Тургенев дворянское гнездо о чем произведение. Дворянское гнездо, Иван Тургенев - «И.С. Тургенев, "Дворянское гнездо". История создания, конфликт с Гончаровым и все-все-все.». Смысл названия «Дворянское гнездо»

Весенний, светлый день клонился к вечеру, небольшие розовые тучки стояли высоко в ясном небе и, казалось, не плыли мимо, а уходили в самую глубь лазури.

Перед раскрытым окном красивого дома, в одной из крайних улиц губернского города О… (дело происходило в 1842 году), сидели две женщины: одна лет пятидесяти, другая уже старушка, семидесяти лет.

Первую из них звали Марьей Дмитриевной Калитиной. Ее муж, бывший губернский прокурор, известный в свое время делец, – человек бойкий и решительный, желчный и упрямый, – умер лет десять тому назад. Он получил изрядное воспитание, учился в университете, но, рожденный в сословии бедном, рано понял необходимость проложить себе дорогу и набить деньгу. Марья Дмитриевна вышла за него по любви: он был недурен собою, умен и, когда хотел, очень любезен. Марья Дмитриевна (в девицах Пестова) еще в детстве лишилась родителей, провела несколько лет в Москве, в институте, и, вернувшись оттуда, жила в пятидесяти верстах от О…, в родовом своем селе Покровском, с теткой да с старшим братом. Брат этот скоро переселился в Петербург на службу и держал и сестру и тетку в черном теле, пока внезапная смерть не положила предела его поприщу. Марья Дмитриевна наследовала Покровское, но недолго жила в нем; на второй же год после ее свадьбы с Калитиным, который в несколько дней успел покорить ее сердце, Покровское было променено на другое имение, гораздо более доходное, но некрасивое и без усадьбы, и в то же время Калитин приобрел дом в городе О…, где и поселился с женою на постоянное жительство. При доме находился большой сад; одной стороной он выходил прямо в поле, за город. «Стало быть, – решил Калитин, большой неохотник до сельской тишины, – в деревню таскаться незачем». Марья Дмитриевна не раз в душе пожалела о своем хорошеньком Покровском с веселой речкой, широкими лугами и зелеными рощами; но она ни в чем не прекословила мужу и благоговела пред его умом и знанием света. Когда же, после пятнадцатилетнего брака, он умер, оставив сына и двух дочерей, Марья Дмитриевна уже до того привыкла к своему дому и к городской жизни, что сама не захотела выехать из О…

Марья Дмитриевна в молодости пользовалась репутацией миленькой блондинки; и в пятьдесят лет черты ее не были лишены приятности, хотя немного распухли и сплылись. Она была более чувствительна, нежели добра, и до зрелых лет сохранила институтские замашки; она избаловала себя, легко раздражалась и даже плакала, когда нарушались ее привычки; зато она была очень ласкова и любезна, когда все ее желания исполнялись и никто ей не прекословил. Дом ее принадлежал к числу приятнейших в городе. Состояние у ней было весьма хорошее, не столько наследственное, сколько благоприобретенное мужем. Обе дочери жили с нею; сын воспитывался в одном из лучших казенных заведений в Петербурге.

Старушка, сидевшая с Марьей Дмитриевной под окошком, была та самая тетка, сестра ее отца, с которою она провела некогда несколько уединенных лет в Покровском. Звали ее Марфой Тимофеевной Пестовой. Она слыла чудачкой, нрав имела независимый, говорила всем правду в глаза и при самых скудных средствах держалась так, как будто за ней водились тысячи. Она терпеть не могла покойного Калитина, и как только ее племянница вышла за него замуж, удалилась в свою деревушку, где прожила целых десять лет у мужика в курной избе. Марья Дмитриевна ее побаивалась. Черноволосая и быстроглазая даже в старости, маленькая, востроносая, Марфа Тимофеевна ходила живо, держалась прямо и говорила скоро и внятно, тонким и звучным голоском. Она постоянно носила белый чепец и белую кофту.

– О чем ты это? – спросила она вдруг Марью Дмитриевну. – О чем вздыхаешь, мать моя?

