Самые известные оперы мира: Борис Годунов, М. П. Мусоргский. Смотреть что такое "Борис Годунов (опера)" в других словарях Борис годунов по действиям

М.П. Мусоргский опера «Борис Годунов»

Опера Модеста Петровича Мусоргского «» - это необычайное по своей силе, замыслу и музыкальному языку произведение. Написана она на либретто самого композитора по одноименной трагедии А.С. Пушкина.

Краткое содержание оперы Мусоргского «Борис Годунов» и множество интересных фактов об этом произведении читайте на нашей странице.

Действующие лица

Описание

баритон дворянин, русский царь
Ксения сопрано очаровательная дочь Бориса Годунова
Федор меццо-сопрано младший сын Бориса Годунова, наследник престола
Мамка Ксении меццо-сопрано няня детей Годунова
Василий Иванович Шуйский тенор князь, советник царя
Пимен тенор старый монах, свидетель убийства царевича
Андрей Щелкалов баритон дьяк в боярской думе
Самозванец Григорий тенор беглый монах, представившийся царевичем Дмитрием
Марина Мнишек сопрано амбизиозная польская принцесса, Лжедмитрия
Рангони бас иезуит Марины Мнишек


Известно, что в основе оперы лежат подлинные исторические события, рассказывающие о тяжелом времени для страны, которые наступили со смертью Бориса Годунова, приходом поляков и Лжедмитрия. Неслучайно ее жанр Мусоргский определил, как народная музыкальная драма, ведь главное действующее лицо в ней – народ, и сцены с ним занимают центральное место в драматургии.

Все действие разворачивается в 1598-1605 годах, перед началом тяжелейшего времени для страны и народа – «Смутного времени». Пожалуй, центральное место в опере занимает трагедия самого Бориса. После неожиданной смерти царевича Димитрия он взошел на престол, казалось бы, достиг высшей власти. Причем избран он был самим народом. Но Борис глубоко переживает собственную трагедию и беспокоится за свою семью. Он сильно переживает за свою дочь, потерявшую жениха, за своего еще маленького сына. Но более всего терзают его душу мысли о невинно убиенном царевиче Димитрии. Следует отметить, что в произведении А.С. Пушкина и в либретто М.П. Мусоргского рассматривается версия причастности Бориса Годунова к убийству младенца, однако это всего лишь основано на народной молве.


Ко всему прочему в стране назревает Смутное время, появляется самозванец, беглый монах Григорий Отрепьев, который, услышав от летописца повествование об убиенном царевиче, провозглашает себя Димитрием. Вдобавок он заручился поддержкой поляков. Собрав свое войско, он направляется в Москву, отвоевывать «свой» престол.

В результате этого, Годунов, терзаемый постоянными видениями убиенного царевича и муками совести, умирает, передав престол по закону своему сыну Федору. А для народа наступает темное время, которое предсказывает в своей финальной песни юродивый из картины народного восстания.


Продолжительность спектакля
I Акт II Акт III Акт IV акт
70 мин. 35 мин. 50 мин. 50 мин.





Интересные факты

  • После премьеры в 1874 году опера продержалась на сцене несколько лет. Однако спектакль давали с произвольными сокращениями. Н.А. Римский-Корсаков писал, что существовало мнение о том, что опера не понравилась царской фамилии.
  • Настоящее призвание драма получила позже, в 1898 году уже в редакции Н.А. Римского-Корсакова. Именно эта версия пришлась по вкусу публике, и началось триумфальное восхождение оперы по отечественным и зарубежным сценам.
  • Интересный факт связан с одной из постановок «Бориса Годунова», состоявшейся 6 января 1911 года в Мариинском театре, где роль царя исполнял Ф. Шаляпин. В зале присутствовал император Николай II со своей семьей. Участники труппы (хористы и часть солистов) решились на авантюрный поступок – разыграть на сцене представление для императора с целью добиться повышения жалования. В разгар оперы исполнители упали на колени, простерли руки и стали петь заранее подготовленный гимн царю. В этом время дирекция театра и режиссер в ужасе метались за сценой, даже сам Шаляпин, не зная о готовившейся акции, поспешил на сцену и замер в изумлении. Однако все это оказалось напрасно. Николай II не понял намека солистов, не разборчиво было их пение, поэтому все решили, что таким образом они выказывают любовь к императору. Более того, Ф. Шаляпина обвинили в неколлективистском поведении, ведь он не пал на колени перед самим государем.


