Виды музыкальных строев. Камертон. Практика использования камертона-вилочки На что ориентируется настройщик камертон или моветон

К амертон - это приспособление, воспроизводящее эталонную ноту, от которой отстраиваются все остальные звуки на инструменте. Существуют следующие распространённые разновидности камертона: металлический, духовой и электронный.

1.1. Металлический камертон

Металлический камертон пришёл к нам из глубины веков. Он надёжен, точен, долговечен, ну и просто красиво выглядит.

Большинство таких камертонов дают ноту «Ля» первой октавы, что соответствует звучанию 1-й струны (струны считаются снизу вверх, первая струна - самая тонкая), прижатой на 5-м ладу. Камертон используется в двух режимах: тихий и громкий. Тихий режим - это когда вы подносите колеблющийся камертон к уху. А громкий - когда прикасаетесь им, скажем, к фортепиано или к деке гитары. При этом громкость звука заметно возрастает.

Итак, приступаем к настойке гитары.

  1. Возьмите камертон с той стороны, где у него один кончик, и стукнете по нему.
  2. Послушайте ноту.
  3. Нужно настроить первую струну так, чтобы, будучи прижатой на 5-м ладу, она давала такой же звук, какой даёт камертон - ноту «ля». Вращайте колок осмотрительно, чтобы не перетянуть и не порвать струну.
  4. Настроили? Теперь послушаем открытую (не прижатую) 1-ю струну. Это нота «ми». Нам нужно, чтобы 2-я струна, прижатая на 5-м ладу, зазвучала так же - в ноту «ми». Настройте её. Обратите внимание на то, что нота «ми» на 1-й и 2-й струнах не звучит абсолютно одинаково - имеет место быть разница в тембре (окраске звука).
  5. Теперь по аналогии. Настройте 3-ю струну так, чтобы на 4-м ладу она звучала как открытая 2-я. Это нота «Си».
  6. 4-я струна на 5-м ладу - как 3-я открытая (нота «соль»).
  7. 5-я струна на 5-м ладу - как 4-я открытая (нота «ре»).
  8. 6-я струна на 5-м ладу - как 5-я открытая (нота «ля»).

В отличие от металлического, духовой камертон даёт 6 звуков открытых струн. Это удобно, но есть существенные недостатки. Такие камертоны недолговечны и постепенно теряют точность ввиду окисления язычков.

  1. Дуньте в отверстие, соответствующее какой-либо струне;
  2. Настройте эту струну.

Хотя погрешность и не накапливается, но проверка по интервалам и аккордам всё равно позволит настроить гитару точнее.

1.3 Электронный камертон

Может давать множество различных звуков, набор которых отличается в зависимости от модели. На фото представлен прибор фирмы Korg, удачно совмещающий камертон и метроном в одном корпусе.

На большинстве таких камертонов можно калибровать высоту эталонной ноты «ля» первой октавы, относительно которой прибор отстраивает остальные звуки. Это бывает полезно, если играешь, скажем, с фортепиано, настроенном в 442 Гц (напомню, что эталонной считается частота 440 Гц). Вот как настраивается гитара:

Струна Название ноты и октавы Обозначение на дисплее (в зависимости от модели прибора)
Прибор обозначает октавы по системе Гельмгольца Прибор обозначает октавы в научной нотации Прибор обозначает ноту и номер гитарной струны
1 «Ми» первой октавы e1 E4 E1
2 «Си» малой октавы b (возможно «h»*) B3 (возможно «H3»*) B2 (возможно «H2»*)
3 «Соль» малой октавы g G3 G3
4 «Ре» малой октавы d D3 D4
5 «Ля» большой октавы A (большая буква «A») A2 A5
6 «Ми» большой октавы E (большая буква «E») E2 E6

* - существует путаница, связанная с обозначением ноты «си». Часть музыкального мира обозначает её буквой «B», а часть - «H». Причём, в случае с «H» нота си-бемоль обозначается как «B». Вероятнее всего, ваш камертон будет использовать первый вариант обозначения, где «си» - это «B».

Учитывайте этот момент не только при настройке гитары, но и при чтении буквенно-цифровых обозначений аккордов.