– Так, – промолвила та. – Какие чудесные облака!

– Так тебе их жалко, что ли?

Марья Дмитриевна ничего не отвечала.

– Что это Гедеоновский нейдет? – проговорила Марфа Тимофеевна, проворно шевеля спицами (она вязала большой шерстяной шарф). – Он бы повздыхал вместе с тобою, – не то соврал бы что-нибудь.

– Как вы всегда строго о нем отзываетесь! Сергей Петрович – почтенный человек.

– Почтенный! – повторила с укоризной старушка.

– И как он покойному мужу был предан! – проговорила Марья Дмитриевна, – до сих пор вспомнить о нем равнодушно не может.

– Еще бы! тот его за уши из грязи вытащил, – проворчала Марфа Тимофеевна, и спицы еще быстрее заходили в ее руках.

– Глядит таким смиренником, – начала она, снова, – голова вся седая, а что рот раскроет, то солжет или насплетничает. А еще статский советник! Ну, и то сказать: попович!

– Кто же без греха, тетушка? Эта слабость в нем есть, конечно. Сергей Петрович воспитания, конечно, не получил, по-французски не говорит; но он, воля ваша, приятный человек.

– Да, он ручки у тебя все лижет. По-французски не говорит, – эка беда! Я сама не сильна во французском «диалехте». Лучше бы он ни по-каковски не говорил: не лгал бы. Да вот он, кстати, легок на помине, – прибавила Марфа Тимофеевна, глянув на улицу. – Вон он шагает, твой приятный человек. Экой длинный, словно аист!

Марья Дмитриевна поправила свои локоны. Марфа Тимофеевна с усмешкой посмотрела на нее.

– Что это у тебя, никак седой волос, мать моя? Ты побрани свою Палашку. Чего она смотрит?

– Уж вы, тетушка, всегда… – пробормотала с досадой Марья Дмитриевна и застучала пальцами по ручке кресел.

– Сергей Петрович Гедеоновский! – пропищал краснощекий казачок, выскочив из-за двери.

Вошел человек высокого роста, в опрятном сюртуке, коротеньких панталонах, серых замшевых перчатках и двух галстухах – одном черном сверху, другом белом снизу. Все в нем дышало приличием и пристойностью, начиная с благообразного лица и гладко причесанных висков до сапогов без каблуков и без скрипу. Он поклонился сперва хозяйке дома, потом Марфе Тимофеевне и, медленно стащив перчатки, подошел к ручке Марьи Дмитриевны. Поцеловав ее почтительно и два раза сряду, он сел не торопясь в кресла и с улыбкой, потирая самые кончики пальцев, проговорил:

– А Елизавета Михайловна здоровы?

– Да, – отвечала Марья Дмитриевна, – она в саду.

– И Елена Михайловна?

– Леночка в саду тоже. Нет ли чего новенького?

– Как не быть-с, как не быть-с, – возразил гость, медленно моргая и вытягивая губы. – Гм!.. да вот пожалуйте, есть новость, и преудивительная: Лаврецкий Федор Иваныч приехал.

– Федя! – воскликнула Марфа Тимофеевна. – Да ты, полно, не сочиняешь ли, отец мой?

– Никак нет-с, я их самолично видел.

– Ну, это еще не доказательство.

– Очень поздоровели, – продолжал Гедеоновский, показывая вид, будто не слышал замечания Марфы Тимофеевны, – в плечах еще шире стали, и румянец во вею щеку.

– Поздоровел, – произнесла с расстановкой Марья Дмитриевна, – кажется, с чего бы ему здороветь?

– Да-с, – возразил Гедеоновский, – другой на его месте и в свет-то показаться посовестился бы.

– Это отчего? – перебила Марфа Тимофеевна, – это что за вздор? Человек возвратился на родину – куда ж ему деться прикажете? И благо он в чем виноват был!

– Муж всегда виноват, сударыня, осмелюсь вам доложить, когда жена нехорошо ведет себя.

– Это ты, батюшка, оттого говоришь, что сам женат не был.

