Акварельные краски что. Из чего делают краски для рисования? А почему бы не использовать масляные краски

Видео урок рисования акварелью "Город в лучах солнца" Базовый видео урок рисования акварелью "Город в лучах солнца". Художник-преподаватель: Татьяна Викторова Татьяна – художник-акварелист, по образованию дизайнер интерьера, но нашла себя именно в изобразительном искусстве. Рисует с 2014 года, а с 2016 г проводит мастер-классы в своем городе. Считает себя на половину самоучкой, потому что мир современной акварели очень далек от классического представления и многое изучалось самостоятельно. В этом видео уроке рисования акварелью Татьяна рассмотрит довольно сложное построение улицы – перспективу с двумя точками схода, а также расскажет и покажет, как нарисовать городской пейзаж в теплом колорите. ✔ Построение перспективы улицы с одной точкой схода ✔ Тональные взаимоотношения предметов друг с другом ✔ Принцип работы над сюжетами с контрастным сочетанием цветов ✔ Как включать в городские пейзажи людей и машины ✔ Как рисовать отражение города ✔ Построение перспективы улицы с двумя точками схода. ✔ Тональные взаимоотношения предметов друг с другом ✔ Различие подбора оттенков для «теплого» и «холодного» колорита работы ✔ Как нарисовать свет акварелью ✔ Вопрос детализации архитектуры и работы в целом ✔ Как включать в городские пейзажи людей и машины ✔ Как включать в работу цветовые акценты Итогом видео урока станет акварельная работа с солнечным городом! Это финальная работа курса, которая объединяет все, что мы изучили на предыдущих занятиях. Продолжительность видео урока: 1 час 40 минут Для комфортного обучения убедитесь, что у вас есть следующие художественные материалы: ✔ АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ Акварельные краски любого производителя. В уроке Татьяна использует следующие цвета: - Белые Ночи, № 321 Железоокисная светло-красная - Van Gogh, № 568 Фиолетовый - Белые Ночи, № 209 Неаполитанская желтая - Белые Ночи, № 304 Кадмий оранжевый - Белые Ночи, № 319 Карминовая - Белые Ночи, № 513 Голубая - Белые Ночи, № 357 Венецианская красная - Белые Ночи, № 524 Индантреновый синий - Гуашевые белила, титановые (P.W.6) Белые ночи «Мастер-класс» (Или другой фирмы) ✔ КИСТИ - Кисть синтетика Escoda «Perla», круглая, №8 (Замена: синтетика любой фирмы, круглая, размер № 6-10) - Кисть белка Art Secret, круглая, №2 (Замена: белка или имитация любой фирмы, круглая, размер № 8-10) - Флейц для смачивания бумаги Pinax, коза, №40 (Замена: любая другая флейцевая кисть) ✔ БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛИ, ФОРМАТ А4 Вы можете использовать любую бумагу для акварели плотностью не менее 200 г/м2, которая хорошо держит воду. В этом видео уроке Татьяна использует для эскиза бумагу фирмы Kroyter, формата А4 (Замена: ватман или любая другая плотная бумага), а для финальной работы хлопковую бумагу «Lanaquarelle», формат А4 (Замена:100% хлопковая бумага любого производителя, фактура grain fin, плотность 300 г/м2. Например, Arches или Fabriano Artistico) ✔ ПЛАНШЕТ ✔ БУМАЖНЫЙ СКТОЧ ✔ КАРАНДАШ И ЛАСТИК ✔ СТАКАН ВОДЫ ✔ ТРЯПКА ИЛИ БУМАЖНОЕ ПОЛОТЕНЦЕ ✔ ПАЛИТРА ИЛИ БЕЛАЯ ТАРЕЛКА Начинающий. Видео урок рисования акварелью будет интересен ученикам с нулевыми и начальными навыками. Все видео уроки от АртПрофессора Викторова Татьяна вы можете найти на ее персональной странице ниже. Хотите научиться рисовать акварелью? С нами это просто! Получайте огромное удовольствие и учитесь рисовать у мастеров своего дела!

Видео урок рисования акварелью "Пасмурный Лондон" Базовый видео урок рисования акварелью "Пасмурный Лондон". Художник-преподаватель: Татьяна Викторова Татьяна – художник-акварелист, по образованию дизайнер интерьера, но нашла себя именно в изобразительном искусстве. Рисует с 2014 года, а с 2016 г проводит мастер-классы в своем городе. Считает себя на половину самоучкой, потому что мир современной акварели очень далек от классического представления и многое изучалось самостоятельно. В этом видео уроке рисования акварелью Татьяна расскажет, как нарисовать городскую улицу в перспективе, а также как работать с цветом. ✔ Построение перспективы улицы с одной точкой схода ✔ Тональные взаимоотношения предметов друг с другом ✔ Принцип работы над сюжетами с контрастным сочетанием цветов ✔ Как включать в городские пейзажи людей и машины ✔ Как рисовать отражение города ✔ Как рисовать акварелью ✔ Как выстраивать перспективу в своих картинах ✔ Как подбирать цвета для картины акварелью ✔ Как рисовать городской пейзаж акварелью Итогом видео урока станет работа с изображением пасмурного Лондона! К 3 уроку курса мы уже многое знаем про построение и цвет и ничего не должно остановить вас от рисования акварельных городов. Продолжительность видео урока: 1 час 23 минуты Для комфортного обучения убедитесь, что у вас есть следующие художественные материалы: ✔ АКВАРЕЛЬНЫЕ КРАСКИ Акварельные краски любого производителя. В уроке Татьяна использует следующие цвета: - Белые Ночи, № 209 Неаполитанская желтая - Белые Ночи, № 304 Кадмий оранжевый - Белые Ночи, № 357 Венецианская красная - Белые Ночи, № 319 Карминовая - Van Gogh, № 568 Фиолетовый - Белые Ночи, № 513 Голубая - Белые Ночи, № 524 Индантреновый синий - Белые Ночи, № 727 Оливковая - Гуашевые белила, титановые (P.W.6) Белые ночи «Мастер-класс» (Или другой фирмы) ✔ КИСТИ - Кисть синтетика Escoda «Perla», круглая, №8 (Замена: синтетика любой фирмы, круглая, размер № 6-10) - Кисть белка микс Pinax «Poseidon», круглая, №8 (Замена: белка или имитация любой фирмы, круглая, размер № 8-10) - Флейц для смачивания бумаги Pinax, коза, №40 (Замена: любая другая флейцевая кисть) ✔ БУМАГА ДЛЯ АКВАРЕЛИ, ФОРМАТ А4 Вы можете использовать любую бумагу для акварели плотностью не менее 200 г/м2, которая хорошо держит воду. В этом видео уроке Татьяна использует для эскиза бумагу фирмы Kroyter, формата А4 (Замена: ватман или любая другая плотная бумага), а для финальной работы бумагу Fabriano «Blocco per artisti», формат А4 (Замена:100% хлопковая бумага любого производителя, фактура grain fin, плотность 300 г/м2. Например, Arches или Fabriano Artistico) ✔ ПЛАНШЕТ ✔ БУМАЖНЫЙ СКТОЧ ✔ КАРАНДАШ И ЛАСТИК ✔ СТАКАН ВОДЫ ✔ ТРЯПКА ИЛИ БУМАЖНОЕ ПОЛОТЕНЦЕ ✔ ПАЛИТРА ИЛИ БЕЛАЯ ТАРЕЛКА Начинающий. Видео урок рисования акварелью будет интересен ученикам с нулевыми и начальными навыками. Все видео уроки от АртПрофессора Викторова Татьяна вы можете найти на ее персональной странице ниже. Хотите научиться рисовать акварелью? С нами это просто! Получайте огромное удовольствие и учитесь рисовать у мастеров своего дела!