Ещё один интересный момент касается того, где какая октава на грифе гитары. Часто можно встретить информацию о том, что первая открытая струна — это «Ми» второй октавы, а все остальные, соответственно, относятся к первой и к малой. Это ошибочное утверждение. Оно пошло от того, что ноты для гитары записываются октавой выше фортепианных. Развею это утверждение. Первая открытая струна - это «Ми» первой октавы, как и написано в таблице.

1.4. Другие варианты камертона

Роль камертона может выполнять гудок на стационарном телефоне, первая нота рингтона на сотовом или что-то ещё. Просто примените фантазию.

2. Настройка по фортепиано

З десь всё просто. Фортепиано - это тот же камертон, просто нужно знать, на какую клавишу нажимать. На схеме показано, какая клавиша какой открытой струне соответствует.

Иное дело, насколько хорошо настроено само фортепиано. Практика показывает, что обычно не очень. В этом случае можно взять за эталон только одну из нот фортепиано, а от неё отстроить все остальные, как в случае с металлическим камертоном. Важно, чтобы струны гитары в первую очередь строили друг с другом, а уже потом с фортепиано. Если вы настраиваете гитару под синтезатор, то проблемы строя не возникает (если только синтезатор находится в хорошем техническом состоянии).

3. Настройка гитары по тюнеру

Т юнер - это прибор, реагирующий на звучание вашего инструмента и помогающий вам его настроить. На дисплей выводится различная полезная информация, например:

  • Название ноты и октава;
  • Название струны;
  • Частота колебаний ноты;
  • Рекомендации по натяжке или ослаблению струны;
  • Частота эталонной ноты «Ля» первой октавы.

Самые важные характеристики для тюнера - скорость отклика индикатора на сыгранный звук и величина шага индикатора (чем меньше шаг, тем точнее можно настроить гитару). Тюнеры бывают различными в плане конструкции и назначения. В следующей таблице рассмотрены основные разновидности:

Тип тюнера Назначение Плюсы Минусы
Тюнер-прищепка, прикрепляемый к грифу Акустические концерты Эстетичен, лёгок, прикрепил и забыл Имеет подвижные части, которые со временем выходят из строя
Педаль для подключения в цепь эффектов Электрические концерты с высоким уровнем громкости Реагирует только на полезный сигнал гитары, шум в зале ему не мешает Громоздок, работает только через подключение посредством шнура
Небольшой прямоугольный приборчик на батарейках АА или ААА Домашние занятия Такие тюнеры часто обладают встроенным метрономом, что удобно для домашних тренировок Не удобен для использования на концертах
Тюнер-мобильное приложение Домашние занятия Бесплатный Не удобен для использования на концертах, может зазвонить

Теперь рассмотрим, как настроить гитару на примере двух тюнеров - мобильных приложений. Первый из них - популярнейший GuitarTuna. Этот тюнер создан специально для гитаристов, на что указывает его интерфейс в «гитарном» стиле.

Приложение способно автоматически определять, какую струну вы играете, если включён режим «auto». По умолчанию он включён, но всё же проверьте.

  1. Сыграйте первую струну.
  2. Посмотрите на дисплей. Убедитесь в том, что тюнер распознал именно первую струну (подсвечен колок первой струны). Также вы увидите стрелочку индикатора, скользящую в верхней части экрана и зелёную линию, тянущуюся от него. Если стрелочка и линия находятся левее центральной линии, то струну нужно чуть натянуть. Если справа - ослабить. Нужно добиться, чтобы зелёная линия закрывала собой центральную*. Разобраться, в какую сторону крутить колок, можно экспериментальным путём.
  3. Настройте первую струну и проделайте всё то же самое со 2-й, 3-й и т.д.

* - Струна не звучит математически ровно, поэтому стрелочка немного болтается вправо-влево и полностью закрыть среднюю полоску может не получиться. Просто стремитесь к тому, чтобы максимально её закрыть. Особенно капризны в этом отношении 5-я и 6-я струны. При их настройке нужно дожидаться момента, когда зелёная полоска станет более или менее стабильной. Возможно, придётся подождать секунду или две. Сперва вы увидите кривую, как бы рисующую гору через весь экран, но затем индикатор найдёт условно стабильное положение («условно стабильное» оно потому, что стрелка всё равно болтается туда-сюда, но уже по небольшой амплитуде). На это условно стабильное положение и ориентируйтесь.

