Повесть Быкова "Сотников": главные герои. Происхождение фамилии сотникова Борис сотников герой какого произведения

Сотников... О нем можно говорить долго. О его максимализме. И о его совестливости. Об ответственности его выбора. О мужестве и высоте духовных устоев этого человека. И о его молчании, которое стоит дороже иных громких слов. О том, что не сдался на милость обстоятельствам. О силе, заложенной в нем. О том, что лишь ему самому дано испытать себя. О его переживании, действительном и очень искреннем, чувстве страшного отчаяния, обнаженной тоски и полного одиночества — чувстве, которое должен был испытать и преодолеть герой В. Быкова в отведенные ему судьбой часы жизни.

Его, наверно, можно поставить в ряд тех героев-максималистов, стоиков, который в советской классике начинается с Павки Корчагина, а в мировой — с Овода. Мысли и чувства этого человека — история и содержание его поступков; как раз на всем этом и основана логика интенсивности повествования в «Сотникове». Без интенсивности нет наглядности, без наглядности нет изображения. Это почти как с верой: как она ни глубока, она никогда не бывает полной, если и беспрестанно не поддерживать или, во всяком случае, не давать ей разрушаться.

Если человек оказывается существом, обреченным рассчитывать исключительно на свои собственные силы,— а так именно и случилось с Сотниковым,— то единственной и высшей ценностью становится сама жизнь, которой надлежит придать полную, завершенную форму.

Сохранение дисциплины перед лицом смерти требует строгого контроля над воображением, пока оно еще не раскрутилось, не стало абсолютным. Это требует и полного сосредоточия человека на каждом действии, как если бы это единственное действие составляло в данный момент всю жизнь. Сотников в своих действиях с самого начала являет пример подобной сосредоточенности, хотя его максимализм, осознанный и очень последовательный, благодаря которому он и сможет в конце возвыситься над собственной судьбой, обретает полную силу тогда, когда герою приходится прибегать к мотивам более наглядным, чем только словесный метод выражения. Они-то и приводят в результате к огромной нравственной победе, заставляющей думать, что характер человека — это только до известной степени его судьба.

Но если Сотников обнаруживает свое подлинное — и, как оказалось, в высшей степени нравственное — лицо в те моменты, когда победа необходимости над свободой заставляет каждого из партизан сделать выбор, то он столь же серьезно рассматривает и другую сторону встающей перед ним проблемы — единственности человеческой жизни. Да, размышляет он, «физические способности человека ограничены в своих возможностях, но кто определит возможности его духа?"

Читателя как бы завораживает этот вопрос: какой же именно из возможных трагедий разрешится следующее от эпизода к эпизоду нагромождение одного несчастья на другое? Но это не все. Помимо прочего, вопросы, которыми задается Сотников еще до того, как он познал все это в единстве — бесценность уходящей жизни и триумф духовного освобождения,— когда он вложил в доставшееся ему испытание всего себя, свое сердце и сделал все, что мог, — наглядно демонстрируют назначение этого и других любимых героев В. Быкова: они скорее защищают истинные ценности, нежели разрушают фальшивые. И автор точно выбирает финальные сцены, когда его загадочный персонаж, в глубинах которого происходит непрестанная работа души, символизирует твердость духа и на все попытки врагов запугать его отвечает молчанием, понимая, что нельзя показывать свою слабость врагам, точно так же, как и чувства, которые к ним испытываешь.

Давая читателю возможность приобщиться к прошлому своего героя, вжиться в его фронтовую судьбу, автор тем самым дает доказательства того, что поступки Сотникова продолжают отражать его прежнюю сущность. Внезапное нападение гитлеровцев, мужественное поведение Сотникова в бою, разгром батареи, плен, побег, потом партизанский отряд. И всюду и всегда он стремится выложиться полностью. Этот максималист везде идет до конца.

Именно он по-настоящему жалеет Демчиху. Он, а не Рыбак. Быков всякий раз это подчеркивает — деталью, скупым, но выразительным жестом, движением глаз героя. И везде у него видна совесть. Она у Сотникова, бывает, граничит с наивностью, как в тот раз, когда, голодный, наотрез отказался поесть у старика старосты. Но именно совесть объединяет собой все начала в этом человеке, накладывает четкий отпечаток на его поступки.

В мире войны, в котором он существует, Сотников научился смотреть открыто и брать причитающееся ему честно; он в бою не прятался за чью-то спину с видом мальчика, которого следует пожалеть. В партизанском отряде, где очутился волею судьбы, поступать, как все, для него было уже недостаточно, стало необходимо с каждым часом поступать лучше. Вот почему, будучи больным, он пошел с Рыбаком на задание. И вот почему, когда партизаны натолкнулись на полицаев, он, не раздумывая, вступил с ними в перестрелку.

В. Быков объясняет поведение Сотникова, стремясь к исследованию мира души этого человека, причем нередко — в ярких и сильных образах. На всем протяжении рассказа о нем герой проявляет самостоятельность духа, ответственное отношение к происходящему. Да, он переживает минуты слабости, колебаний, хотя и по другим, нежели Рыбак, причинам. И это как раз обогащает его собственную правду, делает ее вполне сознательной. Главное еще и в том, что ему ненавистна роль наблюдателя, чтобы жить, он должен участвовать. Смерть не является чем-то трагичным для этого человека, который столько раз имел с ней дело— на передовой, в плену. А в конце он ценой собственной жизни стремится вывести других из круга смерти.