Никитина Ульяна

Цель:

Изготовить акварельные краски из природных компонентов в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить состав и свойства акварельных красок.

2. Выяснить функциональное значение компонентов красок.

3. Рассмотреть основные этапы производства красок.

4. Приготовить основу акварельных красок из растительного сырья и

получить растительные пигменты.

Гипотеза:

Работая только с растительным материалом, возможно получение акварельных красок на основе природных пигментов даже в домашних условиях.

Методы исследования:

Изучение и анализ научной и научно-популярной литературы по проблеме исследования

Эксперимент: методы получения растительных пигментов и красок на их основе

Обработка и анализ данных эксперимента

Скачать:

Предварительный просмотр:

Аннотация к работе «Краски акварельные. Их состав и изготовление»

Цель:

Изготовить акварельные краски из природных компонентов в домашних условиях.

Задачи:

1. Изучить состав и свойства акварельных красок.

2. Выяснить функциональное значение компонентов красок.

3. Рассмотреть основные этапы производства красок.

4. Приготовить основу акварельных красок из растительного сырья и

получить растительные пигменты.

Гипотеза:

Работая только с растительным материалом, возможно получение акварельных красок на основе природных пигментов даже в домашних условиях.

Методы исследования:

Изучение и анализ научной и научно-популярной литературы по проблеме исследования

Эксперимент: методы получения растительных пигментов и красок на их основе

Обработка и анализ данных эксперимента

Введение.

Акварель (фр . аquarelle - водянистая; итал . acquarello) – живописная техника, использующая специальные акварельные краски. Акварельные краски наносятся, как правило на бумагу, которую часто предварительно смачивают водой для достижения особой размытой формы мазка.

Акварельная живопись вошла в употребление позже других родов живописи. Однако, несмотря на ее позднее возникновение, она в короткое время сделала такие успехи, что может соперничать с живописью масляными красками.

Акварель – один из поэтичных видов живописи. Акварелью можно передать безмятежную синеву небес, кружева облаков, пелену тумана. Она позволяет запечатлеть явления природы.

Лист белой зернистой бумаги, коробочка с красками, мягкая, послушная кисть, вода в небольшом сосуде – вот и все что нужно художнику. Можно писать по сырой или сухой бумаге сразу, в полную силу цвета. Но в любом случае нельзя или почти нельзя исправить испорченное место: акварель не выносит добавления или исправления цвета.

В России позапрошлого века было немало выдающихся акварелистов. П.А. Федотов, И.Н. Крамской, Н.А. Ярошенко, В.Д. Поленов, И. Е. Репин, В.А. Серов, М.А. Врубель, В.И. Суриков… каждый из них внес богатейший вклад в русскую акварельную школу.

Нередко художники используют акварель в сочетании с другими материалами: гуашью, углем.

Целью нашей работы является изготовление акварельных красок в домашних условиях из природных компонентов.

Теоретическая часть.

Состав и свойства красок.

Акварельные краски приготовляются главным образом на клеях растительного происхождения, поэтому они называются водяными красками. Краски для акварельной живописи должны обладать следующими качествами.

1.Большой прозрачностью.

2.Хорошо браться влажной кисточкой и легко размываться.

3.Акварельная краска должна ровно ложиться на бумагу и не образовывать пятен и точек.

4.После высыхания давать прочный, не трескающийся слой.

5. Не проникать на обратную сторону бумаги.

Главные составные части акварельной краски – краситель и вода. Далее, нужны вязкие вещества, они помешают краске растекаться по бумаге, заставят ее лечь ровным слоем; хороши для этого мед, патока, глицерин.

Производство красок.

Акварельные краски выпускаются в фарфоровых чашечках и тюбиках. Техника производства:

1) смешение с пигментом;

2) перетирание смеси;

3) сушка;

4) наполнение краской чашечек или тюбиков;

5) упаковка.

Особенности акварельных красок.

Акварельная живопись прозрачна, чиста и ярка по тону, что трудно достигнуть масляными красками. Акварельные краски употребляются также в подмалевке для масляной живописи.

Сильное разбавление красок водой при тонком нанесении на бумагу уменьшает количество краски, и краска теряет в тоне и становится менее прочной. При нанесении нескольких слоев акварельной краски на одно место появляются пятна.

Практическая часть.

Проанализировав литературу, статьи в Интернете, можно описать, как готовятся краски.

Сначала ищут сырьё. Это может быть уголь, мел, глина, лазурит, малахит. Сырьё нужно очистить от посторонних примесей. Затем материалы необходимо измельчить до порошка.

Уголь, мел и глину можно измельчить и в домашних условиях, а вот малахит и лазурит очень твердые камни, для их измельчения необходимы специальные инструменты. Старинные художники растирали порошок в ступке пестиком. Полученный порошок и есть пигмент.

Затем пигмент нужно смешать со связующим веществом. В качестве связующего вещества можно использовать: яйцо, масло, воду, клей, мёд. Краску нужно хорошо промешать, чтобы не было комочков. Получившуюся краску можно использовать для рисования.