  • В своей первой редакции Мусоргский выписал каждое движение исполнителей на сцене, вплоть до мимики на лице. Многие исследователи сравнивают ее со сценарием кинофильма.
  • Такое огромное количество редакций объяснил Римский-Корсаков в своем предисловие к опере. Он написал, что после первого появления на сцене произведение вызвало противоположное мнение. Так, с одной стороны – это необыкновенно талантливая работа, проникнутая народным духом и историей, с живыми и яркими сценами. С другой стороны, заметны недостатки в технической стороне: неудобные голосовые партии, слабая инструментовка, неточности в голосоведении. Именно поэтому он взялся за первую редакцию оперы Мусоргского, стараясь как можно точнее сохранить первоисточник, но сгладить все неточности и погрешности.
  • Кстати, Годунов был первым царем, избранным народом.
  • Примечательно, что Мусоргский во время работы над своими произведениями никогда не делал предварительных набросков, предпочитая долго обдумывать и записывать уже готовую музыку. Именно поэтому его работа продвигалась медленнее, по сравнению с другими композиторами
  • Ужасная с точки зрения нравственности сцена под Кромами, с обезумевшим народом, жестоко расправляющимся с боярином, была вырезана из спектаклей Императорских театров. Только после Октябрьской революции ее смогли вернуть.

Популярные арии и номера

Песня Юродивого "Месяц едет, котенок плачет" - слушать

монолог Бориса «Скорбит душа» - слушать

Песня Варлаама "Как во городе было во Казани" - слушать

Хор крестьян "Гайда! Расходилась, разгулялась сила-удаль молодецкая" - слушать

История создания

В 1868 году друг Мусоргского – В. Никольский предложил ему присмотреться к произведению А. Пушкина «Борис Годунов». Композитору понравилась трагедия и он практически сразу приступил к написанию оперы. Либретто Мусоргский решил создать самостоятельно, тем более он опирался на первоисточник – трагедию Пушкина, а также активно пользовался фактами из «Истории государства Российского» Н. Карамзина.

Работа так быстро увлекла композитора, что через 1,5 месяца уже был написан первый акт. Отдельный сцены и композиции Мусоргский представлял на суд перед членами «Могучей кучки », которые собирались у А. Даргомыжского или сестры М. Глинки . Всех без исключения приводило в восторг услышанное. Даже критик В. Стасов очень тепло отзывался о новом творении композитора.

Спустя год работа была полностью завершена и партитура предложена дирекции Императорских театров. Но композитора ожидало сильное разочарование, поскольку произведение не одобрили. В 1871-1872 годах Мусоргский представляет свою вторую версию. Сюда он добавляет сцену народного восстания в финале, но редакция снова отвергает рукопись. Композитор нашел этому свое объяснение. Он посчитал, что связано это с музыкой - она слишком нова. Отчасти это верно, так как гармонический язык действительно новаторский. Достаточно вспомнить сцену из II действия с курантами или Пролог с колокольным звоном. В этих фрагментах оперы Мусоргский знакомит слушателей с сонористикой.


Несмотря на решительный отказ в постановке, некоторые сцены из спектакля были исполнены уже в том году. Так, Русское музыкальное общество представило публике сцену коронации, под управлением дирижера Э. Направника. В этом же году Бесплатная музыкальная школа познакомила слушателей с полонезом из III акта. Чуть позже в 1873 году певице Юлии Платоновой удалось добиться исполнения трех сцен из оперы, которые она включила в свой бенефис.

Отдельно стоит упомянуть про то, что эта опера имеет большое количество редакций. Только по официальным источникам их около шести. Так, две были написаны самим Мусоргским, чуть позже столько же создал Н. Римский-Корсаков, затем оперу редактировали М. Ипполитов-Иванов, Д. Шостакович , Джон Гутман, Кароль Ратгауз. Примечательно, что каждый из этих вариантов представляет свою очередность сцен и включает разные части в контекст первоисточника. Плюс в последних двух современных версиях возвращается оркестровка Мусоргского.

Постановки


Премьера спектакля состоялась в Мариинском театре 27 января 1874 года, под управлением дирижера Э. Направника. Несмотря на противоречивые отзывы, подчас слишком восторженные или откровенно негативные, опера продержалась в репертуаре еще несколько лет, правда ее уже исполняли с некоторыми сокращениями. Так, после премьеры, в течение 10 лет спектакль поставили только 15 раз, а в 1881 году ее и вовсе исключили из репертуара. После этого, зрители смогли снова насладиться прекрасной музыкой Мусоргского лишь в декабре 1888 года, когда опера была поставлена на сцене Большого театра. Однако и в столице судьба произведения была не очень успешной, после 10 представлений, она также была снята со сцены в 1890 году. Римский-Корсаков решил исправить ситуацию и представил свою первую редакцию, ее постановка прошла 28 ноября 1896 года в Петербургской консерватории. Сам редактор и выступил в роли дирижера. Этот вариант пришелся по душе публике.

