Мифы и правда о международных стандартах аудита. Стандарты аудита. Международные стандарты аудита

С 1 января 2017 года на территории РФ вводятся в действие Международные стандарты аудита (МСА). При этом применение на практике указанных стандартов вызывает у многих экономических субъектов некоторую обеспокоенность, связанную с устойчивостью их бизнеса. Попробуем разобраться с правдой и мифами о МСА.

Договор на аудит выгоднее заключить в 2016 году, чтобы не переплачивать за применение МСА

Международные стандарты аудита обязательны для применения аудиторскими компаниями и ни в коей мере не касаются аудруемых лиц. Но в последнее время появилась тенденция использовать введение МСА в качестве маркетингового хода при убеждении потенциальных клиентов заключить договор на аудит «здесь и сейчас». В качестве основного убеждающего аргумента используется утверждение, что заключение договора на аудит в 2017 году приведет к его удорожанию, т.к. будут применяться МСА вместо ФСАДов (федеральных стандартов аудита). Соответственно, возрастет количество аудиторских процедур, потребуется заполнение многочисленных рабочих документов, в том числе различных форм и таблиц. При этом умалчивается, что действующие в настоящее время стандарты (ФСАДы) давно базируются на международных, только недостаточно актуализированных. Поэтому, если аудиторская компания следует федеральным стандартам по форме и по сути, в переходе на МСА для нее нет ничего сложного.

Кроме того, введение МСА на территории РФ имеет переходный период: если договор на аудит заключен в 2016 году, аудиторские компании могут проводить аудит по стандартам, действующим в настоящее время. Это означает, что аудиторские компании сами выбирают порядок проведения аудита по договорам, заключенным в 2016 году. Следует отметить, что практически невозможно избежать заключения договоров на аудит в 2017 году. Соответственно, у аудиторской компании портфель заказов будет состоять как из договоров, заключенных в 2016 году, так и заключенных в 2017 году. При таких обстоятельствах у аудитора возникнет дилемма: применять в одном и том же периоде разные стандарты (ФСАД и МСА) или одинаковые (только МСА). Любой человек, даже не имеющий специального экономического образования скажет, что применение одного типа стандартов выгоднее, т.к. создает меньше трудностей, в т.ч. требует меньших трудозатрат и приводит к уменьшению ошибок в их применении.

Возрастание рисков потери финансовой устойчивости для аудируемых лиц в связи с отражением в аудиторском заключении наиболее существенных рисков для бизнеса

Действительно, МСА предполагают раскрытие в аудиторском заключении информации о ключевых факторах деятельности аудируемого лица, в т.ч. наиболее существенные риски для бизнеса по мнению аудитора. Но такое раскрытие информации в аудиторском заключении обязательно только для тех экономических субъектов, чьи акции котируются на бирже. Если же аудируемая компания не имеет таких акций, ключевые факторы деятельности не подлежат обязательному раскрытию.

Следует отметить, что акционерные общества, чьи акции можно купить на бирже, давно применяют риск-ориентированный подход при формировании бухгалтерской отчетности: аудируемое лицо самостоятельно раскрывает все существенные риски для бизнеса.

Поэтому говорить о том, что сообщение в аудиторском заключении дополнительной информации о ключевых факторах деятельности, может привести к возрастанию рисков потери финансовой устойчивости для бизнеса, не совсем верно. Аудиторское заключение существует не самостоятельно, а только в совокупности с бухгалтерской отчетностью в отношении которой выказывается мнение. При этом именно в отчетности и раскрывается вся необходимая информация, в т.ч. и об имеющихся бизнес-рисках.

Введение МСА приводит к большей публичности аудиторского заключения

Действующее в настоящее время законодательство, регулирующее ведение бухгалтерского учета и формирование отчетности, предписывает сообщать в органы статистики соответствующую информацию для формирования государственного информационного ресурса. При этом к сведениям, сообщаемым в статистику, относятся, как экземпляр бухгалтерской отчетности, так и аудиторское заключение (ст. 18 Федерального закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Это означает, что любое заинтересованное лицо может в любой момент запросить в органе статистики, как экземпляр бухгалтерской отчетности экономического субъекта, так и аудиторское заключение.

Кроме того, Федеральным законом от 03.07.2016 N 360-ФЗ внесены дополнения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которые вступили в силу с 1 октября 2016 года. Согласно вновь введенной ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ в реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц необходимо среди прочих сведений внести информацию о результатах обязательного аудита, проведенного в отношении акционерных обществ, кредитных организаций и пр. При этом информацию обязан внести сам экономический субъект - заказчик аудита. Данные о бухгалтерской отчетности также отражаются в таком реестре, если это установлено действующим законодательством. Особенностью указанного реестра является его открытость и общедоступность (абз.2 п. 2 ст. 7.1 Закона № 129-ФЗ).