В старых книгах часто встречаются названия экзотических красителей: красный сандал, кармин, сепия, кампешевое дерево.… Некоторые из этих красителей применяют и поныне, но в очень небольших количествах, главным образом для приготовления художественных красок. И все же можно попробовать приготовить краски с использованием минеральных веществ - пигментов, которые могут находиться в школьной лаборатории или в домашнем хозяйстве.

Гипотеза: Я предположила, что акварельные краски можно изготовить самостоятельно в домашних условиях, но они будут отличаться от магазинных.

Для проведения экспериментов мне надо было раздобыть природные пигменты и связующие вещества.

В моем распоряжении оказалась глина, уголь, мел, луковая шелуха, перманганат калия,канцелярский клей, мед и куриное яйцо.

Я составила план 5-ти экспериментов.

План 1-го эксперимента:

1)Очистить уголь от посторонних примесей.

2)Измельчить уголь в порошок.

3)Просеять порошок.

4)Смешать уголь с водой.

План 2-го эксперимента:

1) Очистить глину от посторонних примесей.

2) Измельчить глину в порошок.

3) Просеять порошок.

4) Смешать глину с канцелярским клеем.

План 3-го эксперимента:

1) Очистить мел от посторонних примесей.

2) Измельчить мел в порошок.

3) Просеять порошок.

4) Смешать мел с яичным белком.

План 4-го эксперимента:

1) Сделать густой отвар луковой шелухи.

2) Остудить отвар.

3) Смешать отвар с медом.

План 5-го эксперимента

1) Измельчить перманганат калия в тонкий порошок.

2) Просеять порошок.

3) Смешать перманганат калия с водой.

В ходе экспериментов я получила черную, коричневую, белую, бежевую, желтую краски.

Краски у нас получились не твердые, какие продают в магазинах. Однако художники пользуются похожими полужидкими акварельными красками в тюбиках. После проведения экспериментов мне захотелось попробовать и другое сырье, а также нарисовать новыми красками свой рисунок.

Результаты экспериментов.

Теперь я знаю, из чего состоят акварельные краски. Приготовить некоторые краски можно в домашних условиях. Полученные краски отличаются по консистенции и качеству от магазинных.

Так, уголь с водой дал краску металлического оттенка, она легко набиралась на кисточку и оставляла на бумаге яркий след, быстро высыхала.

Глина со клеем дала грязно-коричневую краску, плохо смешивалась с клеем, на бумаге оставляла жирный след и долго высыхала.

Мел с яичным белком дал белую краску, которая легко набиралась на кисточку, оставляла на бумаге густой след, долго высыхала, но оказалась самой прочной.

Отвар луковой шелухи с медом дал желтую краску, она хорошо набиралась на кисточку, оставляла на бумаге интенсивный след и быстро высыхала.

Перманганат калия с водой образовал светло-коричневую краску, она легко набиралась на кисточку и оставляла на бумаге бледный след, быстро высыхала.

Полученные краски имеют преимущества и недостатки: экологически чистые, бесплатные, имеют естественный цвет, но трудоемкие по производству, неудобно их хранить и нет среди полученных растворов насыщенных цветов.

Заключение.

Акварель - один из самых поэтичных видов живописи. Она позволяет запечатлеть кратковременные явления природы. Но ей доступны и произведения капитальные, графические и живописные, камерные и монументальные, пейзажи и натюрморты, портреты и сложные композиции.

Выводы, которые можно сделать из работы:

1. История красок началась вместе с появлением человека. Они были известны задолго до того, как появились письменные сообщения о них. Первоначально эта живопись преимущественно встречалась в альбомах «на память» и сувенирах, затем вошла в альбомы художников и появилась в картинных галереях и на художественных выставках.

2. Техника акварельной живописи весьма разнообразна как по своим приемам, так и по способу использования красок. Она отличается от других техник своей последовательностью, своим результатом. Пишут акварелью по-разному. Некоторые живописцы предпочитают работать постепенно - один слой краски кладут на другой, подсохший. Потом тщательно передают детали. Многие берут краску в полную силу и пишут в один слой. Это трудно - сразу точно показать и форму, и цвет предметов.

3. Краски состоят из пигмента и связующего вещества. А именно, акварельные краски – из сухого красителя и клея. Еще они могут содержать в себе некоторое количество сахара и при употреблении натираются с водою на блюдечках, или же прямо (медовые краски) берутся кистью, смоченною водою, с плиток или чашечек.

4. В ходе экспериментов в домашних условиях мне удалось получить акварельные краски разных цветов и оттенков, сравнить их качество с магазинными красками, проанализировать преимущества и недостатки.

5. Если у акварели будущее? Мы можем уверенно ответить на этот вопрос. Будущее у акварели есть!

Без акварели мир художественной живописи будет скучен и однообразен!

Список литературы:

1.Кукушкин Ю.Н. - Химия вокруг нас - Дрофа, 2003г.

2.Петров В.- Мир искусства. Художественное объединение 20 века.-М.: Аврора, 2009

Муниципальное автономное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №107» г. Перми

Секция: естественно-математические науки.

Изготовление акварельных красок в домашних условиях из природных компонентов.

Ученица:6-б

Никитина Ульяна

Преподаватель:

АКВАРЕЛЬ И ЕЁ СВОЙСТВА (полная авторская версия статьи)

Александр Денисов, профессор кафедры рисунка и живописи МГТУ им. А.Н. Косыгина

А кварель-это водяные краски. Но акварелью также называют и технику живописи, и отдельное произведение, выполненное акварельными красками. Основное качество акварели - прозрачность и мягкость красочного слоя, нанесенного на белый лист бумаги.

Французский художник Э. Делакруа писал: «То, Что дает тонкость и блеск живописи на белой бумаге, без сомнения, есть прозрачность, заключающаяся в существе белой бумаги. Свет, пронизывающий нанесенную на белую поверхность краску - даже в самых густых тенях - создает блеск и особую светимость акварели. Прелесть этой живописи еще и в мягкости, естественности переходов одного цвета в другой, безграничном разнообразии тончайших оттенков».

Однако кажущаяся простота и легкость, с какой художник - профессионал создает свои картины в технике акварели, обманчива. Акварельная живопись требует мастерства владения кистью, умения безошибочно положить на поверхность бумаги краску - от широкой смелой заливки, до четкого завершающего мазка. При этом необходимы знания, как акварельные краски ведут себя на различных видах бумаг, какой эффект они дают при наложении друг на друга, какими красками можно писать по сырой бумаге в технике «a la prima», и при этом они останутся такими же сочными и насыщенными.