Все, что рассказано В. Быковым о своем герое,— все настроено на взволнованно звучащую волну любви к этому человеку, которого трагедия приближала к более глубокому пониманию жизни. Ни в чем не спрямляя характер Сотникова, писатель нашел удивительно верные для его образа краски в картине воспоминаний об отце. Это когда избитый и совершенно обессилевший Сотников, сидящий в темном подвале вместе с Демчихой, Рыбаком, старостой Петром и тринадцатилетней Басей, «вдруг понял, что истекает их последняя ночь на свете». Его, Сотникова, последняя ночь. Именно тогда он и приготовился к смерти, окончательно примирившись с ней. Правда, он не знал еще, что его ждет не пуля, а полицейская веревка.

Все его чувства, способность переживания и осмысления, даже просто слух, а более всего память предельно обострились. Память — как одно из свидетельств внутренней силы Сотникова, его способности страдать и переживать это страдание. Тогда он и обрел бесценную поддержку. Она явилась перед ним в виде отца — человека бесконечной мудрости и терпения, к тому же обладающего преимуществом опытного наблюдателя, озирающего ход битвы сына с врагами. Именно мужеству и терпению этого человека, кавалерийского командира, инвалида гражданской войны и часового мастера, который «учил его правде и ответственности перед другими людьми» герой В. Быкова, поглощенный своим сражением с полицаями, покрытый грязью и кровью, обязан тем, что устоял перед чувством безнадежности, которым сопровождались его усилия воплотить свой план в жизнь. Он не сдался потому, что отец не позволил ему сдаться. В тот момент бывший краском Сотников вряд ли мог сделать для сына больше того, что он сделал. Сотников услышал голос отца, и сразу же боль и страдание отступили, и пришло ясное сознание того, что он должен совершить.

Отец — это как бы начало тебя самого. Поэтому у каждого по всем законам жизни должен быть отец. Живой или мертвый. Главное, чтобы это был отец настоящий. Именно таким он был у Сотникова.

Признание Сотникова, на которое он решился,— это не только попытка спасти других — Демчиху, старосту Петра, Рыбака; в своем усилии — а оно для героя В. Быкова многого стоит, ибо надо прервать молчание и вступить в разговор с врагом, — он апеллирует не просто к чувству, но и к разуму своему. Он уже знал, что у смерти должен быть свой смысл и тогда она освещает всю жизнь, которая для Сотникова должна была вот-вот завершиться. Вот почему он смело решается на рискованную попытку превратить свое поражение в победу, взяв всю ответственность на себя. Ибо что еще можно было сказать врагам, когда все сделалось и, он это понимал, по-другому уже не переделается. Осталось лишь подарить им свою жизнь — воистину мощный финал.

Урок литературы

Класс

«Проблема нравственного выбора в повести В.В. Быков «Сотников»

Ход урока

Нравственный человек много делает ради

своих друзей и ради отечества, даже если бы

ему при этом пришлось потерять жизнь.

Аристотель

20 век – век глобальных перемен, катастроф, век революций и жесточайших войн. Это переломная эпоха в истории человечества. Люди, попавшие в жернова истории, вынуждены были делать свой нравственный выбор: совершить благородный поступок и погибнуть, отказаться от своих нравственных принципов и сохранить себе жизнь. Что важнее – это каждый решал для себя сам. Порой этот выбор был невыносимо тяжек, раздавливая человека, отступившего от понятий чести, справедливости и добра. Порой и порядочные, честные люди не могли совладать с естественным желанием спасти свою жизнь во что бы то ни стало. Эпоха ломала человеческие души и крушила представления человека о морали, этике, заставляя отрекаться от привычных нравственных ценностей. И только те люди, которые сумел сохранить человеческое достоинство, которые остались верны своим убеждениям, которые не предали свои идеалы, достойны именоваться героями.

В повести Василя Быкова, как и во многих других произведениях 20-го века, проблема нравственного выбора является основной. Обсуждению этой проблемы мы и посвящаем сегодня урок литературы. Раскрыть тему нравственного выбора невозможно без сопоставительной характеристики главных героев повести – Сотникова и Рыбака.

(На доске) «… прежде всего и главным образом меня интересовали два нравственных момента, которые упрощенно можно определить так: что такое человек перед сокрушающей силой бесчеловечных обстоятельств? На что он способен, когда возможности отстоять свою жизнь исчерпаны им до конца и предотвратить смерть невозможно?»