Таким образом, действующее российское законодательство обеспечивает достаточную публичность аудиторского заключения в отношении бухгалтерской отчетности. Соответственно, введение МСА никоим образом не оказывает дополнительного влияния на публичность результатов аудита

Правда о стандартах аудита

Вне зависимости от того, какие стандарты аудиторской деятельности применяет аудиторская организация, аудируемое лицо должно составлять отчетность в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета и отчетности. Строгое соблюдение указанных правил поможет компании сформировать достоверную отчетность на основании которой можно принимать соответствующие управленческие решения. Бухгалтерская отчетность организации, достоверность которой подтверждена аудиторским заключением, также является основанием для принятия взвешенных бизнес-решений, как инвесторам, так и контрагентам.

Сложности для аудируемого лица заключаются в том, что бухгалтерское законодательство не стоит на месте: в него постоянно вносятся изменения. Бухгалтер при своей загруженности не всегда успевает своевременно отследить все новшества, соответственно, в отчетности возникают огрехи, которые могут послужить основанием как для появления оговорок в аудиторском заключении, так и выдачи отрицательного заключения.

Чтобы избежать появления ошибок в бухгалтерской отчетности необходимо проводить аудиторскую проверку заранее, а не в последние дни перед ее сдачей. Еще более выгодным вариантом проведения аудита для организации является поэтапный аудит: проверка проводится не за год, а по периодам (например, за 9 месяцев). При таких обстоятельствах вероятность появления ошибок в отчетности существенно снижается. Кроме того, исключается «авральность» работы бухгалтерии, что также способствует уменьшению ошибок. Именно поэтому рекомендуется не откладывать заключение договора на аудит «в долгий ящик», а заключать договор заранее, в т.ч. и в 2016 году.

Международные стандарты аудита (МСА) подготовлены в целях унификации подходов к аудиту в международном масштабе и повы­шения уровня профессионализма в тех странах, где уровень аудита ниже общемирового. Разработкой профессиональных требований к аудиту на международном уровне занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) (International Federation of Accountants - IFAC), созданная в 1977 г.

Международные стандарты (нормативы) аудита (International Auditing Guidelines - IAG) - это унифицированные регулирующие пра­вила, в соответствии с которыми следует организовывать и осуществ­лять независимый сбор аудиторских доказательств для подтверждения достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, составленной клиентами аудита в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, а также формулировать профессиональное ауди­торское суждение относительно степени достоверности этой отчетно­сти.

Международные стандарты аудита имеют кодовую нумерацию. На каждый объект стандартизации выделено 100 номеров (позиций), при этом к каждому стандарту можно открыть до десяти дополнитель­ных субстандартов (рисунок).

Рисунок. Объекты международной стандартизации

Федеральные правила (стандарты) аудита:

Национальным стандартом Российской Федерации являются правила (стандарты) аудиторской деятельности - нормативные документы, регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита и сопутствующих ему услуг, а также к оценке качества аудита, порядку подготовки аудиторов и оценке их квалифи­кации. Они становятся основанием в суде для доказательства качества проведения аудита и определения степени ответственности аудитора.

Федеральные стандарты аудиторской деятельности:

1) определяют требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, а также регулируют иные вопросы, предусмотренные настоящим ФЗ № 307-ФЗ;

2) разрабатываются в соответствии с международными стандартами аудита;

3) являются обязательными для аудиторских организаций, аудиторов, а также саморегулируемых организаций аудиторов и их работников.

Стандарты являются подзаконными нормативными правовыми актами, содержащими императивные нормы, обязательные для аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов, СРОА и их работников. Совокупностью действующих Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности осуществляется комплексное финансово-правовое регулирование общественных отношений, складывающихся в сфере аудита. Стандарты аудиторской деятельности содержат нормы, регулирующие как частные отношения аудиторов, аудиторских организаций с аудируемыми лицами, так и публичные отношения профессиональных субъектов аудиторской деятельности с государством и обществом в целом.

В настоящее время сложилась ситуация, когда в области аудита приняты и действуют ФПСАД (утверждены Правительством РФ); частично применяются ПСАД (одобрены Комиссией по АД); появляются новые ФСАД (утверждает Минфин).

Все федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельно­сти могут быть подразделены на три основные группы:

1) общие правила (стандарты) аудита , которые представляют собой свод профессиональных требований относительно квалифика­ции аудитора, независимости точки зрения аудитора по всем вопросам, касающимся выполняемой работы, и др.;

2) правила (стандарты) проведения аудиторской проверки , ко­торые раскрывают положения о необходимости планирования работы аудитора, изучения и оценки систем бухгалтерского учета, внутренне­ го контроля и получения доказательных материалов и т.д.;

3) правила (стандарты) составления отчета, которые пред­усматривают указание на то, какая именно бухгалтерская отчетность проверяется в ходе аудита, была ли она составлена в соответствии с общепринятыми правилами, а также разграничение функций аудито­ра и администрации аудируемого лица.

Стандарт, так же как и другие нормативные документы, должен содержать такие непременные реквизиты , как: номер стандарта, дата ввода в действие, цель разработки, сфера применения стандар­та, анализ проблемы, возможные процедуры решения проблемы. Структура документа для оформления стандарта следующая: ти­тульный лист, содержание, собственно текст стандарта, приложения к документу (по необходимости).

