Тургенев создает портрет нищего. Анализ стихотворения тургенева нищий. Предварительная работа учащихся

«Нищий».

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал.., и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись -- и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат,-- прошамкал он,-- и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Февраль, 1878

Урок милосердия. «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения в прозе.

Цели:

Знакомство с понятием «литературный цикл»; выявление жанровых особенностей стихотворения в прозе, художественной идеи стихотворения в прозе «Нищий», особенностей поэтики произведения; демонстрация связи между различными видами искусства;

Формирование навыков выразительного чтения, работы с иллюстративным материалом, навыков комплексного анализа художественного текста в процессе самостоятельной исследовательской работы;

Формирование навыков работы в паре и группе;

Развитие нравственно-эстетических представлений обучающихся в процессе выявления художественной идеи произведения - идеи равенства и братства всех людей, идеи милосердия.

Оборудование : тексты стихотворения, проектор, колонки, компьютер, слайдовая презентация, цветная бумага, магниты.

«Добрый мой читатель,

не пробегай этих

стихотворений сподряд…

Но читай их враздробь:

сегодня одно, завтра другое;

и которое - нибудь из них,

может быть, заронит тебе

что-нибудь в душу».

(Из предисловия

И.С. Тургенева к первому

Изданию)

Человек, словно в зеркале мира, многолик:

он ничтожен и он же безмерно велик.

О. Хайям

Ход урока.

  1. Орг. момент. Приветствие класса.

Добрый день. Сегодня у нас с вами не совсем обычный урок: наш урок литературы я назвала уроком милосердия. Почему? - спросите вы. Я думаю, что в завершении нашего разговора вы самостоятельно сможете ответить на этот вопрос. А сейчас позвольте представить вам главное действующее лицо нашей сегодняшней встречи - стихотворение в прозе Ивана Сергеевича Тургенева «Нищий».

Мне бы хотелось, чтобы во время прослушивания вы попытались представить изображаемые события, а после поделились своми впечатлениями.

  1. Чтение учителем стихотворения в прозе «Нищий» (музыкальное сопровождение). Выявление первоначальных впечатлений .

Какая картина возникла в вашем воображении?

Сравните свои впечатления с картиной русского художника XIX века Василия Перова «Чаепитие в Мытищах» (слайд 2 ). В чем разница между взглядом художника и сюжетом, описанным Тургеневым? (У Тургенева нищий получает подаяние, пусть и в виде рукопожатия, но получает, герой его не гонит. ) Уместно ли создание картины по мотивам стихотворения в прозе «Нищий»?

  1. Сообщение темы и постановка целей урока, формирование мотивационной установки .

Вы, наверное, уже поняли, что для ответа на поставленный в начале урока вопрос нам необходимо будет внимательно рассмотреть прозвучавшее только что произведение. Проанализировать его с точки зрения жанра, художественного оформления, лексико-семантической составляющей. Запишите, пожалуйста, тему нашего урока: «Нищий»: тематика, художественное богатство стихотворения в прозе» и эпиграфы, которые я подобрала к нашей встрече. (слайды 3-4) Мы вернемся к ним процессе нашего разговора.

Урок милосердия. Как вы понимаете значение этого слова? Какие морфемы мы можем выделить в этом слове? Связано ли значение с морфемной структурой слова? (милое сердце - доброе, милость, сердечность)

МИЛОСЕРДИЕ- это готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания. (толковый словарь русского языка А.Н. Булыко)

НИЩИЙ - -ая, -ее; нищ, нища, нище. 1. Очень бедный, неимущий. Н. скиталец. Нищая хибарка. Нищая жизнь (также перен.: бездуховная). 2. нищий, -его, м. Человек, живущий подаянием, собирающий милостыню. Подать нищему. * Нищий духом (устар. и книжн.) — лишённый внутренних интересов, духовно опустошённый. II ж. нищая, -ей (ко 2 знач.). II прил. нищенский, -ая, -ое (ко 2 знач.). Нищенская котомка. (слайд 5)

Как вы думаете, в каком значении употребляется это слово в заглавии стихотворения в прозе? (бедный, неимущий человек, живущий подаянием)

Слово учителя .

«… А нищий ждал.., и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» Попробуйте про себя услышать собственное чтение этой фразы… Почему столь необычным - лиричным, взволнованным, особенно проникновенным будет ваше чтение?

Что же создал Тургенев - обычное, хотя и мастерское, прозаическое произведение? Нет, не обычное! Уже в своем названии сочетающее противоположные начала - стихотворение в прозе.

А теперь мы подошли с вами к самому интересному понятию, сочетающему в себе практически противоположные понятия - стихотворение в прозе? Почему в этом термине такая последовательность слов: вначале стихотворение, а затем в прозе?

Что отличает каждый из этих литературоведческих терминов? (Стихотворение - лирический жанр, передающий чувства лирического героя. Это ритмически организованный текст, который отличают определенные темп, ритм, рифма, эмоциональность.

Проза - нестихотворная литература, в противоположность поэзии, прозаический текст отличает сюжет, графическое оформление. )

Прочитайте, пожалуйста, еще раз произведение и попробуйте найти в «Нищем» черты прозаического и лирического текстов.

- (Работа по вариантам: 1 вариант - черты прозы, 2 вариант - черты лирики).

Подведение итогов работы спустя 3-4 минуты.

1: сюжет, прозаическая форма повествования; 2: небольшой объем, эмоциональность, субъективность, частое членение.

Обучающиеся представляют свои выводы и сравнивают их с выводами учителя, помещенными на слайдах 5-6.

4. Жанровое своеобразие.

«Стихотворения в прозе» принято назвать циклом. Цикл - это не простая подборка или совокупность сходных по теме произведений. В цикле непременно ставится и решается какая-то проблема. Тематический круг цикла Тургенева складывается из немногих тем: жизнь и смерть в их различных проявлениях. Жизнь предстает в разнородных воплощениях: любовь, довольство, покой, самоотверженность, вдохновение. Назначение и высший смысл жизни - неустанная борьба со смертью, с забвением, с небытием. Стихотворениям цикла свойственна своего рода отрешенность от будничного правдоподобия; изображение создается немногими резкими чертами. Речь нетороплива, торжественна, приподнята, эмоционально насыщенна.