Истинное признание опера получила в декабре 1898 года, когда состоялась постановка в московском театре Солодовникова, под руководством дирижера И. Труффи. Бориса исполнил легендарный Федор Шаляпин. Именно эта версия позволила представить оперу в других городах, и всюду ее ждал несомненный успех.

Скандальная постановка состоялась в ноябре 1904 года в Мариинском театре. Режиссер-постановщик решил использовать старые декорации, возобновив их. Это сильно не понравилось главному солисту Ф. Шаляпину и он едва не сорвал спектакль, отказываясь выходить на сцену.

В мае 1908 года жители и гости Парижа смогли увидеть подлинную русскую драму «Борис Годунов» на премьере в «Гранд-Опера». Ее исполнение было приурочено к известным Дягилевским Русским сезонам. Оперу ожидал огромный успех, а солистку Наталию Ермоленко-Южину, исполнявшую партию Марины Мнишек, даже представили к ордену Почетного легиона.

Нью-Йоркская публика смогла познакомиться с оперой «Борис Годунов» в марте 1913 года, во время постановки в Метрополитен-опера. Дирижировал спектаклем Артуро Тосканини.
Несколько раз опера также экранизировалась. В 1955 году вышел фильм режиссера В. Строева, в 1987 году – Дерека Бейли. В 1989 году А. Жулавским был снята кинолента с участием Галины Вишневской в роли Марины и Руджело Раймонди – партия Бориса. Дирижировал оркестром М. Ростропович.


Осенью 2010 года зрители Нью-Йорка смогли познакомиться с новым прочтением «Бориса Годунова» благодаря режиссерской работе Стивена Уодсворта и дирижеру Валерию Гергиеву. Этот спектакль был технически оснащен, его можно было увидеть в режиме онлайн в любой точке мира и почувствовать себя среди зрителей в зале. Роль Бориса была поручена самому харизматичному басу – Рене Папе. Кстати, изначально режиссером спектакля был Петер Штайн, однако, он вынужден был уйти, из-за унизительного отношения к себе в американском консульстве.

Надолго запомнилась зрителям премьера «Бориса Годунова», которая состоялась в июне 2015 года. Главное ее отличие в том, что проходила она на территории Свято-Троицкого Белопесоцкого монастыря. Такой необычный проект «русская опера в русском монастыре» был благословлен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

Необычная постановка оперы прошла в ноябре 2015 года в Новосибирском оперном театре. Она шла вместе с инфографикой, чтобы комментарии, показанные там, помогали зрителям лучше погрузиться в произведение и историческую эпоху, причем постановщики приняли решение полностью убрать Польский акт. Они объяснили это тем, что в самой первой версии Мусоргского он отсутствовал.

Драма Мусоргского по праву является настоящим шедевром, она входит в репертуар многих мировых театров. Интересно, что сама опера имеет множество версий и достаточно непростую судьбу.

Видео: смотреть оперу «Борис Годунов» Мусоргского

Редакции Бориса Годунова Мусоргского – это богатая история и бурный творческий процесс. Опера Модеста Мусоргского «Борис Годунов» создавалась стремительно: осенью 1868 года композитор стал работать над либретто по материалам Пушкина и Карамзина, а к зиме 1869 года готовое сочинение предстало перед Дирекцией императорских театров.

С этого момента дело приняло новый оборот, в результате которого сочинение обросло рядом редакций и было представлено публике лишь спустя 5 лет после создания.

О редакциях Мусоргского…

Музыкальная история, пожалуй, не может назвать иной оперы, представленной в стольких различных редакциях, как «Борис Годунов» Мусоргского.

Первая из них – 1869 года – была отражением основного замысла композитора о противопоставлении народа и царя. Мусоргский видел в народе «великую личность, одушевленную единой идеей» и реализовал эту задачу в первой редакции сочинения.

Вероятно, по этой причине первоначальный вариант оперы подвергся критике со стороны Дирекции императорских театров. В качестве аргумента было выдвинуто отсутствие весомой женской партии, которая считалась обязательным атрибутом оперной постановки. Модест Мусоргский ввел в сочинение персонаж возлюбленной Лжедмитрия Марины Мнишек, что потребовало целого польского акта, а также выполнил другую традицию оперного жанра – эффектный финал, в котором представил восстание народных масс под Кромами.

Вторая редакция, представленная театральному комитету в 1872 году, также была отвергнута. Римский-Корсаков относил причину этого к новаторскому музыкальному языку своего товарища, который «поставил в тупик почтенный комитет».

