Горького «На дне. Контрольная работа по пьесе М. Горького «На дне Индивидуальная работа. Мини-сообщение

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького "На дне". Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на "дно" жизни И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. "Свобода во что бы то ни стало - вот ее духовная сущность", - так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.
Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей "дна" - грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, - жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели "дна" выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самостоятельно отомстить негодяю, погубившему его сестру Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на "дно" жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного "дна".
Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей "дна"? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы - что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.
Позиция Луки - идея сострадания к человеку, идея возвышенного обмана, который позволяет человеку нести бремя "низких истин", встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: "...чего тебе правда больно нужна?.. Подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя". Потом он рассуждает о "праведной земле". Лука не верит в нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: "Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают".
Таким образом, основная черта идеологии Луки - черта рабства. И в этом Лука схож с Костылевым, философия терпения перекликается с философией угнетения, точка зрения раба - с точкой зрения хозяина Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: "Кто слаб душою и кто живет чужими соками, - тем ложь нужна... Одних она поддерживает, другие прикрываются ею... А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого - зачем тому ложь?" Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход - самоубийство. Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.
Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки - Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: "Ложь - религия рабов и хозяев", "Правда - бог свободного человека". Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. "Человек - вот правда", - утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека - значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменяют недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. "Человек - вот это правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит... гордо!"
Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание - прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

Драма на дне. Миро восприятия героев в драме Горького. С 1901-1906 года Горький написал ряд пьес. В театре Горький видит тесную связь с массами, где можно затронуть злободевные вопросы жизни.

Пьеса социально: горький парировав босяков, прямо сказал, что в их жизне виновата капиталистическое общество. Пьеса имеет философский смысл. Автор ставит вопрос о том, «что такое правда?», что такое подлиный и ложный гуманизм.

Мир дна монголик и социально подчеркнут. Судьба свела от начлешки бывшего слесаря и барона, актера и крючника. Первая лемарка во создает обстановку и атмосферу этого убогого человеческого пристания. Трудно приставить весь человеческий ужас. Но человек сохраняет даже на дне жизни: стремление и счастью, вера в будущее, желание приодолеть обстоятельство. Главное в пьесе встреча людей с разными жизненными позициями.

Первое действие- это экспозиция. Сдесь звучат все темы пьесы: тема илюзии, стадания, попытка найти выход. Между героями постоянное напряжение, соры, отсутствие понимания. В плену илюзий и настя и квашня. Барон и клещ пытается их сокрушить.

Завязка. Появляется Лука. Под его влиянием все чувствуют не возможность жить как прежде, стремление вырваться со дна.

Второе действие. Напряжение, желание, надежда, вера в лучшее. Лука скажет: «человек все может, лишь бы захотел...» 3-4 действие это то и чему ведут утешение луки.

Пьеса на дне- это иследование поведения человека, поставленного перед необходимостью жить и действовать, в крайне тяжелых для него обстоятельствах.

Дно это место, находящееся как бы все мира людей, это подчеркивается символикой: начлешка-ад. «дважды убить нельзя» говорит сатин актеру. Начлешка находится даже ниже уровня земли. В пьесе три группы людей. 1-кто примирился со своим существованием и отказался от активной жизни. 2- люди кормые страдают от прибывания сдесь и хорьк начать новую жизнь. 3- лука стремится облегчить страдания насти и анны, пытающийся помочь Актеру, наташи и сатину, в своих монологах не принимающий окружающих такими, каковы они есть, и городувьший человека с большой буквы.