Повествование рассчитано на активное додумывание и сопереживание читателя, ибо каждый элемент этой структуры обволакивается множеством ассоциаций, намеков. Вспомните наш первый эпиграф. Тургенев рассчитывает на вдумчивого, внимательного читателя.

Взгляните на первый эпиграф. К чему призывает нас писатель? Почему не рекомендует читать стихотворения в прозе подряд?

Дополнительная информация.

Цикл «Стихотворения в прозе» создавался великим писателем вдали от родины, во Франции, в местечке Буживаль. Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр - стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

Я вспоминаю притчу современного писателя Тимура Зульфикарова. Молодой спросил у старого человека: « В чем мудрость жизни? » Старик ответил: « Когда я был молод, я смеялся над упавшим человеком, когда я стал стариком - плакал! »

Как вы думаете, можем ли соотнести эту притчу с произведениями, написанными Иваном Сергеевичем Тургеневым на закате жизни? Каким образом? (Имея большой жизненный опят, человек начинает иначе смотреть и оценивать многое, что происходит вокруг. Недаром говорят, что с годами человек становится мудрее - он познает жизнь в самых различных, далеко не всегда приятных, ее проявлениях )

5. Исследовательская работа с текстом.

Литературное произведение - это живой организм, который имеет свое сердце, душу, ткань. И сегодня мы с вами постараемся проникнуть в глубины души выбранного текста, определить его идею, особенности художественного оформления. Первый этап нашей работы - смысловое погружение

1) Коллективная работа. Смысловое погружение .

Заштрихуйте ключевые слова - смыслы. (Тексты у всех учащихся)

С помощью каких художественных деталей Тургенев подробно прорабатывает портрет нищего? Что подчеркивает писатель в образе героя? (Воспаленные слезливые глаза, посинелые синие губы, нечистые раны, дряхлый старик, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука )

Найдите слова, употребленные в несвойственном сочетании (грязная, трепетная; он стонал, мычал; обглодала бедность ).

Описание помогает увидеть воочию старика нищего, даже услышать его голос, шорох его лохмотьев. Как эти звуки передает автор? Аллитерации ([ш], [х], [с], [ч], [щ] - нищий, дряхлый, шершавые лохмотья, нечистые, несчастное существо, прошамкал. опухшую и т.д.) помогают нам не только увидеть, но и услышать.

Какие глаголы передают состояние нищего? О чем свидетельствует выбор лексики?

Найдите причастия, передающие состояние лирического героя в стихотворении.

Потерянный, смущенный, похолодевшие.

Как называет лирический герой нищего? Посчитайте количество словоупотреблений. О чем свидетельствует выбор лексики?

Лирический герой называет нищего «несчастным существом», нищим - 3 раза (2 раза как существительное и 1 раз как прилагательное), слово брат употреблено 5 раз (3 раза лирическим героем и 2 раза нищим).

Лирический герой способен думать и чувствовать. Он увидел в старике человека, достойного уважения и сострадания.

2) Слово учителя

Лирический герой - единственный герой цикла, на которого неотрывно обращено внимание писателя. Его личность необычайно широка и богата. Человек сложный, мятущийся, он силен своим искренним интересом к самым различным сторонам жизни во всех ее проявлениях - прекрасных и безобразных. Ничто человеческое ему не чуждо.

Как проявляет себя лирический герой в произведении И.С. Тургенева?

Синтаксическое погружение .

Сколько раз в тексте встречаются предложения с многоточиями? Прочитайте их выразительно.

Предложения с многоточиями встречаются 7 раз.

Какова функция многоточий в тексте стихотворения И. Тургенева?

С помощью многоточий передано крайнее волнение лирического героя.

Какое образно-выразительное средство подчеркивает настроение лирического героя?

Риторическое восклицание «О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!» передает возмущение и сострадание лирического героя.

Сколько абзацев в стихотворении? О чем свидетельствует такое деление текста на абзацы? (жанровая особенность)

3) Слово учителя

В совокупности с изобилием пауз (краткие абзацы, обособления внутри предложений, авторские тире, цезуры) все это создает неповторимый ритм лирико-философской прозы - неторопливый, с повторами отдельных мотивов, с неоднократными возвращениями - наподобие встречного течения в речном потоке.

Такой ритм соответствует сложному, богатому настроению цикла и способствует возбуждению у читателя настроения, необходимого писателю для наиболее впечатляющего осознания его выводов.

4) Исследовательская работа с текстом по вариантам.

Посчитайте количество употребляемых в тексте существительных (1 вариант), прилагательных (2 вариант), глаголов, причастий и деепричастий (З вариант), местоимений (4 вариант). О чем это свидетельствует? Каковы особенности лексики стихотворения?

Итоги работы. В тексте встречается много существительных (учитывая повторения), что свидетельствует о статичности изображенного. И.С. Тургенев стремился воссоздать картину действительности в мельчайших подробностях. Глаголы, причастия и прилагательные служат средством характеристики состояния героя. В тексте преобладает нейтральная и возвышенная лексика. В тексте немало местоимений, что придает ему оттенок искренности, взволнованности.

Ситуативное погружение.

А как сегодня мы реагируем на просьбу подаяния? Часто на улицах наших городов можно встретить человека в лохмотьях? Изменилось ли отношение к этим людям со времен Тургенева?

5) Слово учителя

Тургенев стремился к тому, чтобы эта возвышенная, с философскими раздумьями речь пробудила отклик в читателе и вызвала в нем такие же чувства, отрешенность от обыденщины и благородную красоту переживаний.

6. Итоги урока. Выставление и комментирование оценок.

Какова главная мысль стихотворения в прозе «Нищий», его художественная идея?

Стихотворение И.С. Тургенева «Нищий» - это призыв к уважению достоинства человека, к осмыслению идеи братства всех людей и значимости каждого человека.