Тем не менее силами окружения Мусоргского опера была поставлена зимой 1874 года в Мариинском театре. Но спустя 6 лет исчезла из репертуара. Спустя еще год не стало самого Мусоргского (1881). Ситуация со снятием «Бориса» из списка репертуарных спектаклей повторилась в Москве: в 1888 году опера впервые прозвучала в Большом театре, но выдержала только 10 представлений.

…и других

Изучая наследие Модеста Мусоргского, современные музыкальные критики отмечают, что наибольшей стройностью и самодостаточностью отличается именно первая версия «Бориса Годунова», связывая это, в том числе, с отсутствием необходимости следовать чужой воле. Однако в таком виде сочинение впервые прозвучало уже в СССР – в Ленинграде в 1928 году по восстановленной музыковедом Павлом Ламмом редакции 1869 года.

Первым к редактированию оперы приступил Николай Римский-Корсаков. Версия, в которой некоторые «шероховатости» языка Мусоргского были сглажены и частично переделана оркестровка, была представлена под управлением Римского-Корсакова в зале Петербургской консерватории в 1896 году.

К слову, в партии Варлаама в ней выступил Федор Стравинский – отец 14-летнего Игоря, будущего великого композитора. В этой же редакции пел и другой великий русский музыкант – Федор Шаляпин. В роли царя Бориса он впервые появился в 1898 году и представлял оперу в качестве солиста в ее первых заграничных постановках (Париж в 1908, Лондон в 1913, Нью-Йорк в 1921).

В 1959 году в Ленинграде опера прозвучала в новой версии, представленной Дмитрием Шостаковичем. Изменения, которым советский классик подверг сочинение, коснулось исключительно оркестрового письма и во многом было исполнено в стиле самого Мусоргского.

Необходимо отметить, что в ХХ веке «Борис Годунов» нашел свое место в мировом оперном репертуаре. В 1948 году опера была вновь поставлена в Большом театре гениальным составом постановщиков: дирижер Н. Голованов, режиссер Л. Баратов, художник Ф. Федоровский, хореограф Л. Лавровский. Данная версия была восстановлена в 2011 году и сейчас «Борис Годунов» – один из старейших спектаклей главного театра страны.

23 ноября 2017 года . Постановка 1998 года представит сочинение М. Мусоргского в первоначальной редакции.

М.П.Мусоргский «Борис Годунов» (первая постановка – 1874)

Одной из основных идеей Мусоргского, воплощённых в его оперном творчестве было стремление показать истинную историю Руси. Композитор задумал оперную трилогию о трёх революциях:

1. Борис Годунов

2. XVIII век – раскольники и западники («Хованщина»)

3. Пугачёвское восстание

I. История создания оперы: Мусоргский начал работу над «Борисом Годуновым» во второй половине 60-х. В работе над концепцией оперы композитор опирался на несколько источников:

– «Хроники» Шекспира;

– «История государства Российского» Карамзина;

– трагедия Пушкина «Борис Годунов». Композитор помещает в центр сюжетной коллизии антитезу «царь – народ», для него, как и для Пушкина очевидно, что идея абсолютной монархии преступна (для Шекспира законность власти монарха несомненна) – один человек не вправе решать судьбу всей нации. Однако финалы трагедий Пушкина и Мусоргского отличаются. У Пушкина «народ безмолвствует», Мусоргский же рисует картину стихийного народного бунта.

На настоящий момент существует несколько редакций оперы. « оставил сам Мусоргский, ещё две сделал Римский-Корсаков, изменив оркестровку, свой вариант предложил Д.Шостакович. Еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом в середине 20-го столетия для нью-йоркской Метрополитен-опера. Каждый из этих вариантов дает свое решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в контекст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою последовательность сцен.

II. Драматургия оперы соединяет три линии:

1. Личная драма Бориса – это линия, идущая «на убыль».

2. Коллективный портрет народа – эта линия, наоборот крещендирует

3. Есть ещё драматургическая сфера-посредник – образ Самозванца. С одной стороны, эта линия формирует политический антураж эпохи, с другой – провоцирует, подталкивает развитие первых двух сфер.

III. Музыкальное воплощение драматической коллизии.

Образ народа. Эта драматургическая сфера характеризуется двояко: народ как монолит и народ, персонифицированный в конкретных персонажах-характерах.

Народ-монолит. Экспозиция образа дана в Прологе к опере, где показан народ единый в своей пассивности, действующий по принуждению (пристав). В симфоническом вступлении к I картине Пролога звучат тема «страданий народа», и тема «власти» (идея власти в данном случае воплощена в образе пристава).

I картина пролога – огромная хоровая фреска, она имеет трёхчастную структуру. Основная тема написана в духе плача, средний раздел необычен. Здесь Мусоргский выступает новатором, поскольку создаёт хоровой речитатив, который призван показать незаинтересованность народа в происходящем. Реприза звучит более динамично за счёт привлечения интонаций причета. Заключение картины – ариозо думного дьяка и хор калик перехожих.