Пьеса М. Горького На дне


Пьеса На дне - сложное, противоречивое произведение. Она не терпит однозначного толкования, читая ее, появляются смешанные чувства. До сих пор людей тревожат вопросы, поставленные в ней драматургом. Что лучше - истина или сострадание, горькая правда или сладкая ложь, повиновение или борьба? М. Горький разворачивает поиски ответов на эти вопросы на страницах своей пьесы. Что же узнаем? Правда бывает разной. У каждого героя мы видим свою правду, практически каждый имеет свою позицию. Наиболее яркими героями со своими истинами я считаю Сатина и Луку. И я уверена, что Лука играет не последнюю, а одну из первых ролей в событиях пьесы и жизнях людей. Кто же такой Лука - добрый утешитель или обычный проходимец?

Это достаточно сложное рассуждение. Я принимаю и одновременно не принимаю позицию Луки и на это есть несколько причин. По пьесе мы не можем узнать, был ли Лука настоящим или это только маска? Мы ничего путного не знаем о его прошлом, не видим полного раскрытия его сущности. Исчезая, он так и остается загадкой. Поэтому ни я, никто другой (кроме Горького, конечно) не можем утверждать точно, кто же на самом деле Лука - простой старый врун или по-настоящему добрый и отзывчивый старик?

Я все же склоняюсь к тому, что Лука не добрый, а добренький. Именно это прилагательное помогает охарактеризовать его, так как по моему мнению Лука лишь прикрывался добротой. Возможно, было это ради того, чтобы к нему все хорошо относились, и никто не цеплялся к нему то с отсутствием паспорта, то еще с чем-нибудь. Может быть, из-за странствий и путешествий у него вошло в привычку выслушивать людей и советовать им что-то, чтобы они успокоились, чтобы отстраниться от человеческого горя. Но также возможно и то, что он действительно хотел помочь. Жителям ночлежки, да и всем людям с тяжелой судьбой порой необходимо выговориться кому-то, и Лука появился как бальзам на сердце - и выслушал, и совет дал. Он обманывал людей, жалея их. Он считал, что людям со дна с такой правдой не справиться. Но Лука не брал ответственности за свои слова. Он утешал тех, кто в этом нуждался. А почему он пытался всем помочь, сгладить какие-то ситуации он и сам говорит: «Мяли много, оттого и мягок». Но тогда не стоило Луке бросать такие слова на ветер. Он поманил их к мечте, а дорогу к ней не показал. Если бы Лука просто утешал, говоря, что все будет хорошо и наладится все когда-нибудь, не было бы таких последствий. Но он именно рассказывал сказки, и безутешные люди верили ему, а затем суровая реальность возвращала их в настоящую жизнь и открывала им глаза на действительность. Даже если Лука и хотел помочь, а не просто отделаться от всех, как от назойливых мух, он зря подарил им рай, слишком далекий и недосягаемый.

Нельзя отрицать, что Лука умен и находчив. Он своеобразный философ и психолог. К каждому из ночлежников он находит свой подход, с каждым установил контакт. Так умирающей Анне он обещает, что после смерти она попадет в рай, и не будет ни мучиться, ни бояться. Актеру Лука рассказывает о волшебной лечебнице: «От пьянства нынче лечат, слышь! Бесплатно, браток, лечат... такая уж лечебница устроена для пьяниц... чтобы, значит, даром их лечить...». Для Васьки Пепла у него другая история, о Сибири, где всякий свой путь найдет: «А хорошая сторона - Сибирь! Золотая сторона! Кто в силе да в разуме, тому там - как огурцу в парнике!». Он не встревает в конфликты и предпочитает находиться в тени в напряженные моменты, появляясь только тогда, когда вокруг все спокойно. По мнению Луки, человек живет только верой: «Коли веришь, - есть; не веришь, - нет... Во что веришь, то и есть...». Лука предпочитает идти по течению, приспосабливаться ко всему - и этому он учит других, считая, что жизнь нельзя изменить. Конечно, когда он подарил бедным людям мечту, они уже не захотели возвращаться в реальность и жить с тем, что у них есть. Они, если и думали, то явно забыли думать о борьбе за нормальную жизнь, они перестали хотеть выбраться со дна. У них появилась неосуществимая мечта, и они верили в нее и только с помощью своей мечты они хотели добиться чего-то. Поэтому они заканчивают жизнь трагически - кто-то попадает в тюрьму, а кто-то погибает. Лука может посоветовать Актеру не пить, но если с Актером что-то случится, он не скажет «это моя вина» и переживать не будет. Он может начать перепираться с Костылевыми, но как только разговор зайдет о полиции, он скрывается. Я бы сказала, что Лука эгоистичен и на самом деле помочь он хочет только себе. Но я также продолжаю верить, что Лука нес знамя доброты и сострадания, дабы хоть чуть-чуть помочь искалеченным душам.

