Урок по литературе на тему "темы и проблемы современной драматургии. а.в. вампилов. слово о писателе. «утиная охота»…" (11 класс). Нестандартный урок литературы по пьесе А.Вампилова "Утиная охота" Понимает ли Зилов страшный смысл происшедшего

Конспект урока литературы по пьесе Александра Вампилова «Утиная охота» для 11 класса

«Писать нужно о том, от чего не спится по ночам…»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №35»

г. Прокопьевска Кемеровской области.

Должность : учитель русского языка и литературы

Награды : почетный работник общего образования России

Тема. Пьеса А.В. Вампилова «Утиная охота». Проблематика, основной конфликт, система образов.

Цели:

- показать значение драматургии Вампилова для русской литературы;

Организовать аналитическую работу постижения смысла необычного, глубокого его произведения, постараться ощутить тревогу драматурга о чем-то очень важном в нашей жизни, его боль за каждого из нас.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование:

1. Портрет А.В. Вампилова;

2.Словарь:

Деградировать – постепенно ухудшаясь, приходить в упадок.

Ретроспекция – обращение к прошлому.

Интеллигентность - подлинная образованность, культура.

Инквизитор – 1. Судья инквизиции - следственный орган католической церкви. 2. Человек, с холодной жестокостью выпытывающий что-либо у кого-нибудь, мучитель.

Христос : Не хлебом единым жив человек.

Великий инквизитор : В том ты был прав. Ибо тайна бытия человеческого не в том, чтобы только жить, а в том, для чего жить. Без твердого представления себе, для чего ему жить, человек не согласится жить и скорей истребит себя, чем останется на земле, хотя бы кругом его были хлебы.

Ф. Достоевский «Братья Карамазовы»

Ход урока:

1. Организационный момент. Сообщение темы и цели урока.

2.Индивидуальное задание. Страницы биографии Александра Вампилова.

Обобщающее слово учителя:

В детстве, юности истоки творчества А. Вампилова, его духовного мира. Пьесы драматурга с большим трудом находили себе дорогу к читателю. По мнению критиков, лучшая пьеса – «Утиная охота». Сегодня мы беремся работать не только над его лучшей пьесой, но и самой трудной, даже для критиков. Очень часто Вампилова обвиняли в пессимизме, очернительстве, жестокости. Я думаю, что сегодня у вас тоже могут возникнуть разногласия в оценке поступков героев, и, если эти разногласия не будут высказаны вслух, в душе они все равно будут.

Домашнее задание:

Опираясь на те вопросы, которые мы записали, а также на услышанное на уроке, составить сложный план по теме и приготовить развернутый ответ по этому плану.

Обращаемся к эпиграфу. Ответить на вопрос, почему именно эти слова из произведения Достоевского взяты эпиграфом, мы постараемся в конце урока.

Работа с текстом (вопросы для аналитической беседы даны заранее)

    Об «Утиной охоте» много спорят. Что, по вашему мнению, является предметом спора? Какой из героев, по вашему мнению, деградировал окончательно? (В. Зилов)

    Подумайте, оставляет в нем что-то надежду на обновление? Каково ваше мнение?

    Критики тоже разделились. Одни считают, что деловит, незауряден, он сохранил человеческое обличие. Ему скучно жить, но он способен на обновление. Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Но чем же привлекает драматурга вот такая жизнь, такая судьба?

    Итак, мы попадаем в провинциальный городок, в среду интеллигенции, молодых людей около 30 лет, в круг друзей и знакомых Виктора Зилова. Кто они? Насколько интеллигентны, по вашим представлениям?

А) Саяпин – ему принадлежит идея розыгрыша с венком и телеграммой, хотя потом просит прощение. Но сама- то идея именно такого розыгрыша страшна. Он останавливает Зилова от самоубийства и невольно думает о ремонте квартиры в случае, если она достанется ему после смерти «друга». Все переваливают на Зилова, когда выясняется, кто виноват в недобросовестности информации. Он, естественно, не друг Зилова и, конечно, не интеллигент.

Б) Валерия, жена Саяпина. Каковы черты ее характера? Интеллигентна ли она?

Энергичная, напористая, пробивная, современная.

Ради чего она решила «приударить» за начальником мужа? (ради выгоды, ей необходимо получить квартиру). Льстивая.