Акварель - очень древняя техника. В эпоху Возрождения Альбрехт Дюрер создавал замечательные акварели. Они до сих пор звучат очень современно, поражают свежестью, чистотой, легкостью красок. Расцвет акварели в странах Европы приходится на ХVIII век. Она привлекла особое внимание живописцев - романтиков. Самым известным мастером акварели в Англии был У. Тернер, открывший огромные возможности этой техники в создании романтических образов природы. Он совершенствовал акварельную технику, работая на влажном листе бумаги, что создавало эффект мягкого перехода одного цвета в другой.

В России в первой половине XIX века взлет акварельной живописи связан с именем К. Брюллова. Художник применял разнообразную технику: писал сразу в один слой, клал краску в два - три слоя по сухой поверхности бумаги, многократно прописывал детали тонкой кистью. При этом акварели сохраняли свежесть, прозрачность и воздушность.

Прекрасные акварели создавали И. Крамской, Н. Ярошенко, В. Поленов, В. Серов, И. Репин, В. Суриков, А. Иванов. Очень характерны акварели М. Врубеля. Они восхищают обилием тончайших цветовых и тоновых переходов, светящихся бликов, движением. Даже самые незначительные предметы изображенные художником, наполняются смыслом и очарованием - цветы, камни, раковины, волны, облака…

В изобразительном искусстве акварель занимает особое место потому, что ею можно создавать и живописные, и графические, и декоративные произведения - в зависимости от задач, которые ставит перед собой художник. Широки возможности акварели - ее краски то сочны и звонки, то воздушны, едва уловимы, то плотны и напряжены.

Акварелист должен обладать развитым чувством цвета, знать возможности различных сортов бумаги и особенности акварельных красок, которыми он работает.

Сейчас существует огромное количество различных фирм, как в России, так и за рубежом производящих акварельные краски, но не все они соответствуют тем высоким требованиям, которые предъявляют к ним художники, работающие в технике акварельной живописи. Сравнивать достоинства и недостатки профессиональных и полупрофессиональных красок - не имеет смысла, т.к. их различия очевидны, и спутать их трудно. Наша же задача протестировать современные профессиональные акварельные краски различных мировых производителей и посмотреть, какими возможностями они обладают и для какой определенной техники они подходят.

Для тестирования мы взяли несколько наборов акварельных красок: AQUAFINE (DALER-ROWNEY, Англия) , VENEZIA (MAIMERI, Италия) , «СТУДИЯ» (ОАО "ГАММА", Москва), «БЕЛЫЕ НОЧИ» (Завод художественных красок, Санкт-Петербург).

Для художника занимающегося акварельной живописью играют немаловажную роль, как сами краски, так и удобство их использования. Взяв коробку с красками DALER-ROWNEY «AQUAFINE» , оказалось, что определить на взгляд какие цвета перед нами практически не возможно - черные, синие, темно красные и коричневые выглядели как одно и тоже темное пятно без каких либо существенных цветовых различий, и только желтые, охры, алая и светло - зеленая имели свой собственный цвет. Остальные же краски пришлось определять опытным путем, пробуя каждый цвет на палитре. И в дальнейшем, во время работы над акварельным листом это существенно мешало и тормозило творческий процесс. Хотя сама работа этими красками оставляет приятное ощущение, т.к. они легко смешиваются и дают тонкие акварельные переходы. Удобно и то, что краски легко набираются на кисть и мягко ложатся на бумагу.

Есть и существенный недостаток этих красок - при высыхании они довольно сильно теряют свою тональную насыщенность, а при работе по сырой бумаге в технике «ala prima» - они теряют и тональную и цветовую насыщенность почти в половину, и добиться контрастной живописи возможно только по сухой бумаге, перекрывая несколькими слоями ранее положенные мазки. При этом краски не дают прозрачный слой, а ложатся как гуашь, перекрывая собой предыдущий цвет.

Краски Итальянской фирмы MAIMERI «VENEZIA» - мягкая акварель в тюбиках. Эти краски производят впечатление внешним дизайном, внушительными для акварели тюбиками 15 ml - эстетикой подачи хороших дорогих художественных красок, где все продумано и работает на то, чтобы при покупке выбрали именно их. Но нас сейчас интересует самое главное - насколько они удобны в работе, и насколько пигменты сохраняют свои свойства и цветовые характеристики при взаимодействии с акварельной бумагой.

Уже первые мазки показали, что краски достойны внимания художников профессионально занимающихся акварельной живописью - хорошая цветовая палитра, сочные синие, красные, прозрачные желтые, охры мягко взаимодействуют между собой, создавая дополнительные цветовые нюансы акварельной техники. К сожалению коричневые и черные пигменты, даже при повторном наложении мазка на мазок не набирают нужной тональной насыщенности. Черная же краска даже при многослойной прописи выглядит как сепия. Есть существенное неудобство и при работе этими красками - поскольку акварель в тюбиках мягкая и выдавливается на палитру, то при насыщенной живописи пигмент не всегда равномерно набирается на кисть и так же неравномерно ложится на поверхность бумаги. При лессировках, когда краски многократно наносятся на предыдущие высохшие слои - эти недостатки не сильно заметны, но при работе по сырой поверхности бумаги в технике «ala prima» - это сильно мешает и вылезает наружу неравномерными сгустками красочного слоя, который при высыхании разрушает цельность положенного мазка. Мягкая акварель больше подходит для классической живописи, хотя при определенном опыте работы этими красками и в технике по сырому художник акварелист создает великолепные образцы современной живописи.

Следующие краски, которые мы взяли для теста - это набор акварельных красок «СТУДИЯ», выпускаемых ОАО «ГАММА». Двадцать четыре цвета - палитра не уступает лучшим образцам зарубежных профессионалных акварельных красок. Четыре вида синих - от классического ультрамарина до бирюзовой, хорошая подборка желтых, охры, сиен, красных вместе с остальными красками создают богатую цветовую гамму.

При работе лессировками по сухой поверхности - краски дают прозрачный слой, а при повторных прописях хорошо набирают тон и цвет, не забивая при этом структуру акварельной бумаги. Пигменты хорошо смешиваются и равномерно ложатся на лист. В технике «ala prima» - краски без проблем дают равномерный мазок, мягко перетекая друг в друга, создавая при этом массу тончайших акварельных нюансов дополняя без того богатую цветовую палитру. Как художник с большим стажем работающий в технике акварельной живописи, я был несколько удивлен, не найдя в этом наборе изумрудно-зеленую краску, которая присутствует во всех профессиональных наборах мировых изготовителей акварельных красок, и та зеленая, которая возможно должна была заменить изумрудно-зеленую, «звучит» более глухо.