Наиболее частые ошибки у начинающих гитаристов при настройке гитары:

  • Вращает не тот колок
  • Играет не ту струну
  • Настраивает в слишком шумном месте
  • Отключил режим «auto» и забыл про это
  • Играет ноту, тут же глушит её, и уже потом вращает колок (колок нужно вращать при звучащей ноте, в реальном времени наблюдая за поведением стрелочки индикатора).

В режиме «auto» тюнер определяет струну по высоте звука. То есть он слышит, что сейчас звучит что-то близкое по частоте к первой струне и определяет, что это первая струна. Если гитара очень сильно расстроена, то такой способ не срабатывает. Тогда нужно задавать струну вручную.

  1. Отключите режим «auto»;
  2. Нажмите на изображение колка нужной струны, убедитесь, что колок стал выделен;
  3. Настройте струну;
  4. Нажмите на изображение колка другой струны и настройте её. По аналогии настройте остальные струны.

Важно не забывать переключать струну нажатием на изображение колка. Иначе есть риск перетянуть и порвать струну.

Теперь испытаем другой тюнер. Он называется «DaTuner». Он является представителем иной концепции тюнеров. На дисплее нет узкоспециализированной гитарной информации, вроде «какой колок крутить и какую струну сейчас настраиваем». Зато есть название ноты, октавы и частота звука в герцах.

И теперь, используя таблицу, настраиваем каждую струну.

Если вы решите приобрести тюнер-прищепку или ещё какой-нибудь, то я советую всё же сперва попрактиковаться в этих двух мобильных приложениях. Дело в том, что они точны и имеют быстрый отклик. Используя их, вы поймёте, каким должен быть настоящий тюнер и, придя в магазин, выберете высококлассный прибор.

4. Заключение

Т юнер заметно облегчает настройку гитары. Фактически, он настраивает инструмент за вас. Кто-то может сказать, что пользоваться им вредно, ведь при этом не развивается собственный музыкальный слух. Но я возражу. Как раз наоборот: слух развивается, поскольку у гитариста появляется эталон правильного звучания инструмента и со временем он привыкает к тому, как должно быть, и у него появляется способность точно настраивать гитару по слуху. Если же он начнёт с камертона, то не факт, что его настройка будет точна. Почему-то некоторые люди считают, что настраивать по слуху легко, но я лично не раз наблюдал, как с этой задачей не могут справиться даже музыканты, в чьём музыкальном слухе сомневаться не приходится.

Когда вы освоите способы настройки, представленные в этой статье, самое время будет углубить своё понимание, ознакомившись с моей статьёй «Профессиональная настройка гитары» . Дело в том, что хотя тюнер и даёт возможность точно настроить открытые струны, но это не означает, что ваша гитара будет идеально держать строй, скажем, в созвучиях из трёх звуков. Для концертных выступлений точности тюнера более чем достаточно, но в студии требуется большая точность. Особенно это важно для электрогитары с искажениями, где малейшая неточность настройки приводит к «биениям» и «нестрою» на квинтах.

С вами был Кирилл Поспелов. Если есть какие-то вопросы по статье - пишите мне в

Аппарат Камертон – это новое поколение приборов, посредством которых производится радиоволновая терапия Манигат. Основное предназначение аппарата – лечение хронических и острых заболеваний внутренних органов, стимулирование кровоснабжения систем и процессов регенерации клеток и тканей. Данный прибор допускается к использованию медицинскими работниками в независимости от профиля их работы, а также пригоден к домашнему применению.

Принцип действия и лечебный эффект Камертона

Организм человека – это сложная система с непрерывными функциями. В организме на клеточном уровне регулярно происходит обмен информации посредством волн электромагнитного типа. Клетки занимаются генерацией электрических и акустических сигналов. АЭС провоцируют электромагнитные колебания и запускают компоненты управления биосистемой организма. Исходя из законов квантовой теории поля, ей подчиняются все физиологические и биохимические процессы, при этом каждая клетка выступает в роли как передатчика, так и приемника.

Камертоном создается специальный сигнал, который похож на импульс полностью здоровой клетки, и целенаправленно передается направленным потоком.

Им оказывают воздействие на акупунктурные точки, рецепторы и рефлекторные зоны всех органов.