Найти эпизод, когда она на новоселье осматривает квартиру Зилова. Прокомментировать этот эпизод . Прочитать только ее реплики и сделать вывод. (Минимум словарного запаса, практичность, от которой становится не по себе)

В) Кушак (глуповат, трусоват, не прочь поразвлечься в отсутствии жены)

Г) Кузанов – наивен, не разбирается в жизни. Участник розыгрыша Зилова.

Вспомните, что он говорит Виктору? Почему всех Вера называет «аликами»?(потому что все они серые, на одно лицо. Именно «алики» – и этим все сказано.

    Смешно или грустно, глядя на эту среду обитания? Зилова она устраивает? В чем конфликт произведения? Почему он решил застрелиться?

Сначала эта жизнь его устраивала, но постепенно в нем зреет вопрос: как и для чего жить? А коль этот вопрос мы ставим, значит пьеса не бытовая, а бытийная. Вампилов поднимает проблемы бытия.

    Мы застаем Зилова на следующий день после того, как он отмечает с друзьями начало охотничьего сезона, утром скандал. И теперь что он начинает делать?

Он раскручивает назад свою жизнь, вспоминая события последних 2-х месяцев. Эти воспоминания заполняют почти всю пьесу. Зилов узнает о своей смерти от Димы, встречает мальчика с венком, начинает вспоминать прошлое.

    Для чего понадобился драматургу этот прием, который называется ретроспекцией?

Во-первых, человеческая память удерживает лишь самое главное в жизни, во-вторых, в воспоминаниях человек не только видит события, но и анализирует их, делает выводы. Конечно, подсознательно.

8. Обращаемся к эпизоду, когда Зилов и Галина ждут гостей на новоселье. Чтение эпизода. Пришло ли счастье в дом Зиловых? А было ли оно?

Если она вспоминает о прошлой жизни, значит, было, оно, это, счастье, была эта любовь.

9. Где же они ее растеряли, как вы думаете? (обращение к ремаркам)

Легкомыслие мужа, несбывшиеся надежды, мечты, непосильная работа, когда чувствуешь ежедневную не проходящую усталость. В Галине еще трепещется надежда на семейное счастье, но дежурные зиловские «конечно», «обязательно», «это не проблема» почти приглушают огонек этих надежд.

10 Сцена новоселья. Попробуем ее прокомментировать. Много ли пожелали хозяевам? Есть ли здесь обстановка чего-то праздничного?

Ничего радостного, тем более праздничного. Разговоры ни о чем, пожелать новоселам нечего, о добрых традициях никто не помнит.

В воспоминаниях есть одна горькая сцена о том, что любит Зилов. Давайте ее прочитаем и прокомментируем.

11. С чем связано второе воспоминание Зилова? (подпись под липовыми документами, письмо отца, знакомство с Ириной).

13. Почему преображается эта только что холодная душа при встрече с Ириной?

Непосредственность, доверчивость, искренность. Он понимает, что такие девочки появляются нечасто, она для него святая. Но, согласитесь, по ремаркам мы видим, что Ирина похожа на его жену в юности, которую он по сути предал.

14. Проанализировать последнюю реплику Зилова в 1 действии, когда жена

сообщает ему, что у них будет ребенок.

15. Обращаемся к картине 2-го действия. Что вы можете сказать о Зилове из этого эпизода? (Корежит от его нерешительности, лживости. Он по сути заводит азартную игру с некогда любимым человеком.)

16.Понимает ли Галина его фальшь? (Конечно, она понимает, ей больно и горько. И все-таки он заражает Галину своими воспоминаниями)

Понимает ли Зилов страшный смысл произошедшего? Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к ремаркам, которые определяют каждое воспоминание.

17. Обращаемся к эпизоду, когда Зилов прощается с Галиной. Искренен ли Зилов? Верите ли вы ему? Почему ушла Галина?

Слово учителя:

Охота соединяет человека с природой, природа очищает от суеты, от наносного, дурного, т.е. каждый человек на природе нравственно очищается. Но охота это и преследование и смерть. Но жена Зилова говорит, что он даже ни разу не убил маленькой птички и, скорее всего, не убьет.

Тогда зачем он ждет охотничьего сезона? Ваше мнение.

Главное для него, наверное, стремление побыть наедине с природой, побыть самим собой, ни лгать, ни изворачиваться. Парадокс, наверное, в том и заключается, что на охоте Зилов вряд ли когда сможет убить, а вот в жизни – он бьет без промаха: по жене, по еще не родившемуся ребенку, по Ирине, когда предлагал ее, как товар, друзьям, по Вере, по отцу, которого предал.

