Взаимоотношения базарова с кирсановым таблица. Урок по творчеству И. С. Тургенева. Тема урока: «Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших. Нигилизм- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни

  • Тема урока:

  • « Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших»

  • (гл. 5-11).

Цель урока:


1. Сбор материала по героям (развернутый лист на каждого героя)





Взаимоотношение Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановым, народом. (работа с текстом)


Задание по тексту


Базаров




Нигилизм

  • Нигилизм- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

  • Большой энциклопедический словарь

  • Нигилизм- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. » В.ДАЛЬ

  • Нигилизм- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм»

  • Толковый словарь русского языка


"Но не любить природу, музыку?"


^ ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА

  • С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди?

  • Как воспринимает ее Базаров?

  • Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович « скорее сожаления достоин, чем насмешки»?


Глава 10. Идеологический конфликт между Базаровым и Кирсановыми.

  • Основные линии спора:

  • Об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам.

  • О принципе деятельности нигилистов;

  • Об отношении к народу.

  • О взглядах на искусство.

  • О взглядах на природу.


Заполните таблицу: «Основные линии спора»


Закрепление по теме Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» 1. Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»: 1.А.И.Герцену 2.В.Г.Белинскому 3.Н.А.Некрасову 4.Другому лицу


Задание 2

  • Основой конфликта романа «Отцы и дети» является:

  • 1.Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым.

  • 2.Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым

  • 3.Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов.

  • 4.Борьба между либеральными монархистами и народом


Задание 3

  • Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее:

  • 1.Об отношении к дворянскому культурному наследию.

  • 2.Об искусстве, науке.

  • 3.О системе поведения человека, о нравственных принципах.

  • 4.О положении рабочего класса.

  • 5.Об общественном долге, о воспитании.


Задание 4

  • Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей»,И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против …»

  • 1.Пролетариата как передового класса

  • 2.Дворянства как передового класса

  • 3.Крестьянства как передового класса.

  • 4.Революционных демократов как передового класса.


Задание 5

  • 1.На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров:

  • 1.Крестьянство.

  • 2.Дворянскую аристократию.

  • 3.Русское патриархальное дворянство

  • 4.Интеллигенцию.


Слайд 2

Цель урока:

2 Научить видеть в тексте разницу авторского отношения к своим героям; Развивать навыки составления портретных характеристик героев и их сопоставления (портретные детали, речь,поступки, отношение к народу...); Выделить основные моменты спора между представителями разных социальных слоев, идеологических лагерей (Базаровым и Кирсановыми).

Слайд 3

1. Сбор материала по героям (развернутый лист на каждого героя)

3 Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями» Н.П. Кирсанов крепко стиснул его обнаженную красную руку». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (гл. 2)

Слайд 4

4 У отца небольшое именьице. Он прежде всего толковый доктор (гл. 5) «Мой дед землю пахал» (гл.10) 1) «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например». (гл. 7) 2) «- Скажи,… тебя в детстве не притесняли? Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.» (гл 21)

Слайд 5

5 «Главный предмет его- естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора» (гл. 3). «Он скучает без работы» (гл. 11). «…Базаров умен и знающ» (гл 10). «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» (гл. 10).

Слайд 6

6 ДОПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Слайд 7

Взаимоотношение Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановым, народом. (работа с текстом)

7 БАЗАРОВ Н.П. Кирсанов П.П. Кирсанов Аркадий Кирсанов Одинцова Ситников, Кукшина Родители

Слайд 8

Задание по тексту

8 Кратко назвать основные события, описанные в 5-11 гл. Какой основной общественный конфликт лежит в основе романа? В столкновении каких героев он раскрывается наиболее отчетливо?

Слайд 9

Базаров

Слайд 10

П.П. Кирсанов

10 Что чувствуется в портрете Павла Петровича?

Слайд 11

11 Гл. 5. Как понимают НИГИЛИЗМ отцы и дети? Гл.6 Как относится Базаров к ИСКУССТВУ? Зачитайте его афоризм. Как реагирует на его слова Аркадий?

