер Мелик-Пашаев

MP3
256 kb/ps
40.5 Мб
http://narod.ru/disk/8510621000/Arenskiy_fontaine%20bakshisarai.rar.html

======================================
АРЕНСКИЙ, АНТОН СТЕПАНОВИЧ (1861–1906), русский композитор и педагог; наибольшей известностью пользуется его фортепианная и камерная музыка. Аренский родился 30 июня (12 июля) 1861 в Новгороде. Учился в Петербургской консерватории в классе Римского-Корсакова и по ее окончании был приглашен профессором гармонии и контрапункта в Московскую консерваторию. В его классе занимались среди прочих А.Н.Скрябин, С.В.Рахманинов и Р.М.Глиэр. В 1895 Аренский стал управляющим петербургской Придворной певческой капеллой, сменив на этом посту М.А.Балакирева. Наследие Аренского включает три оперы - Сон на Волге (1888, поставлена в 1890), Рафаэль (1894), Наль и Дамаянти (1903, поставлена в 1904); две симфонии; два струнных квартета; фортепианный концерт; интермеццо для струнного оркестра; два фортепианных трио; фантазию на темы Рябинина для фортепиано с оркестром; фортепианный квинтет; балет Египетские ночи (по Пушкину). В вокальных жанрах Аренским создано несколько церковных хоров, множество романсов, кантата Лесной царь (по стихотворению Гёте в переводе Жуковского), баллада для солиста, хора и оркестра Кубок (по стихотворению Шиллера в переводе Жуковского). Аренский - автор более сотни фортепианных пьес, объединенных в опусные циклы, и четырех сюит для двух фортепиано.
Музыка Аренского носит преимущественно лирический характер. Композитор испытывал сильное влияние Чайковского, но едва ли можно обнаружить в его произведениях яркие национально русские черты, скорее они эклектичны по своему стилю. За пределами России наиболее популярны вальс из сюиты для двух фортепиано № 1, фортепианное трио ре минор и Вариации на тему Чайковского для струнного оркестра. Умер Аренский в Териоках (Финляндия, в то время - Российская империя) 12 (25) февраля 1906.

Для дальнейшей работы сайта требуются средства на оплату хостинга и домена. Если вам нравится проект, поддержите материально.


Действующие лица:

Рафаэль Санцио меццо-сопрано
Форнарина (натурщица Рафаэля) сопрано
Кардинал Бибиена бас
Народный певец (за сценой) тенор

Граждане, женщины, ученики Рафаэля, народ в масках и костюмах во время карнавала.

Действие происходит в начале XVI века в Риме.

ВСТУПЛЕНИЕ

Большая мастерская Рафаэля в Риме, уставленная мольбертами, статуями и принадлежностями искусства. В глубине сцены, направо от зрителей, большая задрапированная шелковой занавесью мраморная арка. С левой стороны маленькая, отделанная скульптурной лепкой, дверь. Налево большой мольберт с картиной задернутой завесой на кольцах. Рафаэль, окруженный учениками, пишет. Некоторые ученики заняты приготовлением и растиранием красок в сосудах; одни сидят на полу, другие следят стоя и сидя за работой Рафаэля.

1. Хор учеников

Хор

Друзья, за работу смелей,
Летит лучезарное время,
Под солнцем цветущих полей
Вперед, наше юное племя!

Не зная борьбы, ни труда,
Не ведая бурного чувства,
Нельзя нам идти никогда
Тернистой дорогой искусства.

Но если дрожит наша грудь
Огнем вдохновенья и страсти,
Усыпан нам розами путь —
В руках наших слава и счастье.

Следите ж прилежно вперед
За гения смелой рукою.
Он к свету нас славно ведет
Веселой, свободной толпою.

Рафаэль

Работа кончена; веселье вас зовет.
Зовет любимая семья, и карнавал вас ждет.
Я не могу веселье с вами разделить.
Привет мой вам, друзья.

Хор

Прощай, учитель.