Гедеоновский принужденно улыбнулся.

– Позвольте полюбопытствовать, – спросил он после небольшого молчания, – кому назначается этот миленький шарф?

Марфа Тимофеевна быстро взглянула на него.

– А тому назначается, – возразила она, – кто никогда не сплетничает, не хитрит и не сочиняет, если только есть на свете такой человек. Федю я знаю хорошо; он только тем и виноват, что баловал жену. Ну, да и женился он по любви, а из этих из любовных свадеб ничего путного никогда не выходит, – прибавила старушка, косвенно взглянув на Марью Дмитриевну и вставая. – А ты теперь, мой батюшка, на ком угодно зубки точи, хоть на мне; я уйду, мешать не буду. – И Марфа Тимофеевна удалилась.

2.1. История создания.

Задумал этот роман Тургенев еще в 1855 году. Однако писатель испытывал в то время сомнения в силах своего таланта, накладывался и отпечаток личной неустроенности в жизни. Работу над романом Тургенев возобновил лишь в 1858 году, по приезде из Парижа. Роман появился в январской книге «Современника» за 1859 год. Сам автор в последствии отмечал, что «Дворянское гнездо» имело самый большой успех, который когда-либо выпал ему на долю.

2.2. Характеристики действующих лиц.

Калитина Марья Дмитриевна – капризная богатая дворянка пятидесяти лет, «более чувствительна нежели добра, . она избаловала себя, легко раздражалась и даже плакала, когда нарушались ее привычки.».

Пестова Марья Тимофеевна – тетка Марьи Дмитриевны семидесяти лет. «Нрав имела независимый, говорила всем правду в глаза».

Геоденовский Сергей Петрович – светский сплетник.

Паншин Владимир Николаевич – молодой человек с блестящей внешностью и положением в обществе». «В город О. он приехал для исполнения временного казенного поручения». Всегда всем угождает и любит нравиться окружающим. Ловок, но не лишен талантов -– сочиняет стихи и музыку, поет. «В душе он был холоден и хитер.». Хочет жениться на Лизе.

Лиза Калитина – старшая дочь Марьи Дмитриевны. Девушка девятнадцати лет. Приветлива со всеми. Набожна - сказалось влияние богомольной няньки Агафьи в детстве. Плывет по течению судьбы, так как во всем видит волю бога.

Лемм Христофор Теодор Готлиб – учитель музыки в доме Калитиных. Бедный немец, потомственный музыкант, человек, судьба к которому не благоволила. Необщителен, но глубоко понимает происходящее.

Лаврецкий Федор Иванович – внучатый племянник Марьи Дмитриевны тридцати пяти лет. Человек добрый и благородный. По-своему мнению получил ущербное воспитание в детстве и из-за этого все его несчастия. Недоучившись из-за совершившейся женитьбы, преданный женой, хочет заняться настоящим делом – «землю пахать».

Михалевич – у ниверситетский товарищ Лаврецкого, единственный его друг. «Энтузиаст и стихотворец».

Варвара Павловна Лаврецкая – жена Федора Ивановича. Оставлена мужем в Европе после ее измены. Ловкая красавица, полностью вкусившая светскую жизнь и, уже не могущая с ней расстаться, « .артистка в настоящем смысле этого слова.».

2.3. Сюжет.

Лаврецкий Федор Николаевич приезжает в родную губернию - строить новую жизнь после того, как он расстался со своей неверной женой. Неожиданно для себя он полюбил Лизу Калитину, она ему отвечает взаимностью. Но, не успев начаться, их любовь разрушается – приезжает жена Лаврецкого. Лиза уходит в монастырь, Лаврецкий уезжает из губернии.

2.4. Композиция.

Я разделила этот роман на шесть частей.

Приезд Лаврецкого в губернский город О.

История дворянского рода Лаврецких.

Лаврецкий в Васильевском.

Михалевич, Лемм, Калитины в Васильевском.

Четвертая.

Сближение Лаврецкого с Лизой.

Приезд Варвары Павловны в О.

Глава 1. Роман И. С. Тургенева «Накануне».