Слайд 12

Нигилизм

12 Нигилизм- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Большой энциклопедический словарь Нигилизм- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. » В.ДАЛЬ Нигилизм- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» Толковый словарь русского языка

Слайд 13

"Но не любить природу, музыку?"

  • Слайд 14

    ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА

    14 С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? Как воспринимает ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович « скорее сожаления достоин, чем насмешки»?

    Слайд 15

    Глава 10.Идеологический конфликт между Базаровым и Кирсановыми.

    15 Основные линии спора: Об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам. О принципе деятельности нигилистов; Об отношении к народу. О взглядах на искусство. О взглядах на природу.

    Слайд 16

    Заполните таблицу: «Основные линии спора»

  • Слайд 17

    Закрепление по теме Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети»1.Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»:1.А.И.Герцену2.В.Г.Белинскому3.Н.А.Некрасову4.Другому лицу

    Слайд 18

    Задание 2

    18 Основой конфликта романа «Отцы и дети» является: 1.Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым. 2.Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым 3.Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов. 4.Борьба между либеральными монархистами и народомСлайд 21

    Задание 5

    21 1.На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров: 1.Крестьянство. 2.Дворянскую аристократию. 3.Русское патриархальное дворянство 4.Интеллигенцию.

    Слайд 22

    Домашнее задание

    22 Выпишите из романа цитаты, которые объясняют отношение главных героев к любви и ее месту в жизни человека. Расскажите об А. Одинцовой.

    Посмотреть все слайды

    2 Цель урока: Научить видеть в тексте разницу авторского отношения к своим героям; Развивать навыки составления портретных характеристик героев и их сопоставления (портретные детали, речь, поступки, отношение к народу...); Выделить основные моменты спора междуВыделить основные моменты спора между представителями разных социальных слоев, идеологических лагерей (Базаровым и Кирсановыми).


    3 1. Сбор материала по героям (развернутый лист на каждого героя) Герой Последователь ность материала Рабочий материал БАЗАРОВ Е.Е. 1.Внешность Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями» Н.П. Кирсанов крепко стиснул его обнаженную красную руку». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (гл. 2)


    4 2. Происхождение 3. Воспитание У отца небольшое именьице. Он прежде всего толковый доктор (гл. 5) У отца небольшое именьице. Он прежде всего толковый доктор (гл. 5) «Мой дед землю пахал» (гл.10)«Мой дед землю пахал» (гл.10) 1) «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например». (гл. 7) 2) «- Скажи,… тебя в детстве не притесняли? Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.» (гл 21)


    5 4.Образование 5.Общественно- политические взгляды «Главный предмет его- естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора» (гл. 3). «Главный предмет его- естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора» (гл. 3). «Он скучает без работы» (гл. 11). «Он скучает без работы» (гл. 11). «…Базаров умен и знающ» (гл 10). «…Базаров умен и знающ» (гл 10). «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» (гл. 10). «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» (гл. 10).


    6 6. Отношение к окружающим Базаров встал утром рано(не как баре), со слугами разговаривает без барского тона. 7. Отношение окружающих к Базарову Дуняшу не могло не привлечь, что Базаров обратился к ней на «Вы» и спросил её о здоровье. Фенечка чувствует себя с Базаровым тоже свободно. 8.Речь, лексика Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз…,туда и дорога). ДОПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ САМОСТОЯТЕЛЬНО




    8 Задание по тексту Кратко назвать основные события, описанные в 5-11 гл.Кратко назвать основные события, описанные в 5-11 гл. Какой основной общественный конфликт лежит в основе романа?Какой основной общественный конфликт лежит в основе романа? В столкновении каких героев он раскрывается наиболее отчетливо?В столкновении каких героев он раскрывается наиболее отчетливо?








    12 Нигилизм Нигилизм- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Нигилизм- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Большой энциклопедический словарь Большой энциклопедический словарь Нигилизм- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. » В.ДАЛЬ Нигилизм- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. » В.ДАЛЬ Нигилизм- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» Нигилизм- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» Толковый словарь русского языка Толковый словарь русского языка


    13 "Но не любить природу, музыку?"