Структура построения и разделы правил (стандартов) аудита. Правила (стандарты) аудиторской деятельности в основном имеют единую структуру построения и содержат следующие разделы:

1) общие принципы стандарта:

Цель и необходимость разработ­ки данного стандарта,

Объект стандартизации,

Сфера применения стандарта;

Взаимосвязь с другими стандартами;

2) основные понятия и определения (если это необходимо), ис­пользуемые в стандарте - охватывает новые термины и их ха­рактеристику;

3) сущность стандарта - формулируется проблема, тре­бующая описания, проводится ее анализ и приводятся методы решения;

4) практические приложения - включают в себя различ­ные схемы, таблицы, образцы документов и др.

1. Назначение международных стандартов аудита (МСА). Основные принципы МСА

международный стандарт аудит

Появление Международных стандартов аудита, обусловлено процессом реформирования системы бухгалтерского учета в России, переходом отечественной практики ведения учета на международные стандарты учета и отчетности. В результате этого появилась потребность в знании международных аудиторских стандартов.

В условиях рынка предприятия кредитные учреждения, другие хозяйствующие объекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию.

Достоверность информации подтверждается независимым аудитором. Часто собственники и, прежде всего, коллективные собственники - акционеры, пайщики, а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют ни доступа к учетным записям, ни соответствующего опыта, и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.

Независимое подтверждение информации о результатах деятельности предприятий и соблюдения ими законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения, а также судам, прокурорам и следователям для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:

возможность поступления необъективной информации со стороны администрации в случаях конфликта между ней и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

зависимость последствий принятых решений (они могут быть весьма значительными) от качества информации;

необходимость специальных знаний для проверки информации;

частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.

Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг.

Для качественного и успешного проведения аудиторских услуг возникает необходимость применения в аудиторской практике единых правил (стандартов) аудита.

Стандарт (от англ. Standard) - образец, модель, т.е. набор общепринятых требований к работе аудитора, которые носят единый характер независимо от направлений деятельности и регламентируют основные принципы и особенности аудиторской деятельности.

Международные стандарты аудита (МСА) - это сборник документов, объединенный идеей, которая определяет направленность всей системы МСА. Такой идеей является, необходимость в ходе проведения аудита, обеспечение определенного уровня уверенности.

Уверенность - тот общий критерий, который в соответствии с МСА лежит в основе того или иного типа проверки и уровня ответственности за ее результаты.

Международные стандарты аудита построены системно, имеют одинаковую структуру, каждый раздел одинаково важен и соответственно должны рассматриваться в качестве единой интегрированной структуры. МСА предназначены для применения при оказании различных аудиторских услуг, в том числе при аудите финансовой отчетности, аудите иной информации и предоставлении сопутствующих аудиторских услуг.

В МСА подробно описаны все требования, которые нужно выполнять в ходе аудита; как планировать работу, правильно знакомиться с бизнесом клиента, изучать системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля, также определяется степень существенности для ошибок, объясняется, как собирать и оценивать аудиторские доказательства, проводить выборочную проверку, наконец, делать аудиторские заключения.

Применение стандартов является своеобразной гарантией качества аудиторских услуг.

Разработкой, внедрением и продвижением этих стандартов непосредственно занимается Международная федерация бухгалтеров (МФБ) - международная профессиональная бухгалтерско- аудиторская организация.

Аудиторская проверка должна планироваться, и проводится аудитором в соответствии с МСА, где содержаться основные принципы, необходимые процедуры и сопутствующие рекомендации в форме пояснительного материала.

Основные принципы МСА регламентируются в разделе «Основные принципы и обязанности» (200-299).

Принципы аудита можно сгруппировать следующим образом:

)принципы разграничивающие аудит и сопутствующие аудиту услуги;

) этические принципы;

) профессиональные базовые принципы аудита финансовой отчетности.

В первой группе можно выделить три принципа, характеризующих отличие аудита от сопутствующих услуг , которые раскрыты в МСА:

характер услуги;

уровень уверенности, обеспечиваемый аудитором;

вид предоставляемого отчета.

К сопутствующим услугам при этом отнесены:

обзорные проверки;

согласованные процедуры;

составление отчетности.

При выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться такими этическими принципами , которые составляют вторую группу принципов :

независимость;

порядочность, честность;

объективность;

профессиональная компетентность и должная тщательность;

конфиденциальность;

профессиональное поведение;

следование техническим стандартам.

Третья группа - базовых профессиональных принципов - связана с содержанием и методологией проведения аудита. В нее входят следующие принципы:

существенности;

разумной уверенности;

разграничения ответственности;

документирования;

доказательности;

выборочной проверки;

понимания деятельности аудируемого лица;

профессионального скептицизма;

унифицированности.

Аудитор должен проводить аудит в соответствии с МСА, в которых содержатся основные принципы и необходимые процедуры, а также сопутствующие руководства, представленные в форме пояснительного и иного материала.


2. Определение и оценка рисков возникновения существенных искажений через понимание деятельности аудируемого лица и его среды. Действия аудитора в соответствии с оцененными рисками


Аудитор обязан оценивать риски существенных искажений в финансовой отчетности на основе знания субъекта и его среды, включая систему внутреннего контроля субъекта МСА 315 «Обнаружение и оценка рисков возникновения существенных искажений через понимание деятельности аудируемой компании».