1.1. История создания.

Нарастание революционных настроений в России вызвало к жизни роман «Накануне». Само название этого произведения говорило об атмосфере ожидания социального переворота. Но тогда Тургенев не видел в соотечественниках фигуры, способной стать героем революционных лет. Он делает центральной фигурой романа болгарина – носителя национально-освободительных идей. Написан роман в 1859 году, публикован впервые в журнале «Русский вестник» в 1860 году.

1.31 Характеристики действующих лиц.

Николай Артемьевич Стахов – глава дворянского семейства Стаховых. Великий спорщик., « . порядочно говорил по-французски и слыл философом». «Дома он скучал. Сошелся со вдовой немецкого происхождения и проводил у ней почти все время. На лето пятьдесят третьего года он не переехал в Кунцево: он остался в Москве, будто бы для того, чтобы пользоваться минеральными водами; в сущности, ему не хотелось расстаться со своею вдовой».

Анна Васильевна Стахова – жена Николая Артемьевича. После рождения дочери всегда больна. « .она только и делала, что грустила и тихо волновалась». «Неверность мужа очень огорчала Анну Васильевну.». «В глаза она его никогда не упрекала, но украдкой жаловалась на него поочередно всем в доме, даже дочери».

Елена Николаевна Стахова. Единственная дочь Николая Артемьевича и Анны Васильевны. Девушка двадцати лет. «Подруг у ней не было». «Родительская власть никогда не тяготела над Еленой, а с шестнадцатилетнего возраста она стала почти совсем независима, она зажила своею собственною жизнию, но жизнию одинокою». Она, к своему глубокому сожалению, никого из людей не любила, зато проявляла огромное сочуствие не только к животным, но и даже к насекомым. «Как жить без любви? А любить некого!». Родные ее считают «странной». В своем описании Елены Тургенев подводит читателя к тому, что ее внутренний мир был подготовлен к последующему решению разделить свою жизнь с Инсаровым и его идеалами - «Иногда ей приходило в голову, что она желает чего-то, чего никто не желает, о чем никто не мыслит в целой России».

Берсенев Андрей Петрович. Молодой дворянин. Снимает дачу неподалеку от Стаховых. Студент. Живет один. По словам Шубина: « .умница, философ, третий кандидат Московского университета». Его мечта – стать профессором истории или философии: «Это моя любимая мечта». В Кунцево много работает. Изучает философскую и историческую литературу. Шубин Берсеневу: «Ты добросовестно-умеренный энтузиаст; истый представитель тех жрецов науки. коими столь справедливо гордиться класс среднего русского дворянства». Товарищ и друг на все сто процентов.

Павел Яковлевич Шубин – самый неоднозначный персонаж. Это - молодой человек лишившейся родителей. С ранних лет имеет наклонность к ваянию. Доводится Анне Васильевне троюродным племянником и находится у ней на содержании. Не окончив и одного курса университета, посвятил себя исключительно призванию ваять, хотя «слышать не хотел об академии и не признавал ни одного профессора». «Талантом он обладал положительным – его начали знать по Москве.». Шубин – насмешник. Влюблен в Елену.

В романе «Дворянское гнездо» описывается история любви Лизы и Лаврецкого. Герои встречаются, у них возникает симпатия друг к другу, потом - любовь, они боятся признаться в этом самим себе, потому что Лаврецкий связан браком.

За короткое время Лиза и Лаврецкий переживают и надежду на счастье, и отчаяние - при сознании его невозможности. Герои романа ищут ответы, прежде всего, на вопросы, которые их судьба ставит перед ними, - о личном счастье, о долге перед близкими, о самоотречении, о своем месте в жизни.

Роман принес Тургеневу популярность в самых широких кругах читателей. По словам Анненкова, "молодые писатели, начинающие карьеру, один за другим являлись к нему, приносили свои произведения и ждали его приговора...". Сам Тургенев вспоминал двадцать лет спустя после романа: "Дворянское гнездо" имело самый большой успех, который когда-либо выпал мне на долю. Со времени появления этого романа я стал считаться в числе писателей, заслуживающих внимание публики".