    14 ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? Как воспринимает ее Базаров? Как воспринимает ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович « скорее сожаления достоин, чем насмешки»? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович « скорее сожаления достоин, чем насмешки»?


    15 Глава 10. Идеологический конфликт между Базаровым и Кирсановыми. Основные линии спора: Об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам. Об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам. О принципе деятельности нигилистов; О принципе деятельности нигилистов; Об отношении к народу. Об отношении к народу. О взглядах на искусство. О взглядах на искусство. О взглядах на природу. О взглядах на природу.






    18 Задание 2 Основой конфликта романа «Отцы и дети» является: Основой конфликта романа «Отцы и дети» является: 1.Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым. 1.Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым. 2.Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым 2.Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым 3.Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов. 3.Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов. 4.Борьба между либеральными монархистами и народом 4.Борьба между либеральными монархистами и народом


    19 Задание 3 Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее: Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее: 1.Об отношении к дворянскому культурному наследию. 1.Об отношении к дворянскому культурному наследию. 2.Об искусстве, науке. 2.Об искусстве, науке. 3.О системе поведения человека, о нравственных принципах. 3.О системе поведения человека, о нравственных принципах. 4.О положении рабочего класса. 4.О положении рабочего класса. 5.Об общественном долге, о воспитании. 5.Об общественном долге, о воспитании.


    20 Задание 4 Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей»,И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против …» Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей»,И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против …» 1.Пролетариата как передового класса 1.Пролетариата как передового класса 2.Дворянства как передового класса 2.Дворянства как передового класса 3.Крестьянства как передового класса. 3.Крестьянства как передового класса. 4.Революционных демократов как передового класса. 4.Революционных демократов как передового класса.


    21 Задание 5 1.На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров: 1.На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров: 1.Крестьянство. 1.Крестьянство. 2.Дворянскую аристократию. 2.Дворянскую аристократию. 3.Русское патриархальное дворянство 3.Русское патриархальное дворянство 4.Интеллигенцию. 4.Интеллигенцию.


    22 Домашнее задание Выпишите из романа цитаты, которые объясняют отношение главных героев к любви и ее месту в жизни человека. Выпишите из романа цитаты, которые объясняют отношение главных героев к любви и ее месту в жизни человека. Расскажите об А. Одинцовой. Расскажите об А. Одинцовой.

    Урок 4. Взаимоотношения Базарова с Кирсановыми (гл.5-11)

    Цели урока : проанализировать образы главных героев романа; обучить составлению опорного конспекта; сделать вывод об основном конфликте романа.

    Ход урока

    I . Составление характеристики героев

    Для каждого героя составляется таблица следующего вида:

    Герой

    Характеристики

    Информация в тексте романа

    Внешность

    Происхождение

    Воспитание

    Черты характера, образование

    Общественно-политические взгляды

    Отношения с окружающими

    Речь, лексика

    I I . Составление и работа с опорными конспектами

    1. Система образов романа «Отцы и дети». Сообщение учащегося.

    Н. П. Кирсанов

    П. П. Кирсанов

    Базаров Аркадий Кирсанов

    Одинцова

    Ситников, Кукшина

    Родители

    2. Кольцевая композиция (через нее показана эволюция героя).

    Образ Базарова занимает центральное место в композиции романа. Из 28 глав лишь в двух не появляется Базаров, в остальных - он главное действующее лицо. Все остальные лица романа группируются вокруг него, раскрываются во взаимоотношениях с ним, резче и ярче оттесняют те или иные его черты, подчеркивают его превосходство, ум, силу, свидетельствуют о его одиночестве в среде уездных аристократов.

    Хронология романа позволяет установить, что личность Базарова формировалась в условиях общественного подъема. Он учился в Медико-хирургической академии в 1855-1859 гг., то есть был уже вполне сформировавшимся человеком.

    II I. Взаимоотношения Базарова с Н. П. и П. П. Кирсановыми, народом

    Задание.