Какое настроение - мрачное, безысходное, трагическое или благоговейное, ясно-спокойное, трепетное - вызывает это стихотворение? В каком цвете вы бы изобразили свои ощущения после прочтения? Поменялось ли ваше восприятие в течение урока? (Цветовая палитра создается учителем на доске на основе ответов обучающихся.)

Вспомните вопрос, прозвучавший в начале нашего урока: почему наше занятие носит название урок милосердия? (Тургенев демонстрирует пример милосердия, сострадания и призывает к тому, чтобы хотя бы один маленький текст оставил след в душе читателя, не прошел стороной. И доказывает, что для воздействия на сердце, душу человека порой может быть достаточно одного слова. К сожалению, мы не всегда торопимся говорить такие добрые слова нашим друзьям и близким, родным и знакомым или незнакомым людям, нуждающимся в поддержке)

- Давайте обратимся к словам О. Хайяма. В чем их смысл? В чем вы видите величие человека, героя Тургенева?

А сейчас пришло время подвести итог нашей работе на уроке. Я предлагаю вам самостоятельно оценить себя с использованием заранее подготовленных листов самооценки. Взгляните, на них представлена таблица, содержащая описание основных этапов вашей работы на уроке. Задумайтесь, все ли у вас получилось, что нового узнали, каких результатов достигли. Поставьте плюсы в тех столбцах, с заданиями которых, по- вашему мнению, вы справились полностью. Оцените, что вам дал сегодняшний урок.

Карта самоанализа

я на сегодняшнем уроке…

Поставь + в каждой пустой графе под утверждением, если вы с ним согласны.

7. Домашнее задание.

Разбившись на группы (2-4 человека) подготовьте собственную презентацию одного из приведенных в учебнике стихотворений в прозе.

Дифференцированное задание (выберите 1 вариант из предложенных) :

  1. 1 вариант . На основе материала учебника и знаний, полученных на предыдущих и сегодняшнем уроках, подготовьте диалог «Разговор о жизни и творчестве И.С. Тургенева»
  2. 2 вариант . Попробуйте себя в роли писателя, сочините свое стихотворение в прозе и представьте его одноклассникам.
  3. 3 вариант . Напишите сочинение-миниатюру «Милосердие в нашей жизни».

Литература

  1. Аркин И.И.Уроки литературы в 7 классе: Практ. методика: Книга для учителя/ И.И. Аркин. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 253 с.

«5 - 6 классы Задание (1,5 часа) Прочитайте произведение И.С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий» (1878). Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после...»

Олимпиада школьников «Покори Воробьевы горы!» 2012 - 2013

Заключительный тур

Литература

5 - 6 классы

Задание (1,5 часа)

Прочитайте произведение И.С. Тургенева – стихотворение в прозе «Нищий» (1878).

Объясните, как вы поняли его смысл. В своем ответе опирайтесь на предложенные после текста

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протянул мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах… Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал… и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку… «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что ж, брат, прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

1.Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?

2.Опишите душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.



3.Объясните, о каком подаянии сказал нищий, и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.

4.Сравните сюжетные ситуации «Нищего» и стихотворения С. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…» (1914):

Шел Господь пытать людей в любови, Выходил он нищим на кулижку1.

Старый дед на пне сухом, в дуброве, Жамкал деснами зачрствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой, На тропинке, с клюшкою2 железной, И подумал: «Вишь, какой убогой, Знать, от голода качается, болезный».

Подошел Господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь…

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй… маленько крепче будешь».

На поляну.

С посохом.

1. Сформулируйте тему произведения. Какими художественными средствами Тургенев характеризует положение нищего?

В произведении раскрывается тема милосердия, любви к человеку, оказавшемуся в бедственном положении. «Брат» – ключевое слово текста, оно повторяется пять раз. Состояние нищего передано через образные определения (эпитеты), подчеркивающие как индивидуальность портрета («дряхлый», «воспаленные», «слезливые», «шершавые», «нечистые» и др.), так и постоянные, типичные черты («несчастное», «грязную» и др.). Кроме того, Тургенев использовал яркую метафору «обглодала бедность», прямую речь, описал детали поведения (нищий «стонал», «мычал», рука «слабо колыхалась и вздрагивала», он «усмехнулся», «стиснул» пальцы рассказчика, «прошамкал» и др.). Благодаря перечисленным приемам создан образ жалкого «существа», отвергнутого обществом, униженного жизнью, крайне нуждающегося в помощи.

2. Охарактеризуйте душевное состояние рассказчика и назовите, какими приемами оно выражено.

Главная черта рассказчика, проявившаяся при общении с нищим, совестливость.

Ему неловко, стыдно оттого, что он не может помочь человеку. Тургенев передает его состояние словами «потерянный, смущенный», а также благодаря таким «подробностям чувств», как порыв пожать грязную руку нищего, невольное желание назвать его братом. Функциональны для создания образа рассказчика отточия. Они передают и эффект неожиданности при встрече с нищим, и удивление при виде столь несчастного человека, и растерянность, и мучительность переживания своего бессилия помочь, и необъяснимость рукопожатия. Отточия также создают ощущение недосказанности, невыразимости, что придает стихотворению в прозе лирическую тональность.

3. Объясните, о каком подаянии сказал нищий и какое подаяние имел в виду рассказчик в последней фразе произведения.

Для нищего искреннее сочувствие и признание в нем человека, достойного рукопожатия, «тоже подаяние». Подаянием для рассказчика стала удовлетворенность от проявления любви к страждущему незнакомцу и сердечная благодарность нищего.

4. Сравните сюжетные ситуации «Нищего» и стихотворения С. Есенина «Шел Господь пытать людей в любови…» (1914).

Тексты основаны на мотивах неожиданной встречи незнакомцев (в городе, в «дуброве») и подаяния. Если в «Нищем» сюжетная ситуация реалистична, то в стихотворении Есенина она мистична: нищий – неузнанный Господь.

5. Определите общую для этих произведений тему. Опишите есенинскую трактовку темы.