Из недостатков можно отметить один - некоторые цвета, такие как сине-зеленая, виридоновая зеленая, охра красная и нейтральная черная, при более густом, кроющем мазке после высыхания оставляют блестящий след. В этом случае связующее акварели - водный раствор растительного клея - гуммиарабика, выходит наружу, концентрируясь в плотных мазках он создает защитный слой пигмента, но при этом, неравномерно высыхая остается блестящим пятном. Это не способствует цельному восприятию матового листа, а в выставочных залах при направленном точечном освещении такие места начинают бликовать, не давая зрителям в полной мере увидеть написанное произведение. Но, зная особенности конкретных колеров этот недостаток легко избежать. Хорошо размешанная краска дает ровный кроющий слой, оставаясь матовой после высыхания. В остальном краски превосходят многие аналогичные мировые образцы.

И последний набор, который мы решили протестировать - это художественные акварельные краски, пользующиеся большой популярностью среди художников акварелистов, выпускаемые Заводом художественных красок Санкт-Петербурга «БЕЛЫЕ НОЧИ» . Краски знакомые с детства. Не одно поколение художников создавало свои произведения красками выпускаемые именно этим заводом. Многие акварелисты, перебирая свои этюды, написанные тридцать лет назад в суровых условиях Арктики, далеких поездках по Средней Азии, в экстремальных условиях Заполярья, могут с гордостью сказать, что краски выдержали проверку временем, они сохранили свою насыщенность, сочность, свежесть, такое впечатление, что листы написаны совсем недавно, а ведь прошел немалый срок. Это были далекие семидесятые…

Сейчас передо мной лежит современная коробка акварельных художественных красок «БЕЛЫЕ НОЧИ» выпущенная в 2005 году. Колер легко набирается в ворс кисти и так же легко ложится на белый лист акварельной бумаги. Цвет распределяется по поверхности равномерно и в густых, и в прозрачных мазках, после высыхания остается матовым, не теряя свою насыщенность. В технике «ala prima» по сырому листу бумаги краски дают множество тончайших акварельных переходов, плавно втекая друг в друга, но при этом, более густые рисующие мазки сохраняют свою форму и насыщенность. Красочный слой не забивает структуру бумаги, он дает ей возможность как бы светиться изнутри, и даже при повторных прописях сохраняет свою акварельность. Ни что не мешает творческому процессу при работе этими красками.

Следущая задача, которую мы перед собой поставили - выяснить характерные особенности поведения акварельных красок при использовании распространенных технических приемов, которыми пользуются художники-акварелисты при написании своих произведений. Во время живописи, пока акварель еще не высохла, ее можно снять жестким кусочком картона, металлическим лезвием или черенком кисти, оставляя тонкие светлые линии и небольшие плоскости, а после высыхания появляется возможность промыть нужные участки почти до белого листа бумаги. Кистью это сделать почти невозможно, поэтому мы использовали для нашей цели лекало и морскую губку.

После того, как краски фирмы DALER-ROWNEY «AQUAFINE » мазками легли на акварельный лист - мы металлическим лезвием сняли слой колера с поверхности бумаги. Без труда получились светлые, почти белые линии - в сыром виде краски легко управляемы. Когда акварельный слой высох, мы попробовали смыть его при помощи лекала и губки. Оказалось, что промыть до бела его не возможно. Колер проник сквозь проклеенную поверхность листа и впитался в волокно бумажной массы. Это значит, что такими красками нужно писать в один сеанс наверняка, без последующих исправлений смывом.

Такой же тест, проведенный с красками фирмы MAIMERI «VENEZIA» - показал, что мягкие краски при процарапывании лезвием не снимаются до конца, оставляя затекшие края и цветовой подмалевок, а при полном высыхании красочного слоя с использованием губки и лекала - колер смывается избирательно, в зависимости от плотности и толщины положенных мазков.

Акварельные краски Российских производителей ОАО ГАММА «СТУДИЯ» и краски выпускаемые Заводом художественных красок Санкт-Петербурга «БЕЛЫЕ НОЧИ» можно объеденить в одну группу т.к. существенных различий при использовании технических приемов в этом тесте между ними нет.

Полувлажная поверхность почти полностью снимается лезвием, кусочком жесткого картона, черенком кисти, от тонкой линии до более широкой поверхности, а после полного высыхания по лекалу можно практически полностью смыть акварельный слой, который конечно не будет абсолютно белый, но приближен к нему. К краскам, которые не смываются до бела - относятся: кармин, краплак и фиолетово - розовые.

«СТУДИЯ» (ОАО "ГАММА")

▼ «БЕЛЫЕ НОЧИ» (Завод художественных красок)

Вы решили приобщить ребенка к прекрасному - научить его рисовать. Или сами «тряхнуть стариной» и изобразить что-нибудь этакое. Но не знаете, какие краски лучше выбрать. Давайте разбираться.

Классификация красок

Краски отличаются друг от друга по составу, консистенции и запаху. Для рисования подходят следующие:

  • акварельные;
  • гуашевые;
  • акриловые;
  • масляные;
  • пальчиковые.

Что может быть лучше акварели

Эта разновидность красок знакома каждому (так сказать, привет из далекого детства). Акварельными красками (кстати, их придумали китайцы) можно нарисовать любой сложный пейзаж - ведь их существует порядка сорока цветов, да еще огромное количество всевозможных оттенков.

Чем хорош этот вид красок? Тем, что это экологически чистый продукт, который не страшно даже детям дать, чтобы занять их досуг. Пусть рисуют! Может, станут Репиными или Айвазовскими. Рисунки, выполненные с помощью акварельных красок, отличаются какой-то воздушностью, естественностью, легкостью и прозрачностью.

Из чего делают В состав этого вида красок входят:

  • Прозрачная смола. Ее получают в результате высыхания сока разнообразных видов акаций.
  • Сахарный песок (или глицерин).
  • Пластифицирующие вещества, улучшающие качественные характеристики продукта.

Важно! Несмотря на все достоинства акварели, не забывайте об одном моменте, который должен вас насторожить: в состав красок в обязательном порядке включены и антисептические вещества (например, такой нелюбимый всеми фенол). Поэтому, используя не стоит забывать про это и проявлять чудеса беспечности.