Слово о писателе

Василь Владимирович Быков (1924 – 2003)

Родился в деревне Бычки Ушачского района Витебской области в крестьянской семье. В июне 1941 года экстерном сдал экзамены за 10 класс. Война застала его на Украине, где он участвовал в оборонных работах. Во время отступления, в Белгороде, отстал от своей колонны и был арестован и чуть не расстрелян как немецкий шпион. Воевал в составе армейского инженерного батальона. Призван в армию в 1942 году, окончил Саратовское пехотное училище. Осенью 1943 года присвоено звание младшего лейтенанта. Участвовал в освобождении Румынии, с действующей армией прошёл по Болгарии, Венгрии, Югославии, Австрии; старший лейтенант, командир взвода полковой, затем армейской артиллерии. О войне в книге воспоминаний «Долгая дорога домой» вспоминал так:

В 1955 г. Окончательно демобилизовался из армии. С конца 1997 г. Жил за границей в политической эмиграции в Финляндии, Германии, Чехии. Похоронен в Минске.

Анализ произведения

Повесть «Сотников» была написана в 1970 году.

Сравнительная характеристика Сотникова и Рыбака

- Сравните портреты героев. Какой вывод можно сделать?

Параметры Сотников Рыбак
Портрет, физическое состояние Физически нездоров Полон жизненных сил
Социальное происхождение Интеллигент, до войны работал учителем Деревенский парень, привык к тяжёлому крестьянскому труду
Выносливость, способность справляться с жизненными трудностями Преодолевает трудности партизанской жизни благодаря силе духа, упорству. Перед тем как попасть в окружение, подбил несколько танков. Преодолевает тяготы партизанского быта благодаря физической силе и крепкому здоровью
Как оказался в партизанском отряде По идейным соображениям; после того как трижды совершал попытки выйти из окружения; стремился бороться с врагом в любых условиях Пошёл в партизаны, потому что так поступали многие; оставаться в деревне было опасно – его могли отправить в германское рабство

Какие качества характера располагают к Рыбаку?

В какой момент по отношению к нему появляется настороженность?

У старосты

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилось различие нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Склонность к компромиссам

Перестрелка с полицаями

(Только мысль о том, как он объяснит произошедшее командиру отряда, заставила Рыбака вернуться за раненым)

Отношение к товарищу

3) В хате у Дёмчихи

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан?

Сравните поведение женщины и Рыбака.

(Дёмчиха не упрекает партизан в своей трагедии, несмотря на то, что её дети останутся круглыми сиротами.)

- Что тревожит каждого из героев?

Образы полицаев

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов?

Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

(Автор глубоко презирает предателей. Отступив от нравственных законов, они перестали быть людьми. Полицаи в повести «взвизгивают», «вызвериваются», «ощетиниваются», т.е. ведут себя, как шавки, выслуживающиеся перед своими хозяевами. Стась предал даже родной язык, говоря на дикой смеси белорусского с немецким»: «Яволь в подвал! Биттэ прошу!»)

В плену

(Невозможны уступки злу во имя добра. Вступив на путь измены, впоследствии с него не свернёшь. Отказ полковника от любых компромиссов стал его последней победой над врагом. Поступок полковника – идеал поведения истинного патриота.)

– Что ужаснуло Рыбака, когда он увидел Сотникова, вернувшегося после допроса?

(Пётр: «Звери». Рыбак: это же самое будет с ним.)

– Какую позицию во время допроса избрал Рыбак?

(Подстраиваться, хитрить.)

– Что раздражает его в Сотникове? (Принципиальность.)

– А Сотникова? (Молчание. Сначала хотел взять все на себя, чтобы закрыть других.)

– Почему Рыбака не пытали?

– Чем закончится его путь?

– В чём видит Сотников причину падения (предательства) Рыбака? (Партизан он хороший, а человеческие качества не дотягивают.)

Нравственный выбор

Какой нравственный выбор делают Сотников и Рыбак?

Сон Сотникова

Прокомментируйте сон героя.

Сон: отец во сне говорит: «Был огонь, и была высшая справедливость на свете…». Есть Высший суд, перед которым ответственны все без исключения. Мальчик в будёновке – олицетворение грядущего поколения: Сотников должен повторить подвиг русского полковника перед лицом будущего, передать завет грядущим поколениям.

(Сотников берёт на себя всю вину, пытаясь спасти других людей – для него важно достойно умереть, совершив добро.)

Финал

Обратите внимание, как меняется лексика героя в финале. Отступает на второй план физическая немощь. Мы слышим голос мудрого, уставшего человека. В его речи звучат слова высокой духовности, вневременные.

(Совесть – мерило поступков. Милость, терпеть, совесть, нравственность, Бтблия)

Нет слова Бог, не звучит молитва, но слова молитвы прочитываются в семантике текста. Пророк Исайи:

Горе тем, которые зло называют добром, и добро злом, тьму почитают светом, и свет тьмою, горькое почитают сладким, и сладкое горьким!
Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!..
Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих; перестаньте делать зло;
Научитесь делать добро; ищите правды…
(Книга пророка Исаии: гл. 5: 20-21; гл. 1:16-17)

- Как будто звучат строки из отцовской Библии. Кажется, что взошёл Сотников не на эшафот, а на какую-то немыслимую высоту, с которой мог посмотреть без злости даже на Рыбака.

– Подтвердите текстом эту высоту Сотникова и падение Рыбака.

– Что видит Сотников с этой высоты?

(Природу, глаза ребёнка, церковь – мир, который его не предаст.)