Оба текста раскрывают тему любви к несчастному, а также естественной потребности человека (состоятельного или бедняка) помогать нуждающемуся. В стихотворении Есенина она названа уже в первой строке, Тургенев обозначает ее опосредованно, через детали. В «Шел Господь пытать людей в любови…», в отличие от «Нищего», развит и мотив испытания. Господь испытывает «деда» и одновременно сострадает ему. Он сомневается в возможности бедняка помочь «убогому», но тот проявляет к Нему сострадание, подает «зачерствелую пышку», таким образом убеждая Господа в верности людей основному христианскому завету.

7-8 классы Задание (1,5 часа) с ключами Сравните приведенные ниже стихотворения. Что общего и различного в них? Сопоставляя тексты, постарайтесь ответить на предложенные вопросы (рекомендуемый объем ответа на каждый вопрос – от двух до пяти предложений).

–  –  –

И.А.Бунин. Последний шмель Черный бархатный шмель, золотое оплечье, Заунывно гудящий певучей струной, Ты зачем залетаешь в жилье человечье И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки, Безмятежны и жарки последние дни, Полетай, погуди – и в засохшей татарке, На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы, Что давно опустели поля, Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый Золотого сухого шмеля!

Вопросы:

1. Каким настроением определяется звучание каждого из стихотворений?

Стихотворение А.Фета проникнуто настроением легкости, безмятежности, непринужденной праздности, свободы. Бунинский текст звучит задумчиво, в нем прямо обозначены эмоции лирического субъекта: уныние, печаль, грусть о кратковременности счастья и о неизбежности увядания.

2. Каким образом в каждом из стихотворений проявляется присутствие человека?

«Героиня» Фета прямо обращается к лирическому субъекту, будто подтверждая его суждения о внешнем облике самой бабочки. Можно сказать, что человек – адресат воображаемых реплик бабочки. В бунинском стихотворении ситуация обратная: человек с грустью размышляет о «последнем» – перед неизбежным наступлением зимы – полете шмеля, будто намеренно прилетевшего в «жилье человечье», чтобы разделить с человеком его грусть.

3. В чем сходства и различия в общем композиционном построении стихотворений?

В обоих стихотворениях три строфы, оба текста построены в форме своеобразного моментального «портрета» того или иного насекомого, оба содержат вопросительные конструкции; Фет и Бунин используют сходный мотивный материал (полет, цветок). Однако на фоне фетовской эмоциональной «однотонности» (все три строфы варьируют одно и то же состояние безмятежного счастья) бунинский текст построен на постепенном усилении чувства печали. Если у Фета доминирует установка на внешнюю выразительность образа, то Бунин разворачивает текст как размышление о вечных законах бытия.

4. Как бы вы определили эмоциональный подтекст стихотворений (т.е. то, о чем автор не говорит открыто, но чуткий читатель может догадаться)?

У Фета это открытое любование прелестями летней природы, восторг перед совершенством Божьего мира; у Бунина – печальное осознание конечности человеческой жизни, предчувствие человеком собственного «заката», которое обостряется от того, что оставшиеся человеку впечатления столь ярки.

5. Какова, на ваш взгляд, главная тема каждого из стихотворений? (Конкретные особенности поведения насекомых? Красота природных явлений в восприятии человека?

Общие законы человеческой и природной жизни? Хрупкость проявлений красоты в жизни? Эмоциональное состояние лирического героя?) Дайте собственную формулировку применительно к каждому из стихотворений.

Тема стихотворения Фета – вызывающая у человека вдохновение красота природного мира, «легкое дыхание» этой разлитой в мире красоты. Тема «Последнего шмеля» – неизбежное конфликтное соседство красоты и смерти в жизни человека и природы.

6. Сопоставьте ритмику стихотворений. Какие стихотворные размеры использованы авторами и как они соответствуют предмету изображения? В чем ритмическое своеобразие первых строк каждого из стихотворений?

Ритмика «Бабочки» определяется выразительным чередованием пяти- и двустопного ямба. Связанные с этим чередованием ритмические «всполохи» (воспринимаемые слухом «перебои») ассоциативно связываются с легкими, пульсирующими движениями крыльев. Бунин использует четырехстопный анапест, ритмически сопутствующий настроению усиливающейся тоски, будто «рыдающий». В первой строке «Бабочки» четвертая стопа облегчена (использован пропуск ударения), что поддерживает мотив «легкости», порхания. Напротив, первая стопа первого бунинского стиха утяжелена (использовано сверхсхемное ударение на первом слоге) – и это утяжеление эмоционально оправдано.

7. В чем разница цветовой «раскраски» стихотворений?

«Прозрачность» стихотворения Фета обеспечивается его «нераскрашенностью», отсутствием конкретных цветовых атрибутов. Стремительная мимолетность впечатления будто исключает возможность колористической конкретики. Бунинские цвета изобильны и интенсивны (черный, золотой, красный). Впечатление траурной цветовой роскоши как нельзя лучше соответствует печальным ожиданиям лирического субъекта.

8. Приведите один пример использования метафоры и один пример использования метонимии в стихотворениях (достаточно одного примера каждого из тропов, взятого из любого из текстов).

«Весь бархат мой…» – метонимия; «заунывно гудящий певучей струной…» – развернутая метафора (метафорические эпитеты уподобляют «жужжание» шмеля звукам струнного инструмента).

9. Каковы наиболее яркие проявления звукописи в каждом из стихотворений?

У Фета самые тонкие проявления звукописи – попеременное использование плавного «л» и взрывного «б» в строчке «Надолго ли, без цели, без усилья…», а также предвещающая полет «серия» свистящих «с» и раскатистых «р» в предпоследнем стихе.

У Бунина дан почти «рекордный» вариант звукоподражания в строке «заунывно гудящий певучей струной» (обилие гласных заднего ряда, в особенности наиболее частотного «у» обеспечивают эффектный ассонанс).

Разумеется, могут быть отмечены и другие проявления звукописи.