Целью настоящего Международного стандарта аудита (МСА) является установление требований о том, что понимается под знанием бизнеса, почему это важно для аудитора и аудиторского персонала, работающего на задании, почему это относится ко всем стадиям аудита, каким образом аудитор получает и применяет эти знания.

При проведении аудита финансовой отчетности аудитор должен обладать знаниями (или получить их) о бизнесе в объеме, достаточном для выявления и понимания событий, операций и методов работы, которые в соответствии с суждением аудитора могут оказать значительное влияние на финансовую отчетность либо на проверку, либо на аудиторский отчет (заключение).

Рассматриваемый стандарт содержит требования в части :

) процедуры по оценке риска , которые обеспечивают основу для оценки рисков существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений. Получение знания субъекта и его среды, включая систему внутреннего контроля, является непрерывным процессом сбора, обновления и анализа информации на протяжении всего аудита.

Аудитор должен выполнить ряд процедур по оценке рисков:

запросы руководству располагающим информацией, которая может помочь при идентификации рисков существенных искажений;

аналитические процедуры;

наблюдение и инспектирование.

Действия аудитора. В результате на основе полученных знаний, аудитор планирует аудит и выражает профессиональное суждение в ходе аудита. Руководствуясь МСА315, аудитор рассматривает вопрос о том, является ли имеющаяся информация значимой для идентификации рисков существенных искажений, а также предрасположенность финансовой отчетности субъекта к существенным искажениям.

) необходимое знание субъекта и его среды , включая систему внутреннего контроля субъекта, начинается с получения общего представления о субъекте и среде, в которой он осуществляет свою хозяйственную деятельность.

Аудитор должен получить представление о следующем:

отраслевые факторы, факторы регулирования и прочие внешние факторы, включая применяемую основу представления финансовой отчетности;

характер субъекта (операции, собственность, виды инвестиций);

цели и стратегии субъекта, а также сопутствующие предпринимательские риски;

выбор и применение субъектом учетной политики, является ли она подходящей для его бизнеса и совместимой с применяемой финансовой отчетностью;

оценка и обзор финансовых результатов.

Контрольная среда, включает в себя функции по управлению, руководству и ее важности для субъекта.

Действия аудитора. В процессе оценки контрольной среды аудитор должен получить представление о том:

а) поддерживает и создало ли руководство субъекта под контролем лиц, наделенных руководящими полномочиями;

б) обеспечивают ли сильные стороны элементов контрольной среды основу для других компонентов внутреннего контроля, и не снижают ли недостатки эффективность других компонентов.

Процесс оценки риска, используемый субъектом. Как руководство субъекта определяет риски.

Действия аудитора. Получить представление о том, имеется ли у субъекта процесс:

а) для идентификации предпринимательских рисков;

б) оценки значительности рисков;

в) оценки вероятности их возникновения;

г) принятия решений о действиях в ответ на такие риски.

В результате аудитор получает два варианта:

субъект установил процесс оценки рисков и получить представление о таком процессе;

субъект не установил процесс оценки рисков и обсудить с руководством вопрос возникновения предпринимательских рисков, являются ли они значимыми для целей финансовой отчетности.

Информационная система, включая соответствующие бизнес- процессы, связанные с подготовкой и представлением финансовой отчетности, и обмен информацией (классы операций; процедуры используемые для записи, обработки, корректировки операций и их передачи; процесс подготовки и представления финансовой отчетности; средства контроля, связанные с несанкционированными записями).

Действия аудитора. Аудитор долен получить представление о том, как субъект передает информацию, включая обмен информацией между руковоством и лицами наделенными руководящими полномочиями. ;

Действия по контролю - политика и процедуры, которые помогают гарантировать, что директивы субъекта выполнены.

Действия аудитора. Аудитор должен получить представление о действиях по контролю, которые являются значительными для аудита;

Мониторинг средств контроля, процесс оценки эффективности функционирования системы внутреннего контроля в течении определенного периода времени.

Действия аудитора. Аудитор должен получить представление об обоснованных действиях для проведения мониторинга средств внутреннего контроля над финансовой отчетностью.

) Идентификация и оценка рисков существенных искажений в целях обеспечения основы для разработки и выполнения дальнейших аудиторских процедур производится:

на уровне финансовой отчетности;

уровне утверждений для классов операций, сальдо счетов и раскрытий.

Действия аудитора. Аудитор должен определить является ли любой из идентифицированных рисков значительным, при этом он рассматривает следующие вопросы:

является ли риск риском мошенничества;

связан ли риск с недавними значительными событиями в области экономики, бухгалтерского учета;

связан ли риск со значительными операциями со связанными сторонами;

о степени субъективности при оценке финансовой информации, связанной с риском;

связан ли риск со значительными операциями, выходящими за рамки обычной хозяйственной деятельности субъекта.

Если аудитор установил, что значительный риск существует, он должен получить представление о средствах контроля субъекта.