(Рыбак собственноручно казнит товарища. И хотя он спасён от физической смерти, он обрекает себя на долгую, позорную смерть предателя, Иуды. Рыбак, как Иуда, пытается повеситься, и нигде иначе, как в уборной, среди вони человеческих отходов, даже готов броситься головой вниз, но не решается. Унизительное рабское существование становится для него пожизненным наказанием.)

На доске изображение старой церкви.

– Церковь… Опишите её… («Заброшенная людьми, но недалеко от деревни» – надежда на то, что может быть, люди снова обратят свой взгляд на неё, и, тогда вновь вернется то, что потеряли их души.)

– Глаза мальчика. В русской литературе есть художественный прием, который Блок позже назовет «встречей глаз». Искра – духовное понимание – преемственность здесь.

Л.Н. Толстого благодаря такой встрече глаз французский офицер не отправил на смерть Пьера Безухова. У Достоевского встреча светлых глаз Сонечки и темных Раскольникова объединяет их.

- В трудной ситуации выбора Рыбак оказался Иудой, предавшим и Сотникова, и товарищей, он сам определил цену своей жизни перед лицом грозившей смерти. Сотников перед лицом неумолимой смерти делает единственно возможный для себя выбор заветов отца – спасения чести, совести, души. И, как знать, может быть, будь в последние минуты жизни у Сотникова Библия отца, он перечитывал бы именно эти строки…

Прислушайтесь и вы к ним. Постарайтесь найти отзвук в собственной душе:

Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать…
И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне…
Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими;
Потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их.
(Евангелие отМатфея: гл. 10:19, 28; гл. 7:13-14)

Как вы понимаете финал повести?

(Оступившись один раз, человек уже не может остановиться, как бы он того ни хотел. Жизнь, купленная предательством, достойна только презрения. Человек, не изменивший своим нравственным убеждениям, даже погибнув, остаётся вечно живым в памяти потомков.)

9) Итоги

А) Слово учителя

Для прозы Быкова характерно противопоставление физического и нравственного здоровья человека. Однако ущербность души раскрывается не сразу, не в обыденной жизни: необходим «момент истины» , ситуация категорического нравственного выбора. В партизанскую разведкуотправляются двое: полный жизненных сил Рыбак и не отличающийся мощью интеллигентный Сотников, сам вызвавшийся пойти на задание, несмотря на хворь. Сотников – сугубо штатский человек, до войны работавший учителем в школе. Физическую силу ему заменяет упрямство и сила характера.

Рыбак же с 12 лет занимался тяжёлым крестьянским трудом, он легче переносил физические нагрузки и тяготы партизанского быта. Рыбак более склонен к нравственному компромиссу. Он отказывается расстрелять старосту Петра, служившего фашистам. Но то, что хорошо в мирной жизни, губительно в условиях войны. Сотников прекрасно понимает законы войны, он познал, что такое плен, предательство, потому на компромиссы с совестью не шёл.

Быков не жалеет чёрных красок для изображения полицаев: люди, отступившие от нравственных законов, перестают быть для него людьми.

Рыбак пытается перехитрить своего врага, не понимая, что уже вступил на путь предательства, потому что поставил собственное спасение выше законов чести, товарищества. Шаг за шагом он постепенно уступает врагу, предавая сначала Дёмчиху, затем Сотникова. Сотников, в отличие от Рыбака пытается взять на себя вину других людей, чтобы спасти их, для него важно достойно умереть. Как Христос, Сотников идёт на смерть за «други своя», во имя человечества. Как и Христос, он будет предан товарищем.

Б) Оценка выступлений и работы учащихся на уроке .

(Отчёт о принятом в группе решении, о том, как работала группа. Оценивание работы в группах проводят сами учащиеся.)

В) Задание для тех, кто не сумел проявить себя в ходе семинара:

Дайте толкование следующим словам и выражениям: нравственность, нравственный выбор, честь, предательство, благородство, патриотизм.

Г) Записать вывод по теме урока в рабочую тетрадь.

10) Домашнее задание:

Написать развёрнутый ответ на вопросы:

- «В чём заключается суть подвига Сотникова? »

- «Как Рыбак становится предателем? »

Приложение

Задание к уроку по группам

Задание для всех групп:

Найдите в тексте повести портреты Сотникова и Рыбака, сопоставьте их. Чем отличаются герои повести друг от друга? Как каждый из них попал в партизаны?

Как вы понимаете финал повести? Объясните его смысл.

1 группа:

Как в отказе Рыбака расстрелять старосту Петра, вопреки требованиям Сотникова, проявилась разность нравственных позиций товарищей? На чьей стороне автор?

Как проявляют себя герои повести в эпизоде перестрелки с полицаями?

2 группа:

Почему струсивший было Рыбак всё же возвращается на выручку товарищу?

Какую роль в повести играет сцена допроса русского полковника, свидетелем которой оказался Сотников во время допроса в плену?

3 группа:

Как ведёт себя Дёмчиха во время ареста партизан? Сравните поведение женщины и Рыбака в этой ситуации?

Как изображены в повести полицаи: Стась, Будила, Портнов? Найдите в тексте слова, дающие экспрессивную характеристику этих персонажей.