Старая истина: творимое тобою зло вернется к тебе. Зилов получил телеграмму-соболезнование от друзей. Это расплата за свершенное Зиловым зло.

18. К какому итогу пришел в конце концов герой? Прочитать последнюю ремарку. Как истолковать ее? Оставляет ли автор надежду на возрождение Зилова?

Вывод:

Обратимся к первой ремарке. Прочитать, сколько раз автор повторяет слово «типичный» Какой знак подал нам, читателям, автор, повторяя одну и ту же деталь? О чем хотел сказать?

Конечно же, о типичности этой обстановки, о типичности семьи, о том, что здесь произойдет.

Стало типичным, что интеллигент на поверку оказывается вовсе неинтеллигентным, когда потеряны все нравственные ориентиры, когда скучно и не для чего жить. И если мы видим срез нашей жизни – не страшно ли нам?

Не страшно ли нам, что в каждом из нас, если честно взглянуть на себя, есть хоть немного от Зилова. А не сказал ли нам автор о том, что все мы, без исключения, участвуем в создании морального климата жизни, а значит, и с каждого спрос?

Вампилов выразился с определенностью: среда – это мы сами. Мы, вместе взятые. А если так, то разве не среда каждый из нас в отдельности? Да, выходит, среда – это то, что каждый из нас работает, ест, пьет, что каждый из нас любит и чего не любит, во что верит и чему не верит, и значит каждый может спросить самого себя со всей строгостью: что в моей жизни, в моих мыслях, в моих поступках есть такого, что дурно отражается на других людях

19. Обращаемся к эпиграфу. Почему мы взяли именно эти слова в качестве эпиграфа?

Мы возвращаемся на «круги своя»: без веры и любви, без духовного начала, которые определяют мысли и поступки, без осознания, для чего живет и как живет, человек мельчает, «истончает» себя, теряет в себе живое, хотя и остается живым, приговаривает себя к смерти.

Повторим фразу Вампилова, так запомнившуюся его друзьям: «Писать нужно о том, от чего не спится по ночам»

Слайд 1

Александр Вампилов (1937 – 1972) драматург, сыгравший значительную роль в современном театре

Слайд 2

А.Вампилов вошёл в литературу молодым и молодым в ней остался. «Я смеюсь над старостью, потому что никогда не буду старым»,- написал Вампилов в своей записной книжке. Так и случилось: Вампилов погиб за несколько дней до своего 35-летия.17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка… Он почти доплыл… Но сердце не выдержало за несколько метров до берега…

Слайд 3

Писательская судьба его, возможно, была предопределена: «Дорогая Тася! – обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения, - …Я уверен, всё будет хорошо. И вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей. Я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли…»
19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, всё-таки родила сына. Моё предчувствие оправдалось… сын. Как бы не оправдал второе… У меня, знаешь, вещие сны.»

Слайд 4

Биография Вампилова.
Александр Валентинович Вампилов родился в поселке Кутулик Иркутской области 19 августа 1937 года. Его отец - Валентин Никитич Вампилов, талантливый педагог, яркая, незаурядная личность, вскоре после рождения сына 17 января 1938 года был арестован, а 9 марта того же года расстрелян по приговору «тройки» Иркутского областного управления НКВД.

Слайд 5

Год рождения Вампилова был годом 100-летия со дня смерти Пушкина, в честь которого он и был назван Александром.

Слайд 6

На руках Анастасии Прокопьевны четверо детей, старшему из которых было семь лет. « После смерти мужа, - рассказывает она, - я осталась работать преподавателем математики в той же школе посёлка Кутулик, где мы вместе начинали учительствовать. Долгих двадцать два года прожила я с детьми в посёлке, в бревенчатом доме барачного типа. Дом стоял на школьном дворе – там и вырос Саша. Кутулик по праву считал своей родиной…»
От неё, от матери, человека удивительной доброты и чистоты, Саня, как звали его родные, перенял самые лучшие свои качества. Этой женщине, так много испытавшей, В.Распутин посвятил рассказ «Уроки французского», опубликованный в годовщину смерти друга.

Слайд 7

На родине драматурга.