II картина Пролога продолжает экспозицию образа: если раньше народ плакал «из под палки», то теперь он по принуждению радуется и славит нового царя. Мусоргский использует русскую народную тему «Слава хлебу» в качестве основы величального хора.

Следующий этап развития образа народа – IV действие. I картина – сцена у собора Василя Блаженного: народ верит, что самозванец – это чудом спасшийся царевич Димитрий, что подогревает ненависть к царю Борису. Столкновение народа с Борисом развивается от просьбы к требованию («Хлеба!»).

Заключительная фаза развития образа народа – сцена под Кромами, картина стихийного бунта (2-я картина IV действия). В этой сцене несколько разделов: I – речитативно хоровой, вступительный; основной – величание боярина Хрущёва; третий раздел – выход Валаама и Мисаила с проклятьями Борису «Солнце, луна померкнули» (здесь используется былинный распев «Жил Святослав 90 лет»); кульминационный раздел – хоровая фуга «Расходилась разгулялась». Её основная тема решена в духе молодецких песен, припев «Ой, ты, сила, силушка» - народная тема «Заиграй моя волынка». В момент наибольшего эмоционального подъёма появляются католические монахи и Лжедмитрий. Происходит трагический слом в образе народа – люди приветствуют самозванца, видя в нём законного царя. Оперу завершает плач Юродивого «Лейтесь, лейтесь, слёзы горькие»

Персонажи народной сферы.

Пимен воплощает идею равенства людей перед лицом истории, в этом образе отражена также идея народной памяти как высшего суда. Персонаж наделён 2-мя лейттемами: 1-я - тема Пимена-летописца, 2-я – тема Пимена богатыря. Она станет основной характеристикой героя и будет сопровождать его на протяжении оперы.

Варлаам и Мисаил – примеры характеристического портрета в творчестве Мусоргского. Это служители церкви, которые однако ведут совсем не церковную жизнь (пьют в корчме, участвуют в народном бунте), в этом качестве они получают сатирическую характеристику, подчёркивающую их ханжество. Первая песня Варлаама «Как во городе было во Казани» – выражение силы и мощи, стихийного удальства русского народа. Вторая песня Варлаама «Едет ён» – комическая характеристика, здесь использована народная песня «Звонили звоны».

Юродивый впервые появляется в 1-й картине IV действия. Этот образ близок по духу Пимену, поскольку воплощает идею народного суда. Юродивый обвиняет Бориса в убийстве царевича Димитрия. Его песня «Месяц едет» соответствует традиции плача и причета.

Образ Бориса. Это один из наиболее глубоких и неоднозначных образов в мировой музыкальной литературе. Сложность определяется психологической проблемой нравственности, больной совести. Бориса нельзя однозначно классифицировать как злодея, поскольку в его характеристике отмечены и положительные качества. Он показан как семьянин, любящий отец (II действие, сцена с детьми – Ксенией и Феодором), в его политических устремлениях есть позитивные черты, одна из его главных идей – власть на благо страны. Однако к власти он приходит, совершив убийство ребёнка.

Главный герой характеризуется лейттемами и развёрнутыми вокальными монологами. Лейттем несколько: первая появляется во 2-й картине Пролога – это тема мрачных предчувствий Бориса; вторая (тема семейного счастья) и третья (галлюцинации – активные хроматически нисходящие ходы) темы появляются во II действии.

В монологах Бориса (I - «Скорбит душа» из 2-й картины Пролога), II - «Достиг я высшей власти» из II действия) находят воплощение принципы речитативно-ариозного стиля, заложенные Даргомыжским. Каждая фраза текста находит адекватное воплощение в музыке. Характер музыкального высказывания меняется в соответствии с динамикой состояния героя.

Развитие образа Бориса «направляют» два персонажа – Самозванец и Шуйский. Шуйский провоцирует угрызения совести царя. Первый раз он рассказывает о смерти царевича (II действие), чем вызывает у Бориса приступ видений. Второй раз приводит Пимена (IV действие) с вестью о чуде (ему был голос царевича Димитрия, который возвестил, что принят в лик ангелов и могила его стала чудотворной). Самозванец выступает для Бориса воплощением больной совести, напоминанием о невинной жертве. Лейттема самозванца первоначально появляется в рассказе Пимена из I действия как тема Димитрия.

Развязкой образа Бориса становится сцена смерти, которая детально выстроена Мусоргским с психологической точки зрения. Борис оставляет царство сыну Феодору, проявляя себя как любящий отец, мудрый государственный деятель, политик. Он косвенно признаётся в своей вине («…не спрашивай, какой ценой я царство приобрёл») и обращается с молитвой к Богу.