) Составление документации , которая должна отражать:

обсуждение с командой по проекту, а также принятые решения;

ключевые элементы знания, полученного в отношении каждого аспекта субъекта и его среды, а также в отношении системы внутреннего контроля;

идентифицированные и оцененные риски существенных искажений на уровне финансовой отчетности и на уровне утверждений;

идентифицированные риски и соответствующие средства контроля, о которых аудитор получил знание.


3. Задача 10


Программа аудита содержит перечень процедур проверки операций по кассе, представленный в таблице (графа 1). Процедуры должны быть направлены на проверку элементов предпосылок подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности (графа 3):


Аудиторская процедураОбозначение связи граф 1 и 3Предпосылка1. Проверка правильности заполнения статьи «Затраты на оплату труда» таблицы «Расходы по обычным видам деятельности (по элементам затрат)»1-71. Существование2. Проверка правильности исчисления и удержания сумм налога на доходы физических лиц2-62. Права и обязанности3. Проверка наличия трудовых договоров с персоналом предприятия3-23. Возникновение4. Проверка подписи руководителя предприятия на приказах, связанных с приемом на работу, увольнением, переводом на другую работу сотрудников предприятия и т.д.4-34. Полнота5. Проверка полноты отражения в учете сумм, начисленных к оплате работникам по всем основаниям5-45. Стоимостная оценка6. Проведение инвентаризации суммы резерва на предстоящую оплату отпусков работникам6-16. Точное измерение7. Проверка соблюдения предприятием установленного коллективным договором положения о премировании работников и сумм оплаты труда, установленных штатным расписанием7-57. Представление и раскрытие

Задание: графически (стрелками, проходящими через графу 2) или цифрами (например, «1-4») покажите, для получения разумной уверенности в соблюдении каких элементов предпосылок финансовой отчетности проводится каждая из перечисленных аудиторских процедур.


Список литературы


Основная

1.Международные стандарты аудита /Под ред. Ж.А. Кеворковой.- М.: Юрайт, 2013.

Дополнительная

1. Архарова З.П. Международные стандарты аудита: учеб.-метод. пособие. - М. Изд. центр ЕАОИ, 2011.

Бычкова, С.М. Международные стандарты аудита: учеб. пособие/ С.М. Бычкова, Е.Ю. Итыгилова; под ред. С.М. Бычковой. - М.: Проспект, 2008.

3.Международные стандарты аудита: учебник / С.В. Панкова, Н.И. Попова. - 3-e изд., с изм. - М.: Магистр, 2009.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Под аудитом понимают такой вид деятельности, при котором происходит сбор информации и оценка факторов, которые влияют на экономическое состояние предприятия. Аудит осуществляется независимым лицом, которое имеет соответствующую квалификацию. На основании установленных критериев должно выноситься заключение о качестве функционирования предприятия.

Роль и назначение международных стандартов аудита (МСА)

Основной целью аудита является проверка правдивости предоставленной информации о финансовых отчетах предприятия, их соответствие нормам законодательства. У аудита есть свои методы исчисления, элементами которых являются:

  • выборка;
  • аудиторские доказательства;
  • документы;
  • тесты, которые используются для контроля;
  • аудиторские процедуры.

Аудит в некотором роде – это вид финансового контроля, который совершается независимыми органами. При этом, отношения между аудиторами и директором предприятия построены на основании договора о предоставленных услугах. Также не стоит путать аудит и ревизию – их цели существенно отличаются.

1977 год стал годом создания Международной Федерации бухгалтеров (IFAC). Сегодня ее членами являются больше 150 бухгалтерских институтов со всего мира. В них входят почти 2 с половиной миллиона бухгалтеров. Это единственная в своем роде организация, которая включает в свои ряды и бухгалтеров (из частных или государственных организаций), и аудиторов, и работников сферы образования.

Основная цель федерации – развитие такой профессии, как бухгалтер, повышение уровня стандартов деятельности. Для этого IFAC разрабатывает специальные руководства, которые бухгалтеры из разных стран могут применять в своей работе, а также проводит консультации по вопросам, которые возникают в процессе работы.

Каждый из институтов занимается формированием элиты бухгалтеров в своей стране, специалистов с высокой квалификацией, которые не только владеют техническими знаниями в своей сфере работы, но и понимают и принимают вызовы и проблемы современного мира. Благодаря институтам они могут постоянно совершенствовать свой уровень и свои знания.

Порядок создания МСА

Международные стандарты аудита создавались на протяжении нескольких лет, а началось их формирование сразу же после создания комитета по аудиторской практике, который имел статус международного.

Сначала IFAC провела регистрацию 8 крупных компаний, которые занимались аудиторской деятельностью по всему миру. В каждой из них работало по пару тысяч работников. Через некоторое время эти фирмы были реструктуризированы, после чего их число сократилось до 6.

После этого еще несколько раз происходило их укрупнение. Эти компании проводят аудит по всему миру. Их работа отвечает всем международным стандартам. Это позволяет одинаково трактовать все проблемы, которые возникают во время аудиторских проверок.

История создания МСА

Современный аудит родился в Англии в 1844 году, когда вышло несколько законов о том, что крупные акционерные общества должны каждый год привлекать к работе специального сотрудника, который смог бы со стороны проверить правильность заполнения бухгалтерских учетов.