Слайд 8

В школе он ничем не выделялся среди своих товарищей, которых у него всегда было много. Получал пятёрки по литературе и не ладил с немецким языком. Увлекался сразу и музыкой, и спортом, и драматическим кружком. Уходил в туристические походы на несколько дней или просто уезжал на лодке или велосипеде в соседнее село с драмкружком или футбольной командой, любил путешествовать. Собирал по округе бездомных собак и кормил их. Хорошо играл на гитаре и немного пел, увлекался классической музыкой.

Слайд 9

Осенью 1965 года Александр Вампилов был рекомендован в Союз писателей. За время литературной работы А. Вампиловым написано около 70 рассказов, сценок, очерков, статей и фельетонов. В 1965 году А. Вампилов пишет комедию «Старший сын» (первое название «Предместье»). В 1968 году драматург заканчивает пьесу «Утиная охота». В начале 1971 года А. Вампилов завершает работу над драмой «Прошлым летом в Чулимске» (первое название «Валентина»).

Слайд 11

Первый успех драматурга.

Слайд 12

С большим трудом пробивались пьесы молодого автора к зрителю, принесли ему широкую славу. Но при жизни Вампилов так и не увидел ни одной своей пьесы на столичной сцене. Вампилов пишет преимущественно об интеллигенции, обращает внимание на её проблемы. Сохранила ли интеллигенция своё высокое предназначение? Следует ли она культурным традициям? Каковы её цели и идеалы в современном мире? Мучают ли её ещё «вечные» вопросы? Что такое для неё свобода?

Слайд 13

Слайд 14

Гибель…
17 августа 1972 года, за два дня до своего 35-летия, Вампилов вместе со своими друзьями отправился на отдых на озеро Байкал. Когда трагически оборвалась жизнь Александра Вампилова, на его рабочем столе лежала неоконченная работа - водевиль “Несравненный Наконечников”… В 1987 году имя Александра Вампилова было присвоено Иркутскому театру юного зрителя. На здании театра установлена мемориальная доска.

Слайд 15

30.03.2013 22365 0

Урок 80
Драматургия 50–90-
хгодов.
Нравственная проблематика пьес Вампилова

Цели: дать обзор жизни и творчества Вампилова; раскрыть своеобразие пьесы «Утиная охота»; развивать умение анализировать драматическое произведение.

Ход урока

I. Вступительная беседа.

– Когдатак говорят: «сон в руку», «вещий сон»?

– Бывают ли на самом деле сны «вещими»?

«Дорогая Тася! – обращается к жене отец Вампилова в ожидании его рождения… – я уверен, все будет хорошо. И, вероятно, будет разбойник-сын, и боюсь, как бы он не был писателем, так как во сне вижу писателей.

Первый раз, когда мы с тобой собирались, в ночь выезда, я во сне с самим Львом Николаевичем Толстым искал дроби, и нашли…»

19 августа 1937 года: «Молодец, Тася, все-таки родила сына. Как бы не оправдал второе… У меня, знаешь, вещие сны».

Сны, действительно, оказались вещими. Сын, четвертый ребенок в семье, вырос в писателя-драматурга Александра Валентиновича Вампилова.

II. История жизни Александра Вампилова (1937–1972).

Год рождения Вампилова был годом 100-летия со дня смерти Пушкина, в честь которого он и был назван Александром. В этот год, несмотря на скромный быт большого семейства, отец, Валентин Никитич, подписался на полное собрание сочинений любимого поэта: для детей. А жители Кутулика, одного из самых отдаленных сибирских поселков, надолго запомнили вечер в клубе, где директор школы, учитель литературы В. Н. Вампилов, самозабвенно читал им стихи великого поэта.

Но в пророческих снах отца было не только светлое. По народным приметам, круглое – дроби – к слезам: они пролились в 1939 году, когда, репрессированный, Валентин Никитич погиб 40 лет от роду.

…На руках Анастасии Прокопьевны – четверо детей, старшему из которых было семь лет.

– Каким остался сын в памяти матери? («…Каким он был, каким рос? – часто теперь спрашивают меня близкие и совсем незнакомые люди из многих городов страны…)

– Проявился ли в детстве драматургический талант, выделялся ли он среди своих сверстников в отрочестве?

Драматургический, наверное, нет: человеческий – да, хотя мне трудно говорить о каких-то особенных чертах его характера и впечатлительной натуры.