Эффективность аппарата направлена на лечение детских болезней, гинекологических заболеваний, мочеполовых органов, кожи, полости рта и зубов, глаз и их придаточных аппаратов, костно-мышечной системы, органов дыхания и ЛОР-органов, органов пищеварения, обмена веществ, эндокринной системы, психоэмоциональных расстройств нервной системы, сердечно-сосудистой системы. Среди основных эффектов прибора стоит отметить:

  • лечебный;
  • противоболевой;
  • укрепляющий;
  • восстанавливающий и т.д.

Данный аппарат находится в производстве с 2007 года и активно используется во многих медицинских учреждениях.

Аппарат в большей степени безопасный и может использоваться даже для лечения детей. Но все же он обладает определенными противопоказаниями, среди которых наличие встроенных имплантатов и стимуляторов, серьезные нарушения функционирования ЦНС и сердечно-сосудистой системы, эпилепсия. Следовательно, к терапии посредством применения аппарата Камертон рекомендуется приступать только после консультации у доктора и получения его рекомендаций.

Технические характеристики прибора

Среди технических характеристик прибора для физиотерапии стоит отметить:

  • продолжительность работы составляет порядка пяти лет;
  • до полной выработки мощности нужно 2 тысячи часов;
  • обладает способностью беспрерывно работать восемь часов;
  • время выхода в рабочий режим – двадцать минут;
  • питающая сеть – 220 В, 50 Гц;
  • излучение на максимальной яркости – от 11 до 13 секунд;
  • излучение на минимальной яркости – от 20 до 22 секунд;
  • яркость излучения не менее сто кд/м2;
  • видимый, инфракрасный, миллиметровый диапазон излучаемых частот.

Показания к применению и эффекты

Аппарат Камертон показан к применению при необходимости первичной профилактики для устранения разнообразных факторов риска, для реабилитации пациентов с хроническим течением болезни, для лечения заболеваний всех систем и органов в независимости от их формы и локализации.

Физиотерапия аппаратом Камертон для детей

Аппарат активно используют в педиатрии, так как он считается максимально безопасным, и не вызывает у детей никаких побочных эффектов. Врачи назначают использование прибора для лечения эндокринных патологий, кожных заболеваний, ЛОР-заболеваний, а также для снижения утомляемости, улучшения памяти и нормализации обмена веществ. Стоит отметить, что Камертон демонстрирует великолепные показатели в процессе лечения заболеваний ЖКТ и печени. Он оказывает стимулирующее воздействие на клетки, запуская его регенерацию, следовательно, его можно активно использовать для лечения мышц при вывихах и растяжениях, а также для восстановления костей и тканей при переломах.

Так как у прибора нет противопоказаний для использования в детском возрасте, его можно применять для лечения беременных женщин и новорожденных детей с первого дня их жизни. В качестве комплексной терапии Камертон используют при лечении злокачественных новообразований, инфекционных тяжелых заболеваний.

Аппарат не заменяет медикаментозную терапию, а является его вспомогательным средством наряду комплексным лечением.

Основные составляющие технологии оздоровления с применением Камертона являются: экология среды обитания, физкультура, активное оздоровление, здоровая психология, нелекарственная коррекция состояния организма, скрининговая диагностика организма.

Длительность процедуры составляет от двадцати до двадцати пяти минут. Если манипуляция проводится в послеоперационный период, то в первые три-четыре дня она выполняется до шести раз в сутки, а в последующие семь-десять дней – до трех раз в сутки. После, необходимо делать процедуру на протяжении десяти дней один раз в сутки с длительностью до пяти минут.

Если применяется прибор для снятия болевых ощущений, нужно использовать его каждый день 2 раза в сутки по 5 минут на протяжении одной недели. Пользование возможно не при прямом контакте с кожей, а через антисептическую повязку. Если выполнять процедуру вместе со специальными лекарственными средствами, процесс восстановления пройдет в разы быстрее.

Более острые заболевания лечатся сложнее и продолжительнее, важно правильно подобрать лекарственный комплекс. Стоит отметить, что при выборе терапии посредством применения аппарата Камертон нужно найти надежную клинику с опытными и профессиональными специалистами.

Натуральный звукоряд имеет значение не только для тембра. Некоторые интервалы этого ряда положены в основу музыкальных строев и регламентируют их внутреннюю структуру, способствующую выявлению качественных отличий между разными строями.