Делаем краски сами

Конечно, какой-нибудь супер взыскательный профессионал, взглянув и попробовав использовать самодельные краски, фыркнет и скажет, что этим невозможно создать «шедевральное» произведение искусства. Но в защиту красок, изготовленных в домашних условиях своими руками, приведем следующие аргументы:

  • они великолепным образом подходят для занятий каждый день с детьми (особенно дошкольного возраста), так как не въедаются в кожу рук и их легко можно оттереть (а в случае попадания на одежду - легко отстирать);
  • нет нужды очень часто посещать торговые точки, чтобы приобрести товар (у вас дома он всегда есть в наличии);
  • краски не смешиваются друг с другом и остаются чистыми;
  • имеют яркий цвет и скользят, как по маслу.

Итак, приступим. Вам понадобятся:

  • пищевая сода - четыре столовых ложки;
  • столовый уксус - две столовые ложки;
  • любой светлый сироп - 1/2 столовой ложки;
  • крахмал (лучше кукурузный) - две столовых ложки;
  • красители в жидком виде или в порошках (исключительно пищевые);
  • любые подходящие емкости (например, формочки для кексов или льда).

Алгоритм изготовления твердых акварельных красок

Как делают краску акварельную:

  • Тщательно смешиваем в емкости, имеющей носик (потом будет очень удобно разливать смесь по формочкам), два компонента: соду и уксус.

Важно! Не торопитесь: подождите, пока шипение закончится. Только после этого продолжайте «творить».

  • Добавляем следующих два ингредиента: крахмал и сироп. Все тщательнейшим образом перемешиваем, не оставляя никаких комочков.
  • Разливаем смесь по формочкам.
  • Распаковываем красители и добавляем их в формочки.

На заметку! Формочки маленькие - поэтому чтобы размешать в них краситель пользуемся зубочистками или спичками. Делаем все очень быстро: уложиться надо в течение 1 минуты. И еще один нюанс: если краски по консистенции получились слегка жидковатыми, то просто добавьте немного крахмала.

  • Оставляем краски высохнуть. На это понадобится 1-2 дня (если установите лоток со свежеприготовленными красками на батарею, то процесс высыхания пойдет быстрее).

Когда они окончательно высохнут, просто возьмите кисть, обмакните ее в воду и начинайте «ваять»!

Гуашевые краски - тоже неплохой выбор

Этот вид красок любят использовать как художники-профессионалы, так и те, кто еще только встал на эту стезю. Тем не менее, выбор хороший, так как гуашь имеет довольно сочные и яркие цвета; густую и маслянистую текстуру. Гуашевые краски подразделяют на плакатные (более плотные по консистенции и яркие; используют для работ по оформлению) и художественные.

Гуашевые? Вопрос очень простой. Этот вид красок является «прямым родственником» акварели. В состав входят такие же пигментированные частицы и все та же водорастворимая составляющая на основе клея. Единственное отличие - в гуашь добавлены натуральные белила, которые придают ей большую плотность, нежную бархатистость и выбеленность. Картины, выполненные с использованием акварели или гуаши, отличаются своей трепетностью, нежностью и живостью. Их нельзя спутать с другой техникой.

А почему бы не использовать масляные краски

Все очень просто: раз краска масляная - значит, в ее состав входит что? Правильно - масло. Кто ее изобрел - история умалчивает. Эта разновидность краски вряд ли подходит для малышей, занимающихся рисованием дома. А вот детям (будущим, возможно, гениальным художникам), посещающим специализированные заведения художественной направленности, они подойдут вполне (ведь они, дети, знают, как ими пользоваться без вреда для здоровья).

Из чего делают краски масляные? Замешивают их, в основном, на льняном масле, которое подверглось уникальной в своем роде технологической обработке. Помимо этого основного компонента, в продукт входят смола (алкидная) и вещества, позволяющие краске быстро высыхать. А это немаловажная деталь.

Чем хороши масляные краски? Тем, что в течение долгого периода их цвета остаются такими же яркими и глубокими.

А попробуйте использовать акриловые краски

Сегодня акрил является очень популярным покрытием, которое еще несколько десятилетий назад вообще было никому неизвестно. Прогресс не стоит на месте. Акриловые краски очень быстро сохнут, имеют довольно насыщенную палитру цветов, а также их легко можно наносить не только на бумагу или картон, но и на пластик или керамику.

Из чего делают краски акриловые? Прежде всего, надо отметить, что это, конечно же, синтетический продукт, который создан на основе таких полимеров, как этил, бутил и метил. Помимо них, присутствуют вода и пигменты.

Как «реанимировать» акриловые краски

Что делать - акриловые краски высохли? Чем можно их разбавить? Водой. Только следует помнить о некоторых условиях:

  • В жидкости не должно быть никаких примесей. Следовательно, надо использовать дистиллированную воду (ее можно купить в строительном магазине или аптеке). Если нет возможности приобрести, то просто прокипятите обычную воду из-под крана и оставьте ее на некоторое время отстояться.
  • Температура воды должна быть порядка +20 градусов.

Важно! Пропорции играют важную роль. Если разбавите в соотношении 1:2 (то есть, одна часть красящей смеси и две воды), то раствор будет иметь довольно жидкую консистенцию и сгодится только для основы под базовый слой. Если в соотношении 1:1, то отлично подойдет в качестве базового покрытия.

Краски для самых маленьких

Есть такие краски, которые предназначены для совсем маленьких детей, не умеющих держать ни карандаш, ни кисточку. Называются они пальчиковые. Краски хорошо ложатся на поверхность и не стекают никаким образом с пальцев. Работать с ними очень легко: просто опускаете палец в баночку с краской, затем касаетесь бумаги (картона или стекла). Все, готово! Можете выставляться в галерее!

Каковы компоненты подобных красок? Изготовлены они на водной основе и в состав входят только пищевые красители. Правда, вряд ли малышу этот продукт придется по вкусу, так как краски имеют горький или соленый привкус. Сделано это специально, чтобы у ребенка не было соблазна подкрепиться ими до обеда.

Каким образом используют гель-краску

На этот вопрос наилучшим образом ответят модницы. Уж они-то точно знают, что делают привлекательными ногти. Причем, используя это покрытие, можно сделать маникюр на ногтях любой формы и любого размера (как на натуральных, так и на нарощенных). Главным плюсом подобных красок является то, что они хорошо смешиваются, что позволяет получить огромное количество дополнительных оттенков.

В заключении

Теперь вы знаете, из чего делают краски для рисования. И с полным сознания дела можете окунуться в этот увлекательный процесс.