Он не выделялся среди остальных моих детей… Был спокойным и любознательным, любимцем братьев и сестры – младший ведь! Любил книги, особенно сказки, которые читала и рассказывала ему бабушка…

В школе он ничем не выделялся среди своих товарищей, которых у него всегда было много. Получал пятерки по литературе и не ладил с немецким языком. Увлекался сразу и музыкой, и спортом, и драматическим кружком. Писал стихи:

Моей весны цветы давно увяли.

Я перестал уже о них жалеть,

Огнем своим они меня сжигали,

И я решил: им больше не гореть.

И я их забывал. Мои старанья

Вернули в душу тишь и благодать –

Приятно пережить любви страданье.

И все ж страдания приятней забывать.

Уходил в туристические походы на несколько дней или просто уезжал на лодке или велосипеде в соседнее село с драмкружком или футбольной командой. Я иногда очень беспокоилась за эти отлучки. Любовь к путешествиям по родной земле он сохранил до конца своей короткой жизни».

Верной оказалась и его любовь к родному краю: «После школы, помню, уезжал я без сожаления, рвался в город…. Но, отдаляясь, не чаще ли я стал возвращаться сюда в своих мыслях?» – читаем в очерке Вампилова «Прогулки по Кутулику», написанном 30-летним человеком, за плечами которого уже был Иркутский университет, поездки по России, Высшие литературные курсы в Москве.

А в очерке «Дом окнами в поле» можно прочитать: «…Отсюда была видна дальняя Берестенниковская гора, по ней, как струйка желтого дыма, поднималась к горизонту дорога. Её вид волновал меня, как в детстве, когда эта дорога казалась мне бесконечной и обещала множество чудес.

…Травы пахнут здесь сильней, чем где-либо, и нигде я не видел дороги заманчивей этой вот, что по дальней горе вьется среди берез и пашен.

…Мне попадались стихотворные и прозаические высказывания о том, что землю можно любить всю сразу от Карельского перешейка до Курильской гряды, все реки, леса, тундры, города и деревни будто бы возможно любить одинаково. Тут, как мне кажется, что-то не то…»

Конечно же, двадцатилетний Александр Вампилов не знал, что начальные слова его первого, опубликованного в 1958 году, рассказа «Стечение обстоятельств» станут для него пророческими: «Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека». В его жизни стечение обстоятельств было трагическим: 17 августа 1972 года на Байкале лодка на полном ходу натолкнулась на бревно-топляк и стала тонуть. Вода, остуженная недавним штормом до пяти градусов, отяжелевшая куртка… Он почти доплыл… Но сердце не выдержало за несколько метров до берега…

– Что дают нам эти воспоминания, очерковые страницы для понимания истоков творчества, духовного мира Александра Вампилова?

III. Анализ пьесы Вампилова «Утиная охота».

1. За свою короткую жизнь Вампилов стал автором пьес, которые привлекли внимание не только читателей, но и театральных режиссеров: «Провинциальные анекдоты», «Прощание в июне», «Старший сын», «Утиная охота», «Прошлым летом в Чулимске». Но судьба его драматических произведений была не из легких: «Очень много времени и сил уходило в те годы на то, что мы называем «пробиванием» его пьес на сцены московских театров», – вспоминала Е. Якушкина.

– В чем же особенность произведений Вампилова? Прочитайте статью в учебнике (с. 346–348) и ответьте на этот вопрос.

2. Пьеса А. В. Вампилова «Утиная охота» написана в 1968 готду и опубликована в 1970. Мотив трагичен и одновременно снижен до фарса. Многие сцены спектакля автор предлагал сопровождать траурным маршем, который вскоре преображался бы в легкомысленную музыку.

Вникнем в сказанное об «Утиной охоте» главным режиссером МХАТа О. Ефремовым: «У критиков не нашлось ни одного слова, чтобы объяснить природу появления такого персонажа, как Зилов…. Странный и «безнравственный» герой «Утиной охоты», предложенный обществу для осмысления, даже не был принят в расчет…

…Зилов – это боль Вампилова, боль, рожденная угрозой нравственного опустошения, потери идеалов, без которых жизнь человека совершенно обессмысливается».

«…Он был молод, но удивительно хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно, сосредоточенно и серьезно. Точность своих наблюдений он точно выражал и в характерах своих героев. Он писал только правду, настоящую правду жизни и человеческих характеров.