10. Постарайтесь предложить одну собственную строфу «в продолжение» любого из стихотворений, соблюдая стихотворный размер, тип рифмовки и придерживаясь общего эмоционального настроения текста.

Критериями оценки в данном случае являются «попадание» в стихотворный размер, соблюдение чередования женских и мужских окончаний, типа рифмовки и, разумеется, воспроизведение эмоционального контекста 9 класс Задания В приведенном ниже фрагменте романа А.С.Пушкина «Капитанская дочка» пропущены определения (пропуски обозначены подчеркиванием). Заполните эти пропуски, выбирая соответствующие прилагательные из приложенного списка возможных вариантов и соблюдая правила согласования. Постарайтесь максимально точно воспроизвести пушкинский текст. Объясните, какими критериями вы руководствовались в поисках нужного слова, и прокомментируйте пушкинский фрагмент, отвечая на предложенные вопросы (рекомендуемый объем ответа на вопрос – 2-4 предложения).

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в ________ тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел ________ снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение ________ небо смешалось со ________ морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!»...

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой ___________ выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали.

Варианты определений: серебристо-жемчужный, белый, игольчатый, мощный, темный, мелкий, ласковый, снежный, светлый, равнодушно-прохладный, свирепый.

Вопросы:

1. Какие свойства более характерны для пушкинской изобразительной манеры – стремление к предметной точности или субъективное «окрашивание» объекта описания;

лаконизм или развернутые уточнения; выбор «экзотических» эпитетов или тяготение к предельной ясности в описании?

2. Опираясь на проделанную вами реконструкцию, опишите цветовые предпочтения Пушкина. Какими цветовыми характеристиками он предпочитает пользоваться? Приведите два-три подтверждающих примера из поэтических произведений Пушкина.

3. Какое место в сюжете романа занимает приведенный эпизод? Какие последующие события он мотивирует? В чем его неочевидный, символический смысл, проясняющийся лишь в контексте всего произведения?

4. Кто является повествователем в приведенном тексте: молодой главный герой или умудренный опытом ветеран? Как возраст повествователя проявляется в самой манере рассказывания?

5. В единственной реплике ямщика («Ну, барин, беда: буран!») – при внешней естественной простоте слов – присутствует отчетливая аллитерация. Как вы думаете: воспроизводит ли повествователь эти слова по памяти – или заново «придумывает» их в процессе рассказа? В какой мере повествователь владеет словом, и как это связано с фактами его биографии?

6. В какое время года вписывает Пушкин приведенный эпизод? С какой целью он это делает?

7. Приведите название (или первую строчку) одного из стихотворений Пушкина, в котором воспроизводится ситуация метели.

а) На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.

б) Какая грусть! Конец аллеи Опять с утра исчез в пыли, Опять серебряные змеи Через сугробы поползли.

в) На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна И дремлет качаясь, и снегом сыпучим Одета как ризой она.

г) Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит.

Ключи Задание 1

Текст А.С. Пушкина:

Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег - и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло.

«Ну, барин, - закричал ямщик, - беда:

буран!»...

Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом - и скоро стали.

Предполагаемые ответы на вопросы:

1. Словоупотребление Пушкина-прозаика ориентировано на принципы «прекрасной ясности»: стремление к точному именованию предмета описания, динамизм и лаконизм пейзажных зарисовок, предпочтительное использование прямых значений слов. Спорадическое употребление «психологизированных» определений («ветер выл с такой свирепой выразительностью») не противоречит общему принципу объективности (такие определения вполне традиционны, нередко связаны с фольклорной образностью).

2. В выборе цветовых обозначений Пушкин, как правило, избегает нарочитого «украшательства» (составных, «оттеночных» или экзотических красок). В приведенном фрагменте цветообозначения использованы аскетически скупо, доминирует «монохромность» (черное и белое, светлое и темное). В поэтической практике Пушкин почти всегда пользуется основными цветами спектра – красный, желтый, зеленый, синий (или их синонимы). Примеры: «и ель сквозь иней зеленеет»; «роняет лес багряный свой убор»; «озер лазурные равнины»; «на море синее вечерний пал туман»; «черных скал вершины»; «ты катишь волны голубые» (о море); «зелень мертвая ветвей» («Анчар»);

«белеющие равнины»; «в багрец и в золото одетые леса»; «меж нив златых и пажитей зеленых / Оно, синея, стелется широко…» (об озере) и т.п.

3. Сцена метели непосредственно предшествует первой встрече Гринева с Пугачевым (о том, что это Пугачев, главный герой узнает позже). Помощь «вожатого»

будет щедро вознаграждена Гриневым, а эта щедрость позднее отзовется в памяти вождя крестьянского восстания. Символический смысл эпизода – в том, что разгулявшаяся стихия предвещает будущую стихию бунта; в том, что Пугачев появляется в буквальном смысле «из метели» (он будто порожден природными вихрями).

4. Повествователем в «Капитанской дочке» является «пожилой», поживший Гринев. То, как «спокойно», по-деловому он рассказывает о внезапном степном буране, как он избегает «подробностей чувств», передавая только событийную суть происходящего, сказывается его богатый опыт и житейская закалка: герою доведется еще пережить и не такие передряги.

5. Более вероятно, что Гринев-повествователь «сочиняет» реплику ямщика, вписывая ее в контекст ситуации. Как известно, главный герой был не чужд сочинительства: писал стихи, которые удостоились похвалы самого Сумарокова!

6. «Метельный» эпизод вписан повествователем (и стоящим за ним автором романа) в раннюю осень: внезапность природного катаклизма и его неожиданная суровость найдут образные параллели в сценах «русского бунта».

7. Наиболее вероятные варианты ответа – «Зимний вечер» («Буря мглою небо кроет…») или «Бесы» («Мчатся тучи, вьются тучи…»).

«СИСТЕМА РЕЧЕВОГО ОПОВЕЩЕНИЯ ПОЖАРНАЯ РАДИОКАНАЛЬНАЯ "Рокот-Р" РУКОВОДСТВО ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ САПО.425541.007РЭ ББ02 УП001 СОДЕРЖАНИЕ 1 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 2 1.1 Назначение 2 1.2 Особенности системы 2 1.3 Речевые сообщения, записанные при изготовлении АС 3 1.4 Органы индикации и управления ПУО 3 1.5 Входы и...»