В наше время изготовляется несколько видов акварельных красок: 1) твердые краски, имеющие вид плиток различной формы, 2) мягкие краски, заключаемые в фаянсовые чашечки, 3) медовые краски, продающиеся, подобно темпере и масляным краскам, в оловянных тюбиках, и 4) гуашь - жидкие краски, заключенные в стеклянные банки.

Связующим веществом всех лучших видов акварельных кра­сок служит растительный клей: гумми-арабик, декстрин, трагант и плодовый клей (вишневый); кроме того, мед, глицерин, са­хар-леденец, воск и некоторые смолы, преимущественно смолы - бальзамы. Назначение последних состоит в том, чтобы при­давать краскам способность не так легко размываться по высы­хании, в чем, безусловно, нуждаются те из них, которые содер­жат в своем составе слишком большое количество меда, глице­рина и т. п.

В более дешевые сорта акварельных красок, а также кра­сок, предназначаемых не для живописи, а для чертежей и т. п., входят в качестве связующего вещества также обыкновенный столярный клей, рыбий клей и картофельная патока.

Ввиду малой устойчивости главнейших связующих веществ акварели неоднократно делались попытки заменить их другими, обладающими большей прочностью; до сих пор, однако, ничего заслуживающего внимания не было предложено. К такого рода нововведениям нужно отнести и два вида акварели: «акварель, фиксируемую огнем», и «акварель на саркоколе». Связующим веществом красок в данном случае служат воск и смоло-камеди. Обе названные техники мало похожи на акварель и, как видим, успеха не имели.

Вся красота и сила акварели заключается в ее прозрачных красках, и потому естественно, что она нуждается в особом кра­сочном материале, который или по своей природе уже наиболее отвечал бы запросам акварели, или же становился таковым по­сле известной обработки. Так как даже непрозрачные по своей сущности краски при тонком измельчении получают известную степень прозрачности, то одним из важнейших условий при выделке акварельных красок является наиболее тонкое их раз­мельчение.

Ни один из способов живописи не нуждается в таких тонко размельченных красках, как акварель; вот почему и приготов­ление хороших акварельных красок ручным способом - дело нелегкое.

Но кроме тонкого измельчения красок при выделке акварели необходимо соблюдение и другого, не менее важного условия - краски должны быть составлены таким образом, чтобы поро­шок их при самом обильном разжижении акварели водою «ви­сел» в связующем веществе и не выпадал из него. Только при этом условии «висения» и постепенного оседания на бумагу ве­щества краски получается равномерная ее раскладка; в против­ном же случае краска распределяется неровно, образуя точки, пятна и т. п.

Приготовление хороших акварельных красок достигается, таким образом, наиболее тонким размельчением их и составле­нием отвечающего делу связующего вещества.

Чтобы дать некоторое понятие о составе различных видов акварельных красок, ниже приводится в общих чертах их опи­сание.

Твердые плиточные краски

В старину приготовлялись исключительно твердые аква­рельные краски, в настоящее время твердые краски предназна­чаются главным образом для чертежных работ, для выполнения проектов, планов и т. п.; у немцев они носят название «Tushfar­ben». Высший сорт красок этого вида служит, впрочем, и для живописных целей; таковы, например, краски для живописи миниатюр. Наиболее дешевый сорт красок предназначается для школ и детей.

Твердые акварельные краски вырабатываются обыкновенно в различных сортах (feine, extrafeine и т. д.), причем как подбор красочного материала, так и состав связующего вещества их всецело зависит от сорта красок. Здесь чаще применяются де­шевые связующие вещества: животный клей, растворяющийся в холодной воде, и картофельная патока, но пользуются также и гумми-арабиком, трагантом, медом и пр.

Чтобы приготовить твердые акварельные краски, готовят связующее вещество для них в трех видах. Главнейшим из них является раствор гумми-арабика в соединении с сахаром-леден­цом (в пропорции 2 ч. гумми на 1 ч. сахара); кроме того, со­ставляется раствор чистого леденца в воде и, наконец, раствор декстрина. Делают это на том основании, что некоторые из кра­сок, например бистр, кармин и гумми-гут, не требуют вовсе гумми-арабика, а для связи их достаточно одного леденца; хро­мовые краски, в том числе и изумрудная зелень, в связи с гум­ми-арабиком с течением времени становятся совершенно нерас­творимыми в воде, и потому для их приготовления употре­бляется декстрин. Количественное отношение между порошком краски и связующим веществом должно быть таково, чтобы проба изготовленной краски возможно меньше изменялась при высыхании. Это отношение достигается лучше всего опытным путем. Краски в тончайшем порошке размешиваются со связующим веществом, и затем тесто их просушивается настолько, что­бы можно было формовать его с помощью металлической формы.

Краски в плитках, таблетках и пр. не должны быть ни хруп­кими, ни мягкими. Большое содержание гумми-арабика в крас­ках делает их очень хрупкими; хрупкость эта исчезает, если краски содержат, кроме гумми-арабика, достаточное количество сахара. В том случае, когда связующее вещество красок состоит главным образом из животного клея, краски при некотором от­сырении мнутся в руках.

Китайская тушь

Encre de Chine. Tusche. Indian inc. China inc.

Эта популярная краска в продажу поступает в готовом ви­де, т. е. в соединении со связующим веществом. Приготовление ее - специальность Китая - родины краски, где она фабри­куется с незапамятных времен. Уже давно, впрочем, она фабри­куется и в Европе.

Настоящая китайская тушь добывается, по свидетельству одних лиц, из сажи, получаемой при сгорании кунжутного мас­ла, в которую вмешиваются сок коры неизвестного нам дерева, а также имбирный сок и вытяжка неизвестных нам растений. Сюда же прибавляется и животный клей, и вся смесь аромати­зируется камфарой или мускусом. По другим сообщениям, ки­тайская тушь выделывается из сажи, получаемой из масла сосновых деревьев.

Из сказанного видно, что тушь в Китае производится раз­личными способами и из различных материалов, почему и каче­ства продукта весьма разнообразны.

В Европе в настоящее время получается тушь хороших качеств, готовящаяся из сажи по различным рецептам.

Одно из важнейших условий приготовления хорошей краски заключается в тончайшем измельчении сажи. Если углерод, из которого состоит сажа, при помощи механической или химиче­ской обработки обратить в коллоидальное состояние, то величи­на крупинок его будет меньше, нежели длина световой волны. В этом виде он проявляет наибольшую красящую силу и при­обретает красно-коричневый оттенок. Приготовленная таким образом тушь способна проникать в поры бумаги, и после высы­хания уже не смывается водою. В Китае тушь измельчается механическим путем. В Европе же для этой цели применяются химические способы, благодаря которым можно получать более дешевый коллоидальный углерод.