    Перечислить основные события, описанные в 5-11 гл.

    Как вы думаете, какой основной общественный конфликт лежит в основе романа? В столкновении каких героев он раскрывается особенно отчетливо?

    Какие первые впечатления сложились у Базарова и Кирсанова друг о друге. На основании чего они возникли? Знал ли что-нибудь Базаров о людях, к которым он приезжает в гости?

    (Аркадий ему лишь говорил, что его родители - добрые люди Аркадий позднее рассказывает биографию дяди. П. П. Кирсанов тоже ничего не знает о Базарове; Н. П. Кирсанов - мало: по дороге лишь Аркадий аттестовал своего друга как доброго приятеля, чудесного малого. Значит, главное - внешний вид, облик героя.)

    (Иронию и спокойствие выдает улыбка Базарова, самоуверенность и ум видны в его лице. Одежда обличает в нем демократизм и простоту привычек; обнаженные красные руки говорят о трудной судьбе. То, что это не дворянин, а человек другого круга, Кирсановы увидели сразу. Даже. прическа им многое сказала. «Волосатый» - разночинцы были ненавистны дворянам.)

    Какие черты характера Павла Петровича вы могли бы назвать, прочитав его портретное описание?

    (Аристократизм, изысканность вкусов, стремление к франтовству и желчность характера; архаичность и бессмысленность аристократизма сразу бросается в глаза. Обратите внимание - совсем не порок, если за красивой внешностью скрывается глубокая натура. Весь вопрос в преувеличенном внимании Петра Петровича к своей одежде).

    Что вы можете сказать о Николае Петровиче?

    (Выглядит более демократично, его не смущает запыленная одежда, но и у него все-таки «пальто и клетчатые панталоны», а не «балахон с кистями». Базаров увидел в нем доброту и робость. По описанию его прошлого мы видим, что он стремится не отстать от века).

    Каковы у Базарова взаимоотношения с простым народом?

    Зачитайте соответствующие отрывки из текста романа, прокомментируйте (глава 5, 10), сделайте вывод.

    Найдите в тексте ответ на вопрос: как понимают нигилизм отцы и дети?

    С каким новым героем знакомимся в 5 главе?

    Как относится Базаров к искусству? Зачитайте его афоризм (глава 6).

    Как реагирует на его слова Аркадий? Вспомните, как Николай Петрович читал Пушкина по дороге (гл. 6, 10).

    Задание.

    Глава 7. Расскажите историю жизни Павла Петровича.

    С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? (Пытается оправдать поведение своего дяди.)

    Как воспринял ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович «скорее сожаления достоин, чем насмешники», можно ли согласиться с Аркадием?

    (Базаров не принимает образ жизни П. П. Кирсанова. Тургенев трижды устами Аркадия признает Павла Петровича «несчастным», который «скорее сожаления достоин, чем насмешники». Притом биография Павла Петровича рассказана не автором, а Аркадием, поэтому косвенным образом она характеризует самого Аркадия. Павел Петрович вошел в жизнь по проторенной дороге - пошел по стопам отца.)

    А по каким стопам идет Базаров?

    (Его слова - «Всякий человек сам себя воспитывать должен».)

    Вывод: Базаров и братья Кирсанова - люди столь разные по своему социальному и психологическому облику, что при всей их сдержанности между ними должен произойти конфликт.

    Что можно сказать о хозяйстве Николая Петровича? (глава 8)

    Задание.