В 1932 году в США был принят Акт о правильности ценных бумаг. Это событие принято считать первой пробой ввести стандартизацию аудита. Сам акт выдвигал требования к негосударственным компаниям, которые выпускали ценные бумаги проводить независимый аудит.

На новый этап развитие аудита вышло уже в послевоенное время. Американский институт бухгалтеров в 1948 году сформировал такой документ, как «10 стандартов аудита». Они делились на 3 группы:

  • общие;
  • стандарты труда на объекте;
  • заключительные стандарты.

С начала 1960 началось укрупнение национальных компаний, на основании которых создавались международные финансовые корпорации. Этот процесс низменно вел к тому, что появилась острая необходимость в международном бухгалтерском учете. Это подтолкнуло к формированию МСФО, что и случилось в 1970 году. Впоследствии этого и появилась надобность единых стандартов для аудиторов.

Формирование МСА берет свое начало еще в 1977 году. Главную роль в работе над стандартами играет IFAC. Первая редакция МСА включала в себя 29 стандартов для аудиторов и еще 4 дополнительных стандарта для сопутствующих услуг.

В 1990 году прошла реформа международных стандартов аудита. В ее результате поменялась их нумерация, структура, основные характеристики стали более современными, введены в действия много новых стандартов.

В 2005 году в силу вступила новая версия МСА, которая насчитывает 58 стандартов. Все они делятся на 10 групп:

  1. Группа «Вводные аспекты» включает в себя юридический статус стандартов, список терминов, главные принципы, классификацию.
  2. «Обязательства» — здесь приведены 7 стандартов, где определяются цели и назначения аудита, ответственность аудиторов, определяется необходимый уровень их работы, контроль над документацией и пр.
  3. «Планирование» — включает пять стандартов, где приведена процедура планирования аудиторских проверок, а также трактовка значение концепции в структуре аудита.
  4. «Внутренний контроль» — в эту группу входит три стандарта, где описывается процедура оценивания, аудит риска и проведение контроля клиентом.
  5. «Аудиторские доказательства» — одна из самых крупных групп, в состав которой входят 12 стандартов. Они направлены на регламентирование сбора аудиторских доказательств в разнообразных ситуациях.
  6. «Работа третьих лиц» — здесь можно найти 3 стандарта, где приведены правила аудиторской проверки других аудиторов.
  7. «Выводы и подготовка отчетов» — включает 5 стандартов, где приведены рекомендации по составлению аудиторских отчетов и порядок включения в них дополнительных данных.
  8. «Специализированные сферы» — стандарт говорит о том, какие действия должен предпринять аудитор во время составления отчетов по специальным заданиям.
  9. «Сопутствующие услуги» — этим стандартом должны руководствоваться аудиторы при предоставлении сопутствующих услуг.
  10. «Международная практика аудита» — включает в себя 15 стандартов, которые помогают аудиторам решать возникшие вопросы во время выполнения своих обязанностей: проверка небольших предприятий, работа с руководством компании и пр.

Порядок разработки и принятия МСА

Сразу несколько комитетов МФБ занимаются разработкой стандартов аудита. Их порядка десяти. Каждый из них отвечает за свою отрасль аудиторской деятельности, что позволяет сделать стандартизацию максимально подробной и точной.

В последние годы в отрасли стандартизации аудиторских проверок произошли существенные изменения. В целом они были направлены на:

  • переработку МСА;
  • изменение Положений о международной аудиторской практике;
  • формирование стандартов по услугам, которые могут предлагать аудиторы по выдаче гарантий;
  • смену рекомендаций на аудит банковских учреждений.

Повышение уровня международных стандартов аудита должно хорошо отразиться на одобрении Международной комиссии по ценным бумагам. А уже это обязательно станет толчком к повышению доверия к аудиторской отчетности.

Почти каждый год IFAC издает собрание документов, которые актуальны именно в это время. Например, к таким бумагам относят Кодекс этики, который разработан именно для профессиональных бухгалтеров.

МАС в России – особенности проведения

Российские стандарты аудита построены на основании международных стандартов. Их использование преследует такие цели:

  • помогать развитию профессии аудитора и бухгалтера в стране;
  • сделать процесс аудита максимально унифицированным со всеми странами мира.

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» называет аудиторские стандарты едиными требованиями для осуществления работы аудиторов, а также для предоставления дополнительных услуг. По этому законодательному акту стандарты можно поделить на такие группы:

  • федеральные;
  • внутренние, которые могут действовать в объединениях аудиторов;
  • внутрифирменные, которые применяются внутри организаций аудиторов, или же для отдельных специалистов.

Выполнение федеральных стандартов обязательно для всех видов аудиторских компаний или же отдельных аудиторов. Исключением могут считаться только те положения, в которых указано, что они имеют характер рекомендации.

МСА уже довольно длительное время используется в самых развитых странах мира. Важность внедрения этих стандартов в России невозможно переоценить, так как РФ крайне необходимо полностью интегрироваться в мировое экономическое сообщество. Для этого необходимо увеличить уровень качества работы аудиторов.