«Проект приказа "Об утверждении Порядка размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных бюджетных учреждений Самарской области, подведомственных управлению государственной архивной службы Сам...»

« информационно-волновых технологий, показали, что час...» КОММУНИКАЦИЯ ФОЛЬКЛОРНОГО ТИПА И САМОИДЕНТИФИКАЦИЯ УЧАСТНИКОВ КРУПНЫХ ФОРУМОВ М.В. Загидуллина Аннотация Статья развивает основны...»

Тема занятия: « Все мы братья....» (Художественная идея стихотворения в прозе на примере произведения И.С. Тургенева «Нищий»)

Цель занятия : выявление художественной идеи стихотворения в прозе И.С. Тургенева «Нищий»

Задачи занятия:

Развивать умения анализировать текст, высказывать своё мнение, делать выводы на основе анализа текста;

Формировать умение составлять схему к тексту с целью более глубокого осмысления его;

Формировать умения извлекать информацию из текста и оценивать поступки героев;

Формировать коммуникативные навыки

Воспитывать общечеловеческие качества (внимание, любовь и уважение к людям)

Планируемые образовательные результаты: учащиеся узнают о цикле стихотворений в прозе И.С. Тургенева, смогут использовать для понимания текста приём «Составление кластера», усовершенствуют свои умения определять значение слов и их роль в тексте и находить ключевые слова в тексте с целью более глубокого его понимания,

Ход занятия

А.С. Пушкин писал: «Чтение- вот лучшее учение. Следовать за мыслями великого человека- есть наука самая занимательная». Сегодня мы с вами «последуем за мыслями» замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.

В последние годы Иван Сергеевич жил во Франции, в местечке Буживаль.Сначала нездоровье, а затем тяжёлая длительная болезнь Тургенева, «тихая, старчески-закатная жизнь», одиночество, которое особенно остро человек переживает в старости, страх перед смертью, уход из жизни близких ему людей настраивали писателя на грустный лад. Он ещё создаёт рассказы и повести, но с 1877 года открывает для себя новый жанр – стихотворения в прозе. Именно этот жанр позволит ему коротко, но ёмко изложить мгновенные впечатления, настроение ускользающей жизни.

Что такое стихотворение? (Стихотворение- небольшое лирическое произведение, написанное ритмизованной речью, стихами. (Литературная энциклопедия)

Ребята, но перед нами стихотворения в прозе.

Дайте определение стихотворению в прозе.

( Стихотворение в прозе - это лирическое произведение в прозаической форме).

В лирическом произведении изображается состояние человека в отдельный момент его жизни, выражаются чувства, мысли и переживания героя. Общими с лирическим стихотворением признаками стихотворения в прозе можно назвать небольшой объём (как правило, не более страницы текста); часто - членение на мелкие абзацы, подобные строфам; обычно бессюжетная композиция; преобладание лирического начала (повествование ведётся от первого лица, то есть от лица лирического героя); повышенная эмоциональность.

Итак, мы имеем дело с небольшими произведениями, изображающими внутренний мир лирического героя, но написанными прозой.

А назывались первоначально « Senilia » (в переводе с итальянского – «старческое»).

Какие ассоциации у вас возникают при произношении этого слова? (Старость-мудрость.)

Значит, перед нами - небольшое эмоционально насыщенное лирическое произведение в прозе, заключающее в себе жизненный опыт, мудрость.

Окончательный вариант цикла «Стихотворения в прозе « содержал 83 произведения.

В 1880 году автор написал следующее предисловие: «Дорогой мой читатель, не пробегай этих стихотворений сподряд: тебе, вероятно, скучно станет- и книга вывалится у тебя из рук. Но читай их враздробь: сегодня одно, завтра другое: и которое- нибудь из них, может быть, заронит тебе что- нибудь в душу».

Мы выполним просьбу Ивана Сергеевича. Сегодня мы познакомимся с одним из стихотворений, написанным в феврале 1878 года, «Нищий». Надеюсь, это стихотворение никого не оставит равнодушным и «заронит» в ваши души что-то важное. (Приложение 1)

Предтекстовая стадия

Какие ассоциации возникают при произношении слова нищий ? (Бедность, несчастье, грязный, голодный, бездомный, одинокий...)

Учитель фиксирует на доске названные детьми слова.

Установим связи между словами.

Что у нас получилось? (Скопление слов, цепочка, гроздь...)

Такой способ изображения называется кластер. Кластер в переводе означает пучок, созвездие, гроздь. Кластер- графический систематизатор, показывающий несколько различных типов связей между объектами или явлениями. Составление кластера позволит вам погрузиться в произведение, а также наглядно представить связи между ключевыми словами текста.

Первый этап смыслового чтения называется антиципация (от лат. anticipatio - предвосхищаю). Мы предвосхитили, предугадали содержание текста, основываясь на его названии.

Прекрасно! А теперь проверим, насколько верны наши ожидания.

Текстовая стадия

Обратимся к тексту. Текст читает учитель. (Приложение1)

Совпало ли содержание стихотворения в прозе с нашими предположениями?

Что можно добавить в нашу схему после прочтения? (старик, больной…) (Добавляем другим- красным цветом)

Что происходит при встрече?

Что просит нищий? (Милостыню...)

Что такое подаяние, милостыня?

Различаются лексические значения однокоренных слов подаяние и подачка ?

(Подачку дают из снисхождения, даже презрения. А подаяние – из искреннего участия.)

Какое подаяние получил нищий от автора? (Рукопожатие)

История ритуала рукопожатия такова. В древности этот ритуал демонстрировал, что человек не прячет оружия.

В рыцарские времена имел следующее значение: я без оружия, я не буду с тобой воевать.

В 19 веке рукопожатие стало знаком согласия при заключении коммерческих сделок.