    Проведите параллель с содержанием романа и биографическим фактом из жизни писателя: «...войдя в законное владение имением в Сп. Лутовинове после смерти матери, Тургенев распустил значительную часть дворовых на свободу, а пожелавших того крестьян перевел с баршины на оброк. Он всячески содействовал общему освобождению и крестьянам, желающим откупиться на волю, уступил пятую часть установленной в те годы выкупной суммы, за усадебную землю не брал ничего, безвозмездно передавал ее в собственность крестьянам. В последний год спасской ссылки Тургенева управляющий взял расчет. В два года он довел дело того, что доходов не хватало на его жалованье, а на прожиток хозяина не приходилось ни копейки. Оставшись неумелым хозяином огромного, но запущенного поместья, писатель беспомощно разводил руками или успокаивал себя пословицей: «Перемелется - мука будет». «Я объездил все свои деревни, - сообщал он П. В. Анненкову,- и, должно быть, показался моим крестьянам глуповатым малым». При продаже урожая он продешевил пшеницу; ухитрился купить дрянных лошадей; возводимые под его присмотром постройки едва не развалились... Хлопотал он страшно, и к зиме начал привыкать к своему безнадежному положению. Лето 1860 г. Тургеневу суждено было пережить утрату надежд на единство с народом. Жизнь показала, что между помещиком и мужиком разверзается пропасть. Еще за два года до манифеста Тургенев завел в Спасском ферму, перешел к обработке земли вольнонаемным трудом, но никакого нравственного удовлетворения он не почувствовал. Мужики не хотят подчиняться советам помещика, не желают идти на оброк и вступать в соглашения с господами («...народ.., в надежде, что... выйдет еще указ - и землю отдадут даром, или царь ее подарит...»)».

    I V . Анализ идеологического конфликта в романе

    В главе 10 происходит открытый идеологический конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми. Разберемся в их споре.

    Как вы думаете, что преобладает в главе: описание, повествование, диалог?

    (Диалог этой главы и большинства других является характерной особенностью композиции романа.)

    Как можно объяснить такое количество диалогов в романе?

    (Большое количество споров обусловлено содержанием романа. Наличие острого конфликта придает произведению драматичность, а преобладание в манере изложения диалогов с авторскими замечаниями, напоминающими ремарки, говорит об известной сценичности романа; вот поэтому роман много раз инсценировался.)

    (Основные линии спора:

    - об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам;

    - о принципе деятельности нигилистов;

    - об отношении к народу;

    - о взглядах на искусство и природу.)

    1. Первая линия спора.

    Первая мысль спора, возникшая случайно, была важной и для Базарова, и для Павла Петровича. Это был спор об аристократии и ее принципах. Глава 8 - зачитайте отрывок по ролям, прокомментируйте; кто победил в споре?

    (Из этого диалога мы видам, что Павел Петрович именно в аристократах видит основную общественную силу. Значение аристократии, по его мнению, в том, что когда-то она Англии дала свободу, что в аристократах сильно развито чувство собственного достоинства, самоуважения; их самоуважение важно, так как общество строится на личности. Эту кажущуюся стройной систему Базаров разбивает простыми доводами. Разговор о том, что аристократия даровала Англии свободу - старая песня многое изменилось после 17 века, поэтому эта ссылка Павла Петровича не может служить доводом. Убеждения, что аристократы - основа общественного блага, разбиваются наголову меткими замечаниями Базарова, что от аристократов нет никому никакой пользы, ах основное занятие - ничегонеделание («сидят сложа руки»). Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде. В этих условиях их достоинство и самоуважение выглядят как пустые слова. Аристократизм - бесполезное слово. В безделье и пустой болтовне Базаров видит основной политический принцип всего дворянского общества, живущего за чужой счет.)

    Каков итог этого спора?

    (Павел Петрович «побледнел» и не заводил больше разговора об аристократизме, - тонкая психологическая деталь Тургенева, передающая поражение Павла Петровича в этом споре.)

    2. Вторая линия спора.

    Вторая линия спора - о принципах нигилистов. Зачитаем отрывок из текста. Павел Петрович еще не сложил оружия и хочет опорочить новых людей в беспринципности. «В силу чего вы действуете?» - спрашивает он. И оказывается, что у нигилистов есть принципы, есть убеждения.

    Каковы принципы нигилистов, что они отвергают?