Темы (по ред. П.Ламма):

Вступление к Прологу:

Тема страданий народа – с.5, 5 тактов до Ц.1

Тема пристава – с.7, Ц.4

Пролог:

I картина

Хор «На кого ты нас покидаешь» – с.9, Ц.6

«Митюх, а Митюх, чево орём?» – с.14, Ц.11 – по нотам

Ариозо думного дьяка «Православные! Неумолим боярин» – с.30, Ц.24 – по нотам

II картина

Хор «Уж как на небе солнцу красному слава!» – с.50, Ц.7

Монолог Бориса «Скорбит душа» – с.57, Ц.15

I действие:

1-я картина

Тема Пимена-летописца – с.64 (оркестр до Ц.1)

Тема Пимена-богатыря – с.67, Ц.5 – по нотам

Тема царевича Димитрия (позднее – тема Самозванца) – с.84, Ц.36

2-я картина

Сцена в корчме, Варлаам и Мисаил «Люд христианский» – с.97, Ц.10

Песня Варлаама (1-я) «Как во городе» – с.103, Ц.19 – по нотам

Песня Варлаама (2-я) «Как едет ён» – с.112, Ц.33 – по нотам

II действие , 2-я редакция (всего две редакции)

Монолог Бориса «Достиг я высшей власти» – с.200, Ц.43

«Тяжка десница грозного судии» – с.202, Ц.47

Тема галлюцинаций «И даже сон бежит» (оркестровая партия) – с.207, Ц.52, 4-й такт – по нотам

III действие «польское»

IV действие

1-я картина (в редакции клавира 1874 года сцена у Василия Блаженного отсутствует)

Песня Юродивого «Месяц едет» – с.334, Ц.19

Хор «Кормилец батюшка, подай Христа ради» – с.337, Ц.24 – по нотам

«Хлеба! Хлеба!» – с.339, Ц.26

2-я картина

Сцена смерти Бориса «Прощай мой сын» – с.376, Ц.51 – по нотам

3-я картина (сцена под Кромами)

Величание боярина Хрущёва «Не сокол летит» – с.396, Ц.12 – по нотам

Варлаам, Мисаил «Солнце, луна померкнули» – с.408, Ц.25 – по нотам

Хор «Расходилась, разгулялась» – с.413

«Ой, ты, сила, силушка» – с.416, Ц.34

В 1868 году по совету профессора В. В. Никольского – историка русской словесности – обратил внимание на трагедию А. С. Пушкина «Борис Годунов» как на возможный источник для будущей оперы. Эта пьеса весьма редко ставилась на сцене – причиной тому было и политически острое содержание (идея преступности царской власти), и непривычная для современников драматургия, казавшаяся «несценичной». Но именно эти черты и привлекли композитора, который – по его словам –«разумел народ как великую личность». Действие разворачивается в один из самых тяжелых периодов русской истории – в Смутное время, непосредственно перед польской интервенцией, когда стране в одинаковой степени угрожали и внутренние противоречия, и внешние враги. На этом трагическом фоне разворачивается личная драма главного героя – царя Бориса, тяжело переживающего свое преступление.

Либретто оперы «Борис Годунов» М. П. Мусоргский создавал сам, опираясь не только на трагедию А. С. Пушкина, но и на «Историю государства Российского» Н. М. Карамзина. Из двадцати сцен пьесы он сохранил первоначально семь, добиваясь большего драматического накала действия, которое находится в полном единстве с музыкой. Вокальные партии «вырастают» из выразительности человеческой речи – причем речи индивидуальной, обрисовывающей множество ярких образов: величественно-спокойный монах-летописец Пимен, по-юношески амбициозный Самозванец, пьяница Варлаам, мудрый в своей трагической святости Юродивый… Особенно интересным представляется образ заглавного героя, который вовсе не выглядит однозначно «преступным царем» – это и мудрый государственный деятель, и любящий отец, и человек, терзаемый муками совести…

Предельная жизненность выразительных речитативных мелодий М. П. Мусоргского нередко вступает в противоречие с правилами гармонии, создавая непривычные для уха современников жесткости. Впрочем, подобное возникает и в инструментальных эпизодах – например, в колокольном звоне: красочное звучание создается сочетанием музыкальных пластов, не связанных между собою тонально. Основой этих сочетаний становится тритоновое созвучие, которое вернется в сцене галлюцинации Бориса – момент, который должен быть триумфом преступного царя, становится предсказанием его трагической судьбы.