Какие же выводы можно сделать на основе пьесы? Надо жить, не мирясь с несправедливостью, ложью, но не погубить в себе человека с его добротой, состраданием и милосердием. Если и есть место в жизни таким, как Лука, то у них должны быть честные намерения, чистые побуждения и доброе сердце. Мы нуждаемся в утешении, но без права говорить правду человек не может быть свободен. Человеку всегда нужна реальная надежда, а не утешительная ложь, даже если она во спасение. Как мне кажется, в пьесе остается открытый финал. Вопрос, добр ли по-настоящему Лука или нет, так и останется вечным, но я буду надеяться и верить в то, что придет к ночлежникам не Лука, а сильная и волевая личность, которая пробудит в погубленных душах желание бороться за свою жизнь, за правду, за любовь и за счастье.

Максим Горький (Алексей Максимович Пешков)

(1868 - 1936)

Пьеса «На дне» (1902)

История создания

  • Замысел пьесы относится к началу 1900 годов. В середине октября 1902 года Максим Горький сообщил К.П. Пятницкому, что им задуман «цикл драм» из четырёх пьес, каждая из которых буде посвящена изображению определённого слоя русского общества. О последней из них в письме сказано: «Ещё одну: босяки. Татарин, еврей, актёр, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно».
  • К написанию пьесы «На дне» Горький приступил в конце 1901 года. 15 июня 1902 года пьеса была окончена. Название в процессе менялось («Без лица», «Ночлежка», «Дно», «На дне жизни»).
  • Премьера состоялась 31 декабря 1902 года в Московском художественном театре. К.С.Станиславский не только был режиссёром-постановщиком (совместно с Немировичем-Данченко), но и сыграл роль Сатина. Он вспоминал: «Спектакль имел потрясающий успех. Вызывали без конца режиссёров, всех артистов и … самого Горького».
  • Постановка пьесы на сцене русских театров встретила большие препятствия со стороны цензуры. До 1905 года играть «На дне» разрешалось только с большими купюрами и каждый раз с согласия местных властей.
  • Впервые пьеса вышла отдельной книгой в Мюнхене (под заглавием «На дне жизни») в конце 1902 года. В России - в издательстве товарищества «Знание» в Санкт-Петербурге в конце января 1903 года. Спрос на книгу был необыкновенно велик: весь тираж первого петербургского издания в количестве 40000 экземпляров, разошёлся в течение двух недель; к концу 1903 года было продано более 75000 экземпляров - до этого подобным успехом не пользовалось ни одно литературное произведение.

Сюжет и композиция

Экспозиция

Описание обстановки ночлежки Костылева и живущих в ней «бывших людей».

Ночлежка представляет собой «подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжёлые, каменные своды, закопчённые, с обвалившейся штукатуркой».

Помещение как бы поделено на ячейки, в которых ютятся люди, здесь же стоят инструменты.

Обитатели ночлежки - представители социального дна, опустившиеся в силу обстоятельств.