    (Нигилисты действуют обдуманно, исходя из принципа полезности деятельности для общества. Они отрицают общественный строй, то есть самодержавие, религию, таков смысл слова «все». Базаров замечает, что свобода о которой хлопочет правительство, едва ли пойдет впрок; в этой фразе содержится намек на готовившиеся реформы. Базаров не принимает реформу как средство изменения общественного положения. Отрицание воспринимается новыми людьми как деятельность, а не болтовня. Эти высказывания Базарова можно назвать революционными. Тургенев сам понимал нигилизм Базарова как революционность.)

    Но какие недостатки можно заметить во взглядах Базарова?

    (Строить на разрушенном листе он не считает своим делом. У Базарова нет положительной программы.)

    Каково отношение Кирсанова к этой позиции Базарова?

    (Позднее в этом споре Павел Петрович стоит за сохранение старых порядков. Ему страшно представить разрушение всего в обществе. Он согласен пойти лишь на мелкие изменения при сочетании основ существующего строя, на приспособления к новым условиям, как это делает брат. Они не реакционеры, они либералы по сравнению с Базаровым.)

    Есть ли в романе единомышленники Базарова?

    (Нигилистами себя считают Ситников и Кукшина.)

    Что мы знаем об этих героях?

    (Ситников хлопочет по откупам отца; Кукшина «действительно помещица», - так говорит она о себе, исправно управляет своим имением.

    Оба героя восприняли лишь внешнюю форму нигилизма. «Долой Маколея!» - гремит Ситников. Но тут же остановился. «Да я их не отрицаю», - проговорил он. (Маколей - английский буржуазный историк, защищающий интересы крупной буржуазии). Так коротко Тургенев показывает вздорность этого отрицания. В Кукшиной все неестественно. И за этой поддельностью все некрасиво и пошло.)

    (Тургенев с уважением относится к Базарову и с иронией, пренебрежительно к Ситникову и Кукшиной, потому что убеждения Базарова глубже и искреннее, а у этих людей она фальшивы. Кукшина - карикатура на тех, кто рядится под новых людей. Подобные ей не могут быть настоящими учениками Базарова, так как у них нет идеологической основы нигилизма. Ситников и Кукшина - подражатели Базарова, оттеняют серьезность, искренность, глубину подлинного нигилиста Базарова.)

    3. Третья линия спора о русском народе.

    Каким же представляют себе характер русского народа Павел Петрович и Базаров? Зачитайте и прокомментируйте.

    (По мнению Павла Петровича, русский народ - патриархальный, свято ценит предания, не может жить без религии. Эти славянофильские взгляды (при образе жизни на английский лад) говорят о реакционности. Он умаляется отсталостью народа и в этом видит залог спасения общества.

    Положение народа вызывает в Базарове не умиление, а гнев. Он видит неблагополучие во всех областях народной жизни. Базаров оказывается дальновидным и осуждает то, что потом станет символом веры народничества. Не случайно он говорит, что русскому народу не нужны бесполезные слова типа «либерализм», «прогресс».

    У Базарова трезвое отношение к народу. Он видит необразованность и суеверие народа. Эти недостатки он презирает. Однако Базаров видит не только забитость, но и недовольство народа.)

    Кого же крестьяне скорее признают? докажите текстом.

    (Базаров вставал утром рано (не как баре), со слугами разговаривает без барского тона, хотя и подтрунивает над нами; Дуняшу не могло не привлечь, что Базаров обратился к ней на «Вы» и спросил ее о здоровье. Фенечка чувствует себя с Базаровым тоже свободно. Павел Петрович не умеет разговаривать с крестьянами, он сам признает это. Для него крестьяне - грязные мужики, без которых, правда, не обойтись.

    Н. П., вынужденный больше общаться с крестьянами, более демократичен, он называет камердинера «братцем», но сами простые люди относятся к Кирсановым, как к господам, а Павла Петровича боятся.)

    Ярким свидетельством связи героя с народом может служить их речь. Что вы можете отметить в языке Базарова и Павла Петровича?

    (Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз...; туда и дорога; от копеечной свечи Москва его сгорела). Павел Петрович не использует в речи пословицы, искажает слова (эфто), использует много иностранных слов.)

    4. Четвертая линия спора.