Итак, сюжетная линия

Один из главных героев произведения - Фёдор Иванович Лаврецкий, дворянин, воспитанный в загородном поместье жестокой теткой, имеет многие черты самого Тургенева.

Часто критики искали основу для этой части сюжета в детстве самого Ивана Сергеевича Тургенева, который был воспитан своей матерью, известной своей жестокостью.

Во время продолжения своего обучения в Москве Лаврецкий влюбляется в Варвару Коробьину и женится на ней. Молодожёны переезжают в Париж. Там Варвара Павловна становится весьма популярной содержательницей салона и заводит роман с одним из постоянных её гостей. Лаврецкий узнаёт о романе жены с другим мужчиной только в тот момент, когда случайно читает записку, написанную от любовника к Варваре Павловне. Шокированный предательством любимого человека, он порывает все контакты с нею и возвращается в своё фамильное поместье, где был воспитан.

По возвращении домой в Россию Лаврецкий навещает свою кузину, Марию Дмитриевну Калитину, живущую с двумя её дочерьми - Лизой и Леночкой.

Внимание Федора Лаврецкого привлекает Лиза, чья серьёзная натура и искреннее посвящение себя православной вере дают ей большое моральное превосходство, разительно отличаясь от кокетливого поведения Варвары Павловны, к которому так привык Лаврецкий. Постепенно главный герой понимает, что влюблен в девушку.

Однажды, прочитав в иностранном журнале сообщение о том, что Варвара Павловна умерла, Лаврецкий объясняется Лизе в любви. Он узнаёт, что его чувства небезответны - Лиза также любит его.

Но узнав о том, что сообщение оказалось ложным, Лиза решает уйти в отдалённый монастырь и проживает остаток своих дней в монашестве. Перед мирским отречением Лиза настоятельно советует любимому мужчине простить жену и сберечь семью ради ребенка.

Роман оканчивается эпилогом, действие которого происходит восемь лет спустя. Лаврецкие так и не смогли ужиться вместе, и Варвара Павловна покинула Россию.

Федор Иванович Лаврецкий возвращается в дом Лизы, в котором поселилась ее повзрослевшая сестра Елена. Там он, спустя прошедшие годы, несмотря на множество изменений в доме, видит гостиную, где часто встречался с любимой девушкой, видит рояль и сад перед домом, которые так запомнились ему из-за общения с Лизой. Лаврецкий живет своими воспоминаниями и видит некий смысл и даже красоту в своей персональной трагедии. После своих раздумий герой уезжает обратно к себе домой.

В дальнейшем, Лаврецкий посещает Лизу в монастыре, видя её в те короткие моменты, когда она появляется на мгновения между богослужениями.


В образе и характере главных героев раскрыто необычайно много внутренних граней. Глубокая семейная драма, связанная с происхождением Федора Ивановича (он был рожден от неравного брака его отца с простой горничной) прошла через всю его жизнь. Воспитание, данное ему отцом, было наполнено нетерпимостью к женщинам, герой жил в крепком плену своих принципов.

Большое внимание в произведение уделено социально-общественным темам.

Интересным моментом в сюжете романа «Дворянское гнездо» стал спор между Паншиным и Лаврецким о народе. Тургенев позднее заметил, что это был спор между западником и славянофилом. Эту авторскую характеристику нельзя понимать буквально. Дело в том, что Паншин - западник особого, казенного толка, а Лаврецкий - не правоверный славянофил. В своем отношении к народу Лаврецкий больше всего похож на Тургенева: он не пытается дать характеру русского народа какое-то простое, удобно запоминаемое определение. Как и Тургенев, он считает, что прежде, чем изобретать и навя-зывать рецепты устроения народной жизни, нужно понять характер народа, его нравственность, его подлинные идеалы. И вот в тот момент, когда Лаврецкий развивает эти мысли, рождается любовь Лизы к Лаврецкому.