4 группа:

Какой нравственный выбор делает Рыбак, пытаясь спастись?

Можно ли его назвать закоренелым негодяем?

Какой нравственный выбор делает Сотников? Как он ведёт себя накануне смерти? Прокомментируйте сон героя.

Почему Сотников, глядя на приготовленную ему петлю, думает: «Одна на двоих»?

Представительница фамилии Сотникова может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории России, начиная с XV века.

Фамилия Сотникова входит в группу казачьих фамилий, образованных от названий профессий, должностей, званий, титулов (Стрельников, Десятников, Караульщиков, Солдатов, Воеводин). Это фамилии, в основах которых отражаются особенности хозяйственной деятельности проживавших на территории казацкой вольницы людей.

Фамилия Сотникова произошла от слова «сотник» - командир подразделения (сотни) в русском войске с IX в. до начала XVIII в., а в казачьих войсках с 1798 по 1884 г. Так же назывался начальник административно-территориальной и военной сотни на Украине в XVI-XVIII вв.

Казачье войско размещалось на территории Области войска Донского (современная Ростовская, части Волгоградской, Луганской, Воронежской областей и Калмыкии). До начала XVIII в. войско имело самоуправление: войсковой Круг (высший орган управления и суда) и выборные исполнительные органы (атаман, 2 есаула, дьяк). Во время походов выбирался походный атаман с неограниченной властью, а войско делилось на сотни и полусотни, возглавляемые сотниками, пятидесятниками и хорунжими. Очевидно, что человек, получивший прозвище Сотник, которое закрепилось впоследствии в качестве фамилии, ярко проявил себя во время сражений и походов.

Фамилия Сотникова, как и значительное число родовых прозваний, образованных при помощи добавления распространенного русского патронимического суффикса -ов, характерна именно для казачьих фамилий, в первую очередь, донских. Это связано с особенностями полувоенного устройства жизни казаков, что привело к стремлению «стандартизировать» и казачьи фамилии.

В 1798 году казачьи чины были приравнены к армейским: войсковой старшина соответствовал майору, есаул - ротмистру, сотник - поручику, хорунжий - корнету. Казацкая старшина получила в 1798-1800 годах права русского дворянства. За 25-летнюю службу казаки наделялись в постоянное пользование земельными участками. Офицеры получали права потомственного дворянства, земли и крепостных.

Фамилия Сотниковы есть в списках донских дворянских фамилий Области Войска Донского, составленных по описям фонда Департамента Герольдии Правительствующего Сената, хранящегося в Российском государственном историческом архиве.

Возможно также, что фамилию Сотниковы после отмены крепостного права получили крестьяне, жившие в пожалованном за службу имении казака, вышедшего в отставку в чине сотника. То есть, фамилия отображала принадлежность хозяину.

Много тайн и одновременно ключей к их разгадке хранит казачья фамилия Сотникова - бесценный памятник живого разговорного языка и канцелярской терминологии, реалий мирного быта и периодов военных походов, фольклора и самой жизни российского казачества.


Источники: Словарь современных русских фамилий (Ганжина И.М.) Энциклопедия русских фамилий Тайны происхождения и значения (Ведина Т.Ф.) Русские фамилии: популярный этимологический словарь (Федосюк Ю.А.) Энциклопедия русских фамилий (Хигир Б.Ю.)

Но все же в повестях "Дожить до рассвета" (1973), "Обелиск" (1973), "Волчья стая" (1975), а затем в "Его батальоне" (1976) изображался один выбор, который совершает один человек. А Быкова с самого начала волновала проблема нравственного размежевания: почему люди, которых объединяет многое: эпоха, социальная среда, духовная атмосфера, даже боевое содружество - оказавшись перед лицом "страшной беды", порой принимают настолько взаимоисключающие решения, что оказываются в конечном итоге по разную сторону нравственных и политических баррикад?

Новая "быковская ситуация" требовала такой жанровой формы, которая давала бы возможность выслушать обе стороны, проникнуть во внутреннюю логику совершения выбора каждым из участников конфликта. Такая форма была найдена в повести "Сотников" (1970). Эта повесть словно по законам драматургии написана. Здесь уже нет привычного для Быкова монологического повествования, здесь равноправны два взгляда - Сотникова и Рыбака. Даже формально повествование организовано строгим чередованием глав с "точки зрения" то одного, то другого персонажа. Но главное - между Сотниковым и Рыбаком идет непрекращающийся прямой и скрытый диалог: происходит столкновение их представлений об этой войне, их нравственных принципов, принимаемых ими решений. В свете двух поляризующихся взглядов и весь художественный мир организуется диалогически: в нем четко, порой даже с жесткой симметричностью со-противопоставлены и воспоминания героев, и второстепенные персонажи, и детали, и подробности. Все образы - большие и малые - подчинены здесь драматически напряженному сюжету, выявляющему неумолимую логику размежевания вчерашних единомышленников, превращения двух товарищей по борьбе с общим врагом в непримиримых антагонистов, восхождения одного к подвигу самопожертвования и погружения другого в бездну предательства.