    Четвертое направление в споре - расхождения во взглядах на искусство и природу.

    Задание.

    Павел Петрович, побежденный во всем остальном, нашел слабое место у Базарова и решает взять реванш. Он считает, что нигилизм, «эта зараза», уже далеко распространился и захватил область искусства. Зачитайте. Прав ли Павел Петрович, говоря так о художниках шестидесятниках?

    (И да, и нет. Прав, понимая, что новые художники-передвижники отказываются от застывших академических традиций, от слепого следования старым образцам, в том числе и Рафаэлю. Не прав же Павел Петрович в том, что художники-передвижники, как он считает, абсолютно отказывались от традиций. Он говорит, что новые художники «бессильны и бесплодны до гадости».

    Базаров же отрицает и старое, и новое искусство: «Рафаэль гроша медного не стоит, да и они не лучше его».)

    Вспомните, что еще Базаров говорит об искусстве в других главах? Как можно оценить эту позицию?

    (Базаров плохо знает искусство, он не занимается искусством не потому, что не мог, а потому, что его интересовала только наука, так как он видел в науке силу. «Порядочный химик в 20 раз лучше всякого поэта». Пушкина не знает и отрицает. Это было свойственно части демократической молодежи 60-х гг., которая отдавала предпочтение изучению науки. Но Павел Петрович так как не может судить об искусстве, прочитав штук 5-6 французских книг в молодости и кое-что по-английски. Русских современных художников же он знает только понаслышке.)

    Кто же является противником Базарова в споре? Как показана ошибочность представлений об искусстве и Базарова и П. П.?

    (Не Павел Петрович является противником Базарова в этом споре, а Николай Петрович. Он особенно благоприятствует искусству, но не осмеливается вступить в спор. Это делает сам Тургенев, показывая ощущение органического влияния стихов Пушкина, весенней природы, сладостную мелодию игры на виолончели.)

    Как же смотрит Базаров на природу?

    (Он не отрицает ее вообще, а видит в ней только источник и поле человеческой деятельности. У Базарова хозяйский взгляд на природу, но он тоже односторонен. Отрицая роль природы как вечного источника красоты, воздействующего на человека, Базаров обедняет человеческую жизнь. Но Аркадий и Николай Петрович не спорят с ним, а возражают в форме робких вопросов.)

    Как решается эта линия спора?

    (В 11 главе появляются пейзажи. Все приметы вечера утверждают существование вечной красоты. Так решается последняя линия спора.)

    V . Итог урока

    Закрепление знаний по теме «Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» может быть проведено в форме опроса.

    Выделите основные вопросы спора. Есть ли между ними связь?

    Докажите, что аристократизм - «бесплодный принцип».

    Есть ли у нигилистов принципы? Докажите.

    Прав ли Тургенев, называя Базарова революционером? Каково отношение героя к реформам?

    Какова позиция Кирсановых по отношению к реформам? В чем слабая сторона взглядов Базарова?

    Как относятся к народу Базаров и Кирсановы? Чьи взгляды являются прогрессивными?

    Прав ли Базаров в своем отрицании искусства? Почему у него такие взгляды?

    Чувствует ли Базаров красоту природы? Из чего он исходит в своем отношении к ней?

    Чувствуют ли себя Кирсановы побежденными?

    Домашнее задание

    Выпишите из романа цитаты, объясняющие отношение главных героев (Н. П., П. П., Аркадия, Базарова, Одинцовой, Кати, Фенечки, княгини Р.) к любви и к ее месту в жизни человека.