Здесь бывший телеграфист Сатин, алкоголик Актёр, вор Васька Пепел, слесарь Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, картузник Бубнов, спившийся аристократ Барон, сапожник Алёшка, крючники Татарин и Кривой Зоб. В доме бывают Квашня, торговка пельменями, и полицейский Медведев, дядя Василисы. Их связывают сложные отношения, часто происходят скандалы. Василиса, жена Костылева, любит Ваську и подговаривает его убить своего мужа, чтобы стать единоличной хозяйкой. Васька влюблён в Наталью, сестру Василисы, которую та бьёт из ревности.

Завязка

В разгар скандала в ночлежке появляется странник Лука, весёлый и добрый старик. Лука любит людей, пытается каждого утешить, дать надежду. Анне он предрекает загробное счастье, Актёру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, Ваське и Наташе советует переехать в Сибирь. Он подобен врачу, который видит, что болезнь неизлечима, и хочет, по крайней мере, избавить от страдания.

Развитие действия

Осознание ночлежниками ужаса своего положения, зарождение надежды под влиянием «благостных» речей Луки, что жизнь станет лучше.

Кульминация

Нарастание напряжённости действия, завершающееся убийством старика Костылева и избиением Наташи.

Развязка

Крушение надежд героев: умирает Анна, кончает жизнь самоубийством Актёр, арестован Пепел.

Тематика и проблематика

Социальная

Правда о жизни социальных низов была показана с такой беспощадностью, которой мировая драматургия не знала. Обитатели «дна» выброшены из жизни по вине общества. Показан трагизм судеб «бывших людей».

Анна: «Не помню, когда я сыта была… Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…»

С лесарь Клещ: «Работы нет… силы нет… Вот - правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»

В образах «хозяев жизни», содержателя ночлежки Костылева и его жены Василисы, автор подчёркивает их безнравственность.

Философская

В пьесе ставятся проблемы разобщённости людей, проблемы «горькой» правды и «возвышающей» лжи, предназначения человека и смысла жизни.

Пьеса имеет полифонический характер - в ней звучит множество голосов. Философское ядро пьесы образует столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина.

«На дне» - социально-философская драма.

Главные герои

Лука

  • Странник шестидесяти лет, «с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».
  • Прошлое Луки неизвестно, судя по всему, у него проблемы с властями: при появлении полиции он исчезает. Лука поучает, шутит, утешает. Его речь всегда доброжелательна и тяготеет к афористичности: он говорит пословицами.
  • В афоризмах Луки выражается его жизненная философия:

- «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха - не плоха: все - чёрненькие, все - прыгают…»

- «А все - люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрёшь…»

- «Любить - живых надо… живых…»

- «Надо, девушка, кому-нибудь и добрым быть… жалеть людей надо! Христос-от всех жалел и нам так велел…Я те скажу - вовремя человека пожалеть… хорошо бывает!»

- «Тюрьма - добру не научит, и Сибирь не научит… а человек - научит … да! Человек - может добру научить… очень просто!»

- «Во что веришь, то и есть…»

Герои о Луке

Настя: «Хороший был старичок!.. А вы… не люди… вы - ржавчина!», «Он - всё видел… всё понимал…»

Сатин: «И вообще… для многих был… как мякиш для беззубых…», «Старик - не шарлатан! Что такое правда? Человек - вот правда! Он это понимал… вы - нет! Вы - тупы, как кирпичи… Я - понимаю старика… да! Он врал… но - это из жалости к вам, черт вас возьми!»; «Он - умница!.. Он … подействовал на меня, как кислота на старую и грязную монету…»

Барон: «Как пластырь для надрывов…»; «Старик - шарлатан…»

Клещ: «Он… жалостливый был… У вас вот… жалости нет»; «Правды он … не любил, старик-то… Очень против правды восставал… так и надо! Верно - какая тут правда? И без неё - дышать нечем…»

Татарин: «Старик хорош был… закон душе имел! Кто закон душа имеет - хорош! Кто закон потерял - пропал!..»

Лука разбудил в обитателях ночлежки всё хорошее, что у них было в душе. Но в самый напряжённый момент он исчезает. Поверившие ему люди, лишившись поддержки, погружаются в отчаяние. Актёр после ухода старика повесился.