Строем называется система организации музыкальных звуков по высоте, выраженная в соотношениях частот их колебаний.

Любой строй отталкивается от точно определенной высоты какого-либо одного звука. В большинстве случаев таким звуком-ориентиром служит ля (а) первой октавы, частота колебаний которого в настоящее время установлена в 440 Гц (при температуре воздуха 20°С). Именно эта высота данного звука и является международным эталоном, по которому производится настройка всех музыкальных инструментов, а также определяется высота и остальных звуков музыкальной системы.

Для воспроизведения звука эталонной высоты пользуются камертоном* [Камертон был изобретен в 1711 г. придворным трубачом английской королевы Елизаветы Джоном Шаром. Первоначально высота настройки издаваемого им звука ля первой октавы соответствовала 119,9 Гц. Однако с того времени высота настройки камертона непрерывно повышалась, доходя порой до 453 и даже 466 Гц (в Парижском и Венском оперных театрах), что вызвало резкие протесты вокалистов. В 1885 г. в Вене был установлен международный эталон основного тона музыкальной настройки, по которому ля первой октавы равнялось 435 Гц. Он просуществовал до середины 30-х годов XX века, когда был установлен новый эталон тона ля первой октавы, равный 440 Гц. Увеличение числа колебаний до 440 Гц способствовало заметному повышению яркости звучания оркестровых инструментов, и, следовательно, оркестра в целом, что прежде всего сказалось при исполнении произведений симфонической музыки. Очевидно, именно поэтому новый строй стал называться «оркестровым». В настоящее время вновь наблюдается тенденция к дальнейшему повышению оркестрового строя до 442-444 Гц, однако это вступает в противоречие с физическими возможностями певческих голосов.] - никогда не расстраивающимся инструментом, издающим только один, первоначально заданный тон с абсолютно точно выверенным числом колебаний в секунду* (Абсолютно точная настройка камертонов возможна лишь и условиях акустической лаборатории, оснащенной соответствующими контрольно-измерительными приборами). Обычный камертон представляет собой цельнолитую металлическую двузубую вилку с рукояткой, при ударе издающую звук настройки (название его обычно высекается внизу вилки): как правило, это ля первой октавы (440 Гц), реже - до второй октавы (523 Гц).

Камертон

Есть духовые камертоны в виде свистка или небольшой дудочки. Бывают также духовые камертоны, которые при помощи приспособления, изменяющего величину воздушного столба в трубке, могут издавать любой из двенадцати звуков хроматической системы.

Однако наиболее точными все же являются металлические камертоны, не подверженные влиянию каких-либо посторонних факторов (за исключением, разумеется, специальной механической обработки или больших перепадов температуры воздуха).

За последнее время получили распространение камертоны, источником звука в которых служит электрический генератop.

В основе так называемого равномерно-темперированного строя, являющегося базой для современной европейской музыки, лежит деление октавы на двенадцать равных полутонов. Раньше, до установления равномерной темперации (Равномерная двенадцатизвуковая хроматическая темперация для клавишных инструментов была введена в музыкальную практику в конце XVII века (в лютневой музыке она стала применяться ещё раньше - уже в XVI веке) и ныне, по сути дела, является общепринятой системой.), существовали другие строи. Так, в период, когда преобладающей являлась одноголосная музыка, большое значение имел пифагоров строй (наиболее древний из всех), в основу которого была положена чистая - акустически совершенная - квинта. Частоты звуков, составляющих такую квинту, относятся друг к другу как числа натурального ряда - 2 и 3. Например, ля малой октавы имеет 220, а ми первой октавы -330 Гц. Инструменты при этом настраивались несколькими ходами на чистую квинту и октаву. В строе от до это выглядело следующим образом: до 1 -соль 1 -ре 2 , ре 1 -ля 1 -ми 2 , ми 1 -си 1 и до 2 -фа 1 (в этой цепи октавные ходы и последний интервал - квинта до 2 - фа 1 - нисходящие, остальные - восходящие). В получаемой таким образом мажорной гамме все большие терции оказывались несколько расширенными по сравнению с аналогичными терциями в равномерно-темперированном строе. Такие терции звучали ярко, несколько напряженно и обостренно, и это отвечало тенденциям интонирования одноголосной музыки, особенно в восходящих мелодических ходах. Именно так и звучат III, VI и VII ступени лада в пифагоровом строе. В мелодической последовательности некоторое повышение звучания этих ступеней не вызывает ощущения фальши, не раздражает слух, а иной раз может оказаться даже незаметным. Но при сравнении гамм пифагорова и равномерно-темперированного строев эти повышения заметить легко.