Тургенев не уставал развивать мысль о том, что любовь по самой своей глубинной природе - чувство стихийное и всякие попытки рационального ее истолкования чаще всего просто бестактны. Но любовь большинства его героинь почти всегда сливается с альтруистическими устремлениями. Они отдают свои сердца людям самоотверженным, великодушным и добрым. Эгоизм для них, как, впрочем, и для Тургенева, самое неприемлемое человеческое качество.

Пожалуй, ни в одном романе Тургенев не проводил так настойчиво ту мысль, что в лучших людях из дворян все их хорошие качества так или иначе, прямо или косвенно связаны с народной нравственностью. Лаврецкий прошел школу педагогических причуд своего отца, вынес бремя любви своенравной, эгоистичной и тщеславной женщины и все-таки не утратил своей человечности. Тургенев прямо сообщает читателю, что своей душевной стойкостью Лаврецкий обязан тому, что в его жилах течет крестьянская кровь, что в детстве он испытал на себе влияние матери-крестьянки.

В характере Лизы, во всем ее мироощущении начало народной нравственности выражено еще определеннее. Всем своим поведением, своей спокойной грацией она, пожалуй, больше всех тургеневских героинь напоминает Татьяну Ларину.

Но в ее личности есть одно свойство, которое в Татьяне только намечено, но которое станет главной отличительной чертой того типа русских женщин, который принято называть «тургеневским». Это свойство - самоотверженность, готовность к самопожертвованию.


В судьбе Лизы заключен тургеневский приговор обществу, которое убивает все чистое, что рождается в нем.

Что интересно, роман «Дворянское гнездо» стал настоящим «яблоком раздора» в отношениях двух писателей – И. Тургенева и И. Гончарова.

Д. В. Григорович, в числе прочих современников, вспоминает:

«Раз - кажется, у Майковых - рассказывал он [Гончаров] содержание нового предполагаемого романа, в котором героиня должна была удалиться в монастырь; много лет спустя вышел роман Тургенева „Дворянское гнездо“; главное женское лицо в нем также удалялось, в монастырь.

Гончаров поднял целую бурю и прямо обвинил Тургенева в плагиате, в присвоении чужой мысли, предполагая, вероятно, что мысль эта, драгоценная по своей новизне, могла явиться только ему, а у Тургенева недостало бы настолько таланта и воображения, чтобы дойти до нее. Дело приняло такой оборот, что пришлось назначить третейский суд, составленный из Никитенкo, Анненкова и третьего лица, - не помню кого. Ничего из этого, конечно, не вышло, кроме смеху; но с тех пор Гончаров перестал не только видеться, но и кланяться с Тургеневым».

Так или иначе, роман Ивана Тургенева «Дворянское гнездо» стал лучшим выражением литературной мысли о бренности человеческой жизни, о конечности счастья, о перипетиях судьбы.

Человек не родится для счастья, но должен выполнить свою особую миссию, и в этом глубочайший трагизм человеческой жизни. Главный герой романа Федор Лаврецкий остается один, он стар, одинок и глубоко несчастен.


Интересные факты:

18 октября 2014 года в городе Орле в рамках общегородского субботника прошла экологическая акция "Посади дерево".

По доброй традиции орловцы в этот день прибрали территорию ландшафтного сквера, который называется «Дворянское гнездо»

Целью волонтеров было – возродить аллею, описанную Иваном Тургеневым в одноименном романе.

"Мы решили ее восстановить, посоветовавшись с краеведами и агрономами, - сообщил председатель Попечительского совета по возрождению "Дворянского гнезда" Михаил Вдовин. - Для участия в акции пригласили несколько организаций, которые за свой счет приобрели саженцы орешника, дуба и липы".


Стоит отметить, что орловский литературно-исторический и ландшафтный заповедник «Дворянское гнездо» в настоящий момент является историческим памятником. С этим местом связана история создания романа не только И. С. Тургенева «Дворянское гнездо».

Именно с орловской землей связана история романа «Жизнь Арсеньева» Ивана Бунина, а также рассказом Николая Лескова «Несмертельный Голован».