…Но эта внимательность, серьезность и строгость Вампилова-драматурга, его активное стремление раскрыть правду жизни во всей её сложности и многообразии воспринималась некоторыми как «пессимизм», «акцентирование темных сторон жизни» и даже – «жестокость», – продолжает мысль Е. Якушкина.

И это о пьесах, где в каждой, как считает В. Распутин, открываются читателю и зрителю вечные истины: «Кажется, главный вопрос, который постоянно задает Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь все то лживое и недоброе, что уготовлено тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь, благо и порабощение… Тут нельзя не вспомнить Зилова, который, не имея сил сопротивляться, позволил, чтобы первые названия перешли во вторые…»

– Так кто же он, по-вашему, главный герой пьесы?

Оценки его всегда были противоречивы, даже полярны. Одни критики отмечают в нем даровитость, незаурядность, человеческое обаяние. Да, ему скучно жить, но он способен возродиться. Что-то в нем оставляет надежду на обновление. Другие считают, что перед нами человек падший, деградация его завершена. Все лучшее в нем утрачено безвозвратно. Он не знает сыновних чувств, отцовской гордости, уважения к женщине, дружеских привязанностей.

Зилов не доверяет людям, не верит даже отцу, который зовет его попрощаться перед смертью: «От папаши. Посмотрим, что старый дурак пишет. (Читает.) Ну-ну… О, боже мой. Опять он умирает (Отвлекаясь от письма.) Обрати внимание, раз или два в году, как правило, старик ложится помирать. Вот послушай. (Читает письмо.) «… на сей раз конец – чует мое сердце. Приезжай, сынок, повидаться, и мать надо утешить, тем паче, что не видела она тебя четыре года». Понимаешь, что делает? Разошлет такие письма во все концы и лежит, собака, ждет. Полежит, полежит, потом, глядишь – жив, здоров и водочку принимает».

Циничными объяснениями чувств и поступков людей Зилов освобождает себя от необходимости воспринимать жизнь всерьез. Но когда отец действительно умирает, потрясенный Зилов сломя голову летит на его похороны, боясь не успеть. И все-таки задерживается у Ирины, девушки, которую он встретил случайно и не случайно, как он думает, полюбил. Зилов живет без ощущения долга перед другими и перед самим собой.

Вся пьеса Вампилова построена как ситуация ожидания утиной охоты и воспоминаний Зилова, поясняющих постепенно, отчего его жизнь пуста, способен ли он еще жить.

Противоречие в характере героя задано уже авторской характеристикой: «Он довольно высок, крепкого сложения; в его походке, жестах, манере говорить много свободы, происходящей от уверенности в своей физической полноценности. В то же время и в походке, и в жестах, и в разговоре у него сквозят некие небрежность и скука, происхождение которых невозможно определить с первого взгляда». Драматург подсказывает театру и читателю задачу, которую они должны решить на протяжении пьесы.

3. Кто окружает главного героя?

Кушак, вполне уверенный в себе, в своем начальственном кресле, вечно сомневается и на всех оглядывается вне работы. «Холостяк» (по причине отъезда жены на курорт), он ищет «знакомств» и тщательно маскирует это, как и любовь к выпивке (которую, по догадке Зилова, удовлетворяет в одиночестве по ночам). Но, вероятно, больше всего волнует Кушака его машина. О чем бы ни говорили, какой бы волнующей ни была ситуация, Кушак время от времени подходит к окну, чтобы посмотреть, стоит ли на месте его автомобиль.

Мещанство Валерии подчеркивается автором прямолинейно. Прогуливаясь по новой квартире Зилова, Валерия постоянно восклицает: «Красота!» «Из туалета слышится звук спускаемой воды, голос Валерии: «Красота!» Вслед затем появляется Валерия: «Ну, поздравляю. Теперь у вас будет нормальная жизнь. (Саяпину.) Толечка, если через полгода мы не въедем в такую квартиру, я от тебя сбегу, я тебе клянусь!»

Ради желания получить квартиру Валерия бросает Саяпину обвинение в том, что он уступит начальнику жену «с удовольствием» , как «другу семейства» . Зритель убежден в совершенном цинизме Саяпина, когда видит, как «друг» Зилова, поверив в его близкую смерть, осматривает квартиру приятеля.