Сатин

  • Имя героя - Константин - становится известно лишь в третьем акте пьесы. Сатин когда-то работал телеграфистом, был образован, начитан, теперь же он шулер и алкоголик. Несмотря на это, в его речи мелькают слова, значение которых он когда-то знал (органон, сикамбр, макробиотика, Гибралтар, трансцендентальный); он цитирует Пушкина, использует метафорические выражения. Из истории жизни Сатина известно, что он отсидел в тюрьме: «убил подлеца в запальчивости и раздражении… Из-за родной сестры…»
  • Сатин уже ни во что не верит, себя он считает мёртвым:

«Актёр (высовывая голову с печи). Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

Сатин. А ты - болван.

Актёр. Почему?

Сатин. Потому что - дважды убить нельзя». (Первый акт)

«Сатин (кричит). Мертвецы - не слышат! Мертвецы не чувствуют… Кричи… реви… мертвецы не слышат!..» (Второй акт)

  • Сатину не чуждо сострадание, к нему относятся с симпатией:

Клещ: «ты умеешь не обижать…»

Барон: «Ты говоришь… как порядочный человек»; «Ты умеешь рассуждать спокойно».

Сатин пытается остановить избиение Наташи, готов идти свидетелем в пользу Пепла по делу убийства Костылева.

  • Именно в монологах Сатина выражается авторская позиция:

«Человек может верить и не верит… это его дело! Человек - свободен… он за всё платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум - человек за всё платит сам, и потому он - свободен!... Всё - в человеке, всё для человека!... Чело-век! Это великолепно! Это звучит … гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!»

Конфликт

Две «правды» в пьесе

Лука

Сатин

Его правда - утешительная ложь.

«Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!»

Лука считает, что страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. По его мнению, человек обязана жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница.

Сатин предпочитает горькую правду, считает, что лгать нельзя ни себе, ни людям. Сатин не хочет жалеть и утешать человека. Лучше сказать ему всю правду о бессмысленности жизни, чтобы подвигнуть к самоутверждению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. «Человек - это звучит гордо!» «Всё в человеке, всё для человека».

Лука сам не верит тому, что он говорит людям в утешение. Он стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

Сатин в чём-то приемлет «правду» Луки: он защищает старика перед другими ночлежниками, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке.

  • Подвести студентов к ответу на вопрос “В чём особенность жанра пьесы?”.
  • Увидеть художественное своеобразие пьесы “На дне”.
  • Путём художественного анализа прийти к выводу, где правда, а где вымысел в рассказах обитателей ночлежки?
  • Прояснить особенности авторской позиции: ”Прав ли Сатин, когда говорит: “Что человек за всё платит сам?
  • Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?
  • Задачи урока.

    1. Проследить, как в пьесе “На дне” развиваются сюжетные линии.
    2. Путём анализа текста прийти к выводу о художественных особенностях пьесы “На дне”.
    3. Прояснить авторскую позицию по отношению философских споров в драме;
    4. Соотнести свои выводы с мнением критиков.
    5. Обозначить художественные особенности создания образов Сатина и Луки.

    Тип урока: обобщение и систематизация знаний и способов деятельности.

    Работе над пьесой отводится два академических часа.

    Мотивация.

    Показать социально-философскую направленность пьесы. Тема “дна” в творчестве М.Горького возникла не случайно. Писатель неоднократно встречал людей, сброшенных различными обстоятельствами жизни в её преисподнюю, видел ужасы существования обездоленного народа, пребывающего на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, “бывших людей”, обитающих в ночлежке. Тема “бывших людей” стала устойчивой в творчестве М.Горького. Философски осмысляя действительность, писатель неоднократно ставил проблему правды (истины) и лжи (обмана), сталкивал носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзии. Описывая людей “дна”, автор опирался на традицию изображения городского “дна” в русской литературе. Композиционно герои разделены на четыре группы, в зависимости от того места, которое занимают в столкновении различных позиций.