Несмотря на яркость образов отдельных персонажей, главным «действующим лицом» оперы «Борис Годунов» остается народ, воплощаемый хором. Массовые сцены, основанные на интонациях крестьянской песни, становятся главными вехами развития действия: «На кого ты нас покидаешь» в прологе – скорбная мольба, «Хлеба!» в сцене у собора Василия Блаженного – уже требование, и наконец «Расходилась, разгулялась сила-удаль молодецкая» в сцене под Кромами – «русский бунт, бессмысленный и беспощадный» в действии. Хор в опере М. П. Мусоргского никогда не предстает единой монолитной массой – в нем всегда выделяются отдельные группы, создавая впечатление пестрой толпы.

М. П. Мусоргский предложил партитуру оперы «Борис Годунов» дирекции императорских театров в 1870 году. Произведение было отвергнуто, и официальной причиной было названо отсутствие эффектной женской партии, которую могла бы исполнить примадонна. Эту несостоятельную отговорку композитор воспринял как конструктивную критику, тем более что в литературном источнике подходящий образ был – Марина Мнишек. В новой редакции, законченной в 1872 году, появились польские сцены, связанные с этой героиней, заставляющие вспомнить польский акт «Жизни за царя», тогда же была написана и сцена под Кромами. Сцену у собора Василия Блаженного автор изъял, а эпизод с Юродивым из нее был перенесен в сцену под Кромами.

Но и такой вариант дирекцию императорских театров не удовлетворил, в тот год были исполнены лишь два фрагмента – сцена коронации (силами Русского музыкального общества) и полонез из третьего действия в Бесплатной музыкальной школе. Только в 1874 году состоялась премьера в Мариинском театре. Это произошло благодаря популярной певице Юлии Платоновой, которая потребовала, чтобы «Бориса Годунова» поставили в ее бенефис, угрожая уходом из театра в случае отказа. Дирекция не хотела терять известную певицу, поэтому измыслила новую причину для отказа – нехватка денег на декорации. Но и это препятствие было преодолено: для спектакля использовались декорации, в которых трагедия «Борис Годунов» А. С. Пушкина шла в Александринском театре.

Уже после смерти М. П. Мусоргского оперу «Борис Годунов» отредактировал и заново оркестровал . В таком виде в 1908 году произведение с большим успехом было представлено в Париже – партию Бориса исполнял , чья интерпретация этой роли стала эталонной. Впоследствии еще одну редакцию создал Д. Д. Шостакович.

Музыкальные сезоны

Действие I
Картина 1

К окрестностям Новодевичьего монастыря согнали народ молить на коленях Бориса Годунова венчаться на царство. Плетки пристава и стражников "вдохновляют" народ "глоток не жалеть". Думный дьяк Андрей Щелкалов взывает к Богу о ниспослании "скорбной Руси утешенья". Ночь подходит к концу. Издали доносится пение калик перехожих. "Божьи люди" направляются в монастырь, раздавая народу ладанки. И они ратуют за избрание Бориса.

Картина 2
Собравшийся в Кремле перед Успенским собором народ славит Бориса. А Борисом овладевают тяжелые предчувствия. Но полно: никто не должен заметить сомнения царя, - вокруг враги. И царь велит созвать народ на пир - "всех, от бояр до нищего слепца". И рядом с ним - его любимый сын. За коронацией царя наблюдает летописец - монах Пимен… Славление сливается с колокольным звоном.Действие II
Картина 1
Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Свидетель многих событий, старец Пимен пишет летопись. Молодой монах Григорий не спит. Доносится пение. Григория тревожит повторяющийся сон, "неотвязный, проклятый сон". Он просит Пимена истолковать его. Сновидение молодого монаха возбуждает в Пимене воспоминания прежних лет. Григорий завидует богатой событиями молодости Пимена, который большую часть жизни провел в миру. Рассказы о царях, сменявших "свой посох царский, и порфиру, и свой венец роскошный на иноков клобук смиренный", не успокаивают молодого послушника. С замиранием сердца внимает он старцу, повествующему об убийстве царевича Димитрия. Вскользь оброненное замечание, что Григорий с царевичем - ровесники, рождает в его голове честолюбивый план.Картина 2
В корчму на литовской границе вместе с двумя бродягами, беглыми монахами Мисаилом и Варлаамом, приходит Григорий - он пробирается в Литву. Мысль о самозванстве всецело занимает Григория, и он не принимает участия в небольшом пиршестве, которое учинили старцы. Оба они уже сильно навеселе, Варлаам затягивает песню. Тем временем Григорий расспрашивает у хозяйки про дорогу. Из разговора с ней он узнает, что выставлены заставы: кого-то ищут. Но добрая хозяюшка рассказывает Григорию об "окольной" дорожке. Внезапно раздается стук. Легки на помине появляются приставы. В надежде на поживу - старцы собирают милостыню - приставы с пристрастием допрашивают Варлаама - кто они да откуда. Извлекается указ о еретике Гришке Отрепьеве. Пристав хочет запугать Варлаама - может быть, тот и есть бежавший из Москвы еретик? Читать указ вызывается Григорий. Дойдя до примет беглеца, он быстро выходит из положения, хитрит, указывая приметы своего спутника. Приставы бросаются на Варлаама. Григорий, Варлаам и Мисаил решили пошутить над приставами: старец требует дать ему самому прочитать указ. Медленно, по складам произносит он называет он имя Григория, но Григорий подготовлен к этому еще до развязки, - он быстро уходит.
Действие III
Царский терем. Царевна Ксения плачет об умершем женихе. Царевич Феодор занят уроком географии. Мамка за рукоделием. Шутками-прибаутками и просто сердечным словом она пытается отвлечь царевну от горьких мыслей. На сказку мамки отвечает сказочкой царевич Феодор. Мамка подпевает ему. Они хлопают в ладоши, разыгрывают сказочку. Царь ласково успокаивает царевну, спрашивает Феодора о его занятиях. Вид Московского царства на карте вызывает у Бориса тяжкую думу. Во всем - и в бедствиях государства, и в несчастье своей дочери - он видит тень убийства царевича Димитрия. Узнав от Шуйского, хитрого царедворца, о появлении в Литве Самозванца, Борис требует у Шуйского подтверждения факта гибели царевича. Шуйский коварно расписывает подробности злодейства. Борис не выдерживает пытки: он изгоняет князя Шуйского, военачальника; в душе Бориса боль и смятение.Действие IV
Картина 1