Когда стало развиваться многоголосие и наряду с мелодией большое значение приобрели также аккорды, гармония, пифагоров строй перестал удовлетворять музыкантов, так как аккорды с расширенными большими терциями этого строя звучали слишком резко, напряженно, а иногда и просто фальшиво. Расширенные большие терции, благоприятные для исполнения мелодии, оказываются непригодными для аккордовых сочетаний. Действительно, в многоголосии пифагоров строй неприемлем, тогда как в одноголосии он воспринимается как естественный. Возникшие в практике художественные требования вызвали к жизни и новый строй. Это был так называемый чистый строй, в котором большие терции акустически совершенны, то есть частоты звуковых колебаний в них соотносятся как числа натурального ряда - 4 и 5. Например, ля первой октавы будет иметь 440 Гц, а лежащий выше его до-диез - 550 Гц. В чистом строе большие терции (по сравнению с пифагоровым и равномерно-темперированным строями) несколько сужены. Мелодические большие терций, построенные на I, IV и V ступенях мажорной гаммы, в чистом строе кажутся очень узкими и не удовлетворяют музыкальный слух, но в аккордах эти натуральные большие терции звучат очень хорошо. Поэтому интонации чистого строя находят применение в многоголосии (например, в ансамблях и хорах), для интонирования же мелодии чистый строй непригоден.

Совершенно очевидно, что и пифагоров, и чистый строй не могли полностью удовлетворить музыкантов. Сменивший их равномерно-темперированный строй, в котором все двенадцать звуков расположены по равномерным интервалам - полутонам, являющимся наименьшим высотным соотношением между соседними звуками, устраняет недостатки чистого и пифагорова строев и поэтому является лучшей базой для настройки многих музыкальных инструментов. Однако, с другой стороны, он ликвидирует и достоинства этих строев.

В пении и в игре на смычковых и щипковых струнных инструментах (тех из них, которые не имеют так называемых ладов или порожков), а также на духовых инструментах, то есть на инструментах со свободной интонацией, наряду с интервалами равномерно-темперированного строя широко используются интервалы пифагорова и чистого строев, а также интервалы других значений. Выбор их зависит от мелодической и гармонической организации музыки, от роли того или иного звука в музыкальном контексте, от того, в частности, входит ли данный звук в мелодическую последовательность, или он в большей степени является аккордовым звуком. Такие небольшие отклонения от точных значений высоты в равномерно-темперированном строе в музыкальной практике являются не исключением, а правилом, и они не вызывают ощущения фальши, что обусловлено зонной природой* [Практически воспроизводимые во время пения, игры или настройки музыкальных инструментов звуки являются лишь большим или меньшим приближением к требуемой высоте, достигая при этом одной из частот в пределах зоны колебаний, соответствующей тому или иному звуку. Дело в том, что каждый звук может быть выражен не одной, а несколькими близкими величинами частот колебаний в секунду, вместе образующими так называемую зону. Например, ля первой октавы в идеале должно всегда иметь 440 Гц, однако и 439, и 441 Гц будут соответствовать тому же самому ля, только в первом случае этот звук окажется чуть ниже, а во втором - чуть выше эталона. В процессе исполнения музыки такие незначительные отклонения от установленной для данного звука нормы колебаний слухом почти не ощущаются, а потому и не оказывают решающего влияния на восприятие высоты звука.] восприятия высоты.

Однако это вовсе не означает, что музыкальный слух не способен замечать такие отклонения от акустически точной высоты.

Чувствительность к различению небольших звуковысотных сдвигов у людей с хорошим слухом очень высока. Музыкант может заметить отклонения, равные пяти-шести сотым долям полутона (или центам, как они называются в акустике), хорошие же настройщики способны порой замечать отклонения в один-два цента. Такие небольшие звуковысотные изменения в сторону повышения или понижения звука могут быть вполне заметны, разумеется, лишь для высокоразвитого и весьма хорошо тренированного музыкального слуха. Отсюда следует, что каждому музыканту необходимо неустанно работать над развитием тонкого интонационного слуха, так как в художественном исполнении звуковысотные нюансы применяются очень широко, как одно из средств музыкальной выразительности.