    Спорь с человеком умнее тебя: он тебя победит... Но из самого своего поражения ты можешь извлечь пользу для себя.
    Спорь с человеком ума равного: за кем бы ни оставалась победа - ты, по крайней мере испытаешь удовольствие борьбы.
    Спорь с человеком ума слабейшего; спорь не из желания победы - но ты можешь быть ему полезным.
    Спорь даже с глупцом! Ни славы, ни выгоды ты не добудешь... Но отчего иногда не позабавиться!
    И. С.Тургенев
    Из названия произведения следует, что в нем будет разрешаться извечный вопрос - противоречия между поколениями, но мысль писателя глубже. Отцы и дети в романе - это те, кто живет идеалами уходящего в прошлое поколения, и выразители новых идей, новые люди, рожденные новым временем. В романе Тургенев пытается понять, осмыслить цель жизни, мировоззрение этого нового человека, разночинца по происхождению, демократа по политическим взглядам. Роман «Отцы и дети» отразил борьбу мировоззрений двух политических направлений - дворян-либералов и революционеров-демократов. На противопоставлении представителей этих направлений - разночинца Базарова и дворянина Кирсанова - построен сюжет романа.
    Кроме этой основной проблемы Тургенев поднимает ряд других, связанных с нравственным, культурным, социально-экономическим развитием России в 60-х годах XIX века. Тургенев затрагивает вопросы, волновавшие передовых людей того времени: в чем расхождение между революционерами-демократами и либералами; как надо относиться к народу, к труду, науке, искусству; какие преобразования необходимы в сельском хозяйстве, в экономике? Автор показывает нам три спора Базарова и Кирсанова, в которых поднимаются эти вопросы.
    Итак, тема дворянства, его роль в жизни общества. По мнению Павла Петровича Кирсанова, аристократы - движущая сила общественного развития. Их идеал - «английская свобода» (конституционная монархия); путь к идеалу - либеральный (реформы, гласность, прогресс). По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.
    Следующий вопрос касается нигилизма и роли нигилистов в общественной жизни. Павел Петрович осуждает нигилистов за то, что те «никого не уважают», живут без «принсипов»; считает их ненужными и бессильными: «Вас всего четыре с половиной человека». На это Базаров отвечает: «От копеечной свечи Москва сгорела». Под отрицанием «всего» Базаров имеет в виду религию, самодержавно-крепостнический строй, общепринятую мораль. А что же утверждают нигилисты? Прежде всего необходимость революционных действий. Критерием же здесь является народная польза. Взгляды обеих сторон на народ также различны. Павел Петрович прославляет крестьянскую общину, семью, религиозность, патриархальность русского мужика. Базаров соглашается, что народ патриархален, темен и невежествен, но считает необходимым отличать народные интересы от народных предрассудков, утверждает, что народ по духу революционен, поэтому нигилизм - проявление именно народного духа.
    Особенно разделяет противников отношение к искусству и природе. Павел Петрович благословляет и прославляет искусство. Автор солидарен в этом с «отцами». Базаров же отрицает искусство («Рафаэль гроша ломаного не стоит»), к природе подходит сугубо материалистически («Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»).
    Таким образом, споры велись не по частным вопросам. Они касались настоящего и будущего России. И во всех спорах последнее слово оставалось за Базаровым. Компромисс между героями Тургенева невозможен, подтверждением этому является их дуэль.
    На чьей стороне автор? Тургенев, будучи либералом по убеждениям, чувствовал превосходство Базарова, более того, он утверждал: «Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса». Полностью не согласен был автор со своим героем только в вопросе об искусстве и природе. И все же его герой в конце романа умирает. Почему? Может, еще не пришло его время («...Я нужен России... Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?»). А может быть, автор посчитал задачу Базарова в «дворянском гнезде» Кирсановых выполненной?
    Показать же героя в среде, близкой ему, среди единомышленников, Тургенев не мог: писатель просто был слишком далек от нее. Однако следует отметить, что роман посвящен Белинскому - человеку 40-х годов, у которого было такое же «страстное, грешное, бунтующее сердце», как и у Базарова.
    Тургенев не знал, как решатся вопросы, поднятые его героями, в действительности. Но бесспорно, верил в лучшее будущее своей страны. Споры Кирсанова с Базаровым отражают эту авторскую позицию. Кроме того, они раскрывают основную мысль, идею романа, придают особую остроту сюжету, служат средством характеристики каждого героя. И в этих спорах заметно превосходство новых, прогрессивных идей над старыми, отжившими.