В Европе в последнее время готовят тушь главным образом в жидком состоянии, причем связующим веществом ее является раствор шеллака в буре, который при высыхании нерастворим водою. Тушь эту англичане именуют инком; у французов и немцев она идет под названием жидкой китайской туши.

Тушь продается в плитках и столбиках, а также в жидком виде - во флаконах. Хорошей тушью считается та, которая на бумаге дает черный тон с приятным, слегка буроватым, как бы металлическим оттенком, в изломе однородна и стекловидна, легко растворяется в воде, не образуя в ней осадка, скоро сох­нет и не смывается с бумаги при высыхании, причем края маз­ков ее не растекаются.

Мягкие краски

Couleurs moites.

Для приготовления мягких красок, которые значительно лег­че разводятся водою, нежели твердые краски, главнейшим основным материалом для связующего вещества служат те же гумми-арабик и декстрин, к которым присоединяется значитель­ное количество меда (на 1 ч. гумми до 1 ч. меда). Мед вводит­ся в некристаллизующихся своих частях, т. е. в виде левулозы. Кроме меда, или вместо него, применяется и глицерин.

Связующее вещество мягких акварельных красок составляется таким образом: сперва очищается мед, смешивающийся для этого с водою, которой берется в четыре раза по весу больше, нежели меда; образующуюся при этом пену снимают с меда, и затем выпаривают воду, обращая медовый раствор в сиропооб­разную жидкость. Обработанный таким образом мед смеши­вается с раствором гумми-траганта, который берется в количе­стве 1 / 3 всего объема меда.

Медовые краски

Название красок уже указывает на то, что они должны со­держать в составе своего связующего вещества мед. Последний действительно составляет большую часть его; гумми-арабик же - меньшую часть. Но, кроме меда, сюда же входит и гли­церин, которым заменяют некоторое количество меда, а при же­лании удешевить краски мед заменяется картофельной патокой, которая не кристаллизуется.

Краски с большим содержанием меда и подобных ему ве­ществ должны были бы по высыхании легко растворяться во­дою и даже расплываться в сыром воздухе. Во избежание этого в раствор гумми-арабика и меда вводят копайский бальзам, а также воск или мастику, растворенные в эфирных маслах. Смолы и воск составляют с раствором гумми-арабика и меда эмульсию; медовая акварель, таким образом, очень близка по типу состава своего связующего вещества гумми-арабиковой темпере.

Копайский бальзам, воск и пр. вводятся в связующее веще­ство акварели таким образом: нагревают в фарфоровой чашке 4 части копайского бальзама и кладут в него 1 часть смолы мастики и 1 / 4 части отбеленного воска. Держат эту смесь на огне до тех пор, пока все совершенно в ней не растворится. В полученный раствор вливается затем 5 частей густого раствора гумми-арабика, и все перемешивается до тех пор, пока не полу­чится однообразная масса, напоминающая белую мазь и пред­ставляющая собой эмульсию.

Гуашь

Состав этих акварельных красок, заключенных в стеклянные баночки, приближается к медовым краскам, но они жидки и со­держат больше воды, чем медовые.

Связующее вещество гуаши может быть тождественным с акварельными, но может представлять собой и эмульсию. В по­следнем случае гуашь будет иметь темперный характер, но краски ее будут высветляться при высыхании значительно силь­нее, чем то наблюдается в темпере.

Под именем «гуаши для декоративной живописи» (gouaches pour la décoration artistique) фирма Лефрана выпустила в прода­жу краски для живописи панно, макетов и тому подобных де­коративных работ. О связующем веществе этих красок сведе­ний не имеется. Большая часть ассортимента их состоит из красок, по-видимому, каменноугольного происхождения.

Потребность в такого рода красках у художников несомнен­на, так как обыкновенные акварельные и гуашные краски для названных выше целей совершенно непригодны.

Связующее вещество декоративной гуаши может быть раз­нообразно, во всяком случае, оно должно быть дешевле гумми­арабика. Здесь может быть применим обыкновенный столярный клеи, у которого особой обработкой отнимается способность студениться, или тот же клей в смеси с растительным клеем. Наиболее лучшим связующим веществом подобной гуаши будет пшеничный крахмал, обработанный щелочью.

Пшеничный крахмал является, как известно, одним из наи­более ценных видов крахмала. Состав его более сло­жен, нежели состав картофельного крахмала, и клей, полученный из него, обладает хорошей связующей способно­стью, которая при известных условиях сохраняется продол­жительное время. Таким образом, клей, полученный из одного пшеничного крахмала, может уже служить хорошим связующим веществом для декоративной гуаши. Он не темнит краски по­добно декстрину и гумми-арабику, вследствие чего они приобре­тают бархатную матовость, чего не дают другие связующие вещества.

Рецептура связующего вещества из крахмала будет такова:

Воды к нему..................... 1300 - 1350 г.

Приготовленные на этом связующем веществе краски ровно и хорошо ложатся - раскладываются на бумагу, грунтованный картон, холст и всякую матовую поверхность, причем сильно светлеют, приобретая легкий и звучный тон.

Красочный материал для декоративной гуаши может быть весьма разнообразным: здесь пригодны и минеральные краски и краски-лаки, не изменяющиеся от слабых щелочей. Для красок же, страдающих от щелочей, связующее вещество подвергается нейтрализации посредством соляной кислоты, которая вводится в связующее вещество тотчас же по окончании его приготов­ления малыми порциями при постоянном помешивании. Для консервирования клея в этом случае добавляется в него на 100 частей крахмала 3,5 части формалина.

Для плакатов и тому подобной живописи, кроме мине­ральных красок, можно применять краски искусственные, орга­нического происхождения, обладающие большой звучностью, ка­ковы: литоль, пара-красная, гераниум-лак, зеленая виридин, фиолетовые, синие, желтые лаки, малахитовая зелень и т. п. При желании придать большую крепость связующему веще­ству декоративной гуаши можно ввести в раствор крахмального клея столярный клей. Рецептура при этом изменится таким об­разом:

Пшеничного крахмала.................... 100 г.

Воды к нему.................................... 1400 г.

Едкого натра....................................... 7,2 г.

Клея столярного................................. 10 г.

При чистом столярном клее не требуется особой дезинфекции, в противном случае пользуются фенолом.