2. Ариозо Рафаэля

Рафаэль

Свободы мгновенью
Я рад несказанно,
Мечтам, вдохновенью,
Как жизни желанной.
Но мысли полет
Сдержать вероломно,
Стремится судьба:
Работой огромной
Мне сердце гнетет
Заказы от папы, вельмож и двора,
И с алчностью ждет
Созданий искусства толпа.
Я труд мой и гений —
Все отдал искусству
И мало отрадных мгновений
Всесильному чувству
Любви.

И вот, едва любовь узнал
Что сердце пылкое сжигает,
Тщеславный друг мой, Кардинал,
Мне брак безумный предлагает:
Он из семьи своих родных
Нашел невесту мне, к несчастью,
Но Форнарину всею страстью
Люблю как радость дней моих.

[Подходит к картине и смотрит.]

Я помню чудный миг:
В струях на мраморе фонтана
Она стояла, стыдлива как Диана
И нежность ножки неземной
В воде сверкающей струями,
Следил я жадными очами.
О, красота, с тех пор я твой.

3. Дуэт Рафаэля и Форнарины

Рафаэль

Но Форнарина не идет!
Я жду ее, как счастье света.
Кругом молчанье,
Нет ответа...
Как ожиданье
Душу жжет!

[Из боковой двери вбегает Форнарина.]

Форнарина!

[Подходит к ней.]

Форнарина

О, милый, снова я твоя!

[Обнимаются.]

Рафаэль

О, блаженство мое,
Мечта любви,
Мы с тобою вдвоем,
С тобой один.

Форнарина

Ты прекрасней цветов,
Свежее весны,
Нас сжигает любовь,
Огонь любви.

Рафаэль

Ко мне нисходит вдохновенье,
Парит небесное виденье,
О, дай мгновенье счастья мне...

[Быстро отводит Форнарину, ставит на пьедестал и пишет с нее картину; за сценой звуки музыки и танцев приближающегося карнавала.]

Хор

Весь Рим кипит весельем,
Сменился труд бездельем,
Маэстро Рафаэля
На праздник мы зовем.
Ловите наслажденье,
Вся жизнь одно мгновенье,
А музыка и пенье
В крови горят огнем...

Голос

[за сценой]
Страстью и негою сердце трепещет,
Льются томительно песни любви,
Страстью и негою взор ее блещет,
Блещут в нем звезды любви.

Грудью, взволнованной в жарких объятьях,
Нежится море в сверкающем сне.
Как я люблю — не в силах сказать я.
Страшно и сладостно мне.

Жизнь моя — сердца восторг и мученье,
Ясное небо цветущей весны,
Голос твой — сказка, задумчиво пенье,
Пенье иль ропот волны.

О, если б мог я волне беззаботной
Нежное слово безумно сказать,
Рад бы я чайкою быть быстролетной,
В бурю с волнами рыдать.

Хор

Весь Рим кипит весельем,
Сменился труд бездельем,
Маэстро Рафаэля
На праздник мы зовем.
Ловите наслажденье,
Вся жизнь одно мгновенье,
А музыка и пенье
В крови горят огнем...

Рафаэль

Веселье, жизнь и наслажденье...

Форнарина

О, милый мой, как жизнь прекрасна.

[В отворенные окна мастерской влетают цветы, ленты и небольшие букеты.]

Рафаэль

Смотри, дождем летят цветы!

Форнарина

Меня ты любишь?

Рафаэль

[подходя к ней]
Нежно, страстно,
Как перл небесной красоты.

Рафаэль

О, блаженство мое,
Мечта любви,
Мы с тобою вдвоем,
С тобой один.

Форнарина

Ты прекрасней цветов,
Свежее весны,
Нас сжигает любовь,
Огонь любви.

Рафаэль

О, Форнарина!
В дивном созданьи
Мир возрожденья,
Мир красоты,
О, Форнарина!
Страсти желанья,
Миг наслажденья,
Жизни цветы.

Будь беззаботна
Нежностью юной,
Жизнь быстролетна
В мире мечты.

Звучныя струны
Сердца не вечны —
Вянут цветы.