    Урок можно провести, опираясь на работу творческих групп и индивидуальные задания студентов, самостоятельно работающих с текстом.

    Структура урока для занятия выбрана в форме прений, то есть на уроке используются элементы дискуссии. Материалы распределяются следующим образом: работа с текстом (по группам), чтение текста по ролям, творческие задания (по группам - 4 группы персонажей), обобщение. Каждый вид работы сопровождается комментированным чтением, анализом текста, мини-творческой работой.

    План урока

    1. Организационный момент.
    2. Тема урока.
    3. Постановка целей и задач урока.
    4. Проверка домашнего задания.
    5. Выступления студентов с сообщениями.
    6. Аналитическая работа с текстом.
    7. Обобщение материала.
    8. Домашнее задание.

    1. Сообщение темы и цели урока.

    Пьеса М.Горького “На дне”. Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе.

    2. Подведение студентов к ответу на вопрос: “В чём особенность жанра пьесы “На дне”?

    3. Рассмотреть какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке? (Первый акт)

    4. Проанализировать эпизод появления ”странного человека” Луки в ночлежке. Определить, чего больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна. (Второй, третий акт)

    а) любовный треугольник – Васька Пепел – Василиса – Наташа;

    б) Клещ и Анна; в) Барон и Настя; г) торговка Квашня и полицейский Медведев; д) судьба Актёра, Татарина, Сатина, Бубнова.

    6. Почему именно Сатин страстно защищает Луку? “Дубьё… молчать о старике! Старик – не шарлатан!.. Он врал … но – это из жалости к вам, чёрт вас возьми!

    Вступительное слово учителя.

    Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества М.А.Горького. Дома вы прочитали пьесу “На дне”. Тема “дна” в творчестве М.Горького возникла не случайно. Писатель неоднократно встречал людей, сброшенных различными обстоятельствами жизни в её преисподнюю, видел ужасы существования обездоленного народа, пребывающего на самых нижних ступенях социальной лестницы, сталкивался с различными группами босячества, “бывших людей”, обитающих в ночлежке. Тема “бывших людей” стала устойчивой в творчестве М.Горького. Философски осмысляя действительность, писатель неоднократно ставил проблему правды (истины) и лжи (обмана), сталкивал носителей сугубо трезвого взгляда на жизнь и иллюзии.

    … Свершилось нечто невероятное: четвёртый акт превращается в основной, в нём происходит то, ради чего написана пьеса, а все предшествующие акты оказываются как бы подготовкой к нему.
    И.К.Кузьмичёв

    Общие сведения. Аналитическая работа с текстом.

    1. Работа с текстом.

    2. Комментированное чтение. Взаимоотношения персонажей и сюжетные линии пьесы.

    3. Работа в группах. Мини-сообщения:

    Роль Луки в жизни обитателей ночлежки.

    Перемены в жизни героев в четвёртом акте.

    Спор о правде и жалости. Кто прав?

    Лука и Сатин: противники или союзники?

    4. Комментированное чтение отрывка “Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

    5. Комментированное чтение монолога Сатина о человеке. Со всеми ли его положениями вы согласны? Прав ли Сатин, когда говорит: “Человек за всё платит сам”? А если у него родные, семья? Почему он упоминает о “Наполеоне и Магомете? Вспомните теорию Раскольникова Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Эта теория апеллировала к сильным личностям, воплощения ума и воли.

    6. Чтение творческих работ-миниатюр “ В чём выражается правда Сатина? Противостоит ли она “утешительству” Луки?

    7. Обобщение.. Даёт ли пьеса “На дне” окончательные ответы на вопрос о правде, мечте и сострадании?