4. Зилову около 30 лет, но от жизни, где ему все так легко достается, остается только тяжесть, тысячелетняя усталость. От этой жизни и бездумного отношения к ней Зилов становится «покойничком», как выражается Саяпин. В начале пьесы друзья посылают Зилову траурный венок на его могилу, а кончается пьеса попыткой реального самоубийства.

– Почему же Зилов остался жить? И, действительно, живой ли он еще человек?

Зилов живой, потому что в нем при всех его грехах нет равнодушия. И течение пьесы подчеркивает углубление конфликта героя с окружением. При всем равнодушии, усталости, пошлости слов и поведения Зилов отличается от других способностью хотеть чего-то бескорыстно, ни для чего, ни за чем. И ощущением того, что возможна другая жизнь, чистая и высокая.

5. В чем смысл названия произведения? Каково значение финала пьесы?

Когда друзья, пришедшие на новоселье, спрашивают Зилова, что он больше всего любит и что ему подарить, он просит: «Подарите мне остров. Если вам не жалко». Потом оказывается, что охотничье снаряжение, которое ему дарят, – самое желанное: «Утиная охота – это вещь» . Для Зилова утиная охота – тот же остров, куда он рад уйти от опостылевшей ему жизни.

После скандала, получив ответную шутку «друзей», объявивших о его смерти, Зилов хочет застрелиться. То, что существует в умах приятелей как игра, может осуществиться на деле. И только сопротивление крохоборству «воронов», которые, по его мнению, слетелись, чтобы поделить квартиру, заставляет его взять себя в руки.

Зилов прогоняет всех «спасателей». То ли слезы, то ли прояснившееся небо («К этому времени дождь за окном прошел, синеет полоска неба, и крыша соседнего дома освещена неярким предвечерним солнцем») помогли. Зилов возвращается к жизни и говорит по телефону Диме: «Да, хочу на охоту… выезжаешь?.. Прекрасно… Я готов… Да, сейчас выхожу».

Станет ли Зилов теперь жить по-другому или все вернется в прежнюю колею? Финал пьесы загадочен и заставляет нас своей неопределенностью искать ответа в логике жизни, вернуться к началу и еще раз все обдумать.

Думается, что общее направление пьесы Вампилова оптимистично. И как ни робко предвечернее солнце, освещающее конец пьесы, оно пробилось сквозь серое небо и дождливый день.

IV. Итог урока.

– О чем заставила задуматься пьеса Вампилова «Утиная охота» лично вас? Каково звучание фразы Вампилова, запомнившейся его друзьям: «Писать надо о том, от чего не спится по ночам…»?















1 из 14

Презентация на тему: А.В. Вампилов. Жизнь и творчество

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Семья Дом-музей А.В. Вампилова в посёлке Кутулик.Александр Вампилов родился 19 августа 1937 года в райцентре Кутулик Иркутской области в обычной семье. Его отец - Валентин Никитович - работал директором Кутуликской школы (его предками были бурятские ламы), мать - Анастасия Прокопьевна - работала там же завучем и учителем математики (ее предками были православные священники). До рождения Александра в семье уже было трое детей - Володя, Миша и Галя.После нескольких месяцев после рождения Александра отец был арестован по доносу и расстрелян в 1938 году под Иркутском.

№ слайда 4

Описание слайда:

Учёба в университете Иркутский университетПо окончании школы Вампилов поступил на историко-филологический факультет Иркутского университета, который окончил в 1960. В годы учебы публиковал в университетской и областной газетах очерки и фельетоны под псевдонимом А.Санин. Под этим же псевдонимом вышла его первая книга юмористических рассказов «Стечение обстоятельств» (1961). В начале 1960-х годов написал свои первые драматургические произведения – одноактные пьесы-шутки «Ангел» (др. название «Двадцать минут с ангелом», 1962), «Воронья роща» (1963), « Дом окнами в поле»(1964) и др.

№ слайда 5

Описание слайда:

Ранние произведения Ранние произведения Вампилова были основаны на странных, порой смешных происшествиях, анекдотах. Герои рассказов и сценок, попадая в эти странные ситуации, приходили к переоценке своих взглядов. Так, в пьесе Двадцать минут с ангелом, действие которой разворачивается в провинциальной гостинице, происходит своеобразная проверка персонажей на их способность к бескорыстию, в результате чего выясняется, что бескорыстна в этом мире только смерть.