Глава II. МУЗЫКАЛЬНАЯ СИСТЕМА, НОТАЦИЯ ЗВУКОВ

Камертон - (diapason, Stimmgabel, tuning fork) служит для полученияпростого тона постоянной и определенной высоты. Опять ударь камертон о колено. КАМЕРТОН - (от лат. camera, и tonus тон). Стальной инструмент, в виде двузубой вилки, посредством которого дают тон певческой капелле.


Камерто́н (нем.Kammerton - «комнатный звук») - инструмент для фиксации и воспроизведения эталонной высоты звука, которая также называется словом «камертон». Современный настроечный инструмент камертон издаёт звук ля 1-й октавы частотой 440 Гц. В исполнительской практике применяется для настройки музыкальных инструментов.

Смотреть что такое «КАМЕРТОН» в других словарях:

В наши дни симфонические оркестры редко пользуются камертоном. В оркестре роль камертона выполняет деревянный духовой инструмент гобой, поскольку в его конструкции температура не влияет на музыкальный строй и его нота ЛЯ всегда устойчива.

Камертон онлайн - нота Ля (440 Гц)

Сегодня камертон можно приобрести в специализированных музыкальных магазинах. Чтобы усилить звучание камертона, его устанавливают на резонаторе - открытом с одной стороны деревянном ящике. Длина его берётся равной 1/4 длины звуковой волны, испускаемой камертоном.

Однако имеются камертоны, настроенные и на другие звуки. Зная совершенно точно, как звучит одна нота, можно правильно настроить и все остальные. От удара дает определенный звук, служит дня настройки музыкальных инструментов и для задавания тона певчим. Все это можно сделать с помощью специального прибора, который называется камертон! Итак, что это такое и как он выглядит? У такого камертона есть своя рукоятка, то есть ручка, за которую его держат.

Аккорды, ноты и уроки игры на гитаре в стиле рок и смежных жанрах музыки

Это маленькая трубочка, которая издает звук, если в неё подуть. Такой вид считается, как бы не классическим. Именно поэтому камертоны так необходимы многим людям, которые занимаются музыкой. Кстати, без камертона никак не обойтись если вы прошлись с инструментом, например со скрипкой или гитарой по улице или если у вас была перевозка пианино. И в таком случае камертон и ваш утонченный музыкальный слух — вам в помощь!

Все музыкальные инструменты - гитара, фортепиано, скрипка, виолончель и т. д. - для того, чтобы играть в ансамбли, должны быть настроены под единый эталон звучания. В силу этого обстоятельства под звук этой ноты вы можете настраивать любой музыкальный инструмент.

Эталоном звучания могут стать и открытые струны шестиструнной гитары. Натягивайте или ослабляйте натяжение струны, пока она не будет звучать в точности так, как звучит в приведенном камертоне онлайн для гитары. В комментариях можете писать отзывы, пожелания и советы по настройке гитары. Камертон — это металлическая конструкция, по форме напоминающая вилку; которая колеблется в постоянном темпе. Ученые говорят — колеблется с определенной частотой.

Наполни чашку водой. Ударь камертон о колено, осторожно поднеси к чашке и коснись поверхности воды. Что ты видишь? Многие увлажнители воздуха в жилых помещениях основаны на такой же принципе. Какие свойства поверхности помогают усилить звук? Какие свойства только приглушают звук камертона? Колеблющийся камертон передает свою энергию частицам воздуха. Вилка камертона маленькая, и поэтому она может передать напрямую колебания только небольшому числу частиц воздуха.

Встречаются механические, акустические и электронные камертоны. Но если с оркестром играет рояль, то все инструменты оркестра настраивают уже по роялю, а рояль перед концертом должен быть хорошо настроен по камертону.

Для того, чтобы камертон зазвучал, надо его тихонько ударить специальным металлическим обитым тканью молоточком

России принят к., дающий 440 колебаний в секунду. Каким образом можно проверить, насколько правильно настроен инструмент: фортепиано, скрипка, гитара, виолончель? В первом случае, перепад температуры сыграет злую шутку, инструмент расстроится.