Так почему же столь непримиримо разошлись пути партизан Сотникова и Рыбака, добровольно вызвавшихся выполнить задание и волею жестоких обстоятельств попавших в руки врага? Проще всего было бы объяснить это трусостью одного и мужеством другого. Но как раз такое объяснение автор отметает. У Сотникова нервы тоже не из стали, и ему "перед концом так захотелось отпустить все тормоза и заплакать". А Рыбак - тот вовсе не трус. "Сколько ему представлялось возможностей перебежать в полицию, да и струсить было предостаточно случаев, однако всегда он держался достойно, по крайней мере, не хуже других", - так оценивает своего бывшего соратника сам Сотников уже после того, как Рыбак согласился стать полицаем, то есть в тот момент, когда уже нет никаких иллюзий насчет этого человека.

Корни размежевания Сотникова и Рыбака залегают значительно глубже. Далеко не случайно сюжет повести состоит из двух этапов. На первом - герои проходят испытание крайне неладно складывающимися обстоятельствами: хутор, на который они направлялись, сожжен, в предрассветных сумерках попались на глаза полицейскому патрулю, в перестрелке Сотникова ранило в ногу... Как ни горестны эти коллизии, они составляют прозу войны, ее ненормальную норму, к которой волей-неволей приноравливался человек, чтоб не дать себя убить.

И здесь, на первом этапе испытаний, Рыбак ничуть не уступает Сотникову. Там, где требуется ловкость и сила, где пригодны стандартные решения, к которым по уставу приучен боец, где может выручить инстинкт, Рыбак вполне хорош. И чувства у него при этом срабатывают хорошие - чувство локтя, благодарности, сострадания. Доверяясь им, он порой принимает мудрые решения: вспомним эпизод со старостой Петром, которого Рыбак (заслужив, кстати, упрек от Сотникова) пощадил только потому, что "очень уж мирным, по-крестьянски знакомым показался ему этот Петр". И чутье не подвело. Словом, там, где можно обойтись житейским здравым смыслом, Рыбак совершает безупречно верный выбор.

Но всегда ли можно уповать на здоровый инстинкт, на крепкое "нутро", всегда ли спасителен житейский здравый смысл? С того момента, когда Рыбак и Сотников попали в лапы полицаев, начинается второй, несравненно более драматический этап испытаний. Ибо до предела обострилась ситуация выбора, и выбора, и его "цена" обрели новую значимость. На первом этапе жизнь человека зависела от шальной пули, от случайного стечения обстоятельств, теперь же - от его собственного, вполне осознанного решения, предать или не предать. Начинается противоборство с машиной тотального подавления, именуемой фашизмом. Что может хрупкий человек противопоставить этой грубой силе?

Вот тут-то и расходятся пути Сотникова и Рыбака. Рыбак ненавидит полицаев, он хочет вырваться из их лап, чтоб вновь быть со своими. Но в борьбе с "машиной" он продолжает руководствоваться все теми же резонами житейского здравого смысла, солдатской смекалки и изворотливости, которые не раз выручали его в прошлом. "Действительно, фашизм - машина, подмявшая под свои колеса полмира, разве можно бежать ей навстречу и размахивать голыми руками? Может, куда разумнее будет попытаться со стороны сунуть ей меж колес какую-нибудь рогатину. Пусть напорется да забуксует, дав тем возможность потихоньку смыться к своим". Вот образчик логики Рыбака.

Но сам-то Рыбак хочет сделать как лучше. Руководствуясь самыми благими намерениями, он начинает вести свою "игру" со следователем Портновым. Чтоб перехитрить врага, - подсказывает житейская мудрость, - "надо немного и в поддавки сыграть", чтоб не дразнить, не раздражать зверя, надо чуток и поступиться... Рыбаку хватает патриотизма на то, чтоб не выдать дислокацию своего отряда, но не хватает - чтоб умолчать о местоположении соседнего отряда, им можно и поступиться. И ведя эту "игру", которая все больше смахивает на торг, Рыбак незаметно для себя все дальше и дальше отступает, отдавая в жертву "машине" Петра, Демчиху, Сотникова. А Сотников, в отличие от Рыбака, с самого начала знает, что с машиной тотального порабощения играть в кошки-мышки нельзя. И он сразу отметает все возможности компромисса. Он выбирает смерть.

Что же поддерживает Сотникова в его решимости, чем крепит он свою душу? Ведь поначалу Сотников чувствует свою слабость перед полицаями. Те освобождены от морали, ничем не удерживаемая звериная сила хлещет в них через край, они способны на все - на обман, клевету, садизм. А он, Сотников, "обременен многими обязанностями перед людьми и страной", эти обязанности ставят массу моральных запретов. Больше того, они заставляют человека обостренно чувствовать свой долг перед другими людьми, испытывать вину за чужие несчастья. Сотников "мучительно переживал от того, что так подвел Рыбака, да и Демчиху", его гнетет "ощущение какой-то нелепой оплошности по отношению к этому Петру". С таким тяжелым бременем заботы о тех, кто вместе с ним попал в страшную беду, Сотников идет на казнь, и чувство долга перед людьми дает ему силы улыбнуться одними глазами мальчонке из толпы - "ничего, браток".