[Рафаэль и Форнарина в объятиях друг у друга. В большой арки, приподнимая занавес, показывается Кардинал Бибиена, приостанавливается на мгновение, пораженный, потом величественно приближается.]

4. Ария Кардинала

Кардинал

Бог всемогущий! Эти ль очи
Позор узреть принуждены?
При блеске дня, не в мраке ночи,
Не в тайне тьмы и тишины!..

Остановись! Ты преступленье,
Обет нарушив, совершил:
Ты кровь мою и утешенье,
Твою невесту оскорбил.
Ты позабыл небес святыню,
Небесных образов здесь нет.
Ты гений обратил в пустыню,
Твое искусство — грешный бред.

Безумно, слепо вдохновенье,
Ты недостойный церкви сын;
Клянусь, — позор твое рожденье
Моей страны, моих седин.
Ты красоты предался власти,
Огнем любви горит твой взор,
Ты ищешь славы, ищешь счастья
И может быть найдешь позор.

№ 4а. Трио

Рафаэль, Форнарина, Кардинал [вместе]

Рафаэль

Отец святой, ты можешь строго
Свой приговор мне произнесть,
Но ты не властен в исступленьи
Убить любовь души моей.
Клянусь, люблю, как вдохновенье,
Как солнца луч, как счастье дней
Я это нежное созданье
С ее небесной красотой.

Форнарина

Отец святой; перед собою
Ты видишь женщину такой,
Чей мир — в одном; его любить.

Кардинал

О, возвратись, Рафаэль дивный,
На путь добра и правды путь,
И грех забыв богопротивный,
Ты эту женщину забудь.

Рафаэль

Нет, никогда, клянусь душою,
Я не могу ее забыть.

Форнарина

Клянусь любить его до гроба.

5. Финал

Кардинал

Так оставайтесь же в косненьи
Греха и зла, из рода в род.

Хор

[за сценой]
Кипит весь Рим весельем,
Сменился труд бездельем,
Маэстро Рафаэля
На праздник мы зовем.
Ловите наслажденье,
Вся жизнь одно мгновенье,
А музыка и пенье
В крови горят огнем...

Кардинал

Зову сюда для обвиненья
Я веселящийся народ.

[Подходит к окну.]

Придите все сюда, о люди,
Сорвать венец с его чела
И вырвать сердце прочь из груди
Раба греха и сыны зла.

Хор

[за сценой]
Что случилось? Зачем зовут нас?
Отец святой! Зачем ты нас созвал сюда толпой?

Кардинал

Я вас созвал, друзья мои,
Затем, чтоб знали вы отныне,
Что этот грешник чужд святыне
И церкви он лишен любви.
Смотрите все и знайте, братья,
Он кистью демонской при мне
Вот этой женщины объятья
Изобразил на полотне.
Но маску злого лицемерья
С него сорву я, как венец.
Смотрите все!

[Срывает занавес с большой картины, которую при ею появлении завесил Рафаэль, и отступает в оцепененьи восторга и ужаса.]

Безумец я!
Как мог подумать!
В величьи вечном
Черты небесной красоты.
Склоняюсь с трепетом сердечным
Пред вами в прах. О, мир мечты!

Хор народа

Какая отрада
Разлита отрада
Разлита в небесных чертах!
Огнем ее взор проникает
И в сердце вселяет
Божественно веру и страх.

Хор, Рафаэль и Форнарина

Чей ясный ум
Постигнуть хочет тайны неба,
И, полный дум,
Кто позабыл о нужде хлеба,
Кто сердцем прост
И незлобив своей душою,
Тот светлый мост
Создал меж небом и землею,
Тот близок нам,
И каждый стон его страданья
Взывает к нам,
Прося у неба упованья.

Рафаэль и Форнарина

О, блаженство мое,
Мечта любви,
Ты свежее цветов,
Прекрасней весны.

Кардинал и хор народа

И вздрогнут народы от грома небес
Великой торжественной славы:
Не ангел, отпадший в пучине, исчез,
Не ветер склоняет дубравы,
То грохот несется далеких миров,
И звучные струны вселенной
Гремят вдохновенно
Бессмертное имя из смертных веков.