Почему же легенда о «Дворянском гнезде» приводит почитателей творчества И.С. Тургенева в Орел? Писатель постоянно бывал в Орле, в 50-е годы видел его возрождение после пожаров, знал его обитателей. По свидетельству Н.С. Лескова, орловцы узнавали своих земляков в Паншине, Лаврецком, Лемме, называли имена, фамилии реальных людей, их истории.

Этот роман был читан мною "из-под палки", потому что программа, потому что надо. Однако, книга произвела приятное впечатление, даже оставила послевкусие, заставившее поковыряться в истории его создания. Предлагаю ознакомиться. Изложила своим коровьим языком как могла

История создания

Роман впервые опубликовали в 1859 в журнале "Современник", однако Тургенев планировал сделать это раньше,в 1856 году, когда, собственно, у него и появилась задумка "Дворянского гнезда". Причины такой задержки остаются неясными. В письмах Тургенев сам указывает то на болезнь, то на неоконченность некоторых сцен. Летом 1858 года автор представляет произведение своим друзьям-литераторам в Петербурге. Только после этого, внеся некоторые изменения в текст (добавив, например, главу о няне Агафье) роман выходит в свет. Публика восторженно приняла "Дворянское гнездо". Особые оценки оно получило от Салтыкова-Щедрина и Достоевского. Вот что писал Салтыков-Щедрин:

Сочинения его можно характеризовать его же словами, которыми он заключает свой роман: на них можно только указать и пройти мимо. Я давно не был так потрясен, но чем именно - не могу дать себе отчета.

А вот что пишет Достоевский в "Дневнике писателя":

"Дворянское гнездо" Тургенева есть произведение вечное. Потому что тут сбылся впервые, с необыкновенным постижением и законченностью, пророческий сон всех поэтов наших и всех страдающих мыслию русских людей, гадающих о будущем, сон - слияние оторвавшегося общества русского с душою и силой народной. Хоть в литературе да сбылся... Вся поэтическая мысль этого произведения заключена в образе простодушного, сильного духом и телом, кроткого и тихого человека, честного и целомудренного, в ближайшем кровном столкновении со всем нравственно грязным, изломанным, фальшивым, наносным, заимствованным и оторвавшимся от правды народной.

Кстати, по мнению всяких там литературоведов, образ Лаврецкого вдохновил Достоевского на создание Алеши Карамазова таким, какой он есть в "Братьях Карамазовых", а "Дворянское гнездо" "помогло" Достоевскому при создании этого романа.

Вообще, взаимодействие и взаимовлияние писателей очень интересная тема. На этой почве у Тургенева с Гончаровым вышел нешуточный такой конфликт.

Конфликт Гончарова и Тургенева

Гончаров был довольно таки мнительной личностью, долго и постоянно критикуя себя самого работал над произведениями, что, впрочем, не мешало ему делиться своими набросками с друзьями. Так вышло и с "Обрывом", над которым Гончаров корпел 20 лет. В 1855 году Гончаров поделился своими записями с Тургеневым, а в 1858, на одной из петербургских встреч, услышал "Дворянское гнездо". Потом был суд, который плагиата не выявил. Однако Тургенев всё же внес некоторые правки в текст романа.

Темы, проблемы, мое скромное впечатление

Сейчас вспоминаю "Обрыв", и вот тоже как-то плагиата не нахожу. Литераторы писали об одном, но совершенно по-разному. Для "Дворянского гнезда" центральной становится проблема выбора между долгом и личным счастьем, которая всегда занимала Тургенева. Все остальное отходит на второй план. Автор признает, что не существует какого-то абстрактного "народа", народ существует посредством существования каждой отдельной личности , нужно смотреть не на "судьбы народа" а на судьбы людей, этот народ составляющий. Но какой же выбор делают герои Тургенева? И Лиза, и Лаврецкий жертвуют своим личным счастьем, выбирая "долг" - тот нравственно-моральный идеал, который существует у них внутри. Вот это самопожертвование, самонаказание и самоотречение лежат в основе авторского замысла (Иначе зачем?). Это и привлекает, и восхищает, и заставляет недоумевать иногда. Вот оно, неуловимое, которое цепляет. Такие дела.