Толковый словарь является некоммерческим онлайн проектом и поддерживается специалистами по русскому языку, культуре речи и филологии. Важную роль в развитии проекта играют наши уважаемые пользователи, которые помогают выявлять ошибки, а также делятся своими замечаниями и предложениями.

Не обязательно это должна быть гитара. Гитару не обязательно настраивать по пятому ладу первой струны. Извлеките звук с любой неприжатой струны гитары. Сравните ее звучание со звучанием этой же струны (струна E, 6 струна) в приложении. Повторите эти нехитрые действие с каждой гитарной струной. Все! Гитара настроена. Авторы публикаций могут предоставлять свои наработки по подбору композиций, в том числе для бесплатного скачивания нот, таб и табулатур.

Музыкантам всегда нужно играть в унисон. В домашних условиях можно использовать любой твердый предмет с мягкой поверхностью. Слышишь звук? Ударь еще раз. Звук тот же, или его высота изменилась? Вода из специального резервуара попадает в испарительную камеру. Нижняя часть камеры колеблется с очень высокой частотой, которую человеческое ухо не может зафиксировать (поэтому такая частота называется ультразвуковой).

В этом заключается еговажное значение и в физике, и в музыке. В этом очень помогает камертон. Поэтому звук от одного камертона не такой уж и громкий. Эта «вилочка» была названа камертоном. Так звучит стандарт высоты тона для ноты Ля первой октавы 440 Гц. Именно такая частота сейчас считается международным стандартов в настройке музыкальных инструментов. Камертон - эталон звука для настройки музыкальных инструментов.

Музыкальный камертон - это инструмент, предназначенный для воспроизведения и фиксации высоты звука. Он создает звук «ля» 1-ой октавы с частотой 440 Гц и используется для настройки разнообразных музыкальных инструментов. Устройство камертона бывает разным, поэтому их разделяют на:

  • электронные;
  • акустические;
  • механические.

Для чего нужен камертон

Изобрел камертон английский трубач Джон Шор в 1711 году. Его устройство было похоже на металлическую вилку с 2-мя зубцами. Тогда высота настройки звука «ля» 1-ой октавы была равна 119,9 Гц. Как нам рассказали на www.svetomuz.ru , начиная с тех времен, постепенно высота настройки камертона поднималась, иногда доходя до 453 Гц, что вызывало протесты многих вокалистов. В далеком 1885 году установили новый международный эталон главного тона, согласно которому «ля» 1-ой октавы была равна 435 Гц. Такой эталон просуществовал до 30-х годов прошлого века, после чего появился новый эталон основного тона, составляющий 440 Гц, который действует до нашего времени.

При ударе по такому предмету его концы колеблются и создается звук, который является эталоном в процессе настройки музыкальных инструментов. Если взять струнные музыкальные инструменты, то при изменениях температуры изменяется натяжение струн, из-за чего часто приходится подтягивать струны при помощи камертона.

Стоит отметить, что симфонические оркестры сейчас практически не пользуются камертоном, так как его роль выполняет духовой инструмент гобой, у которого нота «ля» всегда является устойчивой. Когда в оркестре играет рояль, тогда каждый из музыкальных инструментов настраивается по роялю. Но сам рояль настраивают именно по камертону.

Как настраивается камертон

Точно настроить такое устройство можно лишь в условиях акустической лаборатории, которая оснащается необходимыми измерительными приборами. Есть духовые камертоны, которые имеют вид свистка, при помощи специального приспособления они могут издавать каждый из 12 звуков хроматической системы. Самыми точными являются именно металлические камертоны, которые не подвергаются влиянию посторонних факторов. В последнее время популярными стали измерительные устройства, в которых источником звука является электрический генератор.

Для усиления звучания камертона, его закрепляют на резонаторе, который представляет собой деревянный ящик, он является открытым с одной стороны. Длина такого ящика равняется 1/4 длины звуковой волны, которую издает камертон. Во время звучания устройства, стержень давит на крышку ящика с определенной частотой, при этом она совпадает с частотой колебания воздуха в ящике. Таким образом осуществляется резонансное усиление звука, который выходит из ящика. В таком процессе важную роль играет то, что габариты ящика совпадают с длиной звуковой волны, которую создает камертон.

Купить камертон можно , хороший выбор и низкие цены гарантированы.