Внедрение МСА в России вызывает такие проблемы:

  • большие корпорации и предприятия не понимают важности проведения аудиторской проверки;
  • рынок аудиторских услуг постоянно растет, что приводит к нарушениям этических норм;
  • внедрение МСА приводит к подорожанию услуг аудиторов;
  • не все аудиторы еще вполне понимают основные принципы МСА, что приводит к частым ошибкам;
  • непонимание необходимости введения на российском рынке именно международных стандартов.

МСА – это единые правила, которые разработаны для повышения качества аудиторской деятельности, тогда как российские федеральные стандарты – это скорее свод правил о нормах поведения аудиторов.

Вконтакте

Стандарт – официальный государственный или нормативный технический документ отрасли, предприятия, формы, устанавливающий необходимые качественные характеристики, требования, которым должен удовлетворять данный вид продукции товара.

Стандарты регулируют профессиональную деятельность аудиторов и широко признаны во всем мире, поскольку позволяют достичь наибольшей объективности в выражении аудиторского мнения по поводу соответствия финансовой отчетности общепринятым принципам ведения бухгалтерского учета и формирования финансовой отчетности, а также устанавливают единые качественные критерии сравнения результатов аудиторской деятельности. Единообразие аудиторской деятельности является необходимым ее условием ввиду многообразия методик, применяемых в аудиторской практике, и сложности их сопоставления.

Аудиторские стандарты определяют единые базовые правила осуществления аудиторских проверок, единые требования к качеству и надежности аудита. Использование аудиторских стандартов обеспечивает определенный уровень гарантий достоверности результатов аудиторской проверки.

На базе аудиторских стандартов формируются программы для подготовки аудиторов, а также требования для проведения экзаменов на право заниматься аудиторской деятельностью. Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты устанавливают общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, методологию аудита, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Аудитор, допускающий в своей практике отступления от стандарта, должен быть готов объяснить причину этого.

Стандарты играют важную роль в аудите и аудиторской деятельности, поскольку они:

  • обеспечивают высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют пользователям понимать процесс аудиторской проверки;
  • создают общественный имидж профессии;
  • устраняют контроль со стороны государства;
  • помогают аудитору вести переговоры с клиентом;
  • обеспечивают связь отдельных элементов аудиторского процесса.

Аудиторские стандарты являются основанием для доказательства в суде качества проведения аудита и определения меры ответственности аудиторов. Стандарты определяют общий подход к проведению аудита, масштаб аудиторской проверки, виды отчетов аудиторов, вопросы методологии, а также базовые принципы, которым должны следовать все представители этой профессии независимо от условий, в которых проводится аудит. Российские стандарты аудиторской деятельности разработаны на базе международных стандартов аудита (МСА), которые выпускает Международная федерация бухгалтеров.

Система стандартов в обобщенном виде включает в себя международные стандарты; национальные стандарты; внутрифирменные стандарты. В конечном счете цель системы стандартов достигается формированием и применением пакета внутрифирменных стандартов, которые детализируют и регламентируют единые требования к выполнению аудиторских проверок и оформлению аудиторских заключений.

Значение системы стандартов состоит в том, что она:

  • обеспечивает высокое качество аудиторской проверки;
  • содействуют внедрению в аудиторскую практику новых научных достижений;
  • помогает пользователям понять процесс аудиторской проверки;
  • обеспечивает связь отдельных элементов аудиторского процесса;
  • создает общественный имидж профессии.

Международные аудиторские стандарты

В основе Российских стандартов аудита лежат международные стандарты (МСА). Разработкой профессиональных требований на международном уровне занимается несколько организаций, в т.ч. Международная федерация бухгалтеров (IFAC), созданная в 1977 г. В рамках IFAC аудиторскими стандартами занимается Международный комитет по аудиторской практике (IAPC).

Международные стандарты проведения аудита (IAG), которые издает Комитет, преследуют двойную цель:

1) способствовать развитию профессии в тех странах, где уровень профессионализма ниже общемирового;

2) унифицировать, по мере возможности, подход к аудиту в международном масштабе.

Система международных стандартов аудита насчитывает более 45 стандартов, сгруппированных в несколько разделов. Международные стандарты аудита базируются на следующих основополагающих принципах:

  • аудит может проводиться только лицом, имеющим аттестат аудитора, т. е. профессионалом с достаточным опытом работы, успешно сдавшим квалификационные экзамены;
  • аудитор должен быть независим от клиента;
  • аудитор должен соблюдать в своей деятельности Кодекс профессиональной этики;
  • аудитор должен высказывать в аудиторском заключении мнение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента.

4. Существенность в аудите.

5. Аудиторские доказательства.

6. Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности.

7. Внутренний контроль качества работы в аудите.

8. Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом.

9. Аффилированные лица.

10. События после отчетной даты.

11. Применимость допущения непрерывности деятельности аудируемого лица.

Система правил (стандартов) аудиторской деятельности состоит их четырех взаимозависимых последовательных блоков:

1. Общие стандарты.

2. Рабочие стандарты.

3. Стандарты отчетности.

4. Прочие стандарты.