    Итак, работа с текстом драматического произведения способствует выработке у студентов умения анализировать драматическое произведение, проводить сравнительную характеристику героев, почувствовать особенности стиля писателя, развивает способности эстетического восприятия литературы, формирует представления о литературе как о социокультурном феномене, воспитывает речевую культуру.

    Классификация и терминология.

    Работа с текстом.

    Индивидуальные задания.

    Схемы анализа литературного произведения.

    Красочное оформление раздаточного материала, дидактического материала.

    Тема: “Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”.

    1. Подвести студентов к ответу на вопрос “В чём особенность жанра пьесы”?

    2. Увидеть художественное своеобразие пьесы “На дне”.

    3. Путём художественного анализа прийти к выводу, где правда, а где вымысел в рассказах обитателей ночлежки?

    5. Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

    Оформление: на доске написать тему урока. “Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”.

    Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

    В чём особенность жанра пьесы?

    Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Прав ли Лука в вопросе о том, для чего живут, люди? Согласен ли с ним Сатин?

    Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

    Что вас привлекает в облике и суждениях Луки?

    Чего больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна?

    В чём сходство между Лукой и Сатиным?

    Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

    Ход урока

    1. Сообщение темы урока.

    “ Роль Луки в жизни обитателей ночлежки. Жанровые и композиционные особенности пьесы. Расстановка персонажей и сюжетные линии в пьесе М.Горького “На дне”.

    2. Аналитическая работа с текстом.

    (Проверка домашнего задания)

    Подбор фраз из текста: развёрнутая ремарка, предваряющая пьесу, рисует подвал, похожий на пещеру, в котором люди вынуждены нести допотопное существование.

    Ответить на вопрос: “Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык, в первом акте?

    Алгоритм работы в группе.

    1. Комментированное чтение текста.

    2. Ответить на поставленные вопросы.

    3. Обсудить и скорректировать собранную информацию.

    4. Сделать выводы.

    Работа в группах. Мини-сообщения.

    В чём сходство между Лукой и Сатиным? Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

    (Основные положения фиксируются в тетрадях).

    Первая группа

    Индивидуальная работа. Мини-сообщение

    Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Прав ли Лука в вопросе о том, для чего живут люди? Какие драмы разыгрываются в костылёвской ночлежке?

    Ночлежка является своеобразной моделью того жестокого мира, из которого были выкинуты её обитатели. Здесь тоже имеются свои ”хозяева”, полиция, проявляются те же пороки общества. Жизнь обездолила этих людей, собравшихся в этом аду.

    Вторая группа

    Что представляет собой “сборный пункт” сирот, горемык в первом акте?

    Жизнь обездолила людей, собравшихся в этом аду. Она лишила их права на работу (Клеща), на семью (Настю), на профессию (Актёра), на былой элитарный комфорт (Барона), обрекла на голодное существование (Анну), воровство (Пепла), беспробудный запой (Бубнова), проституцию (Настю) Этих изгоев общества, которые так любят и ценят свободу, жизнь, по существу лишили и этого блага.

    Третья группа

    Индивидуальная работа. Мини-сообщение.

    Что вас привлекает в облике и суждениях Луки? Что больше в Луке: доброты или ханжества, равнодушия или подлинной жалости к обитателям дна?

    Луке принадлежит существенная композиционная и сюжетная роль в пьесе: он призван выявить сущность каждого, пробудить в нём лучшее, стать “дрожжами” для многих. По убеждению Луки человек живёт “для лучшего”. Значит, следует укрепить надежду на спасение, поддержать его мечту. Лука занимает в пьесе позицию утешителя. Однако сострадание и утешение Лука выражает в своеобразной форме. Он доводит их до лжи (но не в бытовом и сниженном) значении слова. Полагая, что людям страшна подлинная правда жизни, ибо она слишком сурова, тяжела, как “обух”, он хочет приукрасить существование, привнести в сказку, красивый обман, “золотой сон”.

    Четвёртая группа

    Индивидуальная работа. Мини-сообщение.