А в наше время этот ритуал демонстрирует добрую волю его участников, является знаком приветствия и уважения друг к другу.

А какое значение имеет «рукопожатие» в произведениии И. Тургенева?

Ребята, а каждый ли человек в наше время может пожать руку нищему? (Нет)

А почему?

- Приходилось ли вам встречаться с нищими?

- Каково отношение к ним в обществе?

( Негативное. Благополучные люди чаще стараются их не замечать, отводят глаза и проходят мимо. Иногда к нищим проявляется даже агрессия: их могут прогнать и даже избить.)

- А как относится к этим людям И.С.Тургенев? (Его отношение выражено в стихотворении «Нищий».)

Дайте лексическое значение слова «брат»? Индивидуальная работа с «Толковым словарём»

    Сын в отношении к другим детям одних родителей. Например: родной брат, сводный брат.

    Фамильярное или дружеское обращение к мужчине (разг.)

    Товарищ, единомышленник. Например: братья по духу.

    Свой брат (разг.), близкий, свой человек, а также (обобщённо) близкие, понимающие друг друга люди. Например: свой брат рабочий.

В каком значении употребил это слово Иван Сергеевич? (В 3 и 4)

Что означает это обращение? (Автор восстановил равенства двух людей, восстановил право нищего называться человеком)

Обратите внимание, сколько повторяется слово «брат»? Как вы думаете зачем?

Вторичное прочтение произведения .

Читаем текст самостоятельно, выделяем ключевые слова.

Какие ключевые слова вы выделили?

Ребята называют ключевые слова (нищий, дряхлый старик, воспалённые, слезливые глаза, посинелые губы, нечистые раны, несчастное существо, красная, опухшая, грязная, трепетная рука, стонал, мычал о помощи. Это тоже подаяние, брат.)

Анализ текста

Следующий этап – извлечение необходимой информации.

Теперь, используя ключевые слова, мы составим план текста:

    Встреча на улице.

    Несчастное существо.

    Рукопожатие.

    Братья.

Организация работы в группах.

Задача для группы №1.

Сожмите текст до 5-6 предложений, сохранив сюжет. Запишите в виде открытки, которую И.С. Тургенев мог бы послать В.Г. Белинскому после встречи с нищим в г. Богучар, где он был проездом. Выберите того, кто представит результаты работы вашей группы.

Выявление и формулирование основной идеи текста (группа № 2).

Представьте, что И.С. Тургеневу нужно отправить не открытку, а телеграмму. А в ней должно быть не более трёх предложений. Для этого вам придётся извлечь самую важную информацию из текста – его основную мысль.

Итак, заполняем бланки телеграмм. Выберите того, кто представит результаты вашей работы (2-3 человека)

Задание для группы №3

Какую мудрость мы извлекли из этого произведения? Написать в виде СМС сообщения.

Выступление группы №1.

Я проходил по улице. Встретил нищего. Он был бледен и болен. У него не было денег. Я пожал ему руку. Он назвал меня братом.

Выступление группы №2.

Я встретил человека. Часто у таких людей, как нищий, доброе сердце. Все мы друг другу братья.

Выступление группы № 3.

Подаяние может быть не только деньгами, но и поддержкой.

Слово учителя

Взаимопонимание – это главное, все люди – братья, мы все равны перед Богом.

Посмотрите, какие мысли и чувства родились у вас в результате смыслового прочтения произведения И.С. Тургенева. Это прекрасно.

Давайте создадим своё произведение. Будем использовать технологию составления синквейна .

    Тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

    Два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

    Три глагола или деепричастия, описывающие характерные действия объекта.

    Фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    Одно слово- синоним, характеризующее суть предмета или объекта.

Нищий

Больной, просящий.

Просит, усмехается, пожимает.

Нищий готов к рукопожатию.

Брат.

Нищий

Голодный, несчастный

Стонет, мычит, ждёт

Нищий тоже человек

Брат

Рефлексия

В заключение хочется привести слова А.П.Чехова : «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные…». Таким человеком сегодня для нас был великий русский писатель Иван Сергеевич Тургенев.

Запомните слова Дени Дидро: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать».

Приложение 1

НИЩИЙ

Я проходил по улице... меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья, нечистые раны... О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку... Он стонал, он мычал о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах... Ни кошелька, ни часов, ни даже платка... Я ничего не взял с собою.

А нищий ждал.., и протянутая его рука слабо колыхалась и вздрагивала.

Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку...

Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат.

Нищий уставил на меня свои воспаленные глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

Что же, брат, – прошамкал он, и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние от моего брата.

Произведение Тургенева «Нищий» входит в цикл его стихотворений в прозе. Это короткие очерки, напоминающие, по своей сути, притчи.

В стихотворении «Нищий» автор рассказывает о своей встрече с бедным стариком. Описывая его вид, Тургенев точно характеризует его состояние: обглодан беднотой. Нищий протягивает грязную и опухшую руку герою в ожидании подаяния. Он, как говорит автор, стонал и мычал о помощи. Рука старика дрожала.

Образ его вызывает жалость и сострадание. Однако, далеко не у всех. Ведь многие люди, встречаясь с нищими, с презрением отворачиваются от них. И многие не только откажут в помощи, но и не станут говорить с ними.

Тургеневский же герой, напротив, останавливается перед ним. Но, обнаружив, что подать нищему нечего, так как карманы его, как назло, оказываются пусты, он подает нищему руку. Этот его жест показывает равенство людей, несмотря на их состояние и положение в обществе.

Это и является главной идеей стихотворения. Равенство подчеркивает автор и жестом рукопожатия между ним и стариком и тем, что у обоих из них в этот момент было пусто в карманах. Эта, казалось бы случайность, имеет в произведении определенный смысл. Именно на этот момент оба мужчины были равны.

Сам герой смущен тем, что он не может оказать никакой помощи стоявшему перед ним старику. Он называет нищего братом. Тот отвечает ему тем же, называя это тоже подаянием. Он воспринимает сложившуюся ситуацию как должное. В его словах не таится скрытого разочарования. И, не удивительно. Ведь, наверняка, нередко приходилось слышать ему отказы в помощи. Но и жесту героя он тоже не удивлен.