В Сандомирском замке Марина - за туалетом. Появляется иезуит Рангони. Властью церкви он заклинает Марину опутать любовными сетями Самозванца. Марина пытается сопротивляться, но уступает, понимая, что это и в ее интересах.
Картина 2
Во дворце магната Мнишека готовятся к балу. Григорий наблюдает за приготовлениями, ждет встречи с Мариной. Входит Рангони. Сладкими речами о красоте Марины иезуит выманивает у Самозванца признание в страстной любви к гордой панне.
В зал входят многочисленные гости Марины. Начинается бал. Рангони, не желая представлять обществу Григория, выдворяет его из зала. Григорий прячется среди танцующих. Завершается бал, гости вслед за Мариной отправляются в парк - пить вино.
Сцена у фонтана. Парк. По парку проходит шумная толпа веселых гостей - они предвкушают победу польского войска над войском Борисовым. Самозванец скрывается за деревьями. Появляется Марина. Ласками, капризами и насмешками разжигает она честолюбие Самозванца.Действие V
Картина 1
Перед собором Василия Блаженного народ оживленно обсуждает слухи о приближении войска Самозванца, службу в церкви, предание анафеме Гришки Отрепьева и вечную память, что пропели царевичу Димитрию. Простой народ уверен, что Самозванец и есть настоящий царевич Димитрий, и возмущен кощунством - петь вечную память живому! Вбегает Юродивый, за ним стайка улюлюкающих мальчишек. Мальчишки обступают его, отнимают копеечку, которой тот только что хвалился. Юродивый плачет. Из собора выходят бояре, они раздают милостыню. Начинается царское шествие. На коленях, протянув руки к царю, молят хлеба изголодавшиеся, оборванные - весь народ, собравшийся на площади. Борис, увидев горюющего Юродивого, останавливается, спрашивает, чем его обидели. Юродивый наивно-дерзко просит царя зарезать обидчиков-мальчишек, как тот зарезал маленького царевича. Борис останавливает стражу, бросившуюся к Юродивому, и просит, чтоб молился за него блаженный. Но нельзя молиться за царя Ирода - "Богородица не велит".

Картина 2
Заседание боярской думы. Решается участь Самозванца. Тугодумные бояре жалеют, что без Шуйского "не ладно вышло мненье". А вот и князь Василий. Его рассказ о припадке Бориса вызывает недоверие бояр, но с возгласом "Чур, дитя!" появляется сам царь в необычном облачении. Годунов обращается к боярам. Шуйский прерывает его предложением выслушать смиренного старца, желающего поведать великую тайну. Входит Пимен. Его рассказ о чуде прозрения, связанного с именем убитого царевича, лишает Бориса сил. Чувствуя приближение смерти, он зовет к себе царевича Феодора и дает сыну наказ справедливо править Русью, чтить угодников божьих, беречь сестру, и молит небо о милости к своим детям. Раздается погребальный звон. Входят монахи со схимой. Борис мертв.