    В чём сходство между Лукой и Сатиным? Лука и Сатин: антиподы или единомышленники?

    Сатин соглашается со странником, что “люди лучшего ждут “, что правда связана с представлением о человеке, что нельзя мешать и принижать его (“Не обижайте человека”). В четвёртом акте Сатин переходит к полемике со стариком. Он исключает жалость к человеку. Решительно отвергает Сатин ложь как “религию рабов и хозяев”, но не приемлет и куцую правду Бубнова и Барона. Сатин не признаёт пассивного гуманизма; обращается к внутренним возможностям человека; он верит в людей сильных, смелых, гордых.

    Индивидуальное домашнее задание.

    Чтение творческих работ-миниатюр. ”В чём особенность жанра пьесы “На дне”?

    В ней присутствует и трагическое, и комичное. Мы привыкли, что в драматических произведениях каждое действие делится на явления – появление каждого нового

    персонажа. Здесь всё не так: герои входят и выходят (некоторые - навсегда), диалоги и монологи совмещаются.

    Персонажи думают и говорят о своём, вторгаются в чужие жалобы, тревоги, невольно дают оценки надеждам соседей. Звучит не монолог, не сложный хор, а сама хаотичная, не приглаженная жизнь.

    В пьесе нет главных и второстепенных героев, важны все, они становятся участниками многоголосия – полилога пьесы. Каждый, особенно в первом акте, говорит о своём, собеседника не слушает, но каждая реплика внутренне связана с предшествующей и последующей.

    Выразительное чтение эпизода из первого акта у постели больной Анны.

    Прочитайте эпизод первого акта у постели больной Анны. Как замечание Бубнова о гнилых нитках связано с репликами молодых людей?

    (На первый взгляд здесь нет никакой связи, но в этих словах – предостережение Наташе, надеющейся связать свою судьбу с Василием).

    Закрепление и применение знаний.

    Индивидуальное задание группам. Работа с текстом.

    Карточка №1

    Карточка №2

    Карточка №3

    Подведение итогов.

    Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании?

    Согласны ли вы с утверждением философа В.Розанова: “Никакой человек не достоин похвалы. Всякий человек достоин только жалости”?

    Согласны ли вы с мнением поэта Владислава Ходасевича о пьесе “На дне”, оцениваемой им как “лучшее из всего, что им “Горьким” написано, и несомненно – центральное в его творчестве”: “Положительный герой “Сатин” менее удался Горькому, нежели отрицательный “Лука”, потому что положительного он наделил своей официальной идеологией, а отрицательного – своим живым чувством любви и жалости к людям”.

    Вывод: Даёт ли пьеса “На дне” окончательный ответ на вопрос о правде, мечте и сострадании? По убеждению Луки, человек живёт “ для лучшего”. Сам Горький исповедовал родственную позицию. Он писал Чехову о встречаемых жалких и нудных людях, но добавлял: “И тем не менее всё – таки жалко людей” Таким состраданием наделяет писатель своего героя, а в соответствии с этим насыщает его речь ласковыми словами и дружелюбными обращениями, делает её образной и певучей.

    Автор в ряде моментов мог бы согласиться с Сатиным. Горький замечал, например, в письмах: “Существует только человек, всё же прочее есть мнение”, “Всё в человеке и всё для человека – основа веры моей”.Писатель утверждал: “Смысл жизни – вижу в творчестве”. А его герой возражает: ” Ничего не делай! Просто – обременяй землю!” Эти расхождения также говорят о неоднозначности позиции Сатина, о противоречивости его монологов и реплик. Но другого героя, который мог бы спорить с Лукой и Бубновым, у Горького не было.

    Домашнее задание.

    Написать творческую работу (письменно ответить на вопрос)

    2 вариант

    Как действующие лица отвечают на вопрос Сатина: “Что такое правда?”. Как толкует эту тему сам Сатин?