№ слайда 6

Описание слайда:

«Провинциальные анекдоты» Сцена из спектакля по ранним произведениям Вампилова. Театр «Современник»В 1970 Вампилов написал пьесу «История с метранпажем» – притчу о страхе, основанную на истории встречи гостиничного администратора Калошина с собственной смертью. История с метранпажем вместе с пьесой «Двадцать минут с ангелом» составила трагикомическое представление в 2 частях «Провинциальные анекдоты».

№ слайда 7

Описание слайда:

«Прощание в июне» В 1965 окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте им. А.М.Горького в Москве. Во время учебы написал комедию «Ярмарка» (др. название «Прощание в июне», 1964), которая получила высокую оценку драматургов А.Арбузова и В.Розова. Ее герой, циничный студент Колесов, пришел к мысли о том, что деньги не всевластны, и порвал полученный бесчестным путем диплом. В пьесе вновь возникал сквозной в драматургии Вампилова образ ангела, встреча с которым преображала героя. Наличие в мире высшей силы было постоянной темой творчества Вампилова.

№ слайда 8

Описание слайда:

Вампилов – наследник классики Вернувшись в Иркутск, Вампилов продолжал работать как драматург. Его пьесы публиковались в журналах «Театр», «Современная драматургия», «Театральная жизнь», входили в репертуар лучших театров страны. Критики говорили о «театре Вампилова» и видели в персонажах его пьес, незаурядных людях, способных на высокий духовный взлет и в то же время слабых по натуре, наследников классических героев русской литературы – Онегина, Печорина, Протасова, Лаевского. Были в них представлены и современные «маленькие люди» (Угаров, Хомутов, Сарафанов и др.), и женские типы.

№ слайда 9

Описание слайда:

«Старший сын» В 1967 Вампилов написал пьесы «Старший сын» и «Утиная охота», в которых в полной мере воплотилась трагическая составляющая его драматургии. В комедии Старший сын, в рамках мастерски выписанной интриги (обман двумя приятелями, Бусыгиным и Сильвой, семьи Сарафановых), шла речь о вечных ценностях бытия – преемственности поколений, разрыве душевных связей, любви и прощении близкими людьми друг друга. В этой пьесе начинает звучать «тема-метафора» пьес Вампилова: тема дома как символа мироздания. Сам драматург, потерявший отца в раннем детстве, воспринимал отношения отца и сына особенно болезненно и остро.

№ слайда 10

Описание слайда:

«Утиная охота» Зилов – К. Хабенский. МХТ.Герой пьесы «Утиная охота» Зилов становился жертвой мрачного дружеского розыгрыша: приятели посылали ему кладбищенский венок и телеграммы-соболезнования. Это заставляло Зилова вспомнить свою жизнь, чтобы доказать самому себе, что он не умер. Собственная жизнь представала перед героем как бессмысленная погоня за легкодоступными удовольствиями, являвшаяся на самом деле бегством от самого себя. Зилов понимал, что единственной потребностью в его жизни была утиная охота. Утратив к ней интерес, он потерял интерес к жизни и собирался покончить с собой. Вампилов оставил своего героя в живых, но существование, на которое был обречен Зилов, вызывало одновременно осуждение и сочувствие читателей и зрителей. «Утиная охота» стала пьесой-символом драматургии конца 1960-х годов.

№ слайда 11

Описание слайда:

«Прошлым летом в Чулимске» В драме В драме Прошлым летом в Чулимске (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди. (1972) Вампилов создал свой лучший женский образ – юной работницы провинциальной чайной Валентины. Эта женщина стремилась сохранить в себе «душу живу» с тем же упорством, с каким на протяжении всей пьесы пыталась сохранить палисадник, который то и дело вытаптывали равнодушные люди.

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Посмертная слава Не успела остыть земля на могиле Вампилова, как начала набирать обороты его посмертная слава. Стали выходить в свет его книги (при жизни была издана всего лишь одна), театры ставили его пьесы (один только "Старший сын" шел сразу в 44 театрах страны), на студиях режиссеры приступили к съемкам фильмов по его произведениям. В Кутулике был открыт его музей, в Иркутске именем А. Вампилова назван ТЮЗ. На месте гибели появился мемориальный камень...

№ слайда 14

Описание слайда:

Литература http://yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2+%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F&lr=213&ex=v11http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%B2%D0%B0%D0%BC%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B2%20%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D1%84%D0%B8%D1%8F