Это говорит о том, что старик хоть и беден, и обделен, но он человек. Человек такой же, как и все: со своими чувствами, мыслями и со своей жизнью. Это еще раз подчеркивает равенство между людьми на духовном уровне, без учета условий того, как они живут: в богатстве, или в бедности. И, на месте этого нищего может оказаться практически каждый.

В последних строках Тургенев, размышляя об этой встрече, высказывает мысль, что и он получил подаяние. Оно заключается в том, что нищий принял и его ответ, и его жест, уравнивающий двух разных людей. Он не смог оказать помощи нуждающемуся, но показал ему свое отношение к нему, отношение человеческое. И нищий принял это его «подаяние».

2 вариант

Стихотворение в прозе – это литературная форма, прозаический смысл раскрытия речи сочетается с краткостью, без поддержания ритмической связи как в поэзии. Данный вид произведений достаточно сложный для написания, но И. С. Тургенев овладел им в совершенстве и написал целый сборник таких стихов.

Стихотворение «Нищий» Ивана Сергеевича Тургенева входит в сборник стихотворений в прозе написанном в 1877 – 1882 годах. Данный вид произведений считается финальным аккордом в творческой деятельности писателя. В данном сборнике вновь раскрываются старые темы, переосмысленные автором на склоне лет. Опытному читателю может показаться, что данные стихотворения являются небольшими версиями его предыдущих произведений, хотя сам автор говорил о том, что это лишь зарисовки на будущее. Цикл был выполнен незадолго до смерти писателя, именно поэтому в нём раскрываются такие темы как смерть, одиночество, скоротечность жизни.

В стихотворении «Нищий» рассказывается о внезапной встрече со стариком, который был беден. Описание нищего старика очень точное: обглодан беднотой, с опухшими воспалёнными глазами, красные грязные опухшие руки. Писатель специально акцентирует взор читателя на портрете бедного, его небрежном, грязном одеянии и плохом виде, чтобы сделать его максимально приближенным к реальности. К сожалению, большинство могут встретить таких несчастных людей на улице. Немногие решатся с ними заговорить, а тем более пожать руку, как это сделал писатель.

Нищий безмолвно просил о помощи протянутой рукой. Автор пошарив по карманам ничего не нашел и ему стало стыдно, обидно что он не может помочь этому человеку и просто пожимает руку. На что бедный поднимает на него свои глаза и в ответ также крепко жмет руку писателю.

Данное действие говорит о том, что все люди равны независимо от материального, духовного или иного богатства. Автор подталкивает к выводу, что человек может быть нищим как материально, так и духовно. Главный герой является нищим материально, но не духовно, так как оценивает жест писателя и благодарит за такое подаяние, что автор не пренебрёг им и не побрезговал пожать ему руку.

Также, автор очень интересно называет в начале стихотворения старика «нищим существом», а затем, не найдя ничего в карманах, называет его «брат». По моему мнению, это сделано для того, чтобы читатели поняли, что не стоит брезговать и задирать нос, ведь в любой момент они тоже могут оказаться нищими, как и этот бедный старичок.

Анализ стихотворения Нищий по плану

Стихотворения в прозе – это жанр, к которому шел их автор, И.С.Тургенев, всю жизнь. И вот его задумка легла на бумагу, объединив вечно конкурирующие прозу и поэзию. Поэт в прозе, наверное, истинное призвание Тургенева, в котором он нашел себя.

Единение философского взгляда и художественных требований писателя свершилось незадолго до смерти. Всего в наследии И.С.Тургенева около 85 стихотворений в прозе, которые разнятся по тематике, форме, героям. Но идеальная формула единства стихотворения в прозе – искренность автора и любовь к тому, о чем

Он пишет.

О бедности, к которой приговорила нищего судьба, и о богатстве души, которое он не растерял, написал Тургенев в произведении «Нищий». Стихотворение начинается подробным описанием внешнего вида Нищего:

«Нищий, дряхлый старик.

Воспаленные, слезливые глаза, посинелые губы,

шершавые лохмотья, нечистые раны…

О, как безобразно обглодала бедность

это несчастное существо!».

И возможно, многие проходили мимо него, делая вид, что не заметили. Но сердешный рассказчик хотел помочь, а нечем было. Однако, иногда словом можно поддержать лучше, чем материально, и пользы

Больше, и на душе легче, и жить проще.

В форме диалога, который произошел между рассказчиком и Нищим, построена значимая часть произведения. Вначале повествования Нищий мычит, стонет о помощи. Но после того, как он услышал неловкость и виноватость в голосе собеседника, он изменился. И эти изменения видны в его речи. По вербальным портретам героев также можно судить об их внутреннем мире.

Ключевым словом, которым обменялись рассказчик и Нищий, было слово «брат». Это значит, что они находятся на одном уровне, как духовном, так и социальном, никто не ставит себя выше или ниже другого. Также важной деталью, которая подтверждает данное утверждение, является рукопожатие: «Потерянный, смущенный, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку…» .

Какое необычный эпитет – «трепетная рука», и как точно передано им состояние души Нищего. Трепет, робость, стеснение заступают первоначальную замкнутость, когда тот не мог вымолвить ни слова. Это стихотворение в прозе призвано развенчать стереотип о том, что встречают по одежке, ведь по сути – это самая незначительная деталь в восприятии человека. Только бы разглядеть человека в себе и помочь другому хоть чем-нибудь. Это такая малость, способная изменить чью-то жизнь.

Велика сила слова! Важны искренность, гуманность, понимание и великодушие! Вот то, о чем хотел сказать читателям И.С.Тургенев. У него это превосходно получилось. Трогательное перевоплощение грязного и бедного старика в понимающего брата способно вызвать слезу. Такие произведения запечатываются в сердце надолго, заставляя вспоминать и раздумывать о самой непростой вещи в бренном мире – о человеческих взаимоотношениях.