Выходит, груз обязанностей перед людьми и страной не ослабляет позиции человека перед звериной силой, вырвавшейся из узды моральных запретов. Наоборот! Чем тяжелее этот груз, тем прочнее, тверже стоит душа, доказывает Василь Быков. Чем суровей узы нравственных императивов, тем свободнее, увереннее совершает человек свой последний выбор - выбор между жизнью и смертью.

СОТНИКОВ

Главный герой, Сотников, окончил «учитель­ский институт», затем работал в школе. В 1939 г. пошел в артиллерийское училище. «Круглый год он получал… только пятерки и благодарности от начальства за боевую подготовку, мастерство и мет­кую стрельбу… Думалось, разразится война, и им будут обеспечены блестящая победа, ордена, га­зетная слава и все прочее, к чему они были впол­не подготовлены и чего, безусловно, заслужива­ли… Но на войне все получилось иначе». Сотников попадает на войну молодым - ему около двадцати шести лет. Первый бой стал для Сотникова и по­следним. Длился он всего несколько минут. Ко­лонна их полка четыре дня движется по дороге, никуда не сворачивая, поскольку нет команды. Их бомбит немецкая авиация. Возникают мысли, что полк окружен. Когда из-за приближающихся не­мецких танков наконец поступает команда «к бою», большая часть тракторов и орудий выводится из строя противником за несколько минут. Сотников в числе немногих командиров успевает быстро раз­вернуть гаубицу и открыть огонь по противнику. Его гаубица подбивает несколько танков, но очень скоро становится ясно, что бой проигран, и совет­ские солдаты бегут. Сотников спасается, но попа­дает в плен. Пленных ведут на расстрел. Один из пленных, тяжело раненный лейтенант, достает из- под бинтов нож и говорит своему однополчанину, что убьет хотя бы одного немца. Сотников слышит этот разговор, и в тот момент, когда колонна трога­ется в путь и лейтенант осуществляет задуман­ное, Сотников убегает.

Немец на коне догоняет его и начинает стре­лять. Но Сотников поднимает камни и кидает их во врага. Один из камней попадает в лицо фашис­ту, и таким образом Сотников получает время на то, чтобы добежать до болота и укрыться там. Спустя некоторое время он прибивается к парти­занам. Среди его новых товарищей - Коля Рыбак. Они ровесники с Сотниковым. Рыбак деревенский житель. В двенадцатилетнем возрасте он букваль­но остановил на скаку коня и спас свою сестру и соседскую девочку. С того времени Рыбак ниче­го не боялся.

У партизан кончаются запасы продовольствия. Командир посылает Рыбака в деревню за продук­тами. Выбирают того, кто пойдет вместе с Рыба­ком. Двое отказываются - один только что разо­брал пулемет, другой промочил ноги и не хочет заболеть и стать обузой своему напарнику. Согла­шается идти Сотников. Он сам простужен, но со­глашается идти из-за того, что не хочет, как дру­гие, отказываться. По дороге состояние Сотникова ухудшается: у него поднимается температура, он кашляет. Рыбак одет тепло - на нем полушубок, подаренный ему отцом девушки, выхаживавшей его после ранения. У Рыбака были близкие отно­шения с девушкой, и он даже обещал жениться на ней, но после того, как поправился, честно сказал, что, скорее всего, не вернется. Сотников одет пло­хо, чем вызывает досаду у Рыбака, который говорит, что тот мог бы разжиться одеждой. Рыбак отдает Сотникову свое полотенце, которое тот повязыва­ет на шею вместо шарфа. По дороге Рыбак пытает­ся развлечь Сотникова разговорами о девушках, еде, но тот не реагирует так, как ожидает Рыбак, - слишком плохо себя чувствует. Они подходят к ху­тору и видят, что он сожжен немцами. Они идут наугад в другую деревню. Сотников сильно отста­ет, никак не может прокашляться. Однако он от­вергает предложения Рыбака о помощи, так как не хочет показаться слабым. Возвращаться назад в отряд он также не хочет. Они доходят до дерев­ни Лесины. Рыбак и Сотников приходят в избу старосты Петра Качана. Староста - пожилой че­ловек - встречает их с достоинством. Он не реа­гирует на обвинения в сотрудничестве с немцами. Рыбак злословит по поводу чтения старостой Биб­лии. Жена старосты начинает угодливо суетить­ся: старается угостить незваных гостей, предла­гает попить Сотникову «зелья» от простуды, дает ему мешочек с сушеной малиной. Рыбак и старос­та выходят во двор. Сотников говорит старостихе, что расстреляет ее мужа. Она плачет и умоляет пустить ее к мужу. Женщина говорит о том, что их сын пропал без вести на войне. Но Сотников не­умолим. «Он ничего не желал этой тетке хороше­го и не хотел ничего брать». В памяти Сотникова свежо воспоминание о том, как едва не расстался с жизнью, заглянув в дом к такой же хлебосоль­ной женщине, - пока он ел принесенные ею уго­щения, она донесла на него полицаям. Рыбак же раздумывает убивать старосту. Он вспоминает о том, как когда-то точно так же резал в сарае овцу вме­сте со своим отцом. Он забирает овцу и благодарит старосту. Уходят. Рыбак сам несет овцу, а Сотни­ков просит не рассчитывать на его помощь - он все больше отстает. Ночью они нарываются на от­ряд полицаев, которые открывают огонь. Сотни­ков отстает, его ранят. Лежа в снегу, он начинает от­стреливаться. Рыбак вначале решает бросить своего товарища, но потом оставляет овцу и помогает Сот­никову, вынося его на себе. Сотников пытается ид­ти, но передвигается очень медленно. Они теряют направление. Когда рассвело, оказалось, что вмес­то леса они вышли на кладбище. Сотникову на­столько плохо, что Рыбак решает оставить его в пер­вом же доме, а сам хочет отнести овцу в отряд и вернуться с помощью. Утратив всякую осторож­ность, они заходят в крайнюю избу.