Общие стандарты аудита являются основополагающими в определении цели, образовательного стандарта, единых принципов ведения аудита в России:

  • письмо-обязательство аудиторской организации о согласии на проведение аудита;
  • порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг;
  • права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов;
  • образование аудитора и др.

Рабочие стандарты аудита устанавливают общие правила осуществления проверок и условия работы аудиторов:

  • планирование аудита;
  • аудиторская выборка;
  • аудиторские доказательства;
  • документирование аудита;
  • письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита;
  • первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности и др.

Стандарты отчетности определяют единые требования к составлению и оформлению документов по результатам проверок с целью доступности информации пользователям:

  • порядок составления аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности;
  • дата подписания аудиторского заключения и отражение в нем событий, произошедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности;
  • заключение аудиторской организации по специальным аудиторским заданиям и др.

Прочие стандарты необходимы для проведения аудита, особенности которого в отдельных сферах деятельности отличны:

  • особенности аудита малых экономических субъектов;
  • аудит в условиях компьютерной обработки данных;
  • характеристика сопутствующих аудиту услуг и требования, предъявляемые к ним и другое.

Внутрифирменные стандарты аудита

Под внутрифирменными стандартами аудиторской организации понимаются документы, детализирующие и регламентирующие единые требования к осуществлению и оформлению аудита, принятые и утвержденные аудиторской организацией с целью обеспечения эффективности практической работы и ее адекватности требованиям правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Необходимость и порядок разработки внутрифирменных стандартов определен ФЗ «Об аудиторской деятельности» и ПСАД «Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций».

Согласно данным нормативных документов, аудиторская организация должна сформировать пакет внутренних стандартов, отражающий ее собственный подход к проводимым проверкам и составляемым заключениям, исходя из общеустановленных принципов организации и проведения аудита.

При разработке внутренних стандартов аудиторские организации обязаны руководствоваться действующими законодательными и иными нормативными и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими аудиторскую деятельность, а также учитывать рекомендации профессиональных аудиторских объединений.

Внутрифирменные стандарты не должны противоречить национальным стандартам и международным стандартам. В крупных аудиторских фирмах имеются специальные департаменты по методологии бухгалтерского учета и аудита, задача которых – разработка внутрифирменных методов предварительной экспертизы состояния дел клиента и заключения договоров, проведения аудиторской проверки в целом и отдельных счетов и операций клиента, подготовки аудиторского заключения и его оформления.

Внутрифирменные стандарты являются индивидуальными, авторскими в каждой аудиторской фирме, их содержание – закрытая информация. Внутрифирменные стандарты – это набор внутрифирменных инструкций и руководств значительного объема, которые постоянно корректируются в целях совершенствования и по причине изменения среды их применения.

Внутренние стандарты аудиторских организаций разрабатываются с учетом их актуальности и приоритетности и должны удовлетворять требованиям:

  • целесообразности – иметь практическую пользу;
  • преемственности и непротиворечивости – каждый последующий внутренний стандарт должен опираться на ранее принятые, обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными стандартами;
  • логической стройности – обеспечивать четкость формулировок, целостность и ясность изложения;
  • полноты и детализации – полностью охватывать значимые вопросы данного стандарта, логически развивать и дополнять излагаемые принципы и положения;
  • единства терминологической базы – содержать одинаковую трактовку терминов во всех стандартах и документах.

Требования внутренних стандартов аудиторских организаций должны регулировать осуществление аудиторской деятельности в соответствии с основными принципами аудита и общепринятыми этическими нормами.

Внутрифирменные стандарты аудиторских организаций должны содержать конкретные рекомендации, позволяющие аудиторам на практике определить четкий порядок своих действий по выполнению требований правил (стандартов) и по повышению качества аудиторских проверок.

Для выполнения контрольных функций в ходе практического осуществления аудита аудиторской организацией может быть создана служба контроля качества проведения аудита.

Организация имеет право заключать со своими сотрудниками соглашение, обязывающее сотрудников не разглашать содержание внутренних стандартов и не использовать их вне деятельности данной аудиторской организации.

Значение внутрифирменных стандартов заключается в том, что оно позволяет аудиторским организациям:

  • полнее соблюдать требования правил (стандартов) аудиторской деятельности;
  • сделать технологию и организацию проведения аудита более рациональной, уменьшить трудоемкость аудиторских работ по проверкам отдельных участков (с помощью рабочих таблиц и вопросников, других документов технического характера), обеспечить дополнительный контроль за работой ассистентов аудитора;
  • содействовать внедрению в аудиторскую практику научных достижений и новых технологий, укрепить общественный престиж профессии;
  • обеспечить высокое качество аудиторской работы и способствовать снижению аудиторского риска;
  • детализировать профессиональное поведение аудитора в соответствии с этическими нормами аудита.

Внутренние стандарты формулируют единые базовые требования к порядку проведения аудита, к качеству и надежности аудита и создают при их соблюдении дополнительный уровень гарантии результатов аудиторской проверки. Наличие системы внутрифирменных стандартов и ее методологического сопровождения является необходимым показателем профессионализма деятельности аудиторской организации.

Источник - Основы аудита: учебное пособие / Н. А. Богданова, М. А. Рябова. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 229 с.