Навстречу им выходит девочка лет девяти, ко­торая присматривает за младшими братом и сест­рой в отсутствие матери. Приходит с работы мать по прозвищу Демчиха. Она дает понять, что ране­ный в доме ей не нужен. Она работает целыми днями, у нее только дети в доме, и, если полиция узнает, что в ее доме партизан, ей несдобровать. Рыбак сознает и сам, что это не вариант, и обду­мывает дальнейшие действия. Демчиха тем вре­менем дает им теплой воды и полотно, чтобы пе­ревязать рану Сотникова.

Рыбак начинает обрабатывать рану, но неожи­данно видит, что к дому идут полицаи. Он вместе с Сотниковым прячется на чердаке. Полицаи за­ходят в избу, требуют водки и еды. Демчиха гово­рит, что у нее нет ничего, что ей нечем кормить детей. Они собираются уходить, но слышат, как на чердаке кто-то заходится кашлем. Полицаи нахо­дят партизан, забирают их и Демчиху, которая голосит по свом детям. Оказалось, что полицаи с самой ночи шли по следу партизан. В перестрел­ке Сотников застрелил одного из них. Обнаружи­ли полицаи и брошенную овцу. Они установили, что овца принадлежала старосте, которого аресто­вали за пособничество партизанам. Староста, Ры­бак и Сотников оказываются брошенными в одну камеру. Через некоторое время к ним сажают девочку-еврейку Басю, обнаруженную полицаями в подполе у старосты. Оказывается, что место ста­росты Петр занял по приказу партии для того, что­бы не допустить в старосты Будилу, известного своей нечеловеческой жестокостью. Будила все- таки получил у немцев должность палача. На до­просе Сотникова зверски избивают, но он ничего не рассказывает. Староста держится на допросах с достоинством. Он готов к тому, чтобы умереть. Рыбак же пытается играть со следователем - он дает путаные ответы, частично склоняет его на свою сторону. Следователь предлагает Рыбаку вступить в ряды полицаев. Рыбак уговаривает Сотникова договориться между собою, что говорить, чтобы от­ложить расстрел, а потом, возможно, бежать. Но

Сотников с негодованием отвергает все предло­жения Рыбака. В ночь перед расстрелом в их ка­меру сажают Демчиху. Ее тоже казнят, хотя она ни в чем не виновата. Сотников решает взять всю вину на себя. Рыбак не может смотреть в глаза людям, которых они так подвели. Сотникову вспо­минается случай из детства, когда он взял без раз­решения маузер отца и выстрелил из него. Мать заставила его признаться отцу, и отец просил сы­на, поскольку тот сказал, что признаться решил сам. «Это был урок на всю жизнь. И он ни разу больше не солгал ни отцу, ни кому другому, за все держал ответ, глядя людям в глаза». Сотников счи­тает Рыбака предателем.

Всех пятерых утром ведут на казнь. Сотников принародно объявляет себя красным командиром, остальных же просит считать невиновными и от­пустить. Но на его слова никто не обращает вни­мания. Рыбак просит, чтобы позвали следователя. Он заявляет, что согласен работать на фашистов. Его сразу же освобождают и дают приказ сопро­вождать Сотникова к месту казни. Казнить их со­бираются через повешение. Вначале вешают ста­росту, потом - Басю, после нее вешают Демчиху, до последнего момента умоляющую пощадить ее ради детей. Рыбак подводит Сотникова к чурбаку, помогает подняться на него, накидывает петлю на шею и вышибает чурбак из-под ног. При этом Ры­бак просит прощения у Сотникова, но тот посыла­ет его к черту.

За «способности» Рыбака полицаи хвалят. Он встает в один строй с ними. Для него как будто ни­чего не изменилось - он чувствует себя так, как будто находится среди партизан. Он считает во всем виноватым Сотникова - ему, больному, сле­довало отказаться идти вместе с ним. В этом слу­чае командир послал бы еще кого-то. Рыбак пони­мает, что свом поступком он навечно связал себя с полицаями. Его выбор сделан, и за этот выбор он будет расплачиваться всю свою жизнь. Его всегда будет окружать только ненависть людей. Он пы­тается покончить с собой, но у него нет ремня, что­бы повеситься. Такова его судьба - «судьба заплу­тавшего на войне человека».